Обзор СМИ
13/11/2024
Оглавление
Рыбаки Северного бассейна добыли 402,3 тысячи тонн рыбы к 12 ноября
Ямальские предприятия накормили гостей выставки в Минске деликатесами из дикоросов и оленины
Конкурсом национального костюма завершился фестиваль родных языков на Чукотке
Путешествие к островам человеческих душ: объявлен шорт-лист кинофестиваля Arctic open
В Красноярске проходит краеведческий форум Енисейской Сибири
«Михаил Сомов» завершил третий рейс по обеспечению станций Росгидромета в Арктике
Водолазы помогли восстановить ход танкера "Аммолит" у берегов Чукотки
Биоресурсы
Рыбаки Северного бассейна добыли 402,3 тысячи тонн рыбы к 12 ноября
ИА Би-Порт (Мурманск), 12/11/2024
Рыбаки Северного бассейна добыли 402,3 тысячи тонн рыбы к 12 ноября, сообщает отраслевая система мониторинга Росрыболовства (ЦСМС).Трески выловлено 204,6 тысячи тонн, пикши – 54,1 тысячи тонн, мойвы – 51,7 тысячи тонн.
Всего же на эту дату улов российских рыбаков составил более 4,3 млн тонн водных биоресурсов.
В исключительных экономических зонах иностранных государств, конвенционных районах и открытой части Мирового океана вылов российского флота составил почти 441,684 тысячи тонн.
Продукция из свежих уловов в приоритетном порядке поступает на внутренний рынок, сообщает Росрыболовство.
Первоисточник: https://b-port.com/news/298539
Ямальские предприятия накормили гостей выставки в Минске деликатесами из дикоросов и оленины
Север-Пресс, 12/11/2024
Предприятия ЯНАО представили северные деликатесы на международной оптовой продовольственной выставке-ярмарке PRODEXPO. Участие в таком событии позволит укрепить деловые связи со странами, куда поставляется местная продукция, сообщил руководитель агрохолдинга «Ямал-Продукт» Владимир Попов.
«Наше предприятие аттестовано на экспорт продукции в страны Таможенного союза, мы имеем опыт работы с белорусскими партнерами, знаем и понимаем нюансы взаимодействия. Считаем, что выставочное мероприятие позволит укрепить деловые связи», — цитирует Попова пресс-служба губернатора и правительства округа.
Северяне ознакомили гостей с продукцией из рыбы, оленя и дикоросов. Агрохолдинг «Ямал-Продукт», который представляет «Салехардский комбинат», привез на ярмарку деликатесы из щекура, пыжьяна, ряпушки, корюшки, наваги, налима, омуля и щуки. От Ямала в международном событии участвует и надымское предприятие «Ныда-Ресурс». Оно угостило гостей полуфабрикатами из мяса северного оленя и рыбы: пельменями, котлетами, варениками, колбасками, шпротами. Еще северяне привезли в Минск десерты и напитки из ямальских дикоросов: морошки, брусники, голубики, черники и клюквы.
На стенды выставки зарегистрировалось 160 участников. Свои бренды и новинки представили компании из Азербайджана, Вьетнама, Индии, Казахстана, Белоруссии, России, Шри-Ланки.
Политика
Владимир Путин поручил подготовить предложения о снижении стоимости кредитов на инвестпроекты в Арктике и ДФО
PortNews, 12/11/2024
Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения о снижении стоимости кредитов на инвестпроекты в Арктике и на Дальнем Востоке. Перечень поручений по итогам презентации результатов развития Дальнего Востока и встречи с модераторами сессий Восточного экономического форума опубликован на сайте Кремля.
«Правительству Российской Федерации подготовить совместно с Банком России и публичным акционерным обществом «Сбербанк России» и представить предложения о снижении стоимости банковских кредитов, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов с достаточным уровнем экономической эффективности в целях развития Арктической зоны Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, рассмотрев в том числе вопрос о целесообразности выпуска специализированных арктических и дальневосточных облигаций в форме цифровых финансовых активов», — сказано в поручении.
Ответственными за исполнение поручения назначены премьер-министр Михаил Мишустин, глава Банка России Эльвира Набиуллина и глава Сбербанка Греф Герман. Доклад должен быть представлен до 15 февраля 2025 года.
Первоисточник: https://portnews.ru/news/370177/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
К 2030 году грузопоток по СМП превысит 100 миллионов тонн
Таймырский телеграф, 12/11/2024
Президент России Владимир Путин во время церемонии спуска на воду универсального ледокола «Чукотка» рассказал об увеличении грузопотока по Северному морскому пути (СМП) к 2030 году.
«В позапрошлом году по Северному морскому пути перевозили 34 миллиона тонн, в 2023-м – 36 миллионов тонн, в этом году будет где-то около 38 миллионов тонн, а в 2030 году, уверен, будет более 100 миллиона тонн. Это большие планы, их реализация внесет существенный вклад в развитие транспортной инфраструктуры России, сделает СМП очень привлекательным и для российских перевозчиков, и для наших партнеров за рубежом. Уверен, что Северный морской путь будет только набирать из года в год», – отметил российский лидер.
Глава государства подчеркнул, что увеличение потока связано не только с климатическими изменениями, но и с расширением возможностей российского ледокольного флота, пишет ТАСС.
«В России самый большой ледокольный флот в мире. Это естественно. Россия – северная страна. У нас 34 дизельных ледокола, семь атомных и вот еще будет «Якутия», «Чукотка», «Ленинград» и «Сталинград» – 11, таким образом. И «Лидер». В декабре, надеюсь, будет поднят флаг на атомоходе «Якутия», и он войдет в состав ледокольного флота России», – сказал Владимир Путин.
Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/k-2030-godu-gruzopotok-po-smp-prevysit-100-millionov-tonn/
Коренные малочисленные народы
Конкурсом национального костюма завершился фестиваль родных языков на Чукотке
ИА Чукотка, 12/11/2024
В понедельник, 11 ноября, в посёлке Провидения прошли заключительные мероприятия IV Окружного фестиваля родных языков. В этом году он был посвящен культуре эскимосов. С февраля по ноябрь проходили тематические конференции, презентации, конкурсы и другие просветительские мероприятия. Грантовую поддержку фестивалю оказал окружной департамент образования и науки, сообщает ИА "Чукотка".
Церемония закрытия фестиваля состоялась в Центре культуры и досуга Провиденского городского округа. 9 ноября там прошёл праздничный концерт и районный конкурс "На этно-стиле". «Четвертый окружной фестиваль завершился выступлением артистов и ансамблей "Ахтагак" и "Солнышко", а также конкурсом национальных костюмов: шесть талантливых мастериц и два творческих коллектива продемонстрировали камлейки. Каждая из них уникальна, сделана в своем стиле, из разнообразных материалов», — сообщил губернатор Чукотского АО Владислав Кузнецов. Всех участниц конкурса отметили призами в разных номинациях. За сохранение традиций наградили Людмилу Макотрик и Валентину Юхак. Современный этнический стиль представили Ольга Тынечейвына и Лада Этугье. Марию Карнаухову отметили в номинации "Этношик", а Снежану Романову в "Национальном колорите". Также призы получили творческие коллективы "Сиг'инык'" из Сиреников и "Дуэт" из Провидения. В финале фестиваля свои награды получили общественные организации и активисты. За многолетний добросовестный труд и значительный вклад в сохранение культурного и духовного наследия почетной грамотой губернатора отметили руководителя организации "Инуитский приполярный совет Чукотка" Валентину Леонову. Сертификат "Трудовая слава России" вручили заведующей ДК села Нунлигран Снежану Романову, а балетмейстер районного Центра культуры и досуга Анастасия Залата получила нагрудный знак "Доброе сердце".
«Фестиваль помог обратить внимание на то, что на Чукотке живет коренной малочисленный народ — эскимосы. У нас есть язык и культура, их нужно сохранять. На мероприятия нам удалось привлечь молодёжь, а на конференции мы обсудили проблемы сохранения родного языка. Я думаю, что фестиваль прошел хорошо. Нам удалось сделать все, что мы планировали», — рассказала Валентина Леонова. Руководитель комитета по делам КМНЧ Лариса Абрютина отметила, что фестивали родного языка проводятся в рамках Международного десятилетия языков коренных народов. Оно продлится с 2023 по 2032 годы. «В течение десяти лет мировое сообщество коренных народов будет проводить мероприятия, направленные на возрождение, сохранение и развитие родных языков. Мы должны стремиться к тому, чтобы все научились говорить на народном языке. В следующем году V Окружной фестиваль родных языков запланирован с акцентом на юкагирский язык», — уточнила депутат. В этом году проведением IV Окружного фестиваля родных языков занималась общественная организация "Инуитский приполярный совет Чукотка". С февраля по ноябрь в его рамках прошла научная конференция "Родной язык и вызовы современного мира", презентации книг, конкурс видеороликов "Все мои на языке юпик" и еще более двадцати различных просветительских мероприятий. Грантовую поддержку фестивалю оказал окружной департамент образования и науки.
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/kultura/konkursom_natsionalnogo_kostyuma_zavershilsya_festival_rodnykh_yazykov_na_chukotke/
Международные отношения
Финляндия может открыть границу с Россией не ранее конца февраля 2025 года
ИА Би-Порт (Мурманск), 12/11/2024
Финляндия откроет границу с Россией не ранее конца февраля 2025 года. Об этом сообщает российское издание 47news со ссылкой на контакты представителей погранслужб России и Финляндии.
После закрытия в приграничных районах ухудшилась экономическая ситуация, давление и недовольство в обществе нарастают, сообщила финская сторона.
Закрытые границы серьезно усложнило логистику, грузы приходится везти через Эстонию. По оценкам финского Института экономических исследований (ETLA), Суоми потеряла порядка миллиона туристов в год. В Восточной Финляндии отток привел к потерям бизнеса в сфере общепита, гостиничной отрасли, туризме, продажах одежды и продуктов. В свою очередь, финны практиковали поездки в Россию за дешевым, по их меркам, бензином.
Первоисточник: https://b-port.com/news/298529
Наука, культура и образование
Путешествие к островам человеческих душ: объявлен шорт-лист кинофестиваля Arctic open
Бизнес-класс (Архангельск), 12/11/2024
В конкурсную программу VIII Международного кинофестиваля Arctic open вошло 70 работ из 18 стран. Они отобраны из более чем 2800 заявок из 106 стран мира. Многие кинокартины будут показаны в России впервые.
Напомним, что международный кинофестиваль Arctic open пройдёт в Архангельской области с 5 по 8 декабря. В трёх городах и трёх посёлках Поморья зрители познакомятся с новинками мирового авторского кинематографа, встретятся с актёрами, режиссёрами и представителями съёмочных групп.
В шорт-лист фестиваля вошли 70 работ: 12 полнометражных и 20 короткометражных игровых картин, 23 документальных фильма. В номинации «Лучший фильм для детей и юношества» — 10 кинолент. Новинка арктического фестиваля этого года – спецпрограмма научно-популярных фильмов на приз Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Авторы пяти фильмов посоревнуются за путёвку в экспедицию Арктического плавучего университета. Победителей в четырёх номинациях – полнометражные, короткометражные и документальные киноработы, а также фильмы для детей и юношества – определят четыре команды жюри, 12 профессионалов мира кино.
«Основная тематика программы этого года созвучна с названием нашего проекта «КиноАрхипелаг»: мы отправляемся в путешествие за горизонты иных пространств к островам человеческих душ, пообщаемся с отшельниками и искателями, людьми, поверившими в мечту, окунёмся в природу мироздания под музыку священных песнопений, посетим Арт-маяки, побываем в драматических штормах и посмотрим в небо! Мы благодарим всех, кто отправил на конкурс свои работы и искренне поздравляем создателей фильмов, которые вошли в шорт-лист», — прокомментировала программный директор Arctic open Анжелика ДОЛИНИНА.
В этом году на фестивале будут представлены кинокартины Кыргызстана и Казахстана, два полнометражных игровых фильма из Ирана, новые работы маститых и молодых российских режиссёров страны. Документальные фильмы расскажут о священниках разных религий, живущих на удалённых северных островах, отчаянных путешественниках и исследователях. Также зрителей ждут разнообразные короткометражные картины: драмы, комедии, фэнтези и трагедии от режиссёров семи стран мира. Программа для детей, юношества и семейного просмотра представлена кинолентами о дружбе, мечтах и первых попытках принятия самостоятельных решений. Все фильмы конкурсной программы можно посмотреть на сайте кинофестиваля. Внеконкурсная программа и другие события кинофестиваля будут объявлены дополнительно.
В Красноярске проходит краеведческий форум Енисейской Сибири
Вести-Красноярск, 12/11/2024
Освоение Арктики сегодня является приоритетом для России. А кто знает историю, может уверенно смотреть в будущее.
Алексей Додатко, председатель Законодательного собрания Красноярского края: «Когда на государственном уровне решаются политические задачи, связанные с освоением российской Арктики и развитием северных территорий, предметом стала собственно история развития промышленности в Норильске, освоение Таймыра, об этом сегодня будут говорить собравшиеся здесь историки».
90 лет назад началось строительство Норильского горно-металлургического комбината. И это сталом начало промышленного бума на Таймыре.
Анна Дворецкая, доцент кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций СФУ: «В 20–30 годы туда активно начинают ехать на освоение промышленное, и собственно Норильский комбинат является первым крупным предприятием на Енисейском севере».
Интерес к норильским месторождениям появляется в начале 20 века, научные изыскания начинаются в советские годы. Геологи проводят разведку, появляются первые карты этих территорий. Создаётся авиаотряд комбината, он помогает в его строительстве, а позже помогает ковать общую победу в Великой Отечественной войне.
Вячеслав Филиппов, сотрудник федерального предприятия «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)»: «Первые партии никеля, кобальта, меди, т.е. это было очень важно для фронта, поэтому в срочном порядке эти важные грузы, необходимые для оборонной промышленности, перевозились исключительно воздушным транспортом».
Кстати, движение самих историков появилось в 1924 году: в Красноярске открылось Енисейское губернское краеведческое совещание под лозунгом «Каждый должен знать свой край».
В Якутию с МКС вернулась кукла Кындыкан
ТАСС, 12/11/2024
Герой России, космонавт-испытатель первого класса Олег Артемьев вернул в Якутию куклу Кындыкан, побывавшую на Международной космической станции. Церемония вручения состоялась на открытии федерального форума "Цифровой алмаз" в Якутске, передает корреспондент ТАСС.
"Сегодня мы находимся здесь, чтобы завершить важную и значимую миссию, которая связана с космическим полетом детского символа Севера и Арктики - куколки Кындыкан, которая провела на Международной космической станции 115 суток с отрядом космонавтов: с Героем России Олегом Кононенко, космонавтами Николаем Чубом и Александром Гребенкиным", - сказал Артемьев.
Он отметил, что Роскосмос тесно связан с Якутией. "Я начал летать с 2014 года, у нас было очень много флагов, разных вещей, связанных с республиками, краями, районами, с моего полета флаг Якутии, Якутска постоянно были на станции, - отметил Артемьев. - Я поучаствовал в доставке куклы на орбиту, было много перипетий, много людей было задействовано в этом деле - от сотрудников Института медико-биологических проблем до обычных работяг - сборщиков, которые удивлялись, зачем на МКС летит кукла. Сейчас выполняю миссию по ее возвращению. Символ детей Арктики и Севера, который попал на орбиту, послужит тому, чтобы задача была выполнена - чтобы человек из Якутии долетел до космоса".
Кукла Кындыкан была доставлена на Международную космическую станцию в июне 2024 года. Также, по словам Артемьева, в Космосе побывала такая же кукла, ее дублер, отправленная на орбиту в коробочке - собственной ракете. На скафандр куклы нанесен логотип VIII Международных спортивных игр "Дети Азии", которые прошли в Якутске с 25 июня по 7 июля 2024 года.
Кындыкан - имя маленькой девочки, найденной в родовом стойбище на Севере 200 лет назад, полностью вымершем от оспы. История о ней переросла в многоэтапный социальный проект, призванный объединить и сохранить культуру и традиции народов Севера и Арктики.
Третий федеральный форум "Цифровой алмаз" проходит в Якутске 12-13 ноября. В этом году в мероприятии планируется участие более 2 тыс. представителей цифровой отрасли Якутии и других субъектов РФ, зарубежных стран. Главная тема - цифровая трансформация регионов. "Цифровой алмаз" - проект по объединению лидеров цифровой экономики и отраслевых экспертов, заинтересованных в перспективах технологического развития России. На форуме разрабатываются важные экспертные решения, заключаются деловые соглашения о сотрудничестве, которые имеют значение для развития регионов страны, укрепления экономики Якутии и влияют на индустрию ИТ.
Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/22376745?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Промышленность и технологии
На Цементном заводе завершается ремонт клинкерной линии
Таймырский телеграф, 12/11/2024
На Цементном заводе Норильского обеспечивающего комплекса заканчивается капитальный ремонт клинкерной линии. Этот ежегодный ремонт длится до 50 суток и требует значительных финансовых вложений – около половины от общего бюджета на все ремонты завода. Работы проводятся круглосуточно специалистами «Норильскникельремонта» («ННР»).
Для производства цемента используется местное сырье: известняк и базальт, которые обжигаются во вращающейся печи при температуре до 1450 градусов, в результате образуется клинкер. После охлаждения клинкер складируют, затем к нему добавляют минеральные добавки и ангидрит для замедления схватывания. Готовый цемент ЦЕМ-1 и ЦЕМ-0 отгружают потребителям.
Клинкерная линия включает обновление основных узлов: вращающейся печи, колосникового холодильника и сырьевой мельницы, а также вспомогательного оборудования. Бесперебойная работа клинкерной печи, единственной в Норильске, крайне важна. Завод производит до 400 тысяч тонн клинкера, из которого выпускается более полумиллиона тонн цемента. Основная его часть применяется для подготовки смеси на рудниках для закладки горных выработок. Также цемент используется различными ремонтно-строительными предприятиями и организациями всего Норильского промышленного района.
Вращающаяся печь, работающая с июля 1988 года, представляет собой огромный барабан диаметром пять метров и длиной 185 метров, футерованный огнеупорным кирпичом и поддерживаемый семью бандажами на 14 роликовых опорах.
«Клинкерная линия – сердце Цементного завода, так как именно от качества клинкера зависит конечное качество цемента. Так как вращающаяся печь должна работать бесперебойно и круглосуточно, мы внимательно следим за ее состоянием. Ежегодно мы останавливаем ее для капитального ремонта на срок от 40 до 50 суток», – рассказал Роман Толстиков, главный инженер цеха обжига клинкера Цементного завода.
В период ремонта клинкерной линии производство цемента не прекращается – используется накопленный в течение года запас клинкера. В этом году также приобрели 249 тысяч тонн ачинского клинкера, который доставили по летней речной навигации. Это обеспечит рудники и предприятия Заполярного дивизиона цементом и позволит провести качественный ремонт клинкерной линии.
Ремонт стартовал 22 сентября и завершится в середине ноября. Сейчас выполнено более 80 процентов работ. Демонтаж печи в этом году проводится силами практически всех переделов «Норильскникельремонта», включая участки, базирующиеся на Медном и Надеждинском металлургическом заводах, Норильской обогатительной фабрике, а также подразделения «ННР» – трест «Норильскшахтсервис», «Норильскэнергоремонт» и ремонтно-строительный трест. В общей сложности в восстановлении клинкерной линии участвуют более 200 человек, в основном слесари-ремонтники и электрогазосварщики.
«В этом году основным направлением работы на вращающейся печи стала замена 16,5 метра корпуса вместе с бандажом на четвертой опоре. Основная сложность заключалась в том, что именно на этой опоре размещается привод печи, отвечающий за ее работу. Здесь требовалось принимать особые технические решения. Однако благодаря слаженным действиям технического отдела и высокому профессионализму специалистов мы справились с этой задачей качественно. Сейчас мы на завершающем этапе ремонта – выполнено 80 процентов ремонта. Продолжаем монтаж уплотнения разгрузочного конца вращающейся печи», – рассказал о ходе ремонта Владимир Селегеев, начальник участка №106 «Норильскникельремонта».
Владимир Селегеев добавил, что каждый год ремонт клинкерной линии уникален и требует сложных технических решений. Перед его началом проводятся подготовительные работы, включая разработку проектно-технической документации и подготовку узлов к монтажу.
Учитывая большое количество участников, необходимо координировать действия всех работников. Например, на печи задействованы три подразделения «ННР»: участок №51 специализированного управления огнеупорных работ, участок №49 Надеждинского металлургического завода, который занимается заменой цепей, и участок №106, в зоне ответственности которого замена металлоконструкций и их ремонт. Эффективная координация необходима для минимизации простоев и оптимального использования времени на ремонт «сердца» Цементного завода.
Демонтированный бандаж весит 60 тонн, но при монтаже он собирается в комплекте с подкрылками и башмаками, что увеличивает его вес до 110 тонн. Это превышает вес самолета «Боинг-737» с багажом и пассажирами! Бандаж собирали на Цементном заводе с использованием специального стенда, изготовленного специалистами «ННР», а также геодезической съемки и дефектовки сварных узлов лабораторией сварки.
«Перегрузку бандажа проводили в тундре, на 28-м километре в сторону Дудинки. Там наш бандаж доехал на трале, затем его перегрузили на железнодорожную платформу, так как грузоподъемность и габариты дороги не позволяют доставлять его по автодороге. На территории завода его уже перегружают двумя кранами, а доставляют в цех с помощью бульдозеров», – продолжает делиться подробностями Владимир.
Также был смонтирован участок корпуса печи длиной 10,5 метра, весом около 40 тонн. В настоящее время завершены крупногабаритные работы и заканчивается кладка огнеупорным кирпичом, который защищает корпус печи от деформации, учитывая постоянные физико-химические процессы.
«Мы футеруем вращающуюся печь №4 огнеупорным кирпичом. Работа у нас ответственная, кропотливая и, как правило, всегда срочная. В сутки трудится 40 человек, включая инженерно-технический персонал. Кирпич для футеровки – российский, он получен нами в полном объеме, хранится на предприятии «Единое складское хозяйство» и партиями транспортируется на Цементный завод. Чтобы выложить всю заданную поверхность агрегата, необходимы 823 тонны кирпича, что соответствует 300 кубическим метрам материала. Для сравнения: этим объемом кирпича можно построить 15-этажный дом», – уточнил Александр Селевич, старший механик участка №51 специализированного управления по огнеупорным работам «Норильскремонта».
Кирпич подается с уличной стороны завода с помощью крана и стропальщиков, которые следят за аккуратностью и безопасностью подъема. В холодную погоду перед кладкой кирпич отогревают. Кропотливость работы заключается в том, что каждый кирпич проходит через руки огнеупорщика. Важно также укладывать каждый шов по уровню. Кроме того, устанавливается опалубка на горячий конец печи. Футеровочные работы занимают всего 100 метров от всей длины печи. Более половины футеровки уже выполнено, предстоит футеровать еще около 30 метров. Оставшиеся 80 метров печи – это так называемая цепная зона.
Печь работает по мокрому способу производства клинкера, что позволяет эффективно использовать теплоту, выделяющуюся в процессе обжига. Тепловой агент, подаваемый с горячего конца, взаимодействует с шламом, поступающим с холодного конца. Два потока встречаются, и за счет этого происходят физико-химические процессы. Цепной теплообменник необходим для удержания тепла в печи.
Корпус печи – также важная часть ремонта. В ходе капитального ремонта слесари и газоэлектросварщики «ННР» провели качественный монтаж деталей, подлежащих замене. Кроме того, ремонтируется колосниковый холодильник. Проводится замена колосникового поля – решетчатой конструкции для распределения материалов, обеспечения вентиляции и предотвращения засорения. Сюда входит демонтаж 332 колосников с последующим монтажом. Также проводится замена поперечных и продольных балок, каждая из которых весит около двух тонн.
После ремонта печь начнут постепенно вводить в технологический режим. Для этого предусмотрен поэтапный нагрев: футеровка будет разогреваться в течение 36 часов, что обеспечит постепенное расширение печи и сушки огнеупорного кирпича. По истечении 36 часов будет выполнен пуск на главный привод с поэтапным набором производительности до плановых показателей.
Кстати, в этом году Цементный завод отметил 85-летний юбилей. История завода началась в 1939 году, когда в Норильске было организовано примитивное полукустарное производство цемента с обжигом клинкера в малоемких аглочашах и помолом его в малогабаритной мельнице. Спустя еще пять лет в районе второго кирпично-блочного завода появилась вторая цементная установка, более производительная по сравнению с первой. Однако и она не могла удовлетворить растущие потребности комбината. А потому 7 февраля 1945 года начальник Норильского комбината Александр Панюков подписал приказ об организации управления предприятий строительных материалов. В состав нового управления вошли кирпично-блочный и гипсоангидритовый заводы, контора нерудных ископаемых, цементный завод и завод строительных деталей. В 1999 году управление предприятий строительных материалов было реорганизовано в УЗТСМ – управление закладочных, технологических и строительных материалов. В августе 2012 года УЗТСМ стало именоваться Цементным заводом.
Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/na-czementnom-zavode-zavershaetsya-remont-klinkernoj-linii/
Судостроение
ОСК представила универсальную платформу для строительства арктического флота
ТАСС, 12/11/2024
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) представила на международном симпозиуме "Создавая будущее" универсальную платформу на базе ледокола проекта 23550 (шифр "Арктика"). Об этом сообщили в пресс-службе ОСК.
"В основу базовой платформы конструкторами КБ "Алмаз" был взят патрульный корабль ледового класса ARC 7 "Иван Папанин" проекта 23550. Базовая платформа также применима для строительства научно-исследовательских, спасательных, экспедиционных судов, а также судов снабжения и других типов судов, необходимых для работы в условиях Крайнего Севера", - сказали в ОСК.
Там отметили, что на основе платформы разработан проект арктического круизного лайнера "Кунашир". Полностью импортозамещенный круизный лайнер готов принять на борт до 100 туристов.
"Если наладить серийное производство на имеющейся базе, то отправиться в путешествие в Арктику на "Кунашире" можно будет уже через три-четыре года", - сказал доктор технических наук, генеральный директор ЦМКБ "Алмаз" ОСК Константин Голубев, слова которого приводят в пресс-службе.
По его оценке, последующие суда по этим проектам делать быстрее и дешевле, так как теперь имеется базовая платформа для серийного строительства. Голубев добавил, что на двух заводах ОСК уже налажено производство, есть необходимая оснастка, отработаны все технологические процессы, что позволяет повысить производительность производства и снизить стоимость судов.
По информации пресс-службы, на симпозиуме также были представлены и другие арктические разработки ОСК: полупогружные суда для перевозки супертяжелых и крупногабаритных грузов, а также суда на воздушной подушке грузоподъемностью 60-150 тонн для транспортировки сверхтяжелых и негабаритных грузов в районах Арктики, которые могут передвигаться по суше, воде, льду, болоту.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/22379311?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Северный морской путь
Как «Михаил Сомов» пробирался сквозь льды? Волонтёры «Чистой Арктики» показывают путь домой с экспедиции на мыс Челюскина
Goarctic.ru, 12/11/2024
Волонтёры экологического проекта «Чистая Арктика» завершили свою самую сложную по планированию, логистике, обеспечению и работе экспедицию – на мыс Челюскина, расположенного в Красноярском крае: это самая северная оконечность полуострова Таймыр и самая северная материковая точка Евразии, Азии и России. Сейчас там только полярная станция, пограничная застава и самый северный евразийский аэродром, а теперь еще будет оборудованная волонтёрами круглогодичная экспедиционная база.
Возникшие при подготовке этой экспедиции проблемы инициировали у организаторов потребность в разработке стандарта сбора и вывоза отходов с труднодоступных территорий Крайнего Севера, работа над которым завершится с подведением итогов двухмесячной экспедиции и будет представлена к концу года, о чём писал GoArctic, как и о самой экспедиции.
Добровольцы «Чистой Арктики», отремонтировавшие заброшенные помещения метеостанции под волонтёрскую базу, и собравшие – сколько успели – старые железные бочки от ГСМ (всего их на мысе насчитывается около 40 тысяч), сейчас уже на научно-экспедиционном судне «Михаил Сомов» прибыли в Архангельск.
И можно посмотреть, – как легендарное судно пробивалось сквозь льды Севморпути, и как выглядит подготовленный волонтёрами бокс на два номера, – он уже следующим летом примет первых волонтёров, которым не нужно будет «выживать». Руководитель проекта Андрей Нагибин уточняет, что на полуострове круглый год держатся минусовые температуры, и помещения необходимы, чтобы организовать минимальный быт. Летом следующего года на Челюскин отправится новая экспедиция проекта – с самой крайней точки Севера стартует новый сезон уборок. В видео проекта можно увидеть и как собранные бочки вертолётом доставили на судно – их тоже везут в Архангельск, где отдадут на переработку: такой подход считается самым оптимальным. Волонтёры опробовали новую технологию работы с металлическими отходами, которую планируется мультиплицировать на всю территорию Арктической зоны. Всего вывезли около 4,5 тонн бочек, а на полную очистку мыса уйдет минимум 10 лет, отмечают организаторы.
«Михаил Сомов» завершил третий рейс по обеспечению станций Росгидромета в Арктике
Медиапалуба, 12/11/2024
12 ноября в порт Архангельска из рейса по обслуживанию труднодоступных станций Росгидромета в Арктике вернулось научно-экспедиционное судно Северного УГМС «Михаил Сомов». Экспедиция продолжалась более 2-х месяцев, в течение которых «Михаил Сомов» прошел через шесть арктических морей по трассе Северного морского пути от Архангельска до острова Врангеля на Чукотке и обратно.
Как рассказал начальник Северного УГМС Роман Ершов, экспедиция прошла успешно. На востоке работу осложняла ледовая обстановка, из-за скопления льдов судну пришлось двигаться медленнее. Погодные условия иногда задерживали вылет вертолета, с помощью которого осуществляется доставка снабжения с борта судна на станции, сообщает пресс-служба Росгидромета.
В целом задачи рейса выполнены в полном объеме. На труднодоступные станций Северного, Якутского и Чукотского УГМС доставлено продовольствие, топливо, оборудование, горюче-смазочные материалы, медикаменты, запчасти и другие необходимые для долгой зимовки грузы. В рамках работы по модернизации наблюдательной сети на МГ-2 им. Г.А. Ушакова установлено новое модульное здание дизельной и вышка для ледовых наблюдений. Станции Чукоткского УГМС – Айон, Валькаркай, Рау Чуа и Врангеля – обеспечены новыми дизель-генераторными установками, на станцию Амбарчик доставлен новый дизельный котел.
На полярных станциях специалисты Севгидромета провели ремонт и обслуживание метеорологического оборудования, средств связи и энергетики, программного обеспечения. Кроме материально-технического обеспечения в период рейса на труднодоступные станции доставлена смена полярников.
Уже не первый год «Михаил Сомов» ведет работу по вывозу из Арктики накопившегося там за десятки лет металлолома. В рамках третьего рейса была начата реализация совместного проекта движения «Чистая Арктика» и Северного УГМС по уборке территории на мысе Челюскин. В этом году основной задачей волонтеров был ремонт одного из помещений ОГМС им. Е.К. Федорова для размещения экодесанта. Уже следующим летом здесь смогут расположиться до 15 добровольцев, которые займутся уборкой. Часть накопившегося на мысе Челюскин железного лома уже удалось собрать и вывезти — около 50 железных бочек доставлено на «Сомове» в Архангельск и передано на утилизацию.
Этот рейс для НЭС «Михаил Сомов» в навигацию 2024 года стал завершающим. С мая по ноябрь судно доставило на труднодоступные арктические территории около 8 тысяч тонн различных грузов. Впереди – отдых и подготовка к следующей навигации.
Первоисточник: https://paluba.media/news/181414?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Водолазы помогли восстановить ход танкера "Аммолит" у берегов Чукотки
ИА Чукотка, 12/11/2024
В понедельник, 11 ноября, завершились спасательные мероприятия в бухте Угольная. Прибывшие в округ водолазы освободили танкер "Аммолит" от намотавшихся на винт сетей. Судно восстановило ход и вскоре планирует начать разгрузку в порту Беринговский, сообщает ИА "Чукотка".
Принадлежащий судоходной компании "Дилмас" танкер простоял на якоре в бухте Угольная почти две недели. Из-за намотавшихся на винт сетей пришлось остановить двигатель. Своими силами экипаж не смог решить проблему, поэтому привлекли водолазов. «К "Аммолиту" с Камчатки шло ледокольное спасательное судно "Суворовец", но справились без него. Судовладелец нашёл водолазов во Владивостоке. На прошлой неделе они прилетели в Анадырь и ещё один танкер компании – "Амазонит" – забрал их в Анадырском лимане и доставил на потерявшее ход судно. Водолазы размотали эти сети и привели танкер в мореходное состояние», – рассказал корр. ИА "Чукотка" капитан морского порта Анадырь Сергей Майстренко. Экипаж протестировал двигатель и проверил все механизмы. Восстановившее работоспособность судно подошло к порту Беринговский и встало на якорь. С улучшением погоды "Аммолит" должен начать разгружаться. На танкере около 4 тысяч тонн дизтоплива для компании "Берингпромуголь".
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/proisshestviya/vodolazy_pomogli_vosstanovit_khod_tankera_ammolit_u_beregov_chukotki/
Социально-экономическое развитие
Чибис: "Свой дом в Арктике" доказала готовность инвестировать в жилье на Севере
ТАСС, 12/11/2024
Программа субсидирования жилищного строительства "Свой дом в Арктике", запущенная властями Мурманской области с 2022 года и ставшая одной из самых популярных региональных мер поддержки, доказала застройщикам, что у жителей Заполярья есть интерес к инвестициям в недвижимость на Крайнем Севере. Об этом сообщил губернатор Андрей Чибис в интервью ТАСС.
"Мы запустили достаточно рискованную на первый взгляд программу субсидирования индивидуального строительства "Свой дом в Арктике". Стали платить до 1,5 млн рублей тому, кто покупает или строит свой дом. Популярность этой меры поддержки превысила все наши ожидания, в том числе доказав застройщикам, что спрос на жилье есть. Теперь застройщики "видят экономику", уже работают у нас", - сказал Чибис.
Он пояснил, что на сегодняшний день застройщиками подтверждены договоренности на строительство 800 тыс. кв. м нового жилья. "Мы им бесплатно дали земельные участки, взяли на себя обязательства по инженерным сетям. Дополнительным стимулом к росту спроса стала арктическая ипотека. В начале сентября застройщиком "Самолет" были открыты продажи на новый микрорайон в соседней с Мурманском Коле. И в рекордные сроки все слоты были проданы", - подчеркнул Чибис.
За время действия (с лета 2022 года) региональной программы развития индивидуального жилищного строительства "Свой дом в Арктике" жители Мурманской области получили 1,4 тыс. сертификатов на сумму более 1,8 млрд рублей. В приоритетном порядке сертификаты выдаются медицинским работникам, учителям, ветеранам боевых действий, участникам СВО и их семьям. Уже построено или куплено 480 домов.
Первоисточник: https://tass.ru/nedvizhimost/22376641?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Энергетика
Россия нарастила экспорт нефти за счет поставок из Арктики
Investing.com, 12/11/2024
Морской экспорт российской нефти восстановился на прошлой неделе, при этом увеличение объемов поставок из арктического региона способствовало стабилизации среднемесячного показателя. Об этом пишет Bloomberg.
Недельные объемы экспорта выросли примерно на 260 000 баррелей в сутки за период до 10 ноября, поскольку восстановление поставок из арктического порта Мурманск более чем компенсировало снижение объемов поставок с основного тихоокеанского терминала в России в Козьмино. Отгрузки из черноморского порта Новороссийск также восстановились после падения на прошлой неделе из-за ремонтных работ. Четырехнедельный экспорт немного вырос.
Увеличение объемов поставок из Арктики было ожидаемым, так как в начале прошлой недели в Мурманском фьорде находилось четыре танкера. Вероятно, загрузка там снова сократится, так как один танкер уже отошел от порта, а прибытие еще двух ожидается, но уже к концу недели.
Базовая ставка переработки в России немного выросла в первую неделю ноября, поскольку сезонный ремонт прошел пик. Вероятно, это приведет к сокращению объема сырой нефти, доступной для экспорта.
По словам осведомленных источников, знакомых с данными Министерства энергетики, в октябре Россия добывала нефть почти в соответствии со своей целевой добычей ОПЕК+, включая скромное компенсационное сокращение для восполнения ранее превышенного уровня добычи.
Это произошло после того, как группа ОПЕК+ во второй раз отложила план по постепенному увеличению части поставок, сокращенных в последние годы. Москве придется ждать увеличения целевого уровня добычи как минимум до начала следующего года, хотя наращивание производства может быть снова отложено.
Добыча газа на попавшем под санкции США российском проекте рухнула
Lenta.ru, 12/11/2024
Российский проект по сжижению газа «Арктик СПГ-2», которым управляет компания «Новатэк», в первые десять дней ноября резко сократил добычу до самого низкого уровня более чем за год. Об этом пишет Bloomberg.
В среднем месторождения поставляли 0,4 миллиона кубометров газа, что более чем в десять раз меньше, чем в октябре. Даже во время пусконаладочных работ и ввода в эксплуатацию первой очереди предприятия осенью 2023 года добыча была сильно больше — от 2 до 14 миллионов кубометров в сутки.
До этого стало известно, что завод в октябре остановил сжижение газа из-за переполнения складов и невозможности вывести и продать партии топлива. Основной причиной проблем проекта стали санкции США, введенные в конце прошлого года. В Белом доме пообещали «уничтожить» проект, рассчитывая таким образом сократить доходы Москвы от продажи нефти и газа и усложнить продолжение боевых действий на Украине.
Уже после этого Вашингтон ввел новые санкции в отношении «Арктик СПГ-2» и «Новатэка», под них попали почти 400 физических и юридических лиц. Комментировавший новые меры чиновник заметил, что они станут серьезным сигналом для всех, кто решится помочь проекту.
Главной проблемой завода остается отсутствие танкеров ледового класса, которые могли бы вывозить партии СПГ в течение всего года. Их хотели построить на верфи в Южной Корее, но санкции сделали невозможной передачу судов. Что касается имеющихся в распоряжении компании газовозов, то они задействованы на проекте «Ямал СПГ». Кроме того, сложности возникают с продажей даже тех партий с «Арктик СПГ-2», что удалось вывезти во время навигации.
Первоисточник: https://lenta.ru/news/2024/11/12/upalo/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch