Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

14/11/2025

Оглавление

Арктический туризм

На Ямале начала работу проектная экспедиция «ЭтноАрктика»

Аргументы и Факты - Ямал, 13/11/2025

На Ямале начала работу проектная экспедиция «ЭтноАрктика», которая продлится до 18 ноября. Главной задачей участников является разработка концепции этнографического парка «Арктика» — ключевого объекта создаваемого туристического кластера «Рай-Из» на Полярном Урале.

В экспедиции участвуют около двадцати студентов профильных специальностей из вузов Тюмени, Санкт-Петербурга и Москвы. Молодые специалисты будут разделены на команды в соответствии с их профессиональной направленностью. Им предстоит разработать комплексную концепцию будущего этнопарка, включая архитектурные решения, культурное наполнение и экономическое обоснование проекта.

Особое значение в программе экспедиции занимает выезд на территорию планируемого туристического кластера. Участники посетят местные музеи и этнографические комплексы, а также побывают на настоящем стойбище оленеводов, что позволит им глубже понять традиционный уклад жизни коренных народов Севера.

Создаваемый этнографический парк призван стать важным элементом развития регионального туризма, способствующим сохранению культурного наследия и укреплению межкультурных связей.

Первоисточник: https://yamal.aif.ru/society/na-yamale-nachala-rabotu-proektnaya-ekspediciya-etnoarktika?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Биоресурсы

Повышение субсидий для рыбаков на Ямале: подробности

Север-Пресс, 13/11/2025

На Ямале с 1 января 2026 года на 13% увеличатся субсидии для рыбодобывающих предприятий. Ставка за тонну рыбы достигнет 136 тысяч рублей. Подробности сообщил директор окружного департамента АПК Андрей Рубашин.

«В своей деятельности мы руководствуемся необходимостью соблюдения сразу трех условий. Во-первых, обеспечить ямальцев рыбой, во-вторых, рыбаки должны иметь стабильный и достойный заработок, в-третьих, мы обязаны обеспечить сохранность рыбных запасов для будущих поколений», — процитировала Рубашина пресс-служба губернатора ЯНАО.

Не менее 60% от суммы поддержки предприятия должны будут тратить на зарплату и социальные взносы. Решение об увеличении субсидий на Ямале приняли после летних встреч межведомственной рабочей группы с рыбаками округа.

По просьбам рыбаков на Ямале разработали и другие новые меры поддержки отрасли. Одно из изменений — почти двукратный рост компенсации за покупку мини-электростанции для рыболовов из числа КМНС (30 тысяч вместо 18).

Еще одни выплаты коснутся приобретения спасательных жилетов — специалистам компенсируют до трех тысяч рублей за них. С 2027 года вступят в силу изменения в федеральном законодательстве: в ЯНАО будет действовать беззаявительный порядок для доступа к традиционному рыболовству.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/ekonomika/kakie-voprosy-reshit-povyshenie-subsidij-dlja-rybakov-na-jamale/

Политика

В Мурманске выбрали главу города

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 13/11/2025

Совет депутатов Мурманска избрал главу города. Голосование прошло на внеочередном заседании горсовета.

Народным избранникам было представлено две кандидатуры — временно исполняющий полномочия главы Мурманска Иван Лебедев и начальник управления образования администрации Кольского округа Николай Малов.

Напомним, что Лебедев ранее занимал пост главы Оленегорска, а в 2024 году он стал первым замглавы администрации областного центра. Временно управление городом было возложено на Лебедева летом 2025 года, когда предыдущий глава Мурманска, Юрий Сердечкин, сложил полномочия.

Иван Лебедев представил депутатам программу развития Мурманска на ближайшие пять лет. Администрация продолжит заниматься коммунальным хозяйством, благоустройством и развитием городской среды. На особом контроле — вопрос содержания улиц и дорог, особенно в снежное время года.

«За последние две недели к команде городского управления дорожного хозяйства присоединилось 18 сотрудников. Мы подняли зарплату в учреждении. Это значит, что наши улицы зимой будут чище», — заявил Лебедев.

Он подчеркнул, что администрация города в ближайшем будущем продолжит установку детских игровых и спортивных комплексов в мурманских дворах, приведет в порядок здания 12 школ и 5 детских садов, а также завершит ремонт Дома молодежи. Практика городских обходов также будет продолжена как самим главой, так и руководителями городских округов.

Второй кандидат, Николай Малов, отметил, что основные приоритеты его программы развития города совпадают с заданными федеральным правительством нацпроектами, а также региональным стратегическим планом «На Севере — жить»: это повышение качества жизни мурманчан и дальнейшее социально-экономическое развитие областного центра.

После рассмотрения программ кандидатов горсовет единогласно избрал Ивана Лебедева главой Мурманска. Путем открытого рейтингового голосования его поддержал 21 депутат, за Николая Малова голосов отдано не было.

После избрания Лебедев торжественно принесет присягу главы Мурманска.

Первоисточник: https://b-port.com/news/347052

Людмилу Магомедову наградили знаком «За вклад в развитие Арктики»

Таймырский телеграф, 13/11/2025

Губернатор Красноярского края Михаил Котюков вручил председателю комитета по развитию северных и арктических территорий и делам коренных малочисленных народов Заксобрания региона Людмиле Магомедовой Знак отличия края «За вклад в развитие Арктики».

Награда присуждена за выдающийся личный вклад в укрепление социальной стабильности, сохранение прав и традиций северных сообществ, а также за системную работу по совершенствованию законодательства в Арктической зоне, сообщили в Заксобрании:

«Более 30 лет жизнь Людмилы Васильевны – от работы педагогом в Норильске до председателя парламентского комитета – неразрывно связана с Крайним Севером. Как председатель северного комитета она принимала непосредственное участие в разработке многих законопроектов: о компенсации за проезд к месту лечения, о бесплатных путевках для детей Арктики, о выплатах «полярок» с первого дня работы и многих других».

В Заксобрании также отмечают, что Людмила Магомедова регулярно работает в округе, навещает отдаленные поселки, следит за строительством дорог и больниц.

Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/lyudmilu-magomedovu-nagradili-znakom-za-vklad-v-razvitie-arktiki/

Коренные малочисленные народы

Государство и бизнес усиливают поддержку коренных народов. Как изменится традиционный уклад жизни на Севере?

Lenta.ru, 13/11/2025

В регионах Арктики России наращивают меры поддержки коренных малочисленных народов Севера. Реализуются новые и улучшенные программы, расширяются социальные льготы и инициативы. Их цель — обеспечить сохранение традиционного уклада жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и самобытной культуры коренных народов. Какие проекты уже действуют и что принесут последние инициативы — в материале «Ленты.ру».

Государственные меры в действии
В России на самом высоком уровне уделяют внимание поддержке коренных малочисленных народов Севера. В начале ноября президент России Владимир Путин подписал указ о введении нового праздника — Дня коренных малочисленных народов России, который теперь будет отмечаться ежегодно 30 апреля.

Этот день призван подчеркнуть вклад северных народов в развитие страны и напомнить о важности сохранения их традиций, языка и образа жизни

С 1 сентября 2025 года в стране официально появилась новая профессия — работник кочевого жилища. Это стало признанием уникальности уклада жизни кочевых общин и шагом к его защите на законодательном уровне. С появлением трудового статуса чумработницы получают право на пенсию, пособие по беременности и родам, оплату больничных листов, выплату северных надбавок и другие социальные выплаты.

Эти решения стали частью комплексной государственной политики. Внимание к коренным малочисленным народам включает не только культурную и символическую поддержку, но и реальные социально-экономические меры.

Ямал
В Ямало-Ненецком автономном округе проживают более 49 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера — ненцы, ханты, селькупы. Каждый третий из них ведет традиционный образ жизни.

В ЯНАО предусмотрено более 40 мер социальной поддержки коренных народов

С начала 2025 года более 5 тысяч семей получили около 2,5 тысячи шестов для чума, 236 мини-электростанций, две тысячи аптечек, около 600 бензопил, 250 комплектов сетевых материалов, более 39 тысяч погонных метров сукна и брезента, а также другое необходимое имущество.

Кроме того, с 2025 года совершеннолетние дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ведущие традиционный образ жизни, будут обеспечены полным комплектом всего необходимого для кочевого быта во внеочередном порядке. Важным нововведением стало предоставление именного сертификата для приобретения оленей. Его номинал соответствует средней стоимости 30 взрослых особей.

Ведется активная поддержка молодежи в процессе получения среднего профессионального и высшего образования

Для студентов действуют образовательный сертификат на получение среднего профессионального образования за счет окружного бюджета, целевая образовательная субсидия для получения первого высшего образования по очной форме обучения.

В 2025 году более 20 ямальских первокурсников — представителей коренных малочисленных народов Севера — получили подъемные на первоочередные расходы, связанные с началом обучения в вузе. Об этом сообщается на сайте правительства Ямало-Ненецкого автономного округа. Помощь в размере 80 тысяч рублей предназначена для студентов-очников из числа коренных малочисленных народов Севера, чьи семьи признаны малоимущими или ведут традиционный образ жизни.

Я из многодетной семьи, это очень нужная мера поддержки для меня и моих родных. На эти деньги я приобрела канцелярские принадлежности для учебы и отложила средства на покупку билетов на новогодние каникулы

Ольга Яптик
студентка I курса Российского государственного педагогического университета имени Герцена

Также студенты из числа коренных малочисленных народов Севера, которые учатся на «отлично» и «хорошо», получают ежемесячную стипендию губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа в размере 10 тысяч рублей.

Помимо этого, студенты, чьи родители ведут кочевой образ жизни, могут претендовать на получение целевой образовательной субсидии. Округ возместит до 200 тысяч рублей в год за обучение в вузе при условии отсутствия академической задолженности.

С 2026 года на Ямале обновят региональный стандарт минимальной обеспеченности тундровиков, сообщает пресс-служба губернатора. Увеличится компенсация за самостоятельно приобретенную мини-электростанцию с 18 до 30 тысяч рублей за единицу, вырастет ежегодная выплата на покупку горюче-смазочных материалов для таких станций — с 7 до 12 тысяч рублей. Кроме того, впервые будет введена компенсация на приобретение спасательных жилетов.

«Региональный стандарт — это всесторонняя мера поддержки ямальцев, которая позволяет улучшить жизнь и быт тундровиков. Благодаря конструктивному диалогу представителей власти и самих ямальцев нам удалось актуализировать данную меру социальной поддержки, которая так важна для наших коренных малочисленных народов Севера», — рассказала директор департамента по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа Ульяна Каленюк.

Красноярский край
Красноярский край впервые получит дополнительные средства на развитие оленеводческой отрасли от Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, сообщается на сайте регионального правительства. В 2026-2027 годах на эти цели из регионального и федерального бюджетов планируется направить около 700 миллионов рублей.

На эти деньги для оленеводов-кочевников приобретут солнечные электростанции и беспилотные летательные аппараты, а также обновят парк спецтехники для доставки продуктов и товаров первой необходимости в труднодоступные районы

В 2025 году 13 рыбаков из отдаленных поселков Енисейского и Боготольского муниципальных округов получили рыболовные сети и лодочные моторы для ведения традиционного промысла. В списке получателей — жители поселков Сым, Пасечное и Чиндат.

«Эта мера поддержки предоставляется в рамках краевой программы "Сохранение и развитие традиционного образа жизни коренных малочисленных народов" и призвана помочь в сохранении традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, а также позволяет обеспечивать жителей отдаленных территорий стабильным заработком», — отмечают в краевом агентстве по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Севера.

Жители края из числа коренных малочисленных народов Севера также могут получить гранты на развитие предпринимательства и образовательные проекты, сообщается на сайте правительства. Размер поддержки в рамках конкурса составляет от 400 тысяч до 8 миллионов рублей.

Жизнь показывает, что особенно актуально развитие предпринимательских компетенций. Необходимы знания в сфере продвижения продукции, навыки ведения бизнеса, понимание современных рыночных реалий. Мы открыли эту номинацию, чтобы дать сообществам инструмент для устойчивого развития

Антон Нарчуганов
руководитель агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Севера

Представителям коренных малочисленных народов Севера Красноярского края компенсируют затраты на оформление документов на жилье и земельные участки. Государственную поддержку получат 13 жителей Таймыра и Эвенкии, ведущих традиционный образ жизни: оленеводы, охотники и рыбаки. Об этом сообщила пресс-служба губернатора.

Общая сумма выплат превысит 1,4 миллиона рублей. В среднем каждый заявитель получит около 100 тысяч рублей, компенсация покрывает фактически понесенные затраты. Эта мера поддержки предоставляется тем, кто завершил строительство жилья за счет средств краевой социальной выплаты и понес затраты на оформление соответствующих документов.

Мурманская область
В марте 2025 года в рамках Международного арктического форума состоялась панельная сессия «Стандарты отношений коренных малочисленных народов Российской Федерации и бизнеса: достижения и новые возможности». Результаты совместной работы с региональным правительством и бизнесом представил Совет представителей коренных малочисленных народов Севера Мурманской области.

«Наша политика в отношении коренных народов строится на федеральных законах и региональных программах, направленных на устойчивое развитие саамских общин. За ними сохраняется право на оленеводство, традиционное рыболовство, охоту, заготовку древесины. За последние пять лет более 200 миллионов рублей было направлено на развитие северного оленеводства, а для ведения традиционного рыболовства выделено около 4 тысяч тонн водных биоресурсов», — отметила первый заместитель губернатора Мурманской области Оксана Демченко.

С 2021 года между компанией «Норильский никель» и Ассоциацией кольских саамов заключено соглашение о сотрудничестве. Инициативы саамского сообщества могут быть реализованы в рамках благотворительной программы «Мир новых возможностей» компании «Норильский никель».

В 2024 году в Ловозерском округе реализовано четыре проекта на сумму более 5 миллионов рублей, в 2025 году планируется два проекта на сумму около 3 миллионов рублей

«Саамы, как и многие другие народы, живут в эпоху промышленного освоения Севера. И для нас важно сохранить конструктивный диалог с промышленными компаниями. Мы слышим бизнес, они сегодня слышат нас, и мы готовы выстраивать совместный план взаимодействия. Ежегодно мы выделяем гранты и субсидии на поддержку мастеров, общественных проектов и укрепление материальной базы общин — за последние пять лет на эти цели направлено более 46 миллионов рублей», — отметил председатель Совета представителей коренных малочисленных народов Севера при правительстве Мурманской области Андрей Агеев.

Чукотка
Представители коренных малочисленных народов Чукотки могут значительно упростить процесс получения права на традиционное рыболовство, охоту и другие виды государственной поддержки. Об этом сообщает пресс-служба губернатора региона.

Свыше двух тысяч представителей коренных малочисленных народов Чукотки подали заявки на включение в список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.

Процедура проводится единожды. После включения в список каждый раз предоставлять документы, подтверждающие национальную принадлежность, при обращении в различные ведомства больше не потребуется

В округе существует комплекс мер по поддержке традиционных отраслей хозяйства и их сотрудников. В 2024 году по решению губернатора Владислава Кузнецова были повышены зарплаты оленеводов с 72 тысяч до 122 тысяч рублей и морзверобоев с 57 тысяч до 75 тысяч рублей. Также в округе увеличены выплаты семьям оленеводов, которые воспитывают детей в тундре, на маршрутах выпаса домашних северных оленей. На детей с 7 до 14 лет повышение составило с 11 до 22 тысяч рублей, на детей с 14 до 18 лет — с 22 до 44 тысяч рублей. На Чукотке единовременная денежная выплата молодым семьям оленеводов составляет 50 тысяч рублей.

В 2025 году была повышена сумма выплат школьникам, которые трудились летом в традиционных отраслях народного хозяйства Чукотки. Об этом в своем Telegram-канале сообщил губернатор Чукотки Владислав Кузнецов.

«Для их обучения привлекли 40 опытных наставников. Они передают ребятам свои знания и навыки. В этом году большая часть школьников, 68 человек, решили трудиться при морских зверобойных бригадах. В этом году мы в два раза повысили сумму выплат, которые получают учащиеся: до 36 тысяч рублей в месяц», — говорится в сообщении Владислава Кузнецова.

В летний период 95 ребят стали учениками оленеводов, помощниками чумработниц и морзверобоев. Для руководства округа важно не только решать вопросы сезонной занятости. Работа в бригадах дает возможность заинтересовать молодежь традиционными отраслями хозяйства и показать все особенности этих профессий.

Первоисточник: https://lenta.ru/articles/2025/11/13/arktika-menyaetsya/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Наука, культура и образование

МГИК и "Арктикуголь" будут укреплять культурные связи в Арктике

ТАСС, 13/11/2025

Московский государственный институт культуры (МГИК) и трест "Арктикуголь" намерены сотрудничать в рамках международных инициатив, укрепляя культурные связи в Арктике. Об этом сообщила пресс-служба института.

"Документ закрепляет партнерские отношения в целях развития образовательных программ, проведения научных исследований, организации совместных культурных инициатив, включая деятельность на территории архипелага Шпицберген - уникального пространства, где культура, наука и арктическая идентичность переплетаются", - говорится в сообщении.

В рамках договора планируется проводить совместные семинары, конференции и круглые столы по вопросам культурного наследия Арктики, реализовывать проекты, направленные на развитие культуры Российской Федерации в арктическом регионе, сотрудничать в рамках международных инициатив, укрепляя культурные связи в Арктике.

Первоисточник: https://tass.ru/kultura/25617741

Промышленность и технологии

Пользователи оптики на Чукотке увеличили объём трафика в 2,5 раза

ИА Чукотка, 13/11/2025

Ростелеком подвёл промежуточные итоги работы в округе. Абоненты, подключённые к подводной волоконно-оптической линии связи (ПВОЛС), за девять месяцев года использовали около 20 тысяч ТБ данных. Это в 2,5 раза больше, чем два года назад, сообщает ИА "Чукотка".

Оператор связи подсчитал, что трафик абонентов Анадыря и Угольных Копей за три квартала этого года составил 18 тысяч ТБ. Это на четверть выше показателей аналогичного периода прошлого года и в 2,5 раза больше, чем в 2023 году. По данным компании, в среднем на каждого чукотского пользователя высокоскоростного интернета приходится 435 ГБ – это примерно 140 двухчасовых фильмов в хорошем качестве. «За год ежемесячное потребление интернет-трафика на одного пользователя выросло на 15%. Это свидетельствует о растущей востребованности цифровых сервисов. Люди смотрят видео в высоком качестве, общаются в мессенджерах, используют возможности онлайн-обучения, совершают покупки, не выходя из дома», – отметил директор Хабаровского филиала компании "Ростелеком" Алексей Раскол. В среднем подключённые к ПВОЛС абоненты Анадыря и Угольных Копей ежемесячно потребляют свыше 2 тысяч ТБ данных. По данным телекоммуникационной компании, в прошлом году этот показатель составлял около 1,6 тысячи ТБ. Традиционно интернет-активность жителей Чукотки достигает пика в холодное время года, а летом, во время сезона отпусков, снижается.

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/svyaz/polzovateli_optiki_na_chukotke_uvelichili_obyem_trafika_v_2_5_raza/

Электропроводящий бетон поможет укрепить сооружения в Арктике

Известия, 13/11/2025

Российские ученые смогли на 48% увеличить прочность бетона за счет добавок в него частиц оксида графена — прочного и проводящего ток материала, который состоит из слоев углерода толщиной один атом. За счет этого можно создавать энергоэффективные покрытия для полов зданий и дорог, что актуально для северных регионов.

«Подобные бетоны за счет способности проводить ток могут использоваться не только для мониторинга прочности сооружений, но и для защиты от коррозии и морозного растрескивания железобетонных конструкций. Кроме того, потенциально они смогут выполнять роль беспроводной зарядки на дорогах для электромобилей», — рассказал «Известиям» руководитель проекта, действительный член Академии наук Республики Саха (Якутия), главный научный сотрудник ИФТПС СО РАН Валерий Лепов.

Также исследователи создали численную модель, которая может оценить устойчивость модифицированного бетона к появлению трещин. Разработка будет полезна для оценки надежности сооружений, возводимых из композита, особенно в экстремальных условиях, например, при низких температурах арктических регионов, рассказали ученые.

Первоисточник: https://iz.ru/1989389/2025-11-13/elektroprovodiashchii-beton-pomozhet-ukrepit-sooruzheniia-v-arktike?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

В «Газпром добыча Ноябрьск» прошли опытно-промышленные испытания автономной системы управления запорной арматурой

Север-Пресс, 13/11/2025

В Вынгаяхинском газопромысловом управлении компании разработали и внедрили систему управления шаровыми кранами для установки предварительной подготовки газа Еты-Пуровского газового месторождения. Новое решение повышает безопасность эксплуатации прозводственного объекта, позволяя оперативно производить перестановки затвора шарового крана в системе противоаварийной защиты.

Сегодня краны Цеха входа и сепарации Еты-Пуровского месторождения укомплектованы новыми узлами управления, которые эффективно работают при имеющихся характеристиках давления. В состав новой системы входят два азотных баллона с рабочим давлением 15,0 МПа объемом 40 л. Один из них является источником питания и обеспечивает необходимый расход управляющего газа, второй выполняет роль ресивера и отвечает за необходимое давление для переключения. Такое решение позволяет системе работать автономно. В случае нештатных ситуаций время перестановки затвора крана составит от 12 до 13 секунд, что соответствует нормативно-технической документации.

В целях обеспечения безопасности в системе управления шаровыми кранами применяется инертный газ — азот, не образующий пожароопасных смесей, более стабильный с меньшими неустойчивыми изменениями давления при перепадах температуры. Также используется редуктор с большим сечением и пропускной способностью. Три шаровых крана небольшого диаметра и манометр. При подаче сигнала о переключении в привод из ресивера управляющий газ, азот, поступает на блок управления приводом и обеспечивает крутящий момент для перестановки затвора. Давления и объема заправленной системы управляющего газа достаточно на три полных цикла перестановки «открытия-закрытия». Реализованное техническое решение продлевает срок эксплуатации работающих приводов и повышает надежность функционирования системы противоаварийной защиты и технических устройств.

Внедрение новой системы стало итогом исследовательской работы Александра Михайлика, механика Вынгаяхинского газопромыслового управления. Проект «Управление трубопроводной арматурой от автономного источника питания» стал призером корпоративной Научно-технической конференции молодых работников и специалистов в секции «Геология, разработка и обустройство газовых, газоконденсатных и нефтяных месторождений». Применение автономной системы регулирования запорной арматурой возможно на всех промыслах с давней историей разработки в условиях падающей добычи и снижения рабочего давления.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/v-gazprom-dobycha-nojabrsk-proshli-opytno-promyshlennye-ispytanija-avtonomnoj-sistemy-upravlenija-zapornoj-armaturoj/

Судостроение

Для строящегося ледокола "Чукотка" изготовили ядерное топливо

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 13/11/2025

"Росатом" сообщил в своём Telegram-канале о завершении изготовления ядерного топлива для ледокола "Чукотка". Оно было произведено на машиностроительном заводе государственной корпорации.

Комплект поставки состоит из тепловыделяющих сборок, поглощающих элементов компенсирующих групп, стержней аварийной защиты, гильз системы управления и защиты для обоих реакторов.

Как отметили в "Росатоме", активные зоны для "Чукотки" изготовили с опережением сроков. В рамках следующего этапа изготовят ядерное топливо для атомоходов "Сталинград" и "Ленинград".

Первоисточник: https://b-port.com/news/347088

Социально-экономическое развитие

Трутнев: в законе о едином ТОР могут предусмотреть меры поддержки МСП

ТАСС, 13/11/2025

Меры поддержки малого и среднего бизнеса планируют предусмотреть в законе о единой территории опережающего развития на Дальнем Востоке и в Арктике. Об этом ТАСС сообщил вице-премьер - полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

"Поддержка малого и среднего бизнеса является отдельной темой. Мы в законе о едином ТОР этого не предусмотрели. Надо ли этим заниматься? Наверное, надо. Давайте я это восприму как отдельное занятие, подумаем, как это сделать", - сказал вице-премьер, отвечая на вопрос о поддержке МСП в рамках единой ТОР.

Трутнев отметил, что при создании единого режима преференций предполагается минимальный порог входа для новых проектов в 10 млн рублей. "Я считаю, что 10 млн рублей - это все-таки средний бизнес, потому что когда мы говорим о крупных инвестиционных проектах, то счет у нас идет на десятки и даже сотни миллиардов рублей", - пояснил он.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25612017?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Транспортные системы

«Арктический» резидент открыл железнодорожный терминал в Архангельске

Бизнес-класс (Архангельск), 13/11/2025

Архангельская область получила важный логистический объект: свою работу начал новый железнодорожный терминал транспортной компании «Полар Транс Порт». Этот инфраструктурный проект позволит существенно укрепить транспортно логистические возможности региона и всей Арктической зоны России. В церемонии открытия терминала участвовал губернатор Архангельской области Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ.

«Полар Транс» – резидент Арктической зоны РФ. Компания оказывает комплексные услуги по доставке грузов в Арктику всеми видами транспорта, включая опасные и негабаритные грузы, а также спецтехнику.

В конце 2021 года компания инициировала крупный инвестиционный проект, направленный на строительство в Архангельске тылового железнодорожного терминала. Объект отличается внушительными параметрами — его площадь превышает 150 тысяч кв. м, три тысячи из них отведены под крытые отапливаемые помещения. Терминал рассчитан на одновременное размещение 500 двадцатифутовых контейнеров и оснащён 66 точками подключения для рефрижераторных контейнеров.

Рост потребности в погрузочно разгрузочных операциях с вагонами, перевозящими различные типы грузов, обусловил необходимость строительства железнодорожных путей. Инициатива напрямую связана с активизацией арктических проектов трёх крупных компаний – «Роснефти», «Норникеля» и «Новатэка», чьи логистические запросы требуют расширения транспортной инфраструктуры.

Настоящий вызов для строителей

Реализация проекта началась в 2023 году. Он стал настоящим вызовом для строителей. Для подготовки основания потребовалось более 200 тысяч кубометров песка – это более 10 тысяч рейсов самосвалов, а на устройство железнодорожный путей ушло 300 рельсов и 5800 шпал. Была произведена полная замена грунта, с глубиной выемки до семи метров. Особую сложность представляли труднопроходимые болотистые участки на протяжении всей трассы. Для реализации проекта построено 3 245 метров железнодорожных путей. Установлены три прожекторные мачты для обеспечения круглосуточной работы терминала в условиях полярной ночи.

Результатом напряжённого труда стал современный логистический комплекс вместимостью 35 условных вагонов и с площадкой в 50 тысяч кв. м для выгрузки и хранения грузов. Комплекс оснащён мощным крановым оборудованием, рассчитанным на работу с грузами весом до 80 тонн. Общая площадь производственной территории составила 15 гектаров. Такие характеристики позволяют комплексу эффективно решать задачи по обработке и хранению грузов.

«Железнодорожный терминал способен обрабатывать в год более 200 тысяч тонн грузов различной номенклатуры, в том числе контейнерные партии, а также навалочные грузы, – рассказал генеральный директор ООО «Полар Транс Порт» Илья ВАРЛАМОВ. – Строительство железнодорожного терминала – один из ключевых элементов стратегии развития нашей компании. Именно здесь грузы будут получать необходимую транспортную обработку и в дальнейшем перемещаться в морские терминалы Архангельского транспортного узла для перевозки по Северному морскому пути».

Укрепление позиций региона

Губернатор Архангельской области Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ отметил, что открытие терминала стало результатом слаженной работы инвесторов, подрядчиков, проектировщиков, железнодорожных операторов и органов власти.

«Открытие железнодорожного терминала – это, безусловно, важное событие, потому что фактически загрузка морского порта компанией «Полар Транс Порт» может увеличиться фактически в два раза – до 500-—600 тысяч тонн. Это говорит о том, что мощности компании вносят существенный вклад в увеличение грузооборота по Северному морскому пути. Уверен, что открытие нового железнодорожного терминала в столице Поморья будет способствовать укреплению позиций Архангельской области как ключевого транспортного узла Севера России», – подчеркнул Александр Витальевич.

В рабочей поездке губернатора на терминал принял участие и глава города Дмитрий МОРЕВ.

«При поддержке главы региона Александра Цыбульского мы активно помогали компании-резиденту Арктической зоны, чтобы проект состоялся. Предоставили земельный участок, организовали взаимодействие с профильными департаментами. Вместе с бизнесом работать на развитие экономики Архангельска – этот вектор мы выбрали и будем следовать ему постоянно. Новый терминал – это возможность для крупной транспортной компании подвозить грузы не только автотранспортом, но и по железной дороге. Грузопоток возрастёт, появятся новые рабочие места для горожан, увеличатся налоговые поступления в бюджет, – отметил градоначальник. – Открытие железнодорожного терминала на улице Победы – мощный импульс для развития Маймаксы и Архангельска как города-порта».

Для работы в Арктике

Следующим этапом станет строительство склада-платформы, площадью которого составит более 1 тысячи кв. м, — для обработки крытых вагонов. Будучи резидентом Арктической зоны РФ, «Полар Транс Порт» последовательно реализует масштабные инфраструктурные проекты, ключевым эффектом которых становится укрепление промышленного потенциала Поморья.

Александр Цыбульский также оценил портовые мощности компании. Важным этапом в развитии «Полар Транс Порт» стало её объединение в 2025 году с «ТК Северный проект». Это слияние дало старт работе «Единого транспортного логистического комплекса», который теперь охватывает все этапы грузоперевозок. Комплекс включает железнодорожный тупик протяжённостью 2,5 км, способный обрабатывать 200 тысяч тонн грузов в год, тыловой терминал и морской терминал с двумя причалами. Они рассчитаны на крупные суда: длиной до 152 метров и с осадкой до 8,2 метра. Флот предприятия насчитывает более 25 судов ледового класса, способных работать в суровых арктических условиях.

«Благодаря таким компаниям Архангельская область является лидером по количеству реализованных проектов среди всех субъектов Арктической зоны России. Сегодня в регионе зарегистрированы 270 резидентов, реализующих 310 инвестпроектов с общим объёмом инвестиций 225,4 млрд рублей и планами по созданию более 8,4 тысячи рабочих мест. Примечательно, что около трети от общего числа проектов относится именно к сфере транспорта и логистики, – рассказала генеральный директор Агентства регионального развития Архангельской области Екатерина СТАШКЕВИЧ. – Инвесторами при поддержке государства создаются дополнительные терминальные и складские мощности, расширяется грузовой флот, что способствует развитию Архангельского транспортного узла».

Прямая речь

Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ, губернатор Архангельской области:

- Новый железнодорожный терминал транспортной компании «Полар Транс Порт», начавший свою работу в Архангельске, это важный инфраструктурный объект региона. Создание терминала стало результатом успешного взаимодействия бизнеса и государства. А его ввод в эксплуатацию позволит не только расширить пропускные и технологические возможности компании, но и будет способствовать формированию основы для дальнейшего роста объёмов грузоперевозок, повышения скорости и надёжности логистических операций. Хочу поблагодарить всех, кто работал над этим проектом, который, я уверен, даст хороший экономический эффект. Рад тому, что в Архангельской области появляются предприятия, развивающие инфраструктуру для морских перевозок.

Первоисточник: https://bclass.ru/vlast/biznes_i_vlast/arkticheskiy-rezident-otkryl-zheleznodorozhnyy-terminal-v-arkhangelske/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Экология

Мерзлота растает на 1/5 территории Арктики к 2050 году по прогнозам ученых

Интерфакс, 13/11/2025

Ученые Заполярного государственного университета и МГУ совместно с коллегами из Китая после экспедиции в Норильск сделали вывод об изменении арктического климата, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе ЗГУ.

"По прогнозам, к 2050 году средние значения температуры почв повысятся: территории, где много лет температура почвы держалась на уровне -3...-4 градуса, могут исчезнуть полностью. Число многолетнемерзлых грунтов сократится на 1/5", - отметили в вузе.

Судя по графикам, теплее становится в Норильске и во всем Красноярском крае.

Ученые ЗГУ, МГУ с коллегами из Шэнчжэня, Гуаньчжоу и Пекина проверяют мерзлоту и фундаменты зданий на многолетнемерзлых грунтах. В ходе экспедиции они изучали обнажение торфа и провели исследование озера Лама, где отобрали воду для определения содержащегося в ней органического углерода, а также взяли пробы с почвенного покрова вдоль реки Норильской.

"Полученный опыт и те экспедиции, которые мы уже реализовали с участием МГУ и других институтов нашей страны, позволили нам выйти на новый уровень сотрудничества. К тому же наши китайские партнеры обладают развитой лабораторной базой и современным исследовательским оборудованием", - процитировали проректора по научной работе и международной деятельности ЗГУ Аркадия Тарасевича в пресс-службе.

Отмечается, в Заполярном госуниверситете есть система из десятков мерзлотных скважин с автоматизированными датчиками и исследовательские полигоны, которые позволяют получать уникальные научные данные.

В настоящее время ученые продолжают анализировать образцы органики, отобранной на севере в ходе выездных работ в августе 2025 года. Следующая экспедиция запланирована на лето 2026 года.

Первоисточник: https://www.interfax-russia.ru/siberia/news/merzlota-rastaet-na-1-5-territorii-arktiki-k-2050-godu-po-prognozam-uchenyh

"Чистая Арктика" и волонтеры Заполярья намерены привести в порядок маяк Кильдин

ТАСС, 13/11/2025

Единый волонтерский центр Мурманской области и общественный проект "Чистая Арктика" подписали соглашение о совместной деятельности по уборке арктических территорий, в частности, организации объединят усилия для приведения в порядок маяка Кильдин Северный, расположенном на острове в Баренцевом море. Об этом сообщила ТАСС руководитель Центра Евгения Чибис после церемонии подписания соглашения.

Подписи под документом поставили Евгения Чибис и исполнительный директор "Чистой Арктики" Игорь Синько. Волонтерские организации договорились объединить свои ресурсы и усилия для реализации совместных проектов и мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, ликвидацию экологического ущерба в Арктической зоне РФ.

"В планах на следующий сезон приступить к ремонту маяка Кильдин Северный на острове в Баренцевом море, расположенном на входе в Кольский залив. Это очень сложная локация, туда может добраться только морем. Для этого мы и подписываем соглашение, потому что надеемся, что вместе сможем максимально усилить эффект уборки друг друга, плюс отремонтировать маяк", - сказала Чибис.

Она добавила, что маяк очень большой, соответственно, предстоит большой объем работ. Планируется также минимизировать экологический вред, наносимый десятилетиями в этих местах. "Мы хотим принести за этот сезон максимальный эффект от волонтеров на этой территории, туда, куда волонтеры еще не добирались в таком количестве и массовости", - подчеркнула Чибис.

Первоисточник: https://tass.ru/ekologiya/25619455

Энергетика

Сергей Никоноров – о тренде на токенизацию арктической энергетики

GoArctic.ru, 13/11/2025

«Арктическая энергетика сталкивается с особыми вызовами, которые требуют инновационных решений. Суровый климат и удалённость от централизованных энергосетей делают актуальным использование альтернативных способов энергоснабжения, в том числе генерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Можно всерьёз рассматривать и токенизацию энергетической инфраструктуры, то есть создание цифровых финансовых активов (энерготокенов), обеспеченных денежными потоками от конкретного объекта энергоснабжения», — уверен эксперт ПОРА Сергей Никоноров, д.э.н., директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Проблемы энергетики в АЗРФ

Отсутствие централизованной энергетической инфраструктуры в изолированных населённых пунктах Арктической зоны России. Энергообеспечение происходит за счёт автономных источников на основе дизельного топлива, что приводит к сезонной неравномерности энергопотребления.

Сложность логистики в регионе: доставка топлива осуществляется преимущественно морским и внутренним водным транспортом в период навигации, который ограничен, в отдалённые населённые пункты — только по зимним дорогам автотранспортом или авиасообщением.

Устаревшее оборудование в энергетической системе Арктики, большие потери при передаче электроэнергии.

Неприспособленность энергооборудования к работе в суровых климатических условиях Арктики.

Перспективы

Токенизация может стать основой для новой модели государственно-частного партнёрства и привлечь дополнительные инвестиции в стратегические объекты энергетики.

Внедрение гибридных электростанций с использованием ВИЭ, например, с использованием накопителей энергии. Это позволит сэкономить на топливе и уменьшить выбросы от дизельных электростанций.

Использование технологий, адаптированных к арктическим условиям, например, двусторонних солнечных панелей, которые позволят использовать излучение, отражённое от снега, и делать работу СЭС прибыльной даже зимой.

Однако есть и сомнения в возможности полного перехода на ВИЭ в Арктической зоне: сложная логистика, экстремальный климат и высокая стоимость инфраструктуры делают такие проекты дорогостоящими.

Необходимые поправки в законодательство

Для юридической возможности и безопасности токенизации арктических энергопроектов в первую очередь необходимо создание чёткой нормативной базы, регулирующей процесс токенизации. Нужно решить, как токенизированные активы будут соотноситься с существующими системами учёта прав собственности.

Следует обеспечить интеграцию токенизированных активов с государственными реестрами. Также необходимо решить, как избежать создания токена на несуществующий объект и как не запутаться в правах собственности, если один и тот же актив будет токенизирован в разных блокчейн-системах.

Придётся внедрять механизмы проверки обеспеченности токенов реальными активами. А также разрабатывать защиту смарт-контрактов от мошенничества и отмывания. Также нужно внедрить стандарты кодирования и аудита контрактов, чтобы обеспечить безопасность и защиту данных.

Как защитить инвесторов

Для эффективного хеджирования специфических рисков Арктики и защиты розничных и институциональных инвесторов в рамках токенизированной инвестиционной модели можно использовать следующие подходы:

Страхование от природных катастроф. Оно покрывает убытки, вызванные природными катастрофами, такими как штормы и ледяные воздействия.

Использование прогнозных моделей. Продвинутые климатические модели помогают прогнозировать погодные условия и планировать операции.

Экологическое страхование. Полисы покрывают расходы на ликвидацию последствий экологических катастроф.

Инвестиции в экологически безопасные технологии. Они минимизируют риск разливов нефти и других загрязнений.

Фьючерсные и форвардные контракты. Их используют для фиксирования цены на нефть и газ, снижая риск ценовой волатильности.

Опционы. Их приобретают для защиты от неблагоприятных ценовых изменений.

Диверсификация инвестиционного портфеля.

Хеджирование рисков в арктических проектах требует комплексного подхода, включающего страхование, использование финансовых инструментов, внедрение передовых технологий и управление взаимодействием с местными сообществами.

Для каких типов энергообъектов наиболее оправдана токенизация

Для изолированных населённых пунктов актуальным считается использование альтернативных способов энергоснабжения, в том числе генерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ). При этом необходимо учитывать специфику региона и каждого проекта, в том числе географические, климатические и экономические условия.

Для обеспечения энергией объектов в Арктике может быть целесообразным применение смешанной генерации с использованием малых гидроэлектростанций. Также возможно использование комбинированных установок, которые включают разные технологии: ветер, солнце и дизель-генерацию.

Крупные поселения и города по-прежнему опираются на угольную тепло- и электроэнергию как наиболее надёжный вариант с учётом развитой инфраструктуры под данный тип топлива.

Для развития энергетической инфраструктуры Арктики в ближайшие 10–20 лет вероятным может быть внедрение ВИЭ в формате гибридных электростанций (дизтопливо и ВИЭ с использованием накопителей энергии).

Токенизация как катализатор «зеленого» перехода в Арктике

Да, это возможно, так как токенизированные активы позволяют рационально использовать ресурсы, повышать энергоэффективность и быть готовыми к климатической среде. Например, в 2026 году планируется реализация проекта токенизации энергетического объекта в Арктике, где денежные потоки от энергоснабжения будут преобразованы в энерготокены. Инвесторы, приобретающие эти токены, получат возможность участвовать в доходах от энергосервисного бизнеса.

Что касается механизмов, которые могут сделать ESG-повестку осязаемым финансовым активом для инвесторов, то можно рассмотреть привязанные токены, связанные со стоимостью актива, который они представляют. Такие токены повышают ликвидность и эффективность капитала для централизованных и децентрализованных торговых платформ.

Важно помнить, что работа с токенизированными активами связана с рисками, и перед инвестированием рекомендуется их внимательно просчитать.

Первоисточник: https://goarctic.ru/opinions/sergey-nikonorov-o-trende-na-tokenizatsiyu-arkticheskoy-energetiki/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Разное

На территории ММТП погасла подсветка кранов

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 13/11/2025

На территории Мурманского морского торгового порта погасла подсветка на кранах.

Напомним, подсветку трёх кранов «Витязь» установили к празднованию 100-летия Мурманска в 2016 году. За счёт системы светильников и прожекторов создавалась оригинальная подсветка в тёмное время суток. В 2017 году проект стал призёром как лучший по формированию привлекательной световой среды, основываясь на энергоэффективных светодиодных технологиях.

Работы по установке архитектурно-художественной подсветки на территории порта завершились в 2022 году. Всего были подсвечены 23 крана.

Как сообщает информационное агентство Nord-News, на сайте ММТП не найдена информация об установке подсветки.

Первоисточник: https://b-port.com/news/347091