Обзор СМИ
06/08/2025
Оглавление
Энергоресурсами в полном объёме обеспечены 13 населённых пунктов НАО
Более 3,7 тыс. тонн грузов доставил на Чукотку теплоход "ФЕСКО Новик"
Эксперт: вездеходный туризм может привлечь в регионы Арктики до 5 млрд рублей в год
Более 64 тысяч тонн рыбы и морепродукции отправили из Мурманской области за рубеж
«Здесь нет хозяина»: Ирина Гехт возмущена обстановкой в Чиже
В столице Поморья обсудили перспективы развития северных регионов
Северный Завоз
Энергоресурсами в полном объёме обеспечены 13 населённых пунктов НАО
Nao24, 05/08/2025
Северный завоз в НАО выполнен на 80%. Об этом на еженедельном оперативном совещании врио губернатора НАО Ирины Гехт рассказала глава Заполярного района Надежда Михайлова.
— За прошедшую неделю 80 тонн дизельного топлива доставили в Варнек, 300 тонн в Усть-Кару. В посёлке Нельмин Нос в полном объёме выгружены дрова — 1100 кубов. По дизтопливу завоз выполнен на 96%, его осталось доставить в Макарово, Кую и Осколково, — рассказала Надежда Михайлова.
Напомним, в 2025 году контракт на выполнение северного завоза заключён с АО «Вертикаль». Подрядчик завезёт в населённые пункты НАО 20 тысяч тонн угля, 7,3 тысячи кубометров дров, 10,8 тонн дизельного топлива, 54 тонны бензина, 836 тонн топливных брикетов, 79 тонн масел и смазок.
В каждом муниципалитете созданы комиссии, которые следят за качеством поставленных энергоресурсов. В них входят сотрудники «Севержилкомсервиса», депутаты поселений и местные жители.
Первоисточник: https://nao24.ru/jkh/46261-jenergoresursami-v-polnom-obeme-obespecheny-13-naselennyh-punktov-nao.html
Более 3,7 тыс. тонн грузов доставил на Чукотку теплоход "ФЕСКО Новик"
ИА Чукотка, 05/08/2025
Во вторник, 5 августа, в порту Анадыря начали разгрузку теплохода "ФЕСКО Новик". Судно доставило в округ из Владивостока продукты и промышленные товары, технику и стройматериалы. Всего для окружной столицы и Эгвекинота предназначено более 3,7 тыс. тонн грузов, сообщает ИА "Чукотка".
"ФЕСКО Новик" ошвартовался у причала Анадырского морского порта около 10 часов. В основном грузополучателям окружной столицы привезли товары народного потребления и стройматериалы. «Для Анадыря на судне порядка 2,5 тысяч тонн различных грузов. Пока сложно сказать, сколько времени уйдёт на обработку теплохода – его разгрузку и погрузку на борт порожних контейнеров. От нас контейнеровоз вернётся во Владивосток», – сообщили в диспетчерской порта. В Анадырь судно пришло из Эгвекинота, где выгрузило более 1,2 тысяч тонн. С "ФЕСКО Новик" сняли три легковых автомобиля, вахтовый автобус и тяжёлую технику – бульдозер с погрузчиком. Для предпринимателей доставили более 300 тонн различных товаров. «По данным наших предприятий это 295,2 тонн продуктов питания. В основном овощная группа и фрукты, потому что на первом теплоходе их было немного и всё уже раскупили. Огурцы, помидоры, яблоки, виноград, мясная и молочная продукция. Также 13 тонн различных промтоваров», – рассказали корр. "Чукотка" в администрации муниципального округа Эгвекинот. Часть продуктов отправили в сёла муниципалитета. В Уэлькаль и Конергино 4 августа завели морем по 1 тонне продуктов – в основном свежие овощи, фрукты и молочную продукцию. Партию продовольствия получили в Амгуэме. 6 августа 1 тонну продуктов планируют отправить в Нутэпэльмен на ТРЭКОЛах. Это второй рейс транспортной группы FESCO на линии ФЕСКО Анадырь Директ Лайн (ФАДЛ). Планируется, что теплоход вернётся в столицу Приморья 14 августа и через два дня снова отправится в Анадырь и Эгвекинот. Всего в навигацию-2025 группа намеревается выполнить пять рейсов в порты Чукотки. Кроме "ФЕСКО Новик" на линии ФАДЛ также работает теплоход "ФЕСКО Монерон".
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/transport/bolee_3_7_tys_tonn_gruzov_dostavil_na_chukotku_teplokhod_fesko_novik/
Арктический туризм
Эксперт: вездеходный туризм может привлечь в регионы Арктики до 5 млрд рублей в год
ТАСС, 05/08/2025
Развитие вездеходного туризма может ежегодно привлекать в регионы Арктики от 2,5 до 5 млрд рублей. Такое мнение выразила ТАСС заместитель Президента Ассоциации производителей вездеходной техники (АПВТ) Татьяна Зикункова.
"Вездеходный туризм - это уникальная возможность для туристов со всего мира получить новые, яркие впечатления и познакомиться с неизведанной Арктикой. Вездеходное направление имеет хороший потенциал по привлечению средств в арктические регионы и способно приносить от 2,5 до 5 млрд рублей в год", - сказала Зикункова по итогам III Форума "Арктика - Регионы" в Архангельске.
Зикункова рассказала о новом направлении туризма на колесах - "экспедиции на вездеходах" на площадке форума в рамках практической сессии, посвященной автотуризму "Арктический туризм: проектирование и потенциал, новые возможности автотуризма для арктических регионов".
Как отметила собеседница агентства, уже сейчас туристические экспедиции на вездеходах проводят производитель вездеходов "Бурлак" на северной Камчатке, компания "Архант" - в Мурманской и Архангельской областях.
Повышение уровня доступности вездеходного туризма не только окажет содействие развитию экологического и этнографического туризма на территории Российской Федерации, охране окружающей среды, но и стимулирует развитие модельного ряда выпускаемой отечественными производителями техники, обеспечив приток инвестиций в указанные отрасли экономики и соответствующий рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, заключила Зикункова.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/24712977?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Биоресурсы
Более 64 тысяч тонн рыбы и морепродукции отправили из Мурманской области за рубеж
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 05/08/2025
Мурманская область продолжает отправлять рыбу и морепродукцию за рубеж – за семь месяцев 2025 года экспортировано 64,38 тысячи тонн.
Большая часть продукции была отправлена в страны Евросоюза – 47,57 тысячи тонн. В Китай экспортировали 7,679 тысячи тонн крабов, креветок и кальмаров. Кроме того, продолжаются поставки живого камчатского краба в КНР: авиатранспортом перевезли 61,2 тонны, а автотранспортом – 35 тонн.
Продукция также поступала из Мурманской области в Южную Корею, Объединенные Арабские Эмираты, Марокко, Уругвай и другие страны.
Как сообщили в Североморском межрегиональном Управлении Россельхознадзора, партии досмотрены специалистами на предмет соответствия продукции и транспортного средства установленным ветеринарно-санитарным требованиям. В результате были оформлены ветеринарные сопроводительные документы.
Первоисточник: https://b-port.com/news/333936
Молодежь Ямала хотят привлечь к традиционному занятию
Север-Пресс, 05/08/2025
Рыбная отрасль Ямала столкнулась с нехваткой кадров. В частности, в сфере задействовано мало молодежи. Об этом по итогам серии выездных встреч в Пуровском районе сообщил председатель Заксобрания ЯНАО Сергей Ямкин.
«С рыбаками затронули еще одну важную тему, которая обсуждается практически в каждом муниципалитете, — нехватка молодежи в отрасли. Ситуацию нужно менять системно. Мы обязаны думать на десятилетия вперед: кто через десять, двадцать лет будет работать на предприятиях, обеспечивать жителей нашего региона рыбой», — процитировала Ямкина пресс-служба губернатора Ямала.
Ключевые точки рыбопромысла посетили депутаты ямальского парламента и представители профильных окружных департаментов. На встрече с рыбаками на песках Лынгана подняты вопросы воспроизводства сиговых рыб, обновления флота, уровня зарплат и трудоустройства в осенне-зимний период. Рыбаки предложили увеличить допустимый размер ячейки сетей, что позволит не только добывать более крупную рыбу, но и дольше сохранять ее живой.
Обсуждения не ограничились производственными темами. Внимание уделили и региональным мерам поддержки.
«Дети многих рыбаков уже учатся или планируют поступать в колледжи Ямала, поэтому отдельно остановились на мерах поддержки в сфере образования. Одни из ключевых — компенсация аренды жилья для выпускников среднего профессионального образования, подъемные для студентов вузов из малоимущих семей коренных малочисленных народов Севера и семей, ведущих традиционный образ жизни, именные стипендии в размере 10 тысяч рублей», — процитировала главного специалиста отдела развития межрегионального сотрудничества окружного департамента по делам КМНС Федора Вануйто пресс-служба.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/ekonomika/molodezh-jamala-hotjat-otpravit-lovit-rybku/
Новый убойный цех в Самбурге «пристроит» две тысячи оленей
Север-Пресс, 05/08/2025
В Самбурге готовят к открытию новый убойно-холодильный комплекс для переработки мяса северного оленя. Он начнет работу вместе со стартом убойной кампании в ноябре, сообщил директор АО «Совхоз Пуровский» Кирилл Глазунов.
«Запуск комплекса создаст до десяти новых рабочих мест — от специалистов по убою до обслуживающего персонала. Мы планируем начать работы на новом объекте уже в ноябре, со стартом убойной кампании. Рассчитываем заготовить около двух тысяч голов оленей», — процитировала Глазунова пресс-служба губернатора Ямала.
Комплекс уже доставили в Самбург, специалисты занимаются монтажом. Он состоит из цехов убоя, обработки сырья и шкур, камеры охлаждения и созревания туш. Мощность объекта — до четырех тонн оленины в смену. Для «Совхоза Пуровский» его приобрела администрация района.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/ekonomika/v-novyj-ubojnyj-tseh-v-samburge-pristrojat-dve-tysjachi-olenej/
Коренные малочисленные народы
На «Морсе» форсят: для чего на Ямале создали сообщество молодежи КМНС
Север-Пресс, 05/08/2025
В виртуальном пространстве ЯНАО родилось сообщество «Морс». Оно призвано объединить в новом формате молодых ненцев, селькупов и ханты. Идея возникла в мае 2025 года, проект поддержали в Окружном молодежном центре. По замыслу создателей, telegram-площадка станет пространством роста, диалога и совместных инициатив молодежи КМНС.
«Идея возникла в диалоге с молодыми представителями коренных малочисленных народов Севера во время проведения съезда «Команда управления будущего» в мае 2025 года. Проект поддержала команда специалистов отдела по работе с сообществами Окружного молодежного центра. Он реализуется совместно с самой молодежью как живой, развивающийся формат в ответ на запрос коренных представителей. Молодым людям важно иметь современные площадки для общения, саморазвития и сохранения культурной идентичности», — рассказала «Север-Прессу» инициатор «Морса» Олеся Оптик.
Специалист Окружного молодежного центра Олеся Оптик курирует сообщество молодежи из числа КМНС. Виртуальной площадкой для «Морса» стала социальная сеть Telegram. Как говорят организаторы, виртуальный формат позволяет объединять участников, где бы они ни находились.
«Цель сообщества — создать поддерживающую среду, где молодежь КМНС может общаться, развиваться, участвовать в проектах и сохранять связь с культурными корнями. Это пространство роста, диалога и совместных инициатив», — отметила Оптик.
По ее словам, в дальнейшем планируется запуск цикла образовательных встреч, серия медиапроектов и обучающих форматов, вовлечение участников в конкурсную и форумную активность. Формируется база активистов по округу.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/kmns/na-morse-forsjat-dlja-chego-na-jamale-sozdali-soobschestvo-dlja-molodezhi-kmns/
Международные отношения
"Становится очевидно". В США испугались серьезного преимущества России
РИА Новости, 05/08/2025
Более жесткая позиция американского президента Дональда Трампа в отношении Москвы еще больше ослабляет статус Вашингтона в Арктике, пишет издание Foreign Policy.
"Позиция администрации Трампа в отношении России несет в себе значительные риски. Это становится очевидно, если взглянуть за пределы непосредственного контекста войны на Украине . Москва укрепляет свое влияние в Арктике и остается доминирующим региональным игроком", — говорится в материале.
По словам автора, попытки США изолировать Россию еще больше усиливают координацию Москвы и Пекина в Арктике. Поэтому Трампу следует сотрудничать с Кремлем хотя бы избирательно, избегая максималистской конфронтации, отметил он.
Первоисточник: https://ria.ru/20250805/arktika-2033491320.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Оборона и безопасность
На западной Чукотке продолжают тушить крупный природный пожар
ИА Чукотка, 05/08/2025
Площадь природного пожара на западе Чукотки, пройденная огнем, увеличилась до 4,7 тысяч га. С огнем борются пожарные-десантники, сотрудники МЧС, задействована авиация. Специалисты прокладывают противопожарные минерализованные полосы, ведут проливку удаленных площадок, сообщает ИА "Чукотка".
Природный пожар находится в 24 км от труднодоступного села Анюйск Билибинского района. С минувшей пятницы пройденная площадь огнём увеличилась в 18,5 раз – с 255 гектаров до 4 720 га. На ликвидацию пожара направлены 28 десантников и 8 сотрудников МЧС. В работе применяются мотопомпы, бензопилы и вертолет Robinson R-44. «В целях недопущения распространения огня специалистами прокладываются противопожарные минерализованные полосы, ведется проливка удаленных площадок, а также применяется метод встречного пала. Несмотря на распространения огня, обусловленного сильным ветром и высокой температурой воздуха, прогнозируется стабилизация обстановки в связи с надвигающимся в регион циклоном. Угроз населенным пунктам нет», - сообщил начальник окружного управления МЧС Игорь Ямуков. Еще один лесной пожар в Билибинском районе был зарегистрирован 1 августа. Огонь вспыхнул на вершине сопки, в шести километрах от районного центра. В тот же день пожар был ликвидирован на площади 0,7 гектара. В операции участвовали две единицы техники, 23 человека и восемь сотрудников МЧС. Ключевую роль в тушении сыграл бульдозер компании "НТ сервис". С его помощью удалось оперативно проложить минерализованные противопожарные полосы, которые позволили взять огонь под контроль и предотвратить его дальнейшее распространение. Всего с начала пожароопасного сезона на Чукотке зарегистрировано четыре природных пожара. Их общая площадь составляет 4762 гектара. В прошлом году в округе было зафиксировано 34 природных пожара, общей площадью более 88 тысяч гектаров.
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/bezopasnost/na_zapadnoy_chukotke_prodolzhayut_tushit_krupnyy_prirodnyy_pozhar/
Судостроение
Два причала для судоремонтного комплекса переданы в собственность Мурманской области
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 05/08/2025
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия передало в собственность Мурманской области два причала. Об этом сообщает пресс-служба Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Один из причалов типа "Больверк", второй ещё не введён в эксплуатацию. Оба объекта расположены в Мурманске на Нижне-Ростинском шоссе.
Отмечается, что причалы будут использоваться для создания судоремонтного комплекса кластерного типа. Напомним, соглашение о реализации проекта было подписано правительством Мурманской области, АО "Государственная транспортная лизинговая компания" и Федеральным агентством по рыболовству в сентябре 2024 года.
Первоисточник: https://b-port.com/news/333918
Социально-экономическое развитие
«Здесь нет хозяина»: Ирина Гехт возмущена обстановкой в Чиже
Nao24, 05/08/2025
Знакомство врио губернатора Ирины Гехт с Чижей прошло не совсем «гладко». От вертолётной площадки до деревни проложены мостовые, ходьба по которым напоминает игру в сапёра: провалишься на этой дощечке или нет? Как рассказывают местные жители, такая история и в центральной части Чижи. Мостовая буквально зарастает травой. В этом сезоне здесь не видели рабочих ни с косой, ни с газонокосилкой.
— Деревня неухоженная! Первое, что бросается в глаза, заросли травы повсюду. Как будто нет хозяина, — обратила внимание врио губернатора Ирина Гехт.
На встречу к главе региона вышла практически вся деревня. Сегодня в Чиже живут 54 человека. Ирина Гехт пообщалась с местными жителями. Они обозначили проблемы населённого пункта.
— Сегодня мы всё делаем своими силами, траву косим, где можем. Ведём хозяйство. У меня шесть голов коров. Кого на мясо, кого для молока растим, — рассказывает местная жительница Мария Чупрова.
Местный ФАП был построен в 2021 году. Фельдшерский пункт обслуживает 83 человека, в том числе оленеводов. Главная проблема — модульное здание установили на болотине, поэтому единственное на десятки километров учреждение здравоохранения топит при большой воде. Местный фельдшер Нина Трухина переживает за пациентов, которых при следующем затоплении, возможно, просто будет негде принимать.
— Здание практически в яме. Когда во всей деревне снег уже растаял, у нас ещё был. В какой-то момент показалось, что вода будет уже в кабинете, — рассказывает Нина Трухина.
При этом оснащение здравпункта, как отмечает фельдшер, хорошее: регулярные поставки необходимых лекарств.
— Сейчас будем искать новое место для ФАПа. Здание модульное, установлено на полозьях. В лучшем случае будет возможность перенести его в зимнее время, — пояснил заместитель губернатора Марсель Гиниятуллин.
Осматривая деревню, в глаза бросается детская площадка. В Чиже она одна, и та в запущенном состоянии. Проблема всё та же — городок зарос травой.
— Трава даже в песочнице, вместо песка… Где детям играть? — возмущаются молодые мамы.
— Не дело, когда зарос травой даже памятник героям Великой Отечественной войны. С главой Заполярного района примем ряд решений, чтобы в ближайшее время привести Чижу в порядок, — добавила Ирина Гехт.
Жители Чижи пожаловались и на отсутствие понтонного причала. Раньше, во времена, когда здесь работал колхоз, он был. Сейчас же в деревне причал никак не обустроен. Это осложняет вопрос с логистикой — суда не могут подойти к берегу для разгрузки. Глава региона поручила решить этот вопрос.
Также люди активно жаловались на связь. Сейчас в Чиже работает спутниковая 2G сеть от НКЭС. Её качество оценивается ниже среднего.
— Мне в каждом населённом пункте жалуются на связь и интернет. Чем вы занимались здесь последние пять лет? — обратилась к исполняющему обязанности руководителя Департамента цифрового развития, связи и массовых коммуникаций НАО Ирина Гехт, — Нужно добиваться улучшения связи не только в Чиже, но и во всём регионе.
Следующий пункт в маршруте врио губернатора НАО — сельский клуб. Здесь ждут ремонта. Как сообщила заместитель губернатора НАО Наталия Сидорова — он будет проведён в 2026 году. На сегодняшний день составлен сметный проект.
— Основная проблема здания — полы. Вся деревня на болоте, — рассказывает заместитель губернатора Наталия Сидорова, — В рамках ремонта обновим и оборудование библиотеки, которая также расположена в местном ДК.
В завершении поездки в Чижу глава региона отметила, что настрой у жителей позитивный. Они хотят остаться и жить здесь, поэтому власти сделают всё возможное для повышения качества жизни в отдалённой деревне Канинского полуострова.
Первоисточник: https://nao24.ru/obshestvo/46249-zdes-net-hozjaina-irina-geht-vozmuschena-obstanovkoj-v-chizhe.html
В столице Поморья обсудили перспективы развития северных регионов
Российская газета, 05/08/2025
В конце июля в Архангельске открылся форум "Арктика - Регионы", на котором представители власти, бизнеса и экспертного сообщества обсудили будущее Арктической зоны России и Архангельской области.
Ключевым событием первого дня стало пленарное заседание "Международное сотрудничество - партнерство ради будущего Арктики". В нем приняли участие министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, директор департамента европейских проблем МИД РФ Владислав Масленников, губернаторы Архангельской и Мурманской областей Александр Цыбульский и Андрей Чибис, представители госкорпорации "Росатом", ПАО "ГМК Норильский никель" и китайской компании "ТЛЦ "Белый Раст".
Особое внимание было уделено трансформации международного сотрудничества в Арктике. В условиях меняющейся геополитической обстановки Россия строит новые партнерства с неарктическими странами, ориентированными на устойчивое развитие региона. Среди приоритетных направлений - расширение логистических маршрутов, развитие научных и образовательных обменов, экологических проектов и туризма. Области Арктической зоны становятся активными участниками этих процессов.
Алексей Чекунков отметил, что Арктика рассматривается мировыми державами как перспективный международный транспортный коридор, значительный источник природных ресурсов и ключевая климатическая зона. Россия занимает почти половину арктической территории, а ее опыт освоения Севера насчитывает столетия, что подтверждается развитием Северного морского пути, начатого более 500 лет назад.
Глава Минвостокразвития подчеркнул, что задача масштабного переселения в Арктику не стоит, а главная цель - создать комфортные условия для жизни тех, кто осознанно выбирает этот регион. Современные технологии строительства, социальной инфраструктуры, медицины и связи позволяют обеспечить достойный уровень жизни в северных условиях. Российская стратегия базируется на балансе между экономическим развитием, социальной политикой и эффективным использованием природных и транспортных ресурсов.
Директор департамента европейских проблем МИД РФ Владислав Масленников пояснил, что внешняя политика России в Арктике строится с учетом национальных интересов, но остается открытой для конструктивного диалога. Он подтвердил приверженность РФ принципам взаимовыгодного партнерства и готовность сотрудничать со странами, заинтересованными в устойчивом развитии Арктики.
Северный морской путь играет ключевую роль в присутствии России в Арктике, являясь глобальным транспортным коридором, устойчивым к геополитическим и экономическим рискам, обеспечивающим связь с большинством стран мира.
Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский рассказал об универсальности СМП и его потенциала для интеграции с мировыми транспортными потоками:
- Сегодня мы больше говорим про страны глобального юга, но в какой-то момент, если ряд стран поменяют свою позицию, это абсолютно универсальный маршрут во всех направлениях. Более того, это логичная связь Запада и Востока. Сейчас нам надо сосредоточиться на выстраивании инфраструктуры транспортировки наших товаров на экспортные рынки.
Губернатор также выделил потенциал регионов в экспорте услуг - медицины, образования, туризма и науки:
- У нас очень талантливые люди, мы производим огромное количество услуг, которые могут быть импортированы: туристические, медицинские, образовательные. Это тоже большой потенциал для роста, и наша арктическая наука, арктическая медицина могут вполне для этого подойти.
Александр Цыбульский подчеркнул важность развития глубокой переработки продукции внутри страны для повышения добавленной стоимости. К 2030 году планируется увеличить несырьевой неэнергетический экспорт на две трети, что требует приоритетной поддержки экспортной деятельности во всех отраслях.
По словам статс-секретаря, замминистра промышленности и торговли РФ Романа Чекушова, регионы уже сейчас проводят активную работу по увеличению экспорта, включая собственные отраслевые программы. Он обратил внимание на необходимость расширения внешней презентации продукции, которая ранее не рассматривалась как экспортная. В качестве примера назвал оборудование для лесопромышленного комплекса Архангельской области, интересное зарубежным рынкам.
Важным элементом инфраструктурного развития на Севере станет Архангельский транспортный узел и глубоководный район морского порта Архангельск. Губернатор Поморья рассказал о том, что проект, ранее считавшийся труднореализуемым, сегодня приобретает реальные очертания:
- По сути, мы находимся в предпроектной стадии, и более того, синдицирован капитал, который может быть вложен в этот порт. Есть иностранный партнер с подтвержденными инвестициями.
Одной из ближайших целей проекта станет достижение объема перевалки до 25 миллионов тонн к 2031 году. Прорабатываются также решения для развития железнодорожной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое функционирование порта.
Инициативу по развитию Северного морского пути поддерживают и партнеры из дружественных стран. Экономический советник ООО "ТЛЦ "Белый Раст" Чан Юньфэн отметил, что запуск в июле 2025 года мультимодального транспортного коридора "Арктический экспресс N 1" вызвал значительный интерес у китайских клиентов, подтверждая растущую востребованность проекта, и высказал уверенность, что его работа поспособствует развитию экономики России и Китая.
Арктика: экспорт, логистика, развитие
На совместном заседании комиссий Госсовета РФ по "Международной кооперации и экспорту" и "Северному морскому пути и Арктике" в рамках форума обсуждались ключевые вопросы развития транспортной и экспортной инфраструктуры.
Общий объем инвестиций крупнейших российских компаний в Арктике уже сейчас превышает 30 триллионов рублей. Основная масса этих инвестиций направлена на производство товаров экспорта. И единственным путем, по которому эта продукция уедет на экспорт, будет Северный морской путь. Реализация этого возможна только при условии комплексного полноценного развития всего Арктического региона, включая все транспортные связи, и, конечно, прежде всего сеть опорных населенных пунктов, где живут люди.
- Сегодня развитие Арктики вступает в новую эру, не только новую экономическую эру, потому что это массив проектов, это по-настоящему поколенчески новый массив, сравнимый с тем, как когда-то наши предки поднимали Арктику, строя новые города, строя Норильск, Воркуту, строя гигантские предприятия, - сказал глава Минвостокразвития.
Александр Цыбульский, возглавляющий комиссию Госсовета РФ по международной кооперации и экспорту, выделил ключевую роль Трансарктического транспортного коридора в достижении задачи, поставленной президентом России Владимиром Путиным, - увеличить несырьевой неэнергетический экспорт к 2030 году на две трети.
Трансарктический коридор имеет ряд важных преимуществ. Это прежде всего безопасность - нестабильность в Красном море заставляет глобальных операторов обходить Суэцкий канал, а альтернативные маршруты через Арктику становятся стратегически необходимыми. Второй ключевой момент - это сокращение времени доставки: транспортировка через Северный морской путь до Китая занимает на 10-15 дней меньше, чем через Суэцкий канал. И третьим важнейшим фактором является отсутствие очередей в отличие от Суэцкого и Панамского каналов, где случаются простои и финансовые потери.
По прогнозам Росморпорта, к 2030 году грузооборот по Северному морскому пути значительно вырастет, что требует создания полноценного транзитного коридора мирового уровня. Мурманск и Архангельск обладают необходимым потенциалом для развития таких узлов.
Северный морской путь играет ключевую роль в присутствии России в Арктике
Архангельская область уже сейчас активно развивает мультимодальный маршрут "Арктический экспресс N 1", соединяющий Китай и Архангельск железнодорожным и морским путем. Общая длина маршрута - около 7 800 километров, время доставки - 20-25 дней, что на 55 процентов быстрее, чем через Суэцкий канал. В прошлом году по маршруту прошло 10 рейсов с перевозкой 13,5 тысячи контейнеров, в этом году планируется рост.
- Чтобы Северный морской путь становился все более интересным для зарубежных партнеров, нужно популяризировать мультимодальный маршрут и привлекать к нему грузоотправителей из других регионов России и дружественных стран, - отметил Александр Цыбульский. - Прошу Российский экспортный центр обратить на это внимание и рассмотреть возможность создания специальной маркетинговой программы.
Инновации для северного региона
Решение о вступлении Архангельской области в Ассоциацию инновационных регионов России (АИРР) было озвучено на рабочей встрече губернатора Александра Цыбульского с директором АИРР Александром Смекалиным на III форуме "Арктика - Регионы" в Архангельске.
Ассоциация занимается реализацией Стратегии научно-технологического развития РФ, утвержденной президентом Владимиром Путиным, которая направлена на обеспечение независимости и конкурентоспособности страны через развитие технологий и интеллектуального потенциала.
- АИРР сегодня объединяет 19 регионов, которые выбрали инновации в качестве основного инструмента для развития. Архангельская область будет первым арктическим регионом-партнером, обладающим мощным потенциалом для технологического суверенитета, благодаря межвузовскому кампусу "Арктическая звезда" и современному наукограду, - отметил Александр Смекалин.
В ходе встречи были представлены аналитические продукты, разработанные АИРР, которые являются инструментами для реализации технологического потенциала каждого региона и оказывают поддержку в принятии управленческих решений как на уровне субъектов, так и на уровне федерального центра.
Среди таких инструментов - Индекс востребованности кадров для инновационной экономики (STEM), Индекс инновационной инфраструктуры и Региональная шкала развития инноваций. В последнем документе, например, представлены данные по Поморью, характеризующие развитие шести направлений: кадровый потенциал, финансовая поддержка, состояние инновационной инфраструктуры, проведение исследований и создание технологических разработок, трансфер технологий и коммерциализация разработок, социально-экономические эффекты на экономику региона.
Губернатор Поморья подтвердил готовность региона активно работать с Ассоциацией.
- У нас есть потребность в компетентной оценке и консультировании по стратегическим направлениям. Такая синергия сотрудничества должна быть взаимной. Готовы быстро включиться в работу, - подчеркнул Александр Цыбульский. - Архангельская область уже сегодня лидирует среди арктических регионов в развитии технологий и инноваций. На форуме и комиссии Госсовета мы говорили, что регион станет территорией инновационных решений на десятилетия вперед. Особенно перспективны проекты на площадках кампуса "Арктическая звезда".
Транспортные системы
Мост через реку Большой Кепервеем открыли в Билибино
ИА Чукотка, 05/08/2025
В понедельник, 4 августа, в Билибино приняли в эксплуатацию пешеходный мост через реку Большой Кепервеем. Объект построили вместо перехода, который прошлым летом разрушил паводок. С открытием моста жителям и гостям города стало проще добираться до дач и профилактория, которые находятся на левобережье, сообщает ИА "Чукотка".
Новый мост изготовлен из шести 12-метровых заводских металлоконструкций. Его ширина – 2,2 метра. С учётом лестничных сходов с пандусами и предмостовой территорией общая длина объекта составляет около ста метров. Ходовой настил изготовлен из обработанных антисептиком деревянных досок, которые покрыли огнезащитным материалом. В администрации уточнили, что конструкция ограждений исключает возможность падения людей с моста. После завершения строительства объект осмотрела межведомственная комиссия. Замечаний к новому мосту не оказалось. «Торжественного открытия не было, ленточки не разрезали. В понедельник приняли работы и теперь на левый берег можно добраться коротким путём, а не через так называемый "арктиковский" мост в северной части города. На другой стороне Большого Кепервеема находятся дачные участки и профилакторий Билибинской АЭС, куда регулярно выбираются горожане», – сообщили в администрации муниципалитета. Строительство мостового перехода выполнила старательская артель "Сияние". Сумма контракта составила более 34 млн рублей. Работы вели с весны по август.
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/infrastruktura/most_cherez_reku_bolshoy_keperveem_otkryli_v_bilibino/
В Якутии восстановили автодорогу «Оймякон» до нормативного состояния
ЯСИА, 05/08/2025
В Абыйском и Оймяконском районах продолжаются восстановительные работы на автодорогах, пострадавших в результате дождевого паводка. Об этом сообщил на брифинге первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Якутии Анатолий Потапов.
По состоянию на 5 августа восстановлены 59 участков транспортной инфраструктуры. Всего в результате стихии было повреждено 82 объекта, в том числе 70 участков автомобильных дорог и 12 мостовых переходов.
«На сегодняшний день автодорога регионального значения «Оймякон» приведена в нормативное состояние в соответствии с установленными техническими параметрами. Что касается муниципальных дорог, повреждены два основных направления: Томтор – Оймякон и РАД Оймякон – Сордоннох. Из 23 повреждённых участков на этих дорогах 19 уже восстановлены, на оставшихся четырёх работы продолжаются», — сообщил Анатолий Потапов.
Также зафиксированы повреждения на внутрипоселковых дорогах: выявлено 29 проблемных участков. Совместно с представителями муниципальных районов составлены дефектные ведомости, материалы направлены на экспертизу в Региональный центр по ценообразованию в строительстве. После получения положительного заключения будут доведены лимиты до муниципальных образований.
«В Абыйском районе пострадал один мостовой переход в селе Куберганя. Объект также направлен на экспертизу, по результатам которой будут доведены необходимые лимиты до муниципального уровня», — подчеркнул первый заместитель министра.
Первоисточник: https://ysia.ru/v-yakutii-vosstanovili-avtodorogu-ojmyakon-do-normativnogo-sostoyaniya/
Энергетика
В Арктической зоне России планируют заменить мазутные котельные на биотопливо
Агентство нефтегазовой информации, 05/08/2025
Мазутные котельные в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) планируется заменить экологически чистыми пеллетными установками. Об этом сообщил директор Единого научного центра Минприроды России ФГБУ «ВНИИ Экология» на III Форуме «Арктика - Регионы» Александр Закондырин.
В рамках единого плана государственной политики России в Арктике до 2035 года и Стратегии развития АЗРФ предусмотрены меры по сокращению использования угля и мазута, а также модернизация котельных и теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) с переводом их на природный газ, биотопливо, древесные пеллеты и щепу.
Переход на экологичное топливо в Арктике позволит существенно снизить экологические риски, расширить внутренний рынок такой продукции и станет экономически выгодным для регионов, отметил Александр Закондырин. Одной из ключевых мер является постепенный отказ от мазутных котельных с заменой их биотопливными пеллетными установками к 2035 году, пишут Ведомости.
Для поддержки этого перехода возможно выделение субсидий на обновление оборудования в рамках нацпроекта «Экологическое благополучие» до 2030 года или других федеральных программ, добавил Александр Закондырин.