Обзор СМИ
11/09/2025
Оглавление
Магаданские рыбаки-любители просят упростить процесс получения путевок во время лососёвой путины
На Ямале открыли сезон охоты на ондатру
Грузовики с сеном выехали в Оймяконский район Якутии
Панты северных оленей превратят в уходовую косметику на Ямале
Почти восемь тысяч тонн краба отправили из Мурманской области в Азию с начала года
В регионе перераспределены средства госпрограммы по поддержке коренных народов
Северный флот отработал проведение высадки на территорию противника в Арктике
Глава Якутии встретился с участниками СВО и волонтерами в Нижнеколымском районе
В РФ сформируют современные центры судостроения для создания судов, способных работать в Арктике
Для ледокола нового поколения «Россия» успешно собрали второй реактор
Арктический туризм
Магаданские рыбаки-любители просят упростить процесс получения путевок во время лососёвой путины
Колыма Плюс, 10/09/2025
Цифровизация рыболовства. О новых возможностях для любителей и профессионалов говорили с главой региона Сергеем Носовым во время прямого эфира на телеканале «Колыма-Плюс».
Переход на цифровые платформы упростил бы процесс получения необходимых разрешений и путевок, считают рыбаки-любители. Оформление документов онлайн значительно экономит время, делает процесс доступным и прозрачным.
Разработкой соответствующего проекта займутся специалисты министерства цифрового развития и связи Магаданской области. Рыбаки-любители также просят разрешить официально продавать свой улов.
«Есть такая идея с учетом морского туристического центра, там есть здания и сооружения, которые могут быть использованы в том числе для, есть такое выражение «catch of the day», это вылов сегодняшнего дня, самое свежее и востребованное – рыба в ресторанах или к столу. Надо пробовать. У нас появляются возможности для хороших инициатив, креативных идей. И все инициативы и идеи будут поддержаны», – отметил губернатор Магаданской области Сергей Носов.
Первоисточник: https://kolymaplus.ru/news/magadanskie-rybaki-lyubiteli-prosyat-uprostit-process-polucheniya-putevok-vo-vremya-lososyovoj-putiny/
Биоресурсы
На Ямале открыли сезон охоты на ондатру
Север-Пресс, 10/09/2025
На Ямале сезон охоты на ондатру открыт с 10 сентября 2025 года по 28 февраля 2026 года. Об этом сообщила Служба по охране биоресурсов ЯНАО в соцсети «ВКонтакте».
«Отличные новости для всех любителей охоты! С 10 сентября можно легально отправляться за ондатрой — пушистым зверьком, который давно уже стал своим в наших краях», — говорится в сообщении.
Ондатру завезли на Ямал в 1928 году. Расселять зверька начали спустя восемь лет. В 1936-м в верховья реки Полуй выпустили 100 особей, а в 1937 году на реку Пур завезли еще 154.
«Важное напоминание: давайте будем ответственными! Соблюдайте правила охоты и помните про природу. Она нам еще пригодится!» — добавило ведомство.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/na-jamale-otkryli-sezon-ohoty-na-ondatru/
Грузовики с сеном выехали в Оймяконский район Якутии
ЯСИА, 10/09/2025
Из центральных районов Якутии в пострадавший от паводка Оймяконский район направили 14 грузовиков с 180 тоннами сена, из них 60 тонн предоставлено аграриями Усть-Алданского улуса, еще 120 тонн — Мегино-Кангаласского улуса.
Кормовая помощь собрана с резервных фондов заречных улусов, где в этом году сложились благоприятные условия для сенокоса, отметили в министерстве сельского хозяйства и продовольственной политики Якутии.
По словам главы ведомства Артема Александрова, ситуация с кормозаготовкой в Оймяконском районе находится на особом контроле.
«На прошлой неделе мы вернулись из рабочей командировки в Оймяконский улус, где лично обсудили с жителями вопросы предстоящей зимовки и договорились о безотлагательных мерах поддержки. Сегодня мы видим реальный результат межмуниципального сотрудничества: первые 180 тонн сена уже в пути. Это лишь начало большой работы. Мы мобилизовали все необходимые ресурсы, чтобы полностью обеспечить пострадавшие хозяйства кормами до закрытия паромной переправы», — сказал министр.
Общий объем сена, предназначенного для личных подсобных и фермерских хозяйств Оймяконского района, составит порядка 1164 тонн сена. Весь груз будет доставлен в населенные пункты Усть-Нера, Оймякон, Томтор, Терют и Ючюгей в установленные сроки, что позволит животноводам обеспечить сохранность поголовья скота в предстоящую зимовку.
Первоисточник: https://ysia.ru/gruzoviki-s-senom-vyehali-v-ojmyakonskij-rajon-yakutii/
Панты северных оленей превратят в уходовую косметику на Ямале
Север-Пресс, 10/09/2025
Предприятие в Лабытнанги будет производить из пантов северных оленей концентрат, который используют для приготовления уходовой косметики. Новую линейку средств планируется выпустить к концу года, сообщил директор департамента экономики ЯНАО Валерий Миронов.
«В дальнейшем она (линейка косметических средств. — Прим. ред.) дополнит продукцию торговой марки «Сила Севера», которая уже представлена на внутреннем и международном рынках, а также будет сертифицирована под национальным брендом «Сделано в России». Декларации соответствия косметического концентрата регламентам Таможенного союза уже получены», — процитировала Миронова пресс-служба главы Ямала.
Кооперацию создали заготовители сырья Олег Гарро и Николай Исаков совместно с производителем косметики Марией Богомазовой. Кроме концентрата из пантов северных оленей, в цехах предприятия станут производить и другие компоненты для косметических средств — экстракты дикоросов и вытяжку из икры сиговых рыб.
Для производства закуплено специальное оборудование — ультразвуковой котел для приготовления косметического сырья сделан по индивидуальному заказу и не имеет аналогов. К ноябрю на предприятии планируют разработать и сертифицировать шесть уходовых средств на основе пантов северных оленей. Дневной крем для лица уже успешно прошел лабораторные испытания. В планах — выпускать биологически активные добавки к пище в виде капсул.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/ekonomika/panty-severnyh-olenej-prevratjat-v-uhodovuju-kosmetiku-na-jamale/
Почти восемь тысяч тонн краба отправили из Мурманской области в Азию с начала года
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 10/09/2025
Свыше 7,6 тысячи тонн краба отправились из Мурманской области в азиатские страны. Данные об объемах экспорта с января по август нынешнего дома предоставили «АиФ–Мурманск» в североморском управлении Россельхознадзора.
Ключевые импортеры краба — Китай и Южная Корея. Отмечается, что продукция также востребованы во Вьетнаме, Японии и Таиланде. По словам руководителя надзорного ведомства Виктора Макаркина, перед отправкой весь товар тщательно исследуется на предмет соответствия ветеринарно-санитарным требованиям и сопровождается положенной документацией.
Напомним, что первая партия краба в Китай отправилась в июле прошлого года. Тогда в Поднебесную экспортировали более тысячи коробок живого краба весом 13,5 тонн.
Первоисточник: https://b-port.com/news/338794
Коренные малочисленные народы
В регионе перераспределены средства госпрограммы по поддержке коренных народов
Таймырский телеграф, 10/09/2025
На заседании правительства Красноярского края принято решение о перераспределении 9,2 миллиона рублей госпрограммы «Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов», сэкономленных в 2025 году «из-за заявительного характера мер поддержки».
Как сообщила пресс-служба Агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов (КМН) Красноярского края, общий бюджет программы был сохранен, но средства перераспределены для большей эффективности: часть направлений для мер поддержки оказалась менее востребованной, чем ожидалось, а на другие, напротив, спрос вырос.
«Актуализация помощи представителям коренных народов позволяет выполнить все запланированные мероприятия и при этом дополнительно помочь новым заявителям уже в этом году», – пояснил Антон Нарчуганов, руководитель агентства.
Самыми актуальными направлениями стали компенсация проезда студентам, дополнительная стипендия, компенсация стоимости обучения, санаторно-курортное лечение, предоставление товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и аптечек промысловикам и оленеводам, субсидии на содержание домашних северных оленей, обеспечение проезда детей, обучающихся в школах-интернатах, компенсации за оформление документов на объекты ИЖС, проведение заседаний Совета представителей КМН при правительстве региона.
Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/v-regione-pereraspredeleny-sredstva-gosprogrammy-po-podderzhke-korennyh-narodov/
Международные отношения
Цифровая инфраструктура как важное звено развития Арктики
Arctic Universe, 10/09/2025
Арктический институт (Центр циркумполярных исследований) со штаб-квартирой в Вашингтоне, округ Колумбия, представил статью одного из своих научных сотрудников, Нима Хоррами "Недостающее звено в канадско-североевропейском арктическом сотрудничестве: цифровая исследовательская инфраструктура".
В ней говорится:
"Недавние визиты канадских министров Аниты Ананд в Финляндию и Мелани Жоли в Швецию знаменуют собой заметное углубление связей Канады с двумя наиболее технологически развитыми странами Северной Европы. В Хельсинки Канада и Финляндия запустили стратегическое партнерство в области внешней политики и безопасности, уделив особое внимание сотрудничеству в рамках НАТО, безопасности в Арктике, гибридным угрозам и устойчивости на море. В Стокгольме Канада и Швеция сделали акцент на промышленном и технологическом сотрудничестве, включая оборонное сотрудничество, космические исследования, разработку критически важных полезных ископаемых, чистую энергетику, фармацевтику и цифровые инновации. Оба соглашения отражают общую приверженность демократии, трансатлантической безопасности и основанному на правилах международному порядку.
На первый взгляд, эта формирующаяся сеть партнёрств кажется всеобъемлющей. Она охватывает оборону, торговлю, энергетику, цифровизацию и климат, отражая масштаб проблем современной Арктики. Однако, несмотря на эти амбиции, в ней отсутствует один важнейший элемент: цифровая исследовательская инфраструктура (ЦИИ). Хотя в соглашениях упоминаются цифровые инновации и безопасная связь, они не признают, что без надёжной и функционально совместимой ЦИИ ни одно из этих совместных начинаний не сможет полностью реализовать свой потенциал.
Это упущение важно, поскольку ЦИИ — это не просто ещё одна отраслевая тема. Это связующее звено современного сотрудничества. Высокопроизводительные вычисления, безопасное хранение данных, передовые технологии связи и цифровые платформы для совместной работы обеспечивают те самые возможности, которые Канада, Финляндия и Швеция стремятся развивать. В частности, в Арктике, где встречаются экстремальные условия, ограниченное подключение и ускоряющееся изменение климата, мощная цифровая исследовательская инфраструктура незаменима. Климатическое моделирование таяния вечной мерзлоты, спутниковый мониторинг морского судоходства и предиктивная аналитика для управления ресурсами — всё это зависит от доступа к передовым вычислительным мощностям и платформам совместного использования данных. Более того, совместимость в сфере обороны теперь всё меньше зависит от одного лишь физического оборудования и всё больше — от устойчивых цифровых систем, способных противостоять киберугрозам и гибридным угрозам. Даже создание устойчивых и прозрачных цепочек поставок критически важных минералов — ещё один приоритет, выделенный в Стокгольме, — требует цифровых инструментов, таких как предиктивное моделирование и логистика на основе искусственного интеллекта.
Финляндия и Швеция уже вносят значительный вклад в эту сферу. Финляндия размещает LUMI , один из самых мощных суперкомпьютеров в мире, который является частью более широкой стратегии цифровизации Арктики, интегрирующей ИИ, центры обработки данных и интеллектуальную логистику как в гражданскую, так и в оборонную политику. В Швеции созданы передовые арктические инновационные центры, ориентированные на устойчивую добычу полезных ископаемых, этику ИИ и цифровую устойчивость, а также новые инвестиции в космические исследования и полярные наблюдения. Обе страны интегрировали цифровизацию в свои арктические стратегии, согласуясь с приоритетами ЕС в области технологического суверенитета.
Канада , со своей стороны, сделала арктические исследования, устойчивое развитие и безопасность центральными элементами своей внешней политики. Однако ее обширные северные регионы остаются недостаточно связанными и уязвимыми для киберугроз и дезинформации. Сделав ЦИИ центральным элементом своих партнерских отношений с Финляндией и Швецией, Канада имеет больше шансов превратить политические декларации в оперативные возможности. Преимущества будут ощутимыми. Совместные суперкомпьютерные ресурсы могли бы генерировать общие модели климата и безопасности и способствовать артикуляции и практическому внедрению скоординированных подходов к ИИ и кибербезопасности, направленных на защиту жизненно важной инфраструктуры от гибридных угроз. Такой подход также углубил бы более широкие отношения Канады с Европейским союзом, что согласовывалось бы с целями цифрового партнерства ЕС-Канада . Более того, совместные инициативы в таких областях, как арктические наблюдения, моделирование климата с помощью ИИ и кибербезопасность, не только будут способствовать устойчивому развитию в Арктике, но и помогут обеспечить конкурентоспособность и устойчивость трансатлантических арктических исследований, гарантируя им оставаться в авангарде глобальных инноваций и способность решать возникающие проблемы.
В этом свете ЦИИ является недостающим компонентом, объединяющим все остальные приоритеты, обозначенные в этих соглашениях. Сотрудничество в области обороны, критически важные минералы, устойчивость к изменению климата, энергетический переход и исследование космоса – все это зависит от способности безопасно обмениваться данными, обрабатывать их в больших масштабах и применять с помощью инновационных и устойчивых систем. Без целенаправленного акцента на ЦИИ повестка дня Канады и стран Северной Европы рискует остаться лишь амбициозной. С его помощью эти партнерства могли бы стать по-настоящему преобразующими, позиционируя Арктику как модель устойчивого, инклюзивного и перспективного трансатлантического сотрудничества. Дальнейшие действия потребуют большего внимания к цифровому измерению арктического сотрудничества; то есть, если Канада и ее партнеры из стран Северной Европы хотят воплотить свои масштабные амбиции в практические результаты, сокращение цифрового разрыва становится необходимым. Размещение цифровой исследовательской инфраструктуры в центре сотрудничества обеспечит надежную, устойчивую и масштабируемую основу, необходимую для поддержки прогресса в области безопасности, климата, энергетики и инноваций."
Наука, культура и образование
На Чукотке состоялось юбилейное заседание президиума Научно-экспертного совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики
Чукотский автономный округ, 10/09/2025
10 сентября в столице Чукотского автономного округа под председательством Михаила Гордина состоялось X заседание президиума Научно-экспертного совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Мероприятие дало официальный старт Неделе научно-технологического развития Арктического региона на Чукотке.
Участников заседания приветствовал Губернатор Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов. В своем выступлении он отметил высокую значимость экспертного сообщества для решения задач устойчивого развития региона. Губернатор подчеркнул уникальное геополитическое положение, богатейшие природные ресурсы и самобытную культуру коренных народов Чукотки, а также обозначил амбициозные задачи по обеспечению экономического роста, повышению качества жизни населения и сохранению экологического благополучия.
В рамках деловой программы мероприятия с докладом по вопросу стимулирования научно-технического развития Арктической зоны Российской Федерации выступили представители федеральных министерств: исполняющий обязанности начальника отдела Дальневосточного, Сибирского, Северо-западного федеральных округов Департамента региональной промышленной политики Минпромторга России Владислав Евстифеев и заместитель Директора Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России Дмитрий Травников.
Генеральный директор АО «НИЦ «Строительство» Виталий Крючков представил инновационную технологию автоматизированного геотехнического мониторинга, разработанную в интересах освоения Арктики. О перспективах сотрудничества с Институтом нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука Сибирского отделения Российской академии наук участникам заседания рассказал заместитель главного инженера по науке ООО «Газпром добыча Надым» Олег Ермилов.
Проведение юбилейного заседания президиума на Чукотке подчеркивает растущую роль региона в арктической повестке страны и служит основой для выработки конкретных решений по комплексному научно-технологическому развитию Арктической зоны Российской Федерации. Работа Недели будет продолжена 11 и 12 сентября Стратегической сессией «Научно-технологическое развитие Чукотки: вызовы и возможности».
Оборона и безопасность
Северный флот отработал проведение высадки на территорию противника в Арктике
ТАСС, 10/09/2025
Экипажи кораблей Северного флота провели учения по высадке морского десанта на побережье арктического острова условного противника. Об этом сообщили в пресс-службе флота.
"Отряд боевых кораблей Северного флота, возглавляемый большим противолодочным кораблем "Североморск" и выполняющий задачи дальнего похода в Северном Ледовитом океане, провел тактическое учение по высадке морского десанта на необорудованное побережье арктического острова. Учение проводилось на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа. По условиям учения группировке сил Северного флота необходимо было отбить захваченный незаконными вооруженными формированиями плацдарм и обеспечить высадку морского десанта", - говорится в сообщении.
Как отметили в пресс-службе, группа по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами осуществила скрытую высадку на побережье с быстроходных лодок. Затем была проведена разведка местности, после чего корабельные орудия АК-100 "Североморска" нанесли артиллерийский удар по позициям условного противника, а палубный вертолет Ка-27 перебросил подразделение морских пехотинцев.
После подготовки позиции для высадки техники и морского десанта на побережье к береговой линии подошел большой десантный корабль "Александр Отраковский". Из него способом "на упор" осуществили высадку самоходная реактивная установка разминирования "УР-77" и двухзвенные вездеходы с морскими пехотинцами.
В Северном флоте сообщили, что с помощью установки инженерам-североморцам удалось выполнить задачу по проделыванию прохода в минно-взрывных заграждениях.
"Воины-североморцы нанесли внезапный удар по подразделениям незаконных вооруженных формирований, отработали элементы проведения рейдовых действий - совершили марш и вышли в назначенный район", - подытожили в пресс-службе. Там подчеркнули, что весь личный состав продемонстрировал высокий уровень боевой выучки, качественно отработал тактику совместных действий при ведении боя за высадку морского десанта на необорудованное побережье в Арктике.
О дальнем походе в Арктику
Отряд боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота совершает дальний поход по морям Северного Ледовитого океана. Как информировали в пресс-службе флота, целью похода является обеспечение безопасности морского судоходства и других видов экономической деятельности России в Арктической зоне. В составе отряда действуют большой противолодочный корабль "Североморск", большой десантный корабль "Александр Отраковский", спасательно-буксирное судно "Памир" и танкер "Сергей Осипов".
Первоисточник: https://tass.ru/armiya-i-opk/25010979?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Глава Якутии встретился с участниками СВО и волонтерами в Нижнеколымском районе
ЯСИА, 10/09/2025
В рамках командировки в Нижнеколымский район глава Якутии Айсен Николаев встретился участниками специальной военной операции и волонтерскими движениями. Об этом сообщает www.sakha.gov.ru.
«Я искренне рад сегодняшней встрече. Для меня очень важно регулярно встречаться с теми, кто встал на защиту Родины в трудный момент, членами их семей, родными и близкими, а также волонтёрами, которые по зову сердца помогают фронту», – сказал руководитель республики в своем вступительном слове.
Айсен Николаев поблагодарил защитников Родины за службу, отметив их вклад в приближение общей Победы, а также волонтеров за помощь передовой. Он подчеркнул, что Нижнеколымский район одним из первых, кто наладил работу по поддержке бойцов. Предприятия и жители отправляют в зону СВО рыбу, дополнительное оборудование, собирают средства, волонтеры оказывают бытовую помощь семьям бойцов.
Глава Якутии выслушал каждого участника встречи, ответил на вопросы. В основном они касались реабилитации участников СВО, их лечения, трудоустройства. В частности, Айсен Николаев поддержал предложение по выделению штатной единицы представителя государственного фонда «Защитники Отечества» в Нижнеколымском районе.
Было поддержано предложение по выделению инвентаря для реабилитации бойцов СВО. Кроме того, руководитель республики обещал разобраться с вопросом предоставления квартир детям-сиротам, коими являются два бойца спецоперации из села Колымское. Их жилье было уничтожено пожаром в начале этого года.
Участники встречи также активно поднимали тему строительства социальных объектов в Нижнеколымском улусе, включая школу-сад в селе Колымское. Этот вопрос был детально обсужден на рабочей встрече Айсена Николаева с главой района Ярославом Бандеровым. Глава Якутии отметил, что объект необходимо строить, для этого в кратчайшие сроки должна быть подготовлена проектно-сметная документация.
«Для меня такие встречи – это не формальность, а возможность быть рядом с людьми, услышать их переживания и вместе искать решения. Республика всегда рядом, и я верю: наши общие усилия приведут к долгожданной Победе», – подчеркнул по итогам встречи Айсен Николаев.
Напомним, глава Нижнеколымского района Ярослав Бандеров является участником специальной военной операции. Бывший начальник Нижнеколымского РЭС ОАО «Сахаэнерго» одержал победу в выборах осенью 2024 года.
Первоисточник: https://ysia.ru/glava-yakutii-vstretilsya-s-uchastnikami-svo-i-volonterami-v-nizhnekolymskom-rajone/
Судостроение
В РФ сформируют современные центры судостроения для создания судов, способных работать в Арктике
Флагман, 10/09/2025
Россия должна сформировать современные центры судостроения, которые способны выпускать всю линейку судов для арктических вод. Об этом заявил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании со своими заместителями 8 сентября.
"Еще одна очень важная, значимая задача, которая была поставлена президентом [России Владимиром Путиным] - это развитие трансарктического коридора, для чего необходимо формировать современные центры судостроения, которые способны выпускать всю линейку судов для арктических вод", - цитирует главу кабмина ТАСС.
Мишустин также уточнил, что правительство в рамках президентского поручения проработает возможности доставки грузов из Сибири и Урала с использованием Северного морского пути.
"Здесь Денис Валентинович [Мантуров, первый зампредседателя правительства], Виталий Геннадьевич [Савельев, вице-премьер], прошу вас обеспечить взаимодействие правительства и морской коллегии по этим вопросам", - подчеркнул Михаил Мишустин.
Для ледокола нового поколения «Россия» успешно собрали второй реактор
Таймырский телеграф, 10/09/2025
На предприятии «ЗиО-Подольск», входящем в машиностроительный дивизион «Росатома», завершена контрольная сборка второй реакторной установки РИТМ-400 – ключевого элемента энергетической системы атомного ледокола нового поколения «Россия».
Как сообщает пресс-служба «Росатома», этот этап стал финальной проверкой перед отправкой оборудования на судостроительную верфь. В ходе контрольной сборки инженеры убедились в идеальной стыковке всех узлов и систем, подтвердив высочайшую точность производства.
Крупнейший в мире атомный ледокол «Россия» оснастят двумя реакторами РИТМ-400 – первый из них был готов еще в мае. В знак уважения к русскому героическому эпосу установкам присвоили имена легендарных богатырей: «Добрыня Никитич» и «Илья Муромец».
Установки позволят атомоходу обеспечить проход через четырехметровый лед. Благодаря мощным реакторам ледокол «Россия» сможет осуществлять круглогодичную проводку судов в восточном секторе Северного морского пути.
Производство каждой установки заняло около трех лет и стало настоящим технологическим прорывом. В разработке задействовали 100 уникальных производственных решений, семь из которых получили патенты как изобретения.
РИТМ-400 – это модернизированная и масштабированная версия реактора РИТМ-200, уже зарекомендовавшего себя на ледоколах проекта 22220. Главная инновация – внутреннее размещение парогенераторов прямо в корпусе реактора. Благодаря этому удалось сократить габариты и массу установки на критически важные для судостроения величины.
«Такой конструкции в мировой практике еще не было. Мы не просто повторили, а создали нечто принципиально новое. И сделали это в рекордно сжатые сроки для столь масштабного проекта. Мы собрали две установки, запуск которых кардинально изменит логистику на Северном морском пути», – отметил генеральный директор «ЗиО-Подольск» Антон Лебедев.
Следующий этап – транспортировка реакторов на Балтийский завод в Санкт-Петербурге, где идет строительство ледокола «Россия». Его ввод в строй запланирован на 2027 год.
Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/dlya-ledokola-novogo-pokoleniya-rossiya-uspeshno-sobrali-vtoroj-reaktor/
Северный морской путь
ААНИИ: в восточных морях Арктики началось ледообразование
Флагман, 10/09/2025
На акваториях восточных морей Арктики отмечается начало ледообразования в массивах сплоченных старых и остаточных льдов. Специалисты Центра ледовой гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) подготовили оперативный обзор на трассе Северного морского пути, сообщает пресс-служба ААНИИ 10 сентября.
На акваториях Баренцева и Карского морей чисто. В море Лаптевых дрейфующий лед сплоченностью до 9 баллов сосредоточен в северной половине акватории, внутри этого массива наблюдается начало ледообразования. На остальной акватории чисто.
В Восточно-Сибирском море в западной части акватории преимущественно чисто. В восточной части моря сохраняется массив дрейфующих льдов сплоченностью 7-8 баллов. В массиве отмечается начало ледообразования, кроме прикормочной зоны на юге, юго-востоке.
В Чукотском море дрейфующие льды сохраняются в северо-восточной, северо-западной частях акватории, а также в проливе Лонга. Сплоченность льдов от редкого (1-3 балла) до сплоченного. На остальной акватории преимущественно чисто.
На акваториях Печорского, Каспийского, Азовского, Белого, Балтийского, Берингова, Охотского и Японского морей чисто.
Проекты развития Норильска увяжут с планами на Севморпуть
Деловой квартал (Красноярск), 10/09/2025
Развитие Северного морского пути должно быть согласовано с модернизацией опорных городов, расположенных в Арктике. Об этом говорили на сессии с говорящим названием «500 лет на горизонте: от открытий к инновациям СМП», которая прошла в рамках Восточного экономического форума’ 2025.
В частности, об этом заявил Дмитрий Пристансков, статс-секретарь — вице-президент компании «Норникель», которая в свое время стала одним из первых эксплуатантов СМП, перевозя по нему продукцию Норильского комбината.
"СМП невозможен без опорных городов, где этот путь начинается, заканчивается и обслуживается», — сказал он.
В части развития опорных городов на севере, в которых работает «Норникель», уже сегодня делается немало. Так, в Норильске реализуется масштабная реновация города, на которую компания до 2035 выделит более 81 млрд рублей, что составляет свыше 70% от общих объемов вложений.
"Это прецедент по масштабу участия промышленных компаний в обновлении городской среды. Фактически, совместными усилиями сейчас создается новый город с новым лицом. Вклад „Норникеля“ — не просто инвестиции, а масштабная поддержка социальной среды, образования, медицины, культурных и спортивных инициатив — это все то, что делает жизнь на Севере полноценной и комфортной», — подчеркнул Дмитрий Пристансков.
Проекты развития Норильска увяжут с планами на Севморпуть
10.09.2025 09:30
Проекты развития Норильска увяжут с планами на СевморпутьИллюстрация: t.me/nornickel_official
Грузооборот Севморпути растет из года в год. Но развитие этой транспортной магистрали будет невозможным без опорных городов, одним из которых является Норильск.
#ГОРОД #НОВОСТИ
Развитие Северного морского пути должно быть согласовано с модернизацией опорных городов, расположенных в Арктике. Об этом говорили на сессии с говорящим названием «500 лет на горизонте: от открытий к инновациям СМП», которая прошла в рамках Восточного экономического форума’ 2025.
В частности, об этом заявил Дмитрий Пристансков, статс-секретарь — вице-президент компании «Норникель», которая в свое время стала одним из первых эксплуатантов СМП, перевозя по нему продукцию Норильского комбината.
Проекты развития Норильска увяжут с планами на Севморпуть 1
СМП невозможен без опорных городов, где этот путь начинается, заканчивается и обслуживается», — сказал он.
В части развития опорных городов на севере, в которых работает «Норникель», уже сегодня делается немало. Так, в Норильске реализуется масштабная реновация города, на которую компания до 2035 выделит более 81 млрд рублей, что составляет свыше 70% от общих объемов вложений.
Это прецедент по масштабу участия промышленных компаний в обновлении городской среды. Фактически, совместными усилиями сейчас создается новый город с новым лицом. Вклад „Норникеля“ — не просто инвестиции, а масштабная поддержка социальной среды, образования, медицины, культурных и спортивных инициатив — это все то, что делает жизнь на Севере полноценной и комфортной», — подчеркнул Дмитрий Пристансков.
Также металлурги продолжают генеральную уборку своего форпоста на севере Красноярского края. Эта программа называется «Чистый Норильск». Рассчитана она на 10 лет. За это время планируется очистить от мусора 24 млн м2 (600 стихийных свалок), убрать 2 млн т отходов, демонтировать 500 неиспользуемых зданий и сооружений, вывезти 700 тыс. т металлолома, провести рекультивацию земель.
SAPE
Параллельно с этим «Норникель» запустил в Норильске первую линию своего флагманского экопроекта — Серной программы, объем инвестиций в которую превысил 200 млрд рублей. Ранее она стартовала и в другом северном городе, где работает компания — Мончегорске (Кольский полуостров).
Что же касается именно СМП, то сейчас норильские металлурги активно модернизируют портовые мощности Дудинки — за последние 10 лет в них вложено порядка 20 млрд рублей. И инвестиции будут продолжены в ближайшие годы. Также компания планирует в ближайшие пять лет увеличить собственный морской грузооборот с перевозкой по СМП до 3 млн т в год. Для этого она договорилась о выводе на маршрут в 2026 дизельного ледокола «Адмирал Макаров» или его аналога.
В целом же за 2024 по Севморпути было перевезено 37,9 млн т различных грузов, что почти в 38 раз больше, чем было в 2012. Цель: 100 млн т к 2030. Перспективы роста грузооборота базируются, прежде всего, на крупных проектах по добыче нефти, угля и других природных ископаемых, производству сжиженного природного газа, цветных металлов. Кроме «Норникеля», грузовую базу СМП на современном этапе обеспечат и другие компании, в том числе «Роснефть» (проект «Востокойл»), «Новатэк» (проект «Арктик СПГ»), Баимский ГОК на Чукотке и др.
"Такой коридор [как СМП] должен будет работать в интересах развития всей страны, должен будет обеспечить нам возможность не только капитализировать наши дороги, транспортные и минерально-сырьевые ресурсы, используя переработку на нашей территории, но и переключить на этот транспортный коридор потенциальные грузовые потоки», — отметил на сессии Сергей Вахруков, начальник управления президента РФ по вопросам национальной морской политики и зампред Морской коллегии РФ.
Также металлурги продолжают генеральную уборку своего форпоста на севере Красноярского края. Эта программа называется «Чистый Норильск». Рассчитана она на 10 лет. За это время планируется очистить от мусора 24 млн м2 (600 стихийных свалок), убрать 2 млн т отходов, демонтировать 500 неиспользуемых зданий и сооружений, вывезти 700 тыс. т металлолома, провести рекультивацию земель.
Первоисточник: https://krasnoyarsk.dk.ru/news/237228953?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Социально-экономическое развитие
Глава Якутии работает в Нижнеколымском районе
ЯСИА, 10/09/2025
Глава Якутии прибыл в командировку в поселок Черский. Айсен Николаев провел рабочую встречу с главой Нижнеколымского района Ярославом Бандеровым.
«Ярослав Алексеевич рассказал о социально-экономической обстановке и ключевых проектах, реализующихся в районе. Работа по подготовке к отопительному сезону и обеспечению надёжного энергоснабжения поселков идёт по плану, это особенно важно, учитывая суровые северные условия. Недавно в Черском введён в эксплуатацию новый мобильный автоматизированный энергокомплекс (МАЭК), который обеспечит стабильное и надёжное электроснабжение для 2,6 тысячи жителей поселка.
В частности, обсудили строительство социальных объектов в населённых пунктах, включая школу-сад в селе Колымском. Разработано предпроектное решение для возведения многофункционального здания, в котором смогут разместиться школа на 60 мест и детсад на 30 мест. Ещё одной важной темой стало планируемое строительство многоквартирного дома для погорельцев в селе Колымском, которое сгорело в январе этого года», — написал в своем телеграм-канале Айсен Николаев.
Также на встрече коснулись темы поддержки участников специальной военной операции. Ярослав Бандеров сам является бойцом СВО. Глава Якутии высоко оценил работу, которую районная администрации проводит по помощи защитникам родины и их семьям.
Кроме того, Бандеров доложил о завозе грузов в навигацию и подготовке района к отопительному сезону. Недавно в Черском РусГидро был введен автономный гибридный энергокомплекс мощностью 9,3 МВт, который обеспечит надежность энергоснабжения населенного пункта. До строительства объекта в поселок электроэнергия поступала по единственной линии электропередачи протяженностью 280 километров из Чукотской энергосистемы — от Билибинской АЭС, которая в 2026 году будет выведена из работы.
Первоисточник: https://ysia.ru/glava-yakutii-rabotaet-v-nizhnekolymskom-rajone-2/
Транспортные системы
В Приуралье нашли подрядчика на обустройство зимника Аксарка — Белоярск
Север-Пресс, 10/09/2025
В Приуральском районе определились с исполнителем контракта по обустройству зимника между Белоярском и Аксаркой. Соответствующий аукцион на сайте «ЕИС Закупки» разместила администрация муниципалитета.
«Необходимо выполнение работ по обустройству и содержанию автомобильной дороги «Аксарка — Белоярск», в том числе зимник . Цель — обеспечение в период действия муниципального контракта уровня содержания автомобильной дороги не ниже 4-х баллов», — говорится в документах тендера.
Зимняя дорога должна быть протяженностью 46 км, с тремя ледовыми переправами. Расчетная скорость движения по ней — 50 км/ч, максимальная грузоподъемность — 25 тонн.
Дорогу следует ввести в эксплуатацию не позднее 25 декабря 2025 года, однако срок может быть изменен в связи с неблагоприятными погодными условиями. До 15 ноября подрядчик обязан выставить КПП в селах Аксарка и Белоярск.
При достижении толщины льда на ледовых переправах в 18 см необходимо приступить к одновременной заливке ледовых переправ (реки Большая Обь, Кривая Обь, Малая Обь), а также к намораживанию льда на подходах к ледовым переправам. При толщине льда в 28 см с учетом искусственного намораживания льда на ледовой переправе Большая Обь в течение пяти дней нужно сдать объект в эксплуатацию, но не позднее 5 января 2026 года.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/transport/v-priurale-nashli-podrjadchika-na-obustrojstvo-zimnika-asarka-belojarsk/
Ростислав Гольдштейн: строительство моста через Печору обеспечит транспортную связность и упростит доставку грузов в Арктику
РЖД-Партнер, 10/09/2025
Врио главы Республики Коми Ростислав Гольдштейн на прямой линии 9 сентября отметил, что одной из главных тем, волнующих жителей региона, остаются дороги. Об этом пишет ИА БНК.
По его словам, общая протяженность дорожной сети в Коми составляет почти 28 тыс. км, из которых около 4 тыс. имеют асфальтовое покрытие и примерно столько же – грунтовое. «К сожалению, она находится не в самом хорошем состоянии, и это тоже обсуждалось [во время разговора с президентом Владимиром Путиным]», – сказал Р. Гольдштейн.
Особое внимание в беседе с главой государства было уделено ключевым инфраструктурным объектам – трассе Сыктывкар – Нарьян-Мар и мосту через реку Печору.
«Это обеспечит сквозным транспортом, движением несколько субъектов Российской Федерации. Это упростит доставку грузов в Арктическую зону. Несколько населенных пунктов уйдут от северного завоза, что облегчит жизнь. На мой взгляд, транспортная дискриминация ведет к оттоку населения, это тоже является огромной проблемой, и мы это обсуждали», – отметил руководитель региона.
Ненецкий автономный округ остается единственным субъектом в европейской части России, полностью изолированным от федеральной дорожной сети. Для исправления этой ситуации еще в конце XX века началось строительство автодороги Сыктывкар – Нарьян-Мар. Ее протяженность – 1085 км, из которых 869 проходят по территории Коми. Сегодня трасса остается разорванной: часть участков не имеет покрытия, часть находится в аварийном состоянии, а некоторые отрезки дороги существуют только в виде зимников.
Для полноценного соединения регионов необходимо построить около 25 км дороги (участки Акись – Ошкуръя и Ошкуръя – Усть-Уса) и возвести мостовой переход через Печору в районе села Усть-Уса.
В 2022 году был проведен аукцион на выполнение инженерных изысканий и проектных работ. Контракт на сумму 474,3 млн руб. выиграло АО «Мосгипротранс». После завершения проектирования республика рассчитывает на федеральное финансирование, покрывающее 95% будущих расходов.
Первоначальная смета строительства дороги и моста составляла 25 млрд руб. (в ценах 2021 года), из которых 21 млрд приходился на мост. Однако оценки постоянно пересматривались: в апреле 2023 года речь шла уже о 36 млрд, в мае – о 41 млрд, в апреле 2024 года – о 45 млрд. Последняя сумма, озвученная Минстроем Коми в мае 2025 года, составила 55 млрд руб.
«Самый же дорогостоящий проект – это строительство моста через реку Печора. Необходимые 55 млрд руб. планируем привлечь из федерального бюджета. Проект в стадии разработки. До конца года будет передан в госэкспертизу, после чего можно будет готовиться к строительным работам», – подчеркнул Р. Гольдштейн в интервью «Региону».
Согласно проекту, мост будет металлическим, его длина составит около 3 тыс. погонных метров, а максимальный пролет – 126 метров. Реализацию планируется разделить на три этапа: подготовительные работы, строительство автодороги и, наконец, возведение самого мостового перехода.
Республика также выступает за ускорение реализации проекта: власти Коми предлагают перенести начало строительства моста с 2028 на 2026 год и дополнительно выделить из федерального бюджета 20 млрд руб.
Экология
Волонтеры "Чистой Арктики" вывезут с мыса Челюскин 800 ржавых бочек
ТАСС, 10/09/2025
Волонтеры общественного экологического проекта "Чистая Арктика" на мысе Челюскин подготовили к погрузке на судно 800 пустых железных бочек из-под горюче-смазочных материалов, сообщили в пресс-службе проекта. Задача осложняется тяжелыми природными условиями тундры.
"К отгрузке подготовлены 800 пустых бочек из-под ГСМ. Отгружаются они сетками по 50 - 80 штук, поскольку за один раз вертолет может поднять 2,5 тонны груза. Чтобы не повредить тундровую поверхность, волонтеры катали бочки вручную, важной задачей было успеть собрать емкости до наступления минусовых температур, которые прогнозируются уже к концу этой недели", - отметили в пресс-службе.
Пустые бочки занимают особое место в металлоломе, который десятилетиями накапливался в Арктике. На самой северной точке Евразии, мысе Челюскин, на территории около 40 га скопилось порядка 40 тысяч бочек из-под ГСМ. Топливо и многое другое завозилось на мыс Челюскин начиная с 1930-х годов, практически 90 лет. На мысе накопилось еще много всякого металлолома: остатки техники, оборудования, вышки, лестницы, площадки.
Металлолом грузится на научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов". По окончании погрузки волонтеры завершат свою двухмесячную экспедицию и на этом же судне отправятся по Северному морскому пути в Тикси, откуда вылетят в Москву.
Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/25018757?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Энергетика
Отопительный сезон в Дудинке начнется 10 сентября
Таймырский телеграф, 10/09/2025
Отопительный сезон в Дудинке стартует с 10 сентября – дату выбрали в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг. Тепло в многоквартирные дома будут подавать в течение трех дней по утвержденному графику. Крайний срок подачи – 12 сентября.
При обнаружении протечек, признаков завоздушивания системы горожан просят обращаться в аварийную службу дудинской управляющей компании. Телефоны диспетчера 8 (39191) 5-64-32, 8-905-090-23-32, 8-906-904-64-32.
При наличии технической возможности жители пятых этажей могут самостоятельно спустить воздух в приборах отопления в жилых и ванных комнатах, отметили в отделе по связям с общественностью администрации Дудинки.
Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/otopitelnyj-sezon-v-dudinke-nachnetsya-10-sentyabrya/
На Таймыре заработало подземное нефтехранилище
Таймырский телеграф, 10/09/2025
В северной части Красноярского края заработал первый в России комплекс подземного хранения нефти. Технически проект «Восток Ойл» «Роснефть» реализовывала не один год.
Необходимость создания подобного сооружения продиктована суровыми климатическими условиями Крайнего Севера. Традиционные наземные резервуары, размещенные в зоне вечной мерзлоты, отличаются недостаточной надежностью и зачастую становятся причиной утечек, нанося ущерб окружающей среде. Подземное хранилище призвано решить эту проблему, обеспечивая стабильность добычи на арктических месторождениях, таких как Иркинское, Пайяхское и Песчаное, пишет «Российская газета».
Вот как объясняет необходимость подземного нефтехранилища на Таймыре отраслевой эксперт, начальник управления геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений Роснедр Нина Ерофеева.
«Никогда в Российской Федерации не было нефтехранилищ. Всегда нефть в трубу поставлялась. С учетом последних событий и с учетом отсутствия инфраструктуры в Арктической зоне в ряде регионов понадобилось создать нефтехранилище. Соответственно, нефть будет размещаться в этих нефтехранилищах, чтобы не сжигать ее в период опытно-промышленных работ», – отметила она.
Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/na-tajmyre-zarabotalo-podzemnoe-neftehranilishhe/