Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

23/06/2022

Оглавление

Международные отношения

Индия укрепляет сотрудничество с Россией в Арктике

Октагон, 22/06/2022

Нью-Дели (Индия) демонстрирует растущий интерес по включению в разработку северных регионов, выстраивая взаимодействие с Москвой, следует из данных Арктического института (The Arctic Institute).

По мере роста уровня технологий, способствующих эффективному освоению арктического региона и его ресурсной базы, такие страны как Китай, Индия, Япония и Южная Корея стремятся оказать большее влияние на управление Арктикой.

Пока Арктический Совет демонстрирует традиционную склонность к изоляционистским подходам в отношении неарктических стран, Россия, будучи крупнейшим полярным игроком, продолжает продвигать политику открытости для расширения сотрудничества с Китаем и Индией в достижении своих целей регионального развития.

Фактическое увеличение объёмов инвестиций азиатских стран в Арктику неизбежно превратит их в незаменимых игроков, чьи интересы уже сейчас приоритетнее географического положения.

В подходе Индии к Арктике произошёл неизбежный геополитический поворот с отказом от преимущественно научного подхода в пользу проработки более практичных логистических интересов. Как и Китай, Индия стремится использовать коммерческие преимущества более короткого морского маршрута Северного морского пути, параллельно претендуя на разработку арктических месторождений нефти и газа.

С 2021 года Индия взяла на себя обязательства по развитию инфраструктуры Северного морского пути с целью государственной логистической диверсификации и проработки нового основного маршрута поставок российских энергоресурсов в Индию.

Первоисточник: https://octagon.media/novosti/indiya_ukreplyaet_sotrudnichestvo_s_rossiej_v_arktike.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Наука, культура и образование

Приборы для исследования Арктики разработки СевГУ представили на ПМЭФ

ИА Красная весна, 22/06/2022

Автономные гидрометеорологические буи для арктической наблюдательной сети, в разработке которых принимали участие сотрудники научно-исследовательской лаборатории «Морские наблюдательные системы» Севастопольского государственного университета (СевГУ), были представлены на 25-м Петербургском международном экономическом форуме, 22 июня сообщает пресс-служба университета.

Изготовленные индустриальным партнером СевГУ в рамках НОЦ «МореАгроБиоТех» автономные гидрометеорологические буи станут основой мониторинговой сети, которую в этом году развернут вокруг ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс».

На этот год запланирован запуск 42 буев, которые будут работать совместно с платформой «Северный полюс». Для научной обработки информации, которая будет поступать от арктической наблюдательной сети, СевГУ совместно с Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом, МГУ и Институтом вычислительного моделирования СО РАН подал заявку в Минобрнауки на выполнение крупного научного проекта по теме «Морская Арктика в условиях меняющегося климата: диагноз и прогноз».

Реализация этого проекта позволит получить целостную картину современного гидрометеорологического режима морской Арктики и создаст основу для численного прогноза ее изменчивости.

Первоисточник: https://rossaprimavera.ru/news/06765c76?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Арктический плавучий университет получил рекордное количество заявок на участие в экспедиции 2022 года

Московский комсомолец, 22/06/2022

Арктический плавучий университет получил рекордное количество заявок на участие в экспедиции 2022 года. В этом году организаторам поступило порядка 200 заявок из 80 научных учреждений России. Об этом во время прямого эфира Объясняем.рф, организованного региональным правительством и ЦУР Архангельской области, рассказал начальник экспедиции Александр Сабуров.

Инновационный проект «Арктический плавучий университет» объединяет исследователей – студентов, аспирантов и ученых разных специальностей – для изучения арктических территорий. В этом году Арктический плавучий университет отмечает свой юбилей.

Ровно десять лет назад стартовала первая экспедиция, положившая начало ежегодным арктическим рейсам. На новую исследовательскую кампанию организаторы получили рекордное количество заявок.

– В этом году, в том числе в связи с продолжающейся пандемией, было принято решение ограничить участие иностранных граждан. Будут только российские участники. Но, действительно, был рекордный конкурс. Всего в экспедиции принимают участие 55 человек, около половины из них отобраны по конкурсу, – отметил Александр Сабуров.

Также в экспедицию 2022 года добавлены научные направления, благодаря чему будут проведены новые исследования. В частности, в Арктику впервые отправится робот, спроектированный и созданный студентами высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем САФУ. Он будет использован для роботизированного сбора параметров мусора.

Кроме того, в ходе этой экспедиции участников ожидает еще одна важная миссия.

– Будет проведено исследование совместно с учеными национального парка «Русская Арктика». На самом севере Новой Земли мы попытаемся достать остатки старинного поморского судна. Это самое северное известное поморское судно на территории Российской Федерации. Мы надеемся забрать остатки и получить дополнительную информацию об историческом присутствии России на этих территориях и особенностях строения этих судов, – поделился начальник экспедиции.

Отметим, что в этом году проект получил поддержку министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики: экспедиция включена в план председательства России в Арктическом Совете.

Первоисточник: https://arh.mk.ru/social/2022/06/22/arkticheskiy-plavuchiy-universitet-poluchil-rekordnoe-kolichestvo-zayavok-na-uchastie-v-ekspedicii-2022-goda.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

“ЛАНИТ-Интеграция” провела масштабную модернизацию труднодоступных станций Росгидромета в Арктическом регионе

Новая губерния, 22/06/2022

Проект по масштабной модернизации труднодоступных станций, находящихся на побережье и островах Северного Ледовитого океана, был реализован компанией “ЛАНИТ-Интеграция” (входит в ГК ЛАНИТ). В задачи проекта входило увеличение точности и достоверности предоставляемой метеорологической информации.

Специалисты “ЛАНИТ-Интеграции” осуществили модернизацию 49 метеостанций, размещенных между архипелагом Шпицберген и островом Врангеля. Метеорологические комплексы проводят измерение температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра, а при их доставке были задействованы все доступные в Арктике виды транспорта, в том числе научные суда “Михаил Сомов” и “Профессор Молчанов”.

Для обеспечения автоматизации ручных измерений дополнительных параметров окружающей среды и для увеличения их достоверности “ЛАНИТ-Интеграция” установила 45 весовых осадкомеров, 26 датчиков метеорологической дальности видимости, 27 датчиков продолжительности солнечного сияния, 20 датчиков высоты нижней границы облаков и 7 комплексов для измерения температуры почвы на глубинах.

За время проекта опорная климатическая наблюдательная метеорологическая сеть Росгидромета была обеспечена современными техническими средствами, что положительно отражается на качестве гидрометеорологической информации и способствует устойчивому развитию экономико-хозяйственной деятельности в Арктическом регионе.

Во время экспедиции, находясь в сложных климатических условиях, эксперты “ЛАНИТ-Интеграции” установили на станции имени Хабарова метеокомплекс, побив временной рекорд: 4 часа вместо стандартных 2-3 дней.

Сергей Михалёв, руководитель направления компании “ЛАНИТ-Интеграция”, заострил внимание на том, что трудоемкость проекта связана не только с необходимостью проводить работы в условиях вечной мерзлоты, но и с удаленностью большинства станций, из-за чего для транспортировки использовались исключительно специализированные суда и вертолеты. “Успешная и своевременная реализация этого беспрецедентного проекта стала возможной благодаря огромному опыту и энтузиазму команды, которая с 2007 года участвует в разработке технических решений для Росгидромета и управлении территориально-распределенными проектами”, — уверен он.

Первоисточник: https://guberniya.info/mir/lanit-integracziya-provela-masshtabnuyu-modernizacziyu-trudnodostupnyh-stanczij-rosgidrometa-v-arkticheskom-regione.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Промышленность и технологии

Участки в Арктике отдадут для геологического изучения на 7 лет

Московский комсомолец, 22/06/2022

Совет Федерации одобрил законопроект, позволяющий увеличить с 5 до 7 лет срок предоставления на территории Карелии и Мурманской области участков недр для проведения геологического изучения. Об этом сообщил сенатор Игорь Зубарев.

На пленарном заседании Совета Федерации 22 июня сенаторы поддержали законопроект о внесении изменений в закон "О недрах". Он касается изменения сроков предоставления на территории арктических районов Карелии и Мурманской области участков для проведения геологического изучения. Авторы законопроекта, сенаторы Игорь Зубарев и Константин Долгов, предложили выделять участки для геологоразведки не на 5, а на 7 лет.

Сенатор от Карелии Игорь Зубарев напомнил, инициатива о включении 6 районов Карелии, отнесенных к сухопутным территориям Арктической зоны, в перечень субъектов РФ, где разрешается предоставление в пользование участков недр для проведения работ по геологическому изучению на срок до 7 лет, была подготовлена Законодательным собранием республики в 2021 году. Проблема состоит в том, что сложные климатические условия Беломорского, Калевальского, Кемского, Лоухского, Сегежского районов и Костомукшского городского округа не позволяют выполнить за 5 лет весь объем работ по геологоразведке. Снежный покров высотой до 80 см здесь держится с ноября до начала мая, а глубина промерзания грунтов достигает 1,3 м.

"Так, на 1 января 2021 года на территории Карелии было предоставлено 22 лицензии на геологическое изучение с целью поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых. И по большинству лицензий отмечается отставание по срокам выполнения работ. А это в свою очередь является причиной снижения инвестиционной привлекательности геологоразведочных работ на арктических территориях", - рассказал парламентарий.

В Совете Федерации выяснили, что такие же проблемы испытывает и Мурманская область. Из-за сложных климатических условий в регионе также регистрируется отставание по срокам по лицензиям на геологическое изучение месторождений. В итоге Мурманская область вместе с Карелией стали добиваться внесения изменений в федеральный закон "О недрах".

"Нам удалось найти поддержку в профильных министерствах и у коллег в Государственной Думе и Совете Федерации. Низкая экономическая освоенность территорий, входящих в Арктическую зону, сегодня никого не устраивает. Мы понимаем, что инвесторы несут дополнительные расходы на транспортировку грузов и персонала, разработку и применение технических и технологических решений, позволяющих выполнять работы в суровых природно-климатических условиях. Поэтому нужно убирать препоны для развития Арктики, помогая бизнесу. Уверен, что принятие нашего закона позволит более эффективно проводить геологическое изучение, поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на территории арктических районов Карелии и Мурманской области", - отметил Игорь Зубарев.

Первоисточник: https://karel.mk.ru/science/2022/06/22/uchastki-v-arktike-otdadut-dlya-geologicheskogo-izucheniya-na-7-let.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Судостроение

Швеция решила обновить свой ледокольный флот

Korabel.ru, 22/06/2022

Согласно информации Морской Администрации Швеции (SMA), правительство страны решило выделить $340 млн. на строительство двух ледоколов нового поколения.

В настоящее время Администрация оперирует четырьмя ледоколами – Ale, Atle, Frej, Oden и Ymer, однако все они являются возрастными судами и требуют значительных средств на поддержание в удовлетворительном техническом состоянии.

В сообщении SMA особо подчеркивается, что экономика Швеции критически зависит от наличия современного ледокольного флота, поскольку высокий спрос на услуги специализированных судов наблюдается, как минимум, 130 дней в году.

Проект новых ледоколов разработан конструкторами финской компании Aker Arctic Technology, а их строительство (вероятнее всего) также будет осуществляться на одной из финских верфей.

Детали проекта пока не сообщаются, однако известно, что новые суда будут способны пробивать во льду канал шириной не менее 32 м, в то время как аналогичный показатель для находящихся в эксплуатации четырех ледоколов не превышает 24 метров.

Что касается силовой установки, то наряду с традиционным топливом она должна быть готова к использованию широкого ассортимента альтернативных видов горючего – СПГ, сжиженного биогаза и метанола.

Суда будут построены с расчетом на эксплуатацию в течении 50 лет. Предполагается, что в случае необходимости этот срок впоследствии может быть продлен.

Первоисточник: https://www.korabel.ru/news/comments/shveciya_reshila_obnovit_svoy_ledokolnyy_flot.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Северный морской путь

ААНИИ представил прогноз ледовой обстановки для Севморпути на июль-август 2022 года

PortNews, 22/06/2022

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) опубликовал прогностический бюллетень с данными об ожидаемых ледовых условиях в российских арктических морях на трассе Северного морского пути (СМП) на первую половину навигационного периода – июнь-август 2022 года, сообщила медиа-группа ААНИИ.

Опубликованный бюллетень составлен с учетом начавшихся весенне-летних гидрометеорологических процессов и содержит уточненные данные к долгосрочному прогнозу, разработанному в марте текущего года.

«Согласно нашему прогнозу, в первой половине сезона наиболее благоприятные для навигации ледовые условия ожидаются в западной и центральной частях трассы Северного морского пути — от Баренцева до запада Восточно-Сибирского морей. Более сложная ледовая обстановка ожидается в восточной области Восточно-Сибирского и на юго-западе Чукотского морей. Площадь ледяного массива во всех арктических морях будет ниже средних многолетних значений. Наибольшее сокращение ледовитости ожидается в Море Лаптевых: площадь Таймырского ледяного массива будет на 35% меньше средних многолетних значений, Янского – на 14–37%. Взлом припая вдоль побережья ожидается на 10-15 дней ранее многолетних значений в западной части и на уровне средних многолетних значений в восточной части Севморпути. В августе Баренцево море полностью очистится ото льдов даже в своей северной части», — рассказал Александр Макаров, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

В Баренцевом море ледовитость в июне-августе прогнозируется на 11-23% меньше средних многолетних значений. В течение июня-июля южная граница дрейфующих льдов в Баренцевом море будет располагаться севернее своего среднего многолетнего на 100-180 км. В августе граница дрейфующих льдов выйдет за северную границу моря.

Площадь Новоземельского ледяного массива в Карском море в июне-августе ожидается на 18-25% меньше средних многолетних значений, площадь Североземельского ледяного массива в июле-августе – на 18-19% меньше. Взлом припая в прибрежной части пролива Вилькицкого вероятен на 10 суток раньше среднемноголетнего срока – 20 июля.

Площадь Таймырского ледяного массива в море Лаптевых в июле-августе прогнозируется на 35% меньше средних многолетних значений, площадь Янского - на 14–37% меньше. Взлом припая вдоль побережья в западной части моря возможен на 10-15 суток раньше средних многолетних сроков – 1-5 июля.

Площадь Новосибирского ледяного массива в Восточно-Сибирском море в июле-августе ожидается на 18-21% меньше средних многолетних значений, площадь Айонского – на 8-16% меньше. Взлом припая в горле Чаунской губы (на участке Айон-Валькаркай) – в сроки, близкие к среднемноголетним значениям, – 2 июля.

В Чукотском море площадь Врангелевского ледяного массива в июле-августе ожидается на 0-2% меньше средних многолетних значений. Взлом припая на прибрежном участке мыс Якан – мыс Ванкарем прогнозируется в сроки, близкие к среднемноголетним, – 1 июля.

Первоисточник: https://portnews.ru/news/331117/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Социально-экономическое развитие

В Арктической зоне планируют объявить земельную амнистию

Таймырский телеграф, 22/06/2022

В правительстве России рассматривают варианты административных механизмов поощрения бизнеса в Заполярье. В частности, прорабатывают точечное ослабление административного давления, прежде всего – запрет на вмешательство проверяющих органов в деятельность вновь созданных арктических проектов на начальном этапе их реализации.

По словам директора Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Александра Стоцкого, среди вариантов стимулирования экономической активности за Полярным кругом – объявление земельной амнистии в Арктической зоне и Дальневосточном федеральном округе.

«Введение неналоговых инструментов поддержки предпринимательства – новый этап развития системы стимулирования экономического роста в заполярных регионах России. В основе предлагаемого правительством подхода – устранение ряда конфликтов, ограничивающих возможности бизнеса. Один из них представляет собой конфликт интересов предпринимателей и госструктур: будучи заинтересованными в достижении высоких целевых показателей в сфере надзорных функций, последние нередко ограничивают предпринимателей в их уставной деятельности. Снижение регуляторно-контролирующего давления способно развязать руки частной инициативе, позволить бизнесу выйти из-под порой чрезмерной «опеки» государственных структур. В свою очередь решение многочисленных земельных конфликтов, подчас вызванных административными ошибками и разночтениями между нормативно-правовыми актами, даст возможность «перезапустить» многие северные проекты, привязанные к «проблемной» земле», – подчеркнул Стоцкий.

Первоисточник: https://www.ttelegraf.ru/news/v-arkticheskoj-zone-planiruyut-obyavit-zemelnuyu-amnistiyu/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Николай Доронин: «Арктическая стройка в рамках Главсевморпути — отличное вложение средств»

Goarctic.ru, 22/06/2022

Севморпуть является одним из ключевых приоритетов в контексте развития Заполярья, заявил на ПМЭФ-2022 профильный вице-премьер Юрий Трутнев. В свою очередь, глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявил, что вклад уже проинвестированных проектов, осуществляемых на Севморпути, в ВВП России составит 35 трлн рублей до 2035 года. Комментирует председатель правления ПОРА Николай Доронин; мнение эксперта опубликовано на платформе Public Opinion.

«Северный Морской путь — это, в первую очередь, внутренний морской путь, а уже во вторую очередь, международная транспортная артерия. Начиная с XVI века человек пытался найти путь через cевер из Европы в Азию. Наравне с нашими отважными мореплавателями такой путь искали голландцы, англичане, норвежцы. Но только русским удалось обуздать стихию, и вот уже больше 100 лет СМП осваивается в промышленных масштабах.

Этот путь крайне важен для северного завоза, для обеспечения наших арктических владений необходимыми товарами. По Северному морскому пути транспортируются углеводороды, металлы, уголь. Если СМП станет доступным для мелкого и среднего бизнеса, когда появится плоский тариф, то в европейскую часть России станут поступать уникальные северные природные ресурсы — мясо оленя, рыба, ягоды.

Конечно, для развития Северного морского пути нужны и ледоколы, и транспортная инфраструктура. Но в условиях внешнего давления именно запуск крупных внутренних инвестиционных проектов даст рабочие места и в Арктике, и по всей России. Масштабная арктическая стройка в рамках Главсевморпути — отличное вложение средств для нынешнего и будущего поколений».

Первоисточник: https://goarctic.ru/news/nikolay-doronin-arkticheskaya-stroyka-v-ramkakh-glavsevmorputi-otlichnoe-vlozhenie-sredstv/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Стенд «Арктика – территория диалога» на ПМЭФ стал площадкой для 16 мероприятий

Мурманский вестник, 22/06/2022

Как сообщает Министерство информационной политики Мурманской области, стенд Минвостокразвития России «Арктика – территория диалога» был впервые открыт на XXV Петербургском международном экономическом форуме и стал площадкой для 16 мероприятий арктической повестки, включая ряд событий в рамках официального плана Председательства России в Арктическом совете в 2021-2023 годах, оператором которых является Фонд Росконгресс.

«ПМЭФ является ведущей деловой дискуссионной площадкой в России. Появление стенда, посвященного арктической тематике, подчеркивает растущую глобальную и экономическую роль этого региона. Мероприятия, состоявшиеся на стенде, позволили привлечь внимание участников ПМЭФ к арктической повестке, обратить их внимание на перспективы Арктической зоны РФ. В дискуссиях были раскрыты приоритеты Председательства России в Арктическом совете, в том числе социально-экономическое развитие региона, население Арктики, включая коренные народы, а также вопросы экологии. Мы обязательно продолжим работу по арктическому треку на Восточном экономическом форуме, который состоится 5-8 сентября во Владивостоке», – отметил советник Президента Российской Федерации, ответственный секретарь Оргкомитета по подготовке и обеспечению Председательства России в Арктическом совете Антон Кобяков.

«Стенд Минвостокразвития России стал настоящим арктическим «хабом» и продемонстрировал посетителям Форума пространства, посвященные Северному морскому пути, Председательству России в Арктическом совете и другим темам. Арктический регион — это огромный вклад в благосостояние России и от него во многом зависит благополучие страны в долгосрочной перспективе. Именно поэтому важно уделять Арктике заслуженное внимание», – сказал Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

В свою очередь, Посол по особым поручениям МИД России, председатель Комитета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов отметил возрастающее значение Арктики в мировой политике и глобальной экономике.

«Арктический регион играет важную геополитическую роль в обеспечении стратегической, транспортной и экономической безопасности России. Состоявшиеся на стенде сессии позволят нам выработать конкретные шаги и эффективные решения по выполнению поставленных руководством России задач по обеспечению сбалансированного устойчивого развития региона и повышения благосостояния его жителей, включая коренные народы Севера», – сказал Николай Корчунов.

Одной из основных сессий на стенде стала Конференция по развитию телекоммуникаций и цифровизации в Арктике. Ее участники обсудили внедрение цифровых технологий в Арктике, а также обеспечение качественной связи и высокоскоростным интернетом в регионе. В рамках Международного семинара по судостроению и судоремонту в Арктике затрагивались вопросы выполнения поставленных Президентом Российской Федерации задач по обеспечению перевозки не менее 80 млн тонн грузов по Северному морскому пути к 2024 году и 150 млн тонн к 2030 году. Кроме того, обсуждались возможности снижения стоимости ремонта в российских верфях и потенциальные изменения преференциальных режимов, действующих для владельцев судов.

Стенд Минвостокразвития России «Арктика – территория диалога» также стал одной из площадок Форума креативного бизнеса, в рамках которого развитию творческих индустрий на Севере были посвящены семь мероприятий. Ведущие эксперты, представители коренных народов Севера, а также ведомств и организаций обсудили влияние профессий интеллектуального труда на социально-экономическое развитие Арктики, возможности вовлечения коренных народов в креативную деятельность, а также перспективы развития креативных отраслей экономики в регионах Арктической зоны России.

Реализацию совместных проектов в различных сферах в Арктике, а также поддержание эффективного многостороннего взаимодействия в высоких широтах обсудили на сессии «Международное сотрудничество как залог устойчивого развития Арктики» проекта Think Arctic с участием представителей Индии, Китая и норвежских университетов. Особое внимание было обращено на важность конструктивной деполитизированной кооперации в Арктике в интересах устойчивого развития региона и его жителей, включая коренные народы. Отдельно было отмечено, что действительно прорывные научные проекты в Заполярье могут быть только международными и решение глобальных задач в регионе возможно только на основе коллективных подходов. Проект Think Arctic реализуется в рамках Председательства России в Арктическом совете при содействии Фонда Росконгресс.

На сессиях в рамках работы стенда также затрагивались вопросы функционирования Северного морского пути, роли науки в решении стратегических задач в Арктике. Состоялась большая сессия с участием Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, руководителей крупнейших компаний, реализующих ключевые инвестиционные проекты в Заполярье с применением мер господдержки в статусе резидентов ТОР «Столица Арктики» и АЗ РФ. В рамках сессии губернатор Мурманской области Андрей Чибис отметил, что есть все предпосылки, чтобы порт Мурманск стал логистическим хабом, обеспечивающим развитие Северного морского пути.

В рамках Дня арктического инвестора на стенде Минвостокразвития России губернаторы регионов российской Арктики лично представили инвестпроекты российским предпринимателям и СМИ. Глава Мурманской области Андрей Чибис рассказал о проектах, реализуемых в регионе: формирование новых и развитие действующих минерально-сырьевых центров, комплексное развитие морского порта Мурманск, создание и развитие центра строительства крупнотоннажных морских сооружений, развитие энергетической инфраструктуры, рыбохозяйственного комплекса, конгрессно-выставочной и деловой инфраструктуры, туристско-рекреационных кластеров, модернизация аэропортовых комплексов.

Особое место в повестке заняло представление туристического потенциала арктических регионов России, а также актуальные вопросы системы образования и кадрового обеспечения Арктики в условиях новых реалий.

Первоисточник: https://www.mvestnik.ru/newslent/stend-arktika-territoriya-dialoga-na-pmef-stal-plowadkoj-dlya-16-meropriyatij/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Норильск примет один из первых в России форумов по импортозамещению

НИА-Заполярье, 22/06/2022

С 23 по 24 июня компания «Норникель» проведет в норильском спортхолле «Айка» форум «Норникель. Импортозамещение – новые возможности». Мероприятие соберет более 300 участников, включая свыше 150 ведущих отечественных поставщиков и производителей оборудования.

Также в числе участников представители мэрии Норильска и Агентства развития Норильска, представители федерального Минпромторга и краевого Минпромэнерго и ЖКХ.

Продукция многих приглашенных производителей уже давно зарекомендовала себя, при этом она не уступает лучшим зарубежным образцам. В условиях ограничений поставщикам российских технологий и промышленникам особенно важно понять взаимные запросы и переориентироваться на внутренний рынок. Именно поэтому «Норникель» в числе первых решил провести такой форум, который может стать хорошим кейсом и для других крупных компаний.

В рамках первого дня эксперты обсудят государственную и краевую поддержку для предприятий, стимулирование бизнеса в Арктике, потребности Норильского дивизиона и принципы взаимодействия с производителями. На специализированных секциях представители «Норникеля» рассмотрят с потенциальными партнерами перспективы развития сразу по нескольким направлениям, включая механическое оборудование и цифровизацию.

На второй, заключительный день гости посетят производство «Норникеля»: пять рудников, два металлургических завода и Талнахскую обогатительную фабрику. Это необходимо, чтобы поставщики понимали, какие отечественные аналоги и технологии они могут предложить, а компания смогла обеспечить стабильную эксплуатацию своего оборудования.

Первоисточник: http://nia14.ru/news/norilsk-primet-odin-iz-pervykh-v-rossii-forumov-po-importozameshcheniyu?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Генеральный директор Общества «Газпром добыча Надым» пообщался с журналистами

ТРК Надым, 22/06/2022

Один из самых актуальных вопросов – жизнь предприятия в современных экономических условиях. И тут газодобытчики сработали на опережение. Уход иностранных компаний с рынка минимально повлиял на деятельность Общества. Яркий пример - месторождение Бованенково. 90% технического оборудования для которого было закуплено у отечественных производителей. Главная задача – быть полностью независимыми от импортного производства. Предпосылки к этому есть и очень хорошие, отмечает Игорь Мельников.

Санкции не повлияли и на освоение Харасавэйского месторождения, стратегически важного объекта для предприятия. Он обеспечит газовикам выход на шельф. Сейчас на стройплощадке работа кипит, постепенно появляются жилая и транспортная инфраструктуры. Практически на 50% готова строительная площадка, забиты свайные основания, идёт монтаж металлоконструкций, обвязка технологического оборудования, практически построены все газопроводы и шлейфы.

Тема дальнейшего развития Общества на территории Арктики тоже прозвучала на пресс-конференции. Сеноманские залежи «покорили», с Харасавэем «всё вполне понятно», а вот освоение Крузенштернского месторождения – это настоящий вызов для газодобытчиков. Оно на 61% находится в заливе Шарапов Шар Карского моря. По словам Игоря Мельникова, работа предстоит сложная. Этот газ уже невозможно добывать на береговой линии. Будут насыпаться острова, строиться батареи газовых скважин. Голубое топливо будет направляться на установку подготовки, а дальше - в магистральный газопровод.

Но трудности не пугают работников «Газпром добыча Надым». Преодолеть их – значит обеспечить компании перспективное будущее. При этом уважение далёкого прошлого тоже остаётся важной частью работы.

Игорь Мельников, генеральный директор ООО «Газпром добыча Надым»:

«Посёлок Пангоды – это то, с чего начиналось месторождение «Медвежье», то с чего начиналось общество «Газпром добыча Надым». Поэтому посёлок в любом случае в зоне ответственности нашего Общества».

Это касается благоустройства, строительства новых объектов и поддержания порядка в посёлке. Чистота и экологическая безопасность в принципе являются главными приоритетами в деятельности предприятия.

Игорь Мельников, генеральный директор ООО «Газпром добыча Надым»:

«Что касается экологии, стоит упомянуть Бованенково. Проектом сразу было запланировано обустройство перехода для каслания оленей. Традиционно мы эту работу продолжаем каждый год вместе с оленеводами и администрацией Ямальского района. Сегодня во всех проектах, которые мы осуществляем, при выходе на месторождение, первым абзацем становится экология. Это сохранение биоресурсов, живой природы на полуострове Ямал.

«Газпром добыча Надым» - это ещё и социально-ориентированная компания. Это доказывает количество проектов, не связанных на прямую с деятельностью предприятия. В их числе – благотворительная акция «От чистого сердца из Арктики», которая будет продолжаться и дальше, строительство пешеходного фонтана, а также создание профильных классов в городских школах. С 2015 года этот проект уже приносит свои плоды. Ученики возвращаются на Ямал, чтобы применить полученные знания на практике.

Игорь Мельников, генеральный директор ООО «Газпром добыча Надым»:

«Мы с удовольствием их принимаем на работу. Эта молодёжь сегодня работает как в Пур-Тазовском регионе, так и на полуострове Ямал. Идея очень интересная, мы чем можем им помогаем. Раз уж мы взяли шефство над этими классами, будем продолжать его и дальше. Нам интересен потенциал молодых людей, чтобы они возвращались в наш регион и продолжали дело своих родителей».

Из газпром-классов уже выпустился 181 ученик. И у них есть резон возвращаться, ведь у компании перспективное будущее. Предприятию уж точно понадобятся знающие и любящие своё дело специалисты.

Первоисточник: http://trknadym.ru/news/generalnyy-direktor-obshchestva-gazprom-dobycha-nadym-poobshchalsya-s-zhurnalistami/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Транспортные системы

Александр Цыбульский возглавил рабочую группу по развитию авиаперевозок и региональных аэропортов в комиссии Госсовета РФ по направлению «Транспорт»

Регион29, 22/06/2022

Заседание совещательного органа прошло 22 июня в рамках проведения IX Международного Сибирского транспортного форума в Новосибирске. Губернатор Архангельской области принял в нём участие в режиме видеоконференцсвязи.

В Новосибирске 22 июня начал работу IX Международный Сибирский транспортный форум и специализированная выставка транспортно-логистических услуг. Мероприятия продлятся до 25 июня, организаторы ожидают участие в них около 190 спикеров. Главными темами форума станут развитие транспортной логистики с учётом новой геополитической обстановки, использование авиапарка в условиях санкций, транспортная безопасность и развитие региональных авиаперевозок.

В первый день работы форума на его площадке состоялось заседание рабочей группы «Развитие авиационных перевозок и региональных аэропортов» комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Транспорт».

Председатель рабочей группы, губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, открывая заседание, отметил, что в 2023 году гражданская авиация в России отметит вековой юбилей. За этот период в стране накоплен уникальный опыт по созданию воздушных судов всех типов, строительству и эксплуатации аэродромов в разных климатических зонах, в том числе в Арктике.

— Президентом Российской Федерации поставлена задача реализовать комплексную программу развития авиационной отрасли. У нас есть три месяца для выработки конкретных предложений регионов по этому крайне важному для всех нас направлению, это связано и с развитием системы магистралей, и местных авиаперевозок, — сказал Александр Цыбульский. — Я как человек, который возглавляет субъект, на территории которого находится большое количество удаленных населенных пунктов, хотел бы обратить внимание на развитие предприятий малой авиации, которые обеспечивают доступность и связанность наших территорий. Предлагаю провести очень интенсивную работу, прошу всех в нее включиться, для того чтобы те предложения, которые будут выработаны, действительно носили крайне практический и прикладной характер и влияли на развитие территории всей страны,

В заседании рабочей группы по развитию авиаперевозок и региональных аэропортов в комиссии Госсовета РФ по направлению «Транспорт» приняли участие помощник Президента Российской Федерации, Секретарь Государственного Совета РФ Игорь Левитин, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев, заместитель министра транспорта России Игорь Чалик, главы Новосибирской области и Республики Бурятия Андрей Травников и Алексей Цыденов, губернатор Красноярского края Александр Усс.

На совещании обсуждались вопросы реализации комплексной программы развития авиационной отрасли до 2030 года. Участники рабочей группы представили результаты анализа работы российских авиакомпаний и аэропортов за 5 месяцев 2022 года и оценку эффективности мер государственной поддержки отрасли, разработанных Правительством Российской Федерации. Речь шла также о работе, направленной на повышение доступности пассажирских авиаперевозок в России и о сегодняшнем состоянии и развитии региональных и местных авиаперевозок.

На заседании рабочей группы обсуждались так же актуальные проблемы в области подготовки авиационных кадров для работы на местных авиалиниях.

Первоисточник: https://region29.ru/2022/06/22/62b2fc57dee013203a76cbb2.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

К 2027 году будет модернизирован каждый четвертый аэродром Арктики

АНО Индустрия безопасности, 22/06/2022

С 22 по 24 июня в Новосибирске проходит IX Международный Сибирский транспортный форум и специализированная выставка транспортно-логистических услуг, коммерческого транспорта и спецтехники. АНО «Индустрия безопасности» выступает одним из информационных партнеров мероприятия.

На конференции «Место Сибири и Сибирского федерального округа в авиационных перевозках РФ. Авиация общего назначения в развитии туристического потенциала Сибири» исполнительный директор отраслевого Агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев проинформировал, что к 2027 году планируется модернизация каждого четвертого аэропорта Арктической зоны.

Всего в Арктической зоне России – 30 аэродромов. Большинство полностью субсидируются из бюджета. При этом аэропортовые сборы настолько велики, что никто не хочет туда летать, а федеральных денег не хватает, чтобы покрыть расходы федеральных казенных предприятий – операторов. При этом модернизация аэропортов Арктики и Дальнего Востока – приоритет в развитии страны, поскольку они не только обеспечивают потребность населения, но и служат развитию инфраструктуры и крупных промышленных проектов в области горно-добычи, сопровождения Северного морского пути, служат делу укрепления обороноспособности нашей страны.

В ближайшие годы планируется реконструировать 10 воздушных гаваней. Среди которых Архангельск (Талаги), Мурманск, Черский, Певек, Беринговский, Бухта Провидения, Залив Креста, Кепервеем, Лаврентий и Марково. На это планируется израсходовать более 26 млрд рублей. Кроме этого, уже сейчас идут работы в аэропорте Бювек. Его модернизация даст возможность жителям Камчатки добираться в центральную часть нашей страны без пересадок. Много средств вкладывается в развитие аэропортов в Петропавловске-Камчатском и Южно-Сахалинске, международный терминал строит Хабаровский аэропорт.

Первоисточник: https://www.securitymedia.ru/news_one_15660.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Экология

Затонувшие суда и могильник бериллиевых отходов в Заполярье могут войти в проект "Генеральная уборка"

Интерфакс, 22/06/2022

Минприроды Мурманской области предложило включить в федеральный проект Минприроды России "Генеральная уборка" на 2023-2024 годы три объекта накопленного вреда окружающей среде (ОНВОС), сообщили "Интерфаксу" в региональном министерстве в среду.

Речь о затонувших объектах в Кольском заливе Баренцева моря, могильнике бериллиевых отходов (Кандалакшский район) и бывшей военной инфраструктуре на территории природного парка полуостровов Рыбачий и Средний.

В министерстве рассчитывают, что информация о данных объектах "будет учтена при формировании перечня работ по обследованию и оценке ОНВОС на 2023-2024 годы".

Сейчас ожидается, что Росприроднадзор проведет инвентаризацию шести объектов для включения в "Генеральную уборку". Это четыре загрязненные территории в Кандалакшском, Ловозерском районах и ЗАТО Александровск, хранилище нефтешламов в Ковдорском округе, несанкционированная свалка в Кандалакшском районе.

Во вторник пресс-служба Минприроды России по итогам встречи главы министерства Александра Козлова с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом сообщила, что шесть ОНВОС в Мурманской области по итогам инвентаризации Росприроднадзора могут войти в федеральный проект "Генеральная уборка".

Всего в этом году Росприроднадзор проведет инвентаризацию 192 ОНВОС.

"По итогам изучения объектов специалистами Росприроднадзора и Роспотребнадзора на предмет их влияния на здоровье граждан будет решено по каким требуется незамедлительно принять решение и начать работы", - приводятся в сообщении слова Козлова.

Проект предполагает ликвидацию кладбищ затопленных кораблей в морских бухтах, свалок в границах городов, опасных скважин и бывших промышленных предприятий, которые больше не используются. На данный момент Минприроды владеет информацией о более чем 3,1 тыс. таких объектов.

Пилотный проект по очистке Кольского залива Баренцева моря от затопленных и затонувших судов был запущен в 2016 году с привлечением 50 млн рублей из федерального бюджета. На тот момент в реестре затонувших и затопленных судов значилось 102 объекта - 52 на береговой полосе и 50 в акватории. В течение 2017 года на северо-западном берегу в районе губы Ретинской были подняты два затонувших объекта общей массой около 50 тон.

В ноябре 2018 года руководитель проектного офиса "Ликвидация ядерного наследия Арктики" ФГУП "РосРАО" Владимир Хандобин сообщал "Интерфаксу", что первоочередная задача - подъем судна "Териберка", которое затонуло в 1993 году и на борту которого порядка 50-60 тонн топлива. В 2018 году стоимость работ оценивалась в 150 млн рублей.

Первоисточник: https://www.interfax-russia.ru/northwest/main/zatonuvshie-suda-i-mogilnik-berillievyh-othodov-v-zapolyare-mogut-voyti-v-proekt-generalnaya-uborka

Мемуары эколога Кэти Энтони рассказали о бомбе замедленного действия в Арктике

Goarctic.ru, 22/06/2022

Появилась книга известной исследовательницы выбросов метана в зоне вечной мерзлоты Кэти Уолтер Энтони. Откровенные мемуары о себе, природе и христианстве «Гоняясь за озерами: любовь, наука и тайны Арктики» вышли в издательстве Harper Collins. Много страниц уделено сибирским экспедициям американского эколога.

Автор – представительница Университета Аляски в Фэрбенксе. Кэти Энтони третье десятилетие специализируется на изучении озер Крайнего Севера, процессах выброса метана, парникового и углекислого газа из них и болот и на проблемах вечной мерзлоты, растущих из-за глобального потепления.

По словам научного обозревателя Геофизического института Университета Неда Розелла, прочитавшего мемуары, вышедшая книга – это «самокритичное жизнеописание и уникальная смесь науки и христианства. Размышления о проблемах и достижениях».

На страницах мемуаров соседствуют рассказы о внутренних голосах, посещающих автора в маленькой хижине в трудные дни и эмоциональные повествования о работе в Гренландии, Сибири и на Аляске. «Я таращилась от удивления», – даёт эпитет Кэти Энтони осенним исследованиям испарений на одном из сибирских озёр.

Ещё книга ученого – это грозное предостережение.

Выбросы углеводорода из северных озёр усиливают потепление климата на Крайнем Севере, сообщает эколог. «Новые озера в 21 веке займут лишь небольшую площадь в Арктике, но они вызовут половину причин, приводящих к потеплению климата», – пишет она. Парниковые газы женщина называет бомбой замедленного действия.

«К концу 21 века в Арктике потеплеет на 7 градусов. Мы можем пытаться замедлить потепление, но сам процесс предотвратить уже нельзя», – резюмирует автор.

По причине своего брака с фермером Питером Энтони ученая с мировым именем вынуждена проводить большую часть года в Миннесоте. Жизнь в штате приводит Кэти к депрессии. «Ферма стало тем местом, которое утащило меня от гор, Арктики и России. Она оторвала меня от повседневного общения со студентами на кампусе и шансов получить должность профессора», – отмечает мемуарист.

Кэти Энтони давно вынашивала идею своих откровенных мемуаров. Издательство Harper Collins заинтересовалось экологом после публикации о ней в Washington Post и предложило ей написать книгу. Очевидно, текст получился удачным.

Первоисточник: https://goarctic.ru/news/memuary-ekologa-keti-entoni-rasskazali-o-bombe-zamedlennogo-deystviya-v-arktike/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

В Архангельской области продолжают приводить в порядок Новодвинскую крепость

Бизнес-класс (Архангельск), 22/06/2022

В минувшие выходные на территории первой боевой крепости Петра Великого прошел большой субботник. Организацией уборки занимались студенческие отряды Архангельской области и волонтеры проекта «Чистая Арктика».

В общей сложности в Новодвинскую крепость приехали работать около 200 человек: кроме волонтеров и бойцов студенческих отрядов — сотрудники министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса, министерства культуры Архангельской области, Архангельского краеведческого музея, представители «ЭкоИнтегратора» и другие неравнодушные к истории этого места люди.

Участникам субботника организовали трансфер до острова Линский Прилук, а вместе с ними доставили инструменты, перчатки, мусорные мешки. Также на территории работали грузовой транспорт, строительная техника и полевая кухня.

По приезду всем разъяснили задачи на ближайшие пару часов. Орудуя лопатами и граблями, волонтеры убирали всевозможные отходы — древесный и бытовой мусор, металлолом, а также очищали территорию от сухой травы, листьев и спиленных веток. Всего было собрано и вывезено около 25 тонн мусора.

Субботник прошел в рамках реализации проекта «Россия молодая: от депрессии к месту силы», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив. Его грантополучатели — студенческие отряды Архангельской области. Наведение порядка на территории — только часть большой работы. Новодвинскую крепость хотят превратить из заброшенного в силу разных обстоятельств исторического памятника в музей и туристический кластер.

«Сегодня мы уже системно подходим к восстановлению крепости, есть «дорожная карта», большой план,. Правительство Архангельской области и администрация Архангельска активно участвуют в этом процессе. Мы верим, что командное начало даст результаты, и Новодвинская крепость станет полноценным туристическим брендом, местом силы для всех жителей области», — пояснила министр культуры Архангельской области Оксана СВЕТЛОВА.

В субботнике принял участие депутат Госдумы РФ Александр СПИРИДОНОВ.

«Нам говорили — мол, это «дыра, что тут делать, начнете и бросите»... Мы не бросили. Сегодня опять субботник, готовим Новодвинскую крепость к приезду гостей на исторический фестиваль 10 июля. Надо «закрутить» эту работу, а дальше студотрядовцы начнут планомерную подготовку к реставрации крепости. Процесс сложный, но надо мечтать о глобальном», — отметил Александр Спиридонов.

Первого июля стартует студенческая стройка, которая предполагает противоаварийные и подготовительные к реставрации работы на Новодвинской крепости. В ней примут участие бойцы из разных регионов – 70 ребят из шести субъектов Федерации. Таким образом, проект все больше приобретает федеральный масштаб, и, по словам, волонтеров и представителей власти, такое внимание к северному форпосту абсолютно оправданно.

Алексей МИРГОРОДСКИЙ, один из региональных координаторов проекта «Чистая Арктика», поделился своим мнением о том, почему так важно отреставрировать крепость.

«Это история Архангельска, история России, знаковая точка ее становления как действительно крупной морской державы. К сожалению, в Архангельске осталось не так много мест, которые могли бы привлекать людей со всей страны. Новодвинская крепость, безусловно, является таким местом», — уверен Алексей Миргородский.

Первоисточник: https://bclass.ru/stil-zhizni/kultura/v-arkhangelskoy-oblasti-prodolzhayut-privodit-v-poryadok-novodvinskuyu-krepost-/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Ученые прогнозируют прекращение сплава сибирской древесины к островам Арктики к 2060 году

ТАСС, 22/06/2022

Сибирская древесина перестанет попадать по рекам и морям к берегам Исландии и арктическим островам Европы к 2060 году из-за глобального потепления, а также из-за изменивших принципов доставки леса. К таким выводам пришла международная группа ученых, изучавших данную проблему, сообщил ТАСС участник исследований, ведущий научный сотрудник лаборатории комплексных исследований динамики лесов Евразии Сибирского федерального университета Александр Кирдянов.

Срубленные или упавшие деревья, передвигающиеся по рекам и морям и вынесенные на берег, долгое время были главным строительным материалом для территорий, находящихся в арктических широтах. Поморы возводили из плавника дома и промысловые избы на побережьях Белого, Баренцева и Карского морей, а на архипелаге Шпицберген плавник был единственным доступным строительным материалом из-за полного отсутствия деревьев на островах. В Исландии после вырубки природных лесов плавник стал не только строительным материалом, но и топливом.

"Исследовав образцы древесины дендрохронологическими методами, ученые предположили, что из-за глобального потепления климата и таянья ледников доставка леса-плавника на арктические острова Европы может прекратиться к 2060 году", - сообщил Кирдянов. Также он отметил, что на это повлияет и изменение путей и способов транспортировки древесины. Сейчас ее транспортируют с помощью барж и самоходных судов, а не самосплавом, как ранее. Кроме того, в 90-х годах прошлого века в Сибири сократился объем лесозаготовок. Исследования проводились международной группой ученых, в том числе и с участием специалистов из СФУ. Работа была поддержана Российским научным фондом.

Ученые выяснили, что большая часть плавника, обнаруженного на берегах Исландии, это ангарская сосна из Сибири. "Мы изучили 289 образцов плавника, собранных на северном побережье Исландии. Основываясь на 240 локальных хронологиях ширины древесных колец деревьев бореальной зоны России, мы обнаружили, что большую часть исландского плавника составляла ангарская сосна, произрастающая на берегах рек Енисей и Ангара", - рассказал Кирдянов. Возраст самого старого дерева, изученного в ходе исследования, составляет более 400 лет. При этом 20% плавника, попавшего из Ангаро-Енисейского бассейна в Исландию, это древесина, попавшая в русла рек вследствие естественных природных причин, не связанных напрямую с хозяйственной деятельностью человека.

Первоисточник: https://nauka.tass.ru/nauka/14992547?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Военные экологи очищают остров Кильдин от металлолома

Хибины.com (Заозерск), 22/06/2022

Экологический взвод Кольской флотилии разнородных сил Северного флота приступил к очистке восточной части острова Кильдин от металлического мусора. В работе взвода также принимают участие два добровольца от Русского географического общества, занимающиеся резкой металла.

Экологи собирают металлолом, оставшийся на острове ещё с советских времён, когда там действовало несколько воинских частей, и отвозят его на побережье к месту накопления для дальнейшего вывоза с острова.

Планируется, что работа экологического взвода продлится до середины августа. Военнослужащие должны собрать более 600 тонн металлолома.

В прошлые два года личный состав взвода ликвидации экологического ущерба собрал и подготовил к вывозу около 700 тонн металлолома. Вывоз металлолома с острова осуществляли с помощью десантных кораблей и катеров. Ими же были доставлены на Кильдин личный состав и техника.

Экологическая очистка Арктики является одной из приоритетных задач системы материально-технического обеспечения Северного флота, которая выполняется ежегодно в летне-осенний период на протяжении нескольких лет. Масштабная работа на острове Кильдин впервые была начата летом 2020 года. Ранее очистка острова и вывоз мусора носили разовый характер.

Основные работы по ликвидации экологического ущерба в Арктике североморцы проводили на острове Котельный в море Лаптевых, где расположена военная база Северного флота «Северный клевер».

За пять лет работы на острове было вывезено более 3,5 тысяч тонн металлического мусора, большую часть которого составляли бочки из-под топлива и ГСМ, оставленные там до 90-х годов прошлого века.

Военнослужащие экологического взвода занимались их прессовкой и укладкой в морские контейнеры для дальнейшего вывоза судами вспомогательного флота и зафрахтованными гражданскими теплоходами.

Первоисточник: https://www.hibiny.com/news/archive/268292/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

«Норникель» представил свой опыт в области ликвидации разлива нефтепродуктов в Общественной палате РФ

НИА-Красноярск, 22/06/2022

21 июня комиссия по экологии и охране окружающей среды ОП РФ организовала круглый стол на тему «Консолидация сил и средств в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов – залог обеспечения экологической безопасности». На мероприятии выступил вице-президент по федеральным и региональным программам «Норникеля» Андрей Грачев.

Он рассказал о трех принципах, которые компания избрала для себя в ситуации разлива дизельного топлива в 2020 году, – это оперативность, компетентность, открытость. Данные принципы помогли не только быстро и эффективно устранить последствия аварии, но и создать систему мер для предупреждения такого рода происшествий.

Первый принцип – оперативность – предполагает быструю передачу информации о случившемся в соответствующие службы. Согласно хронологии событий разлива в Норильске, повреждение резервуара с дизтопливом случилось из-за внезапного проседания опор 29 мая в 12:55. Уже в 13:08 информация об этом была передана в Объединенное диспетчерское управление энергосистемы Сибири, еще через две минуты в Управление по делам ГО и ЧС администрации Норильска. Менее чем через час, в 13:49, данные поступили в Ситуационно-аналитический центр Системного оператора в Москве.

«Под оперативностью мы понимаем не только доклады и информирование соответствующих служб, но и скорость принятия решений на всех уровнях управления компанией», - подчеркнул Грачев.

Говоря о компетентности, вице-президент «Норнкеля» выделил несколько важных аспектов, способных помочь в кризисной ситуации. Первый: четкая и трезвая оценка собственных возможностей.

«Мы сразу определили, что их недостаточно, и моментально стали привлекать специалистов и профессионалов: силы и средства МЧС России, «Морской спасательной службы» из Мурманска, краевого учреждения «Спасатель», а также компаний «Газпромнефть» и «Транснефть». Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить всех за оказанную поддержку!» - сказал Грачев.

Благодаря привлечению дополнительных сил и техники уже в первые сутки после разлива было собрано более 100 тонн нефтепродуктов. В дальнейшем на устранение последствий компания направила 11,5 млрд рублей в 2020 году, и еще столько же заложила в бюджет на 2021 год.

«На сегодня произведена санитарная очистка 777 тысяч квадратных метров загрязненных земель. За 2021 год восстановлено 17,4 гектара загрязненных земель, 30 гектаров нарушенных земель», - добавил вице-президент компании.

Второй аспект – научный подход, причем не только к процессу нейтрализации последствий, но и прогнозированию рисков. В компании в кратчайшие сроки была разработана и внедрена Геотехническая система мониторинга многолетнемерзлых грунтов. На сегодняшний день под постоянным наблюдением находятся уже 165 зданий, в текущем году термодатчики появятся еще на 55 объектах НТЭК. Кроме того, в Норильске созданы структуры, занимающиеся вопросами изучения вечной мерзлоты, и подобной по масштабам системы в России до этого не было.

Вместе с тем для изучения последствий воздействия на окружающую среду компания организовала Большую норильскую экспедицию СО РАН, которая стала первым масштабным исследованием Арктики с советских времен. Также на Таймыре прошли ихтиологическая экспедиция Лаборатории арктического биомониторинга Северного Арктического федерального университета и экспедиция «Полярного фонда» Артура Чилингарова.

Еще одна – этнологическая экспертиза – позволила провести оценку возможного влияния загрязнения окружающей среды на традиционное природопользование. По её результатам «Норникель» совместно с общинами коренных малочисленных народов Севера разработал Программу поддержки и развития КМНС с объемом финансирования 2 млрд рублей. Эта мера также относится к последнему принципу, связанному с открытостью. Следуя ему, компания поддерживает постоянный контакт с местными сообществами. Кроме этого, для широкой общественности «Норникель» опубликовал так называемую «Белую книгу» с подробным описанием ликвидации последствий разлива.

«В результате реализованных мероприятий «Норникель» практически исключил риски разлива нефтепродуктов с нанесением экологического ущерба окружающей среде. Компания продолжит реализацию всех проектов и программ», - заключил Андрей Грачев.

Первоисточник: https://24rus.ru/news/economy/195444.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Энергетика

Энергетики переносят магистральную линию электропередачи у Табагинского мыса (Республика Саха (Якутия))

Advis.ru, 22/06/2022

Персонал Центральных электрических сетей ПАО "Якутскэнерго" (входит в группу РусГидро) ведет работы по переустройству и изменению трассировки кабельно-воздушной линии 110 кВ "Майя – Табага" на участке в районе с. Старая Табага в связи с планируемыми мероприятиями по строительству нового автомобильного мостового перехода через реку Лена.

Чтобы осуществить этот масштабный план, с декабря 2021 года были выполнен монтаж и демонтаж воздушных линий 10 кВ "Северная мозайка", "Табага-1" и "Табага-2" и 110 кВ "Л-113" и "Майя-Табага 1, 2 цепь". Произведено переустройство трёх воздушных линий 10 кВ, от которых запитаны жители с. Старая Табага, а также потребители туристического кластера и баз отдыха на Табагинском мысу. Всего на данных линиях электропередачи демонтажу подлежало 37 деревянных опор. В настоящий момент эти работы завершены, линии функционируют по постоянной схеме. На левом берегу Лены на высоковольтной линии 110 кВ "Л-113" было демонтировано 6 и собрано 5 металлических опор: три анкерные и две промежуточные. Четыре из них уже установлены. Установлено 5 опор (4 анкерные и 1 промежуточная) на левобережном участке линии "Майя – Табага 1, 2 цепь".

В настоящее время линия "Майя – Табага 2 цепь" введена в работу по постоянной схеме. На первой цепи этой ЛЭП энергетики Центрального РЭС ЦЭС выполняют перенос и подвес провода на новые опоры, затем предстоит демонтаж старых. Завершены работы по расчистке трассы ЛЭП от древесно-кустарниковой поросли, на правом берегу, здесь планируется установить четыре металлические опоры взамен двух существующих. "Вынос линий электропередачи – задача нелегкая, масштабная, но важная. Работы по переустройству магистральных линий проводятся в установленные сроки. Они позволят приступить к осуществлению важного для республики проекта, направленного на осуществление Северного завоза и развития Арктики в России", – отметил главный инженер ЦЭС Михаил Варейкис.

Первоисточник: https://www.advis.ru/php/view_news.php?id=8B4582EF-F6DE-0F43-B236-D55A69CE7D8F&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Новые вызовы, барьеры и возможности в развитии распределенной генерации на Дальнем Востоке и в Арктике обсудили эксперты RENWEX-2022

Advis.ru, 22/06/2022

21 июня 2022 года в Москве стартовала Международная выставка и форум RENWEX-2022. Традиционно, одной из ключевых дискуссионных тем стало обсуждение вопросов развития распределенной генерации в удаленных и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики. Одноименная панельная сессия, организованная Ассоциацией малой энергетики и Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, собрала ключевых отраслевых экспертов. Информацией о текущей ситуации в отрасли и перспективах развития энергетики на данных территориях поделился президент Ассоциации малой энергетики, директор Группы компаний "МКС" Максим Загорнов.

Как отметил Максим Загорнов, сегодня потребность в объектах распределенной генерации в России большая – это ощущается по росту количества запросов со стороны потребителей. Одной из причин стали и внешние вызовы: из-за введения ограничительных санкций прогнозируются перебои с поставками технологического оборудования для крупных энергообъектов. Бизнес все чаще делает выбор в пользу небольших автономных электростанций. Согласно прогнозам, подобные объекты распределенной генерации все больше будут востребованы в европейской части страны. Большим потенциалом для внедрения решений локальной генерации обладают и территории Дальнего Востока и Арктики. При этом, по мнению эксперта, одним из оптимальных технологических решений является гибридный энергокомплекс (сочетание газовой или дизельной станции и ВИЭ), а эффективным финансовым инструментом – энергосервисный контракт. Между тем, одной из ключевых проблем для бизнеса является отсутствие гарантированных потребителей мощностей на данных территориях. Это является сдерживающим фактором для инвесторов. "Инвесторы испытывают значительные затруднения при входе на этот рынок, необходимы механизмы реальной государственной поддержки по снятию административных барьеров и созданию системы экономических преференций для развития этого вида бизнеса", - отметил Максим Загорнов.

"Энергосервис – довольно рискованное мероприятие", - подтвердил директор департамента инноваций ПАО "РусГидро" Владимир Софьин. Эксперт поделился информацией о том, как реализуется программа комплексной модернизации дизельной генерации на Дальнем Востоке посредством энергосервиса (уже в ближайший месяц в Верхоянске будет запущен первый пилотный АГЭК, еще четыре – в сентябре) и рассказал о проблемах, с которыми корпорация столкнулась в текущих реалиях. "Выросла стоимость капитальных затрат при строительстве гибридных энергокомплексов, выросла ключевая ставка финансирования Центробанка. Если не будет возможности компенсировать инвесторам рост ключевых ставок, то придется либо разбивать строительство объектов на этапы, либо сдвигать сроки. Все это сильно влияет на экономику проекта – он становится дороже, эффективность его ухудшается", - подчеркнул Владимир Софьин.

Между тем, приостанавливать программу "РусГидро" не планирует: ведь ее целью является улучшение качества жизни жителей 380 населенных пунктов Дальнего Востока. Факт ухудшения экономики проектов распределенной генерации на данных территориях подтвердил и директор "Хевел Энергосервис" Антон Усачев. Между тем эксперт подчеркнул, что предприятие провело большую работу по сдерживанию цен на свое профильное оборудование (солнечные панели) и в обозримом будущем финансовые показатели должны вернуться на прежний уровень. Эксперт также рассказал и о планах компании в перспективе на 10-15 лет вперед: реализовывать проекты с использованием сжиженного природного газа и водорода, что повлечет большую работу по изменению технических параметров проектов.

Заместитель директора департамента отраслевой экспертизы АО "КРДВ", модератор дискуссии Василий Потемкин подчеркнул, что развитие энергетической инфраструктуры удаленных районов Дальнего Востока и Арктики в текущих сложных геополитических и экономических условиях невозможно без объединения усилий отраслевых ассоциаций, органов власти и бизнеса. Разработанная "Дорожная карта" реализации концепции привлечения частных инвестиций в развитие распределенной генерации в данном макрорегионе уже получила одобрение профессионального сообщества и в ближайшее время будет вынесена на обсуждение в Правительство РФ.

Первоисточник: https://www.advis.ru/php/view_news.php?id=0218EEF2-8916-1143-82B6-016F2389DBF1&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Разное

Арктика сегодня. Мурманская область и корпоративные игроки договорились о поддержке новых проектов

Goarctic.ru, 22/06/2022

Десять соглашений общей стоимостью более 160 миллиардов рублей заключили на полях Петербургского международного экономического форума власти Мурманской области. Об этом 20 июня 2022 года сообщил глава арктического региона Андрей Чибис.

Значительную часть суммы – 140 млрд рублей – обеспечит соглашение с ГМК «Норильский никель», предусматривающее строительство завода по производству меди в Мончегорске. Документ также предполагает возведение в этом городе нового жилого микрорайона более чем на две тысячи квартир. Кроме того, договоренности, заключенные между «Норникелем» и «Россети Северо-Запад», позволят перевести мончегорскую котельную на электричество для уменьшения карбонового следа в Кольском Заполярье.

Многие соглашения, подписанные областью на ПМЭФ-2022, носят выраженную социальную направленность. Так, в рамках взятых на себя обязательств компания «Фосагро» выделит порядка 15 млрд рублей на развитие здравоохранения, образования, культуры, туризма и инфраструктуры в Кировске и Апатитах, где ей принадлежат рудник и ГОК.

Еще 500 млн рублей предоставит «Новатэк» на проект реконструкции мурманского кинотеатра «Родина» и 5 млн – на развитие детского спорта в регионе (напомним, компания создала в области Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, производящий технологические элементы для линий СПГ). Помимо этого, Мурманская область и «Росатом» договорились направить 440 млн рублей на благоустройство и ремонт дорог, общеобразовательных учреждений и лыжной базы в Полярных Зорях – городе атомщиков Кольской АЭС.

Участие в развитии социальной инфраструктуры территорий присутствия – важный аспект корпоративной ответственности государственных и частных компаний, работающих в высоких широтах. В свою очередь, целевое расходование средств, аккумулирующихся в региональных бюджетах за счет налоговых отчислений, поступающих от корпоративных игроков, позволяет адресно решать наиболее острые проблемы заполярных поселений, отвечая на конкретные запросы местных жителей.

Первоисточник: https://goarctic.ru/news/arktika-segodnya-murmanskaya-oblast-i-korporativnye-igroki-dogovorilis-o-podderzhke-novykh-proektov/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D