Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

21/04/2025

Оглавление

Северный Завоз

Фрукты и овощи везут на ТРЭКОЛах в Чукотский район

ИА Чукотка, 18/04/2025

В четверг, 17 апреля, из Анадыря в Чукотский район отправились три вездехода с плодоовощной продукцией. Первыми свежести завезут в национальные села Нешкан и Энурмино. Всего в муниципалитет доставят 4,5 тысяч тонн груза, сообщает ИА "Чукотка".

Компания "Берингов пролив" получила свежие продукты самолетом из Хабаровска. В аэропорту Анадыря их перегрузили в ТРЭКОЛы, которые отправились на восточную Чукотку. «В этот раз у нас все красиво сложилось. Авиарейсом доставили 4400 кг плодоовощной продукции. Это виноград, груши, апельсины, мандарины, бананы, перец, чеснок, огурцы, помидоры, а также твердый сыр. Далее груз повезли в район на ТРЭКОЛах. Скорее всего колонна будет идти дня четыре. По пути в Нешкане оставят 600 кг продуктов и в 500 кг Энурмино. Оставшуюся часть повезут в Лаврентия. Оттуда уже свежести будут брать школы и детские сады, также при хорошей погоде будем отправлять в другие села», - рассказала корр. ИА "Чукотка" директор филиала компании "Берингов пролив" в муниципалитете Ирина Мотвеева. Следующий рейс с продуктами из Хабаровска запланирован на 28 апреля. Овощи, фрукты и кисломолочную продукцию доставят наземным транспортом в магазины ООО "Берингов пролив" в селах Лорино, Лаврентия, Уэлен и Инчоун.

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/prodovolstvie_i_torgovlya/frukty_i_ovoshchi_vezut_na_trekolakh_v_chukotskiy_rayon/

Ведомства проведут комплексный анализ состояния флота, задействованного в северном завозе - Алексей Чекунков

Korabel.ru, 18/04/2025

Глава Минвостокразвития доложил о мерах по расширению портовой инфраструктуры и флота на совещании по развитию Трансарктического транспортного коридора, которое провел в Архангельске помощник президента Николай Патрушев.

Усиливающийся разрыв между темпами списания судов и скоростью строительства нового флота напрямую влияет на ставки фрахта и стоимость товаров, которые транспортируются в Арктику и на Дальний Восток в рамках северного завоза. Водным транспортом доставляется 3,1 млн из 3,4 млн тонн грузов северного завоза, задействовано 444 судна. С целью выработки наиболее эффективных решений Минвостокразвития совместно с Минпромторгом и Минтрансом проведут комплексный анализ состояния флота, задействованного для обеспечения северного завоза и каботажных перевозок, сообщает Telegram-канал Правительство России.

Министр доложил о работе, которая ведется по поручению президента в части расширения мощности действующих арктических портов, создания новых морских терминалов, развития инфраструктуры.

По его словам, в арктическом бассейне расположено 14 морских портов грузооборотом около 100 млн тонн в год. Один из интенсивно развивающихся — порт Архангельск, наращивающий объемы экспортно-импортных отгрузок. В 2024 году через этот порт прошли 10 из 14 рейсов китайских судоходных компаний по СМП, в том числе "Арктический экспресс", двигавшийся по маршруту Московский железнодорожный узел — порт Шанхай.

Реализуется план развития Северного морского пути, которым в том числе предусмотрено расширение действующих и строительство новых морских терминалов, создание грузовых подходов с целью наращивания объемов перевозок угля, удобрений, контейнеров. Грузопоток через СМП в базовом сценарии прогнозируется от 70 до 109 млн тонн в 2030 году.

В ходе совещания обсуждались вопросы развития потенциала как морской, так и речной логистики, а также строительства флота в том числе для проведения дноуглубительных работ. Потребность в дноуглублении ежегодно растет, при этом применяемые сегодня решения, такие как аренда флота у зарубежных судовладельцев, привели к резкому росту стоимости работ — в шесть раз в 2024 году. Такая динамика, по оценкам, может привести к росту портовых сборов более чем в 10 раз.

Выход — формирование российского дноуглубительного флота. По словам Алексея Чекункова, приобретение 16 специальных судов с использованием механизмов льготного финансирования позволит существенно снизить себестоимость работ и нарастить их объемы.

Первоисточник: https://www.korabel.ru/news/comments/vedomstva_provedut_kompleksnyy_analiz_sostoyaniya_flota_zadeystvovannogo_v_severnom_zavoze_-_aleksey_chekunkov.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Арктический туризм

Названы цены на турпоездки в Арктику, Антарктику и на Северный полюс

Свободная пресса, 18/04/2025

Президент Клуба полярных путешествий Денис Чепрасов сообщил, что в Арктику можно съездить за 400 тысяч рублей. А вот за Северный полюс придется заплатить больше 3 миллионов.

«Ценовые категории у нас разные: например, в Арктику можно съездить за порядка 400 тысяч рублей, что сопоставимо с отдыхом в Турции. В Антарктику круизы стоят от 900 тысяч рублей. На Северный полюс подороже — от 3 млн 245 тысяч рублей. У нас много повторных клиентов и в Арктике, и в Антарктике, и даже на Северный полюс», — рассказал он.

Денис Чепрасов также сообщил, кому интересны такие поездки.

«Кто едет на Северный полюс? Это открыватели, которые хотят открыть для себя что-то новое. Такая поездка сравнима с полетом в космос. Кто-то едет, чтобы поставить себе „галочку“ — мол, побывал на вершине планеты. Но преимущественно это люди, которые стремятся найти новые смыслы, открыть для себя новый формат путешествий, связанный не с пляжами, а больше с познавательной частью С нами в круизах всегда ездят профессора МГУ, которые читают интересные лекции и по морской биологии, и по истории, и по гляциологии. Это познавательный экспедиционный туризм», — сообщил он НСН.

Первоисточник: https://svpressa.ru/travel/news/460555/?rss=1&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Биоресурсы

В Якутске открылась уникальная школьная теплица для изучения агротехнологий Крайнего Севера

Московский комсомолец - Якутия, 19/04/2025

В школе №39 имени Н.И. Шарина состоялось торжественное открытие современной опытно-экспериментальной теплицы. Этот проект позволит школьникам круглый год изучать передовые агротехнологии, выращивать овощи и зелень в условиях Арктики и проводить научные исследования.

В мероприятии приняли участие заместитель министра сельского хозяйства республики Сахаяна Павлова, ректор АГАТУ Валерий Фёдоров, заместитель директора Департамента госполитики в области науки, профобразования и целевого набора Минобрнауки РС(Я) Александр Кочмар и руководитель «Урожай Арктики» Василий Николаев.

Директор школы Мария Прокопьева поздравила учеников и педагогов с открытием теплицы, отметив ее значение для практического обучения и профориентации. Она поблагодарила партнеров за вклад в развитие образовательной инфраструктуры.

Сахаяна Павлова, заместитель министра сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) отметила, что этот проект – важный шаг в подготовке будущих кадров для агропромышленного комплекса Якутии.

"Школьники смогут не только получать знания, но и применять их на практике, осваивая технологии устойчивого земледелия в условиях Севера». Надеемся, что данный проект послужит примером для других образовательных учреждений" - отметила замминистра.

Проект реализован при поддержке АГАТУ и компании «Урожай Арктики», которые предоставили оборудование и методическое сопровождение.

Новая теплица открывает перед учениками возможность изучать агробиотехнологии, участвовать в исследовательских проектах и знакомиться с профессиями будущего.

Первоисточник: https://yakutia.mk.ru/social/2025/04/19/v-yakutske-otkrylas-unikalnaya-shkolnaya-teplica-dlya-izucheniya-agrotekhnologiy-kraynego-severa.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Коренные малочисленные народы

Тундровиков из Ханымея обеспечили новыми товарами для жизни

Север-Пресс, 18/04/2025

Партию обновленных комплектов товаров первой необходимости доставили для пуровских тундровиков в Ханымей. Северян обеспечили всем необходимым, сообщил житель Ханымейской тундры Глеб Айвоседо.

«Для нас любая помощь — значимая и весомая. Благодарю наши органы власти за то, что поддерживают инициативы тундровиков. Мы обеспечены всем необходимым», — процитировала Айвоседо пресс-служба губернатора Ямала.

С начала года пуровчанам предоставляют печи для изб, металлочерепицу и кровельные саморезы. В 2025 году металлочерепицу передадут 45 семьям, еще 28 семей Пуровского района получат саморезы. На этой неделе ханымейцам выдали обрезную доску, профлист, печи для чума, бензопилы, рыболовные сети, кожу юфть, медицинские аптечки, цветное сукно и брезент, шинельное сукно.

Региональный стандарт реализуется на Ямале с 2017 года и включает 24 наименования товаров национального потребления. Тундровикам доступны меры поддержки и выплаты.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/tundrovikov-iz-hanymeja-obespechili-novymi-tovarami-dlja-zhizni/

Эстафета Дня оленевода на Ямале подошла к концу

Север-Пресс, 19/04/2025

Самый северный поселок Ямальского района — Сеяха 19 и 20 апреля последним в ЯНАО отмечает День оленевода (0+) в 2025 году. К празднованию по традиции присоединились тундровики из соседнего Тазовского района, сообщил Андрей Кугаевский.

«С конца февраля до апреля в округе проходят Дни оленевода. Завершаем череду празднований в самом северном поселке Ямальского района», — написал глава муниципалитета в своем telegram-канале.

Помимо соревнований, коренных северян ждали награды за работу и долгий брак. Так, за добросовестный труд благодарственное письмо получил Антон Окотэтто — член общины «Харп», который с раннего возраста посвятил себя традиционному образу жизни. Памятную медаль получили Григорий и Татьяна Тусида, которые в ноябре прошлого года отметили 50-летие совместной жизни.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/kmns/estafeta-dnja-olenevoda-na-jamale-podoshla-k-kontsu/

В выгоревшем дотла чуме ямальских оленеводов чудом уцелела только икона

Север-Пресс, 18/04/2025

Чум в тундре Приуральского района сгорел 17 апреля — в нем на момент пожара находилось семь человек, включая ребенка. Причиной происшествия, как позже выяснилось, стал неисправный генератор. Единственное, что уцелело — православная икона, огонь ее не тронул.

«В результате пожара нюки чума полностью выгорели, но икона осталась нетронутой. Не повреждена даже задняя сторона иконы, непосредственно соприкасавшаяся с огнем. Еще удивительный факт: икона, почитающаяся в чуме кочевников, похожа на икону Всех скорбящих Радость. А служба ей по образцу службы иконе Божией Матери «Одигитрия», являющейся покровительницей храма в Аксарке», — сообщает о случившемся ИА «Приуралье».

По данным ЕДДС района, причиной возгорания в чуме стал неисправный генератор. При пожаре никто не пострадал.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/proisshestviya/v-vygorevshem-dotla-chume-jamalskih-olenevodov-chudom-utselela-tolko-ikona/

Центр гастрономической культуры малочисленных народов мира создали на Чукотке

ИА Чукотка, 18/04/2025

В пятницу, 18 апреля, в ходе деловой программы культурно-спортивного фестиваля "Корфест" (0+) правительство Чукотского АО подписало три соглашения. Документы касаются создания Центра гастрономической культуры малочисленных народов мира, стажировок поваров в одном из ведущих специализированных учебных заведений страны и их участия в профессиональных конкурсах, сообщает ИА "Чукотка".

Подписание соглашений о сотрудничестве состоялось в Музейном центре "Наследие Чукотки". Одно из них касается создания в Анадыре Центра гастрономической культуры малочисленных народов мира. Подписи под документом поставили врио замгубернатора Ирина Максимова и президент Международного эногастрономического центра Леонид Гелибтерман. «Центр гастрономической культуры объединяет множество сфер, отраслей и заинтересованных сторон. Чтобы приготовить еду, необходимо либо вырастить её, как это делает оленевод в тундре, либо поймать рыбу. Таким образом, на пути от продукта до нашего стола работает большое количество людей. Каждый из них вносит свою лепту и создает добавленную стоимость. Поэтому гастрономическая культура не только обогащает наше питание, но и способствует развитию экономики», — прокомментировала Ирина Максимова. Врио замгубернатора отметила, что Центр гастрономической культуры малочисленных народов мира начал работу с сегодняшнего дня. Он будет способствовать как популяризации чукотской кухни, так и развитию гастрономического туризма. Первое время он будет функционировать на базе окружного департамента культуры и туризма. На новое место учреждение переедет после того, как в Анадыре построят Центр креативных индустрий.

Второе соглашение власти Чукотки заключили с Национальной ассоциацией кулинаров России. Стороны договорились наладить системную работу по обучению студентов Чукотского многопрофильного колледжа (ЧМК) кулинарному искусству, а также организовать на льготных условиях участие юниорских и взрослых команд поваров, пекарей и кондитеров в профессиональных соревнованиях различного уровня. Кроме того, будет поддержано развитие кухонь коренных малочисленных народов Севера. Также власти Чукотки наладили взаимодействие с Балтийской высшей школой гастрономии Калининградского государственного технического университета. Соглашение позволит профессиональным поварам, студентам и преподавателям ЧМК, а также рестораторам и отельерам округа пройти обучение и стажировки в одном из ведущих специализированном учебном заведении страны. Специалисты БВШГ совместно с предпринимателями Чукотки смогут в своих современных лабораториях разработать для региона новые технологии для приготовления блюд из локальных продуктов и помочь внедрить их в производство.

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/kultura/tsentr_gastronomicheskoy_kultury_malochislennykh_narodov_mira_sozdali_na_chukotke/

Международные отношения

РФ денонсировала соглашения с Норвегией, Швецией и Финляндией по Баренцеву региону

Государственные новости, 19/04/2025

Россия окончательно вышла из соглашений с Норвегией, Финляндией и Швецией. Сотрудничество в Баренцевом море пришло к завершению «по вине западных участников», распоряжение № 921-р подписал премьер-министр РФ.

Речь идет о расторжении межправительственного соглашения 2007 года о создании международного Баренцева секретариата, а также документа 2008 года о взаимодействии в сфере предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации. Эти соглашения были частью деятельности Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), созданного в 1993 году для развития устойчивого сотрудничества в области экономики, науки, транспорта и экологии.

Ранее, в 2023 году, Москва объявила о выходе из СБЕР, заявив о «парализации деятельности совета по вине западных участников». Это стало ответом на приостановку сотрудничества с Россией, которую объявили участники СБЕР в марте 2022 года на фоне конфликта на Украине.

Министр иностранных дел Финляндии Элина Валтонен признала, что ранее сотрудничество в регионе имело практическую ценность, однако подчеркнула, что сегодня оно «не отвечает текущим потребностям». Сам совет с 2023 года постепенно утратил активность — Финляндия также вышла из него.

Таким образом, Россия завершает свое участие в институциональных форматах Баренцева сотрудничества, которое ранее считалось одним из немногих стабильных каналов международного взаимодействия на Севере.

Первоисточник: https://statenews.ru/czentr/sber-bolshe-ne-rabotaet-mishustin-podpisal-rasporyazhenie?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Наука, культура и образование

Заседание Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики пройдет в Петрозаводске

Karelia.news, 18/04/2025

Ведущие ученые страны обсудят проблемы изменения климата в Арктике, вопросы экологической повестки, правовую охрану окружающей среды и другие темы.

24-25 апреля Карельский научный центр РАН станет площадкой для проведения мероприятий федерального уровня. В четверг, 24 апреля, в КарНЦ РАН пройдет конференция «Экологические проблемы арктических территорий».

Основные темы конференции: геоэкология Арктики, климатические изменения в Арктической зоне РФ и геоинформатика, природные и техногенные опасности в АЗРФ и возможности развития транспортных систем в АЗРФ на фоне геоэкологических, климатических, природных и техногенных опасностей. Эти вопросы будут раскрыты в рамках 15 выступлений.

В программе повестки – доклады президента НИЦ «Курчатовский институт», член-корр. РАН Михаила Ковальчука, генерального директора КарНЦ РАН, член-корр. РАН Ольги Бахмет, директора Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН, академика РАН Владимира Семенова и других крупных исследователей.

25 апреля в КарНЦ РАН состоится совместное заседание Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики при Президиуме РАН и Карельского научного центра РАН. Он занимается планированием и координацией фундаментальных научных исследований полярных областей Земли.

Карельский научный центр РАН – одна из ведущих научных организаций страны. В числе приоритетных направлений исследований карельских ученых – вопросы изучения арктических территорий: природных экосистем, экономики и социального развития, языков и исторического наследия. Генеральный директор КарНЦ РАН, член-корр. РАН Ольга Бахмет является членом Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики.

«Заседания Совета традиционно посвящены определенным тематикам. На этот раз основной темой повестки встречи выбрана экология в Арктической зоне. Наряду с выступлениями членов Научного совета на заседании прозвучат доклады сотрудников КарНЦ РАН, которые имеют большой опыт и значимые результаты исследований северных территорий», – отметила Ольга Бахмет.

Первоисточник: https://karelia.news/news/10145032/zasedanie-nauchnogo-soveta-ran-po-izucheniyu-arktiki-i-antarktiki-proydet-v-petrozavodske/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Оборона и безопасность

FT: Великобритания может увеличить свое военное присутствие в Арктике

ТАСС, 19/04/2025

Великобритания должна усилить свое военное присутствие в высоких широтах на фоне обострения конкуренции между глобальными игроками в Арктике. Такие рекомендации, по данным газеты Financial Times, британское правительство получит от авторов готовящегося к публикации Комплексного обзора вопросов безопасности, обороны и внешней политики Соединенного Королевства.

Ссылаясь на ознакомившиеся с проектом документа источники, издание сообщает, что в нем также будет сделан упор на необходимость инвестиций в беспилотные технологии и передовые военные разработки. Кроме того, может быть рекомендована реструктуризация британского кибернетического потенциала, чтобы избежать конкуренции за ресурсы и кадры между отдельными структурами. Подготовкой обзора, который планируется опубликовать до конца июня, занимаются бывший генсек НАТО (1999-2003) лорд Джордж Робертсон, Ричард Бэрронс, возглавлявший Стратегическое командование ВС Великобритании в 2013-2016 годах, бывший старший директор по России Совета национальной безопасности Белого дома Фиона Хилл, а также команда правительственных и независимых экспертов.

По словам сотрудника лондонского Объединенного королевского института по исследованию вопросов безопасности и обороны (Royal United Services Institute for Defence and Security Studies, RUSI) Эда Арнольда, Великобритания ощущает все большее давление со стороны своих североевропейских союзников, обеспокоенных политикой президента США Дональда Трампа.

"Они ожидают, что мы расширим там свое военное присутствие, поскольку в вопросах, касающихся разведки и наблюдения, а также противодействия подлодкам, мы - единственные, кто может сгладить эффект от перенаправления части ресурсов США в Индо-Тихоокеанский регион", - заявил он изданию.

О предыдущем обзоре
В марте 2023 года кабмин Великобритании, который тогда был сформирован из членов ныне оппозиционной Консервативной партии, опубликовал обновленную версию Комплексного обзора вопросов безопасности, обороны и внешней политики. В 63-страничном документе говорится, что приоритетом внешней политики королевства в среднесрочной перспективе будет оставаться отражение угрозы, которую Россия якобы создает для европейской безопасности и мирового порядка. В обзоре подчеркивается, что Великобритания намерена сохранять положение одного из лидеров НАТО в ближайшие 10 лет и подавать пример другим странам, наращивая оказываемую Киеву военную поддержку.

Первоисточник: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/23725733?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Промышленность и технологии

Инвестиции в Баимский проект на Чукотке превысят 1 трлн рублей

ЯСИА, 19/04/2025

В Чукотском автономном округе стартовал этап активного строительства Баимского горно-обогатительного комбината (Баимского ГОКа). Это первый в России ГОК с применением беспилотных технологий и интернета вещей при добыче медной руды. Промышленная эксплуатация объекта начнется с 2029 года. Проектная мощность комбината – около 70 млн тонн медной руды в год, сообщает пресс-служба правительства России.

С ходом строительства Баимского ГОКа ознакомились заместитель председателя правительства РФ – руководитель аппарата правительства РФ Дмитрий Григоренко и заместитель председателя правительства РФ – полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев во время рабочей поездки по объектам промышленного развития Дальнего Востока.

Комбинат возводят на территории Баимской рудной зоны, которая десятилетиями не разрабатывалась из-за сложных климатических условий, отсутствия инфраструктуры и технологий. Финансовую поддержку проекту оказывает государственная корпорация ВЭБ.РФ и синдикат коммерческих банков в рамках Фабрики проектного финансирования. Общий объем инвестиций превысит 1,1 трлн рублей.

«Баимский ГОК представляет собой сложный и крайне капиталоемкий проект. Его реализацию осложняют объективные факторы: полное отсутствие инфраструктуры, полярный климат и значительная удаленность от промышленных центров. В этой связи системное участие государства становится обязательным условием для реализации проекта. Ключевую роль в его финансировании играет ВЭБ.РФ. Это пример того, как бизнес и государство вместе решают стратегические задачи и добиваются результата даже там, где раньше это казалось невозможным», – сказал Дмитрий Григоренко.

«Сегодня целая команда правительства Российской Федерации собралась на Чукотке посмотреть проект разработки Баимского месторождения. Потому что освоение месторождения и строительство объектов Баимского горно-обогатительного комбината имеет особое значение не только для Чукотки и Дальнего Востока, но и всей страны. Запуск предприятия выведет регион на принципиально новый уровень жизни. Этот проект фактически преобразует экономику Чукотки, делая её самодостаточной: будет удвоен валовый региональный продукт Чукотки, а бюджет округа станет бездотационным. Мы совместно с нашими коллегами из правительства, федеральных органов и Чукотки будем создавать все условия для того, чтобы на Чукотке резко увеличился экономический потенциал, возросли доходы бюджета, и всё это пошло на пользу людям», – отметил Юрий Трутнев.

При строительстве Баимского ГОКа применяются передовые технологии. В частности, под управлением интеллектуальной системы будут работать беспилотные карьерные самосвалы и буровые машины. Система в режиме реального времени анализирует рабочее пространство, передает данные в центральный диспетчерский пункт, где специальные алгоритмы искусственного интеллекта оптимизируют производственные процессы и маршруты техники. Впервые в медной отрасли будет использована технология прямой флотации, которая позволяет более эффективно перерабатывать руду, снижать отходы и потребление ресурсов. Такой подход обеспечивает высокую результативность, производственную безопасность и экологичность.

Дмитрий Григоренко подчеркнул, что Баимский проект не ограничивается строительством отдельного объекта, а предусматривает создание с нуля всей необходимой инфраструктуры для работы комбината – от автодорог, порта и энергокомплекса до жилого района.

Завершено строительство ключевых внутренних инфраструктурных объектов: взлетно-посадочной площадки, топливохранилища, линии электропередачи 110 кВ с подстанцией, внутриплощадочных дорог, первой очереди вахтового городка на 1,2 тыс. человек, транспортного центра в Билибино. Продолжается строительство внешних объектов инфраструктуры: порта Чаун, а также дороги и линии электропередач протяженностью более 400 км до месторождения.

«Баимский ГОК – уникальный по масштабу и эффектам проект. Он является самым крупным проектом, реализованным при участии ВЭБ.РФ и коммерческих банков в рамках Фабрики проектного финансирования. Механизмы господдержки, а также компетенции ВЭБ.РФ и банков-партнёров позволили повысить доступность кредитных ресурсов, увеличить сроки кредитования и распределить риски между участниками проекта», – отметил Игорь Шувалов, председатель ВЭБ.РФ.

Старт освоению Баимской рудной зоны в 2018 году на Восточном экономическом форуме дал президент России Владимир Путин. В 2021 году правительство утвердило «дорожную карту» реализации проекта, обеспечив комплексное сопровождение на федеральном уровне.

Проект включён в Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и Стратегию социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года.

Государственная поддержка также включает налоговые льготы и упрощенные административные процедуры в рамках преференциального режима ТОР «Чукотка».

«Мы перешли от стадии проектирования к активному строительству. Объем инвестиций превысит 1,1 трлн рублей, из которых более 260 млрд уже освоены. Для нас важно, что федеральные институты и органы власти, оказывающие поддержку, видят высокий темп нашей работы в суровых условиях Крайнего Севера. Поддержка ВЭБ.РФ, в частности, – это не просто финансирование, а доверие к нашей стратегии, профессионализму команды и долгосрочному потенциалу проекта», – подчеркнул Георгий Фотин, генеральный директор ООО «УК Баимская».

«Реализация масштабных проектов, таких как строительство Баимского ГОКа, оказывает значительное влияние на многие сферы жизни на Чукотке. Эти проекты и развитие инфраструктуры создают мультипликативный эффект для экономики, привлекая смежные предприятия, способствуя развитию малого и среднего бизнеса, увеличивая мобильность и экономическую вовлеченность населения. В совокупности эти факторы помогут нам достичь главной стратегической цели — улучшить качество жизни людей в округе», — отметил Владислав Кузнецов, губернатор Чукотского автономного округа.

Первоисточник: https://ysia.ru/investitsii-v-baimskij-proekt-na-chukotke-prevysyat-1-trln-rublej/

Судостроение

Церемония поднятия флагов на двух новых буксирно-спасательных судах состоится в Мурманске

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 18/04/2025

В Мурманске на новых буксирно-спасательных судах проекта NE025 "Тиман" и "Тепсей" поднимут Государственные флаги Российской Федерации. Торжественная церемония состоится 23 апреля на плавпричале атомного ледокола "Ленин".

Участие в мероприятии примут руководитель "Федерального агентства морского и речного транспорта" Андрей Тарасенко, руководитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Морская спасательная служба" Виктор Чернов, а также представители "Росморпорта", администрации Мурманска, правительства Мурманской области и экипажи судов.

Противопожарные аварийно-спасательные суда "Тиман" и "Тепсей" будут эксплуатироваться Морспасслужбой на трассах Северного морского пути. Они предназначены для буксировки несамоходных плавсредств, установки и снятия знаков плавучей и береговой судоходной обстановки, заводки и подъема якорей, перевозки грузов на рабочей палубе. Кроме того, суда способны обеспечивать работы дноуглубительного флота и гидротехнические работы, осуществлять доставку и развертывание средств ЛАРН (ликвидация аварийных разливов нефти) без захода в нефтяное пятно и оказывать помощь в тушении пожаров.

Длина судов составляет 29 метров, ширина – 10 метров, высота борта – 4,2 метра, осадка – 3,2 метра, мощность главного двигателя – 2 × 746 кВт. Класс судна – KM Arc4 (hull, machinery) R1 AUT3 FF3WS Tug.

Первоисточник: https://b-port.com/news/313416

Северный морской путь

Нужно обеспечить точность навигации судов в Арктике даже при создании помех - Николай Патрушев

Korabel.ru, 19/04/2025

Помощник президента России, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев полагает необходимым создание и внедрение техники, обеспечивающей высокую точность навигации морских судов в Арктике в условиях умышленно созданных помех.

На проведенном по поручению президента РФ Владимира Путина в Архангельске совещании по развитию Трансарктического транспортного коридора глава Морской коллегии РФ отметил важность обеспечения безопасности судоходства и развития аварийно-спасательной инфраструктуры, передает ТАСС.

"В целях повышения безопасности мореплавания высокую актуальность имеет решение задач по обеспечению связи и навигации в высоких широтах", — заявил Николай Патрушев. — Необходимы разработка и внедрение технологических решений по использованию специальных автономных средств позиционирования судов, обеспечивающих необходимую точность и являющихся более устойчивыми к помеховым воздействиям, в том числе преднамеренным. Не менее важно обеспечить мониторинг ледовой обстановки и условий судоходства в арктических широтах".

Первоисточник: https://www.korabel.ru/news/comments/nuzhno_obespechit_tochnost_navigacii_sudov_v_arktike_dazhe_pri_sozdanii_pomeh_-_nikolay_patrushev.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Регионам передадут полномочия по регулированию тарифов за обслуживание пассажиров в портах Арктики

Korabel.ru, 19/04/2025

Правительство РФ приняло разработанные ведомством положения об изменении перечня услуг транспортных организаций, ценовое регулирование которых может осуществляться органами власти субъекта РФ. Перечень определялся постановлением правительства РФ от 07.03.1995 №239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".

В соответствующий перечень теперь включены услуги по обслуживанию пассажиров в портах при перевозке морским, речным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе Сахалинской области, сообщает пресс-служба ФАС России.
  
Ранее тариф на обслуживание пассажиров в морских и речных портах был нерегулируемым. Обслуживающие пассажиров в портах организации устанавливали его самостоятельно, без проверки обоснованности расходов и прибыли. Теперь органы власти регионов Крайнего Севера получили право регулировать тариф на услугу по обслуживанию пассажиров в морских и речных портах, который является составной частью стоимости услуг по перевозке пассажиров. К обслуживанию пассажиров в портах относится досмотр граждан, досмотр их ручной клади, доставка пассажиров к судну или от него, а также предоставление зала ожидания.
  
Принятое правительством РФ постановление от 16.04.2025 №494 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №239" позволит минимизировать риск включения экономически необоснованных затрат в тариф на услугу по обслуживанию пассажиров в портах. Кроме того, такая мера нивелирует рост стоимости перевозок морским и речным транспортом и объем субсидирования из регионального бюджета. 

Первоисточник: https://www.korabel.ru/news/comments/regionam_peredadut_polnomochiya_po_regulirovaniyu_tarifov_za_obsluzhivanie_passazhirov_v_portah_arktiki.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Портовые сборы в Трансарктическом коридоре могут вырасти в десять раз

Север-Пресс, 18/04/2025

Расширение мощности действующих арктических портов, создание новых морских терминалов и формирование собственного флота для дноуглубительных работ — ближайшие меры государства по развитию Трансарктического транспортного коридора и Северного морского пути. Подробности сообщил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.

«Потребность в дноуглублении ежегодно растет, при этом применяемые сегодня решения, такие как аренда флота у зарубежных судовладельцев, привели к резкому росту стоимости работ — в шесть раз в 2024 году. Такая динамика может привести к росту портовых сборов более чем в 10 раз, поэтому есть решение формировать собственный дноуглубительный флот в количестве 16 специальных судов», — сообщил глава ведомства.

С целью развития Северного морского пути будет расширен список действующих морских терминалов, запланировано создание грузовых подходов — чтобы нарастить объемы перевозок угля, удобрений, контейнеров. По словам Алексея Чекункова, через СМП к 2030 году прогнозируется перевозить грузов от 70 до 109 млн тонн.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/transport/portovye-sbory-v-transarkticheskom-koridore-mogut-vyrasti-v-desjat-raz/

В Белом море завершается период ледокольной проводки судов

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 18/04/2025

Период ледокольной проводки судов в Белом море завершается 19 апреля 2025 года. Соответствующее распоряжение капитана порта Архангельск размещено на сайте администрации морских портов Западной Арктики.

Согласно тексту документа, решение о завершении ледокольной проводки принято на основании прогноза Северного УГМС.

Капитанам судов при плавании в Белом море рекомендовано соблюдать осторожность в связи с возможным наличием остатков выносного льда.

Первоисточник: https://b-port.com/news/313419?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Алексей Чекунков: Грузопоток по СМП может достичь 109 млн тонн в 2030 году

PortNews, 18/04/2025

Грузопоток по Северному морскому пути в базовом сценарии прогнозируется от 70 млн тонн до 109 млн тонн в 2030 году. Об этом рассказал министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков на совещании по развитию Трансарктического транспортного коридора, которое провел в Архангельске помощник президента Николай Патрушев.

По словам Алексея Чекункова, реализуется план развития Северного морского пути, которым в том числе предусмотрено расширение действующих и строительство новых морских терминалов, создание грузовых подходов с целью наращивания объемов перевозок угля, удобрений, контейнеров. Глава Минвостокразвития доложил о работе, которая ведется по поручению президента России Владимира Путина в части расширения мощности действующих арктических портов, создания новых морских терминалов, развития инфраструктуры.

В арктическом бассейне расположено 14 морских портов грузооборотом около 100 млн тонн в год. Один из интенсивно развивающихся — порт Архангельск, наращивающий объемы экспортно-импортных отгрузок. В 2024 году через этот порт прошли 10 из 14 рейсов китайских судоходных компаний по СМП, в том числе «Арктический экспресс», двигавшийся по маршруту Московский железнодорожный узел — порт Шанхай.

В ходе совещания обсуждались вопросы развития потенциала как морской, так и речной логистики, а также строительства флота, в том числе для проведения дноуглубительных работ. Потребность в дноуглублении ежегодно растет, при этом применяемые сегодня решения, такие как аренда флота у зарубежных судовладельцев, привели к резкому росту стоимости работ — в 6 раз в 2024 году. Такая динамика, по оценкам, может привести к росту портовых сборов более чем в 10 раз.

Чтобы решить эту проблему, необходимо формировать российский дноуглубительный флот. По словам Алексея Чекункова, приобретение 16 специальных судов с использованием механизмов льготного финансирования позволит существенно снизить себестоимость работ и нарастить их объемы.

Усиливающийся разрыв между темпами списания судов и скоростью строительства нового флота напрямую влияет на ставки фрахта и стоимость товаров, которые транспортируются в Арктику и на Дальний Восток в рамках северного завоза. Водным транспортом доставляется 3,1 млн из 3,4 млн тонн грузов северного завоза, задействовано 444 судна. С целью выработки наиболее эффективных решений Минвостокразвития совместно с Минпромторгом и Минтрансом проведут комплексный анализ состояния флота, задействованного для обеспечения северного завоза и каботажных перевозок.

Первоисточник: https://portnews.ru/news/376128/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Порты Трансарктического коридора необходимо трансформировать в мультимодальные хабы, заявил Патрушев

Первый, 18/04/2025

Безопасность мореплавания, высокая точность навигации в Арктике. О ключевых задачах говорил помощник президента, председатель Морской коллегии Николай Патрушев. В Архангельской области он провел совещание по развитию Трансарктического коридора. Эффективное использование его потенциала позволит превратить морской путь в одну из главных транспортных артерий страны.

«Порты Трансарктического коридора должны стать «точками роста» для приморских регионов. Их необходимо трансформировать в современные, мультимодальные транспортно-логистические хабы, это не только прямой выход на мировые рынки, но и возможность обеспечить связанность приморских регионов и страны в целом», — заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев.

Первоисточник: https://www.1tv.ru/news/2025-04-18/507455-porty_transarkticheskogo_koridora_neobhodimo_transformirovat_v_multimodalnye_haby_zayavil_patrushev?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Атомный ледокол «Якутия» передал снабжение на другой ледокол на границе Баренцева и Карского морей

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 19/04/2025

На границе Баренцева и Карского морей экипаж универсального атомного ледокола «Якутия» передал на борт атомного ледокола «50 лет Победы» снабжение, сообщает Росатом.

Как писал «Би-порт» , 13 апреля универсальный атомный ледокол «Якутия» прибыл в порт приписки Мурманск. В пути судно преодолело Балтийское море, Атлантику и Баренцево море.

Первоисточник: https://b-port.com/news/313524

России необходимо строить дноуглубительный флот для работы в Арктике - Николай Патрушев

Korabel.ru, 18/04/2025

Планируемый рост грузопотока будет обеспечиваться с использованием крупнотоннажных судов. Об этом сегодня заявил помощник президента России, председатель Морской коллегии Николай Патрушев на совещании по вопросу развития портовой инфраструктуры в интересах обеспечения функционирования Трансарктического транспортного коридора, передает ТАСС. 

Он отметил, что в настоящее время реализуются инвестиционные проекты по развитию морских портов Мурманск, Архангельск, Сабетта, запланированы мероприятия по реконструкции причалов порта Дудинка, ведется строительство новых мощностей в порту Диксон. При этом, по словам главы Морской коллегии, планируемый рост грузопотока будет обеспечиваться с использованием крупнотоннажных судов.

"В связи с этим объективно возрастает потребность в обеспечении необходимых глубин и проведении дноуглубительных работ. Учитывая уход с российского рынка крупнейших европейских дноуглубительных компаний и значительный рост стоимости на этом фоне дноуглубительных работ, проводимых силами китайских компаний, необходимо строить собственный дноуглубительный флот, способный работать, в том числе в арктических широтах", - заявил Николай Патрушев.

Первоисточник: https://www.korabel.ru/news/comments/rossii_neobhodimo_stroit_dnouglubitelnyy_flot_dlya_raboty_v_arktike_-_nikolay_patrushev.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Социально-экономическое развитие

Муниципалитеты ЯНАО лидируют по индексу социального благополучия в АЗРФ

ТАСС, 18/04/2025

Муниципалитеты Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и Красноярского края лидируют по индексу социального благополучия, составленном экспертами Проектного офиса развития Арктики (ПОРА). Об этом сообщил ТАСС глава аналитического направления ПОРА Максим Цыганков в ходе регионального этапа Всероссийского муниципального форума "Малая Родина - Сила России".

Первый индекс социального благополучия муниципальных образований АЗРФ построен на уникальных детализированных данных, проанализированных ПОРА, и включает в себя 25 показателей из восьми доменов: экономический рост, доходы, жилищное строительство, преступность, демография, туризм, финансовое состояние компаний, инвестиции, социальная инфраструктура.

"Самым благополучным оказался Пуровский район ЯНАО. В топ самых благополучных также попали Ямальский район (ЯНАО), Туруханский муниципальный район (Красноярский край), Тазовский район (ЯНАО), Кольский муниципальный район (Мурманская область), Кировск (Мурманская область). Результаты индекса подтверждают большой разрыв в устойчивом развитии муниципальных образований: только 27% всех муниципальных образований находятся по доменам индекса в зеленой зоне", - сказал Цыганков.

Необходимо сбалансированное развитие
Эксперты наблюдают негативные последствия несбалансированного развития территорий. "Прежде всего, это неравенство доходов населения: так, например, на среднемесячную заработную плату в успешных районах можно купить в среднем 7,7 потребительской корзины, в наименее успешных - 2,7 корзины. Этот эффект характерен и для доходов в бюджетных сферах, где разница в покупательной способности зарплат может становится основной причиной неравного доступа к социальным услугам, таким как образование и здравоохранение", - отметил собеседник агентства.

По мнению экспертов ПОРА, драйверами устранения описанных социально-экономических разрывов должны стать муниципальные проекты развития. Однако сегодня такие проекты сталкиваются с дефицитом финансирования, ведь возможности муниципальных бюджетов ограничены.

"Если мы хотим обеспечить их устойчивое развитие, необходимо смотреть в сторону институционального развития источников внебюджетного финансирования (сегодня таким источником являются, как правило, только банковские заемные средства), в том числе разных инвестиционных инструментов (целевых капиталов, долговых бумаг, использование институциональных инвесторов и другое). Таким образом можно привлечь около 7,5 трлн рублей в год", - считает Цыганков.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/23723589?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Транспортные системы

Авиакомпания «Ямал» вывела из эксплуатации 21% западных самолетов

Север-Пресс, 18/04/2025

Росавиация сообщила о тенденции к сокращению парка западных самолетов практически у всех авиакомпаний России. Ведомство приводит статистику с конца 2022 года. Больше всего в процентном соотношении потеряли авиакомпании с небольшими парками, в том числе «Якутия», «Икар» и «Ямал».

«С конца 2022 года российские авиакомпании вывели из эксплуатации 9% пассажирских самолетов западного производства. Это следует из данных реестра эксплуатантов и воздушных судов, которые публикует Росавиация. За исключением закрывшейся Royal Flight, больше всего в процентном соотношении потеряли авиакомпании с небольшими парками: «Икар» (-25%), «Якутия» (-22%) и «Ямал» (-21%)», — говорится в сообщении портала Ato.ru.

Ямальская авиакомпания, по данным Росавиации на апрель 2025 года, сократила парк на шесть самолетов. Такие меры у всех компаний связаны с введением санкций — с 2022 года российские авиакомпании не могут ввозить новые самолеты, а также не могут пользоваться услугами поставки запчастей и ремонта имеющегося парка техники.

Прежде всего компаниями были выведены из эксплуатации самолеты устаревших моделей — широкофюзеляжных Boeing 747 и 767, узкофюзеляжных Boeing 757, а также узкофюзеляжных авиалайнеров нового поколения A321neo.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/transport/aviakompanija-jamal-vyvela-iz-ekspluatatsii-21-zapadnyh-samoletov/

В Среднеколымске ввели жилье для экипажей «Полярных авиалиний»

ЯСИА, 19/04/2025

В Среднеколымске 19 апреля ввели в эксплуатацию помещение для временного проживания экипажей «Полярных авиалиний». Объект включает шесть комнат с отдельными санузлами, гостиную с кухней и спортзал. Об этом сообщили в пресс-службе перевозчика.

В церемонии открытия приняли участие руководство авиакомпании, личный состав линейного участка технического обслуживания, ветераны авиации и представители администрации Среднеколымского района.

«Открытие этого жилого помещения для временного пребывания пилотов, расположенного в северном городе Среднеколымск, важный шаг в создании комфортных условий для наших сотрудников. Символично, что наше мероприятие проходит в юбилейный год 100-летия авиации Якутии», — отметил генеральный директор авиакомпании Семен Винокуров.

Ввод объекта имеет особое значение не только для «Полярных авиалиний», но и для всего населения Среднеколымского района, подчеркнули в авиакомпании. Здесь будут временно размещаться пилоты, которые обеспечивают заявки срочной санитарной авиации, выполняют социально-значимые внутриулусные рейсы, участвуют в борьбе с лесными пожарами.

Первоисточник: https://ysia.ru/v-srednekolymske-vveli-zhile-dlya-ekipazhej-polyarnyh-avialinij/

На Ямале начали прокладывать путь к курорту «Рай-Из»

Север-Пресс, 18/04/2025

На Ямале 17 апреля началось строительство трассы к будущему курорту «Рай-Из». Дорога свяжет поселок Харп, горнолыжный центр и международную арктическую станцию «Снежинка». Завершить работы планируют к июлю 2027 года. Об этом сообщил первый вице-президент Газпромбанка Павел Бруссер.

«Объекты на плато Рай-Из обладают высоким туристическим потенциалом и будут одним из ярких примеров правильного отношения человека к природе. Все это вместе с первоклассной инфраструктурой сделает «Рай-Из» особой точкой на рекреационной карте страны», — цитирует Бруссера пресс-служба банка, который выступает старшим кредитором проекта.

Длина дороги к «Рай-Из» составит 19,5 километра. Предварительная сумма капзатрат на строительство — 11,8 миллиарда рублей. Помимо дорожного полотна, в окрестностях плато Рай-Из оборудуют 14 мостов, две площадки для отдыха и пункт взимания платы.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/blagoustrojstvo/na-jamale-nachali-stroit-dorogu-k-raj-iz/

Власти НАО рассматривают возможности обеспечения круглогодичного сообщения с Тельвиской

Nao24, 18/04/2025

В Тельвиске врио губернатора посетила несколько социальных объектов. Командировку начали с совещания с главой поселения Дмитрием Якубовичем. На встрече была поднят один из самых злободневных вопросов для жителей муниципалитета — строительство дороги с мостовым сооружением через протоку Казённая Виска.

Новая дорога с мостовым сооружением позволит добираться из Тельвиски в Нарьян-Мар круглогодично. Многие жители села работают в городе, и добраться до места работы в период распутицы — задача не из лёгких. К тому же в Нарьян-Маре учатся тельвисочные дети и студенты.

За последние годы предлагалось несколько решений данной проблемы: в 2013 году вводили проект понтонного моста, в 2018 году была спроектирована, но не реализована низководная переправа.

— Дорога и мост — это первостепенная задача для нас. Однако есть свои особенности. Например, Казённая Виска является небольшим судоходным руслом для маломерных судов, лодок и рыбаков в Казённое озеро. Если понтонный мост предусматривает аппарели, под которым можно проплыть, то низководный — перекроет протоку для судоходства, — поясняет глава Тельвиски Дмитрий Якубович.

Руководитель Департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта НАО Анатолий Фролов дополняет, стоимость дороги с мостовым сооружением составит порядка 2,5 млрд рублей.

Временно исполняющая обязанности губернатора НАО поясняет: уже сейчас начнётся активная работа в этом направлении.

— Дорога Нарьян-Мар — Тельвиска — одна из главных проблем села. В ценах 2020 года стоимость завершения строительства — 2,3 млрд руб. Никаких сомнений, что делать дорогу нужно. Это будущее села, возможность возить детей в городской бассейн, школу искусств и не только, — подчеркнула Ирина Гехт.

Добавим, каждую зиму на дороге в Тельвиску через протоку Казённая Виска намораживается ледовая переправа. Сейчас на ней введены ограничения: движение открыто для легковых автомобилей. Грузоподъёмность ледовой переправы составляет 20 тонн.

Первоисточник: https://nao24.ru/stroitelstvo/44909-byt-ili-ne-byt-pojavitsja-li-novyj-most-na-doroge-v-telvisku-cherez-protoku-kazennaja-viska.html

Экология

"Норникель" в 2025 году сократит выбросы диоксида серы в Норильске на 730 тыс. тонн

ТАСС, 18/04/2025

Компания "Норникель" сократит выбросы диоксида серы в рамках "Серной программы" в 2025 году более чем на 730 тыс. тонн. Об этом на заседании дискуссионного клуба экспертного центра "Проектного офиса развитии Арктики" (ПОРА) сообщила главный менеджер управления производственной экологии департамента экологии "Норникеля" Анжела Орлова.

В октябре 2023 года на Надеждинском металлургическом заводе в Норильске стартовал первый этап флагманского проекта градообразующей компании "Норильский никель" - "Серной программы". В сентябре прошлого года началось комплексное опробование второй линии программы.

"На 2025 год у нас план еще более амбициозный. Мы планируем снизить выброс диоксида серы более чем на 730 тыс. тонн в год. Итого, после выхода на проектные мощности мы ожидаем, что снижение по заполярному филиалу действительно должно составить 45% и более 900 тыс. тонн в год по сравнению с базовым 2017 годом", - сказала Орлова, добавив, что в 2024 году выбросы диоксида серы сократились почти на 400 тыс. тонн.

По словам заместителя руководителя проектного офиса "Чистый воздух" Георгия Федосеева, Росприроднадзором в декабре 2024 года была подтверждена эффективность газоочистки на предприятии на 99%. В свою очередь, координатор экспертного совета ПОРА, доцент Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) Александр Воротников отметил уникальность запущенной "Серной программы". "Компания начала разработку Мокулаевского месторождения известняка для того, чтобы направлять его на нейтрализацию серной кислоты. Мало того, что утилизируется серная кислота, так еще и получается новый строительный материал - гипс", - отметил Воротников.

Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/23724297?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Энергетика

Проект реконструкции месторождения газа на Чукотке доработают по поручению полпреда

ИА Чукотка, 18/04/2025

Вопросы работы Анадырской газомоторной ТЭЦ обсудили в ходе визита дальневосточного полпреда президента Юрия Трутнева в регион. Снижение объёмов добычи газа на Западно-Озёрном месторождении грозит выводом станции из эксплуатации. Полномочный представитель президента поручил доработать проект реконструкции месторождения, сообщает ИА "Чукотка".

Во время рабочей поездки Юрий Трутнев посетил Анадырскую газомоторную ТЭЦ. Это наиболее эффективная станция на Чукотке, себестоимость производства электроэнергии на ней не превышает 10 руб./кВт.ч. ТЭЦ работает на природном газе, который поступает с Западно-Озёрного месторождения. Сейчас идёт снижение давления газа в эксплуатационных скважинах месторождения. По данным окружного правительства, в этом году прогнозируется выбытие из эксплуатации одной скважины с последующим выбытием ещё трёх скважин к 2027 году. Как следствие, станция может быть выведена из эксплуатации. Проект по модернизации газового месторождения входит в долгосрочный план комплексного социально-экономического развития Анадырской городской агломерации. «Проект реконструкции и модернизации объектов газового комплекса включает в себя строительство дожимной компрессорной станции. Это позволит сохранить объёмы поставок газа и промышленно эксплуатировать месторождение до 2035 года с возможностью дальнейшего продления ещё на 17 лет», – сообщил губернатор Чукотки Владислав Кузнецов. Главгосэкспертиза России дала положительное заключение по технической части проектной документации. Сейчас идёт экспертиза смет.

«Предложены варианты повышения продуктивности месторождения, но, на мой взгляд, они недоработаны. Нужно до конца разобраться в том, что необходимо сделать на месторождении. Есть четыре эксплуатационные скважины. Судить по четырём скважинам о состоянии месторождения в целом – малоперспективно. Нужно полностью разобраться в ситуации. Сделать хороший проект. Убедиться, что всё необходимое выполнено для того, чтобы газ был на Чукотке, чтобы люди жили в тепле», – отметил Юрий Трутнев. Полпред поручил региону доработать проект реконструкции и модернизации объектов газового комплекса на Западно-Озёрном месторождении. Напомним, что запасы месторождения составляют 5 млрд кубометров газа. С 2003 года его разрабатывает ООО "Сибнефть‐Чукотка". Ежегодно на месторождении добывают 60 – 70 млн кубометров газа. Основными потребителями являются анадырские станции АО "Чукотэнерго", топливо поставляется в окружную столицу по магистральному газопроводу, протяжённостью 103 км.

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/promyshlennost/proekt_rekonstruktsii_mestorozhdeniya_gaza_na_chukotke_dorabotayut_po_porucheniyu_polpreda/