Обзор СМИ
22/04/2025
Оглавление
Более 250 тысяч гостей побывали на Днях оленевода на Ямале
Дмитрий Григоренко оценил проект будущего морского туристического центра в Магадане
В Южной Корее призвали готовиться к сотрудничеству с Россией в Арктике
Патрушев допускает, что США захотят сотрудничать с РФ в Арктике
Верующие и духовенство встретили Благодатный огонь на Чукотке
Забытую нацистами в Арктике книгу XVIII века спасли криминалисты Мурманска
В ФРГ признали отставание стран НАТО от РФ в развитии беспилотных технологий
В Томской области НПЦ "БАС" может разрабатывать беспилотники для Арктики
Проведена трассировка будущей магистральной ВОЛС Хандыга — Зырянка
Максимальная площадь льда в Северном Ледовитом океане достигла рекордного минимума
Патрушев предложил планировать проекты в Арктике сразу до 2050 года
Северный Завоз
Крупную партию продовольствия доставили в Провиденский МО
ИА Чукотка, 21/04/2025
4,5 тонны продовольствия получили жители сел Провиденского МО. В продажу поступили овощи, фрукты, сыры, колбасы, другие скоропортящиеся продукты, сообщает ИА "Чукотка".
В округ продовольствие завезли авиарейсом из Хабаровска. В столице Чукотки его перегрузили на технику повышенной проходимости – ТРЕКОЛы и вездеходы "Север". Они развезли партию по населенным пунктам Провиденского муниципального округа. «В общей сложности мы отправили на восточную Чукотку 4,5 тонны продовольствия. Жители Сиреников получили около 550 кг, Нунлиграна – 770 кг, Энмелена – 660 кг, Янракыннота – 396 кг. Остальное поступило в продажу в Провидения. Райцентр могут посетить и жители близлежащего Нового Чаплино», – уточнили корр. ИА "Чукотка" в компании "Берингов пролив". По данным предприятия, большая часть продовольствия – это плодоовощная продукция. Так, жители Провиденского МО получили огурцы, помидоры, перец, кабачки, чеснок, лук, пекинскую капусту, виноград, мандарины, грейпфрут, киви. Также в продажу поступили сыры, колбасы и другие скоропортящиеся продукты.
Следующую поставку крупной партии продовольствия на восточную Чукотку "Берингов пролив" планирует на 29 апреля. По 4,5 тонны "свежестей" получат жители Провиденского МО и Чукотского районов.
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/prodovolstvie_i_torgovlya/krupnuyu_partiyu_prodovolstviya_dostavili_v_providenskiy_mo/
Арктический туризм
Более 250 тысяч гостей побывали на Днях оленевода на Ямале
Север-Пресс, 21/04/2025
На Ямале завершилась серия празднований Дня оленевода. Последним местом стало село Сеяха Ямальского района, сообщили в пресс-службе губернатора ЯНАО.
«Финальные гуляния традиционного праздника кочевых народов прошли в селе Сеяха Ямальского района. В этом году его отметили в 25 населенных пунктах 11 муниципалитетов региона», — говорится в сообщении.
Центральным событием стали национальные соревнования, включающие гонки на оленьих упряжках, борьбу, перетягивание палки и прыжки через нарты. Победители получили призы: более 70 снегоходов, лодочные моторы, бензопилы, генераторы, швейные машинки, двигатели для техники и денежные сертификаты. Особенным нововведением этого года стало вручение 22 беспилотных летательных аппаратов, которые помогут оленеводам в мониторинге стад.
Представители отрасли удостоились почетных грамот губернатора Ямала за многолетний труд, еще 11 получили благодарности. Праздник стал важным событием в личной жизни многих кочевников: 23 пары из Гыданской, Таркосалинской, Ханымейской, Тазовской и Ямальской тундр официально зарегистрировали брак. Лидером по количеству свадеб стал поселок Гыда, где создали семьи 12 северян.
Медицинские бригады организовали в местах проведения гуляний осмотры, где более 1,5 тысячи жителей прошли обследования. В «автобусах здоровья» специалисты провели диагностику уровня глюкозы и холестерина, сделали УЗИ, ЭКГ и флюорографию.
В 2025 году праздничные мероприятия длились два месяца — с 22 февраля по 21 апреля. Они собрали свыше 250 тысяч участников, включая местных жителей, туристов и представителей традиционных промыслов.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/bolee-250-tysjach-gostej-pobyvali-na-dnjah-olenevoda-na-jamale/
Дмитрий Григоренко оценил проект будущего морского туристического центра в Магадане
Колыма Плюс, 21/04/2025
Заместитель Председателя Правительства РФ – руководитель Аппарата Правительства России Дмитрий Григоренко в ходе рабочего визита на Колыму оценил проект первого в Магаданской области специализированного морского туристического центра, способного одновременно обслуживать до 90 маломерных и прогулочных судов.
Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» рассматривает возможность финансового участия в реализации данного проекта. Кроме того, ведутся переговоры о финансировании корпорацией сопутствующей инфраструктуры – гидротехнических сооружений и инженерных сетей в рамках создания морского логистического центра «Магадан». Реализация этих проектов позволит создать в регионе современную транспортно-логистическую и туристическую инфраструктуру, соответствующую международным стандартам.
Первоисточник: https://kolymaplus.ru/news/dmitrij-grigorenko-ocenil-proekt-budushego-morskogo-turisticheskogo-centra-v-magadane/
Международные отношения
В Южной Корее призвали готовиться к сотрудничеству с Россией в Арктике
Прайм, 21/04/2025
Южной Корее необходимо тщательно готовиться к возможному возобновлению сотрудничества с Россией в Арктике, особенно в сфере поставок энергоресурсов, говорится в новом докладе южнокорейского государственного Института внешнеэкономической политики (KIEP).
"Южной Корее необходимо вести тщательную предварительную проработку факторов возможностей и вызовов, которые возникнут в случае полноценного возобновления корейско-российского сотрудничества в Арктике при восстановлении отношений с Россией... Российский арктический регион представляет собой кладовую стратегических ресурсов, таких как СПГ, нефть и редкоземельные металлы, и Южной Корее, являющейся ресурсонедостаточной страной, нужно искать возможности с точки зрения энергетической безопасности и диверсификации цепочек поставок ресурсов", - говорится в публикации.
В обнародованном сегодня докладе "Международный арктический форум-2025 и направления развития Арктики со стороны России" специалисты KIEP проанализировали выступление президента РФ Владимира Путина на мартовском форуме "Арктика - территория диалога", который прошел впервые с 2019 года. По мнению исследователей, в случае постепенного снятия антироссийских санкций по завершении украинского конфликта Москва может сделать ставку на развитии Арктики как способе перезапуска экономики и международного сотрудничества. В этом случае арктический регион станет "новой стратегической ареной сотрудничества, конкуренции и сосуществования России, Китая и США".
Авторы доклада отмечают, что для Республики Корея как полуостровного государства, находящегося на стыке материковой Азии и Тихого океана, начало регулярных перевозок по Северному морскому пути будет означать не просто появление нового транспортного маршрута, а "становление центральной оси расширения морского экономического пространства Южной Кореи".
Ученые в этой связи напоминают, что благодаря своим сильным компетенциям в сфере судостроения южнокорейские компании в 2014-2020 годах уже получали из России заказы на строительство 45 танкеров арктического класса для перевозки СПГ и нефти. Поэтому Сеулу необходимо помимо прочего "систематически готовить планы активизации корейско-российского сотрудничества в сфере судостроения".
В то же время, как указывают эксперты, на пути расширения двустороннего сотрудничества в Арктике есть немало сдерживающих факторов, таких как сближение России с КНДР и активизация взаимодействия по арктическим вопросам с Китаем, просьбы Вашингтона об участии Сеула в развитии проекта СПГ на Аляске, неопределенность в вопросах изменения климата и другие риски, связанные использованием Севморпути. Специалисты KIEP призывают вести разносторонний мониторинг всех факторов и готовить способы реагирования на возникающие вызовы.
Патрушев допускает, что США захотят сотрудничать с РФ в Арктике
ТАСС, 21/04/2025
Россию не пугает возможный конфликт интересов с США в Арктике. Но этого противостояния может и не быть: не исключено, что Вашингтон, наоборот, захочет сотрудничества, заявил помощник президента, председатель Морской коллегии Николай Патрушев в интервью газете "Коммерсантъ".
Он упомянул об этом в контексте планов президента США Дональда Трампа на Арктику. "Мы к этому готовы", - ответил Патрушев на вопрос, не вступят ли американские намерения в противоречие с российскими.
Однако, продолжил помощник президента РФ, есть и предпосылки к возобновлению международного сотрудничества в Арктике. "Нормальное взаимодействие в деле развития Арктики еще первой администрацией Дональда Трампа рассматривалось как перспективное направление развития диалога Москвы и Вашингтона. Не исключено, что и на сей раз США обратят внимание на этот регион и проявят интерес к совместному решению накопившихся там задач. А их немало - укрепление атмосферы доверия, экономические проекты, развитие транспортного потенциала, защита экосистем и многое другое", - отметил он.
Патрушев подчеркнул, что международное право, в том числе сложившаяся в Арктике историческая практика, полностью гарантирует российский суверенитет в регионе, в том числе над трассой Северного морского пути. Эта магистраль является одной из самых перспективных транспортных артерий в мире, и стратегическое решение развивать ее полностью себя оправдало, добавил он.
"Позиции России в Арктике сегодня очень сильны, и по многим аспектам у нас имеется такой задел, которого и близко нет ни у кого в мире. Взять хотя бы уникальный ледокольный флот", - резюмировал глава Морской коллегии.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/23740151?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Наука, культура и образование
Верующие и духовенство встретили Благодатный огонь на Чукотке
ИА Чукотка, 21/04/2025
В понедельник, 21 апреля, в Кафедральный собор Святой Живоначальной Троицы Анадыря доставлена одна из самых значимых христианских святынь — Благодатный огонь. Его привезли пассажирским авиарейсом из Москвы, куда, в свою очередь, святыня прибыла из Иерусалима. В окружной столице лампадку встретили верующие и духовенство, сообщает ИА "Чукотка".
Самолет с Благодатным огнем приземлился в аэропорту Анадыря 21 апреля в 12:42. Одну из главных святынь православного мира доставили из Москвы рейсом авиакомпании "Россия". Экипаж перед полетом прошел особую подготовку и инструктаж. В пути лампадку сопровождал протоиерей Александр — старший священник храма иконы Божией Матери "Знамение" в Кунцеве. Возле главного храма Чукотки — Кафедрального собора Святой Живоначальной Троицы Анадыря святыню ждали верующие и представители епархии во главе с архиепископом Анадырским и Чукотским Ипатием. «Всех вас благодарю, дорогие мои, что вы люди верующие, что вы люди православные. Господь всегда подтверждает истинность нашей веры такими знаменательными событиями, как восхождение Благодатного огня и его пришествие во все уголки нашей огромной страны, нашей родины, и даже к нам на Чукотку. Вот эта радость, дорогие мои, которую мы сейчас испытываем и которая посещает сердце благочестивого человека, должна всегда быть в нашем сердце. К этому мы должны стремиться», — сказал архиепископ Анадырский и Чукотский Ипатий.
По традиции, после получения святыни в храме состоялось торжественное богослужение, которое провел сам архиепископ. Ипатий обратился к верующим с призывом забирать частички Благодатного огня домой и хранить их так долго, как получится. В столице Чукотки святыню всю неделю будут возить по учреждениям города. Благодатный огонь будет использоваться во всех церковных мероприятиях недели. В ночь с 19 на 20 апреля православные христиане отметили праздник Пасхи. На Чукотке торжественные мероприятия прошли в храмах всех районных центров округа. В окружной столице богослужение посетил и губернатор Чукотского АО Владислав Кузнецов.
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/religiya/veruyushchie_i_dukhovenstvo_vstretili_blagodatnyy_ogon_na_chukotke/
Забытую нацистами в Арктике книгу XVIII века спасли криминалисты Мурманска
Родина, 21/04/2025
Сотрудники Экспертно-криминалистического центра УМВД России по Мурманской области по просьбе ученых помогли восстановить документ времен Второй мировой войны, который был обнаружен на Земле Франца-Иосифа и пролежал в земле более 80 лет. Об этом сообщила в своем официальном Telegram-канале официальный представитель МВД России Ирина Волк.
С данной просьбой к сотрудникам регионального ЭКЦ обратились в 2024 году представители регионального отделения Русского географического общества.
Чтобы подготовить артефакт к дальнейшим научным исследованиям, эксперту-криминалисту ЭКЦ УМВД России по Мурманской области капитану полиции Дарье Симаковой потребовалось более двух месяцев кропотливой работы. Сначала листы книги необходимо было расправить и постараться отклеить друг от друга. Для этого их поместили в раствор глицерина, чтобы остановить разволокнение страниц и сохранить печатные знаки в первозданном виде.
После этого эксперт миллиметр за миллиметром счищала следы моллюсков и грунта и постепенно отслаивала листы. Поскольку Дарья Симакова является специалистом по производству традиционных видов экспертиз, в своей работе по восстановлению книги она использовала видеоспектральный компаратор. Он позволил лучше распознать слабовидимый текст.
"Работать приходилось очень аккуратно. Но у меня был опыт работы с такими документами. Мне сложно судить по бумаге об исторической ценности этого документа, но видно, что здесь использовался стилизованный шрифт, - говорит Дарья Симакова.
По заключению специалистов, обнаруженный фрагмент немецкой книги предположительно датируется XVIII веком. Он принадлежал немцам, работавшим в период войны на метеостанции на Земле Александра, которая входит в архипелаг Земля Франца Иосифа. Сейчас восстановленный раритет передан для дальнейшей работы ученым из Русского географического общества.
Промышленность и технологии
В ФРГ признали отставание стран НАТО от РФ в развитии беспилотных технологий
Известия, 21/04/2025
Северные страны Европы сильно отстали от России в области развития беспилотных технологий для Арктики. Об этом 20 апреля сообщила немецкая газета Tagesspiegel.
«Северные страны НАТО сейчас пытаются наверстать упущенное — и всё чаще терпят неудачу из-за местного климата», — говорится в публикации.
Авторы материала отметили, что в РФ начали создание комплекса беспилотников в Арктике еще 10 лет назад. Как указали в издании, российская компания Zala Aero уже давно разрабатывает беспилотные летательные аппараты (БПЛА), приспособленные к экстремальным температурам арктического региона.
«Россия опережает нас в развитии примерно на четыре–пять лет», — заявил в беседе с изданием подполковник Шведской академии обороны Йохан Хуовинен.
В Томской области НПЦ "БАС" может разрабатывать беспилотники для Арктики
ТАСС, 21/04/2025
Разрабатывать беспилотные авиационные системы (БАС) для различных гражданских задач на территории Арктики и Крайнего Севера могут в недавно открывшемся в Томске научно-производственном центре (НПЦ) "БАС". Об этом сообщил губернатор Томской области Владимир Мазур во время открытия международного форума ассоциаций и консорциумов северных территорий.
"Из последних достижений регионального развития, которые должны внести заметный вклад в томские арктические компетенции, - это открытие научно-производственного центра "Беспилотные авиационные системы". Роль гражданских беспилотных систем для нужд Крайнего Севера, учитывая его размеры и суровость климата, сложно переоценить. Это и промышленная безопасность, и обеспечение связанности территорий, и доставка грузов, включая грузы медицинского назначения", - сказал Мазур во время открытия форума.
Он отметил, что НПЦ "БАС" осуществляет полный цикл производства: от разработки и прототипирования до изготовления серии деталей и окончательной сборки.
Третий международный форум ассоциаций и консорциумов северных территорий проходит в Томском государственном университете 21-25 апреля. В нем участвуют ведущие научные центры, консорциумы и ассоциации, чья деятельность связана с исследованием глобальных климатических вызовов, развитием Арктики и северных территорий, обеспечением их устойчивого развития.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/23739355?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Проведена трассировка будущей магистральной ВОЛС Хандыга — Зырянка
ЯСИА, 21/04/2025
Экипаж передвижной лаборатории волоконно-оптической линии связи республиканского оператора «АрктикТелеком» успешно выполнил первый этап трассировки будущей магистральной ВОЛС проекта «Синергия Арктики» по маршруту Хандыга — Черский. Об этом сообщили в отделе медиапроектов компании.
«Новая линия будет пролегать через труднодоступные населенные пункты: Хандыга, Усть-Нера, Сасыр, Зырянка и дойдет до Черского. В первый этап трассировки включен участок Хандыга — Зырянка. Специалисты провели окончательную сверку данных, проработав каждый участок маршрута, включая пересечение горных массивов и водных преград, уточнены координаты всех точек прокладки кабеля», — рассказал генеральный директор «АрктикТелеком» Виктор Сергеев.
По его словам, итоговый маршрут выбран, чтобы минимизировать риски повреждения кабельной инфраструктуры природными факторами и обеспечить максимальную надежность работы сети.
«Кроме того, одним из ключевых этапов экспедиции стало тестирование работы коротковолновой радиосвязи в качестве резервного канала. Испытания прошли успешно, сеанс связи состоялся», — добавил Виктор Сергеев.
Судостроение
Рыбинская верфь заявила о готовности к серийному выпуску СВП «Хаска-10»
Флагман, 21/04/2025
СВП «Хаска-10» готово к серийному выпуску и работе в Арктике. Об этом заявил генеральный директор АО «Концерн «Калашников» Алан Лушников в разговоре с министром промышленности и торговли РФ Антоном Алихановым, который посетил ООО «Рыбинская верфь» (концерн «Калашников») в ходе рабочей поездки в Рыбинск Ярославской области 18 апреля.
«ОКР выполнена, судно состоялось. Следующий этап реализации проекта – освоение серийного производства «Хаска-10» с перспективой увеличения ее грузоподъемности для максимально эффективной работы в Арктике. Мы говорим об этом уверенно. Более того, даже обсуждаем использование судна на воздушной подушке с его потенциальными заказчиками», – резюмировал генеральный директор «Калашникова».
Антон Алиханов поднялся на борт судна на воздушной подушке (СВП) с гибкими скегами «Хаска-10», построенного Рыбинской верфью по заказу Минпромторга России в рамках государственной программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы», осмотрел органы управления СВП, палубное пространство и силовую установку, отметил высокое качество постройки судна.
«Специализированные суда, как «Хаска-10», могут стать основой транспортного парка снабжения всем необходимым промышленных объектов, гражданских и военных инфраструктур, расположенных на территориях Крайнего Севера», – подчеркнул министр.
Напомним, ходовые испытания СВП завершились в прошлом году. «Хаска-10» может двигаться в любых условиях при температуре до -50 °С со скоростью 40 узлов, транспортировать до 10 т груза и является альтернативой воздушному транспорту по доставке всего необходимого на труднодоступные территории Крайнего Севера.
Главе Минпромторга Россиипредставили гражданскую продукцию Рыбинской верфи. В рамках презентации был совершен демонстрационный выход на катере «Лидер» в акваторию водохранилища.
На верфи Алиханов осмотрел корпусно-сборочный цех, оценил качество изготавливаемых там плавсредств, а также обсудил с генеральным директором концерна «Калашников» Аланом Лушниковым и генеральным директором верфи Семеном Данилиным вопросы развития производственных мощностей судостроительного предприятия и загрузки его, наряду с освоением серийного выпуска СВП «Хаска-10», перспективными гражданскими заказами.
Северный морской путь
Максимальная площадь льда в Северном Ледовитом океане достигла рекордного минимума
Север-Пресс, 21/04/2025
Площадь зимнего морского льда в Арктике, которая считается максимальным годовым значением, снизилась до исторического минимума. Об этом сообщило Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA).
«Ежегодно площадь морского льда в Арктике увеличивается примерно до марта, когда наступает конец зимы. В этом году мы зафиксировали прирост 3,2 миллиона квадратных километров при годовой максимальной площади в 13,79 миллиона квадратных километров», — рассказали в пресс-службе агентства.
Эту площадь ученые из JAXA и Национального института полярных исследований назвали наименьшей за всю историю спутниковых наблюдений, которые проводят с 1979 года. Между сокращением площади льда в Северном Ледовитом океане и изменениями климата есть прямая связь, отметили специалисты. Они выразили свои опасения по поводу дальнейшего воздействия на морскую среду.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/ekologiya/maksimalnaja-ploschad-lda-v-severnom-ledovitom-okeane-dostigla-rekordnogo-minimuma/
В WWF обратились к правительствам арктических государств
Arctic Universe, 21/04/2025
Для защиты биоразнообразия Арктики от ускоряющегося потепления климата и промышленной активности срочно требуется смелое, скоординированное управление. Арктика нуждается в юридически обязательном, основанном на экосистемах, осторожном подходе к управлению, при котором приоритетное внимание уделяется биоразнообразию и правам коренных народов, а не реагированию на давление со стороны развития по мере его возникновения.
Этот сдвиг требует сотрудничества между арктическими государствами и глобальными партнерами для замены разрозненных, быстро реагирующих структур перспективными стратегиями. Ключевые действия включают приведение национальной политики в соответствие с глобальными целями в области сохранения биоразнообразия, создание охраняемых территорий и другие меры по управлению на территориальной основе, а также обеспечение соответствия промышленной деятельности кардинально изменившемуся будущему Арктики.
В недавно опубликованном справочнике Routledge по управлению Арктикой есть глава, написанная Яном Душиком, бывшим руководителем Глобальной арктической программы WWF, и Эриком Моленаром из Нидерландского института морского права Утрехтского университета. В этой главе рассматриваются проблемы и пробелы в управлении морскими ресурсами Арктики с уделением особого внимания центральной части Северного Ледовитого океана (САО).
Авторы подчеркивают ускоряющуюся деградацию окружающей среды, вызванную изменением климата и ростом промышленной активности. Они утверждают, что нынешние системы управления слишком фрагментированы, недостаточно развиты или действуют медленно, чтобы эффективно реагировать, и предлагают решения для лучшей защиты морского биоразнообразия Арктики.
Фрагментированное управление и серьезные пробелы
Управление CAO представляет собой совокупность правовых и добровольных инструментов и органов, каждый из которых служит своей географической и отраслевой цели. Соглашение о рыболовстве в центральной части Северного Ледовитого океана (CAOFA), вступившее в силу в июне 2021 года, является ярким примером сотрудничества на основе мер предосторожности, которое касается одного из аспектов управления морским хозяйством в Арктике - рыболовства в зоне открытого моря CAO.
Комиссия Осло-Парижа по защите Северо-Восточной Атлантики (Комиссия ОСПАР) имеет возможность создавать морские охраняемые районы, но только в небольшой части САО. Не существует общей системы для проведения оценок воздействия на окружающую среду и обязательных правил для управления возникающими проблемами, такими как разработка месторождений на морском дне. Устранение этих пробелов имеет важное значение для создания более всеобъемлющей и устойчивой системы управления в регионе.
Роль Договора об открытом море
Недавно принятый Договор об открытом море, официально известный как Соглашение о биоразнообразии за пределами национальной юрисдикции (Соглашение BBNJ), предлагает потенциальный механизм для улучшения управления в Северном Ледовитом океане. После вступления в силу он будет способствовать созданию морских охраняемых районов, установит новые стандарты оценки воздействия на окружающую среду и будет способствовать сотрудничеству в области морской науки и наращивания потенциала. Однако эффективность договора будет зависеть от быстрой ратификации и осуществления, а также от того, будут ли арктические институты и государства активно задействованы в его механизмах. Хотя Соглашение BBNJ не может заменить существующие органы, оно обеспечивает важную правовую и институциональную основу для поддержки охраны природы в арктических водах за пределами национальной юрисдикции: в открытом море и на международном морском дне.
Действуйте сейчас: используйте существующие полномочия для защиты биоразнообразия Арктики
Душик и Моленаар утверждают, что арктические государства должны действовать уже сейчас, используя имеющиеся у них полномочия. Например, прибрежные арктические государства могут регулировать морскую деятельность в пределах своих исключительных экономических зон (ИЭЗ), включая рыболовство, судоходство и добычу полезных ископаемых. Скоординированные действия могут обеспечить экосистемное управление и защиту устойчивых к изменению климата коридоров и мест обитания.
Природоохранный подход, поддерживающий коренные народы Арктики и местные сообщества
Душик и Моленаар призывают к новому экономическому подходу в Арктике, который ставит природу и людей на первое место. Вместо того, чтобы полагаться на краткосрочную добычу ресурсов, они предлагают инвестировать в устойчивое развитие, которое защищает биоразнообразие и одновременно поддерживает средства к существованию коренных народов и местных сообществ. Они поощряют лиц, принимающих решения, использовать существующие инструменты для управления этими изменениями. К ним относятся работа Арктического совета по морским охраняемым районам и ArcNet - проект, разработанный WWF для создания сети приоритетных природоохранных зон по всему Северному Ледовитому океану. Они также освещают глобальные соглашения, такие как Куньмин-Монреальская глобальная рамочная программа по сохранению биоразнообразия, которая устанавливает цели по охране природы во всем мире.
Движение вперед, несмотря на геополитические ограничения
Авторы подчеркивают, что даже в условиях сохраняющейся геополитической напряженности медлить нельзя. Темпы экологических изменений в Арктике требуют немедленных действий. Арктические государства-единомышленники не должны ждать, пока сложатся идеальные условия. Они могут — и должны — действовать уже сейчас, чтобы обеспечить научно обоснованную защиту, принять меры предосторожности и повысить устойчивость управления морскими ресурсами Арктики. Каждый год бездействия увеличивает риск необратимых потерь. Осторожные, скоординированные шаги, предпринятые сегодня, определят, сможет ли биоразнообразие Арктики и сообщества, которые зависят от него, пережить грядущие изменения.
Социально-экономическое развитие
Патрушев предложил планировать проекты в Арктике сразу до 2050 года
ТАСС, 21/04/2025
России нужно переходить к долгосрочному планированию проектов в Арктике - рассчитывать все сразу на 20-30 лет. Такое мнение высказал помощник президента РФ, председатель Морской коллегии Николай Патрушев в интервью газете "Коммерсантъ".
"Опыт реализации проектов в Арктике показывает, что их запуск и выход на проектную мощность требует значительного времени и ресурсов. Поэтому необходим переход к долгосрочному планированию на 20-30 лет, например, до 2050 года", - отметил он.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/23740173?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Программа "Свой дом в Арктике" продолжится с 28 апреля
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 21/04/2025
Программа "Свой дом в Арктике" продолжится с 28 апреля. Заявку на участие можно подать до 1 июня. Об этом на оперативном совещании правительства региона сообщил губернатор Андрей Чибис.
"Программа дает реальную возможность людям исполнить свою мечту о собственном доме в Арктике. Именно поэтому, несмотря на непростую ситуацию с бюджетом в этом году, было принято решение о ее продлении. С 2022 года, с момента старта программы,выдано 1419 сертификатов на общую сумму 1,8 миллиарда рублей. Более тысячи семей за три года уже построили или приобрели свои дома. Общая площадь возведенного и купленного жилья – почти 88 тысяч квадратных метров», – сказал Андрей Чибис.
Губернатор напомнил, что благодаря поддержке президента России в регионе также появились льготные ипотечные продукты – "Арктическая ипотека" под 2%, "Семейная" под 6%, инструменты для поддержки первоначального взноса.
"Мы обновим перечень категорий граждан, которые могут претендовать на участие в программе. Кроме того, выплата составит не более одного миллиона рублей, и не более 30% от стоимости дома", – добавил губернатор.
Первоисточник: https://b-port.com/news/313638?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
На Ямале закроют офисы МФЦ: причины
Север-Пресс, 21/04/2025
В нескольких населенных пунктах Ямала 23 апреля не будут работать отделения МФЦ. Об этом сообщили в пресс-службе регионального центра.
«23 апреля в связи с проведением единого дня обучения специалистов МФЦ будут временно закрыты офисы», — говорится в сообщении. На следующий день учреждения вернутся к работе в штатном режиме.
Уточняется, что офисы в Салехарде, Надыме, Ноябрьске, Лабытнанги, Муравленко, Тарко-Сале, Губкинском (офис № 1) и Новом Уренгое (мкр. Восточный и ул. Юбилейная) будут закрыты для посещения. Не удастся попасть в центр услуг «Мой бизнес» в Новом Уренгое.
Посетителям предлагают воспользоваться электронными сервисами через «Госуслуги». По всем вопросам можно звонить на горячую линию МФЦ Ямала: 8-800-2000-115.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/na-jamale-zakrojut-ofisy-mfts-prichiny/
Транспортные системы
РНФ: развитие транспортной сети в Арктике ускорит ее экономический рост
ТАСС, 21/04/2025
Российские исследователи изучили факторы, влияющие на выручку компаний в арктических регионах России, и пришли к выводу, что качество транспортной инфраструктуры и уровень связности территорий в Арктике являются одними из самых значимых драйверов роста в данном регионе страны. Об этом сообщила пресс-служба Российского научного фонда (РНФ).
"Эффективность использования трудовых ресурсов в Арктике напрямую зависит от качества транспортной инфраструктуры. Мы рекомендуем уделить особое внимание созданию широтных транспортных коридоров, которые смогут преодолеть разобщенность арктических территорий и обеспечить более равномерное распределение экономических возможностей по региону", - отметил старший научный сотрудник Карельского научного центра РАН (Петрозаводск) Александр Волков, чьи слова приводит пресс-служба РНФ.
Волков и ученые пришли к такому выводу при изучении деятельности российских компаний, находящихся в 37 округах и районах европейской части российской Арктики. Исследованные территории входят в состав Мурманской области (17 территорий), Ненецкого автономного округа (две территории), Республики Карелия (6 территорий), Республики Коми (4 территории) и Архангельской области (8 территорий).
Исследователи изучили показатели выручки компаний, размеры их активов и численности сотрудников за 2017-2022 годы, что позволило проследить экономическую динамику в регионе с учетом тех мер, которые принимались для стимулирования развития российской Арктики в последние годы. При анализе авторы учитывали фактор географического соседства территорий и показатели их реальной транспортной доступности.
Проведенные учеными расчеты показали, что трудовые ресурсы, выраженные в численности сотрудников, в два раза сильнее влияют на выручку организации, чем ее капитал. При этом влияние трудовых ресурсов было тем сильнее, чем лучше была транспортная связанность между территориями. Это говорит о том, что инфраструктура - в частности, развитая дорожная сеть - играет важную роль в экономическом состоянии района.
Как считают исследователи, это можно объяснить тем, что в условиях развитой транспортной инфраструктуры трудовые ресурсы становятся более мобильными и эффективными. Работники могут оперативно перемещаться между объектами и дорогим оборудованием, предприятиям легче привлекать квалифицированные кадры, а кооперация между компаниями повышает производительность без значительных капиталовложений. Понимание этого, как надеются ученые, поможет разработать более эффективные меры по стимулированию роста экономики российской Арктики.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/23739919?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
В арктических и северных районах Якутии прекращено движение по ряду автозимников
ЯСИА, 21/04/2025
С 21 апреля 2025 года в арктических и северных районах Якутии прекращено движение по нескольким автозимникам из-за активного таяния льда и ухудшения состояния дорог. Об этом сообщает пресс-служба КП «Дороги Арктики».
Ограничения введены на участках следующих автодорог: «Усть-Куйга – Депутатский – Белая Гора», «Мома», «Верхоянье», «Булун», «Индигир», «Арктика», «Яна» и «Алазея». Подробную информацию о закрытых участках можно найти по ссылке.
Первоисточник: https://ysia.ru/v-arkticheskih-i-severnyh-rajonah-yakutii-prekrashheno-dvizhenie-po-ryadu-avtozimnikov/
Ямальская авиакомпания добавляет рейс Тюмень — Салехард
Север-Пресс, 21/04/2025
Авиакомпания «Ямал» объявила о запуске дополнительного рейса между Тюменью и Салехардом. Об этом сообщает пресс-служба перевозчика.
«Рейс 9846/9845 будет выполнен 10 мая 2025 года. Вылет из Тюмени запланирован на 15:20, из Салехарда — на 18:20», — уточнили в авиакомпании. Время указано по местному часовому поясу аэропорта вылета.
На данном направлении действуют специальные тарифы. Для детей из многодетных семей предусмотрены льготы. Также доступен тариф по программе «Морошка». Билеты уже можно приобрести на официальном сайте авиакомпании.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/transport/jamalskaja-aviakompanija-dobavljaet-rejs-tjumen-salehard/
Экология
«Тревожный чемоданчик» для защиты от белого медведя разработали в «Чистой Арктике»
Таймырский телеграф, 21/04/2025
Специалисты АНО «Чистая Арктика» в рамках проекта «Медвежий патруль» разработали специальный набор средств для отпугивания белого медведя.
Комплект представил руководитель общественного экологического проекта «Чистая Арктика» Андрей Нагибин на выездном заседании научно-технического совета Росприроднадзора:
«Это практичный и доступный инструмент для защиты людей в Арктике. Не причиняя вреда белому медведю – символу Севера и редкому виду. Это не просто набор средств, а часть системного подхода к безопасности и сохранению дикой природы в условиях активного освоения Арктики».
При формировании чемоданчика учли, что белые медведи рождаются и всю жизнь проводят среди дрейфующих льдов и формирования айсбергов, привыкнув к громким звукам, похожим на взрывы. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что их можно напугать выстрелом – больше всего животные боятся внезапных ярких вспышек, шума горения и необычных неприятных запахов.
Что вошло в «тревожный чемоданчик»? Это фальшфейер красного огня Ф-3К, пусковое устройство патронов ПУ-4 (предназначено для подачи сигналов бедствия), горн туманный пневматический (издает очень громкий и резкий звук), «Медвежий гром» – пиротехническое изделие звукового и визуального эффекта, флакон с бензином, чтобы быстро разжечь пламя, фонарики и другое.
Эксперты оценили качество «Чистого воздуха» в Арктике
GoArctic.ru, 21/04/2025
18 апреля 2025 г. в Проектном офисе развития Арктики прошло заседание дискуссионного клуба «Результаты реализации мероприятий федерального проекта "Чистый воздух" в городах АЗРФ». Его модератором выступил координатор Экспертного совета ПОРА Александр Воротников.
Федеральный проект «Чистый воздух» предполагает поэтапное снижение выбросов опасных загрязняющих веществ и включает в себя ряд направленных на эту цель мероприятий: от экологической модернизации промышленных предприятий, газификации частных домовладений до модернизации транспортной инфраструктуры. В Заполярье одной из крупнейших активностей федпроекта является Серный проект «Норникеля». Участники дискуссионного клуба поговорили о том, эффективен ли он и можно (и нужно) ли его тиражировать.
Как напомнила Анна Ридигер, старший научный сотрудник ФГБНУ «ВНИРО», заместитель директора Национального комитета экологической безопасности, на металлургических производствах образуется сернистый ангидрид (диоксид серы, или сернистый газ (SO2) – один из основных загрязнителей, которые обнаруживают в атмосфере промышленных городов. Превышения ПДК по этому веществу регулярно фиксируются и в промышленных регионах АЗРФ. «Сернистый газ представляет серьезную угрозу для здоровья, приводит к заболеваниям дыхательных путей и слизистых оболочек человека», – пояснила Ридигер и добавила, что в Мурманской области полностью остановлены выбросы диоксида серы на границе с Норвегией, снижено воздействие на окружающую среду в Мончегорске. С закрытием производства в п. Никель вредные выбросы в атмосферу на российско-норвежской границе были полностью прекращены.
Как констатировал первый заместитель директора АНО «Агентство развития Норильска» Роман Кулян, забота об экологии города входит в число ключевых запросов жителей Норильска, это фактор, во многом определяющий выбор людей – жить, работать, творить и строить будущее в арктическом городе или уехать. От этого выбора зависит будущее территории – будущее бизнеса, учреждений жизнеобеспечивающих сфер, научно-технологического сектора и других, заметил участник дискуссии.
«На старте проекта более 99% всех выбросов в Норильске составляли выбросы предприятия «Норникель». За весь истекший период времени фактический объем выбросов завода снижен на 460 тысяч тонн. Росприроднадзором в декабре 2024 г. были осуществлены отборы проб промышленных выбросов, была подтверждена эффективность газоочистки более 99%», – рассказал Георгий Федосеев, заместитель руководителя Проектного офиса проекта «Чистый воздух».
По итогам 2024 года в Норильске было утилизировано 389 000 тонн диоксида серы, что даже немного превышает плановый показатель, рассказала Анжела Орлова, главный менеджер управления производственной экологии департамента экологии «Норникеля». «На 2025 год у нас план ещё более амбициозный. От выполняемых мероприятий мы планируем снизить выбросы диоксида серы более чем на 730 000 тонн в год. Итого, после выхода на проектные мощности, мы ожидаем, что снижение по Заполярному филиалу должно составить более 900 000 тонн в год по сравнению с базовым 2017 годом», – поделилась планами эколог.
«Комплексная апробация второй и третьей технологических линий Серной программы, с одной стороны, показывает фактическое снижение выбросов на 20%, а с другой – снижение выбросов загрязняющих веществ пока не обеспечило полное отсутствие недопустимых аэрогенных рисков для здоровья населения Норильска», - отметил, однако, Дмитрий Федоров, член Общественного совета Росприроднадзора, директор проектов дивизиона «Экология и климат» Агентства стратегических инициатив. По его мнению, залогом принятия оптимальных управленческих решений, ориентированных на здоровье населения как г. Норильска, так и других городов-участников эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ будет межведомственное взаимодействие и сопряженный анализ данных в системе «расчеты рассеивания – результаты инструментальных измерений качества воздуха – риск здоровью – реальный вред здоровью».
«Проект "Чистый воздух" должен учитывать все источники загрязнения, включая промышленные выбросы, транспорт и ЖКХ, для достижения устойчивых и долгосрочных результатов в улучшении экологической ситуации в Арктической зоне», – добавляет Вероника Тарбаева, начальник отдела нормирования окружающей среды ГосНИИ промышленной экологии Росприроднадзора, председатель Центрального совета МОО «Природоохранный союз».
Новый федеральный целевой проект «Экологическое благополучие» уделяет огромное значение вопросам чистого воздуха для общего экологического благополучия страны, напомнил Сергей Тяглов, руководитель Института проблем устойчивого развития и охраны окружающей среды Ростовского государственного университета. «Технологический прорыв для развития современных высокотехнологичных производств, безусловно, возможен лишь путём внедрения лучших доступных технологий», – считает он.
«Серный проект» – пример ответственного поведения бизнеса, но федпроект также охватывает вопросы коммунальной инфраструктуры и транспорта. В ходе реализации «Чистого воздуха» необходимо применять государственно-частное партнерство в этой сфере. Это хорошо показывает пример экологических проектов Москвы. Точно так же взаимодействие государства и бизнеса может работать и в городах, где реализуется проект «Чистый воздух», уверен модератор мероприятия Александр Воротников.