Обзор СМИ
07/08/2025
Оглавление
Арктическая креативная академия стартовала в Верхоянском районе
Сургутские археологи нашли в Арктике необычное древнее захоронение
В САФУ создают Центр прототипирования для целлюлозно-бумажной промышленности
«Черных лесорубов» на Ямале будут мониторить из космоса
В Заполярье стартовал второй этап "Чистой Арктики" по уборке захоронений
Арктический туризм
Кухня ЯНАО стала частью спецпроекта от ассоциации туристов
Аргументы и Факты - Ямал, 06/08/2025
Как отмечают эксперты Ассоциации туроператоров России (АТОР), современные путешественники все чаще выбирают поездки на Крайний Север не только ради природных красот, но и ради уникальных гастрономических впечатлений. Местная кухня коренных народов Арктики способна удивить даже самых искушенных гурманов.
Особое место в северной кухне занимают блюда из оленины и рыбы — главных богатств региона. В Ямало-Ненецком автономном округе туристам обязательно стоит попробовать знаменитую строганину, которая готовится как из мяса оленя, так и из свежепойманной рыбы. Не менее популярны традиционные способы заготовки — вяление, копчение и сушка рыбы, а также оригинальные блюда вроде кровяных лепешек и насыщенной ухи по-северному.
«Кухня Арктики — это настоящий гастрономический клад, сохранивший многовековые традиции коренных народов», — подчеркивают в АТОР. Помимо Ямала, богатый выбор аутентичных блюд предлагают и другие арктические регионы — от Якутии до Чукотки, где каждое блюдо рассказывает свою уникальную историю о жизни в суровых северных условиях.
Биоресурсы
Более миллиона мальков сибирского осетра выпустили в Иртыш
Север-Пресс, 06/08/2025
Мальков краснокнижного сибирского осетра выпустили в Иртыш. Подросшая молодь отправится по реке в Обь и восполнит водоемы Тюменской области, Югры и Ямала. Масштабную программу в регионах проводят предприятия «Газпром нефти» в партнерстве с «Главрыбводом». «Север-Пресс» узнал подробности.
«Во время выращивания мы тщательно следим за качеством каждой партии, чтобы обеспечить максимальную выживаемость мальков в естественной среде», — рассказала и. о. заместителя начальника ФГБУ «Главрыбвод» — начальника Нижне-Обского филиала Анастасия Омарова.
Отметим, что в реку выпускают мальков, превысивших вес в 10 граммов. Такая молодь быстро адаптируется к природным условиям и способна выжить, а через 10-12 лет дать потомство.
«Выпуск молоди сибирского осетра этим летом — очередной этап многолетней программы по восполнению биоресурсов Обь-Иртышского бассейна. Это системная работа, которая требует конкретных действий и постоянного внимания», — отметил заместитель генерального директора «Газпромнефть-Ямала» Александр Финк. Предприятие является участником масштабной программы по зарыблению.
В 2025 году нефтяники продолжат работу в регионах России. Так, после выпуска осетра сибирского в реки Тюменской области запланировано зарыбление рек Якутии осетром ленским. Мероприятия — часть проекта «Водная среда», который реализуется по программе социальных инвестиций «Родные города» компании.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/ekologiya/stalo-izvestno-gde-vypustili-bolee-milliona-malkov-sibirskogo-osetra/
Наука, культура и образование
Арктическая креативная академия стартовала в Верхоянском районе
Ulus Media, 06/08/2025
При поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Целевого фонда будущих поколений Якутии стартовал проект «Арктическая креативная академия: мост к прошлому – ключ к будущему». Инициатива реализуется Фондом «Единый ресурсный центр поддержки СО НКО и развития гражданских инициатив Якутии».
В рамках проекта 4-5 августа в поселке Батагай Верхоянского улуса состоялись образовательные мероприятия для молодежи «Проектируем будущее российской Арктики» и «Арктика в игре».
«Мы встретились со школьниками и молодыми специалистами, работающими в сфере образования и культуры, а также с активными жителями района, которые могут стать наставниками для детей и молодежи. Нам удалось передать молодым взрослым базовые навыки по разработке социальных проектов и креативные навыки по цифровым технологиям, провели открытые разговоры о креативных индустриях, интересах и планах детей и молодежи. Примечательно, что молодежь разрабатывает проекты по улучшению территорий района, они имеют идеи по строительству малых архитектурных форм, вовлечению детей в сельское хозяйство, развитию творческих и спортивных инициатив», — отметила креативный менеджер проекта и координатор Единого ресурсного центра Якутии Надежда Ноговицына.
11-12 августа команда проекта встретится с детьми и молодежью Томпонского улуса. Кроме того, в рамках Августовского совещания работников образования Республики Саха (Якутия) состоится Академия подготовки наставников «Арктика – центр креативных индустрий» для педагогического сообщества 15 арктических и северных улусов.
Напомним, с 2022 года Единый ресурсный центр при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Целевого фонда будущих поколений реализует в целях раскрытия творческого и креативного потенциала детей и молодежи арктических и северных улусов республики проект «Арктическая креативная академия».
Получив поддержку во втором конкурсе Фонда культурных инициатив Президента страны, проект в новой трактовке «Арктическая креативная академия: мост к прошлому – ключ к будущему» делает фокус на внедрение 4 инновационных образовательных программ «Прорыв» (медиа), «Проектируем будущее российской Арктики» (проектирование), «Арктика в игре» (цифровые технологии) и «Айсберг» (архитектура).
Экспертами проекта выступят команда Единого ресурсного центра, предприниматели в сфере креативных индустрий, кинорежиссеры, продюсеры, сценаристы, архитекторы, разработчики ИТ-продуктов и другие.
Культурно-общественный центр «Премьер» скоро будет проводить презентационные встречи для жителей Колымы
Колыма Плюс, 06/08/2025
Культурно-общественный центр «Премьер» готовится к открытию, внутренние помещения уже обрели свой конечный вид. Новое здание на берегу моря – это масштабный проект, который реализуют в рамках мастер-плана развития Магадана до 2030 года.
Цель – не только обогатить культурную жизнь региона, но и создать современное пространство, которое гармонично дополнит архитектурный облик Магадана.
Первоисточник: https://kolymaplus.ru/news/kulturno-obshestvennyj-centr-premer-skoro-budet-provodit-prezentacionnye-vstrechi-dlya-zhitelej-kolymy/
Сургутские археологи нашли в Арктике необычное древнее захоронение
ИА Югорский снегирь, 06/08/2025
Археологи из Центра югорской археологии и этнографии Сургутского госуниверситета нашли могильник первых индоевропейцев в ЯНАО. Об этом сообщили на сайте университета.
Некрополь обнаружили в Салехарде рядом с Обдорским острогом. Там оказалось более 15 погребений. Предположительно, им около 5 тысяч лет. Как полагают археологи, могильник создали первые индоевропейцы в период между поздним медным и ранним бронзовым веками.
– Особенностью некрополя археологи называют разнообразие ритуалов, здесь почти нет повторов в погребальном обряде: некоторых индивидуумов завернули в бересту, а других поместили в лодку, – сказано на сайте.
Вместе с умершими в комплексе были керамические, каменные и медные артефакты. Некоторые из них в арктической зоне найдены впервые.
Определить возраст могильника более точно получится после анализа культурного слоя с углем. Также ученые узнают происхождение керамических изделий и изучат найденную медь. Ее состав поможет определить, как расселялись первые жители ЯНАО и какова была география торговых связей.
Промышленность и технологии
В САФУ создают Центр прототипирования для целлюлозно-бумажной промышленности
Двина29, 06/08/2025
В рамках форума «Арктика — регионы» прошла встреча, посвящённая созданию нового Центра прототипирования САФУ. Он станет площадкой для тестирования и внедрения технологий в сфере целлюлозно-бумажной промышленности — от лабораторных разработок до масштабного промышленного применения.
Центр будет размещён в Новодвинске, на базе заводской инфраструктуры. Уже сегодня САФУ располагает лабораторной линией для моделирования процессов, а новый центр позволит доводить технологии до стадии готовности к внедрению.
Один из ключевых проектов — разработка специальной бумаги для суперконденсаторов. Над решением работают ученые, промышленные партнеры и Фонд перспективных исследований при Правительстве РФ.
Как отметили участники встречи, новый центр не только усилит промышленный потенциал региона, но и станет примером возрождения эффективного научно-производственного взаимодействия, знакомого ещё по временам СССР, сообщает пресс-служба САФУ.
Судостроение
Серию судов снабжения для Арктики планируют построить в России
Ведомости, 06/08/2025
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) является основным претендентом на получение контракта по строительству серии судов снабжения ледового класса для осуществления северного завоза по Севморпути (СМП). Об этом «Ведомостям» рассказали два источника: один – близкий к ОСК, второй – знакомый с ходом формирования этого контракта.
По словам первого собеседника, речь идет о 10 судах, строительство которых, вероятнее всего, будет осуществляться на одной из верфей Санкт-Петербурга. В числе претендентов, имеющих соответствующие компетенции, он назвал Балтийский завод, «Адмиралтейские верфи» и Выборгский судостроительный завод. Ориентировочная стоимость одного судна собеседнику не известна.
Минпромторг 29 июля объявил конкурс на разработку технического проекта судна снабжения для обеспечения северного завоза по СМП. В конкурсной документации, с которой ознакомились «Ведомости», указано, что судно должно соответствовать классу Arc7 (самостоятельное передвижение во льдах толщиной 1,4–1,7 м), иметь возможность перевозки контейнеров и опасных грузов. Одно или несколько проектных бюро ОСК «с большой долей вероятности» примут участие в конкурсе на разработку техпроекта, объявленного Минпромторгом, говорит источник, близкий к компании.
Предполагается, что дедвейт судна составит 18 000–20 000 т, грузовместимость трюмов – 18 000–19 000 куб. м. Наибольшая длина не должна превышать 170 м, ширина – 23 м, а скорость – не менее 14 узлов (почти 26 км/ч). Проектировщику также предстоит предусмотреть установку на борту кранов грузоподъемностью до 80 т. Цена контракта составляет почти 200 млн руб., итоги электронного аукциона подведут 25 августа. Выполнить работы проектант должен будет в два этапа с завершением в ноябре 2026 г. Внедрение разработанных технологий, т. е. переход к производству судов, ожидается в период 2027–2029 гг.
Россия испытывает дефицит современных судов-снабженцев, предназначенных для перевозки различных грузов по СМП, подчеркивается в конкурсной документации. В связи с этим особый интерес представляет создание судна высокого ледового класса, способного за один рейс перевозить большое количество разнообразных грузов и обеспечить их выгрузку, отмечается там.
Северный завоз представляет собой снабжение российских территорий Крайнего Севера жизненно важными товарами. Он осуществляется воздушным, речным и морским транспортом, в том числе по СМП. В 2024 г. объем перевозок по СМП, включая северный завоз, составил 37,9 млн т (+4% г/г), план на 2025 г. – порядка 40 млн т.
В 2025 г. объем северного завоза составит 3,4 млн т, включая 2 млн т угля, 1,1 млн т нефтепродуктов и 300 000 т продовольствия, медикаментов и стройматериалов, говорил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства 2 июля. По оценке министра, более 90% от совокупного объема доставки в рамках северного завоза обеспечивает водный транспорт – в общей сложности 444 судна. Тогда он говорил, что Минвостокразвития вместе с Минпромторгом и «Росатомом» проанализировал структуру флота, используемого для северного завоза, и вместе с судовладельцами готовит программу его обновления.
Минвостокразвития выступает единым координатором северного завоза, т. е. определяет ежегодную потребность в грузах, а также их номенклатуру и объем. В марте 2025 г. правительство утвердило единым морским оператором северного завоза сроком на 15 лет «Росатом Арктика». Оператор приступит к работе с 1 января 2026 г. в рамках пилотного проекта с Чукотским автономным округом. Он же будет определять потребность в новом флоте для этих целей, следует из досье о реализации завоза в навигацию 2024 г. На период разработки и строительства нового флота обеспечение поставок по северному завозу будет осуществляться за счет фрахтования судов «Росатомом» и привлечения сторонних компаний, следует из документа.
Стоимость головного судна снабжения для северного завоза может составить от 26 млрд до 30 млрд руб., а при выходе в серию – 22–23 млрд руб., полагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Размер серии из 10 судов выглядит завышенным, но строительство пяти единиц в горизонте до 2035 г. целесообразно с учетом фактических планов грузовладельцев по перевозкам через СМП, полагает эксперт.
Инициативу Минпромторга по проектированию судна арктического класса следует рассматривать как очередной шаг в развитии СМП, несмотря на сохраняющиеся внутренние и внешние экономические сложности, говорит руководитель образовательной программы «Экономика» РАНХиГС в Санкт-Петербурге, кандидат экономических наук Дмитрий Десятниченко.
Традиционно в судостроении дорого стоят проектирование и строительство головного судна, что ранее стало одной из проблем для ОСК при исполнении гражданских заказов, напоминает эксперт. Поэтому строительство серии позволит значительно сократить среднюю цену одного судна и такой потенциальный заказ будет выглядеть более предпочтительным для всех сторон, отмечает он.
«Ведомости» направили запрос в ОСК и Минвостокразвития.
Уточнение. Представитель «Росатома» после публикации материала сказал «Ведомостям», что потребность в современных судах снабжения для обеспечения северного завоза составляет не менее 10 судов арктического класса Arc7. Собеседник также отмечает, что, согласно информации от компаний, реализующих инвестиционные проекты в акватории СМП, к 2030 г. потребность в судах высокого арктического класса составит не менее 97 судов.
Транспортные системы
Аэропорт Салехарда установил новый рекорд по пассажиропотоку
Север-Пресс, 06/08/2025
Аэропорт Салехарда посетили 262 528 человек с начала года. Об этом сообщили в telegram-канале воздушной гавани.
«Эти цифры для нас не просто статистика. За каждой из них своя история: радость встречи или вдохновляющее начало нового путешествия. Благодарим вас за доверие и выбор аэропорта», — отметили в пресс-службе воздушной гавани Салехарда.
Всего за первые шесть месяцев текущего года аэропорты региона обслужили почти миллион пассажиров. За это время было выполнено более девяти тысяч рейсов. Гавань Нового Уренгоя остается в лидерах по пассажиропотоку в округе: ее посетило 498 518 человек.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/transport/bolee-260-tysjach-passazhirov-pribyli-v-aeroport-saleharda/
Экология
«Черных лесорубов» на Ямале будут мониторить из космоса
Север-Пресс, 06/08/2025
На Ямале разработали специальный сервис дистанционного зондирования Земли. Об этом сообщил департамент природных ресурсов ЯНАО.
«Цифровой инструмент использует актуальные космоснимки для оперативного анализа больших территорий округа. Он позволяет обнаружить незаконные вырубки и нарушения при разработке карьеров», — говорится в сообщении.
Разработкой занимались специалисты департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО вместе с окружным департаментом ИТ и связи. Сейчас сервис работает в пилотном режиме.
Новый инструмент предназначен для контрольных и надзорных органов. Он помогает оперативно отслеживать изменения на местности и усиливает экологическую защиту региона.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/ekologiya/chernyh-lesorubov-na-jamale-budut-monitorit-iz-kosmosa/
В Заполярье стартовал второй этап "Чистой Арктики" по уборке захоронений
ТАСС, 06/08/2025
Волонтеры общественного экологического проекта "Чистая Арктика" из разных регионов России на полуострове Среднем приведут в порядок братские захоронения советских воинов, погибших в боях с фашистами, в рамках второго этапа уборки в Мурманской области. Об этом сообщил ТАСС руководитель проекта Андрей Нагибин.
Первый этап приведения в порядок и благоустройства братских могил в Мурманской области волонтерами "Чистой Арктики" прошел в июле. Активисты отреставрировали братское захоронение 250 советских солдат в Печенгском районе Мурманской области, недалеко от границы с Норвегией. Локацией для второго этапа был выбран полуостров Средний, где в годы войны проходила самая северная линия фронта, и шли одни из самых кровопролитных боев.
"В ходе второго этапа уборки в Мурманской области волонтеры общественного экологического проекта "Чистая Арктика" проведут реставрационные работы на полуострове Средний на месте братского захоронения воинов 7-го и 15-го пулеметного батальона, погибших в боях с фашистами, а также на территории братской могилы морских пехотинцев", - сказал Нагибин.
Он пояснил, что в годы Великой Отечественной войны полуостров Средний имел стратегическое значение, прикрывая подходы к Кольскому заливу и незамерзающему порту Мурманска. Линия фронта здесь, как ни старались фашистские захватчики, не менялась с 1941 года до конца боевых действий.
"Здесь много братских могил, где преданы земле те, кто ценой своей жизни не отступил ни на шаг и не пропустил на эту территорию фашистов. Причем на полуостровах Среднем и Рыбачем - это очень труднодоступные места посреди тундры и скал. Мы усилиями волонтеров стараемся приводить их в порядок, чтобы почтить память ее защитников. Мы считаем это своим долгом", - подчеркнул Нагибин.
Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/24719939?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Энергетика
Эксперт НИУ ВШЭ: опыт Заполярья в использовании альтернативных источников энергии важен для арктической «отдаленки»
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 06/08/2025
Опыт Мурманской области в создании котельных на альтернативных источниках топлива может быть полезен для поддержания нормальной жизни в труднодоступных уголках Арктики. Такое мнение в беседе с «Би-портом» высказала специалист в области социально-экономической географии Арктики, директор Центра арктической и северной урбанистики НИУ ВШЭ Надежда Замятина.
По мнению исследовательницы, транспортный вопрос в отдаленных районах Севера и Арктики делает острым и трудно решаемым общая дороговизна содержания дорог. Особые «арктические» технологии для укладки дорог и их содержания в условиях Севера существуют, но обходятся недешево. При этом идеального решения проблемы влияния вечной мерзлоты на конструкции нет нигде в мире. Поэтому механизмы северного завоза еще долго будут актуальны, а будущее — в том числе за внедорожным транспортом и развитием автономности территорий.
«Что делать в межсезонье, когда поселки и города отрезаны полностью от связи с внешним миром? И что делать в случае, если даже борт санавиации не может прилететь из-за пурги? Тут нужна действительно многокомпонентная система: и максимальное самообеспечение, в том числе обучение людей навыкам оказания первичной медицинской помощи, и доступное местное топливо. Кстати, в Мурманской области сделали уже шаги в направлении использования альтернативных источников энергии в удаленных деревнях. И если в среднем российском городе эта история не окупается, то для удаленных мест она действительно важна», — подчеркивает Замятина.
Напомним, что несколько лет назад на биологические источники энергии перешли предприятия, поставляющие тепло в дома жителей Умбы. Четыре котельные в муниципалитете работают на торфе, древесных щепах и пеллетах. Использование альтернативных теплоресурсов, по мнению властей, более экономично — в среднем дешевле на 95 млн рублей в год — и наносит меньший ущерб природе. Успешный опыт перевода котельных на природные источники топлива был в этом году презентован на Евразийском экономическом форуме.
Первоисточник: https://b-port.com/news/334126?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Разное
Застройщик оставил многодетную северянку без «Своего дома в Арктике» и с долгом
СеверПост, 06/08/2025
Многодетная северянка из-за недобросовестного застройщика осталась без дома по программе «Свой дом в Арктике». Кроме того, она должна вернуть деньги, которые даже не держала в руках.
«Я как многодетная мама получила сертификат по программе «Свой дом в Арктике» в сентябре 2024 года, первая часть (750 тыс) была переведена застройщику ИП СУХОВ А.А. Но до строительства дома так дело и не дошло. ИП ликвидировано, застройщик - банкрот. Деньги государственные растворились, а ведь я должна за них отчитаться. Обращалась во все инстанции, в суды... Деньги не вернуть!», - пожаловалась в telegram-канале губернатора женщина.
Она отмечает, что получает только отписки. На приём в министерство строительства попасть она тоже не смогла.
«В итоге, осталась без дома, без денег, ещё сама теперь должна государству, мне так и говорят: «Верните деньги в казну», - сетует северянка.
Первоисточник: https://severpost.ru/read/193303/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch