О перечне приоритетных проектов, реализуемых на территории Арктической зоны Российской Федерации

Скачать .pdf (13.56 МБ)

Правительство Российской Федерации

Министерство экономического развития
Российской Федерации

19.05.2016 № 14605-АЦ/Д29и

О перечне приоритетных проектов,
реализуемых на территории
Арктической зоны Российской Федерации

Поручение Правительства
Российской Федерации
от 21 апреля 2016 г. № РД-П16-2680 (пункт 3)

 

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России представляет материалы к заседанию Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации и президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, предусмотренные пунктом 1 повестки указанного заседания.

Одновременно направляем представленные в Минэкономразвития России материалы Минюста России, Минвостокразвития России, Минкультуры России, Роснедр, Мурманской области, Калининградской области и Госкорпорации «Росатом».

Приложение

А.В. Цыбульский

 

Материалы к заседанию президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации по вопросу: «О перечне приоритетных проектов, реализуемых на территории Арктической зоны Российской Федерации, и мерах по обеспечению их реализации»

На текущем этапе развития Арктической зоны Российской Федерации приоритетной задачей становится разработка системы мер адаптации региональных экономик, а также приспособления конкретных проектов к негативным последствиям изменения глобальной финансовой конъюнктуры.

Резко актуализируется проблематика, связанная с уточнением перечня приоритетных комплексных инвестиционных проектов, обладающих значительным мультипликативным эффектом и способных стать «драйверами» комплексного социально-экономического развития макрорегиона, их увязкой с общегосударственными, отраслевыми и корпоративными стратегиями, программами и планами, а также объединением в стратегические направления, агрегированные до уровня компетенции федеральных органов исполнительной власти и координационных правительственных органов (Государственная комиссия по вопросам развития Арктики).

Минэкономразвития России полагает, что именно в период преодоления негативных последствий глобальной финансово-экономической нестабильности высший приоритет должен отдаваться крупным комплексным проектам территориального и макрорегионального развития.

В рамках подготовки к заседанию президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, Минэкономразвития России были собраны и проанализированы предложения по перечню приоритетных проектов, реализуемых или запланированных к реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации, поступившие от Минэнерго России, Минприроды России, Минпромторга России, Минсельхоза России, Росморречьфлота, Минкультуры России, Росрыболовства, Госкорпорации «Роскосмос», Госкорпорации «Росатом», Мурманской области, Архангельской области, Ненецкого автономного округа, Республики Коми, Ямало-Ненецкого автономного округа, Красноярского края, Якутии, Чукотского автономного округа, а также ОАО «РЖД», ПАО «ГМК «НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ», АК «АЛРОСА», ПАО «ГАЗПРОМ», ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НОВАТЭК».

На основании представленной информации был сформирован перечень проектов, реализуемых или запланированных к реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации, состоящий из 145 проектов. Были представлены проекты по следующим направлениям:

- Добыча и переработка полезных ископаемых - 38,9%;

- Транспорт - 18%;

- Добыча и переработка алмазов - более 15%;

- Геологоразведка - 7%;

- Промышленность - 5%;

- Энергетика - 5%;

- Рыбная промышленность и сельское хозяйство - более 4%;

- Экология - 2%;

- Телекоммуникации - 1,5 %;

- Туризм - менее 1%;

- Социальная сфера - менее 1%;

- Прочее-2%.

Принимая во внимание процентное соотношение по вышеуказанным направлениям, можно отметить, что основной спецификой развития Арктической зоны Российской Федерации является добыча и переработка полезных ископаемых. Из 56 проектов по данному направлению 36 реализуются или будут реализованы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Соотношение количества проектов в транспортной сфере равномерно распределено между всеми арктическими субъектами, вместе с тем с точки зрения капиталоёмкости и масштабности проектов выделяются Мурманская и Архангельская области, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Проекты по другим направлениям представлены в незначительной степени, среди них отсутствуют капиталоемкие проекты, способные оказать комплексное влияние на развитие Арктической зоны Российской Федерации.

Значительная часть комплексных проектов, в том числе по развитию инфраструктуры реализуется или предлагается к реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа - 30%, Мурманской области - более 10% и Архангельской области - более 6%.

Минэкономразвития России выделило из представленных проектов ряд системообразующих, которые уже сейчас являются или в перспективе могли бы стать «якорными» для развития субъектов Арктической зоны Российской Федерации и оказать мультипликативный эффект на менее значимые, локальные проекты, а также на прилежащие (не арктические) территории.

С учетом проделанного анализа из представленных 145 проектов, наиболее приоритетными можно определить порядка 17 проектов.

Основными характеристиками при определении приоритетных проектов является их влияние на развитие как отдельных субъектов, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, так и на весь арктический макрорегион в целом. Кроме того это проекты, значимость которых подтверждается всеми факторами: федеральными органами исполнительной власти, арктическими субъектами и крупными промышленными компаниями. Реализация же других предложенных проектов во многом будет зависеть от успешной реализации приоритетных.

Прежде всего, определяя приоритетные проекты в Арктике, Минэкономразвития России исходило из их системного характера, имеющего межотраслевую и экстерриториальную направленность. В реализации таких проектов должны быть задействованы как федеральные и региональные органы государственной власти, так и крупные промышленные компании.

Немаловажным фактором при реализации таких системообразующих проектов должно стать их влияние на развитие тяготеющих и не арктических территорий, их научного и промышленного потенциала, так как данные проекты формируют «заказ» для на кадры, технологии и технику.

Кроме того, вывод на полную мощность таких проектов позволит увеличить грузопоток по трассам Северного морского пути, окажет положительное влияние на его развитие в качестве перспективного транзитного транспортного коридора.

В частности, среди приоритетных, можно выделить такие проекты в сфере развития транспортной инфраструктуры в Арктике, как создание «Северного широтного хода», комплексное развитие Мурманского транспортного узла и строительство морского порта в п. Сабетта. В сфере добычи полезных ископаемых - реализация проекта «Ямал СПГ» и освоение нефтяного месторождения «Приразломное».

В то же время, часть представленных приоритетных проектов, таких как строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» и глубоководного района морского порта Архангельск, создание глубоководного морского порта Индига и железной дороги к нему, хотя и включены в документы стратегического планирования Российской Федерации (Транспортная стратегия, Стратегия социально-экономического развития СЗФО), однако в связи с тем, что необходимых обоснований и точных расчетов по ним не подготовлено, окончательные решения об их реализации в настоящее время не приняты.

В этой связи их проработка и расчет могут быть осуществлены, в том числе в рамках формирования экономических моделей развития «опорных зон» в Арктике.

 

Следует отметить, что предложенный Минэкономразвития России подход по формированию «Опорных зон развития в Арктике», который был одобрен на заседании президиума Государственной комиссии (9 марта 2016 г., г. Мурманск), имеет непосредственную взаимоувязку с реализацией приоритетных проектов.

Данный подход должен стать основным механизмом реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

Формирование «опорных зон» предусматривает развитие территории как целостного проекта по принципу обеспечения взаимоувязки всех «отраслевых» мероприятий на этапах планирования, целеполагания, финансирования и реализации, что позволит сократить все виды затрат и издержек.

Это будут проекты федерального значения, так как в первую очередь они должны быть нацелены на развитие макрорегиона в целом, а не только отдельных субъектов. Кроме того, проекты могут быть реализованы в границах нескольких регионов.

Вместе с тем полноправными участниками проектов по созданию «опорных зон развития» должны стать регионы и бизнес, работающий в Арктике. То есть речь идёт о проектах, на реализацию которых должны быть направлены усилия всех «интересантов»: государства (в лице как федеральных, так и региональных органов власти), бизнеса и населения.

Кроме того «опорные зоны» будут влиять на развитие «тяготеющих территорий», хозяйственная деятельность которых напрямую зависит от состояния Арктической зоны и ее инфраструктуры. Это, прежде всего, районы, в транспортном плане завязанные на Севморпуть и на которых в том числе формируется грузовая база для него.

Во-вторых, формирование «опорных зон» не возможно без включения в процесс предприятий, научно-образовательных центров, судостроительных и иных заводов, расположенных вне Арктической зоны, но в силу своей специализации осуществляющих выпуск продукции, развитие услуг либо подготовку кадров для арктических нужд. Формирование подобных научно-производственных цепочек обеспечит поставки отечественной продукции и технологий, послужит основой для реализации крупных промышленных проектов в Арктике, даст дополнительный толчок импортозамещению и развитию отечественной науки и промышленности.

Таким образом, «опорная зона» - это в первую очередь проект планирования и обеспечения комплексного развития арктических территорий с целью достижения стратегических интересов Российской Федерации в Арктике на базе взаимоувязанного применения всего комплекса действующих инструментов и механизмов государственной поддержки.

Представляется, что многие выбранные приоритетные проекты могут стать системообразующими («якорными») для «опорных зон развития в Арктике», также в «опорных зонах» могут быть реализованные проекты, взаимоувязанные с приоритетными проектами.

 

При подготовке материалов заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, входящими в состав Арктической зоны Российской Федерации, и организациями были описаны основные риски и проблемы при реализации проектов в Арктике, а также предложения по совершенствованию мер нормативно-правового регулирования

В настоящее время в условиях нестабильности мировой финансовой системы и санкционных ограничений инвестиционные возможности государства, а также частного бизнеса значительно снизились. Финансирование многих проектов, связанных с комплексным развитием Арктической зоны Российской Федерации, приостановлено или подвергается регулярному секвестированию, что повышает риски недостижения заявленных целей и задач. На эти риски обращают внимание практически все заинтересованные субъекты государственной политики Российской Федерации в Арктике.

В этой связи можно выделить следующие риски и проблемы:

недостаточное финансирование проектов;

сложности в получении заемных средств;

риск невыполнения условий лицензионного соглашения и потеря лицензий (для добывающих предприятий);

несовершенство нормативно-правовой базы;

неразвитость инфраструктуры (особенно транспортной);

сложность транспортных схем, длительный период доставки оборудования и материалов;

сезонность работ, короткий строительный сезон;

отсутствие квалифицированных кадров;

риск вывоза стратегического сырья за пределы России (при освоении месторождений полезных ископаемых иностранными компаниями).

В целях минимизации данных рисков были предложены следующее механизмы поддержки проектов:

прямая поддержка капитальных вложений из федерального и регионального бюджетов;

помощь в привлечении стратегического инвестора;

предоставление налоговых льгот хозяйствующим субъектам (в том числе предоставление льготы по НДПИ);

предоставление субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитам на осуществление инвестиций в основной капитал или инвестиционные цели;

предоставление субсидий на транспортировку рыбной продукции и энергоносителей;

софинансирование части затрат на научно-исследовательские работы;

использование права государства на выкуп земельных участков под государственные нужды (для реализации инфраструктурных проектов);

включение проектов по геологоразведке в План геологоразведочных работ, финансируемый за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год.

 

Стоит отметить, что ряд предложений, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы, будет закреплен в рамках разрабатываемого Минэкономразвития России проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации».

При повсеместном сжатии кредитной массы представляется необходимым диверсифицировать источники финансирования перспективных направлений развития арктического макрорегиона и приоритетных комплексных проектов. Помимо федерального и региональных бюджетов представляется целесообразным активнее вовлекать в этот процесс механизмы государственно-частного партнерства, с использованием потенциала государственных институтов развития, а также иностранных инвестиций.

При этом на текущем этапе развития макрорегиона при обеспечении перехода от отраслевого к комплексному развитию задачи приоритезации проектов наиболее актуальны в разрезе, как минимум, двух направлений:

1. Обеспечение скоординированной реализации уже осуществляемых проектов в соответствии с отраслевыми приоритетами федерального уровня, что позволит обеспечить мультипликативный эффект и стать основой для реализации комплексного территориального развития Арктической зоны Российской Федерации в формате «опорных зон».

В этой связи к критериям определения приоритетных отраслевых проектов, требующих надведомственной координации, в сфере социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации можно отнести:

- наличие утвержденного финансирования из федерального бюджета;

- утвержденные основные параметры проекта, включая сроки и этапы реализации, конечные пообъектные результаты;

- конкретность и адресность проектов;

- соответствие приоритетам государственной политики Российской Федерации в Арктике;

- системообразующее, стержневое влияние на формирование «опорных зон» - создание инфраструктурных условий для их развития.

Для таких проектов необходима межведомственная увязка и координация по срокам, объемам финансирования, показателям и индикаторам, ожидаемым результатам. В соответствии с решениями Государственной комиссии по вопросам развития Арктики предлагается для выделенного, согласно предложенным критериям, перечня приоритетных проектов по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить их курирование на уровне Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, а ответственным федеральным органам исполнительной власти - представить детальные поэтапные планы их реализации.

2. Отбор приоритетных («якорных») проектов «опорных зон», которые способны лечь в основу реализации этого подхода на конкретных территориях. Такие проекты должны обладать мультипликативным эффектом и значительным влиянием на развитие смежных отраслей, инфраструктуры, социальной сферы.

При отборе проектов целесообразно использовать следующие основные критерии:

- вклад проекта в решение основных задач государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»;

- влияние проекта на социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, и в первую очередь на развитие «опорных зон»;

- целесообразность использования программно-целевых инструментов государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» для устранения институциональных барьеров в интересах эффективной реализации проектов.

Эти «якорные» проекты развития «опорных зон» лягут в основу при разработке комплексных проектов по созданию «опорных зон развития в Арктике», запланированных к реализации в качестве одного из основных мероприятий в проекте государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

Приложение

Скачать .pdf (13.56 МБ)