Обзор СМИ
01/08/2025
Оглавление
Лавров: Россия остается открытой для прагматичного взаимодействия в Арктике
Патрушев: Запад реализует комплекс мер для срыва планов России в Арктике
На форуме «Арктика-Регионы» подписано соглашение о сохранении маяков Белого моря
В Росморречфлоте считают необходимой поддержку речных перевозок к портам Арктики
Мурманский порт к 2035 году может нарастить грузооборот в пять раз
Левитин: Порту Мурманска нужны тыловые районы
Госсовет: для развития Трансарктического транспортного коридора нужен госоператор
Чекунков рассказал, какие арктические проекты увеличат грузооборот по СМП до 70-110 млн т
Число транзитных коммерческих рейсов по СМП в 2025 году может превысить 20 единиц
Первый в навигацию 2025 года теплоход приняли в морском порту Тикси
Международные отношения
Лавров: Россия остается открытой для прагматичного взаимодействия в Арктике
ТАСС, 31/07/2025
Россия открыта для прагматичного взаимодействия в Арктике со всеми, кто готов к равноправному и уважительному диалогу. Об этом говорится в приветственном слове главы МИД РФ Сергея Лаврова к участникам форума "Арктика - регионы".
"Россия - крупнейшая арктическая держава. Неизменно выступает за поддержание мира и стабильности на Севере. Остается открытой в этих целях для прагматичного взаимодействия в Арктике со всеми, кто готов к равноправному и уважительному диалогу", - отметил глава российской дипломатии.
Министр добавил, что российское внешнеполитическое ведомство будет содействовать продвижению конструктивной международной и межрегиональной кооперации в интересах жителей Заполярья.
Первоисточник: https://tass.ru/politika/24677175?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Патрушев: Запад реализует комплекс мер для срыва планов России в Арктике
ТАСС, 31/07/2025
Запад давно реализует политические, правовые, военные и экономические меры, направленные на срыв планов России в Арктике. Об этом заявил помощник президента РФ, глава Морской коллегии Николай Патрушев на заседании Совета по стратегическому развитию Военно-морского флота.
"В Арктической зоне России Запад уже давно реализует комплекс политических, правовых, военных и экономических мер, направленных на срыв наших планов освоения Арктики, в том числе на оспаривание российского суверенитета над Северным морским путем", - заверил Патрушев.
По его словам, западники прилагают серьезные усилия для изменения военно-политической конфигурации на Крайнем Севере, в том числе с помощью внерегиональных игроков.
"Натовцами ведется активная отработка действий надводного и подводного флота в высоких широтах, оттачивается проведение экспедиционных операций, разведывательно-диверсионных действий, - пояснил помощник президента. - Особую обеспокоенность вызывают участившиеся заходы кораблей НАТО в Баренцево море и полеты вблизи российских баз".
Увеличение военной активности США и НАТО в арктическом пространстве повышает вероятность инцидентов, что может привести к неконтролируемой эскалации напряженности, уточнил Патрушев.
"Основной политический лозунг коллективного Запада в отношении Северного морского пути заключается в том, что Россия не имеет никаких особых прав на эту трассу, а заложенные в наше законодательство положения о нем как о национальной транспортной магистрали являются нелегитимными с точки зрения международного права", - пояснил он. На основе этого тезиса военно-морские силы США регулярно предпринимают в регионе провокационные операции по так называемой "защите свободы судоходства", резюмировал глава Морской коллегии.
Первоисточник: https://tass.ru/politika/24677877?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Наука, культура и образование
На форуме «Арктика-Регионы» подписано соглашение о сохранении маяков Белого моря
Двина29, 31/07/2025
31 июля, ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский», Министерство культуры Архангельской области и Архангельский район гидрографической службы Северного флота подписали трехстороннее соглашение для совместного изучения, сохранения и популяризации флотских традиций и истории гидрографической службы. Заключили соглашение на форуме «Арктика-Регионы», посвященном эффективному развитию судоходства и морской логистики по Северному морскому пути.
«Мы объединяем усилия федеральной особо охраняемой природной территории «Онежское Поморье», на которой находятся одни из самых ценных и знаковых маячных сооружений региона, старейшей в бассейне Белого моря войсковой части и Министерства культуры Архангельской области, популяризирующего историческое наследие и сохраняющего культурно-нравственные ценности», — отметила Александра Яковлева, руководитель ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский».
Уже в сентябре на Летне-Орловском маяке на Онежском полуострове пройдут первые совместные консервационные работы с участие волонтеров и сотрудников Парка.
О привлечении волонтеров в сохранение маячного наследия Поморья упомянула и Оксана Светлова, министр культуры Архангельской области. «На арктических территориях находятся живые свидетели освоения Русского Севера, хранящие память о подвигах полярных исследователей и мореплавателей. Подписанное соглашение открывает новую главу в осмыслении роли Архангельска как колыбели отечественного судостроения», — уверена Оксана Светлова.
В рамках соглашения партнеры смогут совместно изучать и популяризировать флотские традиции, сохранять историю гидрографической службы, исторические объекты и маяки Белого моря, поддерживать тематические музейно-выставочные инициативы и создавать просветительские и социокультурные мероприятия, сообщает пресс-служба Кенозерского национального парка.
Николай Находкин: «Цунами в Арктике возможны»
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 31/07/2025
В 2022 году эколог и почетный полярник РФ Николай Находкин принял участие в экспедиции на остров Беннета – один из самых северных островов Якутии в Северном Ледовитом океане. Экспедиция проходила под эгидой РГО на надувных катамаране и тримаране.
Учёный рассказал, что при подходе к острову участники увидели 426-метровую скалу только с расстояния 20 км, так как вокруг парила вода. Кроме того, было очень тепло, из-за чего эколог предположил, что воду подогревают горячие источники.
Не исключено, что в районе острова могут быть извержения подводных вулканов, подчеркнул Николай Находкин. А если они совпадут с периодом открытой воды, то это может вызвать цунами, к которым никто в этих краях не готовился. В качестве примера эколог привёл землетрясение в Камчатском крае.
«Изучать и делать прогнозы таких сценариев важно, поскольку, если катастрофа произойдет, под угрозой окажутся прибрежные поселки и промышленная инфраструктура», - сообщил Николай Находкин «Известиям».
Для дальнейшего изучения сейсмической активности на острове Беннета учёные Института физики Земли имени О.Ю. Шмидта РАН подготовили датчики.
Первоисточник: https://b-port.com/news/333136?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Промышленность и технологии
В России выпустили первый экземпляр арктического автобуса
ТАСС, 31/07/2025
Производитель вездеходов-амфибий "Звезда" выпустил первый экземпляр нового арктического автобуса для межпоселковых и туристических перевозок. Об этом сообщила ТАСС консультант компании, профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), руководитель рабочей группы Северного форума по транспорту и логистике Надежда Филиппова на полях форума "Арктика-регионы" в Архангельске.
"Сегодня выпущен первый экземпляр нового поколения вездеходов "Звезда Т24" - комфортабельный арктический автобус на 24 места для межпоселковых и туристических перевозок. Новый вездеход будет продемонстрирован в Архангельске на форуме "Арктика-регионы", который проходит 31 июля - 1 августа", - рассказала Филиппова.
По ее словам, за первый год работы в компании "Завод вездеходов амфибий" ("Звезда") разработали новые модели вездеходов с пассажирскими, грузопассажирскими и грузовыми вариантами кузовов, а также подготовили производство для серийного выпуска вездеходов - 50-70 машин в год.
В частности, компания планирует выпускать модификацию вездехода в виде скорой помощи для жителей Арктики. "Вездеходы "Звезда м" (медицинские модификации) возможны классов "А", "В", "С", в том числе специализированные (неонатальная реанимация, кардиореанимация и другие), а также вездеходы "Медицинская служба" в соответствии со всеми предъявляемыми к этим транспортным средствам стандартами. Сейчас ведем переговоры о поставках таких машин в регионы Арктической зоны РФ, в том числе в Якутию", - добавила собеседница агентства.
О предприятии
В семействе предприятия более 35 модификаций - грузовые, пассажирские, грузопассажирские, с разными вариантами двигателей и колесными формулами. Предприятие планирует создать в Якутске центр по обучению и обслуживанию вездеходов.
Разработку вездеходов-амфибий коллектив "Звезды" начал в 2010 году по федеральной целевой программе Минобрнауки РФ. С 2020 года началось мелкосерийное производство машин. На сегодня выпущено более 30 модификаций машин. Вездеходы эксплуатируются в Красноярском крае, Ямале, Чукотке. Машины успешно протестированы в ходе экспедиций МЧС РФ "Безопасная Арктика" (2023, 2025) и "Умка" Минобороны РФ (2022), а также успешно прошли опытную эксплуатацию в ФСБ РФ (2023).
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/24673969?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Северный морской путь
В Росморречфлоте считают необходимой поддержку речных перевозок к портам Арктики
PortNews, 31/07/2025
В Росморречфлоте считают необходимой поддержку речных перевозок к портам Арктики. Об этом в ходе совместных заседаний комиссий Государственного Совета Российской Федерации по направлениям «Международная кооперация и экспорт» и «Северный морской путь и Арктика» сообщил заместитель руководителя Росморречфлота Федор Шишлаков, передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».
«География сибирских рек позволяет доставлять грузы в направлении Арктики речным транспортом, там производить накопление до соответствующих судовых партий и далее отправлять грузы по СМП. Тут важна экономическая составляющая, на которую влияют многие факторы: это и мировая конъюнктура, и те издержки, которые несут грузоотправители при отправке», — сказал представитель федерального агентства.
Он подчеркнул, что развитию таких перевозок будет способствовать создание речных мультимодальных логистических центров, помимо этого необходимы и другие меры поддержки.
Федор Шишлаков также призвал развивать обрабатывающие производства на арктических проектах для получения продуктов с большей добавленной стоимостью, чтобы сделать их перевозку по Севморпути более рентабельной.
Первоисточник: https://portnews.ru/news/380040/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Мурманский порт к 2035 году может нарастить грузооборот в пять раз
Ведомости, 31/07/2025
Прогнозируемый грузооборот морского порта Мурманск к 2035 г. может вырасти до 264 млн т. Об этом на совместном заседании комиссий Госсовета РФ «Международная кооперация и экспорт» и «Северный морской путь и Арктика» в рамках III форума «Арктика-регионы» в Архангельске заявил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
Он напомнил, что по итогам 2024 г. порт перегрузил свыше 52 млн т. Согласно данным Ассоциации морских торговых портов, это на 10,3% меньше, чем за 2023 г. В то же время на мурманский порт сегодня приходится более 50% всего объема перевалки арктического бассейна, в 2024 г. она составила 92,9 млн т, включая перегрузку в Мурманске, Сабетте, Варандее и Архангельске. Согласно данным властей региона, в этом году Мурманск может перевалить 72 млн т грузов, в 2026 г. – 97 млн т, в 2027 г. – уже 137 млн т. При этом согласно данным ассоциации, в январе-июне перевалка в Мурманске составила 25,3 млн т (-7,4%). А один из крупнейших стивидоров – АО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП, входит в АО «Портовый Альянс») заявил о падении перегрузки в I полугодии на 14,6% до 6,2 млн т.
По данным губернатора, с 2030 г. на терминалы Мурманска начнут поступать грузы из Белоруссии. Речь в первую очередь идет о минеральных удобрениях и нефтепродуктах. В разговоре с «Ведомостями» Чибис уточнил, что из республики ежегодно будет поступать около 30 млн т грузов. Также ожидается прирост российских и транзитных грузов.
«Это минеральное удобрение, железнодорожные контейнеры. Это транзитный груз, связанный с контейнерной перевалкой», – сказал губернатор, уточнив, что хоть уголь не будет основным грузом, также ожидается рост его перевалки, несмотря на текущее падение. «Что касается падения того же самого угля, понятно, что это временная конъюнктура, эксперты прогнозируют рост стоимости угля, ценовая политика циклична, и есть подробные обоснования этой грузовой базы», – подчеркнул он.
Чибис напомнил, что в этом году был запущен новый портовый район «Лавна» – это первый этап на пути расширения мощностей всего порта Мурманск. Первая разгрузка на угольном терминале «Лавны» на западном берегу Кольского залива состоялась в марте 2025 г. Проект является составной частью «Комплексного развития Мурманского транспортного узла» и реализуется в соответствии с госпрограммой «Развитие транспортной системы». Ожидается, что порт сможет принимать 18 млн т грузов в год (в первую очередь – удобрения и уголь). Кроме того, на территории «Лавны» к 2028 г. планируется построить комплекс для перевалки белорусских грузов мощностью 25-30 млн т в год.
В то же время губернатор обращает внимание, что планы по росту грузооборота зависят от расширения подъездных путей РЖД – их необходимо увеличить в три раза. Согласно данным РЖД, проект по развитию железнодорожной инфраструктуры на подходах к мурманскому порту на участке Волховстрой – Мурманск с увеличением провозной способности до 110 млн т пока только рассматривается. Задачу расширить сеть железных дорог на севере России поставил президент России Владимир Путин на пленарном заседании Международного арктического форума в Мурманске весной этого года. Необходимый объем инвестиций, сроки строительства и источники инвестирования ни власти, ни РЖД пока не озвучивают.
Управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов отмечает, что загрузка мурманского порта сегодня составляет лишь 50-60%. Руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко говорит, что планы властей региона в сегодняшних реалиях выглядят «весьма амбициозно». «Мурманский порт не находится в ситуации дефицита мощностей. По факту он недозагружен. Тем не менее, не стоит забывать о его роли в долгосрочных планах развития Северного морского пути. Именно в этом контексте и следует первую очередь рассматривать все планы его развития», – говорит эксперт.
Заместитель председателя правительства РФ Юрий Трутнев сообщал, что грузопоток по СМП за 2024 г. составил 37,9 млн т. Как прогнозировал в марте этого года первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, в этом году объем грузопотока по СМП должен превысить 40 млн т. В марте 2025 г. президент РФ Владимир Путин на форуме «Арктика – территория диалога» заявил, что к 2030 г. грузооборот СМП ожидается на уровне 70-100 млн т.
По оценке Фролова, наиболее привлекательным для экспортных рынков с перевалкой через Арктику являются минеральные удобрения. Руководитель проектов компании «Имплемента» Евгения Попова отмечает, что порты Мурманска и Архангельска являются стратегически важным «узлом» для отгрузки удобрений, однако вклад данного груза в увеличение грузооборота через Мурманск составит лишь 2–4% или 4–10 млн т от общих заявленных планов расширения. В то же время потенциал перенаправления поставок из Беларуси заметно больше и составляет около 9 млн т. «Так, при проработке проекта строительства терминала для отгрузки белорусского хлористого калия, грузооборот может утроиться», – уверена она.
С нефтепродуктами ситуация сложнее, отмечает Фролов, все будет зависеть от готовности стран-покупателей смягчить санкционное давление на фоне роста напряженности на Ближнем Востоке. «При создании благоприятных условий с тарифной точки зрения через Мурманск можно увеличивать поставки и таких массовых грузов, как уголь», – говорит эксперт.
Представитель пресс-службы «Портового Альянса» тоже обращает внимание, что из-за удаленности порта важно решить проблему высокой стоимости железнодорожных расходов на доставку грузов. «По этой причине сейчас грузооборот единственного универсального порта в регионе устойчиво снижается», – пояснил собеседник издания. Например, согласно данным NEFT Research, падение цен и рост затрат на логистику привели к убыточности экспорта в 2024 г. через порт Мурманска одного из ключевых грузов – энергетического угля. Из-за высоких затрат на логистику экономика поставок энергетического угля (марка д, fob nar 6000) через Мурманск упала на 30% с 10 010 до 7070 руб. за 1 т. При этом затраты экспортеров на железнодорожную логистику, наоборот, выросли с 2592 до 3587 руб. за 1 т. Фролов говорит, что в среднесрочной перспективе ситуация должна измениться, что создаст точки роста для угольных и портовых компаний.
Но Десятниченко также указывает, что ключевым вопросом развития порта станет расширение провозных мощностей железной дороги: «Какой смыл иметь портовые терминальные мощности, если узким горлышком здесь станет железная дорога?». По оценке старшего менеджера практики инфраструктуры и проектного финансирования «ТеДо» Алексея Добрина, сейчас мощность железнодорожных подходов в направлении портов мурманского транспортного узла с учетом «Лавны» составляет 45 млн т в год. «Даже при условии учета в грузообороте обратной загрузки, потребуется создание новой инфраструктуры в объеме до 180 млн т. Это может потребовать кратный прирост мощностей. А с учетом опыта реализации других проектов, расшивка инфраструктуры потребует большего времени», – подчеркнул эксперт.
Левитин: Порту Мурманска нужны тыловые районы
СеверПост, 31/07/2025
Советник Президента РФ и спецпредставитель Президента России по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин на форуме «Арктика - регионы» в Архангельске отметил важность создания мультимодальных центров в Мурманске.
Он сказал, что нужно организовывать так называемые тыловые районы в портах, в частности мурманском.
«Чтобы грузы не скапливались на причалах портов», - объяснил Левитин.
Аналогичные комплексы стоит организовать во Владивостоке и Архангельске, отметил советник Президента.
Первоисточник: https://severpost.ru/read/193041/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Госсовет: для развития Трансарктического транспортного коридора нужен госоператор
ТАСС, 31/07/2025
Государственный оператор необходим для развития Трансарктического транспортного коридора. Об этом сообщил председатель комиссии Госсовета по направлению "Северный морской путь и Арктика", губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
"Трансарктический транспортный коридор, безусловно, сам по себе крайне важный проект национального масштаба для России 21 века. Поэтому нам нужна четкая бизнес-модель, четкий план развития. Должен появиться оператор, должен быть определенный государственный оператор, который способен элементы этого проекта упаковывать в конкретные бизнес-проекты, куда привлекать частные инвестиции, в том числе международные. Координироваться его работа должна на уровне президента Российской Федерации, потому что тут слишком много, с одной стороны, взаимосвязанных частей, с другой стороны, очень-очень широкий масштаб этого проекта", - сказал он на совместном заседании комиссий Госсовета по направлению "Международная кооперация и экспорт" и "Северный морской путь и Арктика" на форуме "Арктика-регионы".
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/24677225?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Чекунков рассказал, какие арктические проекты увеличат грузооборот по СМП до 70-110 млн т
Ведомости, 31/07/2025
Крупнейшие проекты, которые будут запущены в Арктической зоне РФ в ближайшие пять лет на трассе Севморпути, сформируют грузопоток между 70 и 109 млн т. Об этом на III форуме «Арктика – Регионы» в Архангельске сообщил министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
«Это проект «Арктик-СПГ-2», это проект «Восток-Ойл», это развитие Баимской рудной зоны, которые создадут грузопоток, согласно федеральному проекту, между 70 и 109 млн т», – сказал министр.
По его словам, цифра в 100 млн т грузооборота по СМП является «сакральной». Ее достижение даст много дополнительных эффектов. Более интенсивная навигация по СМП станет более привлекательной для транзитных грузов, что сделает Севморпуть более конкурентоспособным как международный транспортный коридор.
Чекунков отметил, что для того, чтобы СМП стал конкурентоспособным, необходимо реализовать все планы по развитию портов, транспортного и ледокольного флота, космической, навигационной и наземной инфраструктуры, а также железнодорожных подходов. Для этого уже запущен проект по развитию трансарктического транспортного коридора, который должен связать Север и Восток.
Напомним, в марте 2025 г. в Мурманске Владимир Путин в ходе выступления на пленарном заседании VI Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» заявил, что СМП станет ключевым участком Трансарктического транспортного коридора. Он заявил, что грузооборот СМП ожидается на уровне 70-100 млн т к 2030 г. По итогам 2024 г. грузопоток по СМП составил 37,9 млн т.
Число транзитных коммерческих рейсов по СМП в 2025 году может превысить 20 единиц
PortNews, 31/07/2025
Число транзитных коммерческих рейсов по Севморпути (СМП) в 2025 году может превысить 20 единиц. Об этом в ходе совместных заседаний комиссий Государственного совета Российской Федерации по направлениям «Международная кооперация и экспорт» и «Северный морской путь и Арктика» сообщил специальный представитель по вопросам развития Арктики госкорпорации «Росатом» Владимир Панов. По его словам, в 2023 году было осуществлено 7 таких рейсов, в 2024 году 14 рейсов двумя китайскими компаниями, к которым уже присоединяются и российские линии, передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».
Напомним, о планах организации рейсов по СМП заявляли в российской компании «Аврора Лайн». По словам генерального директора компании Алексея Парилова, несмотря на то, что проход по СМП требует дополнительных вложений в утепление судов, страховку и повышенную ставку тайм-чартера, использование арктической трассы позволит снизить совокупные издержки на перевозку из портов Балтики в Китай на 20-25% в сравнении с маршрутом через Суэцкий канал.
Первоисточник: https://portnews.ru/news/380032/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Первый в навигацию 2025 года теплоход приняли в морском порту Тикси
Флагман, 31/07/2025
В морском порту Тикси приняли первый в навигацию теплоход, им стал «Капитан Слобожанин», который в рамках северного завоза доставил народнохозяйственные и продовольственные грузы для труднодоступных районов Арктики, сообщает пресс-служба Росморречфлота 31 июля.
Как уточнили в АМП Приморского края и Восточной Арктики, в текущем году планируется переработка большого объёма грузов, доставку которых будут осуществлять как морские суда с восточного и западного направлений, так и речные суда с внутренних водных путей Ленского бассейна и реки Колыма.
В 2024 году порт Тикси с терминалами переработал более 411 тыс. тонн генеральных и наливных грузов. Из них непосредственно порт Тикси – 91 тыс. тонн.
К сведению. Открытие навигации в морском порту состоялось 22 июля. В связи с погодными условиями открытие навигации состоялось на неделю позже, чем в прошлом году.
Социально-экономическое развитие
Алексей Чекунков: «Развитие Арктики — это новый космос»
Регион29, 31/07/2025
На III форуме «Арктика — регионы», который сейчас проходит в Архангельске, обсудили международное сотрудничество — партнёрство ради будущего Арктики. Каковы перспективы для её развития на горизонте 50 лет и какие изменения произойдут — рассказал министр России по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
— Арктика развивается в первую очередь в направлении создания новых экспортных товаров. Это развитие экономики даёт возможность создавать новые условия для жизни людей. На форуме обсуждали важность быть конкурентноспособным. А для этого необходимо реализовать все планы по развитию инфраструктуры: не только портов, флота, космической, навигационной, но и наземной инфраструктуры, железнодорожных подходов, — отметил Алексей Чекунков.
И в этой части большой проект, запущенный президентом России Владимиром Путиным, по развитию трансарктического транспортного коридора — сегодня является уже магистральным планом развития не только Арктики, но и всей логистики, которая связывает Восток и Север.
Сегодня разворот грузов на Восток происходит в том числе из-за увеличения потока грузов на порты Северного морского пути. Кроме того, ещё более высок потенциал вывода грузов по меридиональным дорогам, в перспективе — по рекам, для чего необходимо делать углубления.
— Сейчас важен горизонт пяти лет, когда должны запуститься крупнейшие проекты, реализуемые на трассе Севморпути. Это проекты «Арктик СПГ-2», «Восток-Ойл», развитие Баимской рудной зоны. Они создадут грузопоток, согласно федеральному проекту, между 70 и 109 млн тонн. Думаю, следующая такая сакральная цифра для нас — 100 млн, которые дадут много новых эффектов в части более интенсивной навигации, — сказал глава Минвостокразвития.
Когда это случится, Северный морской путь, полагает политик, станет более привлекательным и для транзитных грузов. А значит — более конкурентноспособным как международный транспортный коридор.
Срок жизни тех проектов, которые запускаются сегодня, около 50 лет, добавил Чекунков, поэтому весь этот период они будут приносить экспортную выручку, доходы в бюджет, высокие зарплаты людям. В пример он привёл новые заводы по сжижению природного газа, которые строятся в Мурманской области, а также открытие и разработку новых крупных месторождений металлов, удобрений, углеводородов в Арктике.
— Я бы очень хотел, чтобы через 50 лет Россия (и уверен, так и будет) не только оставалась самой населённой ведущей арктической державой, но и задавала мировой стандарт по качеству жизни людей в Арктике, в тех технологиях, которые мы используем. Чтобы жизнь в Арктике считалась привилегией для самых лучших, которые смогли пройти отбор и участвовать в проектах мирового класса, — отметил Алексей Чекунков.
Сегодня на форуме шло много обсуждений о том, что развитие Арктики — новый космос. И только централизованное управление обеспечит нужную динамику и долгосрочный эффект.
Минвостокразвития намерено распространить режим МТОР на Арктику
ТАСС, 31/07/2025
Минвостокразвития намерено распространить на Арктику режим международных территорий опережающего развития (МТОР) в недалеком будущем. Об этом заявил глава министерства Алексей Чекунков.
"Закон о международных территориях был принят буквально на прошлой неделе. Сейчас на Дальнем Востоке [создаются] пять площадок, [которые будут] соревноваться за то, чтобы привлечь первых резидентов. Я уверен, что в недалеком будущем мы действительно сможем этот режим применять в Арктике", - сказал он.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/24678481?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Цыбульский рассказал, когда нужно заселять арктические регионы
ТАСС, 31/07/2025
Заселение Арктики нужно проводить только в случае экономической или другой необходимости, в других случаях возможно и переселение людей из арктических регионов. Об этом сказал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский в ходе пленарного заседания форума "Арктика - регионы", отвечая на вопрос ведущей о необходимости заселения Арктики.
"Скажу вам откровенно, я вообще противник таких формулировок как "заселение Арктики необходимо". Надо сначала понять, для чего оно необходимо. Если в этом есть необходимость - экономическая, социальная, иная, тогда, наверное, сюда нужно привлекать большее количество населения", - сказал Цыбульский.
Он отметил, что несколько лет назад в ходу были термины "социальная мобильность" и "трудовая мобильность". Правительство РФ рассматривало варианты, как эту мобильность повысить.
"И мы говорим, что для нас критически важно, чтобы люди переезжали к потенциальным точкам экономического роста. Потому что с нашей территорией огромной, достаточно небольшим населением, нам просто рыночными инструментами это выстроить будет довольно сложно. Поэтому я считаю, что люди должны жить там, где они востребованы, где они могут реализоваться, и где мы можем им предоставить наилучшие условия для жизни", - резюмировал губернатор.
Центральной темой форума "Арктика - регионы" является развитие международного сотрудничества и укрепления связей между арктическими регионами, а также стратегические вопросы федерального значения по развитию регионов АЗРФ. Ключевыми темами названы инвестиционная привлекательность и новые проекты, импортозамещение в лесопромышленном комплексе, эффективное развитие судоходства и морской логистики по Северному морскому пути, цифровизация, автоматизация и роботизация, кадровое обеспечение, развитие опорных населенных пунктов АЗРФ, развитие ресурсной базы Арктической зоны.
Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/24678301?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Энергетика
Россия намерена построить до 2050 года четыре СПГ-проекта
ТАСС, 31/07/2025
Россия кроме действующих заводов "Ямал СПГ" и "Сахалин-2", а также реализуемого "Арктик СПГ-2", намерена построить до 2050 года СПГ-проект в Усть-Луге, "Обский СПГ", "Мурманский СПГ", "Арктик СПГ-1". Их будет достаточно для достижения заявленных в энергостратегии до 2050 года планов по росту производства СПГ, сообщил в интервью порталу "ИнфоТЭК" министр энергетики Сергей Цивилев.
"Нарастив компетенции в части освоения критического оборудования для производства СПГ, а также реализовав ключевые крупнотоннажные проекты по производству СПГ (проект в Усть-Луге, "Обский СПГ", "Мурманский СПГ", "Арктик СПГ-1"), наша страна сможет обеспечить необходимый объем производства СПГ, как указано в Энергетической стратегии России на период до 2050 года", - сказал он.
Энергостратегия до 2050 года предусматривает два сценария: консервативный и целевой. Первый из них предполагает сохранение сложившихся трендов и действующих политик в отраслях ТЭК в России, которые не подразумевают значительных инвестиций в развитие. В то же время целевой рассчитан на сбалансированное развитие отраслей с наименьшими издержками и реализацию экспортного потенциала страны.
В зависимости от сценария производство сжиженного природного газа в России в 2030 году составит 90-105 млн тонн, в 2036 году - 110-130 млн тонн, в 2050 году - 110-175 млн тонн.
В России сейчас действуют два крупнотоннажных СПГ-проекта - "Ямал СПГ" и "Сахалин-2". Еще один проект - "Арктик СПГ - 2" (первая линия) - пока не был официально запущен, но сообщалось о его работе в 2024 году в период летней навигации по Севморпути, когда возможна транспортировка СПГ судами неледового класса.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/24674439?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch