Обзор СМИ
27/10/2023
Оглавление
Специалисты СВФУ продолжают работу по наполнению Арктического многоязычного портала
В Воркуте сотрудники ОМОН "Арктика" обследовали места проведения "Заполярных игр"
7 тысяч километров ВОЛС построят в Якутии в рамках проекта «Синергия Арктики»
В Арктическом НОЦ создали робота для контроля внутренней поверхности труб
Суд отказал Центру судоремонта «Звездочка» во взыскании убытков на 50 млн рублей
На атомном ледоколе «Урал» с опережением графика завершен доковый ремонт
На ледокол "Чукотка" погрузили защитную оболочку реактора весом 220 тонн
Александр Залецкий – беспилотники открывают новые возможности для бизнеса на Севере
Арктический туризм
Два недостроенных гостевых дома в Териберке демонтируют по решению суда
ИА Би-Порт (Мурманск), 26/10/2023
Арбитражный суд Мурманской возложил на ООО «Астра-Трейд» возложена обязанность за свой счет произвести демонтаж двух недостроенных: гостевых домов на два и четыре номера, расположенных в охранной зоне сооружения электроэнергетики ЛЭП 6-кВ в селе Териберка.
Суд руководствовался тем, что размещение объектов незавершенного строительства (гостевых домиков), произведено ответчиком в нарушение Правил, утвержденных правительством РФ.К тому же наличие построек нарушает права истца (собственника ЛЭП 6 кВт) на использование и обслуживание электросетевого объекта с соблюдением правил техники безопасности, а также на обеспечение надлежащих условий для проведения мероприятий по техническому обслуживанию указанных объектов электросетевого хозяйства.
Судом установлено, что использование ответчиком земельного участка для размещения гостевых домиков в охранной зоне линии электропередач является незаконным. Прием гостей в охранной зоне создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, угрожает безопасности людей в части поражения электрическим током.
Кроме того, во время рассмотрения дела ответчик вносил изменения в характеристики спорных объектов, продолжал их эксплуатацию даже после обнаружения факта нарушения охранной зоны, а после внесения записи в ЕГРП об охранных зонах ответчик продолжал оплачивать договор строительного подряда.
Решение суда не вступило в законную силу.
Первоисточник: https://b-port.com/news/285722
Коренные малочисленные народы
Специалисты СВФУ продолжают работу по наполнению Арктического многоязычного портала
Goarctic.ru, 26/10/2023
Cотрудники кафедры ЮНЕСКО Северо-Восточного федерального университета Якутии второй год ездят в экспедиции по местам, где живут коренные малочисленные народы Севера – собирать материалы для Арктического многоязычного портала arctic-megapedia.com. Этой осенью они побывали в Дудинке Красноярского края и в Анадыре на Чукотке.
Новая информация пополнит контент портала, в котором представлены все сорок коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Отчетная чиновниичья идея из всего делать «проект» и звонко о нем рапортовать, возможно, принесет и пользу – в 2021 году озвучено начало «Цифровизации языкового и культурного наследия коренных малочисленных народов Арктики», рассчитанное на три года.
И то хорошо, что не один. Подготовительный этап – формирование коллектива исполнителей, разработка плана и мероприятий – прошел в том же 2021 году; в течение 202-го и 2023-го идет основной этап – выезд в экспедиции, сбор данных и создание контента; в 2024-м заключительный этап – поддержка платформы и распространение результатов.
В ходе проекта планировалось зафиксировать и сохранить записи звучания речи на языках коренных народов Арктики, создать основу для изучения этих языков, истории и культуры народов-носителей. Проект задумывался как международный, потенциально вся Арктическая зона может создавать свои ресурсы по проекту и иметь доступ к ресурсам, созданным другими участниками.
Дудинка Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края
В Дудинке исследователи записали голоса 23 человек, которые представляют ненецкий, нганасанский, долганский, эвенкийский и энецкий народы.
Кроме того, было подписано соглашение о сотрудничестве между Таймырским колледжем и кафедрой ЮНЕСКО СВФУ. «С Таймырским колледжем мы будем сотрудничать в разработке и реализации инновационных образовательных, научно-исследовательских и культурно-просветительских мероприятий. Все они будут направлены на сохранение и развитие языкового и культурного наследия коренных народов Арктики. Также планируем работать над сбором материалов и составления бесценной цифровой коллекции языков и культур коренных народов Арктики», – прокомментировал Руководитель проекта, заведующий кафедрой ЮНЕСКО Анатолий Жожиков.
Анадырь, Чукотский автономный округ
В Анадыре исследователи создали серию видео и провели анкетирование среди коренного населения.
Было сделано около 20 записей живой речи носителей чукотского языка, культуры, традиций и фольклора представителей коренных малочисленных народов Чукотки. Как отметили на кафедре, участники экспедиции записывали прежде всего старейшин, знатоков чукотского и эскимосского языков и обычаев.
Кроме этого, создано видео обучающего курса по эскимосскому языку, который ведет старейшина, знаток эскимосского (чаплинского) языка и культуры Елизавета Добриева.
Были организованы видеозаписи занятий по чукотскому языку, образцов танцевально-музыкального фольклора – сказок, песен и танцев. Отсняли старинные аутентичные предметы материальной культуры коренных малочисленных народов Чукотского АО – предметы быта, средства передвижения, охотничьи и рыболовные принадлежности, образцы декоративно-прикладного искусства.
Сегодня в тг-канале проекта рассказано о том, какие новые материалы, собранные в экспедиции, появились на портале.
Это видео, в котором научный руководитель отдела изучения и развития языков Чукотки АНО «ЧАНЦ», председатель РОО «Чычеткин вэтгав» Виктория Кавры рассказывает на чукотском и русском языках историю своих предков из древнейшего села Уэлен на побережье моря, о жизни приморских охотников, о терминах морского льда и о системе ветров, о традиционной пищи чукчей и о возможностях сохранения родного языка
Во время командировки рабочей группы кафедры ЮНЕСКО СВФУ в Анадыре прошла еще одна встреча – с автором учебников и пособий по эскимосскому языку, преподавателем Чукотского многопрофильного колледжа Натальей Петровной Радунович. Она представила результаты своей работы по изучению эскимосского языка, показала авторские учебно-методические пособия и русско-эскимосский словарь в двух томах. В видео можно услышать сказку на эскимосском языке в ее исполнении.
Наука, культура и образование
Вадим Петров: Научные исследования в Арктике не мыслимы без триединства бизнеса, государства и гражданской науки
News-24.ru, 26/10/2023
Вадим Петров, председатель Общественного совета при Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), заместитель председателя межведомственной рабочей группы «Арктическая повестка» Минприроды России, сопредседатель — статс-секретарь Экологической палаты России о конкурсе «Билеты в Арктику» для «Научно-образовательной политики»:
Насколько сегодня, по Вашему мнению, промышленные предприятия в Арктике вовлекают научное сообщество для решения своих задач?
Комплексные научные исследования в Арктической зоне сегодня не мыслимы без условного триединства бизнеса, государства и гражданской науки. И мы не понаслышке видим как в решении сложных прикладных научно-исследовательских задач бизнес играет все большую роль, в том числе в вопросах исследования различных экосистем российской Арктики и проведения фундаментальных научных исследований совместно с научными организациями разного профиля. Яркими примерами являются выдающиеся научные результаты научных проектов Норникеля, Росатома, Роснефти и многих других.
Буквально несколько месяцев назад широкую общественную экспертизу проходили результаты научного проекта по концепции системы мониторинга СМП, которая была сделана по заказу Росатома и подоткнула к решению давно назревших государственных задач для АЗ РФ.
Сегодня с уверенностью можно говорить, что корпоративный сектор – главный заказчик стратегически важных для АЗР РФ научных исследований, а современная коллаборация фундаментальной и корпоративной науки – это окно возможностей для устойчивой Арктики.
На Ваш взгляд, арктические регионы сегодня являются привлекательными для студентов с точки зрения построения карьеры?
Если мы возьмем последние анализы статистических данных и материалов социологических исследований по теме жизненных стратегий, проводимых в регионах регионах, входящих в АЗ РФ, то к сожалению отмечается неуклонное снижение численности населения, преимущественно за счет миграционного оттока молодежи, что демонстрирует низкую удовлетворенность возможностями самореализации в различных сферах. Исключение составляет научная сфера в регионах новой волны освоения Арктики.
Напомню, что Россия в новоей стратегии развития Арткики демонстриует сегодня отказ от вахтовой модели освоения Севера в пользу комплексного социально-экономического развития, в том числе направленного на удержание и привлечение человеческих ресурсов, на повышение качества и уровня жизни населения.
Я уверен, что сегодня все регионы русского Севера, где ведутся большие арктические проекты – уникальные социальных и кадровый лифт для молодых специалистов. Они безусловно будут после такого опыта востребованы. Не могу не отметить роль арктической морской индустрии (прибрежная зона развития СМП, шельфовые морские проекты и пр.) – это будущие центры высоко квалицированного человеческого капитала для устойчивой Арктики.
Тайно возила американского дипломата в СССР: Поисковики нашли в Арктике "летающую лодку" с удивительной судьбой
Комсомольская правда, 26/10/2023
Волнующая история времён советского освоения Арктики и Великой Отечественной войны получила продолжение. 27 июля 1942 года немецкая подлодка U-601 совершила налёт на бухту Малые Кармакулы (Новая Земля), уничтожив «припаркованный» там гидросамолёт модели «Каталина». Однако морские пираты Карла Дёница получили отпор от деревянной шхуны «Мурманец», вооружённой одним пулемётом, и ретировались.
О том незначительном (по сравнению с масштабами конфликта) эпизоде надолго забыли. До тех пор, пока в 2011 году двигатель и другие фрагменты «Каталины» не обнаружил начальник метеостанции Малые Кармакулы — Александр Базыкин. Этот метеоролог (ныне — руководитель геологоразведочного участка Первой горнорудной компании Росатома), переписываясь с архивом МО РФ, установил, что железные останки принадлежит той самой «летающей лодке».
У «Каталины» оказалась удивительная судьба. Данная модель гидропланов производства американской фирмы Consolidated Aircraft попала в СССР (где затем собиралась из машинокомплектов на таганрогском авиазаводе) в конце 1930-х годов. «Летающая лодка» оказалась незаменима для освоения Арктики, учитывая недостаток «обычных» аэродромов.
Во время Войны «Каталины», способные пролететь 4000 км с семью тоннами груза на борту, использовались нашим Северным Флотом для патрулирования и снабжения. Есть конспирологическая версия, что тогда, в июле 1942 года, на «Каталине» Новую Землю посещал американский дипломат. США были партнёром СССР по антигитлеровской коалиции и, возможно, прорабатывали новые маршруты арктических конвоев. Так что, вероятно, немецкая подлодка всплыла в тот же день в том же самом квадрате совсем не случайно, а с чётким заданием: сорвать операцию Союзников. Впрочем, всё это ещё предстоит выяснить историкам.
В 2022 году обломки гидросамолёта осмотрела Творческая экспедиция Первой горнорудной компании Росатома на научно-экспедиционном судне «Михаил Сомов». И пришла к выводу, что их можно отвезти в музей. Сейчас, в новом сезоне, авиадвигатель вывезен на Большую землю и готовится к передаче в подмосковный парк «Патриот».
Акцию (и экспедицию в целом) поддержали на Охотном Ряду. Как подчеркнул зам. председателя Государственной Думы Пётр Толстой, память о подвиге наших людей в годы Великой Отечественной войны — часть национального кода:
— Жаль, что о полярных конвоях, о войне в арктических широтах, знают меньше. Каждый артефакт наподобие вывезенного авиадвигателя и каждый такой памятник даёт возможность рассказать молодым поколениям, какую цену Россия заплатила за возможность освоения Арктики, — заявил он.
Глава комитета ГД по обороне Андрей Картаполов напомнил, что Новая Земля сыграла существенную роль в годы Великой Отечественной:
— Наши дети и внуки должны понимать, в какой стране живут, чем она знаменита, чем нужно гордиться. Этот двигатель гидросамолета позволит молодым людям через историю глубже узнать и крепче полюбить Отечество. То, что сделано, очень правильно. Работу, конечно, надо продолжать. Комитет по обороне Государственной Думы (я как его председатель) поддержим, чем можем, — сказал парламентарий.
— Арктика — стратегически важный для России регион, но люди мало знают его историю. Поэтому нужны такие патриотические акции, как доставка на Большую Землю двигателя гидросамолёта, которые помогают рассказать о героизме наших дедов и прадедов в Великую Отечественную, — сказал зампред комитета ГД по промышленности и торговле Александр Спиридонов.
На первом карбоновом полигоне в Арктике установили новое оборудование
Ямал Медиа, 26/10/2023
Система, позволяющая измерять температуру на глубине более 15 метров, появилась на первом карбоновом полигоне в Арктике. Регулярный мониторинг поможет понять, как меняются климат и природа.
Новое оборудование позволяет измерять температуру на глубине от 15 метров и более.
«Малейшее отклонение температуры даже на 0,5 градуса необходимо фиксировать, для того чтобы в будущем модели были более точны».
Антон Синицкий
научный сотрудник Научного центра изучения Арктики
Установят современные термостабилизаторы на специальной площадке рядом с карбоновой, где уже размещен автоматический лабораторный модуль с вышкой — мачтой высотой почти 200 метров. На ней находится оборудование для взятия проб воздуха. Есть и стационарная метеостанция. Карбоновый полигон в Лабытнанги — первый в Арктике.
«В мире эта тематика достаточно давно обсуждается. Существуют карбоновые полигоны, которым уже более 15 лет. В России таких полигонов, с таким солидным возрастом всего несколько».
Владислав Исаев
директор Научного центра изучения Арктики
Уникально и расположение карбонового полигона «Семь Лиственниц». Здесь планируют разработать собственную технологию контроля за эмиссией углерода и его поглощением. Например, растениями, а также болотами и реками.
Анна Башкова приехала в Центр изучения Арктики из Иркутска. Опытный специалист гордится своей причастностью к большому делу. Создавать полигон начали год назад. Это большая заслуга сотрудников Центра Глеба Краева и Алексея Гончарова.
«Система разработана нашими учеными научного Центра. Она уникальная на сегодняшний момент. Второй такой пока нигде нет. Разрабатывал ее больше года наш ученый Алексей Гончаров под руководством Глеба Краева».
Анна Башкова
научный сотрудник Научного центра изучения Арктики
Сам полигон — огромное пространство от Лабытнанги до Харпа. Своеобразная лаборатория под открытым небом. Здесь будут изучать сразу несколько ландшафтов: тундру, лесотундру и предгорья, местные растения и животных.
Эту работу Александр Гинзбург считает подарком судьбы. На Ямал выпускник МГУ приехал из столицы. Привлекает и совместная работа с опытными коллегами по исследованию северного ландшафта. В том числе воздуха, климата, вечной мерзлоты, почвы и растений.
«Я арктической тематикой занимался в университете. Это был прекрасный шанс на собственном опыте попробовать, что это такое. Не только в летние периоды, когда проходят все основные экспедиции, но и в течение года».
Александр Гинзбург
младший научный сотрудник Научного центра изучения Арктики
Исследования на карбоновом полигоне важны и для жителей. Регулярный мониторинг поможет понять, как меняются климат и природа. Полигон будет и междисциплинарной площадкой, где школьники и студенты смогут изучать вечную мерзлоту и жизнь тундры.
Оборона и безопасность
В Воркуте сотрудники ОМОН "Арктика" обследовали места проведения "Заполярных игр"
Комиинформ, 26/10/2023
Сотрудники ОМОН "Арктика" Управления Росгвардии по Республике Коми обследовали места проведения Всероссийской Спартакиады народов Севера России "Заполярные игры", в целях проверки защищенности объектов и обеспечения безопасности граждан.
Кинолог ОМОН с минно-розыскной собакой обследовали спортивный комплекс "Арктика", Дворец культуры шахтёров и прилегающую к ним территорию на наличие взрывоопасных предметов.
Кроме того, росгвардейцы напомнили гражданам о порядке действий в случае обнаружения бесхозных вещей.
С 26 октября по 4 ноября в Воркуте состоится XXIII Всероссийская Спартакиада народов Севера России "Заполярные игры" памяти Игоря Леонидовича Шпектора. В программу Спартакиады вошли шестнадцать командных и индивидуальных видов спорта. В соревнованиях по баскетболу, баскетболу 3*3, бокс, волейболу, гиревому спорту, дзюдо, мини-футболу, пулевой стрельбе, плаванию, спортивной борьбе (греко-римская), тхэквондо ИВТ, тхэквондо ИТФ, художественной гимнастике, киокусинкай каратэ, хоккею с шайбой, шахматам планируют принять участие около 1500 спортсменов юношеских и взрослых команд регионов России.
Первоисточник: https://komiinform.ru/news/257341?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D
Промышленность и технологии
«Лискимонтажконструкция» планирует поставлять оборудование для строительства третьей линии завода «Арктик СПГ 2»
Energyland.info, 26/10/2023
Воронежский завод «Лискимонтажконструкция» планирует поставить оборудование для строительства третьей линии СПГ-завода проекта «Арктик СПГ 2», который находится в селе Белокаменка Мурманской области. Возведением объекта занимается Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) компании «Новатэк».
Проект «Арктик СПГ 2» предусматривает строительство трех очередей по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 6,6 млн тонн в год. Летом 2023 года первая линия завода «Арктик СПГ-2» отправилась из Мурманска к месту установки на полуостров Гыдан на Ямале.
АО «Лискимонтажконструкция» поставляло оборудование и материалы для изготовления модуля осушки и удаления ртути второй линии «Арктик СПГ-2». Предприятие планирует поставку оборудования для строительства третьей линии. Речь о поставке сварных труб из углеродистых марок сталей диаметром 406-14200 мм (предполагаемый объем поставки в 2024-2025 гг. – 12 000 тонн); труб сварных из углеродистых (WPL6, WPC) и нержавеющих марок сталей диаметром 406-1422 мм (потенциал поставки в 2023 г. – 10 000 тонн); труб сварных из нержавеющих марок сталей (304/304L) диаметром 406-1422 мм (предполагаемый объём поставки в 2023 г. – 1 600 тонн); трубчатых металлоконструкций для модулей (потенциал поставки в 2023 - 2024 г. – 10 000 тонн).
«Для нас большая честь поставлять оборудование для уникального завода по серийному производству линий сжижения природного газа на основаниях гравитационного типа. Гордимся своей причастностью к такому важному для нашей страны проекту», - сказал генеральный директор АО «Лискимонтажконструкция» Сергей Цивилев.
В рамках строительства третьей линии завода уже залито 1,7 тыс. куб. м бетона в основание гравитационного типа (ОГТ), а также установлено 1,5 тыс. тонн арматуры.
7 тысяч километров ВОЛС построят в Якутии в рамках проекта «Синергия Арктики»
ЯСИА, 26/10/2023
Свыше 7 тысяч км ВОЛС построят в Якутии по проекту «Синергия Арктики». Это позволит до конца 2025 года подключить к высокоскоростному интернету все районные центры якутской Арктики. Реализацию масштабного проекта в ходе рабочей поездки в Москву глава региона Айсен Николаев обсудил с министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Максутом Шадаевым.
«Уже в этом году будет построено 373 км ВОЛС, подключено три арктических населенных пункта, где живут более 3,7 тыс. человек. ВОЛС пройдет от села Кирово Вилюйского района до Жиганска, соединив районный центр, и села Бестях и Баханай с сетями связи центральных районов республики», — сообщил в своем телеграм-канале Айсен Николаев.
Соглашение о сотрудничестве между Минцифры РФ и Якутией о реализации значимого для северян проекта на условиях софинансирования было подписано в 2022 году. В мае 2023 года проект был презентован главе государства Владимиру Путину, а в сентябре получил поддержку в ходе совещания по развитию дальневосточных городов. Всего по проекту «Синергия Арктики» будет построено свыше 7 тысяч км ВОЛС. Высокоскоростной интернет получат все арктические районные центры.
В Арктическом НОЦ создали робота для контроля внутренней поверхности труб
ТАСС, 26/10/2023
Научно-образовательный центр (НОЦ) "Российская Арктика" в Архангельске разработал робота для измерения внутренних диаметров труб и контроля состояния их поверхностей, рассказал ТАСС научный руководитель НОЦ, заместитель первого проректора по перспективным проектам Северного Арктического федерального университета (САФУ) Марат Есеев. Над проектом работали специалисты научно-исследовательского проектно-технологического бюро (НИПТБ) "Онега".
"Для контроля за состоянием внутренних поверхностей нам необходимо устройство, которое позволяет мерить геометрию внутри, состояние внутренней поверхности, допустим, в трубопроводе либо цилиндре большого двигателя, куда так просто не заглянешь. Поэтому НИПТБ "Онега" разработала измеритель, роботизированный комплекс. Робот запускается внутрь какого-то объема и производит измерения", - сказал Есеев.
Робот оборудован колесами на телескопических "ножках", которые подстраиваются под диаметр трубы. Устройство оборудовано видеокамерами и лазерными дальномерами. Информация по Wi-Fi передается в центр обработки информации, где строится 3D-модель внутреннего пространства, в котором находится робот.
Такой прибор будет востребован, например, в судостроении и судоремонте, где много цилиндрических деталей оборудования. Прототип сделан для труб диаметром до 30 см, но могут быть сделаны роботы и для других размеров конструкций. "Задача именно была сделать аппарат, который будет использоваться многими, то есть серию таких измерителей", - добавил собеседник агентства.
Первоисточник: https://nauka.tass.ru/nauka/19124479?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D
Судостроение
Суд отказал Центру судоремонта «Звездочка» во взыскании убытков на 50 млн рублей
ИА Би-Порт (Мурманск), 26/10/2023
АО «Центр судоремонта «Звездочка» обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к АО «Центр технологии судостроения и судоремонта» («ЦТСС») о взыскании убытков в размере чуть более 50 млн рублей.
Ранее на основании заключенного между ними договора был подготовлен проект реконструкции и технического перевооружения двухкамерного сухого дока на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске.
Уже в процессе выполнения работы подрядчик (третье лицо) выявил невозможность погружения свай по предложенной технологии до проектных отметок из-за несоответствия положения отметки кровли скалы. Также выявлено самопроизвольное погружение свай ниже проектной отметки под собственным весом. Для устранения этих недостатков истец был вынужден потратить на корректировку проектной документации более 1,2 млн рублей, а также приобрести новое оборудование на общую сумму 48,7 млн рублей.
Суд, исходя из материалов дела, пришел к выводу о недоказанности истцом размера убытков и причинно-следственной связи между причиненными убытками и действиями ответчика.
При этом судом было учтено представленное в материалах дела положительное заключение государственной экспертизы, из которого следовало, что результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации, соответствуют требованиям технических регламентов; проектная документация соответствует результатам инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки, требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям по состоянию.
Решение суда не вступило в законную силу.
Первоисточник: https://b-port.com/news/285720
На атомном ледоколе «Урал» с опережением графика завершен доковый ремонт
ИА Би-Порт (Мурманск), 26/10/2023
На атомном ледоколе «Урал» завершили доковый ремонт на на Кронштадтском морском заводе. Специалисты осмотрели подводную часть корпуса, донно-бортовую арматуру и винто-рулевой комплекс ледокола, провели плановые ремонтные работы, в том числе окраску подводной части корпуса. Судно покинуло док на пять дней раньше запланированного срока, сообщает Росатом в своем телеграм-канале.
Из Кронштадта «Урал» направился на Балтийский завод, где специалисты завода-изготовителя закончат гарантийное обслуживание.
«Урал» завершил докование и возвращается на достроечную набережную Балтийского завода, подтвердили на Балтийском заводе.
Затем судно уйдет в порт приписки – Мурманск.
Первоисточник: https://b-port.com/news/285724
На ледокол "Чукотка" погрузили защитную оболочку реактора весом 220 тонн
ИА Би-Порт (Мурманск), 26/10/2023
Специалисты Балтийского завода (входит в состав АО «ОСК») произвели технически сложную погрузку. На борт атомного ледокола «Чукотка» проекта 22220 они погрузили защитную оболочку общим весом в 220 тонн. Защитная оболочка состоит из восьми секций, минимальный вес одной секции — 30 тонн, максимальный — 33 тонны. В связи со сложностью проводимых работ потребовалось задействовать одновременно четыре портальных крана, сообщает АО "Балтийский завод".
Защитная оболочка реакторных отсеков является своего рода «саркофагом», обеспечивающим безопасность для обслуживающего персонала реактора во время его эксплуатации. В состав блок-секции входят различные материалы - бетон, сталь и специальные защитные металлы. Это значительно утяжеляет конструкцию и создаёт определённые трудности при погрузке.
Специалисты Балтийского завода, благодаря опыту, слаженной работе крановщиц и профессионализму стропальщиков сумели выполнить погрузку блок-секции согласно плану работ.
Первоисточник: https://b-port.com/news/285700
Северный морской путь
НЭС «Академик Трешников» доставило около 40 тонн грузов для строительства метеостанции на острове Вайгач
PortNews, 26/10/2023
Научно-экспедиционное судно (НЭС) «Академик Трешников» Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), обеспечивающее в 2023 году снабжение труднодоступных станций Росгидромета в российской Арктике, доставило около 40 тонн грузов для строительства нового здания метеостанции имени Е.К. Федорова на острове Вайгач. Метеостанция входит в состав наблюдательной сети Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС), сообщает пресс-служба ААНИИ.
Основание будущего строения было сделано ранее, поэтому доставленный модульный конструктив удалось смонтировать в короткие сроки. В настоящее время сотрудники метеостанции приступили к выполнению своих обязанностей в новом здании, где созданы условия для работы и комфортного проживания специалистов станции в суровых условиях арктических широтах.
«Арктический и антарктический научно-исследовательский институт впервые принял на себя миссию по обеспечению труднодоступных станций Росгидромета в Арктике. Это важнейшая задача, от решения которой зависит работоспособность значительной части наблюдательной сети страны. На текущий момент более половины всех запланированных к посещению станций обеспечены всем необходимым для работы и жизнедеятельности», — отметил заместитель директора по экспедиционной работе ААНИИ Юрий Угрюмов.
Остров Вайгач является стратегически важной точкой Северного морского пути (СМП). Он расположен у северного побережья России на границе Карского и Баренцева морей. От континента его отделает пролив Югорский шар, а от Новой Земли — Карские ворота. «Результаты наблюдений, проводимых работниками станции, являются основой для создания метеорологических и морских гидрологических прогнозов погоды по трассе Северного морского пути. Новый современный модуль для работы и проживания людей на Вайгаче построен на месте старого деревянного здания», — рассказала заместитель начальника ФГБУ «Северное УГМС» Ирина Мальцева.
Первоисточник: https://portnews.ru/news/355435/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D
Россия и DP World создали СП для работы на Северном морском пути
Neftegaz.ru, 26/10/2023
Для развития контейнерных перевозок в Арктике Росатом и DP World из ОАЭ создано совместное предприятие International Container Logistics. Об этом поведал Росатом 24 октября 2024 г.
Совместное предприятие International Container Logistics
зарегистрировано 20 октября 2024 г.;
уставной капитал в 960 млн рублей (около 10 млн долл США);
доли участия в СП:
51% акций - будет принадлежать подразделению Росатома, назначенному оператору инфраструктуры СМП (вероятно, это Росатом Карго - ;
49% - российскому подразделению DP World.
Под подразделением Росатома, вероятно, понимается компания Росатом Карго, на базе которой ведется организация и развитие международных транзитных морских грузоперевозок по формируемой транспортной магистрали Северного Морского Транзитного Коридора (СМТК).
В 2018 г. был принят ФЗ, определяющий Росатом оператором в сфере развития и функционирования Северного морского пути (СМП).
В 2021 г. Ростом и DP World подписали 2 соглашения:
о проработке совместной работы по проектам контейнерного транзита по СМП;
создание СП для пилотного проекта транзита через СМП.
Тогда был всплеск интереса к СМП:
посол по особым поручениям МИД РФ Н. Корчунов говорил тогда о том, что иностранные инвесторы и предприниматели стали чаще интересоваться развитием СМП и практическими проектами, связанными с его использованием;
интерес к СМП в мире усилился после происшествия в Суэцком канале, обернувшийся убытками в размере около 1 млрд долл. США.
Соглашения DP World были подписаны еще до начала СВО РФ на Украине (см. за 24 октября 2024 г.), но создание СП показывает, что сотрудничество продолжается.
Сделка российской компании в условиях СВО с DP World - одним из ведущих мировых портовых операторов является ощутимой позитивной новостью для России.
Это и показатель возможности привлекать крупных международных партнеров для реализации планов по СМП.
В. Путин, выступая в г. Пекине на китайском форуме Один пояс и один путь, в октябре 2023 г. заметил:
Россия не просто приглашает своих партнеров активно использовать транзитный потенциал СМП;
мы приглашаем заинтересованные государства непосредственно участвовать в его развитии;
DP World сложно обвинить в симпатиях или антипатиях.
Компания выбирает проекты и участвует там, где выгодно: в октябре 2023 г. в Танзании - подписала 30-летний контракт на управление крупнейшим в стране портом Дар -Эс - Салам, где будет арендовать и эксплуатировать 4 из 12 причалов.
Транспортные системы
Александр Залецкий – беспилотники открывают новые возможности для бизнеса на Севере
Goarctic.ru, 26/10/2023
Сложная транспортная доступность в Арктике сокращает число рентабельных видов экономической деятельности. Люди живут в немногочисленных крупных городах и в малых населенных пунктах, разбросанных на огромной территории. При этом развитие Арктического макрорегиона имеет стратегическое значение и требует задействования всех передовых технологий для обеспечения устойчивого развития.
И здесь открываются новые возможности для инновационных видов транспорта, таких как грузовые беспилотные воздушные суда, которые могли бы доставлять свежие фрукты и овощи, выращенные местными предпринимателями, или медикаменты в любой пункт, где могут находится люди, обеспечивать ледовую разведку и помогать в составлении мастер-планов населенных пунктов.
Учитывая ключевую роль обеспечения транспортной доступности в Арктике, малый и средний бизнес может предложить не только эксплуатацию грузовых беспилотников, но и разработку, усовершенствование и адаптацию беспилотных авиационных технологий для местных условий, уверен член Экспертного совета ПОРА, преподаватель Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК).
Стратегия развития беспилотной авиации и Нацпроект по развитию БАС
Еще пару лет назад беспилотная авиация рассматривалась как экзотическое направление для ведения бизнеса в России. Несмотря на относительно большое количество владельцев беспилотников в категории 30 килограмм и менее, а также деятельность профильных организаций, которые специализировались на оказании услуг по аэрофотосъемке и мониторингу, отсутствовала стратегия развития беспилотной авиации как отдельной отрасли.
В декабре 2022 года президент Владимир Путин поручил разработать стратегию развития беспилотной авиации, целью которой, прежде всего, должно стать создание новой отрасли экономики. Это откроет новые возможности для отечественных разработчиков и эксплуатантов беспилотных авиационных систем, а также для заказчиков услуг с применением беспилотной авиации, в том числе на Севере. Кроме того, президент инициировал запуск Национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) – он должен начать работать с 1 января 2024 года. Нацпроект призван обеспечить объем и качество отечественного производства БАС, сформировать гарантированный спрос, устранить административные и правовые барьеры, а также обеспечить подготовку кадров и создание интеллектуального задела для развития новой отрасли.
Беспилотники для Севморпути
В августе 2022 года был утвержден план развития Северного морского пути на период до 2035 года (распоряжение правительства РФ от 01.08.2022 № 2115-р). Данный документ прежде всего ориентирован на обеспечение возможности доставки грузов по Северному морскому пути в интересах отечественных промышленных групп, ведущих свою деятельность в арктическом регионе. Документ предусматривает комплекс мероприятий или объектов капитального строительства в период с 2023 по 2035 годы, ориентированных на развитие экспортной грузовой базы, каботажных перевозок, транспортной инфраструктуры, информационных сервисов, обеспечение безопасности, а также развитие международного сотрудничества.
Это, несомненно, откроет новые возможности для малого и среднего бизнеса в Российском Артике в сфере обслуживания, обеспечения безопасности, строительства, несмотря на высокую конкуренцию с крупными компаниями.
Так, обеспечение ледовой разведки – помимо арктической спутниковой группировки – могли бы выполнять беспилотные авиационные системы в палубном и береговом исполнении, адаптированные для круглогодичного оперативного мониторинга ледовой обстановки.
Беспилотники для развития населенных пунктов
Возможности беспилотной авиации позволяют создать высокоточную пространственную основу для создаваемых мастер-планов развития арктических населенных пунктов, в том числе в виде трехмерных цифровых моделей городов. В то же время оперативный мониторинг с помощью беспилотников позволит выявить тепловые утечки объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, оценить экологические риски, а также риски безопасности.
Беспилотные воздушные суда с вертикальным взлетом и посадкой могут дополнить существующие виды транспорта для доставки социально значимых грузов в населенные пункты и прилегающие акватории. Более того, услуги беспилотной авиационной доставки грузов уже выполняются на регулярной основе за полярным кругом, но еще не получили широкого распространения.
Выводы
Комплексная проблема развития малого и среднего бизнеса в Арктике требует учитывать влияние военно-политических, экологических, экономических и социальных факторов для обеспечения устойчивого развития макрорегиона. Стратегические планы по развитию беспилотной авиации, Северного морского пути и других направлений открывают новые возможности для малого и среднего бизнеса на Севере.
Заявленные цели должны стать локомотивом развития Арктического макрорегиона с точки зрения инвестиционной привлекательности, необходимости обеспечения приемлемого уровня безопасности навигации, обеспечение развития сферы услуг, туризма и гостиничной индустрии, физической культуры и спорта, что обеспечит миграционную привлекательность и обеспечит привлекательные условия для людей, которые будут выбирать Арктику как место для проживания, несмотря на ее климатические и иные ограничения.
Давайте забабахаем мега-план железнодорожного строительства
Бабр (Иркутск), 26/10/2023
Обратите внимание, насколько вяло и без огонька прошло обсуждение проекта Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, доклад о которой потребовал составить президент России Владимир Путин до 1 марта 2024 года. Дежурные новости, несколько малосодержательных комментариев и все, больше интереса к теме не последовало.
Это, безусловно, имеет свои причины. Во-первых, усталость от многочисленных нереализованных обещаний. Много было всяких проектов, в том числе и железнодорожных, которые ни во что потом не оборачивались. Можно вспомнить «Белкомур» или многострадальную железную дорогу Курагино — Кызыл. Да что там говорить! Есть в России настоящая мертвая дорога. Нет, не та, брошенная после смерти Сталина. Это Чинейская железная дорога, проложенная к хребту Удокан с его огромными месторождениями всяких полезных ископаемых. По ней прошел лишь один поезд 26 сентября 2001 года, после чего дорога была брошена и разрушается. Поэтому, особого интереса к обсуждению темы не было даже у завзятых любителей железнодорожного строительства.
Во-вторых, так и осталось неясно, что имеется в виду под Северо-Сибирской железной дорого. Это старый советский проект? Это что-то новое? Говорили, что он соединит Транссиб с Северным морским путем. Но где и как? Это все так и осталось неясным. Могли бы этот вопрос как-то уточнить и нарисовать хотя бы приблизительную схему. Неконкретные предложения обсуждать тоже неинтересно.
Смотря на все эти потуги, мне вспоминается припев из знаменитой пародии Юлия Мартова, более известной как «меньшевистская Варшавянка»: «Медленным шагом // Робким зигзагом...». Вот все у нас так, этим самым робким зигзагом.
Положим у нас нет сейчас возможности что-то такое построить. Главным образом потому, что нет у нас правильной методики строительства длинных железных дорог в неосвоенной местности. Опыт первоначального строительства Транссибирской магистрали за сто лет почему-то не удосужились изучить, хотя в нем было немало поучительных моментов. Нет у нас и необходимого колонизационного инвентаря, например, узкоколейных железных дорог. Узкоколейки проложить проще и быстрее, они обеспечивают транспортную работу, обеспечивающую строительство основной магистрали. Маленькая дорога строит большую. Потом узкоколейку можно снять, переложить на новый участок. Также они могут обеспечивать первоначальное строительство рудников и предприятий, пока к ним не подведут подъездные пути стандартной колеи. Но у нас стало вредной традицией отвергать и осмеивать методы, с успехом использовавшиеся десятилетиями. Производство рельс и подвижного состава для узкоколейных железных дорог у нас, насколько можно судить, полностью ликвидировано. Могу ошибаться, ибо найти сведения о том, что у нас действительно производится очень трудно.
Если нет возможности построить, то можно хоть планы составить на сто лет вперед. Вот прямо как В.И. Ленин, который собрал инженеров и предложил им составить план электрификации всей страны. Его нимало не смущало, что страна вконец разорена войной, паровозы ездили на последней лопате угля и сырых дровах. Наше положение намного лучше, а по меркам разрухи 1920 года так вообще сказочно хорошее. Планами нам никто не мешает заниматься. Вот давайте и забабахаем мега-план, чтоб на зависть потомкам.
Технические средства сейчас позволяют заниматься прокладкой железных дорог, не выходя из кабинета, используя данные космического зондирования и компьютерного моделирования местности. Подвиги в духе инженера Александра Кошурникова, погибшего при изыскании трассы Нижнеудинск — Абакан, теперь излишни. Железным дорогам в первую очередь нужны удобные участки с минимальными уклонами, с большими радиусами кривых, без необходимости строить протяженные тоннели, с удобными подходами к реками и так далее. Все это можно сейчас найти со спутника.
Поэтому сейчас можно распланировать железные дороги по всей Арктической зоне, Восточной Сибири и Дальнему Востоку со сравнительно малыми затратами. Потом, по необходимости, можно внести поправки в предварительный проект.
Остается только решить вопрос с основными направлениями. На мой взгляд, направлений может быть несколько. Первое: железная дорога вдоль южного побережья Баренцева моря. Она нужна для развития портов на этом побережье и освоения Полярного Урала. Второе: достройка направления Салехард — Игарка с оборудованием железнодорожного подхода к устью Енисея. Это тоже место, перспективное для крупных портов на Севморпути. Третье: Транстаймырская магистраль, по крайней мере до Хатанги, а лучше до устья Лены или до Тикси. Это перспективные районы нефтегазодобычи, а также освоения обширных пространств между Енисеем и Леной. Четвертое: Эвенкийская магистраль, от Якутска на запад на соединение с железными дорогами Западной Сибири. Пятое: магистраль от Якутска до устья Лены или Тикси. Эта дорога имеет важное стратегическое значение. Китай стал возить грузы по Севморпути, но не надо забывать, что Берингов пролив наполовину контролируется США. Шестое: магистраль от Якутска до Магадана. Седьмое: дороги от Магадана на Камчатку и на Чукотку. Восьмое: железная дорога от Хабаровска до Магадана вдоль побережья Охотского моря. Это будет опорная сеть железных дорог во всей северо-восточной части России и она полностью изменит экономику этой части страны.
Первоисточник: https://babr24.com/msk/?IDE=252611
Экология
В Арктике дан старт уникальному во всех отношениях экологическому проекту
НИА-Красноярск, 26/10/2023
Об этом заявил старший вице - президент «Норникеля» Сергей Дубовицкий в ходе запуска первой очереди «Серной программы» на Надеждинском металлургическом заводе.
«Во-первых, это проект уникальный с точки зрения масштаба. Он уникальный для российской и для всей мировой горнометаллургической отрасли. Масштаб инвестиций только в основной технологический комплекс – это более 180 миллиардов рублей, из них более 120 миллиардов уже по факту проинвестировано. И это только основной технологический комплекс, не считая смежных проектов», - сказал он.
Во-вторых, это уникальный проект с точки зрения сложности. Как отметил Дубовицкий, он состоит из многих элементов. В частности, для «Серной программы» был реализован проект строительства нового карьера «Мокулаевского» по добыче известняка. К нему проведена железнодорожная ветка, создана вся необходимая инфраструктура, приобретен железнодорожный парк.
«Ну и, конечно, огромный технологический комплекс, который создан вокруг. Это семь футбольных полей технологических переделов, цехов, достаточно внушительное гидротехническое сооружение – гипсохранилище. Это новая энергетическая и логистическая инфраструктура, созданная специально для реализации этого проекта», - рассказал старший вице-президент «Норникеля».
В-третьих, это уникальный проект с точки зрения экологического эффекта, и он внесет свой решающий вклад в реализацию общенациональной задачи проекта «Чистый воздух».
Уникальны были и те условия, в которых этот проект был реализован. Дубовицкий напомнил, что в феврале 2020 года был подписан первый строительный контракт. Но наступила пандемия COVID- 19, карантины, логистические ограничения и тому подобное. В начале 2022 года многие зарубежные поставщики оборудования, по сути, отказались от выполнения своих контрактных условий и, соответственно, приходилось с колес находить новые технические решения, подбирать аналоги.
На сегодняшний момент более 90% оборудования и материалов на проекте отечественного производства, а также частично производства дружественных стран.
Дубовицкий поблагодарил всех, кто внес свой вклад в реализацию экологического проекта и добавил: «Впереди предстоит решить еще много задач, выйти на проектные показатели, и в следующем году завершить второй этап «Серной программы», чтобы достичь полного эффекта от этого проекта».
Научный руководитель СФУ, академик РАН Евгений Ваганов отметил, что внедрение экологичных технологий имеет огромное значение в наше время.
«Запуск «Серной программы» – историческое событие и для города, и для края, и для России в целом. Норильск в свое время был заточен на производство, и экология отставала, но сейчас мы наблюдаем прорыв, связанный с реализацией сложного экологического проекта, аналогов по масштабу которому нет в мире. На меня произвело впечатление то, что компания спроектировала и построила уникальное производство, конечный продукт которого – экологически нейтральное вещество, пригодное для использования, например, в строительстве. Для экологии очень важны разработка и внедрение так называемых природоподобных технологий, и «Серная программа» – один из самых удачных примеров реализации такой технологии», - сказал он.
Энергетика
Финансовую поддержку теплоснабжающих организаций Мурманской области окажут в Правительстве
ГТРК Мурман, 26/10/2023
Из федерального бюджета выделят средства на поддержку теплоснабжающих организаций Мурманской области в 2023 году. Об этом сообщил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков на совещании, которое провел президент России Владимир Путин с членами Правительства. Он уточнил, что решения в этой сфере приняты. Соответствующие объемы, дотации региональным бюджетам будут доведены. Владимир Путин отметил, что срок на реализацию поручения – до 15 ноября 2023 года.
На совещании также была озвучена тема развития северного завоза. Министр подчеркнул, что спрос на перевозки по Северному морскому пути вырос. На сегодняшний день загрузки рейсов превышают 80%. Регулярная каботажная линия позволяет доставлять товар в 11 портов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Объем северного завоза достигнет 3,7 миллионов тонн в 2023 году. Из них 2,5 млн – твердое топливо, 1,1 млн – жидкое, 100 тысяч тонн – значимые продовольственные товары и медикаменты. Завоз продолжается в штатном режиме. План должны выполнить в ноябре-декабре.
Для повышения эффективности северного завоза по поручению Президента разработан федеральный закон, который вступит в силу в апреле 2024 года. Он предусматривает создание централизованной системы управления завозом, государственной информационной системы, которая сделает все перевозки прозрачными, конкурентными и более эффективными. Приоритет отдадут товарам жизнеобеспечения населения, розничные цены на которые смогут регулировать регионы. "Внедрение всех положений закона позволит сократить сроки доставки товаров северного завоза в среднем на 25 процентов и сэкономить до 20 процентов от стоимости товаров для конечных потребителей", – отметил Алексей Чекунков.
Разное
Вспышка неизвестной болезни произошла на севере Красноярского края
Newslab.ru, 26/10/2023
В эвенкийском поселке Ессей на севере Красноярского края случилась вспышка неизвестной инфекции. В настоящее время сообщается о 38 заболевших. Основной симптом — красноватая сыпь на теле. Большая часть заболевших — дети школьного возраста, пишет местная газета «Эвенкийская жизнь».
В краевом минздраве Newslab подтвердили информацию об обращениях местных жителей с жалобами на неустановленное заболевание. Всех их уже осмотрели врачи и назначили лечение.
«Тяжелых случаев течения болезни нет, госпитализация не требуется, все обратившиеся лечатся амбулаторно. Сегодня из Туры в Ессей вылетел борт санавиации с врачом-инфекционистом и специалистом Роспотребнадзора. Они сделают забор биоматериала для установки диагноза, проведут санитарно-эпидемиологическое расследование», — уточнили в министерстве здравоохранения.
Первоисточник: https://newslab.ru/news/1241099