Обзор СМИ
23/05/2024
Оглавление
На Ямале создан Институт истории Арктики
В Петрозаводске стартовал научно-практический форум «Арктика — наш общий дом»
Ямальские ученые закупят новое оборудование для исследования вечной мерзлоты
Национальный парк «Русская Арктика» отметил День Полярника
Музей Арктики и Антарктики отмечает День полярника всю неделю
Северный флот: военные атташе 42 дружественных стран прибыли с визитом
Совещание по вопросам паводка и природных пожаров провел в Якутске Александр Куренков
Глава Минвостокразвития назвал основные проблемы горнорудной промышленности
Глава Якутии поручил провести проверку по факту затонувших судов в Жиганском районе
ВТБ начал принимать заявки на обновленные дальневосточную и арктическую ипотеки
В Тюмени второй раз за сутки экстренно сел ямальский самолет: причина
Власти Поморья делают ставку на развитии Архангельского транспортного узла
На время ледохода между Салехардом и Лабытнанги остановят суда на воздушной подушке
Арктический туризм
"Большой Вудъявр" обновил рекорд посещаемости
ИА Би-Порт (Мурманск), 22/05/2024
Горнолыжный курорт в Кировске остается единственным в стране из расположенных на средних высотах, который продолжает свою работу.
Более 403 тысяч гостей посетили горнолыжный курорт «Большой Вудъявр» к середине мая. Это на 20,2% больше, чем за весь сезон 2022-2023, когда курорт посетило свыше 335 тысяч гостей.
- Мы гордимся тем, что уже к середине мая уверенно побили рекорд прошлого года, - прокомментировал рост посещаемости директор горнолыжного курорта «Большой Вудъявр» Александр Сергиенко. – При этом мы продолжаем работать и радовать любителей горных лыж и сноуборда идеально подготовленными трассами и отличным сервисом. Закрытие сезона мы прогнозируем не раньше конца мая – начала июня. Таким образом, в этом году продолжительность сезона на БигВуде может составить от 210 до 217 дней.
В этом году БигВуд вновь подтвердил, что период катания здесь самый продолжительный среди российских горнолыжных курортов, расположенных на сопоставимых высотах. Так, в Хибинах он продолжается уже 199 дней в то время, как на других крупных курортах страны: Розе Хутор, Красной Поляне и Шерегеше сезон продлился немногим более 130-160 дней соответственно.
Рост интереса любителей активного зимнего отдыха к курорту в сердце Кольского Заполярья обусловлен не только продолжительным сезоном катания, но и динамичным развитием инфраструктуры «Большого Вудъявра», а это прямое следствие инвестиционной активности компании «ФосАгро». Она реализует долгосрочный проект по развитию горно-туристического кластера «Хибины». В него сегодня входит не только горнолыжный курорт, но и аэропорт «Хибины», санаторно-оздоровительный комплекс «Тирвас», панорамный ресторанный комплекс «Плато», а также целый ряд других объектов индустрии гостеприимства и досуга, расположенных в Кировске и Апатитах. За все годы реализации проекта ФосАгро вложила в него почти 9 млрд рублей, в том числе 2,5 млрд – в 2023 году.
- Инвестируя в развитие туристической инфраструктуры компания «ФосАгро» создает здесь новые рабочие места, диверсифицирует экономику городов Кировск и Апатиты и привлекает к ним интерес любителей активного отдыха со всей страны. Благодаря содействию правительства Мурманской области и губернатора Андрея Чибиса регион ежегодно бьет рекорды по туристическому потоку, и мы гордимся тем, что горнолыжный курорт «Большой Вудъявр» является одним из ключевых драйверов этого процесса, - отметил генеральный директор компании «ФосАгро» Михаил Рыбников.
В настоящее время ФосАгро продолжает проектирование аквакомплекса «Аврора» и гостинцы при нём. Оба объекта будут построены вблизи Северного склона горы Айкуайвенчорр. Комплекс «Аврора» получил поддержку губернатора Мурманской области и будет строится компанией при финансовом участии областного бюджета.
«Аврора» будет принимать до 780 посетителей одновременно. Новая гостиница на 165 номеров (около 450 койко-мест) станет первым полноценным отелем SKI-INN/SKI-OUT в Хибинах. Площадь коммерческих помещений составит более 600 квадратных метров. Завершение строительства гостиничного комплекса намечено на конец 2026 года, а аквапарка – на 2027 год.
Первоисточник: https://b-port.com/news/292309
Биоресурсы
В Мурманске представили анализ отпускных оптовых и розничных цен на рыбу
ИА Би-Порт (Мурманск), 22/05/2024
На научно-практической конференции "Рыбная промышленность Северного бассейна в современных условиях" в Мурманске обсудили ценообразование на рыбную продукцию в магазинах и оптом. Как сообщает “Интерфакс”, анализ отпускных оптовых цен на разные виды рыбы и цены на нее в торговых сетях Мурманска и Санкт-Петербурга в августе-сентябре 2023 года представил генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Константин Древетняк.
"Мне, как представителю рыбацкого сообщества, непонятно, как мойва, которую продали рыбаки за 60 рублей, в "Перекрестке" в Мурманске в августе 2023 года стоила 239 рублей, а в "Ленте" в Мурманске - 263 рубля?" - сказал Константин Древетняк.
Так, отпускная цена на треску - основной промысловый объект северных рыбаков, составляла 256 рублей за 1 кг. В торговых сетях она продавалась за 479 рублей. Оптовая цена на палтус составляла 400 рублей, в рознице - 929 рублей, на скумбрию - 190 и 368 рублей, морской окунь - 316 и 559 рублей, соответственно.
“Для нас, рыбаков, что плохо: мы понимаем, что при таких ценах народ просто меньше покупает, и мы меньше можем продать. Кроме того, высокие розничные цены негативно влияют на репутацию рыбопромышленников и, как результат, на престижность рыбной отрасли как профессии”, - сказал Константин Древетняк.
Первоисточник: https://b-port.com/news/292349
Коренные малочисленные народы
Коренные ямальцы снимут видео на родном языке и получат призы
Север-Пресс, 22/05/2024
На Ямале объявили прием заявок на конкурс «Мы говорим на родном языке». Коренным северянам предложили показать свои таланты в видеороликах, сообщила пресс-служба губернатора ЯНАО.
«Одним из важных условий является создание видеороликов на ненецком, хантыйском, селькупском и коми языках, а также участие в национальной одежде», — сказано в публикации о начале приема заявок на конкурс.
Организаторы не ограничивают участников требованиями к формату и стилю работы. Это может быть музыкальная или поэтическая зарисовка, театральная постановка или произведение другого жанра. Продолжительность ролика должна быть от одной до 3,5 минуты, а тема — касаться любой из предложенных: «Северный край — край мечты и романтики», «Родной язык — мое вдохновение», «Моя семья — душа народа!», «Традиции живого ремесла» и «Лайфхак на родном языке».
Индивидуальные и коллективные творческие работы принимают до 12 июля, лучшие ролики широкой публике представят 9 августа, в Международный день коренных народов мира. Победителям пообещали ценные призы.
В прошлом году на конкурс поступило более 80 видеороликов, участниками стали 150 ямальцев. Самому юному конкурсанту было всего два года, самому возрастному — 75 лет. В этом году от коренных северян ждут еще большей активности.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/kultura/korennye-jamaltsy-snimut-video-na-rodnom-jazyke-i-poluchat-prizy/
Кугаевский проведет конец лета в тундре
Север-Пресс, 22/05/2024
Глава Ямальского района Андрей Кугаевский, который назначен куратором дорожной карты мер поддержки КМНС, в июле — августе посетит тундру Тазовского и Ямальского районов. Там он встретится с оленеводами и охотниками для сбора предложений, сообщили «Север-Прессу» в администрации Ямальского района.
«В первую очередь планирует посетить тундру Тазовского и Ямальского районов. Основные встречи запланированы в июле — августе 2024 года», — говорится в ответе от администрации района.
Предложения по мерам поддержки Кугаевский будет собирать с тундровиков при общении. Их можно оставить и в социальных сетях.
«Самый актуальный вопрос — повышение благосостояния семей, ведущих традиционный образ жизни, через получение доходов, к примеру, от сдачи мяса, учитывая общие изменения в экономике. Совершенствование мер поддержки по целевым группам, предоставляемых департаментом социальной защиты ЯНАО», — рассказали в администрации района.
Там уточнили, что дорожная карта повышения благополучия КМНС утверждена губернатором Дмитрием Артюховым до 2025 года. Действующий документ будет дополняться и актуализироваться с учетом мнения жителей ямальской тундры.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/kmns/kugaevskij-provedet-konets-leta-v-tundre/
Наука, культура и образование
На Ямале создан Институт истории Арктики
Север-Пресс, 22/05/2024
Институт истории Арктики открыли на Ямале. Это общественная организация, которую создала группа ямальских исследователей Научного центра изучения Арктики. Об этом рассказал в соцсетях ведущий научный сотрудник сектора регионоведения, кандидат экономических наук Геннадий Деттер.
«Цель деятельности: осуществление исследований в области истории Арктики, арктических регионов и государств, реализация общественно значимых проектов и инициатив в интересах общества в сфере сохранения культуры и исторической памяти Российской Арктики», — говорится в сообщении. Запущен и telegram-канал проекта.
В Петрозаводске стартовал научно-практический форум «Арктика — наш общий дом»
Республика (Петрозаводск), 22/05/2024
22 мая в карельской столице на базе Петрозаводского государственного университета стартовал первый научно-практический межрегиональный форум «Арктика — наш общий дом». Цель форума — комплексная оценка положения дел в Европейской части Арктического региона. В частности, планируется обсудить геополитические, социально-экономические и культурные аспекты.
Во вступительном слове глава Карелии Артур Парфенчиков отметил важность развития арктической части региона и, в частности, Кемско-Беломорской агломерации: «38 процентов республики занимает Арктическая зона, и мы видим ее серьезный потенциал. И мы видим перспективы нашего Беломорья. Туризм, улучшение логистики, а также вопросы, связанные с сырьевой базой, — это направления, которые должны двигать эту территорию с точки зрения экономического и социального развития».
«Для нас важно, чтобы молодежь не уезжала из северных арктических территорий, а приезжала туда. Нужно, чтобы люди стремились работать в карельской Арктике, растить детей и связывать свою жизнь с малой родиной. И мы стремимся улучшать экономическую ситуацию и развивать социальную инфраструктуру на этих территориях, улучшать качество жизни», — отметил председатель карельского Заксобрания и секретарь карельского отделения партии «Единая Россия» Элиссан Шандалович.
О первом дне форума рассказал модератор мероприятия, доктор экономических наук Валерий Шлямин: «Первый день — супернасыщенный. Участвуют более ста экспертов. Сегодня состоятся выступление директора Кунсткамеры Андрея Головнева, профессоров СПбГУ и МГИМО. Также на секции «Арктическая Карелия» мы заслушаем предзащиту мастер-плана Кемско-Беломорской агломерации».
Также Шлямин объяснил, что с помощью форума закладывается традиция рассмотрения российской и карельской Арктики — планируется проведение других мероприятий, на которых эксперты будут выявлять актуальные приоритеты территорий.
В работе форума принимают участие ведущие ученые, эксперты из России и других стран, представители федеральных и региональных органов власти, общественных организаций, предприниматели, деятели культуры, а также представители СМИ. Мероприятие будет работать с 22 по 24 мая.
Ямальские ученые закупят новое оборудование для исследования вечной мерзлоты
Север-Пресс, 22/05/2024
Ямальские ученые готовятся изучать свойства мерзлых грунтов с помощью специального криологического оборудования. Данные о закупке появились на официальном портале единой информационной системы.
Из документации следует, что Научный центр изучения Арктики собирается приобрести несколько автоматизированных комплексов для испытаний грунтов и определения степени морозного пучения, а также приспособления для смораживания образцов. По условиям закупки, оборудование должно быть поставлено до 10 августа.
Национальный парк «Русская Арктика» отметил День Полярника
Правда Севера (Архангельск), 22/05/2024
Это и вещи зимовья Виллема Баренца на Новой Земле, оборудование советских полярных станций и военных баз. Многие из экспедиций лично привез историк Евгений Ермолов. Среди его находок — фрагмент поморского карбаса, шитого вицей.
— Датировка дала нам 1689 год. То есть это конец 17 века. Пётр Первый еще очень-очень молодой, ему 17 лет в это время. То есть, не флота, ничего еще нет, а поморы уже на тот момент достигли самого севера Новой Земли и продвинулись даже ещё чуть-чуть севернее — до Оранских островов, — рассказал Евгений.
В Арктику Евгений Ермолов любился во время своей самой первой экспедиции. И сейчас каждый год на архипелагах Земля Франца Иосифа и Новой Земля он проводит археологические раскопки, выявляет памятники и определяет степень их сохранности.
— Работа в Арктике, и тем более работа в национальном парке, очень интересная, потому что, во-первых, сама Арктика совсем отличается от нашего повседневного окружения. Арктика — это совсем другой мир, это прям как космос. Там ледники, огромные расстояния, скалы, иногда встречаются белые медведи, огромные пространства. То есть, всё это своим масштабом, конечно, очень поражает всегда, — отметил Евгений.
История покорения российской Арктики — это путь мужественных и отважных людей, которые рискнули сделать первый шаг в неизведанную пугающую пустыню. Сейчас полярники — это и геологи, и нефтедобытчики, океанологи и все те, кто работает за полярным кругом. От их работы во многом зависит наше будущее.
— Все знаем мы про глобальное потепление и изменение климата. Так вот в Арктике это все гораздо быстрее происходит, гораздо явнее. И исследования, которые там сейчас проводят, по сути люди изучают завтрашний день здесь у нас на большой земле. То есть в Арктике сейчас происходит то, что завтра будет происходить здесь. И это, конечно, очень важно. То есть это новая актуализация этой профессии полярной, — заключил Евгений Ермолов.
Поздравляли полярников и дети — вчера ученики третьей гимназии сделали для них поздравительные открытки.
Музей Арктики и Антарктики отмечает День полярника всю неделю
Goarctic.ru, 22/05/2024
По случаю Дня полярника Российский государственный музей Арктики и Антарктики (РГМАА, г. Санкт-Петербург) подготовил специальную тематическую программу, которая продолжится с 22 по 26 мая.
22 мая состоится «День полярной литературы» в ходе которой посетители смогут встретиться с известными авторами-полярниками Виктором Боярским и Андреем Ивановым, сотрудниками института Арктики и Антарктики Маргаритой Емелиной и Сергеем Лесенковым. Желающие смогут бесплатно получить книги и брошюры на полярную тематику, а также детский журнал «Костер».
На 23 мая запланирован «День полярного кино» с показом документального фильма «Папанинцы» (1938 г.) и лекцией Михаила Русанова о фильме «Два капитана» (1976 г.).
24 мая в «День полярной живописи» тематическую лекцию прочитает председатель правления Ассоциации Царскосельских художников Вадим Маслов.
25 мая о специфике работы синоптиков расскажет многократный участник полярных экспедиций Юрий Куткевич.
26 мая откроется временная выставка «Арктика и Антарктика глазами посетителей», которую создадут из лучших творческих работ на полярную тематику (рисунков, прозы, поэзии) выполненных непрофессиональными авторами.
Подробная информация о времени и условиях участия в мероприятиях размещена на официальной странице Вконтакте.
Оборона и безопасность
Северный флот: военные атташе 42 дружественных стран прибыли с визитом
ИА Би-Порт (Мурманск), 22/05/2024
С визитом на Северный флот прибыли представители военно-дипломатического корпуса иностранных государств, аккредитованные в РФ. В состав делегации вошли 58 иностранных военных дипломатов, представляющих 42 государства, расположенных на пяти континентах.
В программе визита - встреча с командующим Северным флотом вице-адмиралом Константином Кабанцовым, посещение воинских частей и кораблей Северного флота, знакомство с условиями прохождения службы моряков-североморцев, с Кольским Заполярьем, культурные мероприятия.
Представители иностранного военно-дипломатического корпуса посетят фрегат «Адмирал флота Касатонов», побывают на атомном подводном ракетном крейсере «Орёл» и на других боевых кораблях и судах обеспечения.
Военные атташе также побывают на выставке современных образцов вооружения, военной и специальной техники, применяемых Северным флотом в ходе решения задач по предназначению.
Знакомство с Северным флотом иностранных военных атташе дружественных стран проходит в соответствии с планом работы Министерства обороны РФ с военно-дипломатическим корпусом и продлится в течение нескольких дней.
Первоисточник: https://b-port.com/news/292351
Совещание по вопросам паводка и природных пожаров провел в Якутске Александр Куренков
ЯСИА, 22/05/2024
Министр России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Куренков провел 22 мая в Якутске координационное совещание. На нем рассмотрели два вопроса — прохождение паводкоопасного периода и подготовку к пожароопасному сезону в Якутии.
Как было отмечено на совещании, паводок на территории региона проходит в сложных условиях. Подтоплению во время ледохода подверглись ряд населенных пунктов на берегу реки Лены, наиболее пострадали Намский и Олекминский районы. В республике объявлен режим чрезвычайной ситуации регионального характера. При этом, если в центральной Якутии ледоход уже прошел, то на севере он только начинается.
«В текущем году река Лена показала вновь свою силу и характер. Условия прохождения ледохода, по оценкам экспертов, схожи с 2013-м годом, когда на территории республики произошло крупномасштабное, разрушительное наводнение», – отметил глава региона Айсен Николаев.
Сейчас в пострадавших населенных пунктах начинаются восстановительные работы, в том числе на инфраструктурных объектах. Оказывается необходимая помощь жителям. Число пострадавших, чьи дома затронула стихия, по предварительной оценке, превысило 3 тысячи человек.
«Мы должны как можно скорее вернуть жизнь людей в прежнее русло, работать слаженно и без лишнего бюрократизма. За шестью наиболее пострадавшими населенными пунктами закреплены заместители министров разных ведомств, созданы оперативные группы», – подчеркнул глава Якутии.
Александр Куренков поручил ускорить подсчет ущерба на местах и доложить о результатах в федеральный центр.
«Я бы хотел, чтобы контроль всех мероприятий продолжался, и они были полноценно налажены. Как уже ставил задачи президент Российской Федерации, незамедлительно должна быть проведена оценка ущерба», – сказал министр, отметив, что комиссии на местах уже работают.
Глава МЧС России дал конкретные рекомендации по организации неотложных работ. В регионе оперативно должны завершиться строительные и ремонтные работы. Особое внимание он поручил обратить на проведение школьных экзаменов, обеспечение пожарной безопасности в пострадавших объектах, в том числе объектах энергетики, а также эпидемиологической безопасности.
Граждане должны получать полную информацию обо всех мерах поддержки – от финансовой и материальной помощи до ипотечных и кредитных каникул, подчеркнул Куренков. Также он распорядился обратить внимание на контроль за ростом цен – от воды до строительных материалов.
Александр Куренков отметил высокий уровень организации работы пунктов временного размещения и помощь, которую оказывают волонтеры.
«Очень хорошая работа добровольцев. Очень благодарен, что столько добросердечных людей отозвались, помогают пострадавшим в трудной ситуации, вообще молодцы. Спасибо большое за эту помощь», — поблагодарил глава ведомства. Он также рекомендовал при реализации мер поддержки сделать особый акцент на помощи пожилым людям, инвалидам, многодетным семьям, участникам специальной военной операции и их семьях.
Глава МЧС РФ поручил незамедлительно сделать в федеральный центр заявки по дополнительному обеспечению медикаментами, бутилированной водой, продовольствием и тепловыми пушками. Он проинформировал, что в ближайшие дни в Якутию уже будут направлены такие пушки для просушки домов.
Куренков отметил передовой опыт республики в борьбе с природными пожарами и подчеркнул, что в 2024 году протоколом правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности принято решение о проведении на территории региона пилотного проекта по совершенствованию и организации работ по предупреждению и реагированию на ландшафтные (природные) пожары в течение пожароопасного сезона.
Напомним, особый противопожарный режим в Якутии был установлен 6 мая. За этот период в республике было обнаружено и потушено четыре лесных пожара и 10 ландшафтных. Все они произошли по вине человека, в большинстве случаев – из-за сельскохозяйственных палов, которые запрещены на законодательном уровне. Оперативность тушения в первые сутки составляет 75%.
В текущий сезон в республике на борьбу с пожарами предусмотрено более 2,6 млрд рублей, из которых 1,6 млрд выделено из федерального бюджета. Средства направлены на работу лесопопожарных формирований, привлечение авиации и другие работы.
В этом году, как и в прошлые два года, в Якутии будут работать самолеты-зондировщики для искусственного вызывания осадков. Один самолет привлечен по контракту с Росгидрометом, второй был оборудован в прошлом году на базе самолета местной авиакомпании «Полярные авиалинии».
На мониторинге и ликвидации пожаров будут работать 50 воздушных судов: 30 самолетов и 20 вертолетов. В рамках президентского нацпроекта «Экология» закуплено дополнительно 16 единиц лесопожарной техники, в рамках нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» – 35 беспилотников, которые также будут привлечены к мониторингу возгораний. Утверждены 39 наземных маршрутов и 75 авиационных.
Численность личного состава лесопожарных формирований (региональная «Авиалесоохрана» и «Якутлесресурс») составляет 1203 человек. По итогам проверки Федерального агентства лесного хозяйства в рамках готовности субъекта к пожароопасному сезону 2024 года республика была признана готовой. Также оценка проводилась Главным управлением МЧС России по РС (Я).
Напомним, президент РФ Владимир Путин поставил задачу обеспечить сокращение площади лесных пожаров на землях лесного фонда в 2022-2030 годах не менее чем на 50% относительно уровня 2021 года. 2021 год в Якутии стал самым сложным, тогда за сезон было зарегистрировано 1 696 лесных пожаров, общая площадь, пройденная огнем, превысила 7,9 млн га. В 2022 году благодаря предпринятым мерам был зарегистрирован 531 лесной пожар на площади 560 тысяч га, в 2023-м — 823 пожара на площади 1,4 млн га, в совокупности по площади это в четыре раза меньше, чем в 2021-м.
Первоисточник: https://ysia.ru/soveshhanie-po-voprosam-pavodka-i-prirodnyh-pozharov-provel-v-yakutske-aleksandr-kurenkov/
В Якутию прибыл министр МЧС России Александр Куренков
ЯСИА, 22/05/2024
В среду, 22 мая, в республику с рабочим визитом прибыл министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ Александр Куренков.
Глава МЧС России продолжает работу в регионах страны, наиболее пострадавших от весеннего половодья. Ранее он побывал в Омской, Оренбургской, Курганской, Тюменской областях.
В Якутии Александр Куренков вместе с главой республики Айсеном Николаевым совершит облет Намского района для оценки оперативной обстановки с воздуха, встретится с жителями села Хатырык, пострадавшего от паводка.
Министр оценит готовность группировки сил и средств, привлеченных к ликвидации последствий стихии. На территории региона задействованы четыре оперативные группы МЧС России. Всего к ликвидации последствий весеннего половодья в Намском районе привлечено 384 человека и 92 единицы техники, включая плавсредства.
В завершение рабочего визита глава МЧС России проведет в Якутске выездное координационное совещание по вопросам прохождения паводка и подготовке к пожароопасному сезону.
Первоисточник: https://ysia.ru/v-yakutiyu-pribyl-ministr-mchs-rossii-aleksandr-kurenkov/
Промышленность и технологии
Глава Минвостокразвития назвал основные проблемы горнорудной промышленности
ТАСС, 22/05/2024
Недостаточный уровень изученности недр, высокий износ техники и дефицит кадров стали одними из основных вызовов горнорудной промышленности на Дальнем Востоке и в Арктике. Об этом сообщил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.
"Задача государства - радикально нарастить инвестиции в геологоразведку, особенно на ранних стадиях открытия новых месторождений. На первое место в перечне проблем в этом секторе на Дальнем Востоке и в Арктике мы ставим недостаточный уровень изученности недр, потому что советских масштабов разведки, советских масштабов бурения, к сожалению, сегодня мы не наблюдаем и боремся за то, чтобы уровень участия государства на самых ранних венчурных стадиях рос", - сказал он в ходе выступления на совместном заседании Высшего горного совета и Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК.
В качестве решения в министерстве предлагают формирование новых точек комплексного развития в ДФО и АЗРФ и совершенствование мер поддержки горнопромышленного комплекса.
На втором месте, исходя из представленной Чекунковым презентации, находятся санкции на экспорт сырья в России. В качестве решения предлагаются переориентация экспорта на рынки стран АТР и более глубокая переработка в РФ. На третьем месте - санкции на импорт оборудования и высокий износ техники. Эту проблему, как считают в министерстве, решат локализация производства, импорт оборудования из дружественных стран, а также параллельный импорт.
"Четвертая проблема - дефицит подготовленных кадров. Я знаю, что мы до сих пор опираемся на компетенции людей старшего поколения, на советскую геологию. Очень важно, чтобы эта школа развивалась и опыт передавался. Для этого реализуется проект "Приоритет 2030. Дальний Восток", в рамках которого одно из основных направлений работ - это создание горной академии на базе Забайкальского университета", - добавил Чекунков.
Помимо создания горной академии проблему решит возрождение программ в учебных заведениях и создание профессионалитетов, полагает министр.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/20872879?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D
Северный морской путь
Глава Якутии поручил провести проверку по факту затонувших судов в Жиганском районе
ЯСИА, 22/05/2024
Во вторник, 20 мая, в Жиганске произошла подвижка льда на реке Лене. В результате из зимнего отстоя вынесло три судна, два из которых затонули. Глава Якутии Айсен Николаев поручил провести служебную проверку и наказать виновных.
«Что касается ситуации с судами ПАО «ЛОРП» в Жиганском районе, поручил провести служебную проверку, детально разобраться в ситуации и наказать виновных», — сказал глава во время совещания с правительством республики.
Напомним, из зимнего отстоя вынесло суда «Капитан Бурковский», «Софрон Данилов» и «Михаил Курчатов», а также пять барж, принадлежащих ЛОРП. Экипаж затонувших судов эвакуирован.
Первоисточник: https://ysia.ru/glava-yakutii-poruchil-provesti-proverku-po-faktu-zatonuvshih-sudov-v-zhiganskom-rajone/
Социально-экономическое развитие
ВТБ начал принимать заявки на обновленные дальневосточную и арктическую ипотеки
ЯСИА, 22/05/2024
С 21 мая ВТБ запустил прием заявок по новым условиям дальневосточной и арктической ипотечных программ. Подать документы на льготный кредит теперь могут медицинские работники и преподаватели вне зависимости от своего стажа работы (ранее – не менее 5 лет).
Финансовый институт развития в жилищной сфере Дом.РФ расширил дальневосточную и арктическую ипотеки на весь преподавательский состав государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников медицинских организаций, вне зависимости от их стажа, 16 мая.
Наряду с этими категориями заемщиков, подать заявки на кредит по условиям программ получили возможность участники СВО и члены семей погибших участников СВО. Кроме того, купить недвижимость по льготной ставке по-прежнему могут супруги в возрасте не старше 36 лет, одинокие родители не старше 36 лет с ребенком до 19 лет, работники организаций ОПК, осуществляющих деятельность на территории ДФО и арктической зоны, а также граждане РФ, вынужденные покинуть территорию Украины.
В моногородах и сельских населенных пунктах клиенты могут приобрести жилье как на первичном, так и вторичном рынке, в том числе таунхаус, коттедж или жилое помещение с земельным участком. В городах возможно приобретение только новостроек.
Сделки по новым параметрам программ ВТБ начнет проводить с 1 июня в соответствии с решением Министерства финансов РФ.
«Дальний Восток и Арктика – стратегические регионы для нашего государства, где очень важно решать вопросы с ростом численности населения и обеспечивать его комфортным жильем. Льготные программы со сниженными ставками стали эффективным инструментом повышения качества жизни клиентов, проживающих в отдаленных уголках страны не с самыми благоприятными климатическими условиями. Прежде всего молодых семей, на которые сегодня приходится 65% выдач по программам. Понимая это, ВТБ одним из первых банков откликнулся на инициативу правительства распространить льготные условия на преподавателей и работников медицинских учреждений, вне зависимости от их стажа работы, и заранее запустил прием заявок. Это позволит нашим клиентам уже сейчас подобрать жилье и оперативно провести сделки после официального старта новых параметров 1 июня», — прокомментировал начальник управления «Ипотечное кредитование» ВТБ Сергей Бабин.
По итогам четырёх месяцев 2024 года ВТБ оформил свыше 79,1 тыс. жилищных кредитов, общий объем сделок составил почти 392 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года спрос клиентов ВТБ на ипотеку вырос более чем на 20%. Около 70% сделок от общего числа сделок банк провел в рамках госпрограмм.
Первоисточник: https://ysia.ru/vtb-nachal-prinimat-zayavki-na-obnovlennye-dalnevostochnuyu-i-arkticheskuyu-ipoteki/
Транспортные системы
В Тюмени второй раз за сутки экстренно сел ямальский самолет: причина
Север-Пресс, 22/05/2024
Из-за разгерметизации кабины самолет, совершавший рейс Уфа — Ноябрьск, приземлился в Тюмени. Об этом написал telegram-канал Уральской транспортной прокуратуры.
«Воздушное судно Airbus 320 авиакомпании Ямал, следовавшее рейсом 9761 Уфа— Ноябрьск, по причине срабатывания сигнализации о разгерметизации кабины пилота совершило вынужденную посадку в аэропорту Рощино (Тюмень)», — говорится в сообщении.
Борт благополучно приземлился. Пострадавших нет.
Утром Тюмень приняла пассажирский лайнер, летевший из Уфы в Новый Уренгой. Борт вынужденно сел из-за отказа приборов.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/v-tjumeni-vtoroj-raz-za-sutki-ekstrenno-sel-jamalskij-samolet-prichina/
Власти Поморья делают ставку на развитии Архангельского транспортного узла
Беломорканал, 22/05/2024
Сегодня во время своего отчета перед депутатами облСобрания губернатор Александр Цыбульский назвал одним из приоритетов своей работы развитие морской логистики. Он отметил, что прошлый год стал для его команды периодом проработки и подготовки к реализации ряда стратегических проектов, в том числе по развитию Архангельского транспортного узла.
– Северный морской путь сегодня – это главная судоходная артерия Российской Арктики и единственная океанская коммуникация, которая на всем своем протяжении проходит по территориальным водам Российской Федерации, являясь одним из важнейших элементов экономики арктических регионов. От этого и роль нашего региона в условиях санкционных ограничений, необходимости изменения логистики существенно возрастает, – сказал Александр Цыбульский. – В прошлом году мы начали серьезно работать над возможностями развития Архангельского транспортного узла. Нам необходимо еще больше использовать нашу портовую инфраструктуру, развивать ее комплексно, тем более, что сегодняшние реалии позволяют делать это при серьезной стимулирующей роли государства.
Подтверждением стратегической значимости Архангельска для развития Севморпути стал утвержденный в сентябре прошлого года комплексный план развития Архангельского транспортного узла на период до 2035 года. Он включает в себя мероприятия как по развитию действующей транспортной и инженерной инфраструктуры, так и по созданию принципиально новых объектов.
Ключевым мероприятием комплексного плана развития Архангельского транспортного узла является флагманский для региона перспективный инфраструктурный проект по строительству глубоководного района морского порта Архангельск в Двинском заливе Белого моря с максимально допустимой осадкой 14,5 метра. Естественные глубины района позволят обрабатывать крупнотоннажный флот дедвейтом до 75 тысяч тонн и контейнеровместимостью 5000 единиц.
Архангельский транспортный узел является опорной точкой на трассе Северного морского пути. Его роль усиливается за счет многопрофильности и возможности круглогодичной навигации с выходом в мировой океан без пересечения территориальных вод других государств. Существующие глубины порта позволяют принимать суда с осадкой до 9,2 метра дедвейтом до 35 тысяч тонн.
– У нашего порта есть преимущество, которое позволяет осуществлять морские рейсы как по Северному морскому пути, так и через Суэцкий канал: время следования судна из Архангельска в Шанхай через Суэцкий канал составляет 53–58 дней, а по Севморпути – в два с половиной раза меньше: 20–22 дня. Это на 10 дней быстрее, чем даже из Санкт-Петербурга по СМП, – подчеркнул Александр Цыбульский.
Помимо традиционных каботажных перевозок, по Северному морскому пути активно развиваются и экспортные перевозки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В прошлом году отправлен первый за последние 10 лет прямой рейс из Архангельска в Шанхай по Севморпути. В планах китайского перевозчика – на летне-осеннюю навигацию этого года увеличить количество таких судозаходов до 12 в год с дальнейшим потенциалом роста. Также буквально пару недель назад подписано соответствующее соглашение с логистической группой «Торгмолл», которая занимает сегодня лидирующее место в сфере морских перевозок. А по итогам недавней рабочей поездки делегации Архангельской области в КНР, где были представлены возможности морского порта столицы Поморья, интерес китайской стороны к сотрудничеству с регионом еще возрос.
В прошлом году впервые из Архангельска также был отправлен субсидируемый морской рейс Атомфлота в морские порты Дальнего Востока и в обратном направлении. Перевозка грузов на таких рейсах осуществляется по льготным тарифам морского фрахта. Заинтересованность грузоотправителей, по словам губернатора, высокая – потенциальная грузовая база составила порядка 17 тысяч тонн.
– По итогам нашей недавней бизнес-миссии в Республику Беларусь Архангельскому морскому торговому порту удалось наладить контакты с крупнейшим в республике логистическим оператором – «Белтаможсервис». Есть договоренность о подписании соглашения о сотрудничестве, в рамках которого белорусская сторона будет предлагать мощности морского порта Архангельск своим основным грузоотправителям, – сообщил Александр Цыбульский. – Должен отметить, что в настоящее время объем экспортного грузооборота Республики Беларусь, который проходит через территорию Российской Федерации, составляет порядка 20 миллионов тонн, и имеющиеся компетенции стивидоров нашего порта интересуют белорусских экспортеров. Они посещали наш порт, думаю, в ближайшее время будем развивать с ними взаимоотношения в части организации перевалки контейнеризированного груза, металлопродукции, оборудования и техники.
Также остро стоит вопрос о переориентации перевалки российских минеральных удобрений. Введенные западом ограничительные меры в отношении России закрыли доступ российским производителям к морским портам Прибалтики, через которые исторически переваливалась такая продукция. Сейчас дефицит портовых мощностей для обеспечения перевалки минеральных удобрений российских производителей составляет порядка 6 млн тонн в год.
– Морской порт Архангельск является альтернативным пунктом перевалки минеральных удобрений. Терминалы нашего порта уже сейчас готовы обеспечить их перемещение в объеме свыше 1 миллиона тонн в год, и уже порядка 6 судов с этой продукцией отправились из нашего порта в направлении африканских стран. В ближайшее время планируются аналогичные рейсы в Индию, – заявил Александр Цыбульский.
Глава региона также подчеркнул, что в прошлом году санкционные ограничения, действительно, помогли вскрыть те резервы в части логистики и использования архангельских портовых мощностей, которые ранее не были задействованы, сообщает пресс-служба Губернатора и Правительства Архангельской области.
На время ледохода между Салехардом и Лабытнанги остановят суда на воздушной подушке
Север-Пресс, 22/05/2024
Когда ледоход дойдет до Салехарда, суда на воздушной подушке, курсирующие на переправе, прекратят работу. Об этом сообщили в департаменте транспорта ЯНАО.
Пока они ходят с 06:45 до 23:00. Расписание опубликовано на сайте департамента.
Ледоход наблюдают в 260 километрах от столицы Ямала, он идет со скоростью 30 километров в сутки. 22 мая весеннее явление наблюдали в Казым-Мысе. Там находится первый после границы с Ханты-Мансийским автономным округом наш пост наблюдений Ямало-Ненецкого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/na-vremja-ledohoda-mezhdu-salehardom-i-labytnangi-ostanovjat-suda-na-vozdushnoj-podushke/
Экология
Эколог Жуков назвал опасность окраски рек Арктики в неестественный оранжевый цвет
МедЗдрав.инфо, 22/05/2024
Реки и водоемы Арктики стали стремительно менять цвет на оранжевый. Причиной является увеличение оксида железа и других металлов в составе воды. Чем вызван этот процесс и к каким проблемам приводит, Медздрав.Инфо рассказал исполнительный директор НП «Национальный центр эколого-эпидемиологической безопасности», член общественного совета Росприроднадзора Владислав Жуков.
«За последние несколько лет в арктических регионах наблюдается изменение окраски рек и ручьёв. Они приобретают неестественный для них цвет, в основном оранжево-ржавый. Это связано с изменением как химического, так и биологического состава воды. В воде увеличивается содержание тяжёлых металлов, прежде всего растворённого оксида железа. Эти регионы в основном достаточно удалены от промышленных объектов, которые могли бы сбрасывать в воду отходы, за счёт чего менялись бы состав и цветность воды. Данные соединения попадают из недр земли», — пояснил эколог.
Ученые делают различные предположения, что стало причиной процесса. Предполагается, что он связан с таянием вечной мерзлоты под воздействием потепления климата. Подобные случаи наблюдаются и на Аляске.
«На самом деле причиной является увеличение геологической, вулканической активности. Если проанализировать картографию окраски рек и таяние вечной мерзлоты в арктических регионах как на территории Российской Федерации, так и на Аляске, то можно это сопоставить с увеличением вулканической деятельности. Земля нагревается изнутри, а не снаружи, как считают сторонники теории о влиянии глобального потепления. Из-за этого тает вечная мерзлота. Из-за этого водоносные пласты насыщаются содержащимися породами, в составе которых соединения железа, никеля, кадмия, никеля, марганца. В основном железо придаёт такой оттенок воде», — считает Владислав Жуков.
Специалист указал на тот факт, что процесс окраски воды наблюдается в сейсмоактивных зонах. Если бы его причиной был нагрев атмосферы, то ситуация наблюдалась бы равномерно по всем территориям, а не локально.
«Данный процесс влияет на экосистемы региона. Химический состав воды меняется в сторону закисления, что делает невозможным нерест рыбы. То есть эти популяции животных вытесняются вплоть до полного исчезновения. Гибнут гидробионы, страдают наземные животные, потому что нарушается кормовая база. Разрушается естественная среда обитания многочисленных видов, ставя их под угрозу вымирания. Но, прежде всего, нарушается нерест крупной рыбы, промысловых, ценных и редких пород», — обозначил проблему специалист.
В Якутии на месте затонувших во время ледохода судов разлива нефтепродуктов не обнаружили
ЯСИА, 22/05/2024
21 мая в Жиганском районе Якутии во время ледохода на реке затонули два судна. Разлив нефтепродуктов не обнаружен, в настоящее время на месте работает межведомственная оперативная группа под руководством министра по делам гражданской обороны и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Якутии Дмитрия Лепчикова.
Напомним, 20 мая из 10 судов ПАО «ЛОРП», стоявших на отстое, вследствие местной подвижки льда и повреждения, вынесло судна «Капитан Бурковский», «Софрон Данилов» и «Михаил Курчатов», из которых накануне затонули два судна. Экипажи были эвакуированы, пострадавших нет.
«По информации компании, экипажем приняты меры по откачке оставшихся нефтепродуктов. В настоящее время принимаются меры по выживанию третьего судна-толкача силами оперативной группы Службы спасения и экипажа. Ведется постоянный экологический мониторинг на месте затонувших кораблей», — приводит слова Дмитрия Лепчикова пресс-служба Службы спасения региона.
На судне «Михаил Курчатов» производится перекачка топлива, откачка воды, сварочные работы.
По информации директора ПАО «ЛОРП» Сергея Ларионова, в прошлом году в результате аномально низких уровней воды на реке Яне практически было парализовано судоходство. Суда компании, обеспечивая северный завоз в арктические группы районов, вынуждены были задержаться в Арктике на две недели.
В результате танкер «Механик Винокуров», три буксира «Софрон Данилов», «Механик Курчатов» и «Капитан Бурковский», а также шесть барж остались на отстой в Жиганске, в местности, где ранее отстаивались суда ЛОРП.
В течение зимы пароходство проводило мероприятия по обеспечению безопасности отстоя судов. Выполнены они были в полном объеме: в Жиганск для подготовки к прохождению ледохода была привезена баровая машина для распиловки льда. Зачернение и распиловка льда были произведены в срок. Все суда были приведены в техническую готовность, были исправны и готовы к работе, передает пресс-служба ЛОРП.
К началу навигации 2024 года экипажи заблаговременно прибыли на суда. До момента первой подвижки льда буксиры завели танкер «Механик Винокуров» в протоку Стрекаловка, как это и было предусмотрено мероприятиями по безопасному отстою. Затем они должны были завести в протоку баржи, которые оставались в заливе.
«Во время работы буксиров по заводке этих барж произошла подвижка льда при аномально низких уровнях воды в 445 см. Обычно подвижки и ледоход происходят тогда, когда уровни воды достигают свыше 700 см. Отметим, что лед представлял из себя довольно плотный монолит синего цвета, что сказывалось на тяжести работы этих буксиров.
В результате первой подвижки льда суда вынесло в реку. При этом буксир «Механик Курчатов» вытолкало на берег в районе нефтебазы. После чего в течение суток «Софрон Данилов» и «Капитан Бурковский» продвигались обратно к устью Стрекаловки. Однако на следующий день, второй подвижкой льда эти суда получили повреждения, в результате которых оба буксира затонули.
Все члены экипажей судов эвакуированы, разливов нефтепродуктов нет», — подчеркнул Сергей Ларионов.
На месте происшествия работают спасатели Службы спасения республики, представители министерства по делам гражданской обороны и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, ПАО «ЛОРП», министерства транспорта и дорожного хозяйства республики.
Первоисточник: https://ysia.ru/v-yakutii-na-meste-zatonuvshih-vo-vremya-ledohoda-sudov-razliva-nefteproduktov-ne-obnaruzhili/
На Ямале увеличивается количество микропластика
Вести-Ямал, 22/05/2024
Микропластика на Ямале все больше. И это повод озадачиться, ведь полимеры несут угрозу климату и человеку. Они выделяют парниковые газы, из-за чего растет температура в Арктике и ускоряется таяние льда.
Ученые приступили к наблюдениям два года назад. По словам Романа Колесникова, ведущего научного сотрудника Научного центра изучения Арктики, местного микропластика в регионе практически нет. Он приходит с атмосферными осадками из других частей планеты, в частности, Европы, то есть количество загрязнителя невысокое.
«Мы должны понимать, что это все же арктические экосистемы, и как они будут в дальнейшем реагировать на эти концентрации микропластика, пока непонятно. Это одна из задач, которые мы должны в ближайшей перспективе понять и решить», - сказал Роман Колесников.
В фокусе внимания ученых - природный парк Ингилор. Известно, что в сравнении с заповедниками других стран уровень загрязнения в атмосферных осадках в несколько раз ниже.
Энергетика
В ЕС с осторожностью подошли к запретам в отношении российского газа
Российская газета, 22/05/2024
Европейская комиссия (ЕК) по просьбе Франции, Бельгии и Германии оценит возможные последствия от введения запрета на перевалку российского сжиженного природного газа (СПГ) в портах ЕС и его реэкспорта после этого в другие страны, сообщает Reuters. Разговор идет о внесении этого пункта в 14-й пакет санкций ЕС против нашей страны, который сейчас обсуждается.
В ЕК должны вынести вердикт, ударит ли такой запрет по российской экономике сильнее, чем по экономике ЕС, или все получится наоборот. Смысл этой идеи - запретить перегружать в Европе российский СПГ, отправляемый из Арктики или Балтики, на другие танкеры (иногда с перепродажей его другому собственнику) для последующей отправки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Чаще всего такая перегрузка происходила в Бельгии и во Франции.
При этом в ЕС, по-видимому, отказались от идеи немедленного полного законодательного запрета импорта российского СПГ. Вместо этого Совет ЕС принял 21 мая директиву, устанавливающую общие правила внутреннего рынка для природных газов, СПГ и водорода. В ней указывается, что с начала 2026 года ЕС может полностью запретить импорт природного газа и СПГ из России сроком на один год с возможностью его пролонгации, с одной стороны, и быстрого снятия этого запрета, если что-то пойдет не так, с другой. Фактически чиновники Евросоюза, наученные прошлыми ошибками, "подстелили себе соломки" на будущее. Но вернемся к перевалке.
Она важна для двух крупнотоннажных российских проектов по сжижению газа в Арктике - "Ямал СПГ", мощностью до 20 млн тонн в год, и "Арктик СПГ-2", мощностью пока 6,6 млн тонн в год (запущена одна линия производства из трех).
Как заметила в беседе с "РГ" директор по исследованиям компании "Имплемента" Мария Белова, основной смысл перевалки российского СПГ в европейских портах - это увеличение оборачиваемости и без того дефицитных судов Arc 7, которые используются "Ямал СПГ" и будут эксплуатироваться "Арктик СПГ-2". Запрет на реэкспорт приведет к удорожанию доставки СПГ и снижению загрузки наших арктических заводов. Однако у этой проблемы есть решение: перевалка российского СПГ борт-в-борт в районе Мурманска и круглогодичные поставки СПГ по Северному морскому пути (СМП) в восточном направлении, что уже начал практиковать "НОВАТЭК".
Также перевалка в портах ЕС может быть востребована для отгрузки нашего СПГ со среднетоннажных проектов на Балтике, позволяя экономить на транспортировке, не продавая газ в Европу, перепродавать его через трейдеров с перегрузкой в портах ЕС. Но здесь влияние запрета будет значительно ниже. По Балтике ходят простые суда, а не ледового класса, просто танкерам с нашим СПГ придется доставлять груз непосредственно до покупателя или опять же совершать перегрузку борт-в-борт.
По словам Беловой, обсуждаемая в рамках 14-го пакета странами ЕС мера, с одной стороны, несколько усложнит жизнь российским заводам, с другой - подстегнет компании к поиску альтернативных решений. Гораздо более серьезными в этом смысле являются адресные санкции США, под которые уже попал целый ряд СПГ-проектов в России.
Для Европы запрет перевалки может иметь последствия не только с точки энергетической безопасности, но и торговли. Не случайно с просьбой оценить последствия в ЕК обратились две станы с крупнейшими экономиками в ЕС - Германия и Франция. На продаже не только российского, но и американского СПГ неплохо зарабатывают многие европейские компании.
Как отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, страны, которые участвуют в торговле российским СПГ, имеют серьезный вес и, очевидно, не хотят подорвать свой бизнес и свою энергетическую безопасность. Мы видим, что на дворе конец мая, хранилища в Европе заполнены, а цены на газ на хабах почти вдвое выше среднего уровня прошлого десятилетия.
Кроме того, запрет на перевалку приведет к увеличению масштабов физического свопа, когда больше российского СПГ будет поставляться на европейские терминалы и европейский рынок, а СПГ других поставщиков будет отправляться в Азию. Что тоже должно выглядеть странно для инициаторов санкций, поясняет эксперт.
О том, насколько нестабилен и разобщен, несмотря на декларируемое единство, европейский газовый рынок, говорит, например, сообщение, что Германия с июля увеличит надбавку за транзит газа сразу на 34% до 2,5 евро за МВтч, что усилит напряженность в отношениях с Австрией и Брюсселем. Причем Австрия напрямую заявляет, что эта надбавка делает невозможным отказ страны от российского трубопроводного газа, который просто оказывается дешевле, чем возможные поставки из других стран через западноевропейские терминалы СПГ и транзитом через Германию.
При этом на новые российские проекты СПГ в Арктике запрет перевалки может повлиять негативно. Едва ли китайских или ближневосточных инвесторов привлекут проекты, с которых СПГ придется возить в обход всей Европы и половины Азии. В этом свете становится очевидным, что для таких проектов самым лучшим исходом будет скорейший запуск круглогодичной навигации по СМП с возможностью перевалки на Камчатке и полное обеспечение необходимого грузопотока судами ледового класса.