Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

04/08/2021

Оглавление

Арктический туризм

Российский блогер проплыл на каяке из Архангельска в Мурманск

Lenta.ru, 03/08/2021

Российский блогер Семен Воробьев проплыл на каяке из Архангельска в Мурманск. Об этом он рассказал в своем YouTube-канале.

«Жил в заброшенных рыбацких избах и палатке, переплыл пролив шириной 48 километров в горле Белого моря, гонялся за медведями, встречал китов и белух, попал в двухдневный ураган в тундре, взбирался на сопки, ночевал в пещере, отыскал древние каменные лабиринты», — написал россиянин под выпуском своего видеоблога.

По его словам, он также прошел через мыс Святой нос, чтобы обойти Кольский полуостров. Блогер добавил, что его путешествие началось 29 мая 2021 года. До Мурманска он добрался за 31 день — для этого россиянин преодолел 1000 километров.

Первоисточник: https://lenta.ru/news/2021/08/03/blogarctic/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Биоресурсы

Новый резидент Арктической зоны РФ из НАО строит дело на оленьей крови

Невские новости, 03/08/2021

Статус позволит бизнесу получить льготы при реализации инвестиционных проектов. Согласно информации из Центра развития бизнеса НАО, право на преференции получили два окружных проекта — модернизация гостиничного комплекса «Печора» и глубокая переработка оленины ООО «Натуральные продукты Арктики». Общий объем инвестиций превысит 250 млн рублей, планируется создание 26 рабочих мест.

Начать реализацию своих проектов предприниматели собираются в ближайшее время. Получив статус резидента Арктической зоны, компании могут рассчитывать на федеральные льготы. Речь идет о субсидии на капитальные вложения в объекты инфраструктуры на основе конкурсного отбора. А также о возмещении процентной ставки по кредитам размером 1,5 ключевой ставки ЦБ, но не более 9 %, и преференции по налогу на прибыль.

Предусмотрено и субсидирование страховых взносов в 75 % объема для новых рабочих мест, предоставление земли без торгов и ряд других. При реконструкции гостиницы «Печора» здание будет приведено в соответствие с современными требованиями. Предприниматель планирует переоборудовать номерной фонд, обновить внутренний и внешний дизайн здания, обустроить автостоянку и наладить предоставление сопутствующих услуг для деятельности в сфере туризма.

Проект по переработке продукции северного оленеводства основан на идее применить неиспользуемые сейчас в местном производстве части туши оленя. Речь идет о пантах, сухожилиях, крови. Планируется производство продукции, пользующейся спросом на рынке натуральных продуктов для здорового питания и пищевых добавок субпродуктов. Будут применены передовые технологии глубокой переработки.

Претендовать на статус резидента могут зарегистрированные в Арктике юридические лица либо индивидуальные предприниматели, планирующие реализацию нового инвестпроекта, либо запуск нового вида экономической деятельности с капитальными вложениями не менее миллиона рублей. Помимо этого, у компании не должно быть долгов по налогам и сборам размером более 25 % от балансовой стоимости активов, организация не должна находиться на стадии банкротства, ликвидации либо реорганизации.

Первоисточник: https://nevnov.ru/region/Naryan-Mar/892041-novyi-rezident-arkticheskoi-zony-rf-iz-nao-stroit-delo-na-olenei-krovi?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Завод в Умбе переработал более 30 тонн рыбы за два месяца

ИА Би-Порт (Мурманск), 03/08/2021

Два месяца назад в посёлке Умба Мурманской области открылся рыбоперерабатывающий завод «Терский берег». С момента запуска от рыбаков было принято и переработано 18 тонн беломорской сельди и 13 тонн горбуши. Об этом рассказал директор завода Михаил Зайцев.

По его словам, горбушу начали принимать не сразу, так как ожидали разрешения по использованию рыболовных участков от федерального Агентства по рыболовству. С учётом этого уже выбрана почти половина квоты.

Михаил Зайцев также отметил, недостатка в сырье не наблюдается, так как в этом году горбуши много, и завод принимает ее у рыбаков выше рыночной цены – по 160 руб./кг. Переработанная продукция продаётся мурманским компаниям. При этом сезон ловли горбуши на Терском берегу продолжится до середины августа.
«Терский берег» является резидентом Арктической зоны РФ. В проект было инвестировано 33 млн рублей. Сам завод был открыт в сжатые сроки. В октябре 2020 года корпорация развития приступила к заключению соглашений по строительству, а в мае 2021 года были получены разрешения по вводу в эксплуатацию. Отмечается, что мощности завода позволяют перерабатывать пять тонн рыбы в день.

Первоисточник: https://b-port.com/news/255658

Наука, культура и образование

Ученые впервые типологизировали большинство населенных пунктов российской Арктики

ТАСС, 03/08/2021

Российские ученые впервые классифицировали типы населенных пунктов в Арктике. Новая типология позволит оценить перспективы социально-экономического развития, сильные и слабые стороны большинства населенных пунктов региона, пишет пресс-служба географического факультета МГУ им. Ломоносова.

"Ученые-географы впервые выделили различные типы населенных пунктов российской Арктики, с численностью населения более 500 человек. Кроме того, в рамках нового подхода ученые впервые проанализировали особенности размещения населенных пунктов относительно мест добычи полезных ископаемых. Это позволило оценить потенциал развития добывающей промышленности и сопутствующих услуг на территории вокруг каждого населенного пункта", – говорится в сообщении.

Авторы исследования – ученые из МГУ, Высшей школы экономики и информационно-аналитического центра государственной комиссии по вопросам развития Арктики – изучили различные индикаторы населенных пунктов Арктики: административный статус, транспортную обеспеченность, наличие кино/театра, музея, вуза, индекс дискомфортности, развитие добывающей промышленности и др.

В результате были выделены восемь типов арктических населенных пунктов: арктические столицы (Архангельск, Мурманск, Норильск), арктические субцентры (Анадырь, Апатиты, Воркута, Надым, Салехард и др.), населенные пункты субпериферии (Беломорск, Дудинка, Кандалакша, Ковдор, Мончегорск, Нарьян-Мар, Уренгой и др.), населенные пункты привилегированной периферии (Видяево, Кировск, Никель, Онега, Печенга, Североморск и др.).

А также населенные пункты "обделенной" периферии (Амбарный, Бор, Васьково, Зареченск, Лоухи, Пуровск, Турдееск и др.), удаленные субрегиональные центры (Батагай, Белая Гора, Билибино, Ловозеро, Оленек, Певек, Тикси, Черский и др.), поселки-изоляты в районах реализации ресурсных проектов (Белоярск, Гыда, Елецкий, Игарка, Находка, Тазовский, Хатанга и др.) и автономные поселки-изоляты (Верхоянск, Диксон, Каменка, Марково, Харыялах и др.)

"Российская Арктика исключительно разнообразна. И множество уникальных ситуаций не может быть описано в одной типологии и комплексе параметров. Тем не менее, избранные параметры, ориентированные на оценке характера связей населенного пункта с окружающей территорией, показали свою результативность, а полученная типология может быть использована в качестве отправной точки разработки территориально дифференцированной государственной политики в сфере социально-экономического развития арктических населенных пунктов", – отмечают авторы работы.

Первоисточник: https://nauka.tass.ru/nauka/12047209?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Оборона и безопасность

В ФСБ заявили, что консул Эстонии хотел получить закрытые данные о планах России в Арктике

ТАСС, 03/08/2021

ФСБ России обнародовала видео задержания консула Эстонии Марта Лятте, объявленного персоной нон грата, при попытке получения от гражданина России материалов закрытого характера.

"Установлено, что эстонский дипломат несколько раз встречался с указанным россиянином. В ходе встреч проявлял интерес к получению через него сведений о планах России в Арктике. При этом Лятте заведомо понимал, что названные документы носят закрытый характер", - сообщили ТАСС во вторник в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ.

В спецслужбе отметили, что ФСБ обнародует видеоматериалы задержания в связи с решением МИД России о высылке сотрудника посольства Эстонии в РФ. Консул генерального консульства Эстонии в Санкт-Петербурге Март Лятте был задержан 6 июля. В связи с проведением им деятельности, несовместимой с дипломатическим статусом, он был объявлен персоной нон грата и выехал из России.

В ответ на объявление Лятте персоной нон грата Эстония без каких-либо оснований выслала из страны третьего секретаря посольства России в республике. В ответ на недружественные действия эстонской стороны, которая безосновательно выслала из Эстонии российского дипломата, 3 августа МИД России объявило персоной нон грата сотрудника посольства Эстонии в России.

Первоисточник: https://tass.ru/politika/12051517?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Промышленность и технологии

Инновации для Арктики: новосибирские разработчики представили технологии для внедрения за Полярным кругом

Континент Сибирь, 03/08/2021

Освоение Арктики ставит множество сложнейших научно-технологических проблем, большинство их которых еще ждет своего решения. Однако наука Академгородка уже сейчас готова предложить ряд готовых технологий, которые будут востребованы за Полярным кругом.

Некоторые технологии для ее освоения директор научно-образовательного центра «Газпромнефть-НГУ», профессор РАН Сергей Головин представил в своем выступлении на очередной дискуссии «Инновационная среда» (серия мероприятий, проводимых Новосибирским областным инновационным фондом при правительстве региона в Академпарке — «КС»), посвященной вопросам Арктики.

Любой проект освоения предусматривает возведение множества инфраструктурных объектов. Возводить их придется в условиях вечной мерзлоты, то есть, встанет задача рыхления мерзлого и уплотнение насыпного грунта. И здесь на помощь строителям может прийти линейка гидравлических молотов, созданная учеными Института гидродинамики имени Лаврентьева (ИГиЛ) СО РАН. Они выигрывают у своих импортных конкурентов как в цене, так и по целому ряду характеристик (в частности, удар через гидравлический буфер значительно увеличивает время работы молота)

«Если мы говорим о гидромолотах с высокой мощностью удара – сто килоджоулей и больше, то это – штучный товар, их сложно найти на рынке, но у нас в Новосибирске их изготовили некоторое время назад и даже опробовали на практике. То есть, мы говорим о технологии, имеющей успешный опыт внедрения», — подчеркнул Сергей Головин.

На базе одного из гидромолотов был создан специальный агрегат для глубокого трамбования грунта, что позволяет сильно сэкономить на забивании глубоких свай. Сначала в почве выдалбливается конический котлован, он засыпается грунтом, утрамбовывается заново и так несколько раз. В результате, в грунте создается уплотненное тело глубиной до пяти метров. Молот перемещается за его пределы и все операции с грунтом повторяются. Как показала практика (в Новосибирске возведено более десятка многоэтажных зданий с применением этого агрегата), подготовка площадки 70х28 м для 17-этажного дома заняла 35 рабочих смен. А суммарные затраты нулевого цикла строительства снижаются в полтора-два раза. Для Арктики, где распространено строительство на насыпных грунтах, эта технология может оказаться очень интересной.

Другая важная задача: поддержание комфортной температуры внутри зданий и сооружений, отопительный сезон в Заполярье занимает большую часть года. И для ее решения у ученых Академгородка тоже есть готовые к применению ноу-хау. Например, каталитические реакторы сжигания углеводородных газов, разработанные учеными Института катализа имени Борескова (ИК) СО РАН.

Природный газ на Севере сжигают достаточно давно. Но делать это с помощью обычных факелов – не эффективно, КПД получается низким, а уровень выбросов вредных вещество в атмосферу, напротив, слишком высоким по современным экологическим стандартам. Гораздо выгоднее получается использовать каталитическое беспламенное горение: окисление газа, разложение его на СО2 и воду, с выделением тепловой энергии, но без пламени. Главной проблемой было то, что металлические емкости, в которые помещался газ, в ходе этого процесса тоже окислялись и разрушались. Ученые нашли решение, покрыв металл защитной пористой керамикой, которая пропитывается нужными катализаторами, но защищает от разрушения металлическую поверхность. В итоге, получились печки, в которых можно без пламени и безопасно сжигать природный газ, получая на выходе тепло, воду и углекислый газ. Компактные печки, основанные на этой технологии, уже изготавливают и устанавливают в водонагревательные котлы, шашлычницы.

«Но технологию довольно легко масштабировать и использовать для отопления достаточно больших объектов. Или применять небольшие печки для разогрева техники в зимний период, ведь это намного безопаснее, чем отогревать двигатели с помощью открытого огня», — подчеркнул Сергей Головин.

Еще одна технология направлена на улучшение экологической ситуации и она, единственная из представленных, существует пока лишь в виде проектной документации. Речь идет об очистке водоемов от продуктов нефте- и газодобычи или дизельного топлива с помощью фотокаталитических технологий. Предлагается размещать на поверхности водоема пластины, покрытые диоксидом титана (сам по себе он безопасен и даже используется в производстве косметических кремов). Задача пластин адсорбировать (накапливать) на своей поверхности загрязнители, а дальше катализатор, активированный солнечным светом, запускает процесс их разложения на безопасные составляющие – ту же воду и углекислый газ.

Отдельной темой встречи стало использование цифровых технологий в строительстве скважин и разработке месторождений. Об этом в ходе «Инновационной среды» рассказал технический директор Новосибирского Научно-технического Центра (ННТЦ) Дмитрий Тайлаков.

ННТЦ на протяжении десятилетия разрабатывает различные решения для автоматизации бизнес-проектов в нефтегазовой отрасли, имеет успешный опыт сотрудничества с корпорациями «Газпром», «Роснефть», «Новатек» и другими крупными предприятиями. На сегодня компания представляет на рынке два программных продукта: интерпритационную платформу для обработки большого объема данных Darcy и цифровой двойник месторождения IFA, позволяющий создавать модели инфраструктуры для его освоения.

В будущем это направление ИТ-технологий будет только развиваться, благодаря как экономическим, так и политическим факторам, уверен Дмитрий Тайлаков. «Тяжелые климатические условия, сложная логистика, высокая стоимость строительства инфраструктуры сами по себе делают актуальной автоматизацию производственных процессов, чтобы добыча была рентабельной. Но не надо забывать, что освоение Арктики стало вопросом международной политики. И от России будут требовать соблюдения строгих экологических норм при добыче полезных ископаемых. Обеспечить это можно лишь с помощью дальнейшей цифровизации и автоматизации этих процессов», — отметил он.

Все участники встречи сошлись во мнении, что сегодня новосибирские ученые и разработчики имеют достаточно большой набор инновационных продуктов, который будет востребован в арктических условиях. И теперь им надо развивать кооперацию, в том числе для продвижения этих продуктов и технологий к потенциальным заказчикам.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Васильев, министр науки и инновационной политики Новосибирской области

– Мы рассматриваем эти дискуссии, в том числе, и как подготовку к очередному международному форуму «Технопром», который пройдет в Новосибирске в конце августа. Важным направлением его программы являются проекты технологического прорыва, обязательно будет звучать тема Арктики. И я думаю, что те вопросы, которые обсуждаются на «Инновационной среде», смогут стать частью программы форума.

Первоисточник: https://ksonline.ru/417522/innovatsii-dlya-arktiki-novosibirskie-razrabotchiki-predstavili-tehnologii-dlya-vnedreniya-za-polyarnym-krugom/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

ТГАСУ получил патенты на утепленный брус для строительства в Арктике

РИА Томск, 03/08/2021

Ученые Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) разработали несколько моделей утепленного бруса для строительства в условиях Арктики и Крайнего Севера; в настоящее время на эти стройматериалы получены семь патентов, сообщил во вторник РИА Томск сотрудник пресс-службы вуза.

По его словам, в настоящее время ТГАСУ выполняет несколько проектов в сфере строительства в условиях Арктики и Крайнего Севера: это составление карт дорожно-климатического районирования, строительство зданий и сооружений для арктических и северных территорий, разработка эффективных систем тепло– и электроснабжения с использованием возобновляемых источников энергии и другие.

"Заведующий кафедрой теплогазоснабжения и инженерных систем в строительстве профессор Николай Цветков с коллегами получил семь патентов на модели утепленного бруса, которые улучшают его теплозащитные и прочностные свойства, увеличивают срок жизни строений, позволяют экономить древесину", – сообщил собеседник агентства.

Он уточняет, что клееный профилированный утепленный брус с коннекторами (конструктивные элементы, придающие прочность) втрое энергоэффективнее, чем брус из цельной древесины. Кроме того, строительство дома из утепленного бруса гораздо дешевле, чем, например, из цельного бруса или кирпича. И оплата услуг ЖКХ, за счет экономии тепла, значительно ниже.

По данным ТГАСУ, в числе преимуществ клееного профилированного бруса, по сравнению с конструкциями из бревен или обычного бруса, – повышенная прочность и стойкость к деформациям, малая усадка после строительства, возможность монтажа инженерных систем сразу же после возведения здания и другие.

"Результаты испытаний в климатической камере стен и углов из профилированного утепленного бруса позволяют рекомендовать производство этой инновационной продукции. Это даст возможность обеспечить глубокую переработку древесины, быстро и качественно строить энергоэффективные деревянные жилые в суровых климатических условиях", – резюмировал сотрудник пресс-службы.

Первоисточник: https://www.riatomsk.ru/article/20210803/tgasu-brus-arktika/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Северный морской путь

Единую платформу цифровых сервисов для Северного морского пути оценили в 2,9 млрд рублей

ТАСС, 03/08/2021

Стоимость проекта единой платформы цифровых сервисов (ЕПЦС), подготовленного госкорпорацией "Росатом" для Северного морского пути (СМП), оценивается в сумму порядка 2,9 млрд рублей. Об этом сообщил замдиректора дирекции СМП "Росатома" Максим Кулинко газете "Ведомости".

Доработать техническое задание и выбрать подрядчика для создания ЕПЦС планируется в течение ближайших одного - полутора месяцев. Также будет определен источник финансирования - средства из федерального бюджета или госкорпорации. "Росатом" уже вложил в разработку концепции и проработку интеграции с действующими системами госкорпорации более 50 млн рублей, такая же сумма направлена на дальнейшее развитие автоматизированной системы управления штаба морских операций "Атомфлота", которая должна будет стать частью ЕПЦС.

К платформе планируется подключить Росморречфлот, Морспасслужбу, Росгидромет, МЧС и несколько других федеральных органов исполнительной власти. К 2023 году должна быть готова первая очередь цифровой платформы, а в 2024-2025 годах ее введут в промышленную эксплуатацию, сообщил Кулинко газете.

ЕСПЦ предполагает создание единого цифрового пространства на Севморпути, которое в режиме "одного окна" сможет оказывать услуги по оформлению разрешений на проход судов, мониторингу и диспетчеризации, управлению работой флота участникам рынка морских перевозок. В рамках концепции будут собраны различные виды информации: количество и расположение аварийно-спасательного флота, гидрографические данные, рекомендованные маршруты прохода по СМП, метеоданные, расположение судов, включая ледоколы. "Росатом" также хочет включить в ЕСПЦ блок экологического мониторинга, который позволит получать информацию о состоянии морской среды, отметил Кулинко.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/12046455?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Развитие Северного морского пути поможет вернуть России часть Арктики

Экономика сегодня, 03/08/2021

Создание международного транспортного коридора СМП принесет России политические выгоды. Такое мнение в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» высказал главный редактор журнала «Арктические ведомости» Александр Игнатьев.

В России задумались о развитии инфраструктуры Северного морского пути (СМП). По словам первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, необходимо создать условия для формирования СМП в международный транспортный коридор.

«Третий коридор, который играет ключевую роль – это морской коридор – это Северный морской путь. Надо не просто обустроить Северный морской путь, а создать условия, при которых это станет международным транзитным коридором», – сказал Белоусов.

Колоссальные усилия
Российские законы определяют Северный морской путь как национальную единую транспортную коммуникацию РФ. Нынешние границы Северного морского пути — от Карских Ворот на западе до мыса Дежнева на Чукотке — определены в Кодексе торгового мореплавания РФ, его протяженность составляет 14 тысяч километров.

Как известно, на акваторию СМП распространяются особые правила судоходства: Россия имеет право их устанавливать в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву. Главный редактор журнала «Арктические ведомости» Александр Игнатьев считает, что формально СМП и сейчас является международной трассой.

«Формально СМП уже сейчас международный транспортный коридор, потому что никто не мешает любому судну, даже иностранному, прийти сюда, и, получив соответствующее разрешение из администрации СМП, свободно следовать, заказав ледокольную проводку, если это происходит в период, когда стоят льды», – говорит эксперт.

Развитие Северного морского пути поможет вернуть России часть Арктики
На данный момент документы стратегического планирования, направленные на комплексное развитие СМП, практически не охватывают транспортно-логистическую и промышленную инфраструктуры. Чтобы превратить СМП в настоящую морскую магистраль, необходимо приложить огромные усилия. Такая перспектива требует не только инфраструктуры, но и отдельный ледокольный флот и специальные подъездные пути.

Специалист по Арктике Александр Игнатьев отмечает: в ближайшее время такой прорыв совершить не удастся.

«Необходимо обустраивать Северный морской путь, чтобы он соответствовал современным критериям международной трассы. Для этого нужно обеспечить спасательные службы, навигацию, возможность заправки судов по трассе, класс судов обозначить и многое другое. И это все может произойти, но точно не сегодня-завтра.

На мой взгляд, на это уйдет лет 10, а то и 20. В правительстве правы, нужно развивать СМП, но это предполагает большие действия и вложения с нашей стороны», – констатирует спикер ФБА «Экономика сегодня».

Серьезные перспективы для России
Тем не менее развивать Северный морской путь необходимо. С политической точки зрения это будет означать дальнейшую интеграцию России в международное разделение труда и мировую экономику.

«Когда это произойдет, а это должно произойти, потому что у нашего правительства есть серьезное намерение превратить СМП в международную трассу, это принесет РФ политические выгоды с точки зрения дальнейшей интеграции России в мировую экономику. Кроме того, это принесет материальные выгоды, потому что будет создана инфраструктура, за использование которой будет взиматься соответствующая плата», – отмечает Александр Игнатьев.

Развитие Северного морского пути поможет вернуть России часть Арктики
В 2020 году российские власти уже обсуждали расширение границ СМП и включение в них акваторий пяти морей, однако эту идею не удалось реализовать из-за особенностей Кодекса торгового мореплавания РФ. Тем не менее эксперты считают, что развитие СМП помогло бы вернуть России часть Арктики. Сейчас же, по мнению Александра Игнатьева, развитие СМП необходимо и для внутренней экономики РФ.

«С точки зрения внутренней нашей экономики это очень полезное дело, потому что на данном этапе восток и запад России связывают только БАМ и Транссиб. А здесь появится еще одна трасса, которая будет связывать нашу страну и обеспечивать поступления из центральной части РФ материальных ресурсов и товаров.

И, соответственно, произойдет ускорение разработки тех природных ресурсов, которыми богат север. Развитие севера, включая создание такой трассы по морскому пути - это экономическая и политическая необходимость для нашей страны», – подытожил Игнатьев.

Первоисточник: https://rueconomics.ru/535678-razvitie-severnogo-morskogo-puti-pomozhet-vernut-rossii-chast-arktiki?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Социально-экономическое развитие

315 жителей области заявили свои права на «Гектар Арктики»

Невские новости, 03/08/2021

Программа «Гектар Арктики» заработала в Архангельской области с 1 августа. Согласно ее условиям, в число населенных пунктов, отнесенных к Арктической зоне, вошли: Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Приморский, Мезенский, Онежский, Пинежский и Лешуконский районы. Северяне, зарегистрированные в этих муниципальных образованиях, имеют возможность получить землю на территории Арктической зоны РФ в безвозмездное пользование сроком на пять лет с перспективой последующего оформления участка в собственность. Общая площадь предоставляемых территорий 1978,33 га. В основном это земли категорий населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения.

«Программа запущена по инициативе президента РФ по аналогии с проектом "Дальневосточный гектар", который уже показал свою эффективность», ─ отметил глава региона Александр Цыбульский.

Как сообщили НЕВСКИМ НОВОСТЯМ в правительстве области, в первый день работы программы наибольшее количество заявлений поступило от архангелогородцев. 182 жителя областной столицы выразили желание получить участок, еще 82 заявления было принято от северодвинцев, в остальных районах пока не так много обращений. В Мезенском районе пока не спешат воспользоваться программой, там не написали ни одного заявления.

Стоит отметить, что приоритет для получения земельного участка для жителей Арктической зоны сохранится лишь до 1 февраля, позднее ее участниками смогут стать все граждане России.

Заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование на территории Арктической зоны РФ можно подать через федеральную информационную систему «НаДальнийВосток.РФ». Предварительно посмотреть территории граждане могут на геопортале Архангельской области maps29.ru.

Как отметили в правительстве, на данный момент у тех, кто уже воспользовался правом, никаких сложностей и технических проблем с подачей заявления не возникало.

«Была техническая ошибка при работе с участками на территории Приморского района, но специалисты уже работают над ее исправлением. Всю техническую поддержку оказывают коллеги-первопроходцы из Хабаровска. Эта программа разрабатывалась ими», ─ сообщили НЕВСКИМ НОВОСТЯМ в правительстве региона.

Первоисточник: https://nevnov.ru/region/Arkhangelsk/891953-315-zhitelei-oblasti-zayavili-svoi-prava-na-gektar-arktiki?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Транспортные системы

Мурманский торговый порт стал частью нового маршрута по внутренним водным путям

ИА Би-Порт (Мурманск), 03/08/2021

В июле 2021 года сразу три судна прошли по линии: река Дон - Волго-Донской канал - река Волга - река Шексна - Волго-Балтийский канал - река Свирь, а далее - через Неву и Санкт-Петербург морским путем в Мурманск.

Мурманский морской торговый порт принял участие в успешном освоении нового транспортно-логистического маршрута по внутренним водным путям Российской Федерации. В июле 2021 года сразу три судна прошли по линии: река Дон - Волго-Донской канал - река Волга - река Шексна - Волго-Балтийский канал - река Свирь, а далее - через Неву и Санкт-Петербург морским путем в Мурманск. Этот маршрут был использован для доставки гигантских конструкций ветропарка «Кольская ВЭС».

«Такой маршрут позволяет значительно сократить время доставки грузов. Например, если идти морским путем через Черное или Средиземное моря, Гибралтар, вдоль Европы до Мурманска, то продолжительность пути составляет 28-30 суток, а если через внутренние водные артерии 18-20 суток», - рассказал заместитель генерального директора по эксплуатации АО «Мурманский морской торговый порт» Игорь Липинский.

Отметим, что освоение данного маршрута стало возможным, благодаря использованию судов класса река-море проекта РСД, принадлежащих ООО «Пола Райз». Эти суда были построены на судостроительном заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, малая осадка такого типа судов позволяет проходить шлюзы Волго-Донского и Волго-Балтийского каналов, а после – выйти в открытое море и успешно прийти в Мурманский морской торговый порт.

АО «Мурманский морской торговый порт» - крупнейшая стивидорная компания в Арктической зоне Российской Федерации. Входит в структуру Национальной транспортной компании (НТК), ключевыми партнерами которой являются АО «СУЭК» и АО «МХК «ЕвроХим», отмечающие в этом году 20 лет. АО «ММТП» обеспечивает круглогодичное сообщение с важнейшими логистическими центрами во всем мире. АО «ММТП» является социально ответственным предприятием: внедряет наилучшие доступные технологии в сфере транспортной логистики и экологии, принимает активное участие в поддержке и реализации общественно важных проектов. Компания активно внедряет подход ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance) – принципы развития, основанные на защите экологии, добросовестных отношениях с сотрудниками и клиентами и правильном корпоративном управлении.

Первоисточник: https://b-port.com/news/255640

Экология

Уборка на Енисее организована в рамках экологической инициативы «Чистая Арктика»

Goarctic.ru, 03/08/2021

3 августа в Дудинке проведено очередное мероприятие по уборке территорий природных объектов Таймыра в поддержку общероссийской инициативы «Чистая Арктика». Участники экологической акции организовали уборку на берегу реки Енисей у места выхода ручья Пшеничного. Работы начаты со сбора металлолома и генеральной уборки береговой линии. В ближайшие дни будет вестись демонтаж брошенных зданий и сооружений бывшего рыбзавода.

Уборка организована при поддержке АНО Экспертный центр «Проектный офис развития Арктики» в рамках гражданской инициативы «Чистая Арктика», имеющей целью ликвидацию масштабного и многокомпонентного загрязнения территории в российском секторе Арктики. Председатель правления «ПОРА» Николай Доронин входит в экспертный совет «Чистой Арктики».

В мероприятии приняли участие руководитель экспедиционной группы в г. Норильске проекта «Чистая Арктика» Владимир Семаев, руководитель «Молодежки ОНФ» Игорь Костюкевич и другие волонтеры.

Ранее в рамках «Чистой Арктики» дети-слушатели центра экологического просвещения «Белый мишка» собрали 170 кг мусора на берегу Енисея в районе дудинского дебаркадера.

В течение 2021 года ПОРА планирует проведение аналогичных акций по ликвидации накопленного вреда в ряде локаций на Таймыре.

«В Дудинке запланировано очистить от мусора ручей Ароматный, а в Норильске и окрестностях – озеро Долгое, реку Щучью, район аэропорта «Валек» и другие места», – рассказал Дмитрий Федосеев, координатор региональных проектов Проектного офиса развития Арктики на территории Красноярского края.

Первоисточник: https://goarctic.ru/news/uborka-na-enisee-organizovana-v-ramkakh-ekologicheskoy-initsiativy-chistaya-arktika/

Добыча на Тазовском месторождении становится максимально экологичной

Север-Пресс, 03/08/2021

На Тазовском месторождении уровень рационального использования попутного нефтяного газа превысил 95%. Результат достигнут «Меретояханефтегазом» (дочернее предприятие «Газпром нефти») благодаря вводу газотранспортной инфраструктуры.

Ежедневно на промысле добывают 15,2 млн кубометров газа. Из них 98% отправляется по газопроводу до Заполярного НГКМ «Газпром добыча Ямбурга», где сырье доводят до товарного качества и отправляют в газотранспортную систему. Оставшиеся 2% используют для производственных нужд. Природным газом Тазовского снабжают близлежащие населенные пункты Тазовский и Газ-Сале.

«Экологические стандарты полезного использования попутного нефтяного газа были предусмотрены проектом освоения Тазовского месторождения. В результате одновременно с полномасштабным запуском промысла мы получили инфраструктуру, которая позволяет рационально использовать более 95% ПНГ как в текущих параметрах добычи, так и с условием перспективного наращивания объемов производства», – отметил Александр Михеев, генеральный директор «Меретояханефтегаза».

Нефть и газ на месторождении добывают одновременно, соответственно, всю инфраструктуру запускали синхронно. Это позволило эффективно распорядиться природными ресурсами и минимизировать риски сверхнормативного сжигания ПНГ.

«В свете усиления мирового тренда на декарбонизацию и снижение эмиссии СО2, своевременный запуск газовой инфраструктуры позволяет снизить углеродную интенсивность нашей деятельности. Запущенные в работу газовые объекты развивают потенциал роста добычи газа до 8 млрд кубометров в год на Тазовском НГКМ», – подчеркнул Андрей Комаров, директор дирекции по газу и энергетике ПАО «Газпром нефть».

Уже со следующего года на Тазовском планируют добывать до 6 млрд кубометров ежегодно, отметили в пресс-службе «Меретояханефтегаза».

Помимо рационального использования ПНГ, предприятие проводит исследования флоры и фауны в окрестностях месторождения, придерживается рекомендаций экологов. Например, нефте- и газопроводы под рекой Лукъяхой проложены наиболее экологически безопасным методом – наклонно-направленного бурения, а сами трубы оснащены специальным защитным кожухом. Места пересечения трубопроводов с маршрутами каслания оленеводов оборудованы 300-метровыми переходами.

Первоисточник: https://sever-press.ru/2021/08/03/dobycha-na-tazovskom-mestorozhdenii-stanovitsja-maksimalno-jekologichnoj/

Полярники зафиксировали на станциях в Арктике задымление от лесных пожаров в Якутии

ТАСС, 03/08/2021

Ученые зафиксировали на арктических научных станциях дым от лесных пожаров в Якутии и на Таймыре. Об этом говорится в сообщении официального Telegram-канала "Лед" Арктического и Антарктического научно-исследовательского института.

"Дым от лесных пожаров в Якутии и на Таймыре добрался до арктических научных станций. Сильное задымление наблюдалось в районе полевой базы Хастыр (полуостров Хара-Тумус, Хатангский залив)", - говорится в сообщении.

По словам полярников, видимость из-за густого дыма упала до 500 м, небо заволокло, а в воздухе ощущался запах гари. Задымление продолжалось более 20 часов 1 августа и в меньшем масштабе в районе трех часов повторилось 2 августа.

Затем ветер изменил направление и дым постепенно рассеялся.

"Сейчас ученые продолжают свои наблюдения, работа на базе ведется в штатном режиме", - отмечается в сообщении.

Небольшое задымление также наблюдалось на одном из северных пунктов наблюдательной сети - "Ледовой базе Мыс Баранова" (остров Большевик, архипелаг Северная Земля), которая находится в 700 км к северо-западу от Хастыра.

Первоисточник: https://tass.ru/proisshestviya/12050679?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Энергетика

Русгазальянс планирует добывать на Семаковском месторождении 14,2 млрд кубов газа с 2027 года

Pro-Arctic, 03/08/2021

Русгазальянс (совместное предприятие Газпрома и Русгаздобычи) планирует достичь максимальной добычи газа на Семаковском месторождении на Ямале в 2027 году на уровне 14,2 млрд кубометров в год и удерживать этот показатель в течение 10 лет. Об этом сообщил глава СП Андрей Фролов.

«Первая фаза у нас 7,5 млрд кубометров газа, потом во вторую фазу мы выходим на 14,2 млрд кубометров газа. Это достаточно хороший показатель. И чтобы продлить эту полку в 14,2 млрд кубометров газа, мы идем на третью фазу», — рассказал Фролов про планы по добыче на Семаковском месторождении.
«В 2027 году, по нашему плану, мы планируем запустить вторую фазу, работаем над ускорением, все для этого есть», — добавил Фролов, подчеркнув, что максимальную добычу, то есть полку, компания хочет удерживать в течение 10 лет.

Глава «Русгаздобычи» Константин Махов в свою очередь сообщил, что запуск первой фазы теперь намечен на третий квартал 2022 года (ранее он планировался на четвертый квартал того же года), передает РИА Новости.

«Продажа газа будет осуществляться непосредственно ПАО «Газпром» и конечным потребителям. Сейчас идет заключение контрактов, идет согласование с Газпромом», — сказал Махов.

Он добавил, что сейчас прорабатывает с Газпромом, сколько именно газа ему понадобится, Газпром может покупать у СП до 100% добываемого газа. Газ с месторождения будет поставляться в газотранспортную систему Газпрома, для этого компания строит газопровод до Ямбургского месторождения, откуда газ будет отправляться потребителям.

Объем финансирования запуска второй и третьей фаз компания пока не утвердила. Инвестиции же в первую фазу составляют примерно 80 млрд рублей. Из них 70 ммлрд — это банковский кредит, который Русгаздобыча привлекла для проекта в начале этого года, еще примерно 10 млрд — это исторические траты Газпрома на геологоразведку.

Семаковское месторождение расположено в акватории Тазовской губы и частично на суше Тазовского полуострова, относится к категории крупных — извлекаемые запасы газа составляют более 320 млрд кубометров.

Первоисточник: https://pro-arctic.ru/03/08/2021/news/44238#read

Разное

Арктика сегодня: кабельный завод, дороги и экспедиция Конюхова

Goarctic.ru, 03/08/2021

В Мурманске открыт кабельный завод. Основная функция предприятия на ближайшую перспективу – производство оптоволоконного кабеля для проекта «Полярный экспресс». В рамках данного заказа завод изготовит 12 650 километров кабеля из шести пар оптических волокон пропускной способностью до 104 тб/с.

Напомню, линия соединит Западную Арктику (Мурманск) с Дальним Востоком (Владивосток) и пройдёт через Амдерму, Диксон, Тикси, Певек, Анадырь, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск. Проект реализуется по заказу Минтранса при поддержке Росморречфлота, Росморпорта и ФГУП «Морсвязьспутник».

Продолжается плановое восстановление арктической транспортной инфраструктуры. Как стало известно, Архангельская область получила из федерального бюджета 300 млн рублей на начало строительства дороги Архангельск-Онега. Данный транш позволит реконструировать участок дорожного полотна от деревни Рикасиха до деревни Кянда протяжённостью 16,4 км.

2 августа в Мурманск вернулся атомный ледокол «50 лет Победы». На борту судна прибыл путешественник Ф. Конюхов, завершивший свою одиночную полярную экспедицию на дрейфующей льдине, на которой провёл более 245 часов.

В ходе экспедиции путешественник осуществил сбор данных по уровню концентрации микропластика в районе Северного полюса и ряд других измерений, а также написал несколько изобразительных этюдов.

Первоисточник: https://goarctic.ru/news/arktika-segodnya-kabelnyy-zavod-dorogi-i-ekspeditsiya-konyukhova/