05.08.2019

Северные виражи

В России появятся регионы, где можно будет открывать платные автодороги без альтернативных бесплатных дублеров. В виде исключения. Касается это только Крайнего Севера и приравненных к нему территорий. Закон об этом сегодня публикует "Российская газета".

Проблема строительства платных дорог, там, где им нет бесплатной альтернативы, стала на Крайнем Севере особенно актуальной из-за стремительного изменения климата. Сроки установки ледовых переправ и строительства зимников год от года сдвигаются. Все чаще в начале сезона большегрузы проваливаются под неокрепший лед, а поселки надолго оказываются отрезанными от мира: месяцами пустуют полки магазинов, невозможно завезти топливо. В такой ситуации грузы можно доставлять только вертолетом, что очень дорого.

Территория Ямала, например, это полторы Франции, а плотность населения здесь всего один человек на два квадратных километра. Расстояние между населенными пунктами 200-600 километров, между подавляющим большинством из них автосообщения нет.

Между тем на стадии обсуждения закона о строительстве безальтернативных платных дорог на Крайнем Севере вызвало волну кривотолков. СМИ пестрели заголовками в духе "на Севере теперь будут строить только платные дороги". Что, по меньшей мере, вызывает улыбку недоумения у экспертов и самих жителей северных регионов. Как отмечают специалисты, надеяться, что частники везде станут вкладывать деньги в северные дороги, наивно.

"Бизнес умеет считать деньги, — отмечает врио заместителя директора Института экономики Уральского отделения РАН Михаил Петров. — Платные дороги выгодно строить там, где есть якорные объекты. Как, например, в случае с мостом через реку Пур. Чего не скажешь о местах, где расположены главным образом социальные объекты".

Необходимость в платных трассах без дублеров на Крайнем Севере актуальна из-за смены климата

Это мнение подтверждает глава Березовского района Югры Владимир Фомин: "Наш район не промышленный, в нем живут всего-навсего 25 тысяч человек, и никакой инвестор к нам точно не придет, потому что вложения в строительство дорог, тем более дорогих северных, возможно, не окупятся никогда".

Строить новые мосты и дороги на Севере на деньги инвесторов продолжат там, где это целесообразно, отмечают в правительстве Ямало-Ненецкого АО. Механизм реализации каждого конкретного проекта должен быть обоснован. Если речь идет о крупных инфраструктурных проектах, комплексном освоении территории, то концессия, как правило, интересна с экономической точки зрения. В других случаях есть смысл финансировать стройку из бюджета.

В Югре к механизмам государственно-частного партнерства при строительстве безальтернативных дорог пока только присматриваются. По крайней мере в ближайшие годы таких проектов не планируют, сообщили "РГ" в правительстве автономного округа. "Но возможность, предоставляемая законом, позволит заложить базу развития государственно-частного партнерства на будущее, когда надо будет строить дороги в самых забытых богом местах, где бюджетных средств может не хватить никогда", — резюмирует Михаил Петров.

Источник

Источник