Обзор СМИ
05/11/2025
Оглавление
Топливная навигация на Чукотку успешно завершена в полном объеме
Казначейские кредиты на северный завоз увеличат до 30 млрд рублей в 2026 году
В арктической зоне Якутии построят три торгово-логистических центра
По автозимнику 2025 года в Арктику завезли продукты на 220 млн рублей
Путин поручил создать единый префрежим на Дальнем Востоке и в Арктике
Путин поручил установить режим по внедрению новых технологий в Арктике
Путин поручил обеспечить создание не менее 10 технопарков в ДФО и Арктике
Андрей Чибис: Товарооборот между Мурманской областью и Китаем вырос в 7 раз
Россия и Китай договорились содействовать сохранению мира в Арктике
Андрей Чибис обсудил возможное сотрудничество с китайской компанией CITIC Construction в Пекине
Россия и Китай будут готовить специалистов для работ в арктических водах
СМИ раскрыли, что страна НАТО устроила против России в ключевом регионе
Bloomberg: НАТО сильно отстает от России в вопросе арктической военной техники
Белоусову представили патрульный корабль ледового класса "Иван Папанин"
На строительство новой верфи в Архангельской области выделят 2,5 млрд рублей
Для подводно-технических работ в Арктике создали судно «Спрут»
Ледовый плен: экспорт российского СПГ из Арктики столкнулся с трудностями
Россия и Китай договорились наращивать грузопоток по Севморпути
Утвержден план расстановки ледоколов ФГУП «Росморпорт» в зимнюю навигацию 2025-2026 годов в Арктике
Чибис: развитие новых месторождений в Арктике нужно для развития ТТК
На создание арендного жилья в Арктике направят более 5 млрд рублей
Как на Ямале будут повышать качество жизни в ближайшие 10 лет
Программу арендного жилья для специалистов расширят на арктические регионы
Обновленную стратегию развития Арктики внесли в правительство
850 миллионов: столько будет стоить набережная в Мурманске
На мероприятия мастер-планов по развитию арктических городов понадобится почти три трлн рублей
Чибис о новом уровне МРОТ для Арктики: На наш взгляд, это должно быть компенсировано
Северный Завоз
Топливная навигация на Чукотку успешно завершена в полном объеме
Интерфакс, 31/10/2025
Топливная навигация 2025 года на Чукотку успешно завершена в полном объеме, завезено 175 тыс. тонн нефтепродуктов, сообщил департамент промышленной политики Чукотского автономного округа.
"Все поставленные цели были достигнуты на 100%, что обеспечит стабильное энергоснабжение предприятий, социальных объектов и жителей региона в осенне-зимний сезон", - говорится в сообщении.
В том числе завезено 142 тыс. тонн дизельного топлива, 26,1 тыс. тонн авиационного керосина и 6,7 тыс. тонн автомобильного бензина.
"Успешное завершение топливной навигации - это результат совместной работы с АО "Росатом Арктика". Несмотря на сложные климатические условия, нам удалось в полном объеме обеспечить топливом все населенные пункты округа", - приводятся в сообщении слова заместителя губернатора ЧАО, начальника департамента промышленной политики Ярослава Мамонова.
Казначейские кредиты на северный завоз увеличат до 30 млрд рублей в 2026 году
ТАСС, 31/10/2025
Решение об увеличении размера выделяемых казначейских кредитов на северный завоз до 30 млрд рублей в 2026 году принято. Об этом сообщил председатель комиссии Госсовета по направлению "Северный морской путь и Арктика", губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
"По итогам обсуждения, по информации министра финансов Российской Федерации, принято решение об увеличении объема казначейских кредитов на северный завоз в следующем году до 30 млрд рублей", - сказал он на заседании комиссии.
Чибис отметил, что увеличение объема казначейских кредитов будет в три раза - с 10 млрд рублей до 30 млрд рублей.
Северный завоз - комплекс мероприятий по бесперебойному снабжению основными жизненно важными товарами территорий Крайнего Севера. Доставка грузов в эти места сопряжена с рядом ограничений в условиях сложного климата. Она осуществляется воздушным, речным и морским транспортом, в том числе по акватории Северного морского пути.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25507799?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
В арктической зоне Якутии построят три торгово-логистических центра
ТАСС, 31/10/2025
Строительство трех торгово-логистических центров (ТЛЦ) завершится до конца года в Арктической зоне Якутии. Об этом сообщили в пресс-службе республиканского правительства.
"До конца 2025 года планируется завершение строительства трех новых ТЛЦ в Арктической зоне. Они заработают в селе Батагай-Алыта Эвено-Бытантайского района, селе Оленек Оленекского района и поселке Чокурдах Аллаиховского района", - уточнили в пресс-службе.
По словам заместителя министра по развитию Арктики и делам народов Севера Михаила Погодаева, эти центры станут важным звеном в системе северного завоза, обеспечивая необходимые условия для хранения и распределения товаров в арктических улусах республики.
"В этом году был введен самый крупный по площади торгово-логистический центр в Батагае Верхоянского района. С открытием новых трех центров их общее число в Якутии достигнет тринадцати. Таким образом сеть ТЛЦ будет действовать по всей Арктике", - приводит пресс-служба слова Погодаева.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25506113?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
По автозимнику 2025 года в Арктику завезли продукты на 220 млн рублей
Ulus Media , 31/10/2025
В автозимник 2025 года удалось обеспечить полностью продуктами питания 150 населённых пунктов. Заключено 176 договоров купли-продажи с отсрочкой платежа до конца 2025 года на сумму более 220 миллионов рублей.
Об этом рассказал заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Михаил Погодаев.
«В этом году были тяжёлые условия навигации, и, к сожалению, не удалось доставить продукты по маршруту Нижнеянск – Усть-Куйга, Чокурдах – Белая Гора в связи с низким уровнем воды на реках. Соответственно, планируем завести требуемый объём продовольствия в период работ автозимника», — сообщил Михаил Погодаев.
Арктический туризм
Названы арктические районы Якутии, где зафиксирован наибольший турпоток
ЯСИА, 02/11/2025
За первые девять месяцев 2025 года наибольший туристический поток зафиксирован в Верхоянском улусе. Второе место занимает Булунский улус, а замыкает тройку лидеров Среднеколымский улус. Такие данные на круглом столе в парламенте региона привел министр туризма и торговли республики Георгий Андреев, сообщает пресс-служба Ил Тумэна.
Верхоянский район является рекордсменом по количеству мест успешных палеонтологических раскопок. Здесь обнаружили скелет мамонта с мягкими тканями и шерстью, тушу жеребенка древней лошади, а также множество стоянок древних людей, что не может не вызвать интерес у туристов со всего мира. Большой интерес туристов вызывают и сакральные места — похожие на каменных людей скалы Кисиляха.
Одним из значимых преимуществ кластера туристической индустрии в Булунском районе является возможность использования большинства объектов в качестве двойного назначения. А ТРК «Анабар» расположен в зоне вечной мерзлоты и тундровых ландшафтов. Коренным населением Анабарского района являются долганы, основная жизнедеятельность которых кочевое оленеводство. Их уникальная культура и образ жизни тоже привлекает интерес туристов.
Министр также отметил, что трудности для развития туризма в Арктике, прежде всего, связаны с неразвитой дорожной инфраструктурой и логистикой. «Труднодоступность большинства арктических районов — вызов, но и возможность для уникальных маршрутов. Обеспечение надежного и доступного энергоснабжения в отдаленных арктических поселениях — огромная задача. Строительство в Арктике требует применения специальных технологий и материалов, способных выдерживать экстремально низкие температуры, вечную мерзлоту и сильные ветры. Стоимость строительства существенно выше, чем в других регионах, что затрудняет развитие инфраструктуры», – сообщил он.
В Арктической зоне Якутии осуществляют свою деятельность 8 туроператоров. Они организовали 28 турмаршрутов:
7 рыболовных
4 походных
3 экскурсионно-познавательных
5 комбинированных
3 круизных
5 экспедиционных
1 событийный турмаршрут
Биоресурсы
Специалисты разработали состав «Арктического» хлеба с клюквой, лишайником и мхом
Nao24, 02/11/2025
Состав изобретён в НИИ хлебопекарной промышленности. Институт — единственный в мире производитель хлеба для космонавтов, который тоже можно использовать в Арктике.
Специалисты хлебопекарной промышленности (НИИХП) разработали особый состав хлеба под названием «Арктический» — с использованием эндемичных видов сырья арктической зоны.
При разработке использовались, в частности, сушёная клюква, слоевища лишайника цетрарии исландской и мох сфагнум. ГОСТ вступит в силу в мае 2026 года, передаёт ТАСС.
Согласно исследованиям пищевой ценности хлеба «Арктический», он является источником белка, фосфора, магния, железа, и характеризуется высоким содержанием пищевых волокон и витамина Е.
Используемые ингредиенты содержат полезные биологически активные вещества: полисахариды, камеди, органические кислоты, макро- и микроэлементы.
Ещё в 2022 году пресс-служба Минобрнауки информировала о том, что специалисты Московского государственного университета технологий и управления (МГУТУ) имени К. Г. Разумовского изобретают питание для жителей и работников Арктики с использованием в рецептуре местного арктического сырья: водорослей, дикорастущих ягод, хвои и грибов в качестве биологически активных добавок.
В состав созданного ими кекса «Зимний витамин» входит морская капуста. В зефир учёные добавили пюре из дикорастущих ягод морошки, в шоколадные батончики — хвою и клюкву. В рецепте сдобного хлеба — мёд, кедровые орехи и пюре из морошки, макароны из гречневой муки, обогащены фукусом и йодом.
Первоисточник: https://nao24.ru/agricultural/47373-specialisty-razrabotali-sostav-arkticheskogo-hleba-s-kljukvoj-lishajnikom-i-mhom.html
Политика
Путин поручил создать единый префрежим на Дальнем Востоке и в Арктике
ТАСС, 04/11/2025
Президент России Владимир Путин поручил создать единый префрежим на Дальнем Востоке и в Арктике с 1 января 2027 года. Об этом говорится в поручении президента по итогам Восточного экономического форума.
"Обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих введение начиная с 1 января 2027 г. на территории Дальневосточного федерального округа и сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации единого преференциального режима", - говорится в документе.
Также необходимо определить набор льгот и преференций в зависимости от вида деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и предусмотреть сохранение льготных условий и преференций для ведения бизнеса для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток.
Первоисточник: https://tass.ru/politika/25532411?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Путин поручил установить режим по внедрению новых технологий в Арктике
ТАСС, 04/11/2025
Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ установить единый экспериментальный правовой режим при внедрении новых технологий в арктических регионах страны.
"Обеспечить применение единого экспериментального правового режима при внедрении новых технологий во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в первую очередь в сфере использования беспилотных систем в различных секторах экономики, в сфере развития цифровых платформ (включая проведение закупок для государственных и муниципальных нужд через отечественные цифровые платформы электронной коммерции), искусственного интеллекта и оборота данных", - говорится в перечне поручений по итогам Восточного экономического форума.
Поручено также принять решение о применении единого экспериментального правового режима при внедрении новых технологий на отдельных сухопутных территориях Арктической зоны РФ.
Кроме того, необходимо до 10 ноября 2025 года представить предложения по развитию системы оборота данных с учетом соблюдения требований конфиденциальности и безопасности при таком обороте и использования мирового опыта в данной сфере, обратив особое внимание на реализацию конкретных мер по развитию указанной системы на территории Дальневосточного федерального округа.
Первоисточник: https://tass.ru/politika/25532219?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Путин поручил обеспечить создание не менее 10 технопарков в ДФО и Арктике
ТАСС, 04/11/2025
Президент России Владимир Путин поручил обеспечить создание к 2030 году в регионах Дальнего Востока и Арктической зоны РФ не менее 10 промышленных, техно- и бизнес-парков для малого и среднего бизнеса, работающего по направлениям национальных технологических приоритетов. Такое поручение опубликовано на сайте Кремля.
"С учетом ранее данных поручений обеспечить создание к 2030 году на территории Дальневосточного федерального округа и сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации не менее 10 промышленных парков, технопарков и бизнес-парков для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность по направлениям национальных технологических приоритетов, а также компаний, входящих в их кооперационные цепочки", - говорится в перечне поручений по итогам Восточного экономического форума.
Доклад об исполнении поручения должен быть представлен главе государства до 1 февраля 2026 года.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25532515?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Коренные малочисленные народы
Ямальцы участвуют в фестивале языков народов Севера в Петербурге
Север-Пресс, 31/10/2025
В Петербурге 30 и 31 октября проходит фестиваль сохранения языков коренных народов Севера. Ямальцы примут участие в обсуждении путей сохранения языкового многообразия коренных народов Арктики и Севера. Мероприятие проходит в Доме национальностей, сообщает департамент КМНС ЯНАО.
«Ямал на конференции представляют спикеры из Салехарда, Шурышкарского и Приуральского районов. Ямальцы расскажут о продвижении родного языка в национальных СМИ, о внедрении языкового компонента в допобразовании и школах округа», — говорится в сообщении департамента.
Фестиваль организуется правительством ЯНАО и представительством округа в Санкт-Петербурге. Он проходит в шестой раз. Обсуждение посвящено вопросам языковой политики, использованию родных языков в официальной среде и мерам поддержки родных языков России. В качестве успешного опыта будут представлены результаты федеральной программы по сохранению и развитию языков России, созданной институтом языкознания РАН.
Международные отношения
Андрей Чибис: Товарооборот между Мурманской областью и Китаем вырос в 7 раз
Мурманский вестник, 01/11/2025
Торговый оборот Мурманской области с Китаем за последние 5 лет вырос в 7 раз. В частности, регион экспортирует в Поднебесную никель, железорудный концентрат и рыбу, а импортирует технику, оборудование и металлы. Об этом рассказал находящийся с рабочим визитом в Пекине губернатор Андрей Чибис.
На 12-м заседании Межправительственной Российско-Китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству глава Мурманской области рассказал о том, как развивается региональное взаимодействие двух стран в Арктике и какие возможности открыты для совместных проектов.
Чибис напомнил о недавнем подписании соглашения с китайской компанией «New New Shipping Line» о развитии контейнерных перевозок. Сейчас подбирается площадка в порту Мурманск.
Кроме того, растет турпоток из азиатской страны. В прошлом году Мурманскую область посетили 26 тысяч китайских туристов.
Россия и Китай договорились содействовать сохранению мира в Арктике
Прайм, 04/11/2025
Россия и Китай договорились содействовать сохранению мира и стабильности в Арктике, говорится в совместном коммюнике по итогам 30-й регулярной встречи глав правительств России и Китая.
Глава правительства РФ Михаил Мишустин в понедельник прибыл в Китай с двухдневным визитом. В понедельник премьер-министр РФ вместе с премьером Госсовета КНР Ли Цяном принял участие в 30-й регулярной встрече глав правительств России и Китая, были подписаны совместное коммюнике и ряд других документов.
"Содействовать сохранению мира и стабильности в Арктике, устойчивому развитию этого региона. Продвигать конструктивное сотрудничество на основе международного права и взаимного уважения на профильных международных площадках, в том числе в рамках Арктического совета", - говорится в коммюнике.
Андрей Чибис обсудил возможное сотрудничество с китайской компанией CITIC Construction в Пекине
Мурманский вестник, 02/11/2025
Сегодня, 2 октября, губернатор Мурманской области Андрей Чибис встретился с представителями CITIC Construction — вице-президентом компании Лян Цзе и менеджером по финансированию Чэн Янфань. Об этом в своем тг-канале сообщил сам глава региона.
«CITIC Construction — крупная и авторитетная компания, реализующая масштабные инфраструктурные проекты по всему миру», - написал губернатор.
Диалог между сторонами состоялся в Пекине. По словам Андрея Владимировича, во время встречи речь шла о перспективах двухстороннего сотрудничества, а также стратегиях выхода компании на российский рынок.
Кроме того, губернатор рассказал представителям CITIC Construction, какие уникальные возможности предоставляет Арктика и, в частности, Город-герой.
«Мурманск — это ключевой, круглогодичный, самый глубоководный и незамерзающий порт в Арктике. Он напрямую выходит в Мировой океан — без прохождения международных проливов. Это значит: никаких рисков со стороны недружественных стран и полная безопасность для торговли и транзита», - поделился глава региона.
Также в своем посте губернатор написал, что на встрече особое внимание было уделено обсуждению возможности строительства первого в нашей стране припортового бондового склада широкого назначения под потребности китайских экспортеров. По мнению Чибиса, его создание поможет ускорить доставку посылок, уменьшить расходы на логистику и хранение, а еще сделать порт Мурманск еще более удобным для международных контейнерных перевозок.
Со слов губернатора, китайские партнеры продемонстрировали заинтересованность в проекте.
«Договорились продолжить совместную работу», - заключил Андрей Чибис.
Наука, культура и образование
Россия и Китай будут готовить специалистов для работ в арктических водах
РИА Новости, 03/11/2025
Россия и Китай будут готовить специалистов для полярных вод на базе отечественных университетов в области водного транспорта, сообщает Минтранс РФ.
"Меморандум об этом подписали в Ханчжоу в ходе визита главы правительства РФ Михаила Мишустина в Китай. Вопросам подготовки кадров и безопасности судоходства, которые находятся в центре данного соглашения, уделяет особое внимание министр транспорта Андрей Никитин, вошедший в состав российской делегации", - говорится в сообщении министерства.
Уточняется, что обучение специалистов из Китая будет осуществляться по международным стандартам на базе Морского государственного университета имени адмирала Невельского и Государственного университета морского и речного флота имени адмирала Макарова.
Помимо теоретической подготовки, китайские моряки пройдут практическую отработку навыков на специализированных тренажерах в российских образовательных учреждениях, что обеспечит высокий уровень готовности к работе в сложных полярных условиях.
"Меморандум направлен на создание условий для повышения уровня безопасности судоходства в Арктических водах, защиты жизни моряков и сохранения морской среды в особо чувствительных покрытых льдами регионах Мирового океана", - приводятся в сообщении слова главы Минтранса РФ Андрея Никитина.
Первоисточник: https://ria.ru/20251103/arktika-2052650782.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Оборона и безопасность
СМИ раскрыли, что страна НАТО устроила против России в ключевом регионе
Прайм, 31/10/2025
Дания готовится к возможному военному конфликту с Россией на территории Гренландии, сообщает Bloomberg.
"Дания провела в сентябре самые крупные учения в Гренландии. Если предыдущие были направлены на организацию спасательных операций и выполнение гражданских задач, то эти учения были направлены на подготовку к войне", — указано в статье.
В материале также подчеркивают, что Дания предполагает возможное перенаправление внимания России с Украины в арктический регион после завершения военных действий. Датская разведка считает, что в таком контексте Россия станет для НАТО прямой угрозой.
Первоисточник: https://1prime.ru/20251031/nato-864103244.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Bloomberg: НАТО сильно отстает от России в вопросе арктической военной техники
Общественная служба новостей, 31/10/2025
Североатлантический альянс значительно уступает России с точки зрения военной техники, которую можно использовать в условиях Арктики. Об этом пишет Bloomberg.
«НАТО сильно отстает от России в вопросе арктической военной техники», — сказано в публикации.
Журналисты заявили о наличии у России помимо подводных лодок крупнейшего в мире ледокольного флота, а также способности размещать бригады, приспособленные для арктических условий.
Белоусову представили патрульный корабль ледового класса "Иван Папанин"
ТАСС, 01/11/2025
Головной патрульный корабль ледового класса проекта 23550 "Иван Папанин" был представлен министру обороны РФ Андрею Белоусову в ходе рабочей поездки. Об этом сообщили в Минобороны России.
"В ходе рабочей поездки министру обороны был представлен патрульный корабль ледового класса "Иван Папанин". Главнокомандующий ВМФ адмирал Александр Моисеев доложил главе российского военного ведомства, что данный тип корабля предназначен для деятельности в ледовых условиях Арктики как самостоятельно, так и в составе корабельных группировок Северного флота, что значительно повышает эффективность выполнения поставленных перед Военно-морским флотом задач в Арктическом регионе", - говорится в сообщении.
В министерстве напомнили, что "Иван Папанин" вошел в боевой состав ВМФ России, пройдя все ледовые испытания, в начале сентября 2025 года.
Первоисточник: https://tass.ru/armiya-i-opk/25519893
Судостроение
На строительство новой верфи в Архангельской области выделят 2,5 млрд рублей
Korabel.ru, 31/10/2025
Такие данные содержатся в плане социально-экономического развития Архангельской агломерации до 2035 года, который на днях утвержден постановлением правительства России.
Согласно документу, в регионе предполагается строительство судоремонтного (судостроительного) завода, состоящего из 4 цехов (сборочный, покрасочный, стапельный, токарный цеха), склада и причальной линии, позволяющих производить комплекс работ по судоремонту и строительству новых судов.
Архангельская агломерация включает города Архангельск, Северодвинск и Новодвинск в рамках сформированной сети опорных населенных пунктов в Арктике.
Напомним, в августе 2024 года губернатор Архангельской области Александр Цыбульский представил первому заместителю председателя правительства РФ Денису Мантурову свои предложения по строительству новой верфи на острове Ягры в Северодвинске.
Для подводно-технических работ в Арктике создали судно «Спрут»
Комсомольская правда - Мурманск, 01/11/2025
Объединенная судостроительная корпорация представила судно «Спрут» ледового класса Arc-5 проекта 22980, созданное для подводно-технических работ в Арктике. Оно сможет погружаться на глубину до 2 километров.
«Судно предназначено для обслуживания подводного нефтепромыслового оборудования, инспекции и ремонта подводных частей морских сооружений и трубопроводов, а также выполнения иных подводно-технических операций в условиях арктических морей. Оно позволяет проводить исследования, инженерно-геологические и экологические изыскания, а также выполнять вспомогательные гидрометеорологические наблюдения. Кроме того, судно может участвовать в операциях по оказанию помощи аварийным подводным лодкам», - рассказали в Объединенной судостроительной корпорации.
Первоисточник: https://www.murmansk.kp.ru/online/news/6622650/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Северный морской путь
Ледовый плен: экспорт российского СПГ из Арктики столкнулся с трудностями
Обзор СПГ, 03/11/2025
Российский танкер-газовоз для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) под названием «Буран», входящий в так называемый «теневой флот» страны, столкнулся с трудностями при прохождении уплотняющихся льдов на Северном морском пути, сообщает специализированное издание gGaptain. Сложившаяся ситуация подчеркивает риски, с которыми сталкивается Москва в стремлении поддерживать экспорт энергоносителей из Арктики с наступлением зимы. Судно является частью флота танкеров, работающих вне западных систем страхования и отслеживания после введения санкций, ограничивших экспорт российских энергоресурсов.
«Буран» покинул плавучее хранилище на Камчатке после выгрузки своего груза 26 октября. Он достиг Северного морского пути к северу от Берингова пролива 29 октября и в течение последних трех дней пытается найти проход через ранние зимние льды. Спутниковые данные и морские трекинговые сервисы показывают, что судно неоднократно подходит к кромке льда в Чукотском море, двигаясь с севера на юг в очевидных поисках пути.
Имея средний ледовый класс Arc4, танкер может работать самостоятельно, то есть без ледокольного сопровождения, в условиях легкого льда. Для более сложных ледовых условий ему требуется помощь ледокола. Проблемы «Бурана» высвечивают ограничения «теневого флота» за пределами летнего навигационного сезона, в то время как Россия делает большую ставку на Севморпуть для обеспечения поставок СПГ со своего проекта «Арктик СПГ-2».
Однотипное с «Бураном» судно «Восход» приближается к этим же водам с западного направления, следуя за атомным ледоколом «Сибирь». При текущей скорости около 5 узлов конвою потребуется несколько дней, чтобы достичь «Бурана», находящегося по другую сторону ледяного массива в Восточно-Сибирском море. В последние недели флагманский проект компании «Новатэк» успешно выполнил около десятка поставок на китайский терминал в Бэйхае. Однако эксперты сомневаются, какой уровень добычи и поставок компания сможет поддерживать зимой и весной, когда Севморпуть регулярно блокируется толстыми льдами.
«С приближением официального старта зимнего сезона на Севморпути через две недели, Eikland Energy придерживается мнения, что стабильные поставки с«Арктик СПГ-2» в Бэйхай на уровнях, наблюдавшихся последние два месяца, будут невозможны», – отмечает Кьелл Эйкланд, управляющий директор поставщика данных Eikland Energy. «Новатэк» уже начал направлять свои суда без ледового класса в обход Арктики через Суэцкий канал. Так, газовоз Arctic Metagaz в настоящее время движется на север через Красное море – он стал одним из немногих судов СПГ, прошедших через Баб-эль-Мандебский пролив за последние месяцы из-за угроз безопасности со стороны хуситов.
В настоящее время у «Новатэка» в распоряжении есть только один газовоз СПГ высокого ледового класса Arc7 – «Кристоф де Маржери». Еще несколько судов могут быть спущены на воду с российской верфи «Звездочка», однако их сроки сдачи неизвестны после многолетних задержек. Головное судно из заказа на пять танкеров, «Алексей Косыгин», недавно начало очередной этап ходовых испытаний.
Первоисточник: https://obzorspg.ru/lng/152037?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Россия и Китай договорились наращивать грузопоток по Севморпути
ТАСС, 04/11/2025
Россия и Китай договорились развивать сотрудничество по вопросам Арктики, включая увеличение грузопотока по Северному морскому пути. Об этом говорится в совместном коммюнике по итогам 30-й регулярной встречи глав правительств двух стран Михаила Мишустина и Ли Цяна.
Стороны договорились "развивать сотрудничество по вопросам Арктики", в том числе "в целях повышения безопасности судоходства в высоких широтах, создания полярных судов и технологий, подготовки кадров, увеличения грузопотока по Северному морскому пути и укрепления его конкурентоспособности по сравнению с другими международными морскими маршрутами".
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25530305?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Утвержден план расстановки ледоколов ФГУП «Росморпорт» в зимнюю навигацию 2025-2026 годов в Арктике
Arctic Universe, 03/11/2025
В предстоящую зимнюю навигацию доступность 16 замерзающих морских портов страны обеспечат 34 ледокола ФГУП «Росморпорт». План расстановки судов утвердил Росморречфлот после совещания главы федерального агентства Андрея Тарасенко с генеральным директором предприятия Сергеем Пылиным и руководителями портовых администраций.
Согласно документу, ледоколы выполнят проводки судов в акваториях морских портов, расположенных в Финском заливе, в Азовском, Каспийском, Карском, Белом и Охотском морях, и на подходах к ним.
Перед началом зимнего периода предприятие подготовит к навигации портовые ледоколы до 1 ноября, линейные – до 1 декабря (для Азовского бассейна – до 15 ноября). Кроме того, заключены договоры с гидрометцентрами для получения обзорных ледовых карт и прогнозов по бассейнам.
В частности, в Белом море на работу выйдут 4 ледокола. «Диксон» будет дежурить в акваториях морских портов Архангельск и Кандалакша, а «Капитан Евдокимов», «Капитан Чадаев» и «Авраамий Завенягин» – на участке от Мудьюгского приемного буя до морского порта Архангельск.
Весной суда беломорской группировки при необходимости могут принять участие в противопаводковых мероприятиях на затороопасных участках реки Северная Двина, чтобы не допустить подтопления окрестных населенных пунктов.
За полярным кругом в морском порту Сабетта будут эксплуатироваться «Новороссийск», «Тор» и «Помор». Также в Арктику для выполнения проводок по Северному морскому пути прибудет «Мурманск», сообщает пресс-служба ФГУП «Росморпорт».
Чибис: развитие новых месторождений в Арктике нужно для развития ТТК
ТАСС, 31/10/2025
Развитие новых месторождений полезных ископаемых в Арктике необходимо для развития Трансарктического транспортного коридора (ТТК). Такое мнение высказал председатель комиссии Госсовета по направлению "Северный морской путь и Арктика", губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
"Важно развивать Трансарктический транспортный коридор, включая Северный морской путь и Арктику вместе, потому что принципиально важно, чтобы этот коридор функционировал, росла грузовая база. Это значит, что нужно запускать в работу новые месторождения, обеспечить глубокую переработку того, что там добывается, вывоз этого груза", - сказал он журналистам по итогам заседания комиссии.
Чибис отметил, что для этого необходимо связать порты с железной дорогой и обеспечить морской транспорт для перевозки товаров. "Это невозможно делать одно без другого. [Для этого нужен] единый проект с единой системой управления", - пояснил он.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25510405?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
"Михаил Сомов" вернулся в Архангельск из рейса до Чукотки
ТАСС, 31/10/2025
Научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов" завершило навигацию 2025 года, сообщила пресс-служба Севгидромета. "Сомов" вернулся из экспедиции до Чукотки, рейс начался 25 августа.
"В порт Архангельска из третьего в этом году рейса по обеспечению труднодоступных станций Росгидромета и других объектов в Арктике вернулось научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов". Экспедиция продолжалась почти 70 суток, в течение которых судно прошло через шесть арктических морей от Архангельска до острова Врангеля на Чукотке и обратно", - указано в сообщении.
"Сомов" доставил на полярные станции Северного, Якутского и Чукотского УГМС продовольствие, топливо, приборы и оборудование, ремонтно-строительные грузы, а также смену полярников. В ходе рейса выполнено техническое обслуживание автоматических метеорологических и аэрологических комплексов, гидрометрических приборов, автоматических метеостанций, ремонтно-профилактические работы оборудования связи и вычислительной техники.
В 2025 году была продолжена совместная работа Севгидромета и движения "Чистая Арктика" по уборке на мысе Челюскин.
В рейсе на борту судна работала молодая художница Александра Федосова, которая за время экспедиции создала более 100 этюдов и 40 портретов в различных техниках, а также 15 больших работ на холстах. Всего в 2025 году в арктических экспедициях на "Сомове" приняли участие шесть молодых художников из разных городов России.
Третий рейс "Михаила Сомова" завершил его юбилейную 50-ю навигацию. Общая продолжительность трех рейсов составила 147 суток. За этот период судно доставило на труднодоступные арктические территории более 2,6 тыс. тонн различных грузов. На судне планируются ремонтные работы механической части, палубного оборудования и помещений.
Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/25511743?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Тикси становится ключевом узлом Северного морского пути
ЯСИА, 02/11/2025
В Якутске торжественно стартовало мероприятие агломерации Тикси-Найба, сообщает пресс-служба парламента республики. Это мероприятие знаменует начало создания глубоководного порта в Найбе, открывает новые горизонты для экономики, транспорта, науки, и самое главное — для людей, живущих и работающих на Севере.
Как описывают эту встречу сами участники – это важный, исторический момент, символизирующий начало нового этапа развития Арктической зоны нашей республики.
Открывая мероприятие народный депутат Якутии, президент РОО «Якутская Арктика» Елена Голомарева отметила, что два года назад в ВЭФе президент страны Владимир Путин озвучил тему агломераций в Арктической зоне России, а Глава Республики Айсен Николаев вложил все научные силы для создания проекта комплексного подхода развития Булунского района.
«Району в этом году исполняется 95 лет, и это знаковое событие мы решили приурочить к этой дате. Хочу поблагодарить за работу Главу республики Айсена Николаева, Министерство экономики РС (Я), Министерство развития Арктики и народов Севера, Проектный офис, депутата Галину Иннокентьевну Данчикову, сенатора Сахамина Милановича Афанасьева. Ключевую роль имеет совместная работа с Министерством Дальнего Востока и развития Арктики РФ. Северный морской путь — путь к развитию, так говорил Первый Президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев», – сказала Елена Христофоровна.
Кроме того, парламентарий добавила, что сегодня искренне поздравить булунцев пришли представители всех 13 арктических улусов: верхоянцы, оленекцы, нижнеколымцы, жиганцы и другие.
«Тикси — форпост Якутии, Тикси — центр развития Арктики Якутии, Тикси -надежда и будущее Якутии. За эти годы мы построили 1 школу с интернатом в поселке Кюсюр, первый культурно-спортивный центр имени Артура Николаевича Чилингарова, две школы в п. Тикси, прошли капитальный ремонт. Булунцы очень долго ждали этого дня. 2026 год – это переломный год в жизни жителей Булунского района. Пусть все, что запланировано, претворится в жизнь!», – пожелала Елена Голомарева.
Заместитель председателя районного совета депутатов Булунского района Василий Бурцев обратился к присутствующим с благодарственной речью:
«От имени жителей района искренне благодарим президента страны Владимира Путина за внимание к развитию Арктики. Мы с нетерпением ждали этого дня. Новый год дает старт развитию нашего района, вернем былую славу родному Булунскому району!» – сказал Василий Бурцев.
Кроме того, в ходе своего выступления он подчеркнул наболевший для всех жителей Булунского района вопрос о северном коэффициенте: «Пользуясь моментом, озвучиваю единственную просьбу по приведению в соответствие коэффициента к зарплате, она сегодня разная, а изначально в советское время составляла 2.0», – сказал Василий Бурцев.
Северный коэффициент (районный коэффициент, северная надбавка) — это дополнительная выплата, которая применяется к заработной плате работников, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Цель — компенсировать сложные климатические условия и повышенные расходы на жизнь в определённых регионах России.
Между тем, уже давно научными специалистами заполярный посёлок городского типа Тикси в Булунском районе Якутии назван местом с самым суровым климатом России.
«Низкие температуры и сильные ветры делают Тикси местом с самыми сложными для работы условиями. Самые жёсткие условия труда, я думаю, всё-таки в Тикси, на Арктическом побережье. Там, где дует сильный ветер, который гораздо хуже переносит человек, чем жару или холод. Там в середине лета холоднее, чем в Якутске осенью. Ветер там достигает 35-40 метров в секунду. Усугубляется все это полярной ночью», — ранее сообщала в СМИ начальник гидрометцентра Якутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Якутское УГМС) Татьяна Маршалик.
Таким образом, приравнивание районного коэффициента с 1.8. (среднее действующее в Булунском районе) к 2.0. являлось бы справедливым отношением ко всем выплатам, учитывая тяжелейшие климатические условия для проживания человека.
По итогам торжественного стартового мероприятия Арктической агломерации Тикси-Найба участники, рассмотрев информацию о ходе реализации федеральных и республиканских проектов в Булунском районе, отметили, что создание глубоководного порта в Найбе и развитие агломерации Тикси-Найба – это стратегический приоритет социально-экономического развития Якутии и всей арктической зоны России.
Социально-экономическое развитие
На создание арендного жилья в Арктике направят более 5 млрд рублей
ТАСС, 31/10/2025
Более 5 млрд рублей направят на создание арендного жилья в Арктике. Об этом сообщил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.
"В общем объеме средств это составляет 5,4 млрд рублей, которые пойдут на создание фонда арендного жилья в Арктике", - сказал он в ходе заседания комиссии Госсовета по направлению "Северный морской путь и Арктика".
Министр отметил, что первые квартиры на Арктическую зону будут выделены до нового года.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25510131?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Как на Ямале будут повышать качество жизни в ближайшие 10 лет
Север-Пресс, 31/10/2025
Новый Уренгой, Ноябрьск и агломерация Салехард — Лабытнанги вошли в долгосрочные планы социально-экономического развития Арктики до 2035 года. В городах займутся благоустройством, созданием новых общественных пространств, строительством и модернизацией инфраструктуры. Реализация программы серьезно улучшит качество жизни населения, отметил директор департамента экономики ЯНАО Валерий Миронов.
«Реализация мастер-планов позволит вывести развитие комфортной среды в ямальских городах на более высокий уровень, увеличить приток инвестиций и сделать туризм важной частью региональной экономики. До 2035 года мы реализуем несколько десятков мероприятий, направленных на улучшение городского пространства, привлечение капитала и рост турпотока», — процитировала Миронова пресс-служба губернатора округа.
При составлении мастер-планов учли пожелания местных жителей. Так, к 2035 году из агломерации Салехард — Лабытнанги планируется сделать туристический центр и важный транспортно-логистический узел. Ключевыми станут строительство моста через Обь, создание горнолыжного комплекса «Рай-Из» и промышленно-логистического парка «Обской причал», возведение нового терминала и обновление ВПП в аэропорту окружной столицы.
Новый Уренгой будет ведущим центром технологичной добычи газа. Для освоения сложных запасов подключат востребованное оборудование и специалистов. Продолжится создание комфортной городской среды за счет строительства арт-центра «Газ», мини-футбольной арены, Ледового дворца, галереи «Уренгой».
Ноябрьск хотят сделать флагманом технологичного сервисного подхода к сложным месторождениям юга Ямала и севера Югры и центром развития новых технологий добычи нефти. В числе основных проектов для реализации этого плана — создание специализированного полигона для тестирования инновационных разработок, возведение современных жилкомплексов, объектов потребительского рынка, досуга и отдыха.
Распоряжение об утверждении плана развития Арктики до 2035 года в конце октября подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин. В список вошло 15 населенных пунктов — агломераций.
Программу арендного жилья для специалистов расширят на арктические регионы
Ведомости, 31/10/2025
Первые договоры аренды на 400 квартир в рамках новой программы арендного жилья для Арктической зоны России могут быть заключены до конца текущего года. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заявление министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова на заседании комиссии Госсовета, посвященном Северному морскому пути и Арктике.
Глава министерства сообщил, что программа доступного арендного жилья, успешно реализованная на Дальнем Востоке, будет масштабирована на арктические регионы. Чекунков добавил, что лимит на первые 400 квартир для Арктической зоны будет введен до новогодних праздников.
Министр пояснил, что программа позволяет востребованным специалистам арендовать жилье по цене, составляющей лишь треть от рыночной стоимости. В качестве примера он привел, что полностью обустроенная двухкомнатная квартира в столице одного из дальневосточных регионов, которая обычно стоит 40 000–50 000 руб. в месяц, по программе доступна примерно за 12 000 руб. По его данным, текущий фонд арендного жилья на Дальнем Востоке насчитывает около 11 000 квартир.
Обновленную стратегию развития Арктики внесли в правительство
ТАСС, 31/10/2025
Проекты указов президента об утверждении новых редакций Основ государственной политики в Арктике и Стратегии развития Арктической зоны на период до 2050 года внесены в правительство. Об этом сообщил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.
"Очень важна работа, выполненная по решению президента, по обновлению основополагающих указов об утверждении Основ государственной политики в Арктике и стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации уже на период до 2050 года. Проекты указов в настоящий момент внесены [в правительство]", - сказал он в ходе заседания комиссии Госсовета по направлению "Северный морской путь и Арктика".
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25508249
Глава Минвостокразвития РФ заявил, что началась разработка мастер-плана для поселения Хатанга на севере Красноярского края
1-Line, 01/11/2025
«В настоящее время начата разработка мастер-плана для агломераций Ханты-Мансийского автономного округа и агломерации Хатанга Красноярского края», - сказал глава Минвостокразвития Алексей Чекунков на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера на тему «Перспективные направления деятельности Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики».
Ранее правительство России утвердило комплексный план развития населённых пунктов Арктического региона. О выполнении поручения президента РФ Владимира Путина рассказал председатель правительства России Михаил Мишустин на оперативном совещании со своими заместителями:
«Правительство утвердило комплексные планы социально-экономического развития опорных населённых пунктов макрорегиона. На их исполнение при формировании федерального бюджета будет предусматриваться не менее 5% от общего объёма средств соответствующих государственных программ».
В комплексный план вошли обновление жилого фонда, строительство новых объектов, развитие инфраструктуры.
Губернатор Андрей Чибис отметил необходимость активизировать подготовку проектной документации мастер-планов
Хибины (Заозерск), 31/10/2025
В Москве под председательством губернатора Мурманской области Андрея Чибиса прошло заседание комиссии Госсовета по направлению «Северный морской путь и Арктика». Глава региона отметил необходимость активизировать подготовку проектной документации мастер-планов опорных агломераций.
По словам Андрея Чибиса, это необходимо, чтобы в 2027 году приоритетные мероприятия были включены в список поручений президента России Владимира Путина и нашли отражение в федеральном бюджете.
Также на заседании обсудили вопрос северного завоза. Власти региона напомнили, что по итогам совещания с президентом было принято решение о повышении объёма казначейских кредитов на северный завоз со следующего года до 30 млрд рублей.
850 миллионов: столько будет стоить набережная в Мурманске
Nord-News, 31/10/2025
Цифра взята не из воздуха, а из распоряжения федерального правительства, в котором опубликован мастер-план опорных населенных пунктов Российской Арктики. Подробнее о Мурманской агломерации мы рассказывали в «Колонке реакции».
Согласно документу, строить набережную будут в три этапа с 2026 по 2028 год, с равными частями финансирования.
«Вероятно, в столице Арктики наконец-то появится и набережная, но не в центре, как глава региона планировал когда-то. Там всё-таки останется судоремонтный завод, а на улице Подгорной. Срок реализации инициативы — 2028 год», отмечает автор материала.
В будущем году планируют благоустроить и территорию у Морского вокзала Мурманска. Подробностей в плане нет, но на эти цели из федерального и областного бюджетов выделят в равных частях 200 миллионов рублей.
На мероприятия мастер-планов по развитию арктических городов понадобится почти три трлн рублей
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 31/10/2025
На финансирований мероприятий, включённых в мастер-планы по развитию арктических населённых пунктов, потребуется порядка 2,9 трлн рублей, причем большая часть средств поступит из внебюджетных источников.
Об этом на заседании комиссии Госсовета по развитию Арктики и СМП заявил глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков. По его словам, на долю федерального и консолидированных региональных бюджетов приходится 40% расходов, связанных с развитием арктических агломераций.
Напомним, что мастер-планы в октябре 2025 года утвердил кабмин. В них вошло свыше 500 проектов, касающихся не только модернизации транспортной и коммунальной инфраструктуры, но также образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Чекунков отметил, что сейчас ведётся работа по определению источников финансирования. Ряд проектов включен в действующие до 2030 года национальные проекты, тогда как горизонт планирования других мер рассчитан до 2035 года. Он также напомнил, что с мастер-планами синхронизированы важнейшие инвестпроекты крупных российских предприятий: компании готовы вложить в развитие Арктики не менее 35 млрд рублей в долгосрочной перспективе.
Первоисточник: https://b-port.com/news/345609?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Чибис о новом уровне МРОТ для Арктики: На наш взгляд, это должно быть компенсировано
Мурманский вестник, 31/10/2025
Сегодня в Москве под председательством губернатора Андрея Чибиса состоялось заседание комиссии Государственного совета Российской Федерации по направлению «Северный морской путь и Арктика». Открывая заседание, Андрей Чибис проинформировал комиссию об участии совместно с министром РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексеем Чекунковым в прошедшем под председательством президента В.В. Путина оперативном совещании с членами правительства РФ. Принято решение об увеличении объема казначейских кредитов на северный завоз следующего года до 30 миллиардов рублей — в три раза.
Затем председательствующий перешел к теме совещания — это ход реализации поручений президента Российской Федерации по итогам поездки в Мурманск на Международный арктический форум. Одно из ключевых — утверждение мастер-планов опорных арктических городов и агломераций.
- Буквально недавно правительством утверждены долгосрочные комплексные планы (ДКП) опорных населенных пунктов Арктики. Это юридическая форма мастер-планов, которые были доложены президенту в рамках форума. Хочу поблагодарить нашего министра Алексея Чекункова и всю команду, потому что огромная работа по прохождению согласительных процедур была крайне непростой. Огромное спасибо и правительству, заместителю председателя правительства — полпреду президента в Дальневосточном федеральном округе Юрию Трутневу за то, что все разногласия были сняты и появились долгосрочные планы комплексного развития. Это дает основания для включения субъектов Федерации в финансирование в рамках действующих национальных проектов, - отметил Андрей Чибис.
Также, по словам председательствующего, в повестке заседания вопрос о формировании комплексного проекта по развитию Арктики и Трансарктического транспортного коридора. Это также президентское поручение по итогам форума.
Еще одной крайне чувствительной для арктических регионов темой Андрей Чибис назвал тему зарплат, в частности, влияние роста МРОТ на социально-экономические показатели северных регионов. Все, что касается оплаты северных коэффициентов, ложится на региональные бюджеты.
- Как правило, с учетом достаточно высокого уровня бюджетной обеспеченности, федеральную поддержку на компенсацию роста МРОТ и финансирование оплаты труда арктические субъекты не получают. Возникает ситуация, когда на федеральном уровне принимаются решения о соответствующем росте, а источника для этого роста не предусматривается. Эту тему хотелось бы обсудить. Мы считаем, что арктические субъекты должны получить дополнительную компенсацию хотя бы частично на рост МРОТ, имея ввиду, что это гигантские суммы, - подчеркнул Андрей Чибис.
Затем Андрей Чибис предоставил слово министру Алексею Чекункову, который назвал важной вехой подписание на прошлой неделе главой правительства Михаилом Мишустиным комплексных планов социально-экономического развития 15 опорных населенных пунктов Арктической зоны.
- Это масштабный документ, который предполагает реализацию мероприятий с общим объемом финансирования 2,9 триллиона рублей. При этом 60 процентов источников — внебюджетные инвестиции, что отражает высокий инвестиционный потенциал. Бюджетные инвестиции разбиты на два горизонта. Один до 2030 года, синхронизирован с национальными проектами, второй — до 2035 года, на который были разработаны мастер-планы. Уже сегодня начата работа по финансированию этих комплексных планов. За точное, быстрое выполнение решений президента особая благодарность министерству финансов. Основные бюджетные ассигнования будут выделены с 2027 года. Также арктические мастер-планы отражены в пяти национальных проектах, выделен отдельный лимит казначейских инфраструктурных кредитов, и мы детально проработали с каждым регионом те объекты, которые могут быть реализованы, - проинформировал Алексей Чекунков.
Алексей Чекунков сообщил, что готовится выход основополагающих документов, которые определят развитие Арктической зоны на десятилетия вперед. В завершение он выразил благодарность Андрею Чибису за активную позицию в связи со стратегическим развитием планирования в Арктике, с комплексным президентским проектом.
Экология
Более 400 тонн отходов убрали волонтёры в Архангельской области
Регион 29, 02/11/2025
Об этом сообщил руководитель инициативы Андрей Нагибин на заседании Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики, состоявшемся в Совете Федерации под председательством первого вице-спикера СФ Владимира Якушева.
На заседании подвели итоги пятилетней работы волонтёров проекта. Сегодня в «Чистой Арктике» участвуют почти 10 тысяч добровольцев. За это время собрано 22 045 тонн отходов и очищено 1 101 гектар земли.
— За пять лет общественный проект «Чистая Арктика» из инициативной группы превратился в настоящее экологическое движение, к которому присоединяются добровольцы со всей страны. Проект играет важную роль в патриотическом воспитании молодежи, — подчеркнул Владимир Якушев.
В рамках совещания прошла выставка, посвящённая деятельности волонтёров. На ней представлены фотографии, демонстрирующие итоги уборок арктических территорий, в том числе с участием добровольцев из Архангельской области.
По словам Андрея Нагибина, в 2025 году сезон стартовал раньше обычного — в марте. Масштабные уборки прошли в Архангельской области, Ненецком автономном округе, Республике Коми и Якутии.
— Этот сезон стал особенным: в Год 80-летия Победы и Год защитника Отечества волонтёры сосредоточились на благоустройстве братских могил. За лето восстановлено 98 захоронений, где покоятся 4 302 красноармейца, — отметил руководитель проекта.
Архангельская область сотрудничает с «Чистой Арктикой» с момента запуска инициативы в 2021 году. За это время с арктических территорий региона вывезено более 400 тонн отходов. Уборки проводились не только в труднодоступных районах, но и в общественных пространствах — в частности, в Майском парке Архангельска и у объектов культурного наследия, включая Новодвинскую крепость.
В 2024 году в Архангельске совместно с проектом прошёл большой молодёжный экологический форум «Арктика. Лёд тронулся», впервые вошедший в форумную линейку Росмолодёжи. Более 500 участников из России и зарубежья разработали экологические решения для арктических широт.
— За время сотрудничества с проектом «Чистая Арктика» в его мероприятиях приняли участие свыше тысячи жителей Поморья, — рассказал заместитель председателя правительства Архангельской области Игорь Мураев. — В этом сезоне уборки прошли в Беломорском государственном природном биологическом заказнике: собрано и вывезено около 1,5 тонны отходов. Кроме того, 200 волонтёров форума «Земляне» очистили 500 метров береговой линии озера Смердье.
Проект «Чистая Арктика» направлен на ликвидацию накопленного экологического ущерба и охрану природных территорий Севера. Волонтёры ежегодно совершают экспедиции в труднодоступные районы, реализуя задачи национального проекта «Экологическое благополучие».
Энергетика
В Тюмени обсудили новые подходы к нефтедобычи в Арктике
Тюменская линия, 02/11/2025
Международная научно-практическая конференция "Арктика: современные подходы к производственной и экологической безопасности в нефтегазовом секторе" прошла в ТИУ. В ней приняли участие представители вузов и научного сообщества из разных регионов России и Казахстана.
Большой интерес у слушателей вызвали доклады, посвященные использованию искусственного интеллекта в сфере охраны труда и экологической безопасности. Члены жюри отметили доклад магистранта ТИУ Егора Шмакова, обучающегося на направлении "Управление техносферной безопасностью". Он предложил внедрять искусственный интеллект для повышения транспортной безопасности на объектах нефтегазодобычи.
Магистранты Роман Шахтарин и Марсель Идельбаев обучаются на направлениях "Управление техносферной безопасностью" и "Автоматизация технологических процессов и производств". Молодые исследователи занимаются разработкой системы автоматического мониторинга состояния почвы с использованием датчиков и интеллектуальной обработки данных. Такая система позволяет получать точные и оперативные сведения о влажности, температуре и других параметрах почвы.
Конференцию посетили представители более 20 организаций различной отраслевой направленности: нефтегазовой, строительной, химической, сельскохозяйственной и другие, сообщает центр по внешним коммуникациям ТИУ.
Первоисточник: https://t-l.ru/390443.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Николаев: интеграция СПГ-решений реалистична для изолированных территорий
ТАСС, 31/10/2025
Применение СПГ-решений дает возможность газификации изолированных территорий, куда нецелесообразно вести трубопровод, сообщил ТАСС председатель комиссии Госсовета по направлению "Энергетика", глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.
"Важным направлением газификации является использование сжиженного природного газа, доставляемого в контейнерах, как альтернатива обычной газификации. СПГ признан эффективным топливом не только для Арктики, но и для других отдаленных и изолированных территорий. Интеграция СПГ-решений для изолированных территорий реалистична", - сказал Николаев.
Он отметил, что СПГ дает возможность газификации тех регионов, куда из-за удаленности или недостаточной плотности населения экономически нецелесообразно вести трубопровод.
Уровень газификации регионов Дальнего Востока в среднем составляет 28%, что в три раза ниже среднероссийского уровня. По данным Минэнерго России, к 2030 году в макрорегионе прогнозируется дефицит газа около 42%.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25505865?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Экспорт СПГ из России снизился на 3,4% за 10 месяцев
Нефть и капитал, 01/11/2025
Несмотря на общее снижение с начала года, экспорт российского СПГ в октябре показал резкий рост на 21% благодаря новому проекту «Арктик СПГ 2»
С января по октябрь РФ сократила экспорт СПГ на 3,4% по сравнению с прошлым годом. Общий объем отгрузок за этот период составил 25,2 млн тонн, сообщает Reuters, опираясь на данные аналитиков LSEG.
Однако в октябре ситуация резко изменилась в лучшую сторону: экспорт подскочил на 21% и достиг рекордного месячного показателя. Такой скачок связывают с восстановлением поставок с нового завода «Арктик СПГ 2».
Также важно отметить, что российскому экспорту СПГ мешают санкции США, введенные из-за событий на Украине. Эти ограничения в частности коснулись как раз «Арктик СПГ 2» и создали серьезные проблемы с арендой танкеров для перевозки топлива.
Несмотря на это, Китай начал получать газ с этого проекта. Согласно данным отслеживания судов от Kpler и LSEG, первый СПГ-танкер с находящегося под санкциями завода прибыл в КНР в конце августа. Это произошло незадолго до встречи глав государств Владимира Путина и Си Цзиньпина. С того момента в порту Бэйхэ на юге КНР разгрузились уже 13 танкеров, пришедших с «Арктик СПГ 2».
Если говорить конкретно об октябре, то поставки российского СПГ увеличились на 21% в сравнении этим же периодом в 2024 году, достигнув 3,4 млн тонн. Это не только рекорд, но и прирост почти на 27% по сравнению с сентябрем.
А вот в страны ЕС продажи падают. За 10 месяцев 2025 года экспорт российского СПГ в европейские страны снизился на 17,9% и составил 11 миллионов тонн. Только в прошлом месяце поставки по этому маршруту упали на 21% — до 0,79 миллиона тонн по сравнению с октябрем прошлого года.
Что касается других российских ключевых СПГ-проектов, то завод «Ямал СПГ» НОВАТЭКа в октябре нарастил отгрузки на 8% в годовом исчислении, отправив 1,76 миллиона тонн. Это также на 17% больше, чем в сентябре. Но с начала этого года экспорт с Ямала все равно снизился на 6% и составил 15,2 миллиона тонн.
Проект «Сахалин-2», который в основном работает на азиатский рынок и принадлежит «Газпрому», в октябре увеличил экспорт на 10% по сравнению с прошлым годом, до 0,98 миллиона тонн.
В Госсовете отметили важность применения гибридных энергокомплексов
ТАСС, 04/11/2025
Гибридные энергокомплексы тепла и электричества необходимо применять для изолированных энергосистем Дальнего Востока и Арктики. Об этом ТАСС сообщил председатель комиссии Госсовета по направлению "Энергетика", глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.
"Для изолированных энергосистем необходимо разрабатывать гибридные комплексы, которые будут генерировать тепло и электричество. Это единственный способ снизить рост цен на электроэнергию, так как сейчас стоимость киловатт-часа в изолированных мегасистемах Арктики значительно превышает норму. Например, для бюджетных учреждений она составляет 90 рублей за киловатт", - сказал Николаев.
Кроме того, Николаев отметил, что для изолированных энергосистем необходимо максимально усиливать работу по модернизации энергокомплексов. Например, создавать солнечные электростанции совместно с дизельными.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25530717?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch