Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

12/02/2024

Оглавление

Биоресурсы

Архангельский губернатор Цыбульский высоко оценил потенциал продукции компании «АрктикФуд»

Эхо Севера (Архангельск), 09/02/2024

Функциональный продукт питания резидента Арктической зоны планируется ввести в рацион школьников, а в этом году проведут апробацию вместе с кисломолочной продукцией с ламинарией.

Об этом заявил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. Глава региона добавил, что работа ведётся совместно с НОЦ «Российская Арктика».

По словам Цыбульского, к проекту привлекаются ведущие вузы региона, подключаются заинтересованные производители.

Один из них — резидент Арктической зоны РФ ООО «АрктикФуд».

Компания специализируется на разработке и производстве продуктов здорового, диетического, функционального, профилактического питания.

Первой запатентованной ими продукцией стал аналог бульонного кубика.

Его особенность — в витаминно-минеральном составе, который компенсирует дефицит полезных веществ в питании, а также в быстро и легко усваиваемых белках и жирах.

Под наблюдением специалистов продукт уже включен в рацион питания вахтовиков крупной алмазодобывающей компании региона.

Кроме того, отправили партию и в зону специальной военной операции для питания бойцов.

— Планируем ввести продукт и в рацион школьников, в этом году проведём его апробацию вместе с кисломолочной продукцией с ламинарией, — сказал губернатор Цыбульский.

Первоисточник: https://www.echosevera.ru/2024/02/09/65c5fdfa7daf6cc005069edf.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Цифровую маркировку рыбных консервов начнут вводить с 12 февраля

ИА Би-Порт (Мурманск), 09/02/2024

С 12 февраля в России Эксперимент по цифровой маркировке рыбной консервированной продукции начинается в России с 12 февраля, сообщает Росрыболовство со ссылкой на постановление правительства РФ.

Тестирование системы пройдет до 31 августа 2024 года.

Отмечается, что мера направлена на повышение прозрачности потребительского рынка, как действенный инструмент борьбы с производителями нелегальной, контрафактной и фальсифицированной продукции. Прослеживаемость по всем этапам товаропроводящей цепи поможет формированию честной конкуренции и защитит здоровье граждан.

В рыбную отрасль система маркировки приходит постепенно для адаптации бизнеса. В прошлом году принято решение об обязательной маркировке осетровой и лососевой икры, в том числе внедрение мониторинга её оборота. Правила вступают в силу 1 марта 2024 года.

Кроме того, Приказом Минсельхоза России ветеринарные правила маркирования и учета животных распространяются и на аквакультуру.

По оперативным данным Росстата за 2023 год производство рыбной продукции составило порядка 4,4 млн тонн (на 6% больше уровня 2022 года). В том числе рыбных консервов произведено 176,4 тысяч тонн (данные за 11 месяцев). При этом на 33% увеличился выпуск натуральных рыбных консервов

Первоисточник: https://b-port.com/news/289116

Коренные малочисленные народы

Лингвистическая экология Арктики: Как ученые из СВФУ изучают языки и культуру КМНС

Якутия24, 09/02/2024

Кандидат филологических наук, доцент кафедры «Английский язык и перевод» института зарубежной филологии и регионоведения (ИЗФиР) СВФУ Марина Имеева-Кысылбаикова рассказала информационному порталу «Якутия 24» о работе научно-исследовательской лаборатории «Лингвистическая экология Арктики».

История исследовательской лаборатории началась в 2021 году, когда Марина с коллегами из СВФУ во главе с профессором университета Чикаго Ленорой Гренобль и кандидатом филологических наук, доцентом ИЗФиР Людмилой Заморщиковой выиграли грант правительства России со своим проектом «Сохранение языкового и культурного многообразия и устойчивое развитие Арктики и Субарктики Российской Федерации».

Одержав победу в грантовом конкурсе, исследователи создали международную научно-исследовательскую лабораторию «Лингвистическая экология Арктики», сотрудники которой посвятили себя сбору лингвистических, социолингвистических, социологических, этнографических и психолингвистических данных.

Так, за три года языковеды провели более 40 экспедиций по районам Якутии и Чукотского автономного округа, в ходе которых опросили более 1 300 носителей якутского, эвенского, эвенкийского, долганского, юкагирского, чукотского языков.

Результатом активной и усердной работы коллектива лаборатории стал ряд материалов, которые содержат данные о миграционных процессах в регионе, контактах и расселению тюрков и тунгусов Северо-Востока России, а также интерпретированную информацию о локальных территориях в культурно-историческом и этнолингвистическом аспектах (этноязыковое контактирование).

Кроме того, языковедам удалось собрать материалы и сведения об адаптивных механизмах жизнедеятельности этнических групп Арктики и Субарктики, о бытийном коде (культуре природосбережения) холодного мира.

Таким образом ученые пришли к «результатам выявления факторов и модели сохранения языков как одного из важных индикаторов устойчивого развития и благополучия отдельного и многонационального сообщества на основе комплексного исследования языка и среды в контексте современных социально-экономических и социокультурных процессов».

Если конкретнее, ученые исследовали и комплексно описали социо- и психолингвистические особенности количественных, качественных и эстимационных (оценочных) признаков языковой ситуации в поли- и моноэтничных общностях, а также в своих работах они зафиксировали позиции якутского языка в общем контексте этноязыковых процессов с учетом тенденций языка и так далее.

Все это, большая описательная работа с населением Якутии, в особенности с ее коренными малочисленными народами, языки которых нужно не просто в должной мере отразить и зафиксировать, но и правильно интерпретировать их смыслы и значения.

Подобные исследования помогают получить не только представление о том, как носители языка мыслят, но и проследить многие значимые историко-культурные процессы, например, в исследовании сотрудников лаборатории Екатерины Романовой и Степановой Е отражены события связанные с эпидемиями, которые настигали жителей Полярного Круга.

Также, исследователи раскрывают и описывают значимые современные социальные проблемы народов Севера, так, например, работа Анастасии Ярзуткиной «Тяжелый бизнес»: торговля алкоголем в селах Чукотки» описывает сложившиеся пути распространения алкоголя в регионе, а главное его влияние на общество и процессы в нем.

Помимо всего, Марина Имеева-Кысылбаикова выразила благодарность коллективу университета за возможность изучать, совершенствовать, а также исследовать с научной точки зрения не только языки, которые преподают в университете, но и те, на которых говорят в Якутии.

Первоисточник: https://yk24.ru/nauka/lingvisticheskaya-ekologiya-arktiki-kak-uchenye-iz-svfu-izuchayut-yazyki-i-kulturu-kmns/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

В Ямальском районе первый в новом году чумовой капитал выдали многодетной семье

Север-Пресс, 09/02/2024

Многодетная семья Яптик из Ямальского района первой в новом году получила чумовой капитал, сообщили в районной администрации.

«Первыми в этом году мерой поддержки воспользовалась семья Геннадия и Яны Яптик», — сказано в сообщении.

Супруги вместе уже 15 лет, воспитывают четверых детей. Двое — уже школьники, а самому маленькому недавно исполнилось пять месяцев. Чумовой капитал поможет многодетным северянам в обустройстве жилища.

В конце января чумовой капитал получили две многодетные семьи оленеводов из Шурышкарского района. Стоимость одного набора для установки чума — более полумиллиона рублей.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/v-jamalskom-rajone-mnogodetnoj-seme-vydali-pervyj-v-novom-godu-chumovoj-kapital/

Ямальцы напишут Всероссийский этнодиктант на языках коренных народов Севера

Север-Пресс, 09/02/2024

Ямальцев пригласили попробовать силы во Всероссийском этнодиктанте. Он пишется на языках коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Регистрация на событие проводится до 10 февраля, рассказали в telegram-канале «Арктика Онлайн».

Всероссийский этнодиктант пройдет в регионах с 12 по 22 февраля. Он приурочен к международному Дню родных языков, который отмечается 21 февраля. Тема диктанта в этом году — «Семейные ценности и традиции моего народа».

Первый этап будет заочным и пройдет на местах. Второй этап — очный, запланирован на 19 февраля. Площадками для этнодиктанта выбрали Президентскую библиотеку в Санкт-Петербурге и Дом народов России в Москве. Зарегистрироваться на первый этап можно до 10 февраля включительно.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/kultura/jamaltsy-napishut-vserossijskij-etnodiktant-na-jazykah-korennyh-narodov-severa/

Международные отношения

СМИ: Запад рискует уступить РФ и КНР контроль над Арктикой

Ведомости, 09/02/2024

Запад рискует уступить контроль над Арктикой Китаю и России. Две страны объединяют свои силы, способствующие росту поставок нефти и СПГ, в то время как у США есть «только один исправный ледокол». Об этом говорится в заключении Strider Technologies, пишет газета Daily Mail.

«Растущая готовность России допустить КНР в Арктику демонстрирует реальность их "безграничного" партнерства и его потенциальный противовес альянсам под руководством США», – говорится в отчете.

В частности, доклад, основанный на разведывательных данных из открытых источников, показывает, что Москва все больше полагается на китайские компании в помощи в развитии Северного морского пути – кратчайшего маршрута между европейскими портами и Дальним Востоком – и энергетической инфраструктуры.

Исследование показало, что за 18 месяцев до июня 2023 г. 234 компании, принадлежащие КНР, зарегистрировались для работы на контролируемой Россией арктической территории. Это на 87% больше, чем за два года до этого.

Также ускоряется использование Северного морского пути. В 2023 г. по этому маршруту через Арктику как минимум 11 судов транспортировали российскую сырую нефть в КНР (в 2022 г. зафиксирован всего один транзит).

По словам соучредителя Strider Technologies Эрика Левеска, Арктика для США постоянно остается второстепенной мыслью. США не делали этот вопрос приоритетным, и теперь Россия, вероятно, на 10 или более лет опережает США.

Первоисточник: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2024/02/09/1019458-smi-zapad-riskuet?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Наука, культура и образование

Всероссийский литературный конкурс «Дорога в Арктику» объявил приём заявок

29.ру, 10/02/2024

Инициатива приурочена к памяти выдающихся исследователей Арктики, в числе которых Георгий Седов, Александр Колчак, Семен Челюскин, Иван Папанин и Владимир Русанов.

Конкурс разделен на три этапа. Первый, посвященный теме путешествий, открыт для участия среди подростков и молодежи в возрасте от 13 до 25 лет с февраля по май.

Второй этап, который пройдет с июня по ноябрь, представляет собой молодежную научную конференцию, посвященную исследованиям Арктики. Все желающие в возрасте от 16 до 25 лет приглашаются принять участие.

Завершающий, третий этап, запланирован на начало 2025 года и будет посвящен жизни и деятельности Владимира Русанова, а также его исследованиям и исчезновению во льдах. Участвовать смогут молодые люди от 13 до 25 лет.

Первоисточник: https://region29.ru/2024/02/10/65c75a768c401c62d01fc832.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

В Салехарде назвали имена победителей конкурса «Симфония Ямала»

Ямал Медиа, 11/02/2024

Художественный руководитель Денис Мацуев объявил имена победителей и дипломантов первого в Арктике международного музыкального конкурса. Лауреаты получат премии от 300 до 500 тысяч рублей. Обладателя Гран-при назовут 11 февраля.

В Салехарде в субботу, 10 февраля, завершились конкурсные туры фестиваля «Симфония Ямала» (12+).

Как сообщает пресс-служба губернатора ЯНАО, обладателями первого места и сертификатов по 500 тысяч рублей стали Богдан Ефремов (виолончель), Стефания Поспехина (скрипка) и Мин Жуй из Китая (фортепиано). В воскресенье, 11 февраля, пройдет выступление лауреатов первой степени. Они поднимутся на сцену в сопровождении Московского государственного академического симфонического оркестра, а члены жюри выберут обладателя Гран-при.

Вторые места и премии по 400 тысяч рублей — у Камиля Мухаметдинова (виолончель), Марии Лундиной и Руи Вэнг из Китая (скрипка), Александра Князева и Марселя Тадокоро из Франции (фортепиано).

Призерами третьей степени стали Даниил Зимин (виолончель), Михаил Усов и Даниил Бессонов (скрипка), Цянфей Лю из Китая и Николай Кузнецов (фортепиано). Они получат по 300 тысяч рублей. Также художественный руководитель фестиваля объявил имена дипломатов конкурса, которые выиграли премии по 100 тысяч рублей.

«Нас смотрел весь мир. Количество просмотров и такой состав членов жюри говорит о том, что топовые мероприятия в России не обязательно проводить в Москве или Санкт-Петербурге».
Денис Мацуев
народный артист России, художественный руководитель конкурса

«Приехав на Ямал, я понял, что конкурсов для молодежи такого уровня в мире просто не существует. Речь не только о качестве самого мероприятия. Здесь, помимо конкуренции между участниками, чувствуется особое настроение, где главное — музыка. Это дает молодым музыкантам возможность раскрыться в полной мере, проявить себя».
Геза Хоссу Легоцкий
скрипач, член жюри (Швейцария)

Член жюри из Швейцарии назвал «Симфонию Ямала» «самыми сливками». На сцену Ямальской филармонии вышли 15 сильнейших скрипачей, виолончелистов и пианистов из трех стран. Второй тур конкурса «Симфония Ямала» увидели более 240 тысяч зрителей, а за все дни его зрительская аудитория составила более миллиона человек.

Первоисточник: https://yamal-media.ru/news/v-saleharde-nazvali-imena-pobeditelej-konkursa-simfonija-jamala?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Над образовательной программой об Арктике будут работать ученые со всего мира

Север-Пресс, 10/02/2024

В 2025 году международная организация северных регионов «Северный форум» откроет дистанционную образовательную программу об Арктике. Об этом сообщил ТАСС.

Североведы со всего мира объединятся, чтобы написать общую образовательную программу об истории и современности Арктики. Ее планируют запустить в пилотном режиме в следующем году.

«Об Арктике даже сами жители Севера плохо знают, не говоря о южных странах и регионах. Создадим международную сеть школ-партнеров «Северного форума». На этой базе запустим программу дополнительного образования в дистанционном формате. Лекции будут читать ведущие североведы из арктических стран», — рассказал в интервью ТАСС исполнительный директор организации Владимир Васильев.

Северный форум — международная неправительственная организация, объединяющая северные регионы. В ее состав входят российские области и округа, в том числе ЯНАО. Включены также штат Аляска (США), провинция Канвон (Республика Корея) и другие регионы северных стран.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obrazovanie/nad-obrazovatelnoj-programmoj-ob-arktike-budut-rabotat-uchenye-so-vsego-mira/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Исследователи обнаружили мегаволны у берегов Арктики

Центральная служба новостей, 09/02/2024

Группа российских учёных из Морского гидрофизического института сообщила, что в Арктике недалеко от Ненецкого автономного округа впервые появились мегаволны. До этого в Арктики фиксировались воны высотой в среднем около 10 метров, но недалеко от ранее упомянутого российского региона появились волны, высота которых составляла 50 метров.

По словам учёных, подобные волны образуются при взаимодействии подводных течений с неровным дном. Отмечается, что пролив, в котором учёные зафиксировали мегаволны, является важным для российского и международного судоходства.

Карские ворота - это один из районов с самым большим морским движением в Северном Ледовитом океане. Через них проходит Северный морской путь, который представляет из себя основной транспортный маршрут, соединяющий Тихий и Атлантический океаны.

Первоисточник: https://csn-tv.ru/posts/id258636-issledovateli-obnaruzhili-megavolny-u-beregov-arktiki?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

В Воркуте открылась выставка "На краю земли"

ТАСС, 09/02/2024

Предметы X-XX веков представлены на открывшейся новой выставке "На краю земли" Воркутинского музейно-выставочного центра. Экспонаты рассказывают о быте и верованиях коренных народов этой территории Арктики - коми, ненцах, русских старообрядцах, в будущем на основе выставки будет создана постоянная экспозиция "Арктика", рассказала ТАСС директор центра Ольга Раздрогова.

"Выставка открыта в последнем экспозиционном зале музея в новых помещениях. Она предзнаменует постоянную экспозицию, которая у нас будет называться "Арктика". В ней мы хотим показать не только природу, животный мир и человека, а то, как человек взаимосвязан с природой, как она влияла на быт, верования, традиции коренных жителей. Сейчас представлено более 140 предметов научной и этнографической коллекций музея, датируемых X - началом XX века. Этнографическая коллекция целиком сформирована благодаря экспедициям, которые проходили с момента открытия музея", - рассказала ТАСС руководитель музея.

По ее словам, одним из ярких частей выставки стал уникальнейший Лонгот-Юганский клад медно-бронзовых изделий и железных орудий труда. Его нашел геолог Анатолий Блохин на реке Лонгот-Юган в Ямало-Ненецком автономном округе и передал в дар воркутинскому музею в 1962 году. Впоследствии экспертизы установили, что предметы из клада датируются X-XIV веками и часть украшений выполнена в пермском зверином стиле, который был распространен среди северных народов Предуралья. По мотивам этого стиля создан государственный герб Республики Коми, на котором изображена золотая хищная птица с ликом женщины на груди в обрамлении шести лосиных голов. Показаны также предметы быта коренных народов, собранные в ходе этнографических экспедиций по берегам рек Печора и Уса, одежда, меховые изделия, игрушки.

Экспозиция размещена в зале площадью 60 квадратных метров. В прошлом году он был капитально отремонтирован на средства по нацпроекту "Культура", закупили современные панорамные витрины. Стены зала окрашены в цвета Арктики - неба, воды, снега и льда.

Первоисточник: https://tass.ru/v-strane/19950037?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Семья из Приуралья приехала на оленях послушать классику на «Симфонии Ямала»

Север-Пресс, 09/02/2024

Жительница Приуральского района ЯНАО Яна Тайшина с сыном Никитой и дочерью Наиной приехали на оленьей упряжке в Салехард, чтобы послушать классическую музыку на конкурсе «Симфония Ямала» в окружной филармонии. Об этом сообщил telegram-канал «ЯМАЛ. Официально».

«Мама Яна вместе с сыном Никитой и дочкой Наиной не мыслят жизнь без музыки. Дети играют на бубне, гитаре, фортепиано и традиционных инструментах северных народов. А для позитивного настроения ребята рекомендуют прокатиться на оленьей упряжке», — говорится в сообщении.

По словам северянки, про музыкальный конкурс «Симфония Ямала», проходящий в Салехарде, она узнала из соцсетей. Пропустить «событие мирового масштаба» семья Тайшиных не могла и отправилась в окружную столицу.

«Первый раз в жизни у нас на Ямале, не выезжая за пределы Ямала, мы можем почувствовать ту классику мира, которую мы сегодня увидим и послушаем», — отметила приуральская поклонница классической музыки.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/kultura/semja-iz-priuralja-priehala-na-olenjah-poslushat-klassiku-na-simfonii-jamala/

Видео: появилось первое промо сериала "Челюскин". Первые"

Российская газета, 09/02/2024

Вечером четверга состоялась презентация нового сезона онлайн-кинотеатра Wink, где были представлены основные проекты, которые должны выйти вы этом году.

В частности, был анонсирован фильм, который продолжит культовую франшизу - "Особенности национальной больницы".

Из других важных событий вечера - демонстрация первого промо-ролика сериала "Челюскин". Первые". Его представил продюсер Фёдор Бондарчук.

Сериал расскажет о знаменитом подвиге экипажа парохода "Челюскин" в Арктике 1934 году.

Первоисточник: https://rg.ru/2024/02/09/video-poiavilos-pervoe-promo-seriala-cheliuskin-pervye.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Ямальский воздух сломал смычок трехсотлетней скрипки у участника «Симфонии Ямала»

Север-Пресс, 09/02/2024

У одного из участников конкурса «Симфония Ямала», который проходит в Салехарде, из-за сухого ямальского воздуха сломался смычок для трехсотлетней скрипки. Музыкант справился с нештатной ситуацией и продолжил игру.

«У меня все-таки смычок сломался. Я играл на запасном. Он сломался из-за сухости воздуха. Там выпала деревяшка, которая держит полоз. Он теперь неисправен. Его можно починить, но я не стал рисковать — вдруг на сцене выпадет», — рассказал Даниил Бессонов журналистке «Север-Пресса».

По его словам, для музыкантов такие ситуации считаются нештатными. Но для Бессонова это привычное дело, поэтому он подстраховался.

Музыкант играет на скрипке, которой вскоре исполнится 300 лет. Инструмент одолжил ему преподаватель для игры на конкурсе «Симфония Ямала». Чтобы скрипка не сломалась от сухого воздуха, Бессонов привез с собой средних размеров комнатный увлажнитель. Он не единственный, кто пользуется специальными приспособлениями для борьбы с сухим воздухом, который портит инструменты. Виолончелисты тоже привезли увлажнители, но не комнатные, а специализированные.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/kultura/jamalskij-vozduh-slomal-smychok-trehsotletnej-skripki-u-uchastnika-simfonii-jamala/

Прокат музыкальных инструментов набирает популярность на Ямале

Север-Пресс, 09/02/2024

Музыкальные инструменты в аренду за пять месяцев взяли более 250 учащихся детских школ искусств. Проект удалось реализовать благодаря обновлению фондов всех детских школ искусств на Ямале, сообщила пресс-служба губернатора ЯНАО.

«Наиболее активно пользуются новой возможностью в Салехарде, Губкинском, Ноябрьске, а также Надымском, Красноселькупском и Тазовском районах. Берут напрокат скрипки, виолончели, пианино, флейты и домры», — уточнили в пресс-службе.

В 2023 году правительство Ямала подписало контракты с лучшими производителями музыкальных инструментов России. В ближайшую пятилетку в округ благодаря заключенным договорам поступит около 1500 единиц.

Осенью прошлого года губернатор ЯНАО рассказал о сделанных для северян музыкальных инструментах. «Дети тщательно проверили новинки — звучат отлично», — отметил Дмитрий Артюхов.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/prokat-muzykalnyh-instrumentov-nabiraet-populjarnost-na-jamale/

Молодые ученые – строители Арктики

Таймырский телеграф, 09/02/2024

Преподаватель кафедры строительства и теплогазоводоснабжения Заполярного госуниверситета (ЗГУ) Дмитрий Авилов рассказал об исследованиях ученых-строителей в Арктике. История молодого исследователя опубликована на сайте норильского вуза.

Спикер сообщил, что в 2018 году ехал устраиваться на работу на рудник «Скалистый», однако по дороге попал в аварию и в это время раздался звонок от старшего преподавателя кафедры строительства и теплогазоводоснабжения Елены Умновой, которая предложила прийти на работу в институт.

«Постепенно я перешел в ассистенты, потом в преподаватели и понял, что исследовательская деятельность, преподавание – действительно мое призвание. Повысить квалификацию преподавателя мне помогла учеба в магистратуре. Подготовиться к защите в магистратуре мне помогал научный руководитель, Михаил Анатольевич Елесин. Он и сейчас поддерживает меня в подготовке к поступлению в аспирантуру. Судьба меня направляет. И сейчас я понимаю: направление выбрал правильно», – отметил Дмитрий Авилов.

В своей научно-исследовательской работе молодой ученый рассматривал состав и особенности производства строительных материалов, которые используются в экстремальных условиях Крайнего Севера. Магистерская диссертация была посвящена газобетону. Варьируя его плотность, можно получать теплоизоляционный и конструкционный материал для внутренних конструкций. В одном из вариантов состава бетона ученый в качестве добавки использовал элементарную серу и серосодержащие отходы – продукты переработки отходящих газов металлургических заводов.

«Эта проблематика уже давно разрабатывается как в компании «Норникель», так и в городе. Производство бетона поможет задействовать попутно производимую на предприятии элементарную серу, которая в имеющихся объемах полностью не вовлекается в переработку. Бетон на территории Норильского промышленного района широко применяется как на закладках горных выработок, так и в производстве строительных материалов. Это позволит закрыть вопрос с хранением серы и решит экологический аспект хранения материалов», – подчеркнул председатель государственной экзаменационной комиссии, главный специалист отдела организации и контроля строительства дирекции по реализации проектов металлургии Заполярного филиала «Норникеля» Вадим Истомин.

Вторая тема исследований, которая интересна молодому ученому, – изучение многолетнемерзлых грунтов.

Норильчанин принимал участие в летней и двух зимних полевых школах под руководством директора Научно-исследовательского центра технологий строительства и мониторинга зданий и сооружений Арктики ЗГУ Павла Котлова.

«На Крайнем Севере без понимания процессов, происходящих на глубине 10–200 метров, невозможно проектировать и строить здания.

Если при строительстве и эксплуатации сооружений не учитывать состояние вечной мерзлоты, будет идти растепление вечномерзлых грунтов, и здания начнут разрушаться. Возможно, больше внимания буду уделять именно этой теме, так как изучение мерзлоты имеет огромное значение для Норильска и для дальнейшего развития других арктических городов», – сказал Дмитрий Авилов.

Первоисточник: https://www.ttelegraf.ru/news/molodye-uchenye-stroiteli-arktiki/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Оборона и безопасность

Эксперты рассказали о причинах усиления Северного флота РФ

Известия, 09/02/2024

России нужно защищать арктические рубежи ввиду того, что угроза со стороны США возрастает. Об этом рассказал «Известиям» доцент РЭУ имени Плеханова полковник Александр Перенджиев, комментируя новость о том, что в составе Северного флота появятся специальные железнодорожные подразделения.

По словам источников «Известий» в военном ведомстве, они займутся ремонтом, обслуживанием и эксплуатацией путей в условиях Заполярья. Это нужно для обеспечения подвоза вооружения и материальных средств с топливом. Собеседники издания отметили, что подразделения оснащены специальной техникой для работы в арктических условиях.

«Вступление Финляндии, Швеции в НАТО связано с борьбой за Арктику. И Россия к этому готовится. Развитие железных дорог в Артике, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке — одно из важнейших направлений в вопросах экономического развития страны и укрепления системы безопасности», — пояснил Александр Перенджиев.

Он уточнил, что ставить артиллерию где-то в одном месте, а потом ее перемещать сложнее, чем запустить вооруженный различными артиллерийскими установками бронепоезд для защиты морских берегов РФ от посягательств врага.

Военный эксперт Василий Дандыкин подчеркнул, что на Севере специфичные условия для работы: очень долгая зима, болотистая местность — это влияет на состояние путей, техники и на работу людей.

«Железнодорожные войска — это составляющая часть тыла вооруженных сил. У арктических подразделений много нюансов в работе, которые нужно учитывать при прокладке путей и эксплуатации их. Но железнодорожникам не привыкать к таким условиям, это люди закаленные и проверенные. Они уже показали себя в бою в зоне специальной военной операции», — объяснил он.

Первая железнодорожная рота уже была сформирована в прошлом году. По опыту ее работы принято решение создать новые аналогичные формирования, сейчас этот вопрос прорабатывается, рассказали источники «Известий».

Первоисточник: https://iz.ru/1647376/2024-02-09/eksperty-rasskazali-o-prichinakh-usileniia-severnogo-flota-rf?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

На Ямале ищут летчиков-наблюдателей для работы на лесных пожарах

Север-Пресс, 09/02/2024

В «Ямалспас» требуются специалисты для работы по ликвидации лесных пожаров. Вакансии летчиков-наблюдателей размещены на портале «Работа России».

Летчиков-наблюдателей примут на работу в Салехарде, Красноселькупском и Тазовском районах. Им предстоит участвовать в ликвидации ЧС, лесных пожаров, контролировать с воздуха состояние оленьих пастбищ.

У кандидатов должны быть высшее или среднее образование, а также переподготовка по специальности «летчик-наблюдатель» и действующее свидетельство. Потенциальный сотрудник должен иметь за плечами опыт тушения лесных пожаров или службы в десанте. Работодатель обещает платить летчику-наблюдателю до 85 тысяч рублей.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/na-jamale-ischut-letchikov-nabljudatelej-dlja-raboty-na-lesnyh-pozharah/

БДК «Александр Отраковский» вышел в Баренцево море

ИА Би-Порт (Мурманск), 09/02/2024

Большой десантный корабль «Александр Отраковский» вышел из Североморска в Баренцево море для отработки плановых задач.

Выход корабля в море и проход по Кольскому заливу обеспечил тральщик Кольской флотилии разнородных сил «Коломна». Экипаж тральщика при этом отработал задачи противоминного обеспечения десантного корабля.

В прибрежных и морских полигонах боевой подготовки флота экипаж большого десантного корабля проверит функционирование общекорабельных систем, радиотехнического оборудования, оборудования связи. А вахтенных офицеров и штурманскую боевую часть проверят на знание навигационных особенностей плавания в отдельных районах Баренцева моря.

Моряки-десантники проведут учение по противоподводной диверсионной обороне при якорной стоянке на незащищённом рейде с выполнением практического гранатометания.

На последующих этапах выхода будут выполнены артиллерийские стрельбы по морским и береговым целям.

Первоисточник: https://b-port.com/news/289117

Промышленность и технологии

Выходи, тебе водить! В Арктике испытывают современные российские автомобили

Аргументы и Факты - Мурманск, 11/02/2024

В 2023 году испытатель техники Владимир Дмитриев проехал за штурвалом отечественного вездехода 900 км по диким местам Арктики — с полуострова Ямал через весь Таймыр. А в феврале ему предстоит новое путешествие — третий этап экспедиции «Чистая Арктика — Восток-77» в Ловозере.

Чем занимаются полярники-инструкторы и как создать идеальный вездеход для Арктики? Об этом и не только — в материале murmansk.aif.ru.

Начинающий полярник
Алёна Гаврилова, murmansk.aif.ru: Владимир Анатольевич, с чего начался ваш путь полярника?

Владимир Дмитриев: Желание работать с техникой у меня появилось ещё в детстве, как это часто бывает: девочки играют в куклы, мальчики — в машинки. Я всегда очень интересовался транспортом и всем, что с ним связано, любил ездить, и неважно, по каким дорогам или вообще без них.

ДОСЬЕ
Владимир Дмитриев. Родился в 1971 году в Мурманске. Окончил Петрозаводский техникум железнодорожного транспорта по специальности «тепловозное хозяйство», затем — Санкт-Петербургский университет экономики и финансов по направлению «банковское дело». Полярными испытаниями занимается с 2020 года.
После армии я 15 лет работал в банковском секторе Мурманска, некоторое время возглавлял МУП МРИВЦ, затем переехал в Москву, чтобы исполнить мечту — заняться производством и испытаниями вездеходной техники. Сейчас работаю генеральным директором одной из компаний-дистрибьютеров снегоболотоходов, а как исследователь занимаюсь вопросами транспортной обеспеченности в районах Крайнего Севера.

— В начале февраля состоится очередной этап экспедиции «Чистая Арктика — Восток-77». Чего ждёте от испытаний?

— Мы решаем два технических вопроса: повышение надёжности всепогодного транспортного обеспечения удалённых точек арктической и субарктической зон и создание мобильных конструкций, предназначенных для защиты людей от воздействия низких температур, ветра и осадков.

Транспортную задачу мы решаем, совершенствуя универсальный колёсный вездеход, который способен самостоятельно двигаться по воде, болотам, снегам, плотным грунтам и дорогам со скоростью от 1–3 до 60–70 км/ч. При этом он должен иметь максимальный уровень локализации производства, повышенную надёжность и ремонтопригодность в любой точке эксплуатации, грузоподъёмность до 1–2 тонн и минимальные расходы на прохождение одного километра пути.

Мобильные конструкции из новых полимерных материалов на первом этапе проектируем в виде небольших пунктов обогрева, в которых несколько человек сможет дождаться помощи поисково-спасательных отрядов. Далее будут разработаны мобильные комплексы бытового обеспечения для долгосрочного и круглогодичного проживания членов экспедиций, вахтовиков, оленеводов и других заказчиков.

Такие модули должны иметь источники тепла и способность его сохранять, быть не хрупкими на морозе до –45...–60°С, устойчивыми к постоянным ветрам и ультрафилетовому излучению и иметь малый вес для транспортировки волоком при помощи снегохода, оленьей упряжки, а то и просто физической силы одного человека.

Рентген на колёсах
— Расскажите, для кого предназначены арктические машины?

— Современная арктическая машина должна обладать качествами хорошего внедорожника и экстремального вездехода. Ей предстоит проходить и по городским дорогам, и по снегам, и по болотам. Необходимо свободно двигаться и по зимнику, и по насту, и по пухлому снегу хоть в Арктике, хоть в Антарктике! А экипажу в любых условиях должно быть комфортно и безопасно. Такая машина у нас есть. Уже в серии.

До пункта назначения КамАЗ шёл шесть часов, а вездеход — 30 минут!
Прежде всего, испытываемая нами машина была сделана не для экстремальных путешественников, а для перевозки обычных людей, например док-торов, которые из Красноярска прилетели в таймырскую Хатангу и должны обследовать жителей близлежащих посёлков в радиусе 300 км. Это люди, которые не привыкли к тряскам и экстремальным ударам, но их надо быстро, а главное — с комфортом доставить по бездорожью к пациентам. В Хатанге рентген-установка ехала в полноприводном КамАЗе, а бригада врачей и медсестёр находилась в нашем вездеходе. До пункта назначения КамАЗ шёл шесть часов, а вездеход — 30 минут! Чувствуете разницу? А если больной ждёт, то времени всегда мало.

— В Мурманской области она используется?

— Мурманская область достаточно урбанизирована и обеспечена дорожной сетью, поэтому не могу сказать, что у нас ситуация столь критичная, как, например, на Таймыре или в Ненецком автономном округе. Однако в Кольском Заполярье такая техника тоже в ходу, в частности на ГЭС в районе Туманного. В Териберке она тоже выручает, особенно в дни перемётов, когда люди всеми правдами и неправдами пытаются вернуться на Большую землю, чтобы успеть на самолёт. Эта техника справится со своей задачей и без дорог. Из Териберки наш автомобиль может доставить вас, например, до Умбы, не выходя на федеральную трассу!

Я родился и вырос в Мурманске, поэтому неудивительно, что моя душа болит за наш край. Перспектива развития туристических направлений, возможность подъёма экономики, в том числе за счёт туризма, меня очень радует. Правда, экология от освоения диких мест сильно страдает. Мало того что в наших условиях природа будет восстанавливаться десятилетиями, так ещё и с точки зрения эстетики это портит картину. Уникальные места перестают быть нетронутыми: если в каждый квадратный километр кто-то заедет, то не останется у нас заповедных уголков. Чем хороша вездеходная техника на шинах сверхнизкого давления: можно привезти группу путешественников в самые глухие места и при этом не оставить никаких следов. Даже на мшистых местностях не будет оттиска, как, например, после гусеничной техники.

«Всю душу выдуло!»
— Не так давно вы получили знак «Полярник-инструктор». Что это за профессия такая?

— Я проходил спецподготовку на курсах «Полярник-инструктор» Российской академии наук при поддержке Ассоциации полярников. В моём случае это своего рода подтверждение навыка выживания в нештатных ситуациях и спасения участников отряда во время переходов в Арктике. Однако экспедиции — это, что называется, разовые акции. Куда более важно дать возможность воспользоваться изобретённым вездеходом людям, которые живут и работают на отдалённых территориях. Ежедневно им нужно доставлять продукты, почту, запчасти, оборудование, материалы, людей, в конце концов.

— За время путешествий по просторам Арктики вы попадали в экстремальные ситуации?

— Бывали случаи, когда машина чуть не тонула в водоёмах из-за того, что водитель нарушил развесовку груза по бортам, неправильно оценил профиль пути и состояние дна. Одно колесо уже на плаву в воде, другое всё ещё стоит на плотной кромке. Образуется крен, машина ложится на бок и хоть и не утонет, но перевернётся и поплывёт вверх колёсами. Водитель выскакивает на порог, делает противовес, выравнивает машину. Вроде бы ничего такого, но согласитесь, нервы щекочет, когда у вас машина лежит на боку в воде, а вы её вытаскиваете. Так произошло у нас в Благовещенске.

Признаться честно, потом при –35°С на ветру посреди пустынной замёрзшей реки всю душу из нас выдуло!
Как правило, многие чрезвычайные ситуации происходят из-за ошибок человека. Во время одного из перегонов я недоглядел за техническим состоянием транспорта — в итоге из трёх осей работали две, из шести колёс — четыре, и это с полной загрузкой посреди целинной тундры. Тем не менее машина нас вытащила и мы смогли доехать до точки ремонта. Признаться честно, потом при –35°С на ветру посреди пустынной замёрзшей реки всю душу из нас выдуло! Тем не менее отремонтировались и поехали дальше.

Конечно, очень некомфортно оказаться в таких передрягах, хотя всё от опыта зависит. Я как мурманчанин был уверен, что уж меня-то никаким ветром и морозом не удивишь, но тогда я прочувствовал всё, начиная от лёгкого оцепенения, напряжения и страха. Пальцы леденеют буквально за 30 секунд, ты сам будто бы застываешь. Главное — не паниковать. Да и какой смысл нервничать в данной ситуации, ведь ты один, максимум с напарником. Не бояться надо, а действовать, решать проблему.

— С какими стереотипами вы столкнулись во время работы полярником-испытателем?

Мы в экспедициях доказали: сделанная в нашей стране техника прекрасно работает там, где не справится иностранная.
— Главный стереотип: всё, что произведено в России, заведомо низкого качества. Мол, лучше купить старый японский внедорожник, приделать к нему большие колёса и спокойно ездить. Такое мнение слышу очень часто. Однако мы в экспедициях доказали: сделанная в нашей стране техника прекрасно работает там, где не справится иностранная.

Другое правило, которое мы пытаемся побороть: универсальных решений не бывает. Конечно, невозможно создать автомобиль, вездеход, который будет одинаково хорошо работать в любых условиях. Однако мы пытаемся бросить этому вызов, сделав его не только проходимым, но и недорогим в эксплуатации, заточенным под разные задачи, чтобы он ездил по дорогам, бездорожью и даже по воде. Повторюсь: я категорически не согласен с тем, что российская техника не может вызывать уважения. Мы обязательно сделаем так, чтобы люди гордились не только своей страной, но и своими машинами!

Первоисточник: https://murmansk.aif.ru/auto/vyhodi_tebe_vodit_v_arktike_ispytyvayut_sovremennye_rossiyskie_avtomobili?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

В Якутии Жиганский район первым подключили к ВОЛС по проекту "Синергия Арктики"

ТАСС, 09/02/2024

Жиганский национальный эвенкийский район стал первым в Якутии, где провели волоконно-оптическую линию связи (ВОЛС) по проекту "Синергия Арктики". Об этом сообщил глава Якутии Айсен Николаев в своем Telegram-канале.

Проект "Синергия Арктики" реализуется на условиях софинансирования из федерального и регионального бюджетов. В 2022 году регионом с Минцифры РФ было подписано соглашение о совместной реализации проекта.

"Сегодня исторический день для Жиганского национального эвенкийского района - в села Жиганск, Бестях и Баханай запущена волоконно-оптическая линия связи. Жиганский район стал первым районом реализации масштабного проекта "Синергия Арктики", - написал Николаев.

Как сообщили ТАСС в пресс-службе компании "Арктиктелеком", которая выступает оператором проекта, ВОЛС провели из села Кирово в соседний Вилюйский район в село Жиганск. "В целом прокладка ВОЛС в Жиганском районе охватывает 1 257 домохозяйств района, это почти 3 500 жителей. Проложено 360 км оптического кабеля. С приходом ВОЛС жителям Жиганского района станут доступны цифровые сервисы и услуги, появятся новые решения для успешной реализации государственных проектов и развития местного бизнеса", - уточнили в компании. Все оборудование, используемое в проекте, произведено российскими заводами.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/19946589?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

В Вологодской области обсудили технологии водолазных работ в условиях Арктики

Korabel.ru, 09/02/2024

Специалисты ФГБУ "Морспасслужба" приняли участие в Международной научно-практической конференции и Фестивале водолазных профессий "Русский лед-2024", которые завершили свою работу на базе Арктического спасательного учебно-научного центра МЧС России "Вытегра" в Вологодской области.
Цель мероприятия - повышение уровня межведомственного взаимодействия, обмен опытом при проведении водолазных спусков и работ в Арктике, формирование единых методических рекомендаций по проведению подводных работ в условиях экстремально низких температур, выработка предложений по развитию системы безопасности в Арктике.

На "Русский лед-2024" приехали представители Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, компаний ТЭК, специалисты спасательных формирований субъектов Российской Федерации и иностранных государств, представители предприятий-производителей техники, снаряжения, оборудования, общественных организаций, ученые, эксперты и преподаватели вузов.

Делегацию Морспасслужбы представляли заместитель начальника управления аварийно-спасательных работ и ликвидации разливов нефти по противофонтанным и газоспасательным работам Олег Заносов, главный водолазный специалист Денис Полянский и главный врач по водолазной медицине Иван Лепетинский из управления подводно-технических и строительно-монтажных работ.

В работе секций "Особенности технологий водолазных, аварийно-спасательных и глубоководных работ в условиях низких температур" и "Актуальные вопросы подготовки водолазов к проведению работ в особых условиях" Олег Заносов и Денис Полянский представили презентации и доклады по готовности сил и средств ФГБУ "Морспасслужба" к проведению аварийно-спасательных работ на море в условиях Арктики. 

В работе секции "Актуальные вопросы водолазной медицины" главный врач по водолазной медицине Управления подводно-технических и строительно-монтажных работ Иван Лепетинский в докладе обобщил опыт морской медицины, накопленный учреждением, и рассказал о внедрении в образовательный процесс российских медицинских университетов новых обучающих модулей Морспасслужбы. 

Предложения участников форума должны лечь в основу решений, аккумулирующих инициативы по развитию системы комплексного обеспечения безопасности Арктической зоны Российской Федерации и по совершенствованию законодательства и государственной политики в этой области, сообщает Морспасслужба.

Первоисточник: https://www.korabel.ru/news/comments/v_vologodskoy_oblasti_obsudili_tehnologii_vodolaznyh_rabot_v_usloviyah_arktiki.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Северный морской путь

В Мурманске определены допустимые осадки судов и фактические глубины

Korabel.ru, 11/02/2024

Капитан морского порта Мурманск объявил сведения о фактических глубинах акватории и у причалов, а также о предельно допустимых осадках судов в порту.

Соответствующее распоряжение №17/1/5/2-4 от 9 февраля 2024 года опубликовано на сайте ФГБУ "Администрация морских портов Западной Арктики". Согласно документу, морской порт Мурманска принимает суда с осадкой до 17 метров.

Первоисточник: https://www.korabel.ru/news/comments/v_murmanske_opredeleny_dopustimye_osadki_sudov_i_fakticheskie_glubiny.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Социально-экономическое развитие

Николай Доронин: «Я рассказываю, почему Арктика является флагманом развития всей нашей страны»

Goarctic.ru, 09/02/2024

«Арктика как стратегический форпост России: развитие региона и ключевые проекты» – на такую тему прочитал открытую лекцию Николай Доронин, председатель правления Проектного офиса развития Арктики, член Общественной палаты Мурманской области 8 февраля 2024 года, выступив перед мурманчанами в Штабе общественной поддержки Мурманской области. Эксперт рассказал собравшимся об истории развития макрорегиона и о том, как, опираясь на Стратегию развития АЗРФ, Россия будет реализовывать огромный потенциал, которым обладают территории за Северным полярным кругом.

«Арктика – это уникальный макрорегион, он объединяет девять субъектов, скоро ещё один присоединится. Я рассказываю о том, почему Арктика является флагманом развития всей нашей страны: в Арктике добываются природные богатства, которые обеспечивают мощь нашего государства и будет обеспечивать на долгие годы вперёд. И это все серьезно связано – каким образом экономическое развитие сочетается с социальным развитием, с экологическими вопросами, с улучшениями качества жизни человека на Крайнем Севере», – так Доронин прокомментировал стоящую задачу по популяризации знаний о российском Заполярье. Эксперт подчеркнул, что этого можно достичь именно в формате диалога с аудиторией, который строится сначала как публичная лекция, а затем переходит в ответы на вопросы, интересующие слушателей.

Девиз Мурманской области сформулирован так: «На Севере – жить», напомнил Доронин. «Мне кажется, это правильный девиз, потому что русский человек давно живёт на Севере, и может жить дальше. Необходимо создавать для этого комфортные условия проживания. И со стороны государства, и со стороны региональных органов власти это движение происходит. Но нужна помощь и от жителей, которые могут через всевозможные инициативы, в том числе волонтерские, помочь в движении развития Арктики в целом», – рассказал Доронин в интервью мурманскому телеканалу «Арктик-ТВ».

Участие в мероприятии приняли представители регионального отделения «ОПОРА России», Молодёжного парламента, преподаватели и студенты учебных учреждений Мурманска.

Первоисточник: https://goarctic.ru/news/nikolay-doronin-ya-rasskazyvayu-pochemu-arktika-yavlyaetsya-flagmanom-razvitiya-vsey-nashey-strany/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Эксперт предложил предусмотреть ответственность при разработке мастер-планов в РФ

ТАСС, 09/02/2024

Введение ответственности при разработке и реализации мастер-планов в России необходимо предусмотреть для повышения их эффективности. Такое мнение выразил глава администрации Булунского улуса (района) Якутии Игорь Кудряшов на панельной сессии по мастер-планированию опорных населенных пунктов Арктической зоны РФ на Международной выставке-форуме "Россия".

Правительство РФ в 2023 году определило перечень опорных городов Арктики, в который вошли 16 агломераций и населенных пунктов. Так, в составе Мурманской области такими опорными пунктами стали Мурманск и Североморск, а также Кольский муниципальный район. В составе Архангельской агломерации - Архангельск, Северодвинск и Новодвинск. Также опорными пунктами в разных регионах Арктики, в частности, стали Нарьян-Мар, Новый Уренгой, Ноябрьск, Воркута, Норильск, Диксон, Певек и Анадырь. У правительства есть поручение завершить подготовку мастер-планов опорных населенных пунктов Арктической зоны до 1 июля 2024 года.

"Введите ответственность за разработку мастер-плана, за его исполнение. Тогда он заработает. Пока нет ответственности, это будет малоэффективно", - сказал Кудряшов.

Он отметил, что такая мера, в случае ее введения на законодательном уровне, обяжет ответственнее относиться к разработке и реализации мастер-планов в городах не только исполнителей проекта, но и самих представителей власти в субъектах.

"Наличие мастер-плана не всегда позволяет точно сказать, что проект будет запущен, и мы наблюдаем сегодня такое в ряде регионов", - добавил заместитель директора департамента комплексного развития территорий Минстроя Максим Галь.

В свою очередь, главный архитектор Камчатского края Михаил Кудряшов отметил, что задача мастер-плана - не только проработать качественную инфраструктуру и решить хозяйственные вопросы, но и показать населению реальные изменения. Похожее мнение выразил и начальник Управления архитектуры и градостроительства Дербента Иса Магомедов, назвав тремя главными условиями для успешной реализации мастер-плана наличие ресурсов, командную работу и политическую волю.

Финансовая поддержка
Исполнительный директор блока развития по работе с Дальним Востоком и Арктикой ВЭБ.РФ Тимур Бойтемиров считает, что не все мастер-планы должны реализовываться за счет бюджетных средств. Более половины можно выполнить с помощью внебюджетного финансирования, заинтересованность в таком треке развития подтверждает заключенное на прошедшем в сентябре на Восточном экономическом форуме соглашение ВЭБа и Сбера при поддержке Минвостокразвития по детальной проработке проектов мастер-планирования на сумму более чем 1 трлн рублей. Основными инструментами поддержки для реализации проектов в Арктической зоне Бойтемиров назвал Дальневосточную и Арктическую концессии - программы, предоставляющие инвесторам компенсацию в течение 10-20 лет после ввода объекта в эксплуатацию. По словам Бойтемирова, сейчас ВЭБ планирует привлекать отраслевых специалистов по арктическому треку для наибольшего вовлечения проектов в программы концессии.

"Большинство федеральных субсидий выделяются по принципу численности населения", - сказала заместитель губернатора Мурманской области Ольга Вовк. По ее словам, из-за этого некоторые арктические регионы оказываются в невыгодном положении и не могут конкурировать с более крупными северными регионами. Для успешной реализации мастер-планов, по мнению Вовк, в АЗРФ необходимо четко определять источники финансирования с самого начала работы, а также привлекать крупных инвесторов.

Подготовка кадров и работа с командой
На панельной сессии эксперты сошлись во мнении, что при реализации мастер-планов необходимо проводить активную работу с управленческими командами и готовить кадры на местах. В частности, поэтому, как рассказала руководитель трека "Урбанистика" программы "Приоритет-2030" Арктического государственного института культуры и искусств (АГИКИ) Ирина Алексеева, в Якутии впервые на базе АГИКИ запустили программу повышения квалификации, дополнительного профессионального образования по "Мастер-планированию и управлению развитием территорий в условиях приполярного климата".

Алексеева также рассказала, что обучающиеся на программе посетили Дербент, где смогли ознакомиться с опытом реализации мастер-плана. В программу пилотной "экспедиции" вошли экскурсии по объектам, построенным в рамках реновации, а также лекции от практикующих экспертов. Заместитель генерального директора ДОМ.РФ Антон Финогенов рассказал, что в этом году рассматриваются варианты таких же поездок в Нижний Новгород, Калининград, Казань, Улан-Удэ, Мурманск.

Профессор Международной академии архитектуры, руководитель экспертного совета Сибирской лаборатории урбанистики Алексей Козьмин подчеркнул важность работы именно с местными командами при разработке и реализации мастер-планов. "Очень важно подключать местные команды с самого начала. Их нужно вовлекать в проектирование с расчетом на то, что дальше они составят часть команды реализации этого мастер-плана", - добавил он. По словам Козьмина, необходимо уделять особое внимание малым проектам, которые предлагают включить в мастер-планирование местные жители, потому что они знают и в первую очередь пытаются решить ключевые проблемы, а также повысить качество жизни. Михаил Кудряшов, в свою очередь, рассказал, что самой удачной организацией работы считает ручное управление - от высшего должностного лица до ответственного по конкретным проектам. Он отметил, что сам мастер-план необходимо разделять по нескольким направлениям, создавая экспертные группы.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/19950627?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Арктическая модель

Здравоохранение России, 09/02/2024

Организация доступности медицинской помощи на обширной территории Арктики не укладывается в общероссийские нормативы и требует особых организационных мер и дополнительных финансовых ресурсов. С 2023 года в регионе стартовала реализация пилотного проекта «Новая модель организации первичной специализированной медицинской помощи в малочисленных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, расположенных в арктической зоне Республики Саха (Якутия)».

В 2022 году директор ТФОМС Республики Саха (Якутия), представитель ФОМС в Дальневосточном федеральном округе Александр Горохов сформировал предложения о совершенствовании деятельности мобильных медицинских бригад и их финансовом обеспечении за счет средств ОМС по отдельному оптимальному по своей структуре тарифу с учетом транспортных затрат (в условиях Крайнего Севера, в основном, авиатранспорт), и на проходившем в 2022 году всероссийском форуме «Здоровье нации — основа процветания России» рекомендации о внесении соответствующих предложений были приняты. Надо отметить, что единственной возможностью приблизить плановую первичную специализированную медицинскую помощь населению Арктики является регулярная выездная работа мобильных медицинских бригад, укомплектованных необходимым составом врачей-специалистов, оснащенных соответствующим переносным оборудованием, а также системное применение телемедицинских консультаций. По поручению главы Республики Саха (Якутия) Айсена Николаева Минздрав и ТФОМС Республики Саха (Якутия) при активной поддержке республиканских министерств по развитию Арктики, транспорта и инноваций, также АК «Полярные авиалинии» провели подготовительные работы для реализации пилотного проекта новой модели организации первичной специализированной медицинской помощи в населенных пунктах арктической зоны Республики Саха (Якутия). В январе 2023 года создан Региональный центр мобильных бригад (РЦМБ).

Комиссией по разработке Территориальной программы ОМС разработаны тарифы на оплату медпомощи, оказанной РЦМБ, за единицу объема медицинской помощи (посещение, обращение — законченный случай). Расходы включают в себя повышенный размер заработной платы врачей и среднего медицинского персонала, а также транспортные расходы дорогостоящим видом транспорта (самолет, вертолет), связанные с перевозкой медицинского персонала и соответствующего медицинского оборудования, и иные статьи расходов, предусмотренные системой ОМС.

Выезды мобильных бригад в арктические районы начались в феврале 2023 г. За этот период сотрудники РЦМБ посетили 89 населенных пунктов 13 районов арктической зоны. Специалистами установлено более 74 тысяч заболеваний, среди них впервые выявленных более 11 тысяч. На диспансерное наблюдение взято 2 453 человека.

Уникальность проекта заключается в том, что он выходит за рамки обычной мобильной медицинской бригады и позволяет на базе РЦМБ, оснащенной всем необходимым оборудованием, специализированными кадрами, обеспечить на принципиально новом уровне своевременную, квалифицированную медпомощь непосредственно на местах проживания людей в труднодоступных населенных пунктах.

Промежуточные итоги реализации пилотного проекта доказали высокую эффективность. Проект получил большое внимание и положительные отклики жителей арктических территорий, поскольку широкий спектр медицинской помощи стал для них реальным и доступным.

Первоисточник: https://zdorovayarossia.ru/portret-regiona/arkticheskaya-model/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Транспортные системы

Ямкин: главная задача региональных властей — обеспечить транспортную доступность ямальцам

Север-Пресс, 09/02/2024

Председатель Заксобрания ЯНАО Сергей Ямкин поздравил сотрудников и ветеранов гражданской авиации с профессиональным праздником.

Гражданская авиация для Ямала имеет особое значение. Воздушный флот доставляет грузы, почту и провизию в отдаленные и труднодоступные районы округа, выполняет поисково-спасательные операции, стоит на страже здоровья северян и остается самым востребованным способом передвижения.

«Главная задача региональных властей — обеспечить транспортную доступность ямальцам. Для этого продолжается строительство и реконструкция аэропортов, расширяется сеть субсидируемых маршрутов, повышается их качество и доступность.

Выражаю глубокую признательность ветеранам гражданской авиации за сохранение традиций и передачу опыта молодому поколению авиаторов. Ваш самоотверженный труд и преданность своему делу служат примером для работников отрасли», — подчеркнул Сергей Ямкин.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/jamkin-glavnaja-zadacha-regionalnyh-vlastej-obespechit-transportnuju-dostupnost-jamaltsam/

Пассажирский терминал аэропорта Нового Уренгоя отметил первую годовщину

Север-Пресс, 09/02/2024

Ровно год назад открылся новый пассажирский терминал аэропорта в Новом Уренгое. С первой годовщиной его работников и пассажиров поздравил губернатор Ямала.

«Год назад открыли пассажирский терминал аэропорта в Новом Уренгое, который стал крупнейшим в Российской Арктике. За это время его оценили более миллиона пассажиров, и он стал лучшим в стране по мнению экспертов», — написал глава региона Дмитрий Артюхов.

За первый год работы аэрокомплекс принял около семи тысяч рейсов и обслужил более миллиона пассажиров. Из газовой столицы теперь можно вылететь в 20 направлениях и воспользоваться услугами девяти авиакомпаний.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/passazhirskij-terminal-aeroporta-novogo-urengoja-otmetil-pervuju-godovschinu/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Экология

На Ямале недосчитались леса из-за плохих саженцев сосны

Север-Пресс, 09/02/2024

На Ямале наказали организацию, которая несет ответственность за лесовосстановление в округе. Ее сотрудники использовали неправильные саженцы, рассказали в прокуратуре ЯНАО.

Нарушения нашли в работе окружного автономного учреждения «Леса Ямала». Работники организации по какой-то причине не контролировали качество саженцев.

«Не обеспечен контроль качества используемого посадочного материала. Расхождения с установленными требованиями допущены в части высоты, диаметра корневой шейки и возраста саженцев сосны обыкновенной», — говорится в релизе.

По итогам прокурорской проверки четырех сотрудников «Лесов Ямала» привлекли к дисциплинарной ответственности. Ведомство контролирует устранение нарушения в сфере лесовосстановления.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/ekologiya/na-jamale-nedoschitalis-lesa-iz-za-plohih-sazhentsev/

«Добровольцы Арктики» смогут отправиться в экоэкспедицию в Хатангу

Таймырский телеграф, 09/02/2024

Русское географическое общество (РГО) приглашает присоединиться к новому экологическому движению «Доброволец Арктики».

Участники пройдут обучающий курс и узнают, как вести научные исследования в Арктике, анализировать виды, формы и объемы загрязнений, а также определять оптимальные методы их устранения.

Те, кто успешно пройдет отбор, получат сертификат и смогут присоединиться к экспедиции РГО по очистке Арктической зоны Российской Федерации от техногенного загрязнения. Акция «Арктика. Генеральная уборка» пройдет в Хатанге летом 2024 года.

Заявки принимают до 1 марта 2024 года. Все подробности на сайте.

Напомним, в августе 2023 года в Хатанге прошел первый этап комплексной экспедиции Русского географического общества «Арктика. Генеральная уборка». Она проводилась совместно с Министерством обороны РФ. В ней участвовали более 70 волонтеров из разных городов России и ученые.

За две недели добровольцы очистили более трех километров береговой линии, собрали более 200 тонн техногенного мусора, который копился здесь десятками лет.

Первоисточник: https://www.ttelegraf.ru/news/dobrovolczy-arktiki-smogut-otpravitsya-v-ekoekspedicziyu-v-hatangu/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Более 100 заходов белых медведей в населенные пункты зафиксировали на Чукотке

ДВ-РОСС, 09/02/2024

Белого медведя отогнали от села Энурмино Чукотского района активисты организации «Экопатруль». Зимой встречи с полярным хищником у населённых пунктов округа случаются чаще, с начала сезона в регионе зарегистрировано свыше сотни появлений самого крупного зверя Арктики вблизи человеческого жилья, сообщает ИА «Чукотка».

На кадрах, которые выложили в интернет жители села Энурмино Чукотского района, полярный хищник пытается проникнуть в сарай с припасами. Крупный самец пришел в населенный пункт ночью в воскресенье со стороны моря. О его появлении громким лаем сообщили собаки. На место выдвинулись трое волонтеров местного «патруля». «В сарае хранится копальхен и корм для собак. Мы, конечно, не дали ему туда залезть. Два раза он возвращался. Потом мы его на снегоходах отогнали подальше. Вообще, у нас медведи довольно частные гости, но сейчас они за перевалом кучкуются — там лежбище моржей и корма для них хватает. Конечно, придут и другие, для нас это дело обычное. Но, мы начеку», – рассказал корр. ИА «Чукотка»активист организации «Экопатруль» Роман Кайом. Видео:Виктор Чейвун Как сообщили в окружном департаменте природных ресурсов и экологии, появление белых медведей в населенных пунктах Чукотки – явление не редкое. Встречи с крупным хищником фиксируются по всему северному побережью вплоть до Певека. При этом, гости пока ведут себя корректно. «У нас таких заходов уже больше сотни с начала сезона, то есть с момента становления льдов. Но, случаев нападения на людей или на домашних животных не зафиксировано. Было одно сообщение из Нутэпэльмена об агрессии – якобы белый медведь напал на собаку. Но информация не подтвердилась, пес успел убежать и не пострадал», – рассказал заместитель начальника департамента Александр Фатин.

Как поясняют специалисты, к человеческому жилью медведей привлекает запах еды – местные жители хранят на улице или в складских помещениях запасы на зиму. Убивать краснокнижного зверя запрещено законом, поэтому хищника отгоняют от домов выстрелами в воздух или с помощью специальных средств. Напомним, в конце января белого медведя выгнали из своего населенного пункта жители села Уэлен Чукотского района – полярный хищник вышел к людям, возвращаясь с охоты. А в октябре прошлого года житель Певека застрелил белого медведя на пороге собственного дома в рамках самообороны.

Первоисточник: http://trud-ost.ru/?p=894059&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Резкое изменение климата может спровоцировать появление новых островов в Арктике

Таймырский телеграф, 09/02/2024

С 2013 по 2023 год породы Гренландии поднялись на 20 сантиметров – это эквивалент двух метров за 100 лет. Процесс связан с исчезновением ледникового покрова, считают ученые Технического университета Дании. Исследователи считают, что резкое изменение климата может изменить морской ландшафт и привести к появлению новых островов в Арктике. Работа опубликована в журнале Geophysical Research Letters (GRL).

Выводы сделаны на основе данных 61 измерительной станции и информации из сетевой библиотеки GNET.

Подъем Гренландии объясняется тем, что ранее суша была прижата ледниками и, хотя они отступили 12 тысяч лет назад, земля все еще поднимается. Дополнительный фактор – изменение климата, вызванного глобальным потеплением. Дальнейший подъем может вызвать образование множества островов вдоль побережья Гренландии.

Первоисточник: https://www.ttelegraf.ru/news/rezkoe-izmenenie-klimata-mozhet-sprovoczirovat-poyavlenie-novyh-ostrovov-v-arktike/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Энергетика

Правительство РФ продлило разрешение поставок газа с «Ямал СПГ»

Газета.ru, 09/02/2024

Правительство Российской Федерации продлило до 2041 года срок разрешения поставок сжиженного природного газа (СПГ) с «Ямала СПГ» бывшей структуре «Газпрома» SEFE, следует из распоряжения. Об этом сообщает РИА Новости.

В документе правительства отмечается, что в распоряжении правительства было решено заменить слова «до 31 декабря 2024 года» на «до 31 декабря 2040 года».

До этого вице-премьер Александр Новак заявил, что первые отгрузки сжиженного природного газа с завода «Арктик СПГ 2» компании «Новатэк» ожидаются в первом квартале 2024 года.

По его словам, первая очередь «Арктик СПГ 2» уже фактически начала работу. Это третий проект «Новатэка» по производству СПГ после «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 1». Новак также отметил, что в 2023 году Россия произведет около 33 млн тонн СПГ, что составит примерно 8% мирового рынка.

Первоисточник: https://www.gazeta.ru/business/news/2024/02/09/22303459.shtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D