Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

09/11/2022

Оглавление

Политика

Пусть боятся нарушать

Мурманский вестник, 08/11/2022

Зарплаты и премии
Традиционное оперативное совещание в правительстве области в понедельник губернатор начал с нескольких хороших новостей. Помимо начала горнолыжного сезона еще одним знаковым событием стало открытие морской набережной в Кандалакше. Этот проект - победитель конкурса комфортной городской среды.

- На соседней территории уже появился частный инвестор, который благодаря созданию набережной будет вкладываться в строительство объектов для туризма - хороший пример, как благоустройство притягивает инвестиции. Еще два года назад на этом месте был пустырь, - сказал глава региона.

Еще одно достижение - выступление северян на чемпионате «Абилимпикс».

Команда Мурманской области по итогам национального чемпионата по профессиональному мастерству заняла три вторых места по основным компетенциям. Призеры получат денежные сертификаты на 75 тысяч рублей от властей области. По дополнительным компетенциям школьница Арина Чудикова заняла второе место, она также получит сертификат. Поощрены будут и наставники ребят - им причитается по 50 тысяч рублей.

Приятная денежная новость касается и медработников. Ряду категорий медиков нашей области повысят минимальную зарплату.

- Мы приняли решение увеличить на 35 процентов минимальную планку оплаты труда ряда категорий медицинских должностей первичного звена, - сказал глава региона.

Теперь минимальный порог зарплаты при работе на одну ставку в первичном звене у врача 54 тысячи рублей, фельдшера - не менее 47, сестры - 41 тысячи рублей. На скорой помощи нижние пороги зарплаты также повышены - у врача это 88 тысяч рублей, у фельдшера и медсестры 47 и 41 тысяча рублей соответственно, у санитара - 38 тысяч рублей. Кроме того, в этот список вошли операционные медсестры и медсестры-анестезиологи.

- Будет перерасчет с сентября. Это стимул для удержания работников и привлечения новых. Еще раз обращаю внимание: речь об оплате за работу на одну ставку, ниже зарплата быть не может, - сказал Андрей Чибис.

Стартап идет в рост
Важное уже для бизнес-сообщества финансовое достижение: увеличение объема поддержки в рамках губернаторского стартапа в Кольском Заполярье. Власти края приняли решение провести еще один конкурс в рамках программы.

- Видя интерес, решили провести еще один конкурс, общая сумма составит 60 миллионов рублей, - сказал глава региона.

При этом максимальная сумма для отдельных категорий составит 2 миллиона рублей, в том числе для проектов на отдаленных и приграничных территориях, в ЗАТО. Поддерживаем заявки участников СВО и членов их семей, это приоритетная категория.

Как добавила министр развития Арктики и экономики Татьяна Русскова, правительство особенно активно поддерживает производственные проекты, социальные услуги, проекты в части досуга, отдыха и спорта.

- Заявки были по всем сферам - от производства до туризма, практически из всех муниципальных образований. В связи с ростом конкуренции ведется более строгий отбор, внимание обращается на уникальность, проработанность проекта, востребованность. Всего на конкурс было подано 248 заявок. Проекты интересные, помимо победителей возьмем и другие в разработку, поможем «докрутить». Несколько хороших заявок по созданию мебели, очень актуально, по пошиву одежды. Для отдельных пунктов актуальны досуговые проекты и проекты для детей, их тоже взяли, - отметила министр.

Итоги конкурса размещены на сайте министерства и бизнесинкубатора.

- Надо не забывать следить за проектами, которые уже побеждали, чтобы они работали, и максимально быстро довести средства до новых победителей, - подытожил губернатор.

Новое и отремонтированное
12,6 миллиарда рублей направлено в этом году на строительство и ремонт объектов в Мурманской области.

- Работы идут как по нацпроекту, так и в рамках программы «На Севере - жить». Продолжаем и проект реновации ЗАТО, - отметил глава региона.

Как рассказала руководитель минстроя Ирина Вабищевич, всего в этом году запланировано 134 стройки и капремонта, из них 33 мероприятия - в рамках нацпроекта. Так, в Мурманске строятся школа, детсад, ремонтируется школа искусств на общую сумму более 1 миллиарда рублей.

- По детсаду сейчас идет приемка. По новой школе на улице Советской подрядчик уже вышел на площадку, - отметила глава ведомства.

В Кольском районе в работе пять проектов. Техническая готовность объектов высокая, по двум работы завершены. В пушновской школе дети уже занимаются. Завершены работы в межпоселенческой библиотеке Колы. Высокая степень готовности у верхнетуломского ДК «Дружба».

- По водозаборным сооружениям в Териберке есть отставание, но держим под контролем, - сообщила министр.

Проекты и объекты самые разные, затрагивающие все важные сферы жизни. В Кандалакшском районе реализуются 9 мероприятий, в том числе это спортшкола и детский сад. Завершены работы по капремонту ДК в Зеленоборском, там ремонтировали фасад, и центр досуга «Космос» в Зареченске. В Североморске реализуются три проекта на сумму 338 миллионов рублей, в том числе один по нацпроекту, два - по программе «На Севере - жить». Детсад уже работает. ДК «Строитель» в высокой степени готовности. Школа № 12 - по первому этапу работы в высокой степени готовности. Работы идут по графику. В селе Каневка отремонтировали мост. В Кировске реконструируется первый хибиногорский кинотеатр. В Ковдоре детская школа искусств практически готова.

Также идут работы на медицинских объектах, в многоквартирных домах и на других важных объектах.

Без отписок
Губернатор Андрей Чибис поручил радикально перестроить систему контроля над работой управляющих компаний. Такое заявление он сделал после того, как о ситуации в сфере ЖКХ рассказала министр государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области Алена Кузнецова.

- По числу обращений граждан идет снижение, - прозвучало в докладе министра. - Но в октябре объем был большой, более тысячи обращений, были вопросы по отоплению. Проведено 62 проверки, были выданы предписания и предостережения. Возбуждены пять административных дел, вынесены 18 постановлений. Коммунальные организации выполнили большой объем работ по предписаниям и предостережениям. Это ремонты кровель, швов, подъездов, фасадов, замена секций бойлеров. Проводились перерасчеты, населению вернули почти 5 миллионов рублей.

Как заявил губернатор, процент мер ответственности для УК слишком низок.

- Количество предписаний и предостережений ничтожно мало. Ограничения на проверки в сфере ЖКХ сняты. Надо, чтобы управляющие компании боялись нарушить закон. Их руководители должны чувствовать внимание государства к себе. Считаю, что работа в части контроля за УК должна быть радикально перестроена. Нам это важно. Надо, чтобы люди могли дозвониться и решить проблему. Если не решают, должны быть серьезные меры. Прошу правоохранителей подключиться. И, главное, люди должны это почувствовать, - отметил Андрей Чибис.

Также он обратил внимание муниципалитетов на то, что проблемные вопросы должны решаться еще до обращения граждан. Губернатор заявил о недопустимости формальных ответов на обращения по типу «в случае поступления денег работы будут проведены». В частности, он поручил разобраться, какая работа проведена по обращению жителей Мурманска по лестнице возле одной из школ, и потребовал от ряда чиновников отчитаться о решении ранее поступивших вопросов.

- Недопустимо такое халатное отношение к вопросам от людей. Сидя в кабинетах, ставьте себя на место граждан, - подытожил он.

Первоисточник: https://www.mvestnik.ru/politics/pust-boyatsya-narushat/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Международные отношения

Норвежские власти намерены вести активную деятельность по вытеснению России из Арктики

Эксперт, 08/11/2022

Национальный историк Ааге Солбакк получил премию короля Норвегии Харальда за развитие саамского языка в рамках Международной недели саамского языка и языков коренных народов. Однако эксперты расценивают эту награду как продолжение активной политики вмешательства в жизнь северной саамской общины и называют ее не иначе как спекуляцией.

Саамы живут на крайнем севере Европы в течение тысяч лет и ведут устойчивую, богатую культурой жизнь, близкую к природе. Они населяют районы Швеции, Финляндии, Норвегии и России, где стараются сосуществовать с современным миром, сохраняя при этом свои древние традиции и культуру. Между тем даже в ООН продолжают отмечать непрекращающиеся в странах Скандинавии «дискриминацию, нарушение прав малочисленных коренных народов и преступления на почве расистской ненависти».

Международную неделю саамского языка и языков коренных народов посетили ряд политиков и общественных деятелей, в том числе из России: лидер Фонда саамского наследия Андрей Данилов, активист-самовыдвиженец Александра Артиева, председатель саамского парламента Кольского полуострова Валентина Совкина, руководитель ОСМО Александр Слупачик. Причем большинство из них ранее неоднократно демонстрировали антироссийскую риторику, пытаясь делать заявления в качестве представителей саамов России.

Глава саамского парламента Норвегии Силье Карине Муотка уже назвала подобные заявления «индивидуальным экстремизмом и спекуляциями». «У нас такого — когда какой-то самозванец берет на себя право голоса целого народа — просто не может быть! Все решает только парламент, в который входят представители всех саамских общин! Иначе это — просто индивидуальный экстремизм и спекуляция», – заявила она.

Таким образом награда, призванная поддержать коренной народ Севера, становится не поощрением, а попыткой вмешательства в жизнь саамов и лишь демонстрацией внимания к их проблемам. «Западные соседи в стремлении вытеснить Россию из Арктики не гнушаются подогреванием крайних форм сепаратизма и национализма среди населяющих русский Север народов. И основным направлением их деятельности является формирование так называемой „баренцевой идентичности“ среди саамов, которая четко ориентирована на отрыв саамской общины от России» — заявил руководитель центра «Помор» Тимофей Суровцев.

Сегодня становится очевидным тот факт, что единственной страной Арктики, в которой у саамов, лопырей, кильдов, лапландцев и других малочисленных северных народов может быть пусть и не абсолютно идиллическое, но вполне аутентичное будущее – это Россия. Тем более, что и государственные органы, и частные компании проявляют полную готовность к конструктивной работе по сохранению их самобытности и национальной культуры.

Первоисточник: https://expert.ru/2022/11/8/norvezhskiye-vlasti-namereny-vesti-aktivnuyu-deyatelnost-po-vytesneniyu-rossii-iz-arktiki/?ny=&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

К Арктическому экономическому совету присоединилась датская сеть компаний

Regnum, 08/11/2022

Arctic Business Network (ABN), сеть гренландских и датских компаний, работающих в Арктике, стала членом Арктического экономического совета. Об этом сообщили в пресс-службе совета.

«Мы присоединяемся к Арктическому экономическому совету, чтобы расширить нашу международную сеть и тем самым поделиться последними знаниями и получить вдохновение от новых деловых отношений в Арктике», — заявил член правления ABN Йенс К. Либерт.

Новый член Arctic Business Network представляет собой корпоративную сетевую группу из 50 гренландских и датских компаний, организаций и учреждений, обладающих опытом работы в отдаленных районах Арктики и Североатлантического региона.

Отметим, что Арктический экономический совет — независимая международная бизнес-организация. Участниками являются как индивидуальные предприниматели, так и крупные бизнес-организации насчитывающие более 20 000 членов. Арктический экономический совет был создан Арктическим советом в период председательства Канады в 2013–2015 годах.

Первоисточник: https://regnum.ru/news/3742706.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Наука, культура и образование

Российский этнографический музей создает новую постоянную арктическую экспозицию

Goarctic.ru, 08/11/2022

На состоявшейся пресс-конференции в «Интерфаксе» (Санкт-Петербург) по случаю 120-летия Российского этнографического музея (РЭМ) его директор Юлия Купина рассказала о работе над новой постоянной арктической экспозицией.

В настоящее время на площадке РЭМ развернута и действует экспозиция «Арктика – земля обитаемая», в которой представлено более 500 экспонатов. В то же время общее собрание арктической коллекции музея составляет более 50 000 единиц хранения и свыше 10 000 соответствующих фотодокументов. В этой связи научный и творческий коллектив РЭМ при поддержке АНО «Центр «Арктические инициативы» занят разработкой новой расширенной экспозиции.

«В планах музея создать очень мощную постоянную экспозицию, посвященную культурам народов Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Это большая грандиозная государственная задача. Ведь наша страна обладает уникальнейшими коллекциями по арктическому региону, но у нас до сих пор нет ни одной федеральной площадки с единой крупной экспозицией, посвященной КМНС. И это такая серьезная миссия для Российского этнографического музея», – отметила Юлия Купина.

При этом к разработке концепции привлекаются не только профильные кураторы и специалисты самого РЭМ, а также различных научных центров Санкт-Петербурга, но и непосредственные носители культуры из Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

«Сам процесс создания экспозиции мы стараемся делать публичным. Сейчас он находится на пике и, как только, у нас будет возможность показать проект визуально, мы обязательно его презентуем», – пообещала Юлия Купина.

Со своей стороны координатор арктического проекта РЭМ Ольга Подшувейт рассказала о деятельности и результатах работы Секции арктических музеев – профессионального объединения, созданного при Союзе музеев России в 2021 году. Очередные заседания Секции состоятся 8-9 ноября 2022 года в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 120-летию РЭМ.

Первоисточник: https://goarctic.ru/news/rossiyskiy-etnograficheskiy-muzey-sozdaet-novuyu-postoyannuyu-arkticheskuyu-ekspozitsiyu/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Вице-премьер Денис Мантуров поддержал объединение двух мурманских вузов

ИА Би-Порт (Мурманск), 08/11/2022

Заместитель председателя правительства РФ - министр промышленности и торговли Денис Мантуров поддержал создание единого арктического университета в Мурманске. Об этом сообщили в министерстве информационной политики Мурманской области.

"Необходимо проявлять внимание к региональным учебным заведениям, - так мы обеспечиваем к ним интерес молодежи, а также крупных компаний, готовых реализовывать совместные проекты. Поэтому будем и далее помогать региональным высшим учебным заведениям", - сказал вице-премьер.

Единый арктический вуз будут создавать за счет объединения МАГУ и МГТУ. Студенты и преподаватели выбрали новое название новому вузу - Мурманский арктический университет.

"Я благодарю Дениса Мантурова за вовлеченность в вопрос сохранения и развития вузов, которые работают в регионах, и поддерживаю решение их федеральных руководителей и кураторов о создании единого арктического университета", - сказал глава региона Андрей Чибис.

В рамках программы развития мурманского технического вуза идет работа с партнерами, крупными предприятиями. Так, на обновление инфраструктуры университета Новатэк выделил более 150 млн рублей, еще 26 млн получили от других партнеров.

"Университет вошел в научно-образовательный центр мирового уровня "Российская Арктика". Кроме того, при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ вузы получили целевую субсидию в 68 млн рублей, приобрели тренажерное оборудование, а также программное обеспечение для центра морской подготовки", - отметил губернатор.

Согласно дорожной карте, юридический процесс реорганизации вузов должен завершиться весной 2023 года. После одобрения наблюдательного совета пакет документов направят в Министерство науки и высшего образования РФ.

"Ориентировочно ближе к концу апреля должно состояться юридическое объединение двух университетов. Мы надеемся, что уже с 2023 года абитуриенты будут поступать в объединенный Мурманский арктический университет", - сказала исполняющая обязанности ректора МГТУ Мария Князева. Все программы подготовки планируется сохранить, преподаватели останутся на своих местах.

Образовательная деятельность будет трансформирована за счет перехода на исследовательские программы. В них будут предусмотрены два трека: исследовательский и технологический. Последний подразумевает участие партнеров в образовательном процессе. Взаимодействие будет расширяться и становиться содержательнее. Образовательные программы будут выстраиваться под нужды работодателя.

Первоисточник: https://b-port.com/news/273675?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

В Салехарде презентовали книгу «Ямальский тыл – фронту»

Север-Пресс, 08/11/2022

В столице ЯНАО провели презентацию книги «Ямальский тыл – фронту». Ее автор – младший научный сотрудник Научного центра изучения Арктики, председатель Совета молодых ученых при губернаторе ЯНАО Ольга Рябкова.

Книга рассказывает о том, как ямальцы жили и трудились в тылу в годы войны. Большая часть использованной информации получена автором при работе с материалами Государственного архива ЯНАО и опубликована впервые.

По словам Ольги Рябковой, во время войны задача у всех была одна – помощь фронту. Несмотря на суровые климатические условия, населению Ямало-Ненецкого национального округа пришлось осваивать полярное земледелие, увеличивать в разы рыбодобычу и ее переработку, наращивать поголовье оленей и заготовку пушнины в качестве валютного товара.

Издание выпущено при поддержке городской администрации. Книга написана живым, понятным языком и рассчитана на молодое поколение. Весь тираж передадут в школы и библиотеки Ямала. Книга также направлена в музей-заповедник «Прохоровское поле», который находится в Белгородской области.

Первоисточник: https://sever-press.ru/2022/11/08/v-saleharde-prezentovali-knigu-jamalskij-tyl-frontu/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Имена знаменитых норильчан получают новые самосвалы-гиганты

1-Line, 08/11/2022

В заполярном городе с учётом местных реалий переосмыслили знаменитое название стихотворения Владимира Маяковского – «Товарищу Нетте, пароходу и человеку». Здесь развивается традиция давать имена знаменитых земляков новым машинам-гигантам.

Белорусский самосвал грузоподъёмностью 130 тонн – вторая машина, получившая имя человека, внёсшего весомый вклад в историю и освоение карьера «Медвежий ручей». Предыдущему такому БелАЗу присвоили имя первооткрывателя этого месторождения геолога Александра Емельяновича Воронцова. И вот новая ласточка – на горные дороги вышел БелАЗ имени бывшего руководителя предприятия Юрия Петровича Мамашева.

Торжественная церемония ввода в эксплуатацию машины, названную именем легендарного директора, с разрезанием красной ленточки и вручением памятных подарков прошла в ангаре для обслуживания машин-великанов. Событие приурочили к 77-летию создания карьера открытых работ «Медвежий ручей», давшего название предприятию, в состав которого сейчас входят, кроме карьера, рудник «Заполярный» и Норильская обогатительная фабрика.

«Юрий Петрович Мамашев проработал на «Медвежке» всю свою норильскую биографию, начиная с 1957 года после окончания Московского горного института. Прошёл путь от помощника машиниста буровой установки до директора рудника. Возглавлял коллектив рекордный срок – 25 лет. Внёс значительный вклад в развитие технологий вскрышных работ и создание взрывчатых материалов, – пояснил генеральный директор общества «Медвежий ручей» Владимир Зайцев. – Я очень рад, что на церемонии открытия именного самосвала присутствует внучка Юрия Петровича – Даша. Приятно и радостно, что поколение будущего видит бережное отношение к памяти».

Белорусский самосвал грузоподъёмностью 130 тонн, получивший имя легендарного директора, стал 27-й по счету машиной этой марки, вышедшей на дороги карьера открытых работ. Экипажу машины вручили наряд на работу и памятный сертификат, чтобы понимали, на какой технике они ездят, а генеральному директору «Медвежьего ручья» – свидетельство о вводе машины в эксплуатацию.

Главный инженер предприятия «Медвежий ручей» Игорь Уваров пояснил, почему так важен факт присвоения новому БелАЗу имени Юрия Петровича:

«Когда люди работают постоянно, есть какая-то преемственность поколений, информация о предприятии передается от старших новичкам. Сейчас принято решение, что погрузкой будет заниматься сторонняя подрядная организация. Но и там, когда люди увидят, что идёт 130-тонный самосвал размером с трёхэтажный дом и на нем надпись «Мамашев Юрий Петрович», наверняка у них возникнет желание узнать, что это за человек».

Внучка Юрия Петровича Дарья Мамашева, экономист по профессии, работает в департаменте реализации программ по устойчивому развитию Заполярного филиала. Юрия Петровича не стало, когда Даше было девять лет. Она запомнила дедушку очень активным человекам. Любовь к Норильску передалась от дедушки внучке:

«Он повлиял на меня в том плане, что я осталась здесь, не было желания куда-то уехать. Я испытываю гордость, что являюсь внучкой такого человека. Волнительный для меня момент, и благодарность огромная, что сделали это, что дедушку помнят, ценят и уважают».

Первоисточник: https://1line.info/news/arktika/imena-znamenitykh-norilchan-poluchayut-novye-samosvaly-giganty.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Национальные проекты

Эксперт: нацпроект необходим для продвижения продукции традиционных отраслей Арктики

ТАСС, 08/11/2022

Национальный проект необходимо запустить для организации производства и продвижения продукции традиционных отраслей Арктики. Такое мнение выразил во вторник кандидат экономических наук, член экспертного совета Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Александр Кугаевский.

"Нужен национальный проект "Уникальные продукты Арктики" как система государственных, научных, финансово-экономических, технико-технологических, образовательных, нормативно-правовых, популяризаторских и других мер для организации производства и продвижения продукции Арктики", - сказал Кугаевский на заседании экспертного совета Проектного офиса развития Арктики (ПОРА).

Технологическое отставание
По мнению эксперта, в 1990-е годы потеряна значительная часть природно-ресурсного потенциала продовольственного комплекса Севера и Арктики. "Сегодня рост традиционных видов хозяйственной деятельности сдерживается отсутствием достаточно грамотной и развитой системы государственной поддержки, отставанием в технологическом развитии традиционных производств", - считает кандидат экономических наук.

Эксперт уточнил, что представители коренных народов Якутии преимущественно заняты в традиционных отраслях - оленеводстве, рыболовстве. По его словам, утеряны мощности переработки мяса, отсутствует пушной промысел. Развитию Арктики мешает уровень технологий, применяемых на Севере.

К примеру, промысловый лов рыбы коренными народами Севера ведется с использованием не приспособленных для этой деятельности туристических и прогулочных лодок. Только в отдельных арктических регионах налажена цивилизованная переработка рыбы, отметил он.

"Несмотря на наличие преференций, инвестиционный потенциал Арктической зоны Республики Саха (Якутия) еще не раскрыт в полной мере, собственное производство держится за счет традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, традиционных отраслей сельского хозяйства и субъектов малого и среднего предпринимательства", - поддержал мнение эксперта первый заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Сергей Неустроев.

Как восстановить производство
По мнению Кугаевского, для продвижения арктической продукции необходимо формирование бренда как непреложного элемента любого значимого продукта. "Как уверяли финские оленеводы, они потратили десятки лет для продвижения мяса северного оленя на европейские рынки. Арктический российский бренд еще не нашел своего места даже в российском продуктовом пространстве при всей уникальности арктической продукции", - считает эксперт.

Рентабельность и привлекательность традиционного природопользования можно существенно повысить, используя в соответствующих отраслях современные биотехнологии полной и глубокой переработки первичной продукции, считает главный научный сотрудник Института биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения РАН, профессор Борис Кершенгольц.

Речь идет о продукции оленеводства, коневодства, рыболовства, охотничьего промысла, собирательства и выращивания наиболее ценных арктических и субарктических дикоросов. Ученый считает, что глубокая переработка позволит существенно повысить привлекательность экологически чистой бизнес-деятельности в Арктике.

"Это приведет не только к увеличению финансовой и потребительской стоимости конечных продуктов соответствующих отраслей традиционного природопользования, но и к появлению бездотационных возможностей значимого повышения уровня и качества жизни коренных народов Севера", - считает доктор биологических наук.

Использование арктического биологического сырья возможно в пищевых и медико-профилактических целях, создании биопрепаратов. "Это, безусловно, позволит повысить эффективность экономической деятельности и безаварийность промышленных предприятий в Арктике", - считает эксперт.

Развитие местного производства
Как считает первый заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Сергей Неустроев, развитие местного производства связано с обеспечением северного завоза.

"К 2025 году торгово-логистические центры (ТЛЦ) появятся во всех 13 арктических районах Республики Саха (Якутия). В целях поддержки и стимулирования бизнеса при торгово-логистических центрах планируется реализовать организованный закуп, первичную переработку, хранение товаров местных производителей - мясную, рыбную продукцию, дикоросы и промысловую продукцию", - отметил Неустроев.

Он добавил, что в дальнейшем внедрение функций факторий должно стать основным видом поддержки субъектов малого среднего предпринимательства, самозанятых граждан и окажет кластерный эффект для развития местного производства.

Развитие факторий позволит удовлетворить в том числе и внутренний спрос. По подсчетам властей Якутии, потребность населения республики в мясной продукции составляет около 50 тыс. тонн при нынешнем уровне производстве в примерно 15-20 тыс. тонн, что составляет лишь 30% потребности. Развитие традиционных отраслей сельского хозяйства, в том числе оленеводства, а также обеспечение глубокой переработки мясной продукции являются приоритетами аграрной политики региона.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/16272745?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Судостроение

Судостроители Петербурга подготовили к спуску на воду атомоход «Якутия»

Regnum, 08/11/2022

Специалисты Балтийского завода в Петербурге подготовили атомный ледокол проекта 22 220 «Якутия» к спуску на воду. Об этом 8 ноября сообщили в пресс-службе предприятия.

Церемония спуска на воду атомохода состоится 18 ноября на Балтийском заводе. Заместитель главы правительства РФ Виктория Абрамченко станет «крестной матерью» ледокола, разбив о его борт традиционную бутылку шампанского. В мероприятии также должны принять участие руководители Объединенной судостроительной корпорации, в которую входит завод, и Росатома, по чьему заказу построен атомный ледокол.

Первоисточник: https://regnum.ru/news/3742734.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

На судоверфи «Парма» изготовили судна на воздушной подушке для Нового Уренгоя

Сделано в России, 08/11/2022

На судоверфи «Парящие машины» в городе Подпорожье Ленинградской области построили два судна на воздушной подушке «Нептун 23» по заказу организации из Нового Уренгоя. Как сообщается на сайте Международной выставки и конференции по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и континентального шельфа, аналогичные суда были испытаны в сентябре.

Известно, что на судоверфи «Парма» изготавливают как пассажирский, так и грузовой варианты «Нептун», способный перевозить до 8 человек. Одно такое судно проекта «Бирюса», как говорится в релизе, построено по заказы группы «Водоходъ» и уже около года используется для перевозок туристов по озеру Байкал.

Первоисточник: https://madeinrussia.ru/ru/news/15395?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Северный морской путь

Атомоход «Вайгач» осуществляет проводку теплохода «Северный проспект» по СМП

PortNews, 08/11/2022

Толщина льда в проливе Санникова в настоящее время достигает 25-35 см, наблюдается торошение. Для проводки по Северному морскому пути (СМП, Севморпуть) теплохода «Северный проспект» Арктического морского пароходства (ASCO) задействован атомный ледокол «Вайгач», сообщает ФГУП «Атомфлот» в Telegram.

«По словам капитана Андрея Теницкого, лед растет на глазах. В проливе его толщина достигает 25-35 сантиметров. Наблюдается торошение», — говорится в сообщении.

По информации ФГБУ «Главсевморпуть», в проливе Бориса Вилькицкого и на подходах к нему с запада и востока ледокольное обеспечение осуществляет атомный ледокол «Таймыр». В Восточно-Сибирском и Чукотском морях ледокольное работают атомоходы «Вайгач» и «Арктика».

Первоисточник: https://portnews.ru/news/338235/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Россия и Канада уведомили ИМО о неприсоединении к запрету на использование тяжелого топлива в Арктике

PortNews, 08/11/2022

Россия и Канада уведомили Международную морскую организацию (ИМО, IMO), что в их странах с 1 ноября 2022 года не вступят в силу поправки к приложению I МАРПОЛ (добавление нового правила 43A, резолюция MEPC.329(76)). Поправки предусматривают введение запрета на использование и перевозку в качестве топлива тяжелого мазута (HFO) судами в арктических водах с 1 июля 2024 года. Резолюция вступает в силу с 1 ноября 2022 года. Документы с уведомлением от двух стран есть в распоряжении «ПортНьюс» (с ними можно ознакомиться по ссылкам в конце материала), информацию подтвердили в ИМО.

Резолюцией MEPC.329(76) и правилом 43A с 1 июля 2024 года запрещается использование тяжелых сортов топлива на судах в арктических водах и его перевозка в качестве топлива. Правило содержит исключения в отношении судов, обеспечивающих безопасность других судов, а также спроектированных для борьбы с разливами нефти. Кроме того, имеется отсрочка до 1 июля 2029 года для судов, оборудованных конструктивной защитой топливных танков. Установлено право администрации прибрежного арктического государства выдавать временные, до 1 июля 2029 года, освобождения от выполнения требований по запрету для судов под своим флагом, работающих в водах под своим суверенитетом или юрисдикцией.

В ответе ИМО на запрос ИАА «ПортНьюс» подчеркнули, что страны сами принимают решение о намерениях присоединяться или отказаться от поправок, которые вступят в силу 1 июля 2024 года.

Собеседники «ПортНьюс», близкие к Минтрансу, полагают, что Россия может использовать право на перевозку тяжелых сортов топлива на судах в арктических водах минимум пять лет.

Россия уведомила ИМО о том, что «поправки, принятые резолюцией МЕРС.329(76), не вступят в силу для Российской Федерации с 1 ноября 2022 года», — говорится в письме к ИМО от 10 октября 2022 года.

«Канада уведомила ИМО, что страна полностью поддерживает и намерена соблюдать поправки. Однако с учетом того факта, что страна, возможно, не завершила процесс принятия своего договора до вступления в силу вышеупомянутых поправок, и исходя из своей приверженности соблюдению обязательств по международному праву, Канада решила направить уведомление. Канада приступила к подготовке внутренних процедур и сообщит ИМО об их завершении в последующем уведомлении», — следует из письма Канады от 28 сентября 2022 года.

Запрет распространяется на использование и перевозку в качестве топлива продуктов, плотность которых при 15°C превышает 900 кг/куб. м или кинематическая вязкость при 50°C превышает 180 мм2/с.

При этом, сообщало ИМО ранее, сторона МАРПОЛ, береговая линия которой граничит с арктическими водами, может временно отказаться от требований к судам, плавающим под ее флагом, во время работы в водах, подпадающих под суверенитет или юрисдикцию этой стороны, до 1 июля 2029 года.

Первоисточник: https://portnews.ru/news/338228/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Россия второй раз в истории отправила нефть в Китай по Северному морскому пути

ProFinance, 08/11/2022

Россия отправила свою вторую в истории партию сырой нефти на восток через Полярный круг в сторону Китая, маршрут, который однажды может дать стране более быстрый путь к покупателям в Азии.

Специализированный ледокольный танкер «Василий Динков» следует по Северному морскому пути после отгрузки сырой нефти в конце прошлого месяца с танкера-накопителя, пришвартованного в Мурманске, свидетельствуют данные отслеживания судов, собранные Bloomberg. Корабль с относительно небольшим грузом в минувшие выходные пересек северное побережье России и прошел через Берингов пролив, отделяющий страну от Аляски. Он должен прибыть в китайский порт Жичжао 17 ноября.

Маршрут включает в себя 3300-мильное путешествие по Северному морскому пути России в одних из самых суровых условий плавания на планете, где часто встречаются айсберги и стоят сильные морозы. Этот путь является кратчайшим маршрутом между Европой и Восточной Азией: путь до Китая из балтийских портов России занимает в два раза меньше времени, чем при обычном маршруте через Суэцкий канал.

Неясно, насколько существенной окажется для России корректировка логистики — это будет зависеть от того, как будут развиваться погодные условия. До сих пор подавляющая часть национальной добычи Arctic Sea собиралась на танкерах-хранилищах в Мурманске с небольших челночных танкеров. Затем нефть перегружают на более крупные суда для доставки в основном в Европу. Эта торговля по существу прекратится в ближайшие недели, потому что Европейский союз запретит большую часть импорта из России морским путем с 5 декабря.

«Василий Динков» — «очень продвинутое» судно со специализированным ледокольным корпусом, но, по словам Ричарда Мэтьюза, руководителя отдела исследований EA Gibson Shipbrokers Ltd. в Лондоне, таких кораблей всего восемь. Таким образом, маршрут не будет жизнеспособным как минимум до лета.

«Маловероятно, что до лета по этому маршруту могут быть отправлены какие-либо значительные объемы», — сказал он.

То, что происходит отгрузка, является напоминанием о том, как мир становится теплее. Мировые лидеры соберутся в Египте на следующие две недели, чтобы обсудить пути борьбы с изменением климата.

Жизненно важное преобладание
Судно является одним из трех судов флота, построенных специально для перевозки нефти с экспортного терминала ПАО «Лукойл» на Варандее в Мурманске. Использование маршрута Севморпути занимает около двух-трех недель, тогда как использование традиционного маршрута занимает целых восемь недель для отправки нефти в Китай.

Китай увеличил объем импорта сырой нефти из России, но морская логистика в ответ на запрет Европы потребует тщательного планирования. Доставка в Азию через Суэцкий канал будет означать гораздо более длительные рейсы, чем это было до сих пор, что повысит спрос на суда.

Виктор Катона, ведущий аналитик нефтяной аналитической компании Kpler, сказал, что Северный морской путь будет иметь «жизненно важное значение» с наступлением лета.

«Европа будет уже закрыта», — сказал он. «Если они не покупают, зачем совершать кругосветное путешествие, если можно использовать Северный морской путь, чтобы добраться до Китая за 20 дней?»

Дальнейшее таяние льдов неуклонно улучшает доступность региона с каждым годом, открывая его все больше и больше для торгового движения и связанных с этим экологических рисков.

Государственный российский энергетический гигант «Роснефть» может увеличить объем нефти, доступной для транспортировки по Северному морскому пути. Ее проект «Восток Ойл» состоит из нескольких нефтяных месторождений на крайнем севере России и, по оценкам, к 2024 году будет производить 500 000 баррелей в день. Ведется строительство нефтяного терминала в порту Северная бухта, который обеспечит отгрузку нефти с «Востока». Нефтяные месторождения вдоль маршрута, говорится в пресс-релизе «Роснефти», делают его крупнейшим нефтетрейдинговым терминалом в России.

Первая отгрузка нефти по Северному морскому пути состоялась в 2019 году. По словам Катона в Kpler, с тех пор их не было.

В то время как более короткие поездки сокращают выбросы, маршрут вызывает экологические опасения, что роста трафика через Арктику увеличит загрязнение от дымовых труб танкеров. Когда сажа затемняет поверхность льда, она ускоряет процесс нагревания, поглощая больше солнечной энергии.

Аварии в Арктике также будут более проблематичными, чем обычно, из-за удаленности и отсутствия местных возможностей для ликвидации разливов.

«Я не знаю, как они будут ликвидировать разлив нефти в этой части мира, — сказал Мэтьюз.

Первоисточник: https://www.profinance.ru/news/2022/11/08/c7b1-rossiya-vtoroj-raz-v-istorii-otpravila-neft-v-kitaj-po-severnomu-morskomu-puti.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Социально-экономическое развитие

В Мурманске обсудят креативные индустрии региона

Goarctic.ru, 08/11/2022

Лаборатория устойчивого развития Проектного офиса развития Арктики 10 ноября проведет онлайн-заседание дискуссионного клуба «Креативные индустрии региона – ключ к развитию территорий?». Модератором мероприятия выступит глава Лаборатории устойчивого развития Евгений Боровичев.

Доклады в программе конференции:

Связь креативных индустрий и туризма, поддержка направления со стороны государства. Ирина Ивановна Булыгина, заместитель председателя Комитета по туризму Мурманской области

Сувенир – транслятор культурных кодов региона. Батова Татьяна Романовна, ст. преподаватель института креативных индустрий и предпринимательства МАГУ. Член союза дизайнеров (Санкт-Петербург)

Хореографическое искусство арктического региона – внедрение инноваций, сложности и пути решения. Аникиев Сергей Ромазанович, хореограф, основатель школы танцев World Dance Campus

В поисках северного характера. Заполярье – новый драйвер российского кинематографа. Солдатова Светлана Юрьевна, директор продюсерского центра «Северный характер». Председатель мурманского отделения Союза журналистов России

Реализация проекта по вовлечению местных жителей в создание сувениров, связанных с охраной природы. Петрова Ольга Викторовна, младший научный сотрудник Кольского центра охраны дикой природы

Арт-резиденция «Терский берег»: особенности и перспективы. Шамшин Антон Владимирович, организатор арт-резиденции

Начало мероприятия в 10.00 по московскому времени. Для получения ссылки на конференцию, пожалуйста, обращайтесь на nikitina@porarctic.ru.

Первоисточник: https://goarctic.ru/news/v-murmanske-obsudyat-kreativnye-industrii-regiona/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Экология

Жители Гренландии рассказали о последствиях глобального потепления

Национальная служба новостей, 08/11/2022

Специалисты отмечают, что Арктика оказывается под особенно серьезным воздействием изменения климата. Так, многовековая культура коренных жителей Гренландии, эскимосов-калаалитов, во многом строится на особенностях местного ландшафта и климата. Основным занятием коренного населения исконно является рыбная ловля и охота. Еще до недавнего времени калаалиты ловили рыбу, используя традиционные методы, и передвигались по льдам на собачьих упряжках. Теперь же, из-за потепления, выпускать собак на лед стало опасно. То же самое касается и охоты: снежный покров острова уменьшается и сани с собачьими упряжками уже не могут передвигаться привычным темпом.

Некоторые калаалиты приспособили собак для развлечения туристов — гонок и путешествий на собачьих упряжках. Однако численность собак превышает спрос из-за сравнительно небольшого количества туристов, и эта практика не приносит большого дохода.

Эти печальные факты еще раз доказывают стремительное развитие глобального потепления, которое заметно в Арктической зоне больше, чем где-либо. Местные жители отмечают сокращение сезона морозов и отступление ледников в Гренландии за последние 20 лет.

ЮНЕСКО сообщает, что ежегодно от ледника откалывается более 35 тысяч кубометров льда и все большее количество айсбергов появляется близ береговой линии. Изменения климата в режиме реального времени ощущаются каждый день. «Мы видим это каждый день», — сообщил глава района Аваннаата Пале Жеремиассен.

Несколько лет назад университеты Копенгагена и Гренландии провели исследования, которые показали, что 90% жителей острова признают заметные изменения климата, три четверти опрошенных заявили о том, что ощущают последствия глобального потепления в своей жизни.

Тем не менее — при всех негативных последствиях глобального потепления — местные жители находят в этом и некоторые положительные черты. Климат Гренландии всегда был весьма суровым для проживания, но сейчас жить здесь стало легче. Так, ловить рыбу теперь можно с лодки, что увеличило улов, а вместе с тем и достаток рыбаков. Хуже приходится охотникам, поскольку теперь они вынуждены отправляться в более длительные и дальние экспедиции.

И, конечно, местные жители, привыкшие к своим традициям, скучают по прежним занятиям, что сказывается на уровне счастья населения острова. Калаалиты отмечают, что им больно видеть, как собаки исчезают из их традиционной культуры.

Первоисточник: https://nsn.fm/society/zhiteli-grenlandii-rasskazali-o-posledstviyah-globalnogo-potepleniya?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Энергетика

Экспортные поставки российской нефти достигли пятимесячного максимума на фоне эмбарго в декабре — Bloomberg

PortNews, 08/11/2022

На прошлой недели объем морских перевозок нефти из России увеличились до рекордного уровня за пять месяцев на фоне вступающего в силу 5 декабря (США разрешили доставлять сырье вплоть до 19 января 2023 года) эмбарго со стороны ЕС, сообщает Bloomberg.

Ежедневный объем экспортируемой из РФ нефти вырос до 3,6 млн баррелей, что является самым высоким уровнем с начала июня. Наибольший рост, как в натуральном, так и в процентном выражении, наблюдался в отправлении партий грузов из порта Мурманск, откуда танкерам требуется больше времени, чтобы добраться до пункта назначения в Азии, чем от терминалов в Балтийском или Черном морях, и такой рост может объясняется стремлением доставить объемы до того, как санкции ЕС не позволят судам союза перевозить российскую нефть в связи с запретом страхования судов.

«Операторы танкеров, перевозящих российскую нефть, также становятся более разборчивыми в отношении пункта назначения. Еще больше судов покидают российские порты, не сообщая о конечном порте разгрузки. В частности, значительно увеличилось количество судов, указывающих своим следующим пунктом назначения Порт-Саид или Суэцкий канал. Одновременно сократилось количество танкеров, указывающих, что они следуют в Индию. Вероятно, судно указывает конечный пункт прибытия только после прохождения канала», — отмечает издание.

Танкеры, которые сейчас загружаются в Приморске или Усть-Луге, вряд ли достигнут терминалов разгрузки в Китае или Индии до вступления в силу запрета ЕС, полагают эксперты издания. Партия нефти из порта Мурманск, следующая в Китай по Северному морскому пути в выходные прошла через Берингов пролив. Партии грузов из тихоокеанских портов России всего за несколько дней доставляются на китайские импортные терминалы. Таким же коротким является путь от Черного моря до Турции.

В среднем за четыре недели общий объем экспорта нефти морским транспортом вырос до 11-недельного максимума составив 3,18 млн баррелей в день.

Морские перевозки экспортной российской нефти в европейские страны выросли до шестинедельного максимума в 762 тыс. баррелей в день за 28 дней до 4 ноября. Потоки экспорта выросли на 51 тыс. баррелей в день, или на 7% по сравнению с неделей до 28 октября. Все поставки четвертую неделю направлялись в нефтехранилища в Роттердаме.

Объем экспорта из России в страны Северной Европы увеличился за четыре недели до 4 ноября. Все поставки четвертую неделю направлялись в нефтехранилища в Роттердаме. Экспорт в страны Средиземноморья за четыре недели до 4 ноября также немного вырос. Отгрузки в данный регион, включая Турцию, которая исключена из показателей по Европе, выросли до своего трехнедельного максимума. Поставки в Турцию остались без изменений на уровне 330 тыс баррелей в сутки. Как показывают данные о перемещении судов, один танкер, перевозивший нефть из Мурманска, разгрузился в Савоне на севере Италии.

Совокупные экспортные потоки в Болгарию и Румынию не изменились и составили 167 тыс баррелей в день, что составляет немногим более половины пикового объема, наблюдавшегося в июне. Почти весь объем экспорта, направляемый получателям в Черном море, попадает в Болгарию. Страна добилась частичного освобождения от запрета ЕС на импорт российской нефти морскими судами.

Отгрузки российской нефти азиатским клиентам, а также на суда, не имеющие конечного пункта назначения, которые обычно прибывают либо в Индию, либо в Китай, выросли за неделю до 4 ноября. Объем нефти следующей в Азию, достиг 1,94 млн баррелей в день в сравнении со средним волатилным значением за четыре недели, а еще 127 тыс баррелей в день на танкерах, точка разгрузки которых неизвестна. Совокупный показатель является самым высоким за год. Все танкеры, перевозящие нефть в неустановленные пункты назначения в Азии, направляются в сторону Порт-Саида или Суэцкого канала, а окончательные точки разгрузки вряд ли будут очевидны до тех пор, пока они не пройдут судоходным путем в Красное море. Большинство из этих судов прибывают в Индию, некоторые направляются в Китай, а некоторые суда отправляются в другие пункты назначения, такие как ОАЭ или Шри-Ланка.Поставки нефти по местоположению экспорта/

Совокупные потоки российской нефти выросли на 464 тыс баррелей в день, или на 15%, за неделю до 4 ноября по сравнению с предыдущей неделей. Отгрузки увеличились из всех регионов, кроме Черноморского. Цифры не включают объемы экспорта следующие из Усть-Луги и Новороссийска, которые отнесены к казахстанскому сорту KEBCO.Доход от экспорта нефти. Поступления в бюджет РФ от экспортной пошлины на нефть выросли на $16 млн до $149 млн за семь дней до 4 ноября, при этом средний доход за четыре недели также увеличился, увеличившись с $6 млн до $134 млн. Еженедельный показатель является самым высоким за пять недель. При этом увеличение объемов частично компенсируется более низкой ставкой экспортной пошлины до барреля для ноябрьских поставок. Ноябрьская ставка пошлины составляет $5,83 за баррель, что является самым низким уровнем с января 2021 года. При этом скидка на нефть марки Urals по отношению к Brent в течение последнего расчетного периода (с 15 сентября по 14 октября) составляла около $25,50 за баррель.Потоки экспорта от источника к местоположению.

Из Балтийского моря
Еженедельные потоки экспортной нефти из Приморска и Усть-ЛугиАрктические поставки выросли до самого высокого уровня с февраля, до начала СВО. Танкер «Василий Динков», который следует по Северному морскому пути в порт Жичжао (Китай), в минувшие выходные прошел через Берингов пролив.

Из Арктики
Еженедельные отправки нефти из МурманскаПоставки из Тихого океана подскочили до самого высокого уровня с апреля. Все восемь отгруженных партий нефти ВСТО направляются в Китай. Два танкера, загруженные партиями нефти "Сокол", показывают пунктом назначения порт Йосу (Южная Корея), хотя вполне вероятно, что они будут осуществлять перевалку «борт-в-борт» на рейде порта. Все поставки четвертую неделю направлялись в нефтехранилища в Роттердаме.
Экспорт в страны Средиземноморья за четыре недели до 4 ноября также немного вырос. Отгрузки в данный регион, включая Турцию, выросли до своего трехнедельного максимума. Совокупные экспортные потоки в Болгарию и Румынию не изменились и составили 167 тыс. баррелей в день, что составляет немногим более половины пикового объема, наблюдавшегося в июне. Почти весь объем экспорта, направляемый получателям в Черном море, попадает в Болгарию. Страна добилась частичного освобождения от запрета ЕС на импорт российской нефти морскими судами.

Отгрузки российской нефти азиатским клиентам, а также на суда, не имеющие конечного пункта назначения, которые обычно прибывают либо в Индию, либо в Китай, выросли за неделю до 4 ноября. Объем нефти следующей в Азию, достиг 1,94 млн баррелей в день в сравнении со средним волатилным значением за четыре недели, и еще 127 тыс. баррелей в день на танкерах, точка разгрузки которых неизвестна. Совокупный показатель является самым высоким за год. Поставки из портов Дальнего Востока подскочили до самого высокого уровня с апреля. Все восемь отгруженных партий нефти ВСТО направляются в Китай. Два танкера указывают пунктом назначения порт Йосу (Южная Корея), хотя вполне вероятно, что они будут осуществлять перевалку «борт-в-борт» на рейде порта, отмечает издание.

Все танкеры, перевозящие нефть в неустановленные пункты назначения в Азии, направляются в сторону Порт-Саида или Суэцкого канала. Большинство из этих судов прибывают в Индию, некоторые направляются в Китай, а некоторые суда отправляются в другие пункты назначения, такие как ОАЭ или Шри-Ланка.

Совокупные потоки российской нефти выросли на 464 тыс баррелей в день, или на 15%, за неделю до 4 ноября по сравнению с предыдущей неделей.

Первоисточник: https://portnews.ru/news/338195/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Арктические энергопотоки

Goarctic.ru, 08/11/2022

Французская компания TotalEnergies продолжает импорт из арктического региона сжиженного природного газа. Евросоюз остается ключевым импортером СПГ из России. Поставки российского сжиженного природного газа в январе-августе 2022 года выросли на 15% по сравнению с тем же периодом прошлого года. К концу сентября текущего года около 40% российского СПГ экспортировалось в Европу.

Франция в 2022 году «сместила» с первого места Японию и стала крупнейшим импортером сжиженного природного газа из России. Среди остальных покупателей российского СПГ можно отметить Испанию, Нидерланды и Бельгию. На европейские рынки приходились в текущем году поставки порядка тридцати газовозов из РФ в месяц. Часть сжиженного природного газа из Франции после регазификации отправляется в Германию.

В октябре этого года французская Technip Energies сообщила о выходе из проекта «Арктик СПГ 2»: компания планирует завершить этот процесс в первой половине 2023 года. В июле Technip в соответствии с санкциями ЕС, введенными в апреле текущего года на поставку ряда товаров и оборудования для производства СПГ, приостановила участие в проекте и взяла несколько месяцев на полный выход из-за условий контракта и заложенный сметы проекта. Technip Energies входила в консорциум с Saipem и «НИПИГАЗ» – компанию NovArctic – ЕРС-подрядчика «Арктик СПГ 2». Заключенный с нею ЕРС-контракт оценен в 11,2 млрд долларов. Из-за ухода европейских партнеров «НИПИГАЗ» останется единственным ЕРС-подрядчиком «Арктик СПГ 2». Зарубежные СМИ связывают дальнейшие перспективы проекта с зарегистрированной в Абу-Даби компанией Green Energy Solutions Project Management Services, которая займется консалтингом в области проектирования, управления и строительства новых производственных мощностей.

Проект предусматривает строительство трех очередей по производству сжиженного природного газа мощностью 6,6 млн тонн в год каждая, общей мощностью в 19,8 млн т СПГ в год. Инвестиции в проект оценены в 21,3 млрд долларов. Проект реализуется на ресурсной базе Утреннего месторождения. «НОВАТЭКу» в проекте «Арктик СПГ 2» принадлежит 60%, по 10% у французской Total, китайских CNPC и CNOOC, а также у консорциума японских компаний Japan Arctic LNG B.V. (консорциум Mitsui & Co и JOGMEC). «НОВАТЭК» ориентируется на запуск первой линии проекта в 2023 году, второй – в 2024 году, третьей – в 2026 году. 19 октября 2022 года китайское судно Xin Guang Hua с первыми модулями для второй линии «Арктик СПГ-2» пришло в Мурманск.

«НОВАТЭК» с запасами 2,26 трлн кубометров газа на балансе рассчитывает достичь объемов производства сжиженного природного газа в 70 млн тонн к 2030 году, что ставит перед компанией задачу расширения ресурсной базы. По итогам третьего квартала 2022 года добыча углеводородов у «НОВАТЭКа» составила 155,6 млн баррелей нефтяного эквивалента. Общий объем реализации природного газа, включая СПГ, в третьем квартале 2022 года составил 16,19 млрд куб. м, что на 2,3% ниже аналогичного показателя за третий квартал 2021 года. В Российской Федерации было реализовано 14,26 млрд куб. м природного газа, что на 4,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Объемы продаж СПГ на международных рынках составили 1,93 млрд куб. м, увеличившись на 12,9%.

«НОВАТЭК» и «Росатом» договорились о сотрудничестве в сфере декарбонизации. Главный российский производитель СПГ будет приобретать электроэнергию, выработанную на ветроэлектростанциях «Росатома». Покупка «зеленой» электроэнергии будет способствовать снижению углеродного следа продукции «НОВАТЭКа» в соответствии с международными стандартами. Компании собираются развивать ветроэнергетические проекты в условиях Арктики. Меморандум о сотрудничестве, подписанный между двумя флагманами российского ТЭК, также предусматривает оценку возможности внедрения технических решений «Росатома» в процессах производства СПГ и низкоуглеродного водорода, аммиака, генерации и хранения электроэнергии. В сотрудничестве с МЧС «НОВАТЭК» приступил к созданию арктического центра в Сабетте на Ямале. Здесь к декабрю 2024 года будет создан комплексный аварийно-спасательный центр, оснащенный специальной техникой, предназначенной для работы в Арктике. «НОВАТЭК» рассчитывает ввести комплекс по перевалке сжиженного природного газа на Камчатке (Бухта Бечевинская) в эксплуатацию в конце 2023 года. Согласно планам, грузооборот порта в год может составить 22 млн тонн, а количество заходов в порт газовозов составит порядка сорока в месяц.

В 2021 году объемы поставок по Северному морскому пути выросли до 35 млн т. В начале августа 2022 года вице-премьер Александр Новак рассказал, что грузопоток по СМП к июлю превысил плановые показатели на 5%. Увеличить поставки удалось за счет реализации СПГ-проектов компании «НОВАТЭК», нефтедобывающих «Роснефти» и «Газпром нефти», реализации проекта Баимского горно-обогатительного комбината на Чукотке, а также планов компании «Норникель» по наращиванию объемов. В целом грузооборот морских портов Арктики увеличился на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг в январе-сентябре текущего года 72,9 млн т. Грузооборот портов Мурманск составил 41,7 млн т (+0,9%), Сабетта – 21,2 млн тонн (+4,2%), Варандей – 4,5 млн т (+30,0%) и Архангельск – 1,8 млн тонн (-25,8%).

Рост связан с переориентацией поставок российских углеводородов на Восток: по СМП танкеры пошли в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Из азиатских стран в северные регионы поставлялись оборудование и материалы для строительства новых объектов в Арктике. Как сообщил вице-премьер, дальнейшее увеличение поставок по СМП потребует значительных усилий для расширения инфраструктуры по всему его маршруту. В ближайшей перспективе ожидается выбытие трех ледоколов, поддерживающих транспортные потоки на Северном морском пути. К 2030 году планируется строительство шести новых.

Особое внимание уделяется дальнейшему развитию аварийно-спасательной инфраструктуры Севморпути, арктической спутниковой группировки для прогнозирования метеорологических и ледовых условий, обеспечивающей связь и интернет.

Среди инфраструктурных проектов можно отметить: расширение морского канала в Обской губе для прохода крупнотоннажных судов, завершение строительство терминала Утренний, начало сооружения порта Бухта Север и угольного терминала Енисей, а также подготовку к возведению порта Наглейнын на Чукотке.

Первоисточник: https://goarctic.ru/work/arkticheskie-energopotoki/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Разное

Арктика сегодня. Одобрен проект реконструкции порта Беринговский на Чукотке

Goarctic.ru, 08/11/2022

Положительное заключение по проекту реконструкции морского порта Беринговский, расположенного в бухте Угольной на Чукотке, выдала Главгосэкспертиза. Модернизированный порт сможет принимать до 85 судов в год, его ежегодный грузооборот составит 2 млн тонн угля, сообщило ведомство 8 ноября 2022 года.

В ходе реконструкции будет построен подходной канал, обустроены инженерные сети, системы навигационного обеспечения и транспортной безопасности, проведен восстановительный ремонт причалов. Также в порту появится инфраструктура для сбора и очистки ливневых стоков. Проект разработан специалистами московского НПК «МортрансНИИпроект».

Порт Беринговский, основанный в 1941 году, сохраняет хозяйственную актуальность в свете освоения близлежащего месторождения Фандюшкинское поле, где на протяжении нескольких последних лет реализуется проект по наращиванию угледобычи и созданию фабрики по обогащению коксующегося угля. Реконструкция позволит существенно упрочить экономические перспективы и порта, и прилегающих к нему районов округа, «завязанных» на территорию опережающего социально-экономического «Чукотка» (в прошлом – ТОР «Беринговский»).

Первоисточник: https://goarctic.ru/news/arktika-segodnya-odobren-proekt-rekonstruktsii-porta-beringovskiy-na-chukotke/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D