Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

25/11/2025

Оглавление

Северный Завоз

На Таймыр доставили более 114 тысяч тонн топлива

Таймырский телеграф, 24/11/2025

Таймырская топливная компания (ТТК) успешно выполнила план поставок нефтепродуктов на Таймыр в период летней навигации – с конца июня по конец октября 2025 года. Всего морским и речным транспортом отгружено свыше 114 тысяч тонн топлива. В структуре поставок лидируют авиационное топливо и дизельное топливо Евро-2.

Процесс сопровождался рядом сложностей: затяжным спадом уровня воды в Енисее из‑за задержки движения льда, плановыми ремонтными работами на Дудинской нефтебазе (идет модернизация инфраструктуры, временно снижающая мощности по хранению), сезонными ремонтами на речном причале, ограничивавшими прием судов.

Для компенсации задержек ТТК увеличила железнодорожные перевозки с Дудинской нефтебазы на нефтебазы в Кайеркане и Норильске.

Генеральный директор ТТК Антон Белоногов подчеркнул:

«План по поставкам топлива в Дудинку выполнен в полном объеме и в установленные сроки. Таймыр к зиме готов».

Заместитель гендиректора – операционный директор Антон Пунтусов отметил, что своевременная доставка обеспечила энергетическую и социальную стабильность региона благодаря четкой координации ТТК и Заполярного филиала «Норникеля».

В осенне‑зимний период компания переходит на поставки по Северному морскому пути.

Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/na-tajmyr-dostavili-bolee-114%e2%80%aftysyach%e2%80%aftonn-topliva/

Более 30 тысяч тонн грузов в навигацию доставили суда FESCO на восточную Чукотку

ИА Чукотка, 24/11/2025

Транспортная группа FESCO подвела итоги работы каботажной линии между Приморьем и портами Анадырь и Эгвекинот. В этом году грузооборот на направлении вырос на 19 процентов. Суда компании перевезли более 30 тысяч тонн грузов, сообщает ИА "Чукотка".

В навигацию-2025 суда компании на 19 процентов нарастили доставку грузов в Анадырь и Эгвекинот. На каботажной линии "ФЕСКО Анадырь Директ Лайн" (ФАДЛ) между Владивостоком и Чукоткой перевезли более 2 тысяч TEU (эквивалент двадцатифутового контейнера) и 1,3 тысячи тонн генеральных грузов. Общий объём составил 31,3 тысячи тонн. Год назад этот показатель превысил 26 тысяч тонн. «В этом году FESCO завершила работу на Чукотке почти на две недели позже, чем обычно. Несмотря на сложную ледовую обстановку, все поставленные задачи были успешно выполнены, и наши суда возвращаются домой, во Владивосток. Сезонная навигация 2025 года ясно показала устойчивый интерес к сервису ФАДЛ и его значимость. Мы уверены, что большой опыт работы с чукотскими портами позволит нам и дальше укреплять роль надёжного партнёра региона и вносить весомый вклад в его развитие», – отметил директор филиала FESCO во Владивостоке Николай Чвертко. Всего с июня по ноябрь было запланировано пять рейсов судов транспортной группы. Из-за высокого спроса было принято решение о выполнении дополнительного рейса. Программу северного завоза в середине ноября завершил теплоход "ФЕСКО Ольга", который доставил в Эгвекинот и Анадырь более 4,5 тысяч тонн грузов. Основную номенклатуру составили продукты питания, медикаменты, товары народного потребления и стройматериалы. Напомним, что в этом году транспортная группа открыла навигацию на Чукотку 22 июня. Контейнеровоз "ФЕСКО Монерон" доставил груз в Эгвекинот, а 27 июня встал под разгрузку в Анадырском морпорту.

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/transport/bolee_30_tysyach_tonn_gruzov_v_navigatsiyu_dostavili_suda_fesco_na_vostochnuyu_chukotku/

Арктический туризм

Более 40 тысяч китайских туристов уже побывали в Мурманской области в 2025 году

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 24/11/2025

Мурманская область с начала года успели посетить более 40 тысяч туристов из Китая. Об этом на экспертном совете всероссийского акселератора «Открой твою Россию» заявила замглавы региона Александра Кондаурова.

В рамках работы совета вице-губернатор представила новый турпродукт, предназначенный специально для иностранцев, преимущественно из КНР и Индии. Пятидневный тур, позволяющий погрузиться в атмосферу Арктики, включает экскурсию на атомный ледокол «Ленин», посещение Хибин и Териберки, а также знакомство с поморской культурой, «тихую охоту» за северными грибами и ягодами и дегустацию локальной кухни.

Кондаурова подчеркнула, что тур формирует для зарубежных туристов «предложение, которое по цене и насыщенности может составить конкуренцию турам по Скандинавии». Она также отметила, что в обозримом будущем власти региона намерены увеличивать долю иностранных гостей в общем турпотока и достичь отметки в 20%.

Первоисточник: https://b-port.com/news/348266

Политика

Владимир Путин обсудил с Андреем Чибисом развитие Мурманской области

Российская газета, 24/11/2025

Президент России Владимир Путин в понедельник встретился в Кремле с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом.

Глава государства поинтересовался в начале беседы, как обстоят дела. "Работаем, бьемся, держим на северных рубежах оборону, обеспечиваем с вашей помощью развитие", - с улыбкой ответил Чибис. Губернатор, будучи также председателем комиссии Госсовета "Северный морской путь и Арктика", представил на встрече комплексный проект развития Арктики и формирования Трансарктического транспортного коридора от Санкт-Петербурга до Владивостока. Чибис напомнил, что в Арктике в настоящее время формируется до 10% ВВП при том, что там проживает 2% населения страны. Поэтому развитие Арктики, по его словам, также важно для России, как развитие космоса для СССР. Он подчеркнул, что Арктика - это фундамент безопасности, экономики и транспортного суверенитета России. "Конкуренция за мировую Арктику растет, вы это тоже знаете прекрасно, мы это чувствуем на себе и с точки зрения внимания даже тех стран, которые от Арктики сильно далеко, но милитаризация Арктики и конкуренция за эти ресурсы растет", - сказал он. Россия, по его словам, бесспорный лидер в освоении Арктики. "46 процентов валового продукта, который в мировой Арктике производится, производится на нашей территории", - сообщил Чибис. Путин в ответ с улыбкой заметил, что его в этом убеждать не нужно. "Я все это понимаю и согласен с вами", - сказал он.

В Арктике в настоящее время формируется до 10% ВВП при том, что там проживает 2% населения страны
На встрече Чибис рассказал и о проблеме, возникшей при реализации проекта "Северного морского пути". По его словам, существуют риски уменьшения грузопотока после 2035 года. Для решения проблемы губернатор предложил осваивать ресурсы и "очень активно определить, куда, что мы инвестируем для того, чтобы этот грузопоток был".

Президент и губернатор также обсудили ситуацию в Мурманской области и отдельное внимание было уделено вопросу газификации региона. "Андрей Владимирович, вы справедливо ставили вопрос о газификации. Там сейчас взаимоотношения между компаниями находятся в стадии урегулирования. Вы сами как оцениваете эту ситуацию?" - спросил Путин. В ответ Чибис рассказал, что регион подписал с "Газпромом" первую пятилетнюю программу газификации. "Те сроки, которые вы обозначили как раз в марте на Международном арктическом форуме, в рамках этих сроков работа ведется", - пояснил губернатор. Чибис предложил зафиксировать цену на газ для промышленности региона на уровне средней по Северо-Западному федеральному округу. "Тогда это создаст конкурентные условия для новой промышленности на территории нашей области", - обратился он к президенту.

Путин согласился, но обратил внимание и на другие последствия развития промышленности в регионе. "Вы правы, конечно, абсолютно. Но чем активнее будет развиваться промышленность, тем больше будет нарастать проблема с отходами. У вас значительный объем накопился уже", - сказал президент. Чибис рассказал, что сейчас отрабатываются решения еще по тем отходам, которые накапливались десятилетиями. Он добавил, что Мурманская область в Национальном экологическом рейтинге сейчас занимает второе место.

Путин в ответ заметил, что экология - это не только вопрос запахов. "Хорошо или плохо пахнет, это вопрос здоровья людей. И конечно, здесь есть некоторые проблемы, которые требуют особого внимания, имею в виду рост онкологических заболеваний и новообразований", - обратил внимание он. Чибис сообщил, что выявляемость онкологических заболеваний в регионе стала гораздо лучше. Президент согласился, что это важный фактор. Сейчас в Мурманской области при поддержке правительства достраивается новый корпус онкодиспансера. Планируется, что его введут в строй в начале 2026 года.

Первоисточник: https://rg.ru/2025/11/24/reg-szfo/vremia-arktiki.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Путин поддержал предложение Чибиса о комплексном развитии Арктики

ТАСС, 24/11/2025

Президент России Владимир Путин поддержал предложение губернатора Мурманской области, председателя комиссии Госсовета "Северный морской путь и Арктика" Андрея Чибиса о запуске комплексного проекта развития Арктики и Трансарктического транспортного коридора. Об этом сообщили в Министерстве информационной политики региона по итогам встрече в Кремле.

"Губернатор представил основные параметры комплексного проекта по развитию Арктики и Трансарктического транспортного коридора и получил поддержку главы государства. Предложения подготовлены в рамках исполнения поручения президента, данного на Международном арктическом форуме в Мурманске, который прошел в марте этого года", - говорится в сообщении.

В министерстве отметили, что основные цели комплексного проекта: обеспечение безопасности, добыча и глубокая переработка ресурсов, создание бесшовной транспортной системы. Однако, как отметил Чибис, одна из важнейших задач - повышение качества жизни северян. За всеми проектами стоят люди, потому первостепенно, чтобы условия для них были комфортными и достойными.

"Развитие Арктики сегодня для нашей страны так же важно, как развитие космоса для Советского Союза. Даже родилась такая фраза: "Арктика - новый космос". На наш взгляд и взгляд экспертов, с которыми мы работаем, с учетом масштаба и значимости задачи, это может стать национальной идеей", - отметил Чибис на встрече с президентом.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25712421

Коренные малочисленные народы

Документальный фильм о жизни таймырских кочевников выложили в открытый доступ

Таймырский телеграф, 24/11/2025

Напомним, картина, созданная при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, рассказывает о жизни коренных кочевников Таймыра – их быте, традициях и повседневности в суровых условиях тундры.

«Люди белой земли» – документальный фильм о том, как коренные малочисленные народы Таймыра сохраняют свою идентичность в современном, постоянно меняющемся мире. На этой белой земле живут пять арктических этносов: ненцы, энцы, нганасаны, долганы и эвенки. Кто-то выбирает жизнь в городе или поселке, а кто-то продолжает кочевать по тундре со стадами оленей.

«Весной 2025 года мы работали на краю земли: снимали в городе Дудинка, поселке Тухард, стойбище оленеводов в тундре. Ночевали в балке, снимали на морозе, проехали десятки километров по просторам Арктики, бережно собирали истории местных жителей, чтобы показать, как сегодня живут коренные малочисленные народы Севера и с какими вызовами они сталкиваются. Этот проект мы сделали вместе с коллегами из красноярской АНО «Межрегиональный клуб развития Енисейской дипломатии» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив», – рассказали авторы проекта.

Они признательны всем, кто помогал им до экспедиции, во время и после, и призывают каждого зрителя, кто увидит ленту, оставить о ней свои отзывы:

«Нам очень важна обратная связь. Смотрите кино, пишите комментарии. Пересылайте фильм друзьям, делитесь им в своих соцсетях, в пабликах — пусть о жизни арктических этносов узнает как можно больше людей».

Увидеть фильм можно по ссылке.

Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/dokumentalnyj-film-o-zhizni-tajmyrskih-kochevnikov-vylozhili-v-otkrytyj-dostup/

Международные отношения

Северное напряжение: кто хочет передела Арктики

Парламентская газета, 24/11/2025

Сегодня Арктика становится зоной непредсказуемости из-за принятых в 2023 году решений США, которые в одностороннем порядке приписали к своим границам континентального шельфа около одного миллиона квадратных километров. Остальные члены Арктического совета — Россия, Канада, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция — это не признали. Как преодолеть неопределённость и напряжённость в Арктике и может ли она стать площадкой для двустороннего российско-американского сотрудничества, «Парламентской газете» рассказал вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев.

- Константин Иосифович, грозит ли сегодня Арктике большой передел?

- Давайте начнем с того, что международное право в этом макрорегионе определяют восемь государств, — они имеют непосредственный выход в Арктику и образуют так называемый Арктический совет. Семь из них, за исключением США, являются участниками Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. США эту конвенцию не подписали, не ратифицировали и не признают. Соответственно, семь государств выполняют обязательства по этой конвенции, включая определение границ своего континентального шельфа, своей экономической зоны, своих арктических секторов. А вот США в 2023 году в одностороннем порядке заявили о своих претензиях на один миллион квадратных километров арктической территории. Страны Арктического совета этого не признают. Очевидно, что такая ситуация порождает неопределенность и напряженность в отношении того, как события в регионе будут развиваться дальше.

Добавлю к этому, что сегодня есть ярко выраженная заинтересованность многих стран, помимо «арктической восьмерки», войти так или иначе в Арктику. Это и наши близкие партнеры, например, Китай, Индия, и наши откровенные оппоненты из числа стран НАТО и Евросоюза, где вообще сегодня заявляют, что, поскольку границы стран ЕС выходят на Арктику, значит, все государства Евросоюза автоматически должны стать арктическими странами.

- Что больше всего привлекает в Арктике эти государства?

- Естественно, схватка идет прежде всего за ресурсы: 13 процентов мировых запасов нефти, треть запасов газа находятся в арктическом регионе. Есть и много других полезных ископаемых. При этом возможностей для разработки месторождений становится больше по двум причинам. Во-первых, технологии развиваются, во-вторых, это глобальное потепление, из-за которого ледовый покров либо становится тоньше, либо вовсе отступает. Это еще более обостряет интерес к арктическому региону со стороны государств, которые до этого не нарабатывали соответствующие технологии.

Скажем, у России есть свой атомный ледокольный флот, есть технологии бурения на глубоководном шельфе, которых нет у других стран. Но там вдруг нам говорят, — подождите, если меняется ситуация, мы тоже готовы идти на Северный полюс! Поэтому давление на Арктику растет. И если допустить, что ситуация будет развиваться вне рамок правового поля, которые определяет прежде всего уже упомянутая Конвенция по морскому праву 1982 года, то развитие событий в Арктике становится достаточно непредсказуемым.
- Что сегодня может сделать Россия, чтобы этого не допустить?

- Первое — это консолидация наших единомышленников по арктическому пространству. Напомню, что Арктический совет практически заморозил свою деятельность после начала специальной военной операции — семь из восьми государств входят в НАТО. А деятельность Совета, отмечу, была очень полезной — на его площадке обсуждали вопросы экологии, транспорта поддержки северных регионов и коренных малочисленных народов Севера. Все эти темы должны объединять государства Арктической зоны, поскольку являются для нас общими. Но с 2022 года все контакты приостановлены.

И вот сейчас, как нам рассказали коллеги из МИД, намечаются определенные подвижки — наши партнеры по Арктическому совету начинают понимать, что, замораживая его деятельность, они наносят ущерб своим собственным интересам. Вплоть до того, что в обозримом будущем допускается возможность возобновления неких очных заседаний, очных встреч, очных контактов. Такие сигналы имеют место — уверен, что возобновление в той или иной форме деятельности Арктического совета было бы очень правильным движением к выработке консолидированных позиций.

Второе, что мы можем сделать — побудить США к присоединению к Конвенции по морскому праву 1982 года. Ну и третье — это, конечно же, укрепление собственных позиций в арктическом регионе, касающихся нашего экономического присутствия, развития логистических коридоров, прежде всего Северного морского пути, обеспечения вопросов безопасности через укрепление нашего военного присутствия в регионе. Отмечу, что мы не говорим о милитаризации Арктики и хотели бы, чтобы она осталась пространством мира и сотрудничества государств. Но если свою военную активность в регионе повышают государства-члены НАТО, это не может оставаться без реакции российской стороны. И соответствующие меры принимаются.

- Арктическая тема позиционируется сегодня как хорошая площадка для двустороннего взаимодействия России и США. Как оцениваете эти перспективы?

- Считаю, что Арктика — зона наших совпадающих интересов. Поэтому взаимодействие здесь России и США мне представляется вполне возможным. Более того, считаю, что в этой части можно продвигаться вперед быстрее, чем во многих других сферах, где пересекаются интересы России и США.

Первоисточник: https://www.pnp.ru/politics/severnoe-napryazhenie-kto-khochet-peredela-arktiki.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Северный морской путь

Грузопоток по СМП может снизиться после 2035 года

Финмаркет, 24/11/2025

Существуют риски уменьшения грузопотока по Северному морскому пути (СМП) после 2035 года, сообщил губернатор Мурманской области, председатель комиссии Госсовета "Северный морской путь и Арктика" Андрей Чибис президенту России Владимиру Путину на встрече в понедельник.

"Те проекты, которые реализуются, структурируются, по которым идет работа и которые сопровождаются, они обеспечивают рост грузопотока до 2035 года, и эти данные подтверждены. (...) Но после 20235 года существует серьезный риск снижения грузопотока по СМП, потому что те месторождения и проекты, которые сейчас в работе, к этому моменту будут выработаны", - сообщил Чибис, отвечая на вопрос президента РФ о проблемах региона.

Он добавил, что с сокращением основного грузопотока по Севморпути произойдет падение объемов перевозки сопутствующих, транзитных грузов. Поэтому уже сейчас важно "определить - куда и что мы инвестируем, чтобы этот грузопоток был". В частности, это касается освоения ресурсной базы в Арктической зоне РФ.

На встрече с Путиным в понедельник Чибис представил комплексный проект развития Арктики и формирования Трансарктического транспортного коридора от Санкт-Петербурга до Владивостока.

По оценкам ГК "Росатом", грузопоток по Северному морскому пути в 2025 году, как ожидается, сохранится на рекордном уровне в 37,9 млн тонн, транзит вырастет на 3,8% - до 3,2 млн тонн.

Первоисточник: https://www.finmarket.ru/news/6516283?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

В морском порту Мурманска отремонтировали пирс дальних линий

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 24/11/2025

В Мурманске на территории морского порта завершился капитальный ремонт пирса дальних линий. Как сообщили в пресс-службе Росморпорта, ремонтные работы проходили с 2023 по 2025 год.

Специалисты привели в порядок шпунтовую стенку, оголовок, переложили и усилили анкерные тяги, устранили расхождение деформационных швов пирса. Результатом капитального ремонта стало восстановление его несущей способности.

Первоисточник: https://b-port.com/news/348253

Подготовить проектную документацию белорусского порта под Мурманском планируют до конца 2026 года

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 24/11/2025

Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Андрей Тарасенко заявил, что подготовка проектной документации по строительству под Мурманском перегрузочного многофункционального комплекса для перевалки белорусских грузов завершится до конца следующего года. По его словам, инвестиционная декларация по проекту до этого времени не поступала на рассмотрение в ведомство.

Сейчас обсуждается возможное место размещение порта. При этом рассматривается не только Мурманская область, но и Дальний Восток с Санкт-Петербургом, передаёт слова главы Росморречфлота ТАСС.

Напомним, соглашение о намерениях по строительству порта для перевалки белорусских грузов подписали губернатор Мурманской области Андрей Чибис и генеральный директор ООО «Морской терминал „Ворота Арктики“» Андрей Бунаков в апреле 2024 года.

Организация зарегистрировалась в Мишуково. Сам комплекс может расположиться на западном берегу Кольского залива. Первые грузы планируют принять в 2028 году. Объёмы перевалки оцениваются в 25 млн тонн в год с возможным увеличением до 30 млн тонн.

Первоисточник: https://b-port.com/news/348244

Социально-экономическое развитие

Главы районов Ямала проконтролируют получателей некоторых субсидий

Север-Пресс, 24/11/2025

Главам Тазовского, Ямальского, Пуровского и Приуральского районов рекомендовали проконтролировать получателей субсидий при обслуживании факторий и возмещении затрат на доставку товаров. Это необходимо для обеспечения большей прозрачности расходования бюджета, отметил председатель комитета Заксобрания округа по экологии, промышленности, АПК и делам КМНС Иван Сакал.

«Для большей прозрачности расходные операции следует проводить через специальный банковский счет в государственной информационной системе в сфере агропромышленного комплекса Ямала. Это позволит обеспечить эффективное использование бюджетных средств, предотвратить возможные нарушения, а также будет способствовать более эффективному планированию и распределению ресурсов», — процитировала Сакала пресс-служба Заксобрания Ямала в telegram-канале.

Рекомендации парламентарий дал во время посещения факторий Юде-то и Юрибей вместе с другими депутатами, представителями профильных окружных департаментов и региональной ветслужбы. На выездном заседании с местными жителями обсудили поддержку коренных народов, субсидии на обслуживание факторий, ход убойной кампании.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/ekonomika/glavy-rajonov-jamala-prosledjat-za-prozrachnostju-rashodov-na-faktorii/

Госкомиссия по вопросам развития Арктики провела очередное заседание

Arctic Universe, 24/11/2025

20 ноября было проведено очередное заседание Госкомиссии по вопросам развития Арктики.

На повестку заседания были вынесены вопросы реализации мероприятий долгосрочных планов комплексного социально-экономического развития опорных населённых пунктов АЗРФ, развития коммунальной, энергетической и социальной инфраструктуры ЗАТО и распространение программы «Доступное арендное жильё» на арктическую территорию, сообщает пресс-служба правительства РФ.

«Мастер-планы 15 опорных населённых пунктов Арктики разработаны по поручению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и утверждены Правительством России 27 октября текущего года. Они создавались с учётом мнения людей, их желаний и накопленного опыта реализации мастер-планов на Дальнем Востоке. До 2035 года в планах предусмотрено обновление жилищного фонда, развитие инфраструктуры ЖКХ, транспорта, медицины, образования, спорта и культуры. В общем, создание лучших условий для жизни людей. Объём необходимого финансирования до 2035 года составляет 2,9 трлн рублей, из которых 555 млрд рублей – это федеральный бюджет, почти 1,8 трлн рублей – внебюджетные источники, оставшаяся часть – это бюджеты регионов. В этой связи необходимо обеспечить постоянный контроль за использованием средств», – открыл заседание Заместитель Председателя Правительства – полномочный представитель Президента в ДФО Юрий Трутнев.

Разработка мастер-планов велась с учётом мнения жителей, которые определили приоритеты в сфере здравоохранения (57%), инфраструктуры (43%), культуры, спорта и досуга (25%). На основе мастер-планов Правительством утверждены долгосрочные планы развития на период до 2035 года.

Реализация долгосрочных планов направлена на достижение национальных целей, определённых указом Президента в мае 2024 года, в части улучшения качества среды для жизни, прироста инвестиций в основной капитал, повышения доли туристской отрасли в ВВП.

Из 516 запланированных мероприятий 77 мероприятий (15%) направлены на развитие транспортной инфраструктуры. Будет построена автомобильная дорога Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь на территории Чукотки, реконструирован аэродром аэропорта Воркуты.

Реализация 130 мероприятий (25%) обеспечит повышение качества предоставления услуг ЖКХ и изменит облик городской среды. Будут благоустроены набережные в Архангельске и Мурманске, реконструированы сети водо- и теплоснабжения в Красноярском крае и Якутии.

81 мероприятие (16%) будет реализовано в сфере научно-образовательной деятельности. Это создание международной арктической станции «Снежинка» на Ямале, межвузовского кампуса «Арктическая звезда» в Архангельске и университетского кампуса мирового уровня на базе Мурманского арктического университета.

97 мероприятий (19%) направлены на создание спортивной и культурной инфраструктуры. Будет создан историко-культурный парк «Колыбель российского флота» в Мурманске, Дом культуры в рабочем посёлке Искателей в Ненецком автономном округе, модернизирован стадион «Труд» в Архангельске.

Как отметил Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, целью реализации долгосрочных планов является не только обновление облика агломераций, но и создание условий для реализации новых инвестиционных проектов. «В опорных пунктах планируется реализовать более 120 инвестиционных проектов с объёмом инвестиций 19 трлн рублей. К примеру, в Коми работаем над созданием химического комплекса по производству аммиака и карбамида. Инвестиции оцениваются в 200 млрд рублей. Планируется создание 2 тыс. рабочих мест, а с учётом работы смежных предприятий и социальной инфраструктуры – порядка 10 тыс. В Мурманской области планируется развитие территории бывшего судоремонтного завода морского флота. На территории, прилегающей к морскому вокзалу Мурманска, компания S7 создаёт новый современный судоремонтный завод. На Чукотке и в Новодвинске (Архангельская область) планируется разработка золоторудного месторождения Совиное и создание частного индустриального парка целлюлозно-бумажной промышленности», – добавил он.

По программе списания двух третей задолженности по бюджетным кредитам согласовано направление 35 млрд рублей на мероприятия долгосрочных планов. В Карелии программа позволит построить сети водоотведения в Кеми, провести модернизацию тепловых сетей в Беломорске. В Красноярском крае – реконструировать системы питьевого водоснабжения в Дудинке. В Мурманской области – расселить аварийный жилой фонд и провести капитальный ремонт домов. В Коми средства будут направлены на капитальный ремонт Усинского водовода.

В рамках казначейских инфраструктурных кредитов утверждено распределение лимитов между регионами на мероприятия долгосрочных планов на общую сумму 30 млрд рублей начиная с 2026 года. В настоящее время поэтапно Правительством России поддерживаются предложения по направлению казначейских кредитов – Ямало-Ненецкому автономному округу, Республике Карелия и Республике Саха (Якутия) уже одобрено 3,5 млрд рублей на реконструкцию сетей ЖКХ, создание объектов туристической и спортивной инфраструктуры.

Основным источником финансирования в части федерального бюджета станут средства отраслевых госпрограмм – в соответствии с поручением Президента по направлению 5% этих средств на реализацию долгосрочных планов развития Арктики и Дальнего Востока. На бюджетный цикл 2026–2028 годов федеральные органы предусмотрели в своих программах 67 млрд рублей. Таким образом, по первой трёхлетке доля обеспечения средствами федерального бюджета долгосрочных планов составляет почти 50% (потребность в федеральном финансировании в 2026–2028 годах – 149,8 млрд рублей).

В повестку заседания вошло обсуждение реализации плана мероприятий по развитию коммунальной, энергетической и социальной инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований и населённых пунктов АЗРФ, в которых дислоцированы воинские формирования.

«Программа реализуется по поручению Президента, на её реализацию предусмотрено 30 млрд рублей из федерального бюджета. Президент поручил продлить программу до 2030 года. Сегодня обсудим, как исполняются поручения Президента в этой части», – сказал Юрий Трутнев.

Коммунальная и социальная инфраструктура обновляется в рамках президентской единой арктической субсидии, предоставляемой по линии Минвостокразвития с 2021 года. В период с 2021 по 2023 год выделено 1,6 млрд рублей, что позволило начать реализацию мероприятий по строительству школы в Печенге, Дома культуры в Алакуртти и крытого бассейна в ЗАТО Североморск, а также завершить ремонт квартир военнослужащих и капитальный ремонт многоквартирных домов, привести в нормативное состояние более 5 км автомобильных дорог и выполнить снос аварийных объектов.

По итогам посещения Мурманска в 2023 году Президентом России принято решение о разработке программы реновации ЗАТО на 2024–2026 годы. Программа охватывает 28 закрытых административно-территориальных образований и населённых пунктов Мурманской и Архангельской областей. На 2024–2026 годы из федерального бюджета выделено 30 млрд рублей.

В настоящее время в рамках средств президентской единой арктической субсидии завершён капитальный ремонт 161 многоквартирного дома, снесено 24 здания пустующего жилищного фонда, отремонтировано 440 квартир. Завершён капитальный ремонт 4 объектов жилищно-коммунального хозяйства. Открыто 14 молодёжных и одно культурное пространство. Благоустроено 38 дворов и 5 общественных территорий.

По итогам Международного арктического форума Президент России поручил продлить программу до 2030 года.

«Реновация ЗАТО – важнейшая программа, которой мы уделяем особое внимание, так как от неё зависит комфорт наших защитников и их семей. С 2027 по 2030 год запланировано 148 мероприятий на сумму 31,8 млрд рублей. Это капремонт школ, учреждений культуры, спорта, здравоохранения, строительство соцобъектов, ремонт квартир и дорог, работы по благоустройству и многое другое. Важно, что продление программы поддержал наш Президент Владимир Владимирович Путин. Но нам также нужна поддержка по ряду решений, а именно: одобрить предложенные подходы по формированию проекта плана и обеспечить его утверждение до конца этого года, сократить до 30 дней срок принятия решения о выдаче специального разрешения на работы в ЗАТО и увеличить его срок до 90 суток. Это необходимо для того, чтобы работы были выполнены оперативно и качественно. Кроме того, необходима поддержка наших предложений о внесении изменений в план реновации, а также нужно установить предельный уровень софинансирования», – отметил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Третьим вопросом повестки стало распространение программы «Доступное арендное жильё» на опорные населённые пункты Арктической зоны. В соответствии с поручением главы государства в Арктике с 1 января 2026 года заработает механизм предоставления арендных квартир для молодых специалистов. Квартиры, построенные за счёт государства, будут сдаваться внаём за плату значительно ниже рыночной благодаря субсидиям из федерального и регионального бюджетов.

«Такой механизм на Дальнем Востоке уже действует. С 2023 года региональным операторам передано более 2 тыс. квартир. Практически все они уже заселены. Квартиры пользуются спросом и позволяют молодым людям за более приемлемые деньги получать комфортные условия, создавать семьи. Благодаря данной программе расход семей на аренду жилья составит примерно четверть от рыночной ставки», – заметил Юрий Трутнев.

В целях распространения программы на населённые пункты Арктической зоны Минвостокразвития совместно с ПАО «ДОМ.РФ» подготовлена объединённая программа «Доступное арендное жильё в Дальневосточном федеральном округе и Арктической зоне Российской Федерации». Совместно с субъектами Российской Федерации, расположенными в Арктической зоне и ДФО, проработан вопрос потребности в арендных квартирах.

С учётом высвобождающегося лимита квартир в рамках действующей программы в Дальневосточном федеральном округе подготовлено распределение арендных квартир по субъектам Российской Федерации, входящим в Дальневосточный федеральный округ, а также субъектам Арктической зоны в пределах утверждённого лимита.

«Предстоит большая работа. Всегда хочется начинать работать быстрее. Решением Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина предусмотрены масштабные преобразования. Программа развития опорных пунктов Арктики рассчитана до 2035 года. Это будет несколько бюджетных циклов. Придётся вместе с Министерством финансов защищать необходимые объёмы финансирования в структуре следующих бюджетов. Контролировать эти деньги, чтобы они расходовались рационально. Порядка 50% от объёма федерального финансирования уже предусмотрено. Приняты решения по продолжению программы восстановления ЗАТО и строительству арендных квартир для северян. Все эти решения помогут лучше жить в непростых условиях Севера», – подвёл итоги совещания Юрий Трутнев.

В тот же день вице-премьер посетил филиал центра «Воин» в Мурманске и пообщался с курсантами. За неполные два года филиалом подготовлено почти 5 тысяч курсантов, в том числе свыше 1 тысячи ребят, прошедших летние патриотические смены флагманской программы «Время юных героев». В День героев Отечества, 9 декабря 2025 года, состоится торжественное открытие основного пространства центра на базе Губернаторского лицея. Ему присвоят имя Героя Российской Федерации Ивана Вячеславовича Кабанова. В нём будут размещены пять специально оборудованных и брендированных учебных пространств, в том числе пневматический тир, универсальный класс для проведения занятий по первой помощи и тактической медицине, помещение с оборудованием для подводного пилотирования. В помещениях будут проводить занятия по огневой подготовке, первой помощи и тактической медицине, пилотированию подводных дронов.

Первоисточник: https://www.arcticuniverse.com/ru/news/20251124/32333.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Ямал в шаге от расселения миллиона «квадратов» аварийного жилья

Север-Пресс, 24/11/2025

Ямал в шаге от выполнения плана по расселению миллиона квадратных метров аварийного жилья. Об этом сообщил губернатор округа Дмитрий Артюхов во время осмотра стройплощадки нового микрорайона в Салехарде.

«Основной упор последние семь лет мы делали на устранение непригодного жилья. Совсем скоро перешагнем за миллион расселенных квадратных метров авариек по всему региону, затем начнем строить миллион новых квадратных метров. В Год здоровья усилим медицину и спорт. Держим эти главные для ямальцев темы на контроле», — написал в соцсетях Артюхов.

Стройплощадку Восточного микрорайона губернатор посетил вместе с главой города Алексеем Титовским. Специалисты закончили устройство свайных оснований. Здания возводят частные инвесторы. Всего будет десять домов, в них смогут переселиться 499 семей, часть из которых — из аварийного фонда.

Первые три пятиэтажки планируют сдать в 2026 году. Полностью проект рассчитывают завершить в 2028-м. Уже реализовано 160 квартир. Всего в Салехарде строят 65 многоэтажек площадью 290 тысяч квадратных метров, отметили в пресс-службе губернатора ЯНАО.

Помимо стройки, Артюхов проверил модернизацию медгородка. Глава региона осмотрел новое здание центра медицины катастроф и скорой помощи, пообщался со специалистами. С 1 января туда будут поступать все звонки в санавиацию и скорую для улучшения координации между службами. Состав диспетчеров сформирован, они смогут принимать свыше пяти тысяч вызовов в год.

На третьем этаже в том же здании работает отделение спортивной медицины, которое переехало из «деревяшки». В нем трудятся 16 специалистов, которые за полгода провели более двух тысяч обследований.

Еще одним объектом, который оценил губернатор, стало бывшее инфекционное отделение. Там обустраивают единое отделение профосмотров, где специалисты смогут принимать до 100 человек в день — вдвое больше, чем сейчас. Строители полностью обновят первый этаж, установят новое оборудование и мебель. Старое деревянное здание на улице Артеева после переезда медиков снесут.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/zhilye/jamal-v-shage-ot-rasselenija-milliona-kvadratov-avarijnogo-zhilja/

Чекунков: 35 трлн рублей вложили крупные инвесторы в арктические проекты

Сенат-Информ, 24/11/2025

Крупные инвесторы уже вложили в проекты на арктической территории России 35 трлн рублей. Это впечатляющая цифра, заявил глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков, выступая на круглом столе Комитета СФ по международным делам «Новая геополитика в Арктике» 24 ноября.

Министр отметил, что по мере реализации этих проектов значимость Арктики для российской и мировой экономики будет только расти. «Важнейшей для успеха этих проектов, естественно, является возможность их доставки на мировые рынки», — сказал Чекунков, уточнив, что в этом поможет развитие Северного морского пути и Трансарктический транспортный коридор.

Глава ведомства подчеркнул, что правительство по поручению Президента РФ реализует программы для обеспечения ускоренного развития экономики и социальной сферы в Арктике, в том числе создана крупнейшая в мире территория с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности — Арктическая зона Российской Федерации. Все 5 млн квадратных километров являются преференциальной зоной, также функционируют территории опережающего развития на Чукотке, в Мурманской, Архангельской областях.

За последние 5 лет это позволило начать реализацию уже более тысячи новых проектов с общим объёмом инвестиций более 2,5 трлн рублей
Алексей Чекунков, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики

Он напомнил, что утверждён план развития Севморпути до 2035 года, и в рамках его реализации уже построены 4 атомных ледокола, 2 судна аварийно-спасательного флота, запущено 3 спутника гидрометеорологического и радиолокационного наблюдения. «В следующие 5 лет будут построены ещё 4 атомных ледокола, 6 морских терминалов. 42 судна аварийно-спасательного флота, 3 аварийно-спасательных центра, запущены 7 спутников», — уточнил Чекунков.

Создан реестр опорной инфраструктуры северного завоза, которая будет в перспективе содержаться за счёт федеральных средств. «Для замещения дорогих банковских денег с 2025 года регионам северного завоза выделяются бюджетные кредиты, в этом году 10 млрд рублей. Рассчитываем на увеличение этого объёма с 2026 года», — отметил Чекунков.

По его словам, продолжается работа по обеспечению стратегического присутствия России в самых северных населённых пунктах планеты на архипелаге Шпицберген, а в ноябре был утверждён проект концепции создания на нём Международного научно-образовательного центра, где к 2040 году будет трудиться более 160 учёных — резидентов из разных стран.

Первоисточник: https://senatinform.ru/news/chekunkov_35_trln_rubley_vlozhili_krupnye_investory_v_arkticheskie_proekty/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Экология

Операция по спасению тюленя успешно прошла в Териберке

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 24/11/2025

В воскресенье, 23 ноября, на берегу Териберки в Кольском Заполярье обнаружили раненого тюленя. Очевидцы опубликовали информацию в Telegram-канале «Киты Териберки».

На теле молодого животного были обнаружены укусы. Предположительно, оно подверглось нападению собак.

Помощь ластоногому начали оказывать волонтёры. Они дежурили рядом с тюленем, отгоняли от него собак и даже накрыли ватным одеялом.

В Териберку были вызваны ветеринары и Росприроднадзор. Специалисты оказали тюленю помощь, обработали раны и выпустили его в воду.

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис отметил слаженную работу сотрудников Росприродназдора, Минприроды, министерства туризма и предпринимательства, дирекции ООПТ, туристического сообщества, учёных и волонтёров.

Первоисточник: https://b-port.com/news/348207

На мысе Челюскин отработали новую технологию уборки Арктики

Российская газета, 24/11/2025

На мысе Челюскин, где сегодня находится станция Северного управления гидрометслужбы, волонтеры проекта "Чистая Арктика" отработали новую технологию эвакуации мусора из высоких широт. По аналогии с северным завозом ее назвали "северный вывоз": речь в первую очередь идет о десятках миллионов бочек из-под ГСМ, загрязняющих побережье Арктической зоны России от Архангельска до Чукотки.

…Вертолет медленно набирает высоту, на подвеске - сетка с десятками ржавых бочек. Для того чтобы поднять их, волонтеры вручную выкатывали бочки на вертолетную площадку - прямо на сетку, расстеленную на снегу. В каждой такой "авоське" вертушка поднимает за один раз по 50-80 штук тары. А на рейде этот груз поджидает ветеран Арктики - дизель-электроход ледокольного класса "Михаил Сомов". Кадрами спецоперации "Северный вывоз" поделились с "Российской газетой" представители проекта "Чистая Арктика": на борту "Сомова" пропитанное соляркой железо уже отправлено с мыса Челюскин в Архангельск, где его ждет утилизация.

А в целом за последние пять лет из Арктики, в том числе с Челюскина, вывезено более 400 тонн отходов, но это лишь малая часть ржавого наследия советского периода. Сегодня огромное количество этого металлолома, в том числе брошенной техники, угрожает арктической природе: остатки горючего отравляют почву и водоемы, а торчащие куски железа ранят моржей и медведей.

Еще недавно ржавую тару удавалось вывозить благодаря бизнесу: бочки переплавлялись, металл продавался, система работала. Но после 2022 года цены на металл резко пошли вниз, и освобождение Арктики от мусора с 2023 года приостановилось.

Волонтеры хотят сделать эту процедуру максимально эффективной, но и одновременно экологичной. Поэтому в основе технологии "Северного вывоза" - отказ от тяжелой техники, которая уродует тундру: "Волонтерский труд - ручной труд. Бочки нужно выкатывать - те, что можно доставить к вертолету вручную, - говорит руководитель проекта "Чистая Арктика" Андрей Нагибин. - Мы собираем бочки заранее, далее - вертолетом на судно. Казалось бы, "золотой груз", но на самом деле это не так. Если посчитать все убытки, ущербы и затраты на выставление тяжелой техники, то и с экологической точки зрения, и с финансовой будет дороже".

Эти рекомендации разработаны для труднодоступных территорий Арктической зоны России: убирать волонтеры предлагают в первую очередь те из них, где природе сегодня наносится реальный вред. Но ржавый утиль лежит не только здесь: тысячи тонн уже вывезены в порты Тикси, Анадыря, Певека, разрезаны в мелкую фракцию и ждут отправки на Большую землю. Только вот бизнес заниматься этим больше не хочет, так как старые бочки сейчас почти ничего не стоят. "Судовладельцы говорят, что обратный фрахт нужно оплачивать. Но на самом деле судно, которое идет по Севморпути, уже оплачено в оба конца. Другое дело, что судовладельцу невыгодно куда-то заходить и что-то брать на борт. Поэтому нужны варианты стимулирования, - считает Андрей Нагибин. - Помните, мы в детстве бутылки сдавали из-под кефира и получали какую-то копеечку. Так же должна работать и эта система, чтобы судовладелец был заинтересован".

Допустим, судно встает на рейде, а чтобы не тратить время на причаливание, принимает металлолом малым судоходным транспортом: плашкоутами, в том числе самоходными. Такой способ позволит собирать "бутылки из под кефира" со всех береговых территорий и отвозить их на Большую землю для утилизации. Но для этого, как считают в "Чистой Арктике", нужна законодательная инициатива от всех десяти арктических регионов, чтобы поддержать бизнес преференциями и не растягивать большую уборку высоких широт еще на одно столетие.

Тем временем

Прибрежная Арктика с высоты не белая, как принято считать, а ржаво-белая. В следующем году волонтеры планируют провести оценку накопленного мусора и определить, какая его часть требует первоочередной отправки на Большую землю. С учетом того, что около 20% бочек вовсе не пустые и по-прежнему заполнены ГСМ, они требуют особого подхода при утилизации.

Первоисточник: https://rg.ru/2025/11/24/severnyj-vyvoz.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Снижение выбросов диоксида серы приводит к восстановлению тундры

Таймырский телеграф, 24/11/2025

Сегодня все заметнее научно подтвержденный эффект проекта по сравнению с прошлым годом – об этом сообщил статс-секретарь национального комитета Десятилетия ООН по восстановлению экосистем, заместитель директора единого научного центра Минприроды России Вадим Петров.

Он напомнил, что выбросы диоксида серы в 2024 году сократились почти на 400 тыс. тонн. Запущенная «Норникелем» «Серная программа» приводит к масштабному росту естественного восстановления тундровых экосистем Таймыра:

«На очищенных территориях фиксируется возвращение растительного покрова, устойчивой тундровой флоры и ключевых видов лишайников. Это пример того, как промышленный проект становится фактором восстановления природы в промышленной Арктике».

Он добавил, что сегодня Норильск – полигон уникальных по масштабу экологических и градостроительных проектов:

«Благодаря взаимодействию города и «Норникеля» реализуется программа «Чистый Норильск» – один из крупнейших проектов экологической санации в Арктике».

Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/snizhenie-vybrosov-dioksida-sery-privodit-k-vosstanovleniyu-tundry/

В Заполярье разрабатывают технологии переработки старых промотходов

ТАСС, 24/11/2025

Власти Мурманской области работают над технологиями переработки советских промышленных отходов, которые копились в Арктике десятилетиями, для извлечения из них полезных компонентов. Об этом на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным сообщил глава региона Андрей Чибис.

"Мы вместе с коллегами отрабатываем технические решения и технологии, в том числе тех отвалов, которые накоплены еще десятилетиями. Ищем варианты, чтобы эти отвалы тоже перерабатывать, извлекая оттуда полезные компоненты, которые в советское время извлекать технологии не позволяли", - сказал Чибис.

Он добавил, что Мурманская область находится на втором месте в Национальном экологическом рейтинге, однако вопрос накопленного ущерба в Арктике еще стоит на повестке. "Здесь и вопросы промышленных компаний, и вопрос активного волонтерского движения, и нашего внимания к тому, чтобы сохранить арктическую природу, развивая одновременно промышленность, конечно, стоят. Очень внимательно за этим следим", - подчеркнул Чибис.

"Накопленный вред и экология в целом - это ведь не только вопрос запахов, хорошо или плохо пахнет, это вопрос здоровья людей. И конечно, здесь есть некоторые проблемы, которые требуют особого внимания, имею в виду рост онкологических заболеваний и новообразований", - ответил Путин.

Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/25713211

Энергетика

Reuters: два танкера с «Арктик СПГ-2» разгрузились в Китае

Коммерсант, 24/11/2025

Еще два танкера с проекта «Арктик СПГ-2», находящегося под санкциями, выгрузили партии сжиженного природного газа на китайском терминале Beihai LNG. Об этом сообщил Reuters со ссылкой на данные LSEG.

Газовоз Voskhod, получивший партию топлива с завода 25 октября, прошел по Северному морскому пути и 21 ноября разгрузился в порту Тешань в провинции Гуанси на юге Китая. Другой танкер, Arctic Pioneer, доставил партию СПГ в Китай 23 ноября. Газ забрали с плавучего хранилища Koryak FSU у берегов Камчатки, которое использовалось как перевалочный пункт для «Арктик СПГ-2» до усиления зимних ледовых ограничений.

Обычно навигация в восточном секторе Севморпути открывается в июне и продолжается до декабря. В остальное время года танкеры доставляют газ в Азию по более длинному маршруту — через Суэцкий канал и Малаккский пролив, что занимает около 45 дней. Путь по СМП до Китая значительно короче — около 20 дней.

В сентябре поставки российского СПГ в Китай достигли рекордных 1,299 млн т. По сравнению с прошлым годом объемы экспорта увеличились на 72%. Прежний рекорд был установлен в июле 2023 года и составлял 1 млн т.

Первоисточник: https://www.kommersant.ru/doc/8229194?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Цену на газ для промышленных потребителей Мурманской области попросили установить как в среднем по Северо-Западу

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 24/11/2025

Стоимость газа для промышленных потребителей в Мурманской области попросили установить на уровне средней по Северо-Запада. Такое решение должно начать действовать после газификации региона. С соответствующей просьбой к президенту обратился губернатор Андрей Чибис.

«Тогда это создаст конкурентные условия для новой промышленности на территории нашей области», — отметил глава Мурманской области.

Владимир Путин на это ответил: «вы правы, конечно, абсолютно».

Андрей Чибис объяснил, что кроме ухода от зависимости от мазута и обеспечения более дешёвым отоплением граждан, важным является не забывать и о промышленных потребителях. А именно — перерабатывать на территории региона того сырья, которое здесь добывается. Это позволит сократить производственные издержки и повысить налоговые отчисления.

«Тема газификации для нас принципиально важная, потому что это меняет уклад экономики Мурманской области», — добавил Андрей Чибис.

Первоисточник: https://b-port.com/news/348251