Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

08/10/2025

Оглавление

Политика

В России подготовят новые редакции Основ госполитики в Арктике

РИА Новости, 07/10/2025

Новые редакции Основ госполитики РФ в Арктике и Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности готовятся для защиты интересов России, сообщил помощник президента РФ, глава Морской коллегии Николай Патрушев.

"В целях защиты национальных интересов нашей страны в Арктике по поручению главы государства готовятся новые редакции Основ государственной политики России в Арктике и Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности", - заявил Патрушев на заседании научно-экспертного совета Морской коллегии РФ.

Эти документы, по словам помощника президента, определят основные цели развития арктического региона с учетом изменения геополитической и геоэкономической обстановки.

"Инструментом реализации поставленных целей будет выступать также готовящийся в настоящее время комплексный проект развития Арктической зоны России и Трансарктического транспортного коридора", - указал он.

Документ охватит все направления государственной политики России в Арктике, в том числе защиту природной среды и обеспечение экологической безопасности.

Первоисточник: https://ria.ru/20251007/patrushev-2046873094.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Коренные малочисленные народы

Грузовую байдару из моржовых шкур изготовили на Чукотке впервые за 25 лет

ИА Чукотка, 07/10/2025

Почти два месяца работала в округе съёмочная группа проекта "Человек и лодка". Для канала "Россия – Культура" телевизионные этнографы снимали фильм о строительстве эскимосской грузовой байдары. Первую за 25 лет лодку создали морзверобои общины коренных малочисленных народов Севера "Сиреники" из одноимённого села, сообщает ИА "Чукотка".

Процесс строительства байдары затянулся на семь недель. Всё это время съёмочная группа жила и работала в Провиденском муниципальном округе. Под руководством режиссёра Анны Коряковской съёмки вели оператор-постановщик Тимофей Чаплинский и оператор и режиссёр монтажа Павел Климашкин. «Продюсер Николай Шкаруба с нами не приехал, но незримо присутствовал, ведь без него проект не состоялся бы. Это наш второй рабочий визит на Чукотку. Весной снимали подготовку и окисление шкур, а сейчас уже полный процесс создания. 25 лет назад эскимосам запретили выходить в море на традиционной грузовой байдаре под предлогом её небезопасности. Это привело к потере знаний о производстве. Уникальность нашего проекта в том, что в Сирениках смогли вспомнить и сделать её. Община принимала нас как родных. Заботились, кормили и делали всё возможное, чтобы мы могли работать», – рассказала корр. ИА "Чукотка" Анна Коряковская. На строительстве трудилась команда морзверобоев под руководством Валерия Схаугье. Для обшивки лодки использовали специально подготовленные шкуры двух моржих. Их вручную расщепляли, чтобы материал был тоньше, а байдара – легче. Во время работы мастера использовали и современные материалы – синтетические верёвки и парашютную ткань для паруса, который раньше делали из кишок морского зверя. Работы завершили неделю назад, на воду байдару спустили 30 сентября.

Изготовленную морскими охотниками лодку планируют отправить в эту навигацию во Владивосток, а оттуда – в Санкт-Петербург. В северной столице байдару собираются выставить в Кунсткамере. В рамках проекта "Человек и лодка" авторы выпустят несколько фильмов. Кроме эскимосской байдары документалисты расскажут про удэгейскую долбленку, ульчскую угду и нанайскую берестянку. Съёмки строительства последней ещё не закончили. Планируется, что научно-популярные фильмы о лодках коренных дальневосточных народов покажут в эфире канала "Россия – Культура" весной или летом.

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/kultura/gruzovuyu_baydaru_iz_morzhovykh_shkur_izgotovili_na_chukotke_vpervye_za_25_let/

Наука, культура и образование

Капсула времени с острова Врангеля передана на вечное хранение в музей Чукотки

Чукотский автономный округ, 07/10/2025

В эти выходные в Музейном Центре «Наследие Чукотки» состоялось значимое событие, связавшее разные эпохи освоения Арктики. Первый заместитель Губернатора Чукотского автономного округа Рахим Исаев торжественно передал учреждению капсулу времени, заложенную полярниками 50 лет назад на острове Врангеля. Теперь с посланием от предков сможет ознакомиться каждый посетитель музея.

«По поручению Губернатора Владислава Гариевича Кузнецова передал капсулу времени, привезённую с острова Врангеля, на вечное хранение в главный музей Чукотки – Музейный центр «Наследие Чукотки», — сообщил Рахим Исаев в своем Telegram-канале. «Для меня это особая миссия — передать память из рук в руки, сохранить её для будущих поколений. Пусть эта капсула станет напоминанием о стойкости, верности Родине и любви к своей земле, которые объединяют всех, кто живёт и трудится в Арктике».

Этому предшествовала масштабная мемориальная акция на территории государственного природного заповедника «Остров Врангеля». В рамках празднования 100-летия со дня поднятия советского флага, который в 1924 году юридически закрепил эти суровые земли за СССР, там был открыт отреставрированный объект культурного наследия «Государственный флаг СССР». Сто лет назад этот символ положил начало истории советского присутствия на острове, а в 1926 году там было основано первое поселение. В 1974 году участники полярной экспедиции оставили потомкам заветное послание, которое спустя полвека было извлечено участниками новой экспедиции Русского географического общества.

«Совместно с представителями Минобороны, МЧС и Русского географического общества мы заложили новое послание потомкам, которое откроют через 50 лет — в 2075 году. А письмо 1974 года теперь займёт своё место в фондах музея, как часть живой истории Чукотки и всей Арктики», — добавил Рахим Исаев.

Новое послание, которое будет вскрыто в 2075 году, стало символом современной эпохи. В него поместили обращения людей, живущих и работающих в Арктике сегодня. Особой частью архива стал цифровой носитель с фрагментом художественного фильма о Чукотке «Хозяин земли», который создаёт уроженец региона, режиссер Алексей Вахрушев. Кроме того, свои мысли и пожелания для потомков заложили активисты чукотского отделения «Движения Первых».

Текст же прошлого, из капсулы 1974 года, не теряет своей актуальности. Полярники призывали нынешнее поколение с любовью относиться к окружающей природе и бережно хранить оставленное наследство. «Надеемся, что наша эстафета находится в надёжных руках. Умножайте славные дела и традиции тех, кто поднял над островом Красный флаг, кто первым строил здесь новую жизнь. Большого вам человеческого счастья!» — гласит послание.

Экспедиция не только вскрыла старую капсулу, но и заложила новую для будущих поколений, восстановив исторический флаг с использованием точной реплики оригинального металлического полотнища, изготовленной в июле 2025 года. Этот акт символизирует непрерывную связь поколений и бережное отношение к историческому наследию Арктики.

Первоисточник: https://chaogov.ru/press-tsentr/novosti-chao/kapsula-vremeni-s-ostrova-vrangelya-peredana-na-vechnoe-khranenie-v-muzey-chukotki/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

На Земле Александры нашли остатки самолета 1960-х годов

ТАСС, 07/10/2025

Сотрудники национального парка "Русская Арктика" нашли остатки самолета в ходе исследований на ледовом куполе на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа, рассказал ТАСС директор парка Александр Кирилов. Специалисты планируют выяснить, что это был за самолет.

"В куполе Кропоткина на острове Земля Александры для исследований ледника были забурены вешки по определенной методике. В этом год мы ходили и смотрели, какие на куполе произошли изменения, и обнаружили триангуляционный знак на месте, видимо, крушения самолета. И части этого самолета. Мы еще не знаем, что это за самолет, но точно знаем место, где он находился", - сказал Кирилов.

На леднике сохранились детали обшивки самолета. По словам Кирилова, инцидент произошел в 1968 году. В нацпарке планируют уточнить, что это было за воздушное судно, и что с ним случилось. "Будем устанавливать, что это за самолет, было ли крушение и погибшие. Надо понять, что это был за летательный аппарат и какая история связана с ним", - резюмировал собеседник агентства.

На архипелаге Земля Франца-Иосифа в разные годы произошло несколько авиапроисшествий. Например, на острове Рудольфа были найдены остатки самолета Василия Махоткина, который в 1936 году прилетел на этот остров ЗФИ, в 1937 году уже другой пилот на нем летал, и в сентябре 1937 года он там потерпел аварию и разбился. В 1981 году на острове Хейса потерпел крушение Ил-14, в аварии погибли два человека. На острове Хейса проходила арктическая уборка, самолет было решено сохранить и не вывозить с острова.

Первоисточник: https://tass.ru/nauka/25267795?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Будущее архангельского кинофестиваля Arctic Open под вопросом

"Бизнес-класс" (Архангельск), 07/10/2025

Международный кинофестиваль Arctic Open, ежегодно собирающий в Архангельске тысячи зрителей и кинематографистов со всего мира, оказался под угрозой срыва из-за отсутствия финансирования. Впервые за восемь лет организаторам не удалось получить грант от Президентского фонда культурных инициатив, который долгое время был основным источником средств для проведения мероприятия.

Парадокс ситуации в том, что интерес к фестивалю со стороны мирового кинематографического сообщества только растёт. На предстоящий киносмотр поступило 2543 заявки из 156 стран мира, включая Иран, Индию, Турцию, Бразилию, Китай и страны Европы. По словам директора фестиваля Тамары СТАТИКОВОЙ, это говорит о высоком уровне узнаваемости и престижа Arctic Open.

«Режиссёры и продюсеры не подают заявки на все фестивали подряд: они оценивают состав жюри, качество программы, изучают историю фестиваля. Для них это не выбор по принципу «пальцем в небо». Серьёзные кинематографисты не станут заявляться на слабые фестивали. Им важен статус киноконкурса, его престижность. Поэтому такое количество заявок на наш фестиваль говорит о многом», — пояснила Тамара Статикова.

Проведение международного кинофестиваля — не просто показ фильмов. Как напомнила директор Arctic Open, это сложный и дорогостоящий механизм.

«Чтобы показать фильм, его надо подготовить: это обязательные субтитры, перевод, использование специальной техники. Наша «внутренняя кухня» гораздо сложнее, чем у концертов или даже спектаклей», — отметила Тамара Статикова.

.

Одна из самых больших статей расходов — аренда кинозалов. В отсутствие муниципального кинотеатра организаторы вынуждены арендовать залы у частной сети. Также требуются средства на транспорт, техническое обеспечение, гостеприимство и организацию насыщенной программы. При этом фестиваль принципиально сохраняет бесплатный вход на кинопоказы для всех зрителей, считая своей миссией именно социокультурную, а не коммерческую деятельность.

В текущей ситуации организаторы рассматривают несколько вариантов, однако ни один из них не является идеальным. Ведутся переговоры с министерством культуры Архангельской области и с местным бизнесом в поисках альтернативного варианта финансирования. Однако времени на принятие решения остается крайне мало.

«Любому бизнесу надо видеть, что фестиваль поддерживает правительство, что это нужный проект для региона. У нас не Москва, где много бизнеса, готового вкладываться в культуру», — рассказала директор проекта. В России существует всего три крупных кинофестиваля, проводимых в северных регионах. Помимо Arctic Open в Архангельске, это «Северный характер» в Мурманске и «Золотой ворон» в Чукотском автономном округе. Однако, в отличие от архангельского фестиваля, мурманский и чукотский проводятся при прямой и стабильной поддержке региональных властей, без опоры на грантовую систему. Пусть их масштаб несколько меньше (в рамках кинофестиваля «Северный характер» принято 400 заявок против более 2000 заявок на Arctic Open), что означает и меньший международный престиж, сам факт их проведения поддерживает культурный статус регионов. Потеря же Arctic Open будет означать для Архангельской области утрату этой возможности.

Между тем, несмотря на трудности, команда фестиваля подчеркивает его огромный потенциал. Arctic Open — это не только кинопоказы, но и образовательные программы, IT-квесты и другие мероприятия, участниками которых становятся тысячи жителей и гостей Поморья. В прошлом году за четыре дня фестиваля мероприятия посетили 10 000 человек. Фестиваль сохраняет международный уровень: в январе запланирован показ фильмов-участников Arctic Open в Русском доме в Берлине (представительство Россотрудничества в ФРГ), также поступило предложение о сотрудничестве от Генерального консульства Индии.

«Проект имеет готовую инфраструктуру, серьёзные связи и большой опыт реализации. Потерять его — значит вычеркнуть с культурной карты региона действительно значимое событие», — заключила Тамара Статикова.

Окончательное решение о судьбе фестиваля 2025 года должно быть принято в ближайшие дни. От этого зависит, состоится ли девятый Arctic Open, или один из самых северных международных кинофестивалей России будет вынужден прервать свою историю.

Первоисточник: https://bclass.ru/stil-zhizni/kultura/budushchee-arkhangelskogo-kinofestivalya-arctic-open-pod-voprosom/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Ученые создали оборудование для мониторинга строительных объектов в Арктике

ТАСС, 07/10/2025

Ученые Пермского федерального исследовательского центра УРО РАН разработали новое оборудование для мониторинга строительных сооружений в условиях Арктики. Внедренная версия системы является недорогой, а точность измерений по ряду параметров превосходит современные аналоги, сообщили ТАСС в пресс-службе Минобрнауки.

"Система деформационного мониторинга прошла испытания в специальной климатической камере ИМСС УрО РАН, и в начале октября в Якутии впервые была развернута на пилотном объекте - пятиэтажном административном здании со сборным железобетонным каркасом на свайном основании. Команда пермских ученых будет следить за работой экспериментальной аппаратуры и состоянием объекта мониторинга", - говорится в сообщении.

Новая разработка ученых - это адаптация систем интеллектуального деформационного мониторинга к условиям Арктики. Большинство компонентов внедренной системы - отечественного производства, а точность измерений не уступает, а по ряду параметров превосходит самые современные аналоги. Аппаратура может работать в условиях крайне низких температур годами, эксплуатируется без существенных сложностей и серьезных ремонтов.

Заведующий лабораторией интеллектуального мониторинга ИМСС УрО РАН кандидат технических наук Георгий Гусев объяснил, что система представляет собой программно-аппаратный комплекс, предназначенный для непрерывного контроля технического состояния строительной конструкции. На основании анализа измеренных показаний фиксируются малейшие изменения деформированного состояния наблюдаемого объекта. Система сбора данных работает круглосуточно, обмен информацией осуществляется как по локальной сети, так и через интернет.

"Такая реализация системы позволяет спрогнозировать и предотвратить переход объекта наблюдения в аварийное состояние, которое может быть вызвано различными факторами техногенного и природного происхождения. Система деформационного мониторинга содержит в себе адаптированные к условиям низких температур датчики измерения относительных осадок сооружения, инклинометры, термометры, датчики контроля влажности и точки росы. Большинство подобных систем здесь, в режиме крайне отрицательных температур, просто не могут работать", - сказал Гусев.

Работы выполняются по государственному заданию "Разработка систем деформационного мониторинга и методов математического моделирования для анализа механического состояния зданий и инженерных сооружений в условиях Арктики".

Первоисточник: https://tass.ru/nauka/25268151?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Для транспортных вузов будет построено одно учебное судно и поставлено 38 тренажеров до 2030 года

PortNews, 07/10/2025

Для транспортных вузов до 2030 года будет построено одно учебное судно и поставлено 38 тренажеров. Об этом на пленарной сессии форума «RAO/CIS Offshore» заявил замминистра транспорта Константин Пашков, сообщает пресс-служба Минтранса.

«Отдельное внимание уделяется подготовке кадров для Арктики. Ведущие транспортные вузы страны — РУТ (МИИТ), ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова и МГУ имени адмирала Г.И. Невельского — реализуют опережающие образовательные программы. В их смысловом наполнении и развитии материальной базы вузов участвует Росатом», — говорится в сообщении.

Отмечается, что на базе ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова планируется открытие инженерной школы «Академия «Арктика», а также создание научно-экспертного центра по арктическим технологиям.

Первоисточник: https://portnews.ru/news/382949/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Оборона и безопасность

Для арктических широт

Нарьяна вындер, 07/10/2025

В Индиге появилась новая спецтехника для пожарных – автомобиль марки «Урал», созданный специально для работы в условиях Арктики. Его доставили в посёлок морем через порт Архангельска.

Машина оснащена современным пожарно-техническим оборудованием. Среди ключевых преимуществ – увеличенная ёмкость цистерны, способная вмещать до четырёх кубометров воды, а также комфортабельная и функциональная кабина.

Как сообщили в управлении гражданской защиты и обеспечения пожарной безопасности НАО, ранее пожарные Индиги работали на автомобиле ЗИЛ-131 1976 года выпуска. Эта техника уже устарела. Сейчас специалисты уже осваивают современную технику.

Новые «Уралы» повысят мобильность, надёжность и эффективность работы противопожарных подразделений Ненецкого автономного округа. Ранее пожарную машину приобрели для посёлка Нельмина Носа.

Первоисточник: http://nvinder.ru/article/vypusk-no-110-21740-ot-7-oktyabrya-2025-g/129859-dlya-arkticheskih-shirot?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Промышленность и технологии

Учёные разработали антенну для обеспечения бесперебойной работы спецтехники на Крайнем Севере

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 07/10/2025

В Пермском национальном исследовательском политехническом университете разработали антенну, которая сможет обеспечить бесперебойную работу спецтехники даже на Крайнем Севере. Об этом сообщили "Известия".

Антенна способна стабильно передавать данные там, где не работает сотовая связь и обычные телематические системы. В частности, она предназначена для работы при ремонтах линий электропередач, нефте- и газопроводов, на стройках, в карьере и при лесозаготовках.

По словам старшего преподавателя кафедры "Автоматика и телемеханика" ПНИПУ Сергея Тюрина, эффективность такой передачи мобильному сборщику напрямую зависит от Wi-Fi-антенны, которая должна обеспечивать дальность и скорость связи. Внешние антенны встраиваются в кабину, кузов или на лобовое стекло автомобиля, а внутренние встраиваются внутрь терминала. Первые должны сохранять работоспособность в широком диапазоне температур от -40 до +85 градусов и часто подвергаются механическим повреждениям.

Разработка учёных предназначена для установки на бульдозеры, самосвалы, краны, экскаваторы и другую технику. Скорость передачи данных оценивается в 1,56 Мбит/с – это в 2,5 раза быстрее стандартных Wi-Fi-антенн. При этом устройство практически не теряет сигал при передаче – оно принимает до 99% мощности, что обеспечивает стабильную связь во всех направлениях.

Отдельно отмечается дешевизна производства. Антенна наносится прямо на печатную плату, поэтому ее себестоимость равна стоимости самой платы, отмечает издание.

Первоисточник: https://b-port.com/news/342960

Предприятия Заполярного филиала «Норникеля» получили значительную партию горной техники

Таймырский телеграф, 07/10/2025

20 единиц новой техники производства России, Китая и Перу получили предприятия минерально-сырьевого комплекса Заполярного филиала и специализированная строительная компания «Норникеля» в сентябре.

Парк оборудования предприятий пополнили буровые установки, погрузочно-доставочные машины (ПДМ), шахтный автосамосвал, торкрет-установки и машины для осмотра и укрепления горных выработок. Вся новая техника уже поступила на рудники «Маяк», «Октябрьский», «Комсомольский», «Скалистый» и «Таймырский». Кроме того, четыре машины будет использовать специализированная строительная компания.

Как подчеркнул директор департамента самоходного подземного оборудования Максим Рассохин, обновление парка – это не просто закупка оборудования, а результат постоянного диалога с производителями для повышения надежности, безопасности и эффективности каждой машины.

«Поступление новой техники – очередной этап нашей долгосрочной стратегии по модернизации основных фондов. Мы не просто покупаем технику. Мы работаем с производителями, доносим до них опыт эксплуатации этих машин в условиях наших предприятий. Это позволяет совместно дорабатывать конструкцию, улучшать системы безопасности и адаптировать оборудование под специфические задачи. Что особенно важно, мы видим рост качества и технологичности машин как отечественных, так и импортных производителей, что является наглядным показателем успешной политики импортозамещения», – отметил Максим Рассохин.

Среди поступивших машин есть образцы, которые играют важную роль в подземном производстве. Российская установка веерного бурения SILA RL6 производства «Алмазгеобур» предназначена для выполнения одного из самых ответственных этапов проходки – бурения скважин до 60 метров для последующего заряжания взрывчатыми материалами. Она работает от бортовой сети напряжением 660 В и оснащена двумя мощными электродвигателями по 75 кВт каждый. Ключевой особенностью установки является наличие автоматических барабанов для водяного шланга и электрического кабеля длиной 80 метров, что значительно повышает мобильность и удобство работы. Оператор управляет их сматыванием и разматыванием прямо из кабины. Цифровой инклинометр в реальном времени отображает на мониторе углы наклона и поворота, обеспечивая высочайшую точность бурения.

Кроме того, российская машина оснащена системой пожаротушения в моторном отсеке, которая может активироваться как автоматически, так и вручную. Для безопасности персонала предусмотрены звуковые и световые сигналы заднего хода, противооткатные упоры и блокировка рамы при транспортировке. Кабина оператора соответствует строгим стандартам защиты ROPS и FOPS (от падающих грузов и опрокидывания), оборудована кондиционером, подогревом сиденья и панорамными окнами для широкого обзора.

Погрузочно-доставочная машина – это рабочая лошадка любого рудника, и от ее производительности напрямую зависят объемы добычи. Модель STELLAR SRL7 с дизельным двигателем представляет собой мощную и маневренную машину для погрузки, транспортировки и разгрузки горной массы. Она обладает грузоподъемностью 14 тонн и оснащена ковшом объемом шесть кубических метров. «Сердцем» ПДМ является двигатель мощностью 315 кВт, соответствующий строгим экологическим стандартам. Четырехступенчатая трансмиссия позволяет развивать скорость до 22,9 км/ч, чтобы обеспечивать быструю доставку горной массы.

В департаменте самоходного подземного оборудования добавили, что поэтапное обновление парка горной техники в Заполярном филиале «Норникеля» обеспечит промышленную безопасность, высокую производительность и эффективность предприятий компании.

Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/predpriyatiya-zapolyarnogo-filiala-nornikelya-poluchili-znachitelnuyu-partiyu-gornoj-tehniki/

Судостроение

НИС "Академик Велихов" планируют сделать многофункциональным атомным судном ледового класса

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 07/10/2025

Научно-исследовательское судно "Академик Велихов" планируют сделать многофункциональным атомным судном ледового класса. Об этом сообщает "ПортНьюс" со ссылкой на президента Курчатовского института Михаила Ковальчука.

По его словам, на судне разместят роботизированные подводные аппараты, способные проводить круглогодичные исследования в Арктической зоне РФ.

Морская коллегия России приняла рекомендацию к постройке НИС, отмечает издание.

Первоисточник: https://b-port.com/news/342994

Северный морской путь

Новый ледокол Береговой охраны США Storis завершил первый поход в Арктике

PortNews, 07/10/2025

Новый ледокол Береговой охраны США (USCG), получивший имя Storis (WAGB 21), прибыл в порт Сиэтл после завершения первого патрулирования территориальных вод США, длившегося 112 дней. Временным пунктом приписки судна, наряду с другими ледоколами Береговой охраны, будет Сиэтл, пока в порту Джуно (Аляска) не будет завершено строительство необходимой инфраструктуры. Об этом сообщила пресс-служба USCG.

Миссия нового ледокола началась 1 июня 2025 года, когда ледокол вышел из Паскагулы, прошел Панамский канал и Тихий океан, направляясь к району первого патрулирования в Арктике севернее Берингова пролива. Основной задачей судна было заявлено обеспечение безопасности и защиты северных морских рубежей США.

В начале сентября ледокол сменил судно Healy (WAGB 20), впервые начав патрулирование во льдах и ведя наблюдение за китайскими научно-исследовательскими ледокольными судами Jidi и Xue Long 2.

В ходе экспедиции экипаж выполнил облеты района на вертолетах, учебные артиллерийские стрельбы и иные задачи. После прибытия в Сиэтл экипаж будет проводить занятия, судно пройдет техническое обслуживание, обновление бортовых систем, а также двухнедельные морские учения, включая участие в запланированных мероприятиях в канадском порту Виктория.

Первоисточник: https://portnews.ru/news/382901/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Социально-экономическое развитие

Бельский назвал Арктику стратегическим направлением развития России

Вечерний Санкт-Петербург, 07/10/2025

В Мариинском дворце проходит Петербургский международный газовый форум. На пленарном заседании RAO/CIS Offshore участники обсудили стратегические цели и приоритеты, способствующие устойчивому развитию Арктики.

По словам председателя парламента Петербурга Александра Бельского, Арктика — это не только источник колоссальных природных ресурсов, но и ключ к будущему российской экономики, науки и национальной безопасности.

«Северный морской путь становится важнейшей транспортной артерией, обеспечивая стране независимость и новые возможности для международной торговли», — отметил Бельский.

Он подчеркнул, что, несмотря на внешние вызовы, арктические проекты демонстрируют стабильность и эффективность.

«Мы продолжаем развивать добычу нефти и газа, транспортную и научную инфраструктуру, внедряем передовые технологии, которые позволяют работать в экстремальных условиях. Уверен, форум, объединив опыт в науке, промышленности, политике, даст новый импульс развитию Арктики», — добавил Бельский.

Первоисточник: https://vecherka-spb.ru/2025/10/07/belskii-nazval-arktiku-strategicheskim-napravleniem-razvitiya-rossii

Александр Беглов: Более 200 организаций Петербурга заняты в арктических проектах

Комсомольская правда, 07/10/2025

Более 200 организаций Петербурга заняты в проектах, связанных с развитием российской Арктики. Город накопил уникальный опыт работы в северных широтах и готов делиться им с другими регионами. Об этом губернатор Александр Беглов рассказал на пленарной сессии «Стратегические приоритеты Российской Федерации в Арктике», прошедшей в рамках Международной выставки и конференции по освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ (RAO/CIS Offshore).

«Петербург – город с уникальным опытом и ресурсами для работы в высоких широтах. В числе ключевых приоритетов его развития – передовая промышленность, наука и современные технологии. Значительная часть наших научных и промышленных ресурсов заняты именно арктической повесткой. В общей сложности более 200 организаций Петербурга связаны с арктической тематикой», - сообщил Александр Беглов.

Губернатор отметил, что на верфях Петербурга создаются ледоколы нового поколения и другие суда для работы в северных широтах. Команды для них также обучаются в городе на Неве. Петербург является точкой, откуда начинается главный северный маршрут - Трансарктический транспортный коридор. В арктических проектах заняты многие предприятия Северной столицы.

«Пять лет назад мы создали Арктический кластер. Он объединяет порядка 40 участников. Это производственные, научные и образовательные организации. Сейчас идёт работа по 16 совместным проектам. Это беспилотные системы, навигация, связь, средства обеспечения безопасности и многое другое. Кластер активно растёт», – рассказал Александр Беглов.

По его словам, из 350 научных организаций города 40 напрямую заняты арктическими проектами. А в петербургских вузах готовят специалистов для работы в северных широтах. Город на Неве также активно развивает связи с регионами российской Арктики. За пять лет они в 10 раз нарастили объём закупок продукции петербургских предприятий.

В сентябре этого года при Комитете по внешним связям города появился Экспертный совет по Арктике. В его работе участвуют ведущие организации и специалисты Петербурга. Одной из задач Совета является координация деятельности города в развитии арктических территорий.

«У Петербурга есть всё, чтобы оставаться в авангарде решения президентской задачи по привлечению неарктических регионов к развитию Севера. Мы готовы делиться опытом, участвовать в новых проектах, работать на благо страны», – отметил Александр Беглов.

Международная выставка и конференция по освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ является ведущим мероприятием, посвященным развитию Арктики. Оно проводится в Петербурге раз в два года.

В этом году RAO/CIS Offshore впервые проходит в рамках Петербургского международного газового форума. В работе выставки участвуют более 6 тысяч специалистов из разных стран.

Первоисточник: https://www.kp.ru/online/news/6608173/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Экология

В Якутской Арктике наблюдают 17 белых медведей в ходе осеннего мониторинга

Комсомольская правда - Якутия, 07/10/2025

С 20 сентября на территории ресурсных резерватов «Курдигино-Крестовая» и «Чайгургино» в Нижнеколымском районе Якутии проходит осенний мониторинг белых медведей. Наблюдения ведутся в рамках проекта Президентского фонда природы. Подробнее – в материале «Комсомольской правды» - Якутия».

По данным старшего государственного инспектора Руслана Слепцова, на сегодняшний день зафиксировано 17 белых медведей, среди которых — 7 медвежат этого года. Все животные имеют среднюю степень упитанности и не проявляют агрессии.

Мониторинг проводится для оценки численности, состояния популяции и особенностей поведения белых медведей в период подготовки к зиме. Собранные данные помогут в дальнейшем планировании природоохранных мероприятий и разработке мер по сохранению редкого арктического хищника.

Первоисточник: https://www.yakutia.kp.ru/online/news/6608069/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Патрушев: Россия при освоении Арктики стремится к сохранению экосистемы

ТАСС, 07/10/2025

Одной из ключевых целей политики России в Арктической зоне является обеспечение баланса между освоением территорий и сохранением арктической экосистемы. Об этом заявил помощник президента РФ, глава Морской коллегии Николай Патрушев.

"Одной из ключевых целей политики России в высоких широтах является обеспечение баланса между освоением на качественно новом уровне арктических территорий и сохранением хрупкой арктической экосистемы", - отметил он на заседании научно-экспертного совета Морской коллегии РФ.

Поэтому, продолжил Патрушев, комплексный проект по развитию Арктической зоны и Трансарктического транспортного коридора должен обобщить разрозненные в настоящее время мероприятия по обеспечению экологического благополучия региона и обеспечить их взаимосвязанную реализацию.

"При этом приоритетными должны стать работы по ликвидации объектов накопленного вреда, реабилитации арктических территорий, - указал помощник президента. - Особое внимание должно быть уделено вопросам обеспечения экологической безопасности при реализации инфраструктурных и промышленных проектов".

Не менее важно, обратил внимание глава Морской коллегии, активизировать российские научные исследования, оценивающие влияние хозяйственной деятельности на экологическое состояние Арктического региона. Патрушев попросил руководителей секций научно-экспертного совета подключиться к работе по формированию комплексного проекта и представить предложения по его наполнению.

Первоисточник: https://tass.ru/politika/25274875?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Энергетика

Ковальчук предлагает выстраивать систему энергетики в Арктике на основе малых атомных станций

Интерфакс, 07/10/2025

В Арктической зоне необходимо выстроить систему энергетики на основе небольших атомных станций мощностью до одного мегаватта, заявил президент Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук на заседании научно-экспертного совета Морской коллегии РФ, председателем которого он является.

Ковальчук отметил, что для освоения Арктики нужна энергетика, но поставить там атомную станцию на тысячу мегаватт или проложить сети нельзя, так как там нет потребителей и вечная мерзлота.

"Значит, там должна быть принципиально иная энергетика - распределенная. А она может быть сделана только на основе лодочных технологий, которые успешно развиваются. Это должны быть небольшие атомные станции, очень маленькие", - пояснил он.

По словам Ковальчука, согласно экономическому анализу, 90% энергетических запросов - на энергоисточники мощностью до одного мегаватта. "Это очень важная вещь. У нас есть эта батарейка, о которой я говорил только до этого. Фактически она разрабатывалась с 1970-х годов, и только распад Советского Союза остановил это", - сказал он.

Зато теперь все это переведено на новый уровень, уточнил Ковальчук, и у России есть устойчивая база для освоения Северного морского пути.

Первоисточник: https://www.interfax-russia.ru/northwest/news/kovalchuk-predlagaet-vystraivat-sistemu-energetiki-v-arktike-na-osnove-malyh-atomnyh-stanciy

Разное

Танкеру Unity, задержанному в порту Мурманск, разрешили выйти в море

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 07/10/2025

С танкера Unity сняты ограничения на выход в море из порта Мурманск. Такое решение приняла комиссия Российского морского регистра судоходства, сообщает ТАСС.

Как писал "Би-порт" 1 сентября, танкер под флагом Лесото задержали в порту Мурманск после обращения Российского профсоюза моряков в государственный портовый контроль. Причина такого решения – невыплата заработной платы экипажу за два месяца и бардак в судовых документах.

Как стало известно 22 сентября, на танкер набрали новый экипаж, который ждал на борту представителей Российского морского регистра судоходства.

Танкер Unity выйдет после более чем месячного простоя в мурманском порту.

Первоисточник: https://b-port.com/news/343018