16.06.2023

Перспективы развития Северного морского пути обсудили на ПМЭФ

Развитие Северного морского пути — одна из ключевых тем в повестке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

Сегодня перспективы важнейшего для России и всего мира транспортного коридора обсудили участники сессии «Северный морской путь: новые вызовы». Как отметил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, СМП — это новый маршрут, который международная ситуация делает крайне востребованным.

«Степень напряженности на традиционных морских маршрутах из Восточной Азии в Европу растет. Есть сценарии, при которых эти пути могут быть резко нарушены. Речь идет о миллиарде тонн грузов, о снабжении 3 млрд человек импортом — в первую очередь продовольствием и едой. Поэтому СМП как альтернативный путь необходим миру. И в первую очередь он необходим нам. Это ворота для вывоза грузов, которые дадут уже проинвестированные арктические проекты. В этом смысле наша работа сейчас носит догоняющий характер. В Арктике уже вложены триллионы рублей, чтобы реально сформировалась новая экономика не просто Севера, новая экономика России», — отметил министр.

Грузопоток по СМП вырос с 4 млн т в 2014 году до 34 млн т в 2022 году и в пять раз превысил рекорд советского времени. Сегодня СМП это ключевой транспортный коридор для экспорта нефти, СПГ, минудобрений, металлов и другой продукции с высокой добавленной стоимостью.

Подтвержден спрос на Северный морской путь со стороны российского бизнеса: заключены соглашения с крупнейшими грузоотправителями (бизнес гарантирует объемы, государство — инфраструктуру, «Росатом» — ледовую проводку). Наряду с трехсторонними соглашениями с компаниями, обеспечивающих экспортный грузопоток по СМП, планируется перевести на СМП грузы от новых проектов, развивать каботажные и транзитные перевозки, задействовать СМП для транспортировки грузов с Восточного полигона.

Уже запущена регулярная каботажная линия между Петербургом и Владивостоком по субсидируемым тарифам. 20 июня стартует очередной рейс. Регулярная каботажная линия запущена в 2022 году, совершено 2 рейса. В этом году рейсов будет уже 3, расширится количество портов захода — с 4 до 11. Порты отправления и назначения дополнены Архангельском и Находкой, в маршрут также включен порт Магадан. Порты отправления и назначения дополнены Архангельском и Находкой, в маршрут также включен порт Магадан.

Планом развития СМП предусмотрен рост грузооборота — более чем в 6 раз к 2030 году, масштабные инфраструктурные проекты, строительство ледоколов, судов ледового класса, портов и терминалов, расширение спутниковой группировки, создание в Арктике аварийно-спасательных центров и др.

По словам специального представителя по вопросам развития Арктики Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Владимира Панова, Северный морской путь — это, в первую очередь, маршрут на азиатские рынки, часть мировой логистики. Расстояние от Мурманска до Шанхая составляет 7 тыс. миль, в обратную сторону, через Гибралтар и Суэцкий пролив — 12,5 тыс. миль. «Безопасность, технологичность и устойчивость Севморпути с каждым днем становится все более очевидными все большему количеству партнеров. Это новый маршрут мировой логистики и коридор будущего. При этом есть и минусы: лед и продолжительность открытой навигации. Но мы научились ходить во льдах безопасно и эффективно», — подчеркнул Панов.

Первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов в выступлении на сессии «Северный морской путь. Итоги и планы» отметил, что в организации мировой логистики назрели изменения, и весь объем грузооборота между Азией и Европой не может быть отправлен исключительно традиционными логистическими маршрутами. Он также напомнил, что в Арктической зоне находятся 75% запасов горючего газа России, а Севморпуть является транспортной артерией, которая позволит вывозить грузы из территорий Крайнего Севера.

«Необходимо создавать и развивать инфраструктуру, в том числе береговую инфраструктуру, которая позволит, осваивая территории Сибири и Дальнего Востока, выйти на трассы Северного морского пути. Это и внутренние водные пути, и портовая инфраструктура, и флот. Уже сейчас заложено огромное количество судов, этот перспективный заказ, конечно, положительным образом скажется на отрасли. Мы эту работу продолжим», — отметил он.

Уже обеспечено эффективное взаимодействие со всеми грузоотправителями, улучшено качество прогнозирования ледовых условий: каждый рейс спланирован и обеспечен ледокольным сопровождением. В то же время, по словам Гусейнова, важнейшие задачи — обеспечение кадрами и введение в эксплуатацию новых ледоколов.

Вопросы развития традиционных и новых морских маршрутов перевозки грузов и портовой инфраструктуры в новых геополитических условиях обсудили участники сессии «Портовый разворот: через Запад на Восток». На Дальнем Востоке продолжается реализация проектов, направленных на расширение портовой инфраструктуры.  В 2022 году мощность морских портов ДФО увеличилась на 9,9 млн тонн и достигла 304 млн тонн. Построены новые терминалы в Приморье, на Камчатке. В топ-3 грузов наряду с углем и нефтью входят контейнеры — перевалка этого вида грузов растет. В стадии проектирования и строительства — еще 15 проектов с общим приростом пропускной способности портов свыше 80 млн тонн до 2030 года. В этом году ожидаемый прирост портовых мощностей составит 25 млн тонн.

Источник