Обзор СМИ
19/12/2025
Оглавление
Поселок КМНС в Салехарде получил устав
Члены АКМНЧ стали новыми координаторами компании "Баимская" в Билибинском районе
ЛСП «Северный полюс» отмечает пятилетие с момента спуска на воду в дрейфе в высоких широтах Арктики
Северный Завоз
Единый морской оператор и Чукотка утвердили объём грузов для доставки в 2026 году
ИА Чукотка, 18/12/2025
Итоги северного завоза в округ с привлечением единого морского оператора (ЕМО) подвели на совещании под председательством главы Минвостокразвития Алексея Чекункова. Поставленные задачи были выполнены в полном объёме. Власти региона и оператор подписали соглашение о перевозках в навигацию-2026. ЕМО планируют привлечь к реализации программы по завозу угля, сообщает ИА "Чукотка".
В совещании приняли участие руководители регионов, которые обеспечивают северный завоз. Губернатор Чукотки Владислав Кузнецов и спецпредставитель госкорпорации "Росатом" по вопросам развития Арктики Владимир Панов подвели итоги пилотного проекта 2025 года. Чукотский АО стал первым регионом, где ЕМО в полном объёме обеспечил доставку жизненно важных грузов. Как отметили в региональном правительстве, результаты морской навигации-2025 на Чукотке продемонстрировали эффективность новой системы. Единый морской оператор в полном объёме выполнил поставленные задачи, доставив 152,44 тыс. тонн нефтепродуктов и 6,77 тыс. тонн продовольствия и попутных грузов. При этом власти региона и ЕМО уже утвердили дорожную карту на будущий год и подписали соответствующее соглашение. «По плану завоза в навигацию-2026 предполагается доставка 200,26 тыс. тонн нефтепродуктов и 6 тыс. тонн продовольствия. Также прорабатывается вопрос привлечения единого морского оператора к реализации угольной программы на территории округа», – сообщили в окружном департаменте промышленной политики. В следующем году программа по доставке грузов с привлечением ЕМО расширится. Кроме Чукотки, к ней планируют присоединиться ещё шесть дальневосточных и арктических регионов РФ. Так, соглашение с единым морским оператором уже подписали власти Хабаровского края.
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/transport/edinyy_morskoy_operator_i_chukotka_utverdili_obyem_gruzov_dlya_dostavki_v_2026_godu/
Биоресурсы
Бизнесмена с яйцами поддержали рублем на Ямале
Север-Пресс, 18/12/2025
На Ямале подвели итоги грантового конкурса «Агростартап», победителями которого стали два индивидуальных предпринимателя. Сергей Телушкин обеспечит Шурышкары курицей и яйцами, Нику Бытка будет продавать молочные товары в Тольке. Телушкину с подготовкой помогал один из предыдущих победителей конкурса, отметила начальник отдела окружного департамента АПК Надежда Запольских.
«При подготовке проекта птицеводческой фермы большую помощь предпринимателю оказал Александр Мамышев, руководитель экофермы из Лабытнанги, который сам получил грант «Агростартап» в 2023 году. Сегодня он наладил продажи продукции не только в своем городе, но и в Салехарде и Надыме», — процитировал Запольских telegram-канал «Ямальский агропром».
Нику Бытка откроет в селе Толька молочно-товарную ферму. Жители беспокоились об обеспечении молочными продуктами после того, как местная агрофирма перестала заниматься животноводством. Бизнесмен планирует производить до 130 тонн молока и более двух тонн мяса в год. На ферме создадут три рабочих места.
Птицеводческая ферма в Шурышкарах будет производить свежее и копченое мясо кур, гусей — до 2,1 тонны в год. Помимо этого, планируют продавать больше двух тысяч куриных яиц.
В прошлом году гранты «Агростартапа» выиграли пять человек, в том числе четверо оленеводов — они получили по 6 миллионов рублей. Еще одним победителем стал картофелевод Виктор Созонов из Мужей. В этом году участникам обещали поддержку от 1,5 до 8 миллионов рублей.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/biznesmena-s-jajtsami-podderzhali-na-jamale/
Коренные малочисленные народы
Поселок КМНС в Салехарде получил устав
Север-Пресс, 18/12/2025
В Салехарде зарегистрировали устав территории общественного самоуправления коренных малочисленных народов Севера «Горно-Князевская». Соответствующее постановление опубликовали на официальном сайте администрации города.
«Администрация Салехарда постановляет: зарегистрировать устав территориального общественного самоуправления коренных малочисленных народов Севера «Горно-Князевская», — указано в документе. Заявление об этом подал председатель самоуправления.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/kmns/poselok-kmns-v-saleharde-poluchil-ustav/
Члены АКМНЧ стали новыми координаторами компании "Баимская" в Билибинском районе
ИА Чукотка, 18/12/2025
Горнодобывающая компания "Баимская»"представила новых координаторов в Билибинском районе. Ими стали члены Ассоциации коренных малочисленных народов Чукотки (АКМНЧ) Елена Цвич и Алла Махнанова. Они будут взаимодействовать с государственными органами, общественными организациями и местными сообществами, сообщает ИА «Чукотка».
Координаторов выбрали на открытом конкурсе, который проводился с учётом рекомендаций АКМНЧ. Ключевым условием для кандидатов было членство в этой ассоциации, что, по мнению компании, обеспечит более тесное и доверительное сотрудничество с общинами. Сначала оценивались резюме участников, затем им предложили записать видео на тему "Развитие Билибинского района". Финалистов пригласили на собеседование с руководством "Баимской". «Для нас важно, чтобы развитие Баимского проекта происходило в диалоге с людьми, которые живут на этой земле и передают её традиции из поколения в поколение. Мы уже несколько лет выстраиваем открытую, честную и ежедневную коммуникацию с Ассоциацией КМНС, поддерживаем общины и вовлекаем жителей в решение экологических и социальных вопросов», – рассказал генеральный директор ООО «УК «Баимская» Георгий Фотин. Новыми координаторами обособленного подразделения компании стали Елена Цвич и Алла Махнанова. Их официально представили на встрече с активом билибинских филиалов АКМНЧ. Их главная задача – наладить коммуникацию между ГДК "Баимская", государственными органами, жителями и общественными организациями. Они также будут выявлять актуальные вопросы местного населения и предлагать участие компании в решении социальных, экологических и культурных задач. Ротация кадров прошла без сбоев, функции плавно передали от прежних сотрудников. В ГДК "Баимская" подчеркнули, что работа координаторов является частью системного подхода компании к взаимодействию с местными сообществами. За последние годы компания содействовала проведению фестиваля оленеводов "Эракор", поддержала культурные коллективы "Эйнэткун" и "Тиркытир", помогла в выпуске альбома "Голоса Чаун-Чукотки". Для Билибинской районной больницы было закуплено новое оборудование, а для чукотских детей – новогодние подарки.
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/promyshlennost/chleny_akmnch_stali_novymi_koordinatorami_kompanii_baimskaya_v_bilibinskom_rayone/
Наука, культура и образование
ЛСП «Северный полюс» отмечает пятилетие с момента спуска на воду в дрейфе в высоких широтах Арктики
Флагман, 18/12/2025
Ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс» отмечает пятилетие с момента спуска на воду в дрейфе в высоких широтах Арктики. Об этом сообщает Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) 18 декабря.
«Пять лет назад была спущена на воду платформа «Северный полюс». Судно создавалось в тесном сотрудничестве Росгидромета, КБ «Вымпел» и Арктического и антарктического НИИ. Модельные испытания НЭС прошли в ледовом бассейне ААНИИ. В декабре 2020 года на предприятии ОСК Адмиралтейские верфи судно было спущено на воду, в августе 2022 передано в эксплуатацию, а 1 сентября того же года вышло в первый рейс», - рассказали в пресс-службе.
В настоящий момент НЭС продолжает дрейф в высоких широтах Арктики, на борту работает состав экспедиции «Северный полюс-42».
В рамках программы ученые проводят свыше 50 видов комплексных научных исследований и наблюдений. Они изучают атмосферу, морской лед, геологию морского дна, флору и фауну, ионосферу, проводят химический анализ проб воды, донных осадков. Работы выполняются с борта судна и в научном ледовом лагере.
В Мурмашах намерены создать историко-краеведческий музей
ИА "Би-Порт" (Мурманск), 18/12/2025
В Мурмашах планируют создать музей истории посёлка. Об этом сообщили в администрации Кольского округа.
Решение принято после встречи главы округа Александра Лихолата с почётными гражданами посёлка. Тем более, что Мурмаши высокую историческую ценность для Кольского Заполярья. Именно здесь в середине 30-годов XX века появилась первая на Кольском полуострове гидроэлектростанция.
Это будет четвёртый музей в округе. В будущем учреждении будут представлены экспозиции, которые расскажут о важных исторических событиях и достижениях посёлка. Для инвестиционного проекта будет подготовлена смета, после чего округ обратится в областное правительство по вопросу предоставления финансирования для реализации проекта. Для наполнения музейного пространства будут направлены письма в адрес энергетиков.
Участники встречи обсудили, какое место можно выбрать для музея. Предложено использовать пустые помещения в здании администрации посёлка. Часть музейной экспозиции могут разместить в здании молодёжного культурно-досугового центра на территории бывшей гостиницы «Русалочка» после ремонта.
Первоисточник: https://b-port.com/news/350138
Социально-экономическое развитие
Развитие Арктики как национальная идея
Наръяна Вындер, 18/12/2025
Форум «Арктика: настоящее и будущее» объединил более двух тысяч участников.
Если построить в Нарьян-Маре такое здание, в каком проходил XV международный форум «Арктика: настоящее и будущее» им. А. Н. Чилингарова, можно раз и навсегда решить не только проблему площадок для всевозможных творческих идей и арт-пространств, но и наболевший квартирный вопрос.
То, что разговор о значении арктических регионов в жизни страны вёлся в одном из крупнейших конгрессно-выставочных центров страны – питерском «Экспофоруме» – красноречиво показывает, что судьба и развитие русской Арктики имеют огромное значение для будущего государства.
Деловая повестка
Участники форума были едины – для развития Крайнего Севера неприменимы усреднённые решения. Действовать нужно конкретно, применяя индивидуальный подход к каждой территории. На страницах окружной газеты мы уже писали о пленарном заседании, в котором приняла участие и губернатор НАО Ирина Гехт. После этого на полях форума прошло с десяток стратегических дискуссий. Участвовали в них и представители власти округа. Среди них – заместитель губернатора, руководитель департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Альберт Чабдаров (подробнее – в следующем номере).
Ключевой приоритет работы – человекоцентричность – задал в своём приветствии президент России Владимир Путин. Глава государства подчеркнул: развитие инфраструктуры и экономики должно быть нацелено на создание комфортных условий для постоянной жизни и воспитания детей, а не только на вахтовый труд.
Главы регионов особое внимание уделили мастер-планам развития опорных населённых пунктов Арктической зоны Российской Федерации, представленных в конце марта 2025 года президенту РФ Владимиру Путину. Напомним, проекты рассчитаны до 2035 года и направлены на улучшение качества жизни северян, модернизацию инфраструктуры и создание новых возможностей для бизнеса, спорта и творчества. Общая стоимость проектов, предусмотренных мастер-планами в АЗРФ, составляет 2,9 трлн рублей. Для их реализации уже предусмотрено до 5% финансирования из госпрограмм. Важнейшее условие для реализации мастер-планов – гарантии привлечения частных инвестиций.
Участники форума делились опытом и определяли стратегии дальнейшего развития таких направлений, как интеграция Севморпути в единую транспортную систему страны и развитие проекта Трансарктического транспортного коридора. Спикеры не раз подчёркивали, что без этой связи масштабные планы по развитию макрорегиона неосуществимы.
Особое внимание уделили теме хрупкой экологии Крайнего Севера. Здесь состоялся конструктивный диалог: речь шла о том, как защитить северные территории с помощью современных исследований, технологий и новой экологической экономики. Было подписано соглашение о сотрудничестве между Правительством Архангельской области и Национальным комитетом Десятилетия ООН по восстановлению экосистем.
Привлечение молодёжи – взгляд в будущее
Молодёжи на площадке форума было очень много: школьники, студенты, юные активисты общественных объединений. Ни для кого не секрет, что многие сферы деятельности в Арктике испытывают кадровый голод из-за того, что выпускники заполярных школ, поехав за высшим образованием в более крупные и климатически комфортные города, не спешат возвращаться домой.
Как сделать жизнь на Севере молодёжным трендом? Этот вопрос в тех или иных вариациях звучал не раз. Студенты не только с удовольствием посещали ненецкий чум, пробовали кофе с олениной, но и участвовали в молодёжной сессии «Арктика – твой вектор роста», где общались с арктическими работодателями и чиновниками о возможностях самореализации.
В рамках проекта «Встреча поколений», третий раз ставшего молодёжной площадкой форума, 800 школьников состязались за уникальную награду – просветительскую поездку на безвозмездной основе в один из арктических регионов с экскурсионно-профориентационной программой. Также были объявлены победители творческого конкурса «Арктика и я», посвящённого 80-летию Победы и героям Арктики.
Увидев родные ненецкие костюмы, спешу пообщаться с группой молодёжи. Оказалось, что наряды народов Севера – не только ненцев, но и эвенов, камчадалов, коряков и многих других – сегодня демонстрируют не приглашённые модели, а студенты Санкт-Петербургского института народов Севера (ИНС) Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Девушки, привлекшие моё внимание яркими большеземельскими паницами, – жительницы Ямала Даша Окотэтто и Алёна Перматова. Парни в коротких замшевых накидках, отороченных мехом – эвены. Имя Тимофея Борисова из Хабаровского края я спросить успела, а второй юный эвен убежал позировать с варганом телевизионщикам.
– Мы студенты-педагоги, а специальности у нас разные, в основном этнокультурологи и учителя родного языка, – объясняют ребята. – Есть ещё историки.
На вопрос, планируют ли они возвращаться в свой регион после учёбы, реагируют по-разному. Дарья сразу подтверждает:
– Я вернусь, не могу жить без нашей природы! И всё-таки в наших регионах хорошо поддерживают, тем более молодых.
Алёна отрицательно качает головой, а Тимофей уклончиво отвечает:
– Жизнь длинная – посмотрим…
Новые встречи и знакомства
Кроме рабочих моментов, была подготовлена и культурная программа. В фойе проходила выставка техники, демонстрировали оснащение пожарных и спасателей, здесь же можно было познакомиться с кинологами. Серьёзные девушки и их очаровательные напарники – восточно-европейская и шотландская овчарки – были настоящими звёздами фотосессий.
– Мы из Вологодской области, представляем Арктический спасательный учебно-научный центр «Вытегра», – рассказала начальник кинологического поисково-спасательного подразделения Александра Костина. –
Наши собачки ищут людей в двух локациях: лес и техногенная среда, проще говоря, это полуразрушенные здания. Основная наша работа – поиск грибников-ягодников с конца лета до поздней осени. Тут собака просто незаменима, но её надо специально обучать. Они должны учиться передвигаться по заданному маршруту, быть социально активными, социализированными, не бояться людей и любить их. Ведь часто потерявшийся человек находится в панике, может закричать или как-то иначе спровоцировать собаку-спасателя. А наши напарники должны держаться на дистанции и продолжать лаем обозначать, что человек найден.
Напарник Александры Феникс – опытный сотрудник, ему уже шесть лет, четыре из которых отданы службе. Он слышит, что мы говорим о нём, и приветливо поглядывает на нас. Особенно радуется, когда девушка произносит: «Фенечка» или «сына».
– У меня две личных служебных собаки, а всего в подразделении четыре. Чаще всего они находятся постоянно в социуме. В вольерах стараемся их не держать, потому что они должны быть постоянно с людьми. Если собака штатная, чаще всего кинологи забирают их домой на проживание.
…Тем временем очередь за авторским кофе от Сергея Сербина из Норильска не заканчивается. Все два дня она змеится почти до входа в главный конференц-зал.
У Сергея запоминающаяся внешность, и я сразу вспоминаю, что он приезжал к нам на гастрофестиваль. Не ошиблась.
– Да, мы были в Нарьян-Маре и вновь мечтаем там оказаться, – улыбается он. – Это потрясающе красивый, маленький, уютный, какой-то ламповый город. И у вас очень добрые люди. Поэтому, как только позовут, мы готовы приехать уже с новыми рецептами. Возможно, попробуем использовать мясо не нашего, таймырского, а вашего оленя.
Когда участники слышат, что здесь предлагают кофе с олениной, им сложно отказаться от искушения попробовать. Микс вяленого мяса, сушёных оленьих пантов и северных ягод на самом деле необычен, но в итоге получается вкусно!
Остаётся добавить, что все озвученные предложения будут систематизированы в общественную резолюцию для Правительства РФ, а самые острые вопросы, как отметил вице-президент АСПОЛ Андрей Грачёв, лягут в основу тем для прямой линии с президентом 19 декабря.
Транспортные системы
В Нарьян-Маре выделят более миллиарда рублей на развитие ЖКХ и дорог
Nao24, 18/12/2025
Основными целями бюджетной политики на ближайшие три года станут сохранение доходов, повышение эффективности расходов, сокращение муниципального долга и обеспечение прозрачности бюджетного процесса.
— Проект бюджета был разработан с учётом приоритетов и включает расходы на реализацию 8 муниципальных программ, составляющих 91,3% расходной части, — цитирует начальника управления финансов администрации Нарьян-Мара Марину Захарову пресс-служба мэрии.
Наибольшая часть средств будет направлена на жилищно-коммунальное хозяйство (627 млн руб.), дорожный комплекс (427 млн руб.) и общегосударственные вопросы (423 млн руб.).
Бюджет также предусматривает финансирование социальной политики (80 млн руб.), а также мероприятий по молодёжной политике, физкультуре, спорту и культуре (8 млн руб.).
Муниципальный долг сформирован за счёт бюджетных кредитов, и привлечение новых коммерческих кредитов в плановый период не планируется.
В ходе работы над бюджетом были учтены все поступившие предложения, пишет пресс-служба городской администрации.
Первоисточник: https://nao24.ru/jkh/47936-narjan-mar-utverdil-bjudzhet-na-2026-god.html
Около двадцати тонн писем и посылок доставили на Чукотку грузовым самолетом
ИА Чукотка, 18/12/2025
В четверг, 18 декабря, самолет Почты России доставил около двадцати тонн корреспонденции в столицу Чукотского АО. Это был первый рейс после ремонта воздушного судна. Планируется, что авиадоставка писем и посылок между Москвой и Анадырем будет осуществляться два-три раза в месяц, сообщает ИА "Чукотка".
Ту-204С "Екатерина II" вылетел из Москвы 14 декабря. В пути воздушное судно совершало посадки в Красноярске и Братске. В аэропорту Анадыря самолет встретили сегодня во второй половине дня. Это был первый рейс в столицу Чукотского АО после планового ремонта грузового самолета. «Мы приложили все усилия, чтобы минимизировать перерывы в доставке. Благодаря оперативной работе и заключенным договорам нам удавалось доставлять в округ критически важную корреспонденцию. Сейчас мы полностью готовы к приему основного объема грузов», — сообщил директор УФПС Чукотского АО Александр Семериков. По данным Почты России, на борту самолета около двадцати тонн писем и посылок. Прибывшие на Чукотку отправления ждет сортировка, после чего их начнут отправлять в другие населенные пункты. Корреспонденцию будут возить по зимникам на ТРЭКОЛах, а также отправлять регулярными и чартерными рейсами ЧукотАВИА. Планируется, что авиадоставка корреспонденции между Москвой и Анадырем будет осуществляться регулярно. Воздушное судно будет выполнять рейсы два-три раза в месяц.
Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/svyaz/okolo_dvadtsati_tonn_pisem_i_posylok_dostavili_na_chukotku_gruzovym_samoletom/
В Магадане к 2030 году планируют проложить железную дорогу
Колыма Плюс, 18/12/2025
В Магадане к 2030 году может появиться железная дорога. Такой проект обсудили на заседании рабочей группы по вопросам перспективного строительства железнодорожной линии «Нижний Бестях – Магадан». Для обсуждения на Колыму прибыла делегация из Якутии.
Представили планы предстоящих работ, согласно которым проектирование начнется в 2026 году. По словам директора «Железных дорог Якутии», в их регионе уже существует международная линия в Китай, где вся необходимая документация готова и действует погранпереход. Именно от этой ветки может быть проложено ответвление в сторону Магадана.
«Со своей стороны, распоряжение наше на подписи находится. План мероприятий мы для себя сделали, наметили и готовы дальше обсуждать работу», – сказал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Семен Коркин.
Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Якутии отметил, что жд дорога будет проходить до столицы Колымы через Сокол, Тенькинский и Сусуманский округа. Еще один план: сделать электричку от Магадана до аэропорта имени Владимира Высоцкого.
«Мы все-таки надеемся на ваше решение. Куда вы скажете, туда мы и зайдем, где у вас будет основной порт», – отметил генеральный директор компании «Железные дороги Якутии» Василий Шимохин.
Появление железной дороги запланировано в рамках национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока. А также стратегии развития железнодорожного транспорта в России. Появление жд линии позволит быстрее доставлять в Магадан грузы и расширить пассажиропоток.
Первоисточник: https://kolymaplus.ru/news/v-magadane-k-2030-godu-planiruyut-prolozhit-zheleznuyu-dorogu/
Во всех 13 арктических районах созданы торгово-логистические центры
ЯСИА, 18/12/2025
В этом году ТЛЦ появились во всех 13 арктических районах республики. Такую задачу ставил Айсен Николаев в своем предыдущем послании Государственному Собранию (Ил Тумэн), сообщает сайт sakha.gov.ru.
Работы проведены по Указу главы Якутии «О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года» и соглашению, подписанному правительством республики с Минвостокразвития России.
«Достигнутые успехи фрагментарны и в основном связаны с деятельностью отраслевых ведомств. Необходим высокий уровень межведомственной координации для получения комплексного эффекта, привлечения людей для работы и жизни в Арктике. Прошу Министерство по развитию Арктики, при реализации арктического указа, действовать более активно, предлагать новые технологии и инициативы, объединять усилия всех органов власти, предприятий и общественности», — отметил глава Якутии Айсен Николаев в своем послании ранее.
В текущем 2025 году в арктические районы Якутии Арктической торгово-логистической компанией доставлено 522 тонны свежих овощей, включая капусту, свёклу, морковь и картофель, произведённые местными фермерами.
Торгово-логистические центры, оснащены современным специализированным оборудованием для качественного хранения овощей и продуктов.
Также в этом году в Якутске открылся новый консервный цех Арктической торгово-логистической компании «АрктикВкус». Предприятие призвано стать ключевым звеном в цепочке переработки местной сельхозпродукции, включая дикоросы из арктических районов. Завод работает на базе торгово-логистических центров компании, обеспечивая обратную загрузку и эффективную переработку сырья.
«Перед Арктической торгово-логистической компанией была поставлена задача по обеспечению переработки продукции для удешевления завоза и максимальной поддержки местных производителей. Работа АТЛК будет способствовать развитию сельского хозяйства и повышению качества жизни жителей Арктики», – отмечал Айсен Николаев.
Мощность цеха по производству мясных консервов составляет 250 тысяч банок в год.
Все помещения цеха спроектированы с учётом поточности технологических процессов, что позволяет максимально эффективно организовать работу и минимизировать временные затраты. Ключевым элементом стали современные технологические оборудования конвейерного типа, а также автоклав заводского комплекта. Эти решения не только повышают производительность, но и обеспечивают высокий уровень автоматизации всех производственных процессов. Завод-изготовитель предусмотрел комплексный контроль качества продукции, что гарантирует соответствие выпускаемой продукции строгим стандартам.
Первоисточник: https://ysia.ru/vo-vseh-13-arkticheskih-rajonah-sozdany-torgovo-logisticheskie-tsentry/
Разное
Глава ямальского УФАС объяснил разницу цен на бензин в Салехарде и Лабытнанги
Север-Пресс, 18/12/2025
Сложная транспортная логистика и межсезонье влияют на разницу цен на моторное топливо в городах-соседях — Салехарде и Лабытнанги. Об этом сообщил 18 декабря на пресс-конференции руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по ЯНАО Андрей Денисюк.
Так он прокомментировал соответствующий вопрос журналистов. Представители СМИ отметили, что в октябре один литр бензина марки АИ-92 на заправках в Салехарде стоил на 10—12 рублей дороже, чем в Лабытнанги. Сейчас эта разница снизилась и составляет в среднем 3—4 рубля за литр: в городе Семи лиственниц — 62 рубля, а в столице Ямала — более 65 рублей.
Руководитель УФАС по ЯНАО напомнил, что в Салехарде действует постановление правительства округа, которое ограничивает торговую надбавку на реализацию ГСМ. На Лабытнанги этот документ не распространяется, но для салехардских автолюбителей бензин часто обходится дороже.
По словам Андрей Денисюка, одна из причин — сложная транспортная доставка. Особенно в периоды межсезонья, когда на время наземное транспортное сообщение между двумя городами практически прерывается. При этом в Лабытнанги значительная часть моторного топлива поступает по железной дороге, которой в Салехарде нет.
«Надеемся, что сейчас, после запуска ледовой переправы Салехард — Лабытнанги, положение изменится, — прокомментировал глава антимонопольного управления. — Но это не работает одномоментно: иными словам, сегодня переправу открыли, а завтра бензин подешевел. Есть некий резерв, который формируется заранее, и пока он не будет распродан — определенная цена будет держаться».
В целом, по мнению Денисюка, осенью бензин и дизельное топливо всегда дорожают. Это связано прежде всего с сезоном сельхозработ в стране. Однако к весне ГСМ дешевеет. «На Ямале в мае 2025 года бензин марки АИ-92 падал аж до 43 рублей за литр. А потом повысился до 70 рублей. Сейчас, мы видим, снова идет снижение цены», — сообщил он.
Глава ямальского УФАС добавил, что сотрудники управления ежедневно изучают рынок продажи горюче-смазочных материалов в округе. «Регулярно делаем запросы участникам, анализируем причины, влияющие на повышение или снижение цен на топливо. Пожалуй, ГСМ — это единственный товар у нас, который не только дорожает, но и дешевеет», — заявил Андрей Денисюк.
Выявляют и нарушителей в этом бизнесе. Например, в 2024 году УФАС по ЯНАО рассмотрел ранее возбужденное дело в отношении трех компаний, которые продавали моторное топливо на АЗС в Новом Уренгое. Контролеры обнаружили ценовой сговор — владельцы заправок сообща установили завышенные расценки. В итоге суд выписал компаниям совокупный штраф — около 4 миллионов рублей. Сумму они уже оплатили.
Всего за 2025 год в УФАС по ЯНАО поступило 189 обращений о нарушении антимонопольного законодательства в разных сферах, возбудили десять дел и выдали восемь предупреждений участникам рынка.
Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/glava-jamalskogo-ufas-objasnil-raznitsu-tsen-na-benzin-v-saleharde-i-labytnangi/