Обзор СМИ
27/10/2025
Оглавление
Дополнительный рейс на Чукотку организовала группа FESCO в навигацию-2025
Сенатор Сахамин Афанасьев рассказал о трудностях северного завоза
Вице-премьер Патрушев: годовой улов российский рыбаков должен вырасти до шести млн тонн
На Ямале яки, привезенные из подмосковного питомника, дали первое потомство
Сенатор от Приморья назначен полпредом Совфеда по ДФО, Сибири и Арктике
Президент РФ призвал использовать опыт РГО в Арктике при развитии страны
Сухогруз «Александр Гусев» с мели в Баренцевом море уберут не раньше следующего ноября
Паромы на переправе Салехард — Лабытнанги курсируют в «молоке»
Ликсутов сообщил о применении в Арктике дорожных плит из переработанных шин
Северный Завоз
Дополнительный рейс на Чукотку организовала группа FESCO в навигацию-2025
ИА Чукотка, 26/10/2025
Транспортная группа FESCO завершает навигацию на Чукотке. На следующей неделе в округе ожидают сухогрузы "ФЕСКО Ольга" и "ФЕСКО Монерон". Они доставят в Анадырь и Эгвекинот продукты, товары народного потребления и генеральные грузы. При этом рейс второго теплохода первоначально не планировался, его организовали дополнительно в связи с большим грузопотоком, сообщает ИА "Чукотка".
Теплоход "ФЕСКО Ольга" вышел из Владивостока 18 октября и сейчас находится недалеко от Петропавловска-Камчатского. На линии "ФЕСКО Анадырь Директ Лайн" (ФАДЛ) он зайдёт в два порта округа. В Эгвекиноте судно ждут в начале следующей недели. Для предпринимателей посёлка на борту 94 двадцатифутовых контейнеров и генгруз. Из Эгвекинота судно отправится в Анадырь. «В этом году мы наблюдаем существенный рост интереса к сервису ФАДЛ со стороны рынка. К примеру, в нынешнем сезоне одно из наших судов отправилось на Чукотку с рекордным объёмом грузов. Повышенный спрос сохранился и под конец навигации, поэтому было принято решение об организации дополнительного, шестого рейса. По итогам этого сезона мы ожидаем рост объёма перевозок на этом направлении», — отметил директор входящего в группу FESCO филиала "ФЕСКО Интегрированный Транспорт" во Владивостоке Александр Руденко. Выполняющий шестой рейс "ФЕСКО Монерон" вышел из Приморья в столицу Чукотки 20 октября. В Анадыре его ожидают в конце месяца. Перед закрытием навигации сухогруз доставит сверхплановые партии продуктов питания, товаров народного потребления и стройматериалов. При этом в Эгвекинот теплоход заходить не будет. Как уточнили в компании, оба судна завезут в округ 475 контейнеров и 729 тонн генеральных грузов. Напомним, что прежде в рамках сервиса ФАДЛ ежегодно выполнялось не более пяти рейсов. В прошлом году суда компании доставили в Анадырь и Эгвекинот 25 тысяч тонн генеральных и контейнерных грузов. На Чукотку из Владивостока в основном везли продукты питания, медикаменты, товары народного потребления и стройматериалы.
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/transport/dopolnitelnyy_reys_na_chukotku_organizovala_gruppa_fesco_v_navigatsiyu_2025/
Сенатор Сахамин Афанасьев рассказал о трудностях северного завоза
Ulus Media, 25/10/2025
Сенатор Сахамин Афанасьев на совещании в Совете Федерации 23 октября подробно рассказал о трудностях регулярной доставки жизненно необходимых грузов в отдалённые регионы Дальнего Востока и Арктики. Среди основных проблем — устаревший флот, короткая навигация, состояние причалов и мостов, а также дефицит квалифицированных кадров. По его словам, регионы без федеральной поддержки справиться с этим не смогут, пишет «Парламентская газета».
Старый флот и дефицит судов-земснарядов
Для развития северного завоза необходимо подготовить разветвленную сеть местных рек, включая проведение обширных дноуглубительных работ. Для этого требуются специальные суда-земснаряды, которых пока недостаточно, а их средний возраст составляет 30–35 лет. При этом изношенность речных судов еще выше — порядка 46 лет.
«Согласно расчетам, перспективная потребность в дноуглубительных работах в северных регионах до 2035 года составляет порядка 30 миллионов кубометров», — подчеркнул сенатор Афанасьев.
Проблемы на суше: зимники и мосты
Ситуация на наземных маршрутах также сложная. В северных регионах создаются временные зимние дороги — зимники. На Чукотке, например, действует около 1200 километров таких автодорог, включая главный маршрут Певек — Билибино протяжённостью 300 километров. По словам Сахамина Афанасьева, их содержание требует больших финансовых вложений, и регионы предлагают компенсировать часть расходов за счет федерального бюджета.
«Для этого нужно прежде всего законодательно закрепить понятие «сезонная автодорога», поскольку сейчас зимники отнесены к категории искусственных дорожных сооружений», — подчеркнул сенатор, добавив, что соответствующая работа уже ведется, в том числе в профильных министерствах.
Отдельная проблема — мостовые переправы. Как отметил заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Антон Басанский, из-за удаленности территорий не везде уделяется должное внимание их ремонту и содержанию.
Новый проект: единый морской оператор
С января 2026 года в России должен заработать проект единого морского оператора, который возьмет на себя вопросы северного завоза морским и речным флотом. В пилотном режиме проект уже работает на Камчатке. По словам Владимира Панова из Госкорпорации «Росатом», из 160 тысяч тонн груза в регионе уже доставлено 135 тысяч, и риски срыва сроков отсутствуют.
«В части речных перевозок в работе у нас находятся три направления: Обское, Колымское и Анадырское, — рассказал спецпредставитель Росатома. — Решение тут, конечно, необходимо комплексное, поскольку мы столкнулись с целым рядом проблем: к примеру, из-за дефицита флота погрузка одного танкера дедвейтом 25 тысяч тонн у нас составила почти восемь с половиной суток».
Однако нужно понимать, что напрямую единый морской оператор за речные перевозки не отвечает: в его ведении находится море. На реках же, заключил Владимир Панов, узким местом остаётся состояние флота. Старые суда ветшают, новых нет, и без масштабной программы строительства речного флота к 2030 году возможен кризис.
По итогам совещания участники договорились разработать программу совместных действий для решения накопившихся проблем.
Арктический туризм
На Ямале ждут наплыва туристов в предстоящий Год географии
Ямал Медиа, 26/10/2025
Владимир Путин предложил объявить 2027-й Годом географии. На Ямале к новом тематическому году готовятся с удвоенным интересом. Помимо туристов в округе ждут еще больше краеведов и экологов, чтобы сделать Российскую Арктику чище и привлекательнее. Чем интересен край земли — в репортаже «Ямал-Медиа».
Туроператоры Ямала предлагают увидеть величественные ледники и бескрайнюю тундру. Ждут не только путешественников, но и ученых — ведь чем больше мы узнаем прошлое и настоящее Севера, тем яснее становятся его перспективы.
Со своим хвостатым другом — псом по кличке Тишка — путешественник Сергей Кутасов готовится преодолеть почти три тысячи километров. Его цель — покорить край Земли и пройти историко-географическим путем первых северных экспедиций.
«Хочется сомкнуть свой самый первый маршрут — сделать «кругосветку» вокруг Ямала. Пройти древним мангазейским волоком, обогнуть Ямал и вернуться к месту старта», — поделился ожиданиями от поездки Кутасов.
Подражая великим российским географам и путешественникам, таким как Семен Дежнев, Витус Беринг, Фердинанд Врангель, Иван Папанин, Борис Вилькицкий, наши современники стремятся повторить их траекторию. Чтобы желающих изучать географию становилось больше, Владимир Путин выступил с важной инициативой.
«С учетом вклада наших географов разных эпох в укрепление государства и высочайшей значимости географической науки, прошу правительство проработать возможность объявления 2027 года Годом географии», — заявил Путин в ходе XVII съезда Русского географического общества (РГО), попечительский совет которого он возглавляет.
Интерес туристов и расширение географии путешествий россиян вплоть до арктических регионов только растет — тенденцию подтверждают эксперты.
«Маршруты по Ямалу в комбинации — например, пеший поход, вездеходы, может быть, лодки, ночевка в чуме оленеводов — все это заводит молодежь. Да, это действительно уникальный опыт, которого не встретишь в Алуште или Сочи», — отмечает вице-президент Ассоциации туроператоров России Сергей Ромашкин.
Доказательство — путешественница и блогер Элина Бакунова. Она мечтала побывать на Ямале, и ее планы сбылись.
«Мне очень нравятся северные регионы. Зима, снег… Хотела сюда приехать именно в зимний сезон. Люблю труднодоступные места, малоизвестные, где еще не все побывали», — рассказывает Бакунова.
И действительно, Ямал удивляет. Яркий, гостеприимный, щедрый, он готовит для всех бесконечную череду сюрпризов. И каждое новое открытие здесь рождает желание вернуться снова.
Биоресурсы
Вице-премьер Патрушев: годовой улов российский рыбаков должен вырасти до шести млн тонн
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 26/10/2025
Отечественные рыбаки ежегодно добывают примерно пять млн тонн рыбы и водных биоресурсов, что делает нашу страну одним из государств-лидеров в этой отрасли. Об этом во время VIII Международного рыбопромышленного форума заявил зампредседателя правительства РФ Дмитрий Патрушев.
По словам вице-премьера, прогнозы на 2025 год остаются сопоставимыми с прошлогодними объёмами. Однако в перспективе вылов будет расти — для этого в стране созданы все необходимые условия, в том числе в части международного сотрудничества.
«Благодаря протяжённой морской акватории, богатым запасам и развитой научной базе у нас есть огромный потенциал для дальнейшего наращивания добычи водных биоресурсов. Ожидаю, что в ближайшие годы вылов вырастет до 6 млн т», — цитирует Дмитрия Патрушева пресс-служба кабмина.
Добиваться повышения показателей планируют в том числе через поддержку судостроения с помощью инвестквот. Так, построено почти полсотни новых судов, еще 70 будет сдано в обозримой перспективы. Это, по словам зампреда, позволит обновить производственные мощности рыбной отрасли на 80%.
Кроме того, Россия продолжает наращивать экспорт рыбной продукции в Латинскую Америку, Африку, Юго-Восточную Азию, Индию и Ближний Восток и развивать научное и технологическое сотрудничество с этими странами.
Власти также ожидают существенного роста в сфере аквакультуры, которую активно стимулируют через господдержку: по оценкам кабмина, через пять лет предприятия почти полностью будут обеспечивать себя рыбными кормами и посадочными материалами самостоятельно. Модернизация ждёт и рыбное хозяйство, где планируют перейти от производства сырья к изготовлению продукции с высокой добавленной стоимостью.
Первоисточник: https://b-port.com/news/344863
На Ямале яки, привезенные из подмосковного питомника, дали первое потомство
Ura.ru, 24/10/2025
На Ямале в природном парке «Ингилор» у привезенных из подмосковного питомника «Диво-Птица» яков появился детеныш. Как сообщили власти ЯНАО в соцсети, это стало первым потомством этих животных в Арктике.
«Трех самок и одного самца привезли на Ямал в апреле прошлого года из подмосковного питомника „Диво-Птица“. И вот спустя меньше полутора лет появился первенец», — сообщили власти округа в telegram-канале.
Рождение детеныша говорит о том, что адаптация животных в парке проходит успешно. Сейчас они живут в огромных вольерах «Ингилора» вместе с бизонами, лошадьми приобской породы и большим стадом овцебыков.
Первоисточник: https://ura.news/news/1053025001?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Политика
Сенатор от Приморья назначен полпредом Совфеда по ДФО, Сибири и Арктике
РБК, 25/10/2025
Сенатор от Приморья Александр Ролик назначен полномочным представителем Софета Федерации в госорганах, отвечающих за развитие Дальнего Востока и Арктики. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко подписала соответствующее постановление о назначении, сообщили в Совете Федерации.
«На очередном заседании российского парламента коллеги-сенаторы единогласно проголосовали по данному вопросу за кандидатуру Александра Ролика, учитывая его плодотворный опыт работы в профильном Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера», – добавили в Думе Владивостока.
Президент РФ призвал использовать опыт РГО в Арктике при развитии страны
Медиапалуба, 24/10/2025
Опыт Русского географического общества в Арктике нужно использовать в реализации программ развития страны от экономики и инфраструктуры до экологии, туризма и социальной сферы. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин на заседании XVII Съезда РГО.
Обращаю внимание правительства, глав наших арктических, северных территорий, регионов — РГО имеет огромный опыт работы в сложных полярных условиях. И, безусловно, его нужно использовать в реализации программ развития — от экономики и инфраструктуры до экологии, туризма и социальной сферы, — указал президент.
Как пишет ТАСС, по словам Владимира Путина необходимо помогать РГО воплощать в жизнь перспективные проекты, такие как Ледовая база имени Артура Челингарова или парк-музей освоения Арктики в Красноярске на острове Молокова.
Это поистине знаковое место для всех полярников, ученых, историков, летчиков точке старта арктических побед, — резюмировал глава государства.
Первоисточник: https://paluba.media/news/203504?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Коренные малочисленные народы
Недропользователи помогут билибинским оленеводам с доставкой груза
ИА Чукотка, 26/10/2025
Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) Владимира Етылина из села Омолон Билибинского района получит стройматериалы, палатки, спецодежду и другой груз. Контейнер с необходимыми оленеводам вещами из Певека доставят на транспорте горнодобывающей компании "Баимская". Груз в селе ожидают с началом работы зимника, сообщает ИА "Чукотка".
Оленеводы омолонского КФХ ждут палатки и печки для них, средства связи, стройматериалы с инструментами для ремонтных и строительных работ. Также в контейнере комплекты зимней и осенней спецодежды для сотрудников хозяйства. Техникой транспортно-логистического дивизиона ГДК "Баимская" груз привезли из порта Певека в Билибино. «Эту закупку мы делали частично на свои деньги, частично на средства окружного бюджета. Департамент сельского хозяйства и продовольствия помог с доставкой до Певека, а там у нас всё это застряло. Без поддержки компании доставить такой груз в Омолон было бы затруднительно, для нас это очень значимая помощь», – рассказал корр. ИА "Чукотка" Владимир Етылин. Сейчас контейнер находится в райцентре. Как сообщили в Бимской, в село груз планируют отправить с началом работы зимника. Ориентировочно это будет в декабре. «Для нас важно, чтобы развитие Баимского проекта приносило ощутимую пользу людям, живущим на Чукотке. Мы последовательно поддерживаем оленеводческие хозяйства. Помогаем не формально, а по сути. С одной стороны, сохраняем традиционный уклад, с другой – создаём новые возможности для жителей региона с помощью современных технологий, как, например, в случае обеспечения билибинской больницы высокотехнологичным оборудованием и программами», – отметил гендиректор ООО "УК Баимская" Георгий Фотин.
С тёплыми палатками и печками оленеводам будет удобнее перекочёвывать на отдалённые пастбища. Стройматериалы пойдут на изгородь для оленегонных лаек, которых разводят в хозяйстве. Как уточнил Владимир Етылин, сейчас в КФХ трудятся 11 работников. Часть из них пасут оленей вместе с пятой бригадой муниципального сельхозпредприятия "Олой". В ноябре они планируют отделить своё стадо, в котором 300 животных.
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/selskoe_khozyaystvo/nedropolzovateli_pomogut_bilibinskim_olenevodam_s_dostavkoy_gruza/
Наука, культура и образование
Археологи сделали проект о Салехарде для тех, кто не успел
Север-Пресс, 26/10/2025
В честь 430-летия Салехарда югорские ученые представили просветительский онлайн-проект, который охватил 20-летнюю историю исследований в столице ЯНАО. Об этом сообщила пресс-служба Института археологии Севера.
«Это информационное пространство, где собраны фотографии и видео, научно-популярные и научные статьи, книги, видеолектории, созданные учеными за годы раскопок и архивных исследований. Часть из них публикуется впервые и до сих пор была недоступна широкой аудитории», — говорится в сообщении.
Интернет-площадку «Салехард 1595–2025: с археологами о прошлом» создали в октябре. Проект расскажет о периодах освоения людьми территории нынешней столицы ЯНАО, уникальных открытиях последних лет, в том числе о нахождении некрополя возрастом около пяти тысяч лет и стены Обдорского острога.
Во время раскопок на Обдорском мысу в 2024–2025 годах салехардцы могли узнать эту информацию во время экскурсий, посмотреть мобильную выставку и послушать лекции археологов. Однако не все успели увидеть работу ученых вживую. Проект даст возможность всем желающим получить интересующие сведения об истории города.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/nauka/arheologi-sdelali-proekt-o-saleharde-dlja-teh-kto-ne-uspel/
В Архангельске 29 октября заложат поморский коч
Бизнес-класс (Архангельск), 24/10/2025
На верфи Товарищества поморского судостроения 29 октября состоится историческое событие — закладка поморского коча. Это легендарное судно первопроходцев. На поморских кочах северяне изучали многие «поморские ходы» Арктики, которые сейчас находятся в границах Северного морского пути, в том числе на Енисей, Обь, Мангазею, Шпицберген и Новую Землю.
«Вернувшись из экспедиции на карбасе «Матера» год назад, мы сделали один важный вывод: в Мангазею ходили не на карбасах, а на кочах. Участники привезли из похода фрагменты средневекового коча, выловленные из реки Проходница на Канинском волоке. Будучи брошенным на благодатную землю верфи, такое зерно просто не могло не прорасти. Заручившись поддержкой группы компаний «Мангазея», мы решили строить коч», — рассказали в Товариществе поморского судостроения.
Параметры будущего коча такие: длина — 16 метров, ширина — 5,9 метра, высота бортов — 2,8 метра. По сравнению с «Матерой» будущий коч — просто гигант.
«Последние кочи строили в XVII веке, когда первопроходцы заканчивали открывать Сибирь, дорога в которую вела через Арктику. Потом кочи уже не строили – были открыты более безопасные дороги по суше, в моду вошли новоманерные суда, — отметили в Товариществе поморского судостроения. — Наш коч — это как минимум 60 кокор, километры еловой ветки для скрепления бортов, тонны мха и смолы для конопатки, огромное количество работы — и всего одна зима, чтобы построить судно и отправиться на нём по Северному морскому пути на Восток, в Тихий океан».
Начало стройки коча ознаменует торжественное соединение форштевня и киля сосновым нагелем. Проект реализуется верфью Товарищества поморского судостроения совместно с Группой компаний «Мангазея» при поддержке Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова и НПО «Северная археология – 1».
Оборона и безопасность
Шоколад и кисель: чем отличается арктический паек спасателей от обычного
Парламентская газета, 26/10/2025
Восемь новых видов пайков для спасателей, два из которых — для работы в Арктике, разработали в МЧС. Соответствующий проект приказа ведомства размещен на портале проектов нормативно-правовых актов. «Парламентская газета» узнала, чем отличается северное питание от стандартного.
На все случаи жизни
В МЧС и прежде были пайки для тех, кто выполняет задачи в экстремальных условиях, — это индивидуальный рацион питания «Норма № 3». Теперь появятся два новых: «Норма № 7. Арктический рацион» и «Норма № 8. Арктический рацион (промежуточный)».
Их разработка вызвана планами развития Северного морского пути на период до 2035 года, утвержденными Правительством в 2022 году, а также развитием Арктической зоны РФ и созданием новых арктических комплексов и аварийно-спасательных центров МЧС, сказано в пояснительной записке к проекту приказа.
В документе приведены нормативы для повседневного, индивидуального, одноразового (промежуточного), аварийного (бортового), горного рационов питания, а также бортовой паек для экипажей морских, речных и воздушных судов.
Каждый рацион выглядит как перечень продуктов в граммах или штуках, которые должны полноценно поддерживать человека в самых разных условиях. Так, повседневный рацион предполагает приготовление пищи в стационарных условиях — в столовой или на кухне. Остальные рационы выдают для работы в полевых условиях — в служебных командировках, в пути, во время спасательных работ в горах, на воде, или на Крайнем Севере.
Согревает и тонизирует
Арктический паек отличается от других более высокой энергетической ценностью, пояснила «Парламентской газете» заведующая кафедрой цифровой нутрициологии гостиничного и ресторанного сервиса МГУТУ имени Разумовского, доцент Наталья Василиевич.
По ее словам, повышенное содержание калорий в северном рационе обеспечивается за счет повышенного содержания жиров как наиболее энергоемкого компонента пищи. Но в пайке есть и белки, необходимые для поддержания мышечной массы при физических нагрузках в экстремальных условиях, а также источники витаминов-антиоксидантов для снижения окислительного стресса организма.
Так, в состав арктического рациона входят два вида хлебцев, хлебный ржаной батончик, тушенка, консервы с готовыми кашами с мясом и другими вторыми блюдами, сухое мясо, плавленый сыр, три вида протеиновых батончиков — с молоком, энергетический и с мясом и печенью, фруктовая палочка, шоколад, и напитки — молочный сухой, кисели «согревающий» и «общеукрепляющий», сливки, кофе, чай.
«В состав пайка включены такие источники белка, как консервы мясные, протеиновые батончики, сухое мясо, напиток сухой молочный, сливки», — отметила Василевич.
Также в арктическом пайке есть БАД «Согревающий сбор», поливитаминный препарат и жевательная резинка. Кроме того, в каждый индивидуальный паек кладут одноразовые столовые приборы и салфетки. В составе также обязательно должны быть три беспламенных разогревателя, водоветроустойчивые спички и средства для обеззараживания воды. Всего — 33 наименования.
«Норма № 8. Арктический рацион (промежуточный)» включает только 21 наименование. В нем лишь один вид хлебцев, киселя и протеинового батончика, консервов нет вовсе, но есть 50 граммов сушеного мяса, 20 граммов сливочного масла и каши мгновенного приготовления.
Не хватает рыбы и витаминов
Паек для работы в условиях Севера можно еще усовершенствовать, считает Наталья Василевич.
«Несмотря на то что животные жиры лучше усваиваются в северных широтах, следовало бы усилить паек растительными жирами как источниками витамина-антиоксиданта Е», — полагает эксперт.
Также она рекомендовала включить в рацион рыбу — два-три раза в неделю. Например, лосось, тунец, сардины, а также консервы из рыбы, в которых содержится мощный антиоксидант селен.
Также состав пайка следует усилить источниками каротиноидов, так как они предотвращают действие ультрафиолетового излучения, уверена Наталья Василевич:
«Это могут быть морковные и тыквенные концентраты в составе напитков, каш».
А дополнительными источниками витамина-антиоксиданта С могут стать шипучие таблетки, сухие обогащенные напитки.
«Для поддержки иммунитета и защиты от комплексного воздействия холода, УФ-излучения, гипоксии в качестве источников витамина С и полифенолов можно включить сухие ягодные напитки», — добавила Василевич.
Работа спасателей подразумевает большую физическую нагрузку, поэтому их питание должно быть оптимально сбалансировано. Это особенно актуально при составлении сухпайков, ведь, согласно проекту приказа, непрерывное питание ими может превышать семь суток. Так происходит, когда спасатели доставляют грузы в зоны чрезвычайных ситуаций или находятся в командировках на территориях иностранных государств для ликвидации стихийных бедствий.
Северный морской путь
Сухогруз «Александр Гусев» с мели в Баренцевом море уберут не раньше следующего ноября
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 24/10/2025
Капитан порта Мурманск поручил продлить сроки удаления сухогруза «Александр Гусев» из Корелинской губы.
Как следует из опубликованного администрацией морских портов Западной Арктики распоряжения, убрать судно необходимо до 1 ноября 2026 года. Причина переноса сроков — сложная гидрометеорологическая обстановка, из-за которой собственник не сумел вовремя решить проблему.
Напомним, что севшее на мель судно уже третий год не могут убрать с берега Баренцева моря. На мель сухогруз сел в октябре 2023 года из-за неблагоприятных погодных условий. На его борту было более двух сотен тонн груза и восемь членов экипажа. Людей с судна пришлось доставлять на берег на вертолёте. Разлива горючего после инцидента удалось избежать.
Однако с тех пор «Александра Гусева» так и не убрали. Сразу после случившегося владельца судна обязали начать работу по удалению сухогруза в ноябре 2024 года, но после этого сроки уборки неоднократно продляли.
Первоисточник: https://b-port.com/news/344839?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Социально-экономическое развитие
ВТБ будет выдавать арктическую ипотеку земским работникам культуры
Вести-Ямал, 24/10/2025
ВТБ распространил условия программы «Дальневосточная и Арктическая ипотека» на земских работников культуры. С 22 октября подать заявку на жилищный кредит по ставке 2% годовых могут специалисты из Мурманской и Сахалинской областей. В других регионах Дальнего Востока и Арктики льготная ипотека станет доступна по мере формирования реестров.
Так, на льготный займ смогу претендовать работники культуры, переехавшие в сельские населенные пункты, рабочие поселки или малые города с населением до 50 тысяч человек по госпрограмме «Земский работник культуры». Они должны иметь наличие трудового договора с организацией культуры сроком не менее пяти лет и быть включены в реестр земских работников культуры, формируемый местными властями.
Программа была запущена в 2019 году и изначально предназначалась для молодых семей. Позднее ее расширили на отдельные категории граждан.
В конце 2023 года правительство скорректировало правила: процентная ставка осталась на уровне 2% годовых и ниже, первоначальный взнос — 20%, а максимальная сумма кредита выросла с 6 до 9 млн рублей для покупки жилья в новостройках площадью свыше 60 кв. м или строительства дома.
Транспортные системы
Паромы на переправе Салехард — Лабытнанги курсируют в «молоке»
Север-Пресс, 26/10/2025
Переправа между Салехардом и Лабытнанги работает в ограниченном режиме из-за тумана. Между городами курсируют только два парома, сообщил telegram-бот «Переправа ЛБТ-СХД».
«Переправа работает в ограниченном режиме. На линии — два парома», — уточнил чат-бот. Он также сообщил, что температура в столице Ямала составляет -1,5°C, ветер дует со скоростью 2,5 м/с, возможны порывы до 4,3 м/с.
С обеих сторон переправы образовались пробки из ждущих погрузки на паром грузовых и легковых автомобилей. При этом туман над рекой настолько плотный, что стоящие у причала паромы почти не видны.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/transport/paromy-na-pereprave-salehard-labytnangi-kursirujut-v-moloke/
Ликсутов сообщил о применении в Арктике дорожных плит из переработанных шин
Московский комсомолец, 25/10/2025
Компания «Нанотехнологический центр композитов», резидент особой экономической зоны «Технополис Москва», создала дорожные плиты из переработанных шин, которые успешно применяются в суровых условиях Крайнего Севера. Эта продукция используется для обустройства подъездных путей тяжелой техники вместо бетонных аналогов. Подробности озвучил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
Ликсутов сказал, что в соответствии с поручением Мэра Москвы Сергея Собянина в городе осуществляется активная поддержка промышленных предприятий, занимающихся разработкой высокотехнологичной продукции.
«Например, резидент ОЭЗ «Технополис Москва» выпускает дорожные плиты из переработанных автомобильных шин. С их помощью в короткие сроки был организован временный участок дороги для подъезда тяжелой техники на Северо-Соленинском газоконденсатном месторождении», – отметил Максим Ликсутов.
И он добавил, что продукция успешно справляется с возложенными на нее задачами, параллельно защищая почву от пагубного влияния колесного и гусеничного транспорта. Производственные возможности компании позволяют изготавливать до 8 тысяч мобильных дорожных плит в год.
Разработка «НЦК» рассчитана на многократное использование, отличается уменьшенной массой и повышенной прочностью. При габаритах 4х2 метра вес плиты составляет всего 950 кг, но она способна выдержать даже разворот гусеничной машины массой свыше 110 тонн.
Энергетика
Токены на энергетику: Роснано, Интеррос и Т-Инвестиции выпустят ЦФА на объект в Арктике
Элитный трейдер, 24/10/2025
Роснано, Интеррос и Т-Инвестиции разработали новую модель инвестиций в энергетику с помощью цифровых финансовых активов (ЦФА). В рамках проекта токенизации перспективного энергетического объекта в Арктике планируется выпустить энерготокены — ЦФА, привязанные к денежным потокам от этого объекта. Зачем инвесторам энерготокены Инвесторы получат доступ к уникальному финансовому активу и возможность участия в доходе от энергосервисного бизнеса Группы Роснано, обеспеченного долгосрочными контрактами на поставку электроэнергии одной из крупнейших производственных компаний в РФ.
Основные преимущества: Возможность получать доход от конкретного энергетического объекта. Диверсификация портфеля: благодаря низкой корреляции с фондовым рынком энерготокены могут стать защитным инструментом в периоды неопределенности. Станислав Близнюк, глава Т-Банка: «Энерготокены — новый класс инвестиционных инструментов. Для инвесторов это возможность доступа к доходу от конкретного энергетического объекта, а также инструмент диверсификации портфеля, который имеет низкую корреляцию с фондовым рынком и в случае макроэкономической неопределенности может оставаться эффективным инструментом сохранения средств». Когда будет реализован проект Проект должен быть реализован в следующем году.
Выпуск энерготокенов состоится на ЦФА-платформе Атомайз (входит в экосистему Т-Банка). Алексей Илясов, генеральный директор Атомайз: «В перспективе после внесения поправок в законодательство энерготокены могли бы стать не только инвестиционным инструментом, но и эквивалентом киловатта энергии и даже средством платежа за жилищно-коммунальные услуги». Кто сможет инвестировать в проект Энерготокены будут предложены российским квалифицированным инвесторам — клиентам Т-Инвестиций, выпуск состоится на ЦФА-платформе Атомайз (входит в экосистему Т-Банка)
Первоисточник: https://elitetrader.ru/index.php?newsid=758585&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Стоимость разведанных запасов углеводородов в Арктике достигает $3,6 трлн
Агентство нефтегазовой информации, 24/10/2025
Стоимость разведанных запасов углеводородов в Арктике достигает $3,6 трлн. Россия контролирует большую часть арктических запасов - 73% газа и 45% нефти. Об этом сообщили в пресс-службе Восточного центра государственного планирования.
Через Арктику проходит Северный морской путь - ключевой транспортный коридор между Европой и Азией. Объем перевозок по маршруту вырос с 31,5 млн тонн в 2019 году до 37,9 млн тонн в 2024-м и при развитии инфраструктуры может достигнуть 150 млн тонн к 2035 году.
Время доставки по Северному морскому пути существенно меньше: от Мурманска до Шанхая летом - 12 дней, зимой - 28 дней, тогда как путь из Новороссийска через Суэцкий канал занимает 30-35 дней. Арктическая зона России формирует глобальный климат и углеродный баланс планеты, благодаря мерзлоте и ледяным покровам, накапливающим парниковые газы. Из-за растущей промышленной активности планируется увеличить долю «зеленых» инвестиций с 2,6% до 4,5% к 2036 году.
Регион сталкивается с комплексом вызовов - износом инфраструктуры, геополитической нестабильностью и нехваткой кадров. В то же время рост грузопотока, торговый поворот в сторону Азии и новые технологии открывают возможности для экономического развития. Экономика Арктической зоны РФ сегодня превышает 9,7 трлн руб.
«Она опирается на мощную ресурсную базу углеводородов, твердые полезные ископаемые. Предприятия Мурманской области, Норильска, Ямала, Архангельской области и Чукотки формируют промышленный каркас региона», – рассказал директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.
Добыча полезных ископаемых доминирует в Ненецком (83,7% ВРП) и Ханты-Мансийском (78,8%) округах, тогда как перерабатывающая промышленность развивается в Красноярском крае (27,6%) и Архангельской и Мурманской областях (около 22%). С 2019 по 2023 год инвестиции в основной капитал региона выросли на 92,4%, что превышает среднероссийский показатель в 82,4%.
Среднемесячная зарплата в Арктической зоне РФ с 2019 по 2024 год выросла с 76,8 тыс. руб. до 130,9 тыс., в основном за счет реформ в оплате труда и реализации крупных проектов. Запланировано семь крупных инвестиционных проектов с общими вложениями свыше 20 трлн руб., включая «Восток Ойл» с 11,75 трлн руб. инвестиций и 83 тыс. рабочих мест, а также «Арктик СПГ» и проекты ГМК «Норильский никель» и ГДК «Баимская». Реализация этих программ обеспечит создание 155,5 тыс. рабочих мест и укрепит позиции России как лидера арктической ресурсодобычи.
Администрация Трампа отменила ограничения Байдена на нефтегазовую разработку на Аляске
ИнфоТЭК, 24/10/2025
Администрация президента США Дональда Трампа сняла введенные ранее запреты на разработку нефтегазовых месторождений на Аляске, вновь открыв для промышленности обширные территории в Арктике. Соответствующее заявление размещено на сайте Министерства внутренних дел США.
В документе отмечается, что на побережье Аляски сосредоточены "наиболее перспективные неразработанные месторождения энергоносителей в США", разработка которых будет способствовать "укреплению энергетической безопасности" страны.
Речь идет в том числе об открытии для нефтегазодобычи 1,56 млн акров (более 6,3 тыс. кв. км) прибрежной равнины, отменяя таким образом принятый в 2024 году администрацией Джо Байдена план по ограничению разработки до минимальных значений, подчеркивается в заявлении.
Как заявил президент США Дональд Трамп, запасы этих месторождений обладают потенциалом, способным удовлетворить спрос на энергоносители всей Азии. Решение нынешней администрации развивает инициативу, о которой Трамп сообщал в январе, по возобновлению добычи нефти и газа на заповедных землях Аляски.
Разное
Суд встал на сторону ФАС в деле о картельном сговоре, затронувшем Ямал
Север-Пресс, 26/10/2025
Арбитражный суд поддержал обвинение Федеральной антимонопольной службы шести компаний в картельном сговоре. В деле фигурирует сумма в 963 миллиона рублей, сообщили в пресс-службе ФАС.
«Ранее ФАС России признала ООО нарушившими антимонопольное законодательство. Компании пытались оспорить решение службы, однако Арбитражный суд города Москвы поддержал позицию ФАС России», — говорится в сообщении.
Эти организации заключили соглашение, ограничивающее конкуренцию, чтобы поддерживать на торгах определенные цены на контракты. Диапазон сфер оказался очень широк: строительство, ремонт, обслуживание инженерных сетей, обращение с ТКО, благоустройство и дезинфекция.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/fas-vyigrala-delo-o-mnogomillionnom-kartelnom-sgovore/