Обзор СМИ
20/10/2025
Оглавление
На смену НЭС "Михаил Сомов" требуется новое судно для работы в Арктике
Эксперты рассказали, как наставникам увлечь россиян Арктикой
В РФ создали аварийный источник питания для устройств связи в Арктике и космосе
Краткий обзор текущей ледовой обстановки в морях Арктики
Готовится к вводу в эксплуатацию Единая платформа цифровых сервисов для использования на Севморпути
КРДВ ведет поиск инвесторов для строительства портов в Архангельске и Найбе
Ледовая навигация в морском порту Анадырь (Чукотка) начнется 18 октября 2025 года
Условия для развития судоходства в Арктике обсудили на форуме в Архангельске
В Арктике запустят программу доступного арендного жилья
Программу доступного арендного жилья в Арктике запустят в ближайшее время
«С ведром к соседям за мукой»: в якутской Арктике начался продуктовый кризис
На реновацию ЗАТО в Арктике направят более 8 млрд рублей
На Чукотке продолжается реализация масштабной программы по обновлению жилого фонда округа
Арктический туризм
Мончегорск набирает популярность среди туристов
Мурманский вестник, 17/10/2025
Интерес к туризму на российском Севере растет: с начала 2025 года количество поисковых запросов по теме отдыха на Севере выросло на 20% по сравнению с предыдущим годом. Об этом сообщает Агентство развития Мончегорска со ссылкой на данные Яндекс.Вордстат. Арктическая зона России продолжает привлекать туристов - в 2023-2024 годах ее посетило более 1,2 миллиона человек.
Особое внимание путешественников обращено к малым городам северных регионов. Информацию о таких направлениях в 2025 году искали на 66% чаще - гости едут за природой, праздниками, сувенирами и гастрономией.
Мончегорск вошел в ТОП-5 самых популярных городов Мурманской области и за последние пять лет увеличил турпоток с 5 тысяч до 70 тысяч человек, а к 2035 году ожидает до 120 тысяч гостей.
Первоисточник: https://www.mvestnik.ru/newslent/monchegorsk-nabiraet-populyarnost-sredi-turistov/
Биоресурсы
В Ноябрьске появится тепличный комплекс для круглогодичного выращивания овощей и ягод
НИА-Заполярье, 17/10/2025
Компания «Полярная Зелень Ямала» реализует в Ноябрьске (ЯНАО) проект по строительству современного тепличного комплекса мощностью более 24 тонн сельхозпродукции в год. Предприятие получило статус резидента Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ).
Объем инвестиций в проект, который реализуется при поддержке Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), составит 3,9 млн рублей. Запустить производство планируется в 2027 году, сообщает Минвостокразвития России.
«Свежие, выращенные на месте продукты в Арктике очень нужны – они качественнее и доступнее, чем привезенные издалека. Ежегодно наше предприятие будет производить 18 т листовой, пряной и салатной зелени и овощей, 4 т картофеля и кабачков, и 2,6 т смородины и жимолости», - рассказала Надежда Киреева, генеральный директор компании.
Как подчеркнула директор департамента сопровождения реализации инвестиционных проектов АЗРФ КРДВ Анастасия Жук, такие проекты способствуют повышению продовольственной безопасности арктических регионов и развитию локальной экономики: «Льготы преференциального режима АЗРФ помогают предпринимателям в реализации инвестпроектов в любой сфере экономики. КРДВ вместе с региональными властями комплексно сопровождают проекты резидентов, оказывают необходимую поддержку для успешного воплощения бизнес-идей».
Для бизнеса в Ямало-Ненецком автономном округе действуют значительные налоговые послабления: компенсация страховых взносов в размере 75% сроком на 10 лет и ставка УСН «доходы-расходы» всего 5%.
В целом в Арктической зоне России уже реализуется 975 инвестиционных проектов с общим объёмом инвестиций более 1,3 трлн рублей. Резиденты вложили в экономику макрорегиона свыше 193 млрд рублей и создали более 12 тысяч рабочих мест.
Первоисточник: https://nia14.ru/news/novosti-arktika/6358.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Наука, культура и образование
На смену НЭС "Михаил Сомов" требуется новое судно для работы в Арктике
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 17/10/2025
О необходимости строительства нового научно-исследовательского судна на смену "Михаилу Сомову" заявил начальник ФГБУ «Северное УГМС» Роман Ершов.
По его словам, последние 25 лет это научно-исследовательское судно обеспечивает экспедиции, доставляя людей и грузы на полярные станции и в труднодоступные пункты Арктики. А летом судно регулярно доставляет необходимые грузы в более чем 80 пунктов Росгидромета, Росатома, Минобороны, Погранслужбы и др. В 2025 году НЭС "Михаил Сомов" исполнилось 50 лет. А это означает, что скоро его придется вывести из эксплуатации.
"С момента принятия решения о строительстве и до ввода судна в эксплуатацию пройдет не менее шести лет. Поэтому надо строить уже сейчас», цитирует ИАА "Портньюс" Романа Ершова.
Первоисточник: https://b-port.com/news/344185?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Эксперты рассказали, как наставникам увлечь россиян Арктикой
GoArctic.ru, 17/10/2025
Главной темой обсуждения стало развитие системы наставничества как ключевого механизма профессиональной адаптации молодых специалистов, работающих в сложных климатических и социальных условиях Арктики.
Участники круглого стола подчеркнули, что кадровая устойчивость в северных регионах напрямую зависит от качества адаптационных программ и поддержки наставников – опытных специалистов, готовых передавать знания и помогать молодым сотрудникам закрепляться на местах.
«Наставничество – это не просто форма передачи профессиональных навыков. Оно работает на программу повышения производительности труда: есть хорошо задокументированные данные, согласно которым на предприятиях, где работают наставники, текучесть кадров на 10% ниже, а расходы на обучение в среднем ниже на 15%, чем на прочих предприятиях», – отметил генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин, который модерировал сессию.
Но еще важнее, по словам эксперта, то, что наставничество позволяет прививать определенные ценности. Поддержка наставников может быть критически важна для Арктики, где небольшое количество населения, куда многие едут вахтой или по особым программам поддержки. Именно ощущение, что ты не один, иногда становится ключевым при принятии решения – уехать или остаться.
На мероприятии прозвучали выступления представителей международных и российских организаций, поделившихся опытом внедрения программ наставничества в арктических и северных территориях.
«Сегодня Арктика – это не только уникальный регион, но и стратегически важная территория, особенно в свете тех вызовов, которые стоят перед страной. Нам важно сделать среду в Арктике комфортной, в первую очередь для трудовых ресурсов», – сказал руководитель агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края Антон Нарчуганов.
Наставничество особенно важно для коренных народов Арктики и всегда было частью их культуры – даже игрушки трехлетних детей служили для освоения важных навыков, напомнил уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае Григорий Дюкарев.
Заместитель исполнительного директора Северного Форума Дарьяна Максимова рассказала о возможностях для молодежи в Арктике, а также о том, как университеты могут развивать наставничество для предприятий северных территорий, а руководитель проекта Ассоциации полярников России Екатерина Подкуйко – о просветительской инициативе для школьников «Встреча поколений».
Особое внимание участники уделили международному опыту. В работе круглого стола приняли участие зарубежные эксперты – профессор Прити Д. Дас из Университета Джавахарлала Неру и профессор Ло Ин из Гуандунского университета иностранных языков, которые, соответственно, рассказали о практиках наставничества и профессиональной подготовки кадров в Индии и в Китае.
В дискуссии приняли участие представители компаний «РН-Ванкор», «Норильский никель», «Полюс», «КрасАвиа», «Аэропорты Красноярья», а также региональные объединения предпринимателей и промышленные союзы. По итогам заседания были сформулированы предложения по развитию системы наставничества и закреплению молодых специалистов в арктических регионах.
Организаторами мероприятия выступили Правительство Красноярского края и платформа «Россия – страна возможностей».
В Госдуме хотят увеличить расходы на отдых детей Арктики
Север-Пресс, 18/10/2025
Глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров предложил увеличить финансирование из бюджета отдыха детей, живущих в арктических регионах. Это предложение рассмотрят ко второму чтению бюджета на 2026—2028 годы, сообщил ТАСС.
«Развитие Дальнего Востока и Арктики — важнейшие направления для развития экономики России. И, в первую очередь, должны быть созданы комфортные условия жизни для жителей региона», — цитирует ТАСС Макарова.
Комитет рассмотрел две государственные программы: «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа (ДФО)» и «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ». Средства направят на выплаты при рождении детей и региональный маткапитал, детский отдых и развитие центров экономического роста субъектов Арктической зоны. Помимо этого, модернизируют тепличные комплексы и дороги в крупных населенных пунктах.
Госпрограммы уже проанализировали профильные комитеты и Счетная палата. Они рекомендовали поддержать эти направления в первом чтении проекта федерального бюджета на ближайшие три года.
Промышленность и технологии
В РФ создали аварийный источник питания для устройств связи в Арктике и космосе
ТАСС, 17/10/2025
Ученые Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова разработали аварийный портативный термоэлектрический источник энергии, способный обеспечивать питание средств связи в экстремальных условиях Арктики, космоса и под водой при полном отсутствии других источников электроэнергии. Об этом говорится в патенте на изобретение.
"Изобретение относится к аварийным портативным источникам питания на основе использования термоэлектрического эффекта и может быть использовано как источник энергообеспечения, прежде всего, средств связи в экстренных и чрезвычайных ситуациях, экстремальных условиях окружающей среды (Арктика, космос, отдаленные труднодоступные районы, альпинистские восхождения, подводные работы) при полном отсутствии или невозможности использования стационарных или других крупногабаритных мобильных источников электроэнергии", - говорится в патенте.
Принцип действия устройства основан на преобразовании тепла непосредственно в электричество. Внутри корпуса источника находятся несколько изолированных "реакционных элементов". Они заполнены специальной порошковой смесью, которая, подобно термиту, способна на самораспространяющуюся высокотемпературную реакцию (СВС) - долгого и контролируемого тления.
После нажатия кнопки запуска реакция начинается в первом элементе. Тепло от него через специальные отверстия в изоляции последовательно поджигает соседние "патроны". Ключевая идея в том, что реакция проходит не мгновенно, а медленно перетекает от одного элемента к другому, что значительно увеличивает время генерации энергии - от нескольких часов до суток.
Устройству не нужны солнце для солнечных батарей, ветер или открытый кислород для горения. Оно самостоятельно производит тепло внутри себя, что критически важно в вакууме космоса, под водой или в арктические морозы. Если же заложенная в "патронах" химическая реакция завершилась, а источник энергии все еще нужен, устройство можно "перезарядить" самым примитивным способом - просто положив его в костер или нагревая на горелке. Прореагировавшая смесь внутри снова начнет вырабатывать электричество за счет внешнего тепла.
Первоисточник: https://tass.ru/nauka/25373319?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Северный морской путь
Краткий обзор текущей ледовой обстановки в морях Арктики
Arctic Universe, 17/10/2025
Ученые Центра ледовой гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института подготовили краткий обзор текущей ледовой обстановки в арктических морях Северного ледовитого океана, основанный на анализе спутниковой информации, наблюдаемой в период с 12 по 14 октября.
На акватории Баренцева моря чисто.
В Карском море начался процесс ледообразования в Байдарацкой губе, интенсивно идет ледообразование в Обской, Тазовской, Гыданской и Юрацкой губах, а также в Енисейском заливе. Увеличилась площадь припая в Пясинском заливе. Однако на остальной акватории и в проливах Карские Ворота, Вилькицкого и Шокальского сохраняется открытая вода.
Массив дрейфующих льдов в северной части акватории моря Лаптевых сместился в восточном направлении до 130 миль. Вдоль южного побережья продолжается ледообразование, наблюдается полоса серого льда и ниласа, на отдельных участках образовался припай. В центральной части акватории и на подходах к проливам Вилькицкого, Шокальского, Санникова и Дмитрия Лаптева сохраняется открытая вода.
В Восточно-Сибирском море сохраняется преимущественно открытая вода в западной части акватории. Ледообразование отмечается лишь узкой полосой вдоль побережья континента, Новосибирских и Ляховских островов. На о. Котельный, в Омуляхской и Хромской губах началось становление припая. В центральной и восточной частях акватории сохраняется массив старых и остаточных льдов в котором и вдоль кромки которого идет ледообразование, отмечаются молодые льды и нилас. Вдоль побережья материка узкой полосой также идет ледообразование. Однако сохраняется проход по чистой воде до пролива Лонга.
На акватории Чукотского моря основной массив дрейфующих льдов по-прежнему сосредоточен в северо-западной части акватории, в массиве и вдоль его кромки продолжается ледообразование, наблюдаются молодые льды и нилас. Местами вдоль побережья Аляски и Чукотки, а также вдоль южного побережья острова Врангеля отмечается появление ниласа. На остальной акватории моря и пролива Лонга, а также в Беринговом проливе открытая вода.
В Беринговом море началось ледообразование. На акваториях Печорского, Каспийского, Азовского, Белого, Балтийского, Охотского и Японского морей чисто.
Готовится к вводу в эксплуатацию Единая платформа цифровых сервисов для использования на Севморпути
Korabel.ru, 18/10/2025
Внедрение цифровых технологий и беспилотных систем стало ключевой темой панельной дискуссии "Судоходство в Арктике: актуальные вызовы и условия для развития" в рамках XIII Форума "Арктические проекты – сегодня и завтра". Мероприятие, модератором которого выступила независимый эксперт в сфере транспорта Софья Каткова, было организовано при участии министерства экономического развития и промышленности Архангельской области.
Главным вызовом для судоходства по Северному морскому пути эксперты назвали необходимость грамотного планирования, учитывающего сложную ледовую обстановку и ограниченные ресурсы ледокольного флота. Решением этой проблемы станет Единая платформа цифровых сервисов, готовящаяся к вводу в эксплуатацию.
"Для оперативного управления сегодня крайне важно интегрированное планирование. Создаваемая платформа сможет в автоматическом режиме рекомендовать судам оптимальные и безопасные маршруты", — отметил ведущий специалист штаба морских операций "Главсевморпути" Никита Боев.
Для повышения точности данных о ледовой обстановке "Главсевморпуть" планирует провести тестовый запуск беспилотного летательного аппарата с борта ледокола. Радарные снимки, полученные с БПЛА, будут в реальном времени передаваться на цифровую платформу.
О передовых IT-разработках для Арктики рассказала Ксения Шошина, заместитель директора Высшей школы информационных технологий САФУ. Среди них — сервис по автоматическому определению кромки льда, цифровой сервис для Архангельского морского торгового порта и активно развивающийся центр беспилотных систем.
По итогам обсуждения участники панельной дискуссии высказали мнение, что в ближайших перспективах вся Арктика может перейти в зону активности беспилотных систем, что соответствует задачам национального проекта "Беспилотные авиационные системы", сообщает министерство экономического развития и промышленности Архангельской области.
КРДВ ведет поиск инвесторов для строительства портов в Архангельске и Найбе
Korabel.ru, 17/10/2025
Представитель КРДВ Диана Мигрин выступила с докладом на сессии, посвященной строительству глубоководных районов и модернизации действующих терминалов в Арктической зоне России, в рамках XIII Международного форума "Арктические проекты – сегодня и завтра" в Архангельске.
С мерами поддержки Корпорации в Арктике реализуется 1051 инвестиционный проект с планируемым объемом инвестиций в 2,5 трлн рублей, что делает развитие транспортной инфраструктуры в этом регионе все более приоритетным направлением государственной политики.
В рамках ВЭФ президент страны дал поручение о разработке модели формирования Трансарктического транспортного коридора (ТТК) как целостного пространственного логистического проекта, ориентированного на устойчивое развитие всей страны. ТТК призван стать комплексной системой, объединяющей все виды транспорта, чтобы связать Северный морской путь с внутренними регионами и Дальним Востоком, обеспечить устойчивый грузопоток и увечить экономическую отдачу регионам. Также это укрепит национальную безопасность страны. В этой связи значительно возрастает роль морских портов, расположенных вдоль арктического побережья.
"Сегодня особое внимание уделяется созданию арктических глубоководных терминалов по современным стандартам. Такая работа уже началась в регионах с исторической компетенцией в освоении Арктики, в том числе в Архангельской области – региона, обладающего опытом не только в организации портовой деятельности, но и разносторонними компетенциями в судостроении и судоремонте, подготовке кадров и реализации научного потенциала для выполнения задач по развитию Севморпути и Арктики. А наш флагманский проект по строительству глубоководного района морского порта Архангельск — это не только логистический узел, но и катализатор для комплексного развития всего региона", — подчеркнула заместитель министра – начальник управления реализации арктических проектов министерства экономического развития и промышленности Архангельской области Виктория Пестова.
По ее словам, проект интегрирует Архангельскую область в новые глобальные цепочки и делает СМП реальной альтернативой традиционным маршрутам мировой торговли, сообщает Корпорация развития Дальнего Востока.
"Развитие глубоководных портов в Арктике — это не просто инвестиции в инфраструктуру, это вклад в будущее России, укрепление её позиций на мировой арене и стимул для комплексного развития регионов в смежных отраслях. Особое значение приобретает развитие Трансарктического транспортного коридора. Реализация инфраструктурных проектов в этом направлении требует привлечения стратегических инвесторов и реализации современных технологических решений", — отметила Диана Мигрин.
Представитель Корпорации сообщила, что в Арктике при поддержке КРДВ и с применением мер господдержки реализуется 102 инвестиционных проекта в транспортно-логистической сфере. Уже введено в эксплуатацию 31 предприятие, создано порядка 1,7 тыс. рабочих мест, а объем фактически вложенных средств достиг 86 млрд руб., при этом заявленный объем инвестиций превышает 194 млрд руб., что в 10 раз больше показателей пятилетней давности.
На сегодняшний день ключевыми проектами в этом направлении являются строительство в Мурманской области угольного комплекса с прогнозным грузооборотом на втором этапе в 18 млн тон, проект по строительству перегрузочного комплекса сжиженного природного газа с СПГ-танкеров ледового класса Arc7 на конвенциональные танкера-газовозы, а также ряд проектов по расширению и модернизации флота в целях осуществления грузоперевозок в зоне СМП.
Диана Мигрин также выделила масштабные проекты, для которых Корпорация осуществляет поиск инвесторов. Среди них — строительство глубоководного района морского порта Архангельск и строительство круглогодичного глубоководного порта в с. Найба (бухта Тикси, Республика Саха (Якутия).
Представитель КРДВ подробно рассказала о мерах поддержки, которые помогают сделать проекты экономически устойчивыми.
"Эти меры могут комбинироваться с иными инструментами, например, с льготным финансированием других институтов развития бизнеса. Применяя несколько мер поддержки, проекты выглядят экономически эффективнее", — резюмировала Диана Мигрин.
Вице-губернатор Светлана Панфилова: «Мурманск - столица российской Арктики и опорный порт трансарктического транспортного коридора»
Мурманский вестник, 17/10/2025
Мурманская область является стратегическим центром развития Северного морского пути и открыта для международного партнерства, в частности с Китайской Народной Республикой, в реализации масштабных инфраструктурных, логистических и промышленных проектов. Такую позицию представила заместитель губернатора - министр развития Арктики и экономики Мурманской области Светлана Панфилова в ходе своего выступления на втором заседании подкомиссии по сотрудничеству по Северному морскому пути Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. Мероприятие состоялось в Харбине, его ключевым итогом стало утверждение дорожной карты по дальнейшему развитию грузопотока по основной транспортной артерии Российской Арктики.
Светлана Панфилова представила на пленарном заседании портовые возможности Мурманской области и их значимость в развитии трансарктического транспортного коридора. Министр подчеркнула заинтересованность региона в развитии контейнерных перевозок и готовность к совместной работе с китайскими грузоотправителями, а также к сотрудничеству в сфере судостроения и безопасности судоходства.
Особое внимание вице-губернатор уделила вопросу развития профильного морского образования.
«По инициативе губернатора Мурманской области Андрея Чибиса и при поддержке президента Российской Федерации Владимира Путина в Мурманске создается кампус мирового уровня на базе Мурманского арктического университета. Один из ключевых проектов в рамках кампуса - Береговой учебно-тренажерный центр - полигон для подготовки членов экипажей морских судов», - отметила Светлана Панфилова.
Напомним, подкомиссия по сотрудничеству по Северному морскому пути Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств была создана в 2024 году по результатам визита в Китай Владимира Путина и его встречи с председателем КНР Си Цзиньпинем. С российской стороны подкомиссию возглавляет генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, с китайской стороны - министр транспорта КНР Лю Вэй. Ключевые направления совместной российско-китайской работы в рамках деятельности подкомиссии - развитие навигации, безопасность судоходства, планирование и обеспечение роста грузопотока.
«В 2024 году по поручению президента России Владимира Путина создана комиссия Государственного совета РФ по направлению «Северной морской путь и Арктика». Возглавляет комиссию губернатор Мурманской области Андрей Владимирович Чибис. Ключевая цель деятельности комиссии - приоритетное развитие Российской Арктики и основной арктической транспортной артерии - Северного морского пути. Поэтому для Мурманской области особенно важно принимать участие в работе Подкомиссии», - прокомментировала Светлана Панфилова.
Ледовая навигация в морском порту Анадырь (Чукотка) начнется 18 октября 2025 года
PortNews, 17/10/2025
Период ледовой навигации в акватории морского порта Анадырь (Чукотка) начнется 18 октября 2025 года. Соответствующее распоряжение капитана порта Сергея Майстренко опубликовано на сайте ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики».
Решение принято в связи с интенсивным ледообразованием в Анадырском лимане, прилегающих к нему заливах и бухтах и в границах морского порта Анадырь, исходя из фактических ледовых условий, сложившихся в порту.
Согласно документу, к плаванию в акватории порта будут допущены суда с ледовым классом не ниже Ice2. Рейдовая стоянка в якорных местах № 4, 7, 8 на период ледовой навигации запрещена. Лоцманская проводка и швартовые операции судов будут производиться только в светлое время суток с учетом ледовой обстановки и интенсивности ледохода.
Кроме того, в распоряжении содержатся предписания: агентирующим компаниям дополнительно подавать в инспекцию государственного портового контроля порта Анадырь сведения о ледовом классе судов, предполагающих заход в порт; лоцманской службе ФГУП «Росморпорт» Северо-Восточного бассейнового филиала Анадырского управления во время отливного течения обеспечить готовность лоцмана к отводу судов, ошвартованных у причалов № № 10, 12, 13; капитану буксира «М. Куркутский» обеспечить постоянное нахождение на борту минимального состава экипажа судна; капитанам судов обеспечить постоянное несение ходовых вахт на мостике и машинном отделении, главные двигатели держать в постоянной готовности.
Напомним, ледовая навигация 2024 года стартовала в порту Анадырь неделей позже, с 24 октября.
Первоисточник: https://portnews.ru/news/383385/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Условия для развития судоходства в Арктике обсудили на форуме в Архангельске
Korabel.ru, 17/10/2025
XIII Международный форум "Арктические проекты – сегодня и завтра" организован с целью развития промышленного и транспортного потенциала северных регионов.
Заместитель директора Арктического бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" – начальник Архангельского управления Владимир Хохлов принял участие в дискуссионной программе "Судоходство в Арктике: актуальные вызовы и условия для развития" в рамках форума "Арктические проекты – сегодня и завтра".
Организатором форума выступила Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности "Созвездие" при поддержке правительства Архангельской области и Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.
Для участия в форуме своих представителей направили экспертные компании и бизнес-сообщества нефтегазовой, горнодобывающей, машиностроительной, судостроительной и судоремонтной отраслей, а также транспортно-логистических операторов, институтов развития, научных и инжиниринговых центров, сообщает Росморпорт.
Социально-экономическое развитие
В Арктике запустят программу доступного арендного жилья
РИА Новости, 17/10/2025
Программа доступного арендного жилья для востребованных специалистов в ближайшее время будет запущена в Арктике, оператор программы "Дом.РФ" готовится распределить 400 квартир, сообщил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.
"Буквально вчера получили резолюцию президента на обращение (гендиректора "Дом.РФ" - ред.) Виталия Леонтьевича Мутко с разрешением перераспределить остаток квартир на Арктическую зону - 400 первых квартир, так что в Арктике тоже фактически эта программа в ближайшее время будет запущена и позволит привлекать востребованных специалистов", - сказал Чекунков на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам.
"Для субсидирования арендной платы в бюджете на трехлетку предусмотрено 3,4 миллиарда рублей. Напомню, эта программа помогает востребованным специалистам снимать квартиры по ставке одна четвертая от рынка", - уточнил Чекунков.
Министр напомнил, что по поручению президента РФ на Дальнем Востоке реализуется программа доступного арендного жилья. По его данным, запланированы к передаче и сейчас находятся в стадии строительства 11 тысяч квартир, уже передано семьям 1,3 тысячи квартир.
Программу доступного арендного жилья в Арктике запустят в ближайшее время
Север-Пресс, 18/10/2025
В Арктике готовят к запуску программу доступного арендного жилья для востребованных специалистов. Оператор «Дом.РФ» в скором времени распределит 400 квартир, сообщил глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков.
«Буквально вчера получили резолюцию президента на обращение (гендиректора «Дом.РФ») Виталия Леонтьевича Мутко с разрешением перераспределить остаток квартир на Арктическую зону. Так что в Арктике тоже фактически эта программа в ближайшее время будет запущена и позволит привлекать востребованных специалистов», — цитирует Чекунова издание.
Программа доступного арендного жилья уже действует на Дальнем Востоке. Там собираются сдавать специалистам 11 тысяч квартир, которые сейчас строят. Уже передали 1,3 тысячи квартир.
На ближайшие три года в бюджете предусмотрено субсидирование в размере 3,4 миллиардов рублей. Благодаря этому специалисты будут снимать жилье за четверть от рыночной стоимости.
В Ил Тумэне обсудили проблемы по финансированию отраслей, касающихся вопросов жизнеобеспечения Арктики
SakhaPress, 17/10/2025
Председатель комитета Елена Голомарева отметила, что поводом проведения рабочего совещания послужили письма жителей и обращение глав северных улусов, встревоженных сложившейся ситуацией по недостаточному финансированию отраслей, напрямую касающихся вопросов жизнеобеспечения населения Арктики/
На рабочем совещании постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики под руководством Елены Голомаревой рассмотрели вопросы о реорганизации дошкольных и образовательных учреждений в системе образования арктических районов, о ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве в северных и арктических районах и подготовке к отопительному сезону 2025-2026 г.г., о финансовом положении АО «Арктическая торгово-логистическая компания», а также о проблемах внутриулусных перевозок и субсидированных рейсов.
Председатель комитета Елена Голомарева отметила, что поводом проведения рабочего совещания послужили письма жителей и обращение глав северных улусов, встревоженных сложившейся ситуацией по недостаточному финансированию отраслей, напрямую касающихся вопросов жизнеобеспечения населения Арктики.
- Да, мы все понимаем, экономическая ситуация в стране нелегкая, но вопросы жизнеобеспечения населения Арктики всегда должны быть приоритетной политикой государства. Внесенный законопроект о бюджете Якутии на 2026 год (плановый период 2027-2028 гг.) вызывает серьезную обеспокоенность в связи с резким сокращением финансирования по ряду важных программ. Особенно по ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве в северных и арктических районах и подготовке к новому отопительному сезону, когда огромная задолженность перед поставщиками в буквальном смысле может сорвать жизнеобеспечение северных районов к отопительному сезону, – сказала народный депутат.
К председателю комитета выходили главы ряда северных районов, которые всерьез обеспокоены, что на «Государственную поддержку завоза продовольственных грузов», имевшей в 2025 году бюджет в 480 млн рублей, в последующие годы будет урезано финансирование. Из-за отсутствия финансирования внутриулусных перевозок люди, среди которых семьи с детьми, месяцами ждут в районных центрах вылета в свои наслега. Получается, Арктика будет фактически заброшена на произвол судьбы.
Наиболее тревожными моментами Елена Голомарева также назвала оптимизацию образовательных учреждений, сокращение финансирования на завоз социально значимых продуктов в Арктику. «Сокращение многодетной мамы, которая обратилась ко мне, это огромный удар для всей ее семьи в такое сложное время. У всех кредиты, ипотека, многие с трудом концы с концами сводят. Люди из разных арктических районов пишут, что если их лишат субсидирования на социально-значимые продукты питания, то на севере наступит полный коллапс. Арктику покинут оставшиеся семьи».
Чтобы прояснить ситуацию по предстоящей оптимизации в системе образования Елена Голомарева предоставила слово первому заместителю министра образования и науки РС (Я) Ньургуну Павлову.
Он сообщил, что предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с первоначально утвержденным планом на 2025 год в 2026 году уменьшены на сумму 12 556 582,8 тыс. рублей, в 2027 году уменьшены на сумму 13 791 830 тыс. рублей.
- Оптимизация – это не сокращение штатов, а наиболее эффективное использование тех ресурсов, которые у нас сегодня имеются. К сожалению, мы иногда используем их неэффективно. К примеру, когда идёт снижение численности детей на 2 школы, конечно, финансирование на 2 школы дополнительно не может идти. Давайте возьмём штатные единицы, есть советники по воспитательной работе, на которых у нас объявлены 105 вакансий. По арктическим районам - 42 вакансии и никто эту работу пока ещё не выполняет. И по другим должностям, когда в школе несколько завучей, мы тоже считаем это неправильно и это работа, которую мы с вами проводим не первый год. На 2025 год по арктическим районам у нас предусмотрено 4 миллиарда 454 млн.рублей. Это на 10 тыс. 636 детей, а их на 1,5 тыс. стало меньше в последние годы.
Далее Елена Голомарева предоставила слово представителям других министерств и ведомств, чтобы пояснили о сложившейся ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве в северных районах, о финансовом положении АО «Арктическая торгово-логистическая компания», а также о проблемах внутриулусных перевозок и субсидированных рейсов.
Готовы ли арктические улусы к отопительному сезону?
Первый заместитель министра ЖКХ и энергетики РС (Я) Аян Кириллин поясняя ситуацию в сфере ЖКХ отметил, что задолженность перед предприятиями коммунального комплекса в начале года составляет 26 млрд рублей. Сейчас цифры доходят до 28 млрд. рублей.
- Таким образом, на сегодняшний день у нас общая потребность покрывается всего на 55%. По завозу топливно-энергетических ресурсов у нас всего отгружено 465 тыс. тонн или 99 проц. от потребности. По подготовке к отопительному периоду все муниципальные образования и ресурсоснабжающие предприятия отрабатывают в штатном режиме. Что касается арктических районов, да, безусловно, у нас Арктика является приоритетом, но, тем не менее, в связи с недофинансированием все инвестиционные программы приостановлены. Единственным источником финансирования на текущий день у нас остаётся только федеральная поддержка. В арктических районах мы планируем строить и модернизировать коммунальную инфраструктуру за счёт нашей общей программы. Это капремонт по канализационным сетям в п.Тикси, строительство блочно модульной котельной в с. Бетенкес Верхоянского района, капитальный ремонт сетей теплоснабжения в п. Батагай-Алыта Эвено-Бытантайского улуса. Также в этом году по программе минстроя России мы закончили строительство котельной на щепе в с. Кустур. Да, есть проблемы, в том числе и по оплате, по доставке топлива, о чем озвучили главы улусов. Мы эти вопросы совместно с коллегами отрабатываем в ручном режиме. И при должном финансировании, мы все-таки надеемся на депутатов, что при корректировке госбюджета на 2026 год, наша потребность будет включена. Мы ежедневно работаем с правительством по той ситуации, которая сложилась, и она действительно была накоплена не за год, не за два года, а шла нарастающим.
О финансировании закупа и завоза социально-значимых продовольственных товаров
О сложной ситуации в финансировании и кредиторской задолженности АО «АТЛК» с информацией выступил руководитель АО «Арктическая торгово – логистическая компания» Сайдам Степанов.
Он сообщил, что на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов предусмотрен объем финансирования для АО «АТЛК» в размере 730 000 0000,00 руб., в том числе на:
– предоставление субсидии на финансовое обеспечение транспортных расходов по завозу СЗПТ в 2025 году в размере 480 000 тыс. рублей;
– предоставление бюджетного кредита для АО «Арктическая торгово – логистическая компания» на закуп социально-значимых продовольственных товаров в размере 250 000 тыс. рублей.
На 13.10.2025г. АО «АТЛК» не получен остаток субсидии на транспортные расходы в размере 44,1 млн. рублей, а так же бюджетный кредит в размере 250 млн. рублей. В период зимника 2025/2026 г.г. в отдаленные и труднодоступные населенные пункты республики был завезен годовой объем основного перечня социально-значимых продовольственных товаров, закупленных с отсрочкой платежа. Так же в навигационный период 2025 года, часть продовольственных товаров завезенных в арктические районы закуплены с отсрочкой платежа.
В связи с недоведением бюджетного кредита в 2025 году, АО «АТЛК» не имеет возможности погасить задолженность перед поставщиками СЗПТ за поставленный товар в зимний и навигационный период. Так на сегодняшний день общая задолженность перед поставщиками составляет 242,6 млн. рублей, в т.ч. в производстве судов находятся исковые заявления на общую сумму порядка 75,4 млн рублей.
С учетом изложенного необходимо предусмотреть в кратчайшие сроки 250 млн. рублей на предоставление бюджетного кредита АО «АТЛК» в целях исполнения принятых обязательств. Также для осуществления завоза СЗПТ в зимник 2025/2026 г.г. необходимо предусмотреть в бюджете Республики Саха (Якутия) на 2026 год сумму бюджетного кредита в размере 250 млн.рублей.
О субсидировании внутриулусных и межрайонных авиаперевозок
Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) Ольга Рафаилова проинформировала, что на реализацию программ субсидирования внутриулусных социально значимых и межрайонных авиаперевозок в 2025 году при потребности 1,2 млрд рублей выделено 276,6 млн рублей. При этом дополнительная потребность составляет 914 млн. рублей. Общая дополнительная потребность с учетом задолженности за 2024 год (193,7 млн рублей) составляет 1 107,7 млн рублей.
Программа субсидирования перевозок по социально значимым маршрутам реализуется с 2002 года и позволяет снижать авиационные тарифы для населения без возрастных ограничений до 70%. Так, субсидируемые авиаперевозки выполняются по 122 маршрутам в 23 районах республики.
На реализацию программы субсидирования в 2025 году при заявленной потребности 556,4 млн рублей (921 рейс) предусмотрено 84,8 млн рублей (110 рейсов). По состоянию на 17.09.2025 выполнено 514 рейсов на сумму 319,8 млн рублей, что на 235 млн рублей (404 рейса) выше предусмотренного в государственном бюджете РС(Я).
На обеспечение транспортной и ценовой доступности социально значимых (внутриулусных) авиаперевозок необходимо дополнительное финансирование в сумме 588,9 млн рублей (986 рейсов), в том числе на возмещение затрат за 2024 год - 117,3 млн рублей (176 рейсов), на 2025 год – 471,6 млн рублей (810 рейсов).
В перечень субсидируемых маршрутов из/в Якутска включено 14 арктических населенных пунктов в 13 арктических районах. На реализацию программы субсидирования в 2025 году при заявленной потребности 634,2 млн рублей предусмотрено 191,7 млн рублей (9 110 пассажиров).
На обеспечение ценовой доступности межрайонных авиаперевозок необходимо дополнительное финансирование в сумме 495,3 млн рублей, в том числе на возмещение затрат за 2024 год - 52,9 млн рублей (2 820 пасс.), на 2025 год – 442,4 млн рублей (23 074 пасс).
Мнения глав районов и народных депутатов о сложившейся ситуации
Далее председатель комитета предоставила слово главам районов, которые приняли участие в очном и заочном форматах через ВКС.
Иван Лаптев, глава МР «Среднеколымский район»: По рекомендательному характеру у нас в сфере образования предложено оптимизировать 108 штатов, создана рабочая комиссия в районе. Это очень много, но я только соглашусь с тем, что должно быть 1 юридическое лицо в школе-саде, и когда содержание огромных зданий накладно для бюджета. Это уже требование времени, чтобы по закупкам, к примеру, было одно ответственное лицо. А вопрос по сокращению штатов мы пересмотрим ещё раз. Если сокращение коснется населённых пунктов Арктики, то это вызовет большие последствия, так как у нас итак население, можно сказать, тает на глазах. Я просто приведу пример, что в 2022 году у нас было почти 1200 учеников, а в этом году их осталось 900, т.е. на 300 детей меньше стало. Если эти 300 детей переехали вместе со своей семьей, посчитайте сколько людей покидает свои насиженные родные места. И каждый год идёт ощутимый отток населения. В основном переезжают в г. Якутск. Свою роль сыграла и Дальневосточная ипотека. Все эти программы могут реализоваться только в крупных городах, потому что у нас ничего не строится и в Арктике и нет возможности покупать жилье. Построить здесь дом тоже проблема из-за сложной транспортной доступности. Хорошо когда в Якутске и центральных районах постоянно открываются новые школы. Но нельзя решать проблемы нехватки средств за счет сокращения штатов и экономии на завозе продуктов первой необходимости! На севере и без того жизнь нелегкая. Наоборот надо строить хорошие школы, дома, создавать условия в северных районах, чтобы остановить внутреннюю миграцию и разгружать столицу, которая и без того раздута и фактически ничего не производит. Я не думаю, что будет достигнута большая экономия за счет сельских учителей Арктики. У них зарплаты, я скажу, совсем небольшие - учитель получает, ну, практически мрот. Сейчас на повышение качества образования необходимо уделить большое внимание. Итак, нам нечем привлекать молодых специалистов, надо сохранить и удержать хотя бы тех патриотов, кто верен малой родине и самоотверженно трудится на севере.
Дмитрий Аммосов, глава МР «Момский район»: У нас такая же ситуация. Вроде бы, очень много говорим о важности, стратегическом значении развития Арктики, а на деле ситуация противоположная, когда даже самые важные вопросы – жизнеобеспечение северян поставлено под вопросом. Арктика – это не только огромные залежи углеводорода, редкоземельных металлов, золота и алмазов, но и коренное население, которое веками осваивало и охраняло этот суровый край. А Северный морской путь - это кратчайшая дорога из Азии в Европу. И что мы будем отвечать, если В.В. Путин спросит как выполняется стратегически важная задача, поставленная главой государства как приоритетная. В Арктике тоже люди живут. И самое главное, весь мир сейчас воюет за нашу Арктику, этот момент тоже надо смотреть. Потому, что каждый посёлок в Арктике - это северный форпост нашей страны. Если посёлков не будет, школ не будет, не будет и населения. Нет, говорят, денег, но нельзя решать временные финансовые проблемы за счет арктических поселков, которые итак концы с концами еле сводят. Поэтому предлагаю по арктическим и северным районам при оптимизации подойти очень аккуратно, не трогая людские ресурсы.
Владимир Новиков, глава МР «Абыйский улус»: Сегодня подняли очень острые вопросы, которые волнуют всех глав северных районов. Проблема по образованию у нас возникла не сегодня и не вчера. Мы этот вопрос обсуждали и с минобразования. При оптимизации предлагаю Арктическую зону рассмотреть в отдельном контексте, потому что у нас обеспечение занятости населения в основном держится на бюджетных учреждениях, которые находятся в районах, отдалённых сёлах и посёлках. Это у нас в основном учреждения образования. Под сокращения подпадают даже мастера производственного обучения агрошкол. И люди очень встревожены не только предстоящей оптимизацией, но и урезанием финансирования на завоз социально значимых продуктов питания. Недавно молодая семья специалистов месяц ждала вылета в село и уже отказывается оставаться в районе. Мало того, что цены заоблачные из-за урезания субсидий на внутриулусные перевозки, да еще месяцами не летают вертолеты.
Народный депутат Сергей Сивцев согласился с мнением глав улусов и сообщил, что только в Верхоянском районе планируют оптимизировать 210 штатных единиц, это непременно коснется и их семей. «И мы, получается. вместе с семьями потеряем порядка 500-600 человек. К примеру, хотят оставить две основные школы, а ближайший наслег находится в 350 км. и люди будут вынуждены переехать, а села вслед за школой закроются. В следующем году опять будет сокращение. Поэтому предлагаю всем вместе выступить с обращением, чтобы оптимизация не коснулась сокращения людей в Арктике. Мы должны искать другие пути выхода из этой ситуации. Кризис рано или поздно закончится, а восстановить население Арктики уже будет невозможно. В своё время, когда были сложные времена, был объявлен мораторий по арктическим районам, чтобы сокращения не коснулись предприятия и организации севера".
Народный депутат Никита Тимофеев сообщил, что те проблемы, которые у нас есть в Якутске, они троекратно ударят по Арктике. Даже сокращение одного человека, это очень сильно отразится на село. Люди ждать не будут, они переедут в Якутск, а потом как возвращать этих людей? Вот тогда уже придется всю Арктику закрывать. Поэтому здесь вопрос надо ставить ребром. Если мы хотим государственную политику проводить, чтобы Арктика у нас развивалась, надо беречь каждого жителя. Получается, если рекомендовано сокращать по 100-200 человек по каждому району, то сколько человек уедут по всей Арктике? Я понимаю, город Якутск это переживет, центральные районы найдут выход, но по Арктике надо действовать ювелирно. Специалисты найдут место в Якутске, но Арктика опустеет, когда и без того очень большой отток населения идет. Ломать не строить. И у меня такое предложение: нам надо консолидированно действовать, если дело коснется сокращения жителей Арктики и урезания жизненно важных направлений, которые касаются вопросов жизнеобеспечения населения.
Такое же мнение высказали члены комитета Василий Николаев и Александр Сусоев.
Председатель комитета Елена Голомарева подытоживая итоги рабочего совещания сообщила, что сама долгое время проработала с системе образования и никогда в арктических районах количество детей не являлось аргументом для оптимизации или закрытия учреждений. Еще с советских времен всегда учитывались географические, климатические особенности районов, огромные расстояния, условия жизни. Это было большим достижением советского времени. Были и раньше трудные времена, но Арктику всегда берегли и пытались сохранить население, которые испокон веков освоили эти земли.
«Сами знаете, что на селе нет работы и во в многом целые семьи держатся на матерях, которые трудятся в бюджетных учреждениях. И Айсен Сергеевич в прямом эфире четко сформулировал свою позицию, что не согласен с тем, что под девизом оптимизации предлагается провести механическое сокращение штатов, причём на самом низовом уровне – на уровне муниципалитетов. По его мнению, вопросы оптимизации должны решаться с учётом мнения населения и муниципальных властей. Мероприятия по оптимизации должны иметь цель – улучшить качество жизни населения, повысить доступность медицинской помощи, лекарственного обеспечения, образовательных услуг, а не наоборот. Действительно школы-сады показали свою эффективность, но к оптимизации надо подойти очень корректно и осторожно, чтобы не пострадали семьи. Эти сэкономленные 800 млн. большую погоду не сделают, но могут непоправимо ударить по всей Арктике. По итогам совещания будет создана рабочая комиссия. Все поступившие предложения мы возьмем под свой контроль и сообща будем работать, чтобы озвученные проблемы нашли свое решение», – сказала народный депутат.
Первоисточник: https://sakhapress.ru/archives/306811?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
«С ведром к соседям за мукой»: в якутской Арктике начался продуктовый кризис
ФедералПресс, 17/10/2025
Жители арктического села Намы в Якутии остались без товаров первой необходимости – в местных магазинах полностью закончились мука, сахар, чай и туалетная бумага. Люди вынуждены просить еду у соседей, а некоторые из-за отсутствия чая перешли на воду.
«Все началось с лета, постепенно закончились туалетная бумага, рис, сахар. Осенью и другие продукты. Люди запасаются как могут, завоза 2025-2026 от оптового логистического центра не будет. Цены на продукты у нас высокие, но сейчас нечего даже продавать и по высоким ценам. Чая везде нету. Некоторые перешли на воду», – приводит SakhaDay жалобы местных жителей.
Они рассказали, что некоторым приходит помощь от родственников, но это не регулярно, а примерно раз в месяц и только вертолетом. Пересылка одного килограмма груза обходится в 450-500 рублей, поэтому посылки содержат в основном мелкие и самые необходимые товары: дрожжи, мыло или конфеты для детей. При этом такая помощь доступна не всем семьям из-за разного уровня доходов.
«До голода, к счастью, конечно не дошло, но питание скудное. Не знаем, что будет через год. Люди друг другу помогают, с ведром ходят некоторые к соседям за мукой и сахаром. Выхода нет. Но если самому нечего будет отдавать, никто и делиться не будет», – поделились жители.
Как рассказала глава села Намы Вера Стручкова, «Арктическая торгово-логистическая компания» вывела остаток товаров: сгущенное молоко, растительное масло, тушеная говядина, сахар, однако этого хватит только до конца года. Муки, чая, макаронных изделий нет совсем.
Между тем, генеральный директор компании Сайдам Степанов пояснил, что организация столкнулась с финансовыми трудностями из-за неполучения 44 млн рублей субсидий и 250 млн рублей бюджетного кредита. Это привело к образованию задолженности перед поставщиками в размере 242,6 млн рублей.
В результате нехватки средств компания не в состоянии рассчитаться за уже поставленные в арктические районы социально значимые товары, часть из которых была приобретена с отсрочкой платежа. Для нормализации ситуации требуется срочное выделение 250 млн рублей в текущем году и заложение аналогичной суммы в бюджет следующего года.
Критическую ситуацию с финансированием ключевых сфер жизнедеятельности северных районов обсудили 16 октября на заседании комитета Ил Тумэна по вопросам КМНС и делам Арктики. По словам депутата Елены Голомаревой, в бюджете Якутии на 2026 год предусмотрено значительное сокращение расходов по жизненно важным программам, что создает риски срыва подготовки к отопительному сезону и увеличения задолженности перед поставщиками.
«Вопросы жизнеобеспечения Арктики должны быть приоритетом государственной политики. Сегодняшний дефицит финансирования – угроза стабильности северных районов», – подчеркнула Голомарева.
Первоисточник: https://fedpress.ru/news/14/society/3407008?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
На реновацию ЗАТО в Арктике направят более 8 млрд рублей
ТАСС, 17/10/2025
Более 8 млрд рублей будет направлено на реновацию закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) в Арктике в 2026-2028 годах. Об этом сообщил глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков.
"В Арктике есть "Единая президентская субсидия". С 2022 года выполнены работы более чем по 100 объектам социальной инфраструктуры. Основной компонент - это реновация ЗАТО, главным образом, в Мурманской области. В 2026-2028 годах регионам АЗРФ будет предоставлено более 8 млрд рублей, в том числе 6 млрд рублей в Мурманской области", - сказал министр на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам.
Чекунков отметил, что Минфином РФ дополнительно для ЗАТО зарезервированы в 2027-2028 годах 20 млрд рублей.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25375771?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
На Чукотке продолжается реализация масштабной программы по обновлению жилого фонда округа
Чукотский автономный округ, 17/10/2025
Продолжается реализация масштабной программы по обновлению жилого фонда Чукотского автономного округа. В частности, в Билибино досрочно завершили капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по улице Курчатова, 12. Для жителей 12-подъездного дома это означает не только решение проблемы протечек, но и существенное улучшение комфорта проживания - теперь их квартиры надёжно защищены от суровых климатических условий Арктики.
Проведённый ремонт носил комплексный характер: было полностью заменено кровельное покрытие, обновлена стропильная система, утеплено чердачное помещение и установлены новые системы безопасности. Все эти работы значительно продлят срок службы здания и создадут комфортные условия проживания для жильцов. Качество выполненных работ подтвердила приёмочная комиссия с участием собственников помещений, а на все виды работ установлен 5-летний гарантийный срок.
Стоит отметить, что это лишь часть масштабной программы по обновлению жилого фонда округа. Только в этом году ремонтные работы идут в 27 многоквартирных домах общей площадью около 50 тысяч квадратных метров в семи муниципальных образованиях. Так, в Анадыре уже отремонтированы три крыши и три системы теплоснабжения, а в Эгвекиноте и Певеке завершены работы по обновлению инженерных систем. Параллельно ведётся подготовка к будущим работам: разрабатывается проектная документация для капремонта ещё 30 домов в 2026 году. Эти системные инвестиции в жилфонд напрямую влияют на качество жизни на Чукотки, делая дома жителей округа более безопасными, теплыми и комфортными.
Транспортные системы
Глава РФПИ Дмитриев: стартовали обсуждения проекта тоннеля между Россией и США
Вечерний Санкт-Петербург, 18/10/2025
Обсуждения проекта строительства тоннеля под Беринговым проливом стартовали, сообщил в соцсетях директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.
По его словам, технико-экономическое обоснование тоннеля между РФ и США началось еще шесть месяцев назад.
Ранее Дмитриев заявил, что такой тоннель может быть построен менее чем за восемь лет, а его стоимость не будет превышать 8 миллиардов долларов.
Первоисточник: https://vecherka-spb.ru/2025/10/18/glava-rfpi-dmitriev-startovali-obsuzhdeniya-proekta-tonnelya-mezhdu-rossiei-i-ssha
Энергетика
Роснано вложит в энергетику ДФО и Арктики до десяти миллиардов рублей
РБК, 18/10/2025
Общий предполагаемый объем инвестиций от «Роснано» в энергетическую инфраструктуру Дальнего Востока и Арктики в рамках проектов может составить до 10 млрд рублей. Соглашение об этом подписали Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) и Правительство Красноярского края, инициатором и инвестором проекта выступила группа «РОСНАНО».
Речь в соглашении идет о сотрудничестве в сфере реализации проектов по модернизации неэффективной дизельной генерации.
«Соглашение предусматривает трехстороннюю работу по созданию и внедрению современных энергосервисных решений на территории Дальнего Востока и Арктики, в том числе автономных гибридных комплексов. Эти решения позволят повысить надежность энергоснабжения, снизить издержки потребителей и сократить негативное воздействие на окружающую среду», – уточнили в КРДВ.
Первые проекты по модернизации инфраструктуры будут реализованы на территории Красноярского края, который станет стартовой площадкой для масштабирования технологий на территории Дальнего Востока и Арктики. Группа «Роснано» как инициатор проектов планирует их реализацию с привлечением в качестве подрядчиков компаний, зарегистрированных в Красноярском крае. В рамках сотрудничества КРДВ обеспечит организационное и инвестиционное сопровождение.
В ведомстве отметили, что это возможность модернизировать инфраструктуру, снизить затраты бюджета и потребителей на энергоресурсы, дать импульс созданию новых субъектов малого и среднего бизнеса.
Разное
Компании для хищения у Минобороны в Арктике оформляли на случайных лиц
РИА Новости, 17/10/2025
Подставные компании для хищения средств Минобороны при строительстве военных объектов в Арктике оформлялись на случайных лиц - студента, охранника и так далее, сказано в судебных документах, с которыми ознакомилось РИА Новости.
Так, одна из свидетельниц рассказала, что знакомый бывшего мужа предложил открыть фирму на ее имя, при этом сказал, что "ничего криминального не будет". Она подписала в налоговой "какие-то документы", а потом получила денежное вознаграждение и даже зарплату.
Другой свидетель отметил, что просил отца найти ему работу, чтобы оформить трудовой стаж. Тот устроил его менеджером, но "фактически он в данной организации не работал и, чем эта компания занимается, не знает".
Формальный руководитель одной из компаний сказал, что работает охранником, никогда не осуществлял предпринимательской деятельности, как и не был руководителем или учредителем какого-либо юридического лица. Еще один свидетель признался, что был формальным гендиректором. Согласно его показаниям, "попросили зарегистрировать на его имя указанное общество за денежное вознаграждение, на что он согласился, однако вознаграждение он так и не получил". При этом к финансово-хозяйственной деятельности этой организации отношения он не имел, бухгалтерию общества не вел, отчетность в налоговый орган не подавал.
В решении суда указано, что перечисление части авансированных денежных средств на юридические лица, которыми не осуществлялись как услуги, так и продажи товарно-материальных ценностей, доказывает причастность к хищению.
По данным следствия, экс-руководитель "Главного управления обустройства войск" Минобороны Евгений Горбачев и бывший соучредитель ООО "Технострой" Виталий Прудников руководили строительством на мысе Шмидта и острове Врангеля ряда объектов Минобороны. К 2016 году необходимо было построить вышки визуального наблюдения, площадки для размещения радиолокационных станций, электростанцию, сети связи и другие объекты. Однако часть средств, считает обвинение, была выведена по фиктивным договорам на счета подконтрольных компаний. Ущерб оценивается в 360 миллионов рублей.
Прудников, как сообщил РИА Новости один из участников процесса, во время рассмотрения дела в суде предоставил документы о контракте с Минобороны и ушел на СВО, его дело выделили в отдельное производство и прекратили. Позднее, по данным СМИ, его снова задержали и арестовали по другому делу.