Обзор СМИ
10/11/2025
Оглавление
Резидент АЗРФ в Салехарде будет выполнять исследования вечной мерзлоты
Сенатор Дягилева: в Мурманской области могут в будущем снимать дорамы
Пензенские инженеры участвуют в создании российских грузовых дирижаблей для Арктики
Арктический туризм
В страну нетающего снега: в Арктику проложат четыре туристических коридора
Российская газета, 07/11/2025
К 2030 году путешествия по северным территориям России должны стать более доступными - для этого утверждена федеральная межрегиональная схема территориально-пространственного планирования "Русский Север и Арктика". Она включает четыре региона СЗФО (Вологодскую, Мурманскую, Архангельскую области, Республику Карелия), а спроектирована в рамках национального проекта "Туризм и гостеприимство".
По данным разработчиков, новая туристическая макротерритория площадью 780 тысяч квадратных километров объединяет 3,3 миллиона человек. Туристические возможности у нее грандиозны, но почти не раскрыты. В этом как раз и кроется привлекательность арктических маршрутов: "Низкая плотность населения и слабая связность территории, с одной стороны, не позволяют полностью раскрыть туристический потенциал регионов, а с другой - формируют уникальный опыт посещения необитаемых мест Севера, знакомства с русской северной глубинкой и сохранившейся первозданной культурой", - считают авторы нового территориального деления.
Акцент делается на четырех глобальных туристических коридорах. Предполагается, что они придут на смену стихийно сформировавшимся вертикальным маршрутам Петербург - Мурманск и Москва - Архангельск. Дело в том, что с севера на юг гостевые пути отстроены достаточно надежно. А стоит лишь чуть-чуть отойти в глубинку - и путешественник завязнет в непролазной грязи, потеряется в тайге или запутается в паутине проселочных дорог.
"Бедность транспортной сети ведет к частой безальтернативности маршрутов. Кроме того, существующие автомобильные дороги зачастую имеют невысокий уровень комфорта для туристов, а железнодорожное сообщение не обеспечивает достаточной степени интенсивности", - считают авторы проекта.
Вот поэтому на новых направлениях правительство России планирует улучшить транспортное сообщение, обновить инфраструктуру в районе основных памятников и достопримечательных мест, построить современные гостиницы.
В три из четырех направлений вошла Архангельская область, расположенная в сердце Русского Севера. Так, коридор "Путь на Север" проходит вдоль Сухоны и Двины, связывая юг Поморья и Вологодскую области благодаря созданию единой зоны туризма "Котлас - Сольвычегодск - Великий Устюг". В список приоритетных зон этого коридора вошли и другие архангельские территории - Вельский и Устьянский районы. А на Вологодчине к приоритетным отнесли также Кириллов, Ферапонтово, Тотьму, Устюжну, Белозерск, Череповец. И, конечно, столицу региона.
"Путь поморов" проложат на самом севере - вдоль Белого моря. Вернее, откроют для туристов дикие природные ландшафты, памятники (в том числе нематериального наследия), деревни, маяки и морские пути-дороги. Приоритетными названы карельские Кемь и Беломорск, мурманский Терский берег и, конечно, архангельские Соловки.
"Озерный край" свяжет три региона - в него войдут зеленый пояс Фенноскандии и наскальные петроглифы в Карелии, финно-угорские достопримечательности Мурманской и Архангельской областей.
А туристический коридор "Кольское побережье" пройдет только по Мурманской области: согласно замыслу разработчиков, он объединит уже завоевавшие популярность маршруты с относительно новым направлением Никель - Заполярный - Рыбачий. Идея - связать арктическую природу с этапами индустриализации Арктики. И, конечно, предложить путешественникам новые сценарии для отпуска.
На это рассчитаны все новые коридоры. Гостей будут завлекать хайкингом (длительными прогулками по живописным маршрутам), геотуризмом, фотоохотой, яхтингом, в том числе круизным, сноукайтингом, гастротурами. Эксперты считают, что главной аудиторией "Русского Севера и Арктики" станет молодежь: бездетные пары с относительно высоким уровнем доходом. Правда, таких туристов придется обеспечивать хорошими дорогами, более разнообразными маршрутами и, конечно, отелями высокого уровня.
При этом в самых притягательных местах Русского Севера средств размещения не хватает сегодня критически.
- 53 процента всего номерного фонда здесь сосредоточены в семи городах: Петрозаводске, Мурманске, Вологде, Архангельске, Кировске, Череповце и Сортавале. При этом порядка 63 процентов аттракторов расположены вне ключевых городов. Около 30 процентов всех точек притяжения расположены за пределами полуторачасовой доступности от мест концентрации средств размещения. Среди ключевых точек притяжения, не попавших в зону доступности, - ООПТ, острова, музеи этнотематики, деревни, религиозные объекты.
Но для того чтобы строить больше хороших отелей бизнесу стало выгодно, туристов важно чем-то "задерживать". Пока средняя продолжительность поездки на макротерритории составляет 4-7 дней при остановке в одном месте в среднем на три дня - это немного. Разработчики проекта пояснили: "Возможность смены локаций в комфортной транспортной доступности позволит увеличить длительность пребывания туристов внутри каждого региона и макротерритории в целом".
В том числе... на пляжах. Авторы новой схемы пришли к выводу, что пляжный отдых и Белое море - вполне сочетаемые понятия. "Низкие температуры не мешают развивать в регионе пляжный туризм: в силу ландшафтных особенностей по берегам Белого моря на реках и озерах распространены песчаные пляжи, а в городах создаются круглогодичные зоны отдыха у воды на набережных".
В целом же вклад от сферы туризма во внутренний валовый продукт макрозоны "Русский Север и Арктика" может увеличиться к 2030 году до 154,9 миллиарда рублей. Плюс составит более 68 процентов.
...А пока макрокоридоры еще только собираются прокладывать, муниципалитеты северной глубинки объединяются, чтобы развивать собственные маршруты. Так, в Архангельской области шесть муниципальных образований юго-востока (Красноборский, Котласский, Вилегодский и Ленский районы, города Котлас и Коряжма) сплотились под одним туристским брендом "Северное Трехречье". Сегодня они предлагают гостям гастрономические туры на Виледь, путешествия в вотчину Строгановых город Сольвычегодск, поездки в красноборскую усадьбу художника Александра Борисова и в резиденцию Матушки Зимы, расположенную в Яренске. А накануне Нового года свободный номерной фонд в Архангельской области стремительно тает - потому что не тает снег, покрывающий северные регионы в начале января.
Биоресурсы
Из Булунского района в Якутск доставляют свежий улов северной рыбы
Вести-Ямал, 08/11/2025
В холодных ветрах Арктики продолжается осенняя путина — из Булунского района в Якутск поступают контейнеры со свежайшей ряпушкой, муксуном и нельмой. Несмотря на мороз и сильный ветер, рыбаки спешат выполнить план: 45 тонн ряпушки и 13 тонн муксуна за две недели.
Из-за позднего нереста рыбы и сложных погодных условий промысловики смогли освоить лишь треть объёма. Лёд на реках быстро схватывается, но работа не останавливается — улов сразу замораживают и отправляют по Лене в Якутск.
В столице республики северная рыба хранится при –30 °C, что сохраняет её вкус и питательные свойства. Уже скоро свежие арктические деликатесы появятся на прилавках и столах якутян.
Политика
Чибиса снова назвали главным лоббистом Арктики
СеверПресс, 08/11/2025
Вице-спикер Мурманской областной Думы Евгений Никора назвал главу Заполярья Андрея Чибиса главным лоббистом Арктики.
«Наш губернатор, на мой взгляд, заслуженно занял уверенные лидерские позиции в качестве лоббиста всей российской Арктики как нового космоса для нашей великой страны. И председательство в комиссии Государственного совета по направлению «Северный морской путь и Арктика», которую возглавил губернатор Мурманской области Андрей Чибис, стало подтверждением доверия к Андрею Владимировичу как к руководителю, формирующему северную федеральную повестку», - указал Никора.
Он отметил, что сейчас происходит формирование новой идеологии для регионов Арктической зоны России.
«Любая идеология становится популярной, только если люди находят в ней что-то на самом деле важное и нужное лично для них. То, что попадает точно в душу и сердце. И для каждого человека это своё. Один готов «На Севере-жить!», если у него по настоящему интересная, стабильная, перспективная работа. Другому важно, чтобы уходя в дальний поход для защиты интересов Отечества, он был бы уверен, что его семья на берегу бухты Ягельной будет ждать его в теплом доме, а дети будут ходить по по новому тротуару в отремонтированные детский сад и школу. Третьему важно построить дом - свой дом в Арктике, зная, что в этом доме будут взрослеть его дети и внуки, и иметь возможность ездить на работу по хорошо освещённой дороге», - рассказал Евгений Никора.
«И каждому из них очень важно знать, что не придётся за качественной медицинской услугой ехать в Питер. Вот так, кирпичик к кирпичику, строится счастье каждого и общий наш счастливый дом на Севере. Ведь «На Севере - жить!» - это когда счастье здесь и сейчас, а не когда в 65 уехал искать его из Мурманска в Рязань», - резюмировал вице-спикер Мурманской областной Думы.
Первоисточник: https://severpost.ru/read/198093/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Наука, культура и образование
Резидент АЗРФ в Салехарде будет выполнять исследования вечной мерзлоты
ТАСС, 07/11/2025
Архитектурно-планировочная мастерская "Арктика" создаст современную инженерно-геологическую базу с грунтовой лабораторией в городе Салехарде. Об этом сообщила пресс-служба Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ).
"Архитектурно-планировочная мастерская "Арктика" (ООО АПМ "Арктика") стала резидентом Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) и приступила к реализации инвестиционного проекта по созданию современной инженерно-геологической базы с грунтовой лабораторией в городе Салехарде", - говорится в сообщении.
Мастерская будет проводить исследования, которые важны для безопасного и экономически эффективного проектирования фундаментов в условиях таяния вечной мерзлоты, что актуально для Ямало-Ненецкого автономного округа в связи с изменяющимися климатическими условиями. Компания также будет оказывать полный комплекс услуг инженерных изысканий: геологических, геодезических, экологических и гидрометеорологических.
"Актуальность нашего проекта продиктована текущими температурными трендами. Традиционные конструктивные решения и стандартный набор лабораторных исследований уже не обеспечивают необходимый паритет стоимости, качества и безопасности строительства в Арктике", - отметил генеральный директор ООО АПМ "Арктика" Максим Перелехов.
Как пояснили ТАСС в пресс-службе правительства региона, вопрос исследования состояния вечной мерзлоты является одним из приоритетов работы научного сообщества округа, так как 90% территории округа находится в криолитозоне. На базе Научного центра изучения Арктики действуют три подразделения: с 2021 года - лаборатория Земли и геотехнической безопасности, в 2025 году заработали еще две - грунтовая лаборатория в Салехарде и дорожно-строительная - в Новом Уренгое.
На территории АЗРФ проекты реализуют более 970 компаний-резидентов, бизнес уже ввел в работу 279 проектов в сферах логистики, туризма и рекреации, промышленности, строительства, энергетики, авиации, медицины, общественного питания и других. Общий объем фактически осуществленных резидентами инвестиций составляет 222 млрд рублей, создано 12,4 тыс. рабочих мест.
Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/25564205?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Сенатор Дягилева: в Мурманской области могут в будущем снимать дорамы
ТАСС, 08/11/2025
Азиатские сериалы - дорамы могут в будущем снимать в локациях Мурманской области, так как регион стремительно развивается в качестве съемочной площадки, а у зарубежных кинематографистов растет интерес к Русскому Северу и Арктике. Такое мнение высказала ТАСС сенатор РФ от Мурманской области Елена Дягилева в кулуарах международного кинофестиваля "Северный характер".
"Маршрут Китай - Мурманская область для азиатских туристов уже является привычным. У нас треть всех зарубежных гостей из КНР, которые, вернувшись на родину, рассказывают об арктических красотах и северном сиянии. Конечно, на это все хочется посмотреть, а учитывая популярность азиатских сериалов, какую-нибудь дораму вполне можно будет снять у нас в Мурманской области", - сказала Дягилева.
Она отметила, что интерес к киносъемкам в Кольском Заполярье уже проявляют кинематографисты из Индии и Китая, которые намерены посетить регион в рамках локейшн-тура для подбора мест съемок для потенциальных проектов.
"Для многих зарубежных стран интересно показать Русский Север, а Мурманская область - это еще и доступный север с точки зрения логистики. Для нас интерес в чем? В том, что через такое взаимодействие и партнерство мы дополнительно привлекаем внимание к своему региону. Ну, а кроме того, через показательный интерес других стран к северу, к Мурманской области, мы сможем нашей молодежи также прививать любовь и гордость к тем местам, в которых они родились", - заключила Дягилева.
Мурманская область впервые попала в статистику по географии съемок проектов российских кинокомпаний в 2022 году. Кольское Заполярье - самый северный регион России, в который стремятся российские кинопроизводители. В регионе создан Центр развития кинопроизводства Мурманской области (кинокомиссия), который оказывает создателям фильмов поддержку, а также принят закон о кинорибейтах и разработан экологический стандарт киносъемок "Зеленый экран". В последние годы на экраны России вышло несколько крупных кинопроектов, которые снимались в Заполярье. Это сериалы "Полярный", "Баренцево море", "Везет", полнометражные игровые фильмы "Филателия", "Велга", "На выдохе", "Туман".
XVII Международный кинофестиваль "Северный характер" проходит в Мурманске с 3 по 9 ноября 2025 года.
Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/25569281?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Оборона и безопасность
Politico: Британия отрабатывает сценарий обострения с Россией в Арктике
Общественная служба новостей, 07/11/2025
Британские военные провели на базе Бодо в Норвегии учения, в ходе которых отрабатывали действия на случай усиления российской активности в Арктике, передает издание Politico.
Сценарий маневров предполагал развитие беспорядков в приграничной стране после воображаемого перемирия на Украине. В тренировках приняли участие министры обороны и генералы североевропейских государств, которым было предложено разработать стратегию реагирования на возникающие угрозы.
По словам министра обороны Великобритании Джона Хили, страны Северной Европы ежедневно сталкиваются с проявлениями российского военного присутствия.
«Мы — те государства, которые могут лучше всех оценить риски, отреагировать на угрозы и вовлечь НАТО для более серьезного рассмотрения ситуации», — заявил он.
Особое внимание на учениях уделялось методам «гибридной войны» и оперативным мерам реагирования через Силы совместного экспедиционного реагирования (JEF), созданные под руководством Лондона.
Промышленность и технологии
Пензенские инженеры участвуют в создании российских грузовых дирижаблей для Арктики
Московский комсомолец - Пенза, 07/11/2025
В России начата полномасштабная разработка нового поколения грузовых дирижаблей, предназначенных для работы в арктических регионах. Как сообщил заместитель генерального директора компании-разработчика Алексей Пирогов, проект реализуется при активном участии пензенских специалистов и студентов местного технопарка «Кванториум».
Возрождение интереса к дирижаблестроению обусловлено совокупностью факторов: запросом промышленности на доставку крупногабаритных грузов в труднодоступные регионы, появлением новых материалов и сохранением в стране уникальных производственных компетенций. Особую актуальность проект приобретает для нефтегазового сектора, работающего в условиях отсутствия развитой транспортной инфраструктуры.
Разработка ведется поэтапно – от создания демонстрационного макета, представленного в октябре 2025 года на научно-практической конференции в Пензе, до изготовления функционального прототипа. Молодые специалисты из пензенского «Кванториума» активно участвуют в проекте, занимаясь 3D-моделированием, лазерной резкой деталей и созданием компонентов на 3D-принтерах.
Современные дирижабли, по словам Пирогова, представляют собой жесткие гибридные конструкции с энерговооруженностью до 500 кВт, оснащенные газонепроницаемой пленкой и карбоновыми элементами нового поколения. Беспилотные аппараты будут способны преодолевать сотни километров, анализируя погодные условия в режиме реального времени.
Проект соответствует общемировым тенденциям – аналогичные разработки ведутся в Европе, Китае и США. Для России создание национальной дирижабельной системы имеет стратегическое значение, обеспечивая транспортный суверенитет, особенно в арктических регионах. Ожидаемая окупаемость проекта составляет около трех лет благодаря значительной экономии по сравнению с авиаперевозками.
Северный морской путь
В СФ считают, что обновление портов должно идти в основном за счёт инвесторов
Сенат Информ, 07/11/2025
В России планируют провести масштабное обновление портовой инфраструктуры. Об этом говорится в проекте Стратегии развития Северного морского пути (СМП) и Трансарктического транспортного коридора (ТАТК) до 2050 года. Для финансирования таких работ может быть создана специальная программа ВЭБ.РФ.
Проект стратегии отправил на рассмотрение в профильные ведомства губернатор Мурманской области и председатель комиссии Госсовета по направлению «Северный морской путь и Арктика» Андрей Чибис. Нарастить грузопоток планируют в Мурманске, Архангельске, Магадане, Корсакове, Петропавловске-Камчатском и других портовых городах. Это позволит расширить торговлю, в частности с Китаем и Индией. Согласно комплексному плану развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной, социальной и иной инфраструктуры на период до 2036 года, утвержденному правительством в августе этого года, планируют построить 17 терминалов в морских портах, пишут «Известия». Кроме того, российские стратегические проекты предусматривают строительство и реконструкцию 25 объектов инфраструктуры водного транспорта в период с 2025 по 2036 год. Три из них относятся к Арктическому бассейну, а 12 расположены на Дальнем Востоке.
Член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, сенатор от Приморского края Людмила Талабаева в беседе с «СенатИнформ» отметила, что бизнес уже давно просит создать новую инфраструктуру, особенно на Северном морском пути. Сенатор поддержала планы по обновлению портов. Она подчеркнула, что строительство инфраструктуры должно идти в основном за счёт инвестиционных средств с государственной поддержкой.
Все эти вложения, безусловно, окупятся за счёт расширения перевозок и сотрудничества с другими странами. Наши зарубежные партнёры заинтересованы в увеличении объёма поставок грузов из России. Бизнес получит больше прибыли, а бюджет – дополнительные поступления
Людмила Талабаева, член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
1 триллион рублей: Морские порты Арктики модернизируют
Nord-News.ru, 07/11/2025
Порт Мурманска в числе других станет площадкой для масштабной модернизации федерального уровня и наращивания грузопотока. Об этом сообщили «Известия» по итогам исследования стратегии развития Северного морского пути (СМП) и Трансарктического транспортного коридора (ТАТК) до 2050 года.
Известно, что преобразования также коснутся портов в Магадане, Корсакове, Петропавловск-Камчатском, Анадыре, Холмске, Невельске, Провидении, Архангельске и Диксоне. Для финансирования масштабного проекта может быть создана специальная программа ВЭБ.РФ.
Издание сообщает, что сумма вложений для модернизации одного из указанных портов может составить 1 триллион рублей.
Напомним, в комплексный план развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной, социальной инфраструктуры, которую утвердил Кабмин РФ в августе, включили строительство 17 терминалов в морских портах.
Транспортные системы
В Дудинке создадут логистический хаб для нужд промышленности Арктики
Байкал24, 09/11/2025
Компания «ТРАНСЭКО» приступила к реализации инвестпроекта по строительству логистического центра в Красноярском крае, получив статус резидента АЗРФ. Расположенный Дудинке объект начнёт работу в 2027 году и будет обрабатывать грузы, в том числе автошины и материалы из резины. Основными клиентами станут крупные промышленные предприятия, работающие в регионе. Объём инвестиций в проект в рамках соглашения с КРДВ превысит 61 млн рублей.
Анастасия Жук, директор департамента сопровождения инвестиционных проектов АЗРФ:
- Реализация подобных инфраструктурных проектов крайне важна для комплексного развития Арктической зоны. Создание современного логистического хаба в Дудинке не только поддержит деятельность ведущих промышленных компаний региона, но и будет способствовать повышению эффективности грузопотоков. Мы со своей стороны обеспечиваем все необходимые меры поддержки в рамках статуса резидента АЗРФ.
Первоисточник: https://baikal24.ru/text/09-11-2025/026/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Экология
К спасению флоры и фауны в Арктике привлечены ИИ
ТАСС, 09/11/2025
Ученые с помощью искусственного интеллекта начали оценивать потенциальные риски для флоры и фауны в Арктике. Об этом сообщил ТАСС старший преподаватель кафедры инструментального и прикладного программного обеспечения РТУ МИРЭА Андрей Рыбников.
Он отметил, что алгоритмы машинного зрения выявляют зоны загрязнения и формируют карты экологических рисков в реальном времени, анализируя спутниковые и аэрофотоснимки Карского и Баренцева морей.
"Другой активно развивающийся подход - прогностическая экология. Объединяя данные со спутников, ледовых буев и автономных датчиков, ИИ помогает моделировать разрушение береговых линий, отслеживать процессы таяния льда и оценивать потенциальные риски для флоры и фауны. Для ученых это означает переход от постфактум-наблюдений к пониманию того, как природная система меняется во времени и почему именно", - рассказал Рыбников.
По словам эксперта, в новом сезоне студенческий экспедиционный корпус "Команда Арктики" планирует использовать ИИ для анализа химико-биологических проб и снимков с беспилотников в заповедных районах Белого и Баренцева морей, а также для распознавания источников загрязнения.
"Главная ценность ИИ для арктической экологии не в замене человека, а в способности видеть то, что скрыто в данных. Технологии делают возможным переход от наблюдения к пониманию, от фиксирования последствий к прогнозу и предупреждению. Это новый тип взаимодействия науки с природой, где алгоритм становится партнером исследователя, а не его дублером", - пояснил он.
Первоисточник: https://tass.ru/nauka/25573075?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Гидроудар по климату: как ГЭС в северных широтах ускоряют глобальное потепление
Гидропост, 07/11/2025
Новая экологическая теория предполагает, что масштабное строительство гидроэлектростанций в северных широтах, особенно в России, Канаде и США, может быть одним из ключевых, но недооцененных факторов стремительного изменения климата. Согласно материалам, представленным альянсом New England & Canadian Provinces Alliance (NECAPA), именно вмешательство в естественное течение крупнейших рек планеты запустило опасные процессы, влияющие на всю климатическую систему Земли. Основной удар приходится на Арктику, которая, по последним данным, теплеет в четыре раза быстрее, чем остальной мир.
В центре концепции лежит проблема управления водными ресурсами на крупных ГЭС. Зимой, для удовлетворения пикового спроса на электроэнергию, станции сбрасывают огромные объемы воды, забираемой из глубинных, более теплых слоев водохранилищ. Температура этой воды составляет около +4 °C. Попадая в атмосферу с температурой до –30 °C, она мгновенно испаряется, образуя гигантские объемы водяного пара. Этот пар представляет собой скрытую тепловую энергию. Он формирует устойчивый слой тумана, который не рассеивается месяцами, создавая своего рода «тепловой купол» над огромными территориями и нарушая естественный температурный баланс в нижних слоях атмосферы. Этот процесс авторы теории называют «двигателем скрытого тепла», который не учитывается в большинстве климатических моделей.
Помимо прямого теплового загрязнения, плотины создают и другую, не менее серьезную угрозу, разрушая биологические системы океана. Реки несут в океан не только воду, но и питательные вещества, взвеси и микроэлементы, в том числе кремний. Плотины действуют как гигантские отстойники, задерживая до 90% этих наносов. В результате Северный Ледовитый океан испытывает острое «питательное голодание». Это губительно сказывается на популяции диатомовых водорослей – микроскопического планктона, составляющего основу морской пищевой цепи. Диатомеи нуждаются в кремнии для построения своих панцирей и играют важнейшую роль в глобальном углеродном цикле.
Диатомовые водоросли поглощают углекислый газ из атмосферы в процессе фотосинтеза. После завершения жизненного цикла их тяжелые кремниевые панцири быстро опускаются на дно, увлекая за собой углерод и фактически выводя его из атмосферы на тысячелетия. По оценкам, диатомеи обеспечивают до 50% всего процесса секвестрации CO2 в океане. Их массовое вымирание из-за нехватки питательных веществ, вызванной плотинами, нарушает этот естественный механизм. В результате больше углекислого газа остается в атмосфере, что усиливает парниковый эффект. Место диатомей занимают другие организмы, например, цианобактерии, которые не способствуют эффективному удалению углерода и могут вызывать цветение воды, поглощающее кислород.
Исследователи указывают на тревожную корреляцию: пик строительства крупных ГЭС в субарктическом регионе в 1970–1980-х годах совпадает по времени с началом резкого ускорения темпов потепления в Арктике.
Этот временной график рассматривается как косвенное доказательство того, что именно техногенное изменение гидрологического режима рек стало тем «недостающим звеном», которое объясняет расхождение между прогнозами климатических моделей и реально наблюдаемыми темпами таяния арктических льдов. Таким образом, гидро-энергетика, традиционно считающаяся «чистым» источником энергии, может оказаться источником серьезных климатических рисков, последствия которых только начинают осознаваться.
Первоисточник: https://hydropost.ru/id/182016?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
«Чистая Арктика» тестирует технологию «северного вывоза»
Таймырский телеграф, 07/11/2025
Вывозить собранный металлолом из труднодоступных северных территорий типа мыса Челюскина можно только морским путем: его помещают в специальные сетки, затем вертолетом доставляют на научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов». За два года уборок волонтерами с мыса уже вывезено около восьми тонн отходов.
«Мы считаем, что вместе с понятием «северный завоз» должно появиться и определение «северный вывоз». Наша задача – протестировать эту технологию и показать, как это может работать на практике. Пока мы вывозим небольшие партии, но постепенно будем объёмы наращивать», – говорит руководитель общественного экологического проекта «Чистая Арктика» Андрей Нагибин.
Также на примере очистки мыса Челюскин волонтеры «Чистой Арктики» разрабатывают единый стандарт уборок для труднодоступных локаций. Совместно с Северным УГМС они подготовили «Рекомендации по процессу сбора и вывоза накопленного ущерба». Их можно применять на всех таких территориях.