Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

05/09/2025

Оглавление

Северный Завоз

В ГД внесут изменения в закон "О северном завозе"

Прайм, 04/09/2025

Комитет Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с Минвостокразвития России будут вносить необходимые изменения в закон "О северном завозе", в том числе необходимо установить административную ответственность перевозчиков за срыв сроков перевозок, считает глава комитета Госдумы Николай Харитонов.

"Закон живой и по результатам правоприменительной практики мы будем вносить в него, совместно с Минвостокразвития России, необходимые изменения. Убежден, что все намеченные планы по улучшению закона "О северном завозе" мы выполним", - сказал он на сессии "Северный завоз: надежно, быстро, доступно" на Восточном экономическом форуме во Владивостоке.

Харитонов отметил, что необходимо установить административную ответственность перевозчиков за срыв сроков перевозок. По его словам, на это указывает поступающая в комитет информация и от органов власти, и от участников северного завоза.

"Бюджетные кредиты. Я поднимал этот вопрос на различных площадках, и моя позиция остается принципиальной. При северном завозе есть специфика. Участники северного завоза готовы возместить полученную помощь только по итогам реализации продукции, то есть к следующему году, в начале новой навигации. Поэтому казначейские кредиты — это все же временный вариант, особенно в текущих экономических условиях. А бюджетные кредиты – одна из основных мер государственной поддержки, предусмотренная федеральным законом "О северном завозе" и потребность регионов в них составляет порядка 30 миллиардов рублей", - подчеркнул парламентарий.

Также, по мнению Харитонова, для того чтобы у предприятий, осуществляющих северный завоз, было достаточно оборотных средств, необходимо предусмотреть субсидирование части затрат на компенсацию части процентов по коммерческим кредитам, методики расчета надбавок на хранение и перевозку грузов необходимо установить на федеральном уровне и сделать едиными для всех регионов.

"Потребность в дноуглублении ежегодно растет, при этом применяемые сегодня решения, такие как аренда флота у зарубежных судовладельцев, привели к резкому росту стоимости работ – в 6 раз в 2024 году. Решение видится в формировании российского дноуглубительного флота. Есть вопросы и по доступности ледокольного сопровождения судов с грузами северного завоза", - заключил он.

Первоисточник: https://1prime.ru/20250904/gd-861751976.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Международные отношения

Посол Канады почтила память героев Арктики в Мурманске

Комсомольская правда - Мурманск, 04/09/2025

Во время визита в Мурманск чрезвычайный и полномочный посол Канады в России Сара Тейлор возложила венки к мемориалу Защитникам Советского Заполярья — «Алеше». Таким образом дипломат почтила память советских солдат и канадских моряков, участвовавших в арктических конвоях времен Великой Отечественной войны, в том числе тех, кто отдал жизнь при выполнении этой миссии.

В канадском посольстве напомнили, что Мурманск в годы войны имел стратегическое значение: крупнейший город за Полярным кругом и единственный незамерзающий порт служил важнейшей точкой для приема грузов союзников.

«Несмотря на ожесточенные бои, войска нацистской Германии не смогли захватить город и помешать конвоям союзников доставлять грузы в СССР», — подчеркнули в посольстве Канады в России.

Первоисточник: https://www.murmansk.kp.ru/online/news/6554819/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

МИД России: попытки сдерживать РФ в Арктике негативно влияют на мировую экономику

ТАСС, 04/09/2025

Стремление ряда западных стран сдерживать Россию в Арктике имеет негативные последствия для всей мировой экономики. Об этом заявил директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Владислав Масленников на сессии Восточного экономического форума (ВЭФ), посвященной партнерству в Арктике и на Дальнем Востоке.

"Безрассудное стремление ряда [западных] государств к сдерживанию России в Арктике, в том числе путем бесконечного наращивания нелегитимного санкционного давления и на наших экономических операторов, и на их зарубежных партнеров, имеет весьма негативные последствия для всей мировой экономики," - отметил дипломат.

Он упомянул, что под ударом оказываются международное проектное взаимодействие на севере, сотрудничество в сфере реагирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций, рыболовство, охрана окружающей среды, а также научно-исследовательская деятельность."Практически все направления, которые важны для развития Арктики," - подчеркнул Масленников.

Директор департамента обратил внимание на то, что политический климат в Арктике ухудшается. "Если ранее среди арктических стран было понимание, что Арктика - это территория сотрудничества и мира, то сейчас очевидно, что в Заполярье в полной мере ощущается рост общей геополитической напряженности, продолжается активное военное освоение высоких широт западными странами и блоком НАТО, расширяется военная инфраструктура, растет число коалиционных учений альянса," - констатировал дипломат.

Первоисточник: https://tass.ru/politika/24956511?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Оборона и безопасность

МЧС получит девять новых вертолетов Ми-38 для безопасности в Арктике

Коммерсант, 04/09/2025

До конца года МЧС России планирует получить девять новых вертолетов Ми-38 для работы в Арктике, сообщил ТАСС со ссылкой на заместителя главы МЧС Виктора Яцуценко. Новая техника будет использоваться для обеспечения безопасности в Певеке, Тикси, Диксоне и Сабетте.

«В ближайшее время, в конце 2025 года, мы получим на наших авиационных заводах вертолеты нового класса в арктическом исполнении — это Ми-38. Таких вертолетов мы в ближайшее время получим девять»,— сказал Виктор Яцуценко.

По его словам, Ми-38 оснащены современными технологиями и имеют радиус действия около 1500 км, что позволит эффективно выполнять задачи в удаленных и сложных условиях Арктики.

Первоисточник: https://www.kommersant.ru/doc/8009446?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

The National Interest рассказал о российском «острие копья» в Арктике

РБК, 04/09/2025

Российская база с РЛС «Сопка-2» на острове Врангеля — это «острие копья» в Арктике, пишет The National Interest. Консервативное издание видит в объекте угрозу для США из-за его близости к Аляске.

Россия тихо развивает военную инфраструктуру в Северном Ледовитом океане, и отдельные ее элементы создают угрозу национальной безопасности США, а также бьют по их экономическим возможностям и престижу, пишет обозреватель американского журнала The National Interest Брендон Вайхерт.

Он напомнил, что на арктическом острове Врангеля развернут «спорный российский форпост». Речь о военной базе в поселке Ушаковское, строительство которой началось в 2010-х годах. Она включает в себя аэродром, казармы, склады горючего и узлы связи.

На базе «Ушаковское» также есть радиолокационный комплекс «Сопка-2». Радар оснащен первичной фазированной антенной решеткой для трехмерного слежения на расстоянии до 350 км, дополненной вторичными радарами для идентификации самолетов.

Обозреватель The National Interest назвал этот объект российским «острием копья» в Арктике. По мнению Вайхерта, комплекс позволяет отслеживать перемещения авиации НАТО и США в реальном времени, а также контролировать Северный морской путь.

Он также уверен, что остров Врангеля является «американской землей», хотя и признает, что остров был открыт русской экспедицией в 1823 году, тогда как США заявили на него претензии только в 1881 году.


В 1990 году было подписано Соглашение о морской границе между США и СССР. Вопрос о статусе островов Врангеля, Геральд, Беннетта, Жаннетты и Генриетты, которые находятся у арктического побережья России, а также острова Медный или скал у берегов острова Медный в Беринговом море в ходе переговоров не рассматривался.

Юристы называют претензии США на остров Врангеля неактуальными, отмечает Вайхерт. И американская администрация формально сняла вопрос о принадлежности острова с повестки при Джордже Буше-младшем. «Ни один из островов или скал не был включен в процесс покупки США Аляски у России в 1867 году, и на них никогда не претендовали Соединенные Штаты, хотя американцы участвовали в открытии и исследовании некоторых из них», — говорится в заявлении Госдепа.

Однако, полагает Вайхерт, Вашингтон «не должен так легко отказываться» от притязаний на остров Врангеля: он мог бы их «использовать в качестве дипломатических рычагов в отношениях с Москвой».

Первоисточник: https://www.rbc.ru/politics/04/09/2025/68b962a69a7947228334c56a?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Промышленность и технологии

В российской Арктике построят высокотехнологичный дата-центр ценой в миллиард. Власти организуют господдержку

C-News, 04/09/2025

В Арктике частный бизнес при государственной поддержке создадут площадку мощностью 20 мегаватт с возможностью размещения свыше 500 единиц вычислительного оборудования. Естественные климатические условия местности позволят охлаждать ИТ-оборудование, что сэкономит большое количество энергии. Предполагается, что полученную тепловую энергию в российском Арктическом регионе будут использовать в социальных нуждах.

Реализация проекта
В России новый центр обработки данных (ЦОД) создадут в Арктике с государственной поддержкой, сообщается на официальном сайте Министерства по развитию (Минвостокразвития) России Дальнего Востока и Арктики. Реализация проекта будет стоить порядка 1 млрд руб.

4 сентября 2025 г. АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» («КРДВ») заключила соглашение о сотрудничестве с ООО «Группа Сибстар» при строительстве площадки для размещения дата-центра на территории преференциального режима Арктической зоны России. Документ подписали заместитель директора компании «Группа Сибстар» Сергей Гринин и управляющий директор инвестиционного департамента «КРДВ» Андрей Шарафутдинов.

В рамках проекта будет создана площадка ЦОДа мощностью 20 мегаватт (МВт). На ней разместят свыше 500 единиц вычислительного оборудования. Уже известно, что в реализацию проекта инвестор вложит 1 млрд руб.

«Мы планируем реализовать проект по созданию высокотехнологичного ЦОДа в Арктике. Центр станет ключевым узлом современной цифровой экономики в России. Местный суровый климат позволит с максимальной эффективностью охлаждать оборудование, экономя большое количество энергии, а полученная тепловая энергия может быть использована в социальных нуждах. Проект создаст новые высококвалифицированные рабочие места, внесет серьезные налоговые отчисления в местный бюджет и даст стимул дальнейшему развитию энергетической и сетевой инфраструктуры арктической зоны. Мы готовы продолжать идти в ногу со временем для реализации стратегически важных и новых направлений при поддержке государственных программ развития», — сказал заместитель директора компании «Группа Сибстар» Сергей Гринин.

Россия занимает уникальное геополитическое положение в Арктическом регионе. На Россию приходится половина территории и акватории, ограниченной Северным полярным кругом. Российская Арктика включает: северные моря, острова, континентальный шельф и прибрежные районы евразийского континента. Арктическое побережье России тянется от границы с Норвегией на Кольском полуострове до Берингова пролива, и омывается Баренцевым, Карским, Восточно-Сибирским, Чукотским морями и морем Лаптевых. Протяженность береговой линии вдоль Северного Ледовитого океана достигает почти 40 тыс. км., это включая береговую линию северных островов.

Активное сотрудничество
В рамках соглашений с «КРДВ» в режиме Арктической зоны России в сентябре 2025 г. реализуется 959 инвестиционных проектов. Бизнес инвестирует в развитие макрорегиона свыше 1,1 трлн руб. Уже вложено более 220 млрд руб. в экономику российской Арктики, создано свыше 12 тыс. рабочих мест в различных отраслях.

По информации Минвостокразвития России Дальнего Востока и Арктики, к 2025 г. завершено более 250 проектов в сферах туризма, промышленности, строительства, энергетики, авиации, медицины и общественного питания.

Официальное определение дата-центра
В июле 2025 г. Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон (ФЗ), устанавливающий официальное определение ЦОДа и предоставляющий операторам возможность получения специализированного кода внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Законодательный акт закрепляет понятие дата-центра как совокупности зданий или помещений с комплексом инженерно-технических систем, предназначенных для размещения оборудования обработки и хранения данных.

Нововведение позволяет операторам ЦОДов отказаться от лицензий связи и использовать отдельный код ВЭД для ведения деятельности. Закон предусматривает создание государственного реестра дата-центров, который будет находиться под управлением Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры) России.

Член комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин отметил значимость принятого законодательного акта для системной цифровизации государства в 2025 г. По словам федерального координатора проекта «Цифровая Россия», впервые на федеральном уровне закрепляется четкое определение ЦОДа, что устраняет существующую правовую неопределенность в ИТ-отрасли. Депутат подчеркнул, что формирование реестра дата-центров под контролем профильного министерства обеспечивает государству возможность точного анализа структуры и масштабов ИТ-инфраструктуры хранения информации внутри России. Данный механизм имеет критическое значение для развития суверенной ИT-архитектуры в условиях растущего спроса на цифровые сервисы со стороны бизнеса и государственного сектора.

Первоисточник: https://www.cnews.ru/news/top/2025-09-04_novyj_vysokotehnologichnyj?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Российский разработчик представил комплекс БПЛА для работы в условиях Арктики

Ведомости, 04/09/2025

Российский разработчик представил платформу для автономного мониторинга инфраструктуры с использованием беспилотников. Проект адаптирован для работы в сферах нефтегазового сектора, энергетики, телекоммуникаций, ЖКХ и промышленности в условиях арктического климата, сообщили «Ведомостям. Технологии» в Фонде поддержки проектов Национальной технологической инициативы (НТИ).

Мониторинговый комплекс, который представил стартап «Русские дроны», включает беспилотник весом до 30 кг, дронопорт и нейросеть для обработки данных. Система позволяет сократить объем ручной работы в 10 раз, благодаря модульным решениям, подходящим для быстрой адаптации в различных отраслях. Дальность полета беспилотника составляет более 170 км, он способен работать в условиях Арктики при температуре -40 градусов, влажности в 90% и сильном ветре (более 10 м/с).

В фонде НТИ отметили, что беспилотный комплекс обеспечит полную роботизацию мониторинга и снизит стоимость наблюдений до 200–300 руб. за км. Комплекс собирает метеоинформацию, которую нейросеть автоматически обрабатывает для выбора режима управления, а также для организации взлета и посадки. Сейчас разработчики изготовили опытные образцы, которые проходят внутренние технологические тесты и аэродинамические испытания. Проект имеет экспортный потенциал для рынков дружественных стран, добавили в Фонде.

Проект участвует в финальном этапе акселерации четвертой волны развития компаний перспективного портфеля фонда НТИ в рамках проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2025». Из 250 представленных проектов на этом этапе было отобрано 15, сосредоточенных на технологическом развитии и масштабировании своих достижений.

Первоисточник: https://www.vedomosti.ru/technologies/new_technologies/news/2025/09/04/1136675-usloviyah-arktiki?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Судостроение

ГК «Русский краб» построит три краболовных судна для работы в Баренцевом море

Ведомости, 04/09/2025

ГК «Русский краб» (Владивосток) при поддержке Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики построит три краболовных судна и логистический комплекс с инфраструктурой для хранения, перегруза и транспортировки морепродуктов, добытых в Северном рыбохозяйственном бассейне. Договоренности об этом были достигнуты на X Восточном экономическом форуме. «Заказ на строительство новой серии судов планируется осуществить в рамках программы инвестиционных квот. Реализация проекта позволит создать более 100 рабочих мест», – рассказал генеральный директор ГК «Русский Краб» Сергей Горячев во время подписания соглашения. При этом в компании не стали называть объем инвестиций и предполагаемый срок окупаемости.

Собственный флот группы компаний составляет 43 судна. Весной 2025 г. «Русский краб» выкупил три мурманских компании (также по 1% уставного капитала всех трех компаний принадлежит входящей в группу компаний ООО «Примкраб»). Ранее они выиграли аукционы по продаже пяти долей квоты вылова с инвестиционными обязательствами камчатского краба в Баренцевом море. Речь о компаниях ООО «Арктический лосось» – она выиграла 20% доли квоты по начальной цене 9,3 млрд руб., ООО «Полярный лосось» – еще 40% доли квоты (2 лота) по 9,3 млрд руб. каждый, ООО «СЗ-Краб» -  40% доли квоты (2 лота) по 8,4 млрд руб. за каждый лот.

Аукцион с участием «Арктического лосося» и «Полярного лосося» прошел в феврале 2025 г., по инвестквотам они обязаны построить современные краболовы. «СЗ-Краб» выиграл аукцион в марте, обязательство для данной компании – строительство крупного логистического комплекса. Для курирования работы в Северном рыбопромышленном бассейне «Русский краб» анонсировал создание подразделения компании в Мурманске.

С 12 августа 2025 г. «Русский краб» приступил к вылову в рамках квот 4800 т камчатского краба в Баренцевом море (общий объем квоты на 2025 г. по всему Северному промышленному бассейну для всех компаний – 12 000 т). 

«Компания готова к освоению новых объемов. Этому будут способствовать мощности нового флота, а также компетенции, сформированные за время работы на Дальнем Востоке. Высокотехнологичные суда и современный логистический комплекс будут способствовать повышению эффективности промысла в Северном рыбохозяйственном бассейне и дистрибуции улова», – отмечает Сергей Горячев.

К строительству краболовов по инвестквотам выдвигают определенные требования. Рыбопромысловые суда должны быть длиной свыше 50 м, договор с судоверфью на строительство судна должен быть заключен в течение 180 дней после подписания договора по итогам аукциона. При этом инвестиционный проект должен быть реализован в срок не более пяти лет с даты заключения договора. На какой верфи будет построен флот в компании не раскрыли. Также требования есть к логистическим комплексам: вместимость 25 000 т,  содержание биоресурсов 200 т, контейнерная площадка на 400 рефрижераторных контейнеров и др. объекты. При этом программа инвестквот не прописывает объем инвестиций.

Промысел в Северном бассейне с лета 2025 г. ведут принадлежащие «Русскому крабу» новые краболовы-процессоры «Капитан Манжолин» (построен в 2024 г.), «Капитан Дудник» (2025 г.) и «Капитан Сковпен» (2025 г.), построенные на Окской судоверфи в Нижегородской области в рамках первого этапа программы инвестиционных квот от 2019 г. Другие суда в рамках освоения инвестквот на промысле в Баренцевом море от компании не работают. 

Ранее в 2023 г. на полях Восточного экономического форума ГК «Русский Краб» и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики уже подписывали соглашение о сотрудничестве в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству до десяти судов-краболовов с объемом инвестиций порядка 120 млрд руб. для работы компании в местах промысла (на тот момент – только Дальний Восток).

Заместитель генерального директора КРДВ по привлечению инвестиций Кирилл Каменев отмечает, что добыча водных биоресурсов имеет большое значение для обеспечения продовольственной безопасности страны. «Благодаря использованию льгот преференциальных режимов проект сможет получить дополнительные меры поддержки от государства и внести свой вклад в развитие экономики региона», – считает Каменев.

Лов краба в Баренцевом море, помимо «Русского краба», ведут местные ООО «Антей Север» (31 краболовное судно, из них 16 – в Северном бассейне) и ООО «Северо-западная рыбопромышленная компания-Мурманск» (СЗРК – 14 краболовов в Северном бассейне), также имеющие представительства на Дальнем Востоке. Компании также строят краболовы. Так, в августе 2025 г. для «Антей Север» на Находкинском судоремонтном заводе завершили строительство судна «Капитан» проекта CCa5712LS, а СЗРК строит серию из пяти краболовов-процессоров проекта КСП01, первый в ней – «Вайгач» – прибыл в порт Мурманск в 2024 г. Обе компании стали участниками первого этапа инвестиционных аукционов по вылову краба в Северном бассейне, который прошел в 2019 г., победители начали вылов с 2020 г.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что без государственной поддержки реализовать требования по строительству краболовов и логистического комплекса очень трудно: из-за санкций увеличивается стоимость и срок строительства, также окупаемость составляет более 10 лет. «Прошло несколько аукционов, так как желающих долгое время не было – забирать доли квот с инвестиционными обязательствами экономически невыгодно. Отмечу, что география постройки краболовов широкая, их хорошо создают на российских верфях», – пояснил генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Константин Древетняк.

Директор ООО «Северо-западная рыбопромышленная компания-Мурманск» Владимир Журавлев оценивает возможные инвестиции в строительство одного краболовного судна свыше 4 млрд руб., а логистического комплекса – не менее 2 млрд руб. «На данный момент осваивается практически вся квота по крабу в Северном рыбопромышленном бассейне. Приход новой компании не повышает конкуренцию. Объективно предпосылок для увеличения объема вылова нет», – добавил Владимир Журавлев.

Первоисточник: https://spb.vedomosti.ru/business/articles/2025/09/04/1136816-gk-russkii-krab-postroit-tri-krabolovnih-sudna?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

"Новатэк" работает над обеспечением "Арктик СПГ - 2" флотом

ТАСС, 04/09/2025

"Новатэк" работает над альтернативными путями обеспечения проекта "Арктик СПГ - 2" флотом, в том числе судами с высоким ледовым классом. Об этом заявил зампред правления компании Евгений Амбросов в ходе сессии ВЭФ-2025 "Ответственное партнерство для комплексного развития Арктики и Дальнего Востока".

"К сожалению, санкционные ограничения в отношение данного проекта не позволили нам получить суда с ледовым классом, построенные на Корейской верфи. Тем не менее, мы работаем над альтернативными сценариями обеспечения проекта флотом, в том числе судами с высоким ледовым классом", - сказал он.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/24955555?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Северный морской путь

Евгений Амбросов: Интерес к СМП и Арктике продолжает неуклонно расти

Агентство нефтегазовой информации, 04/09/2025

Интерес к северному морскому пути и Арктике продолжает неуклонно расти. Об этом заявил заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Евгений Амбросов в рамках сессии «Ответственное партнерство для комплексного развития Арктики и Дальнего Востока» на форуме ВЭФ-2025.

По его словам, в Южной Корее создана рабочая группа для увеличения участия страны в грузоперевозках по СМП. Первые тестовые рейсы планируются на 2026 год, при этом в качестве потенциальных арктических хабов рассматриваются порты Пусан и Урсан.

Активно развивает свое присутствие в Арктике и Китай. За последние десять лет судоходные компании КНР совершили более ста рейсов по СМП.

«В сентябре планируется запуск контейнерной линии, которая свяжет Китай и Европу. Кроме того, одна из китайских компаний уже регулярно заходит в порт Архангельск», - отметил Евгений Амбросов.

По его словам, заинтересованность в развитии арктических перевозок проявляют и другие страны.

«В прошлом году Росатом и дубайская компания DP World создали совместное предприятие для развития контейнерных перевозок. Также была сформирована рабочая группа Россия-Индия, которая занимается вопросами судостроения, грузоперевозок по СМП и подготовкой экипажей для полярного плавания», - заключил он.

Первоисточник: https://www.angi.ru/news/2927734-%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%90%D0%BC%D0%B1%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%3A%20%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%20%D0%BA%20%D0%A1%D0%9C%D0%9F%20%D0%B8%20%D0%90%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B0%D0%B5%D1%82%20%D0%BD%D0%B5%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Владимир Панов: Грузопоток по СМП в восточном направлении вырос на 70%

Агентство нефтегазовой информации, 04/09/2025

Грузопоток по СМП в восточном направлении вырос на 70%. Об этом заявил спецпредставитель Росатома по Арктике Владимир Панов в рамках сессии «Ответственное партнерство для комплексного развития Арктики и Дальнего Востока» на форуме ВЭФ-2025.

По его словам, в 2024 году грузопоток по восточному направлению достиг 7,2 млн тонн, включая 3,2 млн тонн грузов, ранее перевозимых через Суэцкий канал.

«Перевозки по Суэцкому каналу на сегодняшний день сократились почти на 50%, что сделало Северный морской путь новой альтернативой маршрута из Азии в Европу», - отметил Владимир Панов.

С 2023 года для безопасности и надежности перевозок дежурство ледоколов на СМП осуществляется круглогодично.

Спецпредставитель Росатома рассказал, что за восемь месяцев 2025 года количество выданных разрешений на рейсы по СМП выросло до 1028. Он также отметил стабильный рост контейнерных перевозок: за 8 месяцев 2025 года было перевезено 1 млн тонн - на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В 2024 году прошло 14 таких рейсов, в 2025-м планируется более 20.

По его словам, в настоящее время готовится первый рейс международного транзита по Северному морскому пути.

Первоисточник: https://www.angi.ru/news/2927727-%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%3A%20%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%A1%D0%9C%D0%9F%20%D0%B2%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%D1%8B%D1%80%D0%BE%D1%81%20%D0%BD%D0%B0%2070/

Впервые в истории по СМП пройдет транзитный рейс из порта Китая до Европы

ТАСС, 04/09/2025

Впервые в истории по СМП пройдет транзитный рейс из порта Нинбо (Китай) до европейских портов Феликстоу, Роттердам и Гамбург. Об этом на Восточном экономическом форуме сообщил спецпредставитель госкорпорации "Росатом" по вопросам Арктики, заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов.

"Впервые в истории развития СМП готовится контейнерный транзитный рейс по маршруту из порта Нинбо в Китае 15 сентября этого года и выгрузкой в промежуточных портах Феликстоу, Роттердам и Гамбург. Рейс планируется закончить 17-20 октября в Санкт-Петербурге", - сообщил Панов.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/24955089?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Росморречфлот и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики договорились о развитии транспортно-логистического комплекса

Медиапалуба, 04/09/2025

В рамках Восточного экономического форума Росморречфлот и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в развитии транспортно-логистического комплекса Дальнего Востока и Арктики. Стороны будут сотрудничать в вопросах развития инфраструктуры морского и речного судоходства, а также перевозок по Северному морскому пути.

Соглашение подписали руководитель Росморречфлота Андрей Тарасенко и генеральный директор КРДВ Николай Запрягаев.

Подписанное соглашение нацелено на консолидацию усилий государства и бизнеса для комплексного развития морской и речной инфраструктуры. Сотрудничество с КРДВ поможет реализовать масштабные проекты в сфере морского и речного транспорта. Это важно для увеличения грузовой базы и укрепления логистического суверенитета России на Дальнем Востоке и в Арктике, – отметил Андрей Тарасенко.

Росморречфлот и КРДВ договорились совместно работать над повышением объемов грузоперевозок на морских и внутренних водных путях, включая перевозки по Северному морскому пути, а также сотрудничать в привлечении инвестиций, в том числе через механизмы преференциальных режимов территорий опережающего развития, Свободного порта, Арктической зоны Российской Федерации.

Стороны сформируют совместные рабочие группы, будут обмениваться информацией и проводить консультации для реализации отдельных проектов, в частности, по созданию мультимодальных логистических центров на территории регионов Дальнего Востока и Арктической зоны РФ.

Первоисточник: https://paluba.media/news/199960?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

В навигацию 2025 года планируется более 20 контейнерных рейсов между РФ и КНР

ТАСС, 04/09/2025

Более 20 контейнерных рейсов планируется организовать по Севморпути между портами России и Китая в нынешнюю навигацию. Об этом на Восточном экономическом форуме сообщил спецпредставитель госкорпорации "Росатом" по вопросам Арктики, заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов.

"В 2024 году в летне-осеннюю навигацию по Севморпути прошло 14 международных контейнерных рейсов между портами России и Китая. Это вдвое больше, чем в 2023 г. В навигацию этого года китайские и российские перевозчики планируют организовать более 20 рейсов", - сообщил Владимир Панов, выступая на сессии "Ответственное партнерство для комплексного развития Арктики и Дальнего Востока".

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/24955105?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Новая методика расчета ледовых нагрузок повысит безопасность судоходства в Арктике

Korabel.ru, 04/09/2025

Представители ЦКБ "Лазурит", Крыловского государственного научного центра и СПбГМТУ разработали и апробировали методику построения расчетных зависимостей на основе модели динамического разрушения льда. Расчеты выполнены на примере танкера ледового класса Arc7 проекта 125.

Полученные результаты показали:
снижение расчетного ледового давления в среднем до 20–30% по сравнению с действующими требованиями; уменьшение металлоемкости конструкций ледовых усилений на 10–15% для перспективных крупнотоннажных судов и судов высших арктических категорий.

Сохранение требуемого уровня ледовой прочности при одновременной оптимизации конструкций подтверждено результатами массовых расчетов.  

Внедрение новой методики позволит повысить точность расчетов и оптимизировать проектные решения, сохраняя высокий уровень безопасности эксплуатации судов в Арктике, сообщает РМРС.

Методика расчета ледовых нагрузок представлена в разделе "Прочность судов и плавучих сооружений" Научно-технического сборника РС.

Первоисточник: https://www.korabel.ru/news/comments/novaya_metodika_rascheta_ledovyh_nagruzok_povysit_bezopasnost_sudohodstva_v_arktike.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Социально-экономическое развитие

На портале «Наш Север» появился раздел «Недвижимость Арктики»

СеверПост, 04/09/2025

На портале «Наш Север» появился новый раздел - «Недвижимость Арктики». Об этом сообщил в своем telegram-канале Андрей Чибис.

Губернатор Мурманской области подчеркнул, что на платформе nashsever51.ru создана единая база данных обо всех аспектах жилищного строительства и льготной ипотеки региона.

В частности, там собраны инструкции по оформлению семейной и арктической ипотеки, каталоги доступного жилья, информация о поддержке для застройщиков частных домов, информация о земельных участках, доступных под строительство.

Кроме того, в новом разделе можно получить информацию об условиях проживания в Арктической зоне РФ и мерах поддержки для инвесторов, а также воспользоваться ипотечным калькулятором для расчета условий кредита.

Первоисточник: https://severpost.ru/read/194609/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Ямал разрастется доступным арендным жильем

Север-Пресс, 04/09/2025

Ямал станет одним из первых регионов России, где начнут реализацию программы «Доступное арендное жилье в Арктике». Об этом сообщил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.

«Что касается вопроса о возможности адаптации программы под вторичное жилье, то, учитывая высокую степень износа жилого фонда в арктических регионах, целесообразнее и эффективнее все же строить новое жилье», — отметил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в интервью ТАСС.

По его словам, на начальном этапе в опорных поселениях Арктики необходимо построить 3,4 тысячи квартир. Новая программа, помимо Ямала, начнет действовать в Мурманской и Архангельской областях.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/zhilye/jamal-stanet-odnim-iz-pervyh-regionov-rf-gde-nachnut-realizatsiju-programmy-arendnogo-zhilja/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Вахруков предложил создать акционерное общество для проектов в Арктике

Прайм, 04/09/2025

Начальник Управления президента РФ по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков предложил проработать возможность создания в будущем публичного акционерного общества на базе проектного офиса под эгидой ВЭБ.РФ для реализации инфраструктурных проектов в Арктике, которое способствовало бы притоку с фондового рынка инвестиций, в том числе международных, в эти проекты.

Президент России Владимир Путин по итогам Международного арктического форума "Арктика - территория диалога" в марте поручил создать специальный проектный офис под эгидой ВЭБ.РФ для продвижения инфраструктурных проектов в Арктике.

"Рассматривая дальнейшую систему организации управления вот этим крупным мегапроектом, считаем, было бы правильно проработать вопрос создания на базе проектного офиса акционерного общества, а в дальнейшем корпорации, которую можно бы было, имея хороший опыт работы ВЭБа, превратить в публичное акционерное общество и выйти на IPO, привлечь c фондового рынка ресурс на развитие Арктики. У государства этого ресурса в полном объеме недостаточно", - сказал Вахруков на сессии "Нам по пути" Восточного экономического форума.

Президент также поручил правительству РФ и РФПИ рассмотреть вопрос создания Инвестиционного фонда развития Арктики, отметил Вахруков.

"Если мы синергию от этого сможем получить, а я думаю, мы сможем получить, то в ближайшее время появится новая привлекательная модель управления, которая будет привлекательной для нашего бизнеса, привлечет транзитный бизнес и создаст новые условия для развития и инвестиций в нашу инфраструктуру с международного фондового рынка", - подчеркнул Вахруков.

Первоисточник: https://1prime.ru/20250904/vahruki-861753010.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

На форуме в Архангельске предложили расширить статус резидентов Арктики для потребкооперации

Правда Севера (Архангельск), 04/09/2025

ИА «Регион 29» сообщает, что главной темой обсуждения стали сложности работы потребкооперации в глубинке: налоговое давление, кадровый дефицит, транспортные издержки и конкуренция с торговыми сетями.

— Мы рассматриваем потребкооперацию как социально-ориентированный бизнес, который требует определенной поддержки и сопровождения, — заявила министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Ирина Бажанова.

Сегодня региональная система потребкооперации обеспечивает сельских жителей продовольственными товарами и предметами первой необходимости. При этом меры поддержки на уровне области — компенсация затрат на доставку товаров в отдалённые населённые пункты и налоговые льготы — не покрывают издержки от федерального налогового давления и трудностей с кадрами.

По словам Ирины Бажановой, одним из решений могло бы стать внесение изменений в федеральное законодательство. Речь идёт о предоставлении организациям потребкооперации статуса резидентов Арктической зоны России, что позволило бы им рассчитывать на налоговые послабления и дополнительные преференции.

Первоисточник: https://pravdasevera.ru/2025/09/04/68b97de58b595f42a003be2a.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Реализацию программы аренды жилья в Арктике начнут с Мурманской области, Поморья и ЯНАО

Хибины (Заозерск), 04/09/2025

Реализовывать программу «Доступное арендное жильё в Арктике» начнут с Кольского Заполярья, Поморья и ЯНАО. Об этом рассказал глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.

По его словам, анализ показал потребность в 3,4 тысячах квартир в Арктике на начальном этапе. Работу будут проводить на территориях опорных населённых пунктов АЗРФ.

Алексей Чекунков в интервью с ТАСС также добавил, что эффективнее будет строить новое жильё, чем адаптировать программу под вторичное. Дело в высокой степени износа жилого фонда в арктических регионах.

Первоисточник: https://www.hibiny.ru/murmanskaya-oblast/news/item-realizaciyu-programmy-arendy-jilya-v-arktike-nachnut-s-murmanskoy-oblasti-pomorya-i-yanao-428244/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Экология

Востокгосплан: Убытки от изменений климата могут составить 11 трлн к 2050 году

Российская газета, 04/09/2025

По прогнозам экспертов Востокгосплана, накопленные убытки из-за климатических изменений в Арктике могут составить к 2050 году порядка 11 триллионов рублей. Об этом на климатической сессии ВЭФ "Бизнес в климатическом завтра: риски и адаптация" сообщила руководитель направления "Устойчивое развитие" Восточного центра государственного планирования (ФАНУ "Востокгосплан") Мария Никишова.

По ее словам, уже сейчас более 40 процентов оснований зданий в зоне мерзлоты имеют серьезные деформации. Более 800 километров железных дорог страдают от осадок насыпей. На отдельных участках федеральных трасс, где неравномерно протаивают почвы, образуются ямы, проталины.

"К 2050 году, по нашему прогнозу, несущая способность грунтов снизится на 15 процентов и более на 70 процентах территории российской Арктики. Это, безусловно, повлияет на деформации зданий, сооружений, трубопроводов, линий электропередач. Накопленные убытки могут составить к 2050-му порядка 11 триллионов рублей", - заявила эксперт.

Она рассказала, что создана пилотная оценочная модель потенциального ущерба для зданий и сооружений на основе выработанных климатических сценариев с учетом типологии грунтов и всех аварийных строений. С помощью искусственного интеллекта - предиктивной модели - выявляются риски.

Мария Никишова отметила, что нужно разработать комплексную федеральную систему мониторинга мерзлоты, включающую фоновый мониторинг и геотехнический. Требуется создать единый нормативный правовой акт, чтобы была единая база данных, по которой можно было бы определять тренды и риски на конкретной территории.

Первоисточник: https://rg.ru/2025/09/04/vostokgosplan-ubytki-ot-izmenenij-klimata-mogut-sostavit-11-trln-k-2050-godu.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Энергетика

"Новатэк" начал отгрузку СПГ с "Арктик СПГ - 2"

ТАСС, 04/09/2025

"Новатэк" начал отгрузки сжиженного природного газа (СПГ) с проекта "Арктик СПГ - 2", первое судно уже зашло в Китай, заявил журналистам зампредседателя правления компании Евгений Амбросов в кулуарах Восточного экономического форума.

"По данным Kpler видно, что идут отгрузки с "Арктик СПГ - 2", и первый танкер с грузом проекта зашел в порт в Китае", - сказал он.

Участниками проекта "Арктик СПГ - 2" являются крупнейший независимый производитель природного газа в России компания "Новатэк" (60%), французская корпорация TotalEnergies (10%), китайские CNPC (10%) и CNOOC (10%), а также имеющий 10% японский консорциум Japan Arctic LNG, в котором 25% принадлежит Mitsui и 75% - JOGMEC.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/24956189?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

В «Газпром нефти» объяснили, для чего необходимо «замораживать» Арктику

Ямал 1, 04/09/2025

Климатические изменения в Арктике происходят в разы быстрее, чем в других регионах планеты. Это ставит перед нефтегазовыми компаниями принципиально новые задачи — не только осваивать месторождения, но и сохранять хрупкую экосистему вечной мерзлоты. О том, почему сегодня Арктику буквально приходится «замораживать» и как это связано с промышленной безопасностью, в интервью онлайн-журнала об энергетике «Энергия+» рассказал руководитель центра «Газпром нефти» по обустройству и эксплуатации объектов в криолитозоне Эдуард Николайчук.

Повышение температур, сокращение зимнего сезона и таяние многолетнемёрзлых грунтов создают прямые риски для инфраструктуры нефтедобычи. Надежность фундаментов, трубопроводов и резервуаров напрямую зависит от несущей способности мёрзлых пород. Чтобы противодействовать деградации вечной мерзлоты, компания использует специализированные технические решения, которые позволяют локально стабилизировать грунты и искусственно поддерживать их в стабильном состоянии.

Для решения этих сложных задач «Газпром нефть» создала специализированный центр, который координирует исследования, мониторинг и внедрение технологий, адаптированных к условиям криолитозоны. Центр работает в тесной связке с научным сообществом и вузами, аккумулируя данные с месторождений Западной и Восточной Сибири.

Особое внимание уделяется подготовке кадров. Компания активно сотрудничает с ведущими вузами страны, в частности с Тюменским индустриальным и Тюменским государственным университетами. Также при участии «Газпром нефти» была разработана магистерская программа для геотехников, специализирующихся на работе в условиях вечной мерзлоты.

Первоисточник: https://yamal1.ru/novosti/2025/09/04/v-gazprom-nefti-obyasnili-dlya-chego-neobkhodimo-zamorazhivat-arktiku/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

В Черском Якутии запущен новый гибридный энергокомплекс

Ulus Media, 04/09/2025

В Черском Якутии заработал новый автономный гибридный энергокомплекс мощностью 9,3 МВт. Его запуск состоялся в формате телемоста с площадки Восточного экономического форума, передает sakha.gov.ru.

В церемонии приняли участие министр энергетики России Сергей Цивилёв, глава Якутии Айсен Николаев, глава «РусГидро» Виктор Хмарин и генеральный директор «Арктик Пауэр Кэпитал» Владимир Тощенко.

Сергей Цивилёв подчеркнул, что проект стал наглядным примером развития распределённой генерации в России. По его словам, новая станция заменила устаревшую линию электропередачи протяжённостью более 200 километров, которую построили ещё в 1960-х годах.

«За этим будущее, особенно в изолированных территориях Российской Федерации и, в частности, на Дальнем Востоке. Поэтому я поздравляю всех с успешным выполнением этой программы. И дальше мы будем всячески её наращивать и поддерживать», — сказал Цивилёв.

Айсен Николаев отметил, что для жителей Черского ввод энергокомплекса имеет особое значение: он обеспечит стабильное электроснабжение, избавит от аварий и повысит качество жизни. Глава Якутии также призвал федеральные власти направлять часть средств «дальневосточной надбавки» именно на подобные проекты в арктических районах.

«Благодаря „РусГидро“, благодаря их союзу с „Арктик Пауэр“ появился замечательный энергокомплекс. Сергей Евгеньевич, мы очень просим вас сделать всё, чтобы дальневосточная надбавка была продлена и расширена, а 50% её направлялись именно на такие замечательные и нужные людям проекты в арктической зоне Дальнего Востока».

Виктор Хмарин сообщил, что «РусГидро» планомерно обновляет локальную энергетику на Дальнем Востоке, внедряя современные системы управления и элементы возобновляемой генерации. По его словам, Черский как ключевой арктический логистический узел должен получить надёжный источник энергии, особенно в преддверии вывода Билибинской АЭС из эксплуатации в 2026 году.

Гендиректор «Арктик Пауэр Кэпитал» Владимир Тощенко подчеркнул, что компания максимально привлекает местные строительные организации и перевозчиков, а также использует отечественные технологии. Он заявил, что реализация подобных проектов будет продолжена.

До ввода нового АГЭК поселок Черский получал электроэнергию по линии от Билибинской АЭС длиной 280 километров. Новый комплекс, построенный по механизму энергосервисного договора совместно с «Сахаэнерго», обеспечит бесперебойное энергоснабжение жителей и предприятий.

«РусГидро» уже ввела в эксплуатацию 14 аналогичных комплексов общей мощностью 25,8 МВт, включая 5,6 МВт возобновляемой генерации. Всего в рамках первого этапа программы модернизации планируется построить новые энергокомплексы в 80 населённых пунктах Якутии и Камчатки, что позволит создать свыше 120 МВт современной локальной генерации.

Первоисточник: https://ulus.media/2025/09/04/v-cherskom-yakutii-zapushhen-novyj-gibridnyj-energokompleks/#utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Стоимость акций НОВАТЭК пошла вверх после начала поставок с «Арктик СПГ-2»

Газета.ru, 04/09/2025

Акции компании НОВАТЭК демонстрируют рост на фоне начала поставок сжиженного природного газа (СПГ) с проекта «Арктик СПГ-2» в Китай. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Московской биржи.

Отмечается, что в начале торгов акции НОВАТЭК выросли до 1235,6 рубля (+0,72%), а на пике их стоимость достигала 1240 рублей.

О начале поставок на полях Восточного экономического форума объявил зампредседателя правления НОВАТЭК Евгений Амбросов

«Начались, первое судно зашло в Китай»,— сообщил он.

Первоисточник: https://www.gazeta.ru/business/news/2025/09/04/26654462.shtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Николай Шульгинов: Стратегия электросетевого комплекса должна включать раздел о Дальнем Востоке и Арктике

Государственная Дума РФ, 04/09/2025

Председатель Комитета по энергетике Николай Шульгинов на панельной сессии «Электроэнергия для развития Дальнего Востока» Восточного экономического форума заявил о необходимости актуализации Стратегии электросетевого комплекса с включением в нее отдельного раздела, посвященного Дальнему Востоку и Арктике.

«В нынешней редакции [Стратегии] не прописан институт системообразующей территориальной сетевой организации, который с принятием соответствующего закона стал основой консолидации сетевого комплекса, — сказал Николай Шульгинов. — Требуется актуализация документа, которая обеспечит дальнейшую консолидацию электросетевого комплекса, разработку механизмов реагирования на новые вызовы, а также определит источники финансирования строительства электросетевой структуры и механизмы повышения эффективности операционной и инвестиционной деятельности в отрасли».

Председатель Комитета отметил, что, с учетом важности задач по развитию энергосистемы Дальнего Востока и Арктики, «целесообразно важно вынести их в отдельный раздел Стратегии».

Говоря о программе развития электроэнергетики на территории Дальневосточного федерального округа на период до 2050 года, которую Президент России поручил утвердить Правительству России, определив источники ее финансирования, Николай Шульгинов сформулировал несколько предложений, обсуждавшихся на площадке Комитета.

«Мы предлагаем учесть в документе приоритетность строительства ГЭС и АЭС, включенных в Генеральную схему до 2042 года, включить мероприятия по энергообеспечению электрификации участков БАМа, пересмотреть требования по локализации энергетического оборудования, обеспечив возможность использования оборудования, произведенного в дружественных странах, разработать нормативно-правовой механизм так называемого авансирования потребителями строительства новых генерирующих объектов на территории Дальнего Востока. Это позволит достичь поставленных Президентом России целей по опережающему развитию энергетики региона», — заявил Николай Шульгинов.

Кроме того, Председатель Комитета призвал продлить до 2035 года действие «дальневосточной надбавки» — механизма выравнивания тарифов, действующего на территории отдельных частей регионов, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Первоисточник: http://duma.gov.ru/news/61992/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch