Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

12/11/2025

Оглавление

Арктический туризм

Впервые в Арктике: в Мурманской области состоялся арктический заезд на ефойл-доске от реки Териберка до Батарейского водопада

Хибины (Заозерск), 11/11/2025

В Кольском Заполярье прошёл зимний арктический заезд на ефойл-доске с подводным крылом от реки Териберка до Батарейского водопада. Такое событие впервые произошло в российской Арктике, рассказал «Хибины.ру» организатор активного и экстремального отдыха Максим Михайлов.

«Из пасмурного Питера вернулся в Териберку и сразу на воду: 8 ноября, по местным меркам уже зима, а в Териберке лето продолжается. Легендарный заезд проходил в суровые погодные условия в соответствующей экипировке. Да, теперь можно смело утверждать, что Териберка становится столицей зимнего ефойл-движения во всей Арктике, где уже катают круглый год!» — поделился впечатлениями Максим Михайлов.

Он также рассказал, что старт заезду был дан от реки Териберка. Маршрут пролегал вдоль скалистых берегов Лодейной и Териберской губы, мимо мыса Жилой, Батарейского водопада и вдоль каменного пляжа, а также обратно по траектории вдали от берега.

Первоисточник: https://www.hibiny.ru/teriberka/news/item-vpervye-v-arktike-v-murmanskoy-oblasti-sostoyalsya-arkticheskiy-zaezd-na-efoyl-doske-ot-reki-teriberka-do-batareyskogo-vod-438201/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Биоресурсы

Ямал увеличит темпы восстановления лесов

Север-Пресс, 11/11/2025

Восстановление лесов станет одной из ключевых задач департамента природных ресурсов Ямала в 2026 году. В этом году эта цель уже достигнута, но в следующем показатели будут наращивать, сообщили в пресс-службе губернатора региона.

«Площадь высаженных деревьев должна будет превысить те, что будут вырублены в результате хозяйственной и производственной деятельности. В этом году эта цель уже была достигнута, в планах — продолжать наращивать эти показатели», — говорится в сообщении.

В планы входит и продолжение работ по очистке береговых линий рек и озер в рамках всероссийского проекта «Вода России». В этом году ямальцы очистили свыше 100 километров прибрежных территорий.

Минувший год показал устойчивый рост туристической привлекательности природного парка «Ингилор». Количество туристов достигло почти 7000 человек, также популярны у путешественников заказники «Полуйский», «Собты-Юганский» и «Верхнеполуйский».

Завершились полевые работы в рамках фотопроекта «Заповедный Ямал», которые продолжались почти два года. Фотографы зафиксировали ландшафты всех особо охраняемых природных территорий округа. В скором времени будет выпущен фотоальбом, полный красивых снимков.

Сервис выдачи электронных разрешений на посещение ООПТ был переведен в полностью автоматизированный режим. Документы формируются круглосуточно и поступают заявителям в среднем в течение трех минут. В текущем году 99% разрешений оформлено через электронную систему.

В 2025 году на Ямале появился геосервис для мониторинга территории округа с использованием актуальных космических снимков. Он применяется для оперативного выявления нарушений природоохранного законодательства, включая незаконные рубки и разработку карьеров. Разработка получила признание на всероссийском конкурсе «ПРОФ-IT.2025» в номинации «Природопользование и экология».

Экологические экспедиции волонтеров «Зеленой Арктики» позволили собрать 386 тонн исторически накопленного и бытового мусора на площади 136 гектаров заповедных территорий. Добровольцы работали в заказнике «Надымский», на туристическом маршруте «Большая Ямальская тропа», а также участвовали в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в Анапе.

В городских населенных пунктах округа реализуется программа комплексного озеленения. Специальный сервис инвентаризации насаждений обеспечивает научно обоснованный подход к озеленению.

Совместно с департаментом природных ресурсов и экологии ЯНАО в Волновахе обустроен сквер имени Героя России Владимира Жоги. В ходе акции «Сад памяти» ямальцы высадили 100 деревьев различных пород. Кроме того, при двух волновахских школах созданы школьные лесничества «Лесной патруль» и «Хранители леса», способствующие экологическому воспитанию ребят.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/ekologiya/jamal-uvelichit-tempy-vosstanovlenija-lesov/

Таймырский депутат Сергей Сизоненко: «Штрафы за вылов рыбы завышены»

Таймырский телеграф, 11/11/2025

Депутат Заксобрания Красноярского края Сергей Сизоненко отметил, что штрафы за вылов рыбы в России завышены.

В 2023 году штраф за вылов муксуна увеличили в 20 раз, а сейчас с последствиями «поспешного решения» столкнулись обычные рыбаки, которые вылавливают рыбу для себя и своей семьи.

Обращение с предложением изменить постановление правительства РФ Сергей Сизоненко направил в Минсельхоз и Росрыболовство.

«Обратился также к Москальковой Татьяне Николаевне, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Считаю, что налицо нарушение прав простых граждан, и восстановление справедливости находится в руках федеральных властей», – добавил депутат.

Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/tajmyrskij-deputat-sergej-sizonenko-shtrafy-za-vylov-ryby-zavysheny/

За неделю рыбаки Северного бассейна выловили 2,8 тысячи тонн рыбы и морепродуктов

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 11/11/2025

Ко вторнику 11 ноября рыбацкие уловы в Северном бассейне достигли 290,5 тысяч тонн рыбы и морепродуктов. За неделю с 4-го по 10 ноября им удалось добыть 2,8 тысячи тонн. Из них 147,5 тысячи тонн трески и 50,5 тысячи тонн пикши.

Общероссийский улов к этой дате достиг 4189,1 тысячи тонн, сообщает отраслевая система мониторинга Росрыболовства.

Как писал «Би-порт», к 3 ноября этого года в Северном бассейне добыли 287,7 тысячи тонн. Трески к этой дате выловили на 30% меньше, чем в прошлом году, пикши на 5,3% ниже прошлогоднего показателя.

Первоисточник: https://b-port.com/news/346828

Коренные малочисленные народы

На Ямале проект обновленной дорожной карты КМНС представят до конца года

Север-Пресс, 11/11/2025

До конца 2025 года на Ямале представят проект обновленной дорожной карты по повышению благополучия КМНС. Она рассчитана до 2030 года. Сейчас документ охватывает шесть направлений и 33 основных мероприятия, сообщила пресс-служба губернатора ЯНАО.

«Для нас принципиально важно, чтобы поддержка коренных народов Севера была живой и действенной. Все механизмы помощи должны отвечать реальным потребностям людей, которые ведут традиционный образ жизни. Мы видим положительные результаты», — сказал Дмитрий Артюхов.

Такая адресная поддержка дает свои плоды. Объемы заготовки оленины за шесть лет выросли на 73%. Работают программы трудоустройства и поддержки предпринимательства: за три года 270 представителей КМНС нашли работу в сфере ТЭК, а финансовую помощь на открытие своего дела за шесть лет получили 60 человек.

Помимо этого, в регионе увеличилось число детей кочевников, получающих образование. За пять лет охват дошкольным образованием вырос на 53%, так как для них создают кочевые группы и подготовительные классы. С детьми занимаются профессиональные педагоги. Выпускники школ-интернатов для тундровиков поступают в колледжи и вузы.

Директор окружного департамента по делам КМНС Ульяна Каленюк отметила, что дорожная карта дорабатывается и улучшается на основе потребностей тундровиков, которые они озвучивают на встречах.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/kmns/na-jamale-proekt-obnovlennoj-dorozhnoj-karty-kmns-predstavjat-do-kontsa-goda/

Международные отношения

Посол Великобритании в РФ возложил цветы к памятникам в Мурманске

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 11/11/2025

В День памяти павших, 11 ноября 2025 года, в Мурманск приехал посол Великобритании Найджел Кейси. Он посетил мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») и возложил венок из красных маков к стеле на Союзническом военном кладбище.

«Эти места напоминают нам о времени, когда наши народы стояли вместе. Здесь, вдали от дома, покоятся британские моряки, погибшие при выполнении миссий арктических конвоев. И рядом с ними — советские солдаты, которые защищали Мурманск. День памяти павших — это не только история. Жертвы, принесённые тем поколением — британскими, советскими и союзническими солдатами — заложили основу для мира, в котором мы живём сегодня. Вспоминая павших, мы чтим не только их храбрость, но и ценности, за которые они сражались: свободу, достоинство и надежду на мирное будущее. Мы будем помнить их», — сообщает посольство Великобритании в России.

День памяти павших, известный в народе как Маковый день, отмечается в странах Британского содружества наций ежегодно 11 ноября. В этот день в 1918 году было подписано Компьенское перемирие, положившее конец Первой мировой войне. После Второй мировой войны было принято решение в этот день чтить память всех погибших в ходе военных действий.

Первоисточник: https://b-port.com/news/346811

Наука, культура и образование

Ученые Якутии и Югры подписали соглашение о совместных археологических проектах

ЯСИА, 11/11/2025

Научные и образовательные учреждения Якутии и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подписали соглашение о создании консорциума «Первые русские поселения в сибирской Арктике в археологических исследованиях». Об этом сообщили в Арктическом научно-исследовательском центре республики.

Соглашение о вступлении в консорциум подписали директор Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук – обособленного подразделения ФГБУН ФИЦ «ЯНЦ СО РАН» Сардана Боякова, директор Арктического научно-исследовательского центра Республики Саха (Якутия) (АНИЦ) Надежда Красильникова, ректор Северо-Восточного федерального университета Анатолий Николаев, ректор Сургутского государственного университета Сергей Косенко.

Основной целью сотрудничества и совместной деятельности стороны определили необходимость создания совместных научных проектов по теме консорциума, подачу грантовых заявок с участием представителей консорциума.

В качестве приоритетных территорий исследования рассматриваются Березовский и Белоярский районы Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ, Туруханский и Таймырский Долгано-Ненецкий районы Красноярского края, Якутия.

Первоначальными объектами изучения обозначаются Пустозерское городище, Мангазея, Березовское городище, Обдорский острог, Старо-Туруханское городище, Якутск, Алазейский, Стадухинский остроги, Старо-Туруханское городище.

Первоисточник: https://ysia.ru/uchenye-yakutii-i-yugry-podpisali-soglashenie-o-sovmestnyh-arheologicheskih-proektah/

Китай провел в Арктике экспедицию по изучению дна моря Бофорта

Arctic Universe, 11/11/2025

Китай осуществил 43 погружения с использованием пилотируемых подводных аппаратов в ходе своей арктической экспедиции 2025 года, совместно организованной Министерством природных ресурсов и Китайской академией наук . В рамках проекта также были задействованы два пилотируемых глубоководных аппарата.

В ходе операций, проведенных в море Бофорта и вдоль хребта Гаккеля, были изучены структуры морского дна и морские экосистемы. Погружения были выполнены подводными аппаратами «Фэндоучжэ» и «Цзяолун» при поддержке научно-исследовательских судов «Тан Суо Сан Хао» и «Шэнь Хай И Хоа».

Как сообщает Арктический институт США, успешное завершение этих погружений, включая совместные операции под толстым морским льдом, знаменует собой важную стратегическую и технологическую веху для Китая. С инженерной точки зрения эта операция демонстрирует зрелость Китая в области координации действий кораблей и подводных аппаратов в зонах плотного льда, возможности которой ранее были ограничены беспилотными или надводными системами.

Однако заявления о том, что Китай является единственной страной, способной проводить такие операции под толстым морским льдом, в значительной степени исходят из китайских государственных источников и не обязательно отражают независимую проверку. Тем не менее, миссия указывает на растущую значимость участия Китая в Крайнем Севере и его стремление стать пионером в управлении глубоководными и донными ресурсами. Между тем, это также свидетельствует о том, что Китай пытается сократить оперативный разрыв с арктическими государствами, такими как Россия или США, и приближается к своей цели стать «великой полярной державой» к 2030 году.

Хотя это и рассматривается как научная задача, важно отметить стратегическую ценность таких операций, а также их экологические последствия. Последнее особенно заслуживает большего внимания, поскольку экологические риски, связанные с глубоководными работами и добычей ресурсов, остаются недостаточно изученными. Хотя арктическая кампания Китая по погружению подводных лодок представляет собой впечатляющий и одновременно провокационный технологический подвиг, необходимо более пристальное внимание к долгосрочной научной ценности и потенциальному воздействию таких работ на окружающую среду.

Первоисточник: https://www.arcticuniverse.com/ru/news/20251109/32318.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Северный морской путь

Глава Роснедр: Большая часть грузопотока по Севморпути состоит из сырьевых товаров

Агентство нефтегазовой информации, 11/11/2025

Большая часть грузопотока по Севморпути состоит из сырьевых товаров. Об этом заявил руководитель Федерального агентства по недропользованию Олег Казанов на форуме «Большая Сибирь и Арктика-2025».

По данным Роснедр, примерно 60% занимает сжиженный природный газ, 25% - нефть и конденсат, еще 10% - уголь и генеральные грузы.

Это формирует стабильные поставки стратегических ресурсов и способствует промышленному развитию Арктики.

В ближайшие годы планируется реализация масштабных проектов по геологоразведке и добыче меди, олова, золота, лития и других полезных ископаемых. Эти проекты заложат основу новой минерально-сырьевой базы и будут стимулировать развитие инфраструктуры и экономики арктических территорий.

Олег Казанов отметил, что перевозки ресурсов обеспечивают загрузку маршрута, а Севморпуть способствует дальнейшему развитию добывающей отрасли.

При выполнении планов компаний объем перевозок сырьевых грузов по Севморпути в ближайшее десятилетие может достичь 90-100 млн тонн.

Первоисточник: https://www.angi.ru/news/2929319-%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D1%80%3A%20%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0%D1%8F%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8%20%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D1%82%20%D0%B8%D0%B7%20%D1%81%D1%8B%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Грузооборот Мурманского морского рыбного порта упал за десять месяцев в 1,7 раза

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 11/11/2025

С января по октябрь грузооборот Мурманского морского рыбного порта уменьшился в 1,7 раза. За это время стивидорная компания обработала 211,2 тысячи тонн различных грузов, сообщает «Интерфакс». Годом ранее этот показатель составлял 362,5 тысячи тонн.

За 10 месяцев рыбопродукции перегрузили в 1,4 раза меньше — всего 166,8 тысячи тонн. Перевалка нефтепродуктов также сократилась в 4,9 раза и составила 22,8 тысячи тонн. Но при этом в 2,3 раза увеличилась до 21,6 тысячи тонн перевалка прочих грузов.

В ноябре АО «Мурманский морской рыбный порт» планирует перевалить 17 тысяч тонн грузов, из них 15 тысяч тонн может составить рыбопродукция.

Первоисточник: https://b-port.com/news/346822

Поставки нефти по Севморпути снизились из-за нехватки ледовых танкеров

Хибины (Заозерск), 11/11/2025

Поставки нефти по Северному морскому пути снизились в этом году. За осенне-летнюю навигацию через арктические воды прошли 1,8 млн тонн нефти, что на 4% меньше, чем в прошлом году.

При этом за прошлый год объём поставок по Севморпути вырос почти на треть. Тогда показатель достиг 1,9 млн тонн.

Эксперты связывают снижение объёмов с нехваткой танкеров ледового класса. По этой же причине аналитики не ожидают увеличение поставок и в следующем году, сообщает «Коммерсантъ».

На данный момент на Северный морской путь приходится менее 1% от общего объёма поставок нефти. При этом он позволяет сэкономить до десяти дней пути в сравнении с маршрутом через Суэцкий канал.

Значительная часть отгрузки по Севморпути происходит через порты Мурманска и Балтики. В этом году 1,3 млн тонн продукции отправилась в Китай, сообщает издание.

Первоисточник: https://www.hibiny.ru/murmanskaya-oblast/news/item-postavki-nefti-po-sevmorputi-snizilis-iz-za-nehvatki-ledovyh-tankerov-438179/

Очередность разгрузки судов изменили в порту Певека из-за ледовой обстановки

ИА Чукотка, 11/11/2025

Девять теплоходов ожидают разгрузки на рейде порта Певек. Из-за осложнения ледовой обстановки в гавани изменили очерёдность их обработки. Сначала под разгрузку ставят сухогрузы с бульбом, которые во льдах ходят хуже других судов, сообщает ИА "Чукотка".

В порту Певека идёт обработка двух теплоходов. "ФЕСКО Улисс" доставил из китайского Тяньцзиня груз для недропользователей. Контейнеровоз "Мыс Дежнёва" пришёл из Архангельска. С него выгрузили около 4 200 тонн различных грузов, включая продукты и стройматериалы. В очереди на рейде стоят ещё девять судов, в том числе теплоходы с продуктами для предпринимателей и муниципальной Чаунской торговой компании (ЧТК). «Вообще, очерёдность обработки зависит от того, когда кто подошёл. Но бывает, что судовладельцы входят в положение и договариваются между собой. Сейчас стараются пропустить вперёд суда с бульбом – это расположенный ниже ватерлинии выступ в носовой части. Их движение под ледокольной проводкой имеет сложности. Ближайший выход с ледоколом в восточном направлении у "Атомфлота" планируется 12–13 ноября, постараются вывести такие теплоходы», – сообщили корр. ИА "Чукотка" в диспетчерской морпорта Певек. Очерёдность разгрузки обсудили в окружном правительстве. Начальник регионального департамента промышленной политики Ярослав Мамонов сделал это с представителями ФГУП "Атомфлот", ФГУП "Главсевморпуть" и судовладельцами. В департаменте уточнили, что следующими в очереди будут суда с продовольствием для муниципалитета. Продукты для ЧТК в Певек доставили на теплоходах "Тайбола", "Валерий Васильев" и "Таймыр". По данным Арктического и антарктического института, в Чаунской губе установился припай. Восточно-Сибирское и Чукотское моря у побережья округа покрыты дрейфующими льдами. В основном это молодой серо-белый лёд толщиной от 15 до 30 сантиметров. В таких условиях большинство судов могут двигаться только в сопровождении ледоколов. По данным окружного департамента промышленной политики, всего в навигацию-2025 в округ должны завезти не менее 24 тысяч тонн продовольственных и промышленных товаров для ключевых предприятий округа и предпринимателей. План по доставке угля составляет 182 тысячи тонн. Топливная навигация по доставке нефтепродуктов на Чукотку завершена. Всего в регион завезли 175 тысяч тонн дизтоплива, бензина и авиационного керосина.

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/transport/ocherednost_razgruzki_sudov_izmenili_v_portu_peveka_iz_za_ledovoy_obstanovki/

Социально-экономическое развитие

Власти ХМАО запросили у Совета Федерации помощь в развитии районов Арктики

Сургутская трибуна, 11/11/2025

Делегация Ханты-Мансийского автономного округа, возглавляемая губернатором Русланом Кухаруком, запросила у Совета Федерации финансовую поддержку для развития арктических территорий, к которым относятся Белоярский и Березовский районы Югры.

«Для дальнейшего развития арктических территорий и реализации намеченных планов также необходима поддержка федеральных органов власти. Совместная работа положительно отразится на развитии муниципалитетов и повышении качества жизни более 50 000 югорчан», - отметил губернатор.

Делегаты Югры сообщили российским сенаторам о планах по развитию Арктических районов, которые требуют финансовой поддержки. Власти округа намерены увеличить объемы жилищного строительства, расселить людей из аварийного фонда и модернизировать инженерные сети. Все это требует многих миллионов рублей.

Конкретные меры звучат следующим образом. К 2030 году власти Югры намерены:
Ввести 18 тысяч квадратных метров жилья
Расселить людей из 42 тысяч квадратных метров аварийного фонда
Модернизировать 63 километра инженерных сетей
Построить 7 инженерных объектов: котельные, очистные и канализационные сооружения
Увеличить число субсидируемых авиарейсов
Построить мост через Обь в Октябрьском районе для лучшей транспортной доступности Арктики
Проложить дороги до границы Ямала

Губернатор Югры поблагодарил сенаторов за то, что те ранее поддержали включение двух районов округа к Арктическим территориям, ведь это дало новый импульс к развитию данных земель благодаря особым льготным режимам.

Первоисточник: https://www.stribuna.ru/articles/economics/vlasti_khmao_zaprosili_u_soveta_federatsii_pomoshch_v_razvitii_rayonov_arktiki/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Развлекательный центр в Тавайвааме планирует открыть анадырский предприниматель

ИА Чукотка, 11/11/2025

Анадырский индивидуальный предприниматель Виталий Михайлов получил статус резидента Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Бизнесмен планирует открыть развлекательный центр в селе Тавайваам, которое входит в состав городского округа Анадырь. Начало работы центра запланировано на 2028 год, сообщает ИА "Чукотка".

Как сообщили в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), предприниматель планирует открыть центр для проведения интеллектуально-развлекательных мероприятий. Виталий Михайлов является руководителем квиза "Мозгобойня" в Анадыре и собирается развивать бизнес. «Когда вокруг девять месяцев зима, люди особенно ценят атмосферные и уютные места, где можно встретиться с друзьями, пообщаться и расслабиться. Мы в этом убедились, открыв наш ресторан в Анадыре. Теперь мы хотим пойти дальше и создать новое общественное пространство – для местных жителей и их детей. Мы планируем работать с детьми, с региональными предприятиями и в дальнейшем получить статус социального предприятия, чтобы создать не просто точку отдыха, а настоящее общественное пространство для всех», – рассказал предприниматель. В планах строительство одноэтажного здания на участке в 932 кв. м. Сначала нужно будет обустроить свайное поле, установить металлоконструкции и обшить их. Планируется, что развлекательный центр заработает в 2028 году. Инвестиции в проект составят 14,9 млн рублей. Статус резидента АЗРФ предусматривает налоговые льготы и административные преференции. В центре будут работать четыре сотрудника. Планируется проведение развлекательных программ, предоставление помещения в аренду для проведения праздников и корпоративных мероприятий. Посетители смогут заказывать готовые блюда и напитки. Их приготовлением и доставкой займётся команда ресторана-бара предпринимателя. По данным КРДВ, в настоящее время на Чукотке резиденты АЗРФ реализуют 33 проекта. Общий объём вложенных инвестиций составляет 48 млрд рублей, создано более 1,8 тыс. рабочих мест.

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/msp/razvlekatelnyy_tsentr_v_tavayvaame_planiruet_otkryt_anadyrskiy_predprinimatel/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Эксперт: создание «арктического» нацпроекта в России станет следующим шагом развития макрорегиона

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 11/11/2025

Масштабирование арктической повестки до уровня федеральных и национальных проектов, наряду с обновлением Стратегии развития Арктической зоны РФ, станет следующим шагом в развитии макрорегиона на фоне меняющихся геополитических и геоэкономических обстоятельств. Об этом заявил член общественного совета Арктической зоны РФ при Минвостокразвития, экспертного совета Комиссии Госсовета Российской Федерации по направлению «Северный морской путь и Арктика», член общественной палаты Мурманской области Николай Доронин.

«Внимание нашего государства к вопросам развития Арктики неуклонно повышается начиная с середины 2000-х годов. Мы действительно выбираемся из арктического безвременья 90-х годов, когда Север был предоставлен сам себе, люди уезжали тысячами, а всевозможную инфраструктуру распиливали на металлолом. Сегодня мы видим последовательное возвращение позиций, которые СССР завоевывало в высоких широтах. И, помимо вопросов безопасности государства, важными являются вопросы безопасности и качества жизни населения в Заполярье», — сказал эксперт, комментируя материал газеты «КоммерсантЪ», посвященный развитию Мурманской области.

Доронин отвел значимую роль работы профильной Комиссии Госсовета в решении таких вопросов.

«Комиссия стала местом соединения интересов всех арктических регионов, вовлекая в работу широкий круг экспертов. И те уникальные предложения, которые не только родились, но и воплотились в жизнь при помощи Комиссии влияют на всех субъекты РФ, формирующие Арктическую зону нашей страны. Это и идея опорных городов Арктики, и программа реновации закрытых военных городов, и расширение формата Арктической ипотеки. Главной скрепой для всех регионов российской Арктики является Северный морской путь (СМП), и его развитию посвящено отдельное внимание», — отметил он.

Эксперт уверен считает, что расширение идеи СМП до Трансарктического транспортного коридора позволяет вовлечь крупные города-порты, находящиеся вне Арктики, но связанные с макрорегионом.

«Это коридор от Санкт-Петербурга до Владивостока через Мурманск и обратно. Убежден, что следующим шагом станет не только обновление Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года, учитывая изменившиеся геополитические и геоэкономические обстоятельства, но и „поднятие“ вопросов развития Арктики до уровня федерального или национального проекта», — подчеркнул член общественного совета Арктической зоны РФ.

Комментируя значимость развития Севморпути, он также объяснил, почему Мурманская область, выдвигая идею опорных городов, получила «опорников» больше остальных регионов.

«Это было вызвано концентрацией различных проектов на территории самой Мурманской области. Центры горнодобывающей и горно-металлургической промышленности, кластер атомной энергии и штаб атомного флота, судостроение и перевалка грузов — все это уникальным образом сплавилось на территории одной области. Поэтому здесь формулируются идеи для развития всей Арктики и реализуются проекты, которые формируют существенный вклад в экономическое развитие макрорегиона и страны в целом», — обратил внимание Доронин.

Арктическая зона уже дает, по разным оценкам, от 10 до 20% вклада в совокупный внутренний валовый продукт (ВВП) РФ. Арктика — это место, где добывается 85% газа, 25% нефти, около 100% некоторых металлов и удобрений нашей страны. Это мощный центр генерации экспортных товаров, часть из которых доставляется покупателям через суверенный СМП, отдельно подчеркнул эксперт.

«Таким образом в Арктике соединены как производство продукции, так и ее транспортировка, не зависящая от рестрикций, накладываемых на Россию. Арктика — это наше морское окно в мир, пусть оно находится далеко на Севере. В Арктике живут немного людей, чуть более 2,5 млн человек, и проживают они на огромной территории от Мурманска до Анадыря. Но вклад этих людей в развитие всей страны неоценим — именно поэтому Арктике и уделяется такое повышенное внимание. Арктика — это наше наследие, которое мы должны не только сохранить, но и преумножить для будущих поколений», — прокомментировал Доронин.

Первоисточник: https://b-port.com/news/346771

Экология

Ученые выяснили, влияет ли судоходство по маршруту Севморпути на птиц и млекопитающих

Таймырский телеграф, 11/11/2025

Сотрудники Института систематики и экологии животных СО РАН представили результаты мониторинга морских птиц и млекопитающих на участке Северного морского пути Дудинка – Мурманск. Исследование проведено в 2022 году и опубликовано в «Сибирском экологическом журнале», сообщает издание «Наука в Сибири».

Ученые провели наблюдения на двух рейсах – в начале июля и начале сентября 2022 года. Маршрут в четыре тысячи километров был разбит на три сегмента: река Енисей и Енисейский залив, Карское и Баренцево моря. Суммарное время наблюдений составило почти 200 часов. За период исследования специалисты зафиксировали 34 вида птиц из пяти отрядов и пять видов морских млекопитающих, включая белуху, кольчатую нерпу и северного малого полосатика. Особое внимание ученые уделили индикаторным видам, по которым можно судить о состоянии экосистемы: белощекой казарке, обыкновенной гаге, гаге‑гребенушке, белой чайке, бургомистру, морской чайке, моевке, тонкоклювой и толстоклювой кайре, чистику, белому медведю, моржу, кольчатой нерпе, белухе и гренландскому киту.

По мнению исследователей, среди птиц наиболее подходящим видом‑индикатором для всего маршрута выступает бургомистр. Для Баренцева моря таковыми признаны толстоклювая кайра, моевка и морская чайка, а для района устья Енисея и Енисейского залива – гага‑гребенушка.

Ученые также изучали, как животные реагируют на проходящие суда. Выяснилось, что некоторых птиц, например, крупных чаек, судно привлекает – на мелководье Енисейского залива за транспортом могли следовать до 80 особей. Движущееся судно вспугивало и глушило рыбу, и птицы‑ихтиофаги использовали это для поиска добычи. При этом влияния шума водного транспорта на поведение морских птиц или их столкновений со светящимся судном в темное время суток исследователи не заметили. По итогам экспедиции ученые разработали ряд рекомендаций по охране популяций морских птиц и млекопитающих. В частности, судам советуют избегать мест скоплений тюленей на ледовых залежках и держаться от них на расстоянии более 500 метров, особенно в марте‑апреле – в период размножения животных.

Кроме того, рекомендуется сократить до минимума ночное освещение судов, привлекающее птиц, а свет на палубе направлять вниз и внутрь. При этом исследователи отмечают, что эффективность этих мер требует дополнительной проверки. Игорь Чупин, один из участников экспедиции, подчеркнул необходимость регулярных посезонных мониторингов. По его словам, для полной картины важны также дополнительные орнитологические и териологические наблюдения на трансектах Северного морского пути в зимний период.

Исследование выполнено при частичной финансовой поддержке «Норникеля» и в рамках программы фундаментальных научных исследований государственной академии наук на 2021–2025 годы.

Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/uchenye-vyyasnili-vliyaet-li-sudohodstvo-po-marshrutu-sevmorputi-na-pticz-i-mlekopitayushhih/