Обзор СМИ
29/09/2025
Оглавление
Трутнев и Чибис обсудили развитие Арктики и идею проведения Года Арктики
В Дудинке установили бюст Петра Первого
Над Салехардом нависли 2500 дронов: рекордное шоу увидели ямальцы
Арктический образовательный форум в Новом Уренгое объединил 12 регионов
Высокоскоростной интернет придет в Черский в 2028 году
Беспилотная логистика снизит стоимость проектов в Арктике и на Дальнем Востоке
Программу судоремонта в Арктике представят в правительство до конца года
Росатом спроектирует плавучий энергоблок мощностью 180 МВт для Арктики
Краткий обзор текущей ледовой обстановки в морях Арктики
Россия готова обучать экипажи судов дружественных стран для работы в Арктике
Арктический туризм
В Лабытнанги за приключениями в 2025 году приехали 2600 человек
Север-Пресс, 27/09/2025
Центр активного отдыха и туризма за два года преобразил сферу путешествий в Лабытнанги. Глава Лабытнанги Марина Трескова поздравила всех причастных со Всемирным днем туризма.
«Цифры говорят сами за себя: 53 мероприятия за 2025 год, 2600 участников! Но важнее цифр — эмоции: восторг восхождений на Рай-Из, трепет от встречи с древним рифом, романтика свадьбы на леднике Романтиков», — отметила Трескова в своем telegram-канале.
Визитными карточками города стали фестивали «Тепло Заполярья», «Снежный фест» и «Морошка-фест». Последний состоялся впервые на Ямале в июле. Фестиваль провели в окрестностях деревни Лаборовой. Более 50 участников из Салехарда, Лабытнанги и Аксарки соревновались за титул лучшего сборщика морошки.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/v-labytnangi-za-prikljuchenijami-v-2025-godu-priehali-2600-chelovek/
Биоресурсы
Ямальское рыболовство уравняли с федеральным
Север-Пресс, 26/09/2025
На Ямале любителям разрешили рыбачить без заявок в пределах суточных норм. Закон об аквакультуре и рыболовстве привели в соответствие с федеральным законодательством, сообщило Заксобрание в официальном telegram-канале.
«Депутаты привели региональный закон об аквакультуре, рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов на Ямале в соответствие с федеральным законодательством и уточнили полномочия органов власти. Любительское рыболовство для личных нужд остается доступным всем жителям без необходимости получения специальных разрешений или подачи заявок», — сказано в сообщении.
Суммарная суточная норма вылова для граждан осталась прежней. Каждому ямальцу разрешено ловить не более 20 килограммов или один экземпляр, если он превышает этот вес.
«Работа по развитию рыбной отрасли ведется на постоянной основе. По итогам серии встреч рабочей группы под руководством Сергея Ямкина с рыбаками общин и предприятий был сформирован пул предложений, которые легли в основу решений, принятых губернатором», — добавили в Заксобрании.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/ekologiya/jamalskoe-rybolovstvo-uravnjali-s-federalnym/
Наука, культура и образование
Трутнев и Чибис обсудили развитие Арктики и идею проведения Года Арктики
НИА-Заполярье, 26/09/2025
В Москве состоялась рабочая встреча заместителя Председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента в ДФО Юрия Трутнева с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом. Главными темами стали реализация комплексного плана развития Арктики и проект Трансарктического транспортного коридора.
Андрей Чибис подчеркнул, что регион активно выполняет поручения Президента, данные по итогам Международного арктического форума. На площадке Комиссии Госсовета по направлению «Северный морской путь и Арктика» совместно с федеральными органами прорабатываются механизмы реализации стратегических проектов.
«В условиях нарастающего политического напряжения вокруг освоения Арктики и усиления внешнего влияния, мы с Юрием Петровичем сошлись во мнении о необходимости объявить 2027 год — Годом Арктики в Российской Федерации. Это подчеркнёт роль России как ведущей арктической державы. Мурманск же, как столица Русской Арктики, с его уникальной инфраструктурой и стратегическим расположением, станет идеальной площадкой для проведения Международного арктического форума — 2027 и других мероприятий в рамках этого года», – отметил губернатор Андрей Чибис.
Особое внимание уделили инициативе проведения Года Арктики в 2027 году. По словам губернатора, это позволит подчеркнуть статус России как ведущей арктической державы. Мурманск, обладающий уникальной инфраструктурой, предлагается рассмотреть как площадку для ключевых мероприятий, включая Международный арктический форум, сообщает Министерство информационной политики Мурманской области.
В числе других вопросов — финансирование инфраструктуры территории опережающего развития «Столица Арктики» и передача в собственность области пирса дальних линий. Капитальный ремонт объекта откроет возможности для приёма круизных судов и станет стимулом для развития арктического туризма.
Первоисточник: https://nia14.ru/news/novosti-arktika/6311.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
В Дудинке установили бюст Петра Первого
Наш Красноярский край, 28/09/2025
Торжественное открытие бюста Петра Первого прошло в Дудинке Красноярского края. В церемонии на берегу Енисея приняли участие представители органов власти, общественники и активная молодежь.
Петр Первый внес вклад в освоение Арктики. При нем были организованы экспедиции и исследования, которые стали важным этапом в изучении северных земель.
Бюст установили на берегу Енисея. Это совместный проект администрации Таймыра и Северного флота. Я думаю, это место для всех нас станет знаковым культурным центром. Выражаю благодарность компании «Норникель», а именно Заполярному транспортному филиалу за активную поддержку, а также автору проекта «Алея Российской Славы» Михаилу Сердюкову и Денису Побилату за эту инициативу , — отметил Алексей Членов, глава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
Над Салехардом нависли 2500 дронов: рекордное шоу увидели ямальцы
Север-Пресс, 27/09/2025
В Салехарде состоялось рекордное шоу дронов в честь 80-летия Победы. Об этом сообщает администрация города.
«Особую ценность это событие имеет для Салехарда именно в 2025 году, году, когда городу было присвоено почётное звание «Город трудовой доблести». Для жителей окружной столицы шоу стало не только ярким зрелищем, но и знаковым событием, подчеркнувшим значимость вклада северян в Великую Победу», — говорится в сообщении.
Шой в Салехарде стало одним из самых масштабных световых представлений в истории России. Над городом в небо поднялись 2500 квадрокоптеров компании «Геоскан».
С помощью дронов зрители увидели десять масштабных композиций от проводов на фронт и картин боев до символа Победы и мирного неба. В финале шоу было показано изображение Родины-матери официального логотипа 80-летия Победы.
Изображения для шоу дронов были созданы на основе рисунков детей, которые стали участниками всероссийского конкурса «Небо Победителей». Ребята из 84 регионов России прислали более 3800 работ. Лучшие из них легли в основу 3D-анимации. Победители были приглашены в Салехард и могли лично увидеть оживленный формат своего творчества.
«Север-Пресс» писал, что шоу планировали показать в пятницу, но перенесли по техническим причинам. Организаторы объяснили, что на проведение мероприятия могло повлиять множество факторов, поэтому изначально был запланирован резервный день.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/nad-salehardom-navisli-2500-dronov-rekordnoe-shou-uvideli-jamaltsy/
Арктический образовательный форум в Новом Уренгое объединил 12 регионов
Север-Пресс, 26/09/2025
В Новом Уренгое начал работу VII Арктический образовательный форум. Его гостями стали представители 12 субъектов РФ. Ведущие эксперты страны определят векторы развития отрасли в Арктике и найдут решения для повышения качества обучения, сообщила директор департамента образования ЯНАО Зоя Чернышева.
«Арктический образовательный форум уже стал для Ямала традиционной и, что особенно важно, эффективной площадкой для профессионального диалога. В условиях динамичных изменений в системе образования именно здесь, в живом общении с федеральными экспертами и коллегами из других регионов, мы вырабатываем конкретные решения для повышения качества образования на ямальской земле. Уверена, что форум 2025 года даст новый импульс для развития кадрового потенциала, внедрения инноваций и укрепления партнерства между школой, семьей и обществом», — процитировала Чернышеву пресс-служба главы Ямала.
Форум проходит на площадке Арктического лицея. Его целью стало обсуждение стратегических направлений национальной образовательной политики и их реализация в условиях Арктики. Форум поделили на тематические секции. Одна из главных тем — цифровая трансформация. Эксперты ведущих ИТ-компаний представят решения в области искусственного интеллекта.
На форуме начал работу финальный модуль «Ямальской школы кадрового резерва. Образование». Подведены итоги педагогического конкурса «Классная тема — 2025». Победителем стал учитель биологии из Правохеттинской школы Александр Генкель. Все участники получили дипломы, сертификаты и подарки.
Оборона и безопасность
На Ямале стало почти вдвое меньше лесных пожаров
Север-Пресс, 26/09/2025
На Ямале во время пожароопасного сезона в 2025 году зафиксировано 71 природное возгорание — почти в два раза меньше, чем в 2024-м (137). Все пожары удавалось потушить в первые сутки, сообщила пресс-служба губернатора округа.
«Общая площадь возгорания — чуть более двух тысяч гектаров, что на треть меньше, чем в прошлом году. Лесные пожары выявлены во всех районах округа», — говорится в сообщении. Чаще всего причинами становились сухие грозы — молнии без осадков.
Обстановку контролировали 970 специалистов и 252 единицы техники. В основном тушением занимались сотрудники «Ямалспаса», действия которых помогли избежать введения режима ЧС и угрозы перехода огня на объекты инфраструктуры и населенные пункты.
Перед началом сезона в округе создали новые противопожарные разрывы и минерализованные полосы, прошли масштабные учения специалистов. Малая авиация, беспилотники дальнего действия, наземный патруль и система «Лесохранитель» круглосуточно мониторили угрозы.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/ekologiya/na-jamale-stalo-pochti-vdvoe-menshe-lesnyh-pozharov/
Промышленность и технологии
Высокоскоростной интернет придет в Черский в 2028 году
ЯСИА, 27/09/2025
Высокосортной интернет в поселке Черский Нижнеколымского района появится до конца 2028 года. Он будет проведен благодаря проекту «Синергия Арктики». Об этом в ходе «Прямой линии» заявил глава республики Айсен Николаев, сообщает ЯСИА.
«Сейчас решение по интернету в Черском будет через реализацию программы ‘‘Синергия Арктики’’. Проект очень серьезный, он вошел в перечень инфраструктурных проектов России до 2030 года. Финансирование со стороны страны уже предусмотрено», — сказал Николаев.
По его словам, в рамках программы 62 населенных пункта арктической зоны республики будут оснащены интернетом.
«Главное — это оптоволоконная линия связи, которая будет пролегать через все районные центры Арктический зоны. В Нижнеколымский район мы должны дойти до конца 2028 года. Она будет закольцовываться с Северным морским путем и будет связана с Чукоткой», — рассказал Айсен Николаев.
Беспилотная логистика снизит стоимость проектов в Арктике и на Дальнем Востоке
ТАСС, 26/09/2025
Применение технологий беспилотной логистики в регионах Арктики и Дальнего Востока обеспечит снижение стоимости работ на энергетических проектах до 38% и ускорит их реализацию на 24%. Такое мнение высказал ТАСС доктор экономических наук, профессор высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Фадеев.
Президент России Владимир Путин в сентябре принял участие в пленарном заседании Восточного экономического форума (ВЭФ), где призвал активно применять беспилотные технологии на Дальнем Востоке, а также запустить на территории Арктики (АЗРФ) и всего Дальнего Востока (ДФО) единый преференциальный режим для бизнеса.
"Заявления руководства страны в рамках ВЭФ-2025 еще раз подтвердили, что развитие Арктической зоны и Дальнего Востока являются стратегическими приоритетами для российской экономики, а также зонами применения передовых технологий, в частности, беспилотной логистики. В среднем, применение беспилотных технологий при реализации энергетических проектов обеспечивает снижение стоимости работ на 38% и ускоряет стадию проведения полевых работ на 24%", - сказал Фадеев.
Эксперт добавил, что на арктических нефтегазовых месторождениях уже применяются подводные, наземные и воздушные беспилотники российских производителей, что повышает конкурентоспособность российских проектов в сложных климатических условиях, делает их привлекательными для инвестиций, в том числе иностранных. Для современных нефтегазовых компаний, реализующих проекты в Арктике, развитие беспилотных технологий - важнейшая стратегическая задача в долгосрочной перспективе.
"Беспилотники способны выполнять максимально широкий перечень задач, таких как доставка грузов на месторождения, осуществление мониторинга внешней среды, проведение сейсморазведки, выполнение фото- и видеосъемки. Ключевое преимущество - бесперебойная круглосуточная работа в любых погодных условиях, что обеспечит стабильность перевозок за счет устойчивости к климатическим условиям Арктики", - отметил Фадеев.
Развитие технологий
По словам эксперта, можно выделить три основных направления в развитии и применении беспилотных технологий. Первое - подводные аппараты, которые можно привлекать для сложных работ по подготовке площадок для строительства, прокладке трасс трубопроводов, кабелей, ремонта различных повреждений, а также геологоразведки. Второе - беспилотные транспортные средства.
"Отличительной особенностью этих машин является то, что им разрешено выходить на маршруты в сложные погодные условия, когда обычным машинам с водителями выезды запрещены. Подобное технологическое решение является одним из ярких и наглядных примеров использования современных цифровых решений при реализации проектов в Арктике и Дальнем Востоке", - подчеркнул Фадеев.
Третье направление - беспилотные летательные аппараты (БПЛА), применение которых является одним из ключевых трендов развития авиации на сегодняшний день. В гражданском секторе они могут применяться в доставке грузов, мониторинге, зондировании, наблюдении и охране. По мере расширения технических возможностей беспилотных аппаратов увеличивается и спектр задач: магниторазведка, картографирование, лазерное сканирование при составлении цифровых моделей местности.
Фадеев пояснил, что в Арктической зоне РФ (АЗРФ) - более 1 тыс. проектов с более чем 35 трлн рублей инвестиций, что стало возможным благодаря созданию преференциальных арктических режимов. Дальний Восток - это самый быстрорастущий макрорегион страны. Темпы роста экономики здесь выше, чем в любых других регионах РФ. За последнее десятилетие ВРП увеличился более чем в 2,5 раза - до 11 трлн рублей. На территории ДФО развиваются судостроительные, энергетические, нефтегазохимические проекты, рыбохозяйственный комплекс и туризм.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25169259?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Судостроение
Программу судоремонта в Арктике представят в правительство до конца года
СеверПост, 26/09/2025
Минпромторг России до конца 2025 года представит на рассмотрение правительства РФ программу развития судоремонта в Арктическом регионе.
Об этом на международной выставке «Нева-2025» сообщил начальник отдела стратегического планирования и управления Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Артём Огиенко.
«До конца текущего года мы должны представить в адрес правительства программу развития судоремонта в Арктическом регионе, ремонта судов, именно эксплуатирующихся в Арктическом регионе», — пояснил представитель министерства.
Работу по формированию программы Минпромторг России ведёт совместно с ФАНУ «Востокгосплан», привлекая специалистов АО «ОСК» и института АО «ЦТСС», пишет ИАА «ПортНьюс».
По словам Артёма Огиенко, проблему развития судоремонтных мощностей для ремонта и обслуживания крупнотоннажных судов, работающих в акватории Северного морского пути (СМП), необходимо решать, учитывая планы развития и роста грузопотока по Севморпути.
«Конечно, у нас есть подъёмные сооружения, которые могут поднять крупнотоннажное судно, но для гражданских целей их, по сути, не существует», — признал он.
Артём Огиенко отметил, что на сегодняшний день есть две ключевые проблемы в судоремонте, которые необходимо решить.
«Это, во-первых, отсутствие производственных мощностей, способных покрыть существующий и перспективный спрос на судоремонт. А во-вторых, вопрос о том, как обеспечить создание этих мощностей. То есть, откуда взять финансирование, так как частный бизнес не может взять на себя такой большой объём затрат из-за неустойчивой экономической модели», — охарактеризовал он ключевые сложности.
Огиенко обратил внимание на то, что в случае принципиальной поддержки механизмов развития судоремонта в Арктическом регионе, сформулированных в программе, Минпромторг России будет предлагать тиражировать их на остальную часть страны.
Первоисточник: https://severpost.ru/read/195753/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Росатом спроектирует плавучий энергоблок мощностью 180 МВт для Арктики
Korabel.ru, 26/09/2025
Корпорация приступила к проектированию нового, самого мощного плавучего энергоблока. Об этом на полях Мировой атомной недели ТАСС сообщил заместитель генерального директора госкорпорации "Росатом" по машиностроению и индустриальным решениям Андрей Никипелов.
"У нас в планах создать целую линейку плавучих энергоблоков. И следующая наша задумка, следующая наша мысль - это то, что мы уже проектируем. Это ПЭБ-180. В этом плавучем энергоблоке используется реактор РИТМ-400. Это те самые реакторы, которые мы уже сделали для ледокола "Лидер"", - рассказал он.
В настоящее время в линейке разработанных Росатомом ПЭБ энергоблоки мощностью 106 МВт - для арктических регионов России, ПЭБ-100 мощностью 100 МВт, экспортный вариант, для южных регионов. Новый блок мощностью 180 МВт в первую очередь, по словам Андрея Никипелова, проектируется также для потребностей российской Арктики.
Северный морской путь
Краткий обзор текущей ледовой обстановки в морях Арктики
Arctic Universe, 26/09/2025
Ученые Центра ледовой гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института подготовили краткий обзор текущей ледовой обстановки в арктических морях Северного ледовитого океана, основанный на анализе спутниковой информации, наблюдаемой в период с 21 по 23 сентября.
На акватории Баренцева моря чисто.
На акватории Карского моря происходит вынос дрейфующего льда – остаточного и ниласа - из моря Лаптевых через пролив Шокальского, а также севернее м. Арктический. Началось ледообразование у западного побережья островов Комсомолец и Октябрьской Революции архипелага Северная Земля, в Таймырской губе и в бухте Гафнер Фьорд. На остальной акватории моря, в проливах Карские Ворота и Вилькицкого сохраняется открытая вода.
На акватории моря Лаптевых массив дрейфующих остаточных льдов расположен в северной половине акватории. Дрейф направлен на юго-запад, в результате дрейфующие льда заходят в проливы Шокальского и Красной Армии, а также достигли островов Малый Таймыр и Сорокодомского. В массиве повсеместно идет ледообразование, отмечается серый лед и нилас. В южной половине акватории преимущественно чисто. Вдоль побережья от залива Терезы Клавенес до устья реки Лена на отдельных участках наблюдается начало ледообразования. На подходах к проливам Вилькицкого, Санникова, Дмитрия Лаптева.
В Восточно-Сибирском море дрейфующие льды наблюдаются в восточной части акватории, в западной преимущественно чисто. В массиве дрейфующих льдов практически повсеместно наблюдается ледообразование, отмечается серый лед и нилас. На кромке дрейфующего льда образовалась протяженная зона блинчатого льда и ниласа. Южнее о. Врангеля ледообразование не наблюдается.
На акватории Чукотского моря дрейфующие льды сохраняются в северо-западной части акватории, а также в проливе Лонга. В северо-западной части продолжается ледообразование: в массиве старых и остаточных льдов отмечаются серые и ниласовые льды. Разрушение льда продолжается в проливе Лонга, здесь сохраняется разряженный и редкий лед с небольшой зоной 7 балльного льда. В северо-восточной части лед полностью вытаял. В центральной, южной частях акватории моря, Беринговом проливе чисто.
На акваториях Печорского, Каспийского, Азовского, Белого, Балтийского, Берингова, Охотского и Японского морей чисто.
Россия готова обучать экипажи судов дружественных стран для работы в Арктике
ТАСС, 26/09/2025
Россия готова проводить обучение экипажей судов дружественных стран для работы в Арктике и на Северном морском пути. Об этом заявил замглавы Минтранса РФ Александр Пошивай в ходе сессии ВЭФ-2025 "Ответственное партнерство для комплексного развития Арктики и Дальнего Востока".
"Предполагается, что транзитная часть, которая ляжет на Трансарктический транспортный коридор, она в большой степени будет обеспечена иностранными экипажами. Здесь мы готовы приступить к обучению как наших, так и экипажей, прежде всего, дружественных стран с тем, чтобы они квалифицированно и безопасно осуществляли свою работу", - сказал он.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/24955401?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Социально-экономическое развитие
Гендиректор ВЦИОМ представил в Ненецком АО образ России будущего
ТАСС, 26/09/2025
Генеральный директор Аналитического центра ВЦИОМ Валерий Федоров на марафоне Знание.Первые представил в Нарьян-Маре образ России будущего, сообщили ТАСС в пресс-службе Российского общества "Знание" в СЗФО. Федоров выступил во Дворце культуры "Арктика" Нарьян-Мара в рамках программы марафона Знание.Первые в честь 80-летия российской атомной отрасли.
"А вот на вопрос, какое будущее нас ждет, россияне дали оптимистичный ответ. Две трети опрошенных полагают, что будущее окажется лучше, чем настоящее, и потому на него стоит надеяться и верить, тогда как всего 10% респондентов ожидают возможного ухудшения", - сказал Федоров.
Федоров представил результаты исследований о будущем, проведенных аналитическим центром ВЦИОМ, и поделился видением социологии будущего. Для большинства россиян (39% опрошенных) будущее - это нечто личное, касающееся их самих и их близких. Это то, где они будут завтра жить, работать, учиться. Почти четверть россиян (21%) рассматривают будущее через призму крупных социальных общностей - например, своего региона или страны в целом. И совсем немногие, около 6% жителей страны, размышляют в глобальном масштабе.
Глава ВЦИОМ рассказал о том, что анализ полученных данных позволил выявить несколько ключевых трендов, с которыми жители страны связывают наступление будущего. Среди них - расширение роли технологий, повышение эффективности медицины, рост статуса семьи и важности личностного развития, интерес к социальным инновациям.
При этом у страны нет единого образа России будущего - напротив, возможных желаемых сценариев развития страны социологи насчитали целых пять. Федоров отметил, что столь разнообразная картина взглядов сложилась в российском обществе во многом потому, что в нем сегодня впервые живут представители сразу пяти поколений, тогда как еще недавно единовременно в обществе сосуществовали лишь три поколения. "Самый популярный образ будущего - это великая Россия, страна, которая вызывает чувство гордости, у которой сильная экономика и вооруженные силы, есть успехи в науке, творчестве и спорте. На втором месте - социальная модель, то есть страна, в которой в первую очередь обеспечена социальная справедливость, нет резкого имущественного неравенства. На третьей позиции - комфортная, благоустроенная Россия, на четвертой - Россия современная, на пятой - свободная страна", - перечислил он.
Марафон "Знания" в НАО
Безопасное развитие атомной энергетики, искусственный интеллект в науке и промышленности, социальное устройство общества будущего, подвиги ученых и защитников страны - темы, которые вошли в программу марафона Знание.Первые в Нарьян-Маре. Во Дворце культуры "Арктика" выступили государственные деятели, ученые, герои страны и военные корреспонденты, олимпийские чемпионы и мастера культуры.
Вопросы обеспечения безопасности в атомной энергетике осветил заместитель директора ИБРАЭ РАН, доктор технических наук Сергей Уткин. Участники марафона узнали, что ядерные технологии вызывают у многих людей радиофобию, но на самом деле атомная энергетика - одна из самых безопасных отраслей.
Генеральный директор и сооснователь частной космической компании SR Data Игорь Кожелин поделился мнением о том, что XXI век создают предприниматели и ученые, потому что одни разрабатывают технологии, а вторые придумывают, как эти технологии коммерциализировать. Он также рассказал, как снимки из космоса делают жизнь на планете комфортнее и безопаснее.
В открытом диалоге слушателей с защитниками родины во имя будущего приняли участие военный корреспондент RT, поэт, публицист Анна Долгарева и ветеран боевых действий, член Ассоциации ветеранов СВО Владимир Абрамов.
Тему искусственного интеллекта раскрыл генеральный директор компании - разработчика искусственного интеллекта ООО "А-Я эксперт" Роман Душкин. Завершила программу марафона в Нарьян-Маре олимпийская чемпионка по фигурному катанию, заслуженный мастер спорта России Анна Щербакова. Спортсменка рассказала о воспитании спортивного характера и ответила на вопросы.
О марафоне
Марафон Знание.Первые проходит три дня и охватывает всю страну. 26 сентября к марафону присоединились Москва, Грозный, Красноярск, Нарьян-Мар, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Тверь, Хабаровск, Челябинск, а также ДНР. Впервые марафон проходит за рубежом: 26 сентября в городе Сухуме Республики Абхазия выступают лекторы просветительской организации. 27 сентября марафон продолжится в Москве и Саранске, а 28 сентября завершится в столице.
Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/25177161?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
На Чукотке 30 октября начнется прием заявок на покупку «народных» облигаций, их объем – 140 млн рублей
GoArctic.ru, 26/09/2025
В Чукотском автономном округе 30 октября начнется прием заявок на покупку «народных» облигаций на онлайн-сервисе «Финуслуги», их объем – 140 млн рублей. Привлеченные средства пойдут на реализацию проектов мастер-планов, в том числе – на ремонт и строительство объектов социальной инфраструктуры, сообщает Корпорация по развитию Дальнего Востока и Арктики (КРДВ). GoArctic рассказывал о том, что, по словам финансистов, «народные» облигации – это государственные ценные бумаги, защищенные от рыночной волатильности, что делает их привлекательной альтернативой банковским вкладам. Чукотский выпуск станет вторым из четырех, запланированных до конца текущего года среди субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО) и Арктической зоны РФ.
Срок обращения облигаций составит один год – дата их погашения запланирована на 30 сентября 2026 года. Номинальная стоимость одной ценной бумаги составит 1000 рублей. Купонный доход будет находиться на уровне 17,5% на протяжении всего периода, выплаты купона предусмотрены ежеквартально. Говоря простым языком, покупая облигации, выпущенные Чукотским АО, население даёт региону деньги в долг на определённый срок, а взамен получает регулярный процентный доход (купонные выплаты). По окончании срока действия облигаций инвесторы получают назад всю сумму своих вложений. Продавать облигации можно будет с 1 апреля 2026 года.
Механизм «народных» облигаций, по мнению представителей Минвостокразвития, – это не только финансовый инструмент, но и форма общественного участия в государственных преобразованиях. Этот подход способствует формированию культуры ответственного инвестирования на Дальнем Востоке и в Арктике. На онлайн-сервисе «Финуслуги» отметили, что «народные» облигации предоставляют населению возможность не только приумножать сбережения, но и становиться соинвесторами проектов мастер-планов своих регионов
На Чукотке механизм инициативного бюджетирования активно применяется с 2019 года, а на «Финуслугах» – финансовом онлайн-сервисе, созданном Московской биржей, – возможность покупки «народных» облигаций появилась в 2021-м. Особенность этих ценных бумаг заключается в том, что их могут купить только физические лица, они не обращаются на бирже и не имеют вторичного рынка. Все сделки проходят напрямую между физическим лицом и эмитентом – достаточно зарегистрироваться в личном кабинете или мобильном приложении «Финуслуг» при помощи сервиса «Госуслуги». Соглашение, предусматривающее сотрудничество по выпуску субъектами Дальневосточного федерального округа (ДФО) и Арктики народных облигаций, было подписано на полях Восточного экономического форума между Московской биржей и Минвостокразвития России.
На Ямале снизили налоговое бремя резидентам Арктики и производителям СПГ
Красный Север (Салехард), 29/09/2025
Депутаты Заксобрания ЯНАО проголосовали за изменения в регзакон «О налоге на прибыль организаций, подлежащем зачислению в окружной бюджет», снизив налоговые ставки для арктических резидентов и производителей СПГ. Соответствующий документ опубликован на сайте Заксобрания.
«Для проектов, впервые введенных в эксплуатацию до 1 января 2021 года, — в размере 13,5 процента. Для проектов, впервые введенных в эксплуатацию после 1 января 2021 года, — в размере 11,5 процента», — указано в пункте закона, касающемся производителей сжиженного природного газа и переработчиков углеводородов.
В новой редакции закона указано, что льготный период будет действовать 12 лет начиная с даты реализации первой партии продукции. Для организаций, имеющих статус резидента Арктической зоны, налоговую ставку на прибыль снизили до 15 процентов.
Также ямальские депутаты подкорректировали правила выдачи регионального маткапитала. Теперь его смогут получать переехавшие в округ семьи из новых регионов России.
Транспортные системы
Станет важной магистралью
Мурманский вестник, 26/09/2025
В эти дни в Москве на ВДНХ проходит представительный международный форум - «Мировая атомная неделя». В этом году он приурочен к 80-летию атомной промышленности России. В нашей столице собрались представители стран, развивающих атомные программы, ведущие мировые эксперты, руководители крупных компаний.
Не осталась без внимания участников форума и арктическая тема. Перспективы развития Севморпути (СМП) и шире - Трансарктического транспортного коридора (ТТК) обсудили участники панельной дискуссии с амбициозным названием «Северный морской путь - через 500 лет».
Туда, где нет пиратов
Технологический рывок, благодаря которому стало возможным развитие СМП, пришелся лишь на последние 70 лет пятивековой истории освоения этого маршрута. Сегодня Арктика по-прежнему остается плацдармом для технологических новаций. При этом вектор стратегии будущего развития Арктической зоны смещается в сторону потребностей самого человека, возможностей для дальнейшего его экономического и социального роста.
Исторически интерес к СМП был связан с поиском более удобного доступа к арктическим ресурсам (сначала - пушнине, потом - минералам, сегодня - углеводородам). Но что же будет актуально для людей в будущем? Пусть не через пятьсот лет, но хотя бы через несколько десятилетий? Какие технологии окажутся востребованы? Какие страны могут быть заинтересованы в ТТК?
- Логистика и транспорт будут всегда. Мы только начинаем, но думаю, что уже к 2050 году Трансарктический транспортный коридор заработает в полную силу, - выразил уверенность советник президента, спецпредставитель главы государства по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин.
- На проходившем в марте в Мурманске Арктическом форуме мы вышли с инициативой сформировать Трансарктический транспортный коридор. Он мог бы стать конкурентом перегруженным и небезопасным южным маршрутам, - напомнил начальник управления администрации президента по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков. - ТТК должен стать важной национальной магистралью, которая будет способствовать капитализации транспортного потенциала российских регионов на международной арене. Он будет служить и как внутренний маршрут для связи российских регионов Северо-Запада, Сибири и Дальнего Востока.
В общем, почти по Лермонтову, только наоборот: с совсем не милого юга с его пиратами - в сторону северную.
По мнению Сергея Вахрукова, это должен быть комплексный проект по развитию Арктики, куда войдут не только ТТК, но и строительство новых судов, использование наших сырьевых ресурсов, которые будут перерабатываться у нас, а не просто продаваться за рубеж.
Для реализации столь масштабных планов должен быть назначен единый оператор. Поскольку большая часть ресурсов на развитие проекта, по словам Вахрукова, должна быть привлечена с фондовых рынков, проще говоря, речь идет о частных инвестициях, оператор должен иметь опыт работы в регионах и реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП).
Китай нам в помощь
- За последние десятилетия проделана огромная технологическая работа в сфере судостроения, - взял слово председатель Совета участников судоходства по Севморпути Сергей Франк. - И во многом это связано с тем, что этим занимались атомщики. Речь об атомных ледоколах. Большой рывок совершен за последние 25 лет. Но в ближайшие десять лет, я могу предположить, технологический сдвиг будет еще более существенным. Будут новые решения, которые сделают маршрут конкурентоспособным.
Спецпредставитель госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов отметил важность перехода от Севморпути к ТТК. Второе понятие более широкое, оно охватывает весь маршрут из Юго-Восточной Азии в Европу. И СМП - его важнейшая часть.
Сегодня в Китае грузится очередной контейнеровоз, который планирует за 18 дней дойти до Великобритании. И это на 22 дня быстрее, чем по альтернативным путям. А всего в этом году уже совершено 14 рейсов с контейнерами. И это огромная перспектива для ТТК.
Принятие решения о круглогодичной работе атомного ледокольного флота на маршруте снижает риски для грузоотправителей и стивидоров, которые располагают судами с невысоким ледовым классом.
Владимир Панов отметил четыре кита ТТК. Первый - добычные проекты. Сегодня это не только «Норильский никель», но и множество других российских компаний. Второй - энергетика. Третий - логистика. Здесь также многое изменилось в последнее время. Сегодня ледокол не ведет судно в канале, как было раньше, а лишь помогает ему сохранять высокую коммерческую скорость. Четвертый блок - международное сотрудничество. Без экспортных контрактов никак не обойтись. И во главе здесь должна стоять не политика, как зачастую происходит сейчас, а экономика.
И по словам председателя китайской судоходной компании «НьюНью Шиппинг Лайн» госпожи Фан Юсинь, Китай планирует активное сотрудничество с портами Мурманск и Архангельск для их введения в единую транспортную систему китайских перевозок на западном направлении, в частности, в Европу.
Депутат Сергей Сивцев: для арктических районов Якутии субсидированные билеты — злободневный вопрос
Ulus Media, 27/09/2025
Заместитель генерального директора КП РС(Я) «Дороги Арктики», народный депутат Республики Саха (Якутия) Сергей Сивцев, представляя интересы арктических улусов, выразил обеспокоенность вопросами выделения средств на социально значимые авиаперевозки и субсидирование билетов. В сетевом издании «Улус.Медиа» депутат поделился своими мыслями о прямом эфире с Главой республики Айсеном Николаевым.
«Только что посмотрел Прямую линию главы Якутии. Глава республики заверил нас, что правительство будет продолжать развивать транспортную инфраструктуру — строить дороги, аэропорты, речные порты, чтобы обеспечить транспортную доступность всех населённых пунктов.
В ходе Прямой линии отдельное внимание уделено субсидированию социально значимых авиарейсов. Этот вопрос остаётся животрепещущим для северян в любое время года. Средства на субсидированные пассажирские авиаперевозки закончились. Глава отметил, что правительству необходимо выработать гибкие решения и обеспечить слаженное взаимодействие всех сторон.
Во-первых, следует определить перечень крайне необходимых внутриулусных авиарейсов, чтобы поддерживать транспортную доступность в период бездорожья. Правительству республики поручено до конца этого года изыскать средства для обеспечения этих рейсов, а также утвердить график и план финансирования, согласованный с авиакомпаниями», — рассказал он.