Обзор СМИ
08/09/2025
Оглавление
Путин предложил распространить Арктическую ипотеку на многодетных и педагогов
Бизнесу станет проще получить поддержку в Арктике и ДФО
Путин призвал открыть прямой доступ грузам из Сибири в Арктику
Подготовка плавсостава для Арктики разделена на три уровня сложности - Минтранс РФ
Новая модель. Запускают информледокол для завоевания будущего
Эксперты предложили продвигать образ Арктики через сериалы, реалити-шоу и VR-технологии
Чекунков: развитие контейнерной логистики с партнерами из КНР и ОАЭ перспективно для СМП
Краткий обзор текущей ледовой обстановки в морях Арктики
Минвостокразвития: ТТК станет бизнес-планом развития для всей Арктики на ближайшие 15 лет
Инвестор из КНР построит логистический комплекс для судов Севморпути в бухте Провидения
Нечаев: единый префрежим для ДФО и Арктики позволит привлечь больше инвестиций
Эксперт Тимонов: для привлечения молодежи в Арктику нужно создать условия
Андрей Чибис: наша задача привлечь и удержать людей на Севере
Арктическая торгово-логистическая компания в Якутии создала собственный бренд
Развитие Севморпути невозможно без опорных городов в Арктике
В Якутии построят 40-километровую дорогу, связывающую Кючусский ГОК с поселком Усть-Куйга
Гольдштейн: трансарктический коридор включит Коми в транспортные артерии
Северный Завоз
За срыв поставок по северному завозу введут административную ответственность
Российская газета, 05/09/2025
Контроль за исполнением закона "О северном завозе" хотят усилить путем введения административной ответственности для перевозчиков. Комитет Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с Минвостокразвития России планируют внести соответствующие поправки. Об этом сообщили на сессии "Северный завоз: надежно, быстро, доступно", прошедшей в рамках ВЭФ-2025.
"Закон живой и по результатам правоприменительной практики мы будем вносить в него совместно с Минвостокразвития России необходимые изменения. Убежден, что все намеченные планы по улучшению закона "О северном завозе" мы выполним", - заявил председатель Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов. Он отметил, что особенно важно, чтобы перевозчики начали отвечать за срыв сроков.
Кроме того, по словам губернатора Чукотского автономного округа Владислава Кузнецова, механизм субсидирования стоимости услуг перевозчиков позволит существенно снизить логистические затраты. "Это заложено в законе как норма, и сейчас приводят соответствующие нормативные акты для того, чтобы в следующем году это могло заработать. Это хорошие меры, которые позволят существенно снизить стоимость логистики", - поделился он.
Глава Республики Саха Айсен Николаев в свою очередь обратил внимание на необходимость поддержки внутренних водных путей, отметив, что без них северный завоз не будет работать.
Участники сессии также обсудили сложности логистики в арктических условиях. Глава Якутии привел пример с топливом: "Мы это топливо используем весной 28-го года. Но мы должны его сейчас завезти, чтобы весной 28-го года там было топливо. У нас логистика такая, что с депонированиями по северным рекам или завозами мы на три года фактически омертвляем средства".
Губернатор Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов рассказал о практических трудностях выгрузки грузов: "Корабль не может подойти непосредственно к берегу, потому что льды не отошли, например, как это было в прошлом году". По его словам, шланг, через который происходит выгрузка, протягивается от места стоянки корабля до берега, до емкости. "Это целое непростое мероприятие", - подчеркивает Кузнецов.
Арктический туризм
Эксперт Воротников: МТОР могут стать механизмом развития туризма в Арктике
ТАСС, 06/09/2025
Создаваемые международные территории опережающего развития (ТОР) могут стать новым механизмом развития туризма в Арктической зоне РФ. Об этом заявил ТАСС координатор экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, доцент Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) Александр Воротников.
5 сентября президент РФ Владимир Путин, выступая на пленарном заседании Восточного экономического форума, пригласил всех заинтересованных партнеров России принять участие в работе международных ТОР. По его словам, нормативная база для их работы уже готова, и с 1 января 2026 года такие ТОР будут работать в Забайкалье, Амурской области, Еврейской автономной области, в Хабаровском крае и в Приморье.
"Перспективы для развития туризма в Арктике существенные, и их надо использовать. При этом одним из механизмов может стать новый подход, через создание международных ТОР", - сказал Воротников. Он отметил, что на ВЭФ в 2025 году большое внимание уделяется развитию креативных индустрий и туризма.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/24981817?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Политика
Путин предложил распространить Арктическую ипотеку на многодетных и педагогов
ИА Мегаполис (Нижневартовск), 05/09/2025
Во Владивостоке проходит X Восточный экономический форум. На пленарном заседании выступил президент Российской Федерации Владимир Путин. Одной из тем выступления главы государства стала Арктическая ипотека.
Российский лидер отметил, что по ипотечной программе на Дальнем Востоке и в Арктике выдано более 165 тысяч кредитов. Механизм продлен до 2030 года.
На льготу могут рассчитывать, в том числе, работники сферы образования. И это направление нужно расширить.
«Возможность получить ипотеку по ставке в 2 процента должны иметь не только учителя, но, подчеркну, все работники государственных и муниципальных образовательных учреждений Дальнего Востока и Арктики. Прошу Правительство внести соответствующие поправки в нормативную базу. Это деньги, которые даже в сегодняшних условиях вполне подъемные, прошу это сделать», — заявил Владимир Путин.
Также Арктическая ипотека распространится на вторичный рынок жилья. Это коснется городов, где пока не возводятся многоквартирные дома.
Возможность улучшить жилищные условия смогут и многодетные семьи.
«Считаю правильным сделать Дальневосточную и Арктическую ипотеку доступной для всех семей в регионе, которые воспитывают трех и более детей.
Подчеркну: для всех многодетных семей, независимо от возраста родителей. У нас там было ограничение — 35 лет. Но сейчас женщины рожают и в 35, и в 40, и больше. Дай Бог здоровья. Чем больше у нас малышей — тем лучше», — подчеркнул Путин.
Первоисточник: https://meganews.life/news/economy/26227/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Бизнесу станет проще получить поддержку в Арктике и ДФО
Север-Пресс, 05/09/2025
Для бизнеса Арктики и Дальнего Востока с 1 января 2027 года будет введен единый режим преференций. Соответствующее поручение дал президент России Владимир Путин на Восточном экономическом форуме (ВЭФ).
В регионах хотят упростить использование инструментов поддержки компаний, предпринимателей, их новых проектов. «Иными словами: куда бы ни пришел инвестор — в любой дальневосточный или арктический регион, город, поселок, — он везде будет иметь право на льготы», — процитировала главу государства пресс-служба.
При этом условия для действующих инвесторов на территориях опережающего развития сохранятся. Запустить единый режим преференций должны с 1 января 2027 года.
Путин призвал открыть прямой доступ грузам из Сибири в Арктику
РИА Новости, 05/09/2025
Для повышения эффективности Трансарктического транспортного коридора (ТТК) нужно открыть прямой доступ грузам из Сибири и Урала на морские трассы Арктики, заявил президент России Владимир Путин.
"Чтобы повысить эффективность и устойчивость Трансарктического коридора, нужно открыть прямой доступ грузам из Сибири, с Урала на морские трассы Арктики", - сказал Путин на пленарном заседании ВЭФ.
Первоисточник: https://ria.ru/20250905/putin-2039906754.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Коренные малочисленные народы
В сети запустили онлайн-курс по обучению эвенкийскому языку
Таймырский телеграф, 05/09/2025
Ученые Института Севера и Арктики совместно с кафедрой культурологии и искусствоведения Сибирского федерального университета разработали уникальный образовательный проект – онлайн-курс «Эвенкийский язык и культура». Пройти его можно бесплатно на информационно-образовательной платформе «Сноуворд», сообщили в пресс-службе Агентства по развитию северных территорий.
Программа включает 18 модулей, которые раскрывают ключевые аспекты жизни и наследия эвенкийского народа. Слушатели познакомятся с историей, мировоззрением, религией, литературой, музыкой и декоративно-прикладным искусством эвенков, а также с особенностями их традиционной экономики и кухни.
Отдельный блок посвящен изучению эвенкийского языка: его фонетике, лексике, грамматике и морфологии, а также методикам преподавания и истории изучения.
Дистанционный формат позволяет пройти обучение в удобном темпе, а открытый доступ делает курс доступным для широкого круга слушателей – от студентов и исследователей до всех, кто интересуется культурой коренных малочисленных народов Севера.
Наука, культура и образование
Подготовка плавсостава для Арктики разделена на три уровня сложности - Минтранс РФ
Korabel.ru, 05/09/2025
Заместитель министра транспорта Александр Пошивай представил доклад о подготовке кадров для плавания в полярных арктических водах в рамках сессии "Ответственное партнерство для комплексного развития Арктики и Дальнего Востока" на Восточном экономическом форуме.
Минтрансом признано 10 морских образовательных организаций, которые обладают полномочиями на повышение квалификации моряков по эксплуатации судов в полярных водах. Дополнительно Росморречфлотом одобрено 12 учебно-тренажерных центров для начальной и расширенной тренажерной подготовки судоводителей по управлению судами в полярных водах.
Кадровое обеспечение арктических проектов формируется на базе систем управления безопасностью судоходных компаний, соответствующих требованиям ИМО, а также научных и образовательных институций. Основные перспективные направления арктической деятельности предварительно прорабатываются морскими образовательными организациями и учебно-тренажерными центрами для подготовки, повышения квалификации специалистов береговой инфраструктуры Севморпути, морских гидрографов, членов экипажей судов, в том числе, оснащенных ядерными энергетическими установками.
В настоящий момент международными документами предусмотрены 3 вида подготовки — начальная и расширенная подготовка судоводителей и ознакомление членов экипажей с особенностями работы на судах в полярных водах, включая выживание в холодном климате.
"Все программы тренажерной подготовки, как при обучении курсантов и студентов, так и при повышении квалификации, используют современные тренажеры, лаборатории, мастерские для привития практических навыков и их соответствующей оценки", — подчеркнул Александр Пошивай.
В 2018 году госкорпорация "Росатом" совместно с ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова создала в Санкт-Петербурге Центр морских арктических компетенций для практической тренажерной подготовки экипажей новейших атомных ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт. Подготовка экипажей ведется с 2019 года.
"В мае 2025 года торжественно открыт уникальный в своем роде тренажер навигационного мостика атомного ледокола серии 22220. Он моделирует почти на 100% математическую модель, органы управления и визуализацию мостика. Следует отметить, что разработка полностью российская, внесена в реестр Минцифры и получила одобрение типа Росморречфлота", — рассказал замглавы Минтранса.
Новая модель. Запускают информледокол для завоевания будущего
Аргументы и Факты, 05/09/2025
На ВЭФ-2025 объявлено о создании «Арктического информационного штаба» — новой модели освоения пространства через смыслы, образы и технологии
Государство, медиа и креативная индустрия объединяются для формирования нового образа российской Арктики.
«Арктика — это живая легенда, рождённая из искреннего порыва и творчества поколений. Мы хранители величайших богатств человечества, и наша миссия — сделать так, чтобы эта легенда не просто жила, а расцветала новыми смыслами, вдохновляя тех, кто работает, служит и верит в будущее этого уникального региона», — сказал Алексей Чекунков, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.
«Мы обнаружили информационный голод колоссальной силы. 76 % россиян ждут информацию об Арктике, но получают крохи. Сегодня мы объявляем информационную мобилизацию нации и запускаем информационный ледокол! Наша задача — сделать Арктику национальной идеей — личной территорией мечты для каждого гражданина — от ребёнка, смотрящего мультфильмы о полярных героях, до взрослого, выбирающего арктическую профессию как вызов себе», — добавила Марина Ким, модератор сессии, первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Арктику называют центром мира, где решается судьба человечества. Эксперты отмечают, что оценили упущенную выгоду от недостатка информационной работы примерно в 1 трлн руб. в год. И сейчас надо решить задачу: сделать Арктику национальной идеей — личной территорией мечты для каждого гражданина».
«Арктика — это не периферия, а передовой фронт, где традиции встречаются с инновациями, а сила духа становится драйвером роста. Мы создаём современную инфраструктуру, чтобы раскрыть креативный потенциал региона и утвердить культурное лидерство России в арктическом пространстве», — подчеркнул Айсен Николаев, глава Республики Саха (Якутия).
Журналистское сообщество намерено обеспечить постоянное присутствие Арктики в информационном поле.
«Выстраивая работу по продвижению Арктики необходимо в первую очередь опираться на обратную связь: мнение жителей и представителей бизнеса самих регионов. Так мы сможем не только проинформировать всю страну о возможностях, которые создаются государством в регионах русского севера, но и содействовать решению тех проблем, которые беспокоят людей. А общественный запрос в первую очередь сейчас — качественные социальные объекты и транспортная инфраструктура, жилье и связь, — отметила София Малявина, генеральный директор АНО «Национальные приоритеты». — Мы готовы войти в состав рабочей группы, создание которой инсценируют организаторы сессии, чтобы своей со своей экспертизой принять участие в разработке большой стратегии по продвижению Арктики».
Помочь в продвижении региона должна и смена дизайна Арктики.
«Нужно создавать объекты, в которые невозможно не влюбиться. Новые атомные ледоколы, станция „Снежинка“, платформа „Северный полюс“ — это не просто функциональные сооружения, а архитектурные манифесты российской инженерной мысли. Нужно создавать не просто инфраструктуру — нужно создавать символы, которые вдохновят новое поколение на покорение Севера и укрепят статус России как ведущей арктической державы, — заявил Андрей Тимонов, директор департамента коммуникаций ГК «Росатом.
Будет создан «Арктический информационный штаб», эта платформа объединит государство, медиа, креативные индустрии и бизнес как экспертную структуру для выработки единой коммуникационной стратегии, обмена контентом и координации действий по донесению информации о регионе.
Якутия как центр культурного кода и креативных индустрий Арктики: выступление Айсена Николаева на ВЭФ
Московский комсомолец - Якутия, 05/09/2025
Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев на сессии «Арктика: информационная политика» Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке подчеркнул ключевую роль Якутии в продвижении культурного кода России и развитии креативных индустрий в Арктическом регионе. В условиях растущего международного интереса к Арктике республика выступает не только как стратегический экономический и геополитический субъект, но и как центр инноваций и творчества.
Николаев отметил, что Арктика сегодня — это не только территория природных ресурсов и военного потенциала, но и пространство для сохранения и развития уникального культурного наследия народов Крайнего Севера. «Продвигать культурный код России как в циркумполярном, так и в мировом пространстве — важнейшая задача», — подчеркнул глава Якутии, отметив, что Якутия является ярким примером успешного сохранения традиций и их трансляции на международном уровне.
Особое внимание в выступлении было уделено развитию креативных индустрий — кино, анимации, геймдева, дизайна и IT. Якутский кинематограф за последние годы превратился в бренд с миллионами зрителей и более 280 международными наградами. Фильмы, такие как «Карина», раскрывают уникальный культурный код региона и передают арктическое мироощущение, что делает их конкурентоспособными на мировой арене.
Для поддержки творческого потенциала в Якутске создается Дальневосточный кинопавильон полного цикла — крупнейший технологический хаб за Уралом. Он позволит ежегодно производить до 40 фильмов, создавать высокотехнологичные рабочие места и привлекать талантливую молодежь со всей страны. «Это позволит превратить якутское кино в полноценную киноиндустрию, транслирующую образ Арктики на весь мир», — отметил Айсен Николаев.
Кроме того, близится к завершению строительство Арктического центра эпоса и искусств на 1500 мест с общей площадью 32 тысячи квадратных метров. Новый культурный кластер станет флагманским проектом российской Арктики, дополняя сеть культурно-образовательных комплексов и становясь важной архитектурной и туристической доминантой Якутска.
Глава республики также подчеркнул развитие IT-стартапов, геймдева по мотивам эпоса «Олонхо», современного дизайна с традиционными орнаментами и других инициатив, которые превращают регион в пространство для инноваций и самореализации молодежи.
«Арктика — это центр новых возможностей, где традиции встречаются с инновациями, а сила духа становится драйвером экономического роста. Наша задача — сделать так, чтобы каждый россиянин ощущал Арктику своей и гордился ею как частью великого национального наследия», — резюмировал Айсен Николаев.
Эксперты предложили продвигать образ Арктики через сериалы, реалити-шоу и VR-технологии
ТАСС, 05/09/2025
Современные мультимедийные и развлекательные форматы, сериалы, VR-технологии помогут продвигать образ Арктики как национальной идеи и новой точки притяжения молодежи. К таким выводам пришли участники сессии ВЭФ "Арктика: информационная политика".
"Важно разговаривать с молодежной аудиторией на их языке. За последние полтора года [интерес к теме Арктики на наших платформах] вырос на 30%. Это подтверждает, что тема перестала быть нишевой и выходит на уровень национального тренда с точки зрения медиапотребления. Чтобы Арктика стала точкой путешествий для молодежи и прочной частью нашей обычной жизни, необходимо объединять усилия и бизнесу, и обществу, и, конечно, медиа", - считает генеральный директор объединенной редакции Life и Shot (News Media Holding) Денис Арапов.
Эксперт по стратегическим коммуникациям, писатель Денис Цыпкин считает, что повысить привлекательность Арктики помогут качественные сериалы. "Достаточно простая идея: нужно сделать несколько толковых сериалов на эту тему. Сегодня молодежь в большей степени узнает мир через сериалы. Очень много фильмов про Москву было сделано, после которых вырос турпоток. То же самое с Петербургом", - отметил он,
По его мнению, в России спрос на новые места есть. "Все устали от Алтая, даже от самого Дальнего Востока, немножко приближенного к обычной реальности. Есть спрос у молодежи на приключения, есть в целом спрос на приключения. А у нас есть абсолютно дикая земля с точки зрения природы, которая может сравниться по путешествию с полетом на Марс", - считает писатель.
Как отметила модератор сессии, первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Марина Ким, исследования фиксируют "колоссальный" запрос на информацию об Арктике - 76% опрошенных россиян хотели бы знать о ней больше.
По мнению Ким, информационных выпусков об Арктике на телевидении много, не хватает эмоций для привлечения внимания аудитории. "Очень хочется, чтобы современное поколение смогло эмоционально зарядиться Арктикой, открыть ее для себя, соотнести себя к ней, к этой глобальной теме", - подчеркнула она.
Новые форматы
Генеральный директор АНО "Национальные приоритеты" Софья Малявина сообщила, что совместно с Институтом развития интернета продюсируется реалити-шоу "Арктика". "Везем молодых людей и блогеров попробовать себя на реальных рабочих местах на ключевых предприятиях в разных регионах Арктики для того чтобы показать, каково же там жить и работать", - отметила она.
Для полномерной информационной кампании нужны "сильные образы", "мода на Арктику", новые мультимедийные форматы, уверен Арапов. Одним из удачных проектов он считает уникальный мультимедийный формат с использованием VR-технологий "Арктические виражи". "С помощью 3D-съемок, диджитал-репортажа мы снимали не только ледоход, но и заводы в тайге, буровые. И в режиме реального времени ты практически оказываешься на месте события, испытываешь те эмоции, ощущения, которые там есть", - добавил он.
Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/24973361?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Оборона и безопасность
Северный флот пополнился новым стражем Арктики
СеверПост, 05/09/2025
5 сентября в Североморске состоялась торжественная церемония приёма в состав ВМФ новейшего патрульного корабля ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550, построенного на судостроительном заводе АО «Адмиралтейские верфи» ОСК.
Об этом сообщила пресс-служба Северного флота.
Отмечается, что при строительстве корабля были внедрены сложные технические решения, некоторые из них не имеют аналогов в мировом судостроении.
«Корабль сочетает в себе свойства патрульного корабля, ледокола и буксира, способен вести охрану и мониторинг водных ресурсов на арктических широтах, конвоировать и буксировать в порт задержанные суда, сопровождать суда обеспечения, участвовать в спасательных операциях», - уточнило военное ведоство.
Мероприятие было проведено под руководством главнокомандующего Военно-Морским Флотом России Героя Российской Федерации адмирала Александра Моисеева. Также в церемонии приняли участие командующий Северным флотом адмирал Константин Кабанцов, губернатор Андрей Чибис, первый заместитель генерального директора ОСК Андрей Бузинов и заместитель генерального директора АО «Адмиралтейские верфи» Сергей Юрчук.
Первоисточник: https://severpost.ru/read/194673/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Судостроение
Эксперт Воротников заявил о необходимости строительства новых ледоколов
ТАСС, 06/09/2025
Строительство ледоколов и судов высокого арктического класса необходимо для развития трансарктического транспортного коридора. Об этом заявил ТАСС координатор экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, доцент Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) Александр Воротников.
5 сентября на пленарном заседании Восточного экономического форума президент РФ Владимир Путин отметил растущую заинтересованность в трансарктическом транспортном коридоре из Санкт-Петербурга во Владивосток со стороны российских компаний, работающих в Арктике, и со стороны иностранных перевозчиков.
"Работа по развитию трансарктического коридора, в первую очередь идет на берегу. Именно там строятся суда, которые работают на трансарктическом коридоре Это и атомные ледоколы, которых уже не хватает для устойчивой работы трансарктического коридора. Это также и строительство новых судов высокого арктического класса Ark 7: танкеров, газовозов, контейнеровозов, которых у нас мало или просто нет. То есть необходимо развитое судостроение и судоремонт", - сообщил эксперт.
По его словам, необходима также развитая портовая инфраструктура, в том числе и речная, которая позволит не только осуществлять перевалку грузов из Сибири и Урала, но и создавать там мощности по их переработке и производить товары с более высокой добавленной стоимостью. Также трансарктический коридор может использоваться и для доставки товаров через речную и железнодорожную инфраструктуру в российские регионы, а также Китай и Монголию.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/24981881?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Северный морской путь
Чекунков: развитие контейнерной логистики с партнерами из КНР и ОАЭ перспективно для СМП
ТАСС, 05/09/2025
Развитие Северного морского пути и Трансарктического транспортного коридора, частью которого является СМП, перспективно для проектов в сфере контейнерной логистики, которые могут быть реализованы с участием партнеров из Китая и Объединенных Арабских Эмиратов. Об этом сообщил ТАСС министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
"Трансарктический транспортный коридор - это комплексная транспортная система, связывающая территории страны с Северным морским путем. При этом СМП, включающий в том числе речные и железнодорожные коридоры, порты и другую инфраструктуру, необходимую для перемещения грузов по морю между нашими западными и восточными портами - это основной участок ТТК. Одно из перспективных направлений - развитие контейнерной логистики, в том числе, с участием зарубежных партнеров из КНР и ОАЭ", - сказал он.
Говоря о перспективах развития СМП, Чекунков отметил, что потенциальный объем грузопотока по этому маршруту может достигать 109 млн тонн, из которых не менее 84% - грузопоток арктических проектов. Министр отметил, что в настоящее время реализуется план развития Севморпути, включающий строительство нового ледокольного и грузового флота, портовой инфраструктуры, расширение космической группировки.
"Следующий шаг - переход к модели круглогодичной навигации с увеличением объема перевозок за счет развития международного транзита и перераспределения грузов с других транспортных коридоров. Судоходство, при этом, может осуществляться по двум моделям: текущей и круглогодичной. Текущая предполагает закрепление за каждым проектом ледоколов, обеспечивающих вывоз продукции в западном направлении. Круглогодичная модель предполагает формирование новой восточной группировки ледоколов без закрепления за определенным грузоотправителем, которая будет обеспечивать ледокольное сопровождение по расписанию, по караванному принципу и с взиманием сбора с каждой тонны груза", - пояснил Чекунков.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/24973085?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Краткий обзор текущей ледовой обстановки в морях Арктики
Arctic Universe, 07/09/2025
Ученые Центра ледовой гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института подготовили краткий обзор текущей ледовой обстановки в арктических морях Северного ледовитого океана, основанный на анализе спутниковой информации, наблюдаемой в период с 31 августа по 2 сентября.
На акватории Баренцева моря чисто.
На акватории Карского моря преимущественно чисто. Сохраняется лишь небольшое пятно дрейфующего льда сплоченностью не более 3 баллов между островами Октябрьской Революции и Воронина.
На акватории моря Лаптевых массив дрейфующих льдов сплоченностью до 9 баллов сохранятся в северной части. Вдоль кромки отмечается сильное разрежение. В центральной, южной части моря, а также вдоль побережья архипелага Северная Земля преимущественно чисто. Небольшие полосы редкого льда (1-3 балла) сохраняются лишь на подходах к проливу Санникова и восточнее берега Прончищевой.
В Восточно-Сибирском море западная часть акватории очистилась ото льда. В восточной части сохраняется массив льда преобладающей сплоченностью от 4 до 8 баллов, с отдельными пятнами очень сплоченного (9 баллов) льда. Вдоль южной кромки массива отмечается сильное разрежение, южнее – вдоль побережья континента – полоса открытой воды. В проливах Санникова и Дмитрия Лаптева чисто, на подходах к проливу Лонга в центральной части сплоченность льдов до 8 баллов, южнее и севернее редкий лед.
В Чукотском море в северной части акватории сохраняются отдельные массивы сплоченностью до 6 баллов с редкими пятнами 7-8 баллов. Также дрейфующий лед наблюдается в центральной части пролива Лонга, преобладающая сплоченность 4-8 баллов. В центральной и южной частях акватории, Беринговом проливе чисто.
На акваториях Печорского, Каспийского, Азовского, Белого, Балтийского, Берингова, Охотского и Японского морей чисто.
Минвостокразвития: ТТК станет бизнес-планом развития для всей Арктики на ближайшие 15 лет
Флагман, 05/09/2025
Трансарктический транспортный коридор (ТТК) станет бизнес-планом развития для всей Арктики на ближайшие 15 лет. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова 5 сентября.
"Трансарктический коридор - это новое понятие, как президент сказал, оно расширяет понятие Севморпути, включая в него и наземные связи, и речную логистику, и железнодорожную. Поэтому это громадный проект, к которому еще предстоит подходить с правильными расчетами. Считайте, это бизнес-план развития Арктики на следующие 15 лет", - сказал министр.
Ранее на пленарном заседании ВЭФ президент РФ Владимир Путин отметил растущую заинтересованность в трансарктическом транспортном коридоре из Санкт-Петербурга во Владивосток со стороны российских компаний, работающих в Арктике, и со стороны иностранных перевозчиков.
Инвестор из КНР построит логистический комплекс для судов Севморпути в бухте Провидения
Флагман, 05/09/2025
Китайская компания NewNew Shipping Line и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) подписали на полях юбилейного, Х Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке соглашение о создании логистического комплекса в Чукотском автономном округе. Об этом сообщает пресс-служба КРДВ 5 сентября.
В церемонии подписания приняли участие законный представитель NewNew Shipping Line Кэ Цзинь и заместитель генерального директора по привлечению инвестиций КРДВ Кирилл Каменев.
Проект предполагает строительство в бухте Провидения логистического комплекса по перевалке грузов с судов арктического класса на обычные контейнеровозы для снижения стоимости перевозок по Северному морскому пути. Общий объем инвестиций в реализацию проекта составляет 5 млрд рублей. Появится 100 новых рабочих мест. В настоящий момент разрабатывается концепция проекта.
«Развитие Севморпути – приоритетное стратегическое направление, которое позволит интенсифицировать международную торговлю с учетом активного освоения полярных месторождений и перенаправления грузов с западного на восточное направление. Чтобы поток по нашей северной магистрали рос, необходимо повышать доступность перевозок. Один из проектов, способных удешевить перевозки – новый логистический центр на Чукотке. Кроме того, он будет способствовать развитию транспортных связей, портов и складских комплексов, что простимулирует экономический рост региона и повысит конкурентоспособность Севморпути. Проект, инициированный китайским инвестором, получит необходимое содействие от Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики», – прокомментировал Кирилл Каменев.
Социально-экономическое развитие
Нечаев: единый префрежим для ДФО и Арктики позволит привлечь больше инвестиций
ТАСС, 05/09/2025
Запуск единого преференциального режима на всей территории Дальнего Востока и Арктики позволит увеличить инвестиции в регион, упростит условия для бизнеса и привлечет больше резидентов для будущих международных территорий опережающего развития (ТОР). Об этом ТАСС заявил руководитель фракции "Новые люди" Алексей Нечаев.
По словам парламентария, предложенная президентом России Владимиром Путиным мера - запуск единого преференциального режима для всего Дальнего Востока и Арктики - является "логичным продолжением мер поддержки, которые уже работают". "Сейчас на Дальний Восток идет 10% всех российских инвестиций, почти 4 трлн рублей, Арктика увеличивает свой вклад в ВВП страны. Этот шаг позволит усилить результаты", - отметил Нечаев.
"Исчезнет лишняя бюрократия, например, долгий процесс расширения ТОР. Станет проще создавать проекты, резиденты сохранят все льготы. Это значит, что вырастут вложения в регион и улучшится качество жизни", - сказал депутат.
Он добавил, что значительная доля инвестиций приходится на Китай, однако к работе подключаются и другие страны - Вьетнам, Индия, Лаос, Малайзия и Таиланд. "Только на ВЭФ приехали представители более 70 стран. Новый режим привлечет больше резидентов будущих международных ТОР", - подчеркнул Нечаев.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/24976325?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Эксперт Тимонов: для привлечения молодежи в Арктику нужно создать условия
ТАСС, 05/09/2025
Для того, чтобы сегодня молодежь решила поехать в Арктику жить и работать, нужно создать условия, отвечающие духу времени, считает директор департамента коммуникаций Росатома Андрей Тимонов.
"Есть категория молодежи, она даже подсчитана - это порядка полутора миллионов человек, кто хочет прямо хочет ехать в Арктику. Но при определенных условиях. На одной романтике сегодня не выйдем. Требуется жилье, хорошие заработные платы. Требуется сопричастность с большими, глобальными, масштабными, не побоюсь этого слова, планетарными проектами", - сказал Тимонов, выступая на сессии "Арктика: информационная политика" в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ).По его словам, сегодня бессмысленно привлекать молодежь в Арктику фразой "мы тебе заплатим деньги, но ты там потерпи". "Эта схема уже не работает. Это очень важно понимать. Работает другая схема: Арктика - это глобальный масштабный жизненный опыт, это свой такой, знаете, мегапроект, это построение своего собственного личного бренда", - считает главный пиарщик Росатома.
По его мнению, сегодня Арктике уже не нужны герои-авантюристы. "Федор Конюхов на блочном щите плавучей атомной электростанции, наверное, не нужен. И такие, знаете, авантюристы, такие герои Владимира Высоцкого из фильма "Хозяин тайги", тоже не нужны. Они нужны в Арктике с точки зрения популяризации, с точки зрения самого подвига освоения новых, еще не открытых территорий. Но как только вы сталкиваетесь с понятными процессами эксплуатации атомной электростанции, работе в плав составе на атомных ледоколах - там авантюризм не нужен. Это должны быть обычные, "системные" люди. И у них должны появиться в поле зрения те самые ценности, ради которых они туда приехали", - уверен Тимонов.
Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/24973975?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Андрей Чибис: наша задача привлечь и удержать людей на Севере
Правительство Мурманской области, 07/09/2025
В рамках прямой линии Андрей Чибис рассказал о работе профильной комиссии Госсовета РФ по направлению «Северный морской путь и Арктика».
Одна из глазных целей – создание плана президентского уровня развития АЗ РФ до 2050 года.
«Экономика – это основа всего, ничего не будет без нее развиваться. Поэтому проект президентского уровня необходим, и мы много работаем в этом направлении. В рамках комиссии ведем работу ежедневно с профильными ведомствами. Именно это даст новый толчок для развития всей Арктической Зоны России. Вместе с коллегами, учитывая интересы людей, понимая ключевую важность Севморпути и арктических регионов, бьемся за важные решения», – отметил Андрей Чибис.
Глава региона выразил благодарность за поддержку Президенту России Владимиру Путину, Правительству России, Министерству по развитию Дальнего Востока и Арктики, а также другим ведомствам.
«Нужно, чтобы люди жили лучше, чтобы выбирали жизнь на Севере. Так, например, мы добились мастер-планов с перечнем важных объектов», — отметил губернатор.
Для их финансирования сформированы в нацпроектах специальные разделы, посвященные именно Дальнему Востоку и Арктике, на мероприятия направят 5% от расходов профильных государственных программ. Все это вошло в перечень поручений Президента с конкретными сроками.
«Также напомню, что у нас в регионе действует уникальная арктическая ипотека под 2%. Мы создаем необходимые условия для застройщиков: предоставляем землю, подводим сети. И мы начали строить так, как не строили со времен СССР», — подчеркнул губернатор.
Кроме того, Президент России в рамках ВЭФ расширил действие арктической ипотеки. Она будет распространяться на всех работников муниципальных и государственных учреждений образования, а также многодетные семьи, без учета возраста родителей.
Первоисточник: https://gov-murman.ru/info/news/552977/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Арктическая торгово-логистическая компания в Якутии создала собственный бренд
ТАСС, 05/09/2025
Арктическая торгово-логистическая компания (АТЛК) в Якутии создала собственный бренд, его будут использовать для реализации продукции цеха переработки. Об этом сообщил ТАСС генеральный директор компании Сайдам Степанов в преддверии сессии "Арктика: информационная политика" на Восточном экономическом форуме (ВЭФ).
"Мы разработали свой собственный бренд под названием "АрктикВкус". Вся продукция цеха будет реализовываться под этим брендом", - сообщил Степанов.
Цех по переработке мяса, овощей и дикоросов направлен на поддержку местного производства и упрощение логистики завоза продовольствия на арктические территории. Планируется, что цех будет производить тушенку, овощные консервы, сиропы и варенья из местной продукции. Кроме того, планируется заняться подготовкой продукции из якутского меда.
В цехе будут работать восемь человек. Проект поддержит местное население и позволит на месте производить продукты, что даст возможность отказаться от дорогостоящей доставки продуктов в республику из других регионов России.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/24973813?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Развитие Севморпути невозможно без опорных городов в Арктике
Российская газета, 05/09/2025
Будущее судоходства по Трансарктическому транспортному коридору (ТТК), "сердцем" которого станет действующий Северный морской путь (СМП), зависит от комплексного подхода и участия всех заинтересованных сторон. И, кроме прочего, от развития опорных городов там, где СМП начинается, заканчивается и обслуживается. Перспективы морской логистики в Арктике обсуждали сегодня на ВЭФ-2025 во Владивостоке, на сессии с говорящим названием "500 лет на горизонте: от открытий к инновациям СМП".
Историческую глубину дискуссии задал глава Госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев. Он напомнил, что 500 лет назад, в 1525 году, русский дипломат Дмитрий Герасимов составил первый проект Северного морского пути. Его дальнейшая история, "очень глубокая и вдохновляющая", наполненная и трагедиями и победами, долгое время состояла из научных экспедиций, имена участников которых, вроде Витуса Беринга, были увековечены в географических названиях. Лишь в советские годы научные поиски обрели "большой народно-хозяйственный смысл, связанный, в первую очередь, с открытием и необходимостью освоения месторождений Норильска".
"У страны не было выбора, кроме как развивать СМП, и именно в той ипостаси, в которой он сегодня для нас и важен - как механизм использования арктической кладези полезных ископаемых", - подчеркнул Лихачев. Важной вехой на этом пути стал запуск в эксплуатацию в декабре 1959 года атомного ледокольного флота, который помог не только победить льды, но и обеспечить "бережное отношение к этому хрупкому региону, ведь ледоколы не оставляют углеродного следа".
Рекорд перевозки грузов, достигнутый СССР (восемь миллионов тонн в год), Россия давно превзошла: если по итогам 2012-го оборот по СМП, за который в последние годы полностью отвечает "Росатом", составлял всего один миллион тонн, то по итогам 2024-го - уже 37,9 миллиона. Цель к 2030-му - довести объемы до психологически важного рубежа свыше 100 миллионов тонн. Перспективы роста грузооборота базируются, прежде всего, на крупных проектах по добыче нефти, угля и других природных ископаемых, производству сжиженного природного газа, цветных металлов. Кроме "Норникеля", грузовую базу СМП на современном этапе обеспечат и другие компании, в том числе "Роснефть" (проект "Востокойл"), "Новатэк" (проект "Арктик СПГ"), Баимский ГОК на Чукотке.
В последние годы интерес к СМП как к альтернативному логистическому маршруту возрастает из-за влияния геополитики. Риски использования других, более привычных транспортных коридоров (прежде всего, Суэцкого и Панамского каналов), резко обострились. А глобальное потепление приводит ко все большему таянию льдов, что повышает скорость навигации по Севморпути. Неслучайно в этом году СМП стали рассматривать как часть более глобального проекта - Трансарктического транспортного коридора, который в перспективе объединит не только морскую логистику (проходку во льдах, навигацию и ледоколы), но и реки, и железные дороги, а даже автодороги с аэропортами.
Как заявил на сессии Сергей Вахруков, начальник Управления президента РФ по вопросам национальной морской политики и зампред Морской коллегии РФ, ТТК как очень долгосрочный и высокорисковый мегапроект потребует создания серьезной системы безопасности и "игры в длинную". А так как такой международный коридор - еще и очень капиталоемкий проект, "одному государству его просто не поднять". "Но такой коридор должен будет работать в интересах развития всей страны, должен будет обеспечить нам возможность не только капитализировать наши дороги, транспортные и минерально-сырьевые ресурсы, используя переработку на нашей территории, но и переключить на этот транспортный коридор потенциальные грузовые потоки", - подчеркнул чиновник.
Глава Минтранса РФ Андрей Никитин в своем выступлении больше внимания уделил первоочередным задачам. Главной из них он считает возрождение транспортной науки - как фундаментальной, так и прикладной. "Мы этим занимаемся совместно с РАН, с коллегами из Морской коллегии и из "Росатома". Хочу напомнить, что Менделеев в свое время работал в Институте инженеров путей сообщения, то есть острие научной мысли находилось именно в транспортной сфере. Думаю, следующие 20-30 лет большие и важные открытия также будут сделаны вокруг транспортных проблем и задач", - отметил министр.
Среди других практических задач - подготовка кадров, возрождение аварийно-спасательного флота (чтобы тот же СМП "был максимально безопасен"), реконструкция аэродромов в Арктической зоне РФ и, конечно, развитие грузовых перевозок на беспилотных судах. Главным же вызовом в среднесрочной перспективе Никитин считает внедрение в отрасли Национальной цифровой транспортно-логистической платформы, которая обеспечит ту самую необходимую в том числе и для формирования ТТК мультимодальность.
Губернатор Чукотки Владислав Кузнецов, в свою очередь, отметил, что за счет развития СМП регионы, которые оказываются в его ареале, получают мощный импульс для развития. В том числе за счет запуска крупных инвестпроектов, прежде нерентабельных. О том, что "СМП невозможен без опорных городов, где этот путь начинается, заканчивается и обслуживается", напомнил на сессии и статс-секретарь - вице-президент "Норникеля" Дмитрий Пристансков.
Компания, которая в этом году отмечает 90-летний юбилей, была пионером СМП - именно для перевозки продукции Норильского комбината и были построены корабли усиленного ледового класса. И сегодня "Норникель" остается одним из ключевых пользователей главной арктической судоходной магистрали России. У компании есть свой флот ледового класса - пять сухогрузов и танкер, но для его проводки и поддержания ледового канала в Енисее и Енисейском заливе используются два ледокола "Сибирь" и "Вайгач". В прошлом году между "Норникелем", Минвостокразвития РФ и "Росатомом" было подписано дополнительное соглашение к Соглашению о сотрудничестве - в ближайшие пять лет планируется дальнейшее расширение мощностей и рост морского грузооборота с перевозкой по СМП до трех миллионов тонн в год (есть договоренность на эксплуатацию в 2026 году после модернизации дизельного ледокола "Адмирал Макаров" или его аналога).
"Норникель" инвестирует и в развитие портовых мощностей - так, за последние 10 лет только в Дудинку было вложено порядка 20 миллиардов рублей. Инвестиции будут продолжены в ближайшие годы - в реконструкцию причалов порта, расширение тыловых площадок, приобретение мобильных кранов, погрузчиков и автотехники.
Но еще большие вложения "Норникель" делает в города своей ответственности в Арктике. Так, на ключевой для себя территории - в Норильске - компания реализует Комплексный план социально-экономического развития, рассчитанный до 2035 года. Его общая стоимость превышает 120 миллиардов рублей, "Норникель" вкладывает более 70 процентов, или свыше 81 миллиарда - средства идут на реновацию жилищного фонда, строительство и ремонт социальных учреждений, а также обновление коммунальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. "Это прецедент по масштабу участия промышленных компаний в обновлении городской среды. Фактически, совместными усилиями сейчас создается новый город с новым лицом. Вклад "Норникеля" - не просто инвестиции, а масштабная поддержка социальной среды, образования, медицины, культурных и спортивных инициатив - это все то, что делает жизнь на Севере полноценной и комфортной", - подчеркнул Дмитрий Пристансков.
Параллельно компания реализует масштабные проекты, направленные на улучшение экологической ситуации в Красноярском крае и Мурманской области. Самый значимый из них - это "Серная программа", ключевая составляющая федерального проекта "Чистый воздух", объем инвестиций в которую превысил 200 миллиардов рублей. В Норильске на Надеждинском металлургическом заводе был построен сложный технологический комплекс по утилизации диоксида серы со всей необходимой инфраструктурой. На Кольской площадке в Мончегорске "Норникель" буквально в августе запустил новую систему газоочистки. Все эти проекты, кстати, в основном реализуются на российском оборудовании и технологиях.
Компания продолжает проводить "генеральную уборку" своих территорий от исторически накопленного промышленного наследия. Бюджет корпоративной программы "Чистый Норильск" составляет 40 миллиардов рублей. В течение 10 лет запланировано очистить 24 миллиона квадратных метров (600 стихийных свалок), убрать два миллиона тонн отходов, демонтировать 500 неиспользуемых зданий и сооружений, вывезти 700 тысяч тонн металлолома, провести рекультивацию земель. Предприятия "Норникеля" выступают и участниками пилотного проекта по внедрению в России систем экомониторинга состояния атмосферного воздуха и автоматического контроля промышленных выбросов.
"Мы убеждены - развитие СМП должно идти в связке с развитием городов - устойчивых, комфортных, современных. "Норникель" не просто добывает ресурсы, а строи крепкие связи с регионами и людьми, которые считают Арктику своим домом", - подчеркнул Дмитрий Пристансков. По его словам, "сегодня мы с вами являемся свидетелями формирования новой логистической реальности, в которой Россия играет и будет играть ведущую роль. Но еще важнее, что мы - ее соавторы. И от того, насколько скоординировано будут действовать власть, бизнес и общество, зависит, станет ли Арктика не только зоной промышленного роста, но и территорией устойчивого будущего. Местом, где хочется жить. Поэтому для нас так важно, чтобы города, где работают крупные предприятия, стали комфортными и удобными для проживания", - отметил Пристансков.
Транспортные системы
В Якутии построят 40-километровую дорогу, связывающую Кючусский ГОК с поселком Усть-Куйга
Московский комсомолец - Якутия, 05/09/2025
На десятом Восточном экономическом форуме Министерство экономики Якутии и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики договорились о строительстве автодороги «Кючус – Усть-Куйга» в Усть-Янском районе. Об этом сообщает портал sakha.gov.ru.
Новая дорога протяжённостью 40 километров обеспечит круглогодичное транспортное сообщение между Кючусским горно-обогатительным комбинатом и поселком Усть-Куйга. Реализация проекта значительно улучшит логистику и создаст условия для устойчивого развития экономики северного региона.
В Усть-Янском районе формируется Кючусский кластер месторождений твердых полезных ископаемых, развитие которого будет обеспечено электроэнергией от малой атомной станции с реакторами РИТМ-200Н.
Гольдштейн: трансарктический коридор включит Коми в транспортные артерии
ТАСС, 05/09/2025
Трансарктический коридор включит экономику Республики Коми в глобальные транспортные артерии. Об этом заявил врио губернатора Коми Ростислав Гольдштейн, комментируя выступление президента России Владимира Путина на Восточном экономическом форуме.
Ранее на пленарном заседании ВЭФ Путин отметил растущую заинтересованность в Трансарктическом транспортном коридоре из Санкт-Петербурга во Владивосток со стороны российских компаний, работающих в Арктике, и со стороны иностранных перевозчиков.
"Трансарктический коридор - это включение экономики Коми в глобальные транспортные артерии, что даст совершенно иное качество развития транспортной инфраструктуры республики, в том числе для наших промышленных предприятий. Президент видит Арктику стратегическим приоритетом. А наша задача, моя личная задача, - превратить этот федеральный приоритет в работающие заводы, новые квартиры и достойное качество жизни для жителей нашей республики. Работа по наполнению этих решений конкретными проектами уже идет", - сообщил Гольдштейн в своем Telegram-канале.
Он также отметил, что озвученные главой российского государстве решения подтверждают, что системный диалог властей региона с федеральным центром приносит конкретные, ощутимые результаты для Коми. "Арктическая ипотека для многодетных на "вторичке". Мы неоднократно поднимали вопрос о том, что на арктических территориях новое жилье почти не строится. Нас услышали. Это прямое решение проблемы, которое поможет семьям улучшить жилищные условия. Единые льготы для инвесторов: стратегически важное решение - итоги нашей работы по созданию привлекательных условий для бизнеса. Теперь у инвесторов есть четкий, гарантированный государством сигнал: в Коми можно и нужно вкладывать", - отметил Гольдштейн.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/24978821?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Экология
Волонтеры «Зеленой Арктики» очистили 136 гектаров заповедного Ямала
Ямал Медиа, 05/09/2025
В ЯНАО завершились экспедиции по очистке заказника «Надымский» и большой ямальской тропы в природном парке «Ингилор». Также волонтеры убрали территорию тропосферной радиорелейной станции «Ока» и фактории Юрибей Тазовского района.
Волонтеры разобрали постройки и металлоконструкции, на турмаршрутах отремонтировали часть инфраструктуры и установили деревянные настилы для стоянок у экотроп, сообщили в пресс-службе губернатора ЯНАО.
Всего было собрано 323 тонны металлолома, в том числе 735 бочек, а также 63 тонны строительного и бытового мусора. Очищено 136 гектаров заповедных территорий Ямала. К мероприятиям присоединились около 80 волонтеров «Зеленой Арктики».
В «Ингилоре» на берегу озера Хадатаёганлор волонтеры летом установили фигуры мамонта и мамонтенка в натуральную величину. Арт-объекты из металла теперь могут увидеть все посетители парка.
Энергетика
«Арктик СПГ 2» поставил еще одну партию газа в КНР
Нефть и капитал, 06/09/2025
Газовоз «Восход», перевозивший СПГ с завода «Арктик СПГ 2», пришвартовался к регазификационному терминалу Бэйхай на юге Китая, пишет Bloomberg.
Первая партия газа с проекта «Арктик СПГ 2» была доставлена в Китай в конце августа. При этом данный завод находится под американскими санкциями с начала 2023 года.
По данным агентства, еще не менее трех судов со сжиженным метаном «Арктик СПГ 2» находятся на пути в Китай. Доставка следующих партий может занять больше времени из-за ледовой обстановки на Северном морском пути, что затрудняет прохождение судами Северного морского пути.
Россия обзавелась подземным нефтехранилищем – объект открыт на Таймыре
Пронедра, 05/09/2025
Стандартные наземные хранилища нефти, при хорошо отработанной технологии и распространенности, имеют свои недостатки. Среди основных минусов — высокая стоимость сооружений и уязвимость к внешним воздействиям. В Арктике добавляется особая проблема — вечная мерзлота осложняет устройство надежного фундамента, что приводит к разливам нефти и загрязнению тундры. Эти обстоятельства сделали привлекательным альтернативный вариант — подземное хранение нефти. В России первое подобное сооружение появилось на Таймыре, на севере Красноярского края, сообщает rg.ru.
Проект «Восток Ойл», реализованный «Роснефтью» в течение нескольких лет, рассчитан на оперативное, а не стратегическое хранение. Подземное хранилище обеспечивает бесперебойную добычу на арктических месторождениях, включая Иркинский, Пайяхский и Песчаный участки.
Подземные кладовые решают задачи временного размещения нефти, когда трубопроводная инфраструктура еще не готова или требуется ремонт оборудования. До появления таких объектов извлеченную нефть зачастую приходилось сжигать, что снижало экологическую безопасность и приводило к потере ценного ресурса. Создание хранилищ рядом с месторождениями позволяет сохранять добычу и уменьшать воздействие на окружающую среду.
Идея подземных нефтехранилищ обсуждалась еще в 2020 году на фоне резкого падения спроса и цен на нефть, вызванного ограничениями в связи с коронавирусом. Реализация таких проектов в Арктике позволяет не только оперативно хранить нефть, но и обеспечивать устойчивость добычи в сложных климатических условиях.
Разное
Рассылка «ПОРА в Арктику! GoArctic!» – выпуск от 7 сентября 2025 года
GoArctic.ru, 07/09/2025
1. Работа ПОРА и партнёров
Стартовал цикл лекций об истории освоения Арктики и Севморпути
Экспертный центр ПОРА и Институт общественных наук Президентской академии открыли цикл лекций об истории освоения Арктики и Северного морского пути – «Русская Арктика: Судьба. Дерзость. Величие».
На встрече 6 сентября историк военно-морского флота Николай Манвелов рассказал о любопытных малоизвестных фактах из биографии великих российских первопроходцев – Витуса Беринга (1681–1741), руководившего Первой и Второй Камчатскими экспедициями, и Георгия Седова (1877–1914), изучавшего архипелаг Новая Земля, остров Вайгач, Карское море.
Следите за анонсами: впереди ещё более десяти лекций, на которые мы приглашаем всех желающих.
2. Комментарии экспертов ПОРА
Колонки экспертов Проектного офиса развития Арктики на важные темы, связанные с развитием АЗРФ и защитой экологии
Игорь Мишуков – о празднике «День овцебыковода», отмечаемом 2 сентября.
Виктория Пестова – о тенденциях в развитии портовой инфраструктуры Архангельской области
3. Видео – цикл «Высокие широты»
Герой-полярник Евгений Федоров
В 1937 году на советских полярников обрушилась мировая слава. Иван Папанин стал известен каждому, а его команда — «Папанинская четверка» — часто остаётся в тени. Один из них — Евгений Федоров.
После первых экспедиций в Заполярье он публиковал научные работы и уже после университета оказался на станции в бухте Тихая, где занимался метеорологическими и астрономическими наблюдениями, а также помогал с радиосвязью. Позднее Федоров возглавил советскую гидрометеослужбу, развивал метеостанции и центры прогноза погоды, обеспечивая точные сведения для армии и флота. После войны он участвовал в международных конференциях и создал Институт прикладной геофизики, который носит его имя.
4. Работа ПОРА и партнёров
Осенний сбор пластиковых отходов стартовал в Мурманской области
«Пластик в дело» в Арктике: в Мурманской области стартовал осенний сезон экологического проекта по сбору пластика. 7 сентября проходит первая осенняя акция в городе Заполярном (Центр культуры Печенгского муниципального округа, ул. Стрельцова, д. 1А), а в конце сентября аналогичное мероприятие будет организовано в Никеле.
Проект «Пластик в дело» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и дает возможность жителям не только Никеля и Заполярного, но и Норильска и Дудинки в Красноярском крае осознанно подойти к вопросу раздельного сбора мусора и сделать первый шаг в этом направлении.
5. Кино об Арктике
«Нарвик»: фильм о военных событиях в Норвегии 1940 года
1 марта 1940 г. Адольф Гитлер отдал приказ о вторжении в Норвегию под кодовым названием «Операция Везерюбунг» в качестве превентивного манёвра против планируемой и открыто обсуждавшейся франко-британской оккупации этой северной страны. Одной из важнейших целей вторжения был северонорвежский город Нарвик, куда доставлялась железная руда из Швеции.
6-я норвежская дивизия при поддержке союзников вступила в бой. Оккупанты были вынуждены покинуть Нарвик, и 28 мая в порту беспрепятственно высадился норвежский батальон. Однако вскоре из-за изменения ситуации во Франции союзники приняли решение покинуть Норвегию. Уже 9 июня их последние части были эвакуированы из Нарвика, который повторно заняли немецкие войска. Тем не менее, норвежцы считают, что результат битвы при Нарвике – первое поражение Гитлера.
Как отмечает историк кино Валерий кондаков, в фильме, посвященном этим событиям, реальные исторические факты откровенно «перемешаны» с вымышленными.
6. Этот день в истории Арктики
Продолжаем рассказывать о памятных исторических событиях
7 сентября. В 1915 году был основан поселок Диксон.
6 сентября. В 1936 году экспедиция особого назначения (ЭОН-3) подошла к мысу Челюскин; в 2004 году началось строительство российской научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс-33»
5 сентября. В 1913 году в ходе гидрографической экспедиции Бориса Вилькицкого была описана Земля Николая II; в 1937 году была создана полярная станция на острове Генриетты.
4 сентября. В 1961 году косторез Хухутан получил звание заслуженного художника РСФСР; в 2005 году дрейфующая станция «Северный полюс – 33» завершила работу.
3 сентября. В 1913 году был открыт архипелаг Северная Земля; в 1958 году было основано село Новое Чаплино на Чукотке.
2 сентября. В 1736 году дубель-шлюпка «Якуцк» вошла в устье реки Оленек; в 1955 году в посёлке Лорино заработала звероферма по разведению песца.
1 сентября. В 1909 году вышло первое сообщение о достижении Северного полюса (1909); в 1915 году основан Мурманский морской торговый порт.