Обзор СМИ
05/12/2025
Оглавление
Икру, кету и горбушу передали представителям коренных малочисленных народов в Омсукчане
Руководитель Балтийского завода ОСК рассказал о роли верфи в развитии Арктики и Севморпути
На Таймыре прогнозируют отток населения в ближайшие три года
Губернатор Артюхов: в ЯНАО расселили миллион квадратных метров жилья
В Арктике создадут около 50 тысяч новых рабочих мест, заявил Басанский
Северный Завоз
Правительство Чукотки отчиталось о ходе северного завоза перед депутатами
ИА Чукотка, 04/12/2025
Во вторник, 2 декабря, в окружной Думе прошел "правительственный час", посвященный ходу северного завоза. Власти региона рассказали депутатам о доставке продовольствия, нефтепродуктов и угля. Особое внимание было уделено поставкам твердого топлива в труднодоступные села, сообщает ИА "Чукотка".
С докладом перед депутатами выступил начальник окружного департамента промышленной политики Ярослав Мамонов. Он сообщил, что задачи по доставке продовольственных товаров и нефтепродуктов выполнены в полном объеме. В навигацию на Чукотку завезли 22 тысячи тонн продовольственных товаров. Часть из них доставил единый морской оператор. Он же занимался завозом нефтепродуктов. Всего доставлено 142 тысячи тонн дизельного топлива, 26 тыс. тонн авиакеросина и 6,8 тыс. тонн бензинов. Дизтопливом прибрежные поселки снабдили в рекордные сроки. В этом году угля для сёл с необорудованным берегом закупили на 35% больше, чем в прошлом - 57 тысяч тонн. Этого хватит для прохождения отопительного сезона и создания стратегического запаса твёрдого топлива в селах. Цена для потребителей не изменится. Сейчас завоз продолжается в семь населенных пунктов округа - с использованием теплоходов в Мейныпильгыно и Хатырку Анадырского МО и Сиреники Провиденского МО. А также наземным транспортом в села Чукотского района – Уэлен, Нешкан и Инчоун и в село Ванкарем МО Эгвекинот. Текущий запас в зависимости от села, составляет от 1,5 месяцев до года. При этом доставка продолжается, ее планируют ускорить с помощью дополнительной техники.
«Чукотснаб в рамках своей инвестиционной программы закупил несколько вездеходов Север-Трак грузоподъёмностью 6 тонн, три седельных тягача также на шинах низкого давления грузоподъёмностью более 8 тонн, и сейчас заканчивается согласование поставки двух КАМАЗов "Арктика", грузоподъёмностью по 20 тонн», – рассказал начальник окружного департамента промышленной политики Ярослав Мамонов. По данным департамента на 2 декабря, угольная программа выполнена на 96%. В общей сложности завезено более 202 тысяч тонн твёрдого топлива. Углём полностью обеспечены все объекты АО "Чукотэнерго", населенные пункты Билибинского района, МО Певек, населенные пункты Анадырского МО, расположенные вдоль рек. Также закрыты потребности сёл Энурмино, Лаврентия, Лорино, Уэлькаль, Нутэпэльмен, Нунлигран, Энмелен, Янракыннот, Конергино, Биллингс, Новое Чаплино и Рыркайпий.
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/infrastruktura/pravitelstvo_chukotki_otchitalos_o_khode_severnogo_zavoza_pered_deputatami/
Коренные малочисленные народы
Икру, кету и горбушу передали представителям коренных малочисленных народов в Омсукчане
Колыма Плюс, 04/12/2025
Рыбную продукцию получили представители коренных малочисленных народов Севера в Омсукчане. В рамках соглашения о социальном партнерстве между общественной организацией «Буксунда» и предприятием «Рыбная компания» каждому, кто не смог самостоятельно освоить лимит на вылов рыбы, выдали кету, горбушу и красную икру.
Разрешенное место для вылова рыбы находится на реке Вилига, в 150 километрах от Омсукчана. До него можно добраться на хорошем автомобиле. Но есть и другие проблемы – доставить улов в окружной центр и сохранить его до наступления колымских морозов. 28-й раз на помощь представителям коренных малочисленных народов Севера приходит «Рыбная компания».
«Рыбная компания» – социально ответственное предприятие, которое решает много социальных вопросов, в том числе связанных с КМНС. В этом году порядка 150 человек обратились за помощью. Все было поймано, переработано, сохранено, и для поддержки семей КМНС эти рыбные ресурсы выданы. Это традиционное мероприятие, в ноябре – декабре каждый год «Рыбная компания» это делает», – рассказал заместитель председателя Магаданской областной Думы Игорь Донцов.
В рамках соглашения с общественной организацией «Буксунда» предприятие выполняет обязательство по обеспечению рыбной продукцией коренных жителей, которые не занимаются традиционной хозяйственной деятельностью или не могут самостоятельно освоить лимит на вылов рыбы, – это пенсионеры, женщины, дети. Летом улов на месте перерабатывают, замораживают и транспортируют в Омсукчан, затем хранят до наступления холодов.
«В этом году нам распределили по 5 штук кеты и 32 штуки горбуши на человека, плюс полтора килограмма икры. Людям это очень помогает, мамам, пенсионерам», – отметила председатель общественной организации «Буксунда» Ольга Дель.
Исторически коренные народы занимались охотой, рыболовством и собирательством, что являлось основой их существования. Однако современные требования привели к снижению доступности природных ресурсов. Поэтому такая мера направлена в том числе на сохранение традиционного образа жизни и культурных особенностей северян. Программа по обеспечению продукцией в «Рыбной компании» действует на протяжении почти 30 лет. Этой зимой колымчанам в Омсукчане выдали более 2 тонн кеты,6 тонн горбуши и 350 килограммов красной икры.
Первоисточник: https://kolymaplus.ru/news/ikru-ketu-i-gorbushu-peredali-predstavitelyam-korennyh-malochislennyh-narodov-v-omsukchane/
Международные отношения
Мантуров видит перспективы в партнерстве Индии и России в Арктике
РИА Новости, 04/12/2025
Первый вице-премьер РФ Денис Мантуров в интервью РИА Новости заявил, что видит перспективные направления для российско-индийского взаимодействия в Арктике.
"Организация совместного производства судов арктического класса может стать перспективным направлением сотрудничества", - ответил он на вопрос о возможных форматах партнерства России и Индии в сфере арктического судостроения.
Как подчеркнул первый вице-премьер, для навигации в Арктике нужны грузовые суда высокого арктического класса (танкеры, балкеры, контейнеровозы, СПГ-газовозы), поскольку в этом регионе климат и геофизические условия довольно сложные.
Мантуров также добавил, что страны уже ведут диалог по этой теме в рамках специально созданной рабочей группы Межправительственной российско-индийской комиссии, которую возглавляют "Росатом" и министерство портов, судоходства и водных путей Индии.
Арктика становится одним из наиболее ёмких и перспективных пространств для российско-индийского партнёрства
НИА-Заполярье, 04/12/2025
В преддверии государственного визита президента России Владимира Путина в Индию генеральный директор ПОРА Максим Данькин дал интервью индийскому изданию The Print. В беседе он обозначил ключевые направления экономического сотрудничества России и Индии в Арктике и рассказал о перспективах развития двусторонней торговли.
По словам Данькина, Арктика становится одним из наиболее ёмких и перспективных пространств для российско-индийского партнёрства. Он выделил пять ключевых направлений. Во-первых, это торговля: в Арктике сосредоточены ресурсы, которые критически важны для индийской экономики, – нефть, газ, уголь и редкоземельные металлы. Россия укрепила позиции надёжного поставщика энергоресурсов, а значительное и стабильное потребление в Индии делает это направление долгосрочным. Отдельно он отметил потенциал атомной энергетики, где технологии «Росатома» уже являются мировым стандартом.
Вторым крупным блоком стали инвестиции. Данькин рассказал о формировании комплексного проекта «Арктика и Трансарктический транспортный коридор», включающего Северный морской путь, новые порты, мультимодальные узлы и инфраструктуру опорных городов. По его словам, многие элементы проекта реализуются в формате государственно-частного партнёрства, что открывает возможности для участия индийских инвесторов.
Он также подчеркнул потенциал индийского судостроения: растущий грузопоток по СМП требует большого количества морских и речных судов, включая ледового класса. Россия может стать долгосрочным и стабильным заказчиком для индийских верфей. Отдельным направлением названа кадровая миграция: дефицит специалистов на российских промышленных и арктических объектах совпадает с готовностью Индии экспортировать квалифицированные кадры. Пятое направление – наука: Россия и Индия уже ведут арктические исследования, и синхронизация усилий в климатологии и гляциологии может дать обеим странам
Говоря о перспективах инвестиций, Данькин отметил ряд инвестиционных ниш для потенциального сотрудничества – например, развитие СПГ-заводов, добычных проектов, расширение терминалов в Сабетте и Мурманске, а также равитие Северного широтного хода и других ключевых железнодорожных направлений, связывающих Арктику, Сибирь и Урал. Он подчеркнул, что Сибирь также обладает большим ресурсным и логистическим потенциалом для индийского капитала.
Отдельный блок интервью был посвящён развитию маршрутов международного транспортного коридора «Север – Юг» и линии Ченнаи – Владивосток. Данькин отметил, что МТК уже несколько лет растёт на 30–40% ежегодно и имеет потенциал удвоения объёмов к 2030 году. Среди ограничений – строительство недостающих участков в Иране, необходимость модернизации флота и разница железнодорожных стандартов, но общий тренд остаётся положительным. Маршрут Ченнаи – Владивосток он назвал перспективным, особенно в контексте связки с Трансарктическим коридором, однако требующим дополнительной проработки.
Максим Данькин напомнил, что основы российско-индийского экономического взаимодействия были заложены ещё в советский период: от промышленного сотрудничества до культурной близости. Этот фундамент, отметил он, до сих пор обеспечивает доверие и взаимное понимание между странами.
Промышленность и технологии
В Норильске проводят форум капитального строительства
Таймырский телеграф, 04/12/2025
Второй день форума блока капитального строительства «Норникеля» стал выездным: иногородние участники отправились на промышленные экскурсии, чтобы увидеть, как работают предприятия горно-металлургического гиганта.
Накануне, 3 декабря, в спортхолле «Айка» состоялось пленарное заседание форума. В работе приняли участие более 140 руководителей и ведущих специалистов российских инженерно-технических центров, строительно-инвестиционных холдингов, инжиниринговых компаний, занимающихся обследованием, проектированием в тяжелой индустрии, сопровождением проектов, строительством и реконструкцией промышленных объектов.
В приветственном слове Андрей Манукян, директор по реализации капитальных проектов Заполярного филиала «Норникеля», рассказал об ожиданиях от форума, пожелал участникам успешных презентаций, полезных знакомств, хороших перспектив в работе и налаживании партнерских отношений.
Есть сложности, но есть возможности!
Давая развернутый ответ о целях, которые преследовали организаторы форума блока капитального строительства в Норильске, спикер отметил, что здесь реализуются крупнейшие проекты компании. В то же время рынок Норильска довольно узок в отношении подрядчиков.
«Мы хотели собрать крупные проектные и строительно-монтажные подрядные организации и рассказать о привлекательности нашего города, привлекательности проектов компании, – продолжил Андрей Манукян. – Да, есть сложности, но есть возможности! Мы хотим рассказать, какие это возможности – процедурные, логистические, хотим, чтобы форум стал одним из инструментов привлечения квалифицированных подрядчиков к реализации проектов «Норникеля» в капитальном строительстве».
Создаваемая в Норильске площадка позволит компании определиться не только с проектными решениями, уже реализуемыми на ее предприятиях, но и привлечь новых исполнителей, чьи коммерческие предложения будут соответствовать требованиям «Норникеля».
«Чтобы расширить пул подрядных организаций, мы пригласили на форум тех, кто не участвовал в инвестиционных проектах компании, и разъяснили, как к нам можно заходить не боясь, – продолжил тему Андрей Давыдов, директор департамента инжиниринга и комплектации Заполярного филиала ГМК. – Сначала сформировали большой лист потенциальных участников форума и партнеров, затем короткий лист по главным направлениям капитального строительства».
При подготовке встречи выяснилось, что заинтересованных в более близком знакомстве и вытекающем из этого сотрудничестве с норильчанами было гораздо больше числа приглашенных компаний. В первую очередь – поставщики оборудования и материалов, пришлось их отсеивать, признался Андрей Давыдов, и формировать короткий лист из компаний, выполняющих подряды по проектированию, инжинирингу, обследованию и ведению строительно-монтажных работ. Таким образом, получилось 40 контрагентов, которые смогут предложить более современные технологии и решения.
А современные вызовы при проектировании объектов Заполярного филиала наш собеседник обозначил в основном докладе в первой части пленарного заседания форума.
Директор департамента инжиниринга и комплектации ЗФ «Норникеля», в частности, привел актуальные данные по реализации ключевых проектов устойчивого развития компании: более десяти объектов находятся в стадии научно-исследовательских работ, для трех десятков объектов разрабатывается проектно-сметная документация, для десяти – рабочая документация.
Говоря о расширении производственных мощностей, Андрей Давыдов сказал, что это касается медного производства «в части отработки с дружественными странами и отправки туда определенных видов продукции», Талнахской обогатительной фабрики, работ на Норильской фабрике. И конечно, рудной базы.
«Дополнительно появляются новые проекты, как по расширению, так и по оптимизации решений, которые ранее реализованы в основных комплексных проектах. Рудник «Октябрьский» – расширение медистых и вкрапленных руд, «Таймырский» – с богатыми рудами. Есть такие типы руд, которые не надо обогащать, а можно сразу отправлять в металлургические печи, – уточнил директор департамента. – Еще один ключевой проект – рудник «Скалистый» с новыми глубинами, на которых мы сейчас находимся. Это глубины ниже 1700, 1800 и двух тысяч метров.
Реализация инвестиционных проектов требует больше производительных сил. Свои строители у компании в Норильске есть, но при нынешних масштабных планах требуются внешние контрагенты».
Глобальное строительство ведется не только в Норильском дивизионе: расширение производства и увеличение номенклатуры продукции происходит и в Кольской компании. Здесь запускается первое аффинажное производство, подчеркиваем: первое в «Норникеле», а не только на Коле.
Эту тему во второй части пленарного заседания раскрыл Валерий Савинов, руководитель группы проектов департамента управления инвестиционными проектами Кольской ГМК.
После основного доклада на первой сессии участники форума живо интересовались, как «Норникель» строит взаимоотношения с подрядными организациями, как вписаться в требования компании новичкам, какое должно быть у них портфолио? Что сыграет решающую роль: предложенная цена или компетенции исполнителей?
На последний вопрос прозвучал вполне ожидаемый ответ: существуют стандартные процедуры определения подрядчиков, коммерческая составляющая очень важна, наилучшее решение – тоже. А нестандартные решения стоят дороже.
Люди + искусственный интеллект = идеальный проект?
Каждая компания ищет оптимальные варианты выполнения проектов, что все участники форума демонстрировали в своих презентациях. Санкт-Петербургское общество «Дельта инжиниринг и консалтинг» позиционирует себя как компанию, стремящуюся максимально внедрять современные технологии при проектировании обогатительных и металлургических предприятий. В том числе в оценке проектных работ, чтобы не превысить заложенный бюджет.
«Челябгипромез-проект» поделился своими успехами в решении задачи технического перевооружения кислородной станции №2 Надеждинского завода по производству продуктов разделения воздуха. Представитель общества «ТехноГарант» / инженерно-технический центр «Ресурс» рассказал, как их специалисты проводят комплексное обследование зданий и сооружений на объектах Заполярного филиала, разрабатывают проектно-сметную документацию.
Отметим, что этот подрядчик сотрудничает с компанией 15 лет и участвовал в 22 ключевых проектах на промплощадке, например «ТОФ РФ», «НЗ – ПООФ – НМЗ». Занимался также проектированием реконструкции АБК цеха №2 по производству элементарной серы Надеждинского металлургического завода, общежития молодых специалистов на улице Таймырской в Талнахе, дома для приглашенных сотрудников «Норникеля» на Солнечном проезде, 12.
Участники форума, давно сотрудничающие с Заполярным филиалом, Кольской ГМК, своим опытом делились с новичками в деловой части встречи и в неформальном общении.
«Получилась живая дискуссия: мы рассказали, нам задали вопросы, подрядчики о своих успехах рассказали, мы им задали вопросы. Вышло так, как мы задумали, готовя форум, – прокомментировал событие Андрей Манукян. – Через широкое привлечение квалифицированных подрядчиков мы хотим расширить конкурентную среду. А через хорошую конкуренцию хотим снизить стоимость проектов компании».
Гости, которые приехали в Норильск, чтобы увидеть, оценить, определиться, получили возможность не только в рассказах и по видео «побывать» на глобальных стройках «Норникеля». Во второй день работы форума, 4 декабря, им показали крупнейшие проекты, которые реализуются на переделах компании.
Какими технологиями может поделиться принимающая сторона?
«Мы максимально начали внедрять искусственный интеллект. Есть внедренные продукты: мы пришли к использованию искусственного интеллекта при формировании технического задания и проверке проектной документации, – начал приводить примеры Андрей Давыдов. – Раньше требовалось много времени на формирование самого документа. Сейчас рутинные процессы стали автоматизированными. То же касается получения пояснительной записки: загрузили текст в искусственный интеллект, он сразу выявил ошибки и предложил изменения. Он же помогает создавать почти идеальный проект, который можно отправлять на госэкспертизу с меньшим количеством полученных замечаний в будущем».
Директор департамента инжиниринга и комплектации Заполярного филиала «Норникеля» также рассказал о 3D-сканировании, которое используется как на поверхностных объектах, так и в подземных условиях. Что в ЗФ начали применять BIM – технологии информационного моделирования зданий. Это позволяет выявить коллизии на ранних этапах, а не на стадии строительства.
Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/v-norilske-provodyat-forum-kapitalnogo-stroitelstva/
Судостроение
Руководитель Балтийского завода ОСК рассказал о роли верфи в развитии Арктики и Севморпути
Sudostroenie.info, 04/12/2025
Генеральный директор Балтийского завода ОСК Александр Коновалов принял участие в церемонии торжественного открытия серии мероприятий, посвящённых празднованию 500-летия начала освоения Россией Северного морского пути. Как отмечается в сообщении предприятия, комплекс мероприятий, приуроченных событию, проходит в Санкт-Петербурге с 4 по 15 декабря.
В своем выступлении Александр Коновалов рассказал о ключевой роли завода в создании флота для освоения Арктики и развития Северного морского пути, отметив, что прямое участие завода в арктической тематике началось в 1930-е годы.
«Нашей ключевой задачей является развитие Северного морского пути. Именно для таких важных государственных целей уже 170 лет работает Балтийский завод. Наше предприятие – это не просто завод. Это опора России в освоении Арктики. Каждый атомный ледокол, построенный на заводе, укрепляет суверенитет, безопасность и экономическое могущество нашей Родины. Мы строим будущее России. Мы продолжаем дело длиною в века», – отметил Александр Коновалов.
Руководитель предприятия также сообщил, что "Объединённая судостроительная корпорация" (ОСК) в тесной кооперации с предприятиями, входящими в её контур, продолжает строить уникальный атомный ледокольный флот в интересах страны и вышла на беспрецедентные показатели – строительство самой большой в истории серии из семи ледоколов. А если потребуется, ОСК готова продолжить серию.
В рамках деловой части мероприятия с докладами выступили представители органов власти, эксперты в области арктических исследований, представители государственных корпораций и крупных предприятий, руководители ведущих высших учебных заведений и научных организаций, представляющие ключевые направления освоения и развития Арктики и Северного морского пути.
Первоисточник: https://sudostroenie.info/novosti/46559.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Северный морской путь
Краткий обзор текущей ледовой обстановки в морях Арктики
Arctic Universe, 04/12/2025
Ученые Центра ледовой гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института подготовили краткий обзор текущей ледовой обстановки в арктических морях Северного ледовитого океана, основанный на анализе спутниковой информации, наблюдаемой в период с 30 ноября по 2 декабря.
На акватории Баренцева моря ледообразование идет в южной части архипелага Шпицберген, в архипелаге Земля Франца-Иосифа и к югу от него, у южной оконечности архипелага Новая Земля. Наблюдается нилас и серый лед.
В Печорском море дрейфующий лед сосредоточен преимущественно в восточной части от Печорской губы и на восток, молодые льды и нилас наблюдаются вплоть до северной оконечности острова Вайгач.
В Карском море активное ледообразование идет в центральной и восточной частях акватории, а также в губах и заливах побережья континента. В Обской, Гыданской губах, на востоке акватории отмечается образование массивов однолетнего тонкого льда. В западной части акватории сохраняется обширное пространство чистой воды, ледообразование идет вдоль побережья архипелага Новая Земля, отмечается начало формирования Новоземельского массива. В проливе Карские ворота в южной части нилас и небольшое количество молодого льда, севернее чисто. В проливе Вилькицкого припай в северной части, в южной - однолетний тонкий лед. В проливе Шокальского дрейфующие льды с преобладанием однолетнего тонкого.
На акватории моря Лаптевых повсеместно преобладает однолетний тонкий лед. Увеличилась площадь припая вдоль южного побережья. На подходах к проливу Вилькицкого в северной половине припай от островов Сорокадомского и Малый Таймыр на запад, в южной – однолетний тонкий лед. На подходах к проливу Санникова и Дмитрия Лаптева – однолетний тонкий лед.
В Восточно-Сибирском море в западной и центральной частях акватории, в проливе Санникова, а также в восточной части вдоль побережья континента до пролива Лонга преобладает однолетний тонкий лед. В восточной части сохраняется обширный массив преобладания старых и статочных льдов. В проливе Дмитрия Лаптева припай.
В Чукотском море идет активное ледообразование. В северной части и вдоль побережья континента отмечаются массивы преобладания однолетнего тонкого льда. В центральной части молодые льды и нилас, сохраняются небольшие разрозненные участки открытой воды. В южной части пролива Лонга преобладает однолетний тонкий лед с включениями остаточного, в северной – молодые льды и нилас. В Беринговом проливе вдоль побережий молодые льды и нилас, в центральной части чисто.
В Беринговом и Охотском морях продолжается ледообразование. Начало ледообразования отмечается в Белом, Балтийском, Японском морях. На акваториях Каспийского и Азовского морей чисто.
Социально-экономическое развитие
Природные красоты и социальный комфорт – по этим причинам жизнь в Магаданской области привлекательна, считают омсукчанцы
Колыма Плюс, 04/12/2025
Территория комфорта и добрых соседей – так характеризуют Колыму омсукчанцы. Жизнь в Магаданской области привлекает своей уникальностью и особенными условиями: несмотря на суровый климат, здесь спокойно и уединенно. При этом правительство региона уделяет особое внимание развитию территории – комплексному благоустройству, повышению инвестиционной привлекательности, поддержке семей, материнству и детству.
«Жизненные условия на Колыме требуют особого мужества и терпения. Постоянные морозы, короткое лето и отсутствие привычных благ цивилизации воспитывают стойкость и умение выживать в сложных условиях» – описывает чат-бот жизнь колымчанина. Наверное, он пропустил все преображения, которые произошли в регионе за последние годы. Благодаря эффективным программам поселки приобрели современный облик и стали привлекательным местом для жизни и воспитания детей.
Отсутствие городской суеты, чистый воздух, выезды на природу и рыбалку, пространство для творчества и саморазвития – это то, что нравится северянам. При этом местные жители отмечают, что благодаря улучшению инфраструктуры, а также социальным программам жизнь в Магаданской области становится с каждым годом все привлекательнее.
Например, Омсукчан заметно преобразился внешне благодаря реализации программы «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Инфраструктура для жизни» и проекта «1000 дворов». Социальные партнеры тоже внесли вклад в благоустройство – художественно оформили фасады многоквартирных домов и средней школы. Но все же главной причиной, почему в регионе жить хорошо, омсукчанцы называют самих людей. Они, то есть мы, и есть – главное богатство Колымы.
На Таймыре прогнозируют отток населения в ближайшие три года
Таймырский телеграф, 04/12/2025
Численность населения Таймырского Долгано-Ненецкого района будет снижаться в ближайшие годы. Об этом говорится в прогнозе социально-экономического развития района на 2026–2028 годы.
«Главной причиной убыли населения является миграционный отток. При этом, несмотря на это численность постоянного населения в трудоспособном возрасте, демонстрирует небольшой рост», – говорится в сообщении.
Заместитель главы Таймыра по финансово-экономическим вопросам Натэла Скобеева уточнила, что среднегодовая численность постоянного населения муниципалитета в 2028 году составит 29,4 тысяч человек.
Прогноз социально-экономического развития на 2026-2028 годы, включающий демографическую оценку, представили на четвертом заседании пятой сессии Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов.
Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/na-tajmyre-prognoziruyut-ottok-naseleniya-v-blizhajshie-tri-goda/
Губернатор Артюхов: в ЯНАО расселили миллион квадратных метров жилья
Север-Пресс, 04/12/2025
В Лабытнанги семьи из аварийного жилья получили ключи от квартир в пятиэтажном доме на улице Первомайской. Заселение этого многоквартирника — историческое событие. Так достигнута цель по расселению миллиона «квадратов» в округе, которую поставил губернатор Ямала Дмитрий Артюхов в 2019 году, сообщил корреспондент «Север-Пресса».
«Среди получателей нового жилья — семья Людмилы Каневой, коренной жительницы Лабытнанги», — сообщил корреспондент «Север-Пресса».
В мероприятии в Лабытнанги участвует губернатор Дмитрий Артюхов. «Сегодня важное историческое событие для всего Ямала. Мы посчитали цифры — 62 тысячи человек получили новое жилье. Это два города Лабытнанги были построены за эти несколько лет. Мы подобные темпы набирали в 80-ые годы, когда Ямал был большой всесоюзной стройкой», — отметил глава региона.
Каневы приехали в ЯНАО еще в начале XX века. Тогда город был поселком. Отец северянки Тихон сражался в Великую Отечественную войну, дошел до Берлина. Награжден медалью «За оборону Советского Заполярья».
Людмила полвека проработала в детском саду «Катюша» помощником воспитателя. У нее выросли сын и дочь. Сейчас женщина на пенсии — северянке 77 лет. За нее ключи получила дочь Олеся Пономаренко.
«Свое детство я провела в квартире на улице Строителей, 16. Жила там с момента рождения. Родители всегда создавали там уют. Но дому уже много лет, где-то он покосился. Сейчас переезжаем в комфортное, современное жилье. Пока завезем мебель, планируем переехать до Нового года», — рассказала Олеся.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/zhilye/gubernator-artjuhov-v-janao-rasselili-million-kvadratnyh-metrov-zhilja/
В Арктике создадут около 50 тысяч новых рабочих мест, заявил Басанский
Прайм, 04/12/2025
Около 50 тысяч новых рабочих мест планируется создать в Арктической зоне РФ за счет реализации инвестпроектов, заявил журналистам статс-секретарь — заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Антон Басанский.
"По объему на сегодняшний день тех инвестиционных проектов, которые есть в Арктике, у нас в планах создать 50 тысяч новых рабочих мест. Сегодня создана уже 21 тысяча рабочих мест", - сообщил Басанский.
По его словам, в Арктической зоне РФ с господдержкой реализуется более 1 тысячи новых проектов с общим объемом инвестиций 2,6 триллиона рублей. Уже вложено около 850 миллиардов рублей.
2358 колымчан получили земельные участки на площади более 1300 га за 9 лет в рамках программы «Дальневосточный гектар»
Колыма Плюс, 04/12/2025
Территория комфорта и добрых соседей – так характеризуют Колыму омсукчанцы. Жизнь в Магаданской области привлекает своей уникальностью и особенными условиями: несмотря на суровый климат, здесь спокойно и уединенно. При этом правительство региона уделяет особое внимание развитию территории – комплексному благоустройству, повышению инвестиционной привлекательности, поддержке семей, материнству и детству.
«Жизненные условия на Колыме требуют особого мужества и терпения. Постоянные морозы, короткое лето и отсутствие привычных благ цивилизации воспитывают стойкость и умение выживать в сложных условиях» – описывает чат-бот жизнь колымчанина. Наверное, он пропустил все преображения, которые произошли в регионе за последние годы. Благодаря эффективным программам поселки приобрели современный облик и стали привлекательным местом для жизни и воспитания детей.
Отсутствие городской суеты, чистый воздух, выезды на природу и рыбалку, пространство для творчества и саморазвития – это то, что нравится северянам. При этом местные жители отмечают, что благодаря улучшению инфраструктуры, а также социальным программам жизнь в Магаданской области становится с каждым годом все привлекательнее.
Например, Омсукчан заметно преобразился внешне благодаря реализации программы «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Инфраструктура для жизни» и проекта «1000 дворов». Социальные партнеры тоже внесли вклад в благоустройство – художественно оформили фасады многоквартирных домов и средней школы. Но все же главной причиной, почему в регионе жить хорошо, омсукчанцы называют самих людей. Они, то есть мы, и есть – главное богатство Колымы.
Подпишитесь и получайте новости первыми
telegram
telegram
whatsapp
whatsapp
rutube
rutube
2358 колымчан получили земельные участки на площади более 1300 га за 9 лет в рамках программы «Дальневосточный гектар»
4 декабря 2025 г. 21:20 • Никита Подоматько
telegram
odnoklassniki
vkontakte
whatsapp
mail.ru
Магаданская область
Магадан
Колыма
В 2025 году колымчане получили более 130 земельных участков по всему региону в рамках программы «Дальневосточный гектар». Это не просто земля, это возможность создать своё дело и изменить жизнь вокруг. В Магаданской области участники программы активно пользуются этой возможностью, открывая новые туристические точки. Один из ярких примеров – глэмпинг-парк, который всего за два года вырос в лесу под Магаданом.
Всего в нескольких минутах от Магадана, в микрорайоне Снежный, появился свой уголок для уединённого отдыха. Четыре уютных домика, один даже с баней. Автор этого проекта Артём Лёвочкин создал место, где можно отключиться от городской суеты, оставаясь в комфорте. Воплотить идею в реальность помогла государственная программа «Дальневосточный гектар». Участок в 2022 году Артём получил бесплатно, а через год начал строительство.
«Идея изначально родилась для того, чтобы создать в Магадане что-то особенное для людей. Во-первых, не хватало душевного проекта, чтобы вдали от города ощутить комфорт, расслабиться, и возникла мысль, что, если мне негде отдохнуть, логично, что и людям тоже. Захотелось внести и свой вклад в развитие Магаданской области в плане внутреннего туризма, и потихоньку, помаленьку выросли», – рассказала соавтор проекта глэмпинг-парка Ольга Шаповалова.
Программа «Дальневосточный гектар» действует с 2016 года в девяти регионах ДФО, а с 2021 года – и во всей Арктической зоне. Условия просты: гражданин России может однократно и бесплатно получить до гектара земли. Владимир Путин поддержал и расширил эту программу, в том числе предоставив возможность получить второй гектар после освоения первого, а также предложил распространить программу на соотечественников за рубежом. История Артёма Лёвочкина – лишь одна из почти трёх тысяч в регионе.
Всего за время действия программы в Магаданской области от граждан поступило 3370 заявлений, из них 153 – от жителей из других регионов Российской Федерации. 2358 наших соотечественников получили земельные участки на площади более 1300 га. Только в 2025 году – 137 новых участников.
Кроме самого участка, проект позволяет рассчитывать на льготную «Дальневосточную ипотеку» под 2% годовых, субсидии для сельхозпроизводителей и на другие меры поддержки – всего их более 35. В Магаданской области на гектарах уже производят местные продукты, открывают кафе, фермы и гостевые дома. Таким образом программа решает сразу две задачи: даёт людям шанс реализовать себя на своей земле и создаёт в регионах новую, современную инфраструктуру, превращая мечту о своём деле – в реальный проект, который меняет жизнь не только его создателей, но и всего региона.
Транспортные системы
За 11 месяцев 2025 года пассажиропоток мурманского аэропорта снизился на 4%
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 04/12/2025
За 11 месяцев 2025 года пассажиропоток мурманского аэропорта снизился на 4,2%. Как сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе воздушной гавани, услугами аэропорта воспользовались 1 290 900 человек. За аналогичный период 2024 года количество пассажиров составило 1 348 792 человека.
Внутренними рейсами воспользовались 1 288 972 человека, 2,9 тысячи человек стали пассажирами международных направлений.
Напомним, 20 ноября 2025 года открылся новый терминал мурманского аэропорта. В тот же день был принят первый рейс из Москвы.
Ранее «Би-порт» сообщил, что в новом терминале появилась возможность распечатать электронный посадочный талон.
Первоисточник: https://b-port.com/news/349173
Экология
До 2030 года на Чукотке планируют поднять и утилизировать девять судов
ИА Чукотка, 04/12/2025
Губернатор округа Владислав Кузнецов принял участие в заседании штаба проекта "Генеральная уборка" нацпроекта "Экологическое благополучие". Одной из тем стал подъём и утилизация затонувших судов в акваториях Дальнего Востока. В Чукотском АО в течение пяти лет запланирована утилизация девяти судов, сообщает ИА "Чукотка".
Заседание штаба федерального проекта "Генеральная уборка" провёл глава Минприроды Александр Козлов. Обсуждались проекты по ликвидации накопленного вреда на полигоне "Красный Бор" в Ленинградской области, "Усольехимпроме" и Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Министр отметил, что применяемые технологии станут основой для обезвреживания других опасных объектов в стране. Также обсуждалась работа по подъёму и утилизации затонувших судов в акваториях Дальнего Востока. «В этом году провели инженерно-водолазное обследование пяти объектов в акватории бухты Эгвекинот, которые планируем поднять в следующем году. В 2026 году поднимем и организуем утилизацию пяти объектов в акватории бухты Эгвекинот, в 2028 году – трёх объектов в акватории бухты Эмма (Комсомольская) в Провидения, в 2030 году – один объект в акватории бухты Угольная в Беринговском», — рассказал губернатор Владислав Кузнецов. По словам главы региона, всего в округе за пять лет планируют поднять и утилизировать девять судов (вместо восьми запланированных ранее). На Дальнем Востоке в рамках проекта к 2030 году утилизируют более 70 затонувших судов. Как уточняет окружной департамент экологии, с 2017 года в регионе было собрано и вывезено на утилизацию около 22 тысяч тонн металлолома, включая затопленные суда. Всего на территории округа находится более 80 тысяч тонн металлолома, из них более 400 тысяч штук старых бочек.
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/priroda/do_2030_goda_na_chukotke_planiruyut_podnyat_i_utilizirovat_devyat_sudov/
Энергетика
ВТБ прогнозирует рост добычи нефти и расширение экспорта газа в Азию
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 04/12/2025
В 2026 году объем добычи нефти может вырасти почти на 6% — до 9,7 млн барр./сут., при условии дальнейшего смягчения ограничений в рамках сделки ОПЕК+. Средний объём добычи нефти в России по итогам 2025 года составит 9,2 млн барр./сут., без учёта газового конденсата. Об этом на 16-м инвестиционном форуме ВТБ «РОССИЯ ЗОВЁТ!» заявил член правления банка Виталий Сергейчук.
Мировой спрос на нефть продолжит расти до 2050 года со средним темпом около 0,5% в год. По данным ВТБ, к 2030 году глобальный спрос достигнет 107,6 млн барр./сут., а к 2035 году превысит 110 млн барр./сут.
По оценкам ВТБ, к 2030 году экспорт российского трубопроводного газа в Китай увеличится в 1,5 раза по сравнению с ожидаемым уровнем 2025 года, достигнув 56 млрд куб. м в год. Из них 44 млрд куб. м придутся на поставки по магистрали «Сила Сибири», а 12 млрд куб. м — по Дальневосточному маршруту.
«Российская энергетика адаптируется к новой конфигурации мирового рынка. Рост поставок на Восток и устойчивый глобальный спрос на нефть создают фундамент для долгосрочного развития отрасли. Наши прогнозы показывают: российские компании не только сохраняют стабильность, но и формируют новые точки роста, укрепляя свои позиции в мировой энергетической архитектуре», — отметил Виталий Сергейчук.
Первоисточник: https://b-port.com/news/349187
Сети и объекты коммунальной инфраструктуры Мурманской области изношены на 60%
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 04/12/2025
Физический износ сетей и коммунальных объектов в Мурманской области превышает 60%. Об этом «Би-порту» рассказали в региональном правительстве. По словам областных властей, значительная часть коммунальной инфраструктуры в Мурманской области была построена более полувека назад.
Систему постепенно модернизируют, но темпы далеки от идеала — с 2019 года из 123 объектов обновлено всего 29 единиц. Это в 8,5 раз больше, чем за 2010–2018 годы, однако работы на объектах ЖКХ необходимо продолжать.
Так, в следующем году на эти цели на конкурсной основе власти распределят свыше 90 млн рублей между муниципалитетами области. Будут также вестись работы, которые софинансирует федеральный бюджет. В 2026 году планируется капремонт котлоагрегатов и пароводяных подогревателей на котельных в Североморске, реконструкция групп резервуаров и сливоналивных устройств котельных в Североморске и Оленегорске. Работы в ЗАТО — Александровске, Высоком и Заозерске — профинансируют за счет программы реновации закрытых и военных городов.
Модернизацию объектов теплоснабжения власти обещают провести и в населенных пунктах Печенгского округа. Напомним, что этой зимой в муниципалитете обнаружились проблемы с оборудованием, из-за которых жители домов в Печенге и Спутнике в морозы остались без отопления.
Первоисточник: https://b-port.com/news/349190
Билибинскую АЭС начали выводить из эксплуатации
ИА Чукотка, 04/12/2025
Энергоблок №2 остановили на Билибинской АЭС. Он стал первым из трёх, которые будут выведены из генерации до конца года. Электроснабжение Билибино на себя возьмёт плавучая атомная теплоэлектростанция "Академик Ломоносов". Тарифы для населения при этом не изменятся, сообщает ИА "Чукотка".
По данным Росатома, поэтапная остановка стартовала с 1 декабря. Первым от системы отключили энергоблок №2. Планируется, что 11 декабря остановят третий, 22 декабря — четвёртый. После этого Билибинская АЭС прекратит выработку электроэнергии. «Первый энергоблок нашей станции был выведен на минимально контролируемый уровень мощности ко Дню энергетика в 1973 году, символично и последний энергоблок остановить в этот день спустя более чем полвека. К переходу к новой для АЭС и города Билибино реальности готовились не один год: построен и уже функционирует энергоцентр замещения, а также другая инфраструктура», — сообщил директор Билибинской АЭС Константин Холопов. Первые полтора-два года специалисты будут выгружать отработавшее ядерное топливо из реакторов остановленных энергоблоков в бассейны выдержки. Там материалы будут ждать вывоза на переработку, а персонал приступит к подготовке станции к выводу из эксплуатации. «Специалистам потребуется осуществить целый комплекс работ, включая удаление отработавшего топлива с площадки, демонтаж оборудования и сооружений, а также обращение с образующимися отходами — всё это работа десятилетия вперёд. Таким образом, начало полной реабилитации площадки видится за горизонтом 2054 года», — сообщил главный инженер Билибинской АЭС Андрей Кузнецов. Росатом разработал и предварительный план вывоза отработанного ядерного топлива на переработку. Первым этапом будет транспортировка по дороге, строящейся для нужд Баимского горно-обогатительного комбината. Далее последует перегрузка упаковочных контейнеров на судно в районе терминала на мысе Наглёйнын. По Севморпути груз перевезут в Мурманск, а оттуда его отправят на предприятие "Маяк" железнодорожным транспортом.
Вместо БиАЭС заполярный город электроэнергией будет питать плавучая атомная теплоэлектростанция "Академик Ломоносов". Для этого между Певеком и Билибино смонтировали линию электропередач напряжением 110 кВ. Её протяжённость составляет 496 км. Как уточнили в администрации Билибинского района, новая схема не повлияет на стоимость электроэнергии для населения.
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/promyshlennost/bilibinskuyu_aes_nachali_vyvodit_iz_ekspluatatsii/
Разное
Приговор по делу о махинациях при строительстве объектов в Арктике смягчили
РИА Новости, 04/12/2025
Второй кассационный суд снизил на месяц срок наказания бывшему главе "Главного управления обустройства войск" Минобороны Евгению Горбачеву по делу о строительстве военных объектов в Арктике, сообщили РИА Новости в суде.
"Второй кассационный суд более детально разобрался в обстоятельствах дела, снизил Горбачеву наказание на 1 месяц, до 5 лет и 5 месяцев лишения свободы, и переквалифицировал действия Горбачева, признав их растратой денежных средств (часть 4 статьи 160 УК РФ), а не мошенничеством, как было изначально указано в приговоре", - сказал собеседник агентства.
В суде РИА Новости уточнили, что сумма штрафа была снижена с 500 до 475 тысяч рублей, а также исключен квалифицирующий признак "по предварительному сговору группой лиц".
По данным следствия, Горбачев и бывший соучредитель ООО "Технострой" Виталий Прудников руководили строительством на мысе Шмидта и острове Врангеля ряда объектов Минобороны. К 2016 году необходимо было построить вышки визуального наблюдения, площадки для размещения радиолокационных станций, электростанцию, сети связи и другие объекты. Однако часть средств была выведена по фиктивным договорам на счета подконтрольных компаний. Ущерб оценивался в 360 миллионов рублей. Савеловский суд Москвы прошлой осенью приговорил Горбачева к 5,5 годам колонии со штрафом 500 тысяч рублей.
Второй фигурант Прудников признал вину, его дело было выделено в отдельное производство, а позднее приостановлено, поскольку он заключил контракт с Минобороны и уехал на СВО, где работал пекарем. В сентябре его доставили в Москву, его дело начал слушать по существу Савеловский суд Москвы.
Также Горбачев и Прудников стали фигурантами дела бывшего замминистра по строительству ДНР Юлии Мерваезовой о махинациях при строительстве объектов для Минобороны.
Юлия Мерваезова в 2021-2022 годах занимала должность директора Военно-строительной компании (ВСК), которая была в 2022 году была переименована АО "Сибирьпромгрупп" (АО "СПГ"). Дело было возбуждено и в отношении ее предшественника Дениса Чубарова.
Следствие считает, что при заключении контрактов на строительство сооружений для Минобороны было похищено более 4 миллиардов рублей, сама сумма заключенных контрактов составила 9 миллиардов рублей. Вместе с ними фигурантом проходит бывший глава Главного военно-строительного управления №8 Вадим Выгулярный.
Первоисточник: https://ria.ru/20251204/delo-2059678789.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch