Обзор СМИ
10/09/2025
Оглавление
Парусная экспедиция РГО из Якутска преодолела половину пути до Петропавловска-Камчатского
Запад хочет разрушить Россию при помощи коренных народов
С 1 сентября для женщин-кочевниц начал действовать официальный трудовой статус
Сургутские археологи нашли захоронения первых постоянных жителей Арктики
В Арктике подняли из океана работавшую под водой четыре года станцию
Российские ученые зафиксировали смещение Северного магнитного полюса в российский сектор Арктики
Пробный запуск отечественного телестакера успешно прошёл в Мурманском морском торговом порту
Арктическая ипотека распространится на всех многодетных и учителей ХМАО
Мурманская область оказалась на третьем месте по зарплате в рыбодобывающей отрасли
Северный Завоз
В Якутии план завоза в навигацию выполнен почти на 70%
ЯСИА, 09/09/2025
Завоз грузов в навигацию находится в активной фазе. На сегодняшний день от общего объема в 1148,4 тыс. тонн уже отгружено 930,1 тыс. тонн, что составляет 81%, а также доставлено 796,9 тыс. тонн или 69% от плана. Об этом сообщили в ходе заседания оперативной группы по координации перевозки грузов.
На заседании было отмечено повсеместное снижение уровней воды на северных реках, а также сложные метеоусловия на морских участках транспортных маршрутов.
В частности, речь шла о необходимости ускоренной отгрузки топлива, продовольствия и строительных материалов в отдаленные арктические и северные районы, где срок навигации ограничен всего несколькими неделями.
В связи с приближением сроков окончания навигации участникам процесса рекомендовано максимально мобилизовать ресурсы. Особое внимание поручено уделить организациям, отвечающим за перевозку жизненно важных грузов. Было подчеркнуто, что выполнение плана северного завоза имеет критическое значение для стабильного прохождения осенне-зимнего периода.
Первоисточник: https://ysia.ru/v-yakutii-plan-zavoza-v-navigatsiyu-vypolnen-pochti-na-70/
Арктический туризм
Парусная экспедиция РГО из Якутска преодолела половину пути до Петропавловска-Камчатского
ЯСИА, 09/09/2025
Стартовавшая в июле парусная экспедиция отделения Русского географического общества (РГО) из Якутска до Петропавловска-Камчатского «По следам Великой Северной экспедиции» преодолела половину маршрута. В данное время экипаж находится в проливе Лонга.
Как сообщает пресс-служба Якутского отделения РГО, пройдено более 3600 км пути. Всего протяженность перехода до конечной точки составляет 7300 км.
«Яхта прошла реку Лену от среднего течения до устья, море Лаптевых и Восточно-Сибирское море. Экипаж сейчас находится в проливе Лонга — наиболее опасный участок с точки зрения ледовой обстановки. Впереди Чукотское море, Берингов пролив, Берингово море, Анадырь, остров Беринга и наконец Петропавловск-Камчатский», — говорится в сообщении.
Руководит экспедицией капитан Андрей Антипин. В экипаже — председатель регионального отделения РГО Александр Горохов и член РГО Максим Иванов. Мероприятие приурочили к знаковым датам – 300-летию экспедиций Витуса Беринга, 180-летию Русского географического общества и 500-летию Северного морского пути.
Первоисточник: https://ysia.ru/parusnaya-ekspeditsiya-rgo-iz-yakutska-preodolela-polovinu-puti-do-petropavlovska-kamchatskogo/
Коренные малочисленные народы
Запад хочет разрушить Россию при помощи коренных народов
Московский комсомолец, 09/09/2025
Западные стратеги, разрабатывая документы в сфере обороны, Арктики, климата и по другим ключевым вопросам, хотят использовать коренные народы России в роли гибридной силы для разрушения целостности страны. Об этом заявил глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, предает РИА Новости.
«Обновленные западные стратегические документы в сфере обороны, развития Арктики, энергетики, климатической повестки и другие рассматривают коренные народы в качестве гибридной силы. В этой связи, например, одним из идейно-политических инструментов сдерживания развития нашей страны становится увязка этих вопросов с якобы защитой прав КМН, включая их политическое самоопределение», - отметил он.
По словам Баринова, КМН являются уязвимой категорией граждан. В последнее время их права все больше расширяются, в том числе, и в рамках ООН. Они затрагивают все сферы жизнедеятельности коренных народов.
В этой связи, считает глава ФАДН, западные стратеги искусственно создают антироссийские нарративы, заявляя о якобы колониализме со стороны РФ. Также осуществляется финансирование гражданских институтов и СМИ для создания фейкового представления у коренных народов о происходящем вокруг них, добавил Баринов.
С 1 сентября для женщин-кочевниц начал действовать официальный трудовой статус
Таймырский телеграф, 09/09/2025
Обновленный профессиональный стандарт «Животновод» начал действовать в России. В нем появилась профессия «Работник кочевого жилища», это обеспечит кочующим женщинам социальные гарантии, рассказала председатель Совета Евразийского женского форума при Совете Федерации, сенатор Галина Карелова.
«Начал действовать обновленный профессиональный стандарт «Животновод», дополненный новой функцией – «Работник кочевого жилища». Стандарт так описывает его функции: выполнение работ по оборудованию и благоустройству кочевого жилища, в которые входит в том числе выделка шкур животных, заготовка коры, брезента и других материалов для утепления, уборка помещения, стирка, организация территории вокруг жилища и прочее», – рассказала она.
По ее мнению, нововведение можно считать прорывом, поскольку до принятия стандарта у женщин, кочующих вместе с семьей и выполняющих эти функции, не было социальных гарантий – стаж не засчитывался, соответственно, не было прав на трудовую пенсию, пишет ТАСС.
«Теперь впервые у них появляется трудовой статус. Вместе с ним они получают право на пенсию, пособие по беременности и родам, оплату больничных листов, выплату северных надбавок и так далее», – объяснила Карелова.
Кочевой и полукочевой образ жизни, как рассказала сенатор, ведут представители 34 коренных народов в 26 регионах РФ, для некоторых из них кочевое оленеводство – основная сельскохозяйственная отрасль, обеспечивающая устойчивость и продовольственную безопасность.
Стандарт вступил в силу 1 сентября 2025 года и будет действовать до 1 сентября 2031 года, однако его принятие, как подчеркнула Карелова, не означает автоматического применения. В оленеводческих хозяйствах должны помнить об этом и соблюдать все связанные с трудовым законодательством необходимые процедуры.
Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/s-1-sentyabrya-dlya-zhenshhin-kochevnicz-nachal-dejstvovat-oficzialnyj-trudovoj-status/
Международные отношения
МИД: Россия открыта к конструктивному сотрудничеству в Арктике
РИА Новости, 09/09/2025
Россия открыта к сотрудничеству в Арктике со всеми конструктивно настроенными партнерами, в том числе внерегиональными, рассказал в интервью РИА Новости директор департамента европейских проблем МИД РФ Владислав Масленников.
"Российская Федерация играет ведущую роль в Арктике. Самодостаточны и одновременно открыты к взаимодействию и взаимовыгодной кооперации со всеми конструктивно настроенными партнерами, в том числе внерегиональными", - сказал он агентству.
Как отметил дипломат, общая ситуация в Арктике не соответствует настрою западных государств из Арктического совета, предпочитающих "сидеть и ждать у моря погоды".
"В Арктике надо работать, и мы видим, что достаточно много внерегиональных стран готовы к конструктивному сотрудничеству в высоких широтах", - подчеркнул собеседник агентства.
Первоисточник: https://ria.ru/20250909/mid-2040597790.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Наука, культура и образование
Сургутские археологи нашли захоронения первых постоянных жителей Арктики
Сургутинформ-ТВ, 09/09/2025
Древнее погребение, возрастом около пяти тысяч лет, обнаружили сургутские археологи. Эта находка была сделана в Арктике. Там, под Салехардом, студенты местного госуниверситета проводили раскопки.
Археологический сезон в СурГУ закончился совсем недавно. Каждый год студенты-историки уезжают в разные регионы на раскопки. В этот раз группа почти три месяца провела в ЯНАО. Для некоторых это была первая в жизни экспедиция.
«Я изначально шла на исторический факультет, потому что хотела заниматься археологией, но у меня были большие сомнения по поводу того, справлюсь ли я с этим. Но после практики и всего хорошего, что на ней произошло, я поняла, что, археология действительно мое, что я и дальше хочу заниматься этим. С условиями проживания нам повезло: мы жили в черте города, в общежитии. Подразумевалось, что мы будем жить в остроге. Но в последний момент нам сказали, что для нас выделили общежитие. Поэтому с бытовой точки зрения ничего сложного не было», — поделилась студентка БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет» Вероника Иванова.
Работы проходили на Обдорском холме. Это исторический центр Салехарда. О том, что там, под слоем вечной мерзлоты, есть что-то ценное для науки, знали давно.
«Памятник был выявлен 99 лет назад, в следующем году исполняется 100-летие со дня открытия стоянки на Обдорском холме. В 2004-2005-м году Северная археология под моим руководством проводила раскопки под строительство историко-архитектурного комплекса. В общем, кое-какое представление о памятнике мы имели», — сообщил археолог, кандидат исторических наук, руководитель Центра югорской археологии и этнографии БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет» Олег Кардаш.
Длительная и кропотливая работа лопатами дала свои плоды. В земле обнаружили древний некрополь, масштабы которого поразили археологов. Взору исследователей открылся целый гектар могил, сохранившихся под землей в хорошем состоянии.
«Сохранились они благодаря тому, что первые жители Арктики были неленивыми ребятами. Самое глубокое погребение от древней поверхности было закопано на 2,5 метра. Это погребальный комплекс первых постоянных жителей Арктики. На сегодняшний день это, наверное, крупнейший некрополь в Азиатской Арктике и один из крупнейших в Евразийской Арктике», — пояснил Олег Кардаш.
Внутри саркофагов лежали орудия труда, украшения и даже фрагменты одежды, датированные прошлой эрой. Такие находки позволят составить более ясную картину о том, как жили первые жители Заполярья. Недалеко от некрополя археологи также нашли часовню. Она принадлежала богатому древнему городу — Мангазее.
«На территории раскопа вокруг часовни и внутри нее было найдено 120 находок. В основном это монеты 17 века, приклады. Это голландские бусы от ожерелий тоже как приклады. В места святых, гробницы святых всегда приносили приклады», — прокомментировал ведущий научный сотрудник центра архиологии и этнографии ИГОиС СурГУ, директор НПО «Северная археология-1» Георгий Визгалов.
Когда исследователи принялись изучать материалы, из которых были построены и часовня, и сам город, они нашли сходство с почти мифическим сибирским судном Коч — единственным видом кораблей, который более десятка веков назад мог преодолевать воды Ледовитого океана.
«О нем сказано много в письменных источниках. Но никто не мог его восстановить. Как же оно выглядело? Что оно из себя представляло? В тексте названия написаны по-русски, а мы их не понимаем», — рассказал Георгий Визгалов.
Все найденные артефакты ученые отправят на детальное изучение и исследование. В дальнейшем они попадут в музеи. Все работы займут примерно год. А пока археологи готовятся к отправке в новую экспедицию. В надежде, что она будет такой же богатой на открытия.
В Арктике подняли из океана работавшую под водой четыре года станцию
ТАСС, 09/09/2025
Ученые в Северном Ледовитом океане подняли с глубины около двух километров автоматическую буйковую станцию, которая в течение четырех лет проводила подводные измерения. Об этом сообщила пресс-служба Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).
По оценке специалистов ААНИИ, все приборы станции полностью сохранили свою работоспособность и записанные данные. Ученые уже приступили к их расшифровке и обработке.
Работы по подъему станции проводились с борта научно-экспедиционного судна "Академик Трешников" по пути следования к дрейфующей станции "Северный полюс-42".
Первоисточник: https://nauka.tass.ru/nauka/25004765?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Российские ученые зафиксировали смещение Северного магнитного полюса в российский сектор Арктики
Санкт-Петербургские ведомости, 09/09/2025
В конце минувшего года западные СМИ объявили: Северный магнитный полюс переместился с территории Канады, где и был открыт в 1831 году, в российский сектор Арктики. «Все ссылаются на западные научные публикации, но то, что полюс «у нас», российские ученые, в том числе петербуржцы, зафиксировали еще в 2021 году», — говорит Александр ТЕРТЫШНИКОВ, доктор технических наук, главный научный сотрудник московского Института прикладной геофизики им. Е. К. Федорова.
— Александр Васильевич, давайте для начала вспомним школьную программу: магнитные полюса Земли в отличие от географических полюсов перемещаются…
— …вслед за магнитным полем планеты. Совершенно верно. А поле в свою очередь смещается вслед за движением расплавленного железа внутри Земли. Правда, и географические полюса немного качаются.
Строго зафиксировать точку, где расположен магнитный полюс, сложно: труднодоступные территории, плохая погода, к тому же магнитные полюса в течение суток описывают этакие огромные овалы с полуосями в несколько десятков километров. В зонах магнитных полюсов стрелка компаса «сходит с ума»: не может указать горизонтальное направление. Магнитное поле там вертикальное.
Поскольку магнитные полюса смещаются, нужно регулярно корректировать системы навигации: аэронавигацию, морскую, GPS-системы, навигационные приложения на смартфонах… Для этого каждые пять лет обновляют Мировую магнитную модель.
— А для корректировки используют расчеты или прямо проводят измерения?
— Раз в пять лет производят расчеты по данным спутниковых измерений. А по данным наземных магнитных обсерваторий уточняют положение полюса только раз в 20 – 30 лет, и это работа с огромными массивами данных. За это время накапливается довольно значительная, как мы говорим, «невязка» с промежуточными пятилетними данными моделирования.
У России в этом смысле дополнительная сложность. Например, определение магнитной девиации кораблей (у судна свое магнитное поле, его тоже надо учитывать на маршруте) завязано на западную магнитную модель. А она такая… хитрая. Есть мировая сеть обсерваторий высшего стандарта качества измерений INTERMAGNET, в которую входили и российские обсерватории, но с 2022 года они оказались под санкциями. Получается, мы не знаем, хороша ли их модель, а «западники» игнорируют магнитные измерения, сделанные нашими обсерваториями.
— Наши ученые определили нынешнее положение Северного магнитного полюса путем измерений? Как это было?
— Прежде всего это связано с научно-образовательной базой нашей Можайки, Военно-космической академии имени Можайского. Нас хорошо учили.
Началось все с Южного магнитного полюса. В 2020 году, в год 200‑летия открытия Антарктиды, Военно-морской флот направил к ней два корабля. Один шел из Кронштадта в кругосветку, другой из Владивостока, они должны были встретиться у Южного магнитного полюса.
Вечером 1 апреля у меня дома раздался телефонный звонок с одного из кораблей, на котором был мой коллега. Он сказал: «Слушай, у тебя связи «где надо», уточни местоположение Южного магнитного полюса, у нас там встреча должна быть». Говорю: «Разыгрываешь?» — «Нет, я серьезно». По общепринятым мировым моделям магнитного поля место встречи как‑то «не сходилось».
Я посмотрел «где надо», предупредил организаторов похода и в следующем сеансе связи передал запрошенную информацию. А в качестве ответной услуги попросил в течение нескольких дней измерять магнитное склонение по маршруту.
— Магнитное склонение — это…
— …угол между направлениями на географический полюс и на магнитный. Измерения производились в Южном океане на гидрографическом судне «Маршал Геловани». К сожалению, измерения удалось проводить только несколько дней — в корпус судна ударила волна высотой не менее восьми метров и нарушила крепеж оборудования. Это проявилось в записях измерений так, что вспомнился сюжет из «Пятнадцатилетнего капитана», когда Негоро, он же Себастьян Перейра, торговец «черным деревом», сбил показания компаса подложенным топором.
Тем не менее по полученным данным измерений удалось все просчитать и сравнить с моделью «западников». Результаты были опубликованы для обсуждения и у нас, и за рубежом. Получилось, что Южный магнитный полюс притормозился в своем смещении и лет через 10 – 15 может развернуться. Есть теория так называемых магнитных рывков, когда магнитный полюс идет-идет в одном направлении, потом разворачивается и возвращается.
Инициатива с расчетами оказалась наказуема: пришлось объясняться, на каком основании и кто разрешил измерять магнитное склонение, ибо такой задачи не было в корабельном задании. Спасло то, что эту задачу не смогли решить на втором корабле, в корабельном задании которого она числилась. При скорости ветра более 100 км/ч и волне высотой 4 – 6 метров там не удалось сделать качественные измерения привязным магнитографом, и полученные, так вышло, оказались нелишними.
— Судя по всему, от последующих изысканий «наказуемость» вас не удержала.
— Меня удивила такая реакция. Но в Можайке нас воспитывали по принципу «делай, что должно». Поэтому на следующий год, в 2021‑м, я решил повторить эксперимент, но уже с Северным магнитным полюсом. Для этого зарегистрировал патент на методику расчетов.
В Северном Ледовитом океане удалось организовать три экспедиции (на гидрографическом судне «Горизонт», научно-исследовательском «Профессор Молчанов» и научно-экспедиционном «Михаил Сомов»), и мои проекты вошли в задания, которые были им поставлены. В ходе измерений каждый час с судна по компасу фиксировалось магнитное направление, а по гирокомпасу — направление на географический полюс. Полученные результаты сравнили с данными магнитной модели за определенный год и месяц. Это простейшая обратная задача…
Когда обработал измерения с третьего судна и все совпало с моими вычислениями, я ощутил то, что мотивировало великих российских гидрографов в их открытиях, — гордость за страну! На первое в истории России инструментальное определение положения Северного магнитного полюса не было потрачено ни копейки бюджетных средств. Так мы узнали, что Северный магнитный полюс вошел в российский сектор Арктики и движется к Таймыру. Рассчитали положение, чтобы зафиксировать приоритет. А то был исторический казус: первооткрыватель Южного магнитного полюса Джеймс Росс пользовался расчетами «короля математиков» Карла Гаусса, а тот произвел их по данным российских измерений – сделанных во время экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, во время которой была открыта Антарктида.
— То, что Северный магнитный полюс сейчас на российской территории, нам «в хозяйстве пригодится»?
— Теперь больше оснований и возможностей за ним следить, проводить исследования. Мало того, он смещается в сторону Таймыра, полярные сияния активнее «подсвечивают» Северный морской путь: во время магнитных бурь становится светлее. Все это влияет на атмосферную циркуляцию, на погоду, ледовую обстановку, самочувствие людей, сбои и отказы техники и коммуникаций.
— А в смысле влияния на здоровье?
— Если и да, то слабенько. Но не совсем уж «пренебрежимо», особенно для лиц старшего возраста.
Я занимаюсь космической погодой, при этом отслеживаю — не удивляйтесь — статистику обращений интернет-пользователей в ионосферно-магнитную службу Росгидромета. Если возникает магнитная буря, мы с коллегами наблюдаем прямую зависимость: число обращений растет. Это объяснимо. Человеку становится «не по себе», и он начинает искать в Интернете информацию, чтобы подтвердить свои ощущения и предчувствия. Это область исследований так называемой сенсорной экологии.
Уже замечено: количество интернет-запросов по поводу самочувствия, состояния здоровья, частота использования в поисковых системах определенных слов и терминов возрастает, скажем, незадолго до землетрясений. В «доинтернетную» эпоху люди делились своими предчувствиями друг с другом, в семье и на работе, а в Мировой паутине они стали очевиднее и заметнее. Такая корреляция фиксировалась перед землетрясениями в Мексике, Японии, Афганистане — в странах с разной религиозной ментальностью. А в этом году то же самое наблюдали при вспышке макросейсмичности у острова Санторини, перед землетрясением в Стамбуле, в Мьянме, на Камчатке, перед слабыми землетрясениями в Дагестане…
Возвращаясь же к Северному магнитному полюсу, хочу поблагодарить всех, кто помогал мне добывать данные в Южном и в Северном ледовитом океанах. Спасибо им. Особенно сотруднику Военно-морской академии Андрею Вадимовичу Шаромову… Северный магнитный полюс — в российском секторе Арктики. Это современное географическое открытие.
Промышленность и технологии
Завершена аэрофотосъемка Диксона
Таймырский телеграф, 09/09/2025
На территории Диксона специалисты филиала «Роскадастра» провели аэрофотосъемку с помощью беспилотного летательного аппарата, включая планово-высотную подготовку аэрофотоснимков.
Как сообщили в управлении Росреестра по Красноярскому краю, этим занималась бригада инженера Евгения Каташевцева:
«Аэрофотосъемка является одним из ключевых мероприятий в рамках формирования Национальной системы пространственных данных (НСПД) и обеспечивает получение точных и достоверных данных».
Татьяна Голдобина, руководитель, Управления Росреестра по Красноярскому краю, подчеркнула важность этих работ:
«К 2030 году в рамках реализации государственной программы НСПД будет создана актуальная картографическая основа всей территории Российской Федерации. На сегодняшний день единая электронная картографическая основа по Красноярскому краю уже составляет 87,9 процента».
Юрий Гаврюшов, исполнительный директор – директор филиала ППК «Роскадастр» «Красноярское АГП», отметил значимость проделанной работы конкретно для Диксона:
«В советское время Диксон заслуженно называли воротами в Арктику. Сегодня эта работа дает определенный импульс для развития поселка, а учитывая важность Северного морского пути, Диксон будет играть важнейшую роль в его развитии».
Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/zavershena-aerofotosemka-diksona/
Северный морской путь
Пробный запуск отечественного телестакера успешно прошёл в Мурманском морском торговом порту
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 09/09/2025
Пробный опытно-промышленный запуск нового телестакера состоялся в Мурманском морском торговом порту. Это стало важным этапом в реализации программы дополнительных экологических мероприятий, сообщили в пресс-службе ММТП.
Отечественный радиальный телескопический ленточный конвейер УКЛС (РТ)-1200 был разработан по индивидуальному техническому заданию Мурманского торгового порта. Он предназначен для равномерной и бережной подачи сыпучих и мелкокусковых грузов.
Конструкция телестакера учитывает суровые климатические условия Кольского Заполярья и особенности портовой логистики. Длина конвейера составляет 58,3 метра, вылет стрелы – до 21 метра. Оборудование оснащено системами автоматического контроля, весового учёта, световой сигнализации, освещения и дистанционного снятия данных с датчиков.
Перед пробным запуском специалисты ММТП завершили комплекс пуско-наладочных работ, включая калибровку весов, наладку гидравлических, электрических и механических узлов, а также провели полное обучение портового персонала. В ходе теоретических и практических занятий электрики, гидравлики и механики освоили технологию обслуживания и ремонта нового оборудования. Это обеспечит его автономную эксплуатацию в дальнейшем.
Пробный запуск оборудования прошёл с максимальной нагрузкой, чтобы проверить оборудование на предельных показателях производительности – 1200 тонн в час при максимальном вылете стрелы и стингера (вращающейся внутренней части конвейера).
По словам технического директора ММТП Евгения Краснова, это не просто тестирование оборудования, а ещё и проверка его на прочность, надёжность и эффективность в реальных портовых условиях.
"Этот этап - важный вклад в экологическую безопасность порта, поскольку новое оборудование позволит значительно снизить пыление при перегрузке насыпных грузов и повысить общую эффективность логистической цепочки", - подчеркнул он.
Всего в Мурманском морском торговом порту планируется установить два таких телестакера. Общая стоимость поставки и внедрения оборудования составляет 217 млн рублей.
Первоисточник: https://b-port.com/news/338616
Социально-экономическое развитие
Арктическая ипотека распространится на всех многодетных и учителей ХМАО
ИА Мегаполис (Нижневартовск), 09/09/2025
Правительство России выполнило указания президента Владимира Путина по расширению ипотечной программы в Арктической зоне
Премьер-министр Михаил Мишустин провел совещание с вице-премьерами по вопросам развития Дальнего Востока и Арктики. Главной темой мероприятия стало исполнение поручений, данных президентом Владимиром Путиным на пленарном заседании X Восточного экономического форума во Владивостоке. Одним из них стало расширение Арктической ипотеки.
Глава государства поручил распространить ипотечную программу на все многодетные семьи. Возможность улучшить условия проживания получат и педагоги.
Правительство России утвердило изменения в льготном механизме Арктической ипотеки.
«Чтобы помочь с решением жилищного вопроса, усовершенствуем ипотечную программу, действующую для дальневосточников и в Арктике. Распространим ее на вторичный рынок в тех городах, где пока не возводятся многоквартирные дома. Также кредит по ставке в 2% должен стать доступен многодетным семьям вне зависимости от возраста родителей. И всем работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Дальнего Востока и Арктики, а не только учителям», — заявил Михаил Мишустин.
Ответственным за исполнение данных вопросов стал вице-премьер Марат Хуснуллин.
Первоисточник: https://meganews.life/news/economy/26343/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Мурманская область оказалась на третьем месте по зарплате в рыбодобывающей отрасли
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 09/09/2025
Мурманская область заняла третье место по размеру зарплаты до выплаты налогов в рыбодобывающей отрасли среди десяти регионов. По данным Росстата, в первом полугодии в регионе она составила 262,481,1 рубля. Это на 2,2% выше, чем в среднем по региону.
Напомним, в июне 2025 года в Мурманской области начисленная зарплата за месяц достигла 129 960 рублей.
Как пояснили в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота, по росту зарплат рыбаки почти сравнялись с лидерами. Средняя зарплата в рыболовстве равна 197,6 тысячи рублей, что сопоставимо с высокими заработками в финансах и страховании (199 тысяч рублей).
Средняя оплата труда за январь-июнь этого года в рыбопереработке (95,1 тысячи рублей) также выше, чем заработок в переработке мяса (77 тысяч рублей) и овощей (71,7 тысячи рублей).
Первоисточник: https://b-port.com/news/338604
«Хранители Севера» появятся на Колыме: Минвостокразвития и Правительство Магаданской области запустят в регионе пилотный проект
Колыма Плюс, 09/09/2025
Пилотный эколого-патриотический проект для молодежи «Хранители Севера» запустят на Колыме. Соглашение о его реализации подписали на Восточном экономическом форуме губернатор Магаданской области Сергей Носов, заместитель Министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Антон Басанский и автор проекта Богдан Булычев. Проект направлен на вовлечение школьников в экологическое движение, патриотические акции, на знакомство юных колымчан с востребованными в регионе профессиями.
«Мы сюда добавляем профориентацию, взаимодействие с крупными компаниями-недропользователями, крупными предприятиями. В формате промышленного туризма будем вывозить детей на эти объекты, где дети уже с детства для себя смогут формировать, что интересное есть рядом и какую специальность можно получить, чтобы остаться работать в регионе», – сказал автор проекта «Хранители Севера» Богдан Булычев.
«Можно назвать нас монорегионом, потому что наша экономика базируется на горнорудной промышленности. Не всю линейку профессий мы можем предложить у себя в регионе, но было бы здорово, чтобы наши дети, молодёжь хотела вернуться работать в регион. Для этого и нужно создавать условия. Кстати, много дискуссий на эту тему было на полях форума», – отметил губернатор Магаданской области Сергей Носов.
Транспортные системы
На переправе Салехард – Лабытнанги скопилась пробка
Север-Пресс, 09/09/2025
Переправа Салехард — Лабытнанги работает в ограниченном режиме, из-за чего на подъезде к ней образовалась автомобильная пробка. Об этом свидетельствуют данные онлайн-камер.
«Переправа работает в ограниченном режиме. На линии пять паромов», — говорится в telegram-боте.
По данным Gismeteo, в районе переправы температура воздуха + 11,2 градуса. Порывы ветра достигают 10,3 метра в секунду.
На онлайн-камерах видно, что значительная пробка образовалась со стороны Салехарда. В очереди на паром десятки легковых автомобилей и большегрузов. Похожая ситуация наблюдается и со стороны Лабытнанги.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/transport/na-pereprave-salehard-labytnangi-skopilas-probka/
Экология
В арктических морях найдены частицы автомобильных шин: учёные считают резину «скрытым загрязнителем № 1» в Арктике
GoArctic.ru, 09/09/2025
Специалисты Российского государственного университета (РГУ) нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина и Дальневосточного федерального университета впервые изучили экологическое воздействие частиц шин и автодорог на Северный Ледовитый океан. Исследования подтвердили, что продукты износа автомобильных покрышек влияют на экологию не только городов, но и находящихся вдали от них морей Арктики, передаёт сообщение пресс-службы Губкинского университета портал Naked Science. Каждый раз, когда водитель жмёт на тормоз, шина теряет до нескольких миллиграммов резины. Эти микрочастицы оседают на дороге, смываются дождём и в конечном счёте попадают в реки, океан, поднимаются в воздух, в ветровые потоки, которые уносят их за сотни километров – вплоть до полярных пространств. И там частицы резины становятся новым, до сих пор недооценённым загрязнителем, влияющим на геномы морских обитателей, вызывая мутации.
Карта точек отбора проб: черным цветом обозначены станции, содержащие микропластик; красным цветом – станции, содержащие частицы шин и дорог, желтой звездой – станции с наибольшим количеством частиц шин и дорог / Предоставлено заведующей кафедрой промышленной экологии Губкинского университета Еленой Мазловой
Исследователи в течение трех лет изучали состояние и брали пробы воды окраинных морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Печорского, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. По словам учёных, окраинные моря были выбраны в качестве критически важных компонентов арктической экосистемы, оказывающих влияние на изменения климата всей планеты. Анализ проб подтвердил, что в арктические моря попадают частицы, образующиеся в результате трения автомобильных шин с поверхностью асфальтированных дорог, и, помимо полимеров и смол, они включают примеси асфальта, бензина, автомобильных масел и лакокрасочных покрытий. Средняя масса частиц – 0,55 мг, размер – 1,20 мм х 1,10 мм. Частицы шин и дорожных химикатов попадают в Северный Ледовитый океан из сибирских рек – Лены, Енисея, Колымы. Загрязнения становятся пищей для зоопланктона, который поедают более крупные рыбы, птицы и морские млекопитающие, входящие в рацион человека. А компоненты, входящие в состав микрочастиц шин и дорог, влияют на геном живых организмов, нарушая размножение, рост и развитие, приводя к мутациям и злокачественным новообразованиям.
Зарубежные исследователи, начавшие изучение «резиновой пыли» 10 лет назад, в течение 2014 – 2025 годов провели несколько исследований, которые показали, что продукты стирания автомобильных покрышек составляют от 35% до 85% всех частиц микропластика, попадающих в наземные и водные экосистемы. К примеру, шины грузовиков теряют почти 1,2 кг резины за срок службы. В результате только в США в окружающую среду ежегодно выбрасывается около 1,8 миллиона тонн частиц автопокрышек.
Предполагаемая схема взаимосвязи физических характеристик частиц шин и дорог с характером их распространения в гидросфере (ЧИШД – частицы, образованные в результате износа шин на дорожном асфальтовом покрытии) / Предоставлено заведующей кафедрой промышленной экологии Губкинского университета Еленой Мазловой
А дополнительная опасность распространения микрорезины в Арктике заключается в том, что темные частицы оседают на ледяной поверхности, усиливая поглощение солнечной энергии, ускоряя таяние и усиливая эффект альбедо: так резина влияет и на биоразнообразие, и на климат одновременно.
Исследователи называют микрочастицы резины «скрытым загрязнителем № 1» для Арктики и предлагают ввести международный стандарт «non-toxic tyres» уже к 2035 году.
Адаптация или гибель: к чему ведет потепление в Арктике
Ямал Медиа, 09/09/2025
Среднегодовая температура в Арктике за последние 50 лет выросла почти на четыре градуса. Стремительные темпы потепления влияют на флору и фауну. Изменчивый климат даже познакомил белых и бурых медведей: одни идут на Юг, другие — на теперь уже менее суровый Север. Чтобы сдержать столь стремительный процесс, в России высадят новые леса.
Об изменениях климата говорят из всех уголков планеты. Даже в центре Москвы теперь появились пальмы, ведь тропические дожди и жара уже стали нормой для центральной части России. А вот на Севере даже незначительные корректировки средней температуры кардинально меняют жизнь.
Например, белые медведи мигрируют вслед за тюленями на юг. А вот бурые, чувствуя потепление, идут им навстречу — туда, где уже нет льда. Ареалы пересекаются, что приводит к конфликтам, а иногда и скрещиванию. Специалисты пока изучают эту революцию в мире фауны, но говорят, такие перемены будут происходить чаще.
«Многие модели, которые прогнозируют изменение климата, они говорят о том что Северный Ледовитый океан будет полностью вскрывать ото льда», — рассказала Оксана Липко, ведущий научный сотрудник Института глобального климата и экологии им. Ю.А. Израэля.
За последнее десятилетие среднегодовая температура в Арктике выросла на три-четыре градуса. На Ямале за изменениями сейчас наблюдают с помощью специальной информсистемы, куда входят 400 датчиков. Потепление — полбеды, утверждают ученые. Еще одна проблема — дегазация. Тундровики то и дело фиксируют появление больших кратеров в земле со скоплением газа, это-то и вызывает риски природных катаклизмов.
«Задачи — исследовать процессы дегазации вдоль железной дороги. У нас будет несколько объектов — это озера с проявлениями газа на дне и потенциально опасные объекты — это какие-то бугры и уже состоявшиеся, уже взорвавшиеся кратеры», — отметил Игорь Богоявленский, научный сотрудник Института проблем нефти и газа РАН.
Климат на Севере интересовал ученых еще в советское время. Особенно в пору освоения месторождений — чтобы максимально адаптировать индустрию добычи и транспортировки к лютым холодам. Подходы теперь вынужденно меняют.
«Главным образом наша цель основная — это повысить безопасность нефтегазовой отрасли в Арктике, как на суше, так и на акваториях», — уточнил Василий Богоявленский, главный научный сотрудник Института проблем нефти и газа РАН.
Сегодня интерес к потеплению связан далеко не только с экономической целесообразностью. Это элементарно вопрос существования всего живого. Поэтому сейчас, пока еще не поздно, страны повсеместно принимают программы по достижению углеродной нейтральности. Россия взяла на себя обязательства прийти к «нулевым» выбросам к 2060 году.
«В парижском соглашении, которое было принято больше 10 лет назад в декабре 2015 года, были указаны индикаторы к которым нужно стремиться, — к температуре, которая не должна превышать к концу века 1,5 градуса по сравнению с температурным режимом в доиндустриальный период. Но в течение года этот порог превышается», — сказал научный руководитель Гидрометцентра РФ Роман Вильфанд.
В программе — не только контроль за промышленниками, но и возращение зеленых зон. Планируется, что теперь в регионах будут высаживать так называемые эндемичные, то есть редкие растения. Только этой осенью высадят 70 миллионов деревьев, часть из них на Ямале. Поэтому сейчас вновь растет спрос на специалистов — лесников.
«Мы планируем в течение всего этого сезона более детально рассказывать о каждой из лесных профессий. И не просто рассказать, а показать конкретные истории успеха, карьерного роста именно в лесной отрасли», — сказал генеральный директор организации «Сад памяти» Вячеслав Харламов.
Хоть ученые и бьют тревогу, озвучивая различные факты потепления, резкие изменения замечают не все. Гендиректор главного управления Севморпути Сергей Зыбко ранее был капитаном и проходил различные зоны Арктики в разное время года. Он отмечает, что мощные ледоколы по-прежнему нужны.
«То, что вижу я, не говорит о потеплении. В 2021 году все суда ходили по Севморпути практически без остановки, потому что была чистая вода. Наступил 2023 год, когда в Восточно-Сибирском море не растаял лед, и мы были вынуждены использовать ледоколы», — объясняет Зыбко.
Изменения на планете происходят, но они не всегда плохи, где-то стали появляться редкие животные, где-то новые насекомые, в Подмосковье стали выращивать виноград практически на каждом дачном участке, а на Ямале — клубнику. А как известно, к хорошему привыкают быстро. Вот и сейчас, несмотря на весь технический прогресс, люди прекрасно приспосабливаться к природным изменениям.
Энергетика
Отопительный сезон стартовал в 25 районах Якутии
ЯСИА, 09/09/2025
По данным на 8 сентября, в Якутии отопительный сезон стартовал в 25 районах республики. Об этом сообщает министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики региона.
В августе тепло подали во всех 13 арктических районах.
2 сентября отопление начали включать в Горном районе, 6 сентября — в Сунтарском, Чурапчинском, Нюрбинском, Таттинском, Томпонском, Алданском, 7 сентября — в Вилюйском, Хангаласском, Амгинском, Усть-Алданском, 8 сентября — в Кобяйском.
Также подача тепла, согласно графику, должна начаться в Якутске.
Решение о подаче тепла принимается главами муниципалитетов при установлении среднесуточной температуры наружного воздуха +8 градусов и ниже в течение пяти суток подряд.
Первоисточник: https://ysia.ru/otopitelnyj-sezon-startoval-v-25-rajonah-yakutii/
Суда уходят в тень: Китай увеличивает закупки российского газа с проекта под санкциями
Российская газета, 09/09/2025
С 28 августа по 9 сентября Китай получил три партии сжиженного природного газа (СПГ) с российского завода "Арктик СПГ-2", находящегося под санкциями США. По данным системы отслеживания судов, еще минимум два танкера-газовоза находятся в пути в порт Бэйхай на юге Китая.
Фактически получается, что Китай наладил регулярные поставки СПГ с российского подсанкционного проекта. Начало отгрузок подтвердил на Восточном экономическом форуме зампред правления НОВАТЭКа Евгений Амбросов. Но дальнейшие закупки, по-видимому, будут зависеть от развития противостояния Пекина и Вашингтона, а также от логистических ограничений на Северном морском пути (СМП) поздней осенью и зимой.
Первая линия "Арктик СПГ-2" мощностью 6,6 млн тонн в год была введена в строй в декабре 2023 года, вторая, такой же мощности, заработала весной этого года. Но в конце 2022 года завод попал под санкции США. Мало того, что это отпугнуло потенциальных покупателей, но еще и полученный СПГ оказалось не на чем вывозить, заказанные в Южной Корее газовозы из-за санкций так и не были переданы нашему проекту.
За весь прошлый год, по данным Kpler, с "Арктик СПГ-2" было отгружено восемь партий СПГ, конечный покупатель которых остался неизвестен. Но известно, что часть СПГ оказалась в морском перегрузочном комплексе НОВАТЭКа на Камчатке. В этом году три партии СПГ уже дошли до Китая, еще две находятся в пути. Суммарно это приблизительно 350-380 тыс. тонн СПГ. Для проекта мощностью более 13 млн тонн в год совсем не много. Но речь идет об отгрузках в течение одного месяца, если тенденция продолжится, то за год получится больше 4 млн тонн. Кроме того, по данным GIIGNL, за весь прошлый год с "Арктик СПГ-2" было экспортировано всего 260 тыс. тонн сжиженного газа.
По мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, тема деликатная и требует осторожных оценок. То, что отгрузки начались, свидетельствует о том, что проблема обхода незаконных санкций решается. К сожалению, пока речи о работе на полную мощность даже первой линии не идет. К концу осени везти грузы в Азию придется вдвое дольше, что усложнит решение проблем с логистикой. Не говоря уже о том, что могут усиливаться санкционные действия в отношении участников цепочки.
Официально, отгрузки газа на экспорт "Арктик СПГ-2" начал лишь в этом году
Грузы придется вести дольше, поскольку для прохождения восточной части СМП от Гыданского полуострова, где находится "Арктик СПГ-2", к Камчатке в период с октября - ноября по июнь - июль требуется ледокольная проводка и танкеры-газовозы самого высокого ледового класса ARC7. С ледоколами у нас все хорошо, а вот таких газовозов пока не хватает. То есть СПГ придется везти западным маршрутом, в обход всей Европы и половины Азии.
По словам аналитика ФГ "Финам" Сергея Кауфмана, пока что сохраняется проблема с танкерами ледового класса, производство которых на верфи "Звезда" задерживается. А это значит, что в зимний сезон начавшиеся поставки могут быть приостановлены.
Второй момент связан с американо-китайскими отношениями. Часть экспертов считает, что российские поставки подсанкционного СПГ стали возможны благодаря переговорам России и США на Аляске, а часть, наоборот, что Китай начал импортировать "запретный" газ в пику давлению Вашингтона на Пекин в вопросе приобретения энергетического сырья в нашей стране.
Как замечает Кауфман, США никогда не были крупными поставщиками СПГ в Китай, а после начала текущих торговых войн поставки и вовсе приостановились. В то же время Штаты являются крупнейшими экспортерами СПГ и к 2030 году могут увеличить экспорт в 2-2,5 раза. Часть новых мощностей могут предназначаться для китайского рынка, но торговые войны влияют на эти планы.
Гривач уверен, что вопрос поставок с "Арктик СПГ-2" будет подниматься США и Китаем в ходе продолжающихся переговоров по тарифам и торговым отношениям. При этом эксперт допускает, что наши поставки могут стать уже очень выгодны китайским компаниям. По его словам, скидки и дополнительные накладные расходы в виде платы за риск и сложную логистику очень вероятны. Но сегодняшние цены все равно позволяют нам продавать СПГ с прибылью. Тем более что альтернатива - это отсутствие продаж вовсе, то есть прямые убытки.
С точки зрения эксперта по энергетике Кирилла Родионова, начало отгрузок сжиженного природного газа с проекта "Арктик СПГ-2", а также вероятный выход российских энергетических компаний на долговой рынок КНР (по сообщениям западных СМИ, Китай готов открыть российским энергокомпаниям доступ к своему внутреннему долговому рынку, то есть привлекать заемные средства) де-факто символизируют частичный выход российской нефтегазовой отрасли из изоляции.
Выход на китайский долговой рынок позволит "Газпрому" привлечь средства для строительства "Силы Сибири-2" (которые слишком дороги в России из-за высокой ключевой ставки), тогда как НОВАТЭК благодаря использованию терминала в порту Бэйхай сможет задействовать ранее простаивавшие мощности "Арктик СПГ-2". Китаю же поставки энергоресурсов из России позволят хеджировать риски внешней торговли в условиях растущих тарифных барьеров, что будет облегчать бизнес российским нефтегазовым компаниям, считает эксперт.
«Новатэк» доставляет СПГ с завода «Арктик СПГ-2» напрямую в Китай, а проект «Мурманский СПГ» перенес на 2032 год
GoArctic.ru, 09/09/2025
В Китай прибыл третий газовоз – Zarya – со сжиженным природным газом (СПГ) с проекта компании «Новатэк» «Арктик СПГ-2», находящегося под санкциями США, сообщает Reuters со ссылкой на данные LSEG. На прошлой неделе Bloomberg отметил, что в Китай с газом «Арктик СПГ-2» прибыл еще один танкер (второй) – Voskhod. Первую партию газа с проекта «Новатэк» доставил в Китай в конце августа. Это три первые партии СПГ, которые компания смогла напрямую поставить на внешний рынок, а всего Bloomberg насчитал шесть газовозов, загрузившихся с проекта «Арктик СПГ-2». Поскольку Евросоюз объявил о намерении полностью отказаться от импорта российского газа к 2027 г., в этих условиях ставка на страны Азиатско-Тихоокеанского региона становится единственным способом сохранить устойчивость крупных проектов. При этом реализация проекта «Новатэка» «Мурманский СПГ» мощностью 20,4 млн тонн в год может быть перенесена на 2032 год, что отражено в утвержденном правительством РФ комплексном плане развития инфраструктуры до 2036 года, передаёт ТАСС.
Для компании «Новатэк» выбор Китая в качестве ключевого направления экспорта объясняется не только географией, но и масштабом рынка: Китай – крупнейший в мире импортер СПГ, который принимает до 95% российского газа. Восточная Азия в целом потребляет свыше половины мировых объемов газа, а прогнозы показывают, что к концу десятилетия страны Юго-Восточной Азии могут увеличить спрос более чем в 2 раза.
В том, что касается проекта «Мурманский СПГ», – согласно утвержденному документу, строительство магистрального газопровода Волхов – Мурманск на 40 млрд куб. м газа в год планируется завершить в 2031 году (ранее предполагалось, что первая очередь будет построена в 2027 году, вторая – в 2029 году). Газопровод протяженностью более 800 км призван развить газотранспортную сеть северо-западных регионов РФ, обеспечить газом завод по производству СПГ и потребителей Карелии и Мурманской области.
Китайский рынок СПГ в результате торговых войн стал недоступен для американских экспортеров, теперь в Китай идёт российский газ, а американский – в Европу.