Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

13/11/2019

Оглавление

Арктический туризм

Мурманск, Югра и винный Крым: туристы зимой нацелились на нестандартные туры

Вестник АТОР, 12/11/2019

Туроператоры рассказали «Вестнику АТОР» о самых востребованных российских направлениях на зимний сезон. Хит-лист в целом выглядит стабильно, однако, говорят эксперты, в этом году укрепляется тенденция роста спроса на креативные зимние путешествия.
···
ОТ МУРМАНСКА ДО ЮГРЫ И КАМЧАТКИ: СКОЛЬКО СТОИТ ЗИМНЯЯ ЭКЗОТИКА

Новое направление, которое с каждой новой зимой обращает на себя внимание все большего количества россиян – Мурманск. Сюда едут за суровой, но невероятной природой и, конечно, ее самым удивительным явлением – северным сиянием. Тем более поохотиться за ним здесь намного дешевле, чем, например, в Норвегии.

«Мурманск пока только набирает обороты, но уже можно сказать, что направление популярно у туристов. В чем причина? Мурманск – это своеобразная экзотика, а туристы сейчас как раз ищут путешествия, способные подарить самые яркие эмоции. Можно сказать, что путешественники стремятся быть не просто туристами, а настоящими коллекционерами впечатлений», – говорит Артур Мурадян, генеральный директор компании Space Travel.

Отправиться в 4-дневный тур в Мурманск по линии туроператора Space Travel можно за 20 тыс. рублей на человека, без учета дороги.

Востребованность Мурманска подтверждают и в компании «Мастерская путешествий».

«Мы отмечаем высокий интерес к нашей программе «Ворота в Арктику», в рамках которой туристы знакомятся с невероятными красотами русского Заполярья. Интерес туристов к нестандартным путешествиям – естественное явление нашего времени, когда туристы гонятся не столько за роскошными отелями, сколько за захватывающими эмоциями, которые запомнятся на всю жизнь», – рассказывает Владимир Лутов, генеральный директор туроператора «Мастерская путешествий». Такой тур, по данным сайта туроператора, обойдется в 17 600 р. на человека.

Именно желанием туристов найти острые ощущения в родной стране, испытать новые эмоции, объясняется, по словам Владимира Лутова, и высокий интерес к новой программе туроператора «ЧУМовая Югра. В краю хантов и манси».

В рамках этой трехдневной программы туристы посещают 3 региона – Ханты-Мансийск, Сургут и Когалым, где знакомятся не только с природными красотами, но и бытом местных жителей, а также посещают стойбища оленеводов. Стоимость такого тура около 19 тыс. рублей на человека, без учета дороги.
···

Первоисточник: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/49294.html

Биоресурсы

Экологи предлагают сократить в России квоты добычи белух в просветительских целях

ТАСС, 12/11/2019

ВЛАДИВОСТОК, 12 ноября. /ТАСС/. Добыча белух в России требует законодательного регулирования, в частности, необходимо запретить или сокращать квоты на их вылов и прописать понятие "добычи в культурно-просветительских целях", считают опрошенные ТАСС эксперты - ученые и общественники.

В июне 2019 года вице-премьер РФ Алексей Гордеев в ходе "Прямой линии с Владимиром Путиным" заявил, что правительство России приняло решение запретить вылов косаток в культурно-просветительских целях. Поводом к такому решению стал широкий резонанс, который вызвало существование "китовой тюрьмы" в Приморском крае, где содержались выловленные для продажи в Китай косатки и белухи. Вылавливать косаток, по словам Гордеева, можно будет только в научных целях и в рамках квот для народов Крайнего Севера, при этом подобного решения не принято относительно белух. При этом, Росприроднадзор пока не согласовал общие допустимые уловы на белух и косаток в 2020 году.

"Численность различного вида косаток, а также белух в морях Дальнего Востока и Северного Ледовитого океана достаточно высока. Нужно лишь правильно регламентировать деятельность по их добыче и отлову. До сих пор у нас действуют на некоторых животных квоты на добычу в культурно-просветительских целях, хотя это понятие недостаточно прописано в законодательстве", - сообщил ТАСС координатор программы по устойчивому морскому рыболовству Камчатского экорегионального офиса Всемирного фонда дикой природы (WWF) Сергей Коростелев.
···
Учитывая историю "китовой тюрьмы" в Приморье, откуда лишь в минувшие выходные удалось окончательно освободить всех животных, запрет на вылов косаток однозначно необходим, уверен главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН Владимир Раков.

"Вылов косаток однозначно должен быть запрещен, несмотря на то, что большая косатка не внесена в нашу Красную книгу. Это социальные животные - потеря каждой особи сказывается на всей группе. Что касается белух, то сегодня на них выделяются квоты на вылов для чукчей, для коряков. Но коренное население Чукотки за последние годы уже уменьшилось, поэтому и квоты по отлову белух можно и нужно сократить", - заметил Раков.

Полный запрет на добычу косаток и белух поддерживает и биолог-охотовед, руководитель группы помощи дельфинам Черного моря Владимир Латка. История с "китовой тюрьмой", говорит он, показала такую необходимость.

"Необходим запрет добычи белух и косаток и полный запрет на продажу морских млекопитающих в страны АТР. Белуха в глазах всего мира - это символ Арктики, а Россия позиционирует себя как главная арктическая страна", - сказал он.

Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/7104947

Архангельские ученые открыли девять новых видов пиявок

Российская газета, 12/11/2019

Архангельские биологи в ходе экспедиций на Дальний Восток и в Юго-Восточную Азию обнаружили девять неизвестных видов пресноводных пиявок. Ученые впервые доказали существование особой экологической группы - моллюсковых пиявок, обитающих внутри раковин.

Как сообщает пресс-служба Федерального центра комплексного изучения Арктики РАН со ссылкой на журнал Scientific Reports, три вида пиявок были обнаружены в дальневосточных водоемах России, пять - в Мьянме, еще один обитает в реках Южной Кореи. Семь из них паразитируют в раковинах пресноводных моллюсков, причем в одной может находиться до 50 особей. Еще два вида относятся к свободноживущим.
···

Первоисточник: https://rg.ru/2019/11/12/reg-szfo/arhangelskie-uchenye-otkryli-deviat-novyh-vidov-piiavok.html

ПетрГУ на Арктическом совете

Петрозаводский государственный университет, 12/11/2019

В столице Гренландии г. Нуук прошло совещание с участием экспертов рабочей группы CAFF (Conservation of Flora and Fauna ) Арктического Совета.

В совещании, как представитель от России в группе по изучению берегов Арктики (Coastal Expert Monitoring Group), участвовала профессор, доктор биологических наук, сотрудник кафедры ботаники и физиологии растений Института биологии, экологии и агротехнологий Людмила Александровна Сергиенко .

КАФФ является рабочей группой Арктического совета по биоразнообразию и состоит из национальных представителей, назначаемых каждым из восьми государств-членов Арктического совета (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция), представителей организаций коренных народов, являющихся постоянными участниками Совета, и стран и организаций-наблюдателей Арктического совета. Рабочая группа CAFF действует в соответствии с правилами процедуры Арктического совета.

КАФФ служит средством для сотрудничества в области управления и использования видов и местообитаний, обмена информацией о методах управления и режимах регулирования и содействия принятию более компетентных решений. Он обеспечивает механизм выработки общих ответов на вопросы, имеющие важное значение для арктической экосистемы, такие как развитие и экономическое давление, возможности сохранения арктической биоты и политические обязательства государств – участников.

В течении трех дней ученые, представители коренных народов Севера, обсуждали вопросы разработки долгосрочного междисциплинарного, комплексного панарктического плана мониторинга биоразнообразия береговой арктической биоты. В плане предусмотрены определение ключевых абиотических параметров, относящихся к прибрежному биоразнообразию, которые нуждаются в постоянном мониторинге. Основное внимание было уделено разработке наукоемкой платформы для объединения знаний ученых приарктических государств и коренных народов Севера с целью предоставления, и распространения информации об арктических прибрежных видах и экосистемах.

Л.А. Сергиенко представила презентацию, подготовленную группой российских специалистов по биоте АЗРФ (Арктическая Зона Российской Федерации), к которой были отмечены следующие особенности изучения российской Арктики: сбор основной информации проводится научными институтами, университетами в арктической зоне, заповедниками, заказниками и национальными парками, через выполнение проектов по арктической тематике. Повторение мониторинговых исследований иногда затруднено из-за большой площади арктической территории, основной мониторинг на уровне общин основан на партнерстве с организациями и общинами коренных народов и направлен на сбор и интеграцию традиционных экологических знаний в последующую деятельность.

По результатам совещания было принято решение, что первым шагом по осуществлению плана мониторинга биоразнообразия прибрежных районов Арктики является создание серии карт, показывающих распределение береговых ландшафтов, с местными географическими названиями, создание веб-геопространственной платформы для описания существующих знаний о биоразнообразии прибрежных районов, включая научные данные и данные коренных народов Севера.

Первоисточник: https://petrsu.ru/news/2019/60344/petrgu-na-arktitches

Ученые объяснили соседство зимняков с сапсанами в Арктике обилием грызунов у их гнезд

ТАСС, 12/11/2019

МОСКВА, 12 ноября. /ТАСС/. Сотрудники Арктического научно-исследовательского стационара - филиала Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН выяснили, что хищные птицы Арктики - зимняки - гнездятся рядом с другими хищными птицами - сапсанами, так как находят возле гнезд последних обилие грызунов для своего питания. Об этом сообщается во вторник на официальной странице стационара в Instagram.

В августе Минобрнауки РФ сообщило, что сотрудники стационара совместно с партнерами из Норвегии выяснили, что зимняки за последние 20 лет приспособились к изменениям в видовом составе грызунов в регионе, вызванном глобальным потеплением. Они стали питаться не леммингами, численность которых резко сократилась, а полевками.

"Минимальное расстояние между гнездами хищных птиц в Арктике колеблется от 700 до 1800 м, но зимняки могут гнездиться на расстоянии 50 м от сапсана. Наиболее очевидная причина этого странного соседства - это то, что зимняки гнездятся около сапсанов в поисках дополнительной защиты от хищников. На прошлой неделе вышла наша статья в американском журнале Auk (американский научный журнал, посвященный орнитологии), в которой мы выдвинули и доказали другую гипотезу, объясняющую данный феномен природы", - говорится в сообщении.

Согласно гипотезе, вокруг гнезд сапсанов, которые выгоняют всех хищников со своей территории, создают безопасные условия для грызунов, которыми питаются зимняки.

"Сапсаны не питаются грызунами (за очень редким исключением) и выгоняют всех хищников со своей территорию. Вокруг гнезд сапсана плотность грызунов становится выше, чем в других местах. Когда зимняки прилетают гнездиться и видят, что в тундре грызунов почти нет, замечают эти "грызунячьи шанхаи" и строят там свои гнезда, а сапсаны, которые прилетают потом, гнездятся там, где всегда гнездились. Сапсаны намного агрессивнее зимняков и могут построить свои гнезда рядом с зимняками, а зимняки крупнее сапсанов и могут не улетать с уже занятой территории", - уточняется в сообщении.
···

Первоисточник: https://tass.ru/v-strane/7107288

Коренные малочисленные народы

В Салехарде обсуждают вопросы развития языка народа ханты

Комсомольская правда Ямал, 12/11/2019

В Салехарде проходит двухдневная межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы сохранения и развития языка народа ханты». Мероприятие приурочено к Международному году языков коренных народов.

- Во всем мире языки коренных малочисленных народов находятся под угрозой исчезновения, – отметила главный научный сотрудник Института филологии СО РАН, заведующая кафедрой общего и русского языкознания НГУ Наталья Кошкарёва.

По ее словам, это общие процессы глобализации, которые заметны во всем мире. Представители младших поколений все меньше говорят на своих родных языках в повседневной жизни.

Она также отметила, что большой вклад в развитие и сохранение языков коренных народов вносит именно Ямал.

Так, изучение родных языков вводится в дошкольные и школьные учреждения образования. Ямальскими учёными разрабатываются учебные пособия для школ. Издаются словари, монографии и сборники статей, посвященные изучению культуры, литературы и языков коренных малочисленных народов Севера. В Научном центре изучения Арктики ведётся большая работа по наполнению фольклорного архива Ямала.

Первоисточник: https://www.yamal.kp.ru/online/news/3669087/

Международные отношения

Посольство РФ в Дании отрицает фабрикацию письма главы МИД Гренландии

NEWS.ru, 12/11/2019

Посольство Российской Федерации в Дании опубликовало официальное заявление, в котором опровергло обвинения в фабрикации письма министра образования, культуры, церкви и иностранных дел Гренландии Ане Лоне Баггер американскому сенатору Тому Коттону.

Информация была опубликована 12 ноября 2019 года в газете «Политикен».

Российское посольство уточняет, что заявления датских политиков и экспертов являются бездоказательными, основанными на «ложном представлении о политике России в Арктике».

"Россия осуществляет масштабную программу по социально-экономическому развитию российской части Арктики и заинтересована в укреплении доверия между арктическими государствами, сохранении стабильности и безопасности в этом регионе. Россия никогда не вмешивалась и не вмешивается во взаимоотношения между арктическими государствами", — говорится в заявлении, опубликованном на странице посольства РФ в Facebook.

Также уточняется, что к фабрикации письма могут быть причастны те, кому выгодна политика конфронтации и взаимного отчуждения между арктическими государствами.

Как ранее писал News.ru, новый бронированный ледокол ВМФ РФ «Иван Папанин» удивил датских журналистов. Автор издания Berlinkske выпустил статью «Новый арктический кулак Путина» — именно так он и назвал российский ледокол.

Первоисточник: https://news.ru/politics/posolstvo-rf-v-danii-otricaet-fabrikaciyu-pisma-glavy-mid-grenlandii/

Научная конференция «Россия и Канада: возможности для сотрудничества»

Российский совет по международным делам, 12/11/2019

8 ноября 2019 г. в Институте США и Канады РАН прошла научная конференция «Россия и Канада: возможности для сотрудничества», организованная Российским обществом изучения Канады.

В рамках конференции обсуждались проблемы и возможности сотрудничества России и Канады, включая взаимодействие в Арктике, а также в области науки и культуры. Кроме того, обсуждались итоги прошедших парламентских выборов в Канаде.
···

Первоисточник: https://russiancouncil.ru/news/nauchnaya-konferentsiya-rossiya-i-kanada-vozmozhnosti-dlya-sotrudnichestva/

Наука, культура и образование

Пока жива память. Якутии в конкурсе грантов Президента Российской Федерации

Yakutia.Info, 12/11/2019

YAKUTIA.INFO. В июле текущего года Президент Владимир Путин объявил предстоящий 2020 год Годом памяти и славы 75-летия Победы.

Представители республики Саха (Якутия) не первый год радеют за сохранение исторической памяти.

За шесть этапов конкурса грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества по грантовому направлению «Сохранение исторической памяти» из республики Саха (Якутия) было подано 59 заявок, 18 из которых стали победителями конкурса.
···
Самый значительный грант среди представителей Саха (Якутии) в размере 3 838 752 рублей получит проект создания документального фильма "Непреходящая скорбь народа" о трагедии Чурапчинского переселения в годы Великой Отечественной войны, поданный Ассоциацией развития гражданских инициатив «Женщины автолюбители Якутии». Члены Ассоциации – женщины за рулем с активной жизненной позицией, причем разных профессий. Среди них есть социальные работники, педагоги, экономисты, врач-нарколог и даже режиссер фильма.
···

Первоисточник: https://www.yakutia.info/article/192204

Сенаторы не приехали на заседание Ассоциации полярников в Мурманске

СеверПост, 12/11/2019

Сегодня в Мурманске проходит заседание Совета Ассоциации полярников Мурманской области. На заседании будет рассматриваться вопрос «О плане мероприятий по подготовке и проведению научно-просветительской конференции «Полярные маршруты Арктики» согласно заявке на грант Президента Российской Федерации.

Изначально среди участников значились члены Совета Федерации от Мурманской области Татьяна Кусайко и Константин Долгов. Однако, как стало известно, оба сенатора приняли решение, что участвовать в заседании не будут.
···

Первоисточник: https://severpost.ru/read/86677/

Директор Якутского института физико-технических проблем Севера избран членом-корреспондентом РАН

YakutiaDaily, 12/11/2019

Профессор РАН, доктор технических наук, руководитель Института физико-технических проблем Севера Александр Большаков с избранием членом-корреспондентом Российской Академии наук.

С этим событием на своей странице в Фейсбуке его поздравил глава Якутии Айсен Николаев: «Александр Михайлович — признанный специалист в области северного машиностроения, надежности и безопасности конструкций, эксплуатирующихся при низких климатических температурах Севера и Арктики.

Сегодня это особенно актуально, ведь Якутия переживает новый этап промышленного развития. Строятся и эксплуатируются стратегически важные для России объекты — нефтепровод ВСТО, газопровод «Сила Сибири». Стремительными темпами растет добыча нефти и газа, продолжается комплексное развитие Южной Якутии, расширяется подземная разработка алмазных месторождений, продвигаются крупные проекты транспортной инфраструктуры.

Перед республикой также стоят глобальные задачи по реализации федерального проекта «Развитие научной и научно – производственной кооперации» национального проекта «Наука». Республика Саха (Якутия) в настоящее время как никогда заинтересована иметь членов Академии наук в своем регионе, особенно в такой области, как механика конструкций, актуальной для дальнейшего промышленного развития, и я рад, что академики и члены-корреспонденты разделили эту точку зрения и поддержали на выборах кандидатуру Александра Михайловича Большакова. Уверен, принятое решение будет способствовать усилению научного потенциала нашей республики и дальнейшему укреплению взаимодействия Российской академии наук и Республики Саха (Якутия) в достижении национальных целей и стратегических задач развития региона и страны».

Первоисточник: https://yakutia-daily.ru/direktor-yakutskogo-instituta-fiziko-tehnicheskih-problem-severa-im-v-p-larionova-izbran-chlenom-korespondentom-rossijskoj-akademii-nauk/

"Арктика", Сергей Танин и валторна

Yakutia.Info, 12/11/2019

YAKUTIA.INFO. Перед уже традиционными осенними концертами за пределами республики, которые в этом году состоятся в Новгороде и Санкт-Петербурге, симфонический оркестр Филармонии Якутии «Симфоника артика» под управлением Натальи Базалевой дает концерт с «гастрольной программой» в Якутске. Итак, в ГТОиБ у слушателей была возможность оценить то , что подготовила Филармония для гастролей. Концерт открылся недавней премьерой – сочинением Николая Михеева «Артика», которое оркестр впервые сыграл недавно на закрытии музыкального фестиваля «Северное сияние». Это произведение очевидно станет почти центральным в ходе небольших гастролей коллектива его своеобразным «арктическим» лицом. А после исполнения неоклассики Михеева за рояль «Steinway», звучание которого, к сожалению, оценить приходится крайне редко, сел молодой, но уже оцененный в мире классической музыки, Сергей Танин.
···
Сергей Танин выступит с оркестром Симфоника Артика в Мариинке 18 ноября. А перед этим оркестр даст 16 ноября концерт в Новгороде, где прозвучит музыка как раз советских композиторов, исполненных в ГТОиБ, а также сочинение Николая Михеева.

Первоисточник: https://www.yakutia.info/article/192217

Документальный фильм режиссёра Первого Арктического претендует на престижную премию

ОГТРК Ямал-Регион, 12/11/2019

Первый Арктический претендует на престижную премию. Документальный фильм «Раненый остров» нашего коллеги Павла Хандорина номинирован на «Золотого единорога» в номинации «Лучший экологический фильм». «Золотой Единорог» – это премия за достижения в области российского кино, которую вручает жюри, состоящее из европейских, американских и других зарубежных кинематографистов. В этом году победителей назовут на церемонии в Лондоне. Фильм «Раненый остров» рассказывает о волонтёрах эколого-социальной организации «Зелёная Арктика», о тяжёлом наследии прошлого и его уборке во имя будущего.

Первоисточник: https://yamal-region.tv/news/39999/

Оборона и безопасность

В Алакуртти будут служить хаски-разведчики

Вечерний Мурманск, 12/11/2019

В отдельной арктической мотострелковой бригаде Северного флота, дислоцированной в посёлке Алакуртти Мурманской области сформирован питомник ездовых собак. В него были приняты на содержание щенки и несколько взрослых собак породы сибирский хаски.

В настоящее время собаки проходят курс подготовки для работы в упряжке. Дрессирует и ухаживает за ними опытный каюр, многократный призёр всероссийских состязаний по ездовому спорту рядовая арктической бригады Надежда Тимонина.

С началом нового учебного года занятия по управлению ездовыми собаками войдут в курс практической подготовки разведчиков арктической бригады.

Раньше при проведении показных и ознакомительных занятий по управлению традиционным транспортом коренных народов Крайнего Севера и Арктики для военнослужащих разведывательных подразделений арктической бригады использовались личные собаки отдельных энтузиастов ездового спорта из Мурманской области. Отныне несколько ездовых собачьих упряжек будет на постоянной основе действовать в составе соединения наряду с караульными собаками.

Первоисточник: https://vmnews.ru/novosti/2019/11/12/v-alakurtti-budut-sluzhit-haski-razvedchiki

Berlingske (Дания): новый арктический кулак Путина

ИноСМИ, 12/11/2019

В то время как Дания бороздит Арктику на военных кораблях 30-летней давности, Россия создает новый бронированный ледокол. Россия вкладывает большие средства в вооружения, которые должны обеспечить ее влияние во все нарастающей борьбе за власть в Арктике.

Такого мы еще не видели.

В мире много ледоколов. Но не было еще ни одного, вооруженного не только пушками, но и ракетами, чтобы обстреливать другие корабли и объекты на суше.

Поэтому новость о том, что Россия на днях с Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге спустила на воду ледокол «Иван Папанин», сразу разнеслась по всему миру.

Чтобы никто не сомневался, что это особенный день, во время мероприятия играл оркестр, а ледокол был празднично украшен флагами.

Совершенно особенным был и сам ледокол — первый из двух кораблей, которые помогут усилить присутствие и влияние России в Арктике.

Национальные интересы

«Мы хотели создать корабль, который сможет обеспечить защиту нашего флота в Арктике. В то же время он может помочь в научных исследованиях региона. Флот должен защищать наши национальные интересы в Арктике», — сказал Виктор Черков, адмирал и сотрудник государственной Объединенной судостроительной корпорации, которая отвечает за строительство двух ледоколов.

Новый ледокол, выкрашенный в типичный для флота серый цвет, имеет длину 114 метров и водоизмещение в 8500 тонн. На корабле есть место для военного вертолета с пушкой. Однако особенным «Ивана Папанина» делает не это, а специальное оборудование, позволяющее размещать на нем ракеты «Калибр». Кроме того, на ледоколе есть электронные боевые системы, благодаря которым его можно использовать для нападения.

Ожидается, что каждый такой ледокол будет снабжен восемью ракетами «Калибр», дальность которых в зависимости от типа может превышать 200 километров.

Недавно Россия начала крупнейшие подводные учения за 30 лет, то есть с момента окончания холодной войны. А всего несколько недель назад Россия завершила учения в Арктике, в которых, помимо прочего, участвовали примерно 12 тысяч военнослужащих.

Расширение присутствия России в регионе сопровождается все более недвусмысленной риторикой по поводу ее прав на Арктику. Совсем недавно российское Министерство обороны представило новые результаты исследования, которые подкрепляют претензии России на большую часть арктического континентального шельфа. По информации министерства, материалы оценит Комиссия ООН по морскому праву на встрече в феврале 2020 года.
Стареющие датские корабли

В то время как Россия обзавелась целым рядом новых кораблей от тяжелых атомных и бронированных ледоколов до грузовых судов, способных ходить в водах, покрытых льдом, Дания более скромно вкладывается в область Арктики и Гренландии.

Крупнейшие ее суда в этом регионе — инспекционные корабли класса «Тетис». Им уже 30 лет, и в соответствии с текущими планами их замена может занять до 10 лет. Пока их лишь модернизировали, чтобы там могли размещаться новые вертолеты Seahawk. Тем не менее, откровенно говоря, датское присутствие в этих суровых водах обеспечивают весьма старые корабли.

Первоисточник: https://inosmi.ru/politic/20191112/246198056.html

В Североморске проходит сбор руководящего состава войск радиоэлектронной борьбы

Хибины.com, 12/11/2019

В Североморске на базе Северного флота начался специальный сбор руководящего состава войск радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Вооруженных Сил Российской Федерации. Мероприятие проходит под руководством начальника войск РЭБ ВС РФ генерал-лейтенанта Юрия Ласточкина. В нём принимают участие должностные лица управления начальника войск РЭБ ВС РФ, начальники служб РЭБ главных штабов видов Вооруженных Сил, штабов военных округов и родов войск, а также ряда главных управлений Минобороны России.

Основная цель сбора – выработка единых взглядов на внедрение перспективных форм и способов боевого применения воинских частей РЭБ с учетом поступающей в войска современной техники, а также практического опыта, полученного специалистами РЭБ во время различных военных операций. В ходе сбора состоится подведение итогов деятельности войск РЭБ за уходящий год.

Сбор руководящего состава войск РЭБ впервые проходит на учебно-материальной базе Северного флота. Он продлится в течение нескольких дней. С участниками сбора будет проведен комплекс методических и показных занятий по изучению средств радиоэлектронной борьбы ВМФ России, а также по организации специальной подготовки подразделений РЭБ. Практические занятия и показные учения состоятся на борту тяжелого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий», атомных подводных лодок «Пантера» и «Карелия».

Подготовлена обширная культурная программа с посещением музеев подводных сил, ВВС и Военно-морского музея Северного флота в гарнизонах Гаджиево, Сафоново и в Мурманске. Сегодня в штабе Северного флота с участниками сбора встретился командующий флотом вице-адмирал Александр Моисеев. Он рассказал о структуре и задачах межвидового стратегического объединения, особенностях службы в Арктике, а также напутствовал офицеров РЭБ на плодотворную работу.

Первоисточник: https://www.hibiny.com/news/archive/203485/

Проникновение НАТО в Арктику чревато осложнениями, считают в СМИ США

Военное обозрение, 12/11/2019

В условиях увеличения российской активности в Арктике всё громче раздаются призывы существенно нарастить присутствие НАТО в этом регионе. Однако проникновение сюда НАТО чревато серьёзными осложнениями. Данное мнение высказывает американское издание "War on the rocks".

"Активизация сил НАТО в Арктике в условиях стремительно ухудшающейся стабильности может быть очень опасна"

Со слов автора, в этом регионе необходимо тесное сотрудничество с РФ. Для этого требуется возобновить диалог в рамках совета Россия-НАТО.

"Ни одна страна не доминирует в Арктике. На протяжении десятилетий Соединенные Штаты и Россия поддерживали [здесь] хрупкий баланс сил. Но в контексте происходящих сейчас изменений этот баланс сил является шатким", – отмечает War on the rocks.

РФ осуществляет масштабное оборонное строительство на островах, размещая здесь военные базы, РЛС и ракеты. США намерены в ближайшее время перебросить F-35 на авиабазу Эйлсон, одновременно расширяя возможности дислоцированных на Аляске систем обнаружения ракет на объекте Clear Air Force и усиливая группировку перехватчиков МБР в Форт-Грили.

Однако вовлечение НАТО в процесс укрепления обороноспособности в регионе чревато серьезными осложнениями. Во-первых, это приведет к росту числа стран, активно действующих в Арктике, чего всегда избегали как в Вашингтоне, так и в Москве. Во-вторых, Россия будет вынуждена укрепить свои военные позиции в регионе.

"Принцип «зуб за зуб» может привести к эскалации, особенно в случае аварии или несчастного случая", - указывает издание.

В этих условиях необходимо активизировать диалог с Кремлем:

"Совет Россия-НАТО мог бы стать хорошей площадкой для обсуждения темы безопасности в Арктике, потому что это проверенная, устоявшаяся структура […] НАТО в Арктике должна заниматься созиданием, а не обострением ситуации", - делает вывод издание.

Первоисточник: https://topwar.ru/164614-proniknovenie-nato-v-arktiku-chrevato-oslozhnenijami-schitajut-v-ssha.html

Промышленность и технологии

На архипелаге Новая Земля построят морской порт для Павловского свинцово-цинкового месторождения

Главгосэкспертиза России, 12/11/2019

Главгосэкспертиза России рассмотрела представленные повторно результаты инженерных изысканий для подготовки проектной документации на создание портового комплекса горно-обогатительного комбината Павловского месторождения свинцово-цинковых руд, который будет построен на острове Южный архипелага Новая Земля в Архангельской области. По итогам государственной экспертизы выдано положительное заключение.

Павловское свинцово-цинковое месторождение было открыто в конце 1990-х годов на острове Южный архипелага Новая Земля. По запасам серебросодержащих свинцово-цинковых руд, приуроченным к Безымянскому рудно-полиметаллическому узлу, месторождение входит в пятерку крупнейших в России. Инвестиционный проект «Павловское» реализуется на основании трехстороннего соглашения, подписанного в апреле 2019 года на Международном арктическом форуме между правительством Архангельской области и дочерними структурами «Росатома» - АО «Первая горнорудная компания» и «Атомредметзолото». В соответствии с инвестпроектом ежегодно на месторождении Павловское планируется добывать 3,5 миллиона тонн руды. Для ее переработки на Южном планируется сооружение горно-обогатительного комбината производительностью 220 тыс. тонн цинкового и 47 тыс. тонн свинцового концентрата в год.

Для вывоза готовой продукции ГОКа «Павловское» предусмотрено строительство портовой инфраструктуры с расчетным грузооборотом до 0,5 млн тонн в год. Проектируемый морской порт, для подготовки проектной документации на строительство которого Главгосэкспертиза России одобрила результаты инженерных изысканий, будет расположен на выступающем мысе в наиболее заглубленной прибрежной части акватории губы Безымянной (с отметками отминус 10 доминус 400 м) Южного острова архипелага Новая Земля. Комплекс объектов береговой инфраструктуры, включающий два причала, разместят в непосредственной близости от мыса вдоль береговой линии.

Архипелаг Новая Земля — крупнейший в Европейской Арктике, его площадь составляет 83000 км2, протяженность архипелага с севера на юг - около 900 км. На одну четверть Новая Земля покрыта ледниками. Острова архипелага Новая Земля представляют собой неизученные районы, в связи с чем получение достоверных сведений о природных условиях площадки строительства становится важнейшим этапом при разработке проектной документации строительства ГОК «Павловское».

Инженерные изыскания выполнялись с целью получения данных о природных условиях и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, материалов, необходимых для обоснования конструктивных и объемно-планировочных решений, в том числе компоновки зданий, гидротехнических сооружений и иных объектов, которые будут построены на территории морского порта Павловского месторождения.

Проектировщик – АО «Ведущий проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт промышленной технологии».

Первоисточник: https://gge.ru/press-center/news/na-arkhipelage-novaya-zemlya-postroyat-morskoy-port-dlya-pavlovskogo-svintsovo-tsinkovogo-mestorozhd/

Представлен первый в мире спутник высокой пропускной способности для Арктики

Новости Беларуси, 12/11/2019

Канадская компания Kepler Communications представила метод, позволяющий передавать данные на скорости более 100 Мбит/секунду.

Испытание технологии проходило в Арктическом регионе. Два спутника Kepler передали сигнал немецкому ледоколу Polarstern, который находился в районе 85 градуса северной широты.
спутник, планета Земля

Тестирование завершилось успешно и доказало возможность предоставления услуг наноспутниковой связи в Арктике.

Специально для исследований учёные оснастили ледокол Polarstern спутниковой системой передачи данных высокой пропускной способности.

В итоге скорость передачи данных в 100 раз превысила аналогичный показатель для регионов, не покрываемых обычными спутниками.

По словам учёных, новая технология обеспечит безопасность экспедиций на Северный полюс, экономию времени и упрощение работы для полярников.

Первоисточник: https://www.belnovosti.by/tehnologii/predstavlen-pervyy-v-mire-sputnik-vysokoy-propusknoy-sposobnosti-dlya-arktiki

Судостроение

В Центре «Звездочка» построят цех для современных движительных комплексов судов

РосТендер, 12/11/2019

В Центре судоремонта «Звездочка» в городе Северодвинске Архангельской области построят цех по производству новых типов пропульсивных комплексов – частей судна, обеспечивающих его движения, сообщает RosTender.info.

Стоимость строительства оценивается в 1 млрд 514 млн рублей, оно будет вестись в рамках госпрограммы РФ «Развитие оборонно-промышленного комплекса» за счет бюджетного финансирования и собственных средств предприятия.

Центр «Звездочка» объявил тендер по выбору подрядчика. Заявки на участие принимаются до 29 ноября, и в этот же день конкурсная комиссия рассмотрит их и назовет победителя. На создание цеха отведут 1 год и 9 месяцев.

К сегодняшнему дню Центр обеспечил пропульсивными установками свыше 20 тыс. судов и кораблей. Практически все суда ледокольного флота России, в том числе крупнейшие в мире атомные ледоколы «Россия», «Сибирь», «Арктика», «Таймыр», «Вайгач», «50 лет Победы» оснащены гребными винтами, изготовленными на предприятии АО «ЦС «Звездочка».

Первоисточник: http://rostender.info/news/2019111201

Самый мощный в мире ледокол «Сибирь» проходит испытания в Петербурге

Санкт-Петербургские ведомости, 12/11/2019

В ходе швартовных испытаний, начавшихся на первом серийном атомоходе проекта 22220 «Сибирь», специалисты проверят качество сборки его систем и устройств жизнеобеспечения, займутся настройкой аппаратуры. Эти работы корабелы Балтийского завода (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) проводят вместе с подрядчиками при участии поставщиков. В 2021 году, когда подойдут к концу наладка оборудования и тестирование, самый мощный в мире ледокол будет передан заказчику. Но прежде в состав Атомфлота войдет головное судно этого проекта «Арктика».

По схеме швартовных испытаний на главные распределительные щиты ледокола (таких устройств у него почти двести) судостроители подали с берега электропитание. Затем началась проверка работоспособности основных систем, узлов и механизмов. Балтийский завод выполняет эти работы в сжатые для такого крупного и принципиально нового проекта сроки. Так, совсем недавно завершилось формирование корпуса судна и надстройки, выросшей над машинным отделением «Сибири». После чего специалисты занялись центровкой и монтажом турбогенераторов правого и левого бортов, прошлись по всему судовому электрооборудованию.

А одновременно балтийцы продолжают строительство «Арктики», головного атомохода (недавно там были запущены реакторы, а в начале декабря, как ожидается, он отправится на ходовые испытания), и второго серийного ледокола этого проекта «Урал». Мало того, по условиям подписанного с ФГУП «Атомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом») другого договора корабелы приступят к строительству еще двух судов нового типа, расширив всю серию, не имеющую аналогов в мире, до пяти единиц.

Такие проекты обрели известность не только потому, что это будут самые большие и мощные в мире атомоходы, получив которые Россия сохранит лидерство в освоении Арктики. Каждый из них благодаря двухосадочной конструкции сможет работать как на глубокой воде, обеспечивая проводку судов в западном секторе Арктики (Баренцево, Печорское и Карское моря) и преодолевая лед толщиной до трех метров, так и на мелководье - в устье Енисея и Обской губе. Там сегодня идет освоение газовых месторождений и реализуются проекты по переработке углеводородов.

На этих универсальных гигантах длиной 173,3 метра и водоизмещением 33,5 тыс. тонн смонтирована также реакторная установка нового поколения РИТМ-200, более компактная и экономичная, состоящая из двух ядерных реакторов мощностью 175 МВт каждый. А кроме того, проектировщики (специалисты петербургского ЦКБ «Айсберг») применили там ряд новых конструктивных решений, позволяющих улучшить компоновку энергоэффективного оборудования и повысить эксплуатационные характеристики судна.

Первоисточник: https://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/samyy-moshchnyy-v-mire-ledokol-sibir-prokhodit-ispytaniya-v-peterburge/

«Газпромнефть» поставила судовые масла для арктического танкера «Михаил Лазарев»

Агентство нефтегазовой информации, 12/11/2019

Санкт-Петербург. «Газпромнефть - смазочные материалы» произвела первую заливку масел для судового оборудования танкера арктического класса Совкомфлота «Михаил Лазарев». Первые поставки моторных и вспомогательных смазочных материалов были осуществлены на этапе строительства судна на корейской верфи Samsung Heavy Industries.

Моторные масла, производства «Газпромнефть – СМ», обладают высокой устойчивостью к изменению вязкости даже при высоких температурах, высокий уровень щелочности предотвращает коррозийный износ двигателя.

«Ресурс и надежность работы судовых механизмов во многом зависят от качества смазочных материалов. Тесное сотрудничество технических служб позволило выработать оптимальные решения, отвечающие климатическим условиям Арктики. Моторные масла подобраны с учетом режимов работы как на высоко -, так и низкосернистом топливе, включая топливо с содержанием серы <0,5%. Масла и смазки для палубных механизмов сохраняют свои свойства и обеспечивают надежную защиту при температурах до -48 ºС», - рассказал «Порт Ньюс» руководитель бизнеса судовых масел «Газпром нефти» Роман Мирошниченко.

Первоисточник: http://www.angi.ru/news/2876310--Газпромнефть-поставила-судовые-масла-для-арктического-танкера-Михаил-Лазарев-/

Снабженец, спасатель и просто красавец

Мурманский вестник, 12/11/2019

У причала Мурманского морского рыбного порта, расположенного на Угольной базе, в пятницу ошвартовалось многофункциональное судно ледового класса «Саян Поларис». Построенное на стамбульской верфи Tersan в прошлом году, уже в нынешнем оно было модернизировано. Аналогов этому красавцу сегодня нет в России. «Саян Поларис» может круглогодично выполнять функции снабжения, аварийно-спасательного дежурства, а также размещать при необходимости до сотни человек в специально оборудованных в ходе модернизации каютах. Этакий белоснежный отель с номерами, столь востребованными у туристов, - «с видом на море». Правда, для гостей этой плавучей гостиницы пляжный отдых не предусмотрен. Здесь будут размещаться и восстанавливать силы после рабочих смен экипажи буровых платформ.

«Саян Поларис» принадлежит компании «Севнор Менеджмент», входящей в состав группировки флота Приразломного нефтяного месторождения. По приглашению фрахтователей судна - «Газпром нефть шельф» и «МАГЭ» - на его борту во время короткой стоянки в мурманском порту побывал губернатор Андрей Чибис. Он познакомился с экипажем, осмотрел интерьер помещений и устройство судна, провел переговоры с руководством компаний «Газпром нефть шельф», «МАГЭ», «Севнор Менеджмент», «НОВАТЭК - Западная Арктика» и Морской спасательной службы Росморречфлота о развитии сотрудничества в сфере арктической логистики.

По мнению Андрея Чибиса, в Кольском Заполярье необходимо создать крупный централизованный кластер обслуживания шельфовых проектов, а для этого предложить потенциальным инвесторам максимально комфортные условия для бизнеса и мореплавания. Региональное правительство уже ведет работу как на местном, так и на федеральном уровнях.

- Судно красивое, современное, технологичное, - поделился впечатлениями губернатор. - Но я здесь не для того, чтобы просто познакомиться с ним. Важно максимально использовать уникальные возможности нашей области во всех сферах. В планах, в частности, - создание логистической базы для обслуживания шельфовых проектов. Соответствующие переговоры мы ведем с федеральными министерствами, и, конечно, нам принципиально важно получить заказ от непосредственного заказчика. Как видите, первые «ласточки» уже здесь. Но нам нужно сделать так, чтобы в Мурманск приходило и здесь базировалось как можно больше судов, обслуживающих шельфовые проекты, судов геологоразведки. Российское правительство в соответствии с поручением президента готово выделить под это дополнительные ресурсы. Наша задача - эту экономическую составляющую, связанную с сервисом и судоремонтом, активно развивать. Нам нужны новые клиенты, новые инвестиции, новые рабочие места и налоги.

На сегодня в акватории Кольского залива расположено несколько действующих или создающихся береговых баз крупнейших нефтегазовых компаний. В планах, в частности, база «Роснефти» в Рослякове, также принадлежащая «Роснефти» база поддержки работ на участке «Восточно-Приновоземельский-1» в районе Лавны, база поддержки разработки Долгинского месторождения ООО «Газпром-Сахалин» и база обеспечения буровых работ на месторождении Приразломное ООО «Газпром флот» в Мурманске.

Капитан «Саян Полариса» Владимир Нагорных с гордостью демонстрировал гостям отлично оснащенный капитанский мостик, уютные каюты для экипажа и размещения жильцов, тренажерный зал, медицинский кабинет, камбуз.

- Сегодня вечером уйдем в очередной рейс, - поделился он ближайшими планами. - На борту - грузы для буровой, вода, топливо. Перевозить можем все, что нужно. Вновь зайти в Мурманск должны в конце месяца. После модернизации в Турции на судне в дополнение к уже имеющейся возможности размещения шестидесяти человек был установлен жилой модуль еще на 40. Усилен корпус, теперь он способен выдержать нагрузки льдов до метра толщиной. Надеемся, что сможем эксплуатировать судно круглогодично.

Благодаря увеличению вместимости «Саян Поларис» во время обслуживания Приразломного может разместить до сотни человек. Это позволит не привлекать для отдыха вахтовиков, особенно летом, дополнительные суда. Экипаж всего 19 человек. Но при увеличении числа пассажиров на борту его могут нарастить до 21.

Первоисточник: http://www.mvestnik.ru/society/snabzhenec-spasatel-i-prosto-krasavec/

Северный морской путь

Грета Тунберг №2: Nike против Севморпути — и это не смешно

REGNUM, 12/11/2019

До недавнего времени казалось, что главные проблемы в обеспечении судоходства по Северному морскому пути (СМП) имеют исключительно внутреннее происхождение. Для тех, кто не в курсе или забыл, коротко напомним. С декабря 2018 года инфраструктурным оператором СМП является госкорпорация «Росатом». Ее главным преимуществом можно считать внушительный ледокольный флот, до количества и качества которого не дотягивается ни одна страна мира. Намного сложнее обстоит дело с инфраструктурой — портами, отлаженной системой перевалки грузов, бесперебойной связью, безопасностью и другими составляющими.

Первой отсечкой, которая должна доказать профпригодность «Росатома», является 2024 год, когда по майскому указу президента страны объем грузоперевозок по СМП необходимо довести до 80 млн тонн. Следующими важными этапами обозначены 2030-й (полный запуск инфраструктуры и круглогодичное использование) и 2035 годы (превращение СМП в международную водную магистраль).

Выполнять первую задачу изначально предполагалось с опорой на собственные силы и без особой оглядки на зарубежных партнеров. Что не мешало с удовлетворением отмечать, как датская компания Maersk, а вслед за ней китайские, индийские и другие иностранные суда сделали пробные рейсы по Севморпути.

Однако первый тревожный сигнал прозвучал, когда крупнейший контейнерный судовладелец Франции CMA CGM под предлогом заботы о природе отказался использовать арктические маршруты. Вдвойне неприятной (или спланированной?) эта новость стала еще и потому, что была напечатана газетой LeFigaro накануне саммита G7 и за две недели до начала Восточного экономического форума во Владивостоке. За французами потянулись другие игроки и последней (на сегодняшний день) компанией, публично отказавшейся от Севморпути, стал швейцарский контейнерный оператор Mediterranean Shipping Company (MSC).
Комментируя складывающуюся ситуацию, глава Росморречфлота Юрий Цветков пытался успокоить журналистов тем, что подобные отказы не несут в себе рисков. Тем более, что у нас есть другие «коллеги» в лице Южной Кореи Китая, Японии…

И тут стало известно об инициативе производителя спортивной одежды Nike, обратившегося к «предприятиям и промышленности» не перевозить по СМП свои товары. Непримиримость позиции руководство Nike объяснило так: «Мы сделали чёткий выбор — помочь защитить планету и сохранить Арктику». К этому можно было бы отнестись с определенным снисхождением, поскольку наши контраргументы весьма убедительны.

Во-первых, Севморпуть почти в 2 раза короче, чем прохождение через привычный Суэцкий канал. Это значит, количество используемого топлива и соответствующая нагрузка на экологию здесь значительно меньше.

Во-вторых, за все время освоения Арктики и использования СМП не произошло ни одного значимого происшествия, угрожающего экологии макрорегиона. Комментируя ситуацию для ИА REGNUM, замдиректора по научной работе Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ, Санкт-Петербург) Игорь Ашик сказал: «На мой взгляд, эта тема надуманная и раздутая. Во всяком случае, лично я работаю и изучаю Арктику с 1979 года и за все это время не помню ни одного серьезного случая разлива нефти или каких-то других техногенных катастроф на всей территории Северного Ледовитого океана».

В-третьих, даже если рассуждать о потенциальных экологических катастрофах, то самой проблемной могла бы стать именно разлившаяся в Арктике нефть, но здесь ситуация уверенно движется в сторону полного перехода на СПГ и атомную энергию. Уже с 1 января 2020 года вступают в силу новые требования Международной морской организации (IMO) по снижению содержания серы в судовом топливе и любопытно, что тот же французский перевозчик CMA CGM собирается в ближайшие 5−10 лет полностью перейти на СПГ.

Если же говорить об атомных реакторах, то они вообще имеют нулевой выброс, о чем не устают повторять специалисты «Росатома», предсказывая им большое арктическое будущее.

В-четвертых, в России (кто бы что не говорил), работает достаточно развитое и квалифицированное экологическое сообщество. С его мнением считаются все, а оно не поддерживает радикальный запрет на освоение Арктики.

«Нужно переходить на газ в двигательных установках судов, развивать систему особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в особо чувствительных районах Арктики, тщательно регулировать интенсивность и пространственное распределение антропогенных воздействий через инструменты планирования и управления. Механизмы для этого существуют, они уже хорошо изучены, необходимо сделать их обязательными к исполнению, придав юридический статус», — говорит член рабочей группы ХЕЛКОМ/ВАСАБ по морскому пространственному планированию (Балтийское море), член международной группы по инициативе Синего роста (Черное море) Андрей Лаппо и призывает не сворачивать все начинания в Арктике, а «управлять деятельностью человека на акватории комплексно, основываясь на экосистемном подходе».

В-пятых (а может и во-первых), возникает вопрос: какое серьезное исследование научно доказало неминуемый экологический вред от трафика в арктических льдах? Ответ понятен, и, не имея никаких доказательств, сами возмутители спокойствия из Nike вынужденно пишут: «Увеличение движения судов по арктическим морским маршрутам создает большой риск и потенциально разрушительное воздействие на окружающую среду». Здесь ключевое слово «потенциально». Но вывод делается однозначный — «избегать».

Все происходящее напоминает ситуацию со шведской экологической активисткой Гретой Тунберг, которая в борьбе «за климат» прогуливала школу, дошла до трибуны ООН, от этого лучше в экологии разбираться не стала, но получила мировую известность. И это заставляет всерьез задуматься над тем, с чем может столкнуться Севморпуть при неблагоприятном развитии событий. Ведь самое печальное, что все перечисленные выше контраргументы в информационном противостоянии не работают вообще. Информационные стратегии живут по другим законам и принципам. В них не опираются на факты и логику, а бьют по чувствам и эмоциям.

Да, пока нам везет. Nike действует без креатива и использует привычные лекала — создали соответствующий интернет-портал, в нем написали правильные слова об экологии, разместили красивые фото (с обязательным белым медведем), перечислили компании (преимущественно американские), которые уже поддержали акцию…

Но не нужно забывать, что США — абсолютный лидер по виртуозному формированию общественного мнения. Это страна, которая в период Великой депрессии гениально использовала «фабрику грез» (Голливуд) как эмоциональную инъекцию для всей нации. Страна, чьи спортивные бренды первыми пришли к идее продвигать и «продавать» не конкретную экипировку, а здоровый образ жизни (а уж как проложить дорогу потребителя ЗОЖ к своей фирме — вопрос технологический). И создается впечатление, что по той же технологии они сейчас пытаются «продать» экологию.

А теперь представим, что тот же Голливуд снимет пару фильмов о катастрофе в Арктике (еще лучше на Севморпути), кто-нибудь из актеров на вручении Оскара поддержит Nike (не сам бренд, а «движение»), в социальных сетях запустят мотивирующий челлендж, известный рэпер зарифмует матерное проклятие сторонникам СМП, а к этому хору подключатся противники меховых изделий и прочие активисты… И все это вместе удачно ляжет на антирусскую истерию.

Так СМП может столкнуться с системным и многуровневым кризисом доверия, с которым будут вынуждены считаться все потенциальные перевозчики. При этом сам Nike получает одни преимущества. Они первыми оседлали общественно значимую тему, что гарантированно поднимает их имидж, а «бескомпромиссная» позиция удачно совпадает с интересами правительства США.

«Как человек с пятнадцатилетним опытом международного сотрудничества могу сказать, что привлечение к экологической полемике лидеров общественного мнения и использование других пиар-технологий очень распространенная практика», —уверяет российский эколог, председатель общественного совета при представительстве Ленинградской области Екатерина Воробьева.

«Недавно ведущие климатологи мира опубликовали документ с призывом обратить внимание на возросшие авиаперевозки как одну из причин изменения климата. Nike про это видимо не знает. А возможно не призывает отказаться от авиаперевозок потому, что его целевая аудитория активно передвигается по миру на самолетах. Арктические экосистемы конечно хрупки, но судоходство, особенно на СПГ и атоме, не окажут здесь решающего негативного воздействия», — говорит Екатерина Воробьева и добавляет, что все-таки не стала бы преувеличивать возможности американского спортивного бренда.

«Компания Nike не эксперт по части климата. Она может призывать к любым действиям, но трудно представить себе грузоперевозчика, который решил бы изменить маршрут, потому что так сказала компания Nike», — заключает она.

С одной стороны, с экспертом можно согласиться. Бизнес умеет считать деньги, и, имея гарантированную материальную выгоду, он будет в первую очередь руководствоваться ею. Но с другой стороны, все лица, отвечающие за становление Северного морского пути, должны четко осознавать, что им придется столкнуться с жестким противостоянием по многим направлениям. И на информационном поле тоже.

Первоисточник: https://regnum.ru/news/polit/2775876.html

Социально-экономическое развитие

На Севере жить: кабмин просят вернуть ДФО прежний пенсионный возраст

Известия, 12/11/2019

Жителям Дальневосточного федерального округа предлагают вернуть прежний возраст выхода на пенсию: 55 лет для женщин и 60 для мужчин. С такой инициативой в правительство обратился глава комитета Госдумы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. Как он пояснил «Известиям», это обусловлено высоким оттоком жителей из северных регионов, который заметно вырос после пенсионной реформы. Предложение поддерживают и депутаты «Единой России», ведущие собственный мониторинг в этих субъектах. В кабмине к инициативе отнеслись скептически, поскольку парламентарии не указали источники финансирования своего предложения, на реализацию которого требуется 16,2 млрд рублей.
···
Глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев считает, что вопрос заслуживает глубокого и детального изучения.

— Единственный регион, где сегодня идет прирост населения, — это Якутия. Что касается других субъектов ДФО, то зачастую в них остаются те, кто вынужден, из-за отсутствия денег на переезд, — заявил «Известиям» эксперт.

Что же касается мер по привлечению в регионы новых жителей, то программа «Дальневосточный гектар» пока себя не оправдала, отметил он.

— Если мы действительно озабочены депопуляцией Дальнего Востока и Крайнего Севера, то люди, которые живут там, наверное, должны иметь какие-то преференции. Может быть, и в части возраста выхода на пенсию, — рассуждает Константин Калачев.

Эксперт убежден, что предложение должно пройти серьезную экспертную проработку. Для начала стоит выяснить, по каким причинам люди уезжают и будет ли снижение пенсионного возраста для них стимулом остаться, считает он.

Замдиректора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин, напротив, считает, что инициатива, скорее всего, поддержана не будет, так как она вызовет возмущение других субъектов.

— Если будет принято решение по Дальнему Востоку — обидятся люди, проживающие в Сибири или, например, в Мурманской области и в Норильске, — пояснил он «Известиям».

При этом эксперт согласен с тем, что помимо программы «Дальневосточный гектар» нужны новые стимулы, которые привлекали бы население на эти территории.

Первоисточник: https://iz.ru/941334/natalia-bashlykova/na-severe-zhit-kabmin-prosiat-vernut-dfo-prezhnii-pensionnyi-vozrast

Губернатор Ямала предложил нефтяным компаниям участвовать в подготовке будущих кадров

ОГТРК Ямал-Регион, 12/11/2019

Компаниям, работающим на Ямале, необходимо активнее участвовать в подготовке кадров. Об этом заявил губернатор Дмитрий Артюхов на экспертном совете по природопользованию Ямала. В нем принимают участие представители власти, руководители компаний-недропользователей и научного сообщества. На повестке дня – текущие вопросы изменения лесного законодательства и реализация нацпроектов, но, кроме того, стратегически важные темы – развитие телекоммуникационной инфраструктуры и подготовка рабочих кадров для Арктики. Глава региона акцентировал внимание на том, что потребность отрасли ТЭК на сегодня составляет порядка 14 тысяч квалифицированных специалистов.

Дмитрий Артюхов - губернатор ЯНАО: «Вопросы качества выпускников, качества образовательного процесса – это вечная наша дискуссия. Не все работодатели, вы именно, удовлетворены качеством специалистов, которые выпускает наша профсистема. И, убеждён, единственный способ, как это решить нам вместе с вами – это активное участие компаний в образовательном процессе, в составлении программ, в определении того специалиста, которого вы хотите получить, и вовлечение ваших инженеров, ваших лучших наставников в образовательный процесс – от приёмочного экзамена до выпускного».

Первоисточник: https://yamal-region.tv/news/39989/

Новые горизонты государственной политики в Арктике

Комсомольская правда, 12/11/2019

IX Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» пройдет под знаком новых планов государства по комплексному освоению Арктики. Сквозной темой дискуссионной повестки форума станут инициативы Минвостокразвития по формированию новой Стратегии развития Арктики на 15 лет вперед и системы преференций для инвесторов в Арктике. Оба документа должны быть приняты уже в конце этого года.

Наряду с базовыми вопросами улучшения экономического климата в Арктической зоне, ее инвестиционной и предпринимательской привлекательности, повышения качества жизни в Арктике на дискуссионных площадках форума обсудят ключевые вопросы развития Северного морского пути, геологического изучения недр Арктики, фундаментальных и научных исследований. В связи с предстоящим председательством России в Арктическом совете в 2021-2023 годах большой блок вопросов будет посвящен международному сотрудничеству в Арктике. Акцент международной повестки форума сделан на значимые международные проекты, планируемые к реализации в Российском сегменте Арктики, в числе которых: высокоширотная научная дрейфующая экспедиция «Северный полюс – 2020», строительство подводной трансарктической магистральной волоконно-оптической линии связи.

В рамках двухдневной деловой программы запланировано проведение 2 пленарных заседаний и 35 дискуссионных мероприятий, которые пройдут в 8 параллельных потоках дискуссий. На полях форума выступят более 400 экспертов. Дискуссионная повестка в этом году соберёт более 2500 человек. Свои делегации для участия в форуме направят более 40 российских регионов, включая все арктические, и 20 иностранных государств, в том числе стран-участников и наблюдателей Арктического Совета.

Уникальная по своим масштабам выставка, площадь которой составит более 2 000 метров, продемонстрирует проекты и технологии для социально-экономического и технологического развития современной Арктики, а также отразит уклад жизни населения арктических территорий. В экспозиционном пространстве свои проекты представят крупнейшие российские компании, работающие в Арктике, а также российские регионы. Все предложения и инициативы участников форума объединит итоговая общественная резолюция по практическим вопросам социально-экономического развития Арктической зоны России и сопутствующей инфраструктуры за 2019 год.

Первоисточник: https://www.kp.ru/daily/27054/4120990/

Законопроект о льготах для проектов в Арктике находится "в высокой степени готовности"

ТАСС, 12/11/2019

МОСКВА, 12 ноября. /ТАСС/. Законопроект, устанавливающий налоговые льготы для проектов в Арктике, находится "в высокой степени готовности", однако пока не внесен в правительство, сообщил журналистам замминистра финансов РФ Илья Трунин.

"В правительство не внесен, но он в высокой степени готовности, - сказал замминистра. - Были там вопросы, которые надо проработать. Законопроект пишется исходя из согласованных позиций, то есть позиций, которые никем не оспариваются. Законопроект пишется исходя из того, о чем договорились три вице-премьера".

В конце октября вице-премьер, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев по итогам совещания по преференциям работы в Арктике сообщил, что минимальный объем инвестиций для проектов в Арктике, которые планируют получить господдержку, может составить 10 млн рублей. Он также отметил, что принципы господдержки проектов в Арктике согласованы, а разногласия устранят до 8 ноября.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/7106662

В Новом Уренгое начал работу Экспертный совет по природопользованию ЯНАО

Вести Ямал, 12/11/2019

Тема совещания - сохранение и восстановление природных ресурсов в процессе добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья, а также взаимодействие с компаниями ТЭК по актуальным социально-экономическим вопросам. Вначале всех присутствующих приветствовал губернатор округа Дмитрий Артюхов.

После демонстрации видеоролика о ямальских колледжах - как о кузницах кадров, выступил технический директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" Алексей Тымчиков. По его словам, WorldSkills сегодня это соревнования, участники которых проходят опережающую профподготовку. После обсуждения темы "Рабочие кадры для Арктики", начнется работа секции "Развитие телекоммуникационной инфраструктуры" и "Лесовосстановление. Земельные отношения". Выступят руководители департаментов ЯНАО, ПАО "Ростелеком". Экспертный совет будет работать в течение всего дня.

Первоисточник: https://vesti-yamal.ru/ru/vjesti_jamal/v_novom_urengoe_yachal_rabotu_ekspertnyi_sovet_po_prirodopolzovaniyu_yanao

Методологические основы рейтинга «Полярный индекс. Регионы» обсудят в Москве

НИА-Мурманск, 12/11/2019

13 ноября 2019 года на площадке Проектного офиса развития Арктики в Москве состоится круглый стол «Полярный индекс. Регионы — 2019. Особенности методологии рейтинга» с участием представителей регионов АЗРФ.

На мероприятии можно будет ознакомиться с предварительным расчетом рейтинга «Полярный индекс. Регионы» 2019 года с раскрытием внутренних групп параметров. Модератором встречи выступит эксперт ПОРА по устойчивому развитию, профессор экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, д. э. н. Сергей Никоноров.

Вопросы для обсуждения:

методологические основы рейтинга «Полярный индекс. Регионы»;
развитие рейтинга относительно пилотного выпуска 2018 года;
возможность перехода субъектов Федерации от разработки стратегий социально-экономического развития к разработке комплексных стратегий устойчивого развития.

«Полярный индекс. Регионы» — это ежегодный рейтинг арктических регионов России. В его рамках субъекты Федерации, полностью или частично входящие в состав Арктической зоны, оцениваются по трем группам критериев, отражающих базовые измерения устойчивого развития — экономические, социальные и экологические. Рейтинг разрабатывает Проектный офис развития Арктики совместно с кафедрой экономики природопользования экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Первоисточник: http://51rus.org/news/society/25165

Два миллиона рублей земским врачам? Работать в ямальской глубинке может стать выгоднее

Вести Ямал, 12/11/2019

Работать на селе станет выгоднее. Те из медиков, кто решается отправиться в ямальскую глубинку по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер», в следующем году, возможно, получат в два раза больше. Об этом заявил руководитель департамента здравоохранения округа Сергей Новиков.

Напомним, сейчас единовременные выплаты для «земских врачей» предусмотрены в размере 1 миллиона рублей, для «земских фельдшеров» - 500 тысяч рублей.

Дело в том, что для регионов Дальнего Востока суммы увеличат вдвое – с одного миллиона до двух для врачей, и с пятисот тысяч до миллиона для фельдшеров.

«В то же время, сейчас обсуждается введение такой же нормы для арктических регионов, - отметил директор департамента здравоохранения ЯНАО Сергей Новиков на встрече с журналистами. - Пока этот вопрос на рассмотрении. Он уже поддержан Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики и Минздравом, сейчас находится на рассмотрении в Минфине. И надеемся, что в ближайшее время мы получим согласованные цифры. И у нас тоже эти выплаты будут в два раза выше».

Он так же добавил, что врачи и фельдшеры по стране знают о таких планах, поэтому не торопятся приехать сейчас на Ямал, если можно в начале следующего года получить в два раза большую сумму. На сегодня из 24 человек запланированных на 2019 год по этой программе на Ямале принято только 17.

Первоисточник: https://vesti-yamal.ru/ru/vjesti_jamal/dva_milliona_rublei_zemskim_vracham_rabotat_v_yamalskoi_glubinke_vozmozhno_stanet_vygodnee

Транспортные системы

Мурманский торговый порт побил свой пятилетний рекорд

СеверПост, 12/11/2019

В Мурманском морском торговом порту произведена рекордная погрузка. На причале № 14 грузового района № 2 на борт судна «Navios Beaufiks» (класса Capesize), назначением порт Хадера, Израиль погружено 156 898 тонн угля.

Предыдущий рекорд был установлен в 2013 году. Тогда он составил 153 141 тонны. Уникальная погрузочная операция состоялась благодаря слаженной работе всех служб порта и партнеров из ОАО РЖД, обеспечивающих бесперебойную подачу вагонов.

Показательно, что рекорд был установлен в период низких температур. Они не смутили мурманских портовиков, имеющих более чем вековой опыт работы в условиях Арктики: работа шла без остановок и задержек.

Как результат - интенсивность обработки судна составила более 30 тысяч тонн в сутки, и это тоже рекордная цифра.

Рекорд стал возможен, в том числе, благодаря применению в порту современной техники и прогрессивных технологий.

В частности, при погрузке были задействованы современные отечественные краны «Витязь» с грейферами объемом 22 кубометров. Особое внимание уделялось соблюдению требований экологической безопасности.
«Все технологические решения, применяемые в рамках экологической программы и программы технической модернизации АО «Мурманский морской торговый порт», подтвердили свою эффективность и надёжность», - отметил генеральный директор АО «ММТП» Александр Масько.

Суда класса Capesize (от англ. «cape» – мыс, «size» – размер) – одни из самых больших в современном торговом флоте.

Своё название они получили потому, что из-за своих больших размеров суда не могут проходить через Панамский или Суэцкий каналы и вынуждены огибать мыс Горн Южной Америки или мыс Доброй Надежды на юге Африки.

Длина «Navios Beaufiks» составляет 289 метров - это почти три футбольных поля. В европейской части России суда таких размеров может принимать и обрабатывать только Мурманский морской торговый порт.

«Рынок крупнотоннажных судов растёт: чем больше тоннаж, тем меньше судозаходов - это экономически выгодно и более технологично. В то же время, это оказывает меньшую нагрузку на окружающую среду. ММТП активно работает с судами такого типа. С начала 2019 года Мурманский морской торговый порт уже обеспечил восемь заходов судов класса Capesize. В прошлом году их было шесть», - напомнил Александр Масько.

Первоисточник: https://severpost.ru/read/86653/

Экология

Названы риски для России от таяния ледников в Арктике

360tv.ru, 12/11/2019

Сокращение площади арктических льдов принесет России не только положительные моменты, но и весьма значительные риски. Таким мнением с «360» поделились опрошенные эксперты. Так они прокомментировали материал в газете Haaretz, где автор объяснил, что растаявший ледник обеспечит доступ к газу и нефти в арктическом шельфе и откроет Северный морской путь.

Ведущий научный сотрудник Института физики атмосферы имени А. М. Обухова РАН Владимир Семенов заявил, что сокращение льдов в пределах нашей экономической зоны действительно даст доступ к шельфу и откроет Северный морской путь. Но на этом положительные стороны для России могут закончиться.
«Если лед вообще исчезнет, как предсказывают, это произойдет через 20−30 лет, то тогда за пределами нашей экономической зоны этим путем смогут распоряжаться все страны, не спрашивая Россию. В этом есть определенные проблемы», — заявил Семенов и пояснил, что выгода от изменения климата в Арктике действительно есть, но она не столь грандиозна.

Директор Финансового университета при правительстве Российской Федерации Константин Симонов в беседе с «360» предложил не строить долговременных планов по развитию нефтегазовой отрасли, руководствуясь сценарием изменения климата.

В частности, он отметил, что если все же таяние ледников в Арктике произойдет, то добыча полезных ископаемых на шельфе упростится. Но те территории в этом регионе, где сейчас ведется добыча, уйдут под воду.

«Что будет с полуостровом Ямал, к примеру? Сейчас Бованенково (крупнейшее нефтегазоконденсатное месторождение. Расположено на Ямале) — это суша, а станет шельфом. Это тоже серьезно затруднит извлечение углеводородов», — объяснил Симонов.

Он особо отметил, что в любом случае изменение климата — это не такая быстрая история, как многие ее пытаются представить. Ученые всего мира до сих пор не пришли к единому мнению, в какую сторону меняется климат.

Первоисточник: https://360tv.ru/news/ekologiya/nazvany-riski-dlja-rossii-ot-tajanija-lednikov-v-arktike/

На карте экопроблем отметят мусороперерабатывающие предприятия Мурманской области

ИА Nord-News, 12/11/2019

На карте экопроблем Баренц-региона отметят мусороперерабатывающие предприятия Мурманской и сопредельных областей.

Как сообщили в Проектном офисе развития Арктики, такое предложение озвучил на выставке «СевТЭК» в Мурманске.

Директор Лаборатории устойчивого развития Проектного офиса развития Арктики Евгений Боровичев представил интерактивную карту экологических проблем Баренц-региона. Она поможет каждому жителю региона узнать о том, какие предприятия сосредоточены на территории и как они влияют на экологию. На момент запуска проекта описано и систематизировано более 300 объектов.

«Баренц-регион - это территория больших запасов природных ресурсов. С одной стороны, это выводит его в лидеры по уровню социально-экономического развития, но с другой - оказывает негативное влияние на природные экосистемы и ухудшает качество окружающей среды, поскольку освоение невозобновляемых минеральных ресурсов связано со значительным преобразованием и разрушением природных сообществ», - сказал Евгений Боровичев.
···

Первоисточник: https://nord-news.ru/news/2019/11/12/?newsid=116791

Экологи намерены установить зарядную станцию для электрокаров в Мончегорске в 2020г

Интерфакс-Россия, 12/11/2019

Мурманск. 12 ноября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Экологи намерены в 2020 году установить первую в Мончегорске (Мурманская область) зарядную станцию для электромобилей, сообщил "Интерфаксу" член правления Экофонда Сибирского федерального университета (СФУ) Роман Лалетин на полях специализированной выставки-конференции "СевТЭК-2019" в Мурманске.

Зарядная станция в Мончегорске станет третьей в Мурманской области после Мурманска и Заполярного. Изначально проект Arctic Electric Road предполагал развитие инфраструктуры для электрокаров на маршруте протяженностью 220 км из Киркенеса (Норвегия) и Мурманск. Однако после появилась идея развивать сеть зарядных станций через каждые 100-150 км на федеральной трассе Р-21 "Кола", связывающей Мурманскую область с Карелией и Санкт-Петербургом, и этот проект получил условное название Baltic Electric Road.

"Надеемся, что в 2020 году удастся поставить зарядную станцию по проекту, аналогичному с Заполярным. Мончегорск выбран, потому что он расположен в 120 км от Мурманска, а это идеальный вариант для электротранспорта - помимо Tesla - с запасом хода на 100-120 км. Кроме того, Мончегорск - довольно крупный город, чтобы содержать инфраструктуру, ремонтировать ее", - сказал Лалетин.

Первоисточник: http://www.interfax-russia.ru/NorthWest/news.asp?sec=1679&id=1080723

Последнее арктическое ледовое убежище исчезает

ГЛАС.ру, 12/11/2019

Новое исследование считает, что лед в Северном Ледовитом океане к северу от Гренландии более подвижный, чем считалось ранее. Ледяная масса в этом районе уменьшается вдвое быстрее, чем лед в остальной части Арктики, согласно новым данным. Климатические модели предсказывают, что арктическое пространство скоро станет свободным ото льда. Это означает, что менее 1 млн кв. км морского льда будет покрывать Северный Ледовитый океан.

Арктическое потепление уже создало среду, которая приводит к более молодому морскому льду. Большинству льдов, покрывающих Арктику, всего от одного до четырех лет. После того, как растает молодой лед, останется только 2000-километровая дуга льда, простирающаяся от западного Канадского Арктического архипелага до северного побережья Гренландии. В этом отрезке Арктики, который специалисты называют последним ледовым районом, морской лед имеет возраст более пяти лет. Его толщина более четырех метров.

По мнению авторов исследования, понимание того, как последние ледовые зоны меняются в течение года, может помочь определить, какие места лучше всего подходят для предоставления убежища диким животным, зависящим от морского льда.

Места с меньшим движением льда, например, могут обеспечить более подходящие условия для заповедника дикой природы, так как лед будет оставаться дольше.

Новое исследование представляет собой подсказку для политиков, чтобы рассмотреть все условия, когда они будут создавать охраняемые районы в Арктике.

Первоисточник: https://glas.ru/society/19992-poslednee-arkticheskoe-ledovoe-ubezhische-ischezaet.html

Техника от WWF поможет сохранять и изучать природное и культурное наследие Чукотки

Всемирный фонд дикой природы, 12/11/2019

Всемирный фонд дикой природы передал в национальный парк «Берингия» новый транспорт – снегоболотоход ТРЭКОЛ и моторную лодку VIKING, а также геокупол Fullerdome. Техника облегчит работу природоохранников и ученых, а также сделает знакомство с «Берингией» более комфортным для туристов.

«Национальный парк «Берингия» – очень значимая федеральная особо охраняемая природная территория на Чукотке. Богатство флоры, множество видов, занесенных в Красную книгу и уникальные исторические памятники требуют пристального внимания и постоянной охраны. Мы рады, что WWF России может поддерживать коллектив парка в их важной работе», – отмечает руководитель арктических проектов Всемирного фонда дикой природы Ирина Онуфреня.
···

Первоисточник: https://wwf.ru/resources/news/bioraznoobrazie/tekhnika-ot-wwf-pomozhet-sokhranyat-i-izuchat-prirodnoe-i-kulturnoe-nasledie-chukotki/

Энергетика

Российскую нефтедобычу ошибочно отнесли к одной из самых дорогих

NEWS.ru, 12/11/2019

Крупнейшая нефтяная компания Saudi Aramco представила данные о полной себестоимости добычи нефти в различных странах. Саудиты рассчитывали так называемую «безубыточную» цену чёрного золота, когда её добыча на том или ином проекте допустимо рентабельна.
···
Эксперты полагают, что саудиты в своём исследовании представили некорректные данные. Ошибка заключается в том, что себестоимость нефтедобычи все считают по-разному. Существуют разнообразные методики, и сравнение Saudi Aramco не экономическое, а это значит, что сопоставлять напрямую эту информацию некорректно, сказал News.ru доцент факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Олег Анашкин.
···
Другое дело — нефть в Арктике, где добыча затруднена и где требуются финансовые усилия международных консорциумов. Но в морской Арктике Россия сегодня добывает всего несколько процентов общего нефтепотока, в континентальной — порядка 25%. Там эти процессы дороже, а тяжёлые условия извлечения складываются из-за вечной мерзлоты. Необходимо греть нефть, чаще ставить нагреватели из-за низких температур. Поэтому выходит затратнее. Однако даже в этом случае о ценовой разнице на порядки и в разы говорить некорректно, заметил проректор по исследованиям и развитию технологий ресурсной базы ТЭК Губкинского университета.

Во многом цена добычи, скорее, наша внутренняя проблема. Из-за высокой её стоимости разработка новых месторождений становится нерентабельной. Поскольку большая часть новых скважин относится к категории труднодобываемых, добыча может начать сокращаться в будущем, а из-за нефтяной ориентированности российского бюджета будут снижаться и поступления, что в итоге может привести к падению уровня социальной поддержки населения и повышению налогов, резюмировал аналитик консалтинговой компании «Консультант» Александр Багманов.

Первоисточник: https://news.ru/business/saudity-oshibochno-otnesli-rossijskuyu-neftedobychu-k-odnoj-iz-samyh-dorogih-v-mire/

На Кольской АЭС завершаются работы по продлению срока эксплуатации 2-го энергоблока до 2034 г.

Neftegaz.RU, 12/11/2019

Полярные Зори, Мурманская область, 12 ноя - ИА Neftegaz.RU. На Кольской АЭС начинается заключительный этап модернизации 2го энергоблока для продления срока его эксплуатации до 2034 г.
Об этом Росэнергоатом сообщил 11 ноября 2019 г.

26 октября 2019 г. 2й энергоблок был включен в сеть после продолжительного планово-предупредительного ремонта (ППР), который стал одним из этапов программы его модернизации для повторного продления срока эксплуатации еще на 15 лет.
Ремонтная кампания в целом продлилась почти 280 суток, став одной из самых продолжительных в истории станции.

В ходе ППР обновлены системы диагностики и контроля, установлена современная цифровая аппаратура и новые программно-технические комплексы, построена и введена в эксплуатацию система пассивной безопасности, которая вместе с другими факторами позволяет на порядок повысить уровень безопасности энергоблока.

После этого 2й энергоблок Кольской АЭС в течение 2 недель проходил этап испытаний на мощности.

12 ноября 2019 г. энергоблок будет остановлен по разрешенной заявке для завершения программы модернизации.

Заключительным этапом программы станет рассмотрение технической отчетной документации по проведенным испытаниям Ростехнадзора и оформление изменения условий действия лицензии для работы 2го энергоблока на мощности.

В этот период энергоблок будет отключен от сети, а выработку электроэнергии Кольская АЭС обеспечит 3 другими энергоблоками - 1м, 3м и 4м.

Кольская АЭС расположена в 200 км к югу от г. Мурманска на берегу озера Имандра.
В эксплуатации находятся 4 энергоблока с реактором типа ВВЭР, мощностью 440 МВт каждый.
АЭС обеспечивает электроэнергией более 50% потребителей Мурманской области.
Модернизация энергоблоков Кольской АЭС стало продолжением большой системной работы, направленной на сохранение резерва энергетической мощности в регионе.

Энергообеспеченность является одним из главных инвестиционных преимуществ региона и делает выгодным реализацию здесь современных энергоемких проектов. Это важно, поскольку в Мурманской зоне создается Кольская опорная зона развития Арктики. Основной специализацией Кольской опорной зоны станут сервисное обеспечение мореплавания по трассам Северного морского пути (СМП).

Также Кольская опорная зона обеспечит реализацию проектов по освоению нефтегазовых месторождений на российском арктическом шельфе.

Первоисточник: https://neftegaz.ru/news/nuclear/505499-na-kolskoy-aes-zavershayutsya-raboty-po-prodleniyu-sroka-ekspluatatsii-2-go-energobloka-do-2034-g/

Разное

Для больших гурманов

Российская газета, 12/11/2019

От одного описания блюд, которые можно приготовить из оленины, разыгрывается аппетит. Томленые оленьи щечки под брусничным соусом, оленина тушеная с таежными грибами, оленина в пиве и, конечно, строганина, - тонко нарезанные кусочки мороженого мяса.

Причем все это экологически чистое, диетическое, ведь олени питаются исключительно ягелем. Стоит ли удивляться, что интерес к продуктам с края света - именно так переводится с ненецкого Ямал, - давно уже проявили в Европе.

Регион поставляет оленину на экспорт в страны Евросоюза уже одиннадцать лет. За это время в Швецию, Германию и Финляндию отправлено больше четырех тысяч тонн экологически чистого продукта. Этим занимаются три ямальских предприятия. Оленина продается в страны Европы по 25 долларов за килограмм. Ежегодно только в Финляндию, где, как известно, есть мясо и своего северного оленя, Ямал отправляет не менее 400-500 тонн. При этом, как отмечают в регионе, объемы производства оленины растут, Ямал не только снабжает внутренний рынок вкусным диетическим продуктом, но и готов стать для мира эксклюзивным брендом российского агропрома - "Сделано в Арктике".
···

Первоисточник: https://rg.ru/2019/11/12/reg-urfo/iamal-postavliaet-oleninu-v-strany-evrosoiuza-odinnadcat-let.html