Обзор СМИ
09/10/2025
Оглавление
Библию на ненецком языке впервые покажут в главном музее Ямала
Производство традиционных хозяйств коренных народов края планируется увеличить на 90%
На Ямале простились с последним фронтовиком Великой Отечественной войны
Объем перевозки сырья в акватории Арктики снизится после 2035-го на 40%
В навигацию этого года в Дудинку доставили более миллиона тонн песка
В Якутии рассмотрены вопросы развития арктических территорий республики
Развитие Большого Приуралья затронет все поселения, включая отдаленные
Северный Завоз
Две трети планового объёма нефтепродуктов доставили на Чукотку
ИА Чукотка, 08/10/2025
В окружном департаменте промышленной политики подвели промежуточные итоги северного завоза в регион. Основное внимание уделили доставке топливно-энергетических ресурсов. В порты округа уже завезли 67 процентов планового объёма нефтепродуктов, сообщает ИА "Чукотка".
Ход северного завоза на Чукотку обсудили на еженедельном совещании под председательством заместителя губернатора, начальника департамента промышленной политики Ярослава Мамонова. Представитель компании "Чукотснаб" сообщил о выполнении плана по поставкам нефтепродуктов на 67 процентов. В округ доставлено 114,3 тыс. тонн ГСМ из запланированных 170 тыс. тонн. В порты региона завезли 92,4 тыс. тонн дизельного топлива – это 65 процентов от плана. При этом дизтопливом обеспечили все прибрежные национальные сёла. Поставки авиационного керосина выполнили на 58 процентов, оставшийся объём топлива планируют завезти до конца недели. «Уголь доставляют морским транспортом. В этом году число угольщиков увеличилось с четырёх до восьми. Однако погодные условия и ранние штормы усложняют поставку угля, завоз продолжается», — отметил Ярослав Мамонов. На совещании отметили, что угольную навигацию в регионе обеспечивают суда перевозчика "МЗМ-Холдинг". По сообщению администрации Чукотского района теплоход "Boss" выгрузил почти 1,5 тыс. тонн твёрдого топлива в селе Лорино и сейчас разгружается в Лаврентия. Всего в навигацию-2025 в сёла муниципалитета планируют доставить 30,1 тыс. тонн угля. Ещё один угольщик идёт в Инчоун. В селе судно ожидают 10 октября. В департаменте промышленной политики отметили, что полностью выполнен завоз угля в сёла Анадырского района, расположенные в верховьях рек Канчалан и Анадырь – Снежное, Усть-Белая и Канчалан. Также завершили доставку твёрдого топлива для АО "Чукотэнерго". Напомним, что всего в ходе навигации-2025 на Чукотку планируется доставка 182 тыс. тонн угля. 92 тыс. тонн из них предназначены для ЖКХ и населения, а 90 тыс. тонн — для электростанций Чукотэнерго. Поставку нефтепродуктов организуют компании "Чукотснаб" и "Чукотаэросбыт". В рамках кампании предусмотрен завоз более 170 тысяч тонн топлива: дизельного, бензина и авиакеросина.
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/transport/dve_treti_planovogo_obyema_nefteproduktov_dostavili_na_chukotku/
Арктический туризм
Центр подводных видов спорта в Териберке будет обучать до 200 человек в год
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 08/10/2025
Центр подводных видов спорта в Териберке сможет обучать фридайвингу, дайвингу, подводной охоте и плаванию до 200 человек в год. Реализовать проект по строительству центра планируют в течение трёх лет. Об этом РБК рассказал инициатор создания Центра Сергей Боговин.
По словам Боговина, проект строительства Центра обойдется примерно в 40 млн рублей, и уже найден потенциальный инвестор, однако его имя пока не разглашается. Не исключено, что Центр создадут в том числе с привлечением грантов — если вложений не хватит. На эти деньги возведут десяток некапитальных строений для размещения спортсменов, административное здание и помещения, где будут хранить инвентарь, а также разместят учебные аудитории. Боговин предполагает, что Центр привлечет в Териберку еще больше туристов — на финальной стадии проекта, по оценкам предпринимателя, «туристический оборот составит не менее восьми тысяч человек в год».
Непосредственным обучением дайверов займутся специалисты ленинградского Центра водных видов спорта «А30». Просветительскую работу будут вести представители Фонда защиты китов, с которыми недавно будущий териберский Центр подводных видов спорта заключил соглашение о сотрудничестве. По словам основателя Фонда Владимира Латки, будет разработан спецкурс о том, как при погружении вести себя с морскими млекопитающими, чтобы не нанести урон природе. Дайверов также хотят привлечь к уборке мусора в районе териберской береговой линии.
Комментируя известия о создании Центра подводных видов спорта в партнерстве с Фондом защиты китов, морской биолог Анастасия Куница в личном телеграм-канале отметила, что «в плане подводного спорта компания правда выглядит профессиональной», однако в том, что касается взаимодействия с живой природой, у организации «репутация спорная». Она также задалась вопросами о «научной основы в деятельности , связи с профильными организациями и результатов работы относительно пользы животным» в отношении Фонда.
Решение проблемы взаимодействия гостей Кольского края с китами, которые регулярно появляются у берегов Териберки, не первый год ищут экоактивисты, учёные и представители туристической отрасли. Животные нередко получают травмы от близкого контакта с судами. Чтобы не навредить китам, специалисты регулярно напоминают туристам и организаторам путешествий о необходимости соблюдения правил обращения с хрупкой заполярной природой, а также проводят просветительские мероприятия. Для того, чтобы сохранить популяцию горбатых китов, в сентябре фонды «Природа и Люди» и «Мир вокруг тебя» на полях Восточного экономического форума во Владивостоке заключили соглашение о сотрудничестве.
Первоисточник: https://b-port.com/news/343194
Турбазу из вахтовых бочек хотят открыть в Ноябрьске
Север-Пресс, 08/10/2025
На портале «Живем на Севере» стартовал сбор предложений, как привлечь туристов и инвесторов в Ноябрьск. В список идей вошли турбаза из бочек, где раньше проживали вахтовики, и платная рыбалка. Подробности сообщила администрация города.
«Создание турбазы из бочек, в которых раньше жили вахтовики, чтобы туристы могли окунуться в атмосферу прошлого. Организация платной рыбалки на озере с запуском благородной рыбы, обустройством домиков с круглосуточной арендой, пирсов и зон для автокемпинга», — перечислили идеи в telegram-канале администрации.
Северяне предложили реализовать проект лыжной базы для проведения соревнований федерального уровня. В нем предусмотрено продление трассы до гостиницы на озере и восстановление двух гостиниц: на улице Шевченко и возле Ханто. Там же горожане хотят создать чумовой городок, где туристы смогут арендовать чум с проживанием, национальной кухней и мастер-классами.
Ямальцев призвали поделиться своими идеи, как сделать Ноябрьск и окрестности привлекательнее для путешественников. Заявки ждут до 21 октября на портале «Живем на Севере».
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/ekonomika/turbazu-iz-vahterskih-bochek-hotjat-otkryt-v-nojabrske/
Биоресурсы
Оленеубойная кампания завершилась в муниципальном округе Певек
ИА Чукотка, 08/10/2025
Более 22 тонн мяса домашнего северного оленя заготовили в муниципальном округе Певек. Сельхозпредприятие (СХП) "Чаунское" завершило убойную кампанию. Продукция уже поступила в социально значимые учреждения и скоро появится в продаже, сообщает ИА "Чукотка".
Забой на высокотехнологичном комплексе "Паляваам" завершили на прошлой неделе. Работы длились шесть дней, за это время забили 650 животных. «Рассчитывали на 600 – 700 голов, примерно так и получилось. Это более 22 тонн готовой продукции – чуть меньше, чем год назад. Стараемся всё завершить до заморозков. Нанимаем машину, и в рефконтейнере за несколько ходок перевозим мясо в город. Уже передали партию в больницу. После ветеринарной проверки мясо и субпродукты поступят в продажу через магазины Чаунской торговой компании», – рассказал корр. ИА "Чукотка" директор муниципального сельхозпредприятия "Чаунское" Пётр Гутов. Кроме мяса в торговые точки отправят язык, сердце, печень и почки. Раньше чаунские оленеводы снабжали продукцией и другие муниципалитеты, включая Анадырь, но сейчас всё остаётся в муниципальном округе Певек. В первую очередь оленина идёт в больницы, школы и другие социально значимые учреждения, затем в продажу. При этом мясо домашнего северного оленя входит в перечень продуктов, реализуемых по сниженным ценам в рамках губернаторской программы социальных цен. У предприятия килограмм мяса закупают по 500 рублей, а покупателям с учётом субсидии оно обходится в 395 рублей.
СХП "Чаунское" является крупнейшим оленеводческим предприятием Чукотки. Сегодня в нём семь бригад с общим поголовьем более 26 тысяч животных. Напомним, что во всех хозяйствах региона сейчас около 119 тысяч домашних северных оленей. Всего в отрасли работают 14 муниципальных оленеводческих предприятий и три крестьянско-фермерских хозяйства. По данным окружного департамента сельского хозяйства и продовольствия, в прошлом году оленеводы забили 5184 животных общим живым весом 430 тонн. В 2025 году планируется убой 2546 голов, общим живым весом 225 тонн.
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/selskoe_khozyaystvo/oleneuboynaya_kampaniya_zavershilas_v_munitsipalnom_okruge_pevek/
Коренные малочисленные народы
Библию на ненецком языке впервые покажут в главном музее Ямала
Север-Пресс, 08/10/2025
В МВК имени И. С. Шемановского презентуют уникальное издание на ненецком языке от Института перевода Библии. Оно включает четыре Евангелия и Деяния святых апостолов, сообщила Салехардская епархия РПЦ в соцсети «ВКонтакте».
«Издание отличается продуманным оформлением с национальным орнаментом и включает комментарии, глоссарий ключевых терминов и карты, помогающие понять географию библейских событий. Книга стала результатом работы команды специалистов по ненецкому языку и экспертов в библеистике», — говорится в сообщении.
В епархии отметили, что точности перевода удалось достичь, благодаря богословскому редактору Сонг Ын Суб из Южной Кореи. Она 25 лет прожила на Ямале и хорошо владеет русским и ненецким. Носители языка оставили положительные отзывы на работу. Презентация пройдет 15 октября в 13:00 в актовом зале ОМВК имени И. С. Шемановского.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/religiya/bibliju-na-nenetskom-jazyke-vpervye-pokazhut-v-glavnom-muzee-jamala/
Производство традиционных хозяйств коренных народов края планируется увеличить на 90%
Таймырский телеграф, 08/10/2025
Нарастить объемы ожидается к 2030 году. Уже в нынешнем году гранты получат 19 проектов из Таймыра, Эвенкии, Туруханского и Боготольского округов, грантовый фонд превысит 28 миллионов рублей.
Об этом сообщил руководитель Агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов края Антон Нарчуганов.
По его словам, одним из основных инструментов господдержки в этом направлении является грантовая поддержка.
В нынешнем году по итогам конкурса гранты получат 19 проектов из Таймыра, Эвенкии, Туруханского и Боготольского округов на общую сумму более 28 миллионов рублей. Это позволит создать более 70 новых рабочих мест, а объем заготовленной и переработанной продукции традиционного хозяйства превысит 80 тонн.
Как отметил глава агентства, в 2026 году на реализацию отраслевой краевой программы «Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов» выделено более 3,5 миллиарда рублей. В крае также начнет работать новый ведомственный проект «Развитие традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов».
«Цель проекта – помочь родовым общинам и организациям развивать промыслы как устойчивый бизнес. По нашим расчетам, к 2030 году объемы производства продукции вырастут на 90%, откроются новые перерабатывающие пункты, будут созданы дополнительные рабочие места», – пояснил Антон Нарчуганов.
Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/proizvodstvo-tradiczionnyh-hozyajstv-korennyh-narodov-kraya-planiruetsya-uvelichit-na-90/
Наука, культура и образование
На Ямале простились с последним фронтовиком Великой Отечественной войны
Север-Пресс, 08/10/2025
В Салехарде состоялась церемония прощания с фронтовиком Великой Отечественной войны Николаем Шакуровым. О чувстве глубокой личной утраты рассказал губернатор Ямала Дмитрий Артюхов.
«Чувство глубокой личной утраты остается внутри с уходом последнего в регионе фронтовика Великой Отечественной войны. Каждая встреча с Николаем Тимофеевичем была честью и важным жизненным уроком, как и для большинства салехардцев. Вечная память русскому воину и настоящему человеку», — написал глава региона в соцсетях.
Николая Шакурова призвали на фронт в юном возрасте, он участвовал в освобождении Беларуси и Прибалтики. После войны до 1959 года работал в милиции. Именно он стал прообразом памятника участковым, который установлен в столице ЯНАО.
Выйдя на пенсию, ветеран активно участвовал в жизни города, встречался с молодежью и детьми. «Север-Пресс» писал, что в мае фронтовик Николай Шакуров отметил 99-летие.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/na-jamale-prostilis-s-poslednim-frontovikom-velikoj-otechestvennoj-vojny/
Промышленность и технологии
Томский завод начал производить аккумуляторы для Арктики
НИА-Федерация, 08/10/2025
Томский завод «Лифорс» наладил выпуск специализированных аккумуляторных батарей для эксплуатации в арктических условиях.
Как сообщили НИА-Томск в администрации региона, батареи разработаны с учётом экстремально низких температур, что позволяет сохранять производительность при температуре от –40°C и ниже. Среди отличительных характеристик – быстрый заряд, длительный срок службы, высокая токоотдача и встроенные системы интеллектуального управления, обеспечивающие связь, подогрев, защиту и балансировку элементов. Такой набор характеристик позволяет использовать батареи в арктических экспедициях, применяя в автономных системах энергоснабжения, радиотехнике и климатических станциях.
Напомним, в сентябре-октябре 2025 года Фонд развития промышленности Томской области организовал участие предприятия в международной промышленной выставке «Иннопром. Беларусь» в рамках делегации региона. Томские промышленники представили передовую продукцию, провели переговоры с белорусскими коллегами и достигли договоренностей об укреплении сотрудничества и расширении кооперационных связей.
«Белорусские производители высоко оценили качество продукции томичей, что позволило в ряде случаев на месте сформировать запросы на пробные партии. По итогам визита выросла узнаваемость томских брендов среди потенциальных партнеров из дружественного государства. Сегодня наш приоритет – обеспечить условия для развития томских компаний и их выхода на новые рынки сбыта. И такие крупные и значительные выставки как «Иннопром. Беларусь» – один из наиболее эффективных инструментов для достижения этой цели», – отметил заместитель губернатора Томской области по промышленности, инвестиционной политике и имущественным отношениям Василий Потёмкин.
Первоисточник: https://www.nia-rf.ru/news/economy/113348?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Судостроение
ОСК представила планы строительства флота для арктических нефтегазовых проектов
Медиапалуба, 08/10/2025
Объединённая судостроительная корпорация приняла участие в 17 й международной выставке и конференции по освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ RAO/CIS Offshore, открывшейся 7 октября в Санкт Петербурге. На круглом столе «Развитие морской транспортной инфраструктуры для обеспечения освоения нефтегазовых месторождений Арктики» корпорация представила подходы к формированию специализированного флота, необходимого для стабильной логистики и технологического обеспечения проектов на шельфе.
С докладом по теме выступил заместитель директора Департамента продаж и контрактации гражданского судостроения Владимир Рачин, в ходе которого он осветил производственные возможности корпорации и их значимость для ключевых направлений арктической повестки RAO/CIS.
В своем выступлении Владимир Рачин отметил, что предприятия Группы ОСК освоили строительство широкого спектра судов обеспечения нефтегазовых месторождений, при этом конструкторские бюро корпорации ведут проработки судов и плавсредств как по запросам заказчиков, так и инициативно.
В числе реализованных проектов отмечены построенные на Выборгском судостроительном заводе ОСК ледокольные суда обеспечения «Андрей Вилькицкий» и «Александр Санников» с ледовым классом Icebreaker8 и установленной мощностью 21,5 МВт, обеспечивающие высокую проходимость и энергетическую эффективность при работе в кромке льда. Также Амурским судостроительным заводом ОСК построены суда снабжения «Остап Шеремета» и «Иван Сидоренко» ледового класса Arc4 с дедвейтом 4 415 т и площадью грузовой палубы 750 м², что позволяет решать задачи завоза материалов и оборудования на морские объекты.
В числе концепт-проектов, разработанных конструкторскими бюро ОСК, отмечен проект судна для подводно‑технических работ конструкторского бюро ОСК «Алмаз» (Arc5, автономность до 40 суток, размещение до 60 специалистов) и судна снабжения морских буровых установок проекта 22450 конструкторского бюро ОСК «Вымпел» (Arc5, дедвейт около 2 820 т, скорость до 16 узлов).
Для тяжёлых транспортных задач представлен концепт-проект КБ ОСК «Алмаз» ‒ полупогружное судно грузоподъёмностью до 25 000 т и ледовым классом Arc5, а также самоотвозный трюмный земснаряд проекта 05470 (Ice2) с объёмом трюма 4 000 м³ и глубиной грунтозабора до 30 м.
Для проведения строительных и погрузочно-разгрузочных операций отмечена разработка конструкторского бюро ОСК «Коралл» ‒ крановое судно с ледовым классом Arc4, размерением 140 м в длину и 64 м в ширину, оборудованное двумя кранами, каждый грузоподъемностью 2500 т, с максимальным вылетом стрелы 88 м и максимальной высотой подъема 100 м.
В энергетическом обеспечении удалённых площадок КБ ОСК «Коралл» предлагается плавучий энергетический комплекс на СПГ мощностью до 40 МВт с автономностью по запасам топлива до 10 суток, что снижает зависимость объектов от береговой инфраструктуры.
Для круглогодичной доставки людей и грузов на прибрежные объекты отмечены концепт-проекты конструкторского бюро ОСК «Алмаз» ‒ грузопассажирские суда на воздушной подушке ТСВП‑30 и ТСВП‑150, обеспечивающие перевозку на мелководье и в сложных ледовых условиях.
Масштабирование программы предусматривает реконструкцию мощностей предприятия ОСК «Северная верфь» и других предприятий корпорации, а также строительство новой верфи во Владивостоке для расширения серийной базы в гражданском судостроении.
ОСК рассматривает развитие линейки судов обеспечения, энергетических и транспортных решений как вклад в формирование устойчивой морской транспортной инфраструктуры Арктики и надежного обеспечения добычных проектов на шельфе. По итогам RAO/CIS Offshore корпорация планирует отработку кооперации с недропользователями, инжиниринговыми и научно‑проектными партнёрами по серийности, локализации и сервисному сопровождению, что позволит синхронизировать графики проектов с производственными мощностями, ‒ подытожил в своем выступлении Владимир Рачин.
Первоисточник: https://paluba.media/news/202334?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
В России построят атомный подводный танкер-газовоз
Медиапалуба, 08/10/2025
Президент Курчатовского института Михаил Ковальчук в ходе конференции RAO/CIS Offshore 2025 заявил о том, что Президент России Владимир Путин и правительство России полностью поддержали проект по созданию подводного газовоза. Об этом сообщает издание «ПортНьюс» со ссылкой на своего корреспондента, присутствовавшего на конференции.
«Сегодня это стало реальностью, уже есть поручение президента соответствующее. Мы с главой Газпрома обратились к руководителю страны, и он нас активно поддержал. У нас полная поддержка… все двигается очень неплохо. Это может стать национальным решением транспортного вопроса», — передает издание слова главы Курчатовского института.
Проект разработан в Санкт–Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит», специализирующимся на создании подводных лодок, в том числе и атомных.
О планах по созданию такого судна Михаил Ковальчук заявлял еще в октябре 2024 года. По его словам, это будет принципиально новый класс транспортных судов, способный пройти значительную часть маршрута в подводном положении. За счет отсутствия контакта со льдом скорость движения составит около 17 узлов, что сократит время рейса с 20 до 12 суток.
Первоисточник: https://paluba.media/news/202304
Северный морской путь
Объем перевозки сырья в акватории Арктики снизится после 2035-го на 40%
РБК, 08/10/2025
Объем перевозок минерального сырья по арктической акватории Трансарктического транспортного коридора (ТТК) рискует сократиться на 40% в период с 2035 по 2050 год. К такому выводу пришли в комиссии Госсовета по направлению «Северный морской путь и Арктика», возглавляемой губернатором Мурманской области Андреем Чибисом.
Согласно его презентации, представленной на конференции RAO/CIS Offshore 2025, по итогам нынешнего года грузопоток минерального сырья по арктической части ТТК составит 47 млн т, а в 2035 году — 123 млн т, из которых 111 млн т придется на сектор Северного морского пути (СМП, центральная и базовая часть ТТК), 9 млн т — на Поморский сектор и еще 2,5 млн т — на Камчатский. Таким образом, общий показатель может вырасти в 2,6 раза. Однако по итогам 2050 года ожидается падение на 40% к уровню 2035 года — до 74 млн т.
Как пояснил в своем выступлении вице-президент Российской академии наук (РАН, члены его советов принимали участие в подготовке прогноза) Сергей Чернышев, в выводах комиссии Госсовета учтены все действующие и строящиеся проекты с морским вывозом минерального сырья, расположенные на побережье Печорского моря, акватории Севморпути и Берингова моря. Главная причина такой динамики — снижение объемов отгрузки углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, что, в свою очередь, связано с естественным истощением месторождений. Вместе с тем, по словам академика, минеральное сырье, в частности продукция нефтегазового комплекса, является определяющим для грузопотока ТТК и его центральной части — Северного морского пути, подчеркнул академик. Так, в 2024 году на углеводороды пришлось 83% грузопотока СМП.
В презентации Чибиса отмечается, что в этой связи необходимо расширить геологоразведочные работы и лицензирование новых месторождений в Арктике. При этом важно учесть, что время, которое требуется на подготовку месторождений к вводу в освоение, может занимать более 10 лет. «Но нам сегодня в качестве одного из ключевых приоритетов необходимо наращивать инвестиции в развитие тех региональных ресурсов, которые обеспечивают загрузку Трансарктического транспортного коридора после 2035 года. А вторая задача — это, конечно, население», — заявил глава Мурманской области.
Чернышев, в свою очередь, заметил, что «российская парадигма геологоразведки, ориентированная на традиционные месторождения, начинает давать сбой», поэтому требуется «развитие новых научных подходов и месторождений полезных ископаемых, в том числе глубоко залегающих нетрадиционных типов».
Что такое Трансарктический транспортный коридор
Проект Трансарктического транспортного коридора широко начали обсуждать с марта 2025 года. В сентябре президент России Владимир Путин затронул эту тему, выступая на Восточном экономическом форуме. «Мы все время говорим про Северный морской путь, но, если вы обратили внимание, я сказал и говорю про Трансарктический коридор, потому что мы пришли к выводу, что нужно оперировать соображениями большего масштаба», — сказал он. Путин пояснил, что маршрут пролегает от Санкт-Петербурга через Мурманск, Архангельск и Северный морской путь во Владивосток. При этом он представляет собой комплексную систему, которая должна объединить морской, железнодорожный, автомобильный виды транспорта, а также позволит использовать потенциал таких рек, как Обь, Енисей и Лена. Путин заметил, что интерес к ТТК растет как со стороны российских компаний, работающих в Арктике, так и со стороны иностранных перевозчиков.
По словам Чернышева, Трансарктический транспортный коридор обеспечивает внутренние и внешнеторговые перевозки, в частности внешнеторговый оборот России со странами глобального Юга, а целевым рынком ТТК можно назвать Восточную Азию. Замглавы Минтранса Константин Пашков, в свою очередь, заметил, что конкретные точки входа в Трансарктический транспортный коридор еще предстоит определить. «Очевидно, что главная — это Санкт-Петербург, морская столица, а где он будет заканчиваться — вопрос риторический, потому что для моряков горизонт — это весь мир. Минтранс в своей части сосредоточен на реализации поручения президента, который поставил задачу развития Трансарктического транспортного коридора. Уже ведется развитие мультимодальных логистических центров, как на базе действующих портов, так и строительстве новых. В настоящее время работаем с Якутией, Иркутской областью, ведутся переговоры по развитию перегрузочных комплексов в Красноярском крае, в Ямало-Ненецком автономном округе, где определяются те речные порты, которые имеют хороший доступ к железнодорожным путям и автомобильным дорогам», — сообщил замминистра.
Как отметил Чибис, для эффективного развития маршрута необходим президентский долгосрочный проект «Арктика и Трансарктический транспортный коридор». Он станет инструментом реализации новой стратегии развития Арктики до 2050 года, считает губернатор.
В навигацию этого года в Дудинку доставили более миллиона тонн песка
Таймырский телеграф, 08/10/2025
Енисейское пароходство выполнило навигационный план по добыче песка. 1,135 миллиона тонн материала доставлено в порт Дудинка.
Компания добывает песок со дна Енисея на Грибановском месторождении, расположенном в 20 км от Дудинки, с помощью специального судна – земснаряда «ПЗС-500-26».
Закрепленный на пяти якорях в границах отведенного под выработку участка, земснаряд мощным грузовым насосом качает песок на баржи, где последний оседает, а вода стекает за борт. Чтобы песок легче было брать со дна, его взрыхляют с помощью насоса гидрорыхления.
Как отметили в Енисейском речном пароходстве, экипаж из 15 человек работал круглосуточно, отгружая в сутки по восемь-девять барж. Всего на «песчаной» линии было задействовано 12 барж грузоподъемностью 2500–3000 тонн каждая и два буксира-толкача, которые доставляли груженые баржи в Дудинку и приводили назад порожние.
«Главная сложность процесса – штормы. При сильном ветре добычу приостанавливают из соображений безопасности. Также при больших волнах от экипажей буксиров требуется высочайшее мастерство, чтобы подойти к земснаряду и забрать или поставить под погрузку баржи», – добавили в пароходстве.
Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/v-navigacziyu-etogo-goda-v-dudinku-dostavili-bolee-milliona-tonn-peska/
Социально-экономическое развитие
В Якутии рассмотрены вопросы развития арктических территорий республики
ЯСИА, 08/10/2025
В Якутске 8 октября провели совещание по вопросам социально-экономического развития арктических районов республики под председательством специального представителя главы Якутии по Арктике Александра Акимова. Обсуждены вопросы повышения доходов и социальных гарантий, кадрового обеспечения и занятости населения, поддержки семьи и демографической политики. Об этом сообщает сайт www.sakha.gov.ru.
В совещании приняли участие заместитель председателя правительства Якутии Георгий Степанов, руководители министерств, ведомств и главы арктических муниципальных образований.
По вопросам повышения доходов и социальных гарантий для жителей Арктики с докладами выступили министр труда и социального развития Елена Волкова, и.о. министра финансов Иван Алексеев, министр экономики Петр Попов и заместитель управляющего отделением Социального фонда России по Якутии Марк Унаров. Особое внимание здесь было уделено комплексу мер, направленных на повышение доходов населения, включая применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Также обсуждены вопросы пенсионного обеспечения и соблюдения гарантий по минимальному размеру оплаты труда, который в арктических районах республики значительно превышает федеральный уровень, обеспечивая социальную стабильность в регионе.
Информацию по вопросам кадрового обеспечения и занятости населения представили председатель Государственного комитета по занятости населения Светлана Горюшинская, министр здравоохранения Лена Афанасьева, первый заместитель министра образования и науки Ньургун Павлов и ректор Северо-Восточного федерального университета Анатолий Николаев. В ходе совещания обсуждён проект «Рабочая Якутия. Кадры», целью которого является привлечение и закрепление местных специалистов в ключевых отраслях экономики и социальной сферы Арктики. Отмечена продуктивная работа по заключению трёхсторонних соглашений с крупными работодателями, осуществляющими деятельность в арктических районах. Итоги программ временного трудоустройства, организации общественных работ и содействия предпринимательской деятельности продемонстрировали положительную динамику в трудоустройстве жителей арктических улусов.
На совещании рассмотрены вопросы поддержки семьи и демографической политики. В арктических районах республики активно реализуются госпрограммы в рамках национального проекта «Семья», консолидирующего основные демографические меры. Отдельно обсуждены вопросы поддержки коренных малочисленных народов Севера. Так, министерством труда и социального развития республики ведётся реестр кочевых семей, в который по состоянию на 1 января 2025 года включены 150 семей, из которых 68 проживают в 9 арктических районах.
Развитие Большого Приуралья затронет все поселения, включая отдаленные
Север-Пресс, 08/10/2025
Развитие Большого Приуралья и его перемены к лучшему коснутся даже самых отдаленных сел. Об этом по итогам рабочей поездки в Лабытнанги и Харп сообщил глава Ямала Дмитрий Артюхов.
«Важная тема — Большое Приуралье. Нужно принимать большую программу до 2030 года, которая будет затрагивать все, даже самые маленькие населенные пункты уже Большого Приуралья. Часть из этого будем погружать в бюджет на три года для того, чтобы запустить программу развития», — сказал Артюхов на видео, опубликованном в его соцсетях.
В рамках визита в Лабытнанги Артюхов увидел строительство дороги от Харпа до будущего горнолыжного курорта «Рай-Из», оценил благоустройство территории на улице Школьной по программе «Мой двор» и преображение территории районной больницы.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/razvitie-bolshogo-priuralja-zatronet-vse-poselenija-vkljuchaja-otdalennye/
В региональном Правительстве подвели итоги проектно-аналитической сессии по поддержке семьи, рождаемости и многодетности
Колыма Плюс, 08/10/2025
Итоги работы проектно-аналитической сессии «Поддержка семьи, рождаемости и многодетности, совершенствование демографической политики на Колыме» подвели на рабочем совещании.
Его провела заместитель председателя регионального Правительства Татьяны Савченко. Магаданская область - десятый из одиннадцати субъектов страны, где прошли подобные сессии Агентства стратегических инициатив. Их цель – определить эффективные меры для укрепления института семьи и роста рождаемости. На встрече обсуждали предложения, выработанные совместно с экспертами АСИ – от финансовой и социальной поддержки родителей - до новых форм взаимодействия органов власти и общественных организаций.
«Мы хотим поблагодарить Правительство Магаданской области, всё сообщество социальной сферы. Потому что, действительно, мы поработали продуктивно и динамично. Мы проектируем эту сессию только с помощью вас. Наша задача показать, что демографической политикой занимается Правительство, Президент, как с точки зрения идеологии, так и с точки зрения финансовых средств и мер, направленных на поддержку рождаемости, многодетности, счастливого материнства, отцовства и семьи, как института», - сказала советник генерального директора Агентства стратегических инициатив Ольга Курилова.
В Магаданской области особое внимание уделяют созданию условий для многодетных семей и поддержке будущих мам. В регионе уже действуют такие меры, как выплаты при рождении первенца и третьего ребёнка, региональный материнский капитал, льготы на оплату детских садов и субсидии на приобретение жилья. По словам советника генерального директора Агентства стратегических инициатив, по уровню жизни Магаданская область занимает второе место на Дальнем Востоке, а реализация нового плана позволит укрепить социальную стабильность и дальнейший рост демографических показателей.
«Что экономика без людей? Мы, как никто понимали. Потому что у нас шел отток населения. Сегодня мы видим положительную динамику: оттока населения сейчас у нас нет, мы выходим на ровный количественный состав населения. Это говорит о совместном результате работы», - рассказала заместитель председателя Правительства Магаданской области Татьяна Савченко.
Транспортные системы
На Ямале хотят создать перегрузочные комплексы Трансарктического коридора
Север-Пресс, 08/10/2025
В Минтрансе обсуждают развитие в ЯНАО перегрузочных комплексов для Трансарктического транспортного коридора (ТТК). Об этом сообщило издание РБК.
«В настоящее время работаем с Якутией, Иркутской областью, ведутся переговоры по развитию перегрузочных комплексов в Красноярском крае, ЯНАО, где определяются те речные порты, которые имеют хороший доступ к железнодорожным путям и автомобильным дорогам», — пояснил замглавы Минтранса Константин Пашков.
По его словам, мультимодальные логистические центры заработают не только на базе действующих портов, в планах — создать новые комплексы. Проект «Арктика и Трансарктический транспортный коридор» станет инструментом реализации новой стратегии развития до 2050 года. В комиссии Госсовета по Севморпути считают, что по итогам 2025 года грузопоток минерального сырья по арктической части ТТК составит 47 миллионов тонн, а в 2035 году — 123 миллиона.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/arktika/na-jamale-postrojat-peregruzochnye-kompleksy-transarkticheskogo-transportnogo-koridora/
Полпред Жога: Ямал обновляет дороги ускоренными темпами
Север-Пресс, 08/10/2025
На Ямале ускоренными темпами идут работы по приведению к нормативному состоянию 60% автодорог регионального значения и 85% городских агломераций и дорог, входящих в опорную сеть. Об этом в ходе совещания по вопросам развития транспортной сферы сообщил полпред в УрФО Артем Жога.
«Реализация федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» направлена на увеличение удовлетворенности населения качеством, доступностью и безопасностью автомобильных дорог. Для Урала с его выгодным транзитным, уникальным туристическим и значительным производственным потенциалами важно, чтобы дорожная инфраструктура обеспечивала максимальный комфорт и скорость передвижения грузов и пассажиров», — процитировала полпреда его пресс-служба.
В совещании участвовал глава ЯНАО Дмитрий Артюхов. Он рассказал о достижении целей нацпроекта «Инфраструктура для жизни». « В округе более трех тысяч километров дорог, ежегодно создается более тысячи километров зимних автодорог. Регион все обязательства по приведению автодорог опорной сети к нормативному состоянию выполняет: на конец года 76,5% дорог в округе будут соответствовать этим требованиям, работа будет продолжена. К 2030 году ожидается прирост порядка 12%, в нормативном состоянии будут 88% дорог», — приводит слова губернатора его пресс-служба.
Дороги приводят в нормативное состояние по указу президента России Владимира Путина. Задачи следует выполнить к 2030 году. Властям предстоит не только достигнуть высоких результатов, но и удержать качество в будущем.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/blagoustrojstvo/polpred-zhoga-jamal-obnovljaet-dorogi-uskorennymi-tempami/
Экология
Собственники полигона ТКО в Центральном районе озадачились переработкой отходов
Таймырский телеграф, 08/10/2025
На прямой линии Глава Норильска Дмитрий Карасев ответил на вопросы горожан, в том числе на тему раздельного сбора мусора.
По его словам, сегодня работают два полигона – в Талнахе и Центральном районе, но оба пока не предусматривают раздельный сбор и утилизацию мусора.
«Но собственники полигона в Центральном районе занимаются созданием механизма переработки собранных отходов. Они приобретают оборудование для запуска процесса. Конечно, это небыстрый процесс – оборудование дорогостоящее. Назвать сроки, когда новая схема будет реализована, сложно. Думаю, первые результаты мы увидим в 2026 году. Тогда и будем обсуждать с коллегами, где в городе в рамках пилотного проекта ставить баки для раздельного сбора мусора», – пояснил он.
Глава Норильска также затронул тему несанкционированных свалок в городе, отметив, что в этом году в Норильске ликвидировали 21 такой объект:
«В этом году удалось убрать 21 объект. Сейчас еще продолжаются работы по ликвидации стихийных свалок-навалов в трех районах. В 2026 году работа продолжится, уже определено восемь объектов под уборку. Еще девять имеют признаки накопленного вреда и переданы для включения в госреестр накопленного вреда, из них три уже внесены».
Глава города также напомнил, как горожане могут записаться к нему на прием, чтобы задать свои вопросы лично. Сделать это можно через официальный сайт администрации, указав контактные данные и тему обращения. Также можно обратиться в отдел по работе с обращениями граждан в часы приема по адресу Ленинский проспект, 26, каб. 1.
Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/sobstvenniki-poligona-tko-v-czentralnom-rajone-ozadachilis-pererabotkoj-othodov/
"Зеленый патруль": деньги от удвоения ставки НВОС должны идти на защиту Арктики
ТАСС, 08/10/2025
Средства от удвоения ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в районах Крайнего Севера должны поступать в бюджеты этих регионов для решения экологических проблем в Арктике. Об этом ТАСС сообщил директор природоохранных программ общероссийской общественной организации "Зеленый патруль" Роман Пукалов.
"Горячо поддерживаю, но с единственным условием: если эти платежи будут "окрашенными" (идти на решение экологических проблем в регионе - прим. ТАСС) и останутся в регионе, где происходит негативное воздействие", - сообщил Пукалов, добавив, что северные экосистемы хрупкие, и негативное воздействие на них должно взыскиваться в двойном размере.
Он напомнил, что ранее такой коэффициент уже действовал в районах Крайнего Севера и особо охраняемых природных территориях, и сейчас идет речь об его возвращении.
Ранее газета "Коммерсант" сообщила, что Минприроды РФ предлагает увеличить поступления в бюджеты регионов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий за счет экологических платежей работающих там предприятий. По данным издания, подготовленный ведомством проект постановления правительства устанавливает для этих случаев двойной коэффициент к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25279255?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Рекордную плюсовую температуру зафиксировали на Шпицбергене 6 октября
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 08/10/2025
Утром 6 октября 2025 года на Шпицбергене зафиксировали рекордную плюсовую температуру воздуха для второго осеннего месяца. Как сообщил телеграм-канал «Голос норвежских фьордов», в тот день температура воздуха на архипелаге составила 10,2 градуса тепла.
Из-за юго-восточного ветра, который принёс тёплый воздух с материка Европы, столбик термометра на Шпицбергене смог подняться до рекордного уровня. Обычно в октябре средняя температура на архипелаге составляет 3-4 градуса тепла.
Отмечается, что измерения температуры начались с 1964 года, из-за чего отсутствуют данные о предыдущих исторических рекордах.
В российском городе Баренцбург, сообщает ИА «Метеоновости», также отмечено превышение климатической нормы средней октябрьской температуры воздуха на 7-8 градусов. Новый температурный рекорд 6 октября составил 7,3 градуса - на 0,3 градуса больше, чем предыдущий абсолютный максимум, зафиксированный в 1938 году.
Первоисточник: https://b-port.com/news/343222
Защита природы при освоении Арктики стала основной темой Научно-экспертного совета Морской коллегии РФ
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 08/10/2025
Защиту природы Арктической зоны РФ с учётом развития Трансарктического транспортного коридора и промышленного освоения северных широт обсудили в ходе заседания Научно-экспертного совета Морской коллегии РФ. Мероприятие состоялось в Санкт-Петербурге во вторник, 7 октября, передают "Известия".
Как заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии Николай Патрушев, для защиты национальных интересов России в Арктике ведётся подготовка новых редакций Основ государственной политики России в Арктике и Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности. Данные документы должны определить основные цели развития арктической территорий с учетом изменения геополитической и геоэкономической обстановки.
Поставленные задачи будут достигаться при помощи готовящегося комплексного проекта развития АЗРФ и Трансарктического транспортного коридора, который должен обобщить разрозненные мероприятия по обеспечению экологического благополучия региона и обеспечить их взаимосвязанную реализацию, отметил Николай Патрушев. Приоритетами должны стать ликвидация накопленных промышленных отходов, реабилитация северных территорий и обеспечение экологической безопасности при реализации инфраструктурных и промышленных проектов.
Помощник президента РФ прокомментировал критику, согласно которой ухудшение экологического состояния в Арктике происходит из-за активной хозяйственной деятельности России. По его словам, фактически экологическая проблематика стала для западных стран инструментом для продвижения собственных коммерческих интересов и сдерживания деятельности РФ в Арктике.
Председатель научно-экспертного совета Морской коллегии, президент Курчатовского института Михаил Ковальчук заявил, что при освоении Арктики необходимо учитывать как важность промышленной деятельности, так и необходимость сохранения природы. Поэтому была проведена очистка территории от промышленного мусора, который остался там ещё со времён СССР.
Основой для бережного использования северных территорий, по слова учёного, может стать Стратегия развития природоподобных технологий. Там необходимо сформировать принципиально новую энергетику, в основу которой могут лечь технологии, реализованные в подводных лодках. Михаил Ковальчук предложил создавать в Арктике небольшие атомные станции, так как экономический анализ показал наибольшее число запросов на Севере на энергетические источники мощностью до 1 МВт.
Он также подчеркнул, что у РФ есть устойчивая база для освоения Северного морского пути и Трансакртического транспортного коридора, включающего Транссибирскую магистраль, БАМ, автострады и реки. Это позволит превратить восточную часть России в уникальный логистический полигон цивилизационного масштаба, который свяжет Юго-восточную Азию, Азию в целом и Дальний восток с Европой и всем миром, отметил президент Курчатовского института.
Первоисточник: https://b-port.com/news/343240?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Разное
Судебное заседание по иску МТП "Лавна" к немецкой и латвийской фирмам вновь перенесено
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 08/10/2025
Судебное заседание по иску ООО "Морской торговый порт "Лавна" к Thyssenkrupp Industrial Solutions AG (Германия) и AS LNK Industries (Латвия) перенесли с 7 октября на 11 ноября 2025 года. Это следует из определения Арбитражного суда Мурманской области.
Причиной отложения предварительного судебного заседания стало то, что немецкая фирма не была извещена надлежащим образом.
"Ответчик Thyssenkrupp Idustrial Solutions AG в судебное заседание представителей не направил. В материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения указанного ответчика о месте и времени рассмотрения дела", - говорится в определении суда.
При этом в июне 2025 года заседание не состоялось по той же причине – ответчика не уведомили о месте и времени рассмотрения дела.
МТП "Лавна" хочет взыскать с латвийской и немецкой фирм убытки в виде размера авансовых платежей в сумме более 8,799 млн евро (по текущему курсу – 834,4 млн рублей).
Thyssenkrupp Industrial Solutions является инжиниринговой организаций, осуществляющей деятельность в сфере проектирования и строительства химических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих и других промышленных предприятий. Часть концерна ThyssenKrupp AG.
LNK Industries входит в состав LNK Group и занимается проектированием и строительством производственных объектов, зданий и мостов.
Первоисточник: https://b-port.com/news/343196