Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

14/10/2025

Оглавление

Северный Завоз

Около 5 тыс. тонн угля готовят к выгрузке для сёл Мейныпильгыно и Хатырка

ИА Чукотка, 13/10/2025

В Анадырском муниципальном округе завершается топливная навигация. Осталось завезти 4,8 тыс. тонн угля в два населённых пункта. Теплоход "Виктория" готовится к выгрузке твёрдого топлива в селе Мейныпильгыно. Ещё одну партию угля сухогруз доставит в Хатырку, сообщает ИА "Чукотка".

Завершению топливной навигации в Анадырском муниципальном округе мешает погода. Из-за шторма сухогруз "Виктория" не может подойти к Мейныпильгыно и сейчас стоит в море. «Ждём погоды и начала разгрузки. Для нашего села на сухогрузе 3 тысячи тонн каменного угля. Этого объёма сельской котельной хватит на год, до следующего завоза», – рассказала корр. ИА "Чукотка" глава администрации села Мейныпильгыно Ольга Елянто. Ещё 1,8 тыс. тонн твёрдого топлива на "Виктории" предназначены для села Хатырка. Туда сухогруз зайдёт на обратном пути. Основную часть угля завезут на котельную, остальное получат жители домов с печным отоплением. Как уточнили в администрации Анадырского муниципального округа, после доставки угля в Мейныпильгыно и Хатырку северный завоз будет полностью выполнен. Общий объём поставок каменного угля составляет 12 897 тонн, а дизельного топлива – 4 205 тонн. При этом всё населённые пункты муниципалитета полностью обеспечены дизтопливом. Напомним, что всего в навигацию-2025 на Чукотку планируется доставка 182 тыс. тонн угля. 92 тыс. тонн из них предназначены для ЖКХ и населения, а 90 тыс. тонн — для электростанций Чукотэнерго. Поставку нефтепродуктов организуют компании "Чукотснаб" и "Чукотаэросбыт". В рамках кампании предусмотрен завоз более 170 тысяч тонн дизельного топлива, бензина и авиационного керосина.

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/transport/okolo_5_tys_tonn_uglya_gotovyat_k_vygruzke_dlya_syel_meynypilgyno_i_khatyrka/

Северный завоз завершается для отдаленных метеостанций Чукотки

ИА Чукотка, 13/10/2025

В понедельник, 13 октября, научно-экспедиционное судно (НЭС) "Михаил Сомов" завезло грузы на остров Врангеля, после чего направилось на остров Айон. В эту навигацию для метеостанций региона судно доставило более 150 тонн горючего, квадроциклы, снегоходы и запасы продуктов на зиму. Для теплохода сезон стал пятидесятым, юбилейным, за время эксплуатации, сообщает ИА "Чукотка".

Доставку грузов для метеостанций региона НЭС начало 7 октября. Первым пунктом стала станция Амбарчик в устье реки Колыма. 9 октября судно подошло к полярной станции на острове Айон, где оставило часть грузов. 10 октября "Михаил Сомов" зашёл в Певек, на следующий день разгрузился на метеостанции Валькаркай и уже 12 октября подошел к острову Врангеля. «В этом году НЭС "Михаил Сомов" доставил для отдаленных станций Чукотки более 150 тонн дизельного топлива, по две тонны бензина в бочках и запас машинного масла. До следующего сезона хватит. Например, станция на острове Айон получит годовой запас топлива. Также завезли различную технику и полный запас продуктов. Полярников в этом году на наши станции не завозили, только грузы», - сообщил врио директора ФГБУ "Чукотское УГМС" Дмитрий Козелов.

По его словам, чукотские метеостанции в этом году получили три квадроцикла – по одному выгрузили на Айоне, в Амбарчике и на острове Врангеля. Также в Певек доставили два снегохода, которые впоследствии отправят на метеостанции в Билибинский район. Выгрузку с борта судна на станции, как и в прошлые годы помогает вести вертолёт Ми-8, которым управляет опытный экипаж 2-го Архангельского авиаотряда. Сегодня "Михаил Сомов" взял курс на остров Айон, где завершит разгрузку оборудования, горючего и продуктов. После этого НЭС отправится в обратный путь в Архангельск. Для научно-исследовательского судна "Михаил Сомов" это третий арктический рейс за навигацию и пятидесятый, юбилейный, сезон с начала эксплуатации. Начался рейс 25 августа в Архангельске. Судно доставило смену полярников и грузы снабжения на труднодоступные станции Северного, Якутского и Чукотского УГМС.

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/transport/severnyy_zavoz_zavershaetsya_dlya_otdalennykh_meteostantsiy_chukotki/

Арктический туризм

Почти полмиллиона туристов посетили Мурманскую область с начала года

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 13/10/2025

Каждый третий турист, который приезжает в российскую Арктику, выбирает в качестве места отдыха Мурманскую область. Об этом на оперативном совещании регионального правительства замгубернатора Александра Кондаурова.

С начала года Заполярье посетило свыше 464 тысяч отдыхающих — для сравнения, в 2024 году регион посетило более 760 тысяч человек. Сейчас в регионе стартует осенне-зимний сезон, который туриндустрия традиционно связывает с охотой за северным сиянием и активным отдыхом на горнолыжных курортах. Александра Кондаурова отметила, что зимой работают аэропорты Хибины и Мурманск, при этом прямое авиасообщение Апатитов с Калининградом было восстановлено и будет работать с 23 ноября 2025 года по 27 марта 2026 года. По пути из воздушных гаваней Заполярья можно послушать аудиогид по Мурманской области в формате подкаста, напомнила замгубернатора.

Кроме того, добраться в регион можно на поезде, в том числе на фирменных составах «К северному сиянию» с вагоном-рестораном и караоке, который запустят 31 октября, и «Лыжная стрела». Последний отправится не только по маршруту Москва-Апатиты-Москва, но и из Мурманска как пригородный со второй половины декабря.

Любители автомобильных путешествий могут проехать через всю Мурманскую область от Белого до Баренцева моря. Двухнедельный маршрут протяженностью в полторы тысячи километров предусматривает не только точки притяжения туристов, но и места для питания и отдыха туристов. К слову, на сегодняшний день в регионе работает 213 отелей, гостиниц и других мест коллективного размещения. Кондаурова сообщила, что их «звёздность» увеличивается каждый год.

Экскурсионным и иным сопровождением гостей в Мурманской области занимаются 82 туроператора и 196 гидов, которые прошли обязательную аттестацию. Основные локации в Мурманске — это ледокол «Ленин», билеты на который теперь можно купить онлайн, и областной краеведческий музей. Активно продвигается арктическая кухня, в том числе и в рамках работы «Рядов» на Воровского.

Есть и новые варианты организации досуга туристов, отметила Кондаурова. В частности, в этом году в Мурманске был запущен городской квест с 22 тематическими локациями, а ещё — создан цикл промышленных экскурсий на завод по переработке морских ежей и будут запущены сап-прогулки «над северным сиянием». Гостей Териберки в этом сезоне ждут не только привычные визиты в природный парк и морские прогулки, но и новый формат гастрономического театра. Любителей экстрима ждут на Терском берегу, где ставка сделана на снегоходные экскурсии и подледную рыбалку, а также погружение в культуру поморов.

Первоисточник: https://b-port.com/news/343736?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Откройте свою Арктику: лазурное озеро, горы без вершин и судно-коч

Российская газета, 13/10/2025

Туризм в Арктику всегда был интересен, но доступен далеко не каждому. И не только из-за дороговизны. Не было надежных и безопасных транспортных средств, опытных гидов, гостиничного сервиса. Теперь ситуация радикально изменилась. Туристические агентства предлагают большой выбор доступных маршрутов в Арктику.

В 1999 году российским туристам впервые предложили круизы на Северный полюс на атомном ледоколе "50 лет Победы". И вот уже почти 25 лет "Клуб полярных путешествий" отправляет желающих в этот фантастический маршрут. Но есть и другие интересные направления.

Ледник Романтиков
Это наиболее живописный и доступный для посещения ледник Полярного Урала. Находится на южном склоне горного массива Рай-Из в левом борту ледниковой долины реки Енгаю. Его высота 800 метров над уровнем моря.

Летом ледник тает на солнце, образуя горное озеро с водой чистейшего лазурного цвета. Восхождение на него является одним из популярных походов выходного дня и не требует специальной физической подготовки. Даже в июле на склонах горы лежит снег, поэтому можно смело брать с собой лыжи или сноуборд.

Плато Путорана
Это самое северное плато вулканического происхождения, одно из древнейших в мире. Оно входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Находится Плато Путорана южнее полуострова Таймыр и восточнее заполярного Норильска. Его название в переводе с эвенкийского языка означает "страна озер с крутыми берегами", с юкагирского - "горы без вершин".

На двух миллионах гектарах раскинулись живописные реки, глубокие ущелья и высокие водопады. Горы Путорана имеют необычную форму и представляют собой куполообразный массив с гладкими очертаниями и ступенчатыми склонами. Говорят, в заповеднике можно увидеть летающую тарелку - плато входит в десятку самых посещаемых НЛО мест в России.

Как строят коч
Архангельские земли славятся развитым судоходством с древнейших времен, при этом главным препятствием для местных моряков всегда являлся лед. Сейчас его научились преодолевать с помощью ледоколов.

А около пяти веков назад применяли более простые технологии. Тогда поморы придумали коч - промысловое плоскодонное судно, способное еще и ходить на значительном отдалении от берега. Строение его корпуса препятствовало сжатию во льдах, а легкость позволяла при необходимости вытащить судно на поверхность. Такая конструкция с небольшими изменениями оставалась актуальной вплоть до XIX века.

Сейчас в Архангельске на верфи традиционного деревянного судостроения на Мосеевом острове строят 19-метровый деревянный коч. У туристов есть возможность увидеть этот процесс. А главное - поучаствовать в мастер-классе по плотницкому и столярному ремеслу. И пройти краткий судостроительный ликбез, научившись отличать шпангоут от киля, форштевень от ахтерштевня и стрингер от бимса.

Первоисточник: https://rg.ru/2025/10/13/otkrojte-svoiu-arktiku-lazurnoe-ozero-gory-bez-vershin-i-sudno-koch.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Биоресурсы

В Баренцевом море не будут ловить сайду

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 13/10/2025

В Баренцевом море и прилегающих районах Северного Ледовитого океана рыбаки не будут ловить сайду, так как добыли рекомендованный объем с лихвой. По информации Fishnews, к 9 октября вылов сайды составил более 2,27 тысячи тонн.

Как сообщило Североморское теруправление Росрыболовства, промышленный вылов сайды в Баренцевом море завершился с превышением объема на 0,18%. Соответственно, право на добычу сайды прекращено.

Как писал «Би-порт» , в 2026 году квота на добычу трески для рыбаков может снизиться на 20% из-за общего уменьшения запасов этой рыбы в Баренцевом море. В этой связи мурманским рыбакам советовали переключиться на вылов сайды и других промысловых видов рыб.

Первоисточник: https://b-port.com/news/343750

Наука, культура и образование

Впервые получены системные данные о макробеспозвоночных, обитающих в «Русской Арктике»

Правда Севера (Архангельск), 13/10/2025

В ходе комплексной экспедиции РГО и национального парка представители ведущих научных институтов страны провели важнейшие исследования по ключевым научно-арктическим направлениям

Как рассказал Александр Кирилов, директор национального парка и руководитель экспедиции, до настоящего времени нет опубликованных работ, посвященных пресноводным и наземным беспозвоночным, обитающим на архипелаге, в частности на Земле Александры. Имеются лишь фрагментарные данные о фауне и экологии отдельных групп наземных и пресноводных беспозвоночных.

– В этом году нам впервые удалось организовать работу. по системному изучению этих насекомых. Ее провели ученые Зоологического института РАН. В ходе экспедиции обследовано около 30 участков в центральной части острова, свободной от ледникового покрова. Изучались различные типы наземных местообитаний: сухие и влажные участки полярной пустыни и арктической тундры, замкнутые водоёмы–лужи, озёра, и проточные воды –ручьи и малые реки. Отбор проб был ориентирован в основном на беспозвоночных с длиной тела от 1 мм и более. Но при этом методы отбора позволяли также учитывать представителей некоторых других групп размером менее миллиметра. Проводился также количественный учёт макрозообентоса в двух малых реках, – отметил Александр Георгиевич.

Делая общие выводы по итогам первых системных работ, ученые отмечают, что состав макробеспозвоночных в большинстве обследованных биотопов крайне ограничен. В большинстве местообитаний обнаружены только комары-хирономиды и ногохвостки. В некоторых наземных биотопах состав населения беспозвоночных был другим: здесь, в дополнение к обычным личинкам хирономид и ногохвосткам, были обнаружены личинки комаров-сциарид, встречались также клещи и пауки.

Наибольшее видовое богатство наблюдалось на отдельных участках рек и ручьев, где встречается до 5-6 таксонов хирономид.

Кроме того, специалисты Зоологического института продолжили работу по сбору морфологических и генетических данных о видовом разнообразии тихоходок, обитающих в условиях арктического архипелага. В ходе пеших маршрутов и полевых выездов были тщательно отобраны пробы из всех доступных экологических ниш, где могли обитать тихоходки – наземных, пресноводных и морских субстратов. Напомним, что годом ранее тихоходки были впервые обнаружены на Земле Франца-Иосифа.

Ученые Института географии РАН продолжили комплексные гляциологические исследования. В этом году были сделаны акценты на изучение баланса массы ледниковых куполов Кропоткина и Лунный и их краевых структур, а также динамики развития ледниковых пещер на краях этих куполов.

Совместно с коллегой из Федерального исследовательского центра «Почвенный институт имени В.В. Докучаева» ученые ИГ РАН провели физико-географические исследования свободных ото льда ландшафтов острова. Исследованы процессы почвообразования и функционирования почв, а также формирования супрагляциальных систем, в частности криоконоитов, и их роли в почвообразование в предледниковой зоне. За время экспедиции заложено 13 почвенных разрезов и отобрано более 100 образцов почв и супрагляциального материала для последующих лабораторных исследований, заложен эксперимент по разложению растительного материала на естественных и антропогенно-нарушенных участках высокоарктических тундр.

Представители ВНИРО продолжили ежегодные наблюдения за составом морской биоты на северных окраинах Баренцева моря.

Жили и работали участники экспедиции на научной станции «Омега» национального парка «Русская Арктика». Станция находится на острове Земля Александры и оснащена необходимым оборудованием для обработки первичных данных полевых исследований. При проведении полевых работ активно используются современные технологии: беспилотники для наблюдения ландшафтов и ледников, подводные дроны для изучения морской биоты и высокоточные ГНСС-приемники для геодезических работ.

Подводя итоги экспедиционной работы, Александр Кирилов отметил:

– Комплексная экспедиция РГО и нацпрака «Русская Арктика» работает на архипелаге Земля Франца-Иосифа с 2021 года, помогая в реализации задач Стратегии развития арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года. Участники проекта ставят перед собой стратегически значимые цели: устранение последствий деятельности человека в прошлом и создание системы мониторинга Арктики.

Первоисточник: https://pravdasevera.ru/2025/10/13/68ed1318cdacbe6bc00cd588.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Ямальский научный центр отсудил 6 миллионов за сорванный проект карбонового полигона

Ямал 1, 13/10/2025

Научный центр изучения Арктики отсудил у компании из Владимирской области «Капля» более 6 миллионов рублей за сорванный проект объекта «Карбоновый полигон». Подрядчик должен был сдать работы по обустройству, но не выполнил свои обязательства.

В сентябре 2022 года между сторонами был заключен договор по обустройству карбонового полигона. В судебных документах указано, что отвечающий за этот проект научный центр изучения Арктики, своевременно оплатил первые три этапа работ на сумму около 6 млн рублей. За эти деньги подрядчик должен был установить дорожные плиты и два модульных здания.

Подрядчик не выполнил работу в срок, несмотря на неоднократные требования заказчика. В результате с владимирской компанией разорвали контракт. Все это также привело к судебному разбирательству. В итоге с безответственного подрядчика было взыскано более 6 млн рублей.

Первоисточник: https://yamal1.ru/novosti/2025/10/13/yamalskiy-nauchnyy-tsentr-otsudil-6-mln-za-sorvannyy-proekt-karbonovyy-poligon/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Промышленность и технологии

В Красноярской Арктике готовят карьер для нового производства палладия и никеля

Дела, 13/10/2025

В следующем году на Крайнем Севере в Красноярском крае запустят первую очередь Черногорского горно-обогатительного комбината. Это станет началом создания в стране второго по значимости центра по производству палладия и платины.

Губернатор Михаил Котюков встречался с руководителями компании «Русская платина» по поводу строительства Черногорского ГОКа еще в марте. Тогда глава края отметил, что строящийся объект станет одним из крупнейших промышленных предприятий региона:

«Хочу напомнить, что в России вскоре начнется реализация нового нацпроекта «Биоэкономика», который даст дополнительный импульс для развития наших предприятий. Наработки наших научных коллективов нужно использовать. Кроме этого, включайтесь в работу наших университетов, создавайте профильные классы в школах и университетах. Взращивайте кадры для своих производств».

Если быть точными, горно-обогатительный комплекс от ООО «Черногорская ГРК» станет вторым по мощности производством палладия и платины в России. Первое место у «Норникеля»: свыше 40% платины и 10% палладия в мире имеют норильское происхождение.

Проектная мощность первой очереди Черногорского ГОКа составит 7 млн тонн медно-никелевой руды в год.

Производство планируют запустить во второй половине 2026 года, создав 1600 новых высококвалифицированных рабочих мест. К этому времени общий объем инвестиций в проект (начиная с 2020 года) достигнет 215,3 млрд рублей.

В перспективе обозначен запуск второй очереди – разработка месторождения Норильск-1, что увеличит мощность комплекса в два раза. Суммарный срок освоения двух очередей превышает 50 лет.

Как сообщает министр промышленности и торговли края Максим Ермаков, сейчас на площадке горнорудного кластера

идет подготовка карьера, завершается строительство обогатительной фабрики и ключевой инфраструктуры – магистрального газопровода, системы водоснабжения и тепловой электростанции.

Проект реализуется при всесторонней господдержке. Он включен в отраслевую программу «Развитие металлургического производства на территории Красноярского края на 2026–2028 годы». С краевым правительством и федеральными министерствами подписаны соглашения о стабильных налоговых и правовых условиях для инвесторов на длительный период.

Первоисточник: https://dela.ru/news/295825/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Судостроение

В Китае заложили новые буксиры для работы в Арктике

Медиапалуба, 13/10/2025

Церемония закладки килей новых судов серии прошла на судостроительной верфи Zhenjiang Huigang Machinery Equipment в китайском городе Янчжун. Об этом сообщает Телеграм-канал РС.

Многофункциональные буксиры предназначены для выполнения швартовых операций, спасательных и противопожарных работ. Ключевые особенности проекта – азимутальные движители для высокой маневренности, два главных двигателя, обеспечивающих тяговое усилие до 60 тонн, и комплекс систем автоматизации, позволяющий работать в безвахтенном режиме.

Проектный символ класса: KM⍟ Arc4 (hull, machinery) AUT1 FF3WS escort tug IWS

Мы благодарим Российский морской регистр судоходства – ваше сотрудничество гарантирует, что эти суда будут соответствовать наивысшим стандартам эксплуатации в Арктике, – подчеркнул старший советник HGC International господин Ю, – сегодняшняя церемония стала очередным мощным заявлением о выходе высокотехнологичных специализированных судов Китая на арену полярного судоходства.

Первоисточник: https://paluba.media/news/202648?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Северный морской путь

ММРП разрешили выполнять операции с крупнотоннажными рефрижераторными контейнерами на ж/д станции Кола

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 13/10/2025

Временно исполняющий обязанности руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) Александр Иванов приказал открыть железнодорожную станцию Кола Октябрьской железной дороги для выполнения грузовых операций с крупнотоннажными контейнерами. Документ был подписан 6 октября 2025 года и вступает в силу через 14 дней.

Согласно приказу, железнодорожная станция Кола открывается для выполнения грузовых операций с крупнотоннажными контейнерами по параграфам 11н (прием и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на подъездных путях (путях необщего пользования), 12н (прием и выдача крупнотоннажных 10, 30, 40, 45-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на подъездных путях (путях необщего пользования) Тарифного руководства № 4 на железнодорожном пути необщего пользования № 8 протяженностью 685 метров, принадлежащем АО "Мурманский морской рыбный порт".

Как сообщили в ММРП, выполнение таких операций обуславливается потребностью в экспорте морепродуктов, включая ценных видов рыб и краба, на Дальний Восток и в другие страны. Данная схема перевозок сокращает сроки транспортировки примерно в два раза, когда транспортные коридоры через Европу ограничены. Новый порядок позволит обеспечить непосредственный доступ рыбы и краба к основным рынкам сбыта – Китаю и Южной Корее.

Кроме того, крупнотоннажные рефрижераторные контейнеры дадут рыбному порту выйти на новый уровень обслуживания клиентов. Отмечается, что пропускная способность железнодорожной инфраструктуры порта с учетом данного решения позволяет обеспечить перевалку до 2500 TEU в год рыбопродукции (без учета перевалки других грузов).

В ММРП подчеркнули, что, начиная с 2004 года, руководство порта неоднократно пыталось получить разрешение на осуществление таких операций, но по различным причинам получало отказ. Потребность в таком виде перевозок возросла при отправке варено-мороженого краба мультимодальным маршрутом с использованием железнодорожного и водного транспорта. Такая ситуация создавала дополнительные трудности для клиентов рыбного порта ввиду географического расположения основного производства и разгрузочных операций судов в Южном районе.

Первоисточник: https://b-port.com/news/343739

Нерентабельный уголь тянет вниз грузооборот в Арктике

Ведомости, 13/10/2025

Грузооборот четырех морских портов Арктического бассейна: Мурманска, Сабетты, Варандея и Архангельска за январь-сентябрь 2025 г. снизился на 6,5% по сравнению с прошлогодним показателем и составил 65,1 млн т. Самое значительное падение пришлось на перевалку категории сухих грузов, следует из данных Ассоциации морских торговых портов (АСОП).

Грузооборот Мурманска за девять месяцев 2025 г. составил 36,3 млн т, что на 7,3% меньше, чем за аналогичный период 2024 г. Снижение объемов перевалки продолжается. За весь прошлый год в порту было обработано 52,1 млн т грузов, что на 10,3% меньше, чем годом ранее, сообщила АСОП.

Другие северные порты также отстают от показателей предыдущего года. За январь-сентябрь 2025 г. грузооборот порта Сабетта составил 20,4 млн т (-6,5%), Варандея – 3,3 млн т (-12%), Архангельска – 1,9 млн т (-10,6%).

Категория сухих грузов, большую часть из которых составляет уголь, показала наибольшее снижение. Так, объем перевалки сухих грузов во всех четырех портах составил 16,8 млн тонн (-15,2%), наливных грузов — 48,3 млн тонн (-3%).

Одна из крупнейших стивидорных компаний Мурманска — «Мурманский морской торговый порт» (ММТП, входит в АО «Портовый Альянс»), с января по сентябрь обработала 537 000 т, что на 38,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В номенклатуре грузов уголь составляет 61%, железорудный концентрат — 31%, щебень — 6,8%, проектный груз — 1,2%, сообщили в пресс-службе компании.

«Пока что нам не удается достичь плановых показателей. Основная причина кроется в масштабной переориентации экспортных грузопотоков на восточные порты страны из-за внешнеторговой конъюнктуры. Несмотря на текущие трудности, мы продолжаем работать над диверсификацией грузовой базы. Прогнозируем в октябре увеличение железорудного концентрата», — сказал директор по производству ММТП Андрей Ризниченко.

Опрошенные изданием «Ведомости Северо-Запад» эксперты отмечают, что причины падения объемов перевалки сухих грузов в портах Арктического бассейна связаны с плохой ценовой конъюнктурой на мировых сырьевых рынках и влиянием санкций. По словам партнера NEFT Research по консалтингу Александра Котова, в первую очередь это коснулось угля – его перевалка падает из-за низких на мировом рынке и санкции. «Введение эмбарго на поставку угля из России в страны ЕС в августе 2022 г. сократило потенциальную рыночную нишу для российского угля примерно на 50 млн т в год. Также были прекращены поставки на Украину, что дополнительно уменьшило потенциальный сбыт еще примерно на 13–15 млн т в год», — уточнил он.

Котов пояснил, почему текущая рыночная конъюнктура не выгодна российским экспортерам угля. Так, расчетный нетбэк (cтоимость за вычетом логистических затрат на доставку покупателю) при экспортных поставках энергетического угля из Кузбасса калорийностью 6000 ккал/кг через порты Северо-Запада в настоящее время оценивается на уровне 1400 руб./т. При средней себестоимости добычи такого угля в Кузбассе в 2700 руб./т рентабельность таких отгрузок становится отрицательной, добавил он.

Одним из наиболее пострадавших в этих условиях стал порт Мурманск, отмечают эксперты. «Падение грузооборота по Мурманску, в Мурманском морском торговом порту связано в основном со снижением объемов перевалки угля в связи с большой стоимостью транспортировки, перевалки и меньшей востребованностью на рынке», — соглашается директор консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев.

При этом он отметил, что в Мурманске развивается перевалка нефти и сжиженного природного газа с арктических проектов. «Это очень важная задача, которая решается на четырех перевалочных терминалах. В ближайшее время Мурманск будет достаточно стабилен. Небольшие падения по тем грузам, которые доставляются железнодорожным транспортом, наверное, в ближайшие 2–3 года будут компенсироваться ростом перевозки минеральных ресурсов», — резюмировал эксперт.

Первоисточник: https://spb.vedomosti.ru/economics/articles/2025/10/13/1146420-gruzooborot-v-arktike?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Социально-экономическое развитие

На Ямале с начала года построили более 40 новых объектов

Север-Пресс, 13/10/2025

С начала года на Ямале построили более 40 новых объектов. Государственный строительный надзор за первые девять месяцев выдал 48 положительных заключений, сообщил департамент строительства региона.

«За девять месяцев ведомство выдало 48 заключений о соответствии. Среди возведенных объектов — жилые комплексы, объекты транспортной инфраструктуры и социальные учреждения», — говорится в сообщении.

В городах и отдаленных поселках округа строят современные школы и детские сады. Обновление дорог и транспорта улучшает качество жизни ямальцев. Объем жилищного строительства достиг исторических показателей.

Частные девелоперы тоже вносят значительный вклад и пополняют первичный рынок жилья. С их помощью ямальцы могут приобретать квартиры по региональным программам.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/zhilye/na-jamale-za-god-postroili-bolee-40-novyh-obektov/

Транспортные системы

Огромная пробка уходит в туман на переправе Салехард — Лабытнанги

Север-Пресс, 13/10/2025

На обоих КПП переправы Салехард — Лабытнанги образовались огромные пробки. Причиной стал туман, мешающий нормальному курсированию паромов.

Из-за тумана движение паромов на переправе приостанавливали, однако в 19:30 запустили пробный рейс с пассажирами и легковыми авто. Согласно камерам департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО, автомобили растянулись в пробках как со стороны Лабытнанги, так и со стороны Салехарда. Сейчас в Салехарде, согласно данным Gismeteo, -8,2 градуса.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/transport/ogromnaja-probka-uhodit-za-tuman-na-pereprave-salehard-labytnangi/

Магадан может стать вторым по значению портом России на Дальнем Востоке

Магаданская правда, 13/10/2025

На научно-экспертном форуме «Арктика – территория стратегических исследований» представили масштабный проект Северо-Восточного международного транспортного коридора (СВК). Его презентовал заместитель гендиректора по стратегическому развитию АО «АК «Железные дороги Якутии» Алексей Местников и отметил, что СВК направлен на повышение геополитической защищенности северо-восточных границ России и экономическое развитие трех регионов: Республики Саха, Амурской и Магаданской областей.

Одним из стратегических направлений является строительство железнодорожной линии Нижний Бестях – Магадан. Проект будет реализован в три этапа: от Нижнего Бестяха до Хандыги, затем до Сусумана и, наконец, до морского порта Магадан, который может стать ключевым хабом Трансарктического коридора.

«Для реализации этого этапа уже создан проектный офис, завершено предварительное проектирование трассы и мостового перехода через реку Алдан, поданы заявки на резервирование земельных участков», - сказал докладчик.

Алексей Местников отметил, что АО «АК «ЖДЯ» предлагает комплексный подход, предусматривающий строительство федеральной автомобильной дороги в одном коридоре с железнодорожной линией Нижний Бестях – Магадан. Это позволит оптимизировать затраты и минимизировать воздействие на хрупкую арктическую природу. Целесообразность такого подхода была отмечена Минтрансом России.

Компания готова в 2025 году приступить к разработке проектно-сметной документации на совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через реку Алдан в районе поселка Хандыга, который может быть построен на принципах государственно-частного партнерства.

«Масштабы работы беспрецедентны для севера Дальнего Востока, - отмечает председатель Магаданской областной Думы Анатолий Широков. - По подсчетам специалистов, потенциал грузовой базы новой магистрали оценивается более чем в 20 миллионов тонн грузов в год благодаря более чем 140 месторождениям полезных ископаемых в зоне ее тяготения. Актуальность первого этапа - Нижний Бестях – Хандыга - заключается в преодолении сезонных ограничений северного завоза и обеспечении эффективной логистики для промышленной зоны Магаданской области».

Спикер заксобрания напомнил, что данный проект является неотъемлемой составляющей формируемого Трансарктического транспортного коридора, необходимость развития которого была отмечена Президентом РФ Владимиром Путиным на Восточном экономическом форуме – 2025.

«Фактически мы становимся современниками подготовки проектов развития Крайнего Северо-Востока России, которые кардинально изменят экономику региона, а порт Нагаево сделают вторым по значению портом России на Дальнем Востоке».

Первоисточник: https://magadanpravda.ru/lenta-novostej/transport/magadan-mozhet-stat-vtorym-po-znacheniyu-portom-rossii-na-dalnem-vostoke?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Экология

Более 400 тонн металлолома собрали в Якутии в рамках акции «Чистая Арктика» в 2025 году

ЯСИА, 13/10/2025

В текущем году значительно расширена география проведения акции «Чистая Арктика», которая охватила шесть арктических улусов республики. Собрано более 400 тонн металлолома, оставленного с советских времён. Об этом сообщает сайт www.sakha.gov.ru.

«По проекту «Чистая Арктика» на территории Якутии в 2025 году собрано более 400 тонн металлолома и других отходов, очищена территория площадью 13 гектаров. В очистке территории Арктики от накопленного мусора в Среднеколымском, Анабарском, Усть-Янском, Верхоянском, Булунском и Нижнеколымском арктических улусах приняли участие более 300 волонтеров», – сообщила вице-премьер Якутии Ольга Балабкина.

Старт проекту этого года на молодежном фестивале «Муус Устар – 2025» в марте дали глава Якутии Айсен Николаев и руководитель проекта «Чистая Арктика» Андрей Нагибин.

18 июля в селе Сылгы-Ытар Среднеколымского района местные жители, работники государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство», дорожно-эксплуатационной службы, фельдшерско-акушерского пункта, а также индивидуального предпринимателя Бекренева И. И. собрали порядка 10 тонн металлолома, очистили территорию площадью 1,5 гектара.

23 августа в селе Саскылах Анабарского района национального (долгано-эвенкийского) улуса состоялась уборка территории в рамках федерального проекта «Чистая Арктика» с участием 40 волонтёров, представителей администрации Анабарского улуса, работников предприятий, а также активных жителей Саскылахского наслега. Общими усилиями они собрали 117 тонн металлолома и бытового мусора, очистив более 1,4 гектара территории.

29 августа в посёлке Депутатский Усть-Янского района состоялся субботник с участием более 70 жителей посёлка, представителей местной администрации, сотрудников образовательных и муниципальных учреждений, работников пожарной части ПЧ-1 Усть-Янского района, а также представителей организации ИП Новиков А. В. и учащихся школы. В июне был проведён межпоселковый субботник, в котором приняли участие 350 человек. По итогам субботников волонтёрами было собрано порядка 200 тонн металлолома и бытового мусора, очищена более 3 га территории.

11 и 12 сентября в посёлках Батагай и Эгэ-Хайа Верхоянского района на смотровой площадке «Солнечная» и парке культуры и отдыха с участием федеральных волонтеров Анастасии Фатериной и Александра Ефремова, а также более 120 волонтёров из числа местного населения, представителей местной администрации, учащихся Батагайской средней школы, предприятий «Дороги Арктики», ГУП «ЖКХ РС (Я)» и ООО «Янаспецсервис» собрано порядка 36 тонн различного мусора, очищена территория в 2 га.

12 сентября в посёлке Тикси Булунского района была проведена акция проекта «Чистая Арктика» в заливе Булункан. Волонтеры, сотрудники администрации Булунского района и посёлка Тикси, учащиеся школ, сотрудники Войсковой части 14145, Управления культуры и духовного развития, ГУП «ЖХК РС (Я)» и Морского порта «Тикси» собрали 14 тонн металлолома и других отходов, очистили территорию площадью 2 га.

19 сентября в посёлке Черский Нижнеколымского района проведены мероприятия по очистке берега реки Колыма в микрорайоне Зеленый Мыс. Волонтеры, среди которых были сотрудники местной администрации, студенты Арктического колледжа народов Севера, предприятия ГУП «ЖКХ РС (Я)», ИП Бабичев С. М. и АО «Саханефтегазсбыт», собрали 25 тонн металлолома, очистили территорию в 3 га.

Кроме того, по автозимнику компанией АО «Янолово» из посёлка Сайылык Усть-Янского района на трёх автомашинах было доставлено 60 тонн металлолома, собранного в рамках федерального проекта «Чистая Арктика» в 2022 году. Металлолом сдан в компанию «Втормед-ДВ» для дальнейшей переработки и переплавки.

Всего по итогам проведения пяти сезонов проекта «Чистая Арктика» на территории Якутии волонтерами собрано 2 тысячи тонн металлолома, очищена территория в 48 га.

Первоисточник: https://ysia.ru/bolee-400-tonn-metalloloma-sobrali-v-yakutii-v-ramkah-aktsii-chistaya-arktika-v-2025-godu/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Энергетика

Новая угольная котельная появилась в селе Айон

ИА Чукотка, 13/10/2025

В труднодоступном селе Айон муниципального округа Певек завершен монтаж блочно-модульной угольной котельной. Сейчас проводятся процедуры по ее официальному вводу в эксплуатацию. Новое оборудование было приобретено при финансовой поддержке правительства округа по поручению президента РФ, сообщает ИА "Чукотка".

Угольная котельная для Айона была изготовлена на заводе "ЭнергоСталь" в городе Барнаул. Компания также выполнила весь комплекс работ по доставке и наладке оборудования. «Начали изготовление в октябре 2024 года и завершили в январе 2025 года. Доставляли сначала до Нижнего Бестяха в Якутии, затем по зимникам в Певек и до острова Айон. В село мы привезли ее 10 апреля. В это время уже шло бурение и подготовка свайного поля для фундамента. В июне мы начали работы по изготовлению самого фундамента, который завершили 27 июня. С 10 июля наша бригада начала монтаж оборудования. Котельная была в разобранном виде - блок модуля, трубы дымовые, теплообменники, дымососы, золоуловители. Всё это наши ребята собрали в единую конструкцию и в конце сентября начали пуско-наладочные работы», - уточнили в компании-производителе. Новая блочная котельная была установлена рядом со старой, ее подключили к действующим коммуникациям. По данным МП "ЧРКХ" бригада монтажников завершила работы 6 октября. Но село пока отапливает старая котельная. «Монтаж завершен, сейчас соблюдаются все формальные процедуры. Необходимо подписать документы со Сберлизингом об окончании работ. И остаётся официально ввести котельную в эксплуатацию», - рассказали в администрации МО Певек. По данным производителя, мощность новой котельной - 4,0 Гкал/час, она работает на отечественных угольных котлах. В ней предусмотрены четыре резервуара для горячей воды объёмом каждый по 50 кубических метров, что подходит для небольших населённых пунктов. Оборудование соответствует всем современным экологическим и технологическим стандартам. Новая угольная котельная была приобретена для села Айон по поручению Президента РФ в рамках региональной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и водохозяйственного комплекса".

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/infrastruktura/novaya_ugolnaya_kotelnaya_poyavilas_v_sele_ayon/