Обзор СМИ
24/11/2025
Оглавление
Глава Якутии предложил новые механизмы поддержки участников северного завоза
Госкорпорация «Росатом» досрочно завершила северный завоз на Чукотку
Передвижная выставка картин о жизни коренных жителей Севера проходит в Анадыре
Югорские археологи расскажут об Обдорском остроге на конференции в Петербурге
Лавёровский центр приступил к реализации проекта по изучению подвида северного оленя на Новой Земле
Поедают пластик. Ученые открыли новый вид бактерий в морях Арктики
«Продолжаем работать в Арктике»: зампред Правительства РФ посетил Архангельск
Общая протяженность ВОЛС в Якутии превысит 20 тысяч км благодаря «Синергии Арктики»
Российские ученые создали импортозамещающие износостойкие покрытия для Арктики и судостроения
В Якутии намерены завершить подготовительную стадию порта Найба в 2027 году
Краткий обзор текущей ледовой обстановки в морях Арктики
Порт Сабетта вводит с 24 ноября обязательную ледокольную проводку судов Ice3
Навигация в морском порту Анадырь (Чукотка) завершилась 20 ноября 2025 года
В Приморье рассказали о популярности льготной ипотеки
До 2035 года на развитие городов Ямала направят свыше 770 млрд рублей
Арктические резиденты на Ямале будут пять лет платить в окружной бюджет 15% налога
Россия инвестирует в Арктику Коми: Воркуту ждут изменения с многомиллионным бюджетом
В Карелии намерены увеличить население Кемско-Беломорской агломерации на 30%
На Ямале за десять лет реализуют 30 мероприятий для развития арктических городов
Министр: В Заполярье построены 1 245 «Своих домов в Арктике»
На реновацию закрытых территорий Мурманской области требуется 31,8 млрд
Северный Завоз
Глава Якутии предложил новые механизмы поддержки участников северного завоза
ЯСИА, 21/11/2025
Новые механизмы поддержки участников северного завоза предложил глава Якутии на стратегической сессии форума «Транспортная неделя», организованной комитетом Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики.
В своем выступлении Айсен Николаев подчеркнул, что вопросы северного завоза в этом году находятся под пристальным вниманием: прошло два совещания у президента РФ Владимира Путина, ведется постоянный контроль на уровне правительства России, Госдумы, огромную работу проводит ГК «Росатом».
«Для решения задачи жизнеобеспечения огромных территорий Арктики и Крайнего Севера поддержка государственного северного завоза абсолютно необходима», — заявил он.
В частности, для Якутии, более половины территории которой составляет Арктическая зона, это стратегически важный вопрос. Объем северного завоза в республике превышает 2 млн тонн, из которых 1,4 млн — это жизнеобеспечивающие грузы, а общая стоимость в 2025 году — более 70 млрд рублей.
Айсен Николаев отметил, что принятие федерального закона «О северном завозе» стало историческим событием, которое позволило создать новые механизмы господдержки.
«Закон заработал, это уже само по себе хорошо. В этом году появились новые финансовые механизмы — казначейские кредиты. Для Якутии это было одно из тех решений, которое позволило нам обеспечить завоз», — сказал он.
При этом глава региона указал на необходимость дальнейшего совершенствования системы: увеличения объемов казначейских кредитов и продления срока их погашения до трех лет.
«Мы завозим топливо, которое во многих населенных пунктах будет использовано в 2027-м, а то и в 2028-м году. «Омертвление» средств на три года не позволяет быстро обеспечить обороты. Я считаю, что рано или поздно вопрос по увеличению сроков по казначейским кредитам до трёх лет надо будет решать», — пояснил Айсен Николаев.
В числе ключевых федеральных мер поддержки Айсен Николаев предложил рассмотреть предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение транспортных затрат и банковских процентов по кредитам, создание федеральной программы льготного кредитования для пополнения оборотных средств предприятий и распространение механизма субсидирования ЕМО не только на морские, но и на речные перевозки до конечных пунктов назначения.
«Общими усилиями мы дело с мёртвой точки сдвинули. Корабль поплыл. Сейчас наша задача, чтобы он встал под хорошие паруса и пошёл четким курсом. И, главное, чтобы мы могли обеспечивать завоз в интересах наших граждан», — резюмировал Айсен Николаев в заключение своего выступления в рамках сессии.
«Транспортная неделя — 2025» — главное деловое событие транспортной отрасли России. Центральная тема форума: «Эффективная транспортная система. Ключевые элементы». Мероприятие продлится до 21 ноября, объединив на своих площадках представителей государственной власти, ведущих отраслевых экспертов и бизнеса для выработки стратегических решений по дальнейшему развитию транспортной системы страны.
Госкорпорация «Росатом» досрочно завершила северный завоз на Чукотку
Флагман, 21/11/2025
Госкорпорация «Росатом» досрочно завершила северный завоз на Чукотку, сообщает пресс-служба компании 21 ноября.
Итоги работы Единого морского оператора северного завоза (предприятие «Росатома») озвучил специальный представитель госкорпорации по вопросам развития Арктики Владимир Панов на отраслевой конференции «Логистика северного завоза – от планирования до потребителя».
В этом году на Чукотку доставили 152,44 тысячи тонн нефтепродуктов и 6,77 тысячи тонн контейнерных грузов. Были задействованы семь судов: пять танкеров и два сухогруза.
В следующем году грузопоток в этот регион планируется увеличить до 280 тысяч тонн.
«С начала 2026 года успешный опыт новой системы организации северного завоза, протестированной на Чукотке, будет внедрен в других арктических регионах. Свою заинтересованность высказали еще шесть регионов: Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Красноярский край, Архангельская область, Сахалинская область, Хабаровский край. С этими субъектами уже верифицирован объем северного завоза, проработаны и согласованы маршруты», - сказал Владимир Панов.
Арктический туризм
Выход на новый уровень: Ямал готовится к наплыву туристов
Ямал-Медиа, 22/11/2025
Количество туристических поездок по России увеличилось на 5% и составляет 69 миллионов. Минэкономразвития и Минстрой предложили законопроект, который позволяет гражданам инвестировать в строительство гостиниц.
Предполагается, что инвесторы смогут приобретать гостиничные номера через механизм долевого участия и по завершении строительства получать в собственность номера. Управлять комплексом и рассчитывать регулярные выплаты владельцам будет единый гостиничный оператор. Законопроект внесут на рассмотрение в следующем году, но уже сейчас гостиничный бизнес не стоит на месте.
«Нам удалось нарастить программу льготного кредитования гостиниц до 74 тысяч номеров. Отмечу, что уже сегодня введено и классифицировано более семи тысяч номеров. И в проектировании — еще 43 тысячи», — заявил министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников.
Особая роль в развитии туризма принадлежит авиаперелетам. Несмотря на все ограничения, российские авиакомпании предлагают хорошую сеть маршрутов и возможностей для многодетных семей: скидка для детей младше 12 лет может составить до 15% от стоимости тарифа для международных перелетов, 50% — для внутренних за исключением субсидируемых государством.
«Основной ключевой вопрос — это наличие флота. Мы ожидаем, что с 2027 года он существенно будет обновляться самолетами российского производства», — сообщил вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин.
Продвигается и автотуризм. Согласно статистике, количество туристов, путешествующих на авто, увеличилось на 26%. Большим спросом стали пользоваться сервисы, предоставляющие автомобиль в аренду, причем все чаще за этой услугой обращаются именно семьи.
«В послекризисный период автопутешествия и конкретно услуга автопроката были одним из драйверов возвращения туристического сектора. В целом спрос на семейные поездки на автомобилях растет. Я думаю, что мы все можем радоваться, наблюдая развитие семейного отдыха», — рассказал основатель компании по прокату автомобилей Артурс Зантманс.
Эксперты отмечают интерес туристов к северным территориям, и не только у граждан России: многие гости из-за рубежа стараются попасть в арктическую зону — в прошлом году было 24% иностранцев.
Развитие туризма — это и развитие региона. На Ямале тоже готовятся к наплыву желающих увидеть настоящую русскую зиму: на строительство заполярного горнолыжного курорта Рай-Из правительство России выделило кредит в девять миллиардов рублей.
«В рамках этого проекта благоустраиваются и Лабытнанги, и поселок Харп, появляется большая ниша для малого и среднего бизнеса, для разных креативных идей. На первом этапе непосредственно тех, кто работает в отелях с эксплуатацией горнолыжного объекта, порядка 600 человек. Плюс более 2,5 тысяч человек тех, кто работает внешне», — рассказал генеральный директор агентства инфраструктурного промышленного развития Василий Дудченко.
Ямалу есть чем удивить гостей — отдых на Полярном Урале будет сочетать аутентичность, горнолыжный экстрим и первозданность северной природы. А значит регион наверняка внесет свою лепту в развитие всего российского туризма.
Коренные малочисленные народы
Передвижная выставка картин о жизни коренных жителей Севера проходит в Анадыре
ИА Чукотка, 22/11/2025
В пятницу, 21 ноября, в округе открылась персональная выставка молодой художницы Екатерины Суржаниновой "От Якутии до Чукотки" (6+). Экспозиция включает пятнадцать работ, отражающих жизнь коренных малочисленных народов Севера. Выставка завершает Год юкагирского языка в регионе, сообщает ИА "Чукотка".
Презентация картин состоялась в Музейном центре "Наследие Чукотки". На экспозиции представили работы, созданные в трёх отдалённых районах Якутии: Нижнеколымском, Томпонском и Оймяконском. Здесь можно увидеть пейзажи — горы, реки, озёра и бескрайнюю тундру. Особое место занимают портреты местных жителей: оленеводов и рыбаков. Автор этих полотен — молодая художница Екатерина Суржанинова из Якутии. Она лично представила своё творчество посетителям, а также исполнила песню на юкагирском языке. «Неугасающий интерес к настоящему и прошлому Арктики в 2017 году подтолкнул её к освоению масляной живописи — как к мосту, соединяющему поколения. Для аутентичности своих работ она погрузилась в этнографические материалы, консультировалась с историками и с 2020 года начала участвовать в археологических экспедициях. Плодами этих путешествий стали две графические реконструкции образа средневековых якутов, основанных на археологических находках», — сообщили в Музейном центре "Наследие Чукотки". Особое внимание привлекает картина "Тос. Я хотела бы приказать сердцу не думать о тебе", вдохновлённая древним пиктографическим письмом юкагиров. На ней изображены молодые люди: девушка тянется к парню, а на берестяной вставке видны причудливые письмена. У юкагиров существовал обычай, по которому первым в любви на словах должен был признаться молодой человек, а тос был единственным дозволенным способом для девушки выразить свои чувства. Ещё две картины выполнены с помощью необычных материалов. В работе "Олень харгин", помимо масла, использована кровь, а в "Осень в Походской тундре" — мох и листья. 22 и 23 ноября выставка продолжится во Дворце детского творчества города Анадырь. Это мероприятие стало одним из заключительных в Году юкагирского языка на Чукотке. Его закрытие пройдёт (0+) 22 ноября в 13:00 в Окружном Доме народного творчества. В воскресенье, 23 ноября, в ОДНТ также в 13:00 выступит представительница юкагирского народа Ирина Дускулова из Якутии с концертом (0+).
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/kultura/peredvizhnaya_vystavka_kartin_o_zhizni_korennykh_zhiteley_severa_prokhodit_v_anadyre/
Наука, культура и образование
Югорские археологи расскажут об Обдорском остроге на конференции в Петербурге
Север-Пресс, 23/11/2025
Археологи из Югры расскажут о своем изучении Обдорского острога в Салехарде в рамках конференции «Полярные чтения — 2025». Мероприятие посвящено исследованию истории Арктики, сообщили в пресс-службе АНО «Институт археологии Севера».
«Выступления югорских археологов состоятся 24 ноября. О своих исследованиях Обдорского острога на Ямале расскажет директор «Института археологии Севера» О. В. Кардаш», — говорится в сообщении. Партнер ученого по реализации проектов Г. П. Визгалов представит доклад о первых русских городах Сибири.
Конференция состоится в Санкт-Петербургском отделении Российской академии наук с 24 по 26 ноября. Ей цель — разработка научного труда по арктической истории и выявление тем, которые ранее изучались недостаточно глубоко.
Научная работа проводилась в рамках двух грантовых проектов. «Обдорский острог» поддержал Фонд президентских грантов, а «Салехард 1595–2025: с археологами о прошлом» — фонд «История Отечества».
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/nauka/jugorskie-arheologi-rasskazhut-ob-obdorskom-ostroge-na-konferentsii-v-peterburge/
Лавёровский центр приступил к реализации проекта по изучению подвида северного оленя на Новой Земле
Правда Севера (Архангельск), 22/11/2025
Проект Ивана Мизина, старшего научного сотрудника лаборатории биоресурсов и этнографии Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лавёрова Уральского отделения РАН, называется «Новоземельский олень. Загадки ровесника мамонта».
Он получил грантовую поддержку Президентского фонда природы.
К настоящему времени популяционные характеристики и генетическая структура новоземельского подвида северного оленя, занесённого в Красную книгу РФ и Архангельской области, изучены слабо. Учёный планирует определить уровень рождаемости и смертности новоземельских оленей, их сезонные перемещения, места ключевых пастбищ и их состояние.
Для научных исследований приобретено полевое оборудование: переносная солнечная панель и электростанция для зарядки аппаратуры. Учёный получил организационную и техническую поддержку муниципального образования «Городской округ «Новая Земля». Учёный совершил первую экспедицию на остров Южный архипелага Новая Земля.
– Преодолённый на вездеходе стокилометровый маршрут позволил осмотреть растительность в этой части архипелага в местах миграций животных и зафиксировать присутствие северных оленей. Удалось провести наблюдения за 17 животными в четырёх встречах: четырьмя самцами, 12 самками и одним сеголетком, – сообщил Иван Мизин.
Также обнаружены останки одной особи – самца, павшего весной. Пять раз на маршруте в тундре были найдены сброшенные рога особей различного возраста, включая хорошо развитые – 124 сантиметра по длине штанги и 120 сантиметров между крайними отростками.
– Проведена фотофиксация оленей за исключением одной группы из трёх особей, которые резво перебежали дорогу перед вездеходом и скрылись в складках местности. Тем не менее удалось оценить состояние этих животных благодаря наблюдениям в бинокль, – рассказал Иван Мизин.
Как отметил учёный, своим поведением олени демонстрируют стремление избегать встречи с людьми и техникой. К примеру, самки в маленьких группах убегали, стараясь сохранять дальние дистанции. Аналогичным образом повело себя и стадо животных, которое, завидев вездеход с расстояния 800 метров, ушло в горы. Одиночный самец довольно спокойно прореагировал на дистанции 200 метров на присутствие человека, но ушёл в сторону.
Состояние пастбищ Иван Мизин оценивает как «хорошее», способное дать достаточно пищи крупным стадам оленей, которые скоро должны пройти от мест летнего выпаса. Также учёный зафиксировал начало гона у оленей – турнир самцов.
Для последующих генетических исследований собрано несколько образцов биоматериала. Неустойчивая новоземельская погода, мокрый снег и туманы внесли коррективы в полевые работы, но в целом все поставленные задачи первой экспедиции были выполнены.
Работа Ивана Мизина, заявленная на конкурс Президентского фонда природы по грантовому направлению «Проекты в области изучения и мониторинга биологического разнообразия», прошла отбор минувшим летом, набрав на тот момент самое высокое количество баллов (рейтинг заявки составил 97,67 из 100).
Итогом проекта должны стать предложения по дальнейшей охране новоземельского северного оленя как подвида, занесённого в Красную книгу Архангельской области, и возможному рациональному использованию этих животных для нужд жителей архипелага.
Поедают пластик. Ученые открыли новый вид бактерий в морях Арктики
Аргументы и Факты , 22/11/2025
Группа ученых из МГУ и НовГУ под руководством профессора Владимира Ильинского изучилабактерии, которые обитают в Баренцевом море на пластиковых отходах. Выяснилось, что многие микроорганизмы не только живут на пластике, но и питаются им. Ученые идентифицировали их и обнаружили как знакомые для этого региона штаммы, так и новый вид. Исследование в перспективе может помочь в борьбе с пластиковым загрязнением Арктики. Об этом aif.ru рассказали в пресс-службе Минобрнауки России.
Бактериальный аппетит
Загрязнение пластиком — это огромная проблема не только больших городов и прибрежных вод, оно уже достигло самых удаленных регионов планеты. Пластик заполонил даже западные части Северного Ледовитого океана, включающие акваторию Баренцева моря. Мусор приносят сюда течения из Северной Атлантики, он также попадает в арктические воды в виде отходов судоходства и рыбной ловли, которые очень развиты в этом регионе. По оценкам ученых, количество макропластика в поверхностных водах Баренцева моря может достигать 650 тысяч частиц на квадратный километр. Решить эту проблему естественным способом могли бы помочь микроорганизмы. Известно, что некоторые из них питаются пластиком. Эта способность бактерий стала основной для биотехнологического метода переработки пластика — биокомпостирования.
Пластик на завтрак и на обед
Ученые НовГУ, МГУ и Института океанологии имени П. П. Ширшова решили подробнее узнать о таких микроорганизмах в их естественной среде обитания — Баренцевом море. Бактериальные культуры выделили из нароста (так называемой пластисферы), который они образовали на морских пластиковых отходах (ПЭТ — полиэтилентерефталате, полиэтилене, полипропилене и полистироле). Образцы собирали в прибрежной зоне отливов и приливов в районе двух губ Баренцева моря — Зеленецкой и Подпахты, а также в Кольском заливе — во время летних экспедиций в 2021-2023 годах.
Смыв бактерии с пластика, ученые поместили их на специальную питательную минеральную среду, которая не содержала органики. Единственным источником углерода и энергии для микроорганизмов в этой среде послужил один из типов пластика, добавленный в виде порошка, волокон или эмульсии. Таким образом ученые проверяли бактерии на «вкусовые предпочтения» — если колония начинала расти, значит, она могла использовать пластик в пищу.
Чтобы окончательно убедиться в том, что этим источником был пластик, а не какие-то иные компоненты среды, ученые провели серию дополнительных исследований. Критериями способности бактерий разлагать пластик выступили снижение его массы во время культивирования на нем микроорганизмов, визуальные повреждения поверхности пластика — так называемая биоэрозия, а также отсутствие роста бактерий в среде, не содержащей пластик.
Как бактерии ели пластик
На следующем этапе исследования ученые решили узнать, как именно бактерии разрушают отходы — увидеть повреждения молекулярной структуры пластика. Для этого они использовали метод инфракрасной спектроскопии с Фурье преобразованием (ИК-Фурье). Она позволяет оценить состояние химических связей внутри молекулы, как бы снимая с нее «отпечатки пальцев» — спектральные сигнатуры или пики. Несколько раз сравнив такие пики у нетронутого пластика и того, на котором в течение минимум 40 суток жили бактерии, ученые смогли увидеть характер изменений структуры молекул. Часть пластика была «изъедена» микроорганизмами — химические связи в таких образцах были повреждены.
При этом разные бактериальные культуры по-разному съедали пластик (разная интенсивность разложения материала). Лучше всего следы «обеда» оказались видны на поверхности ПВХ, которая подверглась воздействию культуры одной из колоний Stenotrophomonas sp.: она стала шершавой и крошилась. При электронной микроскопии хорошо была видна эрозия, на срезе материала — пузырьки, заполненные бактериями.
«Бактерии не едят отходы в „ноль“, колония прекращает свое существование раньше, чем пластик, на котором она живет, — рассказала aif.ru сотрудник кафедры общей экологии и гидробиологии биологического факультета МГУ и руководитель проекта «СевМорСубботник» Олеся Ильина. — Упомянутая выше колония Stenotrophomonas sp. не съедает ПВХ-лодки, она просто портит поверхность. Те культуры, которых тестировали на изменение массы субстрата, показывали снижение массы пластика в пределах 0,5% за месяц культивирования. То есть это очень медленный процесс. Сейчас мы его только изучаем. Чтобы его начать использовать для промышленного биокомпостирования, нужно очень сильно его доработать методами генной инженерии, ускорить, усилить и перевести в менее капризного носителя, чем морские бактерии».
Кто есть кто
Третьим этапом работы стало определение видов микроорганизмов, которые питались пластиком. Для этого ученые расшифровали у каждого штамма участок гена16S рРНК, анализ последовательности которого позволяет определить принадлежность культуры с точностью до рода.
Было выделено девять культур микроорганизмов — восемь чистых и одна смешанная колония. Пять из них оказались «жителями» ПЭТ, две — полиэтилена и по одной — полипропилена и полистирола. Семь из девяти культур успешно прошли тест на питание пластиком. Таким образом ученые показали, что эти виды могут использовать его как единственный источник пищи.
При этом некоторые культуры оказались известны ученым. Их уже находили в пластисферах Арктического региона. Новичком стала бактерия Persicitalea sp. — ее впервые идентифицировали в наростах на пластике в арктических морях.
Интересным оказался и механизм разрушения отходов. Для ПЭТ, из которого делают бутылки, бактерии запускали процесс гидролиза — основного известного механизма разложения ПЭТ, при котором разрываются связи в сложноэфирных группах молекулы. В случае полиэтилена и полипропилена бактерии атаковали углеродный скелет полимера — основу молекулярной цепи. Еще одна бактерия изменила структуру углеродного скелета молекулы ПЭТ, оставив нетронутыми полиэфирные связи.
Съедят корабли и купальники?
Можно ли вывести бактерии, способные съесть пластик прямо в море, и добавить их воду?
«Такие бактерии начали бы с того, что съели бы пластиковые составляющие кораблей, рыболовных снастей и портов, и мы остались бы без судоходства и без портов, а посетители пляжей — еще и без купальников, — пояснила Олеся Ильина. — В идеале мы сможем выделить комплексы ферментов, способных разрушать определенные типы пластика. Эти комплексы впоследствии можно будет использовать, чтобы клонировать более подходящих бактерий и применять их в контролируемых условиях биокомпостеров, а не в естественной среде, где они вряд ли будут сколько-нибудь эффективны. В море они или погибнут, или перейдут на органику, пренебрегая пластиком».
Пока процессы биодеструкции пластика находятся на начальном этапе изучения. Следующий шаг — понимание возможностей использования разрушения отходов бактериями в технологических схемах.
Промышленность и технологии
«Продолжаем работать в Арктике»: зампред Правительства РФ посетил Архангельск
Бизнес-класс (Архангельск), 21/11/2025
Архангельск с рабочим визитом посетил заместитель председателя Правительства РФ, полномочный представитель Президента России и Дальневосточном федеральном округе Юрий ТРУТНЕВ. Вице-премьер осмотрел несколько производственных площадок, выставку инновационных разработок архангельских предприятий. Также в правительстве региона прошло совещание по вопросам социально-экономического развития Архангельской области.
Перспективы морских перевозок
С большим вниманием заместитель председателя Правительства РФ ознакомился с проектом по развитию морских беспилотных систем. Как рассказал Юрию Трутневу губернатор Архангельской области Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ, регион стал одним из первых, где начато практическое внедрение таких маломерных судов в логистику. Предполагается, в частности, что их применение в перспективе позволит повысить качество грузовых перевозок, в том числе — для жителей труднодоступных населённых пунктов Поморья. Инициаторами проекта являются правительство Архангельской области, ЗАО «Си Проект» и АО «Безэкипажная логистика».
В июле 2025 года безэкипажный катер «Бриз» автономно преодолел около 280 км между Архангельском и Соловецким архипелагом.
«Экспериментальный рейс подтвердил реальность использования таких технологий в наших условиях. Успешно отработано несколько целевых задач, среди которых – способность катера обходить препятствия и отработка заблаговременного расхождения с другими судами. Ставим себе цель развивать это направление», – сообщил Александр Цыбульский.
В следующем году планируется запуск на регулярной основе двух безэкипажных катеров по маршруту Архангельск – Соловки – Архангельск. Потенциальные грузоотправители - ООО «РВБ» («Вайлдберис»), «Почта России» и «Архоблэнерго». Также Юрию Трутневу рассказали о разработке безэкипажного катера для перевозки грузов в 20-футовом морском контейнере.
«Подобный проект имеет высокое прикладное значение для обороны страны. Что касается гражданских областей применения, ещё очень многое надо проверить. Просчитать экономику — насколько это выгодно, а также целесообразно и безопасно», - выразил своё мнение Юрий Трутнев.
Сделано в Поморье: от идеи до воплощения
Также вице-премьер осмотрел импортозамещающее производство резидента АЗРФ компании «Арктик Индастри»: это подразделение «Трактородеталь Групп» наладило серийный выпуск харвестерных головок.
«Харвестерная головка – одно из сложнейших и наукоёмких изделий машиностроения. Опытные образцы оборудования подтвердили свою надёжность и эффективность. Ранее лесопромышленные предприятия эти элементы харвестеров только импортировали. Теперь создана производственная система, где всё – от идеи до воплощения – сделано у нас в регионе», – уточнил губернатор Архангельской области.
Юрий Трутнев высоко оценил увиденное и сообщил о новом направлении работы Правительства России, связанном с использованием продукции лесопереработки.
«Вами представлена очень серьёзная технология в сфере переработки древесины, которая намного повышает производительность труда и создаёт новые условия для освоения лесов. Данное направление нужно развивать. Кстати, мы готовим ряд предложений, касающихся деревянного домостроения. Первое — снизить налоговые отчисления для тех, кто покупает такие дома, второе — разобраться с прозрачностью выделения лесных участков. Когда мы наведём порядок в лесной отрасли и создадим стимулы для того, чтобы люди активнее использовали лес, тогда продукция, которая сейчас производится, в том числе, и на этом предприятии, будет больше востребована, принесёт больше пользы территориям и всей стране», – подвёл итоги посещения площадки резидента АЗРФ Юрий Трутнев.
Забегая вперёд, отметим, что именно после совещания в Архангельске вице-премьер поручил Минпромторгу подготовить предложения по созданию мер поддержки деревянного домостроения.
Вновь о будущем логистики
Заместитель председателя Правительства РФ посетил и новый железнодорожный терминал. Проект реализован ещё одним резидентом АЗРФ - компанией «Полар Транс Порт», которая занимается перевозкой грузов в Арктику всеми видами транспорта. На территории терминала созданы площадка для выгрузки и хранения грузов, склад-платформа с собственными подъездными железнодорожными путями. Терминал обеспечит дополнительные мощности, в том числе для новых арктических проектов компаний «Роснефть», «Норникель» и «Новатэк».
«Это пример успешного взаимодействия бизнеса и государства. Деятельность компании напрямую влияет на экономику и социальную сферу: создаются рабочие места, растут налоговые поступления, укрепляется промышленная база. Ввод терминала в эксплуатацию формирует основу для дальнейшего роста объёмов грузоперевозок, повышения скорости и надёжности логистических операций», – пояснил Александр Цыбульский.
Новый терминал – ключевой элемент логистического комплекса группы компаний «ТК Северный проект». Прибывающие железнодорожным транспортом грузы проходят подготовку к отправке на морской терминал и дальнейшей транспортировке флотом компании по Севморпути в самые отдалённые порты Арктики.
«Наша задача – развивать экономику арктических территорий. Для этого создана самая большая в мире особая экономическая зона. Компании получают ряд налоговых льгот и преференций. И мы видим, как с помощью этой меры поддержки появляются новые проекты, в том числе и этот железнодорожный терминал, который даст дополнительный импульс развитию Архангельской области», – отметил Юрий Трутнев.
«Скорее опережаете, чем «импортозамещаете»
Общение заместителя председателя Правительства России с представителями бизнеса региона продолжилось на выставке инновационной и импортозамещающей продукции предприятий в здании правительства Архангельской области.
«Кит Софит» представил свои проекты по разработке и внедрению программного обеспечения, успешно реализуемого на российском рынке; «Лема» - мобильную автономную GSM-камеру, позволяющую получать информацию с объекта без подведения электричества и в условиях плохой мобильной связи; компания «Открытый лес» - инновации для лесного комплекса.
Также участниками выставки стали «Торин» – компания расширяет производство оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности, которое раньше полностью закупалось за рубежом, «Арктические промышленные системы» (гидравлические ротаторы), «Архангельский электроцех» (ремонт и модернизация судового электрооборудования и электрических машин разных типов). Компания «Вудкомпонент» представила проект по производству клееного бруса, домокомплектов и мебели, «Северная защита» - инженерные конструкции для охраны стратегических и инфраструктурных объектов, разработки дронов.
Практически на всех площадках, которые посетил Юрий Трутнев, так или иначе шла речь об импортозамещении, но, как выяснилось, само это понятие Юрий Петрович считает несколько устаревшим.
«Слово «импортозамещение», конечно, модное, но само понятие как будто говорит о том, что мы уже отстали и стараемся догнать, научиться делать что-то из того, что не умеем. Так тоже можно, но ещё лучше не отставать, а всё-таки двигаться вперёд. Некоторые образцы продукции, которые сегодня демонстрировали на выставке архангельские предприятия, скорее опережают, чем «импортозамещают». Это и беспилотные системы, и фотоловушки с крайне высокой энергоэффективностью, и другие интересные разработки», - поделился своим мнением вице-премьер.
«Важна оценка жителей области»
Тема преференциальных режимов для бизнеса, поддержания инвестиционной активности в Арктике получила продолжение на совещании по вопросам социально-экономического развития Архангельской области. В ближайшие годы в регионе ожидается запуск новых производств благодаря созданию ТОР «Столица Севера».
«Потенциальные резиденты ТОР работают в самых разных направлениях – от производства железобетонных изделий до наукоёмкой фармацевтики. На финальной стадии находится первая заявка на резидентство от ООО «МТ-Архангельск». На первом этапе компания планирует запустить производство металлоконструкций и центр обслуживания контейнеров с объёмом инвестиций более полумиллиарда рублей, – сообщил Александр Цыбульский. - Сегодня наиболее частый запрос инвесторов – даже не льготное финансирование, а доступ к готовым производственным помещениям. Ключевым проектом для устранения их дефицита является создание первого в области индустриального парка для малых и средних промышленных предприятий».
По поручению Президента России реализуется мастер-план Архангельска, Северодвинска и Новодвинска, который включает 43 мероприятия стоимостью 250 млрд рублей. Юрий Трутнев подчеркнул, что в первую очередь будут реализованы проекты, которые больше всего волнуют население. Это реконструкция дороги М-8 «Холмогоры», строительство поликлиники в округе Майская Горка в Архангельске, возведение межвузовского кампуса «Арктическая звезда» и реконструкция аэропортового комплекса «Талаги».
На совещании также обсуждалось развитие минерально-сырьевого комплекса Архангельской области, включая алмазодобычу, которая формирует до 15% поступлений налога на прибыль. Вместе с тем существует огромная разница в стоимости алмазного сырья и готовой продукции.
«Сегодня стоимость «сырого» алмаза отличается от стоимости бриллианта примерно в десять раз. Я уверен, что мы не должны «отдавать» эту прибавочную стоимость, а по сути — 90 процентов прибыли. Нужна переработка. Я приглашу руководство АЛРОСА, и мы на эту тему отдельно проговорим», - уточнил заместитель председателя Правительства РФ.
Юрий Трутнев также подтвердил участие Минэнерго РФ в проекте реконструкции Архангельской ТЭЦ.
В завершение рабочего визита заместитель председателя Правительства РФ ответил на вопросы архангельских журналистов. Один из них касался итогов совещания.
«Не очень важно, как я оцениваю развитие Архангельской области: значительно важнее, как его оценивают люди, которые здесь живут, как относятся к работе губернатора, что нового строится, создаётся. Что касается моих впечатлений то непростая бюджетная ситуация точно требует помощи, прежде всего, со стороны Министерства финансов РФ. Коллеги это видят и готовы оказать региону содействие. Далее, мне кажется, что в недостаточной степени занимается Архангельской областью Корпорация по развитию Дальнего Востока и Арктики. Сегодня не очень просто осуществлять инвестиции и создавать новые проекты. Это штучная работа, которую надо вести совместно корпорации и региону», – подчеркнул Юрий Трутнев.
Общая протяженность ВОЛС в Якутии превысит 20 тысяч км благодаря «Синергии Арктики»
ЯСИА, 21/11/2025
С 2012 года в Якутии проложено более 14500 км волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). В результате реализации проекта «Синергия Арктики» общая протяженность превысит 20 тыс. км – половину длины экватора. Запуск беспрецедентной программы строительства в экстремальных условиях более 7000 км ВОЛС состоится на площадке IV федерального форума «Цифровой алмаз».
Реализация «Синергии Арктики» даст возможность использования в Арктике полной палитры цифровых сервисов со скоростями доступа от 100 и более Мбит/с. Будет создана основа для внедрения государственных электронных услуг, телемедицины, дистанционного образования, удаленной работы и современных решений для бизнеса. Благодаря программе до конца 2028 года к магистральной ВОЛС будут подключены порядка 50 тысяч жителей в 61 населённом пункте республики.
«Это грандиозный инфраструктурный проект, который реализуется в нашей республике благодаря поддержке президента и правительства страны. Мы продвигали этот проект последние четыре года, и сейчас он начинает воплощаться в жизнь», – отметил ранее глава Якутии Айсен Николаев.
Проект реализуется на условиях софинансирования из федерального и регионального бюджетов, исполнителем выступает республиканский оператор связи АО «АрктикТелеком».
Модернизация телекоммуникационной инфраструктуры и развитие сети ВОЛС на Дальнем Востоке и в Арктике станут одной из основных тем дискуссий экспертов на IV федеральном форуме «Цифровой алмаз», который состоится 27-29 ноября в Якутске. Также в программе форума – связь и коммуникации будущего, создание современных энергоэффективных дата-центров и развитие майнинга, единая цифровая архитектура государства, развитие отрасли БПЛА, поддержка высокотехнологичных производств, включая проекты с применением искусственного интеллекта.
Судостроение
Российские ученые создали импортозамещающие износостойкие покрытия для Арктики и судостроения
Korabel.ru, 22/11/2025
Специалисты Центрального научно-исследовательского института конструкционных материалов «Прометей» (входит в НИЦ «Курчатовский институт») разработали передовые износостойкие покрытия для судостроения и горнодобывающей техники. Созданные композиционные порошки с титановой матрицей не уступают по своим характеристикам зарубежным аналогам.
Новая разработка представляет собой синтезированные порошки сложного состава, которые наносятся на детали методом микроплазменного напыления. Этот способ позволяет формировать плотные и равномерные защитные слои, значительно повышающие стойкость элементов к агрессивным средам, высоким контактным нагрузкам и эрозионному износу, сообщает НИЦ «Курчатовский институт» — ЦНИИ КМ «Прометей».
Технология найдет применение при производстве узлов трения — подшипников, втулок, валов, а также для защиты поверхностей трубопроводов, запорно-регулирующей арматуры и элементов газотурбинных двигателей. Особую значимость разработка имеет для техники, работающей в суровых условиях Арктики.
«Для агрегатов, эксплуатирующихся в условиях арктического климата, предлагаемая технология повышения износостойкости жизненно необходима», — подчеркивается в сообщении института.
Разработка получила высокую оценку на конкурсе «Молодые, дерзкие, перспективные», проведенном комитетом по науке и высшей школе Санкт-Петербурга. Проект инженера НИЦ «Курчатовский институт» — ЦНИИ КМ «Прометей» Михаила Гошкодеря «Разработка износостойких покрытий из композиционных порошков с титановой матрицей, армированных керамическими соединениями TiO2, TiB2, HfB2 для нужд судостроительной и горнодобывающей промышленности» занял второе место в номинации «Научно-техническая разработка».
Северный морской путь
В Якутии намерены завершить подготовительную стадию порта Найба в 2027 году
ТАСС, 22/11/2025
Власти намерены завершить подготовительную стадию проекта строительства морского порта Найба в Булунском районе Якутии в 2027 году, сообщил в интервью ТАСС глава республики Айсен Николаев.
"В настоящий момент идет активная совместная работа с проектными организациями по разработке технико-экономического обоснования проекта. Одновременно необходимо обновление декларации, которая утверждена в 2021 году с учетом изменений грузовой базы и текущей ситуации в стране. Чтобы определить оптимальное местоположение будущего порта, Якутия сотрудничает с госкорпорацией "Росатом" по выполнению гидрографических исследований в Хараулахской бухте в Булунском районе. Завершение всей подготовительной стадии намечено на 2027 год, после чего начнется непосредственное строительство порта", - сообщил Николаев.
В перечень опорных пунктов Арктики вошли 16 агломераций, расположенных в 9 регионах, в том числе Тикси - Найба в Якутии.
"В долгосрочном плане комплексного развития агломерации Тикси - Найба общий объем финансирования всех мероприятий оценивается более чем в 34,7 млрд рублей. Туда вошло также обустройство до 2031 года автозимника продленного действия. Его проложат на участке Усть-Куйга - Найба по проекту строительства круглогодичной дороги "Яна" "Восточный меридиан". Также от трассы "Колыма" планируется построить еще автозимники продленного действия с участием недропользователей", - добавил глава Якутии.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25699223?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Краткий обзор текущей ледовой обстановки в морях Арктики
Arctic Universe, 21/11/2025
Ученые Центра ледовой гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института подготовили краткий обзор текущей ледовой обстановки в арктических морях Северного ледовитого океана, основанный на анализе спутниковой информации, наблюдаемой в период с 16 по 18 ноября.
На акватории Баренцева моря ледовая обстановка без существенных изменений – отдельные небольшие пятна ниласа наблюдаются в архипелагах Земли Франца-Иосифа и Новая Земля. На остальной части акватории преимущественно чисто.
В Печорском море идет ледообразование и становление припая преимущественно в юго-восточной части, наблюдается серый лед и нилас. Также началось ледообразование вдоль побережья Чешской губы и острова Колгуев.
В Карском море продолжается процесс ледообразования и становления припая преимущественно в восточной части акватории. В западной части ледообразование наблюдается вдоль побережья Байдарацкой губы и северного острова архипелага Новая Земля. В проливе Карские Ворота сохраняется открытая вода, в проливе Вилькицкого наблюдаются молодые льды с включением до трех баллов однолетнего тонкого льда.
На большей части акватории моря Лаптевых преобладает однолетний тонкий лед. Преобладание молодых льдов сохраняется на подходах к проливам Вилькицкого и Шокальского, к северу от Новосибирских островов и устья реки Лена. Припай установился сплошной полосой вдоль побережья континента. На подходах к проливам Санникова и Дмитрия Лаптева наблюдается однолетний тонкий лед.
В западной части акватории Восточно-Сибирского моря, а также вдоль побережья континента до пролива Лонга преобладает однолетний тонкий лед. В восточной части сохраняется массив преобладания старых и остаточных льдов. Припай установился в проливе Этерикан и вокруг Ляховских островов, вдоль побережья континента и островов Анжу.
На акватории Чукотского моря наиболее интенсивное ледообразование отмечалось в северной части, кромка молодых и ниласовых льдов продвинулась в сторону моря до 70 миль. В северной половине пролива Лонга – серый лед и нилас, в южной – однолетний тонкий лед с включением остаточного. Вдоль побережья Чукотки и Аляски усилилось ледообразование, молодые льды и нилас наблюдаются на всем протяжении. В Беринговом проливе вдоль побережий узкие полосы молодого льда и ниласа, в центральной части чисто.
В Беринговом и Охотском морях продолжается ледообразование. Начало ледообразования отмечается в Белом, Балтийском, Японском морях. На акваториях Каспийского и Азовского морей чисто.
Порт Сабетта вводит с 24 ноября обязательную ледокольную проводку судов Ice3
Интерфакс, 21/11/2025
Порт Сабетта с 24 ноября вновь усиливает ограничения по условиям ледового плавания, вводя обязательную проводку ледоколов для судов Ice3, говорится в распоряжении и.о. капитана морского порта, опубликованном на сайте администрации морских портов Западной Арктики.
Так, с 24 ноября в морском порту Сабетта и на подходах к нему суда категории Arc4 и выше допускаются к плаванию во льдах под проводкой ледоколов или самостоятельно.
Суда категории Ice3 допускаются к плаванию во льдах только под проводкой ледоколов.
Суда без ледовых усилений, категории Ice1 и Ice2, буксирно-баржевые составы не допускаются к плаванию во льдах.
Как сообщалось, до этого ледовые ограничения усиливались с 14 ноября. С этой даты суда категории Ice2 допускались к плаванию во льдах только под проводкой ледоколов, а судам категории Ice1, судам без ледовых усилений, буксирно-баржевым составам было запрещено плавание во льдах.
Первоисточник: https://www.interfax-russia.ru/ural/main/port-sabetta-vvodit-s-24-noyabrya-obyazatelnuyu-ledokolnuyu-provodku-sudov-ice3
Навигация в морском порту Анадырь (Чукотка) завершилась 20 ноября 2025 года
PortNews, 21/11/2025
Период навигации на акватории Анадырского лимана Берингова моря в морском порту Анадырь завершился 20 ноября 2025 года. Соответствующее распоряжение капитана порта Сергея Майстренко опубликовано на сайте ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики».
Решение принято в целях обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов в связи с наступлением сложных ледовых и неблагоприятных гидрометеорологических условий, не удовлетворяющих требованиям безопасности.
Первоисточник: https://portnews.ru/news/384796/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Социально-экономическое развитие
В Приморье рассказали о популярности льготной ипотеки
РИА Новости, 21/11/2025
Около 35,7 тысячи человек на Дальнем Востоке и в Арктике воспользовались льготной ипотекой с начала года, в том числе учителя и врачи улучшают свои жилищные условия в Приморье, сообщает краевое правительство.
"Более 35 тысяч учителей и врачей на Дальнем Востоке и в Арктике улучшили жилищные условия благодаря льготной ипотеке в 2025 году. Своим опытом участия в программе "Дальневосточная и арктическая ипотека" поделилась Оксана Цветкова, учитель математики из Приморского края с более чем 25-летним стажем", - говорится в сообщении.
Первоисточник: https://ria.ru/20251121/ipoteka-2056490875.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
До 2035 года на развитие городов Ямала направят свыше 770 млрд рублей
Бизнес-журнал, 21/11/2025
До 2035 года на развитие городов Ямало-Ненецкого автономного округа направят более 770 млрд рублей.
Утверждены мастер-планы 15 опорных населенных пунктов Арктики, в перечень вошли агломерации ЯНАО - Салехард, Новый Уренгой и Ноябрьск, сообщили в полпредстве Уральского федерального округа.
Как сообщил полпред президента в УрФО Артём Жога, до 2035 года в городах Ямала предусмотрена реализация 30 мероприятий с объемом финансирования более 770 млрд рублей. Среди проектов: создание международной арктической станции «Снежинка» в поселке Харп, развитие промышленно-логистического парка «Обской причал» в Лабытнанги, а также расчистка озера Ханто в Ноябрьске.
Арктические резиденты на Ямале будут пять лет платить в окружной бюджет 15% налога
Север-Пресс, 22/11/2025
На Ямале с 2026 года все резиденты Арктической зоны России смогут применять единую льготную ставку налога на прибыль. Расширение налоговых льгот в регионе обсудили губернатор Ямала Дмитрий Артюхов и Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
«Являясь одним из крупнейших регионов Арктической зоны России, Ямал несет особую ответственность за создание комфортных условий для предпринимательской деятельности. В этом году Ямал занял лидирующую позицию среди десяти субъектов Арктики по количеству новых резидентов. В регионе планируется реализовать более 180 инвестиционных проектов общей стоимостью свыше 55 миллиардов рублей», — процитировала Артюхова пресс-служба.
Резиденты смогут перечислять налог на прибыль в бюджет округа по льготной ставке 15%, в федеральный — по нулевой ставке. Новая мера будет действовать пять лет с момента получения первой прибыли по проекту. По данным специалистов, она заинтересует около 40 резидентов, которые смогут экономить более 50 миллионов рублей.
Такая налоговая мера раньше применялась только к проектам по определенным видам экономической деятельности — сейчас эти требования исключили. Для получения льготы, инвесторы должны использовать общую схему налогообложения. Сейчас на Ямале зарегистрировано 168 резидентов, реализующих более 180 инвестпроектов. Они активно строят, развивают логистику, транспортную инфраструктуру и туризм.
Помимо этого, на встрече обсудили реализацию мастер-планов опорных пунктов. Дмитрий Артюхов рассказал, что через десять лет, к 2035 году, агломерация Салехард — Лабытнанги станет крупным транспортным узлом и туристическим центром. Все благодаря возведению моста через Обь, созданию горнолыжного курорта «Рай-Из», наличию природного парка «Ингилор» и модернизации аэропорта. Новый Уренгой сумеет сохранить статус главного промышленного центра региона. Ноябрьск будет флагманом технологичного сервисного подхода к сложным месторождениям.
Россия инвестирует в Арктику Коми: Воркуту ждут изменения с многомиллионным бюджетом
Новости Коми, 21/11/2025
На заседании президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики под председательством вице-премьера Юрия Трутнева рассмотрели долгосрочную программу развития Воркутинской агломерации.
Участие в обсуждении принял глава Коми Ростислав Гольдштейн, подключившийся к видеоконференции. Программу развития арктических территорий утвердило Правительство России в октябре 2025 года и включает 15 опорных населенных пунктов.
Общий объем финансирования арктических инициатив до 2035 года превысит 2,9 триллиона рублей, из которых 555 миллиардов составят средства федеральной казны. Значительную часть инвестиций планируется привлечь из внебюджетных источников - почти 1,8 триллиона рублей. Как отметил Юрий Трутнев, особое внимание уделят контролю за целевым расходованием выделенных ресурсов.
По информации официального портала Коми, программа развития Воркуты включает диверсификацию экономики через создание новых производственных мощностей. Ключевыми проектами станут строительство химического комплекса по выпуску аммиака и карбамида, расширение угледобывающих предприятий и организация железнодорожного сообщения с побережьем Северного морского пути. Инфраструктурные преобразования затронут коммунальное хозяйство - запланирована реконструкция Усинского водовода, модернизация очистных сооружений и рекультивация полигона ТКО.
Социальная сфера Воркуты также претерпит значительные изменения. В планах - капремонт образовательных учреждений, спортивных объектов и центров творчества, включая республиканскую школу-интернат №1 и Дворец культуры шахтеров. Благоустройство затронет дворовые территории и общественные пространства заполярного города. Реализация этих мероприятий позволит сохранить статус Воркуты как стратегически важного арктического центра и значительно повысит комфортность проживания для горожан.
Программа развития арктических территорий рассчитана на несколько бюджетных циклов. На первую трехлетку 2026-2028 годов уже предусмотрели 50% необходимого финансирования из федерального бюджета. По словам Юрия Трутнева, предстоит серьезная работа по защите объемов финансирования в последующих бюджетных периодах и обеспечению рационального использования выделяемых средств.
В Карелии намерены увеличить население Кемско-Беломорской агломерации на 30%
ТАСС, 21/11/2025
Развитие проектов в сфере туризма позволит Карелии к 2035 году увеличить население Кемско-Беломорской агломерации на 30%, достигнув запланированного показателя в 32,5 тыс. человек. Об этом глава республики Артур Парфенчиков сообщил ТАСС в кулуарах XXI съезда Российского союза туриндустрии в Национальном центре "Россия".
Согласно данным сборника "Арктика в цифрах - 2025", соавтором которого выступила комиссия Госсовета РФ по направлению "Северный морской путь", число жителей Кемско-Беломорской агломерации должно составить 32,5 тыс. к 2035 году. В настоящее время там проживают около 25 тыс. человек. Таким образом, рост за десять лет должен составить около 30%.
"В том числе за счет развития туризма, потому что там очень много объектов, включая Белое море. Сейчас есть поручение президента по созданию инфраструктуры акватермального курорта и гостиничного комплекса . Будет экономика, которая связана с этими местами, будет население расти", - сказал глава Карелии, отвечая на вопрос о том, каким способом планируется обеспечить рост населения в агломерации.
Среди перспективных объектов Артур Парфенчиков выделил беломорские петроглифы и направление на Соловки. Кроме того, в настоящее время власти активно развивают сферу аквакультуры.
Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/25686793
На Ямале за десять лет реализуют 30 мероприятий для развития арктических городов
Север-Пресс, 23/11/2025
Полпред президента в УрФО Артем Жога поучаствовал в заседании Госкомиссии по вопросам развития Арктики. Участники обсудили мастер-планы и долгосрочные комплексные проекты развития опорных населенных пунктов АЗРФ.
«Мастер-планы опорных населенных пунктов — это не просто документы стратегического планирования, а реальный инструмент преобразования территорий, способный обеспечить их устойчивое развитие и повышение качества жизни населения», — процитировала полпреда пресс-служба департамента внутренней политики ЯНАО.
Салехард, Новый Уренгой и Ноябрьск вошли в число 15 арктических опорных пунктов, которым уделят особое внимание. В частности, в них с 1 января 2026 года начнет действовать программа «Доступное арендное жилье». Молодым специалистам будут сдавать квартиры в округе по цене, ниже рыночной.
На Ямале до 2035 года реализуют 30 мероприятий, направленных на развитие арктических городов. На эти цели выделят 770 миллиардов рублей. Среди основных проектов: создание международной арктической станции «Снежинка» в Харпе, развитие логистического хаба «Обдорский» в Лабытнанги и расчистка озеро Ханто в Ноябрьске.
Министр: В Заполярье построены 1 245 «Своих домов в Арктике»
СеверПост, 21/11/2025
«В 2026 году в рамках госпрограммы «Комфортное жильё и городская среда» предусмотрено 13,7 млрд рублей», - сообщила министр строительства Мурманской области Александра Карпова.
По её словам, в регионе будет продолжено жилищное строительство. Кроме того, получит своё развитие и популярная программа «Свой дом в Арктике». В рамках этого проекта за последние три года уже выделено 1625 сертификатов общей стоимостью свыше двух миллиардов рублей.
«На эти средства граждане построили 1 245 зданий и жилых домов», - сказала министр.
Первоисточник: https://severpost.ru/read/198813/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
На реновацию закрытых территорий Мурманской области требуется 31,8 млрд
Агентство строительных новостей, 21/11/2025
Мероприятия плана реновации закрытых административно-территориальных образований в Мурманской области на 2027-2030 годы оценивается в 31,8 млрд рублей, сообщил губернатор Андрей Чибис в ходе заседания государственной комиссии по вопросам развития Арктики в Мурманске.
"В новый план реновации ЗАТО Мурманской области на 2027-2030 годы вошли строительство и ремонты социально значимых объектов, обновление жилфонда, инфраструктуры ЖКХ, дорог и общественных пространств. По результатам осмотров отобраны 148 мероприятий на общую сумму 31,8 млрд рублей", - сказал Чибис.
Программа реновации ЗАТО была инициирована губернатором Мурманской области в 2019 году. В ЗАТО и гарнизонах за это время выполнены более 3 тыс. мероприятий на общую сумму 28 млрд рублей, из которых 12 млрд рублей – средства бюджета Мурманской области.
Программа проводится в 27 населённых пунктах Мурманской области. За это время в гарнизонах впервые с советских времен были отремонтированы многоквартирные дома, дороги, дворы, квартиры для военнослужащих, коммунальная инфраструктура и социальные объекты, а также построены новая школа в Североморске, детский сад в Алакуртти, ФОК в Заозерске и другие значимые объекты.
Транспортные системы
Авиасообщение в Арктике расширят с помощью самолётов Ил-114
Хибины (Заозерск), 21/11/2025
Увеличение числа авиарейсов в Арктику будет напрямую зависеть от пополнения парка российских авиакомпаний, в том числе за счёт самолётов Ил-114. Об этом заявил Алексей Чекунков, возглавляющий Минвостокразвития.
Во время рабочего визита в Заполярье министр подчеркнул, что для коротких перелётов нецелесообразно использовать большие реактивные лайнеры. Поэтому по мере роста авиационного флота страны и появления самолётов, подобных Ил-114, будет расширяться и сеть маршрутов.
Напомним, на пленарном заседании Международного арктического форума российский лидер Владимир Путин отметил необходимость обновления инфраструктуры аэропортов в Арктике и на Крайнем Севере. В рамках соответствующего нацпроекта запланирована реконструкция 16 аэродромов, в том числе небольших воздушных гаваней.
В цвете северного сияния
Мурманский вестник, 21/11/2025
Это произошло вчера в полдень. В торжественной церемонии принял участие по видеосвязи из Москвы премьер-министр Михаил Мишустин. В Мурмаши на открытие приехали вице-премьер - полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев и руководитель Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Мощнейший толчок развитию
На церемонии присутствовал губернатор области Андрей Чибис. Он доложил премьер-министру о перспективах Кольского края с открытием новой воздушной гавани.
- Для нашего региона аэропорт - мощный драйвер развития. Все больше гостей приезжают в Мурманскую область за северным сиянием, арктическими маршрутами, уникальной природой. Новый терминал позволит этот интерес кратно увеличить, - сказал Андрей Чибис.
Михаил Мишустин отметил, что в Мурманске, в северной гавани, будет комфортно принимать людей и путешествовать.
- Транспортная инфраструктура очень сильно влияет на все смежные отрасли. Она дает мощнейший толчок экономическому развитию региона. Необходимо усиливать связанность нашей большой красивой страны. И вы уже знаете, что мы планируем к 2030 году 75 аэропортов нашей страны полностью модернизировать, перестроить. Хочу поздравить всех вас и особенно трудовые коллективы тех, кто сегодня работал, старался к этому замечательному празднику, а сегодня праздник всех работников транспорта. Я хочу поздравить вас всех с этим праздником, пожелать удачи, успеха и выполнения всех поставленных задач, - сказал председатель правительства.
Только положительные эмоции
Прежний терминал аэропорта был построен в середине 70-х годов прошлого века. В настоящее время он уже и физически, и морально устарел. Уже завтра его закроют, он будет использоваться как терминал для приема международных рейсов.
Новый аэропортовый комплекс создан для внутренних рейсов. Строительство было начато в 2023 году, завершено в нынешнем. Общая стоимость проекта составила 4,7 миллиарда рублей.
Площадь комплекса более 7 тысяч квадратных метров, он способен принимать 400 пассажиров в час. Старый терминал принимал в два раза меньше.
- Прежде всего важно, как терминал оценят жители Мурманской области и гости региона. Главное, чтобы он был удобен пассажирам, - отметил Юрий Трутнев. - Чтобы как можно больше людей хотели провести время - отдохнуть или поработать - на Арктической территории. Совершенно очевидно, что терминал современный, он в большей степени отвечает тому пассажиропотоку, который сегодня в Мурманске уже сформировался. Уверен в том, что новый терминал принесет положительные эмоции жителям Мурманска. Транспортная доступность, возможность общаться с жителями других городов, возможность более тесно сотрудничать с инвесторами дадут дополнительный импульс социально-экономическому развитию области.
Будет турпоток расти
- Проекты строительства новой аэропортовой инфраструктуры вносят важный вклад в повышение доступности Арктики, интерес к которой у российских и зарубежных туристов растет. В прошлом году турпоток в Арктику вырос на семь процентов - до 1,3 миллиона. В этом году ожидаем 1,5 миллиона, - сказал Алексей Чекунков, отметив, что северный туризм становится все более привлекательным.
В настоящее время в Арктике предусмотрено строительство и модернизация аэропортовой инфраструктуры в Хибинах, Нарьян-Маре, Тикси, на Чукотке, в Воркуте.
- Транспорт и логистика - в числе приоритетных направлений обновления и развития опорных арктических городов, - сказал Алексей Чекунков.
Андрей Чибис добавил, что строительство терминала, увеличение пропускной способности и комплексная модернизация аэропорта создают прочный фундамент для дальнейшего роста экономики региона. Ведь Мурманская область - ворота в Русскую Арктику. Именно здесь реализуются крупные инфраструктурные проекты, имеющие стратегическое значение не только для региона, но и для всей страны
Первой прилетела синичка
И уже спустя два часа после торжественного открытия прибыл первый рейс, пассажиры прилетели из Москвы. Им устроили пышную встречу с подарками и народными песнями. Новый терминал - светлый, просторный, удобный, оснащенный всей современной техникой для обслуживания пассажиров и их безопасности.
В здании имеются камера хранения, детская игровая комната и помещение, где маленькие пассажиры в случае задержки рейса смогут поспать. В скором времени тут появятся сувенирные лавки, кафе и столовая.
Новый аэровокзал вчера работал только на прием пассажиров, с сегодняшнего утра будут осуществляться и вылеты. Любопытно, что в старом терминале обитали воробьи, в новом уже поселилась синичка. Вчера она весело летала по всей территории авиавокзала и звонко щебетала.
Как в Арктике строят новые аэропорты, — кейс ГК «Спектрум»
РБК, 21/11/2025
В Мурманске состоялось официальное открытие нового терминала аэропорта. В проект вложили 4,7 млрд руб. Какие сложности возникали в ходе реализации, как удалось выдержать итоговые сроки — в материале РБК Мурманск.
Первый рейс аэропорт Мурманска принял в четверг 20 ноября, и уже с 21 ноября новый терминал работает в штатном порядке. Новое здание возводили с 2023 года. Основной инвестор проекта — холдинг «Новапорт». Общая стоимость проекта — 4,7 млрд рублей, его реализовывала московская Группа компаний «Спектрум», которая участвовала в проекте в качестве ЕРСМ-подрядчика.
Группа Компаний «Спектрум» — многопрофильный инжиниринговый холдинг, занимающийся консалтингом, генеральным проектированием и выполнением функций ЕРСМ — подрядчика, Технического заказчика в рамках крупных строительных проектов на Дальнем Востоке и в Арктическом регионе. Специалисты холдинга участвуют в управлении строительством и непосредственно возводят объекты в городах и областях, включая Мурманск, Магадан, Тюмень, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Благовещенск, Хабаровск, Улан-Удэ и Забайкальский край. По данным рейтинга RAEX, ГК «Спектрум» в течение пяти лет удерживает первое место в рейтинге лучших российских компаний в отрасли технического аудита и консалтинга.
ЕРСМ — (Engineering Procurement Construction Management), модель строительства, в которой Заказчик выбирает единого исполнителя, представившего лучшее технологическое, техническое и коммерческое решение, который впоследствии ведет весь комплекс работ по реализации проекта.
Удержание бюджета и сроков строительства объекта и снижение влияния негативных факторов — задача любого инвестора в работе над масштабными инфраструктурными проектами, и делегирование ответственности и части рисков инжиниринговому партнеру проекта — одно из самых разумных решений в этой части.
«Работа в регионах с жесткими климатическими условиями повышает и так высокие требования к технологиям и качеству планирования, — говорит Сергей Фролов, директор управления проектами ГК «Спектрум». — К тому же, проекты в таких местах — это чаще всего сложности с логистикой, отсюда повышенная ответственность к подбору оборудования и материалов, которые можно использовать в регионе строительства и обеспечить доставку в требуемые для проекта сроки».
В Мурманске состоялось официальное открытие нового терминала аэропорта. В проект вложили 4,7 млрд руб. Какие сложности возникали в ходе реализации, как удалось выдержать итоговые сроки — в материале РБК Мурманск
Первый рейс аэропорт Мурманска принял в четверг 20 ноября, и уже с 21 ноября новый терминал работает в штатном порядке. Новое здание возводили с 2023 года. Основной инвестор проекта — холдинг «Новапорт». Общая стоимость проекта — 4,7 млрд рублей, его реализовывала московская Группа компаний «Спектрум», которая участвовала в проекте в качестве ЕРСМ-подрядчика.
Группа Компаний «Спектрум» — многопрофильный инжиниринговый холдинг, занимающийся консалтингом, генеральным проектированием и выполнением функций ЕРСМ — подрядчика, Технического заказчика в рамках крупных строительных проектов на Дальнем Востоке и в Арктическом регионе. Специалисты холдинга участвуют в управлении строительством и непосредственно возводят объекты в городах и областях, включая Мурманск, Магадан, Тюмень, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Благовещенск, Хабаровск, Улан-Удэ и Забайкальский край. По данным рейтинга RAEX, ГК «Спектрум» в течение пяти лет удерживает первое место в рейтинге лучших российских компаний в отрасли технического аудита и консалтинга.
ЕРСМ — (Engineering Procurement Construction Management), модель строительства, в которой Заказчик выбирает единого исполнителя, представившего лучшее технологическое, техническое и коммерческое решение, который впоследствии ведет весь комплекс работ по реализации проекта.
Удержание бюджета и сроков строительства объекта и снижение влияния негативных факторов — задача любого инвестора в работе над масштабными инфраструктурными проектами, и делегирование ответственности и части рисков инжиниринговому партнеру проекта — одно из самых разумных решений в этой части.
«Работа в регионах с жесткими климатическими условиями повышает и так высокие требования к технологиям и качеству планирования, — говорит Сергей Фролов, директор управления проектами ГК «Спектрум». — К тому же, проекты в таких местах — это чаще всего сложности с логистикой, отсюда повышенная ответственность к подбору оборудования и материалов, которые можно использовать в регионе строительства и обеспечить доставку в требуемые для проекта сроки».
Красноярский край получит 4 млрд рублей на развитие инфраструктуры Арктики
Российская газета, 21/11/2025
Красноярскому краю одобрен казначейский кредит на развитие инфраструктуры арктической агломерации Норильск - Дудинка. Положительное решение получено на заседании штаба под председательством вице-премьера Правительства РФ Марата Хуснуллина.
Общий объем финансирования превысит четыре миллиарда рублей. Реализация проектов запланирована на 2026 - 2030 годы, проинформировала пресс-служба регионального кабинета министров.
Первый проект - капитальный ремонт участка автомобильной дороги Дудинка - аэропорт Норильск. О плохом состоянии трассы говорили северяне в ходе встречи с губернатором в конце 2023 года. Ремонт планируется начать с 12-километрового отрезка. Там сделают асфальтобетонное покрытие, освещение и автоматизированную систему информирования участников дорожного движения. Это улучшит транспортную доступность для 195 тысяч жителей агломерации. На эти цели направят два миллиарда рублей.
Также специалисты модернизируют коммунальную инфраструктуру Дудинки. В северной территории завершат строительство напорного коллектора протяженностью два километра и проведут реконструкцию четырех километров коллекторных сетей. Реализация этих мер повысит надежность коммунального хозяйства и качество услуг для 19 тысяч горожан.
"Средства направим на два ключевых для агломерации Норильск - Дудинка проекта. Особое значение имеет дорога, которая связывает аэропорт с морским портом Дудинка - ключевым звеном Северного морского пути. Приводя в порядок эту транспортную артерию и модернизируя коммунальную инфраструктуру портового города, мы закладываем основу для будущего экономического роста всей арктической агломерации. Эти проекты - прямой вклад в развитие Севморпути и повышение качества жизни жителей наших северных территорий", - сказал губернатор Красноярского края Михаил Котюков.
Энергетика
Строительство ДЭС и ремонт сетей выполнят на Чукотке за счёт федерального кредита
ИА Чукотка, 22/11/2025
Губернатор округа Владислав Кузнецов принял участие в заседании штаба правительственной комиссии по региональному развитию РФ. Участники заседания одобрили предоставление регионам казначейских инфраструктурных кредитов. Чукотский АО получит 1 млрд рублей на строительство энергообъекта и ремонт коммунальных сетей, сообщает ИА "Чукотка".
Заседание штаба провёл зампред правительства России Марат Хуснуллин. На мероприятии обсудили вопросы развития строительной отрасли и прохождения отопительного периода. Также на заседании были рассмотрены заявки регионов на получение казначейских инфраструктурных кредитов. Федеральные средства получат три региона – Херсонская область, Красноярский край и Чукотский автономный округ, которому выделят 1 млрд рублей. «558 миллионов рублей используем для строительства дизельной электростанции в селе Рыркайпий мощностью 3,6 МВт. Это позволит улучшить качество жизни не только жителей этого села, но и посёлка Мыс Шмидта. Начали подготовку проектной документации. 457 миллионов рублей пойдут на замену сетей в Билибино в микрорайоне по ул. Ленина и Октябрьская, где живут более 1 тысячи человек. Заменим здесь тепловые сети, а также сети холодного и горячего водоснабжения», – сообщил губернатор округа Владислав Кузнецов, принимавший участие в заседании по видеоконференцсвязи. Глава региона отметил, что такие кредиты федеральный бюджет выделяет регионам на льготных условиях – под ставку в 3% на 15 лет. Целевые средства необходимо вкладывать в обновление инфраструктуры и улучшение качества жизни. Программу кредитования курирует Минстрой, в её реализации принимает участие Фонд развития территорий.
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/infrastruktura/stroitelstvo_des_i_remont_setey_vypolnyat_na_chukotke_za_schyet_federalnogo_kredita/