Обзор СМИ
19/09/2025
Оглавление
Валентина Матвиенко поздравила Ростислава Гольдштейна с избранием на пост главы Республики Коми
Дрейфующую станцию перенесли на новую льдину
Ученый назвал самые малоизученные территории российской Арктики
Дудинцев порадует ансамбль песни и пляски Северного флота
Художники приступили к созданию мурала на градирне Анадырской ТЭЦ
В поселке Хантайское Озеро появилась мобильная связь
T2 улучшила качество связи для 20 тысяч жителей отдаленных населенных пунктов ЯНАО
Дальневосточные депутаты просят кабмин расширить лимиты арктической ипотеки
Политика
Валентина Матвиенко поздравила Ростислава Гольдштейна с избранием на пост главы Республики Коми
Комиинформ, 18/09/2025
Встреча руководителя региона и Председателя Совета Федерации состоялась сегодня, 18 сентября. Ростислав Гольдштейн и Валентина Матвиенко обсудили планы дальнейшего развития республики, сообщает пресс-служба главы Коми.
Спикер СФ отметила, что жители Коми оказали высокое доверие Ростиславу Гольдштейну. В то же время, подчеркнула глава верхней палаты парламента, в ходе выборной кампании получено большое число наказов граждан. "Все ожидают с вашим приходом более быстрого развития – экономического, социального, развития инфраструктуры".
По словам Ростислава Гольдштейна, итог избирательной кампании – это результат поддержки Президента России, руководства страны и работы всей управленческой команды региона.
Среди первостепенных задач избранный Глава Республики Коми назвал создание качественной дорожной инфраструктуры, что позволит обеспечить связанность населённых пунктов, преодолеть отток кадров.
По приоритетности вопросов, поставленных жителями, глава региона обозначил также сферы здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства: "Всем этим нужно активно заниматься. У республики для этого есть всё – и экономический потенциал, и, главное, есть люди".
Напомнив о состоявшемся в апреле посещении Валентиной Матвиенко Республики Коми, Ростислав Гольдштейн проинформировал, что завершается строительство сети медицинских учреждений: "Уже запустили новый лечебный корпус в селе Визинга, достраиваем инфекционную больницу, корпус детской больницы. Начали и активно ведём строительство больницы в посёлке Щельяюр. Эта работа будет продолжена".
Валентина Матвиенко пожелала успехов в реализации запланированного. "Потенциал у республики огромный. Его нужно использовать в полном объёме, поставить на службу людям. Понимаем, что, конечно, нужна будет и поддержка федерального центра. Что касается Совета Федерации, у нас сложились хорошие рабочие отношения. Мы всегда готовы поддержать ваши полезные инициативы", - подчеркнула спикер СФ.
Первоисточник: https://komiinform.ru/news/285850
Наука, культура и образование
Дрейфующую станцию перенесли на новую льдину
Таймырский телеграф, 18/09/2025
Полярники Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) переместили дрейфующую станцию на новое ледовое поле в 430 километрах от прежнего. Кроме того, на станции сменилась команда.
Как сообщили в пресс-службе ААНИИ, новая льдина площадью 36 квадратных километров и до двух метров толщиной. На ней развернуто научное оборудование и поднят российский флаг, площадка будет работать до весны 2026 года.
По словам директора ААНИИ Александра Макарова, это первый в истории перенос дрейфующей станции на такое расстояние – результат слаженной работы полярников, ученых, пилотов и моряков.
В планах – создание сезонной приполярной базы для логистики дрейфующих экспедиций. Операция поддерживалась НЭС «Академик Трешников» и вертолетами Ми‑8 МТВ «КрасАвиа».
Судно доставило около 50 тонн грузов и проложило канал для ледостойкой платформы.
С начала дрейфа в октябре 2024 года старая ледовая станция прошла 3500 километров. В программе СП‑42 более 50 исследований. Наблюдения пока не фиксируют необратимых изменений в арктической климатической системе, несмотря на сокращение летнего льда в 2000–2010‑е годы.
Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/drejfuyushhuyu-stancziyu-perenesli-na-novuyu-ldinu/
Ученый назвал самые малоизученные территории российской Арктики
ТАСС, 18/09/2025
Побережье Северного Ледовитого океана от Карского до Чукотского морей меньше всего изучено в российской Арктике. Это связано со сложной транспортной доступностью и суровыми климатическими условиями за полярным кругом, сообщил ТАСС российский ученый-геолог, исследователь Арктики, академик РАН Валерий Верниковский.
"Наша Арктика малоизучена, особенно это касается восточной ее части, начиная с Карского моря, а также Восточно-Сибирское и Чукотское моря. Это объяснимо тем, что эта территория труднодоступна, особенно островная часть, и для того, чтобы там работать, нужно очень тяжело добираться. Это связано в том числе с ограничениями воздушного транспорта и с тем, что если, например, использовать вертолеты, то необходимо на пути делать промежуточные заправки, что очень дорого, а для научных геологических исследований практически невозможно. Поскольку это Серный Ледовитый океан - лед стоит длительное время в году", - сказал собеседник агентства.
Верниковский привел в пример архипелаг Де-Лонга - группу островов в Восточно-Сибирском море, в составе архипелага Новосибирских островов. "Это место открывается ото льдов практически на один месяц в году, все остальное [время] занято льдом. Соответственно, пройти можно только на ледокольных судах - это дорого и сложно для проведения геологических работ. Но сейчас идет бурное строительство ледоколов", - пояснил академик, обратив внимание на то, что, кроме строительства судов, необходимо укреплять береговую инфраструктуру российской Арктики.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25088443?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
В Ненецкий краеведческий музей поступил уникальный экспонат — коми-ижемский головной убор невесты «юр ной»
Nao24, 18/09/2025
Традиционный женский коми-ижемский костюм отличается яркими цветами, использованием дорогих тканей и разнообразием украшений.
Особенно выделяется свадебный наряд, неотъемлемой частью которого является «юр ной». Этот головной убор — берестяное очелье, обтянутое красным сукном и украшенное бисером, жемчугом и самоцветами. «Юр ной» надевали лишь дважды: во время «рукобитья» и на саму свадьбу.
Музею этот редкий «юр ной» передала Александра Бугрова, уроженка деревни Снопа. Головной убор был изготовлен приблизительно в 1880-е годы для ее бабушки, Устиньи Семяшкиной, которая жила в деревне Гамская Мезенского уезда (сейчас это деревня Гам в Ижемском районе Республики Коми). Затем «юр ной» унаследовала дочь Устиньи, Марфа, вышедшая замуж в село Несь.
История «юр ной» — это удивительное путешествие по России. С Марфой Филипповой он из деревни Гамская попал в село Несь, затем с Александрой Бугровой переехал в Мурманск, а после этого в поселок Товарково Калужской области. И вот, наконец, «юр ной» обрел свой дом в Нарьян-Маре.
Дудинцев порадует ансамбль песни и пляски Северного флота
Таймырский телеграф, 18/09/2025
23 сентября в 18:00 в дудинском Городском доме культуры состоится концерт ансамбля песни и пляски Краснознаменного Северного флота для жителей и гостей города.
Талантливый коллектив каждый год радует жителей Таймыра своим творчеством, в прошлый раз северяне увидели профессиональные номера в середине августа.
Ансамбль давно и хорошо известен в нашей стране. Коллектив неоднократно занимал призовые места на смотрах-конкурсах ансамблей, с огромным успехом выступал на главных площадках России: в Государственном Кремлевском дворце, на сцене Центрального академического театра Российской армии и многих других.
Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/dudinczev-poraduet-ansambl-pesni-i-plyaski-severnogo-flota/
Художники приступили к созданию мурала на градирне Анадырской ТЭЦ
ИА Чукотка, 18/09/2025
Во вторник, 16 сентября, в столице Чукотки началась работа над масштабым муралом на градирне Анадырской ТЭЦ. Каркас сооружения украсят изображения двух китов и пегтымельских петроглифов. Проект реализуется организацией "Горизонты будущего" при поддержке РусГидро, окружного правительства и администрации ГО Анадырь, сообщает ИА "Чукотка".
Над муралом трудятся четыре художника. Автором проекта стал Максим Миронов, известный под псевдонимом Bishaone. Альпинисты Николай Максимов, Владислав Калинин и Таири Радзуэла наносят краски на рифлёный металлический каркас градирни. Творческая группа изобразит большого кита с китенком и пегтымельские петроглифы. Площадь мурала превысит тысячу квадратных метров. «По оценкам, для создания мурала понадобится около полутора тысяч баллончиков с аэрозольной краской. Мы выбрали мягкие оттенки синего и голубого, чтобы соединить мотив воды, неба и движения. Главная задача – изобразить китов так, чтобы металлоконструкции градирни не напоминали сеть, в которую запутались млекопитающие. Большая часть мурала будет направлена в сторону Анадырского лимана. Это позволит видеть рисунок практически с любой точки города», - рассказал корр. ИА "Чукотка" Максим Миронов. Завершить работу художники планируют до конца месяца. После этого на градирне будет установлена подсветка. Проект реализуется организацией "Горизонты будущего" при поддержке РусГидро, окружного правительства и администрации ГО Анадырь. Параллельно с этим на Анадырской ТЭЦ завершается модернизация градирни. В прошлом году там заменили внутреннюю часть системы охлаждения, обновили водо- и каплеуловители, систему водораспределения, стальной вкладыш градирни и выполнили гидроизоляцию бассейна. Сейчас заменяют обшивку и обрабатывают ее антикоррозийным составом. Модернизацию второй градирни станции планируют начать в 2026 году.
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/infrastruktura/khudozhniki_pristupili_k_sozdaniyu_murala_na_gradirne_anadyrskoy_tets/
Промышленность и технологии
В поселке Хантайское Озеро появилась мобильная связь
Таймырский телеграф, 18/09/2025
В поселке Хантайское Озеро завершились работы по организации мобильной связи и высокоскоростного 4G-интернета, сообщили на официальном сайте Дудинки.
Необходимое оборудование, включая вышку, доставили в населенный пункт в период летней навигации. Работы по подключению осуществлялись в рамках проекта «Устранение цифрового неравенства» Министерства цифрового развития России.
Отметим, что поселок Хантайское Озеро стал последним населенным пунктом в городском поселении Дудинки, куда в рамках проекта пришли мобильная связь и интернет. Ранее услугами мобильной связи обеспечили жителей поселков Волочанка, Левинские Пески, Потапово, Усть-Авам.
Теперь таймырцы могут воспользоваться всеми преимуществами современных цифровых технологий. Высокоскоростной интернет позволит им оставаться на связи с родными и близкими, получать доступ к образовательным и медицинским ресурсам, а также пользоваться государственными и муниципальными услугами в режиме онлайн.
Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/v-poselke-hantajskoe-ozero-poyavilas-mobilnaya-svyaz/
T2 улучшила качество связи для 20 тысяч жителей отдаленных населенных пунктов ЯНАО
Север-Пресс, 18/09/2025
Мобильный оператор T2 реализовал проект по улучшению покрытия и качества интернет-соединения в Белоярске, Горнокнязевске, Харпе, Ныде, Мужах, Яр-Сале и крупнейших городах округа — Новом Уренгое, Лабытнанги, Губкинском, Ноябрьске, Тарко-Сале, Надыме. Кроме того, оператор расширил магистральные каналы волоконно-оптической линии связи, в том числе между Салехардом и четырьмя населенными пунктами. В результате проведенных работ значительно выросли скорости интернет-доступа и стабильность сети.
В ЯНАО компания реализует проекты, направленные на расширение покрытия и повышение стабильности соединений для оказания качественных услуг связи и в отдаленных населенных пунктах, и в крупных городах. Это касается запуска новых базовых станций, увеличения емкости на уже существующих объектах и расширения пропускной способности сети.
Так, Т2 расширила магистральные каналы ВОЛС между Салехардом и четырьмя населенными пунктами: Белоярском, Горнокнязевском, Харпом и Яр-Сале, а также между поселком Ныда и Надымом. Кроме того, в этих населенных пунктах и селе Мужи компания улучшила покрытие и доступность сигнала. Расширение магистральных каналов способствует обработке большего объема данных и минимизирует возможные задержки, а расширение покрытия повысит уровень сигнала на территории каждого из населенных пунктов. В результате проведенных работ для клиентов выросла скорость мобильного интернета и все это с учетом растущей нагрузки на сеть из-за утяжеления контента в сети.
Техническая дирекция запустила объекты связи и в крупнейших городах округа — там, где мониторинг показал недостаточность уровня сигнала или возрастающую нагрузку на сеть. Телеком-оборудование запустили в промышленной зоне Нового Уренгоя и Коротчаево, где оно обеспечивает качественную связь для работников ямальских предприятий. Кроме этого, компания вывела в эфир базовые станции в районах транспортных развязок в Ноябрьске, Надыме и Лабытнанги. В Губкинском T2 запустила оборудование в районе промышленных предприятий и увеличила емкость сети в микрорайоне Северная Экспедиция. В Тарко-Сале — установила оборудование для владельцев домов в частном секторе. А в окрестностях Надыма увеличила емкость сети для работников Северо-Комсомольского месторождения.
В ЯНАО немало населенных пунктов, куда непросто добраться даже на машине, но там живут десятки тысяч человек, которые не хотят терять связь с миром. В прошлом «порталом» с другими городами, регионами, странами был телефон, а сейчас ямальцы — активные интернет-пользователи. Мы из года в год фиксируем рост интернет-трафика даже в небольших поселках, где, тем не менее, ежедневно скачивают сотни ГБ контента. Активно пользуются услугами связи и на предприятиях и месторождениях Ямала: работникам интернет нужен для решения рабочих задач, связи с коллегами и близкими. Понимая важность связи и мобильного интернета для жителей и гостей региона, Т2 не перестает проводить технические проекты по всему ЯНАО, независимо от отдаленности населенного пункта или предприятия
Александр Корунков
Директор ямало-ненецкого филиала Т2
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/t2-uluchshila-kachestvo-svjazi-dlja-20-tysjach-zhitelej-otdalennyh-naselennyh-punktov-janao/
Северный морской путь
В морском регистре судоходства подтвердили безопасность вернувшегося с ремонта теплохода "Клавдия Еланская"
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 18/09/2025
Теплоход "Клавдия Еланская" успешно прошёл освидетельствование. Об этом сообщили в Российском морском регистре судоходства.
После проведения необходимых проверок судно вернулось к выполнению своей задачи – поддержанию жизненно важной инфраструктуры и связи с населением отдаленных территорий.
В Регистре подчеркнули, что успешное освидетельствование гарантирует безопасность и надежность судна, обеспечивая бесперебойную работу транспортного сообщения.
Первоисточник: https://b-port.com/news/339900
Краткий обзор текущей ледовой обстановки в морях Арктики
Arctic Universe, 18/09/2025
Ученые Центра ледовой гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института подготовили краткий обзор текущей ледовой обстановки в арктических морях Северного ледовитого океана, основанный на анализе спутниковой информации, наблюдаемой в период с 14 по 16 сентября.
На акватории Баренцева моря чисто.
В Карском море дрейфующий остаточный лед сплоченностью до 7-8 баллов и нилас наблюдаются в проливах Шокальского и Красной Армии. На остальной акватории чисто.
На акватории моря Лаптевых массив дрейфующего льда сосредоточен в северной половине. В массиве сплоченность остаточных льдов достигает 9 баллов, повсеместно наблюдается ледообразование, в северной части отмечается появление серого льда. В центральной и южной частях акватории моря, на подходах к проливам Вилькицкого, Санникова, Дмитрия Лаптева преимущественно чисто. На подходах к проливам Шокальского и Красной Армии остаточный лед сплоченностью до 7-8 баллов, а также нилас.
В центральной и западной частях акватории Восточно-Сибирского моря чисто. На востоке моря сохраняется массив дрейфующих льдов, сплоченность остаточных в нем достигает 8 баллов; в большей части массива наблюдается ледообразование, отмечается нилас и начальные виды льда. В районе остров Врангеля и пролива Лонга ледообразование не происходит. На подходах к проливу Лонга в южной части преимущественно чисто, в северной – сплоченный до 6 баллов остаточный лед.
В Чукотском море массив дрейфующих льдов сохранятся в западной части акватории. В северной части массива сплоченность остаточных льдов не превышает 7-8 баллов, началось ледообразование – наблюдаются нилас и начальные виды льда. В районе острова Врангеля и в проливе Лонга ледообразование не происходит, сплоченность льдов до 4-6 баллов. В центральной части пролива отмечаются отдельные пятна сплоченного льда (7-8 баллов), в южной половине – открытая вода. На остальной акватории моря и в Беринговом проливе чисто, за исключением небольшого пятна разреженного льда западнее мыса Барроу.
На акваториях Печорского, Каспийского, Азовского, Белого, Балтийского, Берингова, Охотского и Японского морей чисто.
По СМП впервые в истории пройдет транзитный рейс, который за 18 дней доставит грузы из китайского порта Нинбо-Чжоушань до британского Феликстоу
GoArctic.ru, 18/09/2025
По Северному морскому пути (СМП) в сентябре стартует первый рейс 18-дневного китайско-европейского арктического экспресс-маршрута (China-Europe Arctic Express) из крупнейшего китайского морского порта Нинбо-Чжоушань до британского порта Феликстоу. Новый регулярный сервис будет курсировать между китайским портом и четырьмя крупными европейскими транспортными узлами: кроме Феликстоу (Великобритания) это Роттердам (Нидерланды), Гамбург (Германия) и Гданьск (Польша). Первый рейс завершится в октябре в Санкт-Петербурге. «Первый» и «впервые» – потому что пробный рейс «Китайско-европейского арктического экспресса» начинает регулярные перевозки по маршруту, разовый транзитный рейс уже проходил по СМП.
Контейнеровоз Istanbul Bridge должен отправиться из порта Нинбо-Чжоушань 20 сентября, чтобы 17-20 октября прибыть в Санкт-Петербург, – об этом еще на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) упоминал спецпредставитель госкорпорации «Росатом» по вопросам Арктики Владимир Панов.
По словам британской логистической компании IFE Global Logistics, ожидается, что благодаря использованию СМП время в пути «Китайско-европейского арктического экспресса» сократится почти вдвое по сравнению с 30–50 днями, которые требуются по традиционным маршрутам, таким как Суэцкий канал. Как уточняет IFE Global Logistics, грузовой экспресс особенно актуален, поскольку приход первого рейса в Европу совпадает с пиком предрождественского импортного сезона и опережает другие поставки.
Издание Politico Europe (европейское отделение американской медиакомпании Politico) отметило, что пробный рейс стал возможным благодаря таянию льдов и ускорению изменения климата, и он имеет значимые последствия как для международной торговли, так и для окружающей среды. Politico Europe добавляет, что рейс контейнеровоза Istanbul Bridge пройдет в сопровождении ледоколов. И цель маршрута – налаживание регулярного сообщения по российскому Северному морскому пути, связывающего несколько портов Азии и Европы. Старший научный сотрудник и основатель Арктического института, вашингтонского аналитического центра, изучающего безопасность в Арктике, Мальте Хамперт, пояснил изданию Politico Europe, что Арктика – первый регион, где изменение климата меняет геополитическую карту и динамику геополитических процессов. По мнению Хамперта, – если бы не глобальное потепление, Россия не могла бы добывать и транспортировать нефть и газ в Арктике, а Китай не отправлял бы через нее контейнеровозы.
Эксперт в сфере судоходства, правда, считает, что китайский эксперимент в Арктике как репетиция традиционного маршрута Азия-Европа имеет слишком незначительный масштаб, который составляет примерно 1% от товарооборота между Дальним Востоком и Северной Европой. Но если льды Арктики растают настолько, что Ледовитый океан будет хотя бы полгода свободен, то путь по Арктике станет интересен многим. По словам эксперта, – десять лет назад все думали, что до 2040 или 2050 года контейнерные перевозки в Арктике не появятся, но уже в 2025 году этим занимаются китайцы.
Помимо коммерсантов и аналитиков, старт регулярных перевозок интересует экологов и экоактивистов. Представитель международной коалиции «Альянс за чистую Арктику» (англ. HFO-Free Arctic Alliance), цель которого – запретить использование тяжёлого топочного мазута (HFO) в арктических водах, рассказал Politico Europe, что черный углерод из судового топлива наносит большой ущерб состоянию снега и льда, а ликвидация разливов нефти в удаленной Арктике затруднена, что тоже может опасно отразиться на экосистемах. Не вызывает доверия у экоактивиста и судно Istanbul Bridge – 25-летний контейнеровоз под флагом Либерии, не имеющий ледовой защиты. Представитель «Альянса за чистую Арктику» отметил, что следующая возможность ужесточить мировые правила использования топлива появится в феврале 2026 года, когда соберется подкомитет ИМО по предотвращению и реагированию на загрязнение окружающей среды. Эксперты и экологические группы уже выступают за более строгие правила использования топлива в условиях все более загружаемой транспортом Арктики.
Социально-экономическое развитие
Дальневосточные депутаты просят кабмин расширить лимиты арктической ипотеки
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 18/09/2025
Депутаты заксобраний регионов Дальнего Востока готовят коллективное обращение в правительство РФ с предложениями по расширению условий льготной ипотеки.
Как сообщают в ассоциации законодательных органов субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья, парламентарии просят кабмин увеличить текущие лимиты арктической и дальневосточной ипотеки, поскольку они не покрывают рыночные цены в большинстве городов действия программы. Напомним, что правительство установило предельные размеры на уровне шести млн рублей для жилья до 60 «квадратов» и девять млн рублей — для квартир большего размера.
Еще одно предложение коснулось расширения перечня профессий, представителям которых доступна льготная ипотека. Депутаты считают, что право взять кредит под 2% должно распространяться на работников государственных и муниципальных образовательных организаций.
Кроме того, депутаты считают необходимым смягчить условия семейной ипотеки. Недавно ее разрешили использовать при покупке жилья на вторичном рынке, но с условием — дом должен быть построен не более 20 лет назад. В ассоциации парламентариев ДВФО считают, что этот критерий невыполним для многих арктических и дальневосточных городов с низкими темпами жилищного строительства.
Первоисточник: https://b-port.com/news/340018
Глава Ямала обсудил развитие округа с вице-премьером РФ
Север-Пресс, 18/09/2025
Губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов обсудил социально-экономическое развитие округа с зампредседателя правительства РФ Александром Новаком. Об этом сообщила пресс-служба правительства страны.
«Стороны обсудили социально-экономическое развитие региона, вопросы энергетической безопасности, топливоснабжения и газификации. Особое внимание было уделено процессу реализации на территории субъекта национальных проектов», — говорится в сообщении.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/energetika/glava-jamala-obsudil-razvitie-okruga-s-ministrom-energetiki-rf/
Транспортные системы
Между Москвой и Анадырем летом перевезли 28 тысяч пассажиров
ИА Чукотка, 18/09/2025
"Аэрофлот" подвел итоги дальневосточной программы за минувшее лето. Одним из наиболее быстрорастущих направлений стал маршрут "Москва – Анадырь – Москва". В сравнении с летом прошлого года пассажиропоток на нём увеличился более чем на 10 процентов, сообщает ИА "Чукотка".
Пассажиропоток между московским аэропортом Шереметьево и столицей Чукотки за летние месяцы составил 28 тысяч человек. По данным перевозчика, это на 12 процентов больше, чем годом ранее. На направлении работает входящая в группу авиакомпания "Россия". Прирост показателей объяснили увеличением частоты полётов – с июня по середину сентября выполнялось не два рейса в неделю, а три. В наиболее загруженный период на рейсы ставили самые вместительные в стране лайнеры Boeing 747-400, рассчитанные на 522 пассажира. «Общий пассажиропоток между Москвой, Санкт-Петербургом и пунктами Дальнего Востока вырос на 3 процента по сравнению с прошлым годом. С июня по август "Аэрофлот" и авиакомпания "Россия" перевезли в города ДФО и в обратном направлении 1 млн 355 тыс. пассажиров», – сообщили в пресс-службе перевозчика. Всего в полётной программе участвуют девять дальневосточных городов. Наиболее популярными стали рейсы из столицы России во Владивосток, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский и обратно. Пассажиропоток на этих направлениях составил 375, 299 и 223 тысячи человек соответственно.
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/transport/passazhiropotok_mezhdu_anadyrem_i_moskvoy_uvelichilsya_bolee_chem_na_10_protsentov/
Экология
Долину реки Лонготеган запретили посещать до декабря
Север-Пресс, 18/09/2025
На Ямале ограничат выдачу разрешений на посещение долины реки Лонготеган до 1 декабря. Соответствующее решение опубликовано на сайте окружного департамента природных ресурсов и экологии.
«Департаментом принято решение об ограничении выдачи разрешений на посещение долины реки Лонготеган природного парка сроком до 1 декабря 2025 года и установления устойчивого снежного покрова», — сказано в документе. Решение принято из-за особенностей почвы в долине.
Долина реки Лонготеган имеет заболоченный почвенный покров, восстановление которого происходит крайне медленно. Из-за этого меняется растительность и начинают преобладать болотные виды растений, что приводит к дальнейшему заболачиванию. Прохождение до установления снежного покрова там возможно только с использованием внедорожных транспортных средств либо на гусеничном ходу.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/ekologiya/dolinu-reki-longotegan-zapretili-poseschat-do-dekabrja/
Энергетика
Магаданцы жалуются на отсутствие отопления в квартирах
Колыма Плюс, 18/09/2025
Отопительный сезон в Магадане стартовал раньше обычного. Однако не во всех квартирах батареи уже стали тёплыми – некоторые горожане жалуются на холод в домах.
Жители Магадана звонят в управляющие компании и оставляют обращения в ЦУР: батареи в некоторых квартирах остаются холодными, несмотря на то что отопительный сезон уже официально стартовал, причем раньше срока. Согласно нормативным актам запуск тепловых сетей в Магадане происходит, когда среднесуточная температура держится ниже 8 градусов в течение пяти дней. Но в этом году тепло в дома подали раньше – чтобы предотвратить возможные перебои при похолодании.
«Отопительный сезон уже стартовал, несмотря на то, что среднесуточная температура наружного воздуха еще не ниже 8 градусов в течение пятидневки, у нас еще не наступил такой период. Управляющие компании и «Магадантеплосеть» запускают систему, где-то, может быть, система завоздушена, у кого-то могут быть перекрыты вентили в квартирах. Управляющие компании отрабатывают сейчас оперативно все эти заявки, объекты соцсферы у нас подключены на 100% – это детские сады, школы, объекты культуры и спорта», – рассказала руководитель департамента ЖКХ мэрии Магадана Екатерина Крамник.
Система теплоснабжения в столице Колымы работает в несколько этапов. Сначала тепло поступает от Магаданской ТЭЦ в центральные тепловые пункты, за их работу отвечает «Магадантеплосеть». Затем уже управляющие компании распределяют тепло по многоквартирным домам и устраняют локальные неполадки в квартирах и подъездах. Сейчас на магистралях тепло есть. Исключение – два адреса, где идут ремонтные работы. Специалисты устраняют прорывы, завершить работы планируют к концу недели.
«Сейчас центральные тепловые пункты, что касается всего города Магадана, которые запитаны от Магаданской ТЭЦ, запущены, ведутся ремонтные работы на двух адресах, которые не запущены, – это Набережная реки Магаданки, 79 и Наровчатова, 6а. На Наровчатова, 6а еще требуются земляные работы, при заполнении произошел прорыв, по Набережной, 79 то же самое», – отметил главный инженер предприятия «Магадантеплосеть» Владимир Вебер.
Если в квартире все еще холодно, жителям рекомендуют сначала обращаться в управляющие организации. Чаще всего проблему решают на месте: спускают воздух или регулируют стояки. В случае аварийных ситуаций подключаются специалисты теплосети. В Центр управления регионом ежедневно поступает около 30 обращений от граждан. Все жалобы фиксируются и передаются для оперативной отработки управляющим компаниям и аварийным службам.
«Были вопросы от людей, когда они говорят, что вот у нас в одной комнате отопление есть, на кухне, например, стояк холодный, и почему управляющая компания сразу не реагирует. Она не реагирует потому, что сначала должна запустить по графику все дома, которые к ней относятся, а уже потом ходить и отрабатывать воздух. Безусловно, мы работаем и с управляющими организациями, и с представителями муниципалитета, я знаю, что работает горячая линия, мы также людям периодически рекомендуем и на нее обратиться. Но, повторюсь, я думаю, что в плановом режиме, как это каждый год происходит с начала отопительного сезона, в первые 10 дней подключается максимум домов, и потом уже отрабатываются те проблемные участки, которые могли себя показать после начала заполнения системы и подачи давления», – пояснил руководитель ЦУР Магаданской области Павел Береговой.
Жителям напоминают: обращаться нужно сначала в свою управляющую компанию. При аварийных ситуациях работает горячая линия управления ЖКХ Магадана – телефон 220-414, с 9 утра до 18 вечера ежедневно. Также городская прокуратура принимает обращения от граждан, чьи права на получение коммунальных услуг нарушаются, по телефону 65-13-04. В коммунальных службах заверяют, что в ближайшие дни завершат подключение домов и устранят выявленные неисправности.
Первоисточник: https://kolymaplus.ru/news/magadancy-zhaluyutsya-na-otsutstvie-otopleniya-v-kvartirah/
Минфин не обсуждает льготы для "Арктик-СПГ - 2"
ТАСС, 18/09/2025
Министерство финансов России не обсуждает налоговые льготы для проекта "Арктик СПГ - 2". Об этом заявил журналистам замминистра финансов России Алексей Сазанов.
"Нет, никаких обсуждений нет и не велось", - сказал он, отвечая на вопрос о возможных льготах для проекта в связи с продажей газа с него с дисконтом.
По данным Kpler, "Новатэк" уже начал отгрузки сжиженного природного газа (СПГ) с проекта "Арктик СПГ - 2", первое судно уже зашло в Китай.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25093193?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Разное
В отношении бывшего гендиректора Мурманского морского рыбного порта возбуждено уголовное дело
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 18/09/2025
Бывший генеральный директор АО «Мурманский морской рыбный порт» стал фигурантом двух уголовных дел о мошенничестве в особо крупном размере с использованием служебного положения.
По данным следствия, с ноября 2023 года по январь 2024 года он оформил на гендиректора, ответственную за коммерческие и финансовые вопросы, два займа средств Мурманского морского рыбного порта, а полученные 30 млн рублей потратил на элитную недвижимость в Мурманской и Калининградской областях.
В результате проверок, инициированных правоохранительными органами и региональной прокуратурой, было начато расследование уголовных дел. За содеянное экс-руководителю предприятия, чьи активы принадлежат государству, грозит до десяти лет лишения свободы.
Первоисточник: https://b-port.com/news/339996
В Санкт-Петербурге вынесли приговор педагогам по делу о гибели ребенка в Хибинах
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 18/09/2025
В Санкт-Петербурге вынесли приговор педагогам по делу о гибели ребенка в Хибинах. Их признали виновными в оказании услуг, повлекших по неосторожности смерть человека.
Напомним, суд начался 15 сентября. Прокурор запросил для двоих руководителей детской туристической группы по пять лет за решеткой.
Как писал «Би-порт», в марте 2021 года в Хибинах туристическая группа, в составе которой были преимущественно дети в возрасте от 10 до 15 лет, попала под сход снега. Следствием и судом доказано, что фигуранты умышленно изменили согласованный ранее безопасный маршрут, чем подвергли детей смертельной опасности.
Виновные педагоги не учли и физическую подготовленность детей, в результате группа сильно растянулась на склоне. Также у группы не было лавинного снаряжения для поиска и спасения попавших под сход снега.
В результате схода лавины под снегом оказалось семь детей. Шестерых достали живыми в течение получаса. Но 12-летнюю девочку, которую откапали через 2,5 часа, спасти не удалось. Она умерла от переохлаждения.
Решением Мурманского областного суда уголовное дело для рассмотрения по существу было направлено по подсудности в Приморский районный суд города Санкт-Петербурга.
Приговором суда каждому из виновных назначено наказание три года исправительных работ с удержанием 10% заработной платы в доход государства.
Первоисточник: https://b-port.com/news/340004