Обзор СМИ
17/03/2025
Оглавление
Природоохранный прокурор Ямала встретился с представителями КМНС
Проезд детей из тундры до места учебы и обратно будет бесплатным
Более 40 локаций разместят на Дне оленевода в Салехарде
Праздник Севера и традиционный День оленевода пройдут в Ловозеро 22 марта
Законодательные изменения в защите прав коренных народов Севера
Учёные из Мурманской области открыли новый минерал
Полярник Владимир Соколов: «Знания об Арктике сами по себе являются стратегическим ресурсом»
В Архангельске делегация Госдумы ознакомилась с подготовкой кадров для морских судов
Ростех: гусеничные вездеходы ТМ-140 прошли испытания при минус 45 градусах
РАН: Строительство нового отечественного газовоза займет не менее шести лет
Газовоз "Алексей Косыгин" вернули на верфь вместо передачи проекту "Арктик СПГ-2"
Красноярский край предложит использовать опыт реновации Норильска в других городах Арктики
Биоресурсы
Якутия представила уникальный проект криохранилища семян на основе вечной мерзлоты
Якутия Дайли, 15/03/2025
В Москве прошла X юбилейная международная конференция «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие», в которой участвовала заместитель министра сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) Сахаяна Павлова.
На пленарной сессии представила проект криохранилища семян культурных и дикорастущих растений, использующий природный холод вечной мерзлоты Якутии. Этот уникальный энергоэффективный проект, разработанный Институтом мерзлотоведения СО РАН, обеспечивает длительное хранение семян с сохранением их генетической целостности и всхожести. Он вносит вклад в продовольственную безопасность и сохранение биоразнообразия.
Также в рамках конференции состоялся круглый стол, посвященный приоритетным направлениям научно-технологических исследований для Дальнего Востока и Арктики, а также подготовке кадров для работы в этих регионах. Участники обсудили пути реализации Концепции технологического развития и механизмы привлечения молодых ученых.
Мероприятие стало важным шагом в укреплении научно-технологического потенциала России и определении стратегических приоритетов для развития Дальнего Востока и Арктики.
Коренные малочисленные народы
Природоохранный прокурор Ямала встретился с представителями КМНС
Север-Пресс, 15/03/2025
Исполняющий обязанности Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора Сергей Вихарев провел рабочую встречу с представителями территориально-соседской общины коренных малочисленных народов Севера «Надым». Об этом сообщили в telegram-канале ведомства.
«В ходе встречи обсуждены вопросы, касающиеся законодательства в сфере охраны окружающей среды», — говорится в сообщении. Также участники поговорили о гарантиях прав КМНС.
По результатам встречи стороны договорились о дальнейшем сотрудничестве в области обеспечения экологической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа. Это уже не первая беседа Вихарева с представителями КМНС. В августе прошлого года он обсуждал с ними вопросы лесного и земельного законодательства.
«Север-Пресс» писал, что в МВД России предлагают уточнить условия выдачи представителям кочевых народов специальной справки для регистрации. Тундровую прописку для представителей КМНС на Ямале оформляют по адресу администрации муниципалитета.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/kmns/prirodoohrannyj-prokuror-jamala-vstretilsja-s-predstaviteljami-kmns/
Проезд детей из тундры до места учебы и обратно будет бесплатным
Таймырский телеграф, 14/03/2025
На заседании северного комитета Заксобрания края во втором чтении приняты поправки, которые улучшат условия для детей из малочисленных народов, обучающихся в школах-интернатах, сообщили в пресс-службе Агентства по развитию северных территорий.
Предполагается, что, помимо бесплатного проезда для самих детей, бесплатно будут перевозить и тех, кто их сопровождает.
Ранее дети, чьи родители живут в тундре или на промысловых точках, могли раз в год бесплатно летать на воздушном транспорте от места проживания родителей к месту обучения и обратно. С новыми поправками бесплатный проезд предоставляется и тем, кто будет сопровождать детей в этих поездках.
В качестве сопровождающих будут выступать работники общеобразовательных организаций, а также проводники – лица, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и обладающие знаниями о маршрутах кочевий и (или) месте нахождения родителей в тундре, лесу, на промысловой точке.
Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/proezd-detej-iz-tundry-do-mesta-ucheby-i-obratno-budet-besplatnym/
Более 40 локаций разместят на Дне оленевода в Салехарде
Север-Пресс, 14/03/2025
В Салехарде на месте празднования Дня оленевода (0+) разместится более 40 локаций. Карту праздника в своем telegram-канале опубликовал глава окружной столицы Алексей Титовский.
«Остается неделя до проведения Дня оленевода. 22 и 23 марта на берегу реки Полябты развернется масштабная площадка. Публикую карту праздника с самыми интересными локациями», — говорится в сообщении.
На карте, опубликованной Титовским, 42 локации. В их числе место общепита, проведения соревнования по национальным видам спорта, «ЧУМовая зона», ярмарки. На карте также обозначены места проведения акции «Открытка с любовью» и гонок на оленьих упряжках. Наглядно показано, где разместится автобус для обогрева, флюоромобиль, юристы, каток и полевая кухня.
«На время проведения мероприятий изменится схема движения транспорта. Спуск по улице Набережной (со стороны пляжа) будет закрыт для транспортных средств. На прилегающих участках по улице Комсомольская организуем одностороннее движение», — добавил глава города.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/bolee-40-lokatsij-razmestitsja-na-dne-olenevoda-v-saleharde/
Праздник Севера и традиционный День оленевода пройдут в Ловозеро 22 марта
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 14/03/2025
В селе Ловозеро пройдет 90-й открытый районный Праздник Севера и традиционный День оленевода 22 марта.
Культурная программа праздника включает концертную программу с участием творческих коллективов, представителей Дома дружбы и индивидуальных исполнителей, интерактивные площадки для детей, выставку-ярмарку «Город мастеров» с изделиями декоративно-прикладного творчества и традиционными угощениями.
Будут организованы лыжные гонки, зимний футбол, хоккей с шайбой, а также национальные виды спорта, такие, как метание аркана, стрельба из арбалета и национальная борьба.
Соревнования на оленьих упряжках станут главным событием дня. Оленеводы покажут мастерство управления упряжками, а их олени, украшенные с особым вниманием, добавят зрелищности захватывающему состязанию.
Также для гостей праздника будет представлена уникальная возможность почувствовать себя частью северной культуры и окунуться в атмосферу гостеприимства, прокатившись на оленьей упряжке или снегоходном такси.
Торжественное открытие состоится в 12 часов дня.
Мероприятие организовано администрацией Ловозерского района, Ловозерским районным национальным культурным центром при поддержке Мурманского областного центра коренных малочисленных народов Севера и межнационального сотрудничества и регионального отделения Ассамблеи народов России.
Первоисточник: https://b-port.com/news/309810
Законодательные изменения в защите прав коренных народов Севера
Московский комсомолец - Якутия, 14/03/2025
На пленарном заседании Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) депутаты приняли в первом чтении законопроект, вносящий изменения в закон «Об этнологической экспертизе». Этот документ направлен на улучшение механизма защиты прав коренных малочисленных народов Севера в их традиционных местах проживания и ведения хозяйственной деятельности, сообщает пресс-служба Ил Тумэна.
Что такое этнологическая экспертиза?
Этнологическая экспертиза представляет собой научное исследование, которое оценивает влияние изменений окружающей среды и социально-культурных условий на коренные народы. На данный момент институт этнологической экспертизы официально введён в Якутии, однако Проектный офис развития Арктики (ПОРА) также проводит такие экспертизы на Таймыре (Красноярский край) и в Мурманской области, объединяя научное сообщество специалистов в Экспертный центр.
Основные изменения в законопроекте
Министр по развитию Арктики и делам народов Севера Владимир Черноградский пояснил, что изменения в законопроекте направлены на совершенствование законодательства, касающегося проведения этнологической экспертизы. Ключевые поправки включают:
Расширение понятия «объединения малочисленных народов». Теперь к ним относятся и муниципальные предприятия (МУПы), занимающиеся традиционными промыслами, такими как оленеводство, охота и рыболовство. Эти предприятия теперь имеют право на компенсацию ущерба от хозяйственной деятельности, затрагивающей их земли.
Уточнение формулировок закона 2022 года. Документ конкретизирует виды разрешенной деятельности, устраняя неточности в трактовке норм.
Обязательное информирование населения. Заказчики экспертизы теперь обязаны доводить информацию о планируемых работах до жителей муниципалитетов любым доступным способом и отвечать на их обращения.
Расширение роли органов местного самоуправления. Они становятся активными участниками процесса этнологической экспертизы и могут получать компенсации в случаях, когда у затронутых земель нет официальных правообладателей.
Точные формулировки о проведении экспертизы. Обновлённая редакция статьи уточняет права и обязанности экспертной комиссии и экспертной группы этнологической экспертизы.
Уточнение процедуры направления положительного заключения экспертизы. Процедура направления положительного заключения теперь более чётко прописана.
В ходе обсуждения законопроекта также был задан вопрос о проведении этнологической экспертизы строительства атомной станции малой мощности в поселке Усть-Куйга. Министр Черноградский отметил, что общественные слушания и оценка воздействия на этнологическую среду по этому проекту были проведены в 2021 году, однако точные данные о размере ущерба он не смог назвать.
Этнологическая экспертиза представляет собой научное исследование, которое оценивает влияние изменений окружающей среды и социально-культурных условий на коренные народы. На данный момент институт этнологической экспертизы официально введён в Якутии, однако Проектный офис развития Арктики (ПОРА) также проводит такие экспертизы на Таймыре (Красноярский край) и в Мурманской области, объединяя научное сообщество специалистов в Экспертный центр.
Основные изменения в законопроекте
Министр по развитию Арктики и делам народов Севера Владимир Черноградский пояснил, что изменения в законопроекте направлены на совершенствование законодательства, касающегося проведения этнологической экспертизы. Ключевые поправки включают:
Расширение понятия «объединения малочисленных народов». Теперь к ним относятся и муниципальные предприятия (МУПы), занимающиеся традиционными промыслами, такими как оленеводство, охота и рыболовство. Эти предприятия теперь имеют право на компенсацию ущерба от хозяйственной деятельности, затрагивающей их земли.
Уточнение формулировок закона 2022 года. Документ конкретизирует виды разрешенной деятельности, устраняя неточности в трактовке норм.
Обязательное информирование населения. Заказчики экспертизы теперь обязаны доводить информацию о планируемых работах до жителей муниципалитетов любым доступным способом и отвечать на их обращения.
Расширение роли органов местного самоуправления. Они становятся активными участниками процесса этнологической экспертизы и могут получать компенсации в случаях, когда у затронутых земель нет официальных правообладателей.
Точные формулировки о проведении экспертизы. Обновлённая редакция статьи уточняет права и обязанности экспертной комиссии и экспертной группы этнологической экспертизы.
Уточнение процедуры направления положительного заключения экспертизы. Процедура направления положительного заключения теперь более чётко прописана.
В ходе обсуждения законопроекта также был задан вопрос о проведении этнологической экспертизы строительства атомной станции малой мощности в поселке Усть-Куйга. Министр Черноградский отметил, что общественные слушания и оценка воздействия на этнологическую среду по этому проекту были проведены в 2021 году, однако точные данные о размере ущерба он не смог назвать.
Поддержав проект изменений, депутаты предложили расширить законодательство в части защиты исконной среды обитания малочисленных народов, особенно в условиях усиления добычи полезных ископаемых и интенсивного освоения Арктики. Поправки направлены на усиление защиты традиционного образа жизни коренных народов Севера, обеспечение справедливого возмещения ущерба от хозяйственной деятельности и повышение прозрачности проведения этнологической экспертизы.
Принятие данного законопроекта станет важным шагом в защите интересов коренных народов Якутии, хотя ему предстоит пройти дальнейшие чтения.
Наука, культура и образование
Учёные из Мурманской области открыли новый минерал
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 16/03/2025
Исследователи из Кольского научного центра РАН открыли новый минерал. Он получил название бруновскит и уже утвержден комиссией по новым минералам, номенклатуре и классификации Международной минералогической ассоциации.
Как пояснили в КНЦ РАН, уникальность бруновскита заключается в кристаллической структуре, ранее не встречавшейся ни среди минералов, ни среди неорганических соединений. Эта особенность делает его новым структурным типом, что особенно ценно для науки, ведь на сегодняшний день исследователям известно уже более шести тысяч минералов.
В институте также рассказали, что бруновскит был обнаружен на горе Тахтарвумчорр в Хибинском горном массиве, ттиповой образец минерала хранится в Минералогическом музее Санкт-Петербургского государственного университета, а его полное научное описание будет опубликовано в ряде международных научных журналов.
Отмечается, что бруновскит назван в честь советского ученого Бруно Бруновского, который впервые расшифровал кристаллическую структуру хибинского цирконосиликата – катаплеита. Открытие продолжает серию исследований минералов группы келдышита, начатых в 1960-е годы.
Первоисточник: https://b-port.com/news/309950
Полярник Владимир Соколов: «Знания об Арктике сами по себе являются стратегическим ресурсом»
GoArctic.ru, 14/03/2025
Первые шаги в профессии
Владимир Тимофеевич – коренной ленинградец. В детстве и юности он жил на Петроградской стороне, и именно там, в одном из книжных магазинов, ему на глаза попалась книга Фритьофа Нансена «"Фрам" в полярном море», в которой великий исследователь рассказывал о своём дрейфе по Северному Ледовитому океану. Соколову тогда было всего 12 лет.
«Я пролистал эту книгу, почитал ее разделы, удивился, что еще в прошлом веке люди отправлялись в такие серьезные плавания, подумал: вот чудили люди. И эта история легла своим чемоданчиком куда-то в мою память».
После этого Владимир познакомился с работами Жака Ива Кусто и принял твёрдое решение стать океанологом. Чтобы подготовиться к будущей профессии, он даже пошёл в секцию подводного плавания. Ещё учась в последнем классе школы, Владимир Соколов обошёл все Ленинградские вузы, в которых были кафедры океанологии, побеседовал с их руководителями и в итоге решил поступать на Арктический факультет Высшего инженерного морского училища имени адмирала С.О. Макарова на специальность океанология.
«Мне больше всего поразил тот разговор, который у нас состоялся заведующим кафедрой профессором Игорем Владиславовичем Максимовым. Меня очень впечатлил этот разговор, его истории об исследованиях окраинных арктических морей. В действительности он к этому времени был одним из классиков океанографических исследований в Арктике. Меня влекли слова «океанология» и "океанография", и я решил поступать на эту кафедру и поступил в том же году, как закончил школу».
В училище готовили специалистов широкого профиля, в базовую программу обучения которых входила, в том числе, и военная подготовка. Кроме этого, у студентов был доступ практически к любым информационным источникам.
«Учебный процесс был хорошо построен, нам давалась серьезная теоретическая подготовка, и параллельно шел процесс военного обучения, потому что все мы выходили впоследствии и становились морскими офицерами. Мы довольно разносторонний, обширный курс прошли. Преподавание было достаточно либеральным в плане научной части. Мне доводилось много работать в библиотеках по городу. В [Центральной] военно-морской библиотеке, в библиотеке [Российской] академии наук, в библиотеке Русского географического общества. В то время просто уникальные вещи были доступны тем, кто хотел с ними познакомиться – они не уходили в запасники. Поэтому труды Колчака, Визе, Врангеля и так далее были доступны, и было интересно это почитать».
Тропическая экспедиция
На третьем курсе Владимир Сколов стал взаимодействовать с Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом. Он получал здесь данные для курсовых работ и, опираясь на них же, написал дипломную работу. А после окончания училища по распределению попал в отдел океанологии ААНИИ. Но ещё будучи студентом, он побывал в двух экспедициях, организованных институтом. Правда, первая из них была не в Арктику, а в тропики.
«Рейс был очень поучительный. Он выполнялся по программе национального "Тропического эксперимента" в тропической зоне Атлантического океана. Нам довелось проходить практику, работать и учиться в большой научной среде – более 200 ученых и специалистов было на борту научно-исследовательского судна "Профессор Зубов". Нам довелось работать с передовыми на тот момент приборами. У нас были зондирующие комплексы, полученные из Америки. Они впоследствии стали основными для всей международной океанологии – физической океанографии и океанологии. А второй рейс был в канадскую Артику на судне "Профессор Визе", он был направлен на изучение обмена водных масс между Атлантическим океаном и Северным Ледовитым в Датском проливе между Исландией и Гренландией. В этом проливе существует самый большой подводный водопад высотой в три с половиной километра».
Работа в Арктике
Первые впечатления от морских экспедиций у Владимира Соколова остались очень сильные, ведь он сразу же познакомился со штормовым морем.
«Я хочу сказать, что штормовое море везде одинаковые впечатления оставляет. Я вам говорю с учётом тех десятков экспедиций, в которых я участвовал. Это всегда впечатляет и иногда впечатляет не с лучшей стороны. Штормы особенно сильны в Атлантике. Я вспоминаю некоторые штормы, когда волны билась так о наше 5000-тонное судно, что вылетали бронекрышки на задраенных иллюминаторах».
Как вспоминает Владимир Тимофеевич, некоторые его коллеги так и не смогли победить морскую болезнь и привыкнуть к качке. Кому-то из-за этого пришлось даже уйти из профессии. Но у самого Соколова никогда не было мыслей сменить вид деятельности. Ведь ему повезло работать в период расцвета Арктического института, когда перед учёными открывались самые широкие горизонты.
«В тот период Арктический и антарктический институт вступил в эпоху своего максимального развития, численность [сотрудников] превышала 2000 человек. Где-то через 18 лет он достиг максимума – это 2400, по-моему. У нас был большой флот из семи судов, прекрасно организованная система экспедиционной деятельности. Научный совет активно работал, так что все шло так, как должно было идти в научно-исследовательском институте. И надо отдать должное коллективу института и тем руководителям его, которые вывели его на такой серьезный уровень – он был всеми уважаемым в мире. Большой институт с умными, деятельными людьми, обширными возможностями в плане исследований. Теперь, оглядываясь на то время, можно понять, что это была уникальная работа, и она была потрясающим образом выполнена».
В первые годы Владимир Тимофеевич занимался изучением гидрологического режима всей акватории Северного Ледовитого океана, в первую очередь учёные занимались исследованием арктических морей.
«Лет через десять мне было поручено курировать эту составляющую в отделе и в лаборатории. И это сопровождалось активной экспедиционной работой, потому что для того, чтобы развиваться, получать данные, нужно было участвовать в морских экспедициях. Различных экспедиций института в Арктике было порядка тридцати. Мы уже давно даже помыслить не можем, что вернёмся к такой цифре. Это были и ледовые патрули, в которых мне приходилось участвовать. Были обширные морские экспедиции, воздушные "прыгающие" экспедиции, дрейфующие станции и ряд других».
Самой любимой для Соколова была работа в составе летных отрядов Воздушной высокоширотной экспедиции «Север», которая осуществлялась на самолетах и вертолетах в акватории арктических морей Северного Ледовитого океана. Учёные проводили крупномасштабные океанографические съемки с посадками на дрейфующие льды. Это были уникальные по своим географическим масштабам и результатам экспедиции, которые практически закрыли основные белые пятна в арктическом регионе.
В то время, чтобы стать полноценным специалистом широкого профиля, полярник должен был сначала поучаствовать в морских и воздушных (прыгающих) экспедициях. И только потом его приглашали на дрейфующую станцию. Свои экспедиции Владимир Тимофеевич перестал считать, когда их количество перевалило за 50. Он начал ездить в Арктику в 1977 году и продолжает делать это до сих пор. В прошлом году он побывал сразу в двух экспедициях. Но самой сложной своей поездкой считает дрейф на станции «Северный полюс – 30».
«Северный полюс – 30»
«Мне довелось руководить третьей сменой 30-й станции Северный полюс. Там было 132 разлома [льда] у нас. Это было связано с переездами, с постоянным напряжением, но при этом работа вся шла достаточно успешно. И был даже такой момент, что летом после очередной телеграммы об очередном разломе, о котором я сообщил в институт, а оттуда сообщили в Москву. Руководство на "большой земле" принять решение о нашей срочной эвакуации. А мы были в "подбрюшье" Канады, самолеты нас из Советского Союза достать не могли, поэтому хотели обратиться к канадскому правительству. Но я счёл, что мы можем жить и дрейфовать. Через пару месяцев наступит зима, всё смёрзнется, и будем дальше работать. Поэтому я перестал давать информацию о том, что лёд периодически разрушается, чтобы не бередить некие нежелательные для нас эмоции».
В то время началась сильная деградация арктических льдов. Это привело к тому, что дрейфующие станции на некоторое время прекратили свою работу.
«Из истории мы знаем, что в 1991 году под дрейфующей станцией ῝Северный Полюс – 31῝, вдруг полностью разрушилась льдина. Как выяснилось, она вытаяла. Она шла достаточно южным курсом в море Бофорта и попала в тихоокеанские теплые воды. Она вытаяла снизу, что было уникальным явлением для того времени, и дальше была разрушена станция. Её снимали в два этапа. Поскольку это была национальная программа, то для этого выделяли средства, ледоколы, суда. Это было все реально, это было масштабно, и привлекались необходимые воздушные силы и средства, поэтому все было достаточно безопасно для людей».
Глобальное потепление
По наблюдениям специалистов, климат в Арктике за последние 50 лет изменился очень сильно. К осени моря часто полностью очищаются ото льда, а летом существующий лёд разрушают дожди и даже ливни, которых раньше в Заполярье не бывало.
«Я участвовал в работе ледового патруля 77-го года. Карское море, когда мы приходили туда в августе месяце, было лишь наполовину открыто от льда. Это самое западное море на трассе Северного морского пути. В настоящее время это море уже полностью очищается ото льда в конце августа. И даже сейчас, когда мы с вами беседуем, 14 января 2025 года, там есть фрагмент на юго-западе Карского моря, который еще не замерз. То есть таких вещей в тот период, когда мы начинали работу в 70-ые годы, просто не могло быть. В ноябре месяца море уже все замерзало обычно, все проливы вставали, и навигация заканчивалась».
Плюсом арктического потепления является более длительная навигация, но есть и минусы – нарушается привычная циркуляция поверхностных льдов, что в свою очередь приводит к непредсказуемым климатическим изменениям в Северном полушарии.
«В 1998 году мне довелось на немецком ледоколе Polarstern ("Полярная звезда") под проводкой атомного ледокола "Артика" пройти к северу от пролива Фрама через приполюсные районы. Я на судне был единственным океанологом, занимался океанологическими исследованиями. И впервые обнаружил, что температуры атлантических вод в глубоководных районах Арктического бассейна стали увеличиваться и превысили два градуса Цельсия. Это был один из первых зарегистрированных и опубликованных сигналов о начале процесса потепления. Правда, опубликованных не в нашей, а в германской научной прессе. Так что мне довелось быть одним из тех, кто это смог измерить с помощью обрывных зондов, которыми мы работали».
Арктика как ресурсный центр
Единственное, что сейчас огорчает Владимира Тимофеевича в его работе – это низкий уровень финансирования научных исследований в Арктике. В Советском Союзе выделялось несравнимо больше денег на исследование и мониторинг природных процессов в Заполярном регионе. Тогда работало сразу порядка 30-ти полярных экспедиций и до 3-х дрейфующих станций. Они собирали уникальную информацию о природной среде, в том числе, о количестве и расположении полезных ископаемых.
«Геологи активно работали всё время, как в совместных с нами, так и в отдельных специализированных экспедициях. Практически каждый год совершались довольно значимые открытия для страны в области геологии, состояния природной среды, ресурсных составляющих. То есть каждый год приносил большой урожай знаний. Большинство из них становились закрытыми, потому что, зная, где что лежит, можно планировать развитие страны на долгие годы».
Сейчас задача полярников-учёных – регулярно актуализировать информацию о климатических процессах, которые происходят в высоких широтах, а также обновлять знания об этом регионе. Арктика является не только кухней погоды, но и настоящей кладовой нашей страны. Важно не только добывать там ресурсы, но и создавать условия для их транспортировки в другие регионы и страны.
«Эти знания необходимы не только для повседневной жизни, но и для принятия генеральных решений в плане обороны страны, понимания ресурсных составляющих и так далее. Надо заметить, что в настоящее время трасса Севморпути перевозит больше грузов, чем в советский период. Это связано с тем, что появились новые более мощные атомные ледоколы, более мощные суда. Во льдах стало легче плавать, они стали более слабыми. Но то внимание, те грузопотоки, которые раньше были, они были направлены из центральных районов России в северные области. Поток шел из Мурманска, Архангельска, Ленинграда в Арктику. Теперь наоборот, из Арктики активно вывозятся ресурсы. И именно это составляет сейчас основной грузопоток».
По мнению Владимира Соколова, для того чтобы улучшить качество научных исследований в Арктике, необходимо возобновить комплексные и масштабные исследования и регулярный мониторинг арктических морей. Воссоздать сеть высокоширотных обсерваторий и привлечь туда специалистов и финансирование. Возродить воздушные экспедиции «Север». Но этому мешает отсутствие развитой авиационной инфраструктуры, которая была утрачена в 1990-е годы. Недавно полярникам удалось восстановить аэродром на научно-исследовательском стационаре «Ледовая база мыс Баранова» на Северной Земле. Но всего лишь один пример – этого, к сожалению, пока недостаточно.
В Архангельске делегация Госдумы ознакомилась с подготовкой кадров для морских судов
НИА-Заполярье, 14/03/2025
В рамках рабочего визита в Архангельскую область парламентский Комитет по развитию Дальнего Востока и Арктики посетил Высшую школу рыболовства и морских технологий САФУ. Депутаты высоко оценили материально-техническую базу учреждения и уровень преподавания.
Как рассказал директор Высшей школы Александр Чекалин, курсанты проходят подготовку по пяти специальностям: судоводитель, судомеханик, электромеханик, рефмеханик и технолог рыбоперерабатывающего производства. После выпуска часть из них будет занята для обслуживания судоходства по Северному морскому пути.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы Вячеслав Логинов отметил, что выпускники школы обязательно станут востребованы после получения диплома. По его словам, современное оборудование помогает приблизить теорию к практике и приобрести необходимые навыки.
Депутат Госдумы Александр Спиридонов подчеркнул, что подготовка квалифицированных кадров является одним из главных направлений при решении задачи по освоению Северного морского пути.
Министр науки и высшего образования Архангельской области Алексей Аксёнов напомнил, что САФУ — крупнейший научный центр в Арктическом макрорегионе, который реализует несколько проектов в области мониторинга ледовой и экологической обстановки.
В ходе визита делегация также посетила промышленные предприятия региона и провела круглый стол по развитию Северного морского пути и Арктической зоны России, сообщает пресс-служба Губернатора и Правительства Архангельской области.
Первоисточник: https://nia14.ru/news/novosti-arktika/5945.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Промышленность и технологии
В 2026 г. российская компания «Бюро 1440» запустит в Арктике проект по обеспечению связью с низкоорбитальных спутников – аналог Starlink
GoArctic.ru, 14/03/2025
Российская аэрокосмическая компания «Бюро 1440» (входит в «ИКС холдинг») в 2026 году планирует запустить в Ненецком автономном округе (НАО) и еще двух регионах пилотный проект по обеспечению связью с низкоорбитальных спутников. Как передают «Ведомости», такое сообщение было сделано заместителем губернатора НАО – руководителем окружного департамента цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Антоном Лебедевым на XVI международной конференции TransNet группы компаний ComNews 13 марта. По словам Антона Лебедева, обеспечение связью с низкоорбитальных спутников намного экономичнее, чем с геостационарной орбиты.
Вице-премьер Дмитрий Григоренко на презентации нацпроекта «Экономика данных» в конце февраля тоже пояснял, что основной целью запуска спутникового интернета является быстрая и дешёвая связь с учётом невозможности прокладки наземных сетей из-за удалённости многих населённых пунктов в России и её масштабов. Запуск спутниковой низкоорбитальной группировки, как отмечал вице-премьер, даёт возможность на территории всей страны иметь доступ к интернету, в том числе – на поездах, кораблях, самолётах. Запуск низкоорбитальной спутниковой группировки включён в один из девяти федеральных проектов, из которых состоит нацпроект «Экономика данных», – федпроект «Инфраструктура доступа к интернету». Цель проекта заключается в том, чтобы увеличить долю домохозяйств, которым доступен высокоскоростной широкополосный доступ в интернет, до 97% к 2030 году.
Первые три низкоорбитальных спутника «Рассвет-1» были выведены на околоземную орбиту в июне 2023-го, в 2024-м – ещё три. К концу 2030 г. группировка должна состоять из 292 спутников, а всего предстоит запустить 383 аппарата (в том числе – 91 на замену выходящих из строя). «Бюро 1440» планирует основное количество спутников вывести на орбиту с 2025 по 2027 гг., а в 2027-м – запустить коммерческий сервис. По информации «Ведомостей», для запуска всех спутников потребуется провести 24 пуска ракет. Предполагается, что проект финансируется в первую очередь самой компанией «Бюро 1440»: её расходы – 329,06 млрд руб. Ещё 116 млрд руб. компании должны выделить из бюджета.
Геостационарные спутники расположены на высоте 35 760 км, тогда как спутники на низкой орбите можно размещать на высотах от 500 до 1000 км. Доставка аппаратов на низкую орбиту и связь с ними, по словам экспертов, опрошенных «Ведомостями», обойдётся дешевле: действующие геостационарные спутники требуют больших антенн и дорогих услуг, кроме того, спутники располагаются на орбите Земли по экватору, поэтому в северных широтах связь работает плохо.
Помимо обеспечения спутниками, эксперты обсуждают и другие вопросы – к примеру, дальнейшую коммерческую успешность проекта компании «Бюро 1440». Она, по мнению специалиста аналогичного направления, будет зависеть от того, какие терминалы (абонентские устройства) станут использоваться, как и из чего их произведут, и какова их себестоимость, а в целом – для возможности предоставления невысокой цены на интернет от низкоорбитальной группировки нужно большое количество клиентов, иначе финансовая модель не будет сходиться.
Ростех: гусеничные вездеходы ТМ-140 прошли испытания при минус 45 градусах
ТАСС, 14/03/2025
Гусеничные вездеходы ТМ-140, которые применяются для работы спасателей в сложных условиях по всей России, включая Крайний Север, прошли испытания при температурах ниже минус 45 градусов. Об этом сообщили в Ростехе.
"Гусеничный вездеход ТМ-140 холдинга "Высокоточные комплексы" госкорпорации "Ростех" принял участие в учениях МЧС России "Безопасная Арктика - 2025". Машина успешно прошла все испытания и преодолела более 2 300 км по пересеченной местности при экстремальных температурах до минус 45 градусов Цельсия. Всего в экспедиции участвовали 15 машин, включая ТМ-140", - сообщили там.
Маршрут экспедиции проходил в том числе в прибрежной зоне Чукотского и Восточно-Сибирского морей. При этом техника по льду пересекала полноводные реки, отметил участник экспедиции, водитель-испытатель "Курганмашзавода" Александр Леонтьев. "Это очень опасно. - пояснил он. - Наши снегоболотоходы прошли все испытания, легко преодолевали снежную целину, везли груз, буксировали застревавшую технику. Кроме того, мы познакомили спасателей с особенностями эксплуатации машины и показали ее возможности. ТМ-140 подтвердил свои характеристики даже при экстремальных температурах - ниже минус 45 градусов".
В Ростехе напомнили, что ранее ТМ-140 также хорошо показали себя в сложных условиях, когда применялись для снабжения удаленных поселков во время паводков в Кургане и для устранения последствий стихии.
Грузоподъемность ТМ-140 достигает четырех тонн, запас хода - 550 км, скорость - до 45 км/ч по твердой поверхности и до 5 км/ч на воде. На вездеход можно установить дополнительные топливные баки и увеличить дальность хода до 870 км.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/23395271?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Судостроение
РАН: Строительство нового отечественного газовоза займет не менее шести лет
Агентство нефтегазовой информации, 15/03/2025
Строительство нового отечественного газовоза с нуля займет не менее шести лет, включая проектирование, поиск подрядчиков и разработку систем для хранения и транспортировки СПГ. Об этом говорится в исследовании научного совета РАН по вопросам Арктики и Антарктики.
Отмечается, что для обеспечения технологического суверенитета «целый ряд компетенций придется нарабатывать с нуля».
«В значительной степени это относится к арктическому крупнотоннажному судостроению - начиная от проектирования судов и криогенного оборудования до создания требуемых верфей», - цитирует документ РИА Новости.
Авторы исследования подчеркивают, что для реализации таких проектов, как «Арктик СПГ 2», и их круглогодичного функционирования необходимо решить вопрос с нехваткой газовозов ледового класса. Однако из-за санкционного давления России не приходится рассчитывать на кооперацию с другими странами.
Ведущая роль в строительстве газовозов принадлежит судоверфи «Звезда", а также планируется создание специализированной верфи на Дальнем Востоке с инвестированием более $5 млрд.
Газовоз "Алексей Косыгин" вернули на верфь вместо передачи проекту "Арктик СПГ-2"
RuPosters, 14/03/2025
После ходовых и швартовых испытаний СПГ-танкер усиленного ледового класса Arc7 "Алексей Косыгин" должны были передать проекту "Арктик СПГ-2", но вместо этого он вернулся на судоверфь "Звезда". Телеграм-канал "МашТех" напоминает: испытания стартовали 25 декабря, а закончиться должны были в феврале, однако 30 декабря газовоз вернули обратно.
В "Совкомфлоте" говорят, что судно находится в процессе многоэтапных испытаний и "судить об их результате можно только по факту их полного завершения". А глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает, что на сроки сдачи могли повлиять проблемы с оборудованием, которое поставляла французская GTT.
Социально-экономическое развитие
О работе ПОРА над стратегическими вопросами развития АЗРФ узнали участники конференции в Президентской академии
GoArctic.ru, 15/03/2025
«Как скорректировать стратегические документы развития АЗРФ» – доклад на эту тему на международной научно-практической конференции «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие» сделал Павел Сухов, заместитель генерального директора по информационной политике Экспертного центра ПОРА, заведующий кафедрой теории и практики медиакоммуникаций РАНХиГС, к.филол.н.
Конференция прошла в Москве на базе Президентской академии 14 марта 2025 года, став одним из мероприятий, предваряющих масштабный Международный арктический форум, который состоится в Мурманске в конце марта.
В докладе была раскрыта работа Проектного офиса развития Арктики в связи с необходимостью обновления Стратегии развития АЗРФ до 2035 года – согласно поручениям председателя правительства РФ Михаила Мишустина (от 15.10.2024 № MM-1147–38578), предложения по актуализации стратегии должны быть внесены в правительство к 20 мая 2025 года, отметил Сухов.
Работа Экспертного центра ПОРА по этому направлению связана с несколькими основными блоками задач: в различных аспектах изучается развитие экономической ситуации в регионах АЗРФ; в ходе масштабного соцопроса выявлено отношение жителей к факторам, влияющим на качество жизни в Арктике; организована представительная стратсессия по доработке Стратегии.
1. Проектный офис развития Арктики выпустил в конце 2024 – начале 2025 годов исследования, в которых раскрываются важные проблемы дисбалансов в развитии макрорегиона
сохраняющееся на протяжении нескольких десятилетий неравенство арктических территорий по валовому региональному продукту;
бюджетное неравенство регионов АЗРФ при общем низком уровне бюджетной самостоятельности субъектов;
неэффективность перераспределительной функции налогового администрирования, которая не помогает решать проблему финансового и экономического разрыва между субъектами АЗРФ.
Это может повлиять на возможность выполнения задач опережающего развития АЗРФ, которые ставит руководство страны, делается вывод по итогам серии исследований.
Павел Сухов рассказал, что аналитики ПОРА также провели аудит почти 346 документов для оценки первого этапа реализации Стратегии развития Арктики (с 2020 по 2024 годы). Выяснилось, что 32% задач, обозначенных в Основах госполитики в Арктике, не обеспечены полностью инструментами реализации, причём ни один из документов стратпланирования АЗРФ верхнего уровня не привязан финансированием напрямую к конкретным механизмам реализации. Более того, лишь 40% мер и мероприятий стратегических документов в принципе обеспечены финансированием, а Госпрограмма по развитию Арктики покрывает менее 5% задач госполитики. Являясь бюджетным донором, АЗРФ из всех приоритетных территорий имеет наименьшее федеральное финансирование.
В итоге риски недостижения плановых значений существуют почти по половине показателей Стратегии развития АЗРФ, а по отдельным показателям, с учетом динамики, можно уже сегодня говорить о их недостижении.
2. Исследование социальных запросов жителей АЗРФ, проведённое ПОРА осенью 2024 года (соцопрос с участием более 10 тысяч респондентов) показало, что ключевыми факторами, влияющими на качество жизни в Арктике, остаются здравоохранение (72% респондентов назвали его приоритетным), образование (57%), условия труда (51%), сфера ЖКХ (47%) и социальная защита (45%). Опрос также выявил низкую информированность населения о мерах государственной поддержки – более 70% жителей не знают о ключевых мерах поддержки в Арктике.
3. ПОРА является организатором экспертного обсуждения возможных корректировок в стратегических документах развития АЗРФ. В начале марта 2025 года в московском офисе ПОРА прошла Стратегическая сессия по корректировке Стратегии развития Арктической зоны, в которой приняли участие представители ведущих российских вузов, федеральных органов исполнительной власти, Государственной Думы и Совета Федераций РФ, субъектов РФ, а также представители крупного бизнеса, работающего в Арктике, консалтинговых организаций и других структур. Целью мероприятия было сформировать предложения экспертов по приоритетам развития АЗРФ с учетом новых вызовов.
Ранее, в 2019–2020 годах, Экспертный центр ПОРА принимал активное участие в разработке Стратегии развития Арктической зоны РФ – вместе с Минвостокразвития центр организовал цикл стратегических сессий, в ходе которых были разработаны предложения для включения в Стратегию; также был осуществлён сбор предложений от граждан через интернет-портал strategy.arctic2035.ru, запущенный ПОРА для решения данной задачи.
Сухов назвал несколько условий, при которых, как считают в Проектном офисе развития Арктики, возможна успешная реализации стратегического видения развития АЗРФ:
актуализировать приоритеты развития макрорегиона с учетом новых вызовов и рисков;
синхронизировать все структурные элементы документов между собой: от целей к задачам и показателям мониторинга, мерам и мероприятиям по их реализации;
обеспечить последующие этапы развития стратегии и основ государственной политики финансированием за счет четкой привязки к структурным элементам отраслевых государственных программ и проектов.
Красноярский край предложит использовать опыт реновации Норильска в других городах Арктики
ТАСС, 15/03/2025
Власти Красноярского края намерены передать опыт программы реновации Норильска в другие опорные арктические города России. Об этом сообщил журналистам губернатор региона Михаил Котюков.
Комплексный план социально-экономического развития (реновации) Норильска до 2035 года предполагает 120,1 млрд рублей вложений, из них 24 млрд рублей - средства федерального бюджета, 14,8 млрд рублей - средства консолидированного бюджета Красноярского края, 81,3 млрд рублей - средства "Норникеля". Эти финансовые ресурсы направляются на строительство нового жилья и социальных объектов в городе, а также на обновление городской инфраструктуры.
"Мы в рамках формирования сегодня в России арктических опорных населенных пунктов будем предлагать использовать опыт Норильска на федеральном уровне и переносить его в другие арктические регионы РФ, говоря о том, что мы здесь нашли технологические решения, смогли их реализовать на практике и уже имеем первый опыт жителей, которые достаточно позитивно оценивают эти результаты", - рассказал губернатор.
По его словам, в Норильске была применена технология термостабилизации, заимствованная из промышленного строительства. "Эта технология позволит нам не сносить дома, а восстанавливать их строительную конструкцию и обеспечивать нормальную эксплуатацию жилого фонда, что позволит большему количеством норильчан сохранить нормальное жилье, а нам в пределах утвержденных лимитов финансирования сделать больше хороших, добрых дел", - подчеркнул глава региона, добавив, что эта программа будет расширяться.
В свою очередь, первый вице-президент "Норникеля" Николай Уткин сообщил, что перед началом реновации в Норильске несколько десятилетий не было строительства жилых и социальных объектов. "По сути, нам пришлось заново все проходить, начиная от понимания финансирования, несущей способности грунтов, можно ли строить. Сегодня вышли на хорошую крейсерскую скорость [при реализации проектов реновации], компания планов не меняет, она пересматривает [их] только с учетом ценовой политики и приоритетности объектов внутри соглашения [о реализации комплексного плана социально-экономического развития Норильска], у нас остаются обязательства сверх соглашения", - рассказал Уткин. Отмечается, что в 2024 году вне рамок соглашения был введен в эксплуатацию жилой дом для молодых специалистов, в планах строительство еще одного дома. Представитель "Норникеля" добавил, что в рамках реновации планируется строительство объектов социальной сферы, культуры, спорта.
О планах на 2025 год
По словам мэра Норильска Дмитрия Карасева, в 2025 году начнется строительство трех новых жилых домов, уже объявлен конкурс на их строительство. В 2025 году в рамках программы реновации в Норильске уже введены в эксплуатацию 4 жилых дома на 184 квартиры. Кроме того, идет развитие общественных пространств. Так, в центре города планируется открыть общественно-культурный центр "Башня", в котором разместятся лекторий, гастрономическое кафе, коворкинг-пространства, библиотека и зоны массовых мероприятий.
Директор Агентства развития Норильска Максим Миронов сообщил ТАСС, что в центральной части города разрабатывается проект променадной зоны.
Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/23408911?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Транспортные системы
К порту «Лавна» в Мурманской области продолжают прокладывать железнодорожные подходы
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 14/03/2025
Продолжаются работы по строительству ближних железнодорожных подходов к порту «Лавна».
Как сообщили в пресс-службе «Ространсмодернизации», сейчас на объекте рабочие укладывают рельсошпальную решетку и стрелочные переводы на станции «Лавна». Кроме того, на станции «Выходной» монтируют металлоконструкции пункта управления транспортной безопасностью, на станции «Мурмаши-2» устанавливают фундамент эксплуатационно-ремонтного пункта дистанции пути, а в зданиях КПП в Выходном и Лавне проводится внутренняя отделка.
«В рамках реализации проекта по строительству ближних железнодорожных подходов к порту «Лавна» предусмотрено устройство ж/д линии, протяженностью 46 км, 11 искусственных сооружений, а также двух тяговых подстанций», - напомнили в ведомстве.
Первоисточник: https://b-port.com/news/309807
Разное
Рассылка «ПОРА в Арктику! GoArctic!» – выпуск от 15 марта 2025 года
GoArctic.ru, 15/03/2025
1. О работе ПОРА над стратегическими вопросами развития АЗРФ узнали участники конференции в Президентской академии
«Как скорректировать стратегические документы развития АЗРФ» – доклад на эту тему на международной научно-практической конференции «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие» сделал Павел Сухов, заместитель генерального директора по информационной политике Экспертного центра ПОРА.
Работа организации по этому направлению связана с несколькими основными блоками задач: в различных аспектах изучается развитие экономической ситуации в регионах АЗРФ; в ходе масштабного соцопроса выявлено отношение жителей к факторам, влияющим на качество жизни в Арктике; организована представительная стратсессия по доработке Стратегии.
2. (Работа ПОРА) Московские старшеклассники встретились с полярником Владимиром Чуковым
11 марта в Проектном офисе развития Арктики прошла встреча учеников 7–10 классов московской школы № 538 из «Движения Первых» с полярником Владимиром Чуковым, вошедшим в историю арктических путешествий как единственный в мире человек, которому удалось четырежды автономно покорить на лыжах Северный полюс. Кроме того, под его руководством состоялись более трех десятков экспедиций в Арктику и Антарктику. Он также инициатор проекта разработки арктических вездеходов, которые успешно прошли не одно испытание Арктикой.
Ребята посмотрели документальный фильм про покорение Северного полюса командой экспедиции и послушали рассказы о выживании в экстремальных условиях. Встреча состоялась в рамках проекта «Арктическая школа» Проектного офиса развития Арктики.
3. (Комментарии) Эксперты ПОРА комментируют важные актуальные вопросы арктической повестки
Татьяна Красникова: что нужно учесть при актуализации Стратегии развития АЗРФ
Андрей Криворотов: «Сохранение глобального спроса на российский газ не вызывает сомнений»
Андрей Тренин – поправки в закон Якутии об этноэкспертизе могут быть нацелены на процесс освоения Томтора
Инна Андреянова: «Миссия ИНТЦ – трансформация северных территорий в эпицентр ответов на большие вызовы»
Александр Воротников: для экотехнопарков наиболее подходит сочетание офсетного контракта с контрактом жизненного цикла
Вероника Тарбаева: климатические изменения негативно воздействуют на фауну в Арктике
4. (Герои Арктики) Полярник Владимир Соколов: «Знания об Арктике сами по себе являются стратегическим ресурсом»
Владимир Соколов – руководитель Высокоширотной арктической экспедиции ААНИИ, полярный океанолог, который одним из первых документально зафиксировал потепление атлантических вод в Арктическом бассейне Северного Ледовитого океана. В начале 1990-х был начальником дрейфующей станции «Северный полюс – 30». Принимал участие более чем в пятидесяти высокоширотных экспедициях. Читайте и смотрите рассказ об этом человеке в новом выпуске спецпроекта «Герои Арктики».
Также опубликованы интересные лонгриды о других известных полярниках:
Татьяна Прончищева
Николай Книпович
Юлий Шокальский
Рудольф Самойлович
Петр Полисадов
5. (Арктические путешествия) Рейс по Севморпути на «Академике Трёшникове» со всеми остановками
Когда летишь на самолете над азиатской частью нашей огромной страны, приходится удивляться, насколько мало городов светят в ночь своими огнями – вокруг бескрайняя темнота. И тем не менее, жизнь есть везде и даже на арктических островах. Многочисленные полярные станции стоят вдоль Северного морского пути на берегах морей и архипелагах.
Каждый год в короткий период арктической навигации из Архангельска отправляется судно снабжения, которое везет продовольствие, топливо и смену полярников в каждое из этих отдаленных мест. Осенью прошлого года в такой рейс удалось отправиться и автору GoArctic Владиславу Новикову. Читайте его рассказ (части первая и вторая).
Первоисточник: https://goarctic.ru/society/rassylka-pora-v-arktiku-goarctic-vypusk-ot-15-marta-2025-goda/