Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

22/10/2025

Оглавление

Промышленность и технологии

В рейтинге регионов по научно-технологическому развитию Арктика не лидирует

GoArctic.ru, 21/10/2025

Эксперты «РИА Рейтинг» по заказу «РИА Новости» изучили – как в каждом регионе РФ осуществляются научные исследования, применяются новые технологии, производятся инновационные товары – и составили очередной, одиннадцатый по счету ежегодный рейтинг регионов по научно-технологическому развитию. Для анализа использовались показатели Росстата и Роспатента, характеризующие состояние сферы науки и технологий в регионах: наличие и характеристики материальной базы, обеспечивающей научно-технический прогресс, наличие и характеристики задействованных человеческих ресурсов, эффективность и масштаб научно-технологической деятельности, сообщают «РИА Новости» (таблицу и инфографику можно изучить здесь). Регион, частично относящийся к Арктической зоне – Красноярский край – появляется в рейтинге на 22 месте. В последней десятке – Чукотский автономный округ и Ненецкий автономный округ (НАО).

Инновации, научный прогресс и новые технологии – ключевые драйверы роста экономики и качества жизни в любом государстве. В РФ в рейтинге регионов по научно-технологическому развитию первое место со значительным отрывом по рейтинговому баллу занимает бессменный лидер этого и многих других рейтингов – столица, Москва. В целом же на регионы, составляющие первую десятку рейтинга, приходится 65% общероссийского объема произведенных инновационных товаров, выполненных инновационных работ и услуг. Различия в уровне научно-технологического развития регионов первой десятки и последней (в которой – два региона АЗРФ) – весьма существенны: среднее значение рейтингового балла группы лидеров в пять раз превышает показатели десяти замыкающих регионов.

Позиции субъектов РФ в итоговом списке определялись на основании обобщенного значения баллов (от 1 до 100), которое рассчитывалось путем объединения рейтинговых баллов регионов по 19 показателям, объединенным в четыре группы: «Человеческие ресурсы», «Материально-техническая база», «Эффективность научно-технологической деятельности» и «Масштаб научно-технологической деятельности».



Арктика в рейтинге регионов по научно-технологическому развитию
На 22 месте в рейтинге появляется первый регион, относящийся к Арктической зоне РФ, – Красноярский край: его рейтинговый балл – 45,44. В 2023 году регион тоже занимал 22 место.

На 35 месте – Архангельская область с рейтинговым баллом 37,87. В 2023 году Поморье находилось на 32 месте – то есть в текущем году позиция снизилась.

На 38 месте – Мурманская область: 36,38 балла. Область продемонстрировала одно из самых заметных снижений позиций в рейтинге – на семь пунктов: в 2023 году Мурманская область занимала 31 место.

На 45 месте – Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО – Югра) с рейтинговым баллом 31,79. Югра за счет ведущего положения нефтегазодобывающего региона смогла за год подняться на одну позицию рейтинга – в 2023 году она находилась на 46 месте.

На 46 месте – Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО – Ямал): 31,25 балла. По тем же причинам, что и Югра, Ямал за год поднялся на три пункта – с 49 места.

На 59 месте – Республика Коми с 27,29 балла. Коми тоже смогла улучшить свою позицию в рейтинге – в 2023 году она занимала 61 место.

На 60 месте – Республика Саха (Якутия): 26,87 балла. Якутия ухудшила показатели – в 2023 году она находилась на 58 месте.

На 61 месте – Республика Карелия с показателем 26,19 балла. Карелия смогла подняться за год на два пункта рейтинга – с 63 места.

В последней десятке – Чукотка и НАО.

На 76 месте – Ненецкий автономный округ (НАО): 15,72 балла. Округ попал в последнюю десятку, опустившись на одну позицию – с 75 места в 2023 году.

На 82 месте – Чукотский автономный округ с 12,73 балла. Чукотка даже в пределах последней десятки снизила свои позиции на пять пунктов – с 77 места в 2023 году

По мнению аналитиков «РИА Рейтинг», в ближайшее время позиции в рейтинге (особенно – места лидеров и аутсайдеров) не изменятся: развитие научной базы, разработка инноваций, создание высокотехнологичных производств – задачи, которые не решаются в короткие сроки и требуют больших трансформаций в управлении и экономике регионов.

При этом эксперты отмечают, что и группа лидеров, и группа аутсайдеров рейтинга регионов по научно-технологическому развитию во многом пересекается с группами лидеров и аутсайдеров рейтинга социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2024 года. Это еще раз подчеркивает, что ситуация в сфере науки и технологий тесно связана с общим социально-экономическим развитием региона.

Первоисточник: https://goarctic.ru/work/v-reytinge-regionov-po-nauchno-tekhnologicheskomu-razvitiyu-arktika-ne-lidiruet/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

В Якутии проект "Синергия Арктики" охватит свыше 60 поселений

ТАСС, 21/10/2025

Власти Якутии рассчитывают на реализацию проекта "Синергия Арктики" по обеспечению 61 населенного пункта волоконно-оптической линией связи (ВОЛС) в 2026-2028 годах. Об этом сообщил глава Якутии Айсен Николаев в интервью телеканалу "Россия-24".

"Это крупнейший инфраструктурный проект в области телекоммуникации Российской Федерации, - сказал Николаев. - Будут построены тысячи км линии оптоволокна, и во все арктические наши районные центры придет оптоволокно, то есть появится быстрый интернет. Более того, интернет придет не только в районные центры. Уверен, что это уже произойдет в 2026, 2027, 2028 годах. У нас три года будет на реализацию этого проекта".

Предусматривается, что федеральный бюджет обеспечит 50% финансирования в объеме свыше 5 млрд рублей. "Остальную сумму, конечно, мы надеемся, что сможем найти у себя внутри республики. Работа уже практически началась", - сказал Николаев.

Планируется, что "Синергия Арктики" до 2028 года обеспечит современную связь в 61 населенном пункте Якутии с общим количеством населения около 50 тыс. человек. По словам региональных властей, проект не только подразумевает строительство линий связи, но и создание условий, при которых каждый житель независимо от места проживания сможет пользоваться современными цифровыми возможностями. Якутская компания "Арктиктелеком" выступает оператором проекта.

Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/25408587?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Судостроение

В столице Поморья подвели итоги форума «Арктические проекты – сегодня и завтра»

Dvina News, 21/10/2025

Итоги мероприятия подвели на круглом столе «Судостроительная промышленность в Архангельской области: задачи по импортозамещению оборудования, строительству и обслуживанию судов».

На встрече предприятия Архангельской области представили ряд импортозамещающих проектов. В частности, о своих инновационных разработках рассказали специалисты центра судоремонта «Звездочка», СПО «Арктика», «Промышленные технологии», «Торин» и «Фидель».

Модератор круглого стола, заместитель министра экономического развития и промышленности Архангельской области Алексей Юдин отметил, что новый импульс развитию промышленного потенциала Поморья придаст деятельность по разработке и внедрению импортозамещающих технологий и участие предприятий региона в шельфовых проектах.

– Участие бизнеса региона в проектах по освоению Арктического шельфа будет способствовать обеспечению наших предприятий стабильными заказами, увеличению их выручки и возможности инвестирования в развитие своих мощностей. Также это приведет к дальнейшей разработке новых технологий, открытию производств и созданию новых рабочих мест, – сказал Алексей Юдин.

По словам директора судостроительного кластера региона Сергея Смирнова, ключевыми на форуме стали вопросы развития минерально-сырьевой базы, Северного морского пути, транспортной и энергетической инфраструктуры, судостроения, судоремонта, машиностроения, строительства гидротехнических сооружений, поставки оборудования и материалов.

– Портовая деятельность, судоходство, услуги по формированию грузовой базы, судоремонт и другие направления – всё это звенья одной цепи, – подчеркнул Сергей Смирнов. – Именно совокупность представленных позиций позволяет Архангельской области позиционировать себя как регион, который готов предоставить услуги для операторов Арктики. Наши предприятия получили на форуме возможность прямого контакта с федеральными заказчиками для обсуждения участия в шельфовых проектах. Убежден, что арктические проекты – это серьезный вектор развития экономики региона.

В общей сложности участие в XIII Форуме «Арктические проекты – сегодня и завтра» приняли более 200 представителей нефтегазовой, горно-добывающей, машиностроительной, судостроительной и судоремонтной отраслей, а также транспортно-логистических операторов, институтов развития, научных и инжиниринговых центров.

Организатором форума выступила Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» при поддержке правительства Архангельской области и САФУ имени М.В. Ломоносова.

Первоисточник: https://dvinanews.ru/news/detail/25383?ID=25383&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch#cookies=yes

Северный морской путь

Подведены итоги XIII Форума «Арктические проекты – сегодня и завтра»

Arctic Universe, 21/10/2025

Перспективы перевалки полезных ископаемых по Севморпути обсудили на XIII Форуме «Арктические проекты – сегодня и завтра», состоявшемся 17 октября.

Обсуждению планов по транспортировке в высоких широтах углеводородного сырья была посвящена экспертно-практическая сессия «Минерально-сырьевая база Российской Арктики: статус арктических проектов и взгляд на перспективу», сообщает Министерство природных ресурсов и ЛПК Архангельской области.

По оценкам специалистов, в Арктике сконцентрировано порядка трети запасов российской нефти, из них около 40 процентов не вовлечены в разработку и требуют доразведки. Сейчас в макрорегионе добывается около 20 процентов отечественной нефти.

Рост объёмов перевалки углеводородов по Северному морскому пути будет расти до 2030 года, после этого ряд экспертов прогнозируют некоторое сокращение перевозок в связи с выводом из эксплуатации ряда арктических месторождений.

Для восполнения объемов грузоперевозок, кроме ввода в эксплуатацию новых нефтяных месторождений, целесообразно увеличить перевалку иных, в том числе твёрдых полезных ископаемых. По словам члена Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики Михаила Григорьева, конкретные производственные планы могут и должны корректироваться исходя из экономических, а порой и политических реалий.

– Сложно также спрогнозировать на перспективу и рынки сбыта минерального сырья. Но в то же время нужно стремиться к выполнению задачи, поставленной Президентом России по достижению технологического суверенитета, а значит, нам нужно заблаговременно вести работы по подготовке новой ресурсной базы, – отметил Михаил Григорьев.

О действующих и перспективных проектах по поиску и изучению месторождений полезных ископаемых участникам форума рассказала министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Анна Шевелева.

Освоение многих месторождений на территории Архангельской области, по её словам, напрямую связано с использованием Севморпути.

– У нас в области 25 видов полезных ископаемых, среди которых есть и уникальные, такие как алмазы или гранатовые пески, – сказала Анна Шевелёва. – Большое внимание в последние годы уделяется проведению геологоразведочных работ для расширения добычи алмазов. Сегодня из семи трубок в эксплуатации находятся три. На побережье Белого моря разведано два месторождения гранатовых песков, используемых в качестве абразивов в судостроении, авиастроении, в нефтяной промышленности. У этих месторождений есть большие перспективы. На острове Южный архипелага Новая Земля ведутся работы по подготовке к эксплуатации Павловского месторождения свинцово-цинковых руд. Здесь же Первой горнорудной компанией начаты работы по поиску марганцевых руд.

Именно Павловское месторождение напрямую связано с загрузкой Севморпути, поскольку не имеет альтернативной транспортной связи с материком. Начало освоения намечено как раз на 2030 год. Годовой объём добычи должен составить до 3,5 млн тонн руды. Но есть перспективы и по добыче бокситов. Рядом с поселком Савинский находится месторождение известняков, применяемых в цементной промышленности.

– Инвесторы проявляют интерес к таким ресурсам, как золото и металлы платиновой группы, месторождения которых разведаны на западе области. Там ведутся поисково-оценочные работы. Разработка этих и других месторождений полезных ископаемых позволит со временем интенсифицировать перевозки в Арктике, – сказала Анна Шевелева.

Для перевалки насыпных и наливных грузов по Севморпути требуется специализированный морской флот. Перспективы строительства новых судов усиленного ледового класса на отечественных и зарубежных верфях участники форума обсудили на панельной дискуссии «Судоходство в Арктике: актуальные вызовы и условия для развития».

Первоисточник: https://www.arcticuniverse.com/ru/news/20251021/32298.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Арктический экспресс «Китай-Европа» будет запущен в регулярную эксплуатацию летом 2026 года

GoArctic.ru, 21/10/2025

Контейнеровоз Istanbul Bridge, перевозивший 4890 контейнеров, завершил первый прямой 26-дневный рейс по маршруту Китай-Европа через Арктику (China-Europe Arctic Express). Компания Sea Legend Shipping, управляющая этим сервисом, планирует наладить регулярные летние рейсы по арктическому маршруту к 2026 году, передаёт китайское издание Global Times.

Контейнеровоз Istanbul Bridge отплыл из порта Нинбо-Чжоушань в Китае, делая остановки в порту Феликстоу (Великобритания), в порту Гамбург (Германия), в порту Гданьск (Польша) – GoArctic писал об этом. В судоходной компании сообщили, что арктический экспресс-маршрут обеспечивает значительное преимущество по времени по сравнению с традиционными альтернативами, и что он станет новым международным судоходным маршрутом, соединяющим Восточную Азию и Европу. Маршрут China-Europe Arctic Express / «Арктический экспресс Китай-Европа» проходит через Северо-Восточный проход в Арктике (Северо-Восточный проход – историческое название, которое до начала XX века использовалось в западной литературе для обозначения Северного морского пути, и сейчас упомянуто в китайском СМИ) напрямую в Европу, что значительно сокращает время в пути по сравнению с традиционными маршрутами: 26 дней экспресса против 40 дней через Суэцкий канал и 50 дней через мыс Доброй Надежды.

В Global Times отмечают, что относительно мягкие морские условия вдоль Северного морского пути делают арктический маршрут хорошо подходящим для чувствительных к температуре и срочных грузов, и могут способствовать росту экспорта «новой тройки» китайской продукции: литиевой электроники, фотоэлектрических продуктов и транспортных средств на новых источниках энергии. В компании Sea Legend Shipping подсчитали, что более быстрые рейсы через Арктику могут сократить складские запасы примерно на 40 процентов, освобождая капитал, замороженный в цепочках поставок,

Представитель Министерства транспорта Китая подчеркнул, что China-Europe Arctic Express – первый в мире контейнерный маршрут через Арктику, и важное достижение в развитии «Ледяного Шелкового пути» – северного морского маршрута, части китайской инициативы «Один пояс – один путь», призванный соединить Восточную Азию, Европу и Северную Америку через Северный Ледовитый океан.

Sea Legend Shipping в ненавигационный зимний период планирует расширить сеть экспресс-доставки в Восточную Европу, объединяя морские перевозки по Суэцкому маршруту с железнодорожным сообщением для достижения железнодорожных терминалов «Китай-Европа» примерно за 25 дней. А к 2026 году будут организованы регулярные летние рейсы по арктическому маршруту «Китай-Европа». Для этого сначала в компании намерены улучшить характеристики и конструкцию новых судов ледового класса, расширить строительство контейнерного флота для работы в ледовых зонах – чтобы со временем реализовать план круглогодичной навигации.

Подготовку к арктическому экспресс-маршруту в компании начали три года назад: провели модернизацию судового оборудования, обучили и сертифицировали персонал, поработали над точностью прогнозов погоды и навигации.

Помимо экономических, более короткий маршрут по Северному морскому пути, по словам представителя компании, имеет и экологические преимущества – он может сократить выбросы углерода примерно на 30% по сравнению с Суэцким маршрутом и примерно на 50% по сравнению с маршрутом через мыс Доброй Надежды.

Первоисточник: https://goarctic.ru/work/arkticheskiy-ekspress-kitay-evropa-budet-zapushchen-v-regulyarnuyu-ekspluatatsiyu-letom-2026-goda-iz/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Социально-экономическое развитие

Эксперт Воротников: тоннель между РФ и США укрепит технологический суверенитет

ТАСС, 21/10/2025

Строительство тоннеля между Чукоткой и Аляской с применением новых технологий укрепит технологический суверенитет России, стимулирует отечественного производства товаров для североамериканского рынка, а также способствует развитию логистических центров на Дальнем Востоке. Об этом сообщил ТАСС координатор экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, доцент Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) Александр Воротников.

Спецпредставитель президента РФ по экономическому сотрудничеству с зарубежными странами, генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев заявлял, что тоннель, который соединил бы Россию и Аляску через Берингов пролив, может быть построен менее чем за восемь лет, а его стоимость не будет превышать $8 млрд.

"Стране это даст очень многое. Мы всегда говорим о технологической суверенитете и технологическом развитии России. Вот развитие таких технологий, которые понадобятся при строительстве и эксплуатации тоннеля, это и есть наш технологический суверенитет. Мы становимся обладателями технологии, которыми не весь мир обладает", - сообщил Воротников, добавив, что данные технологии могут использоваться и при реализации других инфраструктурных проектов в России. По его словам, в основе новых технологий при строительстве тоннеля могут использоваться уже имеющиеся разработки Boring Company Илона Маска.

Он также отметил, что появление такого тоннеля может стимулировать развитие производства российских товаров, которые были бы интересны для североамериканского рынка. "Это даст новые рабочие места и появление новых производств в стране", - подчеркнул эксперт. Кроме того, Чукотский автономный округ может стать логистическим центром по обработке грузов. "Чукотка находится вблизи от Трансарктического транспортного коридора, грузы и продукцию, полученную через тоннель, можно отправлять морским путем в другие регионы РФ", - отметил он. При этом, по мнению эксперта, необходимо проработать вопрос доставки российских грузов на Чукотку, предназначенных для трафика через тоннель. Воротников сообщил, что по тоннелю могут отправляться на Чукотку сельскохозяйственная продукция с Аляски, где климат мягче чем в автономном округе.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25402099

КРДВ представила инвесторам логистические проекты для капиталовложений в Арктике и на Дальнем Востоке

Korabel.ru, 21/10/2025

В рамках конференции "Эксплуатация и модернизация портов и терминалов 2025" 21 октября 2025 года в Санкт-Петербурге Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики представила бизнесу широкий спектр мер государственной поддержки, направленных на реализацию инвестпроектов в сфере логистики на Дальнем Востоке и в Арктической зоне РФ, а также ряд идей и проектов, для которых Корпорация ведет подбор инвесторов.
С докладом на сессии "Оборудование и инновационные технологии. Модернизация портов и терминалов" выступила представитель КРДВ Диана Мигрин.

В своем выступлении Диана Мигрин подчеркнула стратегическую важность Дальнего Востока и Арктики для экономики России. На эти макрорегионы, занимающие более 55% территории страны, приходится значительная доля российских ресурсов. Экономический потенциал Дальнего Востока подтверждается опережающими темпами роста ключевых показателей экономики за последние 10 лет: темп прироста инвестиций в основной капитал вырос на 287%, что в 1,6 раза выше среднероссийского показателя. В регионе почти в два раза активнее развивается отрасль строительства — за 10 лет объем строительных работ увеличился на 244%. Соответственно растет и генерируемый проектами грузопоток, что увеличивает актуальность развития транспортной инфраструктуры в регионе, сообщает Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.

"Логистический потенциал ДФО и АЗРФ колоссален, и наша задача — сделать его реализацию максимально привлекательной и комфортной для инвесторов", — подчеркнула Диана Мигрин.

Диана Мигрин представила ряд проектных идей с целью поиска партнеров для реализации инвестиционных проектов, среди них: строительство глубоководного района порта Архангельск, глубоководного порта Найба в Якутии, транспортно-логистического узла в пгт. Провидения на Чукотке, железнодорожного контейнерного терминала в Приморском крае, морского логистического центра в Магадане, создание транспортно-логистических центров сразу в нескольких регионах ДФО. По ее словам, существует несколько уже действующих предприятий, которые готовы рассматривать совместное с инвесторами развитие своих площадок.

"Мы рассматриваем инвестиционный процесс не как конечную цель, а как инструмент создания новых рабочих мест и комфортных условий для жизни. Инвесторы же получают возможность иметь максимальную отдачу на вложенный рубль в стратегически важном для страны регионе", — заявила Диана Мигрин.

Первоисточник: https://www.korabel.ru/news/comments/krdv_predstavila_investoram_logisticheskie_proekty_dlya_kapitalovlozheniy_v_arktike_i_na_dalnem_vostoke.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Транспортные системы

В Якутии назвали предварительные сроки открытия ледовых переправ

Наш Север, 21/10/2025

Управление автомобильных дорог Якутии вместе с компанией «Дороги Арктики» опубликовало предварительные даты открытия и закрытия зимних автомобильных дорог на сезон 2025/2026.

В первой декаде декабря планируется запустить ледовую переправу «Хатассы – Павловск», способную выдерживать нагрузку до 3 тонн.

Также в это время откроются федеральные переправы через реку Вилюй на трассе «Вилюй» и через Алдан на дороге «Колыма», каждая с грузоподъемностью до 10 тонн. Кроме того, будет введен в эксплуатацию автозимник «Таас-Юрях – Усть-Кут» в Ленском и Мирнинском районах.

Грузоподъемность переправ будет расти по мере утолщения ледового покрова. Однако сроки могут скорректироваться в зависимости от состояния льда и погоды.

Первоисточник: https://sever138.ru/text/21-10-2025/016/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

В ХМАО хотят увеличить софинансирование пассажирских перевозок в Арктике до 99%

Neft, 21/10/2025

Власти ХМАО готовят проект постановления, который существенно усилит поддержку пассажирских перевозок в арктических районах округа. Согласно документу, доля окружного бюджета в софинансировании авиационных и водных рейсов для Белоярского и Березовского районов вырастет до 99%.

Изменения станут частью масштабной программы, рассчитанной с 2026 по 2028 год. Всего на развитие воздушного и водного сообщения между труднодоступными населенными пунктами правительство Югры направит почти 2,5 млрд рублей. В частности, на эти цели запланировано 817,3 млн рублей в 2026 году, 852,4 млн — в 2027 и 886,5 млн — в 2028.

Для других районов сохраняется дифференцированный подход: в зависимости от бюджетной обеспеченности округ покроет 90% или 95% расходов. Повышение уровня поддержки должно сделать транспорт доступнее для жителей арктических территорий, где авиационные и речные маршруты часто остаются единственным средством сообщения.

Первоисточник: https://neft.media/yugra/news/0c6b3786-478f-4e76-9d71-889622b62e15?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Экология

Потепление в Арктике: ученые подтвердили обнаружение первых комаров в Исландии, которая раньше имела статус единственной страны без комаров

GoArctic.ru, 21/10/2025

Исландия – одно из восьми арктических государств, входящих в состав Арктического совета, – долгое время считалась единственной страной без комаров. Но в октябре 2025 года энтомолог-любитель Бьёрн Хьятласон из Кьёсе поймал несколько непривычных насекомых – самок и самца – и отправил их в Исландский институт естествознания, где профессиональный энтомолог Маттиас С. Альфредссон подтвердил, что это – комары, а именно – вид Culiseta annulata. Об этом сообщили многие СМИ Исландии, в частности, Vísir и Iceland Review.

По мнению Бьёрна Хьятласона, насекомые могли прилететь из Грундартанги — промышленной зоны, которая находится на другом берегу фьорда от места, где они были пойманы. Вид Culiseta annulata зимой обитает в сараях, пещерах и других укрытиях, где может пережить неблагоприятные условия арктической зимы – все же часть территории Исландии проходит через Северный полярный круг. Энтомолог-любитель планирует и дальше готовить ловушки для насекомых и следить за ситуацией.

Маттиас С. Альфредссон назвал находку значимой, отметив, что это первый случай обнаружения комаров в Исландии: хотя отдельных насекомых иногда обнаруживали в самолетах, прибывающих в страну, – на открытом воздухе их ранее не находили. Морозоустойчивый вид Culiseta annulata, по мнению энтомолога, способен выжить в исландском климате.

Исландские СМИ напомнили: ученые давно предсказывали, что комары могут обосноваться на острове, – особенно после того, как в 2015 году там уже появились эктопаразиты семейства Hippoboscidae, которые питаются кровью птиц и млекопитающих.

Первоисточник: https://goarctic.ru/nauka/poteplenie-v-arktike-uchenye-podtverdili-obnaruzhenie-pervykh-komarov-v-islandii-kotoraya-ranshe-ime/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Глава Росприроднадзора доложила Путину, сколько косолапых «Медвежий патруль» спас в Арктике

Мурманский вестник, 21/10/2025

Сегодня, 21 октября, в Москве состоялась встреча президента Владимира Путина и главы Росприроднадзора Светланы Радионовой. На ней собеседница рассказала российскому лидеру о результатах деятельности на территории Арктической зоны «Медвежьего патруля», или «Президентского медвежьего патруля», как его прозвали северяне, нацеленного на сокращение числа конфликтных ситуаций между полярными косолапыми и людьми. Об этом информирует пресс-служба Кремля.

В частности, Радионова поведала президенту, что за 5 лет существования проекта было спасено уже свыше 25 особей косолапых. Кроме того, за это время специалисты создали полезное пособие для заполярных жителей и тех, кто приезжает сюда на заработки. В нем содержится информация о том, как нужно себя вести в ареале обитания хищника.

«Были конфликтные ситуации, кого-то мы даже в Москву доставляли самолетами, медвежонка, у нас такой случай был. Московский зоопарк и специалисты нам помогают», - поделилась Радионова.

Однако, по словам главы Росприроднадзора, за прошедший год, к счастью, не случилось ни единого конфликта между белыми медведями и людьми.

Первоисточник: https://www.mvestnik.ru/newslent/glava-rosprirodnadzora-dolozhila-putinu-skolko-kosolapyh-medvezhij-patrul-spas-v-arktike/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch