Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

24/10/2025

Оглавление

Северный Завоз

Главное судно продовольственной навигации доставило в регион продукты на зиму

ИА Чукотка, 23/10/2025

В среду, 22 октября, теплоход "Вячеслав Анисимов" начал разгрузку в порту Беринговский. Судно выполняет рейс по линии Единого морского оператора (ЕМО). Для населённых пунктов Анадырского и Провиденского муниципальных округов, а также Чукотского района он доставил около 3,1 тысячи тонн грузов. В основном это продукты, в том числе для зимнего хранения, сообщает ИА "Чукотка".

"Вячеслав Анисимов" пришёл в Беринговский с небольшим опозданием. Путь из Владивостока занял почти 17 суток. В пути контейнеровоз задержал шторм. Для посёлка на его борту 65 контейнеров – это около одной тысячи тонн грузов. «Во вторник утром теплоход встал на рейде и начал разгрузку с помощью плашкоутов. На 16 часов по линии муниципалитета разгрузили пять контейнеров из двенадцати, которые предназначены для Беринговского и соседнего села Алькатваам. Ещё по девять "двадцатифутовиков" с социально значимыми товарами для Хатырки и Мейныпильгыно. Пока они будут храниться в посёлке, доставка продуктов и других грузов в эти два села будет вестись по зимникам. В основном это продукты для зимнего хранения – овощи, фрукты, заморозка и бакалея», – сообщили корр. ИА "Чукотка" в администрации Анадырского муниципального округа. Как отметили в зафрахтовавшей судно компании "Чукотоптторг", обработка судна должна занять примерно два дня. Затем "Вячеслав Анисимов" зайдёт в Анадырский порт за техникой для работы на необорудованном берегу. Теплоход возьмёт необходимые для разгрузки баржу и бульдозер и отправится на восточное побережье Чукотки. «Первоначально планировали начать разгрузку в национальных сёлах Провиденского муниципального округа. Сейчас мониторим погоду и ледовую обстановку, может быть, изменим маршрут и начнём с Лаврентия, для которого на борту 1,5 тысячи тонн грузов, а провиденские сёла с райцентром отработаем на обратном пути», – рассказали в Чукотоптторге. Для Провидения на теплоходе находится 412 тонн грузов, для четырёх сёл муниципалитета – 167 тонн. Планируется, что "Вячеслав Анисимов" завершит работу в округе в первой декаде ноября. График может быть скорректирован в зависимости от погодных условий и ледовой обстановки в Беринговом море. Это второй рейс главного судна продовольственной навигации на Чукотку по линии ЕМО. Во время первого теплоход доставил в округ почти 2,8 тысячи тонн социально значимых товаров, продуктов и генеральных грузов. По данным окружного департамента промышленной политики, в ходе северного завоза в населённые пункты Чукотки поставлено 17,3 тысячи тонн продуктов и непродовольственных товаров. Это 79 процентов от общего плана в 22 тысячи тонн.

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/transport/glavnoe_sudno_prodovolstvennoy_navigatsii_dostavilo_v_region_produkty_na_zimu/

Арктический туризм

Более 4,7 тысяч тонн грузов доставил в Анадырь сухогруз "Аркадий Чернышев"

ИА Чукотка, 23/10/2025

В среду, 22 октября, в окружную столицу прибыл сухогруз "Аркадий Чернышев". Судно доставило из Владивостока более 4,7 тысяч тонн грузов – продукты, технику и строительные материалы. Это заключительный рейс компании "ТЕМП" в сезонную навигацию, сообщает ИА "Чукотка".

Судно вошло в Анадырский лиман около полудня. Лоцманскую проводку обеспечил буксир "Михаил Куркутский". По информации морского порта окружной столицы, судно доставило 2557 тонн груза в Анадырь и 2192 тонны в Угольные Копи. «Теплоход покинул Владивосток 2 октября. Путь до Анадыря занял 20 дней. В море были штормы, поэтому судно двигалось медленно. На борту — грузы для Анадырской ТЭЦ, спецтехника для шахты "Угольная", автомобили, стройматериалы и продукты», - рассказал корр. ИА "Чукотка" исполнительный директор компании "ТЕМП" по флоту Михаил Михайлов. После разгрузки в Анадыре судно подойдёт к 10 причалу в посёлке Угольные Копи. Планируется, что 26 октября "Аркадий Чернышев" отправится обратно во Владивосток. Это заключительный рейс компании "ТЕМП" в сезон навигации-2025. В этом году предприятие использовало сухогрузы "Валерий Васильев", "Аркадий Чернышев", а также "ФЕСКО Монерон". Доставка осуществлялась по маршруту Владивосток – Анадырь – Угольные Копи. В общей сложности было выполнено четыре рейса.

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/transport/bolee_4_7_tysyach_tonn_gruzov_dostavil_v_anadyr_sukhogruz_arkadiy_chernyshev/

Биоресурсы

На Ямале остались квоты на добычу бурого медведя

Север-Пресс, 23/10/2025

В нескольких районах ЯНАО остались квоты на добычу бурого медведя. Об этом департамент природы ЯНАО сообщил в официальном telegram-канале.

Департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО сообщает о наличии свободных квот на добычу бурого медведя в общедоступных охотничьих угодьях округа в период с 1 августа по 31 декабря 2025 года», — сказано в сообщении. Информация о получении квоты доступна по ссылке.

В Приуральском районе доступны к добыче 56 особей, в Красноселькупском — пять, в Надымском — 28, в Пуровском — 69, в Тазовском — 59, в Шурышкарском — 83. Заявление на получение госуслуги можно подать лично в пунктах приема заявлений и вручения разрешений на добычу охотничьих ресурсов или через МФЦ.

В октябре служба по охране биоресурсов ЯНАО разрешила охоту на пушных зверей. Сезон охоты на росомаху, горностая, ласку, норку, белку, куницу, соболя был открыт 15 октября и продлится до 28 февраля 2026 года.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/na-jamale-ostalis-kvoty-na-dobychu-burogo-medvedja/

Коренные малочисленные народы

Эвенкия и Таймыр готовятся отметить 95-летие со дня образования округов

Таймырский телеграф, 23/10/2025

Северные территории Красноярского края готовятся к масштабному празднику: в декабре Эвенкийский и Таймырский округа отмечают 95 лет со дня образования.

10 декабря 1930 года постановлением ВЦИК РСФСР были созданы эти национальные округа, с 1934 по 1992 год они входили в состав Красноярского края, затем 15 лет были самостоятельными субъектами страны. А с 2007 года вновь в составе объединенного Красноярского края.

Для местных жителей 10 декабря – настоящий праздник, полный традиций, культуры и северного колорита.

На Таймыре юбилей обещает быть особенно сладким, говорят в Агентстве: жители попробуют побить рекорд по приготовлению десертов из северных ягод в акции «Таймырский десерт». Кроме этого, состоится автопробег, откроется Арктический фестиваль «Притяжение Таймыра», пройдет концерт группы «Яхонт», а жители и гости округа выйдут на праздничное шествие. Также планируется открытие этностойбища с церемонией зажжения огня дружбы, выставки, рассказывающей об истории Таймыра.

Эвенкия встретит юбилей концертом «Эвенкия в сердце моем» и торжественным собранием с чествованием уважаемых северян. Праздничные мероприятия пройдут в школах, детских садах, библиотеках и музеях. Среди них – фестиваль «Поющий олененок», фотоконкурсы, выставки о жизни оленеводов и творчестве эвенкийских композиторов, концерт в память об Анатолии Кустове (автор музыки к гимну Эвенкии). Кроме этого, уроки краеведения и брейн-ринги помогут детям познакомиться с богатой историей родного края.

Жителей северных территорий, ныне живущих в Красноярске, ждет отдельный праздник: 13 декабря во Дворце труда и согласия им. А.Н. Кузнецова пройдет вечер встречи земляков с выступлениями творческих коллективов Эвенкии и Таймыра.

Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/evenkiya-i-tajmyr-gotovyatsya-otmetit-95-letie-so-dnya-obrazovaniya-okrugov/

Международные отношения

Росрыболовство: последствия антироссийских санкций против рыбопромысловых судов Норвегия может ощутить в 2026 году

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 23/10/2025

Ввести ответные меры против рыбопромысловых судов Норвегии в России могут уже в следующем году.

Как заявил журналистам ТАСС глава Росрыболовства Илья Шестаков во время Международного рыбопромышленного форума, российская сторона «категорически не согласна» с позицией королевства.

Напомним, что речь идёт о запретах на промысел в своей исключительной экономической зоне для двух российских компаний. В один из санкционных пакетов Евросоюза в мае 2025 года попали мурманские предприятия «Норебо» и «Мурман СиФуд». Позже в санкционные списки обе компании внесли и норвежские власти.

В августе Шестаков, комментируя ограничения, оценил их как грубое нарушение всех имеющихся международных соглашений о совместном управлении и долгосрочной эксплуатации биоресурсов и заявил, что если в течение месяца норвежская сторона не изменит позицию, то потеряет доступ в исключительную экономическую зону России. Позже он признал, что ограничения могут быть неудобными для рыбаков, но не оказывают критичного влияния на работу предприятий.

К началу октября норвежские СМИ сообщали, что впервые за многолетнюю историю совместного промысла в северных морях Россия и Норвегия не могут договориться о квотах на вылов трески в Баренцевом море, а переговорные процессы под угрозой срыва.

По словам главы Росрыболовства, пока взаимодействие с представителями королевства действительно поставлено на паузу, а отечественные чиновники уже готовят пакет ответных мер. Однако ситуация пока не влияет на рыбные запасы, и российская сторона движется в рамках тех договоренностей, которых удалось достигнуть в прошлом году. А со следующего года в полном объемы «незаконные меры со стороны Норвегии будут иметь последствия», подчеркнул Шестаков.

Первоисточник: https://b-port.com/news/344743

Северный морской путь

На севере Якутии застряли корабли и баржи. Они останутся там до весны

Якутск Онлайн, 23/10/2025

На реке Лена застряли не только два корабля «Залив» и «Быков мыс», но и три баржи. Суда шли в Якутск на зимовку, все они принадлежат артели «Арктика», которая занимается рыболовством. Об этом корреспонденту 14.RU сообщил глава Булунского района Афанасий Андросов.

«Корабли весной разморозим. У нас уже такой опыт был, в прошлом году тоже так корабль стоял. Нам предстоит большая работа, ведь по весне река наполнится водой, а мы должны эти корабли спрятать, чтобы они не попали под ледоход. Надо успеть провести все подготовительные работы и работы по разморозке. В прошлый раз было легче, всего один корабль, а тут два и еще три баржи. Нам нельзя потерять эти суда, потому что это основная отрасль, которой занимаются в Арктике и, соответственно, в поселке Быковский», — сказал Андросов.

Вертолет Ми-8 авиакомпании «Полярные авиалинии» 23 октября эвакуировал экипажи двух кораблей «Залив» и «Быков мыс», которые застряли во льдах на реке Лена.

Причиной остановки стало похолодание, после которого на воде образовалась шуга. Утром 23 октября для эвакуации вылетел вертолет со спасателями: они вывезли десять человек, никто из них не пострадал.

Восточно-Сибирская транспортная прокуратура начала проверять инцидент. Дозвониться до директора артели «Арктика» на момент публикации не удалось.

Первоисточник: https://14.ru/text/incidents/2025/10/23/76087600/?from=yanews&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

В порту Дудинки подводят итоги 135-дневной летней навигации

Таймырский телеграф, 23/10/2025

На Таймыре официально стартовала зимняя навигация. После 135 дней интенсивной работы на речных причалах порта Дудинки сезонное затишье.

В течение почти четырех с половиной месяцев портовики трудились в круглосуточном режиме, обеспечивая прием и обработку судов, доставлявших на Крайний Север критически важные грузы: стройматериалы, специализированное оборудование, транспорт, продовольствие и иные товары первой необходимости.

Сейчас речные суда отправились в порты приписки – их возвращение на Таймыр ожидается не ранее чем через семь месяцев.
В Дудинском порту подвели итоги летней навигации, отметив рекордные показатели и внедрение инновационных решений.

По словам стивидора Виктора Минеева, коллектив проявил высочайшую самоотдачу: сотрудники регулярно выходили в дополнительные смены, а благоприятная погода позволила выполнить все задачи в установленные сроки.

Всего летняя навигация в порту Дудинки длилась 135 дней. За это время было обработано 1200 речных и 35 морских судов. Общий грузооборот составил 2 миллиона 600 тонн – в три раза больше, чем за всю зиму, которая на Таймыре длится с конца октября по май.

Директор Заполярного транспортного филиала Сергей Кугаевский отметил, что в этом сезоне успешно внедрена новая технология перегона мобильных кранов между погрузочно-производственными комплексами (с первого на второй). Старт обработки речных судов начался на пять дней раньше запланированного срока. Морские суда на рейде были обработаны с опережением графика.

До наступления весеннего паводка порт Дудинки продолжит работу в зимнем режиме, обслуживая суда, прибывающие по Северному морскому пути.

Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/v-portu-dudinki-podvodyat-itogi-135-dnevnoj-letnej-navigaczii/

Краткий обзор текущей ледовой обстановки в морях Арктики

Arctic Universe, 23/10/2025

Ученые Центра ледовой гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института подготовили краткий обзор текущей ледовой обстановки в арктических морях Северного ледовитого океана, основанный на анализе спутниковой информации, наблюдаемой в период с 19 по 21 октября.

На акватории Баренцева моря преимущественно чисто. Небольшие очаги ледообразования отмечены в архипелаге Земля Франца-Иосифа и у побережья архипелага Новая Земля.

В Карском море продолжается ледообразование в Байдарацкой губе, Обской, Тазовской, Гыданской и Юрацкой губах, а также в Енисейском заливе. На остальной акватории и в проливах Карские Ворота, Вилькицкого и Шокальского сохраняется открытая вода.

На акватории моря Лаптевых в результате активного ледообразования значительно увеличилась площадь молодых и ниласовых льдов вдоль кромки массива остаточных льдов в северной части и вдоль побережья материка. Продолжается рост припая вдоль южного побережья моря. В центральной части моря, на подходах к проливам Вилькицкого и Шокальского открытая вода. На подходах к проливам Санникова и Дмитрия Лаптева ниласовые льды.

В Восточно-Сибирском море началось активное ледообразование в западной части акватории, а также вдоль побережья континента вплоть до пролива Лонга. Участок открытой воды сохраняется лишь в центральной части. В восточной части акватории сохраняется массив старых и остаточных льдов с включениями молодого льда и ниласа, вдоль массива – обширный участок серо-белого льда. На подходах к проливу Лонга – молодые льды и нилас с включениями остаточных льдов в северной части.

На акватории Чукотского моря положение кромки льда без существенных изменений. Активное ледообразование идет в северо-восточной части моря и проливе Лонга. Вдоль кромки старых и остаточных льдов наблюдается сплошная полоса молодых льдов и ниласа. Пролив Лонга полностью покрылся молодыми и ниласовыми льдами, в северо-западной части пролива отмечаются включения остаточного льда до 2 баллов. Вдоль побережья Чукотки и Аляски местами серый лед и нилас, в отдельных бухтах припай молодого льда. На остальной акватории и Беринговом проливе чисто.

В Беринговом и Охотском морях идет ледообразование.

На акваториях Печорского, Каспийского, Азовского, Белого, Балтийского, Японского морей чисто.

Первоисточник: https://www.arcticuniverse.com/ru/news/20251023/32301.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

КРДВ представила логистические проекты и меры поддержки бизнеса в Арктике

НИА-Заполярье, 23/10/2025

В Санкт-Петербурге в рамках конференции «Эксплуатация и модернизация портов и терминалов – 2025» Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) рассказала инвесторам о возможностях для реализации проектов в сфере логистики и представила комплекс мер государственной поддержки бизнеса.

С докладом выступила представитель КРДВ Диана Мигрин, подчеркнув, что развитие транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Арктической зоне — ключ к раскрытию их экономического потенциала, сообщает Минвостокразвития России.

По данным КРДВ, в настоящее время на Дальнем Востоке и в Арктике реализуется почти 4 тысячи инвестиционных проектов, из которых более 1 200 предприятий уже введены в эксплуатацию. Создано около 170 тысяч рабочих мест, объём фактических инвестиций превысил 5 трлн рублей, а заявленных — 13 трлн рублей.

Отдельное внимание уделяется развитию транспортно-логистического комплекса. Сейчас при поддержке КРДВ ведётся 555 проектов в этой сфере, общий объём инвестиций в которые с 2020 года вырос в 2,7 раза — до 1,1 трлн рублей.

Корпорация предлагает инвесторам целый набор инструментов поддержки — налоговые льготы, упрощённое оформление земельных участков, инфраструктурное сопровождение, таможенные преференции и доступ к льготному финансированию.

Также КРДВ представила ряд перспективных проектов, среди которых:

строительство глубоководных портов в Архангельске и Якутии,
создание транспортно-логистического узла в пгт. Провидения (Чукотка),
железнодорожный контейнерный терминал в Приморье,
морской логистический центр в Магадане,
сеть транспортно-логистических центров в регионах Дальнего Востока.

«Мы рассматриваем инвестиционный процесс не как конечную цель, а как инструмент создания новых рабочих мест и комфортных условий для жизни. Инвесторы же получают возможность иметь максимальную отдачу на вложенный рубль в стратегически важном для страны регионе», – заявила Диана Мигрин.

Первоисточник: https://nia14.ru/news/novosti-arktika/6370.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Социально-экономическое развитие

РЖД перечислили Мурманской области 1,1 млрд рублей

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 23/10/2025

С начала текущего года регионы СЗФО получили в свои бюджеты 12,1 млрд рублей. Это размер налогов, которые уплатила РЖД с января по сентябрь включительно.

За девять месяцев 2009 года ООО «РЖД» пополнило бюджеты Республики Карелия на 1,6 млрд рублей, Тверской области — на 1,2 млрд рублей. Новгородская область получили от компании на 648 млн рублей, бюдет Псковской области — на 609 млн рублей, сообщает в своем ТГ-канале СПб-Главный.

Мурманской области из общего объёма средств было перечислено 1,1 млрд рублей. Это на 100 млн рублей больше, чем за этот же период годом ранее. Как писал «Би-порт», тогда в бюджет региона поступил 1 млрд рублей.

Первоисточник: https://b-port.com/news/344782

Артюхов назвал главные демографические меры на Ямале

Север-Пресс, 23/10/2025

Ямалу удается удерживать рождаемость на высоком уровне благодаря развивающимся мерам поддержки, среди которых компенсация затрат на санаторно-курортное лечение, электронный сертификат школьника, программа обследования молодых супругов. Регион остается в рейтинге самых многодетных в России. Важно, что в округе доступна арктическая ипотека, сообщил губернатор Дмитрий Артюхов, выступая в Совете при Президенте по реализации государственной демографической и семейной политики.

«По итогам прошлого года Ямал вошел в тройку субъектов по суммарному коэффициенту рождаемости (составляет 1,99), и, что очень важно, мы каждый год на протяжении пяти лет растем. В итоге вышли на третье место в стране. Разные меры поддержки реализуются. Про жилищную поддержку отмечу. Мы, как арктический регион, благодарны нашему президенту за арктическую ипотеку. Она заработала, отменен возрастной ценз для многодетных», — сообщил Дмитрий Артюхов.

Он отметил, что льготы действуют по разным направлениям, включая покупку авиабилетов, есть компенсация затрат на санаторно-курортное лечение раз в два года, действует электронный сертификат школьника. На Ямале развивается программа обследования молодых супругов, планирующих детей, внедряется генетическое тестирование.

Губернатор ЯНАО подчеркнул, что региону удалось решить проблему младенческой смертности, которая исторически и географически сложилась из-за удаленности проживания тундровиков от больниц. «У нас на протяжении последних лет младенческая смертность каждый год ниже среднероссийского», — добавил Артюхов.

Престиж родительства, многодетности, крепкости семьи транслируется в ЯНАО разными способами. Так, популярной и трогательной для жителей стала фраза: «Поздравляем, у вас будет ребенок».

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/artjuhov-dolozhil-matvienko-o-demograficheskih-merah-na-jamale/

Востокгосплан опубликовал исследование о развитии Арктической зоны с цифрами и фактами

GoArctic.ru, 23/10/2025

«Восточный центр государственного планирования» (Востокгосплан), федеральное автономное научное учреждение, которое занимается научно-экспертными исследованиями социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктики, провел исследование и опубликовал информационно-аналитический сборник данных о развитии Арктической зоны – с цифрами и фактами. Об этом сообщила пресс-служба учреждения. Документ доступен для скачивания. Ранее Комиссия Госсовета по направлению «Северный морской путь и Арктика» выпустила сборник «Арктика в цифрах-2025», который тоже можно скачать – GoArctic писал об этом.

В сопроводительном тексте Востокгосплана отмечено, что информационный дайджест подготовлен на основе разработанной учреждением Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) и кратко представляет её основные положения. В документе учтены «тенденции и вызовы, итоги первого этапа реализации Стратегии, сценарии развития до 2050 года и приоритетные направления, определяющие долгосрочное социально-экономическое и технологическое развитие региона».

Цитаты из дайджеста Востокгосплана о развитии Арктической зоны
«Арктика имеет огромное значение для России и мира. Это резервная кладовая ресурсов. Стоимость разведанных мировых запасов углеводородов Арктики составляет $3,6 трлн. Наибольшая доля арктических запасов газа и нефти принадлежит России – 73% газа и 45% нефти.

Через Арктику проходит Северный морской путь – стратегический транспортный маршрут грузоперевозок между Европой и Азией. Грузопоток по Севморпути вырос с 31,5 млн тонн в 2019 году до 37,9 млн тонн в 2024-м. С учетом развития инфраструктуры к 2035 году он может достичь 150 млн тонн.

Арктическая зона РФ – территория, определяющая глобальные температуры и углеродный баланс, оберегающая климат планеты. До 2036 года здесь запланирован рост «зеленых» инвестиций с 2,6% до 4,5%.

Михаил Кузнецов, директор ФАНУ «Востокгосплан»: "Сегодня экономика Арктики – более 9,7 трлн рублей. Она опирается на мощную ресурсную базу углеводородов, твердые полезные ископаемые. Предприятия Мурманской области, Норильска, Ямала, Архангельской области и Чукотки формируют промышленный каркас региона".

Добыча полезных ископаемых сохраняет лидирующие позиции, особенно в Ненецком (83,7% ВРП) и Ханты-Мансийском (78,8%) автономных округах. Обрабатывающие производства сосредоточены в Красноярском крае (27,6%), Мурманской (22,3%) и Архангельской (21,4%) областях, дополняя сырьевую направленность экономики.

С 2019 по 2023 год инвестиции в основной капитал в АЗРФ выросли на 92,4%, что выше среднего по России (82,4%). Среднегодовые темпы роста также превышают общероссийские (117,9% против 116,4%).

Номинальная среднемесячная заработная плата в АЗРФ с 2019 по 2024 год увеличилась с 76,8 до 130,9 тыс. рублей.

В АЗРФ планируется реализация 7 ключевых инвестиционных проектов с общим объемом вложений свыше 20 трлн рублей».

Первоисточник: https://goarctic.ru/work/vostokgosplan-opublikoval-issledovanie-o-razvitii-arkticheskoy-zony-s-tsiframi-i-faktami/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Энергетика

В "Эйлере" спрогнозировали повышение поставок с "Арктик СПГ-2" в 2026 году

ТАСС, 23/10/2025

Проект "Арктик СПГ-2" в 2026 году может отправить на экспорт более 6 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ). Увеличение объемов стало возможным благодаря привлечению конвенциональных газовозов, говорится в обзоре "Нефть и газ. Смена курса: что ждать от второго полугодия?", подготовленном старшим аналитиком "Эйлер" Андреем Полищуком (имеется в распоряжении ТАСС).

"Согласно нашему прогнозу, до конца 2025 г. объем поставок составит 1,1 млн т, а уже в 2026 г. экспорт СПГ с завода превысит 6 млн т. Существенное увеличение объемов относительно предыдущего прогноза (4 млн т) объясняется тем, что в этом году компания смогла привлечь для обслуживания проекта конвенциональные газовозы", - говорится в обзоре. Аналитики добавили, что с начала июня 2025 года компания уже отправила 10 партий СПГ в Китай - общим объемом около 800 тыс. тонн.

Эксперты полагают, что продажи СПГ с проекта осуществляются с дисконтом около 30% к мировым ценам, с 2028 года дисконт сократится до 10%. Однако если в 2025 году прогнозная цена на продукцию с проекта составит $8,5 за MBTU (миллион британских тепловых единиц, british thermal unit) - прим. ТАСС), то к 2026 году она снизится до $7,4 за MBTU.

В "Эйлер" также ожидают, что ввод в эксплуатацию СПГ-газовозов ледового класса с ССК "Звезда" является определяющим фактором для круглогодичных поставок в долгосрочной перспективе, и в 2025 году проект получит первое такое судно, в 2026 году их число вырастет до 3, в 2027 году - до 7, а 2030 года до 15 единиц.

Что касается объемов производства, то в 2025 году завод произведет 1,1 млн тонн, в 2026 году - 6,3 млн тонн, в 2027 году - 8,3 млн тонн, а в 2030 году выйдет на 13,2 млн тонн.

Эксперты добавили, что поставки газа с "Ямал СПГ" будут переориентированы в Азию на фоне заявлений ЕС об отказе от российского СПГ. "Однако, по нашему мнению, ввиду отсутствия внешних ограничений в отношение проекта к ценам реализации не будет применяться дисконт (ранее мы предполагали, что скидка составит 30%)", - отметили аналитики.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25433963?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

На плавучую атомную станцию в Певеке впервые доставили дизельное топливо

ИА Чукотка, 23/10/2025

В Певеке на плавучую атомную теплоэлектростанцию (ПАТЭС) доставили дизельное топливо. Специально для нужд станции танкер доставил и перекачал 800 тонн ГСМ. На месте базирования ПАТЭС такие работы выполнили впервые, до этого запасы дизтоплива станция пополняла более шести лет назад в Мурманске. Также на станции завершили плановый ремонт, сообщает ИА "Чукотка".

Танкер "Борис Вилькицкий" с топливом для ПАТЭС прибыл в Певек в понедельник, 20 октября и встал рядом с плавучим энергоблоком (ПЭБ). Бункеровка велась в течение полутора суток. За это время на станцию перекачали 800 тонн дизтоплива. «Оно необходимо для обеспечения готовности к работе резервных источников электроэнергии в случае необходимости и для текущих расходов. Запасы топлива обновляются один раз в пять – шесть лет. На Чукотке это произошло впервые. До этого бункеровались в Мурманске, перед тем как ПЭБ отправился в Певек», – сообщили корр. ИА "Чукотка" на ПАТЭС. На станции отметили, что бункеровку дизельным топливом выполнили после завершения планово-предупредительного ремонта на двух ректорах энергоблока. Специалисты провели обслуживание основного оборудования – нанесли защитное покрытие на лопатки турбин, заменили внутренние устройства парогенераторов. В результате выполнения технически сложных операций были восстановлены ресурсные характеристики реакторов.

«В этой важнейшей для нас ремонтной кампании было задействовано более 100 сотрудников ПАТЭС и подрядной организации АО "Атомэнергоремонт". Именно благодаря их слаженной работе удалось сократить сроки ремонта на 14 дней при безусловном обеспечении высокого качества выполненных работ», – отметил главный инженер ПАТЭС Андрей Заславский. По словам главного инженера станции, планово-предупредительный ремонт ПЭБа позволит гарантированно осуществлять надёжное энергоснабжение всего изолированного Чаун-Билибинского промышленного узла Чукотки. Это особенно важно с учётом скорого вывода из эксплуатации Билибинской АЭС, который запланирован на декабрь 2025 года. После этого ПАТЭС станет единственным атомным источником генерации электроэнергии в западной части Чукотки, обеспечивая свыше 90 процентов потребности энергоузла.

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/proisshestviya/na_plavuchuyu_atomnuyu_stantsiyu_v_peveke_vpervye_dostavili_dizelnoe_toplivo/

Инвестиции в строительство Кольской АЭС-2 превысят 1,5 трлн рублей

Ведомости, 23/10/2025

Объем инвестиций в строительство новой атомной электростанции в Мурманской области – Кольской АЭС-2 (КАЭС-2) – составит более 1,5 трлн руб. Планируется соорудить четыре инновационных энергоблока средней мощности по 600 МВт, следует из данных сборника «Арктика в цифрах – 2025», соавтором которого выступила комиссия Госсовета РФ по направлению «Северный морской путь и Арктика».

«Строительство крупнейшей в мире за полярным кругом АЭС позволит обеспечить надежной, безопасной и экологичной электрогенерацией Мурманскую область и Карелию на ближайшие 100 лет.», – говорится в сборнике. Отмечается, что новая атомная станция позволит с запасом заместить выбывающие в 2030-2040-х гг. энергоблоки действующей Кольской АЭС.

Первоисточник: https://spb.vedomosti.ru/technology/news/2025/10/23/1149125-investitsii-v-stroitelstvo-kolskoi-aes-2-previsyat-15-trln-rub?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

В МАУ разработали модель прогнозирования энергопотребления для Арктики

ТАСС, 23/10/2025

Ученые Мурманского арктического университета (МАУ) разработали модель прогнозирования энергопотребления, которая позволит повысить надежность энергоснабжения в Арктике в условиях высокой социальной и технической уязвимости. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе вуза.

"На кафедре строительства энергетики и транспорта МАУ реализуется уникальный проект по прогнозированию энергопотребления, что особенно актуально в свете расширения инфраструктуры и промышленной активности в Арктике. Ученые вуза разработали гибридный метод прогноза, сочетающий решающие деревья, регрессионный анализ и адаптивные повышающие коэффициенты для каждого узла дерева", - сообщили в вузе.

Как отметил, руководитель проекта, старший преподаватель Николай Нагибин, современные модели прогнозирования энергопотребления не справляются с условиями Арктики, в частности, с резкими климатическими колебаниями, малой плотностью населения и высокой стоимостью ошибок. "В Мурманской области занижение прогноза может привести к аварийным отключениям в экстремальные морозы, тогда как завышение лишь вызывает незначительные потери энергии, отсюда несимметричная цена ошибки. Существующие подходы не учитывают эту асимметрию, что делает их непригодными для арктической энергетики", - подчеркнул ученый.

Новая модель, которую разработали ученые МАУ, целенаправленно минимизирует риск занижения прогноза, сохраняя при этом умеренное завышение. Подход основан на статистически обоснованной коррекции прогнозов с учетом локальных особенностей потребления, что обеспечивает надежность энергоснабжения. Предложенный метод может стать основой для устойчивого и безопасного энергоменеджмента в удаленных регионах Арктики, заключили в вузе.

Первоисточник: https://tass.ru/nauka/25426547?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch