Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

27/05/2025

Оглавление

Коренные малочисленные народы

Умельцы из Хатанги представят культуру коренных народов на фестивале «Мир Сибири»

Таймырский телеграф, 26/05/2025

С 10 по 13 июля в Красноярском крае, в поселке Шушинское, пройдет Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «Мир Сибири». Со всех уголков края на праздник ежегодно съезжаются умельцы, представляющие свое мастерство в разных направлениях искусства.

В этот раз впервые на фестивале побывают таланты из Хатанги. Мастерица Центра народного творчества Лилия Хорби презентует нганасанские и долганские костюмы из авторской коллекции, а ее коллеги покажут традиционные обряды и расскажут про быт коренных народов Севера.

«Очень волнительно и приятно, ведь на такое масштабное мероприятие мы выезжаем в первый раз, но мы заряжены и готовы показать всем нашу культуру и познакомить с ее самобытностью и многообразием», – поделилась впечатлениями перед поездкой Лилия.

Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/umelczy-iz-hatangi-predstavyat-kulturu-korennyh-narodov-na-festivale-mir-sibiri/

Международные отношения

Филиалы визовых центров семи стран закрываются в Мурманске

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 26/05/2025

В Мурманске закрываются семь филиалов визовых центров. Информация опубликована на сайте VFS Global.

Так, с 28 мая 2025 года прекращают работу визовые центры Болгарии, Финляндии, Швеции, Словении, Литвы, Чехии и Хорватии.

Как отмечает Telegram-канал "Улететь", почти все указанные страны, кроме Болгарии, почти не осуществляли выдачу виз в России в последние годы. Например, Финляндия, Литва и Чехия прекратили принимать почти все заявки из-за введённых ограничений, Словения и Хорватия – имели малое количество обращений, Швеция – осенью прекратила приём документов из-за ограничений в "кадровых ресурсах", а Болгария два года не может решить технические проблемы с оплатой консульского сбора в регионах.

При этом растёт общее количество шенгенских виз, получаемых в России. Это происходит за счёт нескольких стран, которые филиальную сеть не сокращают – Италии, Франции, Испании, Венгрии и Греции.

Первоисточник: https://b-port.com/news/319628

Наука, культура и образование

«Arctic Open» в пролёте. В этом году фестиваль не получил финансирования и рискует не состояться

Эхо Севера (Архангельск), 26/05/2025

Фонд президентских грантов не счел нужным выделять серьезную сумму на проведение главного кинофестиваля в Архангельской области.
Культурный фонд «Берегиня» просил у Фонда без малого 24 миллиона рублей, еще 11 миллионов организаторы планировали добыть самостоятельно. После отказа в выделении средств стало ясно, что проведение «Arctic Open» в этом году нецелесообразно. Без двух третей бюджета, конечно, можно организовать какие-то куцые кинопоказы, но это будет откровенно унылое зрелище.

Архангельский кинофестиваль, как и ночь музеев, привлекают народ своим пафосом, возможностью хоть раз в жизни да побывать на какой-нибудь ковровой дорожке, хоть и в глубокой провинции. Собираться же в небольших залах и выискивать жемчужины среди повторяющих друг друга короткометражек интересно только жюри и паре десятков особенно духовно богатых девушек и женщин.

Интересных гостей не заявлялось уже больше трех лет подряд. Последним запомнившимся был Андрей Хржановский в 2020 году. А ведь когда-то в Архангельск заезжал Сокуров…

Вряд ли прощание с «Arctic Open» в его сегодняшнем виде можно назвать большой трагедией для аудитории, но молодым режиссерам, наверное, должно быть грустно — минус одна площадка для демонстрации своих работ и минус одна строчка в резюме.

Впрочем, переживать рано. До декабря еще есть время и это не первый случай, когда Фонд президентских грантов прокатывал архангельский фестиваль.

Первоисточник: https://www.echosevera.ru/2025/05/26/68346c7046f1f249af0f5758.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Освещены ключевые проекты Росгидромета в Арктике

Arctic Universe, 26/05/2025

21 мая в рамках конференции POLAR 2025 в Санкт-Петербурге руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Игорь Шумаков рассказал о ключевых проектах Росгидромета в Арктике.

Совместно с Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом идет активная работа по созданию системы мониторинга вечной мерзлоты. «Более половины всех работ уже выполнено, действуют 78 пунктов наблюдений», — сообщил он.

Успешно работает научно-экспедиционное судно «Северный полюс». Возобновлена после долгого перерыва программа дрейфующих экспедиций. Станция «Северный полюс -41» работала 20 месяцев и подтвердила высокую эффективность. Сейчас продолжает работу вторая экспедиция СП-42, оснащенная самым современным научным оборудованием.

Руководитель Росгидромета также сообщил о ходе строительстве нового научно-экспедиционного судна. «В 2022 году началось строительство самого большого научно-исследовательского судна «Иван Фролов». Ввод запланирован на 2028 год, и уже в 2029 году новый флагман отправится в первую экспедицию», — сказал Игорь Шумаков.

Кроме того, как подчеркнул глава Росгидромета, российские специалисты продолжают успешно проводить исследования на архипелаге Шпицберген, несмотря на сложные геополитические условия.

Первоисточник: https://www.arcticuniverse.com/ru/news/20250525/32149.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Национальные проекты

Контракт на ремонт дороги по нацпроекту заключили в Анадыре

ИА Чукотка, 26/05/2025

Администрация городского округа Анадырь заключила контракт на ремонт первого в этом году участка дороги. Подрядчик приведёт в порядок проезжую часть и тротуары на участке улицы Мира и перекрёстке её с улицей Отке. Работы пройдут в рамках национального проекта "Инфраструктура для жизни". Исполнитель контракта планирует завершить работы до конца июня, сообщает ИА "Чукотка".

Согласно проектной документации на сайте Госзакупок, ремонт пройдёт на участке улицы Мира между Дворцом детского и юношеского творчества и Средней общеобразовательной школой №1, а также на перекрёстке от Федерального казначейства до окружного департамента экономики и инвестиций. Подрядчик заменит более 1900 квадратных метров дорожного полотна. Контракт на выполнение работ заключен с анадырской компанией "ЧукотСтройИнвест". «Объект имеет важное социальное значение, так как обеспечивает подъезд к Дворцу детского творчества (ДДТ), который ежегодно посещают сотни детей. Из-за высокой транспортной нагрузки существующее покрытие начало приходить в ненормативное состояние. В целях обеспечения безопасности и комфорта для жителей, особенно детей и родителей, принято решение о проведении реконструкции», - сообщил окружной департамент промышленной политики.

Подрядчик должен демонтировать старое дорожное полотно, выровнять основание дороги и залить новое цементобетонное покрытие. Также будут восстановлены тротуары, установлены бордюры и устроен новый надземный переход для сетей тепло- и водоснабжения. Стоимость работ составит свыше 38,5 млн рублей. Финансирование проекта осуществляется за счет средств окружного бюджета. Согласно контракта ремонт должен быть выполнен к 30 октября. По данным департамента промышленной политики, подрядчик планирует завершить работы до конца июня, чтобы обновленный участок дороги был готов к началу активного летнего сезона. Всего в этом году в столице региона приведут в порядок около 500 метров проезжей части. В том числе, участки на улице Отке (от ТЦ "Новомариинский" до школы №1) и перекрёсток улиц Полярная и Мира. Также будет объявлен конкурс на обустройство тротуаров и стояночных карманов от улицы Рультытегина до Энергетиков. На обновление дорог в столице региона выделено 101,7 млн рублей.

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/infrastruktura/kontrakt_na_remont_dorogi_po_natsproektu_zaklyuchili_v_anadyre/

В СФ призвали конкретизировать нацпроект о Севморпути

СенатИнформ, 26/05/2025

Использованию Северного морского пути (СМП) сегодня придаётся серьёзное внимание на самых разных уровнях госуправления. СМП рассматривается не только как транспортный, логистический механизм, позволяющий России выступать серьёзным контрагентом в доставке товаров и грузов, но и как важный инструмент развития тех регионов, которые относятся к его бассейну. Об этом заявил замглавы Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера Анатлоий Широков, председательствуя 26 мая на тематическом совещании в верхней палате.

Сегодня по инициативе губернатора Мурманской области Андрея Чибиса продумывается идея национального проекта «Северный морской путь и Арктика», но пока не понятна конкретная реализация идеи. А это необходимо.

Анатолий Широков, зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера

Как сообщил участвующий в совещании директор Департамента развития арктической зоны и реализации инфраструктурных проектов Минвостокразвития РФ Илья Чернов, в прошлом году в очередной раз был установлен рекорд: почти 38 млн тонн грузов было перевезено по СМП. Но выросли транзитные перевозки — более 300 млн тонн. «Северный морской путь становится интересен для нашего международного сотрудничества с дружественным партнёрами», — отметил представитель ведомства.

Он уточнил, что Президент РФ поручил министерству вместе с отраслевыми коллегами утвердить финансово-экономическую организационную модель Северного морского пути. Основной задачей является сохранение конкурентоспособного тарифа, создание объектов транспортной инфраструктуры. «Какие-то наработки должны будем с коллегами представить в июле», — уточнил Чернов.

Анатолий Широков попросил его обозначить перечень перспективных вопросов, в которых будет необходимо взаимодействие профильного министерства и Совета Федерации.

Чернов ответил, что есть ряд моментов, связанных и с социальной поддержкой, и с корректировкой законодательства, в том числе по вопросу выплаты северных надбавок с первого года работы.

Первоисточник: https://senatinform.ru/news/v_sf_schitayut_chto_natsproekt_o_sevmorputi_nado_konkretizirovat_/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Оборона и безопасность

Айсен Николаев поручил оперативно восстановить ВПП в Среднеколымске после подтопления

ЯСИА, 26/05/2025

На реке Колыме у города Среднеколымска продолжается снижение уровня воды. Взлётно-посадочная полоса местного аэропорта освободилась от воды. Поручение об оперативном восстановлении объекта для возобновления беспересадочного авиасообщения дал глава Якутии Айсен Николаев в ходе заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

По последним данным, у населённого пункта уровень воды составляет 995 см при критическом значении в 1200 см. В период прохождения паводка, при достижении наивысших уровней воды, в зоне подтопления оказались 32 дворовые территории, полоса аэропорта, участки внутрипоселковых дорог и региональной автодороги.

С 20 по 23 мая в Среднеколымском районе для ликвидации ледяного затора на реке Колыме было проведено 11 взрывных работ с применением более 9 тонн взрывчатых веществ. Проведённые мероприятия позволили разрушить затор и добиться постепенного снижения уровня воды. С 24 мая уровень воды опустился ниже критических отметок.

«Ледоход на реках республики выходит на финишную стадию. Основная фаза прошла без серьёзных последствий, однако расслабляться пока рано. Прошу ответственные службы и администрации районов оставаться в режиме повышенной готовности до полного прохождения ледохода», — отметил Айсен Николаев.

Отдельное внимание на заседании было уделено складывающейся лесопожарной обстановке. По состоянию на сегодняшний день в республике зарегистрировано 94 лесных и 176 ландшафтных пожаров. Большинство связано с человеческим фактором, преимущественно с сельхозпалами. Однако первые грозовые возгорания уже были зафиксированы в Ленском районе в минувшие выходные.

«Мы только в начале сезона, но уже фиксируем природные пожары, вызванные грозами. Очевидно, что ситуация будет усложняться, и на первый план выходит оперативность обнаружения и ликвидации возгораний. В то же время вызывает беспокойство состояние противопожарной защиты в ряде населённых пунктов. Особенно много замечаний — в Верхоянском и Кобяйском районах, где не соблюдаются установленные требования», — подчеркнул глава республики.

Он также отметил, что, несмотря на сложные условия, республике удаётся сохранять положительную динамику по оперативности тушения пожаров в первые сутки — и эту тенденцию необходимо только усиливать.

На данный момент продолжается тушение пяти пожаров: двух — в Ленском районе, двух — в Момском и одного — в Нерюнгринском. Также зафиксирован один пожар в Эвено-Бытантайском районе. По двум очагам тушение приостановлено — они находятся в труднодоступной местности и не представляют угрозы населённым пунктам.

