Обзор СМИ
18/09/2024
Оглавление
Российские дети съели выросшее в Арктике «Яйцо дракона»
До 1000 особей может увеличиться популяция бизонов в Якутии к 2035 году
Ямальский парламент рассмотрит новые варианты поддержки сирот из числа КМНС
Молодые семьи кочевников Ямала будут получать «Чумовой капитал» после рождения второго ребенка
Жители Ямала узнали от губернатора, зачем дома продолжают расписывать муралами
В Карском море спасают экипаж исследовательского судна
Через порт Кандалакши будут экспортировать аммиачную селитру
Сроки удаления затонувшего судна "Счастливый" из порта Мурманска сдвинуты на 2025 год
«Капремонт был в 2020 году»: в Институте океанологии оценили ситуацию с застрявшим в Арктике судном
Биоресурсы
Российские дети съели выросшее в Арктике «Яйцо дракона»
Lenta.ru, 17/09/2024
В Мурманске агроном-подросток из технопарка «Кванториум» Анастасия Пономарева-Рунова вырастила арбуз сорта «Яйцо дракона». Об этом сообщается в Telegram-канале правительства Мурманской области.
Как рассказали власти, вес выросшей в Арктике ягоды составил 300 граммов. Учащиеся в технопарке дети не только съели арбуз, но и проанализировали уровень сахара в его мякоти — оказалось, что он не отличался от показателей магазинных арбузов.
В правительстве Мурманской области подчеркнули, что технопарк «Кванториум» вошел в пятерку лучших в России по итогам прошлого года.
До 1000 особей может увеличиться популяция бизонов в Якутии к 2035 году
ЯСИА, 17/09/2024
С начала проекта по восстановлению популяции лесного бизона в Якутии их количество составило около 320 голов. Данные пока представлены без учета приплода этого года: подсчет потомства проведут зимой во время подкормки. С учетом естественного прироста животных к 2035 году в республике ожидают увеличение численности бизонов до 1000 особей. Об этом сообщили в дирекции биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий и природных парков республики.
Восстановление популяции лесного бизона в Якутии началось с 2006 года. Проект стал крупным международным мероприятием в области охраны природы и основой для дальнейших усилий по восстановлению видов диких животных в России, отметили в дирекции.
Лесной бизон — один из крупнейших представителей современных копытных, которому удалось уцелеть со времен мамонтов. В прошлом он обитал на территории республики, но, по данным палеонтологов, был истреблен человеком примерно две тысячи лет назад. Сегодня животное занесено в Красный список Международного союза охраны природы (IUCN) и Красную книгу Якутии.
Учёные разделяют бизонов на два подвида – степные и лесные. Считается, что бизоны, обитавшие в плейстоценовый период на территории Якутии, идентичны именно современному лесному бизону. До настоящего времени во всем мире сохранилась лишь небольшая популяция этих животных в Канаде. Как разъяснили в дирекции биологических ресурсов, создание резервной популяции в Якутии позволит сохранить генофонд вида в случае крупномасштабной катастрофы в местах существующих популяций в Северной Америке.
На основе соглашения между Агентством парков Канады и правительством Якутии в 2006 году началась практическая реализация реинтродукции лесных бизонов в центральной части республики с завоза 30 молодых бизонов из национального парка Elk Island. В 2011, 2013 и 2020 годы было переселено еще по 30 телят. В 2017-2018 годах часть лесных бизонов впервые выпустили в дикую природу. Свободноживущая популяция осваивает долину среднего течения реки Синей на территории природного парка «Синяя». Их численность, по последним данным, достигла 130 голов.
Сейчас в системе дирекции биологических ресурсов действуют два питомника по содержанию лесных бизонов: «Усть-Буотама» площадью в 123 га в Хангаласском улусе и «Тымпынай» площадью в 300 га в Горном улусе. Основные направления их деятельности: содержание маточного поголовья и получение приплода, туризм и экопросвещение, изучение адаптивных особенностей бизонов и их воздействия на среду обитания. В питомнике «Усть-Буотама» содержится 42 особи маточного поголовья, в питомнике «Тымпынай» — 127.
Кроме того, с 2020 года в Якутии работает муниципальный питомник «Тумара» в Сунтарском улусе, где в настоящее время содержатся 17 лесных бизонов.
Первоисточник: https://ysia.ru/do-1000-osobej-mozhet-uvelichitsya-populyatsiya-bizonov-v-yakutii-k-2035-godu/
Власти ЯНАО выполнят главную просьбу ямальских оленеводов
Север-Пресс, 17/09/2024
Закупочные цены на оленину в ЯНАО будут повышены. Об этом сообщил глава Ямальского района и руководитель рабочей группы по обновлению дорожной карты поддержки тундровиков Андрей Кугаевский.
«Будет повышена закупочная цена на оленину на сертифицированных убойных комплексах. Об этом говорили на каждом стойбище. «Поднимаем» первую категорию с 450 до 500 рублей, вторую — со 150 до 250», — уточнил Андрей Кугаевский.
Изменение закупочной цены стало основным новшеством обновленной дорожной карты, работа над которой продолжалась все лето. В нее вошли и другие корректировки, обсуждавшиеся на встречах с тундровиками.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/vlasti-janao-vypolnjat-glavnuju-prosbu-jamalskih-olenevodov/
Коренные малочисленные народы
Ямальский парламент рассмотрит новые варианты поддержки сирот из числа КМНС
Север-Пресс, 17/09/2024
Депутаты ЯНАО рассмотрят законопроект о корректировке мер поддержки детей-сирот из числа представителей коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Документ опубликован на сайте ямальского парламента.
«Однократное обеспечение по достижении совершеннолетия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа коренных малочисленных народов Севера электронным сертификатом на приобретение оленей», — так звучит одно из положений законопроекта. В нем говорится и о том, чтобы расширить выделяемый сиротам из числа представителей КМНС набор для кочевой жизни.
Электронный сертификат — это одно из ключевых новшеств в поддержке коренных северян. В настоящее время 30 голов оленей выделяют получателям без возможности выбора. Теперь они сами смогут решать, сколько и каких животных приобрести.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/jamalskij-parlament-rassmotrit-novye-varianty-podderzhki-sirot-iz-chisla-kmns/
Молодые семьи кочевников Ямала будут получать «Чумовой капитал» после рождения второго ребенка
Север-Пресс, 17/09/2024
Молодые семьи коренных северян со следующего года смогут получить «Чумовой капитал» при рождении или усыновлении второго ребенка. Проект закона для общественного обсуждения опубликовал портал Законодательного собрания ЯНАО.
Законопроект предусматривает внесение изменений в некоторые нормативные акты в сфере гарантий прав представителей КМНС. Статью регионального закона № 1-ЗАО об обязательстве исполнительных органов власти обеспечить предоставление молодой семье кочевников комплекта чума и нарт при рождении (усыновлении) третьего ребенка с 1 января 2021 года дополнят словами «либо при рождении (усыновлении) второго ребенка с 1 января 2025 года».
Наука, культура и образование
Как изменилась природа Карского моря: научное судно "Дальние Зеленцы" вернулось из очередной экспедиции в Арктику
ГТРК Мурман, 17/09/2024
Выяснить, как изменилась фауна Карского моря почти за сто лет – одна из задач очередной экспедиции научного судна ММБИ "Дальние Зеленцы". На днях оно вернулось в Мурманск. Работали ученые в водах Карского моря, которое в этом году полностью освободилось ото льда, что позволило провести исследования. Последний раз специалисты были в этих широтах почти век назад, когда в Арктике был такой же теплый период.
"Такая же аномальная ситуация сложилась в этом году, Карское море полностью очистилось ото льда и удалось по тем же самым точкам. То есть наши ихтиологи взяли книгу "Рыбы Карского моря", оттуда географические координаты и точно в тех же координатах провели траление, чтобы далее провести сравнительный анализ того, как изменилась ихтиофауна в этом районе почти за сто лет", – рассказал заместитель директора ММБИ по науке Денис Моисеев. "Дальние Зеленцы" выходят в море несколько раз в год. Проводят исследования в разных частях Арктики. Если летом изучают виды и количество рыбы, то зимой – в полярную ночь – поведение в воде микроорганизмов. Оказалось, что активная жизнь в арктических морях есть даже без солнечного света. Пока исследователи и учение анализируют полученные в этот раз данные, "Дальние Зеленцы" уже готовятся к новой экспедиции.
"Следующая экспедиция у нас будет в район архипелага Шпицбергена и архипелага Земля Франца-Иосифа, это такая большая программа, которая специально финансируется министерством по исследованиям Шпицбергена. Там у нас идут планктонные съемки, бентосные съемки, тоже регулярный мониторинг проводится", – пояснил директор ММБИ Михаил Макаров.
Жители Ямала узнали от губернатора, зачем дома продолжают расписывать муралами
Север-Пресс, 17/09/2024
На Ямале за лето стало больше муралов. Десятки новых картин украсили фасады домов северян. В этом году работы посвящены семейным ценностям, военным и заботе о природе, написал в соцсетях губернатор Ямала Дмитрий Артюхов.
«Как договаривались с ребятами из Ноябрьска, в этом году картины посвящены семейным ценностям, нашим защитникам и заботе о природе», — рассказал глава ЯНАО в соцсетях. Дмитрий Артюхов поблагодарил ямальцев за идеи эскизов, а художников — за реализацию проектов, отметив, что результат радует. Муралы оживляют улицы северных городов и задают настроение жителям.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/blagoustrojstvo/novye-jamalskie-muraly-dobavili-jarkosti-i-nastroenija/
Северный морской путь
В Карском море спасают экипаж исследовательского судна
Север-Пресс, 17/09/2024
В Карском море началась спасательная операция экипажа научно-исследовательского судна «Академик Николай Страхов». На его борту 39 человек, включая группу ученых, сообщил telegram-канал Минобрнауки России.
К потерявшему управлению судну из порта Мурманска вышел спасательный корабль. Он должен взять на буксир «Николая Страхова». «Многофункциональное судно-спасатель «Мурман» прибудет в район якорной стоянки потерявшего управление судна 19 сентября, ориентировочно в 14:00», — сказано в сообщении.
О серьезной поломке главного двигателя судна «Академик Николай Страхов» стало известно 5 сентября. В это же время в море начался шторм, дрейфующий корабль отнесло на 17 миль к берегу. Рассматривался вопрос о доставке на борт ремонтников, а также буксировке судна в один из портов.
Сообщается, что жизни и здоровью участников экспедиции ничего не угрожает. У них в запасе достаточно продовольствия и питьевой воды.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/proisshestviya/v-karskom-more-spasajut-ekipazh-issledovatelskogo-sudna/
Через порт Кандалакши будут экспортировать аммиачную селитру
ИА Би-Порт (Мурманск), 17/09/2024
Морской порт Кандалакша включили в перечень пограничных пунктов, через которые можно вывозить аммиачную селитру. Соответствующее постановление подписали в правительстве РФ.
Как отмечает "Интерфакс", весной 2024 года из-за атак беспилотников "Большой порт Санкт-Петербург" прекратил перевалку аммиачной селитры, которая является потенциально взрывоопасной. Это вынудило производителей удобрений искать другие варианты экспорта селитры.
В июне глава Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Андрей Гурьев заявлял, что Минпромторг и Минтранс ведут работу по поиску и созданию мощностей для перевалки удобрений, рассматривая, в том числе, порты Архангельск и Кандалакша. Потребность отрасли в перевалочных мощностях он оценивал в четыре миллиона тонн. Порт Архангельска также был включён в перечень.
Первоисточник: https://b-port.com/news/295914
Сроки удаления затонувшего судна "Счастливый" из порта Мурманска сдвинуты на 2025 год
ИА Би-Порт (Мурманск), 17/09/2024
Удалить затонувшее маломерное судно "Счастливый" планируют до 16 сентября 2025 года. Это следует из распоряжения и.о. капитана морского порта Мурманск.
Судно "Счастливый" затонуло 11 января 2024 года в акватории мурманского порта. Собственнику было поручено удалить имущество в срок до 10 сентября 2024 года.
Согласно новому распоряжению, работы будут проводиться портом совместно с правительством Мурманской области. В частности, до 16 ноября планируется разработка документации по удалению затонувшего судна. Начать удаление необходимо до 16 декабря 2024 года, а завершить – до 16 сентября 2025 года.
Первоисточник: https://b-port.com/news/295917
«Капремонт был в 2020 году»: в Институте океанологии оценили ситуацию с застрявшим в Арктике судном
Радио Комсомольская правда, 17/09/2024
Исполняющий обязанности заместителя директора по научной работе Института океанологии РАН Вячеслав Кременецкий в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал ситуацию с научно-исследовательским судном «Академик Николай Страхов», застрявшим в Карском море после остановки главного двигателя.
Известно, что судно было построено в 1985 году по заказу Академии наук СССР, в 2020 году был капремонт двигателя, и при модернизации его трогать не стали. Сейчас «Страхов» стоит на якоре недалеко от берега Обской губы в районе острова Белый.
В пресс-службе Минобрнауки РФ сообщили, что спасательное судно «Мурман» подойдет к застрявшему судну, ориентировочно в четверг, 19 сентября. Научную группу и экипаж планируется пересадить на борт судна-спасателя, а «Николая Страхова» взять на буксир.
По словам Кременецкого, на море бывают всякие ситуации, не в первый раз встает главный двигатель, это на разных судах происходило и на российских, и на зарубежных.
«Конечно ситуация очень неприятная, что именно произошло и по какой причине, будут разбираться специалисты. Сейчас идет буксир, который отбуксирует его в Мурманск, где будут смотреть, что с главным двигателем. В 2020 году был капремонт, поэтому его ремонт на 2021-22 годы, когда модернизация проводилась, не был запланирован. А что именно произошло? Это будут разбираться специалисты на месте», — сказал он.
Представитель института отметил, что пока судно стоит не работают опреснители воды, поэтому запас технической воды не пополняется.
«На данный момент там все в порядке, капитан ограничил употребление воды. Сегодня я связывался с судном — утром ее включают на час до еды. То есть можно помыться, но не круглосуточно плескаться. Это штатная совершенно ситуация, бывает, что и совсем перекрывают ее. Буксир вышел 15 числа в 5 утра после того, как военные открыли Кольский залив, и по погоде, как все у нас в море бывает, ожидают его либо 18, либо уже 19 числа. Был другой план, даже договор вроде бы подписали 12 числа с другим буксиром из Архангельска, но он на следующий день отозвал свое решение. В тот же день нашли большой океанический буксир Морспасслужбы, который, собственно, ученых на себя и пересадит, не надо будет еще гнать "Келдыш" туда. На "Страхове" нет вертолетной площадки, поэтому нельзя так эвакуировать людей», — пояснил он.
Кременецкий добавил, что как стало довольно быстро понятно, невозможно починить двигатель в судовых условиях.
«Море холодное, но не суперхолодное, прогнозы отслеживаются по погоде. Там где-то будет усиление ветра ближе к 18 сентября, но не критичное. Они уже пережили один приличный шторм. Надо сказать, что очень неприятно его пережидать на якоре, а не спрятаться за остров за какой-нибудь, либо хотя бы встать на волну, чтобы можно было идти, смягчая воздействие. Он покачал ребят, неприятная ситуация, но все обошлось, к счастью», — подытожил он.
Социально-экономическое развитие
Закон о полярках краевым бюджетникам поможет удержать кадры в Арктике
Северный город (Норильск), 17/09/2024
Председатель комитета краевого Законодательного собрания по развитию северных территорий и делам коренных малочисленных народов Людмила Магомедова рассказала о законотворческих инициативах, важных для северян.
Сейчас в регионе действуют пять законов, предусматривающих гарантии, компенсации и меры социальной поддержки для жителей районов Крайнего Севера. Один из них касается оздоровления и летнего отдыха детей из Арктической зоны.
«Разработанный нами и принятый закон установил ряд новых мер социальной поддержки школьников 5–8-х классов, проживающих в Арктической зоне РФ на территории края. Теперь дети могут бесплатно отдохнуть в здравницах, расположенных на Черноморском побережье Краснодарского края, Республики Крым и Севастополя, на побережьях Азовского, Каспийского и Японского морей, в Республике Адыгея, на курортах Кавказских Минеральных Вод, оздоровительных летних лагерях нашего региона», – рассказала депутат агентству НИА-24.
Помимо путевок ребятам обеспечивается бесплатный проезд от места проживания к месту отдыха и обратно. За счет краевого бюджета организовано временное проживание и бесплатное питание в местах формирования групп, в пути следования к месту отдыха и обратно. Закон предусмотрел и гарантии для педагогов, сопровождающих детей в поездках.
«Документ – итог кропотливой межведомственной работы. Но, поверьте, результат того стоит. Думаю, что ребенок, вернувшийся с каникул наполненным позитивными впечатлениями, южным солнцем, общением с новыми друзьями, будет с радостью вспоминать свое лето», – сказала Людмила Магомедова.
Один из последних законопроектов приняли в завершении прошлого парламентского сезона в мае 2024 года. Документ обеспечивает право северян за счет краевого бюджета на бесплатный проезд или компенсацию его стоимости в медицинские организации края и РФ. Проезд будет оплачен к месту лечения, медицинского обследования или консультации, в случае если такие услуги не могут быть предоставлены по месту жительства. Эта мера поддержки распространяется на сопровождающих больных детей или пациентов, нуждающихся в посторонней помощи.
Говоря о планах работы комитета, Людмила Магомедова отметила, что несколько лет она и ее коллеги депутаты поднимают вопрос о выплатах полярок краевым бюджетникам.
«Сейчас их получают не все: для начисления необходим соответствующий стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. После консультаций с руководством края понимаю, что нас слышат, проект закона вскоре будет разработан, внесен правительством края и, надеюсь, принят до конца 2024 года. Поддержка поможет привлечь и удержать так необходимые Арктике кадры», – заключила председатель профильного комитета Заксобрания.
Исследование: количество жителей в 23 населенных пунктах Мурманской области сократилось на 41% с 1989 года
ИА Би-Порт (Мурманск), 17/09/2024
В Мурманской области зафиксирована самая заметная убыль населения в арктической зоне в период с 1989 по 2021 год. Об этом говорится в исследовании Института территориального планирования "Урбаника".
Всего в исследовании были проанализированы показатели четырёх регионов – Мурманской, Архангельской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа и Красноярского края.
По словам авторов, главной целью исследования было проанализировать причинно-следственные связи между численностью населения и развитостью различных полезных функций в городах, и соотношение этих параметров с фактором сжатия городов в российской Арктике. В регионах исследования рассматривались населенные пункты численностью от пяти тысяч человек, которые делились на три типа: города в составе агломерации, города на главных транспортных магистралях района, города в составе ЗАТО (закрытое территориальное объединение) и другие. Также выделялись подтипы в зависимости от влияния корпораций или ЗАТО.
Для анализа в Мурманской области были взяты 23 населённых пункта. За исследуемый период количество жителей в них снизилось на 41%. Больше всех населения потеряли Полярный (-56%), Никель (-56%) и Заозерск (-60%). При этом с 2021 года темпы убыли населения замедлились практически до нуля.
Авторы отмечают, что устойчивое сокращение популяции вместе с социально-экономическими последствиями в российской Арктике имеет свои особенности. Во времена Советского союза освоение этих территорий шло не вахтовым методом, а путем создания полноценных городов с развитой инженерной и социальной инфраструктурой. Их создавали как монофункциональные промышленные центры, которые зависели от времени выработки полезных ископаемых и постоянного миграционного движения, либо как города, отвечающие военным нуждам.
После распада СССР наибольший процент городского населения среди рассматриваемых арктических регионов потеряла именно Мурманская область. Управляющий партнер Института территориального планирования "Урбаника" Фёдор Коньков утверждает, что благодаря активизации инвестиционных процессов и реализации в регионе комплексной программы развития в 2023-24 годах удалось переломить тренд на убыль населения.
Тем не менее, в части повышения комфортности проживания в городах предстоит еще большая работа. В рамках исследования только шесть городов из 23 получили более 50% баллов – Мурманск, Апатиты, Кировск, Мончегорск, Кандалакша и Североморск. Эти города входят в состав агломераций (Мурманск, Апатиты) и расположены вдоль транспортной магистрали.
11 городов набрали 25-50% баллов. Это разные по географическому положению и административному статусу города, в основном вне ключевых транспортных магистралей и крупные ЗАТО.
Шесть городов набрали менее 25% баллов – в основном это ЗАТО.
По большинству функций наблюдается сильная положительная связь между численностью населения и развитостью функций. В основном в городах слабее развиты культурные и образовательные (четыре города набрали более 50% возможных баллов), медицинские (пять городов), торговые и транспортные (шесть городов). Сильнее развиты спортивные функции (13 городов), услуги для бизнеса (17 городов).
Отмечается, что развитость функций в корпоративных городах в Мурманской области в среднем выше, чем в некорпоративных, но вклад компаний разных. Компании вкладывают средства в основном в культуру и образование. Некоторые крупные компании создают туристические кластеры, позволяющие развивать гостиницы и сферу общественного питания.
По данным на 1 июля 2024 года, в Мурманской области проживали 654,1 тысячи человек. С начала года численность населения сократилась на 2,3 тысячи человек.
Первоисточник: https://b-port.com/news/295909
Что нужно Арктике? «Урбаника» выпустила «Исследование сжимающихся городов» о четырёх регионах российской Арктики
Goarctic.ru, 17/09/2024
Институт территориального планирования (ИТП)/консалтинговая компания Urbanica («Урбаника») выпустил «Исследование сжимающихся городов» о современном состоянии городов в четырёх регионах российской Арктики: Архангельской и Мурманской областях, Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае. Эксперты проанализировали соотношение размеров городов с насыщенностью их различными социальными функциями, и оценили эти города по балльной системе. Проведенная работа может быть полезна для целей территориального планирования, потому что, как выяснили авторы исследования, – из всех составляющих городской среды наличие в населенных пунктах магазинов, школ и больниц наиболее тесно взаимосвязано с количеством населения, и для возвращения демографии в Арктике к позднесоветским масштабам это может оказаться полезнее, чем транспорт, культура и спорт, передают ИА «Беломорканал» и «Коммерсант»,
Из исследования ИТП «Урбаника» следует, что изменение численности населения в 2021 г. относительно 1989 г. достаточно разнообразно от региона к региону. В Мурманской и Архангельской областях снизилась численность населения в каждом из рассматриваемых населённых пунктов – в среднем, на 34%. В ЯНАО в большинстве городов численность населения выросла. В Красноярском крае запланирован рост для агломерации из перечня опорных арктических населённых пунктов.
В регионах исследования рассматривались населенные пункты численностью от 5 тыс. человек, которые делились на три типа: города в составе агломерации, города на главных транспортных магистралях района, города в составе ЗАТО (закрытое территориальное объединение) – в период с 1989 по 2021 год. Исследовалось семь групп функций, составляющих городскую среду: транспорт, образование, медицина, культура, спорт, торговля и услуги. Данные о них консолидировались по сервисам «2ГИС», «Яндекс Карты», «Ostrovok.ru», «Авито» и др. в Архангельской, Мурманской областях, Красноярском крае и ЯНАО. В работе изучалась только статистическая взаимосвязь численности жителей и функциональной обеспеченности муниципалитетов. После подсчета баллов сильнее всего демография населенных пунктов оказалась связана с торговлей, медициной и образованием. Востребованность же остальных социальных функций колеблется от региона к региону, при этом в «богатом» ЯНАО транспортная связанность и культура теснее коррелируют с численностью населения муниципалитетов, чем в более «бедных». В исследовании отмечается влияние вхождения муниципалитетов в состав агломераций или присутствие в них крупного бизнеса – они набрали большее количество баллов.
Во времена Советского Союза освоение Арктики шло не вахтовым методом, а путем создания полноценных городов с развитой инженерной и социальной инфраструктурой – были ли это монофункциональные промышленные центры, которые зависели от времени выработки полезных ископаемых и постоянного миграционного движения, либо города, отвечающие военным нуждам. Но с советских времен изменились требования к комфорту проживания в городах Севера и к набору услуг, который город предоставляет жителю. «В ходе исследования мы попробовали оценить этот набор и понять, как полнота или, наоборот, недостаток услуг влияет на динамику развития городов», – отметил Федор Коньков, управляющий партнер Института территориального планирования «Урбаника».
Транспортные системы
Паромы Салехард — Лабытнанги снова ходят, но никто не знает как
Север-Пресс, 17/09/2024
Паромы между Салехардом и Лабытнанги вновь начали курсировать по Оби, однако ходят они не по расписанию. Об этом сообщил департамент транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО.
«Паромная переправа возобновляет свою работу без расписания», — говорится в сообщении telegram-канала «Дороги и транспорт Ямала». Курсированию паромов мешал туман.
О приостановке работы речной переправы через Обь «Север-Пресс» рассказывал утром. Погодное явление второй день подряд мешает планам жителей Ямала.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/transport/paromy-salehard-labytnangi-snova-hodjat-no-nikto-ne-znaet-kak/
Экология
По факту разлива мазута в Кольском заливе возбуждено уголовное дело
ИА Би-Порт (Мурманск), 17/09/2024
В Мурманской области по факту загрязнения морской среды возбудили уголовное дело. Об этом сообщили в Западном межрегиональном следственном управлении на транспорте СК РФ.
Дело возбуждено по ч. 2 ст. 252 УК РФ "Загрязнение морской среды, причинившее существенный вред водным биологическим ресурсам, окружающей среде".
По предварительным данным, 11 августа 2024 года во время погрузки бункерного топлива (мазута) на судно, пришвартованное на причале Мурманска, произошло переполнение топливного танка. В результате нефтепродукты вылились на поверхность морской среды акватории Кольского залива Баренцева моря, что повлекло причинение вреда водному объекту на сумму не менее пяти миллионов рублей.
"В настоящее время следователем СК России выполняется комплекс следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств, причин и условий произошедшего, назначены необходимые судебные экспертизы", - отметили в следственном управлении.
Первоисточник: https://b-port.com/news/295913
Энергетика
Российский завод СПГ отгрузил уже пятую партию газа под разочарованным взглядом Запада
Репортер, 17/09/2024
Американские санкции против завода «Арктик СПГ – 2» и обслуживающих его судов уже начали вводиться по второму кругу. Но, как и в первом случае, повторные ограничения не привели ни к остановке завода, ни к замедлению отплытия груженых газовозов. Об очередном таком акте насмешки над санкциями и унижением Вашингтона сообщает обозреватель энергетических рынков Стивен Стапжински.
Как пишет эксперт, российский завод по производству СПГ отгрузил уже пятую партию, несмотря на санкции США. Танкер Asya Energy только что покинул терминал «Арктик СПГ – 2» с грузом, согласно данным отслеживания судов и фотографиям из космоса. Судно и завод находятся под жесткими ограничениями США.
Запад пристально и бессильно наблюдает со спутников за вереницей судов, которые стоят в очереди на погрузку на терминалах «Арктик СПГ – 2». Сложившаяся ситуация очень разочаровывает западных архитекторов ограничений, так как Россия и ее энергетическая промышленность уже даже не придумывают новых способов обхода, а просто открыто поставляют сырье заинтересованным лицам, воспользовавшись существующим спросом.
РФ подозревают в создании тайного флота для экспорта СПГ, однако дальше подозрений и принятия против этого явления все новых бесполезных нормативных актов дело не идет. На данном этапе не существует эффективного способа остановить движение танкеров, выведенных за скобки мировой системы судоходства.
Мир перестал быть однополярным и однообразным. Теперь в нем правят личные интересы государств и возрастающее влияние, богатство Глобального Юга, не желающего подчиняться правилам Запада. Эти геополитические сдвиги позволили Москве создать автономный сектор глобальной торговли энергоносителями к большому удовольствию азиатских клиентов и бессильной злобе за океаном.
Поэтому эксперт прогнозирует, что в ближайшее время к терминалу российского завода пришвартуется еще много судов, которые повезут топливо клиентам, не желающим соблюдать санкции в ущерб своей экономике. Таких найдется сейчас немало.
Разное
Коллегию присяжных заседателей сформировали для процесса о нападении на губернатора Мурманской области
ИА Би-Порт (Мурманск), 17/09/2024
Во вторник, 17 сентября 2024 года, в судебном заседании была сформирована коллегия присяжных заседателей по делу о нападении на губернатора Мурманской области Андрея Чибиса. В коллегию вошли шесть основных заседателей и шесть запасных.
Апатитский городской суд приступит к рассмотрению уголовного дела по существу на следующем заседании, которое состоится 18 сентября.
Первоисточник: https://b-port.com/news/295930