Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

15/10/2025

Оглавление

Северный Завоз

На Таймыре завершился северный завоз

Таймырский телеграф, 14/10/2025

Уголь для граждан, проживающих в домах с печным отоплением, а также учреждений бюджетной сферы муниципального района и предприятий ЖКХ завезен на 100%.

Наиболее труднодоступные поселки муниципального района, а также все поселки Хатанги и Дудинки в полном объеме снабжены дизельным топливом. Практически все населенные пункты Таймыра обеспечены горюче-смазочными материалами.

«В навигацию 2025 года было обеспечено 20 поселков Таймыра, завезено более 37 тысяч тонн угля и ГСМ, из них 28 тысяч тонн – это уголь для населения и объектов культуры и образования. Завоз производился по трем основным направлениям: Енисейское – до п. Воронцово, Норило-Пясинское – до Усть-Авама, и самое тяжелое направление – Хатанга – п. Волочанка, где навигация идет всего две-три недели, – рассказал начальник управления муниципального заказа и потребительского рынка администрации Таймырского муниципального района Евгений Ожегов. – Объемы по сравнению с прошлым годом снизились примерно на 10%, что обусловлено улучшением жилищных условий граждан, утеплением объектов культуры, администраций. Кроме того, на территории Таймыра остается 1% не переданных потребителям масел, которые будут доставлены автотранспортом по зимникам».

Всего в рамках северного завоза в населенные пункты муниципального района доставлено свыше 17 тысяч тонн угля для нужд населения и учреждений бюджетной сферы. Для предприятий жилищно-коммунального хозяйства поселков завезено порядка 11 тысяч тонн угля и свыше 9,1 тысячи тонн горюче-смазочных материалов: дизельное топливо, сырая нефть, моторные масла. Кроме того, для граждан, ведущих кочевой образ жизни, доставлено порядка 107 тонн осветительного керосина.

Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/na-tajmyre-zavershilsya-severnyj-zavoz-2/

В Певек завезли почти 40 процентов от запланированного объема продуктов

ИА Чукотка, 14/10/2025

Во вторник, 14 октября, в Певек из Приморского края пришёл сухогруз "Владимир Мясников". Для Чаунской торговой компании (ЧТК) он доставил около 35 тонн продуктов. Всего с начала навигации в Певек завезено 455 тонн продовольствия. Это почти 40 процентов от планового объёма, сообщает ИА "Чукотка".

Теплоход "Владимир Мясников" зашёл в порт Певека 14 октября. Среди других грузов на борту два контейнера с продуктами для муниципального предприятия – всего около 35 тонн. «Один контейнер полностью с яблоками, во втором разносортица – крупы, макароны с мукой, вода, овощные и фруктовые консервы. Пока не знаем, как быстро получится разгрузить. Порт работает круглосуточно, но в очереди на рейде сейчас стоят семь судов. Тем временем из Приморья к нам идёт ещё один теплоход – "Валерий Васильев". На нём продукты в шести сорокафутовых контейнерах и четырёх двадцатифутовых», – сообщили корр. ИА "Чукотка" в МП "ЧТК". На полпути из Архангельска в Певек сухогруз "Тайбола" с продовольствием. За ним по тому же маршруту скоро выйдет теплоход "Таймыр". В целом, как подтвердили в компании, доставка идёт по графику. В сёла муниципалитета, на начало октября, отправили почти 17 тонн продовольствия. На прошлой неделе на двух пассажирских вертолётах в Рыткучи и Биллингс "догрузом" привезли 200 и 150 кг. Также в Рыткучи был выполнен заказной рейс с 2,2 тоннами продуктов, фруктов, овощей, куриным яйцом и молочной продукцией. Ранее ещё одним заказным вертолётом в Биллингс доставили 2,7 тонны продовольствия. В островное село Айон завоз шёл по морю. Из Певека туда отправили яйцо, овощи и фрукты, бакалею и гастрономию общим весом 8,37 тонны. С ухудшением ледовой обстановки следующие поставки продуктов в Айон будут выполнять вертолётами. Всего для МП "ЧТК" в Певек с начала навигации доставили 12 контейнеров с продуктами. Это 38 процентов от общего плана - 1200 тонн продовольствия.

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/prodovolstvie_i_torgovlya/v_pevek_zavezli_pochti_40_protsentov_ot_zaplanirovannogo_obema_produktov/

Арктический туризм

Туристический комплекс «Остров Завьялова» официально открыли

Колыма Плюс, 14/10/2025

Остров Завьялова официально открылся для отдыхающих. Уникальный туристический комплекс, построенный в рамках инвестиционного проекта, уже готов принимать гостей. Красную ленточку разрезали губернатор Колымы Сергей Носов и инвестор туркомплекса Игорь Донцов.

Главный смотритель острова Ася встречает вертолет. На нем уже не раз прилетали гости, чтобы проверить ход строительства, но этот день особенный – туристический комплекс острова Завьялова официально открыт.

Еще девять лет назад здесь были только голые камни. Идея создания базы отдыха появилась в 2016-м, а уже в 2021 году начали строительство. Вместе со стройматериалами и специалистами на остров стали прилетать и новые хозяева. Первыми на туманные склоны высадились овцебыки. Для них создали комфортные условия, и вскоре животные начали приносить потомство. В 2020-м они разделили остров со снежными баранами, а в 2025 году здесь появились первые олени.

Сейчас на базе готово административное здание, в котором расположились столовая, зона для тенниса и бильярда, кинотеатр. Готова и первая очередь домов. Уже в следующем году красные ленты планируют перерезать в день открытия второй очереди, а пока с их помощью размечены будущие участки.

Чтобы гости смогли ближе познакомиться с природой, на острове разрабатываются пешие маршруты.

«У нас два маршрута будет. Один здесь по береговой линии на мыс южный, где была метеостанция. Мы планируем ее восстановить, люди смогут туда дойти, там переночевать. Второй маршрут будет на самую высокую точку – на гору Алеут, она более тысячи метров», – отметил инвестор туристического комплекса «Остров Завьялова» Игорь Донцов.
Туристическая база уже прошла тестовый запуск. За лето сюда приехало больше 600 туристов. Некоторым из них даже удалось встретиться с местными обитателями

Гости острова не только изучают природу, но и влияют на то, как будет выглядеть комплекс.

«Я очень люблю наблюдать за туристами, которые приезжают к нам на остров. Здесь, например, было постоянное скопление туристов, садились на камень, это было неудобно. Мы с нашей командой приняли решение поставить такую замечательную скамейку. Все, что вы видите – работа с деревом, с камнем – это результат нашей командной работы», – сказал руководитель туристического комплекса «Остров Завьялова» Алексей Лаза.
Безусловно, самый интересный и интригующий объект – это 14-метровый скелет. Гренландский кит прибыл с берегов Чукотки. На его сборку потратили практически полтора месяца. Говорят, самое сложное – сделать так, чтобы конструкция выдержала местные ветра.

Суровый климат острова диктует и время работы туркомплекса. Он не будет круглогодичным. Сезон начинается примерно к концу весны и заканчивается в октябре. Добираться на остров туристы смогут морем. Это дополнительный виток развития туризма на Колыме и привлечения в регион гостей. Уникальный для Магаданской области объект в центре нетронутой природы.

«Концепцию эту я когда-то озвучивал на Восточном экономическом форуме. Это суда различной вместимости до 20 человек, различного типа движения, которые можно приобретать в лизинг или совместно с бизнесом, чтобы туристические маршруты были комфортными и безопасными», – отметил губернатор Магаданской области Сергей Носов.
Сразу после торжественного открытия туристический комплекс уйдет на зимние каникулы. На острове останутся лишь его обитатели и сторож. Но уже к концу мая они тепло встретят новых гостей.

Первоисточник: https://kolymaplus.ru/news/turisticheskij-kompleks-ostrov-zavyalova-oficialno-otkryli/

Международные отношения

Росатом видит большой интерес бизнеса КНР к сотрудничеству в Арктике

ТАСС, 14/10/2025

Госкорпорация "Росатом" наблюдает большую заинтересованность китайских партнеров к сотрудничеству в российской Арктике. Об этом журналистам рассказал генеральный директор Росатома Алексей Лихачев по итогам второго заседания подкомиссии по сотрудничеству по Северному морскому пути (СМП) Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств.

"Мы видим очень большой интерес, я бы сказал, прямо аппетит у китайских предпринимателей к сотрудничеству в арктических широтах", - отметил Лихачев.

По его словам, если путь из Азии в Европу через южные моря занимает 35-40 дней, то Северный морской путь позволяет сократить время до 25-28 дней.

14 октября в Харбине прошло второе заседание подкомиссии по сотрудничеству по СМП Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. По его итогам был утвержден план мероприятий по дальнейшему развитию перевозок по Северному морскому пути. Разработка и утверждение плана направлены на формирование устойчивого транспортного коридора. Сотрудничество предполагает внедрение современных логистических и технологических решений для повышения эффективности перевозок и развития капитальных проектов.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25335819?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Оборона и безопасность

Защиту нефтяных объектов от дронов обсудили в Салехарде

Север-Пресс, 14/10/2025

В Салехарде прошло заседание антитеррористической комиссии. Дмитрий Артюхов поручил проверить и усилить охрану объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в округе, сообщили в пресс-службе губернатора ЯНАО.

«По итогам совещания решено провести выезды для оценки принимаемых мер и оказания помощи в усилении мер безопасности объектов ТЭК от атак БПЛА. Этим займутся Управление Росгвардии по ЯНАО и аппарат антитеррористической комиссии», — говорится в сообщении.

По словам главы Ямала, в округе под угрозой находятся нефтеперерабатывающие предприятия. Защита этих объектов имеет национальное значение, поскольку они обеспечивают энергетическую безопасность страны.

Губернатор заявил, что текущая обстановка требует готовности к новым угрозам. В частности, речь идет об атаках с использованием дронов самолетного типа. Дальность действия таких аппаратов увеличилась, а главными целями становятся объекты жизнеобеспечения и газовая отрасль.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/zaschitu-neftjanyh-obektov-ot-dronov-obsudili-v-saleharde/

Промышленность и технологии

Кладовая Арктики: как эффективно использовать ресурсы заполярного круга для роста экономики

ФедералПресс, 14/10/2025

В недрах Арктики находится вся таблица Менделеева. Это настоящая сокровищница России, которую нужно умело использовать. Только в Мурманской области – главном и старейшем центре сосредоточения полезных ископаемых – открыто свыше 1000 видов различных минералов. Какие богатства спрятаны в крупной кладовой страны и как они обеспечивают ресурсный суверенитет России? Читайте подробнее в материале «ФедералПресс».

Минералогический Клондайк
Мурманскую область считают сердцем Арктики – через нее проходят все важные транспортные артерии, здесь хранятся уникальные запасы минерального сырья, многие из которых ценны не только в России, но и во всем мире.

Всего на территории региона расположено более 60 крупных месторождений, где добывается около 30 видов полезных ископаемых.

«Основные минеральные полезные ископаемые, которые уже добываются на Кольском полуострове, играют заметную роль в экономике Мурманской области, – рассказал заведующий лабораторией природоподобных технологий и техносферной безопасности Арктики Кольского научного центра Российской академии наук Тарас Паникоровский. – Я говорю о фосфоре, меди, никеле, кобальте, железе, цирконии, ниобии и тантале, а также редкоземельных элементах. В то же время упорная и качественная работа советских, а теперь уже российских геологов обеспечивает постоянный прирост запасов и открытие новых участков. Например, около 10 лет назад работы в Федорово-Панском массиве позволили поставить на баланс 410 тонн платины и палладия».

Именно в Мурманской области на Хибинской группе месторождений добываются апатито-нефелиновые руды, редкоземельные металлы, титаномагнетиты и цирконовое сырье. Осваивается Ковдорское месторождение – единственное в мире, из руд которого извлекают цирконий и бадделеит. Готовится к разработке крупнейшее в России месторождение лития Колмозёрское с запасами, которых хватит на 40 лет – к 2030 году этот актив вместе другим литиевым месторождением – Полмостундровским – образуют крупнейший центр добычи и переработки этого ценного для экономики металла. Планируется нарастить объемы добычи лопарита на Ловозёрском месторождении, где в промышленном масштабе добывают титан и редкоземельные металлы. Вскрытие новых горизонтов на месторождении Карнасурт, а также доразведка и освоение месторождений в районе горы Аллуайв позволят обеспечивать лопаритовой рудой высокотехнологичные отрасли российской промышленности еще 80 лет. Кроме того, скоро будет выставлено на аукцион открытое в 2024 году по результатам геологоразведки за счет федеральных средств месторождение железных руд Пинкельявр.

Мурманскую область считают сердцем Арктики

По информации Минприроды России, для привлечения инвестиций и создания кластеров добычи и переработки полезных ископаемых в Арктике с 2023 года для региона действуют специальные программы лицензирования, рассчитанные до 2035 года. Уже состоялись аукционы по 64 участкам, а всего планируется выдать лицензии на 176 участков.

«В 2025 году запланированы торги на 30 участков недр. Крупнейшие из них: месторождение Америка с запасами титана 3,5 млн тонн и Гремяха-Вымерс с ресурсами титана 122,3 млн тонн и фосфора в 62,44 тыс. тонн, оба находятся в Мурманской области», – сообщил министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.

По словам завлабораторией Кольского научного центра Российской академии наук Тараса Паникоровского, чтобы ресурсная база более эффективно работала на экономику, необходимо своевременно переключиться на производство востребованной высокотехнологичной продукции – в Мурманской области есть всё необходимое для этого.

«В Кольском научном центре в течение последних десяти лет разрабатывалась технология Кольского химико-технологического кластера. Он должен будет обеспечить страну стратегическими и конструкционными материалами на основе соединений редких и редкоземельных металлов. Предполагается производство современных сорбентов для селективного извлечения драгоценных металлов из продуктов отходов медно-никелевого производства, а также сорбентов для извлечения радиоактивных изотопов из жидких радиоактивных отходов с их последующим переводом в титанатную керамику синрок-типа», – рассказал он.

По мнению Александра Воротникова, доцента Института общественных наук РАНХиГС, координатора Экспертного центра «Проектный офис развития Арктики», сейчас ключевая проблема для отечественных производителей редких и редкоземельных металлов заключается в недостаточно развитых технологиях для разделения добытого концентрата на фракции с целью выделения ценного сырья. Комментируя для «ФедералПресс» вопрос, связанный с перспективами реализации подобных проектов на территории Мурманской области, эксперт отметил, что при создании новых кластеров в регионе необходимо сосредоточиться именно на производственных процессах по разделению редкоземельных металлов, так необходимых для отраслей промышленности в России.

«Это основная задача, которая, я думаю, будет достигнута – потому что правительство такую задачу уже поставило», – сказал Воротников. Достижение данной цели он связывает с созданием новых и расширением потенциала действующих научных центров, специализирующихся на разработках проектов в области металлургии в нашей стране.

«В настоящее время в городе Апатиты Мурманской области работает Кольский научный центр Российской академии наук. Подобные научно-исследовательские учреждения мирового уровня созданы в других регионах Арктики – Архангельске, Якутии… Я считаю, что они должны сыграть в этом процессе важнейшую роль», – подчеркнул эксперт.

Всё это обеспечит устойчивый рост экономики региона на десятилетия вперед.

Созидать по-мурмански, или Морошковый край
Впрочем, заполярная кладовая была бы неполной без других природных сокровищ – продуктов с северным колоритом: арктических дикоросов, продуктов из оленины, крабов, печени трески по-мурмански, косметики из водорослей Баренцева моря – сегодня Мурманская область входит в топ-10 наиболее перспективных регионов для создания и продвижения локальных брендов.

Несмотря на то, что, к примеру, морошку в промышленных масштабах не собирают (данный процесс требует особых условий и пока не налажен), превратить ее сбор в промысел все же возможно. В регионе есть предприятия, которые хотели бы заняться промышленным культивированием морошки и уже скупают и перерабатывают дикоросы в больших объемах – как мурманская компания «Кольский край». Из собранных жителями региона ягод она производит варенье и делает замороженные заготовки.

«Мы видим, как наши предприниматели развиваются, растут и масштабируют бизнес. Власти региона постоянно совершенствуют меры поддержки. Действует программа «Губернаторский старт», гранты на приобретение франшизы, льготные займы, обучающие мероприятия. Ключевым изменением стало создание единого Губернаторского центра грантов, который объединил все виды грантовой поддержки, упростив для предпринимателей доступ к ресурсам», – заявила во время Петербургского международного экономического форума заместитель губернатора – министр развития Арктики и экономики Мурманской области Светлана Панфилова.
О создании условий для развития инвестиционных проектов рассказала и замминистра развития Арктики и экономики региона Наталья Полуянова.

«Правительство Мурманской области стремится создать благоприятные условия для развития Ваших идей и проектов, предоставляя необходимые ресурсы и поддержку, при этом географическое указание все чаще выступает эффективным инструментом маркетинга и помогает создавать благоприятные экономические условия для развития предпринимательства в регионе», – сказала она.
Мурманскую область считают сердцем Арктики
***
Природные ресурсы дают Мурманской области существенную базу для развития ее экономики, а значит, и создания рабочих мест. А развитие инвестиционного потенциала и создание новых производств на территории региона – это вклад в будущее.

Реализация инвестпроектов позволила создать в регионе более 9,7 тыс. рабочих мест, в планах – увеличить эту цифру до 42 тыс.

Как отметил губернатор региона Андрей Чибис, развитие проектов по освоению ресурсов положительно скажется на выполнении стратегического плана развития Мурманской области «На Севере – жить!».

Первоисточник: https://fedpress.ru/article/3406396

В Петербурге создали умные сваи для устойчивого строительства в Арктике

ТАСС, 14/10/2025

Принципиально новую технологию возведения фундаментов для экстремальных условий Арктики и Крайнего Севера разработали сотрудники Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ). Как сообщили ТАСС в пресс-службе университета, новая конструкция стеклопластиковых свай позволит строить надежные объекты в условиях вечной мерзлоты.

"Удалось не просто создать более легкую и прочную сваю, а сформировать целостную технологию - от виртуального проектирования до стендовых испытаний, адаптированную под экстремальные условия Арктики. Это результат, который делает строительство на вечной мерзлоте не только более надежным, но и экономически оправданным", - привели в пресс-службе слова инженера-исследователя научно-технического комплекса "Новые технологии и материалы" ИММиТ СПбПУ Ивана Карпова.

Конструкцию буроопускной сваи из стеклопластика создали, применив оригинальную технологию изготовления макетов. Она заключается в особом способе намотки армирующего материала. Все это позволило снизить вес конструкции сваи более чем на 6%, а материалоемкость - на 5% при одновременном увеличении несущей способности по сравнению с традиционными решениями.

Кроме того, инженеры разработали адаптивную цифровую модель взаимодействия сваи с многолетнемерзлыми грунтами (ММГ). Она способна прогнозировать поведение сваи в ММГ грунте с точностью до 95% (валидация цифровой модели проводилась на данных испытаний научно-технологического комплекса "Новые технологии и материалы"). Технология объединяет стендовые испытания (которые проводятся в Якутске) и цифровое моделирование, позволяя оперативно подбирать оптимальные параметры свай под нестандартные и разнородные условия грунтов.

Разработка "политехников" позволяет снизить общие затраты на возведение фундаментов в условиях многолетнемерзлых грунтов до 10% за счет использования полимерных материалов, новой конструкции сваи, а также ускорения проектирования с помощью цифровой модели. Повышенная надежность фундаментов снижает риски аварий и дорогостоящих ремонтов, обеспечивая долгосрочную устойчивость объектов инфраструктуры, что особенно актуально для территорий Крайнего Севера. Новая технология может быть востребована в нефтегазовой отрасли, энергетике и жилищном строительстве, а ее масштабируемость дает большие возможности коммерциализации.

В планах разработчиков - до 2030 года пройти путь от стендовых и натурных испытаний до опытно-промышленной эксплуатации и промышленного освоения технологии. Планируется полная верификация цифровой модели, патентование ключевых решений и разработка регламентов серийного производства свай. В перспективе технология может быть внедрена в строительные нормы. Дальнейшее развитие проекта предполагает масштабирование производства и адаптацию решения под различные типы многолетнемерзлых грунтов.

Работы осуществлялись при поддержке федеральной программы "Приоритет-2030".

Первоисточник: https://tass.ru/nauka/25340959?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Северный морской путь

Росатом: Северный морской путь развивается стремительными темпами

ТАСС, 14/10/2025

Северный морской путь (СМП), пролегающий через российскую Арктику, стремительно превращается в эффективный маршрут глобальной логистики. Об этом сообщил специальный представитель госкорпорации "Росатом" по вопросам развития Арктики Владимир Панов.

"Северный морской путь развивается стремительными темпами, превращаясь в реальный и эффективный маршрут глобальной логистики, - приводит его слова пресс-служба Росатома. - Этому способствуют различные факторы, в том числе развитие передовых технологий, строительство атомных ледоколов нового поколения и растущий интерес со стороны зарубежных грузоотправителей".

По его словам, наряду с основным приоритетом - обеспечением безопасности прохождения Северного морского пути - сегодня важной задачей становится управление скоростью и временем прохождения маршрута. "Работа в условиях Арктики непростая, но мы трансформируем сложности в результат", - добавил он.

14 октября в Харбине прошло второе заседание подкомиссии по сотрудничеству по Северному морскому пути Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. По его итогам был утвержден план мероприятий по дальнейшему развитию перевозок по Северному морскому пути. Разработка и утверждение плана направлены на формирование устойчивого транспортного коридора. Сотрудничество предполагает внедрение современных логистических и технологических решений для повышения эффективности перевозок и развития капитальных проектов.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25335799?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Стрела крана обрушилась в морском порту Мурманска

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 14/10/2025

Транспортные прокуроры отреагировали на происшествие в морском порту. Они организовали проверку соблюдения требований законодательства об охране труда.

Инцидент произошёл в понедельник, 13 октября 2025 года, во время работ на третьем плавучем доке. Согласно предварительным данным, трос, удерживавший стрелу докового крана, оборвался. Это привело к падению металлической конструкции, говорится в сообщении Северо-Западной транспортной прокуратуры.

Первоисточник: https://b-port.com/news/343783

Якутская транспортная прокуратура запретила эксплуатацию двух судов

Комсомольская правда - Якутия, 14/10/2025

Якутская транспортная прокуратура провела проверку в рыболовецкой артели «Арктика» и выявила серьезные нарушения. В ходе навигации 2025 года предприятие использовало для перевозки грузов два судна - «МК-330» и «Залив», однако у собственника не оказалось документов, подтверждающих техническую годность этих плавсредств. Подробнее – в материале «Комсомольской правды» - Якутия».

Отсутствие таких документов означает, что суда не прошли необходимый технический осмотр, и их эксплуатация могла представлять опасность. В связи с этим прокурор обратился в Булунский районный суд с иском о запрете использования данных судов до момента получения всех необходимых разрешительных документов.

Суд полностью удовлетворил требования прокурора и запретил эксплуатацию судов «МК-330» и «Залив». Якутская транспортная прокуратура продолжает контролировать исполнение судебного решения.

Первоисточник: https://www.yakutia.kp.ru/online/news/6618191/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Объёмы российско-китайских грузоперевозкок по Севморпути к 2030 году достигнут 20 млн тонн

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 14/10/2025

Россия и Китай займутся совместным развитием грузоперевозок по Севморпути. На заседании профильной подкомиссии представители обеих стран утвердили план мероприятий по формированию устойчивого транспортного коридора.

Уже в этом году, по словам главы Росатома Алексея Лихачёва, планируется побить рекорд по показателям контейнерных перевозок через СМП. Страны достигнут грузооборота в более чем 400 тысяч тонн, увеличившись в два раза, пообещал Лихачёв в беседе с журналистами РИА Новости.

А к 2030 году Россия и КНР рассчитывают нарастить общий объем грузоперевозок по акватории Севморпути до двух десятков млн тонн. Этому будут способствовать мероприятия, прописанные в дорожной карте сотрудничества: причем речь идет не только о навигации и мореплавании. Как рассказал ТАСС глава Росатома, страны планируют совместно работать над расширением флота арктического класса, а также займутся подготовкой кадров для освоения СМП.

Первоисточник: https://b-port.com/news/343832

В Красноярском крае создадут логистический хаб для нужд промышленности Арктики

ТАСС, 14/10/2025

Резидент Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) создаст логистический хаб в Дудинке для нужд промышленности. Об этом сообщила пресс-служба Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ).

"Компания "Трансэко" приступила к реализации инвестиционного проекта по строительству современного логистического центра в Красноярском крае, получив статус резидента Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Расположенный в городе Дудинке объект начнет работу в 2027 году и будет обрабатывать специализированные грузы, в том числе автошины и материалы из резины. Основными клиентами станут крупные промышленные предприятия, работающие в регионе", - говорится в сообщении.

Новый комплекс будет специализироваться на долгосрочном хранении, сортировке, погрузке и разгрузке специализированных грузов, таких как автомобильные шины и прочие технические материалы из резины.

"Логистический центр в Дудинке - это проект, который станет важным звеном в жизнеобеспечении одного из ключевых арктических районов. Уникальность объекта заключается в его узкой специализации на материалах, критически важных для работы промышленности в условиях Крайнего Севера. Мы видим значительный спрос на такие услуги и уверены в высокой рентабельности и окупаемости проекта, в том числе благодаря льготам и преференциям режима АЗРФ, благодаря которому в Арктике созданы условия для реализации бизнес-инициатив", - отметил генеральный директор ООО "Трансэко" Сергей Рупенко.

На территории АЗРФ проекты реализуют 970 компаний-резидентов, бизнес уже ввел в работу более 270 проектов в сферах логистики, туризма и рекреации, промышленности, строительства, энергетики, авиации, медицины, общественного питания и других. Общий объем фактически осуществленных резидентами инвестиций составляет 193 млрд рублей, создано 12,3 тыс. рабочих мест.

В настоящее время в Арктической зоне Красноярского края проекты реализуют 38 резидентов, а общий планируемый объем инвестиций составляет 4,23 млрд рублей. В результате реализации проектов создается более 600 рабочих мест. Функции управляющей компании для работы с резидентами Арктической зоны на территории Красноярского края выполняет Корпорация развития Енисейской Сибири.

Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/25338985

Исторический рейс: Китай доставил груз в Европу по Северному морскому пути

ФедералПресс, 14/10/2025

Первый транзитный рейс из Китая в Европу прошел по Северному морскому пути. Судно вышло из порта Нинбо 23 сентября и 13 октября прибыло в британский порт Феликстоу, сообщили в «Росатоме».

«Путь следования через российскую Арктику занял 20 дней, что практически вдвое меньше, чем при использовании традиционных южных маршрутов», – подчеркнули в «Росатоме», передает aif.ru.

Использование трансарктического маршрута позволило сократить срок доставки в двое по сравнению с традиционными путями через Суэцкий канал. В госкорпорации подчеркнули, что рейс является историческим и делает Северный морской путь устойчивым логистическим каналом между Азией и Европой.

Контейнеровоз с грузом весом почти 25 тыс. тонн вошел в акваторию Северного морского пути 1 октября. После разгрузки в Феликстоу судно продолжит маршрут по другим европейским портам, укрепляя роль Северного морского пути в глобальной торговле.

Первоисточник: https://fedpress.ru/news/77/economy/3406384

Социально-экономическое развитие

Подготовку комплексного проекта развития Арктики и Трансарктического транспортного коридора обсудили на рабочей встрече первый вице-премьер Денис Мантуров и губернатор Андрей Чибис

Правительство Мурманской области, 14/10/2025

В Москве состоялась рабочая встреча первого заместителя председателя правительства Российской Федерации Дениса Мантурова и губернатора Мурманской области Андрея Чибиса. В преддверии совместного заседания Комиссии Государственного совета РФ по вопросам развития Арктики и Северного морского пути и Морской коллегии РФ стороны обсудили вопросы подготовки комплексного проекта.

«В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, данным в марте этого года на полях Международного арктического форума в Мурманске, мы продолжаем проработку вопросов, касающихся всех аспектов развития арктических территорий, главной национальной артерии – Трансарктического транспортного коридора, а также Северного морского пути. В частности, ведется работа по созданию комплексного проекта с учетом необходимости строительства и ремонта судов, ледоколов, увеличения объема добычи и переработки полезных ископаемых в Арктической зоне Российской Федерации, газификации нашего региона, а также с учетом инициированной нами концепции развития опорных городов, которую также поддержал глава государства. Я благодарю за активное сотрудничество Дениса Валентиновича, коллег из федерального правительства», – отметил Андрей Чибис.

Одним из важных вопросов развития арктического макрорегиона является подготовка высокопрофессиональных кадров. Для этого в Мурманской области продолжается масштабная модернизация образовательной среды. Первый вице-премьер подчеркнул ключевую задачу – строительство до 2030 года в Мурманске кампуса мирового уровня на базе Мурманского арктического университета.

«При поддержке Дениса Валентиновича Мантурова, председателя наблюдательного совета вуза, а также Минобрнауки России, индустриальных партнеров мы смогли добиться активизации процесса обновления нашего главного университета. Существенно обновили учебную и социальную инфраструктуру, ввели в эксплуатацию 30 новых объектов, идет работа еще по 10. В том числе открыли площадку для аккредитации медицинских специалистов, а также современный учебно-тренировочный комплекс по борьбе за живучесть судна – первую очередь Берегового учебно-тренажерного центра, который создается в рамках проекта кампуса. В рамках встречи обсудили дальнейшие шаги», – прокомментировал губернатор.

Первоисточник: https://gov-murman.ru/info/news/555157/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Чукотка получит президентскую субсидию на реализацию мастер-плана Анадыря

ИА Чукотка, 14/10/2025

В понедельник, 13 октября, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев провел заседание президиума Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока. В ходе него принято решение о выделении средств федерального бюджета по линии президентской дальневосточной единой субсидии на 2026–2028 годы. Средства пойдут на реализацию мастер-планов и другие мероприятия в десяти дальневосточных регионах, включая Чукотский автономный округ, сообщает ИА "Чукотка".

Полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев начал заседание с обсуждения эффективного использования бюджетных средств и своевременности реализации намеченных планов. Особое внимание было уделено изменениям, вносимым в планы социального развития центров экономического роста. Вице-премьер отметил, что благодаря президентской дальневосточной единой субсидии на Дальнем Востоке было построено и реконструировано более 2 тысяч социальных объектов, из которых 138 – в текущем году. Однако, как подчеркнул полпред, в ряде регионов ДФО, таких как Хабаровский край, Приморье, Камчатка, Забайкальский край и Республика Саха (Якутия), возникла необходимость переноса финансирования с одних объектов на другие. Это связано с ошибками в планировании или недостаточным контролем на местах. «Внимание к эффективности и своевременности расходования бюджетных средств мы будем наращивать», – заявил Юрий Трутнев. В ходе заседания было одобрено выделение средств федерального бюджета по линии президентской дальневосточной единой субсидии на 2026–2028 годы. Эти средства будут направлены на реализацию объектов мастер-планов и другие мероприятия в Бурятии, Якутии, Забайкалье, Камчатке, Приморье, Хабаровском крае, Амурской и Магаданской областях, Еврейской автономной области и Чукотке. Округ получит средства на объекты мастер-плана Анадыря и другие важные проекты. Среди них – проектирование реабилитационного центра, модернизация рыбохозяйственного предприятия, проектирование здания для техникума, реконструкция и строительство зданий промышленного парка, а также капитальный ремонт центра образования и строительство модульного спортзала.

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/infrastruktura/chukotka_poluchit_prezidentskuyu_subsidiyu_na_realizatsiyu_master_plana_anadyrya/

Разное

Отлив в Обской губе забрал воду у жителей Нового Порта

Север-Пресс, 14/10/2025

Из-за сильного отлива в Обской губе в Новом Порту ввели временный график подачи воды. Об этом сообщила администрация Ямальского района в официальном telegram-канале.

«Из-за сильного отлива в Обской губе уровень воды у берега сильно упал, что временно затруднило работу водоочистных сооружений. Ситуация находится на контроле у профильных специалистов», — говорится в сообщении.

Воду будут подавать по расписанию: утром с 7:00 до 8:30, днем с 12:30 до 14:00, вечером с 19:00 до 21:00. Школы и детские сады получают воду в обычном режиме для обеспечения комфорта детей.

Предприятия «Газпромнефть-Ямал», «Газпромнефть-снабжение» и «ЮВИС» организовали работу водовозов, которые доставляют чистую воду с месторождений. Они также пополняют запасы очистных сооружений и забирают воду из питьевого озера.

Администрация попросила жителей отнестись с пониманием к временным неудобствам. Северянам рекомендовали планировать расход воды согласно новому графику.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/otliv-obskoj-guby-zabral-vodu-u-zhitelej-novogo-porta/