Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

28/06/2022

Оглавление

Коренные малочисленные народы

Коренным северянам станет проще вести хозяйство в Красноярском крае

Таймырский телеграф, 27/06/2022

В правительстве Красноярского края обсудили вопросы развития северных территорий и проблемы ведения хозяйства в Заполярье. По мнению заместителя председателя краевого правительства Сергея Верещагина, сегодня необходимо переформатировать программу по сохранению и развитию традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Например, традиционное домашнее северное оленеводство, по сути, является сельскохозяйственной деятельностью и может претендовать на все меры поддержки, предусмотренные на территории края для предприятий агрокомплекса. Этот вопрос уже прорабатывают с региональным Министерством сельского хозяйства.

По информации представителя Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра Григория Дюкарева, жители Заполярья сталкиваются с проблемами при обращении за разрешительными документами, правами, а также при получении медицинского освидетельствования.

«Для решения вопроса им приходится ездить в административные центры, что, учитывая огромные территории, долго и дорого. Глава региона поручил уполномоченным ведомствам проработать тему организации регулярных выездов комиссий в северные территории края для обеспечения местных жителей необходимыми услугами», – пояснили в правительстве региона.

Ранее Минлесхоз России утвердил дорожную карту реализации на территории края в 2022–2023 годах пилотного проекта по созданию рыночной модели сельского хозяйства на основе принципов традиционного природопользования в условиях Севера и Арктики. В случае успеха эта модель может быть распространена на остальные арктические территории России.

Губернатор Александр Усс поручил правительству определить ответственных за реализацию этого проекта:

«Значительная часть нашего огромного края – это северные территории, Арктическая зона. Именно с развитием северных территорий связано будущее всего нашего региона. На Севере активно реализуют крупные перспективные инвестиционные проекты. Это модернизация «Норникеля» и реновация Норильска. Это крупнейшее месторождение, которое осваивает «Восток Ойл», что сделает Таймыр, пожалуй, самой главной нефтегазовой провинцией не только России, но и всего мира. Но не меньшим достоянием для нас являются культура, жизнь коренных малочисленных народов Севера. Мудрость жителей Севера очень важна для определения стратегических направлений развития края. Развитие экономики на Северах должно создавать благоприятные предпосылки для того, чтобы, сохраняя традиционный уклад, жители могли получать доступ к достижениям цивилизации, их жизнь становилась лучше».

Первоисточник: https://www.ttelegraf.ru/news/korennym-severyanam-stanet-proshhe-vesti-hozyajstvo-v-krasnoyarskom-krae/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Наука, культура и образование

Ученые МГУ летом проведут расширенные исследования природы у месторождений Арктики

ТАСС, 27/06/2022

Районы разведки и добычи углеводородов в Баренцевом, Карском и Охотском морях в июле и августе исследуют географы и экологи, они отберут более 1 тыс. проб воды и донных отложений, изучат состояние воздуха, оценят условия жизни животных. Об этом сообщили ТАСС в понедельник в пресс-службе географического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

"Существенное отличие работ 2022 года - то, что они осуществляются по откорректированной, научно обоснованной программе. Массивы данных предыдущих лет были обработаны и проанализированы, и учеными университета были приняты решения о новых видах гидрофизических, гидрометеорологических и эколого-геохимических исследований для получения более полной картины состояния окружающей среды на акваториях арктических и дальневосточных морей России", - сообщил координатор проекта от географического факультета МГУ Владимир Слободян, чьи слова приводит пресс-служба.

В этом году планируются три рейса: единый рейс по глубоководным участкам Баренцева и Карского морей на судне, обследование мелководных участков Тазовской и Байдарацкой губы, рейс по лицензионным участкам Охотского моря. Рейс по Охотскому морю пройдет на судне "Профессор Мультановский" с 15 июля по 15 августа. В экспедиционных рейсах примут участие сотрудники географического и биологического факультетов МГУ, институтов Российской академии наук и Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии.

"Участие в таком масштабном проекте является действенным фактором развития научно-образовательной деятельности географического факультета. Теперь наши ученые и студенты могут работать в таких крупных производственных проектах, совершенствуя свои знания и навыки. Появился доступ к большому массиву актуальных данных о состоянии акваторий и атмосферы, которые могут быть использованы в дипломных и диссертационных работах. Кроме того, мы получили возможность актуализировать собственные наблюдения, изучать процессы и явления, связанные с региональным откликом природной среды на глобальное потепление и хозяйственным освоением территорий", - подчеркнул декан географического факультета МГУ, академик РАН Сергей Добролюбов.

О проведении исследований
Наблюдение за состоянием окружающей среды в районах разведки и добычи углеводородов проводится в России ежегодно. Но впервые главным исполнителем таких масштабных работ является научно-образовательная организация и крупнейший в России коллектив географов, океанологов, гидробиологов. Проект по экологическому мониторингу в 2021-2023 годах позволит оценить состояние акваторий Баренцева, Карского и Охотского морей на тех участках, где освоение природных ресурсов уже ведется или планируется. Как отметили в пресс-службе, полученные результаты помогут разработать меры для обеспечения экологической безопасности и бережного освоения человеком северных и дальневосточных регионов. Заказчиком работ является компания "Газпром недра".

В 2021 году в ходе морских рейсов географы МГУ совместно с коллегами уже получили более 800 проб воды, донных отложений, воздуха, провели метеорологические, гидрофизические, гидрохимические исследования. В частности, ученые оценили содержание в морских водах тяжелых металлов. При этом пробы воды отбирались с четырех горизонтов. Лабораторные исследования проб, полученных в прошлом году, не выявили превышения нормативов ни по одному показателю.

Первоисточник: https://nauka.tass.ru/nauka/15046699?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Крупнейший в России коллектив географов и океанологов отправится в Баренцево море

Мурманский вестник, 27/06/2022

Более 1000 проб воды, донных отложений и воздуха отберут ученые МГУ во время мониторинга окружающей среды в акваториях Баренцева, Карского и Охотского морей.

Наблюдение за состоянием окружающей среды в районах разведки и добычи углеводородов проводится в нашей стране ежегодно.

Но впервые главным исполнителем таких масштабных работ является научно-образовательная организация — крупнейший в России коллектив географов, океанологов, гидробиологов.

Проект рассчитан на три года

Полученные результаты помогут разработать превентивные меры для обеспечения экологической безопасности и бережного освоения человеком северных и дальневосточных регионов. Кроме того, ученые и студенты получили возможность актуализировать собственные наблюдения, изучать процессы и явления, связанные с региональным откликом природной среды на глобальное потепление и хозяйственным освоением территорий.

В экспедиционных рейсах примут участие сотрудники географического и биологического факультетов МГУ, профильных институтов РАН и ВНИРО.

"Освоение и разведка Арктического региона в целом и шельфа в частности является перспективной задачей для нашей страны. При этом физико-экологические условия здесь весьма специфичны. Комплексный подход к обеспечению экобезопасности и бережному освоению природных ресурсов Арктики был, есть и останется одной из приоритетных задач", - отметил координатор проекта от географического факультета МГУ Владимир Слободян.

Работы по комплексному изучению экологической безопасности морей Арктики и Дальнего Востока специалисты выполнят по заказу дочернего общества ПАО «Газпром» – ООО «Газпром недра».

Первоисточник: https://www.mvestnik.ru/newslent/krupnejshij-v-rossii-kollektiv-geografov-i-okeanologov-otpravitsya-v-barencevo-more/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

В ЯНАО школу в Сюнай-Сале хотят назвать в честь первого ненецкого композитора Семена Няруя

Север-Пресс, 27/06/2022

Начальную школу – детский сад в национальном поселке Сюнай-Сале Ямальского района предложили переименовать в честь первого ненецкого композитора Семена Няруя.

С такой инициативой общественники и сотрудники школы обратились к депутату Заксобрания ЯНАО Эдуарду Яунгаду. Парламентарий, побывавший накануне с рабочим визитом в Яр-Сале и Сюнай-Сале, поддержал предложение.

Также народный избранник совместно с представителями районной администрации провел прием граждан по личным вопросам. Среди волнующих ямальцев тем – предоставление жилья, земельных участков, получение арктического гектара и правила рыболовства.

Позднее в ярсалинском спорткомплексе «Арктика» Эдуард Яунгад посетил организованный в рамках Дня молодежи открытый чемпионат по перетягиванию палки – мас-рестлингу.

«Радует интерес населения к этому виду спорта. Участники предложили в следующий раз назвать соревнования на ненецком языке. Например, „Ныхыдырма”, „Нгэрм-рестлинг” и другие. Предложение хорошее, возьмем на заметку», – отметил депутат.

После завершения соревнований парламентарий вручил победителям ценные подарки.

Кроме того, депутат побывал в открывшимся в феврале центре национальных культур «Яля сэв», что в переводе с ненецкого означает «Луч солнца». Такое название выбрали общенародным голосованием. Под одной крышей объекта здесь расположены 19 творческих объединений, районный музей, детская и центральная библиотеки, музыкальная школа, муниципальный архив и концертный зал.

Первоисточник: https://sever-press.ru/2022/06/27/v-janao-shkolu-v-sjunaj-sale-hotjat-nazvat-v-chest-pervogo-neneckogo-kompozitora-semena-njaruja/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

В воскресенье состоялся традиционный крестный ход в Пустозерск

Nao24, 27/06/2022

26 июня Нарьян-Марская и Мезенская епархия провела традиционный крестный поход к древней столице Нижнепечорья - Пустозерску. Он был посвящен празднику всех русских святых. Поход возглавил епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков.

- Крестный поход в Пустозерск посвящен молитве о возрождении русского Севера. В это воскресенье мы празднуем память всех русских святых. Вспоминаем и славим наследие их молитв, трудов, попечение о родной земле, освящение этих бескрайних простор, их служение Творцу и дорогой Родине. Мы приходим на место бытия первого города русской Арктики – Пустозерска. Молимся, ощущаем благодать. По прогнозу должен был быть дождь и сильный ветер, но во время молебна вышло солнце – Господь благословил нас своей милостью и духом единения, перед которым отступает само время, - рассказал епископ Иаков.

Также после молебна все желающие могли послушать экскурсию об истории Пустозерска, организованную Музейным объединением НАО.

Первоисточник: https://nao24.ru/obshestvo/33189-v-jeto-voskresene-sostojalsja-tradicionnyj-krestnyj-pohod-v-pustozersk.html

Дудинка отметила свой 355-летний юбилей

НИА-Красноярск, 27/06/2022

В прошедшие выходные по городу Дудинке с размахом прокатились праздничные мероприятия. Столица Таймыра отметила 355 - летний юбилей со дня своего основания.

Старт праздника начался с театрально-музыкального шествия «Дудинская история». Начиная от вертолетной площадки Заполярного транспортного филиала компании «Норникель» под музыку горожане прошли мимо площади портовиков к «Скверу Авиаторов», где состоялось его торжественное открытие.

Директор Заполярного транспортного филиала «Норникеля» Алексей Новаков в своей поздравительной речи отметил: «От всей души поздравляю город, который неразрывно связан с портом, и порт, который неразрывно связан с городом. Дудинка – город-судьба, и пусть он стоит долго – не меньше, чем уже простоял».

Глава Дудинки Юрий Гурин также отметил, что жизнь города неразрывно связана с компанией «Норникель», и сегодняшний праздник состоялся при ее поддержке.

«Мы вместе работаем для того, чтобы наш город был уютным, красивым и безопасным, чтобы мы – и взрослые, и дети – не ощущали удаленность от цивилизации, чтобы каждый житель нашего города имел равные условия для самореализации. Пусть в каждом доме царят мир, любовь и взаимопонимание, а во дворах звучит веселый звонкий детский смех», – поприветствовал собравшихся Юрий Гурин.

Далее колона проследовала к площади «Притяжение Таймыра», здесь работала большая туристическая площадка, где проходили мастер-классы, фотозона и виртуальные туры.

Шествие продолжилось мимо Таймырского Дома народного творчества, кино-досугового центра «Арктика» и сквера «Три медведя». На каждом участке пути была организована развлекательная программа. Заключительной точкой маршрута стала Набережная площадь, где состоялся большой праздничный концерт «Моя судьба в истории Дудинки».

Старший вице-президент – руководитель Норильского дивизиона «Норникеля» Николай Уткин пожелал всем жителям Дудинки процветания и богатства: «Это хороший праздник во всех смыслах, а вы – истинные северяне. Для меня Дудинка – это край, а на краю живут только сильные духом, честные, откровенные и очень добрые люди. А мы – «Норникель», Заполярный филиал и Норильск – это знаем, ценим и всегда опирались на вас. Пускай самые лучшие традиции, которые нас связывают, и впредь будут укреплять ваш славный город. Мы всегда с вами, а самое главное, что вы всегда с компанией «Норникель», и мы это ценим».

Во время праздника в Таймырском краеведческом музее все желающие могли посмотреть фотовыставку «Дудинка – моя Родина, моя семья, моя судьба». А рядом с музеем расположилась уличная фотовыставка путешественника Александра Химушина «Мир в лицах». Экспозиция приобрела популярность на выставках в Париже, Женеве, Страсбурге, Нью-Йорке и других городах мира.

Кульминацией праздника стало выступление московских гостей – вокальной группы «Kvatro» и Пелагеи. Завершился праздник дискотекой при участии ди-джеев из города Талнах.

Первоисточник: https://24rus.ru/news/society/195600.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Китай предложил России создать совместный институт по изучению Арктики

Regnum, 27/06/2022

Академик Китайского института океанографии Ли Цзябяо во время Российско-Китайского семинара по вопросам изучения Евразийского бассейна и хребта Гаккеля предложил создать совместный исследовательский центр по изучению морского дна Арктики. Российская сторона согласилась на предложение Китая, а также выразила желание продолжить сотрудничество в области комплексных геологических исследований в регионе. Об этом сообщает китайское информационное агентство NetEase.

Семинар был организован руководителем Федерального агентства по недропользованию Евгением Петровым и заместителем директора международного департамента Министерства природных ресурсов Китая Джуном Ву.

Российско-Китайский семинар прошёл 21 июня. В ходе мероприятия стороны обсудили основные геологические проблемы региона, новые достижения, а также спикеры высказали свои предложения по развитию совместного российско-китайского сотрудничества в области изучения морского дна в Арктике.

Первоисточник: https://regnum.ru/news/3630412.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Ямальцы рассказали о вкладе вологодских художников в создание картинной галереи в Салехарде

Север-Пресс, 27/06/2022

Первый фестиваль графики «БурмагинФест», посвященный творчеству художников Николая и Генриетты Бурмагиных, прошел в Вологде. Он объединил художников, представителей бизнеса и креативных сообществ из Вологды, Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Салехарда, Томска, Твери и других городов.

На одной из площадок выступила с лекцией заведующая сектором культурной антропологии Научного центра изучения Арктики, кандидат исторических наук Галина Гурьянова. Она рассказала о малоизвестных страницах биографии вологодских художников Николая и Генриетты Бурмагиных. Об этом сообщили в Научном центре изучения Арктики.

Известно, что в 1974 году они посещали Салехард и оставили в дар музею 84 эстампа – произведения печатной графики. Выставка книжных иллюстраций и экслибрисов состоялась в 2016 году.

«Так и неизвестно, каким образом чета Бурмагиных оказалась на полярном круге. Кто позвал или поделился информацией с ними, что столица автономного округа заинтересована в притоке художественных сил и планирует создать свою картинную галерею. Но особенности развития советской культуры 1960-х и первой половины 1970-х годов свидетельствуют, что для активного современника цели государства и общества были личными целями. Многие активные художники, романтики прошли через Север и, видимо, вологодские художники были в их числе», – пояснила Галина Гурьянова.

Таким образом в 1970-е годы в салехардском музее благодаря тюменским, московским и вологодским художникам было положено начало нынешней солидной музейной коллекции, которая раскрывает все многообразие развития современной графики и может использоваться для развития событийного туризма и брендирования территории.

Первоисточник: https://sever-press.ru/2022/06/27/jamalcy-rasskazali-o-vklade-vologodskih-hudozhnikov-v-sozdanie-kartinnoj-galerei-v-saleharde/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Оборона и безопасность

Автор прошлой стратегии НАТО рассказал о месте России в новой концепции

Общественная служба новостей, 27/06/2022

В новой политике Североатлантического альянса (НАТО) Россия «будет на первом месте», заявил автор концепции объединения «Большая сделка с РФ» 2010 года Джеймс Ставридис. Бывший главнокомандующий Вооруженными силами НАТО заметил, что все члены альянса увеличат расходы на армию.

Высказался Ставридис и о роли Китая в новой концепции: Пекин будут рассматривать как стратегического конкурента. Указал в беседе с Bloomberg экс-руководитель армии блока и на Арктику, которую альянс планирует сделать важной площадкой для учений.

Прежде сенатор Ольга Ковитиди заявила, что новая стратегическая концепция НАТО, которая будет рассматриваться в Мадриде странами-членами организации, является критически опасной и может привести к новой войне. Новая концепция включает в себя защиту «суверенитета и территориальной целостности» как основную миссию альянса.

Первоисточник: https://www.osnmedia.ru/world/avtor-proshloj-strategii-nato-rasskazal-o-meste-rossii-v-novoj-kontseptsii/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Северный морской путь

Петербург отправит два рейса лихтеровоза по СМП в сторону Дальнего Востока

Regnum, 27/06/2022

Санкт-Петербург в 2022 году отправит два рейса лихтеровоза «Севморпуть» до Дальнего Востока. Об этом 27 июня сообщил губернатор Петербурга Александр Беглов в эфире «Радио России», передаёт корреспондент ИА REGNUM.

«Будем усиливать меры по оптимизации транспортных потоков. Усиление таможенного и пограничного контроля. Грузы из Белоруссии на Дальний Восток и в страны Юго-Восточной Азии наш город сможет отправлять по Северному морскому пути. В этом году совместно с Атомфлотом отправим два рейса лихтеровоза «Севморпуть», — сообщил Беглов.

Губернатор добавил, что портовики Петербурга готовы увеличить частоту таких рейсов и объем грузопотока. Сделать это позволяют логистика и портовые мощности. Глава города уже доложил об этом Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.

По данным правительства Петербурга, в городе имеется 200 предприятий, которые имеют арктические компетенции. Они ведут напряжённую работу.

Первоисточник: https://regnum.ru/news/3630720.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Арктический совет предположил, когда может появиться морской путь через Северный полюс

Korabel.ru, 27/06/2022

Климатический кризис приводит к быстрому таянию льда в Арктике, и это может привести к формированию новых торговых путей.

По оценкам Арктического совета, уже к 2040 году морской лёд растает настолько, что каждое лето торговые суда смогут проходить по маршруту, проходящему прямо через Северный полюс, - сообщает ForPost, ссылаясь на New York Post.

Впервые этот маршрут протяжённостью около 2000 морских миль удалось пройти в 2012 году, но пока он является судоходным только для избранных ледоколов. Эксперты, однако, считают, что к 2035 году мы сможем увидеть в данном регионе первые торговые суда: несмотря на то, что плавающий морской лёд всё ещё представляет определённую опасность, с каждым годом риск столкновения становится ниже и ниже.

По оценкам экспертов, такой маршрут является не только самым быстрым способом передвижения по региону, но и предоставляет беспрецедентный доступ к природным ресурсам Арктики. Правда, пока неясно, кто именно будет добывать эти ресурсы: на них претендуют США, Россия, Канада, Дания, Финляндия, Швеция, Исландия и Норвегия. 

Первоисточник: https://www.korabel.ru/news/comments/arkticheskiy_sovet_predpolozhil_kogda_mozhet_poyavitsya_morskoy_put_cherez_severnyy_polyus.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Контейнеровоз «Севморпуть» вышел в первый льготный каботажный рейс в Петропавловск-Камчатский со 111 контейнерами и 40 т металлоконструкций

Российское судоходство, 27/06/2022

Атомный контейнеровоз «Севморпуть» ФГУП «Атомфлот» 25 июня 2022 года вышел из Санкт-Петербурга в направлении порта Петропавловск-Камчатский, сообщила пресс-служба предприятия.

Экипаж судна приступил к выполнению рейсового задания по доставке на Дальний Восток партии из 111 контейнеров и 40 тонн металлоконструкций. Планируется, что переход до Петропавловска-Камчатского займет около 22 суток.

Это первый в этом году рейс, реализуемый в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути», входящего в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КМПИ).

«Вторая субсидируемая каботажная перевозка грузов на атомном контейнеровозе «Севморпуть» по льготным тарифам на Дальний Восток и в обратном направлении в европейскую часть России запланирована на сентябрь, - отметил и.о. генерального директора ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица. – Мы надеемся, что грузовладельцы будут активны и воспользуются льготными условиями доставки. Времени для формирования грузовой базы достаточно, тарифы прозрачны и максимально привлекательны. Заинтересованность представителей бизнеса в данном маршруте позволит нам открыть регулярную контейнерную линию в акватории Севморпути».

Перед экипажем атомного контейнеровоза «Севморпуть» стоит задача не только своевременно доставить груз в порт Петропавловск-Камчатский, но и обеспечить в рейсе условия для работы представителя Мурманского морского биологического института Российской академии наук (ММБИ РАН). В 2021 году между ФГУП «Атомфлот» и ММБИ РАН заключено соглашение о сотрудничестве. Ключевыми направлениями взаимодействия в рамках научно-исследовательской деятельности являются мониторинг, оценка и прогноз влияния судоходства при участии судов ФГУП «Атомфлот» в акватории Северного морского пути (СМП) на среду и биоту морских арктических и прилегающих акваторий.

«Предметом исследования в рейсе станет оценка состояния популяций морских млекопитающих, птиц и белых медведей по всей акватории Северного морского пути, — сказал заместитель директора ММБИ РАН Дмитрий Ишкулов. — Благодаря сотрудничеству с ФГУП «Атомфлот» российские ученые впервые за последние 15 лет проведут полномасштабные наблюдения за ключевыми звеньями экосистем Арктики от Баренцева до Чукотского моря. Это позволит провести оценку современного состояния и создать модели для прогнозирования их дальнейшего развития на ближайшие десятилетия».

Планируется, что исследования на борту атомного контейнеровоза «Севморпуть» продлятся до августа 2022 года.

16 июня атомный контейнеровоз «Севморпуть» вышел из порта Мурманск в Санкт-Петербург. 23 июня судно ФГУП «Атомфлот» встало под погрузку у причала АО «Петролеспорт». Спустя двое суток атомный контейнеровоз вышел в направлении порта Петропавловск-Камчатский. Планируется, что 14 июля судно прибудет к месту выгрузки. Выход из Петропавловска-Камчатского в направлении порта Мурманск намечен на 17 июля с последующим уточнением.

Напомним, что 19 мая 2022 года ФГУП «Атомфлот» определено победителем отбора на осуществление каботажных субсидируемых рейсов из европейской части Российской Федерации в регионы Дальнего Востока и в обратном направлении, проводимого Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития России). В рамках этой задачи в 2022 году планируется выполнение двух круговых рейсов из портов, находящихся в европейской части РФ в дальневосточные порты.

Первоисточник: https://rus-shipping.ru/ru/transport/news/?id=47611&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Социально-экономическое развитие

Чекунов считает, что новые экспедиции дадут импульс развитию медицины Арктической зоны РФ

ТАСС, 27/06/2022

Новые арктические экспедиции дадут импульс для развития перспективных отраслей, таких как арктическая медицина, а также помогут усовершенствовать уже реализуемые программы по сохранению флоры и фауны. Такое мнение выразил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, комментируя экспедицию "Арктический плавучий университет - 2022: Меняющаяся Арктика".

"Лидерство России в Арктике базируется прежде всего на науке и технологиях. Крайне важно, что сегодня в эту работу вовлечены не только опытные российские исследователи и титулованные ученые, но и молодежь в лице студентов ведущих российских институтов и университетов. Уверен, что результаты работы участников экспедиции позволят не только расширить наши знания об арктической экосистеме, но и будут иметь практическое, прикладное значение для сохранения экологии, историко-культурного наследия, дадут мощный дополнительный импульс развитию перспективных отраслей - например, арктической медицине. Помогут усовершенствовать уже реализуемые программы по сохранению флоры и фауны", - цитирует пресс-служба Минвостокразвития слова Чекункова.

Министр также отметил, что развитие науки и технологий, а также защита экологии, - это "важнейшие приоритеты председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021-2023 годах".

В Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики в свою очередь напомнили, что из Архангельска 24 июня отправилась в Северный Ледовитый океан экспедиция "Арктический плавучий университет - 2022: Меняющаяся Арктика". На борту научно-исследовательского судна "Профессор Молчанов" - 55 ученых, аспирантов и студентов. Они совершат рейс продолжительностью более трех недель вокруг архипелага Новая Земля, экспедиция проходит во время председательства России в Арктическом совете.

Первоисточник: https://nauka.tass.ru/nauka/15047977?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Мост нагрузку выдержит

Российская газета, 27/06/2022

По данным НИУ ВШЭ, крупные российские компании и государственные структуры за последние пять лет представили большое количество инновационных планов по освоению Арктики и расширению экономической активности в границах Северного морского пути. Среди них строительство новых ледоколов и крупных предприятий по производству СПГ и водорода, освоение новых месторождений полезных ископаемых.

"По планам правительства, к 2030 году в Арктику будет вложено почти 5 триллионов рублей. Вместе с тем для успешной реализации этих проектов сложные природные условия этого региона требуют предварительного проведения необходимых аэродинамических исследований и подготовку экспертных рекомендаций в привязке к конкретным условиям их строительства и эксплуатации", - рассказал "РГ" замначальника отделения гидроаэродинамики Крыловского государственного научного центра Сергей Соловьев.

Начиная с 2000-х годов в России наблюдается рост строительства объектов повышенной сложности: большепролетных мостов, небоскребов, стадионов, аэропортов. Детальный учет факторов окружающей среды, воздействующих на сооружения на этапе их строительства и эксплуатации, является основополагающим правилом возведения подобных уникальных объектов, продолжает ученый.

Например, ветровая нагрузка, воздействующая на здания высотой более 200 метров, соизмерима с нагрузками от девятибалльного землетрясения. Она же является определяющей для мостов с пролетами более 100 метров и может вызвать опасные колебания. Поэтому документы предписывают проведение аэродинамических испытаний моделей зданий и мостов для получения достоверных данных о ветровых нагрузках. "В России существует большое количество аэродинамических труб самолетного типа для нужд авиакосмической промышленности, но короткая открытая рабочая часть делает их непригодными для исследования архитектурных объектов. Только специализированные аэродинамические трубы с закрытой рабочей частью длиной более 15 метров и шириной более 10 метров, обеспечивающие использование крупномасштабных моделей и корректное моделирование пограничного слоя атмосферы, могут применяться для получения достоверных результатов испытаний исследуемых сооружений. В России специализированных аэродинамических труб не было, и до 2013 года испытания практически всех уникальных мостов и небоскребов проводились в иностранных научных центрах", - говорит Соловьев.

И первую в России специализированную установку для экспериментального определения ветровых и снеговых нагрузок - ландшафтную аэродинамическую трубу - создали именно в Крыловском государственном научном центре. В ней уже проведено множество исследований для нужд градостроения, мостостроения и судостроения.

"В последнее время в России увеличилось число проектируемых большепролетных уникальных мостов, которые расположены в северных широтах, - продолжает ученый. - А для них характерно наличие сильных ветров. Проектировщики знают, что у моста с пролетом более 100 метров уже могут возникнуть проблемы с аэродинамической устойчивостью, ну а мосты с пролетом более 250 метров являются настолько гибкими, что имеют целый "букет" аэродинамических проблем. Благодаря экспериментальным исследованиям в нашем центре все негативные аэродинамические явления выявляются и устраняются на ранних стадиях проектирования. Поэтому мы не наблюдаем новых случаев колебаний мостов, как это было с Волгоградским мостом в мае 2010 года, и случаев разрушения из-за ветра, как это было с Такомским мостом в США в ноябре 1940-го. В ландшафтной аэродинамической трубе Крыловского центра исследовано 47 большепролетных мостов, в том числе Крымский мост".

Также для мостов, расположенных в северных районах, важно проводить моделирование ледовых нагрузок на опоры, добавляет Сергей Соловьев. Например, на реке Лена толщина льда достигает двух метров, а во время ледохода образуются торосы глубиной до 12 метров и размером 500-800 метров. Такие ледовые острова могут снести опору. И для предотвращения разрушений необходимо знать точные значения вероятной ледовой нагрузки. Экспериментальные данные в этом случае ближе к действительности, чем значения из нормативных документов, так как в эксперименте воспроизводится конкретная геометрия опоры и физико-механические свойства льда, характерные для места строительства. Для уточнения силы воздействия льда ученые Крыловского центра проводят испытания опор в специальном ледовом бассейне. Так, для проекта Крымского моста в ледовом бассейне были получены нагрузки на опоры в различных ледовых условиях: ровный лед, битый лед, торосы.

Сильный ветер на мостах с пролетами больше 100 метров может вызвать опасные колебания
"Во время таяния снега скорость многих северных рек значительно увеличивается, что зачастую приводит к размыву грунта вокруг русловых опор. И в некоторых случаях происходят потеря устойчивости моста и его обрушение. Подобным печальным примером является обрушение моста через реку Кола в Мурманской области в июне 2020 года. Подобных аварий можно избежать благодаря вовремя проведенным исследованиям, которые выявляют как локальные размывы вокруг опор, так и влияние моста на батиметрию русла реки. У нас накоплен большой опыт по проведению подобных экспериментальных исследований для широкого спектра гидротехнических сооружений", - рассказывает ученый.

Также при проектировании не стоит совсем оставлять без внимания проблемы обледенения моста и его отдельных элементов, считает он. Ведь помимо опасности падения больших кусков наледи с вант на проезжую часть обледенение существенно ухудшает аэродинамические характеристики моста и его элементов. К примеру, ванты при наличии наледи склонны к галопированию - крайне опасному виду колебаний, вызванному воздействием ветра, когда амплитуда колебаний возрастает неограниченно, вплоть до полного разрушения конструкции. Обледенение и снеговые заносы барьерных ограждений превращают их в непроницаемые для ветра преграды, таким образом, эффективная величина балки жесткости увеличивается на высоту барьерного ограждения, что значительно усиливает колебания пролетного строения из-за явления аэродинамической неустойчивости вихревого возбуждения. "Опытным проектировщикам знакомы эти явления, поэтому они являются обязательными при исследовании проектов мостов", - резюмирует ученый.

Первоисточник: https://rg.ru/2022/06/27/most-nagruzku-vyderzhit.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Колымские парламентарии предложили расширить границы Особой экономической зоны на всю Магаданскую область

Магаданская правда, 27/06/2022

Комитет Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики под председательством Николая Харитонова провел в Якутске выездное заседание «круглого стола», в работе которого в режиме видеоконференцсвязи принял участие и Председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов.

С учетом значительного периода функционирования и положительного опыта работы Особой экономической зоны в Магаданской области он от лица себя и других колымских парламентариев выступил с предложением продлить действие особого правового режима на Колыме до 31 декабря 2045 года, сообщает пресс-служба Магаданской областной Думы.

Также предложено расширить границы ОЭЗ на всю территорию региона, возобновить предоставление статуса резидента ОЭЗ предприятиям торговли и сферы бытовых услуг, предоставить возможность помещения под процедуру свободной таможенной зоны лекарственных средств и легковых автомобилей.

Эти и ряд других изменений в правовом регулировании ОЭЗ подготовлены в рамках законодательной инициативы и включены в проект федерального закона, который Правительство Российской Федерации намерено внести в Госдуму. Ранее вопрос обсуждался на заседании с участием полпреда Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева и получил поддержку.

Сергей Абрамов убежден, что реализация всех предложений послужит дальнейшему стратегическому развитию Магаданской области, активизирует сотрудничество региона со странами Азии, обеспечит условия для привлечения российских и иностранных инвестиций и позволит снизить темпы роста индекса потребительских цен.

Первоисточник: https://magadanpravda.ru/lenta-novostej/economics/kolymskie-parlamentarii-predlozhili-rasshirit-granitsy-osoboj-ekonomicheskoj-zony-na-vsyu-magadanskuyu-oblast?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Транспортные системы

Железная дорога из Якутска начнет окупаться еще до прихода в Магадан

Магаданская правда, 27/06/2022

Строительство железной дороги из Якутска начнет окупаться еще до прихода в колымскую столицу. К такому выводу пришли участники конференции «Путь на Магадан», прошедшей в начале июня в Якутске.

Напомним, что в 2021 году по заказу РЖД была организована специальная экспедиция, которая детально изучала вопрос предстоящего строительства железной дороги до Магадана. По результатам экспедиции специалисты Института экономики и развития транспорта готовили предварительные обоснования для инвестиций. Их и рассмотрели на конференции в Якутске.

Обоснование базируется на том, что разведанные запасы полезных ископаемых по направлению будущей железной дороги оцениваются в астрономические 5,2 триллиона рублей. Для большей эффективности проект разбит на этапы. Каждый новый этап должен сопровождаться началом освоения тех или иных месторождений. Таким образом предлагается начать окупать затраты на строительство почти сразу, задолго до прихода железной дороги в Магадан.

При этом эксперты полагают, что загрузка только первого этапа будущей дороги составит 5-6 миллионов тонн в год. А по приходу в Магадан эта цифра увеличится до 23 миллионов тонн в год.

С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ЧАСТНОГО КАПИТАЛА?
Громом среди ясного неба стала новость о том, что строительство железной дороги из Якутска в Магадан сейчас не входит в число приоритетных проектов Правительства РФ.

Об этом стало известно в ходе интервью министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова для РБК. Приоритетными проектами в развитии инфраструктуры на Дальнем Востоке министр назвал развитие «северной морской логистики», в том числе Северного морского пути, и создание дополнительных пограничных переходов между Россией и Китаем, а также увеличение складских мощностей - сельскохозяйственных и холодильных.

Тем не менее, Алексей Чекунков отметил, что Минвостокразвития концептуально поддерживает строительство железной дороги из Якутска в Магадан, просто в современных реалиях, при существующем масштабе и разнообразии стоящих перед федеральным бюджетом задач выделить сотни миллиардов на стройку «с нуля» кажется проблематичным.

Но этот проект, по его словам, вполне может быть реализован с использованием механизма концессии с привлечением частных средств.

- Решение по строительству ветки Якутск – Магадан должно быть не прямолинейно бюджетным, - сказал Алексей Чекунков.

В ходе якутской конференции власти республики также отметили, что не исключают вариант государственно-частного партнерства. На данный момент уже есть удачный пример такого взаимодействия. Действующая на территории Якутии угольная компания «А-Проперти» приняла решение строить собственную железную дорогу протяженностью 500 километров, от подконтрольного ей Эльгинского угольного месторождения на юге республики до поселка Чумикан Хабаровского края на берегу Охотского моря. А в Чумикане компания предполагает строительство и собственного специализированного угольного порта Эльга. Оба проекта хотят ввести в строй в первом квартале 2025 года. Стройка будет идти за собственные средства компании.

С учетом постепенной окупаемости на каждом этапе строительства железная дорога в магаданском направлении также может стать интересным предложением для инвесторов.

ЗНАЧЕНИЕ ДОРОГИ
Очевидно, что Северо-востоку России необходима железная дорога для нормализации социально-хозяйственной жизни востока Якутии и Магаданской области. Это институт массового завоза грузов и повышения транспортной доступности. Ни на самолете, ни по морю столько грузов и людей просто не перевезти.

Один из ярких сторонников проекта сенатор от Магаданской области и член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков вовсе убежден, что железная дорога - это историческая необходимость.

- Первые проекты железной дороги на Колыму были еще в 1938 году. К строительству даже почти приступили в третьей пятилетке Дальстроя. Это как минимум связано с тем, что благодаря дороге сразу поступает в оборот Яно-Колымская золотоносная дуга. Это 15 крупных месторождений, из которых только 2 сегодня эксплуатируются, потому что нет логистики. Одновременно вокруг трассы железной дороги начинается экономическая жизнь. Как пример – Транссиб, - сказал сенатор. - Железная дорога - это необходимость. Если мы смотрим на Колыму, как на край, который имеет перспективы экономического развития, а они действительно есть, то это объективно. Но надо понимать, что такой большой проект по щелчку пальцев не делается.

Губернатор Магаданской области Сергей Носов вовсе называл дорогу из Якутска в Магадан проектом, связанным, в том числе, с геополитическими интересами страны. Строительство этой железнодорожной линии актуально для разворота инфраструктуры на северо-восток страны, в том числе в оборонно-стратегических целях. С этим утверждением согласны и коллеги из Якутии.

КОГДА ЖЕ СТРОЙКА?
Пожалуй, одним из самых дискуссионных вопросов сегодня остается трассировка новой железной дороги. Месторождений много, у каждого свои особенности, в том числе и по рельефу местности. Тем не менее, как ранее отмечал участвовавший в конференции министр природных ресурсов и экологии Магаданской области Олег Косолапов, есть вероятность, что окончательный маршрут будущей железной дороги утвердят в ближайшие месяцы. Тогда уже этим летом в регионе начнется подготовка к строительству.

- Мы выступили с инициативой ускорить процесс, попросили участников конференции и руководство РЖД в течение первых месяцев выдать нам официальную утвержденную трассировку, чтобы мы смогли подготовить все объекты недропользования, что понадобятся для строительства железной дороги, как, например, месторождения щебня. Нас поддержали, поэтому я надеюсь, что в августе мы начнем работу в этом направлении, а РЖД начнет заниматься капитальным проектированием с точным определением всех параметров, - сказал Олег Косолапов.

При таком удачном раскладе строительство может начаться уже в 2024 году, а завершиться, оценочно, в 2030-2032 годах.

Первоисточник: https://magadanpravda.ru/lenta-novostej/novost-dnya/zheleznaya-doroga-iz-yakutska-nachnet-okupatsya-eshche-do-prikhoda-v-magadan?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Экология

Места подземных ядерных взрывов в Архангельской области проверили учёные

Правда Севера (Архангельск), 27/06/2022

Согласно выводам специалистов регионального Роспотребнадзора, опубликованным в ежегодном докладе «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Архангельской области в 2021 году», территорий охранных зон мирных ядерных взрывов сегодня «нуждаются в приведении в надлежащее санитарное состояние».

— На территории, прилегающей к месту проведения мирного ядерного взрыва «Глобус-2» (Вилегодский район), выявлены участки незначительного локального загрязнения почвы цезием-137. Боевые скважины объектов «Глобус-2» и «Рубин-1» (Вилегодский район) находятся в зарослях леса, представляющих пожарную опасность. Информационные знаки на всех объектах имеют едва различимые надписи, — говорится в докладе.

Радиационно-гигиенические исследования территорий, прилегающих к местам проведения мирных ядерных взрывов в Архангельской области, проверяли в 2020 году специалисты ФБУН НИИРГ им. П. В. Рамзаева. Ранее аналогичные исследования проводили и ученые Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лавёрова Уральского отделения РАН. По словам заведующего лабораторией экологической радиологии ФИЦКИ РАН Евгения Яковлева, результаты были практически одинаковые.

— В Советском Союзе было проведено 156 ядерных взрывов в мирных целях, три из них — на территории Архангельской области (один в Мезенском районе и два в Вилегодском), — рассказывает Евгений Яковлев. — Кроме того, промышленный атомный взрыв был применён в НАО для тушения аварийной скважины на Кумжинском газоконденсатном месторождении. Взрывы в Архангельской области использовались для сейсмических исследований — изучения глубинного строения Земли. Сейсмологи таким образом искусственно с помощью мощного подземного взрыва возбуждали упругие волны, которые проходя через земные слои помогали извлекать полезную геологическую информацию.

Все три ядерных взрыва в Архангельской области были проведены под землёй на глубине от 600 до 800 метров. Бурились скважины, куда помещались заряды, в момент взрыва геофизики фиксировали, как проходят колебания через слои Земли, записывались сейсмограммы.

Мощность промышленного взрыва «Агат» в Мезенском районе составляла 8,5 килотонн, «Глобус-2» и «Рубин» в Вилегодском районе — по 2,3 килотонны (для сравнения: мощность взрыва атомной бомбы в японском городе Хиросима в августе 1945 года составляла от 13 до 18 килотонн. — прим. ред.). В связи с тем, что это были подземные взрывы, ощутимого загрязнения окружающей среды не произошло. Надо сказать, что наша лаборатория также проводила работы на этих же точках в 2014 году. И результаты были аналогичными.

Согласно опубликованному отчёту 2021 года, содержание радиоактивного изотопа водорода — трития — в воде природных источников и источников питьевого водоснабжения в районах проведения мирных ядерных взрывов находится на уровне, не превышающем 5 беккерель на килограмм или на литр (беккерель (сокращённо Бк) — единица измерения активности радиоактивного источника. — прим.ред.). Сейчас 3 — 5 Бк/л — это фактически фоновое значение для поверхностных вод на Земле. Природный уровень когда-то составлял около 0,5 Бк/л. А допустимый уровень (уровень вмешательства), согласно нормам радиационной безопасности, — 7600 Бк/л. То есть защитные мероприятия не требуются.

Тритий постоянно образуется в атмосфере за счёт космического излучения и включается в природный круговорот воды, выпадая с атмосферными осадками.

Повышение активности трития связано с последствиями ядерных испытаний в атмосфере, которые проводились в 1950–60-е годы в разных частях планеты, в том числе на Новой Земле. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой был подписан ядерными державами в 1963 году. Со временем фон трития снизился и постепенно будет приближаться к естественному. Правда, снижение содержания этого изотопа может компенсироваться сбросами с энергетических установок атомных электростанций.

Присутствие радиоактивного нуклида цезия-137 в почве может быть не связано с мирными взрывами. Вероятно это следствие глобального выпадения цезия после атмосферных ядерных взрывов. Этот радионуклид активно оседал на земной поверхности до 1963 года. Верхние слои почвы, особенно болотной, концентрируют цезий. Для нашего региона совсем не редкость активности цезия в верхних слоях торфяных почв на уровне 100-200 Бк/кг.

Первоисточник: https://pravdasevera.ru/2022/06/27/62b99c7c2e83717bee5c8112.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Энергетика

На разведку углеводородного потенциала в Арктике выделят 2,5 млрд рублей

Regnum, 27/06/2022

Российский научно-исследовательский геологический нефтяной институт (ВНИГНИ) объявил два тендера на общую сумму 2,5 млрд рублей для изучения нефтегазового потенциала арктического шельфа. Об этом сообщает Interfax.

Средства выделены для уточнения геологического строения восточно-арктических морей на основе комплексных морских геофизических исследований. Работы будут производиться в рамках российской государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» за счет средств федерального бюджета.

Первый тендер на сумму 1,564 млрд рублей объявлен на комплексные геолого-геофизические работы по изучению геологического строения и нефтегазоносности зоны соединения склоновых структур хребта Гаккеля Северного Ледовитого океана и бассейна Нансена с шельфовыми структурами моря Лаптевых. Второй тендер на сумму 918 млн рублей — на уточнение геологического строения и оценку нефтегазового потенциала перспективной нефтегазоносной части Восточно-Сибирского моря.

Первоисточник: https://regnum.ru/news/3630688.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Пилотный проект РусГидро по модернизации дизельной генерации в Арктике реализуется по плану

Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия), 27/06/2022

Об этом рассказал генеральный директор ПАО «РусГидро» Роман Бердников на встрече с Главой Якутии Айсеном Николаевым.

6 пилотных проектов по модернизации дизельной генерации с использованием возобновляемых источников энергии (ВИЭ-генерации) реализуется в Момском и Верхоянском районах республике. Они станут крупнейшими в изолированных районах России.

До конца 2022 года будут построены и введены в эксплуатацию 4 энергокомплексов в селах Хонуу, Кулун-Елбют, Сасыр и Тебюлях Момского района.

Напомним, что пилотные проекты реализуются посредством энергосервисных контрактов в рамках подписанного в 2020 году соглашения между Правительством Республики и ПАО «РусГидро»

Модернизация дизельной генерации в республике не ограничится 6 пилотными объектами. В прошлом году было подписано дополнительное соглашение, по которому дизельные электростанции будут модернизированы еще в 66 населенных пунктах республики.

В настоящее время согласно Дополнительному соглашению заключены энергосервисные договоры с инвесторами, определены сроки реализации, ведется работа с муниципальными образованиями по выделению земельных участков под планируемые к строительству объекты.

На встрече также обсуждался вопрос создания в столице республики Единого теплосетевого предприятия (ЕТСП), согласно подписанному в прошлом году соглашению между правительством Якутии, ПАО «РусГидро» и администрацией Якутска.

Во встрече приняли участие первый заместитель Председателя Правительства РС(Я) Дмитрий Садовников, заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики Дмитрий Шувалов, генеральный директор АО «Сахаэнерго» Гаврил Алексеев, генеральный директор АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» Александр Бакай, генеральный директор АО «Дальневосточная генерирующая компания» Константин Ильковский, генеральный директор ПАО «Якутскэнерго» Алексей Стручков.

Первоисточник: https://www.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3319536?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Разное

Арктика сегодня. Станция «Снежинка» будет создана независимо от участия иностранных партнеров

Goarctic.ru, 27/06/2022

Россия осуществит проект по созданию Международной арктической станции «Снежинка» независимо от того, будут ли другие страны-партнеры по Арктическому совету возобновлять свое участие в данной инициативе или нет. Об этом заявил посол по особым поручениям МИД РФ, председатель комитета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов.

Напомним, в рамках проекта планируется построить два автономных круглогодичных исследовательских комплекса, функционирующих на базе возобновляемых источников энергии и водородной энергетики. Комплексы разместятся в Нефритовой долине Ямало-Ненецкого автономного округа и в районе села Териберка Мурманской области. Как заявил глава Ямала Дмитрий Артюхов, в настоящее время власти региона ожидают заключения Главгосэкспертизы, чтобы приступить к строительству начиная с 2023 года.

Цель проекта – изучение прорывных природосберегающих инноваций, проведение исследований в областях искусственного интеллекта, биотехнологий и медицины, телекоммуникаций, новых материалов. Еще одно важное направление работы «Снежинки» — подготовка решений в сферах экологии, изменения климата, загрязнения окружающей среды вообще и Мирового океана в частности. Ожидается, что запуск проекта позволит существенно расширить познания человечества о высоких широтах. Помимо этого, «Снежинка» даст России возможность закрепить за собой важную нишу в мировой науке об Арктике и Крайнем Севере.

Первоисточник: https://goarctic.ru/news/arktika-segodnya-stantsiya-snezhinka-budet-sozdana-nezavisimo-ot-uchastiya-inostrannykh-partnerov/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D