Обзор СМИ
03/12/2025
Оглавление
Исследования древнего Севера хотят доверить цифре
Мощи Василия Мангазейского продолжат искать с разрешения архиепископа
Наталья Мильчакова: пока еще достаточно препятствий для круглогодичной навигации по Севморпути
Более 20 тонн золота добыли на Чукотке за десять месяцев
Глава Ямальского района представил губернатору планы развития
Северный Завоз
Уголь доставят в три труднодоступных села Чукотского района наземным транспортом
ИА Чукотка, 02/12/2025
Схему поставок твердого топлива изменили в Чукотском районе. Уголь в Нешкан, Инчоун и Уэлен доставят на технике повышенной проходимости. Первый рейс был выполнен в конце минувшей недели. Для населения в муниципалитете открыта горячая линия, сообщает ИА "Чукотка".
По данным администрации Чукотского района, все котельные в муниципалитете работают в штатном режиме, тепло есть во всех жилых домах. Лаврентия, Лорино и Энурмино обеспечены топливом в полном объеме. Ещё для трёх сёл утверждена новая схема поставок угля. Сформированы два маршрута: в Нешкан уголь завезут из Эгвекинота, в Уэлен с мыса Дежнева и в Инчоун из Уэлена. Пробный рейс был выполнен на выходных в село Инчоун, туда доставили 10 тонн угля. Для перевозки задействовали бульдозер с волокушей. К тому времени запас угля на сельской котельной составлял 89 тонн. До 15 декабря в село планируют завезти 800 тонн угля, до 30 июня 2026 года еще 400 тонн. Поставки ведет компания "Чукотснаб". Вопрос обеспечения населения топливом находится на контроле администрации Чукотского района. «Жидкое топливо и продукты в полном объеме завезены во все населенные пункты. Также завершен завоз товаров первой необходимости и промышленных товаров. Продолжается поставка угля в некоторые поселки, которая будет осуществляться согласно утвержденному графику поставщика. Оснований для беспокойства ни у кого быть не должно. Если у кого-то заканчивается уголь – прошу обращаться к главе сельского поселения или в управляющую компанию "Айсберг" к мастеру участка в вашем поселении. Уголь будет к вам будет подвезен», –сообщила глава Чукотского района Лариса Юрочко.
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/infrastruktura/ugol_dostavyat_v_tri_trudnodostupnykh_sela_chukotskogo_rayona_nazemnym_transportom/
Биоресурсы
Ямал в 2025 году установит рекорд по заготовке оленины
Север-Пресс, 02/12/2025
На Ямале в 2025 году установят рекорд по объему заготовки оленины. Мотивацией для частных оленеводов стало повышение закупочных цен, сообщил директор окружного департамента АПК Андрей Рубашин.
«Значительную мотивационную роль для частных оленеводов, являющихся основными поставщиками, сыграло принятое год назад решение губернатора Дмитрия Артюхова об увеличении закупочных цен на оленину», — процитировала Рубашина пресс-служба главы Ямала.
В 2025 году в округе планируют заготовить рекордные 3,5 тысячи тонн оленины. Рост объемов регистрируется с 2019-го (1,6 тысячи тонн).
Стабильную динамику роста поддержало активное строительство новых и ремонт старых коралей, расширение сети убойно-заготовительных комплексов, которых в округе 17. Каждый год открываются новые перерабатывающие производства, модернизируются и наращиваются действующие мощности.
Продукцией из оленины торгуют не только в регионе, но и за его пределами. Так, растет объем торговли на маркетплейсах, увеличиваются поставки в ресторанные сети.
Сельхозпредприятия округа производят более 220 наименований готовой мясной продукции. Значительную часть поставляют в соцучреждения и продают в магазинах Ямала.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/ekonomika/jamal-v-2025-godu-ustanovit-rekord-po-zagotovke-oleniny/
Коренные малочисленные народы
На Ямале прописали стандарты для создания эталонного чума
Север-Пресс, 02/12/2025
На Ямале введут минимальные рекомендуемые характеристики для материалов, которыми обеспечивают кочевников. Соответствующий документ опубликовал окружной департамент по делам коренных малочисленных народов Севера.
«Проектом предусмотрены изменения, касающиеся введения рекомендуемых минимальных характеристик закупаемых материальных средств регионального стандарта минимальной материальной обеспеченности лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в ЯНАО», — прокомментировали в департаменте. Изменения вступят в силу с 2 января 2026 года.
Стандарты разработаны для материалов, необходимых для ведения традиционного образа жизни. Так, зимний нюк для покрытия чума должен состоять не менее чем из 30 оленьих шкур ручной выделки. Шест для чума следует изготовить из молодой, тонкоствольной древесины с использованием традиционных методов путем ручной обработки.
Рекомендуемые характеристики уточнили для кожи, парусины и шинельного сукна, покрывающих чум. Стандартами обзавелись печи, керосиновая лампа, сукно для бытовых нужд, сетематериалы, металлочерепица, кровельные саморезы, обрезная доска.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/kmns/na-jamale-propisali-standarty-dlja-sozdanija-etalonnogo-chuma/
Наука, культура и образование
Исследования древнего Севера хотят доверить цифре
Север-Пресс, 02/12/2025
В Салехарде завершилась полевая конференция «Обдория — Мангазея». Ее участниками стало больше ста человек, а доклады представили 20 специалистов, сообщила руководитель службы государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО Елена Дубкова.
«На конференции представлены доклады примерно 20 специалистов. В числе ключевых предложений — внедрение результатов исследований в просветительскую деятельность с применением цифровых продуктов, которые, безусловно, позволят расширить аудиторию и повысить интерес к истории региона», — процитировала Дубкову пресс-служба главы Ямала.
В работе конференции приняли участие больше сотни человек — ученые, представители органов региональной и муниципальной власти, духовенства, казачества, музейного сообщества, краеведы и старожилы. Она стала площадкой для презентации результатов полевых и камеральных исследований в области археологии Ямала.
Ученые ЯНАО, ХМАО, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга представили доклады по археологическим исследованиям «Городища Мангазея» и жития первого сибирского святого Василия Мангазейского. Участникам рассказали об изучении пятитысячелетней истории старой части Салехарда.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/nauka/issledovanija-drevnego-severa-hotjat-doverit-tsifre/
Мощи Василия Мангазейского продолжат искать с разрешения архиепископа
Север-Пресс, 02/12/2025
Археологи продолжат поиски мощей Василия Мангазейского. Разрешение на это дал архиепископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай, сообщил в пресс-центре «Север-Пресса» директор научно-производственного объединения «Северная археология — 1» Георгий Визгалов.
«Поисками мы не занимались, потому что хотели спросить совета и благословения у нашей епархии, у владыки. И сегодня он сказал, что надо продолжать, надо поискать», — сказал Визгалов.
Археолог добавил, что часовня Василия Мангазейского раскопана предшественниками. Анализ найденных костей проводили в отделении антропологии Института этнографии Академии наук СССР.
«Предварительно мы наводили справки, узнавали, куда могли отправляться [кости]. На территории Советского Союза были вскрытия мощей в связи с антирелигиозной деятельностью. Но вот в 70-е годы, как мне сказали специалисты, что-то отправляли либо в Кунсткамеру, либо в Военно-медицинскую академию. После разговора сегодня с владыкой, наверное, наведем справки и в Институте антропологии (раньше это было отделение Института этнографии) и обратимся официально в Кунсткамеру, в Военно-медицинскую академию Санкт-Петербурга», — уточнил он.
Ученые попробуют отыскать останки, выявленные при раскопках. Если поиск удастся, они попытаются провести экспертизу этих находок и тех, что не так давно обнаружены в туруханском музее.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/nauka/moschi-vasilija-mangazejskogo-prodolzhat-iskat-s-razreshenija-arhiepiskopa/
Промышленность и технологии
Связь для всей Якутии: как МТС развивает связь от трасс до Арктики
ЯСИА, 02/12/2025
На прошедшем форуме «Цифровой алмаз» одной из центральных тем стало обеспечение качественной сотовой связью трасс, пролегающих через обширные территории Якутии. Сессия под названием «Связь, дороги, жизнь» собрала ключевых игроков отрасли, включая представителей МТС, которые поделились своим видением и планами по решению этой комплексной задачи.
Компания МТС активно участвует в комплексном развитии инфраструктуры связи в Якутии. Пожалуй, самым амбициозным проектом, который сейчас реализует МТС в Якутии, является строительство волоконно-оптической линии связи. Этот масштабный инфраструктурный проект, начатый на участке Мирный — Кысыл-Сыр — Якутск — Майя, будет реализован в два этапа. ВОЛС охватит Вилюйскую группу районов. Завершение первого этапа запланировано на 2027 год, а второго – на 2028 год.
«Компания намерена продолжить строительство линии через Мирный, Ленск и Пеледуй с целью выхода в Иркутскую область. Реализация этого проекта позволит обеспечить резервирование магистральных каналов связи, что является критически важным для надежности всей телекоммуникационной инфраструктуры региона», — отметил директор филиала МТС в Якутии Прокопий Неустроев.
По словам Прокопия Неустроева, одним из важных элементов развития и модернизации сети стало внедрение более 22 дизель-генераторных установок. Эти автономные источники питания призваны гарантировать бесперебойную работу сети даже в случае временного отключения основного электроснабжения, что особенно актуально для удаленных регионов. В рамках этой стратегии оператор успешно завершил масштабный проект по повышению отказоустойчивости сети в 2025 году.
Это установка дополнительных дизель генераторных установок во всех крупных узлах связи. Проект охватил ключевые населенные пункты Западной Якутии, включая Мирный, Ленск, Айхал, Алмазный и Удачный, значительно расширив пропускную способность и обеспечив более стабильную связь для жителей.
«Завершение работ по повышению отказоустойчивости сети в Западной Якутии – это важный шаг к обеспечению надежности наших услуг. Установка дизель-генераторных установок позволяет нам минимизировать риски и гарантировать непрерывность работы сети даже в самых сложных ситуациях», — сказал Прокопий Неустроев.
Особое внимание на сессии было уделено результатам обследования двух ключевых федеральных трасс – «Вилюй» и «Колыма».
Как отметил вице-президент МТС по взаимодействию с органами государственной власти Андрей Рего, результаты оказались неоднозначными.
«К сожалению, не так много мест на автотрассах, где можно поставить базовые станции, но тем не менее там, где это возможно сделать, на будущий год МТС уже запланировала строительство соответствующих сетей. Мы на этом не останавливаемся. Между операторами связи проводим совместный обмен существующей инфраструктурой, готовимся к шарингу, то есть совместному использованию оборудования и связи. Это все позволит сделать шаг в улучшении качества покрытия», — рассказал Андрей Рего.
Однако, по словам Рего, решение проблемы покрытия дорог исключительно силами операторов связи невозможно.
«Это комплексная задача, требующая совместных усилий региональных и муниципальных властей, дорожных и энергетических компаний. Одной из основных преград является отсутствие необходимой энергетической инфраструктуры для подключения базовых станций. Мы рассчитываем на интенсификацию работы в этом направлении, которая уже ведется в регионе», – подчеркнул вице-президент МТС.
Параллельно с развитием существующей инфраструктуры МТС продолжает расширять свое присутствие в малых населенных пунктах республики. В рамках программы устранения цифрового неравенства оператор уже охватил 23 населенных пункта, предоставляя им доступ к современным телекоммуникационным услугам.
Компания видит высокий потенциал развития цифровых сервисов в Якутии. Основой для этого должно стать улучшение качества телеком инфраструктуры.
Как в красноярской Арктике повышают доступность интернета
ФедералПресс, 02/12/2025
В 2025 году восемь населенных пунктов Красноярского края, расположенных в Арктической зоне, получили субсидии для улучшения качества услуг мобильного интернета на своей территории. Финансирование из регионального бюджета составило более 42 миллионов рублей, рассказали «ФедералПресс» в региональном министерстве цифрового развития.
«Участвовать в данном мероприятии могут населенные пункты Арктической зоны, где проживает от 100 до 3000 человек», - напомнили в региональном правительстве.
Где расширили спутниковые каналы связи
Таймыр
Волочанка
Новорыбная
Потапово
Эвенкия
Ессей
Суринда
Эконда
Туруханском муниципальном округе
Светлогорск
Проект по увеличению скорости мобильного Интернета за счет увеличения пропускной способности спутникового канала связи стартовал в 2023 году. Тогда в пилотном проекте приняла участие Хатанга. После чего губернатором края и правительством региона было принято решение о масштабировании проекта и в других территориях. В 2024 году за счет краевых средств качество услуг мобильного Интернета было улучшено в семи арктических населенных пунктах края.
Кроме того, населенные пункты, расположенные в Арктике, участвуют также в региональной госпрограмме «Развитие информационного общества» и федеральном проекте «Устранение цифрового неравенства 2.0», в рамках которых они обеспечиваются услугами сотовой связи и мобильным интернетом. За краевые деньги были обеспечены восемь населенных пунктов, а за федеральные деньги – еще столько же. Также до конца года будут обеспечены еще 8 сёл и деревень за счет федерального бюджета.
Первоисточник: https://fedpress.ru/news/24/society/3414129?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Северный морской путь
Наталья Мильчакова: пока еще достаточно препятствий для круглогодичной навигации по Севморпути
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 02/12/2025
Заметные подвижки в запуске круглогодичной навигации по Севморпути можно ожидать к 2027–2028 году. Пока этому препятствует несколько причин, считает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
«Основные это нехватка танкеров ледового класса, санкции против российских нефтяных компаний и крупных энергетических проектов и меняющийся спрос покупателей», сказала Nord-News эксперт.
Помимо этого, использование Севморпути осложняет недостаточное количество морских гаваней, особенно круглогодичных, состояние железнодорожной инфраструктуры, особенно за Полярным кругом. Эти факторы также влияют на ритмичность и регулярность навигации по Севморпути, отметила Наталья Мильчакова.
Эксперт полагает, что, несмотря на перечисленные сложности, подвижки начнутся в связи с начавшимся строительством танкеров ледового класса и новых атомных ледоколов, таких, как «Сталинград».
Первоисточник: https://b-port.com/news/349025
Оценены ледовые условия в Арктике в текущем году
Arctic Universe, 02/12/2025
По данным специалистов Арктического и антарктического научно-исследовательского института, в сентябре 2025 года площадь льда в Северном Ледовитом океане была на 800 тысяч квадратных километров больше, чем годом ранее. В связи с преобладанием адвекции тёплых воздушных масс текущий год стал одним из наиболее тёплых за последние годы. Ледовая обстановка была заметно легче на фоне положительных температурных аномалий.
В Северном Ледовитом океане в этом году преобладали однолетние льды, доля которых составляла около 65%, а многолетних льдов порядка 30%. При этом, начиная с 2004 года, устойчивого тренда изменения площади льда в СЛО не отмечается, фиксируются лишь межгодовые колебания, согласующиеся с изменением температуры воздуха в северной полярной области.
«Мы рассматриваем навигацию по трансарктическому транспортному коридору не только как транспортный маршрут. Наша задача — комплексное научное сопровождение, включая мониторинг льдов, экологическую безопасность и развитие технологий, благодаря которым возникающие ситуации можно своевременно учитывать и корректировать», — отметил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.
Согласно исследованиями ученых, рост температурной аномалии отмечен во всех арктических морях, наиболее выраженно — в Баренцевом и Карском. По возрастному составу ледовые условия можно оценить, как более легкие, чем средние или многолетние. Данная ситуация отразилась на аномально легких ледовых условиях в летний период. Однако были отдельные участки в акватории СЛО, ледовые условия на которых осложняли движение по Северному морскому пути.
«Достаточно долго оставался припай в проливе Вилькицкого, сплоченный массив льдов в море Лаптевых, но наиболее сложная ситуация была в Восточно-Сибирском море. Тем не менее мы можем наблюдать тенденцию на продление летне-осенней навигации», – поделился Святослав Степченков, заместитель генерального директора по обеспечению судоходства ФГБУ «ГлавСевморпуть».
В текущем году специалисты «ГлавСевморпути» зафиксировали рекордное количество транзитных рейсов в 2025 году и объем перевезенных транзитом грузов – 3,2 млн тонн. На развитие перевозок существенное влияние оказывает ряд крупных инфраструктурных проектов, которые реализуются в Арктике.
Была также озвучена необходимость планирования логистики с привлечением всех структур, занимающихся обеспечением СМП.
Оперативную поддержку и составление прогнозов для «ГлавСевморпути» осуществляют специалисты Центра ледовой гидрометеорологической информации ААНИИ. В 2025 году количество проектов, которые сопровождает институт увеличилось на 15%. Ученые также отметили прирост количества подготовленных спутниковых снимков, ледовых карт и справок по ледовым условиям. В текущем году также налажено активное взаимодействие с государственными структурами, такими как МЧС и морспасслужба. ААНИИ были выработаны регламент, правила и подготовлены соглашения необходимые для совместной работы в Арктике.
Результаты наблюдений за 2025 год специалисты Арктического и антарктического научно-исследовательского института представили на семинаре «Анализ гидрометеорологических процессов в арктических морях и обеспечение морских операций в регионе». В этом году в семинаре приняли участие более 100 экспертов из различных профильных организаций, коммерческих и государственных структур, осуществляющих работу в арктической зоне: ФГБУ «ГлавСевморпуть», ПАО ГМК «Норильский никель», ООО «Гекон» и другие.
Научно-практический семинар проходит в Арктическом и антарктическом институте ежегодно с 2017 года и является успешным продолжением традиций ежегодного подведения итогов гидрометеорологического обеспечения морских операций в Арктике, существовавшей до начала 1990-х годов.
Социально-экономическое развитие
Более 20 тонн золота добыли на Чукотке за десять месяцев
ИА Чукотка, 02/12/2025
Во вторник, 2 декабря, окружной департамент промышленной политики подвёл итоги добычи полезных ископаемых за десять месяцев. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объёмы добычи рудного золота выросли на 1,5% — до 20,2 тонны. Основной вклад внесли предприятия корпорации "Ареал", сообщает ИА "Чукотка".
В округе работают шесть предприятий по добыче рудного золота: "Чукотская горно-геологическая компания", "Рудник Валунистый", "Канчалано-Амгуэмская площадь", "Базовые металлы", "Рудник Каральвеем" и "Майское". На 1 ноября на Чукотке было добыто 20,2 тонны драгоценного металла. Это на 1,5% превышает результаты за аналогичный период прошлого года. «Активы корпорации "Ареал" (ранее — Highland Gold) обеспечили 63,7% от общей добычи золота в регионе, произведя 12,9 тонны. "Рудник Каральвеем" добыл 1 417 кг, а актив "Полиметалла" – 3 694 кг золота. Показатели растут, что говорит о стабильном развитии горнодобывающей отрасли в округе», — сообщили в окружном департаменте промышленной политики. Добыча серебра составила 96,6 тонны – это также превышает показатели прошлого года. Объёмы выросли на 9,5%. На Чукотке также получили 1 437,5 тыс. тонн угля. Почти весь объём приходится на компанию "Берингпромуголь" – 1 378 тыс. тонн. Ещё 59 тыс. тонн твёрдого топлива получило ООО "Шахта Угольная". В целом добыча сократилась на 5,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Компания "Сибнефть – Чукотка" на Западно-Озёрном месторождении природного газа добыла 47,5 млн кубометров голубого топлива. Работы велись с января по сентябрь.
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/promyshlennost/bolee_20_tonn_zolota_dobyli_na_chukotke_za_desyat_mesyatsev/
Новый толчок к развитию
Мурманский вестник, 02/12/2025
В начале традиционного оперативного совещания, которые проводятся по понедельникам, глава региона подвел итоги прошлой недели. И главным из них он назвал поддержку президентом России предложений по запуску комплексного проекта развития Арктики.
При поддержке президента
- В рамках встречи с президентом мы обсудили очень подробно предложение комиссии Госсовета по направлению «Северный морской путь и Арктика» о запуске комплексного проекта по развитию Арктики и Трансарктического транспортного коридора. Оно было отработано вместе с Морской коллегией и другими ведомствами, - сказал губернатор. - Проект крайне важный, он позволит дать новый толчок развитию с учетом той динамики, которая сегодня есть благодаря решениям президента, действиям правительства Российской Федерации.
Идею комплексного проекта, как напомнил Андрей Чибис, еще в феврале 2024 года впервые обсудили в рамках рабочей группы Госсовета. После прошедшего в Мурманске Международного Арктического форума президент дал поручение такое предложение проработать.
- Это крайне важно в целом для нашей страны и, естественно, для Мурманской области, - продолжил губернатор. - Комплексный проект даст соответствующие инвестиции, прежде всего частные, для реализации масштабных проектов. Они потянут экономику вверх.
И то, что эта идея поддержана главой государства, безусловно, важнейший шаг вперед. Теперь будет дан соответствующий набор поручений для детальной проработки конкретики. А это вопросы здравоохранения, образования, удержания молодежи на Крайнем Севере и ее привлечения в Мурманскую область.
Еще одной темой на встрече с президентом, как сообщил Андрей Чибис, стала бюджетная обеспеченность региона.
- Внешние факторы и ограничения, та экономическая война, которая ведется против нашей страны, коснулись наших производителей-экспортеров, - сказал губернатор. - И это больно ударило по бюджету Мурманской области. Президент к этому с пониманием отнесся, мы это не первый раз обсуждаем. Глава государства дал поручение Минфину России оказать дополнительную финансовую поддержку Мурманской области.
Зарплату проиндексируют
Важным событием экономической жизни региона на прошлой неделе стало представление в областную думу проекта областного бюджета на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов.
- Хочу поблагодарить депутатов областной думы за поддержку этого законопроекта, - сказал губернатор Андрей Чибис. - Мы живем в непростое время, но весь набор наших инициатив, финансирование национальных проектов, плана «На Севере - жить!», программы реновации ЗАТО и все другие важные инициативы, которые мы с вами запустили и реализуем, в проекте бюджета, который принят областной думой в первом чтении, полностью есть.
Губернатор также обратил внимание на индексацию зарплаты бюджетников.
- Мною принято решение об индексации зарплаты наших бюджетников с 1 января на 4 процента, - сообщил Андрей Чибис. - Это бюджетники, которые не подпадают под МРОТ. МРОТ, естественно, будет у нас также в соответствии со всеми федеральными решениями и полярными надбавками поднят. Все остальные бюджетники получат индексацию в 4 процента. И еще раз главам муниципалитетов хочу сказать, что областной бюджет даст на это необходимые ресурсы. Чтобы было понимание, что эта индексация - за счет дополнительной помощи из областного бюджета. Это важно.
Возрождение судоремонта
Вчера в Мурманской области отмечался День судоремонтника.
- Это важный праздник для нашего региона, особенно с учетом того, что наши судоремонтники прославляют эту отрасль, и сегодня, после некоторого упадка 1990-х и начала 2000-х годов, отрасль постепенно возрождается, - сказал губернатор. - Во-первых, это касается военного судоремонта: идет модернизация 35-го завода. Также набор дополнительных мероприятий запланирован Объединенной судостроительной корпорацией на заводе «Нерпа». Коллеги отрабатывают все вопросы, связанные с жилищным строительством в Снежногорске. Крайне важно, чтобы у молодых специалистов появилась возможность решить свои жилищные проблемы.
Отдельная тема - ремонт гражданских судов, как рыболовных, так и транспортных.
- На территории судоремонтного завода около морского вокзала активно идет работа по наращиванию мощностей, приведению в порядок докового хозяйства. Дополнительный док появился у коллег, - отметил Андрей Чибис. - Мы это активно поддерживаем, тем более что спрос на это, безусловно, растет и будет расти, в том числе и по причине недружественных действий наших соседей, закрытия норвежских портов и так далее. И мы будем делать все для того, чтобы судоремонтная отрасль развивалась.
Трудоустройство инвалидов
На оперативном совещании власти также обсудили тему поддержки инвалидов.
- У нас в этом году различные социальные услуги получили почти 4 тысячи человек, - сообщил губернатор Андрей Чибис. - Работают и финансовые меры поддержки. Мы субсидируем ежемесячно оплату жилья и проезд в медицинские организации и обратно, социальный проездной билет. Но я бы особое внимание попросил обратить на тему трудоустройства. По тем данным, которые есть у меня, у нас лишь 40-45 процентов от обратившихся инвалидов трудоустроены. Но этот показатель должен быть выше. Это первое. Второе: очевидно совершенно, что отдельное внимание нам надо оказывать в рамках этой работы тем, кто получил инвалидность, защищая нашу Родину в зоне проведения специальной военной операции.
Губернатор поручил профильным ведомствам быть максимально оперативными, чтобы поднять показатели трудоустройства инвалидов.
В лес - за елкой!
В новогодние праздники в Мурманской области пройдет свыше тысячи культурных и спортивных мероприятий. Планируется, что в них примут участие около 175 тысяч жителей и гостей региона.
- Центрами притяжения станут Мурманск, Кировск, Апатиты, Териберка, Оленегорск, Ковдор, Мончегорск, - сообщил Андрей Чибис.
В числе крупных зимних праздников он отметил Гиперборейский Новый год в Ковдоре, фестиваль «Морозко» в Оленегорске, «Снеголед» в Кировске, «Бешеную пилу» в Апатитах.
Среди ключевых точек притяжения посетителей - уже ставшие привычными «Снежная деревня» и «Таинственный лес».
- Ну а в Мурманске в конце декабря на Ленинградской улице мы планируем залить каток под открытым небом с бесплатным входом для тех, у кого есть свои коньки, - продолжил губернатор, тут же уточнив: - Естественно, прокат коньков там тоже будет, как и горячие напитки, и выпечка.
Заработает и традиционная праздничная ярмарка «На Севере - тепло». У главной елки региона появятся ледовый дом Деда Мороза, праздничная карусель, в Ледовом дворце спорта пройдут тематические ледовые шоу. А 9 января в столицу Заполярье в пятый раз прибудет поезд Деда Мороза.
Отдельная тема - Губернаторские елки. В Ледовом дворце спорта пройдут шесть елок с интерактивным спектаклем. В новогоднюю ночь на главных площадях наших городов также состоятся концерты и театрализованные представления.
И еще о елках. Любой совершеннолетний житель региона может срубить ее в лесу на Новый год. Есть одно условие: для этого нужно заключить договор купли-продажи в региональном лесничестве. С 15 по 29 декабря это можно сделать, заполнив заявление в электронном виде или на бумаге, а затем оплатив покупку.
А вот за нелегальную рубку зеленых красавиц, как напомнил губернатор, можно схлопотать неприятности, вплоть до уголовной ответственности.
Глава Ямальского района представил губернатору планы развития
Север-Пресс, 02/12/2025
Яр-Сале возглавляет рейтинг устойчивого развития небольших населенных пунктов Арктики, что говорит о высоком качестве жизни в районном центре. Об этом и планах на будущее во время встречи говорили глава Ямальского района Артем Чуланов и губернатор округа Дмитрий Артюхов.
«Ямальский район активно развивается. В этом заслуга не только районной команды, но и наших партнеров — компаний ТЭК. Благодаря сотрудничеству на территории появляется множество современных объектов. Один из примеров — детский сад в Мысе Каменном, который откроется в следующем году. Он строится при поддержке компании «Газпромнефть Ямал», — процитировала Артюхова его пресс-служба.
В Ямальском районе проживает около 17 тысяч человек, две трети из которых — представители КМНС. Продолжается строительство шестого спального корпуса школы-интерната на 200 мест в Яр-Сале. В новом здании откроют подготовительную группу для детей тундровиков, не посещающих детский сад.
Готовность детсада на 120 мест в Мысе Каменном составляет 75%. Там же откроют библиотеку и небольшой музей истории Ямала.
За последние семь лет жилищные условия в районе улучшили более 600 семей. Специалисты возводят семь зданий на 270 новых квартир общей площадью 16 тысяч квадратных метров. 1 декабря заселена новостройка в Яр-Сале на шесть двухуровневых квартир, завершается строительство еще одной в Новом Порту. В 2026 году планируется сдать три дома в Яр-Сале, Панаевске и Мысе Каменном, подчеркнул Чуланов.
Транспортные системы
В Хонуу прибыли первые в этом сезоне дальнобойщики
Yakutia Daily, 02/12/2025
Первый официальный день зимы порадовал жителей села Хонуу Момского района прибытием долгожданных дальнобойщиков с такими необходимыми северянам запасами провизии и других товаров.
Пять груженых КамАЗов с контейнерами приехали из Магаданской области по зимникам и автодорогам «Колыма» — «Арктика» — «Мома» — «Индигир», сообщила пресс-служба КП РС(Я) «Дороги Арктики».
«С открытием автозимника с трассы «Колыма» до села Хонуу начинается сезон грузоперевозок. Машины весом до 20 тонн начинают привозить продовольствие. Говорят, из Якутска на днях уже выехало несколько грузовых машин. С открытием автодороги «Мома», связующей Хонуу и село Сасыр, начинается перевозка улахан-чистайского мяса. У оленеводов как раз заканчивается забой, и теперь мясо с удовольствием выкупается жителями соседних сел», — говорит начальник Момского дорожного участка Константин Терешкин.
Немного осложнений создала в этом году река Индигирка, быстрое течение которой плохо поддается морозам. Из-за вялотекущего замерзания река встала с большим объемом торосов. Вскоре дорожники должны выехать на осмотр трассы и заодно оценить обстановку на участке в сторону села Соболох. Если все будет нормально, тоннаж для грузовиков поднимут.
Напомним, что летом у нас выходила статья об опытном дальнобойщике Василии Ноговицыне. Василий рассказывал, что Индигирка — очень непредсказуемая река.
«Да и вообще в горах реки промерзают только после Нового года. Вода продолжает прибывать, ломает лед, и он не выдерживает тяжелую технику. Всякое бывает, со стихией не поспоришь. И если она что-то решила, остается только молиться…» — говорил он.
Стройка в Арктике: ГК «Спектрум» реализовала терминал в Мурманске
РБК, 02/12/2025
В Мурманске открылся новый терминал аэропорта — один из самых технологически сложных объектов, построенных в Арктике за последние годы. ЕРСМ-подрядчиком выступила ГК «Спектрум», работающая в сложных условиях Крайнего Севера.
Проект пришлось адаптировать прямо в ходе строительства, так как при подготовке территории под строительство выяснилось, что изыскания были недостаточно точными. Под будущим терминалом залегали массивы скального грунта, местами выходившие на поверхность. В условиях действующей аэродромной инфраструктуры невозможно было применять взрывные методы.
«Взрывные работы были недопустимы, поэтому мы применили технологию невзрывного химического разрушения, что позволило действовать точечно и без рисков», — отмечает Александр Мутовкин, Директор ЕРСМ ГК «Спектрум».
Климатические условия вызвали не меньше трудностей — резкие перепады температур, постоянные осадки, короткий световой день и высокий уровень грунтовых вод потребовали применения зимних технологий бетонирования, устройства утепляющих укрытий, подогрева конструкций и круглосуточного водоотлива.
«Работа в регионах с жестким климатом всегда требует повышенного внимания к логистике, качеству материалов и технологиям», — продолжает Директор ЕРСМ ГК «Спектрум»
Отдельным вызовом стало строительство инженерных сооружений — например, канализационно-насосная станция возводилась на глубине около 13 метров в стесненных условиях. В итоге специалисты уложили более 2,3 км инженерных сетей и сформировали полноценную инфраструктурную базу, сопоставимую с новым городским микрорайоном.
Несмотря на это, строительство велось без остановки работы действующего аэропорта. Каждый этап согласовывался с аэропортовыми службами, чтобы не нарушать график полетов.
«Терминал оснащен современной инженерией, системами обработки багажа, металлоискателями последнего поколения и двумя телетрапами, — добавляет Владимир Иванов, Управляющий партнер ГК «Спектрум».
Проект нового терминала в Мурманске стал для ГК «Спектрум» очередным подтверждением экспертности компании в работе в регионах со сложными природными условиями и высокой технологической ответственностью. Реализованный комплекс решений позволил не только соблюсти сроки и требования заказчика, но и создать инфраструктуру, которая будет поддерживать развитие Мурманской области на годы вперед.
Экология
Эксперты ПОРА: российская модель КСЭО только формируется
GoArctic.ru, 02/12/2025
Участники мероприятия обсудили национальные модели КСЭО, практики энергетических компаний, взаимодействие с коренными народами, роль образования, международный опыт и технологические решения для устойчивого развития Арктики.
«Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики занимается сбором этих практик, и мы планируем стать агрегатором взаимодействия бизнеса и общества», – отметила руководитель направления Департамента развития территорий КРДВ Ольга Налеванко.
На заседании выступил Александр Сергунин, доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, директор Центра арктических исследований и проектов Президентской академии в Санкт-Петербурге. Он представил анализ стратегий корпоративной социальной ответственности энергетических компаний в АЗРФ и выделил четыре ключевых направления КСО – социальную политику, развитие территорий, работу с коренными народами и экологические практики, отметив слабость экологического блока.
Валерия Тихонова, менеджер проектов территориального развития ООО «ЕВМ», представила кейс Мончегорска, где изменение социальной и образовательной среды рассматривается как драйвер развития территории. Она рассказала о модернизации Мончегорского политехнического колледжа, развитии инженерных программ и партнёрстве с «Норникелем».
Екатерина Долженкова, кандидат политических наук, доцент Высшей школы юриспруденции и судебно-технической экспертизы Санкт-Петербургского политехнического университета, рассмотрела положение социальных прав коренных народов Арктики в международно-правовом контексте и подчеркнула значимость госпрограмм, поддерживающих традиционный образ жизни и занятость.
Мария Лагутина, доктор политических наук, профессор кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета, главный редактор журнала «Арктика 2035», представила обзор национальных моделей КСЭО. Она выделила североамериканскую, североевропейскую и российскую модели и отметила, что российская находится в стадии формирования, сочетая советское наследие и современные подходы.
Андрей Криворотов, доктор экономических наук, и.о. заведующего кафедрой управления инновациями Одинцовского филиала МГИМО МИД России, ведущий научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН, предложил рассматривать КСО как механизм сглаживания «провалов рынка». Он подчеркнул роль государства в формировании стимулов и необходимости ориентировать крупные проекты на развитие местных территорий.
Наталия Браницкая, ассистент кафедры мировой экономики СПбГУ, рассмотрела образование как одно из ключевых направлений КСО в российской Арктике, проанализировав влияние образовательных проектов компаний на занятость и устойчивое развитие регионов.
Никита Плюснин, ассистент кафедры европейских исследований СПбГУ, рассказал о трансграничном сотрудничестве коренных народов Севера и их участии в выработке стратегий КСЭО. Он отметил роль ООН, Арктического совета и Арктического экономического совета в формировании подходов к участию коренных народов в управлении ресурсами.
Дарья Веселова, кандидат политических наук, доцент кафедры российской политики СПбГУ, представила анализ рейтингов КСЭО арктических компаний за 2024–2025 годы. Она указала на методологические различия между рейтингами и необходимость создания более прозрачных и сопоставимых инструментов оценки.
Анна Матвеевская, кандидат географических наук, доцент кафедры мировой политики СПбГУ, осветила влияние КСЭО на устойчивое развитие арктического туризма и предложила закрепить понятие «экологическое предпринимательство» в нормативных документах.
Наталья Маркушина, доктор политических наук, профессор кафедры мировой политики СПбГУ, представила опыт стран Северной Европы, где КСЭО опирается на высокие экологические стандарты, прозрачность и активную роль государства.
Анастасия Сбойчакова, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры мировой политики СПбГУ, рассказала об эволюции экологической ответственности бизнеса перед коренными народами Севера и подчеркнула необходимость расширения нефинансовой отчётности российских компаний.
Руслан Бу, приглашённый профессор Чжухайского университета науки и технологий (Китай), рассмотрел практики КСЭО через призму китайского туризма в Арктике. Он отметил резкий рост туристического потока, усилия властей КНР по формированию экологической культуры и возникающие вызовы для российских регионов.
Завершил заседание координатор экспертного совета ПОРА Александр Воротников, доцент Института общественных наук Президентской академии, который отметил, что объём представленных исследований показывает растущую роль корпоративной социальной и экологической ответственности в устойчивом развитии Арктики. Он подчеркнул значимость комплексного подхода и выразил благодарность участникам за вклад в развитие экспертного диалога. Воротников сказал, что ГЧП является важнейшим инструментом реализации проектов при для достижения результатов по КСЭО. И их необходимо развивать в рамках "зеленой" повестки с привлечением ВЭБ.РФ, что соответствует поручению Президента РФ, данному на Восточном экономическом форуме.