Первоисточник: https://ysia.ru/ajsen-nikolaev-poruchil-operativno-vosstanovit-vpp-v-srednekolymske-posle-podtopleniya/

В Жиганске будет создана база для борьбы с лесными пожарами в Арктике

Yakutia Daily, 26/05/2025

Организационные вопросы создания авиабазы для борьбы с лесными пожарами в Арктике обсудили во время рабочего визита в Жиганск начальника ГБУ “Якутская база авиационной охраны лесов” Владимира Леонова.

В этом году после выбора и оформления земельного участка в период нынешней навигации будут завезены материалы для строительства здания конторы и гаража для техники. Строительство планируется вести силами местных бригад, информировал Владимир Сергеевич.

Что касается подбора кадров для будущей авиабазы, то по плану численность персонала должна составить 30 человек, включая начальника, десантников, радиооператоров, парашютистов, двух летчиков-наблюдателей. Все работники будут работать круглогодично на постоянной основе, основной период работы – с мая по сентябрь включительно.

Кадры будут подбирать при содействии Центра занятости района, главное требование – соответствующее состояния здоровья, в приоритете — мужчины трудоспособного возраста, отслужившие в армии молодые люди, сообщает газета «Новости Жиганска».

Всего в арктической зоне планируется открыть три подобные авиабазы: в 2026 году — в Жиганске и Среднеколымске, в 2027 году – в Абые.

Первоисточник: https://yakutia-daily.ru/v-zhiganske-budet-sozdana-baza-dlya-borby-s-lesnymi-pozharami-v-arktike/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Минтранс рассказал о потребности России в аварийно-спасательном флоте

Прайм, 26/05/2025

России в настоящее время необходимо 54 судна для обеспечения аварийно-спасательной готовности в арктическом бассейне, при этом в наличии только восемь, сообщил замдиректора департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта Минтранса РФ Станислав Сипилин.

"Что касается арктического бассейна, то для обеспечения аварийно-спасательной готовности существует потребность в Арктике в 54 судах. В настоящий момент в наличии восемь. В соответствии с планом развития СМП, действительно, запланировано двухэтапное увеличение аварийно-спасательного флота", - сказал Сипилин в рамках совещания "Использование потенциала Северного морского пути в современных условиях" в Совете Федерации.

Он отметил, что в рамках первого этапа предполагалась постройка 16 судов для аварийно-спасательного флота арктического побережья России. Однако из-за введения санкций в 2022 году их строительство сдвинулось до 2026 года. Так, два судна были сданы в 2024 году, еще 12 ожидается в текущем и два судна в 2026 году, пояснил Сипилин.

По его словам, в настоящее время Морспасслужбе в целом требуется 184 судна.
"Есть международный стандарт определения потребности в судах аварийно-спасательного флота, и по соответствующему стандарту для покрытия всего побережья Российской Федерации, в том числе арктического, Морспасслужбе требуется 184 судна", - подчеркнул Сипилин.

В настоящее время в наличии только 105 единиц, что говорит об определенном дефиците судов для аварийно-спасательного флота, завершил он.

Первоисточник: https://1prime.ru/20250526/mintrans-857923392.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Промышленность и технологии

Ты увидишь - он бескрайний: «Ростелеком» обслуживает более полумиллиона семей в Арктике

ТВ Югра, 26/05/2025

В День полярника, который ежегодно отмечается 21 мая, «Ростелеком» подвел итоги работы в Арктической зоне страны. Более 560 тыс .домохозяйств за Полярным кругом остается на связи с близкими благодаря работе группы компаний «Ростелеком».Полный комплекс услуг от компании доступен абонентам в Архангельской области, Карелии, Коми, Красноярском крае, Мурманской области, Ненецком автономном округе, Чукотке, Якутии и на Ямале, которые официально включены в Арктическую зону России (более 28% территории страны, проживает 2,4 млн человек).

Для обеспечения качественной и надежной связи «Ростелеком» построил в условиях вечной мерзлоты более 24 тыс. км линий волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). В особо удаленных и труднодоступных районах активно используются спутниковые каналы: в Заполярье работает более 7 тыс. абонентских спутниковых станций «РТКОММ» (дочерней компании «Ростелекома»). Помимо этого, в акватории Берингова моря, за Полярным кругом «Ростелеком» построил единственную подводную ВОЛС «Петропавловск-Камчатский - Анадырь - Угольные Копи» протяженностью 2 173 км. ВОЛС значительно повысила проникновение высокоскоростного интернета и цифровых сервисов на его базе в Чукотском автономном округе.

В Мурманской области охвачены более 95% домохозяйств охвачены оптической сетью «Ростелекома» - это самая густонаселенная территория Арктики. В малонаселенных и отдаленных пунктах Заполярья устойчивая мобильная связь и интернет становятся доступными благодаря федеральному проекту устранения цифрового неравенства (УЦН).«Ростелеком» построил и запустил 133 точки доступа Wi-Fiи 68 базовых станций в 190 населенных пунктах Арктической зоны, в которых проживает почти 68 тыс. человек. Также компания обеспечила высокоскоростным интернетом в Заполярье 782 социально значимых объекта - это школы, медицинские учреждения, отделения полиции.

Алексей Сапунов, заместитель президента - председателя правления «Ростелекома»: «Сегодня большое количество сотрудников компании трудятся за Полярным кругом для того, чтобы северяне могли круглосуточно быть на связи со своими родными и близкими. Из-за объективных трудностей, к которым, в первую очередь, относится экстремальный климат, многие работы по строительству и развитию сети могут выполняться только в теплое время года, в сжатые сроки. Оборудование мы доставляем всеми видами транспорта - вертолетами, вездеходами и снегоходами, катерами. Но “Ростелеком” не боится сложностей и продолжит реализацию проектов в Заполярье - мы понимаем, насколько важна связь для жителей нашей огромной страны в любой ее точке».

В Арктической зоне страны также активно используются различные цифровые решения «Ростелекома» для дома и семьи. В частности, в жилых комплексах Салехарда и Нового Уренгоя установлены умные домофоны от «Ростелеком Ключ». Особой популярностью за Полярным кругом пользуются камеры облачного домашнего видеонаблюдения от сервиса «Ростелеком Умный дом» - в регионе установлено более 7 тыс. камер, которые бесперебойно работают даже в суровые морозы.

Не оставляет без внимания Крайний Север и онлайн-кинотеатр Wink.ru(совместное предприятие «Ростелекома» и Национальной Медиа Группы).В 2025 году состоялась премьера арктического сериала-блокбастера «Челюскин. Первые» (18+) о легендарной экспедиции исследователя Отто Шмидта. Съемочная группа проекта на себе испытала суровый арктический климат: критически низкие температуры, частую смену погодных условий и сильный ветер. А исполненная в музыкальном сериале «ВИА «Васильки» песня «Посети ты Апатиты» Сергея Жукова была подарена заполярному городу и стала его новым гимном.

Уже три года в Мурманске работает центр обработки данных (ЦОД) от «Ростелекома» - самый северный дата-центр в стране. Его клиенты - органы власти и бизнес - пользуются высокоскоростной сетью передачи данных, облачными услугами и другими цифровыми сервисами компании.

В рамках реализации нацпроектов компания создала на Ямале самую северную цифровую систему весогабаритного короля (ВГК), которая помогает сохранять дорожное покрытие. Кроме того, при поддержке региональных властей, «Ростелеком» устанавливает на Ямале современные камеры интеллектуального видеонаблюдения. Они размещаются в общественных местах, парках, на перекрестках и возле регулируемых пешеходных переходов.

Первоисточник: https://ugra-tv.ru/news/society/ty_uvidish_on_beskrayniy_rostelekom_obsluzhivaet_bolee_polumilliona_semey_v_arktike/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

«Роснефть» может начать реализацию Томторского редкоземельного проекта

ЯСИА, 26/05/2025

Якутия рассчитывает на скорое начало реализации Томторского редкоземельного проекта, заявил ТАСС глава республики Айсен Николаев.

«Мы, безусловно, удовлетворены тем, что «Роснефть» включила Томторское месторождение в периметр своей деятельности, — она стала единственным владельцем ООО «Восток инжиниринг». С [главой «Роснефти»] Игорем Ивановичем Сечиным встречались и обсуждали этот вопрос», — сказал Николаев.

Он отметил, что необходимо создать технологии, которые позволят извлекать редкоземельные элементы. «Суть заключается в том, чтобы не просто добывать ниобий и другие редкоземы для экспорта, но и создать новые отрасли внутри страны, закрывая внутренние потребности и обеспечивая технологический суверенитет страны. Уверен, реализация проекта скоро начнется, все возможности, в том числе необходимые компетенции, у крупнейшей госкомпании имеются», — добавил глава Якутии.

Ранее «Роснефть» стала 100-процентным владельцем ООО «Восток инжиниринг», которое является держателем лицензии на Томторское месторождение редкоземельных металлов в Якутии с июля 2014 года. Срок действия лицензии — до конца августа 2034 года.

Первоисточник: https://ysia.ru/rosneft-mozhet-nachat-realizatsiyu-tomtorskogo-redkozemelnogo-proekta/

Чукотское месторождение олова "Лунное" выставили на аукцион

ИА Чукотка, 26/05/2025

Роснедра начали приём заявок на право геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на месторождении олова "Лунное" в МО Эгвекинот. Торги стартуют с 212 млн рублей. Победитель аукциона сможет пользоваться участком на протяжении 25 лет, сообщат ИА "Чукотка".

Месторождение "Лунное" расположено на территории МО Эгвекинот, в междуречье левых притоков реки Пегтымель – ручьёв Нижний и Верхний Умкырыннэт. Его площадь составляет 16,81 км2. Ближайший крупный населенный пункт – Певек. Самый северный город России находится в 205 км к северо-западу. «До завершения поисково-оценочной стадии и проведения детальной разведки месторождения "Лунное" дело не дошло. После ликвидации Певекского ГОКа, запасы, стоявшие на балансе предприятия, были переданы в нераспределённый фонд недр. По состоянию на 01.01.2025 г. Госбалансом учтены запасы рудного олова для открытой добычи месторождения Лунное в следующих категориях и количествах: олово рудное 30263 тонн, олово рассыпное – 4 тонны», - сообщается в документации Роснедр. Проведенные на участке исследования показали, что основной компонент оловянной руды – касситерит. Он представлен кристаллами призматического и дипирамидально облика, коленчатыми двойниками. Цвет от прозрачного до черного, преобладает светло-коричневый. Размер кристаллов 0,2-8,0 мм, иногда до 13 мм. На глубину до 150 метров руда располагается в зоне многолетних пород. Заявки на участие в аукционе принимаются до 20 июня. Сами торги состоятся 7 июля. Один шаг на них составит десять процентов от начальной цены лота – более 21 млн рублей. Победитель получит право геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на месторождении на 25 лет.

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/promyshlennost/chukotskoe_mestorozhdenie_olova_lunnoe_vystavili_na_auktsion/

Судостроение

Ледоколы проекта 22220: открытие крупнейшего в мире обучающего ледокольного тренажера для будущих капитанов

GoArctic.ru, 26/05/2025

Торжественная церемония запуска крупнейшего в мире ледового навигационного тренажерного комплекса прошла в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ, Макаровке), расположенном в Санкт-Петербурге, сообщили пресс-служба университета и ИАА «ПортНьюс».


Тренажёр представляет собой точную имитацию левой части ходового мостика головного судна проекта 22220 – универсального атомного ледокола (УАЛ) проекта 22220 «Арктика». Он оснащён идентичными копиями всех систем управления: навигационного оборудования, средств связи и ядерной энергетической установки «РИТМ-200». Симулятор позволяет отрабатывать сложные сценарии совместного плавания и манёвров по выводу судна из ледового плена – разрушению льда корпусом и винтами, проводку транспортных судов ледового класса в составе каравана, вхождение в ледовое поле, буксировку, лидирование, преодоление торосов, уход от айсберга, радиотелефонный обмен судов в караване при проводке, и тд. Тренажёр интегрирован с пятью уже существующими мостиками ледового навигационного тренажерного комплекса ГУМРФ, что обеспечивает возможность одновременного обучения шести экипажей: экипажа ледокола и до пяти экипажей судов, следующих за ним.

Отличительная особенность нового тренажёра – максимально реалистичное воспроизведение расположения и размеров органов управления, а также – тактильных ощущений, соответствующих управлению атомными ледоколами серии 22220, что отличает его от стандартных морских транажеров. Кроме того, новый тренажёр оснащён математической моделью взаимодействия корпуса судна с различными типами льда.


Помимо подготовки курсантов ГУМРФ, на тренажёре смогут проходить предрейсовую подготовку более 100 действующих моряков «Атомфлота», а сотрудники судоходных компаний смогут повысить свою квалификацию для работы в арктических условиях. Тренажёр может помочь Главсевморпути отработать ледокольно-транспортную модель ваимодействия судов. Он важен для работы будущих операторов портов. Да и вообще – для отработки стандартных и нестандартных задач, возникающих в реальных условиях деятельности на Северном морском пути.

Первоисточник: https://goarctic.ru/society/ledokoly-proekta-22220-otkrytie-krupneyshego-v-mire-obuchayushchego-ledokolnogo-trenazhera-dlya-budu/

Северный морской путь

В СФ предлагают составить чёткое расписание перевозки рыбы по Севморпути

СенатИнформ, 26/05/2025

Член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера, сенатор от Приморского края Александр Ролик внёс ряд предложений от имени региона по улучшении ситуации с грузоперевозками по Северному морскому пути (СМП). На тематическом совещании в верхней палате 26 мая он уточнил, что на Дальнем Востоке перерабатывается 70% всей рыбной продукции, большая часть которой перевозится в центральные регионы страны.

Ролик подчеркнул, что товаропроизводители, добывающие и перерабатывающие компании заинтересованы в том, чтобы использовать оптимальные и при этом безопасные варианты перевозки грузов.

И, конечно, важна стоимость перевалки в портах и перевозки груза. И здесь наши коллеги в Приморском крае поднимают две проблемы. Это, во-первых, субсидирование перевозки рыбопродукции и разработка чёткого расписания, по которому рыбопродукцию можно было бы доставлять круглогодично через СМП в центральные регионы нашей страны.

Александр Ролик, член Комитета СФ Член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера.

Первоисточник: https://senatinform.ru/news/v_sf_predlagayut_sostavit_chyetkoe_raspisanie_perevozki_ryby_po_sevmorputi/

138 тыс. специалистов потребуется к 2028 году в регионах, прилегающих к СМП

СенатИнформ, 26/05/2025

Говоря о развитии такого важного проекта, как Северный морской путь (СМП), нельзя забывать о кадровом обеспечении его реализации. И чем раньше заняться этим вопросом, тем больше шансов, что специалистов хватит для решения всех намеченных задач. Об этом заявил директор департамента госполитики в сфере среднего профобразования Минпросвещения РФ Виктор Неумывакин, выступая 26 мая на совещании в Совете Федерации, посвящённом использованию потенциала Северного морского пути в современных условиях.

Неумывакин уточнил, что, по прогнозам Минтруда РФ, в субъектах, которые прилегают к Северному морскому пути, будет требоваться к 2028 году 138 тыс. специалистов со средним профессиональным образованием, но сейчас эта цифра не восполняется даже наполовину. «То есть выпускников из системы среднего профессионального этих субъектов всего 53 тыс. человек. И даже при условии того, что абсолютно все будут трудоустроены, большое количество ребят идёт в армию после колледжей, мы понимаем, какие кадровые вызовы стоят перед системой подготовки кадров», — отметил представитель министерства.

Он уточнил, что вместе с субъектами Федерации отработано кратное увеличение бюджетных мест, и уже в этом году на программы среднего профобразования должны принять более 77 тыс. человек.


Всего в этих субъектах работает 257 колледжей и 21 вуз, который реализует программы среднего профессионального образования. Поэтому второй задачей мы видим точное сопряжение по направлениям подготовки - какие специалисты нужны, в каком объёме и к какому сроку для того, чтобы нам привести контрольные цифры приёма.

Виктор Неумывакин, директор департамента госполитики в сфере среднего профобразования Минпросвещения РФ

По его словам, для министерства флагманом развития и объединения интересов предприятий, реального сектора экономики, образования является проект «Профессионалитет». В регионах, которые сопряжены с СМП, работает 42 модернизированных колледжа, в которых интересы предприятий и возможности обучения очень чётко взаимоувязаны. Но необходимо увеличивать количество таких образовательных учреждений.

Первоисточник: https://senatinform.ru/news/138_tys_spetsialistov_potrebuetsya_k_2028_godu_v_regionakh_prilegayushchikh_k_smp_/

«Михаил Сомов» доставит снабжение на полярные станции мурманского Росгидромета

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 26/05/2025

Научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» отправилось в свой первый рейс в 2025 году.

Как сообщили в пресс-службе Северного УГМС, судно вышло из Архангельска, чтобы доставить продовольствие и снабжение на метеостанции северного и мурманского управлений Росгидромета, расположенные в Белом, Баренцевом и Карском морях, а также сменить работающих в Арктике полярников.

В план обслуживания судна включена 21 станция, в том числе три автоматические. Самой северной точкой маршрута станет станция Малые Кармакулы на острове Южный архипелага Новая Земля, а самой восточной - станция Марресаля на Ямале. В состав экспедиции вошли волонтеры-экологи. Кроме того, на борту «Михаила Сомова» в творческую экспедицию отправилась группа художников из разных городов России.

Рейс продлится больше месяца, но проводиться будет в два этапа: в июне года «Михаил Сомов» вернется в Архангельск на дозагрузку. А всего в навигацию нынешнего года судно совершит три рейса по обеспечению полярных станций. Второй начнется в июле, в 50-ю годовщину поднятия на судне государственного флага, а завершится сезон в начале ноября.

Первоисточник: https://b-port.com/news/319574

Социально-экономическое развитие

Карелия оказалась в числе лидеров по объему ветхого жилья в Арктике

Karelia News, 26/05/2025

На «правительственном часе» в Госдуме обсудили критическое состояние жилого фонда в арктических регионах. Республика Карелия оказалась в числе лидеров по объему ветхого жилья.

Как сообщили в «Российской газете», председатель Государственной Думы Вячеслав Володин заявил о необходимости срочных мер по расселению аварийного и ветхого жилья в Арктической зоне России. Например, в Карелии объем такого жилья составляет 1,4 миллиона квадратных метров — это на 22% больше среднего показателя по стране.

Он призвал профильные министерства представить конкретные предложения по выходу из ситуации и напомнил, что развитие Арктики невозможно без создания комфортных условий для жизни.

Кроме жилищного вопроса, спикер обозначил еще одну ключевую проблему — дефицит кадров в арктических регионах, включая Карелию. Он подчеркнул, что необходимо сохранить школы, больницы и социальную инфраструктуру:

— Если только мы не сохраним школы в регионах Арктики, оттуда и дальше будут уезжать. Нет школы, районной больницы — нет райцентра. Сразу теряется привлекательность жизни в регионе. Поэтому давайте мы этот вопрос возьмем на отдельный контроль.

Первоисточник: https://karelia.news/news/10148681/kareliya-okazalas-v-chisle-liderov-po-obemu-vetkhogo-zhilya-v-arktike/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Стало известно, сколько стоит «квадрат» в Салехарде

Север-Пресс, 26/05/2025

В Салехарде квадратный метр в новостройках в апреле достиг стоимости 224 тысячи рублей. Об этом сообщили на сервисе «Объектив.РФ».

«Средняя цена квадратного метра в новостройках Салехарда достигла отметки 224 тысячи рублей. В столице ЯНАО в продаже на первичном рынке недвижимости (то есть на витрине у застройщиков) было более 1,7 тысячи квадратных метров жилой недвижимости. Динамика этого показателя относительно марта 2025 года составила 2,8%», — говорится в сообщении.

В апреле застройщики продали 32 лота общей площадью 1386 «квадратов». Большинство покупателей использует льготную ипотеку. Популярны семейная и арктическая программы с лимитом до 6 млн рублей.

На прошлой неделе банки отказались от комиссий для застройщиков по льготным программам. Речь идет про «Семейную ипотеку», «IT-ипотеку», «Дальневосточную и арктическую ипотеку».

Эксперты считают, что изменения не повлияют на цены. Застройщики смогут увеличить скидки, но рыночная стоимость жилья останется прежней.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/zhilye/stalo-izvestno-skolko-stoit-kvadrat-v-saleharde/

Транспортные системы

С 1 июля открывается сезон судоходства по местным рекам и озерам

Таймырский телеграф, 26/05/2025

Вместе с началом навигации стартует и сезон патрулирования, так что судоводителям следует соблюдать правила – не забывать дома удостоверения, следить за исправностью своего судна, а также воздерживаться от принятия алкоголя, управляя судном.

С 1 июля открывается судоходство в Норило-Пясинской водной системе, и в норильском участке Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) напомнили горожанам о правилах безопасности на воде и грядущих законодательных нововведениях.

По словам Петра Воскаловича, старшего государственного инспектора по маломерным судам, руководителя Норильского участка ГИМС, пока дисциплина норильских судоводителей далека от идеальной: с июня по декабрь прошлого года выявлено 20 административных правонарушений, 14 из них относятся к серьезным (управление маломерным судном, не прошедшим технического освидетельствования; отсутствие прав на управление судном; судно не зарегистрировано в установленным законом порядке и другие). В числе не столь серьезных нарушений в норильском участке ГИМС называют отсутствие у судоводителей при себе удостоверения на момент проверки. И обращают внимание, что перед поездкой обязательно нужно проверить наличие его при себе. Тем более что сегодня документооборот переходит на электронный формат и возможно предъявление этих документов именно в таком виде (с портала госуслуг).

«Всего на учете нашего участка более 1700 судов. За этот период мы оказали более 200 государственных услуг по регистрации маломерных судов, в том числе по их освидетельствованию, внесению изменений в реестр и так далее. На патрули за это время мы выезжали более 20 раз», – пояснил Петр Воскалович.

Навигация откроется 1 июля, и в ГИМС просят судоводителей обратить внимание на свои удостоверения – они должны быть в порядке и соответствовать срокам:

«Удостоверение выдается на десять лет. Заменить его можно в норильском участке, пройдя предварительно медкомиссию. Заявление замене можно подать на «Госуслугах».

Кроме того, уже пребывая в пути, владельцам судов важно не забывать отмечаться при входе в озеро Мелкое на базе у спасателей, оставляя свои координаты (номера телефонов, ФИО и район, где они планируют находиться, а также планируемую дату возвращения). Эта информация будет необходима в случае чрезвычайной ситуации.

В ГИМС отмечают также, что, по практике, основной причиной гибели на воде остается употребление алкоголя, и просят воздержаться от возлияний, употребляя судном.

Традиционно вместе с навигацией откроется и сезон патрулирования: в помощь местным специалистам в июле ожидается приезд красноярских коллег. Также участие в проверках примут сотрудники линейного отдела внутренних дел, рыбоохраны, службы спасения.

Петра Воскалович пояснил также, что сегодня ГИМСу поднадзорны маломерные суда, используемые в некоммерческих целях. Но с 1 сентября надзор будет распространяться на все маломерные суда, в том числе используемые в коммерческих целях. Напомним: маломерным судном считается судно до 20 метров длиной включительно и до 12 мест пассажирской вместимости. Они начнут переход в реестр маломерных судов из речного регистра. В случае уклонения от этой нормы судовладелец будет привлечен к административной ответственности.

Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/s-1-iyulya-otkryvaetsya-sezon-sudohodstva-po-mestnym-rekam-i-ozeram/

На автодороге «Колыма» начал действовать весовой контроль

ЯСИА, 26/05/2025

С 25 мая по 16 июля на федеральной автомобильной дороге Р-504 «Колыма» в Якутии действуют передвижные посты весогабаритного контроля. Об этом сообщает пресс-служба Упрдор «Вилюй».

Посты установлены на участках вблизи км 177+960 (с. Чурапча) и км 264+800 (с. Ытык-Кюель).

«Контроль веса осуществляется для обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также для соблюдения и мониторинга правил перевозки грузов автотранспортом», — отметили в Управлении.

В настоящее время особое внимание уделяется участку между Чурапчинским и Таттинским улусами, где дорожное покрытие находится в неудовлетворительном состоянии, особенно в сезон дождей весной, летом и осенью. На это обстоятельство указал глава Якутии Айсен Николаев во время «Прямой линии» в День республики.

По словам главы республики, в 2025–2026 годах запланирован капитальный ремонт участка трассы между сёлами Харбала и 2-я Чурапча Чурапчинского улуса и Кыйы Таттинского улуса. В дальнейшем работы будут продолжены до села Ытык-Кюель.

Первоисточник: https://ysia.ru/na-avtodoroge-kolyma-nachal-dejstvovat-vesovoj-kontrol/

Экология

Представлен новый доклад Арктического совета, посвященный уровню подводного шума

Arctic Universe, 26/05/2025

В новом докладе Арктического совета прогнозируется, что к 2030 году уровень подводного шума от судоходства в Северном Ледовитом океане значительно возрастет — почти в четыре раза. Такое резкое повышение уровня шума может представлять серьезную опасность для китов, тюленей и других видов животных Северного Ледовитого океана, предупреждает WWF.

Поскольку Арктика прогревается почти в четыре раза быстрее, чем остальная часть планеты, таяние морского льда открывает новые маршруты для судоходства и ускоряет промышленную активность во всем регионе. Согласно новому отчету, опубликованному Рабочей группой по защите морской среды Арктики (PAME) Арктического совета, увеличение интенсивности движения судов в сочетании с уменьшением площади морского льда приведет к повышению среднего уровня подводного шума в Северном Ледовитом океане на 5 децибел (дБ) к 2030 году.

Поскольку увеличение на 3 дБ соответствует удвоению интенсивности звука, увеличение на 5 дБ означает увеличение энергии звука под водой почти в четыре раза. У морских видов, которые полагаются на звук для выживания, это может вызвать стресс и резко снизить их способность обнаруживать добычу, общаться, ориентироваться и избегать хищников.

“Шумовое загрязнение под водой - невидимая, но быстро растущая угроза в Арктике”, - говорит доктор Мелани Ланкастер, старший научный сотрудник Глобальной арктической программы WWF. “Морские млекопитающие особенно уязвимы, потому что они используют звук для выживания, но воздействие распространяется и на других обитателей океана, таких как рыбы и мидии, что отражается на целых экосистемах”.

Даже небольшое увеличение судоходства имеет значение

В отчете показано, что даже незначительное увеличение судоходства может оказать значительное влияние на уровень подводного шума из-за особенностей поведения звука в арктических водах. Низкие температуры позволяют звуковым волнам распространяться дальше, ближе к поверхности воды, а это означает, что шум от судов часто перекрывает звуки, издаваемые плавающими и ныряющими животными, такими как нарвалы, гренландские киты и моржи, которые выходят на поверхность подышать.

Более шумный Северный Ледовитый океан угрожает разрушить акустические среды обитания этих видов, которые важны для здоровья океана, культуры и средств к существованию многих коренных народов, проживающих на побережье. По мере расширения судоходства в национальных водах, подводный шум, по прогнозам, распространится и на ранее тихие места, включая центральную часть Северного Ледовитого океана.

Есть набор решений, но пока нет правил, специфичных для Арктики

Используя сложное моделирование, в отчете рассматривается ряд возможных мер по снижению воздействия, включая снижение скорости движения судов, перенаправление движения в сторону от уязвимых районов и внедрение судовых технологий, снижающих уровень шума. Эти стратегии, используемые по отдельности или в сочетании, могут значительно снизить уровень подводного шума от судов на местном и региональном уровнях. За последнее десятилетие количество судов, заходящих в арктические воды в соответствии с Полярным кодексом, увеличилось на 37 процентов, а пройденное расстояние удвоилось. Однако, несмотря на этот беспрецедентный рост арктических перевозок, до сих пор не существует международных правил, ограничивающих подводный шум от судов, работающих в Арктике. Всемирный фонд дикой природы (WWF) призывает Международную морскую организацию (IMO) в срочном порядке решить эту проблему, разработав руководство для Арктики, которое включало бы стратегии смягчения последствий в глобальную политику в области судоходства или посредством регулирования. WWF также призывает арктические государства и Арктический совет взять на себя ведущую роль в продвижении скоординированного мониторинга подводного шума и управления им по всему региону.

“Руководящие принципы работают только при наличии заинтересованности со стороны отрасли, и до сих пор добровольные действия предпринимались слишком медленно, чтобы компенсировать рост судоходства в Арктике и растущее шумовое загрязнение под водой. Остается регулирование, которое, возможно, является единственным способом защитить этот особый и чувствительный регион — снизить уровень шума и увеличить продолжительность жизни”, - говорит Мелани Ланкастер.

Первоисточник: https://www.arcticuniverse.com/ru/news/20250526/32150.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Большой арктический субботник пройдёт в Териберке

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 26/05/2025

В субботу, 31 мая 2025 года в Териберке пройдёт Большой арктический субботник на территории природного парка и побережья села. Как сообщили в Едином волонтерском центре, основные задачи субботника - строительство смотровых площадок для наблюдения за птицами и создание информационных курсов по Териберке для гидов-экскурсоводов и волонтеров.

Количество мест ограничено. Желающие присоединиться могут выбрать вакансию на сайте:

- «Волонтер заповедника» – 150 мест для волонтеров на собственном транспорте;

- «Участник субботника» – 50 мест в автобусе для добровольцев старше 18 лет, которым нужен трансфер из Мурманска.

С подтвержденными участниками свяжется куратор.

Первоисточник: https://b-port.com/news/319638

Лето в Арктике будет жарче обычного

Таймырский телеграф, 26/05/2025

Этим летом температура воздуха по всей России на 2–3 градуса превысит норму. Не станет исключением и Красноярский край, сообщили синоптики «Яндекс. Погоды».

«На всей территории России летние месяцы 2025 года окажутся заметно жарче обычного – в среднем аномалия достигнет 2–3 градусов. Это коснется всех мегаполисов: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Казани, Красноярска, Нижнего Новгорода и других городов-миллионников», – приводит сообщение ТАСС.

При этом заметнее всего потеплеет в Арктике, в частности на побережье и в акватории Карского моря и моря Лаптевых.

В центральных и южных регионах страны возможна засуха. Зато в Сибири и на Дальнем Востоке ожидается превышение нормы осадков.

Первоисточник: https://www.ttelegraf.ru/news/leto-v-arktike-budet-zharche-obychnogo/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Энергетика

Муниципалитеты Мурманской области завершают отопительный сезон

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 26/05/2025

В Мурманской области завершается отопительный сезон. Об этом сообщают администрации муниципальных образований.

Так, с 8 утра 26 мая отопление начали отключать в Полярных Зорях. 27 мая подачу тепла прекратят в Мурманске. В Печенгском округе, ЗАТО Видяево, Оленегорске и Ковдоре отключение отопления запланировано на 28 мая. Остальные муниципалитеты ещё не опубликовали свои сроки завершения отопительного сезона.

Батареи отключают в связи с наступлением положительных температур наружного воздуха. Согласно прогнозу Мурманского УГМС, днём 27-29 мая температура воздуха по Мурманской области составит +14 +20 градусов.

Первоисточник: https://b-port.com/news/319646

Разное

Рассылка «ПОРА в Арктику! GoArctic!» – выпуск от 25 мая 2025 года

GoArctic.ru, 26/05/2025

1. (Работа ПОРА и партнёров) ПОРА и ДОМ проведут Единый арктический субботник в начале июня

Проектный офис развития Арктики выступает соорганизатором масштабной экологической акции по уборке территорий во всех арктических регионах – Единого арктического субботника. Эта серия экомероприятий пятый год подряд проводится под эгидой ПОРА и «Движения за экологию «Друзья окружающего мира» (АНО «Движение за экологию ДOM»).

Субботник будет проходить с 1 по 10 июня 2025 года. В каждом городе участники сами определяют наиболее удобную для себя дату. Если вы хотите принять участие в Едином арктическом субботнике, заполните форму, и организаторы обязательно с вами свяжутся!

2. (Комментарии экспертов) Продолжаем обсуждать обновлённую Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2036 года

Сенатор Сахамин Афанасьев: К выработке плана реализации Концепции должны быть подключены общественные организации КМНС, органы местного самоуправления, органы государственной власти РФ.

Максим Данькин: Новая концепция для коренных народов Севера – как сделать ее эффективной?

Вячеслав Марача: Ключевая идея Концепции – воспроизводство традиционного образа жизни КМНС, органично сопряженное с развитием.

Михаил Погодаев: Якутия стала площадкой для обсуждения проекта концепции, и многие предложенные здесь идеи вошли в итоговый документ.

Алексей Цыкарев: «Реализация Концепции будет зависеть от инициатив самих коренных народов».

3. (Работа ПОРА) «Великий. Северный. Железнодорожный» – ПФКИ поддержал документальный фильм ПОРА

Президентский фонд культурных инициатив (ПФКИ) подвел итоги II грантового конкурса 2025 года. Независимая экспертиза фонда поддержала творческую инициативу Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) по созданию документального фильма «Великий. Северный. Железнодорожный». Полнометражный фильм будет посвящён неосуществлённой идее строительства Великого Северного железнодорожного пути, соединяющего Арктику с Тихим океаном.

4. (Герои Арктики) Евгений Новохатский, полярный повар: «Я счастливый человек – мне три раза в день говорят "спасибо"»

Евгений Иванович Новохатский – полярный повар. В настоящее время – заместитель руководителя учебно-тренировочного и методического центра полярных исследований «Полевая база "Ладога"» Арктического и антарктического института. Работал в высоких широтах с 1978 по 2007 год. Принял участие более чем в 15 полярных экспедициях. Заместитель начальника дрейфующей станции «Северный полюс – 37». Награждён почётной грамотой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Почётный полярник.

5. (Высшее образование в Арктике) Арктический агротехнологический университет – с заботой о сельском хозяйстве в Якутии

Сельское хозяйство на Севере и в Арктике – это и ежедневные вызовы, и одновременно – огромный потенциал для экономического развития региона. Развивать агропромышленный комплекс Якутии стремятся студенты – будущие выпускники, и преподаватели в Арктическом агротехнологическом университете.
Мы пообщались со студентами и преподавателями, чтобы подробно познакомиться с жизнью уникального многоотраслевого университета.

Первоисточник: https://goarctic.ru/society/rassylka-pora-v-arktiku-goarctic-vypusk-ot-25-maya-2025-goda/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Бреховское озеро на Таймыре внесли в реестр официальных топонимов Красноярского края

Таймырский телеграф, 26/05/2025

Озеро Бреховское на Таймыре в Красноярском крае официально включено в Государственный каталог географических названий. Это стало возможным благодаря совместным усилиям Управления Росреестра по Красноярскому краю и краевого филиала «Роскадастра» после детального изучения архивных карт и документов.

Специалисты красноярского Росреестра тщательно проанализировали исторические карты и справочные материалы – это позволило верифицировать и закрепить название этого географического объекта. Озеро Бреховское находится в группе одноименных островов в устье реки Енисей. Название связано с семьей Бреховых, которые в XVIII веке занимались промысловой деятельностью на территории этих мест.

Аналогичным образом названы и другие острова Таймыра, например Насоновский, Дерябинский и Никандровский, в честь первых промышленников региона.

Бреховские острова входят в состав природоохранного заказника, созданного в 1999 году для защиты пернатых и пути их миграционных маршрутов. Ближайшие населенные пункты – поселки Носок и Караул с более чем четырехсотлетней историей. Коренные жители этой территории – ненцы, долганы и энцы – продолжают традиционный кочевой образ жизни, занимаясь рыболовством, оленеводством и зимней охотой на песца.

По словам Татьяны Голдобиной, руководителя Управления Росреестра по Красноярскому краю, «каждый географический объект обладает своей уникальной историей. Его официальная регистрация в Государственном каталоге географических названий не только сохраняет сведения для потомков, но и поддерживает развитие туризма и науки, подчеркивая неповторимость нашего региона. Внесение озера Бреховского в этот каталог способствует формированию историко-культурного облика местности и подчеркивает природную значимость озера».

Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/brehovskoe-ozero-na-tajmyre-vnesli-v-reestr-oficzialnyh-toponimov-krasnoyarskogo-kraya/