Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

19/05/2022

Оглавление

Арктический туризм

Свыше 25 представителей ресторанной индустрии Мурманской области примут участие в гастрономическом фудкорте «Вкус Арктики» на VII Арктическом фестивале «Териберка»

ТРК Арктик-ТВ (Мурманск), 18/05/2022

Седьмой Арктический фестиваль «Териберка» состоится 16-17 июля в Мурманской области в рамках плана основных мероприятий председательства России в Арктическом совете, оператором которых выступает Фонд Росконгресс.

Целью фестиваля в 2022 году станет формирование осознанности посетителей, сообщила заместитель губернатора Мурманской области Ольга Кузнецова в ходе установочного заседания организационного комитета по подготовке к проведению фестиваля, которое состоялось в правительстве Мурманской области.

«Нам важно, чтобы все, кто приезжает в Териберку на два дня, посещая площадки мероприятия, через еду, кино, музыку и участие в активностях, погружались в три эмоциональных состояния: осознанность, ответственность по отношению к окружающей природе и сотворчество», – отметила Ольга Кузнецова.

Свыше 25 представителей ресторанной индустрии Мурманской области поучаствуют в формировании меню гастрономического фудкорта «Вкус Арктики» на VII Арктическом фестивале «Териберка». Рестораторы представят лучшие позиции арктического меню в формате «Еда в одной руке» (One-Hand-Food). Соорганизатором гастрономической площадки выступает федеральный проект «Гастрономическая карта России».

Помимо популяризации локальных продуктов и арктической кухни, организаторы фестиваля сохраняют и другие традиционные идеи «Териберки» – раскрытие уникального туристского потенциала малых территорий Арктической зоны России, развитие событийного туризма в регионе.

Впервые в рамках фестиваля Комитет по туризму Мурманской области проведет туристическую выставку «MURMANSK.TRAVEL Market», в ходе которой более 15 представителей индустрии расскажут посетителям о направлениях для поездок на выходных, а «Почта России» организует работу выездного пункта отправки эксклюзивных открыток.

«Музыкальная площадка – одна из основных на фестивале. Озвучивать хедлайнеров седьмого Арктического фестиваля «Териберка» на данный момент мы не будем. Сохраним интригу для поклонников одного из самых ярких фестивалей Арктической зоны Российской Федерации», – сказал Александр Елисеев, председатель комитета по туризму Мурманской области.

В 2021 году в фестивале «Териберка» приняли участие более 5000 участников из 27 регионов России. Мероприятие состоялось в рамках культурной программы председательства России в Арктическом совете в 2021-2023 г.г. В прошлом году фестиваль стал лауреатом премии Русского географического общества, а также победил в Национальной премии «События России» в номинации «Культура. Концерты и музыкальные фестивали».

Как сообщает комитет по туризму Мурманской области, о событиях, проходящих в рамках председательства России в Арктическом совете, можно оперативно узнавать на официальных аккаунтах в социальных сетях: «ВКонтакте», «Telegram», «Twitter», «Weibo».

Первоисточник: https://xn----7sbhwjb3brd.xn--p1ai/index.php?q=news/murmanskaya-oblast-arktika-16/svyshe-25-predstaviteley-restorannoy-industrii-murmanskoy-oblasti-primut-uchastie-v-gastronomicheskom-fudkorte-vkus-arktiki-na-vii-arkticheskom-festivale-teriberka&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Биоресурсы

Арктический рынок дает новые возможности для российских производителей консервов

Goarctic.ru, 18/05/2022

В условиях экономического кризиса и санкций Арктика является перспективным рынком сбыта для консервированных продуктов. Такие продукты питания, которые не требуют особых условий хранения, повышают продовольственную безопасность региона, поэтому в улучшении взаимодействия заинтересованы и производители, и потребители. В этом сошлись мнения чиновников и представителей бизнеса на заседании Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики 17 мая 2022 года. Заседание было посвящено вопросам взаимодействия производителей и потребителей консервированной пищевой продукции в Арктической зоне РФ.

Северный завоз в российской Арктике затрагивает более 3 млн человек. Его общий объем по итогам 2021 года составил свыше 34 млн т, из которых 10% занимают грузы жизнеобеспечения, включая продовольственные товары, топливо и нефтепродукты. При этом цены на продукты питания в регионах завоза превышают среднероссийские более чем на 50%, привела статистику управляющий директор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Мария Перова.

Основных причин высоких цен несколько: сложная и не всегда эффективная логистика, дефицит и высокий процент износа транспортной и складской инфраструктуры, ограничения водной инфраструктуры, высокий средний возраст судов речного флота. Однако на цены влияет и недостаточная координация при закупке и транспортировке товаров, считает Перова. Необходимы разработка нового федерального закона, регулирующего северный завоз, а также создание электронной торговой площадки для упрощения поиска поставщиков и покупателей, сказала в своем выступлении представитель КРДВ.

В Якутии в соответствии с указом главы республики перечень социально значимых товаров дополнен свежими овощами и бахчевыми культурами. В данный момент формируется состав «зелёной корзины» — набора наиболее важных и доступных для доставки овощей и фруктов, и вырабатывается механизм обеспечения их постоянного наличия и ценовой доступности. Самой большой проблемой на данном пути видятся логистические затруднения. Важной промежуточной целью в борьбе за конечную стоимость и доступность продукции является разработка оптимальной схемы поставок, включающая в себя создание торгово-логистических центров, рассказал первый заместитель министра по делам арктических территорий Республики Саха (Якутия) Сергей Неустроев.

По итогам 2021 года в арктические районы Якутии завезено более 220 тонн консервированной продукции, в 2022 году в республике впервые планируется перевезти часть продуктов по СМП, увеличивав примерно на 70 тонн объёмы завоза, добавил руководитель АО «Якутопторг» Сайдам Степанов.

О своих разработках рассказали несколько производителей консервированных продуктов из регионов России. Например, пищекомбинат «Бельковский» (Рязанская область) предлагает уваренную и термообработанную продукцию с сохранением и состава, и витаминов — супы, концентрированные соки, которые можно восстанавливать вблизи конечных потребителей.

Наиболее перспективны для Арктической зоны РФ овощные консервы, считает Юрий Рощупкин, представитель регионального отдела ООО «Семилукская трапеза». Продукция этого предприятия производится без консервантов – сохранность обеспечивается только путем стерилизации. «Опыта доставки в северные регионы у нас нет. Однако желание имеется, как и возможность увеличивать производимые объёмы продукции», — рассказал представитель производителя.

Компания «Дивиа Фарм» (Сахалин) занимается переработкой порошкового концентрата из ламинарии, добавление которого в качестве ингридиента в различные продукты помогает бороться с дефицитом йода у населения. Константин Терещенко, директор центра агропромышленных компетенций при Агентстве инновационного развития Новосибирской области, представил вертикальные теплицы в формате контейнеров, пригодные для использования в арктической зоне. Существует несколько примеров реализации данной технологии в Новосибирской области.

Дополнительным поставщиком продовольствия в российскую Арктику может стать Китай. В то же время он представляет собой рынок сбыта для арктических дикоросов и специалитетов, таких как рыба или оленина. Соответственно, это возможность наладить обратные логистические потоки, сообщил Эдуард Душенко, представитель Союза зарубежных инвесторов Китая, в который входят более 1100 промышленных групп КНР с 27,5 млн сотрудников.
«Необходимо закрепить и распространить перечисленные хорошие практики из регионов, а также интересные решения производителей и поставщиков, которые вместе могли бы дать синергетический эффект. А для того, чтобы целенаправленно решать задачу обеспечения продовольственной безопасности, будет создан набор совместных рабочих групп, в частности, между советом Северного форума по устойчивому развитию и профильными региональными структурами АЗРФ и Дальнего Востока, а также Проектным офисом развития Арктики. Возможности для развития поставок и производства консервированной пищевой продукции дают арктические преференции в соответствии с ФЗ "О поддержке предпринимательской деятельности в АЗРФ", реализация офсетных контрактов, субсидирование процентных ставок по поставкам продукции по "северному завозу"», — подвел итог модератор заседания, координатор Экспертного совета ПОРА Александр Воротников.

Первоисточник: https://goarctic.ru/news/arkticheskiy-rynok-daet-novye-vozmozhnosti-dlya-rossiyskikh-proizvoditeley-konservov/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Политика

Официальное празднование Дня полярника состоится 20 мая

ТАСС, 18/05/2022

Под эгидой МОО "Ассоциация полярников" и Спецпредставителя президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артура Чилингарова 20 мая 2022 года состоится официальное празднование Дня полярника (16+). Этот торжественный праздник объединяет всех, кто трудился и продолжает работать на благо России в сложных климатических условиях.

Памятная дата установлена указом президента России в 2013 году как знак признания работы отечественных полярников. В 2022 году этот день также ознаменован 85-летним юбилеем со дня начала работы научно-исследовательской экспедиции полярной дрейфующей станции "Северный полюс-1".

"Глубоко символично, что празднование совпадает с 85-летием первой в мире дрейфующей станции "Северный полюс-1". Я был хорошо знаком с Папаниным и другими участниками этой героической экспедиции. Мужество и самоотверженность советских полярников тогда восхищало весь мир. Сегодня мы видим, что их славные традиции продолжаются и развиваются. Ежегодно мы собираемся на праздновании Дня полярника, чтобы отметить заслуги высоких профессионалов, связавших свою жизнь с работой в самых непростых условиях", - рассказал Артур Чилингаров.

Ежегодно участниками празднования Дня полярника становятся государственные и общественные деятели, представители крупнейших предприятий, научных и образовательных учреждений.

Торжественную программу мероприятия откроет приветственная речь специального представителя Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, президента МОО "Ассоциация полярников" Артура Чилингарова. Затем представители профильных федеральных и региональных органов власти обратятся к присутствующим с поздравлениями.

Вторым этапом мероприятия станет открытое заседание совета МОО "Ассоциация полярников". В ходе встречи представители общественных комиссий и региональных отделений расскажут о текущей деятельности Ассоциации и обсудят актуальные вопросы повестки. Участникам будет представлена концепция XII Международного форума "Арктика: настоящее и будущее", который состоится 8-9 декабря 2022 года в Санкт-Петербурге. Представители АСПОЛ расскажут о работе Международного центра компетенций по устойчивому развитию (ESG) АСПОЛ, в задачи которого входит разработка стратегий, а также обеспечение экспертной базы для стимулирования устойчивого научно-технического и технологического развития предприятий и регионов с учетом экологических, социальных и иных рисков Арктики и Антарктики.

В ходе официальной части планируется подписание соглашений о сотрудничестве "Ассоциации полярников" с РАНХиГС и НИУ ВШЭ.

В завершение заседания пройдет церемония награждений за вклад в социально-экономическое развитие и благотворительную деятельность в Арктическом регионе, научно-образовательную и просветительскую работу, за многолетний добросовестный труд в Заполярье и активное участие в волонтерском и добровольческом движении в Арктике.

Торжественные мероприятия состоятся 20 мая 2022 года в 15:00 по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, 19, Зал заседаний Совета Федерации.

Первоисточник: https://tass.ru/novosti-partnerov/14657683?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Коренные малочисленные народы

Томский госуниверситет откроет Институт народов Севера

Интерфакс, 18/05/2022

Томский госуниверситет (ТГУ) в текущем году откроет Институт народов Севера, который будет искать новые подходы к решению социально-экономических задач и задействует коренных жителей в проектах по изучению глобальной трансформации климата, сообщает пресс-служба вуза.

Институт является составляющей стратегического проекта "Глобальные изменения Земли: климат, экология, качество жизни", нацеленного на исследование трансформации Сибири и Арктики и реализуемого ТГУ при поддержке программы "Приоритет 2030".

"Результаты исследований, которые будут проводиться под эгидой нового института, имеют практическую значимость для северных территорий. В частности, позволят строить прогностические климатические модели будущего - какими будут условия через 5, 10, 15 лет. Эти данные помогут грамотно выстраивать стратегии развития регионов с учетом тех изменений, которые невозможно остановить, но к которым человечество может адаптироваться", - говорится в пресс-релизе.

По словам исполнительного директора стратегической административной единицы "Сибирский институт будущего" ТГУ Людмилы Борило, над созданием Института народа Севера работают антропологи, географы, занимающиеся изучением глобального потепления специалисты и другие ученые, а также представители власти и общественных организаций.

Им предстоит выстроить концепцию, которая будет охватывать самые разные сферы - от исследований до разработки новых подходов к решению социальных и экономических проблем. В частности, одним из векторов исследований станет глобальное потепление, которое наиболее сильно проявляется в северных регионах, трансформирует окружающую среду и создает затруднения для коренных народов, занимающихся оленеводством, рыболовством, охотой.

Участвующий в создании нового института директор Центра превосходства "БиоКлимЛанд" ТГУ Сергей Кирпотин отметил, что к реализации климатических проектов планируется подключать жителей Сибири и Арктики

"Например, представители коренных народов могут снимать многие показатели, важные для ведения мониторинга, и это значительно повысит его эффективность, поскольку эпизодические данные, получаемые учеными экспедиций, не могут дать всей полноты картины", - пояснил Кирпотин.

Кроме того, коренные малочисленные народы Севера являются носителями традиционных знаний о территории, на которой они проживают, и эта информация может быть не только важна для уже ведущихся исследований, но и послужить отправной точкой для новых климатических проектов.

Среди других направлений, которые обсуждаются в рамках формируемой концепции института, значительное место занимает создание условий для подготовки кадров из числа северных коренных народов для территорий, на которых они проживают.

Первоисточник: https://academia.interfax.ru/ru/news/articles/8450?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Наука, культура и образование

Арктический плавучий университет отметил 10-летний юбилей: его достижения

Goarctic.ru, 18/05/2022

Проект САФУ – «Арктический плавучий университет» отмечает круглый юбилей. Уже 10 лет университет с молодыми учеными и студентами отправляется в полярные моря на исследовательских суднах «Профессор Молчанов» и «Михаил Сомов». Об итогах порталу «Научная Россия» рассказал руководитель экспедиции Александр Сабуров.

Проект «Арктический плавучий университет» отсчитывает свою историю с 2012 года. Он появился как продукт сотрудничества САФУ и «Росгидромета». Год за годом экспедиции уходили в арктические моря – Белое, Баренцево и Карское. Ученые высаживались на Шпицбергене, Земле Франца-Иосифа, Новой Земле и на прибрежных территориях.

Результатом экспедиций «Арктического плавучего университета» называют сбор информации о гидрологии и атмосфере в регионе. Учеными получены интересные результаты о биоразнообразии региона и в области микробиологии. Так, сотрудники Института географии впервые в истории открыли в Арктике эндолиты – сообщества, живущие в горных породах и получающие энергию от солнца.

Одно из важных направлений университета – изучение следов микропластика в высоких северных широтах. В российскую арктическую акваторию часть мусора приносит течение из Атлантики.

«Мы понимаем, что отношение к Арктике с точки зрения ее уникальных экосистем и климатических изменений не поменяется в ближайшие годы. Это долгосрочный тренд, поэтому изучение определенных фундаментальных дисциплин на этой территории необходимо. В этой области нужны и экологи, и океанологи, и геологи: опытные ученые и молодые кадры. Плавучие университеты как раз дают возможность готовить молодых специалистов на практике», – отметил Александр Сабуров.

В планах на 2022 год у «Арктического плавучего университета» исследования в районе Новой Земли и рейс на полярные станции «Росгидромета».

Первоисточник: https://goarctic.ru/news/arkticheskiy-plavuchiy-universitet-otmetil-10-letniy-yubiley-ego-dostizheniya/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

В Архангельской области откроется музей поморского текстиля XIX-XX веков

Национальный акцент, 18/05/2022

Музей "Дом на восьми ветрах" откроется в нацпарке "Онежское Поморье" в деревне Лопшеньга в Архангельской области. В экспозицию войдут изделия текстиля XIX-XX веков, сообщает портал Go Arctic.

Посетители музея увидят полотенце, изготовленное Фелицатой Архиповной Ярыгиной в 1920-х годах, имеющее редкий сюжет вышивки. На полотенце изображена богиня-покровительница женских рукоделий, один из главных персонажей северорусских вышивок Мокошь. Также в экспозицию попадут архивные фотографии, вязаные поморские рубахи и многое другое.

Открытие музея запланировано на осень 2022 года.

Первоисточник: https://nazaccent.ru/content/38309-v-arhangelskoj-oblasti-otkroetsya-muzej-pomorskogo-tekstilya-xix-xx-vekov.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Ученые разработали геопортал благополучия населения Российской Арктики

Таймырский телеграф, 18/05/2022

Ученые разработали геопортал санитарно-эпидемиологического благополучия населения Арктической зоны РФ. Сервис создали в центре компетенций НТИ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого совместно со специалистами Северо-Западного научного центра гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора.

Геопортал собрал базу данных в виде интерактивной карты, на которой можно выбрать различные показатели состояния среды обитания, здоровья населения, демографические и социально-экономические показатели. Информацию можно проанализировать за многолетний период. Кроме того, портал будет обрабатывать данные, собранные в рамах статистических наблюдений. Доступ к нему разграничат для различных категорий пользователей, сообщает Naked science.

Геопортал позволит выявлять «территории риска» по показателям заболеваемости населения и формировать предложения для улучшения ситуации. Сервис также даст возможность применять принципиально новые подходы к организации социально-гигиенического мониторинга в регионе.

Алгоритмы портала смогут выявлять закономерности между состоянием факторов среды обитания и здоровья населения и оценивать влияние этих факторов. Традиционными способами без визуализации на карте это невозможно сделать.

«Это первая в России информационно-аналитическая система на основе ГИС, посвященная проблематике санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Арктической зоне России. Важная ее особенность – возможность масштабирования как в части структуры баз данных, так и в географическом аспекте. Мы ожидаем интерес к аналитическим возможностям системы со стороны органов и организаций Роспотребнадзора и от администрации субъектов Арктической зоны и промышленных предприятий», – рассказал директор ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья», доктор медицинских наук Сергей Горбанев.

Первоисточник: https://www.ttelegraf.ru/news/uchenye-razrabotali-geoportal-blagopoluchiya-naseleniya-rossijskoj-arktiki/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Россия собралась изучать Арктику «с божьей помощью»

Общественная служба новостей, 18/05/2022

Испытания российской ледостойкой самодвижущейся платформы для изучения Арктики «Северный полюс» стартуют 21 мая – в День полярника. Как заявил директор Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) в Санкт-Петербурге Александр Макаров, – первый рейс запланирован на сентябрь.

«С божьей помощью, думаю, в субботу выйдем на ходовые испытания платформы, именно в День полярника», – цитирует Макарова ТАСС.

«Северный полюс» достраивается в Санкт-Петербурге на «Адмиралтейских верфях». Ее заложили в 2019 году, оснастив полутора десятками лабораторий и полевым лагерем для размещения на льдинах.

Первоисточник: https://www.osnmedia.ru/obshhestvo/rossiya-sobralas-izuchat-arktiku-s-bozhej-pomoshhyu/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Национальные проекты

СПО «Арктика» реализует инициативу по оптимизации процесса ремонта судов и кораблей в рамках нацпроекта «Производительность труда»

DvinaNews, 18/05/2022

В АО «СПО «Арктика» (входит в ОСК) прошло совещание, на котором обсудили ход выполнения проекта «Оптимизация процесса ремонта судов и кораблей в АО «ЦС «Звёздочка». Встреча состоялась на территории цеха 8, на площадке которого реализуется проект.

В обсуждении приняли участие руководитель регионального центра компетенций Виталий Акишин, представители СПО «Арктика»: первый заместитель генерального директора Юрий Душкин, директор по производству Дмитрий Федюнин, начальник управления развития производственной системы Михаил Волов и работники цеха 8, участвующие в реализации проекта.

На встрече подвели итоги первого месяца участия предприятия в национальном проекте «Производительность труда», курирует процесс региональный центр компетенций. Ранее для работников цеха 8 были проведены тренинги и обучающие модули по программам «Основы бережливого производства», «Система 5С», «Картирование, производственный анализ» и «Эффективный инфоцентр». Полученные знания сотрудники сразу начали применять на практике.

На проходящем сейчас этапе «Диагностика» участники рабочей группы фиксируют организацию продуктового потока цеха, производят хронометраж выполняемых операций. За каждым участником закреплен один из этапов рабочего процесса. На ежедневных совещаниях формируется «Карта потока создания ценности», формулируются проблемы, которые могут ограничивать производительность труда.

На следующем этапе участникам предстоит разработать и реализовать план мероприятий по устранению наиболее значимых проблем.

— По итогам этапа «Диагностика» отмечу, что рабочая группа показывает хорошие результаты, – прокомментировал Виталий Акишин. – Часть выявленных проблем мы устраним, оставшиеся вопросы группа будет решать в дальнейшем в рамках проектной деятельности производственной системы.

Скоро рабочую группу цеха 8 СПО «Арктика» ждет второй модуль обучения. Программа будет составлена таким образом, чтобы участники могли результативно работать над повышением производительности.

— С учетом портфеля текущих заказов результативность, которую показывает рабочая группа данного проекта, имеет высокую значимость для предприятия, – сообщил заместитель генерального директора АО «СПО «Арктика» Юрий Душкин. – По итогам промежуточного представления проекта проделанную работу оцениваю на «отлично».

Напомним, что основная задача национального проекта «Производительность труда» заключается в создании на предприятиях условий для повышения производительности труда не менее чем на пять процентов в год. Эти изменения позволят улучшить эффективность работы, то есть сократить издержки, повысить прибыль, снизить себестоимость выпускаемой продукции и обеспечить спрос на рынке.

Первоисточник: http://dvinanews.ru/-xrh5u60k?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Оборона и безопасность

Цель НАТО - колонизация Арктики, считает Алексей Мухин

Независимая газета, 18/05/2022

Будущее Европы незавидно, считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. Давление США и Британии на государства ЕС приведет к «серьезным деформациям психики» европейцев, которые уже в скором времени осознают какова ситуация в реальности и прекратят демонизировать Россию. Пока же за попытками Финляндии и Швеции вступить в НАТО прослеживается желание альянса взять под контроль Арктику.

США и Британия оказывают жесткое давление на европейские государства, втягивая их в антироссийскую коалицию, заявил политолог Алексей Мухин. «У Европы роль в любом случае незавидная. То, что сейчас делают с европейскими политиками англосаксы - Штаты и Британия - называется политическое и военное изнасилование. В конце концов, это приведет к очень серьезным деформациям психики. И нам придётся с этим дальше работать. Вот, к примеру, люди, которых насильно втягивают в НАТО - финны и шведы. Меня очень насторожило, что сначала у сторонников вступления в альянс было 28%. И буквально за два месяца стало 64%», - отмечает эксперт.

По его мнению, единственной надеждой для людей, которых обманывают сейчас и в Европе, и на Украине является Россия. «Россия выступает против этой несправедливой системы, этого несправедливого порядка. Что у нас есть? У нас есть громадные компетенции. Это интеллектуальное преимущество, это военное преимущество, это энергетическое преимущество, прежде всего. Я имею в виду ресурсы. У нас логистические преимущества – Северный морской путь», - считает Мухин.

Генеральный директор Центра политической информации обращает внимание на ускоренное обсуждение вопроса о включении в НАТО Швеции и Финляндии, а так же на разговоры о Балтике как о внутреннем море НАТО.

«Вроде бы, этот процесс не имеет какого-то военного содержания, если не учитывать один маленький факт – эти страны имеют непосредственное значение для развития Северного морского пути, - говорит Мухин. - На данном этапе западные страны фактически блокируют, бойкотируют Арктический совет, где председательствует Россия до 23 года, работа приостановлена, но при этом идет активнейшая подготовка к тому, чтобы в дальнейшем именно НАТО, натовские страны занимались колонизацией Арктики, отодвинув Россию».

Как считает Мухин, по замыслу инициаторов вступления скандинавских стран в Североатлантический альянс, это событие должно изменить ситуацию в данном регионе, потому пока Россия имеет все преимущества, она доминирует в регионе. «Она контролирует Северный морской путь. Получается, у НАТО две цели – это колонизация Арктики с ее природными ресурсами и контроль над Северным морским путем. Вот, собственно, содержание того, что происходит сейчас со Швецией и Финляндией. И кстати, местные эксперты уже говорят о военной оккупации со стороны США этих двух стран», - утверждает эксперт, по мнению которого на эти угрозы «обязательно последует ответ, и он будет масштабным, комплексным».

Политолог также отмечает, что в мире начинается «информационная обработка» «по расчеловечиванию Китая», который обвиняют, что «он не разделяет западные ценности». «И это очень важный сигнал», -уверен эксперт.

Как считает Мухин, оценивая обстановку в Украине, создается устойчивое впечатление, «что НАТО – США и Британия – не хотят даже гипотетической победы Киева». «Им необходимо создать ситуацию апокалипсиса на этой территории. Для чего это нужно? Дело в том, что если Украина будет, как они заявляют, стойко держаться и даже где-то побеждать Россию – нечем будет запугивать Европу, не будет причин для того, чтобы европейские страны закупали американское вооружение, размещали у себя военные базы и контингент, - говорит аналитик. - Им надо сейчас, с одной стороны, создать у украинцев иллюзию того, что они побеждают, чтобы они продолжали бороться, с другой стороны создать ситуацию апокалипсиса, чтобы вогнать европейцев в состояние аффекта. Иначе они начнут просыпаться, как это происходит с французскими фермерами или немецкими промышленниками. Мне кажется, что с течением времени в Италии, во Франции, да и в Германии тоже начнется движение против того, чтобы демонизировать Россию, чтобы наша страна воспринималась в западном сознании как абсолютное зло».

Первоисточник: https://www.ng.ru/world/2022-05-18/100_2205181510.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Северный морской путь

Развитие Северного морского пути постоянно находится в центре общественного внимания

Общественная служба новостей, 18/05/2022

В интервью «Интерфаксу» руководитель Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) Евгений Петров заявил, что Северный морской путь является важным инструментом независимости энергетической политики России на мировом рынке.

«Его развитие ни в коем случае не должно быть остановлено: это залог конкурентоспособности российских ресурсов на мировых рынках. Благодаря Севморпути и развитию СПГ-проектов у нас всегда будет альтернатива: мы сможем поставлять ямальский газ как на запад, так и на восток. А уже сам Севморпуть тянет за собой развитие смежных отраслей и целых регионов. И наша задача сегодня – обеспечить рентабельными ресурсами проекты вдоль Севморпути», − заявил он.

Объем перевозки грузов по Северному морскому пути (СМП) в январе-марте 2022 года вырос на 9,3%, сообщил специальный представитель “Росатома” по вопросам развития Арктики Владимир Панов на заседании совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации. Говоря о возможном влиянии санкций на развитие арктических проектов, Панов отметил возможное увеличение спроса на перевозки в Восточном направлении по СМП.

В апреле под руководством президента РФ Владимира Путина состоялось совещание по развитию Арктики, на котором был принят ряд ключевых решений. «Перед президентом выступили руководители всех компаний ТЭК, проекты которых будут запущены в ближайшие годы в Арктике. Они докладывали о статусе реализации проектов, о планируемых объемах грузооборота – то, что является основой для работы СМП», − рассказал министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Была принята концепция ледокольной проводки, которая представлена в виде виртуального ледокольного моста. «Мы не будем использовать типичное представление проводки по арктическому морю в форме каравана, когда ледокол ведет за собой цепочку кораблей из первоначального в конечный пункт. Теперь Севморпуть будет разбит на пять секций, на каждой из которых челночно работает мощный ледокол (или несколько). Ледоколы как диспетчеры передают морские суда из сектора в сектор, фактически сохраняя незамерзающим действующий морской канал», – отметил министр.

Также были приняты решения об усилении ледокольной группировки по всей протяженности морского пути от Мурманска до Берингова пролива. Одновременно обсуждалась и круглогодичная навигация по СМП, которая должна стартовать в 2024 году.

Обсуждались вопросы не только внутренних, но и транзитных перевозок. Это перспективное направление развития СМП. При сегодняшнем уровне ставок фрахта из Азии в Европу по традиционному южному маршруту через Суэцкий канал СМП становится выгодной альтернативой. «Мы подходим к моменту, когда мировой рынок созреет для значительного роста провоза грузов именно по Севморпути», − рассказал Чекунков.

На данный момент сформированы планы развития Севморпути до 2030 года. Панируется строительство 55 грузовых судов ледового класса. В том числе 10 – для внутрироссийских перевозок, которые будут насыщать собой, в том числе, регулярную контейнерную линию.

Строительство грузового флота для Севморпути предполагает кооперацию с верфями из Кореи и КНР. «У нас уже идет хорошая кооперация с корейскими верфями в рамках судоверфи “Звезда”, строятся газовозы. Китайские верфи выражают большой интерес к участию в этой работе», – сказал министр.

Комментируя темы расширения ледокольного флота, Чекунков напомнил, что четыре атомных ледокола уже строятся: “Урал” должен быть сдан в этом году, “Чукотка” – в 2024-м, “Якутия” – в 2026-м, флагманский “Лидер” будет сдан в 2027-м году.

В части аварийно-спасательного флота и системы обеспечения за счет федерального бюджета строятся 16 судов, 13 вертолетов и новый большой расширенный центр министерства чрезвычайных ситуаций в Певеке. Дополнительно оценивается возможность строительства 30 аварийно-спасательных судов, чтобы обеспечить полное покрытие всей трассы, а также соблюдать регламентное время прибытия спасателей к судну в случае, если оно терпит бедствие. Также планируются три новых аварийно-спасательных центра МЧС на всём протяжении Северного морского пути – в Сабетте, Диксоне и Тикси, в Певеке уже строится.

Важный компонент работы Северного морского пути – арктическая спутниковая группировка. Запуск спутников планируется в 2022-2024 годах. Это обеспечит полное покрытие Севморпути интернетом, связью, инструментами анализа ледовой обстановки и гидрометеорологии.

Члена Генерального Совета Партии Дела, генерального директора Института проблем энергетики, первого заместителя генерального директора Института проблем естественных монополий Булата Нигматулина настораживает объем запланированных капиталовложений в СМП. Естественно, стоит вопрос о сроках их окупаемости, и вообще окупятся ли они?

По мнению эксперта, в условиях санкций объем перевозок по Северному морскому пути в лучшем случае сохранится на уровне 35 млн. тонн (2021 г.), а скорее всего, снизится. По пессимистическому сценарию, останутся только перевозки отечественных СПГ и угля на Восток, на азиатские рынки. Что будет с обратными перевозками из Китая и других стран Юго-Восточной Азии в Европу – это большой вопрос. Как они могут пострадать в результате очередных санкций, наложенных на Россию. Поэтому с большой вероятностью в обозримом будущем (20-30 лет) вложения в инфраструктуру северного морского пути (СМП) не окупятся.

Эксперта беспокоит вопрос эффективности капиталовложений в СМП при отсутствии серьезных грузоперевозок: «Можно и тысячу ледоколов заложить и разорить полностью страну. Это вопрос окупаемости. Ледоколы нужны для того, чтобы зарабатывать деньги. Для зарабатывания денег должны быть проводки – хотя бы 100 млн. тонн в год, как это совсем недавно декларировалось Росатомом – оператором СМП. Вопрос – на сколько сегодня эти цифры реалистичны? В условиях санкций проект Ямал СПГ-2, скорее всего, будет остановлен, потому что был отказ поставки оборудования из Южной Кореи и других стран. Это значит, что в ближайшие годы не будет роста провозок СПГ на Восток, так как на Западе нашим СПГ объявлены санкции», − убежден Нигматулин.

А если рассмотреть альтернативное использование этих средств: на развитие малого и среднего бизнеса, нашего отечественного машиностроения, включая сельхозмашиностроение, автомобиле и авиастроения, станкостроения и т.д.

«Кто-то сравнивал эффективность этих вложений по сравнению с вложениями в СМП?», − задается вопросом Нигматулин.

Нигматулин уверен, что огромные средства должны вкладываться в СМП с большой осторожностью.

Первоисточник: https://www.osnmedia.ru/obshhestvo/razvitie-severnogo-morskogo-puti-postoyanno-nahoditsya-v-tsentre-obshhestvennogo-vnimaniya/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Владимир Солодов назвал четыре направления для наращивания грузооборота Северного морского пути

Экспортеры России, 18/05/2022

Губернатор Камчатского края Владимир Солодов презентовал инвестиционные возможности региона, связанные с развитием Северного морского пути, в рамках сессии Восточного экономического форума на ЭКСПО-2020 в Дубае.

Глава региона принял участие в обсуждении перспектив развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики в режиме видео-конференц-связи.

В своём выступлении Владимир Солодов подчеркнул, что Северный морской путь является уникальной возможностью для инвесторов, в том числе учитывая преференции режимов Территория опережвющего развития и Свободный порт «Владивосток». Они позволяют создать беспрецедентно выгодный налоговый режим, а также получить серьёзные преференции с точки зрения развития инфраструктуры.

«При этом инфраструктурное развитие станет ключевым фактором скорости развития Севморпути. Камчатский край, в частности Петропавловск-Камчатский, являются наиболее выгодной точкой для развития хабов, портов перегрузки с судов ледового класса на суда общего класса ввиду очевидного географического преимущества. Именно в таком залоге мы будем позиционировать Петропавловск-Камчатский и побережье полуострова в рамках развития Северного морского пути. Могу сказать, что это не только намерения, целый ряд инвестпроектов уже находятся в стадии реализации. В первую очередь, это пункт перевалки сжиженного природного газа, который строит компания “Новатэк”, первую очередь проекта планируют запустить в 2023 году. Это на практике покажет выгодность и преимущество Северного морского пути», — сказал Владимир Солодов.

Сегодня в Камчатском крае уже реализуются два крупных инвестпроекта. Один из них реализует Камчатский морской порт с объёмом перевалки грузов, превышающим 1 миллион тонн, с проектной мощностью более 2 миллионов тонн. Второй проект реализует группа компаний “Норэбо” — терминал “Сероглазка”, который уже сегодня обеспечивает до 800 тысяч тонн ежегодной обработки грузов. При этом возможности Петропавловска-Камчатского позволяют наращивать и протяжённость, и мощности портовой инфраструктуры.

«Важно понимать, что перевозка грузов и развитие логистики будет связано с реализацией четырёх направлений по наращиванию оборота. В первую очередь, это перевозка углеводородного сырья, второе — международные контейнерные перевозки, в том числе транзитные. Мы видим, что логистика контейнерных перевозок меняется, и именно Северный морской путь может стать элементом, обеспечивающим надёжность, скорость и конкурентоспособность контейнерных перевозок. Третий элемент, из которого складывается грузооборот, — это перевозка рыбной продукции с Дальнего Востока. Камчатский край — крупнейший производитель рыбы, здесь производиться до трети рыбопродукции в России. Мы видим большую перспективу в формировании здесь точки накопления и перевозки водных биоресурсов, как по России, так и в другие страны. Четвёртое — это обеспечение собственных потребностей регионов Дальнего Востока. Северный морской путь позволит предотвратить перебои и обеспечить стабильные поставки и удешевить их», — подчеркнул Владимир Солодов.

Напомним, новым этапом в развитии Северного морского пути станет запуск в 2022 году регулярных контейнерных перевозок, которые обеспечат доставку рыбной продукции с территории Дальнего Востока в европейскую часть страны. А в 2023-2024 годах начнется круглогодичная навигация в высоких широтах.

Первоисточник: http://www.rusexporter.ru/news/detail/12021/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Ледокол «Виктор Черномырдин», пройдя испытания ледяным полем, вернулся в морской порт Мурманск

ТРК Арктик-ТВ (Мурманск), 18/05/2022

Ледокол «Виктор Черномырдин» 17 мая встал на якорь на рейде морского порта Мурманск после успешного завершения ледовых испытаний, которые проходили в Арктике, в восточной части Карского моря.

Как сообщает rosmorport.ru, в ходе испытаний ледокол «Виктор Черномырдин» подтвердил, что способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледяном поле толщиной до 2 метров, а также выполнять ледокольные операции при толщине льда до 3 метров.

Напомним, многофункциональное инновационное судно вышло на испытания из морского порта приписки Большой порт Санкт-Петербург 17 апреля 2022 года. За месяц ледокол преодолел 5372 морские мили и 5 морей: Балтийское, Северное, Норвежское, Баренцево и Карское.

В рамках экспедиции ледокол «Виктор Черномырдин» в сложных ледовых условиях выполнил постановку к ледовому причалу атомного лихтеровоза «Севморпуть» в Енисейском заливе. Общая протяжённость сформированного канала составила более 27 морских миль.

На обратном пути ледокол прошёл вблизи архипелага Новая Земля – такой маршрут был выбран в качестве оптимального с учетом прогноза дрейфа ледовых полей и приближения фронта циклона.

По выходе из ледовых полей ледокол «Виктор Черномырдин» успешно выполнил элемент маневрирования – разворот на чистой воде при использовании азиподов.

Первоисточник: https://xn----7sbhwjb3brd.xn--p1ai/index.php?q=news/murmanskaya-oblast-arktika-16/ledokol-viktor-chernomyrdin-proydya-ispytaniya-ledyanym-polem-vernulsya-v-morskoy-port-murmansk&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

​На Таймыре грузится единственный атомный контейнеровоз «Севморпуть»

Северный город (Норильск), 18/05/2022

У ледового причала на Таймыре продолжается погрузка атомного контейнеровоза «Севморпуть» ФГУП «Атомфлот». Он вывезет с площадки терминала «Северная звезда» строительную технику и контейнеры, сообщает информационный интернет-портал «Атомная энергия».

«Мы оперативно изменили рейсовое задание атомного контейнеровоза «Севморпуть», – пояснил изданию и.о. генерального директора ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица. – Судно следовало в Мурманск без груза, но поступила заявка, которую мы приняли. Наше судно востребовано, а его уникальные технические возможности успели оценить партнеры. Сейчас в Арктике реализуется множество проектов. Росатомфлот ориентирован на содействие всем компаниям, которые работают в высоких широтах».

Атомный контейнеровоз «Севморпуть» является единственным транспортным судном с ядерной энергетической установкой. Он был построен на керченском судостроительном заводе «Залив», спущен на воду в 1986 году и введен в эксплуатацию 31 декабря 1988 года. Длина судна составляет 260,3 метра, ширина – 32,2 метра, водоизмещение – 61 тысяча тонн. Мощность главной установки – 40 тысяч л. с., скорость хода на чистой воде – 20 узлов. Судно способно перевозить 1320 двадцатифутовых контейнеров или 428 сорокафутовых.

Постановку «Севморпути» к ледовому причалу обеспечил 13 мая дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин». Как отмечается в сообщении, экипажи судов показали отличное взаимодействие при совместной работе.

Погрузочные работы должны занять ориентировочно 10–12 суток. Погрузить предстоит около 1700 тонн груза.

Первоисточник: https://sgnorilsk.ru/news/na-tajmyre-gruzitsya-edinstvennyj-atomnyj-kontejnerovoz-sevmorput?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Социально-экономическое развитие

Хатанга получит дополнительные деньги на ремонт социальных объектов и жилья

Advis.ru, 18/05/2022

Поселок Хатанга посетили представители профильных министерств и ведомств края – Минпрома, Минэкологии, Минэка, Минтранса, управления капитального строительства и других. Специалисты осмотрели административные здания, дом культуры, школу, больницу, мусоросжигательную установку, жилые многоквартирные дома. Большинство объектов требуют текущего или капитального ремонта. В краевом Правительстве намерены значительно улучшить состояние поселковой среды к юбилею Хатанги – в 2026 году населенный пункт отметит своё 400-летие.

Принято решение уже в этом году в Хатангу направить дополнительные средства. Светлана Сидельникова, заместитель министра экономики и регионального развития Красноярского края: "Хатанга – один из самых северных населенных пунктов страны. Завезти строительные материалы с большой земли можно либо речным транспортом, с дальнейшей перегрузкой на морские суда, либо воздушным путем. Все варианты баснословно дорогие. Сейчас со всех точек зрения смотрим, оцениваем, что и в каком объеме можно отремонтировать уже в этом году. Мы понимаем, что любое обустройство в Арктике жестко ограничено по времени, поэтому постараемся в короткие сроки определить первоочередные задачи для конкретного финансирования, провести торги, чтобы подрядчики до морозов успели выполнить часть работ".

Первоисточник: https://www.advis.ru/php/view_news.php?id=983E61D9-B5D0-4548-B5CE-ED6189CC7BDB&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

На ПМЭФ Якутия подпишет новые соглашения

SakhaLife, 18/05/2022

Якутия примет активное участие в деловой программе Петербургского международного экономического форума, который состоится 15–18 июня. На площадках ПМЭФ будет обсуждаться ряд крупных инвестпроектов, реализуемых на территории республики, в том числе в Арктической зоне, будут подписаны новые соглашения с регионами и финансовыми институтами развития страны. Об этом в ходе прямого эфира передачи «Прямой разговор» ГТРК «Саха» на канале «Россия 24» заявил Глава Якутии Айсен Николаев.

Глава подчеркнул, что в этом году деловая программа Форума будет посвящена новым вызовам, с которыми столкнулась страна, вопросам восстановления экономики, трансформации торговли, новой логистики. «Мы надеемся, что в результате подписанных соглашений и переговоров республика вновь получит импульс для развития инфраструктуры – и социальной, и производственной, практическая реализация которых улучшит качество жизни», – подчеркнул Айсен Николаев.

Деловая программа республики охватывает ключевые темы перехода от антикризисной повестки к повышению долгосрочного потенциала экономики. Это вопросы энергообеспечения потребителей в удалённых и труднодоступных районах с децентрализованным энергоснабжением, снятия инфраструктурных ограничений для развития экономической и социальной сферы за счёт применения атомной безуглеродной энергетики, подготовлен проект соглашения с ГК «Росатом».

Республика планирует подписать соглашения по развитию Арктической зоны, по внедрению новых технологий для локальной энергетики, в том числе с применением местных видов топлива, по обеспечению современными отечественными вездеходами, по строительству оленеводческого комплекса замкнутого типа.

В плане – подписание межрегиональных соглашений с Краснодарским краем и Астраханской областью. Кроме того, большой интерес к сотрудничеству проявляют и иностранные государства (Китай, Индия, Иран и ОАЭ).

Деловая программа Якутии на ПМЭФ помимо основных мероприятий предполагает презентацию инвестиционного потенциала на форуме «Арктика – территория диалога». Будет представлен региональный потенциал и инвестиционная привлекательность, а также «истории успеха» при участии инвесторов, реализующих проекты в регионе.

В прошлом году республика подписала 8 соглашений, среди которых было Соглашение с Госкорпорацией ВЭБ РФ по строительству школ на принципах ГЧП. В рамках него в течение пяти лет в республике планируется создать 10 новых школ. На сегодня подписаны концессионные соглашения о строительстве и эксплуатации 3 объектов образования в Якутске и Жатае на 1 530 учащихся. Строительство школ начнётся в 2022 году и будет завершено в конце 2023 года. На софинансирование расходов по строительству и эксплуатацию школ будет выделена федеральная субсидия в размере более 2,3 млрд рублей.

Первоисточник: https://sakhalife.ru/na-pmef-yakutiya-podpishet-novye-soglasheniya/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Транспортные системы

О беспилотной авиации в Заполярье расскажет профессор Александр Федотовских

Северный город (Норильск), 18/05/2022

Просветительский проект «DATALIB. Лекторий» приглашает норильчан на лекции ведущих теоретиков и практиков по сквозным цифровым технологиям в различных отраслях. Мероприятия проходят в рамках первого просветительского проекта от компании IPR MEDIA.

«DATALIB. Лекторий» — это удобный и доступный формат передачи знаний от экспертов всем желающим. Участники проекта смогут ознакомиться с идеями и разработками ведущих представителей российских вузов в области сквозных цифровых технологий. Это курс образовательных лекций для всех желающих – от преподавателей до студентов, интересующихся наукой и цифровыми технологиями», – рассказали в пресс-службе Союза промышленников и предпринимателей Заполярья.

Организаторы надеются, что норильчанам будет интересна тема онлайн-лекции, которую 24 мая проведет Александр Федотовских, кандидат экономических наук, профессор РАОФН, директор «СПП-Заполярье» – член президиума координационного совета по развитию Арктики и северных территорий Российского союза промышленников и предпринимателей.

Спикер расскажет о применении беспилотной авиации в Заполярье и презентует книгу «Особенности разработки и эксплуатации гражданских беспилотных авиационных систем с технологиями искусственного интеллекта в Арктической зоне Российской Федерации». Монография, вышедшая в 2022 году при поддержке издательства IPR MEDIA, освещает вопросы применения таких сквозных технологий национальной программы «Цифровая экономика РФ», как технологии компонентов робототехники и мехатроники, искусственный интеллект.

Первоисточник: https://sgnorilsk.ru/news/o-bespilotnoj-aviacii-v-zapolyar-e-rasskazhet-professor-aleksandr-fedotovskih?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Экология

Тундра в Арктике меняет цвет: что ждать дальше

Goarctic.ru, 18/05/2022

Арктическая тундра меняется, подавая недвусмысленные сигналы. Одни ландшафты – на Аляске и Чукотке, охватывает буйство озеленения, в то время когда другие – на Таймыре, буреют. Обзор явления от группы международных ученых опубликовал Arctic Report Card Национального управления океанических и атмосферных исследований США.

Озеленение арктической тундры отмечается с конца 1990-х годов. Кустарники и травы динамично расширяют свой ареал в высоких северных широтах – на фоне потепления климата и увеличения вегетативного периода. На процессы влияют – состояние вечной мерзлоты, снежность, влажность почв и антропогенное вторжение человека. Весь масштаб происходящего в биоме тундры раскрывает спутниковая съемка и наблюдения с БПЛА.

В Америке самое сильное озеленение ученые нашли на севере Аляски и на материковой части арктической Канады. Интенсивно идёт процесс и в России, на Чукотке.

Ключевой фактор озеленения тундры – рост площади кустарниковых зарослей, что влияет на температуру вечной мерзлоты. Интересно отметить, что местами обилие кустарника приводит не только к озеленению, но и сокращает видовое богатство ландшафта. Например, на западе Аляски.

Одновременно с озеленением в тундре отмечается прямо противоположное явление – «побурение» ландшафта. Выражен процесс на некоторых островах Канадского Арктического архипелага, на юго-западе Аляски и на побережье Якутии. Частично побурели отдельные урочища на Таймыре.

Побурение тундры объясняется проседанием грунта и появлением новых водоёмов из-за таяния вечной мерзлоты. Другие факторы – последствия пожаров, нашествия насекомых и вредителей, и бобровые плотины.

В перспективе арктическую тундру ожидает усиление, как озеленения, так и побурения, считают специалисты.

Тундру изучают ученые из: корпорации Биологических исследований Аляски, Университета Аляски, Университета Северной Аризоны, Исследовательского центра Крайнего Севера по климату и окружающей среде (Норвегия), Университета Вирджинии, Лапландского Университета, Университета Иллинойса, НАСА, Шеффилдского университета, Брукхейвенской национальной лаборатории, Института исследований экологии залива и Университета Стони-Брук.

Первоисточник: https://goarctic.ru/news/tundra-v-arktike-menyaet-tsvet-chto-zhdat-dalshe/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Чиновники в Ноябрьске ищут автохлам

Московский комсомолец - Ямал, 18/05/2022

Жителей Ноябрьска просят сообщать о брошенных на улицах машинах. Эту информацию представители горадминистрации разместили на своей страничке во «ВКонтакте».

Каждый год из дворов муниципалитета вывозят порядка десяти автомобилей, которые уже нельзя эксплуатировать. Сейчас таких на заметке у специалистов уже шесть.

Горожан призывают сообщить адреса, где находится заброшенный транспорт, по телефону 361-197.

Первоисточник: https://www.mk-yamal.ru/social/2022/05/18/chinovniki-v-noyabrske-ishhut-avtokhlam.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Судно «Михаил Сомов» доставит на мыс Марре-Сале оборудование для очистки территории от мусора

Ямал Медиа, 18/05/2022

Мыс Марре-Сале продолжат очищать от мусора, однако впервые к этому непростому делу привлекут волонтеров. Экспедиция стартует в конце июля.

Ранее сбором металлолома здесь занимались военнослужащие экологического взвода. Продолжат уборку добровольцы организации «Зеленая Арктика» и федерального проекта «Чистая Арктика». До отдаленной территории экологический десант доберется на вертолете. А с помощью судна «Михаил Сомов» на мыс доставят специальный пресс для металлических бочек.

Все процессы сложнологистические, поэтому для уменьшения объема этих бочек мы сначала будем их прессовать, складировать и потом отправлять.
Евгений Рожковский
председатель организации «Зеленая Арктика»

Первоисточник: https://yamal-media.ru/news/sudno-mihail-somov-dostavit-na-mys-marre-sale-oborudovanie-dlja-ochistki-territorii-ot-musora?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Разное

Арктика сегодня. Арктические музеи начинают масштабный мобильный выставочный проект

Goarctic.ru, 18/05/2022

Секция арктических музеев Союза музеев России запускает мобильный выставочный проект для высокоширотных регионов страны. Об этом сообщила 17 мая 2022 года координатор секции, директор Российского этнографического музея (РЭМ) Юлия Купина. В рамках проекта будут создаваться мобильные экспозиции, которые станут переезжать из одного арктического музея в другой. Кроме того, будет создана виртуальная площадка, на которой разместятся цифровые ресурсы проекта.

Созданная в апреле 2022 года организация призвана содействовать развитию музеев, сохраняющих наследие российской Арктики. Секция арктических музеев объединяет порядка двадцати музейных учреждений заполярной тематики. По планам в нее войдут около 100 хранящих арктическое наследие музеев страны, в том числе из центральных регионов.

Опыт в деле проведения мобильных выставок под эгидой секции уже нарабатывается: архангелогородский Северный морской музей, также входящий в число участников секции, реализует проект выставки-реконструкции «Территория смелых. Год на полярной станции». Помимо Архангельска, выставка побывала в Санкт-Петербурге на борту ледокола «Красин» и в настоящее время готовится к показу в Норильске.

Подобная интеграция позволит реализовать целый ряд задач в сфере просвещения и культурного развития на Крайнем Севере. Образно выражаясь, передвижные выставки перекинут мост между различными регионами российской Арктики, содействуя их сближению, кристаллизации северной идентичности. Кроме того, данная практика будет содействовать повышению разнообразия культурного досуга северян, расширению их духовных горизонтов.

Первоисточник: https://goarctic.ru/news/arktika-segodnya-arkticheskie-muzei-nachinayut-masshtabnyy-mobilnyy-vystavochnyy-proekt/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D