Обзор СМИ
04/08/2025
Оглавление
НЭС «Академик Трёшников» доставит сменный состав ученых на дрейфующую станцию «Северный полюс-42»
В сложнейшем районе Арктики создадут ледовую базу для ротаций полярников
РТУ МИРЭА испытает в Арктике нейроинтерфейсы для оценки усталости
Филиал дрейфующей станции "Северный полюс" создадут в Центральном Арктическом бассейне
В Арктике предложили применять ИИ для прогнозов по работе инфраструктуры
«АГД Даймондс» в 2025 г. направит до 100 млн руб. на поиск золота в Архангельской области
Наука, культура и образование
НЭС «Академик Трёшников» доставит сменный состав ученых на дрейфующую станцию «Северный полюс-42»
Флагман, 01/08/2025
Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) готовит ротацию полярников дрейфующей станции «Северный полюс-42», сообщает пресс-служба ААНИИ 1 августа.
Сменный состав ученых и членов судового экипажа в приполюсной район доставит научно-экспедиционное судно (НЭС) «Академик Трёшников». Оно отправится в Арктику в середине августа из порта Мурманска.
В настоящее время дрейфующая станция «Северный полюс-42» работает в Западном полушарии в точке с координатами 86°с. ш., 130°з. д. Это одно из самых труднодоступных мест в Арктике. Расстояние до географического Северного полюса – около 400 км.
«В первых числах апреля СП-42 пересекла 85-й градус северной широты и затем вошла в Западное полушарие. В научном плане траектория дрейфа очень интересна, ученые оказались в районах, в которые крайне редко попадали наши экспедиции. Это представляет огромный научный интерес и ценность. Однако местоположение станции серьезно осложняет для нас логистику и транспортные операции», - рассказал директор научно-исследовательского института Александр Макаров.
Рейс НЭС «Академик Трёшников» продлится около двух месяцев, за которые судно преодолеет около 9 тыс. км преимущественно по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана. Попутно экспедиция посетит научно-исследовательский стационар «Ледовая база Мыс Баранова» на архипелаге Северная Земля.
Ротация полярников будет выполняться с привлечением вертолетов. Планом экспедиции также предусмотрена передислокация ледостойкой платформы «Северный полюс» к другому ледовому полю и повторное развёртывание ледового научного лагеря.
В сложнейшем районе Арктики создадут ледовую базу для ротаций полярников
ТАСС, 01/08/2025
Специалисты Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) создадут своими силами ледовую базу, чтобы производить ротации в сложнейшем приполюсном районе Арктики, к марту 2026 года. Решение было принято после того, как потребовалось произвести ротацию 19 исследователей в море Бофорта, участвующих в экспедиции "Северный полюс - 42" на ледовой платформе, которая жизненно необходима для навигации по Северному морскому пути, сообщил журналистам директор ААНИИ Александр Макаров.
"Дан старт ротации ледостойкой платформы ["Северный полюс"]. Она сейчас находится в море Бофорта. С точки зрения дрейфа и обеспечения логистики, это, наверное, самый тяжелый район в Арктике. Операция должна быть непростая. У нас [в ААНИИ] состоялся ученый совет, было принято решение организовать филиал станции "Северный полюс", где мы развернем подбазу для снабжения ледостойкой платформы ["Северный полюс"]. Ледостойкая платформа дает уникальные возможности для работы во всех регионах Арктики, [платформа] жизненно необходима для существования и обеспечения навигации по Северному морскому пути", - отметил в беседе с журналистами Макаров.
В настоящий момент ротация ученых, участвующих в экспедиции "Северный полюс - 42", планируется судовым образом: из Санкт-Петербурга выйдет судно "Академик Трешников", оно прибудет в Мурманск, где произойдет погрузка оборудования, необходимого для ротации, после чего судно отправится на ледовую базу "Мыс Баранова" на острове Большевик архипелага Северная Земля и только затем - на ледостойкую платформу "Северный полюс", где находятся сами исследователи.
Создав новую сезонную ледовую базу, ААНИИ сможет производить не только ротации ученых, участвующих в экспедициях "Северный полюс", но и другие необходимые ротации в любых районах Арктики. На новой базе планируется разместить авиационную группу с топливом и другим необходимым для экспедиций снаряжением, жилые и лабораторные блоки, а ученые смогут проводить океанологические и атмосферные исследования и собирать более точную и разнообразную информацию о природе Арктики, которой, по словам Макарова, не хватает в работе ААНИИ.
"Оттуда [с новой ледовой базы] можно будет спокойно проводить ротации. Вдобавок появится интересная возможность одновременной работы на двух дрейфующих станциях, которые находятся на значительном расстоянии друг от друга. Придуман немного оригинальный и с изюминкой способ: мы пошли не проторенной дорожкой - судовой, авиационной ротации, а с промежуточной подбазой. Я уверен, это сильно обогатит научную составляющую работы на станции "Северный полюс". Мы будем делать всё своими силами. У нас есть для этого опыт, ресурсы и возможности", - сообщил в беседе с ТАСС Макаров.
Первоисточник: https://nauka.tass.ru/nauka/24687859?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
РТУ МИРЭА испытает в Арктике нейроинтерфейсы для оценки усталости
ТАСС, 01/08/2025
Студенты РТУ МИРЭА испытают нейроинтерфейсы для оценки усталости в экстремальных условиях в рамках экспедиции в Арктику. Решение позволит сделать безопаснее пребывание человека в таких условиях, как полярная станция или космический корабль, сообщили ТАСС в пресс-службе университета.
Студенческий экспедиционный корпус "Команда Арктики", созданный на базе вуза, на следующей неделе отправится к Белому морю для реализации исследовательских задач. В течение недели на борту парусно-моторной яхты представители вуза будут изучать побережье и тестировать различные технологии. Участники экспедиции также посетят Соловецкие острова и архипелаг Кузова.
"Важным этапом экспедиции станет испытание нейроинтерфейсов, предназначенных для оценки усталости в экстремальных условиях. Эти решения могут в будущем изменить подходы к безопасности в экспедициях, в которых даже опытные исследователи могут не заметить опасную степень переутомления, которая может, к примеру, привести к перегрузке или ошибкам при обращении с оборудованием", - сообщили ТАСС в вузе.
Специальные устройства в рамках испытаний будут фиксировать у участников экспедиции показатели, отражающие уровни усталости, стресса и процессов адаптации к новым условиям.
"Предыдущие стадии тестирования нейроинтерфейсов прошли в умеренном климате Бреста и экстремальных условиях на Ямале. Теперь система проверяется в морской экспедиции, где добавляются новые факторы: качка, замкнутое пространство, смена климата. Если технология докажет эффективность здесь, ее можно будет применять в любых условиях - от полярных станций до космических миссий", - уточнил Игорь Тарасов, проректор РТУ МИРЭА, чьи слова приводит пресс-служба университета.
Первоисточник: https://nauka.tass.ru/nauka/24686313?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Филиал дрейфующей станции "Северный полюс" создадут в Центральном Арктическом бассейне
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 01/08/2025
К концу февраля 2026 года в Центральном Арктическом бассейне планируют развернуть филиал научно-исследовательской дрейфующей станции "Северный полюс-42". Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александра Макарова.
Филиал позволит упростить весеннюю ротацию полярников с ледостойкой платформы (ЛСП) "Северный полюс", которая сейчас находится в восточном секторе российской Арктики. Кроме того, учёные смогут возобновить изучение района одновременно с нескольких точек, находящихся на значительном расстоянии друг от друга. Это произойдёт впервые с 1970-х годов, когда одновременно дрейфовало до трех ледовых научных станций в Арктике.
По словам директора ААНИИ, с технической точки зрения речь идёт о сезонной ледовой базе классического типа. Там планируют размещать топливо для дозаправки, жилые и научные блоки по аналогии с дрейфующей станцией "Северный полюс". При этом разместить тяжелое оборудование, например, крупные пробоотборники грунта и океанологические зонды, не получится из-за их габаритов и веса.
Полевую подбазу ждёт дрейф в течение двух-трёх месяцев. Работа с двух станций одновременно может начаться уже в весенний период.
Исследования в разных точках Северного Ледовитого океана позволят учёным получить более точную и разнообразную информацию о природных процессах в Арктике. Данные планируют использовать для прогнозов развития и эволюции дрифта льда.
После окончания дрейфа филиал дрейфующей станции свернут. Оборудование отправят на ЛСП "Северный полюс" и в научно-исследовательский стационар "Ледовая база Мыс Баранова" на архипелаге Северная Земля.
Первоисточник: https://b-port.com/news/333372?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Промышленность и технологии
В Арктике предложили применять ИИ для прогнозов по работе инфраструктуры
ТАСС, 01/08/2025
Искусственный интеллект в условиях Арктики можно применять для анализа работы инфраструктуры. Об этом сообщил журналистам коммерческий директор АО "Транссеть" Андрей Кувалдин на форуме "Арктика - регионы", который проходит в Архангельске.
"Искусственный интеллект вообще становится частью нашей жизни. Безусловно, его нужно применять в Арктике. Здесь я вижу два ключевых направления развития искусственного интеллекта. Это предиктивная аналитика при эксплуатации инфраструктуры - то, что напрямую зависит от жизни и здоровья людей, которые находятся на промышленных объектах, и работа самих объектов инфраструктуры, которые должны быть надежные и качественно эксплуатироваться. Искусственный интеллект должен помогать как прогнозная аналитика", - сказал Кувалдин.
Второе перспективное направление использования ИИ в Арктике, по мнению эксперта, - это охрана труда, забота о жизни и здоровье.
Кувалдин отметил, что Арктика может стать полигоном для тестирования и внедрения новых технологий и материалов. "Безусловно, поскольку современные технологии, будь то искусственный интеллект, аддитивные технологии, промышленный интернет вещей - все это связано с тем, что нужно улучшать качество жизни, - добавил он. - Также само по себе использование этих технологий в Арктике является гарантией качества, потому что технологии, апробированные в условиях Арктики, могут применяться по всей стране. Режимы эксплуатации, температурные и климатические, позволяют гарантировать работоспособность данных технологий".
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/24689805?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
«АГД Даймондс» в 2025 г. направит до 100 млн руб. на поиск золота в Архангельской области
Ведомости, 01/08/2025
Компания «АГД Даймондс» в конце мая приступила к поисковым работам на перспективном золоторудном участке в Архангельской области. Как рассказал на III форуме «Арктика-регионы» в Архангельске главный геолог – начальник управления компании Роман Пенделяк, в этом году компания направит на работы до 100 млн руб. В целом же лицензии на поисково-разведочные работы рассчитаны на пять лет.
«По истечению пяти лет мы посмотрим, либо мы сдадим эти лицензии, если там ничего нет. Если есть предпосылки, будет основание для продления. Будем работать дальше», – сказал он.
Что известно о компании «АГД Даймондс»
АО «АГД Даймондс» было зарегистрировано в 1995 г. с уставным капиталом 3,7 млн руб. Компания занимается поиском, разведкой, добычей и переработкой полезных ископаемых. По собственным данным Общества, за период деятельности было открыто более 400 месторождений, включая газ, нефть, алмазы, цветные и благородные металлы и т. д. В Архангельской области компания занимается разработкой алмазоносного месторождения им. В. Гриба. С начала работ и по I полугодие 2025 г. на этом участке было добыто 50 млн т руды и 48 уникальных алмазов массой более 50 карат каждый.
По данным «Контур Фокус», компания не раскрывает финансовую отчетность с конца 2022 г., тогда ее выручка составляла 17,996 млрд руб., а чистая прибыль – 8,097 млрд руб.
Как ранее сообщали в компании, участок, где проводится разведка, занимает площадь порядка 300 кв. км в Онежском районе Архангельской области. Он находится в границах так называемого Ветреного пояса – геологической структуры, сформированной сотни миллионов лет назад. Геологи компании отмечают, что участок обладает рядом признаков, которые указывают на возможное присутствие золота в коренных породах: наличие измененных пород, участков с жильным кварцем и сульфидами, а также зон тектонических нарушений. Ранее на сопредельных участках были зафиксированы повышенные содержания золота в россыпях и коренных породах, что подтверждает перспективность территории.
В настоящее время компания проводит на территории комплекс геологоразведочных работ. Специалисты прорабатывают поисковые маршруты и опробование: исследуют территорию, отбирают образцы горных пород, фиксируют геологические особенности, выполняют опробование. Также в дальнейшем будут выполнены геофизические работы и бурение. Основной целью работ является выявление и локализация золотоносных зон и определение их промышленного потенциала.
Как отмечает Пенделяк, на основе материалов предшествующих работ установлены единичные проявления золота, по которым в дальнейшем будет сделан прогноз о типе возможного месторождения. На сегодняшний день в компании рассчитывают, что удастся подтвердить «несколько десятком тонн» золота.
После того, как будет найдено месторождение и оценены запасы, компания сможет проработать технологию обогащения золотой руды и в случае необходимости построить обогатительную фабрику.
По данным властей региона, сейчас в Архангельской области никто не занимается ни добычей золотой руды, ни разведкой золотоносных запасов. При этом у четырех компаний есть лицензии на изучение и поиски месторождений золота и металлов платиновой группы. Помимо «АГД Даймондс» это АО «Онегазолото», ООО «Онежская золоторудная компания» и ООО «Карат».
Как рассказала министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Анна Шевелева, ранее разведывательными работами на Нименьгской площади занималась компания «Онегазолото». По результатам их работ были установлены прогнозные ресурсы 164 т золота. «Но это не те запасы, которые можно уже вовлекать в эксплуатацию, это скорее прогнозный потенциал, на котором можно базировать и продолжать работу», – пояснила она, добавив, что годы работы других компаний пока не дали результата.
Шевелева подчеркнула, что власти региона «возлагают большие надежды» на поисковые работы «АГД Даймондс», которые в перспективе могут привести к началам разработки первого месторождения. По ее словам, для региона это может стать новым перспективным направлением реализации ресурсных проектов. «Конъюнктура цен на рынке золота такова, что бизнесу выгодно заниматься производством золота», – отметила она.
Судостроение
На форуме «Арктика – Регионы» ОСК презентовала уникальные проекты, ориентированные на Арктическую зону
Флагман, 01/08/2025
Эксперты ОСК представили уникальные разработки для Арктики: плавучий док рекордной грузоподъемности, суда для добычи и транспортировки ресурсов и земснаряды на III форуме «Арктика – Регионы», сообщает пресс-служба корпорации 1 августа.
Тему использования плавучих доков для обеспечения растущих объемов строительства и ремонта судов Арктической зоны поднял на конференции «Судоремонт для Арктики. Настоящее и будущее» руководитель проектов конструкторского бюро ОСК «Алмаз» Александр Рогачев.
По его словам, эксперты коопорации разработали ряд перспективных проектов плавучих доков, способных обслуживать в том числе и наиболее крупные транспортные суда акваторий Северного морского пути. Среди них – крупнейший спроектированный в России плавучий док с рекордной грузоподъемностью до 100 000 тонн. Длина такого сооружения – более 380 метров, а ширина дока – 88 метров.
Из перспективных проектов в качестве наиболее актуальных для работы в Арктической зоне экспертами ОСК выделяется судно для подводно-технических работ, предназначенное для работы по обустройству и обеспечению эксплуатации морских нефтегазопромыслов, а также других подводно-технических и ремонтных работ, в том числе на глубинах свыше 1000 м. Дальность плавания судна – 12 000 миль.
Также на форуме были представлены судно снабжения, полупогружное судно и танкер ледового класса Arc7.
К проблеме нарастающих объемов дноуглубления в Арктической зоне и необходимости строительства отечественного дноуглубительного флота на смену зарубежным поставщикам привлек внимание форума руководитель проекта конструкторского бюро ОСК «Алмаз» Александр Зеков. Он рассказал о разработанных проектах бюро, подчеркнул, что сейчас ведутся работы по снижению стоимости и сроков строительства судов для дноуглубления, подобрана кооперация из отечественных поставщиков. В проектах реализованы хорошие условия обитаемости при минимальных вложениях со стороны заказчика.
Северный морской путь
Архангельский порт рассчитывает удвоить грузооборот контейнеров
Ведомости, 01/08/2025
Архангельский морской торговый порт (АМТП) рассчитывает вдвое увеличить количество обрабатываемых контейнеров. Об этом на III форуме «Арктика-регионы» в Архангельске рассказал генеральный директор порта Цецен Горяев.
По данным властей региона, в 2024 г. порт обработал 230 000 т груженых контейнеров (в 2023 г. показатель составлял 122 000 т). Это рекордный показатель за последние семь лет. В целом грузооборот порта в прошлом году составил 3,3 млн т при проектной мощности 11 млн т. В то же время власти отмечают, что по итогам прошлого года перевалка экспортно-ориентированных грузов увеличилась в три раза.
По словам Горяева, в рамках расширения перевалочных мощностей и грузооборота контейнеров порт за последние четыре года инвестировал 1,7 млрд руб. В результате была проведена реконструкция на площадях размером 60 000 кв. м (сейчас в стадии реновации находится еще 27 000 кв. м).
Новые мощности создаются в том числе для ускорения обработки контейнерных поездов мультмодального торгового маршрута «Арктический экспресс №1», запущенного летом 2024 г. Он связывает грузоперевозки между Россией и Китаем. Грузы в Архангельск по Северному морскому пути доставляют из портов КНР – Шанхай и Нинбо. По прибытии в столицу Поморья они направляются по железной дороге в Москву и Санкт-Петербург.
«По итогам прошлого года мы поняли, что нам не хватает железнодорожного фронта для того, чтобы обеспечить работу с двумя контейнерными поездами в сутки. В прошлом году мы достигли показателей 1 и 1,5, но без инвестиций в инфраструктуру, без приобретения дополнительной техники, кратно увеличивать наши показатели будет достаточно трудно», – подчеркнул Горяев.
Строительство нового глубоководного района порта Архангельск могут начать в 2027 году
Ведомости, 01/08/2025
Строительно-монтажные работы по созданию нового глубоководного района порта Архангельск могут начаться в 2027 г. Об этом в рамках III форума «Арктика – Регионы» сообщил исполнительный директор АО «Специализированная проектная компания «Глубоководный порт Архангельск» Евгений Воловик.
Ранее губернатор региона Александр Цыбульский сообщил, что инвестиционные партнеры по проекту уже определены, инвестиционная декларация разработана и внесена в Росморречфлот, а к 2030 г. власти рассчитывают запустить мощности по перевалке 25 млн т. Воловик уточнил, что сейчас декларация находится на согласовании у сторон, полученные предложения и замечания в рабочем порядке отрабатываются проектировщиками.
«Мы рассчитываем, что за август все корректировки будут внесены и декларация будет повторно направлена на согласование. И в сентябре мы рассчитываем получить утвержденную декларацию, после чего сможем перейти к проектным изыскательским работам. И далее в 2027-2030 гг. выполнить строительно-монтажные работы, поставку оборудования и запуск терминала в промышленную эксплуатацию», – отметил он, добавив, что к 2050 г. мощности нового района могут быть увеличены до 40 млн т.
По данным заместителя председателя правительства Архангельской области Игоря Мураева, контейнерные мощности нового глубоководного района составят 12,2 млн т (или 0,81 млн TEU), терминала генеральных грузов – 3,2 млн т, удобрений – 4,5 млн т, навалочного терминала – 3 млн т, терминала бункеровки – 1 млн т. Максимальная глубина причалов составит 16 м. Стратегическим партнером выступает госкорпорация «Росатом», частным инвестором – ГК «Евросиб».
Ранее сообщалось, что в 2023 г. Правительство РФ утвердило комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 г., который предусматривает создание глубоководного морского района в Двинском заливе Белого моря и строительство нового терминала в морском порту Архангельск к 2040 г. мощностью 25 млн т. Губернатор региона оценил объем необходимых инвестиций в проект в 350 млрд руб.
Эксперт: Цифровизация СМП обеспечит прирост грузопотока до 2 млн тонн
PortNews, 01/08/2025
Внедрение Единой платформы цифровых сервисов (ЕПЦС) Северного морского пути (СМП, Севморпуть) повысит эффективность судоходства и за счет этого даст увеличение грузопотока до 2 млн тонн. Об этом рассказал руководитель направления цифровизации и информационных технологий дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Александр Шаталов на III Форуме «Арктика — Регионы», передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».
По словам эксперта, ЕПЦС СМП — это эффективный инструмент для оптимизации мореплавания по Севморпути в условиях, с одной стороны, растущего плана перевозок и увеличения количества ледокольного флота, а, с другой стороны, сокращения транспортного флота и дефицита кадров. Над платформой работают компании, входящие в структуру ГК «Росатом» и сторонние компании, такие как «Гиперборея».
«Сервисы позволяют более надежно планировать судоходство, эффективно управлять ледокольным флотом и оптимизировать затраты времени и топлива для судов. По нашим расчетам, использование сервиса даст прирост грузопотока до 2 млн тонн. Подсчитано, что ЕПЦС позволяет сэкономить порядка 950 тыс. руб. на одном судорейсе с учетом затрат на пользование сервисом. Также сервис выгоден фрахтователям, давая снизить время в тайм-чартере. По опыту «Росатом Арктика», можно сэкономить два дня. Кроме того, он выгоден «Атомфлоту», позволяя сократить время подхода и ожидания судов на 10% и в целом повысить полезное использование ледоколов на 3%. По итогам двух прошедших лет эффективность их использования — около 90%», — сказал Александр Шаталов.
По его словам, в данный момент ЕПЦС работает для внутреннего пользования компании, однако в 2026 году выйдет на широкий рынок. «Скоро выйдет официальное письмо от руководства дирекции с тем, чтобы найти тех, кто готов поработать и опробовать наш сервис и дать обратную связь», — уточнил представитель дирекции СМП.
Первоисточник: https://portnews.ru/news/380093/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Социально-экономическое развитие
Программу "1 000 дворов" предложили распространить на Арктику
ТАСС, 01/08/2025
Депутат Госдумы от Архангельской области Александр Спиридонов предложил распространить действие программы "Дальневосточные дворы" ("1 000 дворов") на арктические регионы. Как сообщает пресс-служба администрации Архангельской области, с таким предложением он выступил на III форуме "Арктика - регионы", который проходит в Архангельске.
"Считаю важным распространить на Арктическую зону действие программы "1 000 дворов", которая сейчас реализуется в дальневосточных регионах. Ее суть состоит в том, что путем привлечения федерального финансирования благоустраиваются дворовые территории, а также все, что находится внутри них, - проезды, парки, скверы. Если двор красив, ухожен и опрятен, то человеку всегда хочется там гулять, проводить там время с детьми, жить в своем городе. Сейчас мы ищем поддержку федеральной исполнительной власти по выделению дополнительного финансирования. Если нашу инициативу поддержат, запустить программу в Арктике можно в 2026 или 2027 году", - сказал Спиридонов, которого цитирует пресс-служба.
На деловой сессии форума рассмотрели вопросы создания достойных условий жизни на Крайнем Севере. В качестве экспертов-лекторов выступили представители федеральных органов законодательной власти, руководители предприятий, финансовых структур и кадровых агентств. Особое внимание уделялось строительству жилья и созданию удобной и современной городской среды.
На сегодняшний день в Арктическую зону России входят 46 городов.
Первоисточник: https://tass.ru/nedvizhimost/24689147?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Единую карту жителя Архангельской области запустят в сентябре
ТАСС, 01/08/2025
Единую карту жителя Архангельской области запустят в сентябре. Об этом сообщил глава региона Александр Цыбульский по итогам встречи с руководством Северо-Западного банка ПАО "Сбербанк" - председателем Дмитрием Суховерховым и управляющим архангельским отделением Дмитрием Гордеевым на форуме "Арктика - регионы".
"Обсудили масштабный совместный цифровой проект - "Единую карту жителя Архангельской области". С ее помощью можно будет пользоваться льготным проездом на общественном транспорте, а также получать скидки в магазинах местных торговых сетей. Запустить проект планируем в сентябре. Карта будет полезна и участникам СВО - она позволит полностью или частично оплачивать услуги по санаторно-курортному лечению", - написал губернатор.
Стороны обсудили несколько других проектов. В рамках реконструкции площади Профсоюзов в Архангельске ведется подготовка к строительству интерактивного фонтана. "Договоренность об этом была достигнута лично с Германом Оскаровичем Грефом. Сейчас идет этап проектирования, - отметил Цыбульский. - Коллеги внесли еще одно интересное предложение - создать на площади современный каток. Он станет отличным дополнением к благоустройству, которое запланировали провести в 2026 году в рамках программы "Формирование комфортной городской среды".
Таким образом получится современное пространство для отдыха горожан в любое время года. Площадь Профсоюзов находится в центре Архангельска, ее реконструкция идет с 2023 года.
Губернатор отметил, что в совместных планах - реализация образовательного проекта "Школа 21", в рамках которого будут проходить подготовку IT-специалисты.
Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/24689929?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Потребность Арктики в кадрах оценили в 60 тыс. человек
ТАСС, 01/08/2025
Потребность Арктики в кадрах на ближайшие несколько лет оценивается в 60 тыс. человек, сообщил ТАСС генеральный директор Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Максим Данькин на форуме "Арктика - регионы" в Архангельске.
"Потребность, которая остается в Арктике на сегодняшний день, мы оцениваем более чем в 60 тыс. работников без учета планирующихся инфраструктурных проектов на перспективу нескольких лет", - сказал Данькин.
Вакансиями в Арктической зоне РФ за год интересовались около 160 тыс. человек. Это статистика проекта "ПОРА работать в Арктике". В пятерку регионов, в которых посетителям сайта наиболее интересны предложения о работе, входят Ямало-Ненецкий АО, Республика Саха (Якутия), Чукотский АО, Мурманская и Архангельская области.
"Факт трудоустройства определяется на уровне компании, и эти данные не открыты, поэтому судить можно только по косвенным показателям. При высоком количестве заинтересованных не каждый отклик заканчивается трудоустройством. По оценкам аналитиков ПОРА, только примерно каждый восьмой отклик доходит до конечного трудоустройства", - пояснил он.
Как удержать кадры в Арктике
Одним из критериев успешного развития российской Арктики является привлечение высококвалифицированных специалистов. Здесь предлагают высокую зарплату, кроме того, проекты в основном такие, каких нет в других регионах. "Это действительно интересные вызовы, потому что реализуются уникальные для всего мира проекты. Например, такие, как Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в Мурманской области, Норильский промышленный район или освоение Ямала - аналогов этим проектам просто нет. Понятно, что людям хочется быть причастными к таким уникальным историям", - уточнил он.
Но компании должны учитывать, что на этапе заинтересованности будущие сотрудники могут не оценивать непосредственно условия проживания, качество среды, социальную инфраструктуру. Данькин отметил, что для закрепления кадров важно развивать социальную инфраструктуру, медицинское обслуживание и программы поддержки работников. По его словам, в соответствии с социологическим исследованием ПОРА, "влюбленность в Арктику у людей заканчивается по итогам первого года проживания". "И чтобы их удержать после этого года, надо как раз формировать для них систему комфортного проживания, связанную с соответствующей инфраструктурой, с необходимыми социальными льготами, стимулами, с высокой зарплатой и так далее. Только в этом случае человека можно удержать на севере", - добавил он.
Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/24690757?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Более 160 тысяч соискателей хотят работать в Арктике
GoArctic.ru, 02/08/2025
Генеральный директор Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Максим Данькин на Форуме «Арктика–Регионы» в Архангельске сообщил, что за последний год почти 160 тысяч человек интересовались вакансиями в арктической зоне России. Это статистика проекта «ПОРА работать в Арктике»/
По данным исследования, проведённого ПОРА, интерес к трудоустройству в Арктике остаётся стабильно высоким. Пятёрка регионов, в которых посетителям сайта наиболее интересны предложения о работе: Ямало-Ненецкий АО, Республика Саха (Якутия), Чукотский АО, Мурманская область, Архангельская область.
«Арктика продолжает быть территорией возможностей. Людей привлекают не только высокие зарплаты и льготы, но и возможность участия в масштабных проектах развития региона», – отметил Данькин.
Он также подчеркнул, что для закрепления кадров важно развивать социальную инфраструктуру, медицинское обслуживание и программы поддержки работников.