Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

27/11/2025

Оглавление

Биоресурсы

Вылов рыбы в Северном бассейне сократился по сравнению с прошлым годом

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 26/11/2025

Рыбаки Северного рыбохозяйственного бассейна выловили 296,9 тысячи тонн водных биоресурсов. Об этом сообщила пресс-служба Федерального агентства по рыболовству в среду, 26 ноября 2025 года.

За год добыча в Северном бассейне сократилась на 28,1% — в аналогичном периоде было выловлено 413,1 тысячи тонн.

В частности, показатели добычи трески снизились на 28,3% — с 209 тысяч до 150 тысяч тонн. При этом вылов мойвы вырос почти на 0,4% — с 51,7 тысячи до 51,9 тысячи тонн.

Общероссийский вылов водных биоресурсов в текущем году составил 4,3 млн тонн. По сравнению с прошлогодним показателем он снизился на 4,4%.

Первоисточник: https://b-port.com/news/348472

К переработке оленины осеннего забоя приступил пищекомбинат "Полярный"

ИА Чукотка, 26/11/2025

Анадырский пищекомбинат "Полярный" начал переработку свежей оленины. Предприятие получило 15 тонн амгуэмского мяса осеннего забоя. Сырьё идёт на производство колбас и мясных деликатесов, сообщает ИА "Чукотка".

Свежее сырьё пищекомбинат "Полярный" закупил у сельхозпредприятия "Амгуэма". Забой там завершили в конце октября, после чего подготовили партию оленины к отправке в окружную столицу. Два рефконтейнера с мясом в Анадырь из Эгвекинота доставил теплоход "ФЕСКО Ольга". «Очень ждали его, потому что сырьё подходит к концу. Планировали побольше, но в итоге получили 15 тонн свежемороженого мяса. Это первая партия осеннего забоя, она идёт на производство деликатесной и колбасной продукции. С момента поступления переработали примерно 3,5 тонны. Что-то уже в продаже, что-то появится позже, поскольку срок изготовления некоторых колбас может быть почти месяц», – рассказал корр. ИА "Чукотка" директор пищекомбината Михаил Филиппович. Предприятие закупает сырьё у разных поставщиков. В планах – приобретение партии оленины у СХП "Канчаланский", которое недавно завершило убойную кампанию. В течение года пищекомбинат перерабатывает примерно 35 – 40 тонн оленины. Предприятие отдаёт приоритет домашнему северному оленю, также принимает мясо диких животных у охотников. С ними заключают договоры на поставку "дикаря", в переработку его мясо идёт после проверки качества.

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/prodovolstvie_i_torgovlya/k_pererabotke_oleniny_osennego_zaboya_pristupil_pishchekombinat_polyarnyy/

В Тазовском районе разработают графики подгона оленей

Север-Пресс, 26/11/2025

Глава Тазовского района Виктор Югай поручил разработать четкие графики подгона оленьих стад. Это позволит оптимизировать трудовые ресурсы оленеводов, сообщил Югай в своем telegram-канале.

«Уверен, совместными усилиями мы успешно проведем убойную кампанию. Главной целью является обеспечение качественной экологически чистой продукцией жителей Тазовского района и учреждений социальной сферы», — говорится в сообщении.

Сроки подгона оленей будут согласованы с оленеводами. Этот процесс позволит избежать простоев и сэкономит время.

Убойная кампания в Тазовском районе началась 13 ноября на новом убойном пункте в районе реки Мессояха. Уже работают убойные пункты в Тазовском, Антипаюте и Гыде. Планируется заготовить 1200 тонн оленины, что превышает показатели прошлого года на 170 тонн.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/ekonomika/v-tazovskom-rajone-razrabotajut-grafiki-podgona-olenej/

Ученые создали «зеленые» удобрения для повышения урожайности в Арктике

Ведомости, 26/11/2025

Создание «зеленых удобрений» на основе местных микроорганизмов открывает новые перспективы для развития сельского хозяйства в арктических регионах. Как отмечает заведующий лабораторией ВНИИ сельскохозяйственной микробиологии Денис Карлов, повысить плодородие почв и продуктивность сельскохозяйственных угодий можно за счет использования природного потенциала азотфиксирующего растительно-микробного симбиоза. Исследование по разработке таких экологичных удобрений было поддержано Российским научным фондом (РНФ), пишут «Ведомости. Наука».

Ученые наблюдают естественные процессы адаптации арктической растительности к изменяющимся условиям. По словам Карлова, некоторые виды диких сородичей кормовых бобовых – вики, чины и клевера – теперь встречаются за пределами своих традиционных ареалов произрастания. Это расширяет сырьевую базу для создания новых биологических препаратов.

Параллельно решается проблема обеспечения свежими продуктами удаленных арктических поселений. Как поясняет грантополучатель РНФ Никита Цветов, доставка недозрелых овощей и фруктов ухудшает их вкусовые качества. Ученый видит перспективу в развитии вертикальных ферм с гидропонными и аэропонными системами, что сократит транспортные издержки.

Экологичные удобрения на основе местных штаммов бактерий позволят существенно снизить логистические расходы на доставку традиционных удобрений в арктические регионы. По оценкам исследователей, такой подход не только повысит рентабельность аграрного сектора на Крайнем Севере, но и будет способствовать созданию устойчивой системы местного продовольственного обеспечения.

Первоисточник: https://www.vedomosti.ru/society/news/2025/11/26/1158146-uchenie-sozdali-zelenie?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Наука, культура и образование

Дрейфующая станция «Северный полюс-42» провела больше 400 дней в ледяных просторах Арктики

Санкт-Петербург, 26/11/2025

Исследования в условиях полярной ночи. Более 400 дней дрейфующая станция «Северный полюс-42» работает в высоких широтах.

Сейчас экспедиция находится менее чем в двухстах километрах от географического Северного полюса. На льду рядом с ледостойкой платформой развернут научный лагерь, где ученые проводят наблюдения и эксперименты. В условиях полярной ночи при температуре ниже минус 20 градусов специалисты ведут непрерывный мониторинг и комплексные исследования по семи ключевым направлениям — от атмосферы и морского льда до геофизики и гидробиологии.

Для отбора проб полярники зачастую работают на морозе до пяти и более часов. Несмотря на ночь, холод и напряженный график, ученые находят время для отдыха и общения: на платформе проходят праздники, лекции, выставки и викторины, а также работает собственная радиостанция.

Первоисточник: https://tvspb.ru/news/2025/11/26/drejfuyushhaya-stancziya-severnyj-polyus-42-provela-bolshe-400-dnej-v-ledyanyh-prostorah-arktiki?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Оборона и безопасность

Потомственный ямальский оленевод передал на фронт 15 тонн оленины

Север-Пресс, 26/11/2025

Потомственный оленевод Алексей Яптик организует сбор гуманитарной помощи для бойцов СВО. Он уже передал более 15 тонн оленины и стал участником проекта «Герои Ямала. Новое поколение», сообщил «Ямал-Медиа».

«Потомственный оленевод передал более 15 тонн оленины. Из нее для фронтовиков сделали тушенку. Волонтером и его командой гордятся земляки и благодарят защитники Родины», — говорится в сообщении.

Северянин занимается и другой помощью: он привозит на отдаленные оленеводческие стойбища технику, горюче-смазочные материалы и продовольствие. Мужчина строит балки для зимовки и провожает студентов к оленеводам.

Теперь ямалец стал героем нового выпуска проекта «Герои Ямала. Новое поколение». Увидеть фильм о нем можно в социальной сети «ВКонтакте».

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/spetsoperatsija-na-ukraine/potomstvennyj-jamalskij-olenevod-peredal-na-front-15-tonn-oleniny/

CША планируют нарастить ледокольный флот для усиления присутствия в Арктике

ТАСС, 26/11/2025

США планируют наращивать ледокольный флот для укрепления позиций в Арктике на фоне активности Китая в регионе. Об этом говорится в плане Министерства внутренней безопасности (МВБ) Соединенных Штатов.

Законопроект президента США Дональда Трампа, подразумевающий увеличение расходов в оборонной сфере, "предусматривает исторический уровень финансирования в размере $8,5 млрд для ускоренного приобретения новых ледоколов", уточняется в документе. Утверждается, что "в 2025 году в арктических водах США было зафиксировано рекордное количество китайских военных и исследовательских судов". МВБ считает, что "наращивание Китаем ледокольного флота создает потенциальные вызовы морскому суверенитету США".

В плане говорится, что Береговая охрана США (USCG) впервые за последние 25 лет ввела в эксплуатацию новый ледокол Storis. В документе указано, что USCG нуждается в более современных судах для эффективной защиты интересов США в Арктике.

"Арктические и полярные регионы становятся все более важными для национальной безопасности США, экономического процветания и глобального лидерства, особенно в условиях расширения присутствия других государств в этих районах", - заявил заместитель министра внутренней безопасности США Роберт Лоу.

Первоисточник: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/25738311

Промышленность и технологии

Резидент Арктики запустит производство деревянных домов и беседок в Карелии

ТВ Сампо, 26/11/2025

Компания «Арктическая Лесная Корпорация» готовится к реализации инвестиционного проекта по производству домов, бань, беседок, качелей и мебельной продукции из натурального дерева в Костомукше, сообщает пресс-служба Минэкономразвития Карелии.

Инвестиции в проект оцениваются в 39 млн рублей, бизнес создаст 10 новых рабочих мест. Особое значение предприятие придает производству деревянных слэбов — широких спилов дерева, которые используются при изготовлении столешниц и прочих предметов интерьера. Предполагаемый объем производства продукции в год — от 100 до 1 тыс. кубометров. Начало работы предприятия намечено на конец 2026 года.

Для реализации проекта инвестор рассчитывает получить земельный участок без проведения торгов. На этой территории построят цех с линией деревообработки, административно-бытовой корпус и склады. Кроме того, предусмотрена закупка современного оборудования и специализированной техники.

«Мы убеждены, что наше предприятие не только обеспечит выпуск высококачественной продукции из местного сырья, но и окажет положительное влияние на развитие арктических территорий республики. Уже сейчас мы рассматриваем возможности для дальнейшего расширения производства и прорабатываем дополнительные направления развития предприятия, которые позволят укрепить наши рыночные позиции», — рассказал генеральный директор компании Владислав Егоров.

Первоисточник: https://sampotv360.ru/2025/11/26/rezident-arktiki-zapustit-proizvodstvo-derevyannyh-domov-i-besedok-v-karelii/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

T2 улучшила связь для 300 тысяч жителей ЯНАО

Север-Пресс, 26/11/2025

Мобильный оператор T2 в 2025 году модернизировал оборудование и установил новые базовые станции для жителей Лабытнанги, Ноябрьска, Нового Уренгоя и других населенных пунктов региона, для работников месторождений, а также для водителей и пассажиров на трассе «Салехард — Надым», которой еженедельно пользуются тысячи человек. Благодаря этому повысилось качество «голоса», а скорость мобильного интернета выросла на 17%

С начала года T2 улучшила связь в городах, селах и поселках ЯНАО, на территории месторождений и на автомобильных дорогах региона. Осенью T2 завершила один из крупнейших проектов в регионе — обеспечила связью тысячи автомобилистов и пассажиров, которые отправляются в поездки по трассе «Салехард — Надым». «Голос» и скоростной мобильный интернет T2 теперь доступны на всех участках дороги — на протяжении более 340 километров. Это позволяет клиентам пользоваться навигатором, слушать любимую музыку и аудиокниги во время долгого пути. Трасса является одной из ключевых в ЯНАО — ей пользуются не только жители региона, но и гости из соседних областей, Сибири и Центральной России.

Также техническая дирекция вывела в эфир базовые станции в 12 населенных пунктах, в том числе в городах региона — Лабытнанги, Ноябрьске, Новом Уренгое, Губкинском, Надыме, Тарко-Сале — и в отдаленных населенных пунктах — в Белоярске, Горнокнязевске, Харпе, Ныде, Мужах и Яр-Сале. Это позволило улучшить связь для местных жителей в спальных кварталах, местах отдыха, на спортивных объектах и в других важных местах.

T2 расширила магистральные каналы связи между Салехардом и шестью населенными пунктами: Белоярском, Горнокнязевском, Харпом, Яр-Сале, Панаевском, Салемалом, а также между поселком Ныда и городом Надымом. Благодаря этому выросла скорость обработки данных и, как следствие, увеличилась скорость мобильного интернета.

Кроме этого, компания модернизировала 12% телеком-оборудования в регионе — в Салехарде, Новом Уренгое, Губкинском, Ноябрьске, Надыме, Муравленко, а также в поселках Уренгой, Харп, в селах Ныда, Антипаюта, Самбург и Салемал. Это позволило увеличить емкость сети, сохраняя качество услуг при растущей нагрузке на сеть.

Новое качество связи доступно и работникам нефтегазовых месторождений — T2 модернизировала сеть на Правохеттинском линейно-производственном управлении, Северо-Комсомольском и Южно-Русском месторождениях.

Развивая сеть в ЯНАО, мы руководствуемся потребностями клиентов. Поэтому наши технические проекты охватывают не только главные населенные пункты региона, но и значимые трассы. С момента появления связи на дороге «Салехард — Надым» трафик там растет ежедневно — клиенты знают, мобильный интернет и значимые сервисы останутся с ними на протяжении всех 340 километров. В пути они слушают гигабайты музыки и аудиокниг, пользуются навигатором и остаются на связи с близкими. На конец 2025 года мы продолжим развивать сеть для клиентов в ЯНАО на самых значимых для них территориях.

Александр Корунков
директор филиала T2 в Ямало-Ненецком автономном округе.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/t2-uluchshila-svjaz-dlja-300-tysjach-zhitelej-janao/

Страховщики начали использовать ИИ и спутники для оценки рисков в Арктике

Ведомости, 26/11/2025

Климатические изменения в Арктике заставляют страховой рынок активно внедрять цифровые технологии. Ключевым фактором для оценки рисков стало таяние вечной мерзлоты, которое теперь отслеживается в реальном времени с помощью спутниковых карт потепления. Это позволяет страховщикам прогнозировать угрозы для инфраструктуры и транспортных маршрутов. Об этом «Ведомостям» рассказали представители крупных российских страховых компаний.

Искусственный интеллект стал важным инструментом анализа данных. Нейросети обрабатывают тысячи спутниковых изображений, учась отличать старые ледяные щиты от новых и определяя наиболее уязвимые участки. Как отмечает представитель «Абсолют страхования» Михаил Мосесов, эти данные позволяют компаниям рассчитывать риски для промышленных объектов.

Крупные российские страховщики уже применяют такие системы на практике. «Согаз» использует спутниковый мониторинг ледовой обстановки при страховании арктических месторождений и ледоколов. В «Ингосстрахе» разрабатывают ИИ-систему для прогнозирования климатических рисков в агростраховании на основе мультиспектральных данных со спутников.

По словам директора корпоративного страхования «Сберстрахования» Зары Геворкян, внедрение этих технологий повышает безопасность мореплавания и ускоряет реагирование при авариях. Эксперт считает, что это не только сделает маршруты безопаснее, но и позволит в перспективе снизить страховые тарифы для клиентов.

Несмотря на активное развитие технологий, сохраняется проблема нехватки открытых данных из научных центров. Тем не менее, переход на спутниковый мониторинг и ИИ-модели свидетельствует о формировании новых стандартов работы страховых компаний в Арктическом регионе.

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис на встрече с президентом России Владимиром Путиным 24 ноября отметил, что сегодня развитие Арктики для страны имеет значение, сопоставимое с развитием космоса в советскую эпоху. «Даже родилась такая фраза, что "Арктика – новый космос"», – подчеркнул он. По его словам, в Арктике формируется до 10% ВВП, «при том, что живет 2% населения». Чибис добавил, что Россия сохраняет лидирующие позиции в освоении арктических территорий – «46% валового продукта, который в мировой Арктике производится, производится на нашей территории».

Первоисточник: https://www.vedomosti.ru/society/news/2025/11/26/1158139-strahovschiki-nachali-ispolzovat?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Судостроение

Эксперт рассказал, что позволит развить судоремонтные мощности в Арктике

Флагман, 26/11/2025

Специальные инвестиционные контракты (СПИК) необходимо применять для развития судостроительных и судоремонтных мощностей в Арктике в рамках развития Трансарктического транспортного коридора. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на координатора экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, доцента Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) Александра Воротникова 26 ноября.

Напомним, Трансарктический транспортный коридор - маршрут, связывающий восточную и западную части России, порты Санкт-Петербурга и Владивостока через северные моря, порты Мурманска и Архангельска. Призван соединить мировые промышленные, сельскохозяйственные, энергетические центры и потребительские рынки более коротким, безопасным и экономически выгодным маршрутом.

"Это создание портовой инфраструктуры (в рамках развития Трансарктического транспортного коридора - прим. ред.), обеспечения судами и судоремонтными мощностями. Потому что, понятно что суда нужно ремонтировать на месте, а не гонять их куда-то в центр. Значит, нужно либо строительство новых судостроительных мощностей, либо реконструкция старых, например, Жатайская судоверфь в Якутии. Какой может быть инструмент при этом? Это специальный инвестиционный контракт (СПИК). Это соглашение между инвестором и государством, в котором фиксируются обязательства инициатора проекта по освоению производственной мощности в установленные сроки и привлечение инвестиций. Такой инструмент сейчас слабо используется российской судостроительной и судоремонтной отраслями", хотя в положение о нем он предусмотрен", - рассказал Воротников в кулуарах Северного форума в Якутске.

По словам эксперта, государство в лице регуляторов отрасли со своей стороны должно обеспечить локализацию промышленного производства.

Также Воротников подчеркнул, что в рамках реализации проекта Трансарктического транспортного коридора необходимо развивать не только портовую инфраструктуры, но арктические опорные города, находящиеся по пути маршрута.

"Потому что, не развивая эти города, а они находятся на всей территории коридора, мы и коридор не разовьем. Люди, которые здесь живут, именно они и занимаются обслуживанием судов и обслуживанием портов. То есть там, где они живут, все это связано с развитием транспортного коридора и развитие этих городов", - отметил он.

По его словам, одним из важнейших механизмов для развития Трансарктического транспортного коридора и опорных городов в Арктике является частно-государственное партнерство, и у России есть положительный опыт использования данного инструмента. Он напомнил, что правительством РФ утвержден список арктических опорных агломераций, в него включено более 500 мероприятий до 2035 года с объемом инвестиций более 3 трлн рублей, и большая часть будет финансироваться из внебюджетных источников.

Первоисточник: https://flagman-news.ru/news/cudoctroenie/_ekcpert_racckazal_chto_pozvolit_razvit_cudoremontnye_moshnocti_v_arktike.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Требование Балтийского завода к «Атомфлоту» вернуть отчёт по ядерной безопасности ледоколов дошло до суда

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 26/11/2025

АО «Балтийский завод» подало судебный иск к собственному заказчику — ФГУП «Атомфлот». Компания требует у предприятия госкорпорации «Росатом» вернуть отчёт по обоснованию безопасности ядерных реакторов для ледоколов проекта 22220.

Как отмечает издание «Деловой Петербург», документация касается пятого и шестого судов проекта — атомных ледоколов «Ленинград» и «Сталинград». Балтийский завод недоволен финансовой политикой заказчика и требует вернуть материалы, которые ранее были переданы «Атомфлоту».

Исковое заявление принял Арбитражный суд города Москвы. Следующее заседание запланировано на 4 февраля 2026 года.

Первоисточник: https://b-port.com/news/348420

Северный морской путь

Почти на 20% сократилось количество работников ММТП с начала года

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 26/11/2025

С января по октябрь 2025 года грузооборот Мурманского морского торгового порта составил 8,4 млн тонн — на 30% ниже показателя за аналогичный период 2024 года, на 43% ниже показателя за 2023 год. Об этом сообщили «Би-порту» в пресс-службе предприятия.

При этом для того, чтобы обеспечить минимальную рентабельность порта, объём грузов должен составлять 12-14 млн тонн, в то время как технически ММТП способен обеспечить перевалку до 24 млн тонн в год.

Основной объём составляют навалочные грузы (98,8% от общего объёма). В перечень таких грузов входит уголь и антрацит (78%), железорудный концентрат и окатыши (17,8%). Кроме того, идёт работа с проектным грузом, щебнем, песком и химическими удобрениями.

По информации от информированного источника, с начала 2025 года из ММТП ушло некоторое количество сотрудников, в том числе по сокращению. В тоже время в пресс-службе предприятия сообщили, что под сокращение попал один работник. При этом по сравнению с началом 2025 года численность сотрудников порта уменьшилась на 19%. На сегодняшний день там работают 1097 человек и открыто 20 вакансий.

Первоисточник: https://b-port.com/news/348357

Евгений Никора: Проект развития Арктики и Трансарктического транспортного коридора определяет диапазон возможностей для развития как всех арктических субъектов России, так и Дальнего Востока

Вечерний Мурманск, 26/11/2025

24 ноября Президент России Владимир Путин поддержал предложение председателя Комиссии Госсовета «Северный морской путь и Арктика» Андрея Чибиса о запуске комплексного проекта развития Арктики и Трансарктического транспортного коридора.

Заместитель Председателя Мурманской областной Думы, Председатель постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по межпарламентскому сотрудничеству Евгений Никора, комментируя итоги встречи, отметил, что она, несомненно, важна для Мурманской области, но важность ее точно этим не ограничивается.

– Значимость комплексного проекта развития Арктики и Трансарктического транспортного коридора во многом определяет диапазон возможностей для развития как всех арктических субъектов России, так Дальнего Востока, – сказал Евгений Никора. – Кроме того, я уверен, что этот проект придаст дополнительный импульс развитию Санкт-Петербурга и Ленобласти. Но тут стоит подчеркнуть ещё одну важную деталь – новое окно возможностей для наших зарубежных партнёров. Круглогодично эксплуатируемый Трансарктический транспортный коридор серьезно повышает конкурентоспособности логистических артерий тех государств, которые договорятся с нами о сотрудничестве. Прежде всего, это дружественные нам страны. И здесь обращает на себя внимание свежий комментарий заместителя Руководителя Администрации Президента РФ Максима Орешкина на полях саммита G20 в Йоханнесбурге: «Представители ряда стран, которые мы считаем недружественными, подходили с конкретными предложениями по сотрудничеству, по тому, как налаживать экономические взаимоотношения с Россией, реализовывать совместные проекты». Трансарктический транспортный коридор – один из проектов, как я вижу, где число «подходов» будет только расти.

В целом, как сказал Евгений Никора, итоги встречи Владимира Путина и Андрея Чибиса еще раз подтверждают, что глава региона не только эффективный лоббист российской Арктики, но и работающий на будущее нашей страны и ее геополитические интересы государственник.

– Очень интересно будет посмотреть, какие поручения и с какими сроками по итогам сегодняшнего доклада губернатора даст Президент. Но в чем уверен точно, что нам всем опять предстоит большая и напряженная работа, – подчеркнул Евгений Никора.

Первоисточник: https://vmnews.ru/nov_22/2025/11/26/evgeniy-nikora-proekt-razvitiya-arktiki-i-transarkticheskogo-transportnogo-koridora-opredelyaet-diapazon-vozmozhnostey-dlya-razvitiya-kak-vseh-arkticheskih-subektov-rossii-tak-i-dalnego-vostoka

Социально-экономическое развитие

Чибис: для развития Арктики необходимо создание новой госкорпорации

ТАСС, 26/11/2025

Глава комиссии Госсовета по направлению "Северный морской путь и Арктика", губернатор Мурманской области Андрей Чибис считает, что для выполнения комплексного плана по развитию Арктики необходимо создание новой государственной корпорации. Об этом он сообщил в эфире Радио РБК.

"По нашему мнению, необходимо создание специальной корпорации развития, которая могла бы при соответствующей гарантии государства выпускать в том числе длинные арктические облигации. То есть привлекать сюда деньги под те проекты, которые необходимы государству. По нашему мнению, это может быть одна из "дочек" ВЭБа. Либо, например, Росатом, который активно занимается развитием Северного морского пути", - сказал Чибис.

Он отметил, что инвестиционно выгодные проекты, но без гарантий от государства вряд ли привлекут инвесторов как российских, так и иностранных.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25731409?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Экология

Эксперт Воротников: поворот рек Сибири приведет к деградации вечной мерзлоты

ТАСС, 26/11/2025

Поворот сибирских рек в страны Центральной Азии приведет к серьезным климатическим изменениям и деградации вечной мерзлоты в Арктической зоне РФ. Такое мнение высказал ТАСС координатор экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, доцент Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Александр Воротников.

Ранее издание РБК со ссылкой на научного директора Института водных проблем Виктора Данилова-Данильяна сообщило, что отделение наук о Земле Российской академии наук предложит Минобрнауки проработать научную составляющую проекта по переброске речного стока сибирской реки Оби в Узбекистан.

"С учетом современных технологий проект вполне реален. Однако с учетом экологических рисков, современной экономической и геополитической ситуации он не очень актуален. К примеру, произойдет обезвоживание территорий, прилегающих к этим рекам, а это резко снизит поглощение парниковых газов. Это скажется на изменении климата - в сторону его потепления. Потепление в этом регионе обострит проблемы с деградацией вечной мерзлоты и, соответственно, потребует дополнительных средств на ее мониторинг и преодоление ее последствий. Есть и другие серьезные риски", - считает эксперт. По его словам, проект потребует огромного количества электроэнергии для производства труб для перекачки воды, что также скажется на климате и приведет к экономическим затратам.

Воротников подчеркнул, что России стратегически важно сохранить полноводность сибирских рек для экономики и развития транспортной логистики. "Это необходимо для создания полноценных транспортных маршрутов с Северным морским путем, развивая трафик в обе стороны. Как для доставки грузов на СМП, так и вывоза их для доставки по территории России, так и для экспорта в Китай и Монголию", - добавил он.

Кроме того, эксперт отметил, что более актуальными были бы вопросы поворота части стока северных рек в менее полноводные регионы на юге РФ и в Приволжье. "Водные ресурсы будут нужны самой России. Эта вода будет нужна нам. Это наш стратегический резерв, и использовать его надо разумно", - резюмировал Воротников.

Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/25729943?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Экология Арктика нуждается в разработке четкой схемы борьбы с аварийными разливами нефтепродуктов

Российская газета, 26/11/2025

Регионы Арктической зоны РФ нуждаются в разработке действенной схемы борьбы с аварийными разливами нефтепродуктов, которая позволила бы не только быстро ликвидировать загрязнение, но и оперативно выявить причины и виновников аварии. По мнению экологов, сегодня такой схемы не существует, что показала ситуация с сентябрьским ЧП на территории Первомайского округа Мурманска.

Следы нефтепродуктов на поверхности Кольского залива и на его берегу в первых числах сентября обнаружили жители города, и в областном центре был объявлен режим повышенной готовности (ПГ). Времени на ликвидацию разлива оставалось не так уж много: 14 сентября в городе планировалось провести XVIII Фестиваль спорта "Гольфстрим", в программу которого входил заплыв через Кольский залив. Уже 12 сентября временно исполняющий полномочия главы города Мурманска Иван Лебедев заявил, что "работы по локализации и ликвидации последствий практически завершены, загрязненный грунт убран". Сотрудники УМВД России по Мурманской области тем временем взяли пробы для лабораторного анализа. В дальнейшем правоохранительные органы дадут оценку произошедшему и привлекут к ответственности виновника, его сейчас устанавливают.

Загрязнение нефтепродуктами Кольского залива, который относится к водоемам высшей рыбохозяйственной категории, происходит далеко не впервые, отмечает мурманский эколог Игорь Котяш. Аналогичное происшествие имело место летом 2024 года - объем нефтесодержащих веществ, которые обнаружили возле Кольского моста, превышал предельно допустимую концентрацию в 400 раз. Буквально через пару месяцев, 11 августа, произошел еще один разлив нефтепродуктов во время погрузки бункерного топлива. Но при этом никто не вводил в Мурманске режим повышенной готовности. Тот факт, что сейчас ПГ по данной причине была объявлена впервые за многие годы, можно считать определенным прогрессом. Однако четкой процедуры реагирования на подобные ситуации до сих пор не существует.

При разливе нефтепродуктов необходимо не только их ликвидировать, но и выяснить, какая организация допустила. Для этого в течение четырех - восьми часов следует провести анализ состава загрязняющих веществ, поскольку легкие фракции углеводородов сразу начинают испаряться. Затем необходимо выяснить, на каких окрестных предприятиях они используются, чтобы затем заставить виновника ситуации компенсировать расходы на ликвидацию разлива. Однако чаще всего факт разлива лишь фиксируется, а поиск виновника не ведется.

- Одна из главных проблем в том, что нет возможности оперативно проводить отбор проб содержимого всех льяльных танков (баков для сбора и накопления вод, загрязненных маслом или топливом), находящихся в области выявленного пятна загрязнения, - отмечает Игорь Котяш. - Природоохранные организации имеют необходимое оборудование для анализа, а также определенные методики для идентификации нефтепродуктов, определяющие пики содержания различных углеводородов в разлившемся веществе. Но чтобы результаты анализа по таким методикам имели юридическую силу, нужно пройти очень долгую и дорогую процедуру аккредитации, подтверждающую объективность методик. Нужно иметь хроматограф, который стоит бешеных денег, источник бесперебойного питания для него. Должны быть специалисты, умеющие на нем работать. А потом еще придется пройти ряд проверок.

То есть, подводит итог эколог, "для каждой лаборатории аккредитация - это адовый процесс". Нетрудно предположить, что к таким испытаниям мало кто стремится.

Со сбором разлитых нефтепродуктов тоже не все так просто, как могло бы показаться. Для этого есть и организации (государственные и частные), и специалисты, и оборудование. Но сложность в том, что сбор загрязнения с поверхности водоема стоит достаточно дорого. Согласно законодательству компенсировать эти затраты должен виновник аварии. Но если виновник почти наверняка не будет выявлен, то и перспективы получить компенсацию затрат на ликвидацию разлива выглядят туманно.

Попасть на территорию организации, подозреваемой в загрязнении акватории, тоже дело непростое. Очень часто утечку нефтепродуктов допускают военные, которые отказываются допускать на свою территорию гражданских проверяющих. В этом случае приходится вызывать представителей военной прокуратуры.

- У военных все еще серьезнее, - подчеркивает эксперт. - В районе мыса Мохнаткина Пахта, где находится нефтеперевалочная база и где в 2015 году в воду вылилось 400 тонн мазута, есть так называемые мазутные амбары - заполненные мазутом большие углубления в земле, выложенные глиной и накрытые сверху крышей.

С ростом перевозок углеводородов по Севморпути опасность загрязнения арктических морей и рек будет возрастать
Их строили еще в тридцатых годах минувшего века, и сегодня они мало-помалу выходят из строя, а мазут из них попадает в Кольский залив. И таких мазутных амбаров у нас не один и не два. Каково их точное количество и расположение, сегодня не знает никто.

Первоисточник: https://rg.ru/2025/11/26/reg-szfo/ekologiia-arktika-nuzhdaetsia-v-razrabotke-chetkoj-shemy-borby-s-avarijnymi-razlivami-nefteproduktov.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

АЛРОСА представила уникальные климатические технологии на VI Северном форуме

ЯСИА, 26/11/2025

АЛРОСА раскрывает природный потенциал кимберлитовой руды для сокращения выбросов CO₂. Компания, один из организаторов VI Северного форума по устойчивому развитию «Север и Арктика – партнёрство в меняющемся мире», представила инновационные практики в направлении низкоуглеродного развития.

Сессия «Алмазы, Золото, Газ, Лес: на пути к углеродной нейтральности», посвященная климатическому регулированию в регионах Дальнего Востока, открылась с приветственного слова организаторов. Представитель АЛРОСА, заместитель начальника Управления международного сотрудничества компании Татьяна Гончаренко подчеркнула значимость комплексного подхода к решению климатических задач и важность объединения усилий бизнеса, власти и общества по достижению целей сокращения выбросов в производственных и региональных проектах.

Особое внимание участников форума вызвала разработка по минеральной карбонизации кимберлита — природного процесса поглощения углекислого газа горной породой, о которой рассказала Анастасия Габрашитова, директор Экологического центра АЛРОСА. В ходе совместных исследований АЛРОСА и учёных МГУ было доказано, что переработанный кимберлит способен поглощать CO₂ в объёме, превышающем совокупные выбросы компании, при этом углерод фиксируется в стабильной минеральной форме. В 2025 году результаты поглощения углекислого газа были подтверждены международной верификацией TÜV Austria – АЛРОСА стала первой горнодобывающей компанией в мире, производящей углеродно-нейтральные алмазы с отрицательным углеродным следом -0,71 кг CO₂-экв. на карат.

До 2030 года АЛРОСА планирует стать лидером горнодобывающей отрасли по внедрению экологичных технологий, включая ответственное водопотребление и восстановление биоразнообразия. Компания реализует Экологическую и Климатическую стратегию, направленную на минимизацию воздействия на окружающую среду, повышение энергоэффективности и сокращение выбросов СО₂.

На форуме были представлены ключевые проекты по снижению выбросов и повышению экологической эффективности: перевод технологического транспорта на СПГ на Удачнинском ГОК, повышение энергоэффективности Накынского рудного поля, увеличение генерации Вилюйской ГЭС-3. Был анонсирован проект по улавливанию парниковых газов через карбонизацию кимберлита, один из первых CCS-проектов в России.

АЛРОСА активно участвует в поддержке климатических инициатив, рассматривая это направление как часть органического социально-экономического развития Якутии с учетом особенностей территорий, культуры и традиций населяющих их коренных малочисленных народов. О проектах по взаимодействию и поддержке коренных малочисленных народов Севера со стороны АЛРОСА Татьяна Гончаренко поделится в рамках дискуссии «Сохранение языков и культуры коренных народов Севера», которая состоится во второй день Северного форума.

Первоисточник: https://ysia.ru/alrosa-predstavila-unikalnye-klimaticheskie-tehnologii-na-vi-severnom-forume/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

В Якутии стартовал VI Северный форум по устойчивому развитию

НИА-Федерация, 26/11/2025

В Якутске стартовал VI Северный форум по устойчивому развитию. Ключевая тема мероприятия, которое состоится с 26 по 28 ноября, - «Север и Арктика – партнерство в меняющемся мире».

В работе форума принимает участие более 170 представителей арктических и северных регионов России, а также Китая, США, Норвегии, Камеруна, Монголии, Индии, Дании и Бразилии, сообщает пресс-служба форума.

В первый день работы крупного международного форума обсуждается использование ядерных технологий в Арктике, климат, состояние и динамика мерзлотных экосистем холодных регионов Азии, организация Северного завоза, вопросы сотрудничества Якутии и Китая и другие актуальные вопросы устойчивого развития Арктического региона.

Сегодня также состоится II Рабочая сессия форума «Формирование перспективных систем климатического регулирования в геостратегических территориях Дальневосточного федерального округа». Сессия посвящена поиску практических решений для достижения углеродной нейтральности России к 2060 году в условиях ограниченного доступа к международным рынкам. Участники обсудят адаптацию климатического регулирования для регионов Дальнего Востока, лучшие практики и стратегии промышленных компаний.

В центре внимания участников Северного форума – шесть направлений, включая ключевую тему форума:

«Север и Арктика – партнерство в меняющемся мире»;

«Северный форум: голоса регионов в международной повестке»;

«Партнерство для развития арктической инфраструктуры»;

«Креативные индустрии и культура Арктики в глобальном контексте»;

«Глобальное партнерство на благо экологии»;

«Устойчивое развитие сообществ коренных народов».

Среди ключевых спикеров – глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, вице-премьер Якутии Ольга Балабкина, представители власти и науки Российской Федерации и Китайской Народной Республики, послы доброй воли «Северного форума».

«Северный форум» – международная организация северных регионов, основанная 8 ноября 1991 года на Аляске, США. В настоящее время в состав Северного форума входят 12 регионов: Еврейская автономная область, Камчатский край, Красноярский край, Магаданская область, Ненецкий АО, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Ханты-Мансийский АО – Югра, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО, штат Аляска (США), провинция Канвон (Республика Корея), а также бизнес-партнеры из РФ, Исландии, Норвегии, США, Японии. Председательствующий регион – Ненецкий автономный округ.

На международной площадке форума ежегодно, начиная с 2019-го, эксперты обсуждают будущее Севера и Арктики, решения актуальных проблем и использование новых возможностей, пишет НИА-Саха

Первоисточник: https://www.nia-rf.ru/news/economy/113880?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Острова ржавых бочек

Мурманский вестник, 26/11/2025

Всероссийскому экологическому и волонтерскому проекту «Чистая Арктика» исполнилось пять лет. По этому случаю в Мурманске была организована фотовыставка, рассказывающая о вкладе, который вносят волонтеры из разных регионов России, в дело приведения в порядок наших северных территорий. Она работала в культурно-выставочном центре Русского музея и собрала самых активных участников трудовых походов по нашим арктическим берегам.

Мишки с аэродрома
Места, где разбивали свои лагеря волонтеры, были самыми разными. Объединяло их одно - все это дальние, труднодоступные территории и, как правило, с обильным количеством разбросанного мусора. От микропластика, которым завалены многие участки Северного Ледовитого океана, до тысяч и тысяч ржавых бочек из-под горючего. В советские времена их завозили по морю и по воздуху, а вот возвращать обратно казалось делом хлопотным и ненужным.

Мне самому как-то удалось побывать на Земле Александры, что на архипелаге Земля Франца-Иосифа. И для меня это был просто шок - увидеть красивейшие места нашей планеты, которые были завалены ржавыми бочками и прочим металлоломом. А в домах бывшего аэродрома подскока мы обнаружили живущих там… белых медведей.

Надо отметить, что со времени того путешествия многое изменилось. Силами моряков Северного флота были собраны и вывезены на Большую землю тысячи и тысячи тонн ржавого металла.

Генеральная уборка
И вот теперь - волонтеры. Всероссийский проект «Чистая Арктика» стартовал в 2021 году. Его инициаторами стали наши известные капитаны - атомного ледокола «50 лет Победы» Дмитрий Лобусов из Мурманска и советский и российский капитан ледокола Геннадий Антохин из Владивостока.

Они предложили провести на арктических территориях своего рода генеральную уборку. Идею поддержали экологи, общественные и волонтерские организации, ученые и главы регионов.

Сегодня «Чистая Арктика» - это десятки тысяч волонтеров. Свою работу по очистке арктических земель они проводили на полуострове Таймыр, в поселках Тикси в Якутии, Старый Варандей в Ненецком автономном округе, Биллингс на Чукотке и даже на берегах архипелага Новая Земля.

Хрупкое Заполярье
С первых дней создания проекта к нему присоединились и активисты Единого волонтерского центра Мурманской области.

- Мурманск как столица Русской Арктики, как регион, с которого начинался этот проект, конечно, никогда не остается в стороне, - рассказала руководитель Единого волонтерского центра Евгения Чибис. - Наша Арктика хрупкая, она должна быть очищена от накопленного мусора. Мы часто говорим, что она у нас очень красивая, недоступная, волнующая, многим это видится как место для подвига. Но это и земли, где много ржавчины, старых бочек, заброшенных кораблей, и все это очень портит нашу природу.

Помощь нужна везде
Ирина Пятова приехала на юбилей и открытие фотовыставки в Мурманск из Тульской области. Местом ее первой волонтерской экспедиции стал Старый Варандей. Мусора там было много - и остатки полусгнивших бревен, и пластик, который сюда принесло штормами.

А потом многим активистам «Чистой Арктики» пришлось отправиться к Черному морю, в Анапу, у берегов которой затонули танкеры с мазутом. Им покрылось побережье на многие километры вокруг. Это была настоящая экологическая катастрофа, и волонтеры не смогли остаться в стороне. Работать приходилось в тяжелейших условиях, едва ли не круглые сутки, чтобы очистить берег и спасти птиц.

Потом был небольшой остров Шумша, расположенный на другом конце страны. Самый северный в Курильской гряде, он находится между Сахалином и Камчаткой.

Очень Дальний Восток
О той поездке очень интересно рассказала руководитель волонтерской группы движения «Русская Арктика» Анастасия Фатерина. Шумша - это не Арктика, самый Дальний Восток, крохотный остров в Тихом океане, где царит необычайная красота, и снова - мусор. В основном прибойный, нанесенный штормами, которых там хватает. Вторая смена собирала бревна, выброшенные на берег во время цунами.

Сама Анастасия из Москвы, рассказывает, что дедушка с бабушкой строили БАМ, и поэтому в ее семье очень любят дальние места и, конечно же, Арктику.

- Шумша - это остров, где шли финальные бои Второй мировой войны, где советские войска воевали с фашистскими союзниками - японцами, - рассказала она. - И там осталось много памятников и мест, связанных с теми событиями 80-летней давности. Мы с ребятами не могли остаться в стороне, ремонтировали старые монументы, приводили в порядок территорию вокруг них.

От родника до океана
В год 80-летия Победы в местах боев Великой Отечественной немало потрудились и мурманские волонтеры. Как рассказала Евгения Чибис, они сосредоточились на благоустройстве братских могил. Этим летом привели в порядок воинские мемориалы, расположенные на полуостровах Среднем и Рыбачьем, а также в районе Лиинахамари.

Это работа важная, и она, без сомнения, будет продолжена. Кроме того, волонтеры не устают трудиться над масштабным проектом Единого волонтерского центра Мурманской области «От родника до океана».

- Это самый трогательный наш проект и самый объединяющий. Я не видела еще ни одного человека, который прошел бы через этот проект и не сдружился, не рассказал бы о нем своим друзьям. Это проект, за который люди, участвующие в нем, чувствуют гордость и ответственность, - поделилась Евгения Чибис.

«От родника до океана» - название, которое говорит само за себя. Даже убрать территорию вокруг маленького родничка непросто, что уж говорить о ремонте огромного маяка! Нашим землякам при поддержке Гидрографической службы Северного флота уже удалось облагородить фасады, близлежащие постройки и территорию трех маяков - Кашкаранского, что на Белом море, Териберского, стоящего на берегу моря Баренцева, и маяка Вайда-губа, работающего на полуострове Рыбачьем.

Путь на Кильдин
- И сегодня мы подписываем соглашение о дальнейшем взаимодействии с «Чистой Арктикой», так как в планах на следующий сезон - приступить к ремонту еще одного маяка. Это будет Кильдинский маяк, расположенный на острове при входе в Кольский залив, - раскрыла секрет Евгения Чибис, добавив, что это будет сложная задача. Ведь добраться туда можно только по морю, а потом еще немало передвигаться по самому острову в непростых географических и природных условиях Крайнего Севера.

Кроме того, в ремонт самого маяка придется вложить немало сил, работы как минимум займут два года. Ведь сезон ремонта и стройки в Заполярье весьма короткий.

Организаторы проекта «Чистая Арктика» уверены, что этот масштабный проект и дальше будет расширяться. Ведь его волонтеры уже не просто люди, которые заинтересованы поехать в Арктику, чтобы помочь очистить ее.

- Они готовы откликнуться на любые вызовы, - сказала Анастасия Фатерина. - Я уверена, что Арктика будет чистой. За пять лет работы этого проекта мы объединились, и сейчас в наших рядах по всей стране уже более десяти тысяч человек.

Надо отметить, что всего по итогам пяти сезонов волонтеры «Чистой Арктики» в разных ее частях, на островах и побережье собрали уже более 22 тысяч тонн отходов, очистили территорию более чем в 1100 гектаров.

Первоисточник: https://www.mvestnik.ru/eco/ostrova-rzhavyh-bochek/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Анатолий Алексеев рассказал о принятых мерах по ликвидации накопленного металлического мусора в Арктике

Yakutia Daily, 26/11/2025

Сегодня в ходе VII Межрегиональной научно-практической конференции «Арктический вектор. Экология Арктики: вызовы устойчивого развития и права коренных народов» Анатолий Алексеев, заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я), подчеркнул остроту вопроса ликвидации накопленного мусора в арктической зоне республике и обозначил приоритеты государственной политики в сфере охраны окружающей среды.

По словам замминистра для устранения накопленного экологического ущерба на территории Якутской Арктики были предприняты значительные усилия.

— Среди достигнутых результатов можно отметить полное исключение угрозы радиационного загрязнения, ликвидацию опасного объекта – хвостохранилища Куларской золотоизвлекательной фабрики, а также выявление и обследование нового объекта с признаками накопленного вреда – хвостохранилища Батагайского ГОКа, — сообщил Анатолий Анатольевич. — Материалы обследования этого ГОКа переданы в Минприроды России для последующего внесения в государственный реестр и определения приоритетности мероприятий по ликвидации.

Продолжается проект по разработке плана ликвидации хвостохранилища Депутатского ГОК, организовано устранение точки накопления металлического лома в поселке Тикси Булунского района, активно реализуется общественный волонтерский проект «Чистая Арктика», направленный на очистку населенных пунктов от металлолома и другого мусора.

Запущен федеральный проект «Генеральная уборка» в рамках нацпроекта «Экологическое благополучие», предусматривающий подъем и удаление 12 затонувших судов из морских вод республики. Наконец, началась масштабная работа по рекультивации и устранению несанкционированных свалок благодаря эффективному освоению «окрашенных» экологических платежей.

Эти меры являются частью комплексной стратегии, направленной на обеспечение экологической безопасности и улучшение качества жизни населения Якутии.

Замминистра подчеркнул, что на сегодняшний день в поселке Тикси Булунского района осталось не более 57% ранее зарегистрированного металлолома. Это показательный результат работы по очистке Арктики, проводимой с 2021 года. При этом, на территории арктических районов республики по-прежнему остается порядка пяти миллионов тонн металлолома в 437 точках накопления.

Первоисточник: https://yakutia-daily.ru/anatolij-alekseev-rasskazal-o-prinyatyh-merah-po-likvidaczii-nakoplennogo-metallicheskogo-musora-v-arktike/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Энергетика

Эксперт Русина: строительство АЭС в Арктике должно стать приоритетом для Сибири

ТАСС, 26/11/2025

Строительство атомных энергоблоков в Арктике должно получить приоритет в Сибири из-за удаленности территории от остальных объектов энергосистемы. Таким мнением с ТАСС поделилась декан факультета энергетики Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), доктор технических наук Анастасия Русина.

В ноябре, выступая на конференции AI Journey, президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия в ближайшие два десятилетия построит атомные объекты суммарной мощностью практически равной действующей сейчас атомной генерации. В Объединенном диспетчерском управлении энергосистемы Сибири ТАСС уточнили, что до конца 2042 года планируется строительство атомного энергоблока с реактором нового поколения, двух АЭС в Томской и Иркутской областях, а также атомной станции малой мощности в Красноярском крае.

"Арктика, в первую очередь, в приоритете, но функционирование таких сложных объектов в суровых условиях должно более детально рассматриваться. В объединенной энергосистеме Сибири 10 энергосистем, из них только 3 избыточные, то есть вырабатывают энергию вовне. Конечно, Дальний Восток больше нуждается в новых мощностях, но и Сибирь скоро станет дефицитной. Даже Новосибирск является дефицитным регионом, поскольку у нас мощность потребления больше, чем мощность генерации", - отметила она.

Русина добавила, что в Сибири почти 50% генерации составляют гидроэлектростанции, которые способны покрывать неравномерности графиков нагрузки. Но из-за того, что работа такого сооружения во многом зависит от приточности реки, где она находится, возникают трудности с обеспечением постоянной составляющей энергоснабжения. Строительство атомных станций позволяет решить эту проблему. Русина подчеркнула, что строительство АЭС дает импульс развития не только промышленности, но и самой территории.

"Населенные пункты в таком случае развиваются в разы быстрее, чем если мы строим линию электропередачи", - пояснила эксперт.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25729955?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

«Нечего будет качать»: эксперт объяснил заявление об исчерпании месторождений в Арктике к 2035 году

Радио Комсомольская правда, 26/11/2025

Член общественного совета Арктической зоны РФ Николай Доронин в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал заявление губернатора Мурманской области Андрея Чибиса о том, что часть месторождений исчерпает себя к 2035 году.

По его словам, губернатор перестраховывается, думает наперед, на реализацию дальнейшего развития Северного морского пути или Трансарктического транспортного коридора.

«У нас действительно есть проблема с тем, что открытые в советское время месторождения, в первую очередь, газовые, нефтегазоконденсатные, они, условно говоря, истощаются. Но в то же время есть новые группы месторождений, например, Мессояхское месторождение. Только в 2016 году приступили к их разработке и там очень значимые запасы. Но речь идет именно о том, чтобы мы могли заложить в будущий план после 2035 года обновленную модель, касающуюся того, какие грузы мы повезем по Северному морскому пути. Конечно, в первую очередь это газ, у нас в Арктике добывается больше 85% природного газа, который сейчас поставляется потребителям в виде сжиженного газа путем перевозки по Северному морскому пути газовозами. Поэтому, конечно, мы должны знать, что будет после 2035 года. То есть речь не идет о том, что в 2035 году все остановится, нам нечего будет качать, нечего будет добывать. Это именно речь идет про долгосрочные прогнозы, потому что после 2035 года надо будет построить следующий долгосрочный прогноз и уже посмотреть, чем именно мы можем обеспечивать эту логистику. Но помимо нефти и газа есть еще металлы, уголь, древесина. Это все наши традиционные продукты, которые будут поставляться, там угрозы истощения не предвидится», — сказал он.

Первоисточник: https://radiokp.ru/ekonomika/nid772855_au85601auauau_nechego-budet-kachat-ekspert-obyasnil-zayavlenie-ob-ischerpanii-mestorozhdeniy-v-arktike-k-2035-godu?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Губернатор Ямала назвал необходимым развитие шельфовых месторождений в Арктике

ТАСС, 26/11/2025

Технологии, связанные с разработкой новых ямальских месторождений, в том числе шельфовых, смогут стать ответом на мировое потребление энергии. Однако таких технологий в регионе пока нет, такое мнение высказал в рамках пленарного заседания Конгресса молодых ученых губернатор Ямала Дмитрий Артюхов.

"Мы потихонечку подходим к моменту, когда классические месторождения заканчиваются. А умеем мы работать на шельфе? - Не умеем. На теплых то морях не умеем, что уж говорить о такой толще льда, и огромные особенности климатических работ, но мы туда должны прийти. Сегодня уже говорилось про мировое потребление энергии, про конкуренцию за это, и именно Арктика даст такой системный ответ, где же ее брать, но технологий пока нет - это все надо сделать и исследования надо усиливать", - сказал он.

V Конгресс молодых ученых в рамках Десятилетия науки и технологий в России проходит 26-28 ноября на федеральной территории "Сириус". Организаторами конгресса выступают Министерство науки и высшего образования РФ, координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте РФ по науке и образованию, АНО "Национальные приоритеты" (оператор Десятилетия науки и технологий в России), Фонд Росконгресс. ТАСС - генеральный информационный партнер конгресса.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25740599

Бензина нет, но есть надежда: в Салехарде на АЗС закончился бензин

Север-Пресс, 26/11/2025

Топливный коллапс случился в Салехарде. Там на обеих АЗС «Роснефти» закончился бензин 92 и 95 марок. Все водители города стоят в очереди на единственную действующую заправку в столице Ямала, сообщил корреспонденту «Север-Пресса» местный житель.

«В обед решил заправиться. Поехал на одну, на другую заправку, а бензина нет. Пришлось стоять в длинной очереди на единственную оставшуюся АЗС. Каждый год примерно в это время начинается вот такая катавасия с топливом», — рассказал возмущенный водитель.

Корреспонденту агентства удалось дозвониться на горячую линию «Роснефти». Там сообщили, что возникли «некоторые проблемы с бензовозом», поэтому доставка топлива задержалась.

Что конкретно случилось, оператор не уточнил. «Доставку бензина обещают на завтра», — ответили корреспонденту.

Департамент экономики ЯНАО подтвердил эту информацию. Там уточнили, что причиной задержки доставки топлива стала погода.

«На автозаправочных станциях сети «Роснефть» 27 ноября ожидается поставка бензина марок АИ-95 и АИ-92, а также зимнего дизельного топлива. Временная нехватка топлива вызвана сложностями с логистикой, возникшими в результате неблагоприятных погодных условий», — уточнили в пресс-службе.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/benzina-net-no-est-nadezhda-v-saleharde-na-seti-azs-zakonchilsja-benzin/