Обзор СМИ
18/12/2025
Оглавление
Власти Нового Уренгоя объяснили, почему решились на туристический налог
Здание ж/д вокзала и земельный участок в Кировске продали за 12 миллионов рублей
Ассоциация рыбопромысловиков предложила увеличить вылов камчатского краба в Баренцевом море
«Люди белой земли»: диалог о будущем коренных народов Севера
В новом году переводчик «Яндекса» заговорит по-ненецки
Издание чукотской азбуки, гонки оленеводов и другие проекты поддержал фонд "Купол"
Установленный на острове Врангеля 100 лет назад флаг СССР передали в музей ТОФ
Ямал представил в Москве стратегию развития креативных индустрий до 2030 года
Экосистему «Арт-Арктика» создадут в Якутии для творческих проектов студентов
Северный Завоз
В навигацию-2025 на Чукотке впервые за последние 4 года не потребовались ледоколы
PortNews, 17/12/2025
Результаты организации северного завоза с привлечением Единого морского оператора (ЕМО) — АО «Росатом Арктика» — рассмотрены на совещании под председательством главы Минвостокразвития Алексея Чекункова с участием руководителей заинтересованных субъектов РФ. Губернатор Чукотки Владислав Кузнецов и специальный представитель Госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов подвели итоги пилотного проекта 2025 года: Чукотский автономный округ стал первым регионом, где ЕМО в полном объеме обеспечил доставку жизненно важных грузов. Об этом сообщает пресс-служба правительства Чукотки.
«Результаты морской навигации-2025 на Чукотке продемонстрировали эффективность новой системы. Знаковым достижением стало то, что впервые за последние четыре года в период морской навигации не потребовалось привлечение ледоколов, что подтверждает оптимизацию логистики», — говорится в сообщении.
Кроме того, ЕМО обеспечил бесперебойную доставку в самые отдаленные населенные пункты, организовав мультимодальную перевозку с выгрузкой на необорудованный берег. Благодаря этому уже в августе все прибрежные села округа были обеспечены топливом.
Отмечается, что ЕМО в полном объеме выполнил поставленные задачи, доставив 152,44 тыс. тонн нефтепродуктов и 6,7 тыс. тонн продовольствия и попутных грузов. Навигация была завершена в сжатые сроки: топливная — 30 октября, продовольственная — 25 ноября, при этом работа велась опережающими темпами.
Опираясь на успешный опыт Чукотки, на совещании было принято решение о расширении географии деятельности Единого морского оператора. К пилотному проекту в 2026 году готовы присоединиться еще несколько дальневосточных и арктических регионов.
«Для Чукотки работа с ЕМО будет продолжена. Уже утверждена дорожная карта на 2026 год, верифицированы объемы грузов и подписано соответствующее соглашение. Важно, что долгосрочные контракты ЕМО с судовладельцами позволят стабилизировать тарифы: в 2026 году рост стоимости доставки нефтепродуктов прогнозируется на уровне 8%, что значительно ниже показателей прошлого периода», — подчеркивается в сообщении.
В ходе обсуждения были также подняты системные вопросы, требующие решения на федеральном уровне — в том числе вопросы финансирования для обеспечения устойчивой работы модели ЕМО.
Первоисточник: https://portnews.ru/news/385956/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Арктический туризм
Власти Нового Уренгоя объяснили, почему решились на туристический налог
Север-Пресс, 17/12/2025
Туристический налог, который планируют вводить в Новом Уренгое, поможет пополнить городской бюджет. Власти проанализировали спрос на услуги гостиниц и решили, что нововведение поддержит местный бизнес и экономику, ответили в городской администрации «Север-Прессу».
«Предпосылками для формирования предложения об установлении туристического налога в городе Новый Уренгой явились вступающие в силу с 1 января 2026 года изменения налогового законодательства РФ, а также установленных нормативов отчислений в местные бюджеты от региональных налогов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, непосредственно отражающиеся на снижении собственной доходной базы местных бюджетов, начиная с очередного финансового года», — уточнили в администрации.
Там проанализировали различные объекты для временного проживания, номерной фонд и спрос на услуги. В администрации оценили налоговую нагрузку на владельцев бизнеса с учетом установленных законодательством льгот. «Незначительный размер туристического налога и высокий уровень развития гостиничного бизнеса влияют на развитие муниципальной экономики и поддержку местных предпринимателей», — отметили городские власти.
Почему в Новом Уренгое отложили введение туристического налога
Согласно обновленному документу, опубликованному на сайте городской администрации, старт введения налога перенесли на год — с 1 января 2026-го на 1 января 2027 года. При этом власти расширили список категорий, освобождаемых от платежа. От налога освободили не только многодетные семьи, но и детей-спортсменов, участников образовательных и творческих мероприятий (олимпиад, соревнований, фестивалей) до 18 лет, приезжающих в город.
«Смещение даты введения туристического налога в городе Новый Уренгой на более поздний срок обусловлено необходимостью проведения работы, в том числе разъяснительной, во взаимодействии с потенциальными налогоплательщиками по вопросам установления возможных вариантов политики ценовых льгот (программ лояльности) для постояльцев из числа определенных Налоговым кодексом РФ и решением Думы города Новый Уренгой отдельных категорий граждан, стоимость услуг по проживанию которых не подлежит включению в налоговую базу», — объяснили представители власти.
В будущем они совместно с управлением Федеральной налоговой службы по ЯНАО определят список документов, которые освобождают от налогов льготную категорию постояльцев. В администрации уточнили, что предложенный проект не нарушает права и интересы граждан и организаций-налогоплательщиков.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/ekonomika/vlasti-novogo-urengoja-objasnili-pochemu-vveli-turisticheskij-nalog/
Здание ж/д вокзала и земельный участок в Кировске продали за 12 миллионов рублей
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 17/12/2025
В Мурманской области подведены итоги электронного аукциона по продаже земельного участка со зданием железнодорожного вокзала в Кировске. Напомним, участок выставили на торги в октябре 2025 года с начальной ценой участка в размере 7,5 миллиона рублей.
Как сообщал «Би-порт», кадастровая стоимость земли под вокзалом составляет более шести миллионов рублей, а стоимость самого здания — более 46 миллионов рублей. Общая площадь участка составляет 4930 квадратных метров, площадь здания — 1927 квадратных метров.
Заявки на участие в торгах принимались с 23 октября по 9 декабря. Всего было подано пять заявок. Победителем продажи стало общество с ограниченной ответственностью «Антарус», предложившее цену имущества в 12 013 260 рублей. Согласно открытым данным, компания зарегистрирована в Москве, а её основным видом деятельности является производство мебели для офисов и предприятий торговли.
Существует множество теорий и мифов о причинах появления такого большого вокзала в маленьком Кировске, который ранее назывался Хибиногорском. Строительство вокзала началось в 1934 году и завершилось в 1939. Здесь же была гостиница и пельменная. От станции отправлялась электричка в Апатиты, откуда можно было сделать пересадку в Мурманск, Ленинград или Москву.
В 1996 году станция была закрыта. По данным кировского госархива, в марте 1997 года администрацией города было подписано постановление о консервации здания бывшего ж/д вокзала. С тех пор оно пустует, но продолжает привлекать людей. Вокзал, потерявший со временем крышу, сегодня становится объектом внимания у любителей романтики заброшек. Любители экстремальных видов спорта выполняют здесь свои трюки - в 2016 году на вокзале проходили съёмки документального российско-норвежского фильма.
Напомним, в ноябре 2024 года был предложен проект туристического объекта на руинах вокзала в Кировске. Проект «Дизайн-концепция ревитализация железнодорожного вокзала с выходом к озеру Большой Вудъявр» был представлен на международном конкурсе.
Первоисточник: https://b-port.com/news/350075
Биоресурсы
Ассоциация рыбопромысловиков предложила увеличить вылов камчатского краба в Баренцевом море
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 17/12/2025
На Северном научно-промысловом совете Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота предложила две важные инициативы по вылову камчатскому крабу в Баренцевом море.
«Мы обратились к ученым с предложением о корректировке общего допустимого улова в связи со стабильными прогнозами. Второе предложение — очень четкое и узкое, касается любительского лова. Эту инициативу мы будем и дальше предлагать, объяснять и обосновывать», — рассказали «Би-порту» в Ассоциации.
Речь идет о том, чтобы по закону обязать предпринимателей, организующих любительский лов камчатского краба, вести электронный рыболовный журнал на морских участках. Это позволит контролировать вылов камчатского краба любителями, считает глава Ассоциации Алексей Осинцев. Инициатива усложнит жизнь тем, кто под видом любительского лова занимается браконьерством.
Что же касается пересмотра ОДУ камчатского краба, то у этого предложения есть обнадеживающие рыбаков перспективы.
Замруководителя Росрыболовства Василий Соколов подтвердил, что есть информация о хорошем состоянии запасов. Он рекомендовал ВНИРО провести исследования для корректировки общего допустимого улова ценного водного биоресурса не только в 2027 году, но и в 2026-м.
«Наука соберет все данные за 2025 год. У нее есть общедопустимый улов на 2026 год, определенный в конце 2024-го. Определяя ОДУ на 2027 год, ученые также будут пересматривать ОДУ на будущий год. Так что корректировка все равно будет, как в сторону увеличения, так она может произойти и в сторону уменьшения», - поделился прогнозами с «Би-портом» глава союза рыбопромышленников Севера Константин Древетняк.
Первоисточник: https://b-port.com/news/350077
Коренные малочисленные народы
«Люди белой земли»: диалог о будущем коренных народов Севера
Таймырский телеграф, 17/12/2025
На Таймыре и в Эвенкии обсудили, как обеспечить кочевые народы благами цивилизации, не утратив традиционных форм жизни — в центре дискуссии документальный фильм «Люди белой земли» и опыт взаимодействия с бизнесом.
Встреча состоялась в рамках празднования 95‑летия национальных округов на Таймыре и в Эвенкии. Среди участников разговора были и знакомые героев фильма, и люди, непосредственно работавшие с кинодокументалистами.
Участники встречи вновь подняли ключевой вопрос: как обеспечить кочевые народы современными благами цивилизации, не утратив при этом традиционных форм хозяйствования и жизнедеятельности. Например, один из участников дискуссии посетовал, что в фильме молодой оленевод – в современной куртке, а не в малице – это традиционная одежда из оленьих шкур, но вряд ли он сам откажется от снегохода и мотолодки.
Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов, председатель Совета представителей коренных и малочисленных народов России при правительстве Красноярского края Григорий Дюкарев подчеркнул, что изменения в традиционной жизни коренных народов на самом деле происходят много веков.
«Когда‑то вместо костяного ножа появился железный нож, постепенно в тундру пришли металлическая посуда, тканевая одежда, резиновые сапоги, охотники и оленеводы пересели на мотолодки и снегоходы, стали пользоваться ноутбуками, спутниковыми телефонами… Научно‑технический прогресс, конечно, в жизни народов присутствует. Но что необходимо сохранить, так это в первую очередь традиционные ценности коренных малочисленных народов. Они связаны прежде всего с природой, с экологией: чтобы природа раз за разом возобновлялась, чтобы была рыба, чтобы был олень, чтобы почвы были чистые. И здесь важна и роль государства, чтобы природоохранное законодательство соблюдалось в максимальной степени».
В качестве примера ответственного подхода к взаимодействию с коренным населением участники дискуссии отметили политику компании «Норникель».
Анфиса Никифорова, первый вице‑президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Красноярского края и руководитель направления по работе с коренными малочисленными народами Севера в Заполярном филиале «Норникеля», сообщила:
«У нас в компании создан координационный совет по взаимодействию с семейными родовыми общинами, куда входят 60 общин, живущие и работающие на Таймыре. Сегодня мы расширяем взаимодействие – в состав совета входят и будут входить общины, которые работают и в Мурманской области. С января 2026 года начнется реализация обновленной Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Российской Федерации. Вопросы, включенные в эту концепцию, были и остаются актуальными для «Норникеля».
Анфиса Никифорова добавила, что компания не подменяет полномочия госорганов, а демонстрирует модель эффективного государственно‑частного партнерства. За последние пять лет на средства «Норникеля» в арктических поселках строили дома и инфраструктуру, помогали общинам получать рыболовные участки и лимиты вылова, создавали инфраструктуру на промысловых участках и в оленеводческих стойбищах.
Артур Гаюльский, президент региональной Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Красноярского края, вице‑президент Ассоциации КМНС Сибири и Дальнего Востока и председатель Союза содействия развитию эвенков Севера, Сибири и Дальнего Востока, отметил:
«В мире нет таких уникальных практик взаимодействия, как та, которую «Норникель» разработал с нашим участием. Компания рассматривает коренных жителей не в качестве каких‑то объектов своей благотворительности, а как партнеров, с которыми вместе живет и работает на территории, и совместно выстраивает плановую работу».
Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/lyudi-beloj-zemli-dialog-o-budushhem-korennyh-narodov-severa/
В новом году переводчик «Яндекса» заговорит по-ненецки
Север-Пресс, 17/12/2025
Депутаты ЯНАО ожидают, что в 2026 году список языков в переводчике «Яндекса» пополнится ненецким. Об этом и других планах рассказала пресс-служба окружного Заксобрания.
«Парламентарии ознакомились с планами на 2026 год. Ямальцев ждет повышение размеров существующих компенсаций, введение новых мер поддержки, включение ненецкого языка в переводчик «Яндекса», — добавили в пресс-службе Заксобрания.
На заседании профильного комитета по делам АПК и КМНС ямальские депутаты положительно оценили нововведения 2025 года. Коренных жителей Ямала удовлетворили новые меры поддержки: в 2023 году довольны были 55% опрошенных, а в 2024-м — уже 66%.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/kultura/v-novom-godu-perevodchik-jandeksa-zagovorit-po-nenetski/
Издание чукотской азбуки, гонки оленеводов и другие проекты поддержал фонд "Купол"
ИА Чукотка, 17/12/2025
Фонд социального развития "Купол" подвел итоги 33-го грантового конкурса. Поддержку получили шесть проектов, среди них — культурно-спортивный фестиваль оленеводов, соревнования по северному многоборью и издание чукотской азбуки. На реализацию инициатив направят 6,5 млн рублей, сообщает ИА "Чукотка".
Заявки на XXXIII конкурс фонда социального развития "Купол" принимались с 1 сентября по 15 октября. Их авторы претендовали на финансирование в размере 9,5 млн рублей. В итоге поддержку получили шесть инициатив, направленных на сохранение культурного наследия и укрепление традиций коренных малочисленных народов Чукотки, а также на развитие сферы образования. Чукотский арктический научный центр получил грант на издание чукотской азбуки. Каждая из 35 букв будет сопровождается раскраской и яркой иллюстрацией предмета. Под картинкой напечатают стихотворения, загадку или пословицу на чукотском языке с переводом на русский. Кроме того, ребёнок сможет отсканировать QR-код и прослушать, как звучит стихотворение на родном языке. Планируется выпустить полторы тысячи экземпляров. Федерация северного многоборья Чукотки займется развитием традиционного спорта. Общественная организация получила грант на оснащение секций в районах округа спортивным инвентарём. Также деньги пойдут на покупку формы для сборной Чукотки по северному многоборью и формирования призового фонда для соревнований. Поддержку получил и культурно-спортивный фестиваль "Ръилет". Мероприятие, ставшее традиционным для Анадырского муниципального округа, включает гонки на оленьих упряжках, спортивные соревнования и культурную программу. Новый праздник пройдет в 2026 году. Грант на его организацию получила Ассоциация коренных малочисленных жителей Чукотки. "Чычеткин вэтгав" ("Родное слово") направит грант на доставку на Чукотку ранее выпущенных книг. В округ привезут сборник материалов по итогам научно-практической конференции "Родные языки Чукотки: образование, культура, цифровизация, сохранение" и книжку-раскраску "Я люблю чукотский язык. Гымнан ы'ԓгу тыԓгыркын ԓыгъоравэтԓьэн йиԓыйиԓ". Поддержку получил и проект "Этнотехнологии будущего: сохранение традиций через инновации" Чукотского северо-западного техникума Билибино. Учебное заведение внедрит в образовательный процесс специальный принтер по текстилю для нанесения традиционных орнаментов на одежду и информационный киоск. Музей Берингийского наследия Провидения намерен вовлечь молодёжь в техническое творчество и моделирование военной техники разных эпох при участии ветеранов СВО. Всего в 2025 году фонд "Купол" профинансировал 18 проектов на общую сумму более 21,4 млн рублей. Среди ярких проектов года — издание книги "Уэлькаль. Искры тепла" к 80-летию Победы, поддержка компании "Код Юпик", занимающейся производством аутентичной одежды, работа над созданием онлайн-переводчика языков КМНС с использованием ИИ, а также содействие в открытии кафе "Студенческое" в Анадыре. -
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/obshchestvo/izdanie_chukotskoy_azbuki_gonki_olenevodov_i_drugie_proekty_podderzhal_fond_kupol/
Наука, культура и образование
Установленный на острове Врангеля 100 лет назад флаг СССР передали в музей ТОФ
ТАСС, 17/12/2025
Флаг СССР, который в 1924 году был установлен на острове Врангеля для утверждения суверенитета страны, передан в музей Тихоокеанского флота на вечное хранение, передает корреспондент ТАСС с церемонии передачи.
"Сегодня Музей Тихоокеанского флота пополнится одной из уникальных реликвий [флаг СССР], которая поступит на вечное хранение в фонды нашего музея", - сказал заведующий военно-историческим музеем Тихоокеанского флота Евгений Журавлев.
27 октября 2025 года гидрографическое судно "Антарктида" Тихоокеанского флота завершило совместную с Русским географическим обществом (РГО) экспедицию на остров Врангеля с исторической миссией. В рамках экспедиции экипаж судна совместно со специалистами РГО провел комплексные исследования прибрежной акватории острова и территории одноименного заповедника. Ключевым проектом экспедиции стали памятные мероприятия, приуроченные к 100-летию установки флага СССР на острове, в том числе реставрация с заменой исторического флага и закладка капсулы с посланием потомкам.
"Этот флаг символизировал то, что на острове Врангеля мы навсегда, и этот суровый край был закреплен официально, юридически за Советским Союзом. Сейчас на острове Врангеля [установлен] другой флаг, но не менее значимый - это флаг Российской Федерации", - отметил заместитель командующего Тихоокеанского флота по военно-политической работе контр-адмирал Дмитрий Артемов.
В 1924 году Советский Союз направил канонерскую лодку "Красный Октябрь" к острову Врангеля для утверждения суверенитета над этой арктической территорией, на которой ранее обосновались иностранные поселенцы незаконно проникшие на остров. Корабль вышел из Владивостока 20 июля, достиг острова 19 августа, где уже 20 августа экспедиция под руководством гидрографа Бориса Давыдова торжественно подняла советский флаг - металлический лист, окрашенный в красный цвет с выбитыми буквами СССР.
Во время экспедиции были сняты незаконно установленные флаги, установленные поселенцами-браконьерами, демонтирован геодезический знак США, а также составлен акт о причиненном ущербе. Канадских колонистов, пытавшихся заявить права Британской империи, вывезли с острова и в последующем депортировали на родину.
Первоисточник: https://tass.ru/obschestvo/25933361
Промышленность и технологии
Канада заключила контракт на создание военного спутника в Арктике
Arctic Universe, 17/12/2025
9 декабря газета Wall Street Journal сообщила, что Канада заключила многомиллиардный контракт с компаниями MDA Space и Telesat на развертывание военных спутников связи в Арктике. Стоимость проекта превышает 5 миллиардов канадских долларов (3,6 миллиарда долларов США), и это одна из первых крупных военных закупок при премьер-министре Марке Карни. Министр обороны Дэвид Макгинти заявил, что спутники обеспечат улучшенное раннее предупреждение и поддержку операций по наблюдению и поисково-спасательных работ. ( Wall Street Journal )
Как сообщает Арктический институт, США, эта спутниковая система отвечает насущной потребности Канады в мониторинге арктических территорий в условиях усиления военной активности России и Китая в регионе. Расширенные возможности раннего предупреждения напрямую связаны с разработкой Россией крылатых ракет большой дальности и гиперзвукового оружия, которые существующие радиолокационные системы не могут адекватно отслеживать. Обширные арктические территории Канады создают огромные пробелы в наблюдении, делая страну уязвимой для угроз, которые она не может обнаружить с помощью существующей инфраструктуры. Спутниковая сеть обеспечит непрерывное покрытие в регионах, где невозможно построить или обслуживать наземные системы, улучшая способность Канады выявлять потенциальные угрозы. Эти инвестиции отражают признание того, что сдерживание в Арктике зависит от демонстрации способности обнаруживать вторжения и реагировать на них. Двойное использование спутников для поисково-спасательных операций показывает, как инфраструктура безопасности в Арктике может служить нескольким целям, оптимизируя затраты на работу в регионе. Эти инвестиции подчеркивают, как возможности наблюдения адаптируются с помощью новых технологических решений для мониторинга в суровых арктических территориях, которые ограничивают традиционное военное присутствие.
Судостроение
Регистр завершил очередные освидетельствования атомных ледоколов «Арктика» и «Таймыр»
Флагман, 17/12/2025
Российский морской регистр судоходства (РС, Регистр) завершил очередные освидетельствования атомных ледоколов «Арктика» и «Таймыр». Об этом сообщает пресс-служба РС 17 декабря.
На «Таймыре» в этом году была успешно проведена замена активной зоны реактора, что существенно повысит уровень надежности и безопасности судна при эксплуатации в экстремальных условиях Арктического региона.
Кроме того, Регистр выполнил ежегодное освидетельствование атомного ледокола «Ямал».
Отмечается, что ответственная и слаженная работа специалистов РС в тесном сотрудничестве с предприятиями отрасли позволила установить исторический рекорд для СМП: в декабре 2025 года все 8 действующих в настоящий момент российских атомных ледоколов одновременно приступили к работе, чтобы обеспечить безопасную проводку судов на высокоширотных маршрутах.
Северный морской путь
Сахамин Афанасьев: интеграция Севморпути — стратегическая задача России
Вместе.рф, 17/12/2025
Сенатор Сахамин Афанасьев заявил, что дальнейшее развитие Арктики невозможно без интеграции Северного морского пути в единую транспортную систему страны.
Именно переход от общих принципов к конкретным действиям и индивидуальному подходу стал главным итогом XV форума «Арктика: настоящее и будущее», который прошёл в Санкт-Петербурге и собрал более двух тысяч специалистов. В ходе форума особое внимание уделили вопросам развития Северного морского пути, обеспечению технологического суверенитета и поддержке малого бизнеса в северных регионах.
Как отметил сенатор, текущая геополитическая ситуация подтолкнула Россию к активизации взаимодействия с глобальным Востоком, что потребовало ускоренного формирования сквозного транссеверного транспортного маршрута.
В эфире телеканала «Вместе-РФ» Сахамин Афанасьев подчеркнул, что существующая в Арктике разрозненная инфраструктура в виде тупиковых железных и автомобильных дорог не отвечает стратегическим задачам. Он напомнил, что на федеральном уровне поставлена цель создать единый коридор доставки грузов от Санкт-Петербурга через Мурманск, Архангельск, Тикси и Чукотку до Владивостока и в обратном направлении.
По его словам, для этого необходимо связать в единую систему железнодорожные магистрали, подъездные пути, логистические хабы, станции, морские порты и портовую инфраструктуру, а также обеспечить эффективную проводку судов. Сенатор отметил, что такой транспортный коридор позволит перевозить значительные объёмы стратегических и потребительских грузов и станет ключевым фактором устойчивого развития Северного морского пути и всего арктического макрорегиона.
К Дню Северного морского пути в 2025 году впервые все восемь судов атомного ледокольного флота обеспечивают зимнюю навигацию
GoArctic.ru, 17/12/2025
К 17 декабря, когда отмечается День Северного морского пути (СМП), впервые на его маршруте одновременно задействован весь атомный ледокольный флот из восьми атомоходов: четырёх – старого поколения («Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы») и четырёх – новейших, проекта 22220 («Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия»). Ледоколы осуществляют проводку грузовых судов в Обском и Енисейском заливах Карского моря. Об этом сообщил ТАСС генеральный директор корпорации «Росатом» Алексей Лихачев.
«Таймыр», «Ямал», «Арктика», «Якутия», «Сибирь» и «50 лет Победы» работают в Обском заливе с 14 декабря, обеспечивая движение судов, связанных с «Воротами Арктики» – нефтеналивным терминалом «Газпром нефти» для круглогодичной отгрузки нефти с Новопортовского месторождения, с проектом «Ямал СПГ», поставляющим сжиженный природный газ, и другими добычными и перерабатывающими проектами. При этом – «Ямал» взял под проводку первое судно под руководством первой женщины-капитана атомного ледокола Марины Старовойтовой. Ледоколы «Урал» и «Вайгач» выполняют задачи в Енисейском заливе, обеспечивая доступ к портам и промышленным объектам в глубине Сибири.
День Северного морского пути, как рассказал GoArctic в «Арктическом календаре», отмечается с 2019 года, и в 2025-м у СМП минимум две «вехи»: 93 года назад, 17 декабря 1932 года, было образовано Главное управление Северного морского пути (в честь чего и учреждена памятная дата), а 500 лет назад, в 1525-м, русский дипломат Дмитрий Герасимов впервые упомянул о возможности проложить морской маршрут вокруг Евразии, – о Северо-Восточном проходе (это историческое название Северного морского пути – кратчайшего морского маршрута вдоль арктического побережья России, соединяющего Европу и Дальний Восток через Северный Ледовитый океан). Поморы и новгородцы ходили по северным морям ещё в X-XI вв., европейские моряки с XVI века искали в северных морях альтернативу южным маршрутам, но только в конце XIX-го СМП полностью, с запада на восток, прошла экспедиция шведа Нильса Адольфа Эрика Норденшёльда на судне «Вега» (в 1878-1880 годах – и с зимовкой). А первый сквозной проход через СМП за одну навигацию (без зимовки) осуществила советская экспедиция под руководством Отто Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» в 1932 году. Отто Шмидт стал и первым руководителем созданного ГлавСевморпути.
А символическое значение письму русского дипломата 500-летней давности, в котором был упомянут Северо-Восточный проход, придали в настоящее время: был издан указ «О праздновании 500-летия начала освоения Россией Северного морского пути» и весь 2025 год шли мероприятия, посвященные этой концепции, о чём много писал GoArctic.
Социально-экономическое развитие
Андрей Чибис на заседании глав субъектов РФ при МИД России под руководством Сергея Лаврова рассказал о комплексном проекте развития Арктики и ТТК
Правительство Мурманской области, 17/12/2025
В Москве Министр иностранных дел России Сергей Лавров провел 45-е заседание глав субъектов РФ при МИД России. Участие принял губернатор Мурманской области Андрей Чибис. В рамках заседания обсуждали развитие Арктики – стратегически важного для России макрорегиона.
«Не сомневаюсь, что внешняя политика нашей страны в Заполярье сохранит многовекторный характер и прагматичный настрой. Будем и впредь целенаправленно работать над решением поставленных руководством страны задач. Как подчеркнул Президент России Владимир Владимирович Путин, выступая на Восточном экономическом форуме в сентябре, работа на Дальнем Востоке и в Арктике ведется большая, и мы открыты для всех, кто готов в ней участвовать. Естественно – участвовать на основе равноправия, уважения российских интересов и тех принципов, которые лежат в основе взаимодействия с зарубежными коллегами в российской Арктике», – отметил Сергей Лавров.
В своем докладе губернатор Андрей Чибис, председатель Комиссии Госсовета по направлению «Северный морской путь и Арктика», рассказал о комплексном проекте развития Арктики и Трансарктического транспортного коридора.
«Напомню, что он уже получил поддержку Президента Владимира Владимировича Путина, и сейчас мы активно работаем над его реализацией», – отметил губернатор.
Глава региона подчеркнул, что арктические территории России занимают крупнейшую площадь в мире, здесь создается до 10 % ВВП страны при менее чем 2 % населения. Российская Арктика обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, здесь расположена ключевая ресурсная база: около 80% добычи газа и порядка 10% нефти, 100 % российской никеля, редкоземельных металлов, платиноидов, апатитовых руд приходятся на Арктику, а арктические моря — важный элемент рыбного промысла страны и продовольственной безопасности. Мировое значение имеет Северный морской путь, который лежит в основе Трансарктического транспортного коридора: он на 40 % короче традиционного маршрута через Суэцкий канал.
«Развитие Арктики сегодня – это как освоение космоса для СССР. За последние годы благодаря работе Правительства России и решениям Президента Владимира Владимировича Путина, безусловно, мы достигли хороших результатов. Они зафиксированы в утвержденной главой государства Стратегии развития Арктики», – подчеркнул губернатор.
В том числе в Российскую Арктику привлечено более 35 триллионов рублей инвестиций, реализуется свыше тысячи проектов. Достигнут исторический максимум грузопотока по Северному морскому пути – до 38 млн тонн в 2024 году. Выстроена система северного завоза. Созданы мощные инструменты поддержки – от единой президентской субсидии до комплексных мастер-планов развития опорных населенных пунктов. Запущена программа реновации ЗАТО. На Арктическую зону расширена льготная ипотека под 2%.
«Многие из этих инициатив были выдвинуты в рамках работы нашей профильной комиссии Госсовета и поддержаны Президентом и Правительством. Однако новые условия диктуют необходимость создания комплексного проекта развития Арктики и Трансарктического транспортного коридора. Впервые мы подняли этот вопрос в 2024 году. Далее эту тему неоднократно обсуждали в рамках Комиссии и Морской коллегии и заручились поддержкой в этом вопросе от руководителей федеральных ведомств, экспертов, глав арктических регионов. Президент поддержал инициативу и в рамках ноябрьской встречи дал конкретное поручение по формированию комплексного проекта, и теперь крайне важно продумать все задачи и параметры, а также его управленческую модель», – сообщил губернатор.
Андрей Чибис отметил, что для развития ТТК нужно создавать всю необходимую инфраструктуру, в частности, обеспечивающую вывоз грузовой базы. Здесь большую роль играет Мурманский транспортный узел. Цель – создать два мощных хаба: Мурманск – на западе, Владивосток – на востоке.
Среди проектов с международным участием, укладывающихся в концепцию развития ТТК, губернатор выделил создание в Мурманске многофункционального терминала для перевалки грузов Республики Беларусь, а также активное взаимодействие с китайскими партнерами по вопросам реализации совместных проектов, в том числе в части организации регулярных контейнерных перевозок через порт Мурманск, развития портовой инфраструктуры для увеличения грузопотока.
Также глава Мурманской области поделился инициативами по Шпицбергену, которые ранее озвучил на заседании Правительственной комиссии под руководством вице-премьера Юрия Петровича Трутнева: это создание базы для обслуживания российского рыбопромыслового флота на архипелаге, а также налаживание партнерских связей МАУ с новым Международным научно-образовательным центром на Шпицбергене.
«Будем делать всё возможное, чтобы эти проекты открыли новые возможности для Мурманской области и российских проектов на архипелаге Шпицберген», – прокомментировал Андрей Чибис.
Первоисточник: https://gov-murman.ru/info/news/558887/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Ямал представил в Москве стратегию развития креативных индустрий до 2030 года
Север-Пресс, 17/12/2025
Ямал представил стратегию развития креативных индустрий региона до 2030 года. С презентацией в Москве выступили управляющий центра «Мой бизнес» ЯНАО Александр Курзаев и автор проекта «Арктический футуризм» Андрей Фонарев, сообщили в департаменте экономики ЯНАО.
«Свои стратегии презентовали 13 регионов. Ямал продемонстрировал свой подход к выстраиванию экосистемы креативной экономики с акцентом на локальные особенности, кадровый потенциал и цифровую трансформацию», — говорится в сообщении.
Спикеры обозначили три приоритетных направления региона. К ним относятся арт-индустрия и популяризация культурного наследия, формирование уникальной туристической экосистемы, а также сохранение и продвижение гастрономических традиций региона.
Александр Курзаев отметил, что основная цель стратегии — создать условия для развития творчества и бизнеса в Арктике, объединяя традиции коренных народов с современными технологиями. Креативные идеи адресно будет поддерживать центр «Мой бизнес».
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/jamal-predstavil-v-moskve-strategiju-razvitija-kreativnyh-industrij-do-2030-goda-2/
Экосистему «Арт-Арктика» создадут в Якутии для творческих проектов студентов
ЯСИА, 17/12/2025
17 декабря Арктический государственный университет искусств, культуры и креативных индустрий (АГУИККИ) открыл в Якутске двухдневный форум «Лидеры креативной Арктики». Мероприятие объединило около ста студентов творческих направлений сузов и вузов Якутии, Магаданской области и Хабаровского края. Дан старт созданию новой экосистемы «Арт-Арктика», которая поддержит молодежные проекты и определит развитие креативных индустрий в Арктике и на Дальнем Востоке.
«Форум мы проводим впервые в рамках юбилейных мероприятий 25-летия вуза. Нашу идею поддержало министерство образования и науки республики. Это стартовая площадка, на которой будет создан арктический молодежный бизнес-инкубатор – экосистема «Арт-Арктика». Студенты будут формировать и защищать творческие проекты. Это могут быть спектакли, музыкальные, анимационные проекты, мобильные приложения и многое другое. Наши преподаватели, местные разработчики, приглашенные эксперты будут их направлять. Для нас важно, чтобы студенты формировали свои компетенции в креативной среде с лидерами индустрии», – отметила ректор АГУИККИ Саргылана Игнатьева.
Как ЯСИА рассказала ректор, проект студенческой команды должен отвечать запросам рынка и иметь долгосрочный план развития. Лучшие инициативы получат финансовую поддержку для масштабирования по России и за ее пределами. Кроме того, студенты смогут выехать на обучение в университеты Дальнего Востока и центральной России.
На форуме республиканские, федеральные и иностранные эксперты расскажут, как организовать командную работу, довести идеи до результата, найти финансирование, разберут типичные ошибки и подводные камни при реализации творческого проекта, а также обсудят развитие студенческого проектного движения.
«Мы будем упаковывать концепцию, дорожную карту и архитектуру всей экосистемы «Арт-Арктики», чтобы в будущем студенческие команды не только АГУИККИ, но и других учреждений страны, могли реализовать свои проекты и знали, какую поддержку могут получить в области креативных индустрий. Мы пригласили экспертов, которые имеют большой опыт в создании студенческих инкубаторов, внедрения новых технологий и ведения крупных проектов», – сказал проректор вуза по стратегическому развитию, руководитель программы «Приоритет 2030» Вячеслав Аргунов.
Форум «Лидеры креативной Арктики» планируют проводить ежегодно.
Чибис: проекты по развитию Арктики начинаются в Мурманске
РИА Новости, 17/12/2025
Конкуренция за Арктику во всем мире в последние десятилетия растет. Сегодня необходимы прорывные решения для развития макрорегиона, которые позволят использовать Трансарктический транспортный коридор максимально эффективно и выгодно, разрабатывать богатые месторождения углеводородов и редкоземельных металлов и в целом повышать качество жизни на Севере. О том, что необходимо сделать в первую очередь, о ключевых пунктах формируемого комплексного проекта развития Арктики и, почему они важны для жителей Мурманской области, в интервью РИА Новости рассказал губернатор Андрей Чибис.
– Андрей Владимирович, на встрече с президентом России Владимиром Путиным вы представили комплексный проект развития Арктики и Трансарктического транспортного коридора (ТТК). В чем его суть? Почему мы все чаще слышим именно о ТТК, хотя раньше на слуху больше был Северный морской путь?
– Формально Северный морской путь – это участок от Карских ворот на западе до Берингова пролива на востоке. Тем не менее, мы не можем рассматривать этот участок в вакууме, по логике – экономической, логистической, пространственной – Севморпуть представляет собой маршрут от Мурманска до Владивостока. Но еще более корректно, с точки зрения системности развития, рассматривать кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком в комплексе: так сформирован Трансарктический коридор по маршруту Санкт-Петербург – Мурманск – Архангельск – Владивосток. Для его развития нужно создавать всю необходимую инфраструктуру, в частности обеспечивающую вывоз грузовой базы. Здесь большую роль играет Мурманский транспортный узел. Наша цель – создать два мощных хаба: Мурманск – на западе, Владивосток – на востоке. Для этого есть все предпосылки, соответствующий набор решений.
– Что в перспективе это даст Мурманской области?
– Порт Мурманск – это опорный порт, ворота Севморпути. В силу своего географического положения, являясь круглогодично незамерзающим, порт Мурманск играет ключевую роль для всего СМП. Многие арктические инвестпроекты берут начало именно здесь. Я вижу прямую взаимосвязь глобального развития Трансарктического транспортного коридора и всей Арктической зоны России с развитием порта и города Мурманска. Поэтому ответ на вопрос, что это дает Мурманской области, очевиден – активное динамичное развитие всех портовых мощностей, формирование здесь международного логистического хаба.
– Вы предложили создать корпорацию развития Арктики и ТТК. Зачем она нужна?
– За последние годы благодаря работе правительства и решениям президента, безусловно, было сделано многое, что было, в частности, зафиксировано в утвержденной президентом стратегии развития Арктики. Эти изменения дали мощный толчок к развитию. Но новые задачи системной работы с Арктикой и международным логистическим коридором требуют более серьезных шагов и долгосрочных решений.
Перед нами встают вопросы развития энергетики, роста инвестиций в освоение месторождений, переработки полезных ископаемых, развития портов и железных дорог. И в этом главная суть проекта – нельзя развивать Арктику и ТТК по отдельности, в отрыве друг от друга, в рамках разных, не связанных сущностей – так не работает, в такой системе формируются дополнительные издержки, что тормозит процесс развития. Это был главный тезис, который я представил на встрече с президентом. Нецелесообразно выстраивать процессы управления макрорегионом и транспортным коридором, связывающим всю Арктику, по отдельности, должен быть один общий проект.
Вместе с тем большие, комплексные проекты требуют системной координации всех задач, решений, процессов. Помимо выстраивания межотраслевого взаимодействия крайне важным является включение в работу госкорпораций, крупных компаний, которые ведут деятельность в Арктике. Одна из ключевых сложностей, которые фиксируются сейчас, – отсутствие синхронизации мероприятий: например, добычные мощности могут быть готовы для запуска, а транспортная инфраструктура, позволяющая вывезти добытые ресурсы, появляется спустя годы. Или портовые мощности могут быть готовы обеспечить перевалку большого объема грузов, но эти грузы невозможно доставить до порта в силу того, что железнодорожная инфраструктура появляется с опозданием.
Потенциальная задача, которую мы видим для предлагаемой корпорации, – упаковка проектов и выстраивание синхронизации всех мероприятий внутри него. Кроме того, одна из возможностей, которую мы предлагаем для обсуждения, – выпуск потенциально возможных долговых бумаг, арктических облигаций с определенной доходностью. Мы предлагаем подумать о разных источниках капитала, которые, в частности, можно будет использовать в качестве дополнительных инвестиций в необходимую инфраструктуру.
Что касается формы, здесь, разумеется, видятся развилки, и это, безусловно, необходимо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами. К примеру, это может быть, структура в рамках ВЭБ.РФ, как иной вариант – возможны докапитализация и расширение полномочий Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, либо отдельная корпорация, созданная ВЭБ.РФ и госкорпорацией "Росатом". Мы видим, что комплексный проект развития Российской Арктики и ТТК должен быть сформирован в виде некоего государственного плана и структурирован до 2050 года. Разумеется, что к этому времени целый набор технологий может измениться, но крупные проекты на перспективу ближайших 10-15 лет необходимо детально спланировать, так как крупные инвестиции часто имеют длительные сроки окупаемости.
Поручение президента по формированию комплексного (президентского) проекта дано, и теперь крайне важно продумать все задачи и параметры, а также его управленческую модель.
– Правильно я понимаю, что корпорация развития Арктики и ТТК будет заниматься как раз координацией всей этой работы по проекту?
– Оговорюсь, мы говорим пока все же о предложении: нам видится возможной и правильной такая форма, но, безусловно, как я уже отметил, требуется консолидированное мнение по этому вопросу всех участников процесса. Мы ведем очень плотную работу последний год по вопросу комплексного проекта и в рамках этой работы планируем далее выработать общую позицию и по вопросу координирующего органа. Благодарю за поддержку и совместную работу членов комиссии, экспертное, научное и бизнес-сообщества. Также хочу отметить ключевую роль в этом вопросе Морской коллегии Российской Федерации во главе с помощником президента Николаем Платоновичем Патрушевым.
Комплексный проект развития Арктики и ТТК – очень сложный: это же не шутка – осваивать такую территорию, почти треть территории страны. В нем очень разные участники, крупные игроки с высоким уровнем влияния, компетенциями, своими интересами. Кроме того, важно учесть и то, что в работу по развитию Арктики включены абсолютно разные ведомства – и Минобороны, и МЧС, и гражданские. И каждый из них выполняет свою задачу. Но если не будет выстроена безусловная координация, то общая цель не будет выполнена.
– Есть ли какой-то ориентир в этой работе? Получается, такого никто никогда не делал…
– Это делал Советский Союз. Постановление Совнаркома 1934 года о мероприятиях по развитию Севморпути и северного хозяйства – масштабный и понятный документ. Но мы предлагаем сегодня, помимо комплексного подхода, создать возможность привлечения финансирования, это позволит сделать процесс развития крупных инфраструктурных проектов более устойчивым.
Не секрет – и мы все это видим – что уровень конкуренции за Арктику нарастает. Западные страны пытаются нас "поджать" – открыто заявляют о своем влиянии, милитаризации. Свои арктические стратегии пересмотрели даже те страны, которые не имеют арктических территорий. Причины понятны: в Арктике сосредоточены углеводороды, редкоземельные металлы, через Арктику проходит альтернативный логистический маршрут, в частности интересный Китаю и Индии. В Арктике уже сегодня формируется около 10% ВВП нашей страны, это мировая кладовая. А в целом, если рассматривать мировую Арктику, наша Арктическая зона производит почти половину валового продукта мировой Арктики, так что и перспективы огромные.
– На встрече с президентом вы также обозначили проблему снижения грузопотока после 2035 года. Какое решение вы видите для ее решения?
– Грузовая база по тем проектам, которые сейчас в работе, понятна. Но рост грузовой базы, согласно проведенному исследованию, сохранится до 2035-го года, если мы завтра, а лучше сегодня, не займемся проработкой ряда необходимых решений в рамках комплексного проекта, в частности, например геологоразведкой. В противном случае существует высокий риск, что грузопоток пойдет на снижение.
Очевидно, что развитие грузовой базы в Арктике напрямую влияет на экономическую привлекательность транзитных перевозок. Существует принципиальная разница: в одном случае приходится заказывать ледокольную проводку для отдельного контейнеровоза, что требует значительных затрат. В другом – по трассе следует караван судов, и стоимость проводки для каждого из них существенно снижается. Ключевым условием является наличие собственной устойчивой грузовой базы.
При таком подходе международные операторы смогут оптимизировать логистические маршруты, выбирая наиболее быстрые и экономичные варианты доставки конкретных грузов. Важно помнить, что Северный морской путь представляет собой альтернативу Суэцкому каналу с сокращением сроков доставки на 40% – это весьма значимое конкурентное преимущество. При создании благоприятных условий грузопоток будет постепенно перераспределяться в пользу Северного морского пути.
– Многие решения, о которых вы рассказали, были детально проработаны на комиссии Госсовета по направлению "Северный морской путь и Арктика", которую вы возглавляете. Какие задачи стоят перед комиссией на ближайший год?
– Здесь предстоит большой объем работы на перспективу. Необходимо сделать все, чтобы комплексный проект развития Арктики и ТТК появился уже не просто как документ планирования, а стал важным инструментом.
За прошедшее время мы добились целого набора решений в рамках в рамках работы Госсовета. Это и арктическая ипотека под 2%, которая дала стимул для развития жилищного строительства, и системное финансирование на программу реновации ЗАТО, и закрепление в законодательстве определения опорных населенных пунктов Арктики, и утверждение мастер-планов их развития.
Но есть темы, которые необходимо решать здесь и сейчас. Задача комиссии, которая объединяет все арктические территории, – отстаивать интересы регионов. И мы должны делать так, чтобы эти решения были реализованы в полной мере, ведь это интересы наших жителей, которые в очень непростых климатических условиях дают стране те самые 10% ВВП.
Третья задача связана с теми изменениями, которые происходят в режиме реального времени. Мы выступили с предложением изменить порог по НДС для арктических предпринимателей. Изменения в законодательстве, которые вступят в силу в ближайшее время, больно бьют по бизнесу именно в Арктике, мы фиксируем существенные риски. И считаем, что для бизнеса в арктических регионах должны быть другие условия по МСП. Наша задача будет собрать доказательную базу и за это биться.
Еще одна тема, за которую мы боремся, – федеральное софинансирование расходов на повышение МРОТ. Например, для нашего региона по прогнозам на следующий год планируется объем расходов на доведение зарплат до МРОТ в размере 3,4 миллиарда рублей. Мы поднимали вопрос на недавнем заседании комиссии, инициировали проработку вопроса софинансирования обязательств, а также пересмотр методики расчета медианной зарплаты.
И наша позиция такова, что независимо от уровня бюджетной обеспеченности, от доходов прошлых лет, если решение принимается на федеральном уровне и влечет дополнительные расходы региональных бюджетов, справедливо их нам компенсировать, хотя бы в определенной мере. Мы это обсуждали также на комиссии, а позже с президентом. Глава государства тоже такой подход разделяет, и поручение дано.
– Андрей Владимирович, вы ведь просто губернатор Мурманской области. Но так получилось, что в последние годы вы очень много внесли предложений, связанных вообще с развитием Арктики. Почему для вас это важно? Вроде бы можно заниматься просто проблемами конкретного региона...
– Во-первых, инициативы, которые реализуются уже во всей Арктике, решают многие проблемы наших жителей и области.
Во-вторых, развитие Арктики вместе с Трансарктическим транспортным коридором безусловно дает мощнейший инструмент развития Кольского Заполярья.
Еще один важный для меня лично фактор, что эту работу мне доверил президент. Для решения вопросов развития Арктики была создана специальная комиссия Госсовета, которую мне доверено возглавить. Так что это для меня большая честь и огромная ответственность. Важно и то, что я могу донести наши идеи, наши инициативы до главы государства, отстоять интересы целого макрорегиона.
Я эту ответственность взял на себя и занимаюсь этой работой с полной отдачей, потому что ее результаты дают серьезный толчок для развития нашей области. Для меня это взаимосвязанные вещи. Конечно, работы стало еще больше. Но это дает дополнительный прилив энергии и сил.
Первоисточник: https://ria.ru/20251217/chibis-2062742762.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
Транспортные системы
В Приангарье ожидают инвестпредложения по реконструкции стратегического речпорта
ТАСС, 17/12/2025
Власти Иркутской области ожидают инвестиционного предложения от компании Segezha Group (владеет Верхнеленским речным пароходством) по модернизации Осетровского речного порта. Об этом ТАСС сообщил губернатор региона Игорь Кобзев.
В ноябре 2025 года Кобзев, выступая на IV Международном деловом форуме "Большая Сибирь и Арктика - 2025", предложил рассмотреть вопрос модернизации работы порта на федеральном уровне. Порт Осетрово на реке Лене в городе Усть-Куте Иркутской области является стратегически важным звеном в транспортной системе, обеспечивающей жизнедеятельность северных территорий Приангарья, Якутии и прибрежных морских арктических районов - от Хатанги до Колымы. Сейчас, по данным правительства области, основные фонды порта изношены и требуют финансовых вложений.
"Модернизация порта повысит транспортную доступность и увеличит грузопоток, в том числе и лесоматериалов. Сейчас прорабатывается этот вопрос с Segezha Group. Думаю, компания сама в этом заинтересована", - отметил Кобзев.
Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25933075
Экология
Деформация зданий может начаться в Арктике из-за таяния вечной мерзлоты
Интерфакс, 17/12/2025
Ученые Заполярного Госуниверситета пришли к выводу, что может потребоваться изменение подходов к строительству в Норильске, на севере Красноярского края, из-за таяния вечной мерзлоты, сообщает пресс-служба университета.
"Строительство и эксплуатация объектов в Норильске находятся под серьезной угрозой из-за изменения температурного режима многолетнемерзлых грунтов. Без кардинального пересмотра подходов к проектированию, мониторингу и адаптации инфраструктуры существует высокий риск масштабных техногенных аварий и экономических потерь", - цитирует пресс-служба сопредседателя экспертной комиссии ЗГУ Михаила Королева.
Дома в Норильске строят на сваях, чтобы минимизировать тепловое влияние на мерзлые грунты под ними, которое может привести к его деформированию. Однако сейчас стоит задуматься о пересмотре этой технологии.
Как отмечается, за последние 50 лет температура в Норильске увеличилась на 3-4 градуса, что приводит к повышению температуры многолетнемерзлых грунтов и их оттаиванию.
Сообщается, что по данным Росгидромета и международных исследований, среднегодовая температура воздуха в Арктической зоне России, включая Норильск, растет в 2-3 раза быстрее, чем в среднем по планете.
При Заполярном государственном университете поэтапно создается научно-образовательный центр для более глубокого изучения вечной мерзлоты. Эти данные, собранные городом, "Норникелем" и ЗГУ предлагается использовать для пересмотра существующих норм и подумать, как изменить строительство в городе.
Как сообщается, ученые разработали методику создания трехмерных моделей теплового взаимодействия зданий с многолетнемерзлыми грунтами эксплуатируемых зданий. Данные геотехнического мониторинга являются основой для верификации математических моделей и долгосрочных прогнозов температурного режима грунтов оснований.
Для прогнозов используются данные многолетних наблюдений, а также специальные датчики в грунтах. Совокупность данных позволяет смоделировать ситуацию и создать довольно точный прогноз для строительства и восстановления зданий.
Отмечается, что мониторинг и современное математическое моделирование позволят перейти от реактивного к проактивному управлению рисками, связанными с деградацией многолетнемерзлых грунтов. Это позволит адаптироваться к изменению климата, прогнозировать состояние грунтов оснований и проводить на ранней стадии ремонт и защиту инфраструктуры.
Первоисточник: https://www.interfax-russia.ru/academia/news/deformaciya-zdaniy-mozhet-nachatsya-v-arktike-iz-za-tayaniya-vechnoy-merzloty
Энергетика
Мурманская область получит дополнительные 550 млн рублей на закупку топлива
Таймырский телеграф, 17/12/2025
На заседании Правительства подписали распоряжение о допфинансировании из резервного фонда страны. Это позволит закупить топочный мазут для ТЭЦ и котельных и обеспечить теплом дома, социальные объекты и предприятия.
Топочный мазут используется в качестве котельного топлива в энергетике, промышленности (ТЭЦ), судоходстве, а также для отопления в крупных установках и иногда в быту.
Общий объем денег, выделенных на закупку топлива в 2025 году для Мурманской области, составил более 3,1 млрд рублей, а для Камчатского края более 2,4 млрд рублей.
Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/murmanskaya-oblast-poluchit-dopolnitelnye-550-mln-rublej-na-zakupku-topliva/