Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

21/08/2025

Оглавление

Северный Завоз

Список обеспеченных: систему северного завоза в АЗРФ сделают более совершенной

Российская газета, 20/08/2025

В регионах Западной Арктики в завершающую стадию вступил северный завоз: в лидерах - Архангельская область и Ненецкий автономный округ, где в труднодоступные поселки, деревни и села доставлена большая часть жизненно важных грузов. Но организаторы кампании в Арктике подчеркивают сложности: к ним относятся слаборазвитая логистическая инфраструктура, недостаточно отрегулированный перечень всего необходимого, коммерческие кредиты на завоз, которые приходится брать под высокие проценты, большой кассовый разрыв у подрядчиков.

Напомним, что с 1 апреля 2024 года кампания по обеспечению труднодоступных территорий России впервые получила государственный статус - больше года назад в стране начал действовать федеральный закон "О северном завозе". Создание этой государственной системы арктические регионы России ждали после распада СССР более тридцати лет.

Всего в этом году объем северного завоза составляет в России 3,4 миллиона тонн. В труднодоступные точки Арктической зоны РФ подвозятся топливо, продовольствие, медикаменты, стройматериалы, а также основные товары народного потребления. За первые шесть месяцев года, согласно данным Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, к месту назначения доставлено 1,5 миллиона тонн грузов.

В Минвостокразвития уточнили, что поставки в рамах северного завоза планируются на три года вперед. Основная нагрузка приходится на власти регионов: они формируют план кампании, следят за его исполнением, занимаются координацией, а также соблюдением приоритетности перевозки грузов.

В Архангельской области северный завоз преодолел отметку исполнения на уровне 60 процентов. В первую очередь доставляется стратегический груз - топливо. Всего в этом году на отдаленные территории Поморья будет отправлено 20,7 тысячи тонн каменного угля и 12,4 тысячи тонн дизельного топлива, а завершить создание зимних запасов планируют до конца октября.

Доставка организована большей частью водным путем - по морям и рекам: сегодня грузы идут в Мезенский, Лешуконский и Приморский округа, а также на островные территории Архангельска. По информации на 11 августа, сюда доставлено 10,5 тысячи тонн каменного угля и 8,5 тысячи тонн дизельного топлива. Успеть необходимо до закрытия навигации.

Тем временем продолжается завоз каменного угля на остров Бревенник, который является частью города Архангельска, - до 15 сентября сюда планируется поставить шесть тысяч тонн. Отправляется твердое топливо (четыре тысяч тонн) и в котельные удаленных населенных пунктов Приморского округа.

- Завоз топлива проходит в штатном режиме, в соответствии с заключенными договорами и графиками поставок, - отчитался министр ТЭК и ЖКХ Архангельской области Дмитрий Поташев.

Улучшить снабжение удаленных территорий Поморья призван арктический портово-промышленный комплекс "Талаги": комплекс планируется построить в Приморском округе для перевалки каботажных грузов, в том числе в рамках северного завоза. Общий объем инвестиций в его создание - 18 миллиардов рублей: речь идет о создании инфраструктуры для хранения, перевалки и накопления грузов. Сегодня выполнены инженерно-геологические изыскания для строительства комплекса, найдены варианты "подтягивания" к портовому участку железной дороги, определена концепция движения по судоходному каналу.

Тем временем в Ненецком округе энергоресурсы в полном объеме доставлены в 26 поселков, деревень и сел региона - северный завоз выполнен на 87 процентов. Отметим также, что к труднодоступным здесь относится большая часть населенных пунктов.

В список "обеспеченных" вошли материковые Харута, Хорей-Вер, Коткино, Тошвиска, Щелино, Лабожское, Пылемец, Несь, Чижа, Шойна, Кия, а также "столица" острова Колгуев поселок Бугрино, печорская деревня Устье и многие другие населенные пункты.

- На минувшей неделе северный завоз завершился для Великовисочного, Амдермы, Каменки, Хонгурея, Оксино, Варнека, Тельвиски, Куи, Осколково и Андега. Сегодня утром началась разгрузка угля и брикетов в Каратайке, продолжается разгрузка угля и дров в Оме, - сообщила 18 августа глава Заполярного района НАО Надежда Михайлова.

В этом году подрядчик завезет в населенные пункты Ненецкого округа 20 тысяч тонн угля, 7,3 тысячи кубометров дров, 10,8 тонны дизельного топлива, 54 тонны бензина, а также 836 тонн топливных брикетов.

Здесь, в НАО, все еще очень хорошо помнят холодную осень 2023-го, когда из-за серьезных задержек с поставками топлива баржи с ним во время ледостава было уже невозможно подогнать близко к населенным пунктам. В результате мерзнущим в своих домах местным жителям приходилось объединять усилия, чтобы самостоятельно подвозить энергоресурсы в котельные.

Работа над ошибками продолжается и сегодня - в НАО пытаются сделать систему завоза более совершенной. Так, во всех муниципалитетах созданы комиссии по завозу грузов: в них входят как представители подрядчика, так и депутаты поселений, а также местные жители. Комиссии мониторят количество и качество энергоресурсов, чтобы при необходимости вовремя забить тревогу.

Корректировки необходимы и в отношении финансирования кампании. На недавней встрече с главой Минвостокразвития Алексеем Чекунковым власти НАО обсудили возможность предоставления бюджетного кредита на завоз: это позволит уйти от коммерческого, который приходится брать под высокие проценты. Документы будет рассматривать Минфин. Речь также идет об улучшении логистических маршрутов доставки грузов, о модернизации морского порта Нарьян-Мара и проведении дноуглубительных работ на Печоре.

В списке проблем, на которые делают сегодня акцент организаторы кампании в Арктике, и трудности с информационным обеспечением северного завоза. Бизнес очень сложно предоставляет органам власти данные о доставке как продуктов, так и товаров первой необходимости, а это мешает определять приоритетность отправки грузов и своевременно оказывать содействие тем, кто не справляется. "Все структуры, принимающие участие в северном завозе, должны предоставлять эту информацию - чтобы власти могли понимать, на каких территориях чего недостает, и держать руку на пульсе", - говорят представители территорий АЗРФ.

Справка "РГ"
По данным Минвостокразвития, в опорную логистическую сеть северного завоза входят 345 объектов - автомобильные дороги, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты. С 2026 года государство будет финансировать их содержание. Важно также, что более 90 процентов объема северного завоза обеспечивается водным транспортом: в этом году на кампанию работают 444 судна. Кроме того, сегодня в России готовится программа обновления флота для северного завоза, а также обсуждается создание дноуглубительного флота: он позволит сделать северные реки более доступными для судов.

Первоисточник: https://rg.ru/2025/08/20/reg-szfo/spisok-obespechennyh-sistemu-severnogo-zavoza-v-azrf-sdelaiut-bolee-sovershennoj.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Арктический туризм

Споем на пещерной эстраде: в Поморье объединили нацпарк и заповедник

Российская газета, 20/08/2025

В Архангельской области появилась новая объединенная природоохранная территория - летом 2025 года Пинежский государственный природный заповедник стал частью национального парка "Русская Арктика". Власти считают, что объединение ООПТ необходимо для решения кадровых проблем, повышения туристической привлекательности, начала глубоких научных исследований, в том числе прикладного характера.

Государственный природный заповедник "Пинежский" - единственный заповедник в Архангельской области и один из старейших в России (20 августа 2025 года ему исполнится 51 год). Его главный капитал - уникальные таежные комплексы юго-востока Беломорско-Кулойского плато. "Пинежский" называют эталонной экосистемой северной тайги и резерватом по сохранению реликтов ледниковой флоры.

Знаменит он и своими карстовыми пещерами, которых здесь... около 90! Общая протяженность пещер превышает 45 километров, включая крупнейшие: Кумичевская тянется на 6260 метров, Конституционная - на 6130 метров. Длина наиболее популярной у туристов пещеры Певческая эстрада составляет 315 метров.

Свое название пещера получила из-за входа, который напоминает эстрадный зал и обладает прекрасной акустикой. Теперь "выступающих" на природной эстраде прибавится: комплексный план развития Пинежского заповедника изменится кардинально, в том числе с прицелом на туристическую привлекательность. Речь сегодня идет об оценке заповедных территорий "с точки зрения рекреационной емкости, возможности организации туристических маршрутов". А также о сохранении экосистемы карстовых пещер, создании вокруг заповедника охранной зоны, возобновлении мониторинга экзогенных геологических процессов.

В нацпарке "Русская Арктика" отметили, что эти работы в Пинежском заповеднике в последние годы практически не велись. И заявили о необходимости привлечения в ООПТ представителей ведущих исследовательских институтов РАН - это необходимо из-за острого дефицита профильных специалистов в самом заповеднике.

Первые средства для этого выделит Фонд президентских грантов - 10 миллионов рублей будут направлены на охрану заповедных территорий, проведение научно-исследовательской работы и модернизацию старой инфраструктуры на экологической базе заповедника.

Если более конкретно: деньги пойдут на лабораторию первичной обработки полевых данных, которая откроется в ООПТ. Для нее на территории экологической базы в Голубино обустроят домики, в которых будут жить научные сотрудники. Работы по созданию лаборатории планируется завершить до конца следующего года.

Кстати, грант удалось выиграть только благодаря объединению двух природоохранных территорий: по словам директора национального парка "Русская Арктика" Александра Кирилова, грантовое финансирование позволит создать современную инфраструктуру для планирования природоохранной деятельности и проведения исследовательских экспедиций в "Пинежском" совместно с ведущими научными институтами страны.

- Сегодня единственный в Архангельской области заповедник остро нуждается в обновлении и ремонте имеющейся экологической базы в поселке Голубино, где традиционно велись научные и охранные мероприятия. База является центром притяжения для школьных экологических лагерей и привлекает туристов со всей России, - говорит Александр Кирилов.

Кстати, сейчас, в августе, на экологической базе уже действует вторая смена экодобровольцев: волонтеры начали готовить здания к покраске и ремонту.

Напомним также, что предыдущее объединение двух крупных природоохранных территорий Архангельской области было проведено в 2016 году на западе региона: тогда национальный парк "Онежское Поморье", три года проработавший как отдельная структура на землях Приморского и Онежского районов, влился в нацпарк "Кенозерский", занимающий соседний Плесецкий, а также Каргопольский округа. Минприроды России приняло это решение для оптимизации управления природоохранными территориями. Процесс объединения занял несколько месяцев.

Справка "РГ"
Сегодня в Пинежском заповеднике благодаря развитию карстовых процессов можно увидеть и очень редкие растения. В этом списке - краснокнижные венерин башмачок (орхидея), арника альпийская, качим пинежский, адонис сибирский, пион уклоняющийся. В заповеднике живут 23 вида редких видов животных, среди которых, к примеру, мохноногий сыч и бородатая неясыть. Из насекомых примечательны редкие бабочки - мнемозина и махаон. А главной водной жемчужиной Пинежского заповедника традиционно считается река Сотка. Плюс к этому здесь находится более 400 озер, включая подземные.

Первоисточник: https://rg.ru/2025/08/20/reg-szfo/spoem-na-peshchernoj-estrade-v-pomore-obedinili-nacpark-i-zapovednik.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Коренные малочисленные народы

РФ и США работают над проектом «Языки и культуры народов Севера и Арктики РФ» и разрабатывают лингвистическую информационную платформу

GoArctic.ru, 20/08/2025

Якутский Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ) им. М.К. Аммосова, ряд российских вузов и научных центров, и Университет Чикаго (США) реализуют масштабный проект «Языки и культуры народов Севера и Арктики РФ». По словам исполнителей проекта, он нацелен на доказательное описание современного состояния и генезиса этноязыковой ситуации на северных и арктических территориях на примере Якутии и Чукотки. В ходе работы будут проведены комплексные социогуманитарные исследования на базе больших данных по языкам, культуре, генетике коренных народов Севера, а главным результатом проекта станет интегрированная информационная система, объединяющая эти данные. В последующем на основе этой системы разработают, в том числе, образовательные платформы для изучения языков коренных народов, сообщает пресс-служба СВФУ. В работе проекта задействованы лингвисты, социолингвисты, генетики, этнографы, ИТ-специалисты и специалисты по искусственному интеллекту (ИИ).

Проект Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) им. М.К. Аммосова в 2024 году победил в конкурсе грантов Российского научного фонда и получил 128 млн рублей на четыре года исследований. Тема изучения языков и культуры народов Севера и Арктики РФ продолжает основные направления научных исследований университета, которые проводились в ходе ранее реализованного мегагранта Правительства РФ. Благодаря этому в СВФУ была создана лаборатория «Лингвистическая экология Арктики» под руководством профессора университета Чикаго, лингвиста с мировым именем Леноры Гренобль.

Ленора Гренобль, руководитель не только лаборатории, но и всего проекта, подчеркнула уникальность Якутии, где сохранились языки коренных народов, многоязычие, когда человек свободно говорит на двух-трёх языках.

Одним из ключевых исполнителей проекта стал доктор филологических наук, член-корреспондент РАН, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Николай Вахтин, курирующий социолингвистический блок. Он также отметил особенность Якутии с точки зрения лингвистики: «Якутск – настоящее лингвистическое золото». Свою задачу он видит в том, чтобы помочь новым поколениям «увидеть и оценить это богатство».

Технической частью занимаются исследователи лаборатории «Вычислительные технологии и ИИ» Института математики и информатики СВФУ – они разрабатывают математические модели языковых процессов и цифровые продукты. У технического блока – три ключевые задачи: автоматическое распознавание устной речи и преобразование её в текст, создание корпусов национальных языков и прогнозирование языковой ситуации Команда создаёт адаптированную под проект собственную цифровую платформу, аналогичную разработке«Лингводок» – системе для совместной многопользовательской документации исчезающих языков, создания многослойных словарей и научной работы с полученными звуковыми и текстовыми данными.

Блок популяционной генетики в проекте отвечает за фундаментальные аспекты этногенеза и истории народов: новые генетические данные позволят точнее описать формирование генофонда народов Сибири и Арктики и объяснить текущие языковые тренды.

Индустриальные партнёры проекта «Языки и культуры народов Севера и Арктики РФ» – Малая академия наук Республики Саха (Якутия) и Фонд развития инноваций РС(Я).

Первоисточник: https://goarctic.ru/nauka/rf-i-ssha-rabotayut-nad-proektom-yazyki-i-kultury-narodov-severa-i-arktiki-rf-i-razrabatyvayut-lingv/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Наука, культура и образование

В 2026 году РГО проведет ряд крупных исследований в Арктике

Таймырский телеграф, 20/08/2025

Русское географическое общество (РГО) в 2026 году планирует провести несколько крупных экспедиций, в том числе экологическую и исследовательскую миссию в Арктике, а также исследования в районах ключевых транспортных артерий страны – Северного морского пути (СМП), Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей и на крупных реках.

«Планируем экологическую и исследовательскую миссию в Арктике, а также в районе ключевых транспортных артерий страны – СМП, Транссиб/БАМ, исследования рек», – уточнил кандидат сельскохозяйственных наук, первый заместитель исполнительного директора РГО Илья Гуров, цитирует ТАСС.

Кроме того, в рамках экспедиции, приуроченной к 200-летию со дня рождения путешественника и исследователя Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского, РГО намерено провести работы в Казахстане и Туркмении.

Первоисточник: https://www.ttelegraf.ru/news/v-2026-godu-rgo-provedet-ryad-krupnyh-issledovanij-v-arktike/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Промышленность и технологии

В Арктику отправили промышленные антенны Wi-Fi

ИА "Красная весна", 20/08/2025

Антенны Wi-Fi для работы в экстремальных условиях впервые отправили в Арктику новосибирские инженеры, сообщила 20 августа пресс-служба областного инновационного фонда.

Оборудование функционирует в диапазонах 2,4 ГГц и 5 ГГц. Оно может стабильно работать при температурах от -50 до +60 градусов по Цельсию. Ключевой особенностью разработки является уникальная фокусировка сигнала, направляющая электромагнитные волны в заданную зону.

«В отличие от традиционных антенн, которые рассеивают энергию в нежелательные направления, антенны направляют электромагнитные волны точно в заданную зону. Такая фокусировка позволяет не только улучшить качество связи, но и значительно снизить энергопотребление», — сказано в сообщении.

Такая технология не только повышает качество и надежность связи, но и обеспечивает экономию до 40%.

Основной сферой применения разработки являются карьеры, горно-обогатительные комбинаты, нефтегазовые месторождения, крупные промышленные предприятия. Антенны уже успешно прошли пилотные испытания в Якутии и Заполярье.

Полный цикл производства находится в Новосибирске. Поддержку проекту оказал Фонд содействия инновациям по программе «Студенческий стартап».

Первоисточник: https://rossaprimavera.ru/news/98d724b9?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Крыша поехала: Как строят дома в Арктике

СеверПост, 20/08/2025

Строительство частных домов на Севере идёт семимильными шагами. Оно поощряется и поддерживается. Только по госпрограмме «Свой дом в Арктике» за последние три года в области возведено 1147 частных домов. Но многие из них построены вкривь и вкось. Истории домовладельцев, столкнувшихся с проблемами, собирал СеверПост.


Монтажные эксперименты


Без преувеличения, Кольский округ сегодня можно назвать одной из самых больших стройплощадок региона. Местные товарищества быстро «обрастают» домами. И, если не всматриваться в детали, картинка вырисовывается довольно благополучная. Но это лишь на первый взгляд.

Владелица дома в местном ДНТ Ольга приоткрыла завесу тайны, с какими «сюрпризами» получат дома её соседи. Она сделала акцент на том, что несколько зданий в их посёлке строит компания, имеющая право на участие в программе «Свой дом в Арктике».

«Как минимум, это не граждане России, да и с их образованием тоже не всё понятно, но вероятно его просто нет. Это было видно по тому, что они делают, – говорит собеседница. - Периодически рабочие подбегали к нашему дому, смотрели, как он построен, как всё подсоединено – и шли повторять».

Отдельные решения строителей из-за рубежа её – человека, не имеющего профильного образования и далёкого от проектирования – и вовсе обескураживали.

«В одном из домов несущая балка не доходила до земли. Они её, видимо, спилили сильнее, чем нужно и потом укрепляли какими-то гвоздями. Надеюсь, что у соседей дом не сложится после таких строительных экспериментов», – высказалась она.


Из домовладельцев – в дорожников


В другом доме того же ДНТ ещё веселее. Не успели северяне купить готовый дом, как пришлось тут же менять окна: установленные ранее стеклопакеты пришли в негодность в считанные месяцы. Но это ещё полбеды.

«Выяснилось, что вместо нормальной отсыпки, которая должна быть из щебня, на их участке - старый битый асфальт с торчащей арматурой. А получилось это потому, что дом был куплен зимой – землю было попросту не видно», – продолжает Ольга.

Теперь северянам нужно на время переквалифицироваться в дорожных рабочих и как следует повозиться: вывезти с участка неликвид и перевезти туда адекватный материал. А для этого нужно оплатить технику. Разумеется, за свой счет.


«Косяки» от застройщика


Добросовестных подрядчиков найти сложно. Подавляющее большинство представителей рынка работает нелегально, без оформления договора, на честном слове. Захотели – приехали, не захотели – на объект не вышли.

«Прошло уже полтора года с момента, как мы построили дом. Изначально подрядчик был нормальным, потом в процессе стал пить, врать. Дом строили вдвоём с напарником, никакой обещанной бригады не было. Ближе к финальной стадии мы его выгнали. И этот чудо-строитель продолжает строить, и в том числе, по программе «Свой дом в Арктике», – рассказала СеверПост другая жительница региона на правах анонимности.

Женщина говорит, что «результаты» работы подрядчика начали проявляться уже сразу после новоселья.

«Трубы батарей отопления все повело, кривые стали, стыки к батареям текли, кафель отваливался в ванной и коридоре, затирку он вообще не сделал, одну дверь нам повредил... На самом деле, много очень «косяков», – продолжает она. - Ламинат тоже уложен не везде правильно, на самые видные места стен доски (блокхаус) устанавливал грязные, как будто специально, либо в вечно пьяном состоянии был и не понимал, что делал».

Собеседница говорит, что в сообществе госпрограммы «Свой дом в Арктике» ВКонтакте она активно призывала северян не связываться со своим горе-строителем. Дошло до того, что она заявила на него в полицию и обратилась в Минстрой. Но подрядчик до сих пор работает, сетует она.


Грамотные дилетанты


Довольно частая претензия к застройщикам – нарушение сроков. На это указал чуть ли не каждый наш собеседник.

«Все, к кому мы обращались: стройка дома – один подрядчик, укладка плитки на кухне, в санузле – второй, изготовление мебели – третий, нарушили сроки и очень сильно», – говорит владелица дома в окрестностях Мурманска Дарья.

Но бывает и так, что даже создающий впечатление компетентного специалист на деле оказывается дилетантом.

«Мы с мужем наняли электрика, он нам показался грамотным, – начала рассказ ещё одна наша собеседница. - Объяснял, как всё должно быть, давал подробные рекомендации. В итоге сделал только часть работ. Когда пришли проверять, выяснилось, что кабеля каким-то образом потрачено больше, чем мы покупали. После просьб пересчитать материал и показать, как так вышло, он и вовсе пропал. А затем – так вообще нажаловался женщине, которая его посоветовала, что ему не заплатили полную сумму».

С другим электриком выяснилось, что разводку в доме сделали неправильно, продолжает она, и что вовсе – делать работу подобным образом было нельзя. В итоге северянам дополнительно пришлось потратиться на оборудование для обеспечения противопожарной безопасности.


Сделай сам!


В Минстрое региона проблему недобросовестных подрядчиков признают. Ведомство с задором рапортует, что приняло меры, дабы оградить от них северян.

«Перечня организаций, одобренных Минстроем, нет. Гражданин вправе сам выбирать, с кем заключать договор. Тем не менее, каждая подрядная организация проверяется по ИНН и должна быть зарегистрирована не менее одного года и иметь строительный ОКВЭД», – сообщили СеверПост в ведомстве.

Там считают, таким образом исключается возможность того, что граждане будут заключать договоры на строительство или приобретение индивидуального жилого дома с фирмами-однодневками.

Это да. Но как мы видим, даже те, кто работает «в белую», по сути, за результат своего труда не отвечают.

Другая сторона медали – банкротство подрядчиков. И такое случается, отмечают в Минстрое. Чиновники поясняют, что нормативными документами предусмотрено продление срока действия сертификата на 18 месяцев в случае, если спор между гражданином и подрядной организацией находится на рассмотрении в суде. А значит – вновь деньги, время и нервы.

Неужели замкнутый круг не разомкнуть? Буквально все наши собеседники в один голос говорят: опыт сотрудничества с горе-строителями заставил их освоить новую специальность. Обучаясь по роликам в интернете, домовладельцы берут на себя многое из того, что раньше предпочитали делегировать. Ведь, как известно, хочешь сделать хорошо – сделай сам...

Первоисточник: https://severpost.ru/read/193944/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Судостроение

На Балтзаводе связь атомной отрасли и судостроения России назвали залогом лидерства в Арктике

Флагман, 20/08/2025

На Балтийском заводе, который строит серию атомных ледоколов проекта 22220, связь атомной отрасли и судостроения России назвали залогом лидерства в Арктике.

«20 августа российская атомная промышленность отмечает 80-летний юбилей. Эта знаменательная дата, отсчет которой ведется с 20 августа 1945 года, является поводом не только оценить вклад отрасли в обороноспособность и энергетику страны, но и выделить одно из ее самых ярких достижений – создание и развитие единственного в мире атомного ледокольного флота.

Невозможно представить историю покорения Арктики без атомных ледоколов. Она началась с легенды, рожденной на Адмиралтейском заводе (ныне Адмиралтейские верфи ОСК) – первого в мире атомного ледокола «Ленин». Судно стало результатом тесной кооперации ученых-атомщиков и судостроителей и доказало возможность безопасной работы ядерной энергетической установки в экстремальных условиях. Эстафету уникальных компетенций принял Балтийский завод, который сегодня является бесспорным лидером в этом направлении.

«80-летие атомной промышленности – это и наш праздник, – подчеркнул генеральный директор Балтзавода Александр Коновалов. – Наш завод уже несколько десятилетий является главной строительной площадкой атомных ледоколов. От серии легендарного проекта 10520 до новейших универсальных ледоколов проекта 22220 — каждое судно стало символом технологического прорыва и высокого профессионализма наших конструкторов, инженеров и рабочих. Эта неразрывная связь – атомной отрасли и судостроения – залог нашего лидерства в Арктике».

Сегодня Балтийский завод — флагман отечественного ледоколостроения. Именно здесь построены новейшие атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия». Строительство серии продолжается – на очереди «Чукотка», «Ленинград» и «Сталинград». Успешная сдача этих судов – самый весомый вклад завода в юбилей атомной промышленности.

«Юбилейная дата – это повод отдать дань уважения ветеранам атомной отрасли и судостроения, включая коллективы обоих легендарных предприятий, чей совместный труд позволил России не только создать, но и сохранить уникальную компетенцию — строительство атомных ледоколов, обеспечивающих национальное присутствие в Арктике и круглогодичную навигацию по Северному морскому пути», – отметил Александр Коновалов.

Первоисточник: https://flagman-news.ru/news/cudoctroenie/_na_baltzavode_cvyaz_atomnoi_otracli_i_cudoctroeniya_roccii_nazvali_zalogom_liderctva_v_arktike.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Северный морской путь

«Академик Трёшников» выдвинулся из Мурманска на Северную Землю

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 20/08/2025

Из порта Мурманска в Арктику вышло научно-экспедиционное судно Арктического и антарктического НИИ Росгидромета.

Напомним, что «Академик Трёшников» должен доставить на труднодоступную дрейфующую станцию «Северный полюс-42» провиант, оборудование для исследований и смену учёных и экипажа.

В пресс-службе ААНИИ отметили, что путь к станции осложнен из-за смещения «Северного полюса-42» в западное полушарие. Поэтому судну предстоит большую часть пути преодолевать в арктических льдах. Общее расстояние, которое должна пройти команда «Академика Трёшникова», составляет почти девять тысяч километров.

Первой точкой на пути судна станет мыс Мыс Баранова на Северной Земле, расчетное время прибытия — 24 августа. Сейчас «Академик Трёшников» уже покинул Мурманск и по акватории Кольского залива движется в Баренцево море.

Первоисточник: https://b-port.com/news/336004

Социально-экономическое развитие

Социально-экономическую ситуацию в Арктике будут мониторить на уровне поселков

ТАСС, 20/08/2025

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию принял решение одобрить индекс устойчивого развития и качества жизни малых населенных пунктов арктических регионов, подготовленный аналитиками Проектного офиса развития Арктики (ПОРА), в качестве одного из возможных инструментов ежегодного мониторинга социально-экономической ситуации в населенных пунктах Арктической зоны. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе ПОРА.

20 августа Экспертный центр ПОРА опубликовал доклад, в котором систематизированы ключевые результаты, положения и рекомендации, выработанные на основе индекса устойчивого развития и качества жизни населенных пунктов арктических регионов, - рейтингового и аналитического продукта.

"Комитет также рекомендовал правительству рассмотреть возможность использования индекса как одного из инструментов мониторинга на муниципальном уровне, в том числе для оценки эффективности государственной политики и деятельности муниципальных команд", - рассказали в пресс-службе.

В основе доклада - масштабное исследование, охватившее 128 поселений, входящих в состав всех десяти регионов Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), включая отдаленные и труднодоступные территории с населением до 25 тыс. человек.

Параметры оценки
Оценка устойчивого развития населенных пунктов, помещенных в фокус документа, опирается на комплексный анализ 68 индикаторов по семи направлениям, в том числе таким, как образование, здравоохранение, инфраструктура, безопасность, благоустройство, работа органов власти и так далее. В ПОРА уточнили, что использовались статистические данные, соцопросы, опросы экспертов, анализ публикаций в соцсетях и другие источники. Доклад является итогом комплексной работы, в которой приняли участие различные структуры - Совет Федерации, федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти, представители экспертного сообщества.

В группу "A" населенных пунктов с наиболее высоким значением индекса вошли 24 населенных пункта, в группу "B" - 21 населенный пункт, в группу "C" - 40 населенных пунктов, в группу "D" - 25 населенных пунктов и в группу "E" - 18 населенных пунктов.

Как отметил генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин, для обозначения итогового продукта сознательно использовали термин "индекс". "Ведь наша задача - не ранжировать города и поселки Арктики, не делить их на "передовиков" и "отстающих". Наша задача - выявить сильные и слабые места их стратегий роста, помочь им самим и федеральным органам власти, работающим на арктическом направлении, понять, какие именно местные практики нуждаются в коррективах, а какие, наоборот, можно было бы успешно применять и в дальнейшем", - пояснил Данькин, подчеркнув, что в структуре Индекса имеется и рейтинг: он был рассчитан исключительно для населенных пунктов АЗРФ с целью определения ориентиров их развития и выявления лучших практик.

Ключевые рекомендации
По итогам работы над докладом исследователи отмечают дефицит статистических данных о жизни поселений АЗРФ. "Существующая статистика недостаточна, что актуализирует необходимость совершенствования механизмов наблюдения за состоянием арктических населенных пунктов", - отметили аналитики.

Кроме этого, по их словам, для АЗРФ характерно заметное неравенство в доходах. Средняя покупательная способность зарплат в населенных пунктах разных регионов различается более чем втрое. "В удаленных и малых населенных пунктах наблюдается системная кадровая нехватка по всем ключевым направлениям первичной медицинской помощи, что формирует "пустые зоны" с низким уровнем доступности здравоохранения. Подобная ситуация характерна и для школьного образования: ученики из малых арктических населенных пунктов стабильно показывают более низкие результаты, чем их сверстники с "большой земли" или из северных региональных центров", - констатировали исследователи.

Экономическая активность сильно варьируется между населенными пунктами. В отдельных населенных пунктах уровень безработицы превышает средние значения более чем в 14 раз. Несмотря на положительную субъективную оценку экологической обстановки самими северянами, существующих статистических данных недостаточно для того, чтобы комплексно оценить состояние окружающей среды в АЗРФ. Необходимы шаги по системному учету экологического ущерба и меры по его ликвидации.

В 82% малых населенных пунктов покупательная способность зарплат в бюджетном секторе на 25% ниже средних по экономике муниципалитета. В частности, поэтому в арктических регионах зафиксированы различные формы дефицита врачебных кадров. "Одним из решений этой проблемы может стать донастройка системы межбюджетных трансфертов с учетом региональных дисбалансов для создания возможности повышения оплаты труда в бюджетном секторе опережающими темпами за счет дополнительных федеральных субсидий", - отмечают авторы доклада.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/24831669?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Власти Коми намерены сделать Воркуту опорным городом в Арктике

ТАСС, 20/08/2025

Власти Республики Коми намерены развивать Воркуту в качестве опорного населенного пункта в Арктике, при этом уйдя от монозависимости, наряду с угольной отраслью создать газохимическую. Об этом сообщил врио главы региона Ростислав Гольдштейн в своем Telegram-канале по итогам встречи с президентом РФ Владимиром Путиным, которая прошла во вторник в Кремле.

"Развитие Воркуты как опорного арктического пункта. Сегодня 86% экономики города - это уголь, в отрасли занято 6 тысяч человек плюс еще 10 тысяч в обслуживающих сферах. Нельзя делать ставку только на уголь. Поэтому предложил строительство газохимического завода", - написал он.

Гольдштейн добавил, что при этом будут созданы новые рабочие места, а налоговые поступления в региональный бюджет оцениваются в более чем 100 млрд рублей. "Сразу скажу - производство современное, все экологические стандарты в случае реализации проекта будут соблюдены", - отметил он.

Врио главы Коми среди предложений президенту отметил проект по газификации до 2030 года 32 населенных пунктов, а также повышение транспортной доступности, так как только чуть больше 40% региональных дорог соответствуют стандартам.

"Признателен Владимиру Владимировичу за поддержку Республики Коми. Вся наша работа нацелена на процветание региона и благополучие каждой семьи", - подчеркнул Гольдштейн.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/24828303?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Транспортные системы

Строящийся мост через Обь в ХМАО готов на 81%

Север-Пресс, 20/08/2025

В ХМАО готовность строящегося моста через Обь в районе Сургута превысила 81%. О работах на объекте рассказали в управлении автомобильных дорог Югры.

«На левой стороне моста установили деформационные швы и уложили асфальт, а на подъездах к мостовому переходу уложено уже более 80% покрытия. Смесь для него готовят три асфальтобетонных завода», — пишет Ugra-news.ru со ссылкой на управление.

Строители почти закончили наносить антикоррозийную защиту. Идет прокладка линии электропередач, продуктопровода для сжиженного газа, сетей связи.

Специалисты начали монтаж системы водоотведения, шумозащитных экранов на подъездах к мосту и укрепление откосов. Параллельно идет установка камер видеонаблюдения, интерактивного табло для водителей, комплекса контроля веса и скорости, метеостанции для отслеживания погоды.

Каждый день на объекте находятся около 1,5 тысячи строителей и 280 единиц техники. Работы идут круглосуточно. Открыть движение собираются осенью.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/transport/strojaschijsja-most-cherez-ob-v-hmao-gotov-na-81/

Губернатор ЯНАО прокомментировал судьбу аэропорта Ноябрьска

Север-Пресс, 20/08/2025

Специализированная компания ведет проектирование нового терминала аэропорта Ноябрьска. Об этом сообщил губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов на встрече с горожанами на «Честном маршруте».

«Мы в прошлом году озвучили с этой сцены, что наконец-то достигнуто решение с частным владельцем аэропорта, что мы будем двигаться к строительству нового терминала. Сейчас идет проектирование. Один из ведущих институтов страны — «Красаэропроект» занимается», — рассказал Дмитрий Артюхов.

Здание воздушной гавани построили более 40 лет назад, оно не отвечает современным требованиям. После получения положительного заключения специалисты смогут приступить к возведению нового терминала.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/transport/gubernator-janao-dmitrij-artjuhov-prokommentiroval-sudbu-novogo-terminala-vozdushnoj-gavani-nojabrska/

Экология

Поднимали неподъемное. Как представители Казахстана, Нижнего Новгорода и Приднестровья стали волонтерами Арктики

Север-Пресс, 20/08/2025

Сразу две команды волонтеров, отобранных общественниками «Зеленой Арктики», летом работали в природном парке «Ингилор». Чем запомнилась экспедиция, что манит в такие экологические вылазки представителей Казахстана, Нижнего Новгорода и Приднестровья, что будет с собранным металлоломом? Об этом узнали в пресс-центре «Север-Пресса». С журналистами общались председатель МОЭО «Зеленая Арктика» Евгений Рожковский, волонтеры Александр Вервекин из Казахстана, Дмитрий Мортин из Приднестровья и Михаил Бильдягин из Нижнего Новгорода.

Содержание

00:50 Не экспедиция, а целый квест-тур
02:04 Как и сколько отбирали?
03:34 Про наследие прошлого и вывоз собранного
06:13 Металла много, плюс чугунная ванна
10:10 Насколько эффективны экспедиции
13:24 Экология как религия
17:32 Почему Ямал и «Зеленая Арктика»
23:03 Что тянет на Ямал и как узнают об экспедициях?
25:55 Про Дом географии и «Зеленую Арктику»

Не экспедиция, а целый квест-тур
Евгений Рожковский, председатель МОЭО «Зеленая Арктика»:

00:50 Обычно наши экспедиции проходят на какой-то одной локации, где стандартно есть наша база, с которой мы уже расходимся на точки для очистки. Здесь же получился квест-тур, начиная с доставки ребят до места назначения. Они доехали до железнодорожной станции в Лабытнанги, на поезде отправились до 110-го километра, там их забрали трэколы, на которых приехали на первую локацию. Там убирали примерно четыре дня, потом на этих же трэколах передвинулись на другую локацию, там еще несколько дней прошло. Только потом они добрались до крайней локации, которая была у нас в плане на первую смену, — это озеро Большой Хадатаеганлор. Для нас это первая экспедиция, когда волонтеры передвигаются с одной точки на другую. Наверное, ее можно сравнить с обозом, потому что и продукты, и палаточный лагерь, и инструментарий, и люди все вместе переезжали из локации в локацию. В итоге такой квест получился.

Как и сколько отбирали?

Евгений Рожковский, председатель МОЭО «Зеленая Арктика»:

02:04 В этом году в «Ингилоре» две смены по две недели. В каждой смене у нас было по 13 волонтеров, плюс руководитель, плюс технический рабочий, плюс отдельно повар и, конечно, наш уважаемый водитель трэкола.

Отбираем мы всегда стандартно. У нас достаточно непростой, для кого-то даже где-то непонятный, но вынужденный отбор, потому что все-таки это сложные экспедиции. Я не забываю всегда это говорить, повторяя заново, что это, наверное, самый-самый важный момент. К примеру, в эту смену ребята элементарно в течение нескольких дней не могли высушить одежду из-за дождей, жили в палаточном лагере в горах, на Полярном Урале, и это тоже нужно учитывать. Поэтому мы готовим классных ребят, которые могут преодолеть все трудности (а они каждый раз бывают), с твердостью в характере выполняя поставленные задачи.

Про наследие прошлого и вывоз собранного
Евгений Рожковский, председатель МОЭО «Зеленая Арктика»:

03:34 Уборки проходили в местах, где расположены бывшие базы геологов, там же у озера Большой Хадатаеганлор находится метеостанция — все это огромное количество металла и старых зданий. В советские времена сюда шли тракторные поезда, которые цепляли с собой балки, тащили их на разные локации. И сегодня в таких местах мы видим останки баз, раскиданный мусор различного характера — так называемое советское наследие. В то время у ребят была простая, четкая задача — нужно было осваивать территорию, ведь горы Полярного Урала — кладезь, вся таблица Менделеева. Нужно было это все изучать, брать керны.

Мы сейчас выполняем свою задачу — сделать территорию чистой, чтобы туристы посещали наш прекрасный регион, почаще приезжали и смотрели красивейшие места в «Ингилоре». Мы все это делаем в том числе для развития внутреннего туризма.

Поскольку у нас две смены, итоги мы пока не подводили, но я точно хочу сказать, что металла было очень много. Часть мы будем вывозить зимой, когда туда сможет проехать специальная техника на санях. Сложность логистики заключается в том, что все-таки это болотистая часть, неровный рельеф, очень сложно пройти обычным машинам типа самосвала. Кроме того, это особо охраняемая природная территория: летом здесь используется только тот транспорт, где есть колеса низкого давления. Поэтому мы планируем вывезти собранное в зимнее время, когда уже грунты будут замерзшие, возможно, получится какую-то часть доставить и сейчас, но в любом случае это всегда практически ручная работа.

Металла много, плюс чугунная ванна

Александр Вервекин, волонтер, Казахстан:

06:13 Этой экспедицией в течение двух недель блестяще руководил Андрей Данилов. Человек, который может с любым договориться. Представьте нас, полтора десятка мужчин: у каждого свой характер, и он нами руководил. Очень часто переносили найденное вдвоем, втроем, ввосьмером, потому что металл очень тяжелый. Хотя для меня это третья экспедиция «Зеленой Арктики» (спасибо большое за доверие, за то, что принимают в команду), но каждый раз как первый. Ты подходишь и думаешь: «Ну, в принципе, подниму», но оказывалось, что это просто неподъемные вещи. Наши ребята с помощью бензорезов и другого материала распиливали сани, которым лет 30−40−50, они уже в тундру врастали. Было ощущение, что как будто сама природа помогала, мы их все-таки вытащили, погрузили для дальнейшего вывоза. И так было постоянно: коллективный труд, законы физики, ломы, всевозможные стропы, с помощью энергии Дмитрия, мудрости Михаила, хорошего настроения и работы всего коллектива.

Дмитрий Мортин, волонтер, Приднестровье:

Были конструкции не только тяжелые, габаритные — нужно подключать 5−6 человек, чтобы их перетащить, но и разбросанные в тундре, как грибы. Все это нужно найти, вытащить, скомпоновать в одной точке. Так мы нашли чугунную ванну, интересный экземпляр для тундры, чайники попадались. Очень много стекловаты — материал, так скажу, не самый приятный, вытаскивать сложно, особенно если она «врастает» в тундру, но мы справились. Команда у нас хорошая, сработались практически с первого дня, все по плану шло идеально.

Евгений Рожковский, председатель МОЭО «Зеленая Арктика»:

Вот ребята говорят, что потратили 50 дисков на бензорезе, потому что металл сложный. Для понимания: толщина порой доходила до двух сантиметров. Вы представляете, что такое два сантиметра металла распилить? А это же в какой-то трубе еще, в чем-то там, внутри камни, песок, а еще дождь идет и никакого солнца нет уже три дня. Вот в этом вся сложность заключается, и поэтому мы всегда делаем для ребят все, чтобы им было достаточно комфортно: и приехать сюда, и чтобы одежда была соответствующая, и чтобы были палатки и бани. Огромное спасибо ребятам, их работа — это достойный вызов, я считаю, для каждого из нас.

Насколько эффективны экспедиции
Евгений Рожковский, председатель МОЭО «Зеленая Арктика»:

10:10 Вы знаете, здесь я считаю, что слона надо есть по частям, мы по крупицам работаем. Я вспоминаю наши арктические проекты — остров Белый, Вилькицкого, Харасавэйское месторождение. Когда мы приехали на остров Белый еще в 2012 году — для нас это было нечто. Огромная территория — несколько гектаров, и там все разбросано, раскидано. Вы знаете, что с 2013 по 2016 годы все было собрано, складировано и готово к вывозу, в 2021 году осуществлен последний вывоз. То же самое и здесь: тундра, конечно же, большая, но ее надо чистить. И мы это делаем для того, чтобы люди, приехав на территорию, могли увидеть все те прекрасные виды, которые здесь есть.

Сколько времени и экспедиций понадобится — на самом деле очень хороший вопрос, сложно ответить на него как-то однозначно. Я точно знаю, что на следующий год мы опять планируем экспедицию в «Ингилор» — будут и кордоны, и немножко другие территории. Есть очень сложные локации, которые находятся на высоте 500−700 метров над уровнем моря. Допустим, если взять район Заячьего перевала, там тоже огромная база геологов стоит. Объекты сложные, к ним надо подходить очень грамотно, потому что металл-то мы соберем, а как его спускать, как его транспортировать? Это всегда экономически, конечно же, невыгодно. Но с точки зрения развития нашего социального общества, непосредственно волонтерства и работы ребят — за нами хороший багаж задач, которые мы выполняем, и тоннаж, который мы вывозим с территорий. Я считаю, что у нас очень хорошие результаты, притом что за все экспедиции мы охватили всего 500 участников — это совершенно немного. Но собрано руками и шанцевым инструментом около 3 тысяч тонн металла. Сравнивая их работу, я иногда провожу аналогию с фильмом «300 спартанцев».

Экология как религия

Михаил Бильдягин, волонтер, Нижний Новгород:

13:24 Знаете, вопросы экологии, защиты природы уже стали областью религии. Если ты можешь сделать лучше, чище мир вокруг себя, ты можешь это сделать. Надо оно или нет? Ну я считаю, что мне это надо. Люди, с которыми мы работали, они тоже считают, что им это надо. И очень много таких людей, которые не попали в экспедицию, но делают что-то у себя на местах, тратят на это время, деньги, силы, ресурсы. Но в то же время нам нужно воспитывать экологическую культуру, и в первую очередь — своим примером.

Я участвую в работе организации «Добрые крышечки». У вас, кстати, есть «ЯмалЭкоДом» — очень интересный проект, у нас такое тоже есть, но не в таком объеме. Утилизация вторсырья применима и к мусору, который мы видели в «Ингилоре». Часть можно куда-нибудь приспособить на территории самого природного парка.

Евгений Рожковский, председатель МОЭО «Зеленая Арктика»:

В продолжение темы. У нас есть локация, достаточно сложная логистически, — это гора Пусьерка, оттуда очень трудно что-либо вывозить. Там стоит полуразобранный трактор. Идея какая? Обыграть это все. Как? Сделать арт-объекты, хорошую туристическую тропу, создать туристическую привлекательность — это один из инструментов решения вопроса.

Почему Ямал и «Зеленая Арктика»
Михаил Бильдягин, волонтер, Нижний Новгород:

17:32 Я часто езжу волонтером в другие места, заповедники. В этот раз подал заявку в «Зеленую Арктику», прошел тесты, два собеседования и попал в эту команду. Хочу сказать, что серьезный отбор, который делает «Зеленая Арктика», позволяет собрать людей, рядом с которыми нет ничего невозможного. И когда сегодня спрашивали, что было самое тяжелое, могу сказать: «Да ничего тяжелого не было». Если ты работаешь с такими людьми, тебе все по плечу, ты знаешь об этом и даже не паришься.

Александр Вервекин, волонтер, Казахстан:

Дмитрий был одним из тех, кто задавал темп работы, мы порой не успевали. Собственно говоря, то, что сейчас Михаил сказал, продолжу — каждый был уникален по-своему. Я хотел бы написать материал об этой экспедиции и взял интервью буквально у всех. Немыслимо интересные люди. Один яхтсмен, второй — инструктор альпинизма, третий — пешеходного и горного туризма, четвертый — художник, пятый — строитель. Когда это все вместе, такой ковчег мужской — действительно нет ничего не возможного. Один знает, как распилить, второй — как разломать, берет кувалду и так машет, что всем страшно с ним спорить, потому что у него сила.

Для меня это третья экспедиция с «Зеленой Арктикой». Первая была на острове Вилькицкого в 2021 году, вторая — в Мысе Каменном в 2023 году, и каждый раз как первый. Низкий поклон команде «Зеленой Арктики» за подбор, подготовку и обучение. В те места, где водятся белые медведи, нас готовили так, что, когда тебе говорят: «Вы приняты», ощущение, что ты на МКС отобран. Но это интересно, Арктика — это другая планета совершенно. Если где-то в Арктике есть магнитный полюс, наверное, он нас всех и тянет сюда.

Дмитрий Мортин, волонтер, Приднестровье:

Я учитель, и моя работа связана с детьми, поэтому, кроме большого количества металла, мне очень понравились красоты Полярного Урала. Одно дело — по книжкам, по учебникам рассказать, другое — детям очень нравится, когда передаешь личный опыт. Они задают вопросы, проявляют интерес, это запоминается, так и происходит экологическое воспитание, которое я считаю очень важным. Я отснял фотоматериал, планирую сделать небольшую презентацию и использовать ее в контексте урока, посвященном Уралу, в 8-м классе у нас изучается эта тема.

Еще хотел бы добавить по поводу арт-объекта и применения металла. С нами был замечательный, профессиональный в своем деле техник Сергей. Мы нашли две бочки и две раковины, сделали неплохие умывальнички. Ручки для вилл тоже приспособили, геологический молоток нашли без ручки, приварили — инструмент готов, то есть это все тоже можно использовать.

В целом у меня не было сомнений и раздумий, ехать или нет. Правда, дома мало кто верил, что я сюда доберусь. Благодаря работе команды, мы управились даже быстрее, перевыполнили план. У нас было два выходных, один полноценный, которые мы использовали для того, чтобы познакомиться с территорией. Поднимались на вершины возле озера, кто-то на рыбалку ходил, кто-то просто прогуливался по тундре, кто-то снимал фотоматериал. Каждый смог после физической нагрузки немножко перезапуститься, что тоже очень важно.

Что тянет на Ямал и как узнают об экспедициях?

Александр Вервекин, волонтер, Казахстан:

23:03 Никогда не ответишь однозначно. Ты уже не можешь не пытаться, не просить, ты автоматически заполняешь анкеты. Не каждый год получается, какие-то семейные обстоятельства диктуют свои правила и свои графики, но каждый раз хочется поехать вновь. Знаете, я вырос на книгах об Арктике, Антарктиде, на книгах Джека Лондона, Стивенсона, и это была детская мечта. Когда я понял, что есть возможность принести какое-то добро, сделать что-то хорошее, еще и увидеть Арктику, куда я мечтал попасть, но не думал, что это реально, конечно, я не раздумывал, как, наверное, и все остальные волонтеры. Узнал об экспедиции от знакомых, дальше мне просто дали контакты…

Дмитрий Мортин, волонтер, Приднестровье:

Я узнал через соцсети. Мне посчастливилось побывать на Всемирном фестивале молодежи в Сочи, с участниками поддерживаем связь. И вот как раз таки ребята поделились.

Михаил Бильдягин, волонтер, Нижний Новгород:

Когда начинаешь чем-то заниматься, появляется круг знакомых, которые тоже в этой теме. Общение и помогает узнать о новых экспедициях.

Про Дом географии и «Зеленую Арктику»
Александр Вервекин, волонтер, Казахстан:

25:55 У нас в Павлодаре есть Дом географии, которым я руковожу, мы многому учимся у «Зеленой Арктики». В принципе, мы практически ровесники, но тот уровень, который задала «Зеленка» своей работой, пример, который она подает другим общественным организациям своего государства, других стран, служит хорошим стимулом. Это здорово. Мы уже обдумывали какие-то совместные проекты, и, даст Бог, они будут реализованы. Может быть, это будут экспедиции, какие-то печатные, выставочные проекты, какие-то конкурсы, что-то связанное с детьми, — «Зеленая Арктика» и Дом географии не только экспедициями занимаются, но и просвещением, всевозможным продвижением экологических идей.

Михаил Бильдягин, волонтер, Нижний Новгород:

Очень важно было познакомиться с этнографическим аспектом, то есть жизнью северных малочисленных народов. Нам в один день посчастливилось увидеть перегон оленей: большое стадо, голов несколько тысяч, наверное, перед нами прошло, эмоции, конечно, переполняли. Удалось пообщаться с местными жителями, узнать про их культуру и быт.

В «ЯмалЭкоДоме» Салехарда прошел «Полярный своп», который придумали и организовали местные участники проекта «Экология внутри». Поддержать соседей приехала команда из Лабытнанги.

Первоисточник: https://sever-press.ru/narrative/intervju/podnimali-nepodemnoe-kak-predstaviteli-kazahstana-nizhnego-novgoroda-i-pridnestrovja-stali-volonterami-arktiki/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

"Газпром нефть" провела одно из крупнейших исследований природы Арктики

ТАСС, 20/08/2025

"Газпром нефть" совместно с научными партнерами сформировала комплексную базу данных о морской экосистеме юго-восточной части Баренцева моря. Десятилетняя программа экологического мониторинга позволила оценить состояние арктической природы и собрать уникальные сведения о морских организмах, краснокнижных птицах и атлантических моржах, состоянии арктической природы в районе Приразломного месторождения, говорится в сообщении компании.

"При разработке Приразломного месторождения используются передовые технологии, инновационные цифровые инструменты и природоохранные решения. Развивая проект, мы ведем постоянный экологический мониторинг, реализуем программу по изучению и сохранению биологического разнообразия. Масштабное десятилетнее исследование позволило собрать бесценные сведения о природе арктического шельфа России, а также подтвердило устойчивое состояние экосистемы юго-востока Баренцева моря", - заявил генеральный директор "Газпром нефть шельфа" Игорь Рустамов.

Как уточнили в компании, в рамках исследовательской программы были проведены десятки экспедиций общей продолжительностью свыше 400 суток. Специалисты изучали морских млекопитающих, птиц, планктонные и донные организмы, являющиеся индикаторами состояния арктического шельфа. Для сбора информации применялись специализированные суда, самолеты-лаборатории, спутниковый мониторинг и система фотоловушек.

Исследования охватили юго-восточную акваторию Баренцева моря, побережье у поселка Варандей, а также острова Матвеев, Долгий, Голец заповедника "Ненецкий" и остров Вайгач рядом с Приразломным месторождением "Газпром нефти".

Особое внимание уделялось мониторингу популяции атлантического моржа, занесенного в Красную книгу России. По результатам наблюдений, остров Матвеев был идентифицирован как стабильное береговое лежбище с максимально продолжительным пребыванием животных. Орнитологические исследования позволили получить наиболее полные данные о гнездовании и миграции птиц, включая редкие виды.

"В исследованиях были задействованы специализированные суда и самолеты-лаборатории с фото- и видеооборудованием, проводились судовые и береговые наблюдения, анализировались данные со спутников и фотоловушек. Для оценки состояния водных биоресурсов было отобрано более 2000 проб в акватории Баренцева моря", - добавили в компании.

Программа реализована при участии ведущих научных организаций, включая Центр морских исследований МГУ имени М. В. Ломоносова, Мурманский морской биологический институт и Научно-экспедиционный центр "Морские млекопитающие". Полученные данные легли в основу системы экологического менеджмента компании при реализации проектов на арктическом шельфе.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/24829097?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Энергетика

Запуск СПГ-завод в Мурманской области могут перенести на 2032 год

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 20/08/2025

В комплексном плане развития инфраструктуры на период до 2036 года закреплён срок строительства завода по производству сжиженного природного газа "Мурманский СПГ". Документ был утверждён правительством РФ в августе 2025 года.

Как сообщили "Ведомости", планом предусматривается запуск СПГ-завода в 2032 году. Это на два года позже ранее установленного срока.

Поставлять газ на завод "Мурманский СПГ" для сжижения будут из Единой системы газоснабжения по газопроводу Волхов – Мурманск. Строительство магистрального газопровода мощностью 40 млрд кубических метров в год планируют завершить до 2031 года за счёт "Газпрома".

Ранее президент РФ Владимир Путин по итогам поездки в Мурманск поручил правительству РФ совместно с "Газпромом" завершить строительство и ввести в эксплуатацию газопровод Волхов – Мурманск до 2030 года. Ответственными назначены глава правительства РФ Михаил Мишустин, председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер, а также губернатор Мурманской области Андрей Чибис и глава Республики Карелия Артур Парфенчиков.

Как сообщал "Би-порт", строительством СПГ-завода в Кольском Заполярье займётся "Новатэк". Общая мощность "Мурманского СПГ" должна будет составить 20,4 млн тонн в год. Планировалось, что первые две линии завода запустят в конце 2027 года, а третью – в конце 2029 года. Затем завершение строительства перенесли на 2030 год.

Первоисточник: https://b-port.com/news/335980

«Норильсктрансгаз» запустил уникальную плавучую насосную станцию в Арктике

Северный город (Норильск), 20/08/2025

«Норильсктрансгаз» успешно ввел в эксплуатацию новую плавучую насосную станцию (ПНС) в районе Тухарда. Это уникальное оборудование для Арктической зоны, специально разработанное по заказу газового предприятия. Проект был создан специалистами Ростовского центрального проектно-конструкторского бюро, а изготовление станции осуществила красноярская компания.

Плавучая насосная станция предназначена для перекачки дизельного топлива, авиационного керосина ТС-1 и технического метанола, начиная с береговой линии до складов горюче-смазочных материалов и метанола в поселке Тухард.

Эта мобильная станция зарегистрирована как несамоходное судно. Ее размеры составляют 6,5х5,5х3,3 метра, а рабочий сезон – лето и осень. После завершения навигационного периода станция поднимается на берег и хранится до следующего сезона. Гарантированный срок службы насосной станции – не менее 30 лет.

«До появления новой плавучей станции «Норильсктрансгаз» арендовал перекачивающее судно у Енисейского речного пароходства. Мощность этого судна позволяла перерабатывать около 25–30 м³ в час. Новая станция обладает производительностью 66–72 м³ в час, что в 2–2,5 раза превышает показатели арендованного судна», – отметил главный инженер управления складского хозяйства и доставки грузов Андрей Москалев.

Закупка новой станции повысила эффективность перекачки и сократила временные затраты, а также позволила сэкономить примерно 22 миллиона рублей в год на арендных платежах. При стоимости оборудования в 78 миллионов рублей срок окупаемости инвестиций – менее четырех лет.

«Норильсктрансгаз» продолжает модернизировать свою технику и обновлять технический парк. В поселке Тухард были заменены все четыре резервуара на складе метанола, а на складе ГСМ из семи резервуаров – четыре. Остальные три резервуара планируют заменить до конца 2027 года. Также ведутся работы по обновлению межцеховых коммуникаций», – подытожил Андрей Москалев.

Первоисточник: https://news.sgnorilsk.ru/2025/08/20/norilsktransgaz-zapustil-unikalnuyu-plavuchuyu-nasosnuyu-stancziyu-v-arktike/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch