Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

20/03/2025

Оглавление

Северный Завоз

В районы Якутии по автозимникам доставили более 480 тысяч тонн грузов

ЯСИА, 19/03/2025

В Якутии автотранспортом доставлено 488,3 тысячи тонн жизнеобеспечивающих грузов, что составляет 74,4% от плана. Об этом сообщили в министерстве по делам гражданской обороны и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения республики.

Всего в зимний период автомобильным транспортом предстоит завезти 656 тысяч тонн грузов. Для нужд арктических районов план перевозок составляет 214,1 тысячи тонн.

На заседании оперативной группы также заслушали прогноз погоды от Гидрометцентра, доклады дорожных служб о состоянии зимников, а также отчеты предприятий о ходе грузоперевозок. Перевозки проходят в плановом режиме.

Дорожным службам рекомендовано оперативно устранять негативные последствия природно-климатических условий на дорожном полотне.

Первоисточник: https://ysia.ru/v-rajony-yakutii-po-avtozimnikam-dostavili-bolee-480-tysyach-tonn-gruzov/

Арктический туризм

В карельской Арктике построят домики для охотников и рыбаков

Karelia.news, 19/03/2025

Проект реализует компания «ВелТ – Карельские путешествия». Наш портал рассказывал о ней подробно. Компания получила статус резидента Арктики в 2023 году и начала реализацию проекта по созданию инфраструктуры для рекреационного отдыха, рыбалки и охоты.

В Калевальском районе появятся четыре домика – лесные заимки, объединенные знаковым названием «Эко-грин-хаус», — рассказали в Минэке Карелии.

Запланированный размер инвестиций — 2,4 млн рублей, будет создано 2 новых рабочих места, сейчас в компании работает 22 человека. Новый проект планируется запустить в 2026 году.

Отдых в лесных избушках на берегу озёр в Карелии в последние годы особенно востребован, поэтому появилась идея создания таких идеальных мест для отдыха. Порыбачить, а потом закоптить рыбку, пособирать ягоды и грибы в удовольствие, а еще попариться. Каждая наша избушка будет обязательно с баней, – поделился директор ООО «ВелТ – Карельские путешествия» Максим Ковалёв.

Развитие туризма в Арктике сегодня – одно из приоритетных направлений. Сегодня в Калевальском районе деятельность ведут 4 резидента Арктики в сфере сельского хозяйства, туризма и производства. Планируемый объём инвестиций резидентов составит 16,2 млн рублей, что даст возможность организовать 12 новых рабочих мест.

Кроме этого, с марта этого года Фонд по содействию кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Карелия (ФСК) предлагает программу льготного кредитования «АРКТИКА» по сниженной ставке для предпринимателей арктических территорий региона, рассказали в Минэке.

Первоисточник: https://karelia.news/news/10142961/v-karelskoy-arktike-postroyat-domiki-dlya-okhotnikov-i-rybakov/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Туризм на Ямале: правительство определило риски

Север-Пресс, 19/03/2025

В Ямало-Ненецком автономном округе предложили закрепить перечень индикаторов риска нарушений в сфере туризма. Соответствующее постановление опубликовано на официальном портале правительства региона.

«Документ устанавливает перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля в сфере туристской индустрии», — сообщили в пресс-службе губернатора ЯНАО.

Среди критериев — отсутствие сведений о средствах размещения в реестре классифицированных объектов, неоднократное изменение типа размещения в течение года, сдача в аренду более десяти номеров в одном здании, а также несоответствие количества туристов числу инструкторов-проводников. Кроме того, внимание уделят инструкторам, подающим уведомления о сопровождении туристов сразу по нескольким маршрутам.

Постановление направлено на повышение безопасности туристов и контроль за деятельностью предприятий индустрии.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/turizm-na-jamale-pravitelstvo-opredelilo-riski/

Биоресурсы

Рыбаки Северного бассейна выловили 70,3 тысячи тонн рыбы к 19 марта

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 19/03/2025

Рыбаки Северного бассейна выловили 70,3 тысячи тонн рыбы к 19 марта. Трески добыто 48,9 тысячи тонн, пикши - 11,6 тысячи тонн.

Между тем, российские рыбаки выловили с начала года на эту дату 1 млн 152,2 тысячи тонн водных биоресурсов, сообщает отраслевая система мониторинга Росрыболовства.

В исключительных экономических зонах иностранных государств, конвенционных районах и открытой части Мирового океана российский флот добыл 62,6 тысячи тонн.

Первоисточник: https://b-port.com/news/310267

Белорусские рыбаки могут вылавливать не менее девяти тысяч тонн трески и пикши в год в Баренцевом море

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 19/03/2025

Белорусские рыбаки ежегодно могут вылавливать не менее 9 тысяч тонн трески и пикши в Баренцевом море.

Российская Федерация зафиксировала для Республики Беларусь квоты на вылов рыбы в своих территориальных водах на десять лет, сообщают эксперты ТГ-канала РЫБФРОНТ со ссылкой на документ, опубликованный на Национальном правовом интернет-портале РБ.

"Российская Сторона в соответствии со своими законами и правилами ежегодно в течение десятилетнего периода, который продлевается на аналогичный срок до тех пор, пока Стороны не договорятся об ином или действие настоящего Соглашения не будет прекращено, распределяет квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов (рыбы) в исключительной экономической зоне Российской Федерации для Республики Беларусь в объеме не менее 9 000 тонн трески и пикши в Баренцевом море", - говорится в документе.

Первоисточник: https://b-port.com/news/310282

В два раза снизилось число работников в оленеводстве Якутии за 15 лет

ЯСИА, 19/03/2025

Состояние, проблемы и перспективы развития оленеводства в республике обсудили на круглом столе, прошедшем 19 марта на IV съезде оленеводов Якутии. Основным сдерживающим фактором развития отрасли является нехватка квалифицированных кадров.

«Мы на всех уровнях органов власти обязаны понимать необходимость сохранения и развития северного оленеводства. Интересен опыт других регионов, а также других государств и муниципальных образований нашей республики. По итогам круглого стола будем принимать меры, направленные на обеспечение стабильности и развития оленеводческой отрасли в республике», — сказал заместитель председателя правительства Якутии Сергей Местников.

Вице-премьер вручил награды министерства сельского хозяйства России.

За многолетний добросовестный труд в системе агропромышленного комплекса благодарностью министерства сельского хозяйства России отметили председателя общины коренных малочисленных народов Севера имени Н.В. Худи-Харючи Арияну Громову, руководителя управления сельского хозяйства администрации Нерюнгринского района Анетту Марханову, оленевода МУП «Булунское» Петра Никитина и старшего оленевода АО «Ючюгяйское» Прохора Громова.

Почетный знак ветерана сельского хозяйства Якутии вручили оленеводу МУП «Себян» Кобяйского района Василию Кривошапкину, лауреату государственной премии в области сельского хозяйства Якутии Анатолию Трынкину, народному мастеру Якутии Капитолине Трынкиной и лауреату государственной премии в области оленеводства имени В.М. Кладкина, оленеводу стада №4 сельскохозяйственного кооператива «Томпо» Андрею Стручкову.

Одной из ключевых тем обсуждения стал дефицит квалифицированных кадров, таких, как пастухи и специалисты в области оленеводства. По словам экспертов, эта проблема является серьезным сдерживающим фактором для развития отрасли. Основные причины дефицита кадров связаны с низким уровнем заработной платы, а также отсутствием современных и комфортных социально-бытовых условий для жизни оленеводов в условиях тундры и тайги.

Министр сельского хозяйства Якутии Артём Александров выступил с докладом о состоянии оленеводства в республике.

«Вопрос обеспеченности кадрами стоит особенно остро, так как за последние 15 лет численность работников сельскохозяйственных организаций, занимающихся оленеводством, снизилась более чем в два раза до одной тысячи человек. За этот период только в двух районах возросла численность работников отрасли – в Анабарском и Оленекском.

С 2020 года начата реализация новой социальной выплаты молодым оленеводам до 35 лет, проработавшим не менее четырех лет в оленеводстве, на приобретение (строительство) жилья. За пять лет выплаты получили 65 молодых оленеводов на сумму 79 млн рублей. С 2024 года размер выплаты увеличился с 1 млн до 2 млн рублей», — рассказал Артём Александров.

Министр внёс ряд предложений для привлечения кадров в оленеводство:

— Изыскание не менее 28 млн рублей на этот год на выплаты молодым оленеводам.

— Выравнивание размера ежемесячных денежных выплат молодым специалистам по уровням образования. Это позволит увеличить размер выплат оленеводам, работающим в Арктике, от 12 тыс. до 22,5 тыс. рублей в месяц в течение трех лет.

— Увеличение размера социального пособия оленеводам, чумработникам, промысловым охотникам, коневодам, рыбакам, дояркам (доярам) независимо от возраста, имеющим специальный трудовой стаж 20 лет для мужчин и 15 лет для женщин.

По словам министра сельского хозяйства, в прошлом году данное пособие получили 403 человека, размер выплат составляет от 3,5 тыс. до 4 тыс. рублей в месяц, расходы бюджета республики по данному пособию составили 16 млн рублей.

Напомним, Якутия занимает третье место в Российской Федерации по численности поголовья северных домашних оленей, содержащихся на полувольном выпасе. Уникальность Якутии заключается в разведении трех из четырех пород северных оленей, зарегистрированных в России: эвенкийской, ненецкой, чукотской и эвенской.

Первоисточник: https://ysia.ru/v-yakutii-obsudili-problemy-i-perspektivy-razvitiya-olenevodstva/

Политика

Владимир Путин отправил челябинскую чиновницу осваивать Арктику

Московский комсомолец - Челябинск, 19/03/2025

Президент России Владимир Путин официально встретился с бывшим вице-губернатором Челябинской области Ириной Гехт, которая после работы в Запорожье недавно была назначена врио главы Ненецкого автономного округа (НАО). На встрече глава государства акцентировал внимание на важности региона как стратегической ресурсной базы страны. Президент подчеркнул, что НАО играет ключевую роль в экономике России, особенно в контексте развития Арктической зоны.

Ирина Гехт, в свою очередь, заверила президента, что готова взять на себя ответственность за развитие региона и поблагодарила Путина за доверие.

Первоисточник: https://chel.mk.ru/politics/2025/03/19/vladimir-putin-otpravil-chelyabinskuyu-chinovnicu-osvaivat-arktiku.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Губернатор Ненецкого округа уходит на новую работу

Ura.ru, 19/03/2025

Глава Ненецкого автономного округа Юрий Бездудный объявил сегодня о своем уходе с занимаемой должности. Став главой региона шесть лет назад, Бездудный активно занимался развитием округа, особенно уделяя внимание улучшению условий жизни местного населения.

«Сегодня ровно 6 лет, как тружусь в регионе. Моя жизнь на севере была посвящена главному богатству — людям. Мы вместе с вами сделали, чтобы регион рос и развивался. Я благодарен всем. Я перехожу на новую работу. Но сердце с вами. Где северное сияние, мороз, бескрайняя тундра и вы. Желаю региону процветания», — сказал он в видео, опубликованном в его telegram-канале.

Первоисточник: https://ura.news/news/1052904113

Владимир Путин учредил оргкомитет по подготовке к 500-летию освоения Севморпути

Ulus.media, 19/03/2025

Президент России Владимир Путин своим Указом постановил образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 500-летия начала освоения Россией Северного морского пути.

Об этом сообщает «Маяк Арктики».

Председателем оргкомитета назначен помощник Президента, председатель Морской коллегии Российской Федерации Николай Патрушев.

«Северный морской путь – не только главная транспортная артерия Арктики, но и уникальный логистический маршрут между Европой и Азией. В 2025 году отмечается 500-лет с начала освоения Россией СМП. В соответствии с Указом Президента будет разработан план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования этого события, которое имеет принципиальное значение для закрепления за Россией статуса ведущей арктической державы. Роль маршрута в социально-экономическом развитии Заполярья, его история и перспективы, а также укрепление международного сотрудничества в рамках СМП станут темами обсуждения на форуме в Мурманске. В свою очередь, культурная программа МАФ позволит участникам познакомиться с историей открытия логистического коридора и особенностями русского Севера», – подчеркнул Антон Кобяков, советник Президента Российской Федерации, ответственный секретарь Организационного комитета МАФ-2025.

Первоисточник: https://ulus.media/2025/03/19/vladimir-putin-uchredil-orgkomitet-po-podgotovke-k-500-letiyu-osvoeniya-sevmorputi/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Международные отношения

Исследование выявило различия подходов Запада и РФ к Арктике

ТАСС, 19/03/2025

Страны Запада воспринимают Арктику как территорию геополитического противостояния, а Россия и Азия - как научную лабораторию и регион для комплексного развития. Об этом свидетельствуют результаты исследования Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) "Образ Арктики в международных медиа: результаты оценки текстов СМИ за 2020-2025 гг."

Как рассказал ТАСС директор ПОРА Максим Данькин, принимающий участие в Нью-Дели в деловой и научной конференции "Северный форум - Индия", авторы исследования на основе алгоритмов машинного обучения разработали языковую модель, при помощи которой классифицировали материалы крупных СМИ и изучили, как воспринимается Арктика в разных странах мира.

"На Западе мы видим, что Арктика в целом воспринимается как ресурс и место геополитической борьбы. Отсюда их акценты на ее милитаризацию. Последние три года в СМИ наблюдается очень агрессивная риторика", - отметил он.

По словам Данькина, "в России Арктика воспринимается совершенно иначе. "Это стратегический регион, фокус делается на его комплексное развитие. Плюс Северный морской путь исторически для России - национальная транспортная артерия, сфера национальных интересов, стратегическая территория", - сказал он.

"В странах Азии, в данном случае в основном в Китае и Индии, это научно-исследовательская лаборатория и туристический магнит. И это очень ценно, потому что мы видим, что фактически азиатские партнеры рассматривают Арктику как территорию диалога", - подчеркнул Данькин.

"Важно сохранять диалог в Арктике, баланс между контекстом безопасности и позитивными контекстами научно-технологических коллабораций. Позиция Китая, Индии, стран Азии отражает стремление к развитию Арктики в конструктивном и позитивном русле, к сотрудничеству, а не битве за территории и ресурсы. Поэтому взаимодействие со странами Востока для нас является важным приоритетом", - резюмировал директор ПОРА.

Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/23439251?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Наука, культура и образование

Девять тысяч лет назад: Археологи описали транспортную технологию прошлого Арктики

Таймырский телеграф, 19/03/2025

Ученые Института истории материальной культуры, а также Арктического и антарктического научно-исследовательского института исследовали находки на Жоховской стоянке на одном из островов и определили, что примерно девять тысяч лет назад жители Восточной Сибири уже обладали высокоразвитой транспортной культурой.

Результаты исследования опубликованы в научных журналах, пишет vokrugsveta.ru.

На стоянке в условиях вечной мерзлоты хорошо сохранились многочисленные предметы из недолговечных материалов: охотничье снаряжение, домашняя утварь, плетеные и берестяные изделия, детали нарт, а также костные останки собак.

Изучение фрагментов древних нарт и костных останков собак помогло выдвинуть версию, что в уже девять тысяч лет назад в Восточно-Сибирской Арктике существовало развитое ездовое собаководство.

Ученые восстановили размеры, конструктивные особенности и типы древних саней, а также описали последовательность действий при их изготовлении. Кроме того, ученые уточнили, какие инструменты использовали для той или иной операции древние мастера. Древние люди использовали легкие ручные нарты, которые могли тянуть человек или собака, и более крупные грузовые нарты, предназначенные для перевозки тяжелых грузов с помощью собачьих упряжек.

Авторы исследования подчеркивают, что ездовое собаководство обеспечивало логистическую связанность территорий и способствовало формированию крупных социокультурных систем. Феномен транспортного собаководства, считают ученые, оказал огромное влияние на развитие региона.

Первоисточник: https://www.ttelegraf.ru/news/devyat-tysyach-let-nazad-arheologi-opisali-transportnuyu-tehnologiyu-proshlogo-arktiki/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Киномарафон Arctic Open 2025 стартует в Свердловской области с 20 марта

Информационный портал Свердловской области, 19/03/2025

Киномарафон Arctic Open 2025 стартует в Свердловской области. Авторское кино будет бесплатно показываться на 41 площадке региона с 20 марта по 23 апреля. Зрители смогут познакомиться с новыми фильмами, вошедшими в лонг- и шорт-листы конкурсной программы VIII Международного кинофестиваля стран Арктики, который прошёл в Архангельской области в декабре 2024 года. В программу показа киномарафона вошли и работы Свердловской киностудии – короткометражная картина Марии Меленевской «Разъезд» и игровой фильм Георгия Лялина «Длительные свидания».

«Зрителей Урала ждёт очень насыщенная программа киномарафона – как по смысловому содержанию, так и по жанрам. Каждая картина в программе «Arctic Open» – это сознательный зрительский путь не просто к открытию в фильме личностных смыслов, но и определённый духовный поиск. Нам импонирует стремление организаторов проекта – не просто показать кино, а организовать настоящую дискуссию, обсуждая режиссёрский замысел и сюжет», – рассказала директор Свердловского областного фильмофонда Светлана Горда.

Более 40 документальных и художественных фильмов покажут в ходе киномарафона фестиваля Arctic Open, в том числе 22 короткометражки и пять художественных фильмов. Киноленты разделены по тематике и возрасту. Были выделены фильмы для подростков и семейного просмотра, картины о взрослении, выборе, самоопределении, размышления об искусстве, драмы и комедии, реконструкции исторических событий и этнографические роуд-муви. Среди документальных фильмов не только киноисследования Арктики, жизни на Севере, но и киноленты о жизни и творчестве художников.

«Все больше людей и организаций присоединяются к такой форме кинопоказа, как киномарафон. Популярность хорошего, авторского кино растёт. Нам доверили свои картины как серьёзные российские кинематографисты и киностудии, так и начинающие, молодые авторы. Все они говорят с человеком о добрых и вечных истинах», – подчеркнула директор Международного кинофестиваля «Arctic Open» Тамара Статикова.

На Среднем Урале для участия в киномарафоне заявились кинотеатры, дома культуры, библиотеки, молодёжные центры и даже школы. Полный список площадок киномарафона региона с датами показов доступен на официальном сайте Свердловского фильмофонда. Самыми крупными площадками станут кинозалы, открытые в рамках национального проекта «Культура» и федеральной программы Фонда кино. За бронированием билетов необходимо обратиться непосредственно на запланированную для посещения площадку киномарафона.

Первоисточник: https://xn--b1ag8a.xn--p1ai/news/29478?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Оборона и безопасность

Канада и Австралия планируют разработать новую военную РЛС в Арктике

Новый день (Екатеринбург), 19/03/2025

Канада и Австралия планируют совместно разработать новую военную радиолокационную систему в Арктике на фоне глобального всплеска интереса к региону, сообщил премьер-министр Канады Марк Карни.

«Наше правительство будет сотрудничать с нашим давним партнером в сфере обороны и безопасности, Австралией, над созданием новой загоризонтной военной радиолокационной системы большой дальности», – заявил Карни журналистам на пресс-конференции во вторник.

«Это инвестиции в размере более 6 миллиардов долларов в самую передовую и эффективную радиолокационную систему», – продолжил Карни, добавив, что новая установка «позволит Канаде обнаруживать и реагировать на воздушные и морские угрозы над нашей Арктикой быстрее и с большего расстояния».

«Это в первую очередь обеспечит безопасность всех канадцев», – сказал Карни.

Любая новая канадская оборонная инфраструктура в Арктике, скорее всего, должна будет соответствовать NORAD – ключевому американо-канадскому оборонному соглашению.

«Канада должна быть сильной в наших партнерствах, особенно с NORAD», – сказал Карни. «Сегодняшние заявления укрепят нашу приверженность NORAD. Мы не можем и не должны в первую очередь смотреть на других, чтобы защитить нашу страну».

Карни также объявил, что его правительство установит «более устойчивое и круглогодичное присутствие здесь, в Арктике», инвестировав дополнительно 420 миллионов канадских долларов «в защиту нашего воздушного, морского и наземного суверенитета», сообщает CNN.

«Наши противники все больше осмелевают, – добавил Карни. – Международные институты и нормы, которые обеспечивали безопасность Канады, теперь подвергаются сомнению. И приоритеты Соединенных Штатов, когда-то тесно связанные с нашими собственными, начинают меняться».

На сегодняшний день восемь стран имеют территорию в стратегически и экологически уязвимом Арктическом регионе – Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США – и конкуренция за влияние усиливается, отмечает CNN.

Первоисточник: https://newdaynews.ru/inworld/849637.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

На Колыме готовятся к паводкам и сезону лесных пожаров

Колыма Плюс, 19/03/2025

Необходимые превентивные мероприятия по подготовке к весенним паводкам и пожароопасному сезону обсудили на совещании в правительстве Магаданской области. Губернатор Сергей Носов оценил план работ и поставил ряд задач.

Среди приоритетов – защита населённых пунктов региона и исправная работа гидротехнических сооружений.
В Магаданской области 42 гидротехнических сооружения, их состояние находится под особым контролем. К весеннему подъёму уровня воды в реках специалистам необходимо завершить максимум запланированных работ по ремонту и обслуживанию ГТС, а летом – провести руслоформирование.

В целях пожарной безопасности главам муниципалитетов поручено проверить и обновить минерализованные полосы вокруг населённых пунктов. Административным комиссиям необходимо усилить контроль за уборкой и выжиганием сухой травы на приусадебных участках. При этом особое внимание следует уделить фермерским хозяйствам и охотугодьям.

Реакция на сообщения о возгораниях должна быть мгновенной, подчеркнул губернатор.
В 2025 году в России возможны сильные лесные пожары из-за недостатка влаги, что повышает риск возгораний. Об этом сообщил в ходе «правительственного часа» вице-премьер РФ Дмитрий Патрушев на 586-м пленарном заседании Совета Федерации. Власти уже сейчас активно готовятся к пожароопасному сезону. Росгидромет заранее подготовил прогноз, а на обеспечение регионов финансированием было дополнительно выделено 42 млрд рублей.

Для борьбы с лесными пожарами в 2025 году регионы получат из федерального бюджета почти 20 млрд рублей. Наиболее горимым регионам – Якутии, Забайкалью и Красноярскому краю – дополнительно выделено более 5 млрд рублей.

Первоисточник: https://kolymaplus.ru/news/na-kolyime-gotovyatsya-k-pavodkam-i-sezonu-lesnyih-pozharov/

Промышленность и технологии

Роман Алешко: развитие российской спутниковой группировки обеспечит качественно новый уровень связи в Арктике

GoArctic.ru, 19/03/2025

В 2026 году российская компания «Бюро 1440» планирует запустить в Арктике проект по обеспечению связью с низкоорбитальных спутников – аналог Starlink. На сегодняшний день есть всего две страны, которые создают аналогичные низкоорбитальные группировки, – США и Китай. Комментирует Роман Алешко, старший научный сотрудник Центра космического мониторинга Арктики САФУ.

Арктика обладает значительными запасами природных ресурсов (нефть, газ, минералы), а также потенциалом для развития судоходства по Северному морскому пути. Наличие устойчивой связи позволяет эффективно управлять добывающими и транспортными операциями, обеспечивать мониторинг и контроль за процессами.

В Арктике проживают коренные народы и работают сотрудники различных предприятий. Широкополосная связь улучшает качество жизни, обеспечивая доступ к образованию, медицине, государственным услугам и коммуникациям.

Наконец, Арктика — хрупкая экосистема, требующая постоянного наблюдения. Широкополосная связь позволяет оперативно собирать и анализировать данные о состоянии окружающей среды, предотвращая экологические катастрофы.

Не секрет, что работы по созданию технологий, позволяющих обеспечить космическую связь в любой точке Земли, ведутся едва ли не с момента запуска первого космического аппарата. Наряду с дистанционным зондированием Земли, связь – наиболее востребованный космический сервис.

С развитием технологий, уменьшением и удешевлением элементной базы космических аппаратов запуск в космос собственных аппаратов стал доступен не только крупным государственным корпорациям и агентствам, но и университетам, частным компаниям и даже физическим лицам.

Однако проекты по созданию масштабных спутниковых группировок, остаются все же прерогативой государств и крупных коммерческих компаний. В России такие проекты по обеспечению связью труднодоступных регионов реализуются как непосредственно Роскосмосом (проект «Скиф»), так и российской компанией «Бюро 1440» (входит в «ИКС холдинг»), которая планирует запустить в Арктике проект по обеспечению связью с низкоорбитальных спутников.

Первые низкоорбитальные спутники «Рассвет-1» компании «Бюро 1440», которые были выведены на околоземную орбиту в 2023 и 2024 годах, уже показали свою эффективность. Развитие группировки и запуск основного количества космических аппаратов с 2025 по 2027 гг., безусловно, позволит обеспечить качественно новый уровень связи в труднодоступных северных территориях, снизит «цифровое неравенство» регионов и обеспечит новый импульс к развитию Арктической зоны Российской Федерации.

Первоисточник: https://goarctic.ru/opinions/roman-aleshko-razvitie-rossiyskoy-sputnikovoy-gruppirovki-obespechit-kachestvenno-novyy-uroven-svyaz/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Северный морской путь

В РМРС разрабатывают методику по оценке безопасных сценариев буксировки судов ледоколами

Флагман, 19/03/2025

В Российском морском регистре судоходства (Регистре, РС) разрабатывают методику по оценке безопасных сценариев буксировки судов ледоколами. Об этом стало известно в ходе Десятой, юбилейной международной научно-практической конференции «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие», сообщает телеграм-канал Регистра 18 марта.

«Выступая в авангарде инициатив социально-экономического укрепления страны, Российский морской регистр судоходства активно вовлечен в проекты по развитию дальневосточных и арктических регионов России», - говоритяс в сообщении.

Конференция была проведена в соответствии с указом президента России об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития.

Наукоемкие решения РС для обеспечения безопасного судоходства по Северному морскому пути представил Николай Родионов, эксперт отдела экспертизы и инжиниринга.

«Среди инструментов Регистра для расширения эксплуатационных возможностей существующего флота и обеспечения интенсификации грузоперевозок по СМП – Паспорт ледовой безопасности, на основе которого оформляется Свидетельство о допустимых условиях ледового плавания. Услуги позволяют вне зависимости от наличия ледового класса определить безопасные режимы плавания судна во льдах с учетом особенностей его конструкции и фактического состояния», – рассказал эксперт.

Отмечается, что предлагаемые решения базируются на результатах профильных научно-исследовательских работ, образуя устойчивую связку науки и ее практического применения. В настоящее время, не останавливаясь на достигнутом, Регистр во взаимодействии с отраслевыми партнерами работает над новыми направлениями исследований: это разработка методики по оценке безопасных сценариев буксировки судов ледоколами; анализ и оценка существующих и разработка новых подходов по определению пропульсивной мощности судов ледового плавания; а также разработка и внедрение в состав Паспорта ледовой безопасности новой модели разрушения ледяного покрова с целью уточнения оценки допустимых скоростей движения судна.

Первоисточник: https://flagman-news.ru/news/cudohodctvo/_v_rmrc_razrabatyvaut_metodiku_po_ocenke_bezopacnyh_ccenariev_bukcirovki_cudov_ledokolami.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Обсуждены вопросы управления водными ресурсами в Арктике

Arctic Universe, 19/03/2025

17 марта в Санкт-Петербурге был проведен семинар «Возможности «синей экономики» для развития морских и арктических проектов», в ходе которого представители власти, науки и бизнеса объединились, чтобы обсудить возможности для внедрения принципов «синей экономики» в инфраструктурные инициативы, связанные с освоением Арктики и водных ресурсов России.

Семинар был организован Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом совместно с компанией Kept и Русским географическим обществом.

Как сообщает ААНИИ, набирающая силу синергия между проблемами охраны окружающей среды, технологического переоснащения, решения вопросов изменения климата и утраты биоразнообразия является одним из наиболее актуальных вопросов сегодняшнего дня. Наибольшую взаимозависимость эти направления проявляют при ведении деятельности на морских акваториях и водных объектах.

Концепция «синей экономики», основанная на устойчивом использовании ресурсов Мирового океана, включает три ключевых принципа: защиту и сохранение водных ресурсов, природоохранный менеджмент и внедрение решений для адаптации к климатическим изменениям. Развитие этой концепции подчеркивает первостепенную роль океанов и морей в глобальной экономике, открывая новые возможности для экологически ответственного развития.

«Это уникальная возможность обсудить комплекс проблем с участием органов исполнительной власти, науки и бизнеса, на который ложатся основные риски, связанные с изменением климата и водными ресурсами, а также финансовыми организациями, обеспечивающими управление этими рисками», – отметил во вступительной речи партнер группы операционных рисков и устойчивого развития Kept Владимир Лукин.

Среди всех природных зон России проблематика «синей экономики» в наибольшей степени актуальна для Арктики, поскольку именно здесь находятся основные водные ресурсы. Крупнейший инфраструктурный проект, реализуемый в водной среде и захватывающий самое протяженное пространство морской прибрежной зоны, — это Северный морской путь. Он опирается на отрасли, относящиеся к секторам «синей экономики», это и судоходство, и деятельность портов.

Ежегодно в Арктике увеличивается объем морских грузоперевозок. По итогам 2024 года, в частности, он составил почти 38 млн тонн, что на 1,6 миллиона тонн больше, чем годом ранее. Активно расширяется портовая инфраструктура, растут объёмы и география дноуглубительных работ. Но развитие Северного морского пути – это не только экономический рост, но мощный рост экологических рисков. В такой ситуации особую роль приобретает контроль за экологическим состоянием в акватории Северного морского пути.

На семинаре обсудили актуальные направления развития водного и морского законодательства, учет природных рисков финансовыми организациями, а также эффективные инструменты управления водными ресурсами как на уровне отдельных компаний, так и на федеральном уровне.

Для осуществления полноценного государственного экологического мониторинга имеющейся в Арктике наблюдательной системы недостаточно, отметил в ходе дискуссии директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

«Наблюдательная сеть Росгидромета в Арктике в основном береговая. Возможностей для наблюдений на акватории не так много. Попутных исследований с судов недостаточно, а морские научные экспедиции проводятся нерегулярно и имеют другие приоритетные задачи. Но контроль экологического благополучия арктических морей должен осуществляться долгосрочно, регулярно и системно. Важно создать единую методическую базу и качественную наблюдательную сеть. Мы должны мерить одно и тоже, в одних и тех же местах, в одно и тоже время. Важно, чтоб реализация этого стратегически значимого для страны проекта осуществлялась под государственным контролем», - подчеркнул Александр Макаров.

Он пригласил экспертное сообщество детально обсудить вопрос создания государственной системы экологического мониторинга в акватории СМП в ходе Международной конференции POLAR, которая состоится 21 мая 2025 года на площадке Арктического и антарктического научно-исследовательского института в Санкт-Петербурге.

В развитие этой темы заместитель директора группы операционных рисков и устойчивого развития Kept Светлана Шейнфельд поделилась решениями по «синей экономике» для морского транспорта в условиях глобальных климатических перестроек, а также отметила, что «климатический кризис – это в первую очередь кризис воды. Поэтому, если сначала «синяя экономика» рассматривалась в применении к морским, логистическим, рыболовным отраслям экономики, то сейчас в России и мире распространяют ее и на пресноводные объекты».

Также на семинаре выступил заместитель директора группы операционных рисков и устойчивого развития Kept Александр Винокуров с докладом «Водный след: эффективный инструмент управления водными ресурсами на уровне организаций». В докладе были освещены аспекты оценки водного следа и показаны практики раскрытия российскими и зарубежными компаниями информации об эффективности водного менеджмента. «Водный след – комплексный показатель, который может выступать в качестве оценки воздействия организации на водные ресурсы, а также метрикой результативности мероприятий по адаптации к кризису водных ресурсов», - отметил Александр Винокуров.

Первоисточник: https://www.arcticuniverse.com/ru/news/20250319/32082.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Арктический филиал «Росморпорта» возглавил директор мурманского филиала

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 19/03/2025

В ходе рабочей поездки в Мурманскую область гендиректор «Росморпорта» Сергей Пылин представил коллективу Арктического филиала руководителя объединенной структуры. Её возглавил Владимир Седых, который ранее был директором филиала в Заполярье.

Напомним, что Арктический филиал был создан после того, как к Мурманскому филиалу присоединили ликвидируемый Архангельский филиал.

«В современных экономических и политических условиях перед предприятием и в особенности перед филиалом стоят большие стратегические цели, связанные с комплексным развитием Мурманского транспортного узла и увеличением его провозной способности для повышения конкурентоспособности Северного морского пути», - отметили в пресс-службе «Росморпорта».

В частности, ключевыми для развития Севморпути в организации видят проекты строительства комплекса перегрузки угля «Лавна», нефтяных терминалов в Витино и Кандалакше, а также создание «Большого СМП».

Первоисточник: https://b-port.com/news/310242

Социально-экономическое развитие

Два в одном: Лабытнанги и Приуральский район объединили в МО

Север-Пресс, 19/03/2025

Парламентарии Ямала 19 марта приняли исторический для региона закон — они юридически объединили в один муниципальный округ Лабытнанги и Приуральский район. Таким образом, депутаты окружного Заксобрания поддержали инициативу своих коллег из городской и районных дум этих поселений, а также пожелание местного населения.

Работа над объединением шла в течение десяти месяцев: народные избранники встречались с жителями, вели консультации с главами муниципалитетов. Об этом сообщила журналистам заместитель председателя Заксобрания ЯНАО Наталия Фиголь.

«Обсуждение проходило во всех поселениях Приуральского района, в Лабытнанги, на площадке Законодательного собрания, в правительстве Ямала. Присоединение сельской территории к городу, который относится к числу опорных населенных пунктов страны, даст дополнительные возможности для развития Приуралья. В ближайшее время на этой территории планируется провести комплекс мероприятий. Например, в части развития туристического кластера, сельского хозяйства, поскольку предприятия Приуральского района производят около 20% всей сельхозпродукции округа», — рассказала Наталия Фиголь.

Большое Приуралье, так в народе называют новое муниципальное образование, получит дополнительные средства в бюджет, а это даст новые рабочие места, обновление инфраструктуры и повышение качества жизни.

Органы местного самоуправления нового МО должны быть сформированы до 1 января 2026 года — именно столько отводится на переходный период. Так, в сентябре по итогам муниципальных выборов появится первая Дума Приуральского района. Туда сроком на пять лет изберут 20 депутатов.

«В новое муниципальное образование вошло 13 населенных пунктов, в которых проживает 41 тысяча ямальцев, — отметила, выступая перед депутатами, глава Лабытнанги Марина Трескова. — Структура органов местного самоуправления практически не изменится. Дума назначает главу, создает администрацию муниципального округа, утверждает ее структуру, а глава города утверждает штатное расписание и формирует состав».

По словам Тресковой, с 24 марта заработает штаб организационных мероприятий по муниципальной реформе Приуралья и Лабытнанги. На его базе будут созданы межмуниципальные и межведомственные группы для оперативного решения вопросов объединения. Первая группа — это юристы местных администраций, которые начнут работу над уставом и нормативно-правовыми актами муниципального округа. Вторая группа — финансисты, которые будут, в частности, формировать бюджет МО на 2026 год.

«При штабе создается и ситуационный центр для обратной связи с населением. Любой запрос от жителей, который их тревожит и требует дополнительных разъяснений, будет отрабатываться по горячей линии», — пояснила глава Лабытнанги.

Сейчас в Приуралье работают мобильные бригады: специалисты составляют социальный паспорт на каждого жителя. В документе отмечают их потребности и предпочтения по дальнейшему месту жительства. Известно, что многие жители отдаленных поселков района хотели бы переехать в города или более крупные поселки.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/dva-v-odnom-labytnangi-i-priuralskij-rajon-obedinili-v-mo/

Дмитрий Артюхов: Ямал играет ключевую роль в экономике Арктики и всей России

Ura.ru, 19/03/2025

Губернатор Ямала Дмитрий Артюхов считает, что округ играет ключевую роль в развитии Арктики, которая, в свою очередь, является фундаментом экономического успеха России в XXI веке. Об этом глава региона сообщил в ходе доклада о положении дел в округе.

«Развитие Арктики — это фундамент экономического успеха России в XXI веке. И роль нашего региона в этом ключевая. Уже сегодня Ямал обеспечивает 80 % всей загрузки Северного морского пути. В последующие десятилетия этот вклад будет только нарастать», — сказал Дмитрий Артюхов.

Глава округа также дал оценку работе компаний ТЭК, от которых преимущественно зависит экономический потенциал региона. «Несмотря на внешние вызовы и ограничения, наши основные нефтегазовые компании работают стабильно. Кроме того, им удалось нарастить объемы добычи углеводородов: газа — более чем на 8 %, а нефти — более чем на 5 %», — сказал спикер.

«В сложнейших макроэкономических условиях наши главные компании – «Газпром», «НОВАТЭК», «Газпром нефть», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» и «Транснефть» – остаются верны взятым обязательствам. Благодарю их руководителей за вклад в развитие нашего общего дома – Ямала», – отметил Артюхов.

По итогам 2024 года рост промышленного производства в округе составил 6 %, а объем инвестиций в основной капитал превысил 1,6 триллиона рублей. Продолжает развиваться потребительский рынок.

Первоисточник: https://ura.news/news/1052904420?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Минвостокразвития на арктическом форуме представит президенту мастер-планы АЗРФ

ТАСС, 19/03/2025

Информацию о мастер-планах опорных городов Арктической зоны РФ доложат президенту России Владимиру Путину на Международном арктическом форуме "Арктика - территория диалога" (МАФ), который состоится 26-27 марта в Мурманске. Об этом сообщил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.

"Развитие городов является таким магистральным проектом, который начался с Дальнего Востока, как вы знаете, был продолжен в Арктике. Буквально в течение ближайших дней пройдет Международный арктический форум, где мы будем докладывать президенту мастер-планы опорных городов Арктической зоны", - сказал Чекунков на заседании комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики.

В декабре 2023 года правительство РФ определило 16 важнейших населенных пунктов Арктики, для которых началась разработка мастер-планов по развитию на период до 2035 года.

В перечень опорных пунктов Арктики вошли 16 агломераций, расположенных в девяти регионах: Кемско-Беломорская (Карелия), агломерация Воркуты (Коми), Тикси-Найба (Якутия), Норильск-Дудинка, Диксон и Игарка (Красноярский край), Архангельская (Архангельская область), Мурманская, Кировско-Апатитская и Мончегорская (Мурманская область), агломерация Нарьян-Мара (Ненецкий автономный округ), агломерации Певека и Анадырская (Чукотский автономный округ), агломерации Нового Уренгоя, Ноябрьска и Салехард-Лабытнанги (Ямало-Ненецкий автономный округ). На реализацию мастер-планов опорных населенных пунктов Арктической зоны планируется направить более 3 трлн рублей.

Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/23441717?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Транспортные системы

На Таймыре федеральный аэропорт модернизируют в 2025-2026 годах

ТАСС, 19/03/2025

Модернизацию перрона в аэропорту Хатанга на севере Красноярского края, имеющего статус федерального, проведут в 2025-2026 годах. Реконструкция позволит расширить число принимаемых классов самолетов, сообщил ТАСС губернатор края Михаил Котюков.

Аэропорт Хатанга - один из крупнейших в Арктике, отсюда отправляют пассажиров и грузы в Красноярск, Норильск и Диксон, осуществляют почтовые и пассажирские перевозки по Таймыру. Относится к аэродрому федерального значения. Помимо этого, аэропорт обслуживает транзитные воздушные суда из других регионов РФ. Он входит в состав федерального казенного предприятия "Аэропорты Красноярья", созданного в 2012 году для управления северными аэропортами региона. В 2021 году в аэропорту было открыто здание нового терминала.

"[За] 2025-2026 годы нужно привести в порядок перрон", - сообщил Котюков, добавив, что средства на эти цели полностью выделены из федерального бюджета. По его словам, модернизация позволит расширить класс принимаемых самолетов и нарастить число рейсов. Это в свою очередь позволит развивать туризм в Арктике, а также использовать аэропорт в Хатанге при дальнейшем освоении Таймыра.

"После проведения работ Хатанга будет способна принимать самолеты с двигателями, расположенными близко к земле, сейчас из-за конструктивных особенностей перрона такая возможность отсутствует", - пояснили ТАСС в пресс-службе губернатора региона.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/23446633?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Десятый торгово-логистический центр открыли в якутской Арктике

ЯСИА, 19/03/2025

Сегодня, 19 марта, состоялось долгожданное событие для жителей Момского улуса — в селе Хонуу открылся новый торгово-логистический центр. Он стал десятым по счёту ТЛЦ в арктических районах Якутии. Об этом пишет пресс-служба главы и правительства республики.

«Очень символично, что именно сегодня, в День Арктики, в арктическом Момском районе мы открываем наш десятый по счёту торгово-логистический центр. Жители труднодоступного улуса позитивно воспримут открытие нового объекта, сразу почувствуют перемену к лучшему: большое разнообразие различных продуктов и товаров по доступным ценам. Пользуясь случаем, выражаю благодарность Минвостокразвития России за финансовую поддержку при строительстве объекта, распространение политики нашего президента Владимира Путина по поддержке арктических территорий, жителей Арктики», — сказал Айсен Николаев.

Основной целью создания ТЛЦ во всех 13 арктических районах республики являются бесперебойное круглогодичное обеспечение основными продуктами питания населённых пунктов, расположенных за Полярным кругом, качественное хранение достаточного объёма продуктов питания, овощей и фруктов для труднодоступных наслегов в зимний период.

По поручению Айсена Николаева во всех ТЛЦ должны осуществлять закуп товаров местного производства, в том числе и в новом торгово-логистическом центре в селе Хонуу. В планах стоит приёмка дикоросов, рыбы, мяса от населения Момского района для дальнейшей переработки в консервном цехе в Якутске и получения готовой продукции: тушенки, варенья, сиропов и другой продукции.

Также Айсен Николаев отметил, что в Момском районе много желающих закупать строительные материалы через ТЛЦ для строительства новых домов и ремонта жилья.

Кроме того, открытие нового ТЛЦ позволило создать новые рабочие места, улучшить условия труда работникам.

Генеральный директор АО «АТЛК» Сайдам Степанов доложил Ил Дархану, что благодаря новому ТЛЦ наименование продаваемых в Хонуу товаров увеличилось от 300 до 950 наименований. В том числе здесь реализуются товары местных якутских товаропроизводителей: Якутской птицефабрики, Якутского хлебокомбината, ФАПК «Якутия», овощей фирмы «Саюри», бытовой химии местных производителей «Вим Групп», булунская оленина, масло сливочное СХПК «Чурапча», местные газированные напитки «Буум» от ООО «Лидер», консервация «Чоккай Ас» и другие.

Общая площадь нового здания торгово-логистического центра в Хонуу составляет 530 квадратных метров, куда входят торговый зал, овощехранилище, холодильные камеры и тёплый склад. Кроме того, построен холодный склад площадью 188 кв.м.

Торговый зал оснащён торговым оборудованием и стеллажами, соответствующим общим требованиям безопасности. В складской зоне расположены три холодильные камеры для хранения фруктов, овощей.

В овощехранилище хранятся картофель, другие овощи. Поддержка стабильной постоянной температуры и влажности в помещении хранения обеспечивается современным климатическим комплексным оборудованием.

В течение 2025 года будут построены и введены торгово-логистические центры в Эвено-Бытантайском, Аллаиховском и Оленёкском улусах. Тогда во всех 13 арктических районах заработают ТЛЦ.

Первоисточник: https://ysia.ru/desyatyj-torgovo-logisticheskij-tsentr-otkryli-v-yakutskoj-arktike/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Экология

В Арктике предложили организовать полноценный экомониторинг ООПТ

ТАСС, 19/03/2025

Полноценный мониторинг всех аспектов экосистем особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Арктики необходим для полной оценки экологической ситуации. Такое мнение выразил старший научный сотрудник ФГБУ "Государственный природный заповедник "Гыданский" Александр Груздев.

"Моя мысль - необходимо проведение полноценного мониторинга, то есть включающего сбор данных не только по одним конкретным каким-то видам отдельно, но желательно, чтобы это было по многим параметрам для того, чтобы можно было оценить в дальнейшем воздействие на те экосистемы, которые включают особо охраняемые территории", - сказал он в ходе международной научно-практической конференции "Вселенная белого медведя: эффективное сотрудничество в Арктике".

Он отметил, что для того, чтобы получить полноценный результат мониторинга, необходима консолидация сил научного сообщества, членов экспедиционных групп и сотрудников Росгидромета. "Сведение куда-то воедино результатов мониторинга [необходимо] для дальнейшей оценки и принятия решений. То есть междисциплинарное сотрудничество необходимо просто", - добавил он.

Говоря о мониторинге загрязнений пластиком арктических территорий, стажер-исследователь научного центра "Экосистема" Елизавета Сердюкова отметила, что на данный момент пока нет единой системы мониторинга мусорных островов и скопления пластика в водоемах. По ее словам, создание базы для такого мониторинга ведется в НЦ "Экосистема". Для этого исследователи изучили проблему пути поступления пластика в океан и перспективу внедрения мониторинга в арктической зоне Российской Федерации.

Кроме того, директор центра искусственного интеллекта в агробиотехнологиях Национального исследовательского университета ИТМО Алексей Заварзин отметил необходимость мониторинга фиторазнообразия. "На самом деле родственники тех растений, которые мы возделываем, живут и в дикой природе. В Арктике, находясь на границе ареала, [эти растения] как раз и представляют те особенности приспособленности к суровым условиям, понимая генетику которых мы можем включить в селекционные программы и вывести уже сорта, возделываемые, приспособленные к соответствующим условиям Арктики", - добавил он.

Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/23446911?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

В Мурманском морском торговом порту модернизируют существующие системы пылеподавления

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 19/03/2025

В Мурманском морском торговом порту проходит модернизация существующих систем пылеподавления. Они установлены с 2018 года на сортировочных комплексах и телесталкерах с целью минимизации пыления при сортировке и формировании штабелей угля.

Ранее форсунки и датчик движения размещались на корпусе бункера сортировочного комплекса. Теперь благодаря статичной телескопической стойке, на которую крепятся форсунки и датчик движения, контролируется местоположение фронтального автопогрузчика. Стойка позволяет менять высоту распыления в зависимости от условий – направления и силы ветра, высоты размещения бункера сортировочного комплекса. Оборудование разработано специалистами производственного комплекса электроснабжения совместно с представителями Академии промышленного пылеподавления «Борей».

Эксперимент начался недавно, но сотрудники уже наблюдают значительное сокращение сроков ввода пылеподавляющих систем при перемещении сортировочных комплексов и повышение производительности докеров.

«Важно отметить, что новые системы Б1, которые мы сейчас дополнительно устанавливаем в ММТП согласно решениям рабочей межведомственной группы по усилению мер по борьбе с пылеподавлением, в этой части усовершенствованы. Они включают в себя утепленный шкаф, к которому магистрали подключаются быстроразъемными соединениями. Если требуется переместить всю систему вслед за сортировочным комплексом, достаточно отсоединить магистраль без привлечения дополнительного персонала», - рассказал начальник производственного комплекса электроснабжения ММТП Василий Седнев.

Помимо этого, новые системы оснащены барабанами, которые позволяют оперативно складывать подводящие воду магистрали.

«Разработка промышленных систем для нужд ММТП – всегда амбициозная задача, поскольку такие проекты не имеют аналогов и должны соответствовать высочайшим требованиям. Например, при разработке новых систем Б1 мы внедрили интеллектуальную систему обогрева магистралей и форсунок, которая позволит контролировать и мониторить работу каждого элемента, предусмотрели оснащение емкостей для жидкости датчиками уровня жидкости со светозвуковой сигнализацией. Это значительно сокращает время и трудозатраты при заправке», - отметил исполнительный директор Академии промышленного пылеподавления «Борей» Алексей Курагин.

Первоисточник: https://b-port.com/news/310244

Энергетика

Объемы добычи углеводородов выросли на Ямале: «Фундамент экономического успеха»

ФедералПресс, 19/03/2025

Несмотря на санкции и другие препятствия, нефтегазовые компании Ямала наращивают объемы извлечения органических соединений. Добыча газа и нефти выросла на 8 и 5 % соответственно.

«Развитие Арктики – это фундамент экономического успеха России в 21 веке. И роль нашего региона в этом – ключевая. Уже сегодня Ямал обеспечивает 80 % всей загрузки Северного морского пути. И в последующие десятилетия этот вклад будет только нарастать», – рассказал губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов во время ежегодного доклада.

В прошлом году Ямал добыл 521,7 млрд кубометров природного газа, 37,9 млн тонн нефти, 32,7 млн тонн газового конденсата (+5,5 %) и 22 млн тонн сжиженного природного газа (+10 %).

Промышленное производство выросло на 6 %, объем инвестиций в основной капитал в 2024 году превысил 1,7 трлн рублей. Появляются новые рабочие места.

Кроме того, глава региона подчеркнул, что за время реализации президентской программы догазификации 425 ямальских домов перешли на газ, 70 % северян сделали это через региональную соцвыплату. Еще 600 домов могут перейти на газ при желании.

Первоисточник: https://fedpress.ru/news/89/energetics/3369589

Разное

Губернатор Андрей Чибис примет участие в судебном заседании по делу о геноциде жителей Заполярья в годы войны

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 19/03/2025

Участие в рассмотрении судебного дела о признании геноцидом преступлений, совершённых немецко-фашистскими захватчиками в Мурманской области в годы Великой Отечественной войны, примет глава региона Андрей Чибис.

Как сообщили в областном правительстве, губернатор планирует присутствовать на слушании, назначенном в Мурманском областном суде на пятницу, 21 марта.

Напомним, что иск инициировала региональная прокуратура по поручению генпрокурора РФ Игоря Краснова. В материалах дела при участии заполярных историков, краеведов и общественников собраны свидетельства многочисленных злодеяний немецких захватчиков и их пособников, совершенных в Заполярье в годы войны. Общий материальный ущерб Мурманску и области оценивается экспертами в более чем 1,4 трлн рублей. Решение по делу может быть вынесено 24 марта.

Первоисточник: https://b-port.com/news/310279