Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

25/12/2025

Оглавление

Международные отношения

МИД: Россия видит заинтересованность США в совместном освоении Арктики

ТАСС, 24/12/2025

Россия видит заинтересованность США в совместном освоении Арктики, сообщил "Известиям" глава департамента Северной Атлантики МИД РФ Александр Гусаров.

"Получаем от американской стороны сигналы, указывающие на интерес к обсуждению совместного освоения Арктики. Однако между общими словами о перспективах сотрудничества и реальным проектным взаимодействием лежит неблизкий путь, который еще предстоит преодолеть", - сказал он. По его словам, пока практика западных контрагентов, включая США, сводится к наращиванию военного присутствия НАТО у российских границ, односторонним санкционным мерам против РФ и "многим другим отнюдь не дружественным действиям", что в большой степени определяется проблемами, унаследованными от прежних американских администраций.

Гусаров отметил, что Россия является крупнейшей арктической державой. "Наш подход последователен и конструктивен: рассматриваем Арктику как территорию диалога, мирного сотрудничества и устойчивого развития. Открыты к взаимодействию со всеми заинтересованными сторонами, включая США, на основе равенства, взаимного уважения и строгого соблюдения международного права", - добавил он, отвечая на вопрос газеты обсуждаются ли конкретные проекты между США и РФ.

"Когда в 2022 году в Вашингтоне взяли курс на тотальную конфронтацию, на сдерживание России любой ценой, Арктика, к сожалению, стала одним из ареалов для реализации этой дестабилизирующей линии, причем в весьма неприглядной для ее авторов форме. Имею в виду отказ западных стран во главе с США участвовать в мероприятиях российского председательства в Арктическом совете. Сейчас, как мы понимаем, ситуация может измениться", - также рассказал он.

По его мнению, администрация президента США Дональда Трампа декларирует прагматичный подход, повышенную открытость к прямому диалогу по конкретным, взаимовыгодным темам. "И в этом контексте разговор об Арктике, где у нас объективно много точек соприкосновения - от безопасности судоходства до научных исследований, выглядит вполне естественным и перспективным. Есть осторожная надежда, что мы сможем начать разматывать клубок накопившихся проблем", - добавил дипломат.

Первоисточник: https://tass.ru/politika/26001303?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Патрушев: Запад проводит политику сдерживания РФ в Арктике

ТАСС, 24/12/2025

Страны Запада проводят политику сдерживания России в Арктическом регионе, указал помощник президента России, глава Морской коллегии РФ Николай Патрушев.

"Странами Запада проводится политика, направленная на сдерживание России в [Арктическом] регионе. Введенные санкции осложняют реализацию российских арктических проектов", - отметил он на заседании Морской коллегии.

Помимо этого, по словам Патрушева, растет интерес к Арктике среди неарктических государств, которые наращивают объем научных исследований арктической тематики и активно развивают собственный ледокольный флот, в том числе с ядерными энергетическими установками.

"В этих условиях Арктика все больше приобретает для России стратегическое значение, как для внутреннего развития нашей страны, так и для укрепления ее международных позиций", - резюмировал он.

Первоисточник: https://tass.ru/politika/26005907?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Наука, культура и образование

В Якутске обсудили стратегию подготовки кадров для Арктики

Якутия24, 24/12/2025

23 декабря завершилась образовательная декада Арктики, приуроченная к пятилетию Центра подготовки рабочих кадров «Арктика». Итоговым мероприятием стала дискуссионная площадка «Арктический образовательный мост».

Мероприятие собрало ключевых партнёров, работодателей, представителей министерства образования и науки Якутии, Института развития профессионального образования и Центра опережающей профессиональной подготовки Якутии. Дискуссия сфокусировалась на трех стратегических направлениях: эффективные механизмы профориентации и привлечения молодежи для работы в Арктике, обеспечение преемственности и взаимодействия между разными уровнями образования, а также выявление новых форматов, технологий и компетенций для подготовки кадров будущего

Директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования, высшего образования и науки Светлана Кириллина, поздравляя коллектив с юбилеем, обозначила системный подход к кадровому вопросу:

«Нам необходимо обеспечить арктические районы квалифицированными кадрами. Для этого важно создать конкретные решения, которые сделают Арктику привлекательным регионом не только для работы, но и для комфортной жизни – чтобы специалисты приезжали сюда и оставались надолго. Все наши учреждения готовы оказать содействие, в том числе открывая свои филиалы и отделения в этих территориях».

Директор ЦПРКА Алевтина Аргунова, подводя итоги пятилетия, отметила ключевые достижения: создание точек присутствия среднего профессионального образования в 11 арктических районах, открытие 9 мастерских в трёх наших подразделениях. Стратегической целью она назвала системную профориентацию и консолидацию усилий всех образовательных учреждений.

«Мы хотим видеть Арктику процветающей и многонаселённой. Уже сегодня здесь обучаются более 9 тысяч школьников. Мы обладаем всеми ресурсами и заделом, чтобы увлечь этих ребят рабочими профессиями и подготовить их для будущего региона. Сегодня наша команда разрабатывает новую программу развития, которая будет опираться на перспективные направления подготовки. При 174 студентах у нас много планов, и ключевая цель – войти в ТОП-5 системы СПО Якутии. Для этого необходимо объединять ресурсы и выстраивать мосты между образовательными организациями».

Полина Барахсанова, заместитель директора Центра опережающей профессиональной подготовки Якутии, привела цифры, иллюстрирующие кадровый вызов:

«В 2025 году более 700 выпускников выехали из арктических районов для обучения. Ключевой проблемой остаётся низкий процент возвращения молодых специалистов в родные улусы. Профориентация должна вестись системно — не только со школьниками, но и со студентами. Важно не просто подготовить кадры, а создать условия и мотивацию для их возвращения, чтобы обеспечить устойчивое развитие арктических территорий».

Важность ранней профориентации подчеркнула и первый директор ЦПРКА, а ныне заместитель директора Республиканского ресурсного центра «Юные якутяне» Екатерина Сокольникова.

«Начальный этап профориентации начинается со школы. И в учреждениях дополнительного образования концентрируются будущие кадры. Нужно провести большую работу, чтобы ребенок, который обучается в 6-8 классе по завершению 9-го класс пришёл в учреждения СПО. Учреждения дополнительного образования являются стратегическими партнёрами для системы СПО и готовы к активному взаимодействию».

Заместитель директора ЦПРКА Оксана Андросова рассказала, что в 13 арктических районах сегодня работают две профильные организации: ЦПРКА «Арктика» и Арктический колледж народов Севера, а сеть постоянно растет за счет сетевого взаимодействия с колледжами.

«Наш Центр имеет головное учреждение в Тикси, а также подразделения в Верхоянске и Жиганске. С 2023 года к реализации программ СПО подключились ещё шесть колледжей, создав точки присутствия в пяти арктических улусах. Сегодня по программам СПО в арктической зоне обучаются 269 студентов, а по сетевым программам — ещё 75. Также мы активно развиваем профессиональное обучение, включая проект «Моя первая профессия», который позволяет школьникам получить квалификацию вместе с аттестатом».

Подведя итоги дискуссионной площадки, участники подчернили, что успех развития образования в арктической зоне зависит от создания непрерывной траектории: от ранней профориентации в школах до качественной подготовки и комфортных условий жизни для молодых специалистов. Ключевым фактором становится консолидация усилий всех уровней образования, работодателей и власти в рамках единой образовательной экосистемы.

Первоисточник: https://yk24.ru/2025/12/v-yakutske-obsudili-strategiyu-podgotovki-kadrov-dlya-arktiki/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Оборона и безопасность

Патрушев: активность НАТО в Арктике способствует росту конфликтного потенциала

ТАСС, 24/12/2025

Военная активность Североатлантического альянса в Арктике способствует росту конфликтного потенциала в регионе. Об этом заявил помощник президента России, глава Морской коллегии РФ Николай Патрушев.

"Политическая напряженность и соперничество в арктических широтах увеличиваются. Военная активность стран - членов НАТО в Арктике способствует росту конфликтного потенциала в регионе", - подчеркнул помощник президента на заседании Морской коллегии.

Первоисточник: https://tass.ru/politika/26005785?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Промышленность и технологии

Первый полет с российским двигателем совершил самолет ЛМС-901 «Байкал», который заменит в Арктике устаревшие «Аннушки» – Ан-2 и Ан-3

GoArctic.ru, 24/12/2025

Важные новости для малой авиации Крайнего Севера и Арктики: на аэродроме Уральского завода гражданской авиации (АО «УЗГА») в ходе совместных летных испытаний нового отечественного двигателя ВК-800 и воздушного винта АВ-901, опытный образец легкого многоцелевого самолёта ЛМС-901 «Байкал» совершил первый полет с двигателем, разработанным на заводе. Во время полета самолет достигал скорости 210 км/ч и высоты 400 метров. Испытания прошли успешно. Девятиместный ЛМС-901 «Байкал» для местных воздушных линий разрабатывается АО «УЗГА» по заказу Министерства промышленности и торговли России на замену морально и технически устаревшим самолётам Ан-2 и Ан-3 (так называемым «Аннушкам»), составляющим основу воздушного флота малой авиации. Новый самолет обеспечит связь труднодоступных регионов со слаборазвитой инфраструктурой аэропортов, сообщает пресс-служба УЗГА в телеграм-канале.

У ЛМС-901 «Байкал» – большая грузовая кабина, которую можно быстро оборудовать для перевозки пассажиров, грузов, почты или для выполнения санитарных заданий. А новый российский турбовинтовой двигатель ВК-800 позволит заместить недоступные сейчас импортные аналоги и на других легкомоторных самолётах, необходимых для использования на удалённых территориях с суровыми климатическими условиями.

GoArctic писал ранее, что ветеран малой авиации, самолёт Ан-2, занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который производился более шестидесяти лет: первый полет опытного биплана АН-2 состоялся 31 августа 1947 года. ЛМС-901 «Байкал» разрабатывается с 2018-го – согласно принятой госпрограмме «Развитие гражданской авиации» и с учётом выполнения из отечественных комплектующих. Самолёт обладает современным пилотажно-навигационным оборудованием и дальностью полёта 1500 километров с полной загрузкой.

В портфеле заказов УЗГА уже множество заявок на ЛМС-901 «Байкал». К примеру, Нарьян-Марский объединённый авиаотряд Ненецкого автономного округа (НАО) – региона, куда, как поётся в песне, только самолётом можно долететь, – еще в 2022 году подписал с УЗГА предварительный договор о поставке пяти самолётов «Байкал» в период с 2026 по 2030 год.

Первоисточник: https://goarctic.ru/work/pervyy-polet-s-rossiyskim-dvigatelem-sovershil-samolet-lms-901-baykal-kotoryy-zamenit-v-arktike-usta/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Судостроение

Ледокольный танкер «Алексей Косыгин», строящийся на судоверфи Звезда» для проекта «Арктик СПГ-2», передан заказчику – «Совкомфлоту»

GoArctic.ru, 24/12/2025

Танкер-газовоз ледового класса Arc7 «Алексей Косыгин» – головное судно серии, которую строит ССК «Звезда» в интересах ПАО «Новатэк» и ПАО «Совкомфлот» для проекта «Арктик СПГ-2», – передан заказчику, «Совкомфлоту». Первый построенный в России танкер для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) в арктических условиях будет ходить по маршрутам Северного морского пути (СМП), самостоятельно преодолевая лед толщиной свыше 2 м, передают пресс-служба «Роснефти» и ТАСС.

Генеральный директор «Совкомфлота» Игорь Тонковидов отметил, что ледокольный танкер представляет собой новое поколение арктического грузового флота, которое должно обеспечить круглогодичную навигацию на всем протяжении СМП. Игорь Тонковидов подчеркнул, что в России еще не строились суда подобной инженерной и технологической сложности. Во всем мире технологией строительства газовозов обладают всего несколько судостроительных предприятий. Как сообщил «Интерфакс», гендиректор «Совкомфлота» рассчитывает на поставку во флот компании еще двух газовозов в течение 2026 года – они «немедленно войдут в работу и начнут реализацию той большой задачи, которую нам поставила наша страна».

«Алексей Косыгин» был построен и спущен на воду с помощью сухого дока – уникального гидротехнического сооружения, одного из крупнейших в мире: его размеры составляют 485х114х14 метров. Каждый газовоз серии вмещает более 172 тыс. куб м сжиженного природного газа. Длина судна составляет 300 м, ширина – 48,8 м, мощность силовой установки – 60 МВт.

По информации «Корабел.ру», напомнившего ход событий, в 2019−2022 годах южнокорейская компания Samsung Heavy Industries получила от ССК «Звезда» 22 заказа на проектирование. Условия контрактов предусматривали поставку блоков для сборки, оборудования и обеспечение технической поддержки для 15 газовозов ледового класса и 7 челночных танкеров общей стоимостью 4,2 млрд долларов. Позднее из-за введенных санкций Samsung Heavy Industries поставила «Звезде» пять корпусов СПГ-газовозов, один из которых – «Алексей Косыгин». Из 15 СПГ-танкеров Arc7, сооружение которых планировалось осуществить силами ССК «Звезда», пять («Алексей Косыгин», «Петр Столыпин», «Сергей Витте», «Константин Посьет» и «Виктор Черномырдин») уже спущены на воду.

Первоисточник: https://goarctic.ru/work/ledokolnyy-tanker-aleksey-kosygin-stroyashchiysya-na-sudoverfi-zvezda-dlya-proekta-arktik-spg-2-pere/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

ОСК передала заказчику новейший краболов «Кильдин» для промысла в Арктике

Санкт-Петербург, 24/12/2025

В Северной столице состоялась церемония передачи заказчику краболова-процессора «Кильдин» проекта КСП01. Заказчиком выступило ООО «Карапакс» (входит в состав Северо-Западного рыбопромышленного консорциума (СЗРК). Судно было построено на заводе ОСК «Красное Сормово».

Как сообщили в пресс-службе Объединенной судостроительной корпорации, краболов спустили на воду 4 апреля, а в декабре он успешно прошел ходовые испытания на Балтике.

Серия из пяти краболовов проекта КСП01 строится на заводе ОСК «Красное Сормово» по заказу СЗРК в рамках федеральной инвестиционной программы «квоты под киль».

Эти краболовы-процессоры предназначаются для добычи камчатского краба в Северной Атлантике и морях Арктики на глубинах от 20 до 400 метров. Суда оснащены линиями для перерабoтки и вакуумнoй упакoвки вылoвленнoгo краба прямo на бoрту, oбеспечивая загoтoвку дo 60 тoнн гoтoвoй прoдукции в сутки. Автoнoмнoсть плавания сoставляет 50 суток.

Первоисточник: https://tvspb.ru/news/2025/12/24/osk-peredala-zakazchiku-novejshij-krabolov-kildin-dlya-promysla-v-arktike?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Северный морской путь

В Баренцевом море обнаружили опасные для судоходства процессы

Известия, 24/12/2025

Ученые выявили в Арктике различные природные процессы, представляющие существенную опасность для судоходства и сохранности подводной инфраструктуры в Баренцевом море. Об этом сообщает пресс-служба Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН.

Важнейшие данные были получены в ходе 60-го рейса научного судна «Академик Николай Страхов». В экспедиции приняли участие специалисты из Института океанологии, МГУ, Центра морских исследований и Кольского научного центра РАН.

В ходе рейса на полигонах у полуострова Канин и острова Колгуев были зафиксированы миграции крупных песчаных гряд. Как пишет ИА «Би-порт», высота волн достигает 8 м.

Также исследовали выявили обширные зоны активной дегазации донных осадков. В долгосрочной перспективы они способны влиять на устойчивость структуры морского дна.

По итогам экспедиции ученые провели детальное картирование рельефов ледникового происхождения и борозд ледового выпахивания. Эти данные позволяют с большой точности реконструировать историю геологического развития арктического шельфа и оценить динамику его изменений.

Первоисточник: https://iz.ru/2014796/2025-12-24/v-barentcevom-more-obnaruzhili-opasnye-dlia-sudokhodstva-protcessy?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Социально-экономическое развитие

Трутнев: льготная ипотека увеличила объем приобретаемого жилья в Арктике

ТАСС, 24/12/2025

Программа "Дальневосточная и арктическая ипотека" позволила почти вдвое увеличить объем приобретаемого жилья в Арктике. Об этом сообщил вице-премьер - полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

"Решением президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина у нас продолжается программа льготной двухпроцентной ипотеки. Она расширена на семьи военнослужащих. Что касается результатов применения льготной ипотеки, то, например, в Арктике объем приобретаемого жилья увеличился почти в два раза", - сказал Трутнев в интервью телеканалу "Россия-24".

Вице-премьер отметил, что на Дальнем Востоке также высокие показатели востребованности программы, но и высокие показатели строительства. "Около 240% рост объемов строительства на Дальнем Востоке. Программа востребована, она помогает людям обустроиться, помогает им жить и работать. И мы будем продолжать ее поддерживать и просить Владимира Владимировича, чтобы он поддержал нас", - пояснил он.

В пресс-службе вице-премьера сообщили ТАСС, что за шесть лет программы "Дальневосточная и арктическая ипотека" 185 тыс. семей и специалистов получили новое жилье. В 2025 году было выдано 44 тыс. кредитов, что сопоставимо с 2024 годом. Программа способствует строительству нового жилья. Инвестиции в отрасль (почти 1 трлн рублей) утроили объемы строительства в ДФО до 7,1 млн кв. м. Рост предложения жилья повлиял на его стоимость. В апреле 2024 года цена квадратного метра на Дальнем Востоке сравнялась со среднероссийской. Сейчас она на 21% ниже, хотя на старте программы была выше на 15%. За два года действия программы в Арктике объемы строительства выросли на 70%.

Первоисточник: https://tass.ru/nedvizhimost/26005067?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Патрушев указал на необходимость создания достойных условий для жизни в Арктике

ТАСС, 24/12/2025

Россия должна создать достойные условия для жизни в Арктике, обеспечить создание комфортной городской среды и эффективно работающей модели здравоохранения. На это указал помощник президента России, глава Морколлегии РФ Николай Патрушев на заседании коллегии.

"Необходимо создание достойных условий для жизни в Арктике. Важно обеспечить создание комфортной городской среды, запуск эффективно работающей модели здравоохранения и многое другое", - отметил помощник президента.

В первую очередь это необходимо сделать в опорных населенных пунктах, активную поддержку развитию которых осуществляет комиссия Государственного совета "Северный морской путь и Арктика" и госкорпорация "ВЭБ.РФ", уточнил он.

"Поэтому в рамках разработки комплексного проекта [развития Арктики] должны быть определены арктический стандарт качества жизни, сбалансированная модель расселения с учетом размещения новых производств, а также перечень критических технологий для освоения Арктики, механизмы их трансфера и внедрения", - продолжил Патрушев.

Также по его словам при разработке проекта в целях более полного учета стоящих задач должна быть сформирована целевая модель развития Арктической зоны, разработанная на основе аудита современного состояния системы расселения и экономического потенциала естественных производительных сил, состояния транспортного каркаса, энергетической инфраструктуры.

"Такой подход даст возможность сформировать долгосрочные условия развития Арктического региона и Трансарктического транспортного коридора, определить необходимые меры государственной поддержки", - резюмировал глава Морколлегии.

О Трансарктическом коридоре
Трансарктический коридор является ключевым элементом комплексного проекта развития Арктики, он представляет собой единую стратегически значимую систему национальных и международных маршрутов, которая включает Северный морской путь и связанные с ним внутренние водные пути, а также объекты транспортной инфраструктуры, указал Патрушев.

"Именно Трансарктический коридор обеспечит связанность и комплексное развитие территорий Арктической зоны России, Сибири и Дальнего Востока, в первую очередь за счет развития мультимодальных внутренних, международных и транзитных перевозок вдоль побережья России в морях Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также в акваториях Атлантического океана", - пояснил он.

Очевидно, что достижение поставленных масштабных целей потребует значительных финансовых ресурсов, отметил Патрушев.

"Учитывая ограниченные объемы бюджетных средств, при планировании мероприятий за основу целесообразно взять подход, предполагающий фокусировку на создании в арктическом регионе дополнительных источников доходов и расширение доходной базы как федерального, так и региональных бюджетов", - добавил глава Морколлегии.

Это может быть сделано за счет привлечения частных инвестиций, использования механизмов государственно-частного партнерства и инструментов фондового рынка, резюмировал он.

Первоисточник: https://tass.ru/politika/26005893?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

В МинАрктики Якутии подвели итоги года и определили планы на следующий

ЯСИА, 24/12/2025

Итоги исследования языковой ситуации, планы реализации проекта «Синергия Арктики» до 2028 года и концепцию развития профобразования в северных районах Якутии обсудили на коллегии министерства по развитию Арктики и делам народов Севера 24 декабря. Руководство, члены общественного совета при ведомстве и главы арктических улусов республики определили мероприятия на следующий год.

«Мы подвели итоги работы за 2025 год и поставили задачи на следующий год в свете послания главы Якутии Айсена Николаева Госсобранию (Ил Тумэн). Обсуждения коснулись комплексного социологического исследования языковой ситуации в республике и реализации телекоммуникационного проекта «Синергия Арктики», который обеспечит высокоскоростным интернетом 61 населенный пункт. Принята концепция развития профессионального образования в Арктике до 2030 года, которую разработал Центр подготовки рабочих кадров Арктики», – рассказал министр по развитию Арктики Владимир Черноградский.

МинАрктики завершило строительство 12 торгово-логистических центров в арктических районах Якутии. Финальный 13-й объект построят в поселке Чокурдах Аллаиховского улуса в первом квартале 2026 года.

Кроме того, внедрены решения для повышения эффективности северного завоза с использованием маломерных судов и вездеходной техники.


На заседании члены общественного совета при МинАрктики и главы северных районов внесли предложения на 2026 год.

«В следующем году планируем закупить два вездехода для северного завоза. В параметрах бюджета 2026 года на финансирование мероприятий по обеспечению северного завоза заложено меньше средств, чем в этом году, что вызывает обеспокоенность. По поручению главы республики будет определен неснижаемый уровень расходов на Арктику, который приравняют к защищенным статьям бюджета. Мы начнем внедрять схему обратного завоза, будем изыскивать новые логистические направления и улучшать снабжение и качество жизни в арктических районах», – отметил Черноградский.

Первоисточник: https://ysia.ru/v-minarktiki-yakutii-podveli-itogi-goda-i-opredelili-plany-na-sleduyushhij/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Патрушев призвал объединить инструменты управления и финансов для развития Арктики

ТАСС, 24/12/2025

России для достижения национальных целей развития в Арктике необходимо обеспечить консолидацию управленческих и финансовых инструментов. Об этом заявил помощник президента России, глава Морколлегии РФ Николай Патрушев на заседании коллегии.

"В современных условиях для реализации национальных интересов России в Арктике и достижения национальных целей развития в Арктической зоне России необходимо обеспечить консолидацию управленческих и финансовых инструментов", - пояснил помощник президента.

Такой подход, по его словам, возможно реализовать посредством формирования и реализации комплексного проекта.

Необходимость разработки такого проекта, с инициативой создания которого год назад выступила Морская коллегия, поддержана президентом России.

"Этот проект как инструмент достижения масштабных целей развития территорий и водных пространств Заполярья, Сибири и Дальнего Востока, безусловно, должен быть встроен в систему инструментов реализации государственной политики", - продолжил Патрушев.

Комплексный проект должен стать документом стратегического планирования, содержащим сформированную по территориальному принципу систему взаимоувязанных инвестиционных и инновационных проектов, реализуемых в том числе за счет внебюджетных источников и механизмов государственно-частного партнерства, отметил он.

О проекте
Помощник президента обратил внимание, что ключевым отличием нового проекта является то, что он должен быть сформирован по территориальному принципу. "При этом в его аналитической части должны быть учтены реализуемые в настоящее время мероприятия федеральных проектов", - отметил он.

Комплексный подход, по словам Патрушева, должен привести к единству управления, обеспечивающему скоординированную работу федеральных и региональных органов власти и заинтересованных организаций; сбалансированное по срокам, задачам и ресурсам планирование мероприятий; объединение финансовых ресурсов, в первую очередь внебюджетных, и мер государственной поддержки.

"Учитывая, что Арктическая зона является территорией, имеющей ключевое значение для реализации национальных интересов и национальных целей развития, а также для обеспечения национальной безопасности нашей страны, в проекте должны найти отражения мероприятия, направленные на защиту и охрану государственной границы России в арктических широтах, обеспечение военной безопасности, развитие объектов двойного назначения и аварийно-спасательной инфраструктуры, формирование спутниковой группировки и систем связи", - подытожил он.

Первоисточник: https://tass.ru/politika/26005875?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Патрушев: используемые в Арктике инструменты не вполне соответствуют масштабам задач

ТАСС, 24/12/2025

Инструменты, используемые Россией для достижения поставленных целей в Арктике, не в полной мере соответствуют масштабам стоящих задач. Об этом заявил помощник президента России, глава Морской коллегии РФ Николай Патрушев.

Помощник президента обратил внимание, что Арктической зоне России уделяется повышенное внимание, в целях ее развития осуществляются мероприятия федеральных и национальных проектов.

"Вместе с тем инструменты, используемые для достижения поставленных целей, не в полной мере соответствуют масштабам и важности стоящих задач. Реализуемые мероприятия зачастую не синхронизированы между собой", - пояснил он на заседании коллегии.

Федеральные проекты даже в совокупности не в полной мере охватывают круг задач, подлежащих решению, продолжил Патрушев. "Сложившаяся ситуация во многом обусловлена ограниченным объемом бюджетных средств. В результате эффективно использовать и развивать потенциал территорий Арктической зоны, Сибири и Дальнего Востока не представляется возможным", - резюмировал он.

Первоисточник: https://tass.ru/politika/26005867?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Андрей Чибис: Морская коллегия под руководством Николая Патрушева поддержала необходимость запуска комплексного проекта по развитию Арктики и Трансарктического транспортного коридора

Правительство Мурманской области, 24/12/2025

Морская коллегия под председательством Помощника Президента Николая Патрушева поддержала комплексный проект развития Арктики и Трансарктического транспортного коридора. Заседание состоялось сегодня в Москве.

Инициатива Комиссии Госсовета РФ по направлению «Северный морской путь и Арктика», возглавляемой губернатором Мурманской области Андреем Чибисом, ранее обсуждалась на различных площадках.

«Необходимость такого подхода мы отмечали еще в 2024 году, а весь 2025 год обсуждали на самых разных площадках, включая комиссию Госсовета «Северный морской путь и Арктика» и Международный арктический форум. После моего доклада на недавней встрече – позицию поддержал Президент России Владимир Владимирович Путин. Сегодня работа по проекту идёт уже на качественно новом уровне. Мы видим важную консолидацию всех органов власти и институтов развития», – сказал Андрей Чибис.

Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков отметил, что именно комплексный проект станет инструментом реализации Стратегии развития Арктической зоны России

Губернатор подчеркнул, что такой подход обеспечит национальную безопасность в Арктике, приток инвестиций, развитие территорий и повышение качества жизни в арктических городах, подчеркнув особую важность этого для Мурманской области, где берут начало многие инвестиционные проекты. Андрей Чибис заявил, что всё это несомненно повлияет на развитие региональной экономики и благосостояние северян.

Замглавы администрации Президента России Максим Орешкин рассказал о необходимости в рамках работы над развитием Трансарктического транспортного коридора совершенствовать координацию по каждому из направлений, включая систему обеспечения безопасности и подготовку кадров.

«Но главный мой посыл - это, конечно же, важно выстроить систему координаций всех этих направлений для того, чтобы развитие городов было увязано с реализацией экономических проектов. Мы стремимся к устойчивой модели работы Трансарктического транспортного коридора, поэтому именно на этой координации, мне кажется, сейчас очень важно сконцентрироваться, и правительству определить все механизмы этой координации. Она значительно уже сейчас осуществляется, но предела совершенству в этом вопросе никогда нет», - сказал Максим Орешкин.

Предполагается, что целью проекта станет комплексное развитие социально-экономического и территориально-логистического потенциала Арктики и Трансарктического транспортного коридора для увеличения темпов экономического развития Арктической зоны, повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения связанности территорий России и увеличения международных перевозок.

Губернатор Андрей Чибис поблагодарил Морскую коллегию, Николая Патрушева, Юрия Трутнева, Максима Орешкина и всех участников развития арктических территорий.

Глава региона охарактеризовал это решение как новую ступень в развитии мегапроекта XXI века, отметив, что впереди ещё много работы, и выразил уверенность, что будут приложены все усилия для того, чтобы Российская Арктика стала ещё сильнее.

Первоисточник: https://gov-murman.ru/info/news/559802/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Транспортные системы

Патрушев сообщил о старте создания проекта развития Трансарктического коридора

ТАСС, 24/12/2025

Морская коллегия РФ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, экспертным и научным сообществом начала работу по формированию проекта комплексного проекта развития Арктики и Трансарктического коридора. Об этом сообщил помощник президента России, глава Морской коллегии Николай Патрушев.

"В соответствии с указанием президента России начата работа по формированию проекта. Морской коллегией совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, экспертным и научным сообществом вырабатываются основные подходы", - рассказал он на заседании коллегии.

За прошедший год члены Морской коллегии посетили почти все приморские субъекты России, в интересах развития которых должен реализовываться комплексный проект, и на месте оценили реальное положение дел.

"Совместно с главами приморских регионов обсудили возможности и перспективы формирования Трансарктического транспортного коридора, в частности организацию мультимодальных перевозок в Обь-Иртышском, Ангаро-Енисейском и Ленском бассейнах, а также промышленные и инфраструктурные проекты, реализация которых будет формировать грузовую базу Трансарктического коридора", - напомнил помощник президента.

Госкорпорацией "Росатом", по словам Патрушева, ведется работа по формированию финансово-экономической модели Трансарктического коридора. Российскому фонду прямых инвестиций президентом России поручено проработать вопрос о создании инвестиционного фонда развития Арктики. Помимо этого, в рамках выполнения указаний главы государства на базе госкорпорации "ВЭБ.РФ" создан проектный офис, обеспечивающий экспертное сопровождение и содействие в достижении национальных целей развития России в Арктической зоне.

"В связи с этим полагаю целесообразным поручить госкорпорации "ВЭБ.РФ" совместно с госкорпорацией "Росатом" обеспечить общую координацию всех заинтересованных участников и подготовить комплексный проект развития Арктической зоны и Трансарктического коридора", - указал глава Морской коллегии. Патрушев уточнил, что таких масштабных и важных проектов в новейшей истории России еще не было. "Уверен, что его реализация позволит обеспечить эффективное стратегическое управление социально-экономическим развитием Арктической зоны России в целях обеспечения национальных интересов России и реализации задач, поставленных президентом России", - подытожил он.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/26005947?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Экология

Патрушев указал на необходимость эффективной защиты экосистемы Арктики

ТАСС, 24/12/2025

Экологическая проблематика используется как инструмент давления на Россию, поэтому в новом проекте развития Арктики необходимо сформировать эффективные механизмы защиты экосистемы региона. На это указал помощник президента РФ, глава Морской коллегии Николай Патрушев.

"Учитывая, что экологическая проблематика используется как инструмент давления на нашу страну, необходимо сформировать эффективные механизмы защиты арктической экосистемы, ликвидации накопленного ущерба окружающей среде, организации мониторинга климатической и биологической обстановки", - отметил он на заседании Морской коллегии.

Первоисточник: https://tass.ru/politika/26005861?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Разное

В Норильске завели дело по факту нецелевых трат 1,8 млрд рублей

ТАСС, 24/12/2025

Уголовное дело о нецелевом использовании бюджетных средств в размере 1,8 млрд рублей, выделенных городу на ликвидацию свалок в Арктике, возбуждено в Норильске. Об этом ТАСС сообщили в прокуратуре Красноярского края.

"Возбуждено уголовное дело о нецелевом расходовании бюджетных средств. В 2023 году в бюджет Норильска поступило 909 млн рублей платы за негативное воздействие на окружающую среду, в 2024 году - 1,285 млрд рублей. Эти целевые средства по закону должны были уйти на ликвидацию свалок и объектов накопленного вреда в Арктике. По материалам проверки прокуратуры следственный орган возбудил уголовное дело о нецелевом расходовании бюджетных средств (п. "б" ч. 2 ст. 285.1 УК РФ). Виновным грозит до 5 лет лишения свободы с лишением права занимать должности", - сообщили в прокуратуре.

Ведомство выяснило, что администрация Норильска потратила из этих денег 1,8 млрд рублей не на экологию. "Средства ушли на все то, что к природе не имеет отношения. Несмотря на то, что в этот период планировалось убрать 18 свалок общей площадью около 90 тыс. кв. м, денежный поток прошел мимо этой статьи расходов. Кроме того, 11 объектов накопленного вреда даже не учтены в реестре, хотя органы контроля неоднократно предостерегали мэрию о необходимости чисток. Чиновники организовали перераспределение этих целевых платежей без увязки экологических доходов с природоохранными расходами, умышленно умолчав об их целевом характере перед горсоветом, создав видимость эффективного исполнения бюджета", - пояснили в прокуратуре.

В ведомстве добавили, что эти действия администрации нарушили права жителей на чистую среду и помешали решению местных экологических проблем.

В ГСУ СК РФ по Красноярскому краю и Хакасии сообщили, что сотрудники администрации целевые деньги использовали, в том числе на социальные выплаты и выплату заработной платы.

Первоисточник: https://tass.ru/proisshestviya/26002791?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch